Проблемы развития лесопромышленного комплекса. Незаконные вырубки лесов

1. Древесина – универсальное сырье. Как использовалась древесина в хозяйстве в различные исторические периоды?

В нашей северной стране дерево издавна использовали не только для построек, но и для обогрева, и в быту, и как материал для народного творчества. Позже древесину стали применять во многих отраслях, прежде всего как сырьедля химической промышленности. В современное время химическая переработка древесины позволяет утилизировать отходы лесопиления и деревообработки: опилки, стружки, щепки. Из этого дешёвого сырья можно получить этиловый спирт, глицерин, скипидар, дёготь и другие продукты.

2. Выберете верный ответ. В состав лесопромышленного комплекса входят: а) лесохимия и металлургия; б) деревообработка и лесохимия; в) деревообработка и горнодобывающая отрасль.

Верный ответ б) деревообработка и лесохимия.

3. Где и почему размещаются предприятия, перерабатывающие древесину?

Механическая обработка древесины производится как в районах лесозаготовок, так и в районах потребления.

Целлюлозно-бумажная промышленность отличается высокой материалоемкостью, большой водоёмкостью и значительной энергоёмкостью. Эта отрасль наиболее развита на Европейском Севере, который даёт более половины всей целлюлозы. Особенно выделяется Архангельская область, где работают три огромных целлюлозно-бумажных комбината. На втором месте Иркутская область, на третьем – Республика Коми.

Таким образом, переработка леса в основном сосредоточена там же, где и его заготовка. Дополнительный фактор размещения – водные ресурсы, поэтому крупнейшие целлюлозно-бумажные комбинаты находятся на крупных реках.

4. Назовите основные центры целлюлозно-бумажной промышленности. Объясните особенности их размещения.

В Архангельской области работают три огромных целлюлозно-бумажных комбината: В самом Архангельске, в его пригороде Новодвинске, и близ Котласа (Коряжма). В Иркутской области заводы размещены в Братске, Усть-Илимске и Байкальске. В республике Коми заводы в Сыктывкаре, В Карелии – в Сегеже и Кондопоге. Все населенные пункты обеспечены необходимым количеством сырья и водными ресурсами.

5. С какими отраслями наиболее тесно связана лесная промышленность? Почему?

Лесопромышленный комплекс состоит из отраслей – лесозаготовительной (валка леса, трелёвка), деревообрабатывающей (лесопильная, фанерная, мебельная, домостроительная), лесохимической (канифольная, гидролизная), целлюлозно-бумажной (производство целлюлозы, бумаги), где химическая переработка древесины сочетается с механической обработкой. Названия этих отраслей отражают три стадии производства: заготовку древесины, её механическую обработку и химическую переработку.

6. Какие проблемы стоят перед лесопромышленным комплексом? Как вы думаете, каковы возможные пути их решения?

Лесозаготовители далеко не по-хозяйски распоряжаются лесными запасами. В одних лесах, ближе к центрам и транспортным магистралям, - «переруб», они истощены, а в других, в отдаленных районах, древесина гниёт на корню. Много древесины портится в процессе лесозаготовок. Очень много отходов остается и на лесосеках, и вдоль трасс транспортировки леса, и при лесопилении.

Еще одна проблема – неполная переработка древесного сырья. В российском экспорте преобладает либо просто круглый лес, либо полуфабрикат – целлюлоза. Развитые страны же вывозят готовую продукцию в несколько раз большую по стоимости.

Кром этого очень острой проблемой остаётся охрана лесов от пожаров, вредителей и браконьеров.

7. Как вы думаете, почему сейчас особенно ценятся изделия, изготовленные из цельного натурального дерева?

В наше время их ценят из-за того что они прочны, экологичны и очень красивы.

8. Какие народные промыслы, связанные с использованием древесины, вы знаете? В каких районах они находятся?

Село Богородское (Московская обл., Сергиево-Посадский район). Скульптурная резьба. Специализация: деревянная игрушка.

Села: Абрамцево, Кудрино, Ахтырка и пос. Хотьково. (Сергиево-Посадский район) Плоскорельефная резьба. Возникла в конце 19 века. Тематика: растения и птицы. Основное изделие: шкатулка.

Город Киров - основной центр. Промысел возник в начале 19 века. Также в городе Уфа (Башкирия) Специализация: художественные изделия из капа и капокорня, (наросты на стволах и корнях березы, ореха и ильма. Основные изделия: шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов

Великий Устюг (Вологодская обл.), Семенов (Нижегородская обл.), Архангельская, Томская области и Якутия: изделия из бересты. Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения меда и сметаны. Бересту заготавливают на рубеже весны и лета.

Сергиев Посад. Роспись по дереву с выжиганием. Возникла в конце 19 века, начале 20 века. Изделия: шкатулки и коробки с изображением Троице-Сергиевой лавры и городов "Золотого кольца" России.

Киров, Сергиев-Посад, г. Семенов, село Полхов-Майдан: матрешка.

Кризисное состояние лесопромышленного комплекса , наконец, побудило правительство взяться за вопросы развития этой отрасли. Недавно опубликованы концепции развития ЛПК Министерства промышленности, науки и технологий и Министерства природных ресурсов. Эти концепции должны объединить интересы бизнеса и обеспечить рост производства лесопромышленного комплекса в четыре раза к 2015 г. Основной задачей государственной политики в лесопромышленном комплексе должно стать решение серьезных проблем, препятствующих развитию отрасли.

В лесопромышленном комплексе можно выделить несколько основных, системных проблем, препятствующих полноценному развитию отрасли и эффективному привлечению инвестиций, жизненно необходимых лесному комплексу. В понимании этих проблем сходится большинство сторон, заинтересованных в реформировании и развитии ЛПК.

Неэффективность механизма доступа к лесным ресурсам

В настоящее время решение о предоставлении во временное пользование лесных ресурсов, как правило, принимается на уровне региональных властей, причем срок аренды в большинстве случаев ограничивается 3-5 годами (по закону аренда ограничивается 49 годами). Это приемлемо для сравнительно мелких лесозаготовителей, однако вряд ли эффективно с точки зрения крупных компаний, заинтересованных в долгосрочном стабильном бизнесе и готовых вкладывать средства в лесовосстановление, требующее многих десятков лет. Поэтому нужно стимулировать расширение сроков предоставления аренды лесов . Более того, по мнению Председателя комитета природных ресурсов Госдумы А. Белякова, если в течение 49 лет - почти полного цикла лесовосстановления - арендатор использовал лесные ресурсы законно и эффективно, он должен получить право на переход леса в его собственность. К тому же в силу длительности цикла лесовосстановления, лесу крайне противопоказана частая смена собственников. Другим аспектом этой проблемы является существующая практика выдачи лицензий на право пользования лесными ресурсами региональными властями, порождающая злоупотребления и снижающая конечную эффективность их использования. Решением этого вопроса может стать перенос лесных конкурсов на федеральный уровень.

