Порядок обжалования бездействия судебного пристава исполнителя. Как обжаловать постановление пристава

Законом предусмотрена альтернатива при обжаловании. Так жалоба на действия судебного пристава -исполнителя (далее по тексту СПИ, госслужащий) может быть подана как в порядке подчиненности (вышестоящему руководству, начальнику отдела – старшему судебному приставу), так и в районный суд общей юрисдикции, либо в арбитражный суд субъекта РФ. Такой подход, следует отметить, более эффективен, поскольку позволяет получить более независимую оценку действиям госслужащего.

Если при подаче заявления в порядке подчиненности, либо арбитражный суд вопросов с подсудностью не возникает, то вот при направлении заявления в районный суд общей юрисдикции необходимо определиться с административным районом, на который распространяются полномочия государственного служащего. (Например: если Вы обжалуете действия СПИ Засвияжского района, то и жалобу необходимо подавать в Засвияжский районный суд г. Ульяновска) В соответствии с действующим законодательством, заявление рассматривается судом в десятидневный срок (Глава 25 ГПК РФ).

Также необходимо обратить внимание на срок обжалования. Любые действия (бездействие), необходимо оспаривать в 10-дневный срок со дня совершения СПИ действия, либо со дня, когда это об этом стало, либо могло стать известно, если лицо не было извещено надлежащим образом.

  • обязательно укажите фамилию, инициалы СПИ, наименование Отдела;
  • Ваши требования о признании действий (бездействия) незаконным;
  • Какие меры вы требуете принять для устранения этих нарушений. (Например: отмена постановления полностью, либо в части; принятие мер по принудительному исполнению требований исполнительного документа; снятие ареста с имущества; направление копии исполнительного документа для удержания из доходов должника; розыск имущества).

Образец заявления (жалобы) для подачи в порядке подчиненности

В ___________________________

(наименование отдела, если жалоба направляется в порядке подчиненности)

от ___________________________

(ФИО заявителя, адрес)

Заинтересованное лицо: ___________

(наименование, адрес

судебного пристава-исполнителя)

Должник (взыскатель): ____________

(ФИО второй стороны, адрес)

ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя

«_»______ ___г. постановлением судебного пристава-исполнителя было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа (судебного приказа) о взыскании с _____ (ФИО должника) в пользу _____ (ФИО взыскателя) денежной суммы ____ рублей.

В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были совершены следующие действия ____ (указать действия (бездействия), которые обжалуются заявителем).

С указанными действиями я не согласен, поскольку они нарушают мои права ____ (указать, в чем нарушение прав заявителя).

В соответствии со статьей 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» , постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в порядке подчиненности либо в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 121, 123, 124, 127, 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,

Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя _____ (перечислить незаконные действия (бездействия), указать реквизиты обжалуемого постановления). Обязать _____ (ФИО судебного пристава-исполнителя) устранить в полном объеме допущенное нарушение моих прав.

Приложение:

  1. Копия заявления
  2. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства
  3. Обжалуемое постановление (письменный ответ)
  4. Имеющиеся документы, подтверждающие доводы, изложенные в заявлении

Подпись, дата.

Образец административного искового заявления (для подачи жалобы в суд)

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), при этом подраздел 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ – производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, утратил силу.

На основании изложенного, при подаче заявлений об оспаривании действий судебных приставов, Вам необходимо обратить внимание на введенные КАС РФ особенности и требования, предъявляемые к форме и содержанию заявлений, подаваемых в суд.

Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что КАС РФ введены новые требования к оформлению полномочий представителя заявителя. Кроме того, согласно ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование .

При этом при подаче административного искового заявления в суд наряду с документами, удостоверяющими статус и полномочия представителя, представители должны представить документы о своем образовании .

В Засвияжский районный суд г. Ульяновска

432028, г. Ульяновск, пр-т 50-летия ВЛКСМ, д. 23Б

Административный истец:

Указываются данные заявителя, ФИО, адрес регистрации

Конт. телефон: ___________________

Административный ответчик:

Указывается Отдел судебных приставов и данные лица, чьи действия (бездействие) оспариваются

Административный ответчик:

Можно также в качестве соответчика указать Управление ФССП

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Наименование оспариваемого решения (действия (бездействия), орган (должностное лицо), принявший это решение (совершивший это действие (бездействие), номер, дата принятия решения (дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия).

