Социальная политика система мер. Что такое социальная политика государства

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она - органическая часть внутренней политикигосударства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационногоуровнятрудовых ресурсов, науровеньнаучно-технического развития производительных сил, на культурную и духовнуюжизньобщества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и быта, развитие физкультуры и спорта, дает снижение заболеваемости и тем самым оказывает ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем социальной сферы, как общественное питание, дошкольное образование, освобождается часть населения из сферы домашнего хозяйства, повышается занятость в общественном производстве. Наука и научное обеспечение, определяющие перспективы экономического развитиястраныв эпоху НТП, также являются частью социальной сферы и их развитие и эффективность регулируются в рамках социальной политики. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и является непосредственно местом приложения труда и обеспечивает работой миллионы людей встране. Такие отрасли социального комплекса, как здравоохранение, образование, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и другие, обеспечивают рабочими местами до 20% экономически активного населения, а в экономически развитыхстранахв сфере услуг занято до 70% всех работающих. Значимость социальной сферы велика не только благодаря ее огромному влиянию на экономику.

Главное ее назначение - полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованногогосударства.

Основными задачами социальной политика государстваявляются:

    ■ Гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы.

    ■ Создание условий для повышения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровняжизни.

    ■ Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государствомсоциально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищенных групп населения.

    ■ Обеспечение рациональной занятости в обществе.

    ■ Снижение уровнякриминализации в обществе.

    ■ Развитие отраслей социального комплекса, таких, как образование, здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

    ■ Обеспечение экологической безопасности страны.

Социальная политика является важнейшей сферой деятельности любого государстваи в этой области накоплен значительный опыт.

Современные модели социальной политики отличаются по степени вмешательствагосударствав социально-экономическую сферу общества, по степени социальной защищенности граждан, поуровнюобеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическое развитиестраны.

Наиболее нам знакома по недавнему прошломупатерналистская социалистическая модель . Основные ее характеристики - это всесторонняя ответственностьгосударстваза социально-экономическое положение своих граждан, государственная монополия в области производства и распределения всех товаров и услуг, необходимых населению, чувство социальной защищенности, социальной стабильности, лояльность граждан по отношению кгосударству. При всех положительных качествах эта система, обладая низкой экономической эффективностью, не в состоянии обеспечить высокийуровеньблагосостояния всех граждан, поэтому для нее также характерна система социальных льгот и привилегий для бюрократической элиты и низкийуровеньобеспеченности и лимиты социальных благ для основной массы населения. В условиях данной модели также очень высока зависимость индивида отгосударства, формируется идеология иждивенчества, теряется инициатива, и в конечном итоге ограничивается социальная свобода. Слабое развитие рыночных отношений в отраслях социальной сферы предопределяет слабую заинтересованность в результатах труда ее работников, низкую ориентацию на потребителя, практическое отсутствие защиты прав потребителей. Методы проведения социальной политики разнообразны - от административных, экономических до прямого насилия.

Шведская модель социальной политики характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулированиягосударствомсоциальной сферы. Иногда ее называют "шведский социализм". Она обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан, но из-за присущей для всех чрезмерно централизованных систем унификации в социальной сфере, ограниченности свободы выбора для потребителей не пользуется широким распространением и популярностью, так как это расценивается как очень существенные недостатки в системе западной демократии. Для шведской модели также характерно высокое налоговое давление на предпринимательство и население, что также не особенно привлекательно для другихстран.

Модель " государства благосостояния" является типичной рыночной моделью с высоким уровнем регулирования социальной сферы.Государство, имея приоритетом рыночное хозяйство, берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которые рынок обеспечить не может. В "государствеблагосостояния" высокуровеньрасходов на социальные нужды, высоки социальные минимальные стандарты, часто они приближены к средним показателям постране.

Модель социально-ориентированного рыночного хозяйства , основоположником которой является Людвиг Эрхард, базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. При безусловном приоритете экономической свободы рынка эта модель характеризуется также высокой степенью защищенности граждан, которая обеспечивается посредством государственного вмешательства через перераспределение благ, налоговую политику, правовое обеспечение и т.д. В этой модели действует целая система социальных амортизаторов, обеспечивающаяуровеньжизнине ниже черты бедности. При этомгосударствозадачи, которые могут решить сами граждане, на себя не берет.

Рыночная социальная модель отличается наибольшей социальной жесткостью. В качестве основного принципа здесь действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы перед методами прямого государственного вмешательства. Она характеризуется разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных субсидий и дотаций и расширением рыночных инструментариев в функционировании.

В нашей странепри стратегической ориентации на социальное рыночное хозяйство в настоящее время доминирует рыночная социальная модель. Резкий переход от патерналистской социалистической модели к рыночной социальной, от массовой социальной защиты и поддержки и разветвленной сети бесплатных учреждений социальной сферы к рыночным методам дает очень резкий контраст, болезненно переносится населением. К тому же эти модели и идеологически чужды друг другу, так как в основе одной - коллективизм, а другой - индивидуализм. Более мягкие модели "государстваблагосостояния" и "социального рыночного хозяйства" безусловно облегчили бы переход к рыночным отношениям, но условия глубокого экономического кризиса резко ограничивают такие возможности.

По этой причине не всегда удается реализовать и провозглашенные принципы социальной политики, например такие, как создание условий для поддержания приемлемого уровняблагосостояния, социальная защищенность в экстремальных ситуациях, гарантированность прожиточного минимума в виде минимальной зарплаты и минимальной пенсии. К основным принципам российской социальной политики также относятся поддержка за счет государственных средств только слабо защищенных групп населения, их адресная поддержка; повышение обоснованности предоставляемых льгот, преимуществ и привилегий, перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местныйуровеньвласти; гласный характер социальной политики, предоставление общественности результатов проводимых социальных преобразований; государственный и общественный контроль в социальной сфере и др.