Незаконные вырубки лесов

Расширение легальных возможностей для получения во временное пользование лесных ресурсов должно вестись параллельно с жестким пресечением таких откровенно криминальных явлений, как незаконная порубка лесов. В настоящее время браконьерство достигло масштабов, вполне сопоставимых с деятельностью крупных лесозаготовительных компаний. По оценкам, объем хищничества составляет не менее 20% от официально регистрируемой лесозаготовки. Маловероятно, что воровство в таких количествах может происходить без ведома властей на местах. Слишком уж заметен ущерб. Однако ситуация с годами только усугубляется, тем более, что со сбытом краденого пока не возникает больших проблем: контрабанда древесины, даже по самым скромным оценкам, составляет около 30% сверх объемов легального российского экспорта необработанных лесоматериалов . По отдельным свидетельствам, в сопредельных с Россией районах Китая возник целый комплекс лесоперерабатывающих предприятий, ориентированных на контрабанду, как на основной источник сырья.

Вынужденная конкуренция с нелегальным лесным бизнесом резко ограничивает возможности для развития вполне законно существующих предприятий. Без четкой и скоординированной работы правоохранительных органов и таможни переломить ситуацию невозможно.

Низкая доходность бизнеса из-за неэффективной структуры производства и экспорта

В мировой практике рентабельность компаний, работающих в лесном бизнесе , достигается за счет максимально глубокой переработки сырья и производства полного ассортимента продукции на основе древесины - от пиломатериалов до высококачественной бумаги и продукции лесохимии. При этом наиболее доходным является продукция высоких технологических переделов. В России до сих пор складывалась иная ситуация. Доступ к лесным ресурсам часто получают компании или вовсе не имеющие собственных перерабатывающих мощностей, или располагающие заводами, расположенными на значительном расстоянии от мест вырубки. В этих случаях переработка леса для заготовителей нецелесообразна даже при наличии собственных мощностей: слишком велики транспортные тарифы. Легче экспортировать необработанную древесину. Тем более, что ее вывоз пока не облагается таможенными платежами. Переломить эту ситуацию можно, введя, с одной стороны, высокие экспортные пошлины при вывозе необработанного леса, а с другой - используя практику предоставления лицензии на лесопользование лишь тем компаниям, которые обладают собственными лесоперерабатывающими мощностями в радиусе до 1000 км от места лесозаготовки.

Другим барьером для улучшения структуры производства и экспорта лесоматериалов является то, что вывоз сравнительно технологичной продукции ЛПК сдерживается довольно значительными экспортными тарифами. Так, при вывозе целлюлозы, бумаги и картона российский экспортер должен уплатить в виде таможенного тарифа 10% таможенной стоимости. Действующая тарифная политика приводит к снижению ценовой конкурентоспособности российских полуфабрикатов и конечных продуктов переработки древесины на мировом рынке (причем складывающаяся конъюнктура мирового рынка и без того не благоприятствует отечественным производителям), на практике стимулируя экспортеров к вывозу сырья. Например, стоимость 1 тонны лесных товаров, импортируемых из Финляндии в Россию, составляет 488 долларов США при стоимости 1 тонны российских товаров в Финляндию 39 долларов США. По мнению представителей крупного лесопромышленного бизнеса, стимулированию глубокой переработки лесных ресурсов способствовала бы отмена пошлин на экспорт из России технологичной продукции при одновременном введении запретительных таможенных тарифов на ввоз высокотехнологи чной продукции, аналоги которой могут быть произведены отечественными компаниями.

Отсутствие специализированной машиностроительной базы

В настоящее время даже сравнительно благополучные предприятия, имеющие достаточно средств на проведение техперевооружения производств, вынуждены нести издержки, связанные с закупкой оборудования. Отечественное машиностроение даже во времена бывшего СССР не выпускало всю номенклатуру необходимых отрасли машин. Производимые же виды оборудования по качеству, как правило, существенно уступали зарубежным аналогам. Большинство целлюлозно-бумажных комбинатов, построенных во времена расцвета СССР, оснащались за счет поставок из-за рубежа, причем доля импортного оборудования достигала 80%. После распада Союза часть машиностроительной базы осталась за пределами России, да и качество продукции отечественных машиностроителей не улучшилось. Поэтому практически все крупные предприятия лесного комплекса в той или иной мере вынуждены приобретать оборудование по импорту, не имея никаких альтернатив. Повышение конкурентоспособности российских производителей продукции лесопереработки требует коррекции таможенной политики государства за счет значительного снижения или полной отмены пошлин на импортируемое производственное оборудование, не производимое в России. Тем более, что потери бюджета можно сравнительно легко компенсировать, обложив экспорт необработанной древесины более высокими пошлинами. Необходима и одновременная поддержка системы лизинга техники для лесозаготовок, и создание налоговых льгот для отечественных машиностроительных корпораций, развивающих совместные проекты с ведущими иностранными фирмами-производителями специализированного оборудования для лесного комплекса. Важным шагом, способствующим техническому перевооружению отечественных лесопромышленников, может стать разработка государственной программы субсидирования процентных платежей по целевым кредитам для приобретения оборудования.

Неэффективная защита прав собственников

В последнее время лесной комплекс все больше упоминается в связи с конфликтами, связанными с переделом собственности. Сложившаяся к 2000 г. корпоративная структура отрасли в настоящее время переживает период трансформации, связанный с появлением крупных компаний, аккумулировавших значительные финансовые ресурсы в другом бизнесе и заинтересованных в приобретении активов в лесопереработке. Так, контроля над крупнейшими предприятиями отрасли весьма активно добиваются группы компаний, занятых в металлургическом комплексе. Кроме того, вопросами приобретения целлюлозно-бумажных и лесоперерабатывающих комбинатов интересуется и ряд зарубежных компаний.

С одной стороны, сам факт появления инвесторов, готовых к масштабным вложениям в развитие производств, можно только приветствовать. С другой, издержки российского законодательства и нередкая ангажированность судебных и арбитражных органов позволяют проводить крайне агрессивную политику поглощений, объявляя банкротами и вполне эффективно работающие предприятия (материалы о несовершенстве действующего закона о банкротствах многократно появлялись на страницах журнала "Эксперт"). За последний год серьезные конфликты в сфере передела собственности возникали на Братском и , чьи показатели деятельности явно не свидетельствуют о безысходном кризисе. Однако, даже абстрагируясь от вопроса, насколько экономически целесообразна смена собственника в той или иной компании, силовые методы получения контроля над рядом предприятий ЛПК наносят серьезный урон инвестиционной привлекательности отрасли. До тех пор, пока доступ к активам компании можно получить путем простой перекупки его задолженности (причем требуемые для этого размеры долгов часто невелики, и потому дешевы), а смена владельцев предприятий будет сопровождаться едва ли не вооруженным противостоянием служб безопасности конфликтующих сторон, говорить о приходе серьезных зарубежных инвесторов в отрасль рано.

Проблемы лесоперерабатывающего комплекса

Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике страны, роль лесов в улучшении качества жизни граждан, сокращает возможности расширения глобальных конкурентных преимуществ России в международном переговорном процессе по лесам и укрепления ее позиций на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса.