При оспаривании бездействия указываются сведения о том, в чем оно заключается (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган (лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями).

Иные данные в отношении оспариваемых решений, действий (бездействия).

Сведения о правах, свободах законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием).

Нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым следует проверить оспариваемые решения, действия (бездействия).

Сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения.

Сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов, указанных в ч.1 ст. 126 КАС РФ, а именно:

  • уведомлений о вручении или иных документов, подтверждающих вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;
  • документов, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;
  • доверенности или иных документов, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документов, подтверждающих наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
  • документов, содержащих сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась.

Требование о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа (должностного лица).

Приложение:

  1. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).
  2. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).
  3. Доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.
  4. Документы, содержащие сведения о жалобе по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, а также копия ответа при условии, что она была рассмотрена.

Каждому гражданину предоставлена возможность защитить свои интересы. Это можно сделать подачей искового заявления в суд или обжалованием решений, постановлений, поведения должностных лиц. Распространяется эта возможность и на период применения мер принуждения. Рассмотрим далее, как составляется жалоба на службу судебных приставов.

Когда возникает необходимость оспаривания?

Образцы жалоб на судебных приставов указывают на самые разнообразные причины, по которым у граждан появляется желание подать заявление. В качестве одной из основных выступает неисполнение должностным лицом требований законодательства. К примеру, кредитор может убедить недобросовестного пристава на вынесение постановления по исполнительному листу с истекшим сроком или начать принудительное производство, не определив для должника период для добровольного исполнения обязательств. Нередки случаи, когда арестовывается имущество ответчика, стоимость которого в несколько раз выше суммы долга, вмененной решением. Подать жалобу на судебных приставов можно и в случае, если они отказывают в возможности ознакомления с материалами производства.

Нормативная база

Жалоба на судебного пристава-исполнителя составляется в порядке, установленном в гл. 18 ФЗ №229. Правила сформулированы и в Законе №4866-1. Согласно его положениям, также может быть составлена жалоба на действия судебного пристава и решения должностного лица, которыми нарушаются свободы и интересы граждан.

В какие сроки можно направить обращение?

Рассмотрение претензий осуществляется уполномоченной инстанцией согласно правилам, которые предусмотрены в гл. 25 ГПК. Жалоба на постановление судебного пристава может быть направлена в течение 10-ти дней с даты его вынесения. в практике имеют место случаи, когда должник вовремя не извещен о начале производства. В этом случае составляется жалоба на бездействие судебного пристава. Она направляется в десятидневный срок, исчисление которого начинается с момента, когда гражданину стало или должно было стать известно о начале производства. В случае пропуска установленного периода гражданин вправе написать ходатайство о его восстановлении. В заявлении необходимо изложить уважительные причины и привести доказательства. Если суд посчитает основания пропуска срока недостаточными, ходатайство не будет удовлетворено.

Порядок подчиненности

Обжалование действий пристава и принятых им актов осуществляется в городском (районном) суде. Заявление направляется в ту инстанцию, где должностное лицо исполняет свои обязанности. В ходе рассмотрения претензии должностное лицо обязано будет доказать соответствие своего поведения нормам закона. Жалоба старшему судебному приставу направляется на акты, принятые подчиненным ему лицом, кроме тех, которые утверждены им. Претензия вышестоящему лицу адресуется и в случае оспаривания поведения представителя ФССП. Жалоба на судебного пристава, его поведение и утвержденные акты направляется руководителю подразделения субъекта РФ. Это правило распространяется и на заявления об оспаривании поведения руководителей подразделений, их заместителей. Жалоба на судебного пристава (его поведение и принятые им акты) может направляться как непосредственно вышестоящим должностным лицам ССП, так и через сотрудника, в отношении которого предъявляются претензии.

Порядок рассмотрения

Жалоба на судебного пристава направляется руководству сотрудников, чьи акты и поведение оспариваются, в течение трех дней с момента ее поступления. В случае если должностное лицо, которое получило заявление, не имеет полномочий на ее рассмотрение, оно обязано передать обращение уполномоченному специалисту, отправив письменное уведомление об этом заявителю. Последний может отозвать претензию до принятия решения по ней.

Требования к составлению

Жалоба на судебного пристава (его поведение либо принятые им акты) оформляется письменно. Обращение должно быть заверено подписью заявителя либо его представителя. В последнем случае к претензии должен прилагаться документ, подтверждающий полномочия лица.

