Пример плана счетов для бюджетного учреждения. Бухгалтерского учета в бюджетных организациях

План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов и забалансовых счетов.

Таблица 1.3. Структура плана счетов бюджетного учета

Номер раздела

Название раздела

Номер счета синтетического учета

Нефинансовые активы

101 Основные средства

102 нематериальные активы

103 непроизведенные активы

104 амортизация

105 материальные запасы

106 капитальные вложения

Финансовые активы

201 Денежные средства учреждения

201 01 Денежные средства учреждения на счетах

201 04 Касса

204 Финансовые вложения

204 01 Депозиты

204 02 Акции и иные формы участия в капитале

204 03 Облигации, векселя

205 Расчеты по доходам

206 Расчеты по выданным авансам

208 Расчеты с подотчетными лицами

209 Расчеты по недостачам

Обязательства

302 Расчеты по принятым обязательствам

303 Расчеты по платежам в бюджет

304 Прочие расчеты с кредиторами

Финансовый результат

401 Финансовый результат учреждения

401 01 Финансовый результат текущей деятельности учреждения

401 03 Финансовый результат прошлых отчетных периодов

Санкционирование расходов бюджетов

501 Лимиты бюджетных обязательств

503 Бюджетные ассигнования

В первом разделе - "Нефинансовые активы " - представлены счета для учета основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути.

Во втором разделе - "Финансовые активы " - сосредоточены счета для учета денежных средств и денежных документов учреждения, дебиторской задолженности.

В третьем разделе - "Обязательства " - представлены счета для учета кредиторской задолженности учреждения.

В четвертом разделе - "Финансовый результат " - представлены счета для учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов.

В пятом разделе - "Санкционирование расходов бюджетов " - сосредоточены счета для отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях.

На забалансовых счетах учитывают ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно.

В Инструкции N 148н предусмотрены 26-разрядные счета бюджетного учета. Конкретно же они представляют собой КБК - код бюджетной классификации (20 знаков) плюс собственно коды счетов бюджетного учета (6 знаков).

План счетов бюджетного учета построен таким образом, чтобы обеспечивалась взаимосвязь учетной информации и КБК РФ.

Структура счета такова:

Таблица 1

Структура счета бюджетного учета

  • - код классификации доходов;
  • - код классификации расходов бюджетов;
  • - код классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

Код счета бюджетного учета

Вид деятельности:

  • - бюджетная деятельность - 1,
  • - приносящая доход деятельность - 2,
  • - деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении - 3.

трехзначный синтетический счет бюджетного учета, указывает номер счета по существу. Первая цифра которого соответствует номеру раздела плана счетов;

двузначный аналитический счет бюджетного учета, во многих случаях субсчета.

Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ )

Это связано с Классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Код КОСГУ отражается в 24-, 25- и 26-м разрядах.

Разряд 24 кодируется знаком в зависимости от объекта учета и влияния операций на изменение этого объекта.

Правило определения значения разряда 24

Правило определения значения 25-го - 26-го разрядов

1. Нефинансовые активы

Основные средства

Нематериальные активы

Непроизведенные активы

Материальные запасы

Вложения в нефинансовые активы

Амортизация

Нефинансовые активы в пути

В зависимости от вида актива10, 20, 30, 40

2. Финансовые активы

Денежные средства

Финансовые активы

Дебиторская задолженность

Облигации, векселя

Депозиты

3. Обязательства

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам

Расчеты по принятым обязательствам

внутренним

4. Финансовый результат

в соответствии с экономической классификацией доходов

в соответствии с экономической классификацией расходов

5. Санкционирование расходов бюджетов

Осуществление расходов

Приобретение активов

Погашение долговых обязательств

В соответствии с экономической классификацией расходов

Основных средств

Нематериальных активов, ценных бумаг (кроме акций)

Непроизведенных активов, акций

Материальных запасов, бюджетных кредитов

Иных финансовых активов

Внутренних

Последние три разряда - 24-26 - также входят в КБК. Их значения соответствуют кодам Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ ). Содержит следующие основные разделы:

100 "Доходы", 200 "Расходы", 300 "Поступление нефинансовых активов", 400 "Выбытие нефинансовых активов", 500 "Поступление финансовых активов", 600 "Выбытие финансовых активов", 700 "Увеличение обязательств", 800 "Уменьшение обязательств".