В лесопромышленном комплексе можно выделить несколько основных, системных проблем, препятствующих полноценному развитию отрасли и эффективному привлечению инвестиций, жизненно необходимых лесному комплексу. В понимании этих проблем сходится большинство сторон, заинтересованных в реформировании и развитии ЛПК.

Экстенсивное использование лесов России в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению. Интенсификация использования лесов в районах действующих лесопромышленных предприятий и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается недостаточным развитием транспортной инфраструктуры в лесах. В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Российской Федерации составляет 1,46 км на 1 тыс. га лесных земель, тогда как в странах Западной Европы и Северной Америки - 10 - 45 км.

В себестоимости круглого леса затраты на транспортировку сейчас занимают больше 50%. Лесозаготовители осваивают только те районы, где есть лесные дороги, потому что разрабатывать новые участки менее рентабельно. Огромные лесные массивы недоступны именно по этой причине.

Сегодня вырубаются массивы возле железных дорог, рек. Очень помогают нефтяники: они прокладывают для своих нужд дороги, которые потом используют лесозаготовители. Но для дальнейшего освоения даже расчетной лесосеки просто нет условий. Проложить лесную дорогу - выкорчевать деревья, укатать ее бульдозерами и лесовозами - дорогое удовольствие.

Ещё одной значимой проблемой лесного хозяйства являются лесные пожары, точнее проблема заключается в отсутствии эффективной системы борьбы с лесными пожарами, чрезвычайная и беспрецедентная степень неготовности страны к сезону лесных пожаров.

Ущерб от лесных пожаров в 2013 году составил порядка 20 млрд рублей, что почти в 6 раз меньше чем в 2012 году (111,6 млрд руб.).

Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. Расширение легальных возможностей для получения во временное пользование лесных ресурсов должно вестись параллельно с жестким пресечением таких откровенно криминальных явлений, как незаконная порубка лесов. В настоящее время браконьерство достигло масштабов, вполне сопоставимых с деятельностью крупных лесозаготовительных компаний.

По оценкам, объем хищничества составляет не менее 20% от официально регистрируемой лесозаготовки. Ситуация с годами только усугубляется, тем более, что со сбытом краденого пока не возникает больших проблем: контрабанда древесины, даже по самым скромным оценкам, составляет около 30% сверх объемов легального российского экспорта необработанных лесоматериалов. По статистике Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), наиболее распространенными схемами при незаконном экспорте являются занижение стоимости и сортности вывозимой древесины и использование поддельных санитарных сертификатов, а также продажа партий леса по поддельным документам.

Подобные схемы используются во всех округах, экспортирующих лес. Как сообщили в СЗТУ, за последние два года сотрудниками правоохранительных органов округа было возбуждено без малого 2000 уголовных дел, касающихся незаконного экспорта леса. Самыми "популярными" уголовными правонарушениями стали недекларирование или недостоверное декларирование товаров, а административными - несоблюдение сроков подачи таможенной декларации.

По отдельным свидетельствам, в сопредельных с Россией районах Китая возник целый комплекс лесоперерабатывающих предприятий, ориентированных на контрабанду, как на основной источник сырья.

Вынужденная конкуренция с нелегальным лесным бизнесом резко ограничивает возможности для развития вполне законно существующих предприятий. Без четкой и скоординированной работы правоохранительных органов и таможни переломить ситуацию невозможно.

Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства составляет около 1 процента от суммы причиненного ущерба. До настоящего времени не удалось сформировать законодательную базу и достичь необходимого межведомственного взаимодействия в вопросах борьбы с незаконными рубками.

В последние годы перед Россией встала такая серьезная проблема, как вывоз так называемого "круглого" леса - стратегического сырья для производства целлюлозы, бумаги и пиломатериалов. Масштабы этой деятельности давно превысили все разумные пределы. Однако на правительственном уровне эта проблема до сих пор толком не решена.

Заготовка "круглого" леса - бизнес, приносящий баснословные прибыли без серьезных капиталовложений. Заготовкой, как правило, занимаются небольшие разрозненные артели, работающие под началом и покровительством криминальных структур. Организация такой артели не требует практически никаких затрат: достаточно нанять бригаду маргиналов, готовых работать за мизерное вознаграждение, приобрести несколько бензопил и арендовать тягач-лесовоз. Нередко заготовка леса ведется откровенно преступным путем, без разрешений, лицензий, в государственных угодьях и на делянках крупных лесопромышленных комплексов. Помимо экономического ущерба, такой подход несет и урон экологии. Нелегальные вальщики, если так можно выразиться, "снимают сливки" с лесопереработки, забирая все самое лучшее, а крупные ЛПК испытывают дефицит качественного сырья.

У данного процесса есть серьезная экономическая подоплека - стабильные цены на российский "кругляк" за рубежом и низкие таможенные пошлины на экспорт леса при низкой себестоимости его производства. В то же время пошлины на готовую продукцию - целлюлозу, пиломатериалы и картон - настолько высоки, что не позволяют российским производителям нормально конкурировать на внешних рынках.

Казалось бы, правительству выгоднее создать благоприятные условия для экспорта готовой продукции с гораздо большим процентом добавленной стоимости. Это является залогом пополнения государственного бюджета за счет налоговых отчислений лесоперерабатывающих предприятий, повышения ВВП и экспортного потенциала России. Кроме того, решается не менее важная социальная проблема - проблема занятости населения.

Вместо этого чиновники закрывают глаза на произвол так называемых предпринимателей, которые гонят за рубеж тысячи вагонов ценного сырья. Масштабы экспорта "круглого" леса уже привели еще к одной проблеме: на российских таможенных переходах, особенно в Сибири, уже образовались "заторы" из железнодорожных составов. При этом железнодорожники, вместо того чтобы ограничить вывоз круглого леса сомнительного происхождения, запрещают отгрузку других товаров, в том числе продукции лесопереработки. Так, из-за ограничения пропуска составов через приграничную с Китаем станцию Забайкальская на складах Усть-Илимского и Братского ЛПК скопились десятки тысяч тонн целлюлозы, готовой к отправке по контрактам в Китай, на общую сумму более $10 млн. Без работы рискуют остаться десятки тысяч человек.

В последние 20 лет российское лесоустройство в значительной степени утратило свой производственный и кадровый потенциал. В настоящее время около 70 процентов лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет, а на площади более 3 млн. га лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство вообще не проводилось. В последние 4 года объем лесоустроительных работ (таксации лесов) снизился практически до нулевого уровня. Несмотря на принятые поправки в Лесной кодекс Российской Федерации, при отсутствии целевого финансирования площадь лесов с неприемлемой давностью лесоустройства может увеличиться к 2020 году до 80 процентов, что приведет к недопустимому снижению качества лесного планирования и невозможности проектирования лесопользователями освоения лесов.