В содержании обращения должно указываться:

  1. Ф.И.О., должность того пристава, поведение, отказ либо принятый акт которого оспаривается.
  2. Ф.И.О. гражданина либо название организации, место пребывания (жительства, нахождения) заявителя.
  3. Основания, в соответствии с которыми предъявляется претензия на поведение, принятый акт или отказ должностного лица.
  4. Непосредственно требования заявителя.

Важный момент

Заявитель при направлении претензии может не прилагать документы, подтверждающие приведенные в ней обстоятельства. В случае если наличие этих доказательств будет иметь значение при рассмотрении жалобы, должностное лицо, уполномоченное на ее рассмотрение, может их запросить. В таком случае период, в течение которого проводится разбирательство претензии, будет приостановлен до получения необходимых документов, но не больше, чем на десять дней.

Сроки рассмотрения

Жалоба, которая подана в порядке подчиненности, должна быть проверена на протяжении 10-ти дней с даты поступления. Рассмотрение осуществляется только уполномоченным на это лицом. В случае принятия жалобы на поведение пристава или принятый им акт судом, проверка претензии, поданной в порядке подчиненности, приостанавливается.

Случаи оспаривания

Постановления пристава, его поведение по обеспечению реализации установленных в решении уполномоченной инстанции обязательств могут обжаловаться в органе общей юрисдикции или арбитраже. Инстанция должна находиться на территории, где осуществляет свою работу указанное должностное лицо. Претензия может направляться в ходе исполнения:

  1. Требований, которые содержатся в документах, принятых относительно граждан либо организаций, занимающихся предпринимательством без образования юрлица.
  2. Исполнительного листа, который выдан в арбитражном суде.
  3. Постановления пристава, вынесенного на основании ч. 6 ст. 30, указанного выше ФЗ, в случае, если в качестве должника выступает гражданин либо организация, занимающиеся предпринимательством без образования юрлица, и производство начато в связи с его коммерческой деятельностью.
  4. Прочих случаях, предусмотренных в АПК.

В ситуациях, не приведенных в ч. 2 указанной статьи, претензия направляется в инстанцию общей юрисдикции. Уполномоченный орган осуществляет рассмотрение поступившего заявления в течение 10-ти дней в порядке, который установлен в процессуальном законодательстве РФ и с учетом особенностей, предусмотренных в ФЗ.

Нюансы заполнения претензии

В той части, где должны быть реквизиты сторон, следует точно указать наименование органа, в который адресуется жалоба. В заявлении в обязательном порядке приводится должность и Ф.И.О. лица, чье поведение или принятый акт оспаривается. Эта информация приводится после слова "жалоба". В содержании претензии события следует излагать в том порядке, как они произошли. Если, к примеру, гражданин не был поставлен в известность о том, что начато исполнительное производство, необходимо привести обстоятельства, которые имели место в то время. Если он отсутствовал и поэтому не получил уведомление, следует указать причину и место нахождения, приложить документы, подтверждающие, что причины были уважительными. Если гражданин обращался к приставу с просьбой ознакомиться с материалами производства, но получил отказ, нужно четко изложить слова и действия должностного лица. Непосредственно при самом обращении можно попросить написать объяснение своего поведения. Если пристав и это сделать откажется, то это также следует указать в претензии. Как выше было сказано, необязательно прикладывать документы, доказывающие неправомерность поведения должностного лица. Однако специалисты рекомендуют все же подавать жалобу вместе с ними.

Это предотвратит затягивание процесса рассмотрения претензии. Описывая обстоятельства, неплохо было бы привести ссылки на законодательные акты. В этом может помочь квалифицированный юрист. Свои требования необходимо излагать четко, так, чтобы их нельзя было истолковать двояко. В конце заявления нужно перечислить прилагаемые к нему бумаги. В самом конце следует обязательно расписаться и поставить число. Если претензия составлена верно, она будет рассмотрена. В случае несоблюдения порядка оформления жалоба будет возвращена.