Характеризуя современную направленность социальной политики России, нельзя не учитывать исторический аспект развития социального комплекса. После расцвета социальной сферы в 1960-х годах, когда СССР вошел в числостранс развитым социально-культурным комплексом - лидирующее место в мире по обеспеченности врачами и больничными койками, снижение смертности в 3 раза, детской - в 9 раз, увеличение средней продолжительностижизнис 32 до 70 лет (1913-1960 гг.), невиданный ростуровняобразования населения, насыщенности специалистами высшей квалификации отраслей хозяйства, рост научно-интеллектуального потенциаластраны- начались долгие годы застоя. С 1960-х годов на социальной сфере стали сказываться общие отрицательные тенденции в экономике России: отсутствие эффективного хозяйственного механизма, снижение отдачи ресурсов, диспропорции в народном хозяйстве и диспропорции в финансировании отдельных его отраслей и т.д. Засилие в социальном комплексе крупных моносистем - государственных систем образования и здравоохранения и других делали социальный комплекс малодинамичным, слабовосприимчивым к изменяющимся условиям и потребностям населения. В этот период для него характерна сверхцентрализованность, жесткая вертикальная иерархия. Управление характеризуется строгой бюрократической регламентацией в распределении материальных и кадровых ресурсов. Отсутствие конкуренции предопределило отсутствие действенных стимулов в развитии, которое шло в основном экстенсивным путем, без структурных преобразований. Снижал эффективность социального комплекса и неадекватныйуровеньоплаты труда.

Современное состояние социального комплекса характеризуется как критическое. Со вступлением страныв глубочайший экономический кризис 1990-х годов для него характерны спад производства, инфляция, падение жизненногоуровнябольшинства населения. Попытка реформирования сферы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, расширение границ платности в образовании, здравоохранении, культуре идет без адекватного реформирования структуры оплаты труда занятых в общественном производстве и увеличения пенсий и пособий. Объективно необходимое расширение участия населения в покрытии затрат на социальные блага не учитывает отсутствия необходимой для этого материальной базы и, что также важно, моральной неподготовленности населения.

Уровеньсовременного развития социального комплексастраныхарактеризует "индекс человеческого развития", который был введен ЮНЕСКО для сравнениястран, различных по общественному строю. Он рассчитывается на базе трех основных показателей: (1)уровняжизни, измеряемого доходом на душу населения, с учетом внутренних цен на товары и услуги; (2) средней предстоящей продолжительностижизни- это комплексный показатель здоровья населения; (3)уровняобразования населения. В 1970 г. СССР по индексу человеческого развития находился на 12-м месте в мире, в 1992 г. Россия находилась уже на 52-м месте, уступая рядустранЮго-Восточной Азии, Латинской Америки, Польше, Чехии, Словакии,государствамБалтии, а сейчасстраназанимает место во второй сотнегосударстввместе с беднейшимистранамитретьего мира.

В сложившихся экономических условиях встранепредпринимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого паденияуровняжизнии на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу. В основном удается сохранить общедоступность образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения. В то же время эта работа проводится недостаточно эффективно. Например, индексация заработной платы, в первую очередь в бюджетной сфере, не компенсирует потерь; многие льготы, социальные пособия выплачиваются без учета материального положения семей и объективной оценки возможностей конкретных людей обеспечить собственное благополучие своими руками, в результате происходит распыление тех немногих средств, которые необходимы наиболее слабообеспеченным. Очень актуальна проблема финансирования социального комплекса. Попытка расширения границ платности, ускорение внедрения обязательного медицинского страхования не решили проблемы дефицита финансов. Требуются развитие законодательной базы, рациональная организация управления, реформирование на эффективной основе крупнейших систем социального комплекса: занятости, пенсионного обеспечения, социальной защиты наиболее малообеспеченных, оказавшихся в экстремальных ситуациях, таких жизненно важных отраслей социальной инфраструктуры, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство. Реформы социальной сферы должны разрабатываться на комплексной основе, не только учитывать стесненные возможности государственного бюджета по финансированию, но и быть направленными на укрепление материального благополучия населения как основы повышения налоговой базы и перенесения платы за социальные услуги с плечгосударствана плечи самих граждан.

Государственное регулирование играет огромную роль в развитии и поддержании стабильности социальной сферы в любой стране, что подтверждается мировой практикой и отмечается в Докладе Всемирного банка, где говорится, чтогосударстводолжно оказывать определяющее влияние на развитие сферы социальных услуг и инфраструктуры, на защиту наиболее уязвимых категорий населения, на охрану окружающей природной среды.

В области государственного регулирования социальной сферы выделяются федеральный, региональный и местный уровниуправления. В последние годы все большее число вопросов в области социальной политики передается с федерального на региональный и местныйуровень, значимость этихуровнейв социальной сфере постоянно растет.

На федеральном уровне разрабатывается социальная политикагосударства, осуществляется ее правовое обеспечение, разрабатываются основные методы и подходы к решению задач социальной политики, вырабатывается и совершенствуется структура исполнительных органов, на которые возлагается решение поставленных социальных задач. На этомуровнепроводится социальный мониторинг, социальное прогнозирование, разрабатываются и утверждаются федеральные социальные программы. К функциям федеральногоуровнявласти также относятся установление таких социальных нормативов, как минимальный размер оплаты труда, минимальные пенсии, прожиточный минимум, разработка основных методов социальной поддержки наиболее нуждающихся в ней групп населения. На федеральномуровневыделяются средства на оплату бюджетной сферы, финансируются учреждения, находящиеся в федеральной собственности, делаются инвестиции в социальную сферу районов нового освоения, районов повышенной социальной напряженности, экологического и социального бедствий, осуществляются выплаты по долговым обязательствам населению. Непосредственно влияет на социальную сферу и функция установления налогов и пропорций распределения федеральных налогов между федеральными, региональными и местными органами власти.