Ещё одной серьезной проблемой является неэффективность механизма доступа к лесным ресурсам, которая заключается в том, что в настоящее время решение о предоставлении во временное пользование лесных ресурсов, как правило, принимается на уровне региональных властей, причем срок аренды в большинстве случаев ограничивается 3-5 годами (по закону аренда ограничивается 49 годами). Это приемлемо для сравнительно мелких лесозаготовителей, однако вряд ли эффективно с точки зрения крупных компаний, заинтересованных в долгосрочном стабильном бизнесе и готовых вкладывать средства в лесовосстановление, требующее многих десятков лет. Поэтому нужно стимулировать расширение сроков предоставления аренды лесов. Более того, по мнению Председателя комитета природных ресурсов Госдумы А. Белякова, если в течение 49 лет - почти полного цикла лесовосстановления - арендатор использовал лесные ресурсы законно и эффективно, он должен получить право на переход леса в его собственность. К тому же в силу длительности цикла лесовосстановления, лесу крайне противопоказана частая смена собственников. Другим аспектом этой проблемы является существующая практика выдачи лицензий на право пользования лесными ресурсами региональными властями, порождающая злоупотребления и снижающая конечную эффективность их использования.

Также серьезнейшей проблемой, по моему мнению, является проблема неэффективной защиты прав собственников. В последнее время лесной комплекс все больше упоминается в связи с конфликтами, связанными с переделом собственности. Сложившаяся корпоративная структура отрасли в настоящее время переживает период трансформации, связанные с появлением крупных компаний, аккумулировавших значительные финансовые ресурсы в другом бизнесе и заинтересованных в приобретении активов в лесопереработке. Так, контроля над крупнейшими предприятиями отрасли весьма активно добиваются группы компаний, занятых в металлургическом комплексе. Кроме того, вопросами приобретения целлюлозно-бумажных и лесоперерабатывающих комбинатов интересуется и ряд зарубежных компаний.

С одной стороны, сам факт появления инвесторов, готовых к масштабным вложениям в развитие производств, можно только приветствовать. С другой, издержки российского законодательства и нередкая ангажированность судебных и арбитражных органов позволяют проводить крайне агрессивную политику поглощений, объявляя банкротами и вполне эффективно работающие предприятия (материалы о несовершенстве действующего закона о банкротствах многократно появлялись на страницах журнала "Эксперт"). Однако, даже абстрагируясь от вопроса, насколько экономически целесообразна смена собственника в той или иной компании, силовые методы получения контроля над рядом предприятий ЛПК наносят серьезный урон инвестиционной привлекательности отрасли. До тех пор, пока доступ к активам компании можно получить путем простой перекупки его задолженности (причем требуемые для этого размеры долгов часто невелики, и потому дешевы), а смена владельцев предприятий будет сопровождаться едва ли не вооруженным противостоянием служб безопасности конфликтующих сторон, говорить о приходе серьезных зарубежных инвесторов в отрасль рано.

Существенной проблемой ЛПК России на данный момент также является отсутствие специализированной машиностроительной базы.

В настоящее время даже сравнительно благополучные предприятия, имеющие достаточно средств на проведение технологического перевооружения производств, вынуждены нести издержки, связанные с закупкой оборудования. Производимые виды оборудования в СССР по качеству, как правило, существенно уступали зарубежным аналогам. Большинство целлюлозно-бумажных комбинатов, построенных во времена расцвета СССР, оснащались за счет поставок из-за рубежа, причем доля импортного оборудования достигала 80%. После распада Союза часть машиностроительной базы осталась за пределами России, да и качество продукции отечественных машиностроителей не улучшилось. Поэтому практически все крупные предприятия лесного комплекса в той или иной мере вынуждены приобретать оборудование по импорту, не имея никаких альтернатив. По статистике средний возраст оборудования в промышленности - 25 лет. При этом лишь 10% основных производственных фондов можно считать современными. Производительность труда в ЛПК России почти в 10 раз ниже, чем в Финляндии. Отсутствие нового современного оборудования очень негативно отражается на конкурентоспособности российской лесопродукции. При самом высоком в мире качестве сырьевой базы (особенно ценными являются леса Урала и Сибири), из-за низкого качества обработки, цены на продукцию отечественных производителей на 30-40% ниже среднемировых. Кроме того, за годы рыночных преобразований в России практически полностью утрачен научно-технический потенциал отрасли, что также снижает конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке. А это, прежде всего, влияет на поступления экспортных доходов в бюджет страны. По оценкам экспертов, российская казна теряет более $1 млрд в год.

В сложившихся условиях возникает другая важная проблема лесопромышленного комплекса - недостаток инвестиций. За 10 лет финансирование отрасли сократилось почти в 15 раз. Лесная отрасль малопривлекательна для инвестиций в силу большого числа некоммерческих рисков, связанных с политической нестабильностью России, несовершенством "лесного" законодательства страны и отсутствием четкой государственной политики в отношении ЛПК. Проблема осложняется неустойчивыми показателями финансово-экономической деятельности предприятий лесной промышленности, около половины которых являются убыточными и находятся на грани разорения.

ЛПК в значительной степени зависит от тарифной политики российских естественных монополий, стоимость услуг и продукции которых растет опережающими темпами по сравнению со стоимостью конечной продукции ЛПК. В свою очередь постоянное повышение железнодорожных тарифов делает невыгодным транспортировку леса из Сибири, что вынуждает лесопромышленные предприятия осуществлять лесозаготовку только на Европейской части России.

Значимый деструктивный фактор для ЛПК это низкий уровень материального стимулирования в отрасли, что приводит к тому, что лесопромышленные комплексы приграничных регионов страны все чаще вынуждены прибегать к использованию иностранной рабочей силы.

Китайские граждане готовы работать за более низкую заработную плату, весьма неприхотливы в бытовых условиях, стремятся обучиться, набрать определенный опыт. Таким образом, дестимулирование труда российских граждан в ЛПК страны одновременно стимулирует привлечение относительно более дешевой китайской рабочей силы. Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе такое положение выгодно предпринимателям, привлечение иностранной рабочей силы всё же несет целый ряд последствий, не все из которых можно признать приемлемыми: возникают межэтнические конфликты между китайскими рабочими и местным населением как на почве принципиально разной культуры, традиций и норм поведения, так и с точки зрения сугубо экономической: местное население считает, что иностранные работники отнимают у них рабочие места, которые они, на самом деле, не спешат занимать сами; китайские работники начинают участвовать в нелегальной заготовке древесины, продавая ее затем своим же работодателям по очень низким ценам (разумеется, ведя свою деятельность "диким" способом, не соблюдая ни технологических, ни экологических норм и правил рубки).

Ещё одна проблема, среди широкого спектра проблем, это поиск и поддержка инновационных технологий. В связи с проблемами глобального изменения климата сокращение выбросов парниковых газов и все более широкое использование биотоплива становятся определяющими для промышленного развития. Издержки производства стремительно растут: из-за резкого повышения цен на энергоносители возросли затраты на топливо, перевозку грузов, балансовую древесину, макулатуру, химикаты. Как результат - снизилась прибыль на предприятиях, что обусловило необходимость антикризисного производства и управления. Задерживается реализация инвестиционных проектов, внедрение наилучших существующих технологий, направленных как на экономию материальных и энергетических ресурсов, так и позволяющих максимально отбирать загрязнения в технологическом процессе.