Альтернативный вариант

Вести борьбу с недобросовестными должностными лицами, кроме подачи жалобы на их поведение или принятые акты, можно и другим способом. Он состоит в придании огласки происходящему произволу в региональных и городских СМИ. Как показывает практика, должностных лиц совершенно не радует перспектива быть отрицательными героями телевизионных сюжетов или газетных либо журнальных заметок. Такие радикальные действия должников, как правило, влекут за собой проверку правомочности всей деятельности сотрудника, а в ряде случаев и всего подразделения. В результате дело ставится на контроль вышестоящих руководителей.
Выявленные нарушения законодательных норм влекут за собой привлечение к административной, дисциплинарной ответственности, наложение взысканий, занесение случаев в личные дела, отстранение от службы и многие другие неприятные последствия. Общественный резонанс не позволяет оставить дело без рассмотрения, "отписаться" от претензии. Придание огласки таким случаям негативным образом сказывается на репутации ФССП. В некоторых случаях обращение в СМИ может быть даже более результативным, чем обжалование постановлений или поведения приставов в установленном порядке.

В заключение

Каким методом будет осуществляться защита прав, выбирать каждому самостоятельно. Однако в любом случае необходимо помнить, что действия не должны противоречить закону. Для тех, кто выберет обжалование в установленном ФЗ порядке, следует внимательно изучить требования норм, соблюсти срок, в течение которого может быть направлена претензия. В случае необходимости можно обратиться за консультацией к квалифицированному юристу.

Независимо от вида предпринимательской деятельности, бизнес неизменно предполагает работу с контрагентами, которая, как правило, осуществляется на договорной основе. Риск возникновения между его сторонами разногласий, присутствует всегда. В случае с юридическими лицами самым эффективным способом их урегулирования остается обращение за судебной защитой нарушенных прав и интересов.

Наличие судебного решения, налагающего на стороны процесса определенные обязанности, отнюдь не всегда означает незамедлительное их исполнение. Поэтому завершающей стадией практически каждого судебного разбирательства является исполнительное производство, цель которого состоит в исполнении решения суда и обеспечении фактического удовлетворения исковых требований истца.

Как показывает практика, судебные приставы-исполнители, призванные осуществлять принудительное исполнение судебных решений, нередко дают повод для обжалования своих действий. Это может быть необоснованное невыполнение исполнительных действий в срок, установленный законом, незаконное взыскание исполнительских сборов, а также невыполнение приставом всех предусмотренных законодательством действий, направленных на обращение взыскания на имущество должника.

Любая из сторон исполнительного производства имеет право на обжалование действий или бездействия судебного пристава, если таковые нарушают их права. Однако реализовать такое право на практике бывает непросто. И прежде всего, это обусловлено отсутствием у большинства должников и взыскателей необходимых знаний норм действующего законодательства.

Для обжалования тех или иных действий должностных лиц необходимо иметь представление о порядке осуществления ими должностных обязанностей, а также о содержании нормативно-правовых актов, которыми руководствуются судебные приставы-исполнители при выполнении должностных обязанностей. Иными словами, для того, чтобы подать жалобу, нужно точно знать какие именно права были нарушены. Кроме того, обжалование действий судебного пристава-исполнителя предполагает соблюдение определенного порядка подчиненности, нарушение которого неизменно влечет за собой отказ в удовлетворении требований.

Основания для отказа в удовлетворении жалобы

Для того, чтобы прокурор, суд либо вышестоящий судебный пристав принял решение об отказе в удовлетворении жалобы, порой достаточно формальных оснований, в частности: технические ошибки и неточности в содержании заявления. Наиболее распространенными основаниями для отклонения жалобы, как правило, являются:

  • несоответствие заявления требованиям действующего законодательства, как по форме, так и по содержанию, в том числе отсутствие ссылок на соответствующие нормативно-правовые акты, сведений о сторонах исполнительного производства, об исполнительном документе;
  • представление вместе с жалобой незаверенных копий документов, обосновывающих факт нарушения прав;
  • несоблюдение порядка подачи жалобы, подача жалобы с нарушением порядка подведомственности, подчиненности.

Таким образом, обжалование действий судебных приставов - процедура, требующая определенного уровня юридической грамотности, то есть участия специалиста в области права.

Юридическая помощь при обжаловании действий судебных приставов

Компания «ЮрПрофБюро» предлагает услуги по защите прав и интересов клиента от незаконных действий должностных лиц службы судебных приставов. При этом мы готовы принять меры для ускорения процесса фактического исполнения судебного решения.