На региональном и местном уровнях разрабатываются концепции социального развития территорий, готовится региональное и местное законодательное обеспечение, подбираются формы и методы работы, адекватные региональным и местным особенностям,

а также проводится социальный мониторинг и социальное прогнозирование, изыскиваются средства для дополнительных поступлений в бюджеты территорий, выделяются средства на оплату труда бюджетников, осуществляется финансирование учреждений муниципальной собственности, устанавливается система региональных и местных налоговых и других льгот, осуществляются мероприятия по социальной защите населения.

Законодательные основы социальной политики государствазакреплены в Конституции Российской Федерации, где записано, что "Российская Федерация - социальноегосударство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойнуюжизньи свободное развитие человека". Законодательные основы социального комплекса разрабатываются Государственной Думой, законодательными собраниями в регионах и органами местного самоуправления, которые также имеют право на законодательное нормотворчество в пределах своих муниципалитетов. Федеральное законодательство представлено такими законами, как Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, "О повышении социальных гарантий для трудящихся", "О занятости населения в РФ", "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О государственной поддержке кинематографии", "Об образовании", "Об основах социального обслуживания в РФ" и многими другими, регулирующими развитие социальной сферыгосударства.

Руководство социальной сферой осуществляется непосредственно исполнительными органами: Министерством здравоохранения РФ, Министерством образования РФ, Министерством культуры РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством промышленности, науки и технологий РФ, Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ, Министерством природных ресурсов РФ, Министерством внутренних дел РФ, Государственным комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму, Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и др. На региональном и местномуровняхони имеют свои подразделения. Науровнегородов и районов в составе администраций работают их отделы, управления, комитеты, например отделы культуры, здравоохранения, отделы труда и занятости, развития и эксплуатации жилищно-коммунального комплекса, проведения жилищной реформы, отделы по защите прав потребителей и др.

Органы исполнительной власти всех уровнейсоздают основную часть регламентации по всем направлениям и отраслям. Они выпускают постановления, распоряжения, инструкции, утверждают социальные программы, определяют региональные и местные стандарты, содержание и организацию деятельности конкретной отрасли социальной сферы, полномочия, лицензирование, финансирование, порядок предоставления услуг и т.д.

В настоящее время наблюдается тенденция децентрализации управления социальной сферой. Принципы разграничения компетенции и полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти предполагают возложение всей меры ответственности за работу социальной сферы на региональные и местные власти. Они же регулируют деятельность частных и смешанных предприятий, акционерных обществ данного профиля. Со временем в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления и предприятия муниципальной собственности будут отделены и выведены из государственного подчинения.

Для реализации социальной политики применяются разнообразные методы государственного регулирования , к которым относятся:

    Правовое регулирование - принимаемые на всехуровняхгосударственной власти правовые акты и нормативные документы, действие которых распространяется на предприятия всех форм собственности.

    Финансово-кредитное регулирование - использование рычагов по управлению финансовыми потоками. Основной формой реализации данного метода является выделение в государственном бюджете статей, за счет которых финансируются бюджетные отрасли - отрасли социальной сферы. Другой формой финансового регулирования является создание внебюджетных социальных фондов: пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения, за счет которых финансируются соответствующие отрасли социальной сферы.

    Приватизация - передача предприятий социальной сферы в частную собственность, как правило, ограничена. Расходы по содержанию таких предприятий, оплате труда работников несетгосударство.

    Целевые программы - программы, имеющие социальную направленность по наиболее острым социальным проблемам. Эти программы также финансируются из государственного бюджета. В настоящее время реализуются следующие программы: "Дети России", "Жилище", "Сахарный диабет", "Федеральная миграционная программа", "Развитие образования" и многие др.

    Социальные стандарты - разработка форм и объемов социальных услуг, бесплатное предоставление которых всем гражданам РФ гарантируется Конституцией РФ.

Государственное регулирование в области социальной политики осуществляется как административными, так и экономическими методами. Одним из основных методов является законодательное регулирование. В законодательных актах заложены основы функционирования всей социальной сферы, закреплены основные направления развития, определены социальные стандарты, условия и права на получение социальной помощи различными социальными группами и т.п. В качестве регулятора выступают также государственные заказы в области здравоохранения, образования, науки, культуры, искусства, тарифная система оплаты труда. Социально-экономические программы относятся к высшим формам государственного регулирования. Разрабатываются и целевые государственные программы трудоустройства населения, стимулирования роста занятости, создания рабочих мест в госсекторе, помощи инвалидам, усиления правовой защищенности. Государствовоздействует на состояние рынка рабочей силы, профессиональное переобучение и переквалификацию, занимается развитием системы страхования от безработицы, устанавливает пределы в оплате труда, регулирует колебание цен на товары и услуги, носящие жизненно важный характер, например, жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического, транспортного комплекса.Государствовыделяет на развитие социальной сферы ассигнования из бюджета: дотации, субвенции, субсидии.

Инструментами проведения социальной политики государстваслужат социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты, минимальный размер оплаты труда и другие пороговые социальные ограничители.Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность какгосударстваперед гражданами, так и граждан передгосударством. На социальные нужды за счет всех источников финансирования, в том числе предприятий и населения, направляется около 18% валового внутреннего продукта (ВВП). В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры.

Значительные денежные ресурсы концентрируются в следующих внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости, социального страхования, медицинского страхования. Бюджет этих фондов составляет почти 40% по отношению к расходам федерального бюджета.

Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий, предусмотренных Конституцией. Они необходимы также для определения финансовых нормативов. Государственные минимальные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и общих методических принципах. Например, постановлениями Правительства РФ устанавливается величина прожиточного минимума в расчете на душу населения по представлению Министерства труда и социального развития РФ и Государственного комитета РФ по статистике. Этот показатель используется для оценкиуровняжизнинаселения, при разработке и реализации социальной политики, федеральных социальных программ, обоснования минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всехуровней.

Минимальный потребительский бюджет служит основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения в период кризиса экономики, используется также для расчета минимальной оплаты труда, пенсий. В варианте повышенного стандарта он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы, а в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного (физиологического) минимума.