Для обновления и технического перевооружения лесопромышленного производства с целью обеспечения конкурентоспособности наших товаров, выпуска импортозамещающей малотоннажной продукции, по расчетам экспертов, необходимо до 2020 года вкладывать 2,5 млрд. долларов ежегодно.

Рассматривая текущую экономическую ситуацию, нельзя не заметить глобальные тенденции, возникшие как вследствие политического влияния на экономику со стороны правительств многих стран, так и под воздействием объективных факторов. Их можно сформулировать следующим образом:

Глобальная политика, направленная на исследование изменения климата и своевременные действия по предотвращению негативных последствий.

Новое отношение к окружающей среде и его влияние на рынок и конкурентоспособность в промышленности.

Глобальная модель землепользования и географическое расположение мощностей.

Рост численности населения Земли и валового внутреннего продукта, определяющий спрос на лесную продукцию.

По мнению экспертов ФАО ООН, эти тенденции окажут более серьезное, чем кризис, влияние на развитие лесного сектора в среднесрочном периоде. Вопросы устойчивого развития лесного хозяйства с полным комплексом работ по уходу и лесовыращиванию, влияния на ввозные ресурсы, структурные изменения лесоперерабатывающих отраслей, международные соглашения по уменьшению влияния промышленности на изменение климата - все эти важные требования времени необходимо учитывать при определении стратегии и тактики среднесрочного развития экономики лесного сектора.

Соответственно возникает необходимость:

перехода к производству наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, на базе комплексной глубокой переработки древесины, непосредственно в регионе произрастания;

повышения конкурентоспособности продукции на российских и мировых рынках, на основе производства собственной тепловой и электрической энергии, реализации энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;

резкого повышения роли научного и кадрового обеспечения развития лесного комплекса;

устойчивого лесообеспечения и оптимизации лесообеспечения в условиях широкомасштабного экспорта круглого леса и строительства в регионах существующих ЦБК крупных предприятий по механической переработке древесины.

Повышающиеся энергетические затраты, увеличивая себестоимость продукции ЦБП, заставляют искать альтернативные источники энергии и разрабатывать новые технологии. В ведущих странах переносят акценты на расширение производства биоэнергии и биоэнергетического топлива, эффективного использования лесных отходов в качестве источника возобновляемой энергии.

В энергостратегии России до 2020 года поставлена цель увеличить долю возобновляемых источников энергии с 1% до 3-5% к 2015 году. На III Российско-Финляндском лесном саммите, проходившем в Санкт-Петербурге, ГК "Ростехнологии" сообщила о намерении инвестировать до 2015 года более 125 млрд. рублей в производство бутанола, кормовых дрожжей, топливных пеллет, продуктов для фармацевтического и пищевого рынков за счет модернизации 10 гидролизных предприятий, перепрофилирования 10 спиртовых заводов и создания 10 новых предприятий в партнерстве с лесоперерабатывающими компаниями.

С уверенностью можно считать, что создание на базе ЦБК биохимических лесоперерабатывающих комплексов, которые, помимо традиционных видов продукции, будут производить целлюлозные композиционные материалы, продукты для химической, фармацевтической промышленности, биоэнергию и биопродукты - задача недалекого будущего.

По мнению ведущих мировых компаний, в течение ближайших 5 лет возможна замена до 30% традиционных видов ЦБП на инновационные.

Повышение экономического потенциала предприятия ввиду организации более глубокой переработки древесины на старых целлюлознобумажных мощностях России, отслуживших свой срок, может продлить их жизнь и обеспечить работой население в местах расположения этих предприятий.

Все вышеперечисленное нуждается в государственной поддержке, государственных гарантиях и инвестициях - соответственно. С учетом сложившейся специфики российской экономики, чтобы прирастить производительность на 1%, надо увеличить инвестиции примерно на 5%. Президент страны наметил рубеж: увеличение производительности труда в полтора раза к 2018 году. Соответственно, цена вопроса - ежегодный уровень инвестиций примерно 28-30% ВВП. На сегодня уровень инвестиций - 20-21%.

До настоящего времени остаются нерешенными такие проблемы, как недостаточная актуализация информационных данных о потенциале лесных ресурсов, их количественных и качественных характеристиках, отсутствие обобщенных данных государственного лесного реестра на уровне Российской Федерации. Имеется необходимость в модернизации технологии лесоустроительных работ на основе современных дистанционных методов оценки лесных ресурсов и информационных технологий, в повышении уровня развития системы государственного лесного надзора и системы государственного пожарного надзора в лесах.

Все вышеперечисленные проблемы являются достаточно актуальными на современном этапе развития лесопромышленного комплекса и требуют особенного рассмотрения и принятия эффективных решений.

В решении проблемы лесных пожаров, принимаются меры, например, в 2013 году была усилена группировка федерального резерва высокопрофессиональных лесных пожарных (парашютистов и десантников) и доведена до 725 человек. Но, безусловно, приняты не все возможные меры, поэтому необходимо и в дальнейшем активно разрабатывать методику лесосбережения, чем собственно и старается заниматься Федеральное агентство лесного хозяйства. Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Владимир Лебедев на совещании "Об итогах охраны лесов от пожаров на землях лесного фонда в 2013 году и задачах на 2014 год" рассказал о планах по финансированию обновления материально-технической базы лесопожарных формирований. В период с 2013 по 2020 годы субъекты РФ получат 7,86 млрд рублей из федерального бюджета. Выделение средств предусмотрено в рамках реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы". На развитие системы и средств обеспечения пожарной безопасности в лесах в 2014 году будут выделены средства федерального бюджета в размере 455 млн. рублей. В рамках правительственной программы по обновлению материально-технической базы лесопожарных формирований, начатой в 2011 году, приобретено более 6 тысяч единиц специализированной техники.

В заключение Сергей Донской заявил, что в будущем не планирует снижения внимания к этой теме, все существующие проблемы должны системно решаться, чтобы никто из регионов не выбивался в "лидеры" по количеству и площадям лесных пожаров, а наоборот шло планомерное снижение их количества.

Также, по моему мнению, необходима локальная организация противопожарного обустройства лесов в порядке "общественных работ" (финансируемых в качестве антикризисной меры социальной поддержки населения, к общественным работам могут быть привлечены нарушители закона, обязанные "заплатить" за свои деяния отработкой на благо общества), необходимо формирование и поддержка групп добровольцев, занимающихся противопожарным обустройством лесов и борьбой с лесными пожарами.

Для этого необходимо ярче освещать значимость ЛПК в средствах массовой информации, так как зачастую общественность совершенно не в курсе существующих проблем, но введение в курс дела, будет способствовать привлечению добровольцев, в этом случае будет действовать принцип партисипативного управления, существует множество желающих быть часть процессов значимых для страны.

Развитию транспортной инфраструктуры следует уделить огромное внимание, непосредственное участие государства в развитии транспортной сети должно проявляться в государственном сотрудничестве, отличным примером являются тендеры, государственные заказы на строительство дорог стимулируют работу специализированных организаций и способствуют развитию ЛПК. Также необходимо поощрение организаций, действующих в своих интересах, но косвенно приносящих пользу ЛПК, выражающуюся в развитии транспортной сети, таких как нефтяные компании. В качестве поощрения, можно ввести льготы для этих организаций, снижение таможенных пошлин на оборудование, которое используется ими для строительства дорог.