  • составление и оформление жалобы на действия или бездействие судебного пристава-исполнителя с последующей подачей ее в вышестоящие инстанции - старшему и главному судебным приставам, в прокуратуру или в суд;
  • участие на стороне клиента в судебном разбирательстве при оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, в том числе при обжаловании отказа в отводе судебного пристава;
  • в случае отказа в удовлетворении требований - обращение в суд с заявлением об оспаривании актов государственных органов.

Кроме того, в случае необходимости мы примем и иные не запрещенные законом меры по защите интересов доверителя, независимо от его процессуального статуса. Неукоснительное следование букве закона, наличие положительного опыта в оказании подобных услуг, позволяет нам избегать необоснованных отказов в удовлетворении жалоб.

Особую сложность для осуществления представляет обжалование бездействия судебного пристава-исполнителя. Доказать факт бездействия, необоснованного затягивания исполнительного производства зачастую бывает крайне затруднительно. А без необходимых специальных познаний и вовсе невозможно. Специалисты нашей компании неоднократно сталкивались с необходимостью сбора доказательств ненадлежащего исполнения сотрудниками службы судебных приставов своих должностных обязанностей. Поэтому в нашем распоряжении четкий алгоритм действий и набор продуктивных мер по отстаиванию интересов доверителя, нарушенных в результате бездействия должностных лиц.

Процедура обжалования постановлений судебных приставов

Обжалование постановления судебного пристава исполнителя - процедура, также имеющая ряд особенностей и заслуживающего отдельного упоминания о ней. Основная ее сложность заключается в том, что решение пристава может быть обжаловано как в арбитражный суд, так и в суд общей юрисдикции, но необходимо четко разграничивать эти ситуации. Таким образом, продуктивное обжалование постановления судебного пристава невозможно без знаний норм гражданского, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального законодательства, а также без изучения закона об исполнительном производстве, на основании которого осуществляют свою деятельность службы судебных приставов.

Следует также отдавать себе отчет в том, что обжалование решений судебных приставов не освобождает от обязанности их исполнения до момента удовлетворения требований заявителя. Несоблюдение этого положения может в значительной мере усугубить положение лица, обращающегося за защитой своих прав, и стать причиной принятия к нему мер административного воздействия.

Обращение за квалифицированной юридической помощью гарантированно поможет добиться защиты нарушенного права, а также избежать необходимости исполнять незаконные решения должностных лиц без риска привлечения к административной или предусмотренной иной отраслью законодательства ответственности.

Так, только профессиональный юрист может достоверно определить порядок подачи жалобы в зависимости от конкретной ситуации, продуктивно вести переговоры с самим судебным приставом, а также его руководителями, соблюсти процедуру обжалования с отграничением оснований для подачи жалоб в порядке подчиненности от оснований для судебного обжалования. Кроме того, знание норм права позволит юристу выполнить анализ полученных ответов и принять решение о целесообразности их оспаривания, собрать необходимые аргументированные доказательства, а также обосновать позицию доверителя в суде и иных инстанциях. Сроки подачи жалобы и ее рассмотрения также зависят от конкретных ситуаций и при отсутствии соответствующего опыта зачастую бывает невозможно применить к ней ту или иную правовую норму.

Специалисты компании «ЮрПрофБюро» готовы взять на себя обязанность не только по обжалованию решений, действий или бездействия судебных приставов, но и оказать доверителю услуги полного юридического сопровождения по всем направлениям, связанным с участием его в исполнительном производстве. При этом процессуальный статус клиента не имеет значения - мы в равной степени защищаем права как должника, так и взыскателя.

Своевременное обновление нормативно-правовой базы, постоянное совершенствование своих профессиональных навыков позволяют нам не допускать неточностей и ошибок в своей работе. Все выполняемые нами действия строго соответствуют закону и направлены на защиту интересов доверителя. Клиенты могут рассчитывать на предоставление им исчерпывающих консультаций по всем вопросам, возникающим в процессе участия в исполнительном производстве, а также на сохранение в тайне любой информации, полученной нами в ходе сотрудничества.