Из-за наличия в бухгалтерском счете классификатора операций сектора государственного управления на некоторых счетах вводятся отдельные названия и номера дебета и кредита счета. На активных счетах эта ситуация выглядит следующим образом:

В Плане счетов нет активно-пассивных счетов. Любой счет - строго либо активный, либо пассивный. Если активный счет имеет кредитовое сальдо, он будет отражен в балансе со знаком "-", если пассивный счет имеет дебетовое сальдо, то он так же будет отражен со знаком "-". С помощью введения кодировки 24-26 разрядов отражаются дебетовые и кредитовые обороты счета. Сальдо по счету определяется как разница между оборотами по дебету и кредиту.

Бухгалтеры бюджетных учреждений должны руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению , которые утверждены Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).

В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть - это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.

Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:


1. Нефинансовые активы.

Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.

2. Финансовые активы.

Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.

3. Обязательства.

Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…

4. Финансовый результат.

В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.

5. Санкционирование расходов бюджетов.

Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.

Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.

С х ема работы бюджетных счетов

Не могу ни обратить внимание на один нюанс, касающийся изменений активов и обязательств учреждений бюджетной сферы. Дело в том, что при движении одного и того же вида активов или обязательств в бухгалтерском учете бюджетников используются разные счета, т.е. при увеличении субъекта бухучета запись делается по Де бету одного счета, а при его уменьшении, соответственно, по Кредиту другого .

Например, если увеличивается стоимость материалов, то бухгалтер формирует проводку:

Если стоимость материалов уменьшается , проводка будет иной:


Структура номера счета

Структура счета складывается из 26 разрядов, каждый из которых несет информацию об организации. Для простоты запоминания оформим структуру счета в таблицу.


А теперь на примере попробуем расшифровать кодировку бюджетного счета.


Очевидно, бухгалтерский учет в бюджете только с первого взгляда кажется особенно трудным. Достаточно небольшой теории и практики, чтобы самостоятельно вести бюджетный учет. А для этого нужно записаться на уникальный курс , который построен на одновременном изучении теории и углубленной практики с использованием документов реальной организации. По окончании курса Вы сможете смело работать бухгалтером в государственных и муниципальных учреждениях.

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"

С изменениями и дополнениями от:

Информация об изменениях:

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Положения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет - портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.).

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 года.

Регистрационный N 19669

Утверждены План счетов бухучета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению.

Инструкция устанавливает единый порядок отражения активов, обязательств и фактов хоздеятельности на счетах плана. Она касается государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, которым органы госвласти (госорганы), местного самоуправления предоставили субсидии, госакадемий наук и созданных ими учреждений.

При бухучете активов, обязательств, результатов финансовой деятельности, а также изменяющих их хозопераций следует использовать правила и способы его организации и ведения. Перечисленные факты отражаются на счетах плана в зависимости от экономического содержания.

Разрешается вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухучете необходимой информации, а также определять недостающую корреспонденцию счетов.

Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"


Регистрационный N 19669


Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 г.


). При этом счета бывают . Представим перечень применяемых в 2019 году счетов бух учета в таблице.

Действующие счета бухучета

Применяемые в РФ счета бухгалтерского учета утверждены Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н и обязательны к применению всеми организациями, кроме кредитных и бюджетных учреждений. Указанным Приказом Минфина утверждены как сам План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, так и Инструкция по его применению. Это означает, что в Приказе Минфина от 31.10.2000 № 94н можно найти перечень самих бухгалтерских счетов, расшифровку к ним и список корреспондирующих счетов.

На основе утвержденного Минфином Плана счетов организация разрабатывает свой рабочий План счетов, являющийся частью . При этом в рабочем Плане счетов организация может уточнять содержание приведенных в Приказе Минфина субсчетов бухучета, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

А вот изменять наименование и назначение синтетических счетов организация не вправе (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Бухгалтерские счета: таблица

Приведем перечень утвержденных счетов бухгалтерского учета в таблице. При этом перечислим только те счета, которым Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н присвоены наименования. Обращаем внимание, что в Приказе есть занятые позиции для счетов, названия у которых отсутствуют (например, счета 06, 13, 18, 30, 56, 74, 88).