Контроль за незаконной рубкой должен быть налажен с помощью корректировки работы контролирующих ведомств, повышением эффективности их работы, по средствам внесения изменений в лесное законодательство. Необходима реорганизация именно системы организации деятельности контролирующих организаций, повышение ответственности, борьба с коррупцией. Наличие проблем обосновывает необходимость восстановления государственной лесной охраны, имеющей статус самостоятельной федеральной службы, организационно и финансово независимой от органов управления лесами и организаций, осуществляющих использование лесов, имеющей штатную численность не менее двадцати тысяч человек. Для обеспечения функционирования государственной лесной охраны необходимо внесение соответствующих изменений в Лесной кодекс Российской федерации и другие законодательные акты Российской Федерации. Борьбе с коррупцией будет способствовать создание государственного лесного реестра федеративной значимости.

Решением вопроса по практике выдачи лицензий на право пользования лесными ресурсами региональными властями, порождающей злоупотребления и снижающая конечную эффективность их использования, может стать перенос лесных конкурсов на федеральный уровень, также эти предприятия помогут существенно снизить уровень коррумпированности отрасли.

Поэтому параллельно необходима инвентаризация основных нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет наличия в них невыполнимых, противоречивых и двусмысленных положений, препятствующих развитию эффективного лесного хозяйства или способствующих росту коррупционной нагрузки на лесной бизнес, и исправление этих положений. Для выполнения этой работы необходимо привлечение наиболее квалифицированных представителей лесного бизнеса (в особенности малого), органов управления лесами в субъектах РФ, общественных организаций.

Следует особо отметить, что исправление наиболее грубых ошибок в важнейших нормативно-правовых актах лесного хозяйства не отменяет необходимость переделки нового лесного законодательства, имеющего уйму недостатков, позволяющих искать лазейки, официально законодательно способствующих снижению эффективности использования леса.

Бесспорно, необходимо принять ряд мер, направленных на пресечение нелегальной заготовки леса и сокращение экспорта стратегического сырья. Понятно, что невозможно добиться от неконтролируемых артелей вальщиков прекращения их деятельности. Но можно увеличить таможенные пошлины на вывоз "круглого" леса, подняв таким образом стоимость российского сырья на внешнем рынке до уровня мировых цен.

Это поможет снять и еще одну проблему - нехватку железнодорожных вагонов для лесоперерабатывающих предприятий. Начальник Восточно-Сибирской железной дороги Александр Касьянов считает, что решить проблему с вагонами можно за счет увеличения переработки древесины и сокращения экспорта круглого леса. По его словам, если увеличить таможенную пошлину на экспорт круглого леса в два раза, недостатка вагонов не будет. Вместе с увеличением пошлин на лес необходимо снизить размеры таможенных тарифов на готовую продукцию. Благодаря этому продукция российских ЛПК станет более конкурентоспособной.

Проблема с регулированием тарифов на круглый лес весьма сложная, ввиду того, что Россия является членом ВТО, и поэтому именно эта проблема регулирования таможенных тарифов особа важна, так как значимость таможенных тарифов трудно недооценить, они имеют прямое влияние на развитие ЛПК в целом и в частности каждого участника, осуществляющего деятельность в лесной отрасли страны.

Повышение конкурентоспособности российских производителей продукции лесопереработки требует коррекции таможенной политики государства за счет значительного снижения или полной отмены пошлин на импортируемое производственное оборудование, не производимое в России. Тем более, что потери бюджета можно сравнительно легко компенсировать, обложив экспорт необработанной древесины более высокими пошлинами. Необходима и одновременная поддержка системы лизинга техники для лесозаготовок, и создание налоговых льгот для отечественных машиностроительных корпораций, развивающих совместные проекты с ведущими иностранными фирмами-производителями специализированного оборудования для лесного комплекса. Важным шагом, способствующим техническому перевооружению отечественных лесопромышленников, может стать разработка государственной программы субсидирования процентных платежей по целевым кредитам для приобретения оборудования.

В соответствии с Указом Президента РФ № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" перед исполнительными властями регионов поставлены серьезные задачи увеличения объемов инвестиций до уровня не менее чем 25 % ВВП к 2015 году и до 27 % ВВП - к 2018 году. Проблему увеличения ВВП в лесной отрасли призваны решить приоритетные инвестиционные проекты.

В настоящее время в Российской Федерации реализуется 118 приоритетных инвестиционных проекта в области освоения лесов с общим объемом инвестиций более 405 миллиардов рублей. 54 % инвестиционных проектов имеют объем инвестиций от 300 млн. до 1 млрд. руб., 23 % - от 1 до 3 млрд. рублей, 13 % - от 3 до 7 млрд. рублей, 10 % - свыше 7 млрд. рублей. Реализация инвестиционных проектов предполагает создание 48,9 тысяч новых рабочих мест (что увеличивает количество занятых в отрасли на 9%).

Создание благоприятного инвестиционного климата, возможно лишь при комплексном подходе к совершенствованию ЛПК. Для этого, прежде всего необходимо восстановить налоговые льготы на осуществление инвестиционной деятельности, в том числе льготы на финансирование капитальных вложений, осуществляемых за счет прибыли, а так же освобождения от налога с прибыли, полученной от деятельности новых производств.

Логика событий в том числе глобализации и конкуренции, подталкивает нас к скорейшей и масштабной инновационной перестройке ЛПК. Естественным партнером, объективно заинтересованным в освоении ресурсов, технологий производства и сбыта для России является, в первую очередь, соседняя Финляндия. Вот почему пришло время подготовки масштабной программы развития государственно-частного партнерства России и Финляндии в этой сфере, также привлечению инвестиций способствуют государственное сотрудничество с Китаем, Узбекистаном и другими странами.

В приоритете, бесспорно должны находиться инновационные инвестиционные проекты глубокой переработки леса, в первую очередь, химической, при участии финского бизнеса. Это направление, безусловно, самое затратное, но одновременно и самое перспективное, естественно, при активной поддержке государства. Также инновационное сотрудничество путем специализации и производственно-технологической кооперации по созданию "биоиндустрии”.

Как говорится, нет не решаемых проблем, а на все остальные случае необходимо вспомнить о системном подходе, если нет возможности изменить ситуацию, необходимо поменять отношение к ней. Все отмеченные проблемы имеют место быть на данный момент, и решение их не должно быть отложено. Решение проблем и совершенствование ЛПК в стране должно проходить комплексно и всецелостно.

В настоящее время лесопромышленный комплекс (ЛПК) РФ имеет ряд проблем, которые необходимо решать. Сейчас не только нет тенденции к улучшению, а напротив, ситуация имеет тенденцию к ухудшению.