Как уже отмечалось, одним из способов защиты прав взыскателя и должника является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В Законе об исполнительном производстве урегулированы как судебный, так и внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены в суде.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

Постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Обжалование в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

В соответствии со ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

Согласно ст. 126 Закона об исполнительном производстве, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

В соответствии со ст. 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

Обжалование в судебном порядке. Согласно ст. 128 Закона об исполнительном производстве, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в следующих случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

Во всех остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

Таким образом, подведомственность по жалобам на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

Однако в Законе об исполнительном производстве не говорится о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. Полагаем, что Закон об исполнительном производстве должен содержать хотя бы сведения о виде судопроизводства, в котором рассматривались бы жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Имеется лишь указание в ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

Поэтому необходимо обратиться к соответствующему процессуальному законодательству и проанализировать содержание ГПК РФ и АПК РФ на предмет определения процессуального порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц службы судебных приставов.

Ранее, когда действовал ГПК РСФСР, в научной литературе высказывались различные варианты решения задачи о процессуальном порядке рассмотрения данных дел. Например, Т.К. Андреева полагает, что применительно к порядку рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции сохраняют свое действие правила, изложенные в ст. 428 ГПК РСФСР*(204) .

С другой стороны, В.В. Ярков, напротив, считал, что применение гл. 42 ст. 428 ГПК РСФСР недопустимо, так как жалобы на действия судебных приставов-исполнителей должны рассматриваться судами в том же порядке, что и жалобы на действия других государственных органов и должностных лиц, урегулированном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гл. 24.1 ГПК*(205) .

Сейчас, в то время как действует новое гражданское процессуальное законодательство, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя осуществляется в порядке ст. 441 ГПК РФ. Поскольку публично-правовая природа таких дел очевидна, возможно применение также положений гл. 25 ГПК РФ, хотя непосредственных указаний на это в законе не имеется.

Судебный пристав-исполнитель - государственный служащий (п. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах), а служба судебных приставов является государственной службой. Следовательно, на них распространяется уже упоминавшийся Закон о государственной гражданской службе. В суде общей юрисдикции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрена возможность рассмотрения оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ).

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде по ст. 441 ГПК РФ имеет некоторые особенности.

1. Прежде всего, правом подачи жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий обладают взыскатель или должник, а также их представители, в случае надлежащего оформления полномочий. Право подачи жалобы является специальным полномочием представителя взыскателя или должника (п. 3 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя (п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

2. Согласно правилам подсудности, жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

3. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

4. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя рассматривается в судебном заседании.

5. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель должны быть извещены о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению жалобы.

6. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда. Кроме случаев обжалования постановлений старшего судебного пристава об отказе в отводе судебного пристава-исполнителя, когда по результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба.

Однако это только одна сторона вопроса о порядке обжалования действий должностных лиц службы судебных приставов. В соответствии со ст. 128 Закона об исполнительном производстве такие дела подведомственны также арбитражным судам. Следовательно, также становится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?

В судебной практике существовал ряд дискуссионных вопросов, связанных с подведомственностью данных дел. В настоящее время часть спорных вопросов разрешена. Так, в п. 1 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, отмечается, что с учетом подведомственности, определенной ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражный суд признал подведомственным ему дело об оспаривании организацией постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. В обоснование приводится следующая ситуация: государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. Арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу на том основании, что дела об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов иных (кроме арбитражных судов) органов арбитражным судам не подведомственны, поскольку, согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции. Суд кассационной инстанции определение суда отменил, дело направил в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав, что определение суда первой инстанции вынесено судом без учета положений АПК РФ, вступившего в действие с 1 сентября 2002 г.

Выводы арбитражного суда кассационной инстанции основаны на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Согласно ст. 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

В гл. 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если они полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо также учитывать, что лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, приводится следующая ситуация: судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа арбитражного суда о взыскании с организации денежной суммы в пользу взыскателя. Поскольку должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, долг добровольно не уплатил, судебный пристав-исполнитель арестовал недвижимое имущество должника с целью реализации. Коммерческий банк, являющийся залогодержателем недвижимого имущества, оспорил в арбитражном суде действия судебного пристава-исполнителя, указав на то, что имеется возможность удовлетворить требование, обратив взыскание на иное имущество должника с учетом очередности, установленной ст. 46, 49 Закона об исполнительном производстве 1997 г. В судебном заседании судебный пристав-исполнитель сослался на отсутствие у заявителя права обращаться с требованием о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, поскольку он не является стороной исполнительного производства. Суд первой инстанции, согласившись с доводами судебного пристава-исполнителя, сославшись на ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., согласно которой оспаривание действий судебного пристава-исполнителя может производиться взыскателем или должником, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 и ст. 151 и 327 АПК РФ, производство по делу прекратил. Суд кассационной инстанции признал прекращение производства по данному делу ошибочным с учетом ст. 198 и 329 АПК РФ, в силу которых действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены не только сторонами, но и иными лицами, если они полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд кассационной инстанции отменил определение арбитражного суда первой инстанции о прекращении производства по делу, указав в своем постановлении на обязанность арбитражного суда первой инстанции рассмотреть заявление по существу, не решая при этом спор, если он возникнет, о наличии или отсутствии прав заявителя на арестованное имущество.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