Прожиточный минимум - минимальный доход, один из самых важных инструментов социальной политики. С его помощью оцениваетсяуровеньжизнинаселения, регулируются доходы, он учитывается при социальных выплатах. Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимального научного обоснованного набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержанияжизнедеятельностичеловека при определенномуровнеразвития экономики. В него включаются расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи.

При определении прожиточного минимума в России используется так называемый "корзиночный подход". Минимально приемлемые нормы питания и расходы на непродовольственные товары (жилье, лекарства, санитарная гигиена и др.) исчисляются на основе потребительской корзины. Институтом питания РАМН определен набор из около 40 видов продуктов питания; перечень непродовольственных товаров и услуг не конкретизируется и принимается по отношению к общей стоимости продовольственной корзины исходя из структуры расходов на них у 10% наименее обеспеченных домохозяйств.Потребительская корзина - это совокупность минимумов потребления конкретных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Потребительская корзина разработана в среднем на душу населения и отдельно для мужчин (16-59 лет) и женщин (16-54 лет), пенсионеров и детей.

Стоимость потребительской корзины - прожиточный минимум, нижняя граница стоимости жизни, показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг. Для работающих она обеспечивает сохранение работоспособности - это граница бедности, а для неработающих она обеспечивает лишь поддержание жизнеспособности - это уже граница нищеты.

англ. policy, social; нем. Sozialpolitik. Деятельность общества и государства, направленная на развитие соц. сферы общества, повышение благосостояния, улучшение условий труда, жизни и т. д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ

одна из главных сфер политической деятельности гос., политич. партий, обществ. организаций, являются субъектами политики, цель к-рой развитие образующих то или иное об-во классов, соц. групп, соц. слоев (стратов), нац. или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также на развитие (социализацию) человека. П.с. направлена на защиту всех элементов структуры об-ва, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в об-ве на определенных этапах его развития. П.с. предполагает в качестве объектов своего особого внимания соц. обеспечение (пенсионное обеспечение по старости, инвалидности и т. п.), системы здравоохранения, народного образования, науки и культуры. Формирование П.с. происходит на основе информации, получаемой в рез-те сбора статистич. данных и проведения социологич. исследований. Осмысление этой информации позволяет наметить соц. задачи, подлежащие решению, соц. рубежи и цели, к-рые необходимо достичь. Реализация социально значимых целей и решение соц. задач должна иметь формы соц. проектов и соц. программ. Эти проекты и программы составляют значительную часть П.с. Научн. и практич. обоснованность задач, целей, проектов и программ, лежащих в сфере соц. жизни об-ва, подлепленная соответствующим экономическим и культурным потенциалом об-ва, является обоснованной предпосылкой для сильной П.с. Становление постиндустриального об-ва создает предпосылки для дальнейшего упрочения взаимосвязи между экономич. и соц. развитием, согласно ряду современных концепций, предполагается развитие таких соц. явлений, как превосходство сферы услуг над сферой производства: смена классового деления об-ва профессиональным, корпоративным; выдвижение на первый план в политической жизни об-ва профессиональных политиков и политич. центров; широкое внедрение в экономику интеллектуально обоснованных технологий; дальнейший рост в жизни об-ва информатизации, науки и техники, ход к постиндустриальному об-ву невозможен вне широчайших соц. преобразований, на что должна быть направлена П.с. Из задач становления постиндустриального об-ва вытекают в качестве первоочередных практические задачи, связанные со значительным увеличением образовательного потенциала об-ва. Важнешей соц. задачей становится совершенствование системы обшеств. и профессионального образования. Возрастание роли П.с. во всех сферах жизни об-ва вызывает потребность в кадрах, профессионально подготовленных для ведения различн. видов соц. работы. Нуждается в усилении и раскрытие основ П.с. в системе школьного образования. Научное обоснование возникающих соц. программ с учетом экономич., экологич. и демографич. факторов обществ. развития требует усиления развития всего комплекса научн. дисциплин, связанных со статистикой в соц. сфере и с комплексом обществ. наук, где особую роль приобретают политология, социология и их интегративные дисциплины (политич. социология и др.). Лита:. Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике. М., 1982; Активная социальная политика: поиски, находки, решения. М., 1986; Семья как объект социальной политики. М., 1986; Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990; Социальная политика в России. Сб. документов. М., 1992; Механизмы защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии). М., 1992; Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., 1993; Bell D. The Social Framework in the Information Society. The Computer Age. L., 1981; Lexicon der Sozialpolitik. Berlin, 1987. B.C. Овчинников.

Неполное определение ↓

Социальная политика – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.

Основные функции социальной политики можно свести к следующему:

Стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

Поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

Гарантирующая, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;

Защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.
Социальная политика строится на основе определённых принципов . Из них можно выделить три главных:

Принцип социального равенства членов данного общества, означающий равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и т.п.;

Принцип социальной солидарности, понимаемый как общая, объединённая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;

Принцип социальной справедливости, имеющий исторически обусловленные особенности, но в целом означающий определённую социально–экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп. Это проявляется в соответствии, например, прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п.

Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Её структуру можно представить в виде единства пяти основных составляющих:

– Политика обеспечения занятости.
– Политика регулирования доходов населения.
– Политика социальных гарантий.
– Политика социальной защиты.
– Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

Последняя структурная составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест.

По отношению к социальной политике и её реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом . Его суть в том, что общество в лице своего государства обязано создать всем своим членам только условия для проявления их экономической активности (так сказать, «правила игры» на рынке), а это само по себе обеспечит получение какого – либо дохода. Главное преимущество такого подхода в свободе государства от социальной ответственности. А главный минус – в «свободе» общества от социальной устойчивости, что означает при современном носовершенном виде рыночной системы неизбежность социальной напряжённости и конфликтов, вплоть до военных, явно безумных в ядерном мире.