Суть вопроса не в том, что стоящие перед ЛПК трудности непреодолимы или сил, прилагаемых для их решения, недостаточно. Дело в том, что все проблемы ЛПК тесно взаимосвязаны, а их масштаб требует системного подхода к решению на государственном уровне. ЛПК как никогда ранее необходима совершенная система управления, отражающая стратегию государства в отрасли. Причем основанная на истинных интересах страны, а не на интересах государства, в лице чиновников, которые заботятся о собственных интересах.

В интересах ли России вести промышленную эксплуатацию ее лесных ресурсов?

Какие направления ЛПК являются наиболее предпочтительными для России исходя из национальных интересов, экономических условий и экологической стабильности?

Только после того, как государство сформулирует предельно ясную позицию по этим и другим вопросам, которые касаются развития ЛПК и рационально использования нашего богатства, можно переходить к решению более локальных задач: к разработке конкретных мер по улучшению рационального лесопользования, формированию эффективной таможенной политики, налоговому стимулированию. В противном случае, российский ЛПК будет лишен базы для долговременного развития.

Если в России будет заложена эффективная национальная политика, российский ЛПК, учитывая его гигантский потенциал, может добиться в долгосрочной перспективе впечатляющих результатов, но сейчас к большому сожалению наше законодательство имеет ряд больших пробелов и несогласованностей.

В настоящее время существуют и другие проблемы, которые связанны с лесовосстановлением. С одной стороны, являясь собственником лесного фонда, государство не может проводить эти работы в необходимых масштабах. Кроме того, оказавшись в сложных финансовых условиях, государственные структуры сами выступают в качестве лесозаготовителей, причем осуществляются далеко не только те рубки, которые необходимы для поддержания качества лесного фонда. В таких условиях борьба с нелегальными рубками, которые осуществляются варварскими способами, с помощью административных мер воздействия становится практически невозможной. С другой стороны, вследствие несогласованности действий между федеральными, региональными и местными властями экономическое воздействие на процесс лесоохраны и лесовосстановления в настоящее время неэффективно. Множество споров вызывает процесс взимания, распределения и использования платежей за пользование лесными ресурсами.

Собственно, все эти проблемы - лишь следствие одного очевидного факта. Наше с вами государство не в силах выполнять свои прямые обязанности по сохранению нашего национального богатства . Конечно, речь не идет о том, чтобы исключить правительство из процесса регулирования ЛПК. Однако лесное богатство России пропадет даром, если лесопользователи будут продолжать относиться к лесным ресурсам только как к источнику "быстрых" денег, то в скором времени наше богатство превратится в щепки.

В настоящее время подавляющая часть лесопользователей получает лишь краткосрочное разрешение на заготовку леса. И часто в больших сроках аренды они и не заинтересованы. Предусмотренного этим разрешением времени вполне достаточно, для того чтобы вырубить требуемое количество древесины и экспортировать ее за границу и не заботиться ни о лесовосстановлении, ни о строительстве инфраструктуры. Такая ситуация вполне всех устраивает, в т.ч. и местные власти, для которых регулярное оформление и переоформление аренды - лишняя возможность заставить лесопромышленников "делиться". Не заинтересованы в хищнических способах заготовки леса лишь крупные компании, которые рассматривают лесной бизнес как стабильный источник доходов в долгосрочной перспективе.

Даже сейчас ведущие лесопромышленные компании обладают всеми необходимыми ресурсами и для проведения работ по лесовосстановлению, и для строительства необходимой инфраструктуры в ранее не освоенных регионах. Но при существующей обстановке они не имеют стимулов для серьезных вложений в лесное хозяйство. Зачем вкладывать серьезные средства в участки, которые через несколько лет могут быть переданы другим? Поэтому вопрос о предоставлении разрешения на заготовку леса на длительные сроки, возможности получения леса в концессию стоит для лесного комплекса исключительно остро.

Только после того, как у лесных ресурсов России появятся реальные хозяева (пусть даже работающие на условиях долгосрочного разрешения на заготовку леса), которые будут заинтересованы в поддержании лесного хозяйства на должном уровне, система использования лесных ресурсов станет эффективной. Поэтому главной задачей государства в этой сфере сейчас является выработка максимально прозрачного, действенного механизма передачи леса в долгосрочное использование и контроля над эксплуатацией лесов. Если же лесопользователь в течение длительного времени эффективно использовал арендованные им лесные ресурсы, соблюдая все предъявляемые ему государством требования, то почему бы и не передать ему используемые участки леса в частную собственность, вряд ли в такой ситуации интересы России будут нарушены.

Не маловажной проблемой ЛПК является повышение экологической ответственности российских лесопромышленных компаний. Западные партнеры российского ЛПК сейчас предъявляют все более жесткие требования к экологическим показателям отечественных компаний. Единственное предложение, с которым наши лесопромышленные компании могут выходить на западные рынки, - приемлемые цены на качественный продукт в сочетании с гарантией, того что при его производствe "ни одна белка не пострадала». Поэтому уже в самом ближайшем будущем наши компании смогут выйти на весьма перспективные рынки европейских и азиатских государств, лишь если представят реальныe доказательства того, что в своей деятельности они не забывают и об охранe окружающей среды. А без доступа к новым региональным рынкам отечественный ЛПК обречен на стагнацию.

Подавляющее большинство предприятий ЛПК не заботятся об экологическом состоянии нашей страны. В связи с этим существует множество проблем, которые остро стоят перед компаниями: нелегальная рубка леса, вырубка малонарушенных лесов, выбросы оксида углерода в воздух и взвешенных веществ и нефтепродуктов в водоемы. Только отдельные российские предприятия начали внедрять наиболее прогрессивныe технологии, давно и успешно используемые на Западе. Основная проблема этих компаний связана с тем, что они не уверены в будущем своей собственности в современных условиях. Кроме того, определенные моменты, которые касаются экологии или рационального использования лесных ресурсов противоречат подходам государственных чиновников. К примеру, методы рубок и способы определения расчетной лесосеки не менялись со времен СССР, когда казалось, что лeсов в России хватит еще на миллион лет.

Основное препятствие на пути "экологизации" российского ЛПК - отсутствие адекватной системы оценки уровня экологичности предприятий лесного комплекса, понятной в том числе и Западу. Западный потребитель не будет самостоятельно выяснять какую технологию использует российский производитeль. К тому жe российские предприятия ЛПК имеют очень разные понятия о том, что есть забота об окружающей срeде и где начинаются излишества. В данном случае российскому ЛПК необходима соответствующая сертификация, но в нашей стране такие сертификаты качества и экологичности не соответствуют зарубежным сертификатам.

Библиографический список

  1. Зиновьева, И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России [Текст] / И.С. Зиновьева // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2008: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Том 10. Экономика. - Одесса: Черноморье, 2008. - С. 73 - 75.

26.03.2016 12:22

Иллюстрация:


Современный мир со всеми техническими инновациями, как и много веков назад, немыслим без леса и его даров. Практически нет ни одной сферы жизни, где не применялись бы продукты деревопереработки. В современный быт плотно вошли изделия из дерева. Экологически чистые изделия из дерева пользуются огромной любовью. Создавая тепло и уют в домах.