При расположении бух счетов в таблице представим их в той последовательности, в которой они приведены в Приказе Минфина от 31.10.2000 № 94н, и без указания субсчетов к синтетическим счетам.

Счет бухгалтерского учета Наименование счета
01 Основные средства
02 Амортизация основных средств
03 Доходные вложения в материальные ценности
04 Нематериальные активы
05 Амортизация нематериальных активов
07 Оборудование к установке
08 Вложения во внеоборотные активы
09 Отложенные налоговые активы
10 Материалы
11 Животные на выращивании и откорме
14 Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
15 Заготовление и приобретение материальных ценностей
16 Отклонение в стоимости материальных ценностей
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
20 Основное производство
21 Полуфабрикаты собственного производства
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
26 Общехозяйственные расходы
28 Брак в производстве
29 Обслуживающие производства и хозяйства
40 Выпуск продукции (работ, услуг)
41 Товары
42 Торговая наценка
43 Готовая продукция
44 Расходы на продажу
45 Товары отгруженные
46 Выполненные этапы по незавершенным работам
50 Касса
51 Расчетные счета
52 Валютные счета
55 Специальные счета в банках
57 Переводы в пути
58 Финансовые вложения
59 Резервы под обесценение финансовых вложений
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
62 Расчеты с покупателями и заказчиками
63 Резервы по сомнительным долгам
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
68 Расчеты по налогам и сборам
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
71 Расчеты с подотчетными лицами
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
75 Расчеты с учредителями
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
77 Отложенные налоговые обязательства
79 Внутрихозяйственные расчеты
80 Уставный капитал
81 Собственные акции (доли)
82 Резервный капитал
83 Добавочный капитал
84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
86 Целевое финансирование
90 Продажи
91 Прочие доходы и расходы
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
96 Резервы предстоящих расходов
97 Расходы будущих периодов
98 Доходы будущих периодов
99 Прибыли и убытки

Скачать перечень счетов бухгалтерского учета 2019 в табличном виде можно

Независимо от целей ведения деятельности все организации в России обязаны вести бухгалтерский учет (исключение - индивидуальные предприниматели). Существует определенная специфика для каждого экономического субъекта. Например, для коммерческих предприятий, кредитных учреждений и некоммерческих предприятий разработаны собственные обособленные планы счетов.

Бюджетные учреждения - основные понятия и функции

На территории Российской Федерации для развития социально-культурной сферы жизни общества и решения наиболее остро стоящих вопросов в других сферах создаются некоммерческие предприятия, которые делятся на следующие категории:

  • Унитарные (план счетов по приказу 162н);
  • Бюджетные (приказ 174н);
  • Автономные (приказ 183н)

Согласно действующему законодательству под бюджетным учреждением в России понимается некоммерческое объединение, создаваемое Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями. Основное назначение данных учреждений - выполнение работ, оказание услуг в наиболее важных для населения сферах - образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения и т. д. Их функционирование полностью или частично финансируется государством.

Все функционирование бюджетных организаций осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а также Федеральном законом «О некоммерческих организациях».

Замечание! Деятельность некоммерческих организаций, помимо этого, осуществляется на основе ГК РФ.

Ведение бухгалтерского учета бюджетными предприятиями, план счетов

Для отображения финансово — хозяйственной деятельности при осуществлении бухгалтерского учета бюджетные предприятия руководствуются законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ. Согласно ему сохраняется главный элемент — принцип двойной записи (отображение на взаимосвязанных счетах всех операций с имеющимися активами, источниками финансирования и финансовых результатов деятельности).

Совет! В бухгалтерии должны быть отражены все сведения о финансах организации - как бюджетные доходы, получаемые из фондов, так и от осуществляемой дополнительной предпринимательской деятельности.