Другой подход от отличие от первого можно назвать социально–ориентированным . Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения как минимум таких доходов, которые на дают ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социально–ориентированного подхода к социальной политике государства по сравнению с рыночным подходом, прежде всего в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир – величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создавая условия для бесполярной социальной структуры общества, без экстремальных социальных групп, такой подход создаёт и материальные условия для развития способностей как основы для более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. А именно этот новый тип работника нужен новому научно–информационному типу производства и он становится главным фактором такого производства.

Основное преимущество такого подхода – в обеспечении обществу социальной устойчивости, а это в современном мире служит главным условием его дальнейшего разностороннего развития.

Результативность того или иного подхода проявляется, прежде всего, в показателях уровня жизни населения страны.

В мировой практике разработана для этих целей целая система социальных индикаторов. Она состоит из 4-х больших групп индикаторов. Но самым главным среди них являются индикаторы, служащие для оценки уровня жизни, а именно:

Данные о денежных доходах населения и об их динамике;
- данные о реальных доходах и о расходах на потребление;
- данные о дифференциации реальных доходов по социальным группам населения;
- данные о распространённости и глубине бедности.

В зависимости от того или иного подхода социальная политика приобретает разный объём и разную глубину. При этом под объёмом социальной политики понимаем охват её функций и структурных звеньев (все или не все их них берутся на «вооружение»), а глубина социальной политики означает большую или меньшую меру реализации каждой из составляющих социальной политики (например – реальная мера обеспечения занятости в данной стране).

Социальная политика - это, по существу, еще один инструмент политического воздействия, с более благоприятными последствиями для тех членов общества, на которых она направлена. Она направлена на установление стабильности удовлетворения потребностей социальных институтов и групп, в то же время принося пользу не только им, но и той ветви власти, которая ее обеспечивает. Исходя из этого, каждое государство проводит свою социальную политику: учитывая настоящее благосостояние социума, экономическое положение страны, цели, которые следует достигнуть, и так далее.

Развитие социальной политики РФ тесно связано с критериями, обозначающими именно это государство: например, особенностями управления и политики в принципе. Также на социальную политику сильно влияют исторические особенности и национальные традиции, менталитет, сугубо социо-психологические факторы. Инструменты социальной политики выбираются на основе экономического развития государства, предпосылок к экономическому росту, состояния экономики на нынешний момент.

Предпосылки развития социальной политики как явления

Общество - это устойчивая система, исторически сложившаяся под влиянием взаимоотношений между людьми. Структурно общество разделяют на социальные группы. Особенностью социальной группы, как основной формы взаимодействия людей, считается общность интересов и ценностей. По этому признаку социальные группы могут быть как схожи между собой, так и различны. Их интересы также могут и вовсе противостоять друг другу. Чтобы общественный резонанс не накалялся до предела, стал жизненно необходим какой-либо рычаг регулирования их деятельности.

Социальная политика в первую очередь помогает регулировать взаимодействие социальных групп, рассматривая общество в целом как систему и поэлементно как структуру. В идеальном представлении социальная политика должна учитывать интересы каждой из социальных групп, находить точки их соприкосновения, поддерживать стабильность развития цельного социума. Разные подходы к изучению социума, задействование в разработке концепции социальной политики экспертов различных сфер позволяют добиться результативности и работоспособности данного направления.

Терминология

Социальная политика - это составная часть внутренней политики любого государства. Ее цель - воздействие государственных институтов на социальные взаимоотношения.

Несмотря на определение и термин, социальная политика гораздо ближе к экономике, чем может показаться. Это продиктовано перечнем самых разнообразных причин, каждая из которых будет подробно рассмотрена в этой статье в ходе обсуждения социальной политики как существующего явления.

Потребность в социальной политике

Социальные отношения являются определяющим звеном в выборе человеком места в обществе (подсознательная самоактуализация за счет общественного мнения или, напротив, общественное восприятие за счет того, как ставит себя сама личность). Они же определяют условия реализации его потребностей. Человек не может развиваться вне социума - благодаря отношениям, которые он строит в нем, он развивается как личность, становится способен вырасти духовно и морально. Следовательно, социальные отношения необходимы и достаточны. В ходе их развития, однако, могут возникать и противоречия, проблемы и преграды.

Социальная политика призвана успешно разрешать глобальные и местные социальные проблемы, каких в любом государстве достаточно. Это и бедность различных слоев населения, и преступность, и содержание нетрудоспособных граждан, и множество других, проявляющихся в большей или меньшей степени для той или иной страны. На фоне этого развитие социальной политики РФ становится первостепенным фактором для улучшения благосостояния населения.

Система принципов

Практическая реализация социальной политики невозможна без теоретического базиса, который, в свою очередь, должен основываться на определенной идейности, имеющей четко расставленные приоритеты. Как любая система, система принципов структуирована и целостна. На ее элементы внешнее воздействие влияет в меньшей мере - гораздо важнее в ней морально-этическая подоплека.

Потому, вне зависимости от остальных факторов, система принципов социальной политики обязана включать в себя:

  • гуманизм (человечность, человеколюбие) - как основополагающий принцип, ради которого строится социальная политика;
  • справедливость - принцип, который иногда коррелирует, а порой и сталкивается с принципом равенства, в социальной политике все же занимает не последнее место, а напротив - имеет первостепенное значение;
  • непрерывность - важность которой не раз доказывается на практике, принцип, который ответственен за целостность структуры социальной политики;
  • системность - принцип, который должен быть свойственен любой проводящейся политике государства;
  • преемственность - восходит к основам того, что социальная политика базируется и на культурных традициях, складывающихся под влиянием исторических процессов;
  • открытость, наличие “обратной связи” - закрытые формы социальной политики очень влияют на ее эффективность, что в конце этой статьи будет рассмотрено на конкретном примере;
  • возможности и демократизм реализации - каждый из методов социальной политики должен иметь возможность быть реализованым в конкретном государстве;
  • сбалансированность целей - несмотря на то что чему-то необходимо предоставить на какой-то момент больший приоритет, социальная политика нуждается в балансе для эффективного функционирования;
  • действенный контроль общества - государственный контроль и обеспечение должны коррелировать с мнением общества (принцип vox populi, объясняющийся тем, что социальная политика проводится прежде всего для нуждающихся в ней граждан социума);
  • адресность мер, что подразумевает усиление социальной помощи тем группам населения, которые в ней более всего нуждаются. Тесно взаимодействует с принципом сбалансированности - один другому не должен противоречить, однако их совместное влияние позволяет разработать лучшие методы для социальной политики.