И должник, и взыскатель, а также иные лица алиментных правоотношений (например, уполномоченные представители этих сторон или третьи лица) в процессе могут столкнуться с нарушением своих прав и законных интересов ввиду неправомерных действий судебного пристава-исполнителя, а также наоборот - бездействия этого должностного лица.

Чтобы защитить стороны исполнительного производства от возможных противоправных действий, а также предупредить бездействие в отношении них, законодательством РФ предусмотрена процедура обжалования в отношении специалистов Федеральной службы судебных приставов (далее ФССП).

Основные положения, связанные с подачей жалобы на судебного пристава-исполнителя, устанавливаются ст. 122-128 закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и законом № 118-ФЗ «О судебных приставах» .

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

Как известно, деятельность судебных приставов направлена на реализацию требований исполнительного документа и доведения алиментных выплат от плательщика до взыскателя. Однако свои полномочия каждое должностное лицо обязано осуществлять в рамках существующего законодательства, не допуская нарушения прав и законных интересов граждан: причем как взыскателей, так и должников.

Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя

Ситуация, с которой в настоящее время сталкиваются почти каждый третий взыскатель и должник алиментных правоотношений в процессе исполнительного производства - бездействие судебного пристава-исполнителя.

Бездействие пристава - это отсутствие полного перечня положенных действий должностного лица для обеспечения, в первую очередь, своевременного выполнения требований исполнительного документа, а также взаимодействия всех с соблюдением их прав.

Иными словами, бездействие пристава - это его некачественная работа, возникающая ввиду самых различных причин: от некомпетентности до рабочей загруженности, связанной с нехваткой кадрового состава и огромного количества исполнительных производств.

  • Как правило, подачи жалобы на действие или бездействие пристава, ведущего производство, на вышестоящее руководство , бывает достаточно, чтобы побудить его к действиям или же, наоборот, пресечь неправомерные деяния сотрудника ФССП.
  • Однако законодательство РФ оставляет за сторонами алиментных отношений также право обращения оспаривания деятельности приставов в судебно-исковом порядке .

Жалоба, поступившая в ФССП в подведомственном порядке, должна быть рассмотрена:

  • вышестоящим судебным приставом - в течение 10 дней с момента ее поступления;
  • в судебном порядке заявление об оспаривании действия пристава рассматривается судом общей юрисдикции также в 10-дневный срок.

Если же заявителем направляются одновременно две жалобы - в порядке подчиненности и в суд - до решения в ходе судебного разбирательства рассмотрение жалобы в порядке подчиненности приостанавливается (п. 2 ст. 126 закона 229-ФЗ).

Порядок составления жалобы на бездействие пристава

  • Письменная форма;
  • Указание фамилии, инициалов и контактных данных заявителя;
  • Указание конкретного должностного лица, на которое подается жалоба о бездействии;
  • Изложение основания жалобы (т.е. прямое указание на бездействие);
  • Требования заявителя:
    • удовлетворение жалобы;
    • устранение бездействия должностного лица путем понуждения к действию.

Прилагать какие-либо документы, подтверждающие бездействие, к жалобе необязательно, так как все материалы исполнительного производства находятся непосредственно в ФССП, и руководитель службы может ознакомиться с ними в любое время.

Кто может обратиться

Поскольку бездействием отдельного должностного лица, ведущего производство по алиментам, могут быть ущемлены права любой из сторон алиментных правоотношений, то обращаться с жалобой на бездействие могут как должник, так и взыскатель (в том числе их нотариально удостоверенные представители).

Следует знать, что подача жалобы имеет обратную силу, и подающая сторона может отозвать ее до принятия по ней решения (п. 7 ст. 123 229-ФЗ).