Особенности учета в бюджетной сфере:

  • контроль над исполнением заранее составленной сметы расходов;
  • организация всего учета должна происходить в соответствии со статьями классификации бюджетов;
  • работа в строгом соответствии с нормативными документами;
  • специфичность в зависимости от отрасли.

Для анализа фактов функционирования предприятия и для упорядочивания деятельности бюджетных и муниципальных организаций Приказом Минфина был утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий в управлении государственными внебюджетными фондами. Кроме того, была разработана инструкция по его применению (Приказ № 157н от 01.12.2010), которая в 2016 году претерпела значительные изменения. Этот Приказ можно скачать в конце статьи с внесенными изменениями, вступившими в силу в 2016 году.

Единый План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций в общем виде состоит из пяти основных разделов, операции в которых группируются по своему экономическому содержанию для составления достоверной и точной финансовой отчетности и отражения показателей, которые учитываются при формировании государственного задания:

  1. Нефинансовые активы . Здесь содержатся основные данные об имеющихся активах организации: основные средства и НМА, условия начисления амортизации имущества, материалы, готовая продукция и капитальные вложения.
  2. Финансовые активы . Сосредоточена информация об имеющихся денежных средствах предприятия и его финансовых вложениях в акции других организаций, приобретениях ценных бумаг и открытии вкладов.
  3. Обязательства . Отражена вся информация об имеющейся кредиторской задолженности.
  4. Финансовый результат . Отражена эффективность деятельности организации. Учитывается не только разница между доходами и расходами текущего года, но и информация о финансовых результатах предыдущих лет, доходах будущих периодов.
  5. Санкционирование расходов . Указаны пределы получаемых и передаваемых бюджетных обязательств, в рамках которых осуществляется деятельность. Информацию по данным операциям учитывают распорядители денежных средств и казначейство.

Замечание! Все ценности, не принадлежащие данному некоммерческому учреждению, но находящиеся у него, должны быть учтены на забалансовых счетах.

При разработке рабочего плана счетов бюджетное учреждение имеет право на ввод дополнительной аналитики в целях формирования расширенной информации о текущем финансовом состоянии организации, которая, в свою очередь, необходима внешним и внутренним заинтересованным в бухгалтерской отчетности лицам.

Замечание! Ввод дополнительный аналитических кодов счетов следует производить на основании Инструкции к Единому Плану счетов.

Изменения в 2017 г.

С 2015 года были произведены коррективы в правила формирования экономически важных показателей (Приказ 124н). Существенные изменения вступили в силу с 2016 года.

  1. Изменения формирования учетной политики и учета объектов. С 2016 года определен перевод стоимости объектов, выраженный в иностранной валюте, в рублевый эквивалент (официальный курс ЦБ РФ или котировки на валютных рынках).
  2. Внесение корректировок с 2016 года в коды аналитического учета для отражения получаемой информации о деятельности. В бухгалтерском учете бюджетных предприятий используются 26 разрядные счета, разряды которого можно представить в виде следующей таблицы. Общую структуру счетов бюджетных учреждений можно скачать в конце статьи.

18-23 номера счетов Плана счетов - Код счета бухгалтерского учета

24-26 разряды - КОСГУ (с 2016 не применяются для составления и исполнения бюджетов, но необходимы при формировании отчетностей).

Заключение

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений - это сложная иерархическая система, позволяющая сгруппировать и проанализировать все активы и обязательства любого предприятия. Он представляет собой таблицу синтетических счетов, сформированную по определенным признакам. Для обеспечения функционирования бюджетных предприятий в соответствии с их целями утвержден свой Единый план счетов, на его основании разрабатываются рабочие планы в зависимости от вида деятельности некоммерческих учреждений.

Рабочий план отражения операций по функционированию бюджетных предприятий, требования к содержанию аналитического учета, которые утверждаются при формировании учетной политики некоммерческих предприятий, должны применяться постоянно и непрерывно. Это переменные величины, подлежащие изменению для обеспечения сопоставления данных бухгалтерских результатов и составленной отчетности с показателями текущего и очередного финансового года.

Аналитический учет бюджетными предприятиями разрабатывается самостоятельно с учетом их потребностей для более качественной оценки деятельности.