Система функций

Обеспечение социальной политики также завязано и на ее своеобразной системе функций. Некоторые из них уже вскользь были упомянуты в этой статье при объяснении важности проведения социальной политики как таковой.

Ниже представлена более подробная и точная классификация самых важных функций, которые должна выполнять эта стратегия:

  • выражение и защита, а также согласование ценностей и интересов групп и слоев населения;
  • нахождение компромисса в ходе возникающих общественных противоречий;
  • налаживание связи, двустороннего общения между государством и его населением;
  • поддержание целостности, стабильности и благосостояния общества как системы;
  • гармонизация структуры социальных групп в обществе;
  • прогностическая функция;
  • социальная защита граждан страны;
  • управление и контроль над социальными процессами, происходящими в обществе.

Значение

Двойная роль социальной политики позволяет ей быть универсальным инструментом как для повышения благосостояния населения, так и для увеличения/поддержания экономического роста страны. Эти два принципа взаимодействуют друг с другом на взаимовыгодном уровне - равно как в философском материалистическом принципе, одно порождает другое, позволяя системе быть целостной и работать бесперебойно. Отсюда, к примеру, вытекает третий пункт системы принципов, указанной выше, - непрерывность.

Это означает также и то, что социальная политика в полном ее смысле невозможна без достаточного экономического роста, и наоборот.

Из данного утверждения вытекает новое ответвление - государственная социальная политика. Это деятельность государства, направленная на предотвращение, смягчение и уничтожение общественных конфликтов на почве экономики. Ее целью становится снижение дифференциации степени доходов, устранение экономических противоречий и так далее. Таким образом, государственная социальная политика регулирует взаимоотношения экономических и социальных сфер развития общества.

Социальная политика: направления

Для классификации направлений социальной политики принято выделять два блока, действующих относительно самостоятельно:

  • социальная политика в широком смысле, охватывающая все сферы деятельности социума;
  • социальная политика как социальная защита.

Социальная защита населения как блок направления и одна из функций социальной политики

При помощи социальной защиты населения можно достичь благосостояния во всех сферах общества. Она представляет собой устойчивую систему гарантий, включающую в себя гарантии социально-психологические, законодательные и экономические. Для трудоспособных граждан социальная защита проявляется в предоставлении спектра возможностей для достижения благосостояния при использовании личного трудового вклада. Нетрудоспособные члены общества, а также социально уязвимые группы получают преимущества в пользовании общественными фондами потребления. Социальная защита, кроме того, предоставляет им прямую материальную поддержку.

Эффективная социальная защита гарантирует стабильную социальную защищенность. Социальная защищенность означает, что достигнуто то, ради чего создавалась социальная политика.

Направления этой деятельности, как можно заметить, также тесно связаны: в первом же предложении этого раздела имеется отсылка к вышеуказанному разделению, из второго пункта классификации вытекает первый. Это и объясняет относительную самостоятельность блоков.

Модели социальной политики

Как уже было сказано, каждая из стран по-своему осуществляет реализацию социальной политики, основываясь на благосостоянии общества на момент ее проведения, а также исходя из исторических особенностей и национальных традиций. Из этого вытекают основные модели социальной политики:

  • Континентальная, которую еще называют германской. Характеризуется высоким уровнем экономического роста, обеспечением полной занятости, расширенной системой партнерства. Действует, кроме Германии, в Бельгии, Австрии, Франции, Швейцарии.
  • Англосаксонская. Вмешательство государство в занятость приобретает пассивный характер, вместо этого огромное внимание уделяется социальным услугам. Распространена в Великобритании, Ирландии и Канаде.
  • Средиземноморская. Социальная политика адресная - направлена на социально незащищенные слои населения. В последнее время ее курс ужесточился, однако это, вероятно, носит временный характер и вызвано кризисами. Средиземноморская модель используется странами Южной Европы.
  • Скандинавская. Социальная политика носит активный и упреждающий характер, для нее свойственен высокий уровень перераспределения национального продукта через бюджет. Осуществляется в странах Северной Европы.

Структура и элементы

Структура социальной политики состоит из следующих элементов:

  • социальное обеспечение, социальная работа, социальная защита, социальная помощь;
  • медицинское страхование, здравоохранение;
  • жилищная политика, бытовое и коммунальное обслуживание граждан;
  • поддержка семьи, материнства и отцовства, детства;
  • охрана окружающей природной среды;
  • поддержка престарелых и инвалидов;
  • федеральное и местное обустройство беженцев, переселенцев и остальных мигрантов.

Из этого списка можно выделить области, в которых действует социальная политика. Сферы ее воздействия следующие:

  • сфера образования;
  • здравоохранения;
  • труда;
  • культуры;
  • занятости и др.

Все эти сферы, к которым напрямую относится социальная политика, области ее деятельности, создают одну большую, социальную, сферу. Ее называют объектом социальной политики - то, на что она направлена.

Цели социальной политики

Социальная политика - это деятельность, которая нацелена на:

  • жизнеобеспечение населения;
  • обеспечение социальной безопасности: отсутствие напряженности и конфликтов в обществе;
  • социальное развитие общества: его структуры, благосостояния и т. д.

Инструменты социальной политики

Целей социальной политики достигают при помощи:

  • социальных программ;
  • системы социального обеспечения и социальных услуг.