В целом лесной хозяйство охватывает большой спектр промышленных структур. Каждая из них дополняет и развивает лесную отрасль. Но список проблем постоянно тормозят развитие и решения лесного комплекса.

Проблемы лесопользования с экономической точки зрения

Леса относятся к категории возобновляемых ресурсов. Широкое повсеместное использование дерева ведет к стремительной вырубке леса, но при современных условиях развития макро и микроэкономики стопроцентного освоения всего вырубленного леса нет.

Специалисты лесной промышленности, работающие в ведущих производственных компаниях, отмечают целый спектр проблем, мешающих полноценному развитию.

  • Удорожание топлива
  • Транспортные проблемы
  • Несовершенная законодательная база
  • Быстрое исчерпание лесных ресурсов
  • Слабое развитие вторичного производства

Во время мирового кризиса цены на топливо больно ударили по лесоперерабатывающей промышленности. На общем фоне это сильно заметно, удаленность объектов создает трудности для перевозки сруба.

Особенности перевозки создают дополнительные трудности. Транспортные фирмы, предоставляющие специальный транспорт сами устанавливают цены на перевозки. Доставка товара до точки может проходить не только по дорогам, но и по воде.

Следует отметить, что в законодательстве нет прав у компаний создавать дороги пригодные для перевозки сруба.

Малые инвестиционные вливания серьезно тормозят развитие производства. Падает уровень рационального использования леса. Что экономически не выгодно, но и ведет к серьезным экологическим проблемам.

К стопроцентному использованию требуются создание дополнительных комплексов для переработки остатков. Остающихся после спиливания дерева. Развитие вторичного производства и промышленности связанного с деревообработкой.

Несовершенство законодательной базы ведет к неустойчивой позиции производственных предприятий. Часто под лесозаготовительными компаниями проглядывает криминал со своими порядками и законами.

Черный рынок процветает, нанося ущерб не только экономике, но и экологии. Черные дровосеки мало заботятся о сохранности природы. Варварски уничтожая лесные массивы. На сегодняшний день незаконная вырубка составляет более половины всего срубленного леса.

Теневые предприятия разбросаны, не имеют технически оснащенную базу, у них нет возможности выйти на новый уровень работы. Местные власти не в состоянии, что-то изменить без участия централизованного управления и четкого определения на законодательном уровне.

Еще двадцать лет назад все леса принадлежали народу, и использование было регламентировано центральной властью. В девяностые годы прошла повальная приватизация. Которая привела страну на мировой рынок грубо и не умело. И привела к неоправданному расходу леса став лишь сырьевым поставщиком.

На сегодняшний день созданы лесные кодексы и другие нормативные документы, но проблему комплексного использования леса не решает.

По статистике вырубка леса происходит стремительно. Новые насаждения и программы не дают нужно результата. На сотню вырубленных деревьев садится лишь 2-3 новых саженца. Многие питомники поддерживаются государственными субсидиями и содержатся в небольшом количестве.

Ситуацию осложняют природные явления. Пожары, превращающие миллионы гектар леса в пепел. Из-за не проводимых своевременно мероприятий по предупреждению пожаров ежегодно тратится огромные средства на тушение пожаров. Огню безразлично, что уничтожать. Стоящие на пути населенные пункты с трудом спасаются от выгорания.

Мусор, оставляемый на природе после пикника туристов может стать искрой нового пожара. Не затушенные костры, стеклянные бутылки могут, послужит катализатором новой беды.

Химические выбросы, попадающие в лесные массивы, ведут к болезням и вымиранию деревьев. Все чаще стали появляться доклады экологов о загрязнении лесов не только бытовым мусором, но и радиоактивных отходами.

В Европе из-за кислотных дождей половина оставшихся лесов испытывает угнетение постепенное усыхание. Власти проводят профилактические меры, но это дает мало пользы, так как почва загрязнена химикатами.

Еще одним бичом леса стали засухи. В США Калифорнийский лес страдает от недостатка влаги. Практически каждое второе дерево заболевает и засыхает. Местное правительство внесло ограничение на употребление воды фермерскими и частными организациями.

Для поддержания и разработки комплексного использования леса правительства всех стран принимают различные программы, касающиеся товарообмена на мировом рынке. Для развития вторичного производства приняли меры повышения таможенных тарифов на первичное не обработанное сырье.

Вложения и субсидии от государства дает возможность для создания новых производственных комплексов. Усовершенствование химической промышленности, направленное на удешевление и совершенствование химических продуктов, связанных с деревопереработкой.

Значительное сбережение леса способствуют развитие технологий производства из вторичных остатков лесопромышленности. На лесоперерабатывающих комбинатах скапливается огромное количество опилок. На современном этапе поиска дешевого альтернативного топлива стала актуальна идея производства топливных брикетов из опилок.

Развитие комбинатов по изготовлению строительных материалов и плит для мебельного производства существенно увеличило вливание в бюджет и дало дополнительные рабочие места.

На строительном рынке большим спросом пользуются плиты из отходов пиломатериала. Использование таких строительных материалов обходиться существенно дешевле в строительстве зданий. Очень популярны плиты при декоративной дизайнерской отделке в качестве утеплителей.

По данным стат. отдела мебельный рынок имеет непрерывный стойкий рост. Это связано с высокой активностью спроса. Низкие цены и доступность на материал для изготовления мебели также играет высокую роль. Но и здесь есть обратная сторона. Из-за подорожания цен на воду, электричество и бензин малые предприятия сбавили темп роста.

Если темпы роста не будут снижаться, то есть высокая вероятность выхода на мировой рынок в лидирующем положении. Имея огромный потенциал лесопромышленности, это будет нетрудно для больших фирм.

У вторичного производства очень много плюсов и широких возможностей. Развивая и расширяя возможности можно достичь большого результата. Экономика страны усилится и получит мощную поддержку. Для этого необходима постоянная работа, на всех уровнях начиная от законодательства до техники обработки дерева.

Проблемы экологического характера

Рассматривая вопрос проблемы лесного комплекса необходимо выделить четкие цели, которые удовлетворяли бы экономическую и экологическую ситуацию в мире. Следует четко пояснить, что без экосистемы никакого развития экономики не может быть. Разрушения в том громадном масштабе проходящие в настоящее время настолько губительны, что не дают возможности успеть повернуть вспять процессы.

Антропогенное воздействие на леса достигло во многих странах критической точки. Практически 2/3 дикого леса срублено, оставляя на вымывание и выветривание почву. Пропадает естественная защита от селей и оползней. Ведь корни деревьев создают защитную «решетку», не давая земле сползать вниз.

В районах с высоким уровнем загрязнения отмечается быстрое старение и исчезновение деревьев. Ухудшается состояние здоровья людей. Почва и животный мир практически исчезает. Чаще всего первым звоночком становятся стихийные свалки, стремительно разрастаясь, превращаясь в экологическую катастрофу.

К проблемам лесного комплекса необходимо подходить более чем строго означенными целями. Требуется глобальное пере смотрение отношения к лесу и его ресурсов. Взяв за основу сохранение и преумножение ресурсов для сохранения жизни не только человеческой, но и всех живых существ.