Механизм социальной политики

Социальное обеспечение - это программа, суть которой состоит в частичном или полном содержании нетрудоспособных граждан. Неработающие члены общества, потерявшиеся трудоспособность в силу различных причин, получают от государства некую материальную помощь и/или денежные средства.

Система социального обеспечения основана на двух рычагах:

  • социальное страхование;
  • общественное вспомоществование.

Первое означает систему отношений по распределению, а также перераспределению национального дохода: формируются специальные страховые фонды, в которые входят государственные дотации и страховые взносы. Эти средства впоследствии идут на:

  • пенсионное обеспечение;
  • медицинское страхования;
  • страхование от безработицы и несчастных случаев на производстве.

Общественное вспомоществование - это программы оказания помощи людям за чертой бедности. Оно может проявляться в денежной или натуральной форме (в виде бесплатных обедов, скидок на товары и специальных талонов).

Система социальных услуг затрагивает каждую из сфер социальной политики и частично финансируются государством.

Современная социальная политика в Российской Федерации

Российская социальная политика обладает особенностями, которые сложились еще в советский период развития страны. В то же время модернизация российской экономики предполагает также и изменения направленности курса социальной политики как таковой.

Социальная политика России на данный момент характеризуется:

  • высокой долей государственного регулирования;
  • большой частью государственного финансирования системы социальной защиты;
  • низкой долей благотворительных частных средств в системе социального обеспечения;
  • закрытым характером определения целей, задач, методик развития социальной политики страны;
  • доминированием государственных задач над общественными.

Проблемы

В России для государственных деятелей характерно провоцировать появление вопросов, которые должна решать социальная политика. Проблемы, возникающие вследствие этого, резонны:

  • бедность;
  • миграция;
  • рост преступности и наркомании;
  • снижение рождаемости;
  • безработица.

Социальная политика России прежде всего обращает внимание граждан на эти проблемы, ей свойственно формулировать их сущность и содержание. Для их же решения требуется признание “социальности” теми или иными государственными инстанциями.

Для определения приоритета важности решения социальной проблемы государство прибегает к помощи экспертов. Следует учесть, что сообщество экспертов вынуждено подчиняться государственному давлению, потому его интересы отстаиваются гораздо более эффективно, чем ценности населения.

Это приводит к тому, что ответственность за решение социальных проблем лежит на плечах тех, кто не способен их решить. Кроме того, реализация социальной политики зачастую не устраивает слои населения, на которые она направлена, закрытость же разработки ее концепции не позволяет самим гражданам вмешиваться в продумывание методов решения своих проблем.

Приоритетные задачи

Особенно остро в Российской Федерации стоит проблема расслоения общества по доходам. Это то, на что должна быть направлена социальная политика.

Задачи формирования ресурса - высококвалифицированного труда в экономике, также очень остро ставятся в настоящее время.

Статистика точно отображает состояние трудовых ресурсов: качественное и количественное снижение, выводящее на передний план необходимость их воспроизводства. За это ответственны демографическая политика и политика на рынке труда.

Первая должна проявиться в увеличении пособий по материнству - благодаря этому повысится роль и значимость помощи женщине.

При помощи программ на рынке труда можно решить такие социальные проблемы, как:

  • рост бедности и безработицы;
  • падения доходов населения.

Подразумевается психологическая работа со школьниками и молодежью, безработными слоями населения. Государство обязано обеспечить не только личностное самоопределение индивида как будущего работника, но и предоставить хороший и, более того, доступный уровень образования: в настоящее время, напротив, наблюдается тенденция сокращения бюджетного финансирования.

Следует изменить принцип борьбы с безработицей: все меры, предпринимаемые по этому поводу, направлены на следствие, а не причины.

Создание дополнительных рабочих мест подействует двойным эффектом:

  • решит проблему безработицы;
  • даст толчок развития экономике.

Тесная связь экономики и социальной политики, в принципе, очень хорошо просматривается на примере Российской Федерации как страны, в которой непрерывность, упоминаемая в первой половине этой статьи, не существует, что приводит к упадку на уровне всех остальных свойств.

Заключение и выводы

Социальная политика определяется рядом свойств и характеристик, а также базируется на системе принципов и функций. При выполнении каждого из пунктов этих спецификаций наблюдается положительный уровень социальной защищенности, а также, кроме достижения благосостояния населения, повышается уровень экономического роста.

Российская модель социальной политики является отличным примером того, как неверная реализация этой деятельности влияет на развитие страны во всех ее сферах. Закрытая форма разработки концепций вызывает недовольство со стороны граждан, жесткое регулирование экспертных систем со стороны государства приводит к недостаточному вниманию к интересам и ценностям социальных групп, что должно быть на первом месте в списке приоритетов социальной политики. Как минимум эти два фактора мешают бесперебойной работе социальных органов защиты населения, доступности социального обеспечения, контролю социального взаимодействия групп населения. Экономика страны, в свою очередь, также сильно страдает.

Социальная политика государства - комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения.

Цели социальной политики : повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан , регулирование доходов , смягчение социальной напряженности.

Уровни социальной политики : микроуровень - социальная политика фирм, корпораций, организаций; макроуровень - социальная политика страны и ее регионов; интеруровень - межгосударственная социальная политика.

Функции социальной политики : содействие развитию отношений справедливости в обществе ; создание системы социальной защиты; создание условий для роста благосостояния; проведение политики доходов.

В структуре социальной политики выделяют: политику регулирования доходов населения; политику социальных гарантий; политику обеспечения занятости; политику социальной защиты.

Политика регулирования доходов населения . В западной экономической теории выделяют четыре точки зрения на справедливость в распределении и перераспределении доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное. Выбор подходов и принципов справедливого распределения доходов для каждого общества определяется экономическим, политическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенностей развития общества.

Виды доходов за определенный период времени: номинальный - сумма денежных поступлений; реальный - количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальный доход; располагаемый - сумма номинального дохода после взимания с него налогов .

Слагаемые доходов: трудовые - в основном заработная плата и премии; предпринимательские - часть прибыли от кредита после уплаты процентов; от собственности - процент, дивиденд, рента и др.; социализированные - независимо от трудового вклада: выплаты из общественных фондов потребления, по социальному страхованию , трансфертные платежи; от теневой экономики - неучтенных и противоправных видов деятельности.

Распределение доходов населения отличается неравномерностью, измерить которую можно на основе методологии Парето - Лоренца - Джини. В концепции Парето дифференциация доходов рассматривается как неизменная и независимая от социальных и политических факторов величина. Согласно закону Парето, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, персональное распределение доходов устойчиво неравномерно.

Для определения неравенства в доходах отдельных групп населения используется кривая Лоренца, характеризующая неравномерность распределения и показывающая долю в национальном доходе, которую занимает каждая группа населения. Форма кривой Лоренца показывает степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстает от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот.

Степень экономического неравенства может быть измерена коэффициентом Джини . Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов.

Для оценки дифференциации доходов используется децильный коэффициент, который показывает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых членов общества и средними доходами 10% наиболее обеспеченных.

Причины неравенства в распределении доходов определяются: условиями для получения доходов, способностями, образованием и обучением, размерами собственности, степенью господства на рынке (за счет монополии), случайными обстоятельствами.

Уровень жизни - степень обеспеченности населения товарами и услугами, определяющими его потребности.

Показатели уровня жизни :

  • количественные: потребление основных продуктов питания; обеспеченность промышленными товарами в расчете на 10 семей; структура потребления; продолжительность рабочего и свободного времени и его структура; величина реальных доходов; развитие социальной сферы.
  • обобщающие: общий объем потребляемых благ; распределение населения по показателям и уровню доходов (характеризуют отдельные стороны жизни: калорийность, биологическую ценность рациона питания).

Важной особенностью политики распределения доходов в переходных условиях должен быть переход к системе социального партнерства. Социальное партнерство - взаимоотношения между профсоюзами , предпринимателями и правительством .

Политика социальных гарантий - совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума условий, достаточных для жизнедеятельности членов общества.

Социальные гарантии - это комплекс социально-экономических и правовых условий, обеспечивающих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека , меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.

Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

Прожиточный минимум - стоимость минимального количества благ и жизненных средств для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум выступает как: ориентир при определении минимальной заработной платы, пособий; фактор стимулирования труда; критерий «порога бедности»; социальная защита; фактор потребления общественных фондов (пенсии , стипендии, различные пособия).

Прожиточный минимум рассчитывается исходя из потребительской корзинки, представляющей набор продовольственных и непродовольственных товаров, а также платных услуг, необходимых для удовлетворения нормальных потребностей среднестатистической семьи , обеспечивающий поддержание минимально приемлемого уровня жизни.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей.

Социальный минимум - включает минимальные нормы удовлетворения физических потребностей и затраты на минимум духовных и социальных запросов.

Физиологический минимум - рассчитывается на удовлетворение только главных потребностей и оплату услуг для относительно короткого периода времени без потребления одежды, обуви и других промышленных товаров.

Минимальная заработная плата - социально-экономический норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных средств , выплачиваемых нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить простое воспроизводство его рабочей силы.

Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйствования должны играть социальные гарантии основных прав человека в сфере труда - политика обеспечения занятости. Экономика требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций.

Политика социальной защиты . Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица , инфляция , инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).

Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам. Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.

Социальная помощь , осуществляемая как в денежной, так и в натуральной форме производится на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастроф и т.п.).

Социальное страхование - система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

Социальное попечительство - метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).

Социальная поддержка - способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.

Социальное обслуживание - система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально-медицинских услуг на дому, и социально-бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.

Качество жизни - обобщающее социально-экономическое понятие, включающее уровень потребления благ, удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни и безопасность труда, морально-психологический климат, душевный комфорт и др.

Основные понятия темы

Социальная политика государства. Политика регулирования доходов. Неравномерность распределения доходов по закону Парето, кривой Лоренца, коэффициенту Джини. Социальное партнерство. Коллективный договор. Соглашение. Политика занятости населения. Политика пассивного типа регулирования занятости. Активный тип регулирования занятости. Социальные гарантии. Прожиточный минимум. Минимальный потребительский бюджет (МПБ). Минимальная заработная плата (МЗП). Политика социальной защиты населения. Методы социальной защиты. Политика защиты здоровья населения.

Контрольные вопросы

  1. В каких формах проявляется социальная устойчивость общества?
  2. Назовите систему показателей уровня жизни.
  3. Назовите индикаторы доходов.
  4. Назовите индикаторы социального участия человека.
  5. Что относится к субъективным индикаторам социального положения населения?
  6. Перечислите цели социальной политики.
  7. Назовите принципы формирования и функционирования социальной политики.
  8. Какие функции выполняет социальная политика?
  9. Какие стратегические цели имеет социальная политика переходного периода?
  10. Назовите социальные приоритеты переходного периода.
  11. Что собой представляет структура социальной политики?
  12. В чем состоит суть политики регулирования доходов населения? Назовите классификацию доходов населения.
  13. Как можно использовать кривую Лоренца в процессе анализа доходов населения?
  14. Как осуществляется государственное регулирование распределения доходов?
  15. Какие особенности имеет переходной период в области получения доходов?
  16. В чем состоит сущность социального партнерства в процессе регулирования противоречий в распределении доходов?
  17. Раскройте сущность политики обеспечения занятости и ее принципов.
  18. Какие меры способствуют увеличению спроса на рабочую силу?
  19. Раскройте сущность политики социальных гарантий.
  20. Раскройте сущность политики социальной защиты населения. Какие принципы лежат в ее основе?
  21. В каких формах осуществляется социальная защита населения?
  22. В чем состоит суть политики защиты здоровья и экономической безопасности?
  23. Через функции и принципы раскройте социальную стратегию государства в переходном периоде.
  24. В чем состоят особенности социальной политики