Понятие региона и регионального управления. Антикризисное управление регионом

Анализ региональной динамики и пространственной структуры России позволяют сделать вывод о неоднородности экономического пространства и выделить полюса роста и проблемные регионы.

В качестве полюсов роста предлагаем рассматривать регионы, режим функционирования которых ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территорий.

Следует подчеркнуть также, что «устойчивость», «сбалансированность» и «социальная ориентация» - не умозрительные категории, а вполне осязаемые качественно и выражаемые количественно взаимосвязанные характеристики состояния региональных систем .

Устойчивость, выступая важнейшим признаком территориального развития, предполагает длительность сохранения условий воспроизводства потенциала территории (его социальной, природоресурсной, экологической, хозяйственной и т.п. составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации. Естественно, что последнее, как любой другой сложный процесс, не может проходить в строго линейной форме; здесь неизбежны спады и подъемы, периоды накопления и реализации накопленных резервов развития. В этой связи параметры устойчивости как позитивной (сохраняющей общее направление развития при допустимости временных отклонений) динамики выражаются соответствующими долгосрочными динамическими рядами фактических и прогнозных характеристик региональной системы.

То же относится и к требованию «сбалансированности», т.е. соблюдения особой для каждой региональной системы пропорции составляющих ее потенциала, обеспечивающих устойчивость и социальную ориентацию развития системы. В современных условиях наиболее уязвимыми являются экологическая, природоресурсная, а во многих регионах и социальная составляющие потенциала территориального развития. В тоже время, оно не предполагает искусственного поддержания уже имеющихся пропорций; наоборот, часто это развитие возможно при их корректировке.

Наиболее очевидный и до сих пор наименее учитываемый признак отнесения региона к полюсам роста - социальная ориентация, т.е. оценка влияния вектора и количественных параметров региональных ситуаций, прежде всего, на уровень и качество жизни населения. Динамика реального уровня потребления социальных благ, длительности жизни, параметров физического и духовного здоровья, образованности и других формирует главные результирующие показатели территориального развития. Естественно, что социальная его доминанта должна быть устойчиво сбалансированной с природными, экономическими и другими ресурсами территории.

Под проблемным регионом нами понимается территория, где по экономическим, социальным экологическим основаниям отсутствуют условия и стимулы самостоятельного территориального развития, т.е. соответствующие территории не могут рассчитывать на саморазрешение проблемных ситуаций, не в состоянии самостоятельно реализовать свой конкурентный потенциал и требуют активной поддержки со стороны государства. Трудно согласиться с отнесением к проблемным только тех регионов, в которых темпы спада производства, снижения уровня жизни и нарастания других негативных тенденций в экономике, социальной сфере и в экологии выше как общероссийских, так и макрорегиональных .

По нашему мнению, проблемными могут быть и те регионы, в которых никакого ухудшения социально-экономического положения не происходит (в случае, если все показатели социально-экономического развития находятся на стабильно низком, но не снижающемся уровне), и даже те регионы, в которых имеет место определенный рост ВРП, региональных доходов населения и т.д. Последняя ситуация складывается тогда, когда экономика региона с низкими социально-экономическими показателями растет темпами меньшими, чем экономика страны в целом. Нетрудно видеть, что отставание региона от среднестранового уровня экономического развития увеличивается, несмотря на внешние признаки подъема.

Часто в экономической литературе отождествляют понятия проблемный, депрессивный и кризисный регион . В частности, в правительственном документе «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» проблемные территории (регионы) определяются как регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов, экстремальных спадов производства и уровня жизни населения, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения . В данной трактовке наблюдается отождествление понятий «проблемный» и «кризисный регион».

На наш взгляд, эти понятия не являются тождественными. В этой связи представляется целесообразным обратить внимание на точку зрения о типологии регионов А.Г. Гранберга, который справедливо полагает, что в структуре проблемных регионов необходимо разграничивать отсталые, депрессивные и кризисные регионы .

Понятие отсталости (слаборазвитости) региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны. Значительная часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя. Экономически слаборазвитые регионы, как правило, имеют очень незначительные внутренние резервы экономического роста, а реализация имеющихся конкурентных преимуществ требует крупномасштабной экономической помощи со стороны государства.

Ключевыми признаками отсталых регионов являются:

Низкая интенсивность хозяйственной деятельности;

Малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности;

Значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопленного производственного потенциала;

Слабый научно-технический потенциал;

Относительно слабая инфраструктурная (в том числе транспортная) освоенность территории;

Малоразвитая социальная сфера.

Следовательно, к группе экономически слаборазвитых регионов могут быть отнесены территории с наиболее низкими удельными характеристиками масштабов общественного производства, узкоспециализированной экономикой преимущественно сырьевой или аграрной ориентации, максимальной степенью неразвитости всех основных компонентов современной экономической системы, включая накопленный производственный потенциал, региональную инфраструктуру и социальную сферу.

В литературе очень широко используется термин «депрессивный регион». В соответствии с общепринятым, но довольно расплывчатым определением, депрессивным считается такой регион, где экономические условия существенно хуже, чем в среднем по стране. Однако, с точки зрения классического подхода, депрессия - это одна из фаз экономического цикла. Впервые термин «депрессивный регион» появился в Великобритании для характеристики ряда регионов страны, в наибольшей степени пострадавших во время кризиса 1929 года. Нетрудно видеть, что корни этой терминологии имеют аналоговый характер, поскольку тот период времени вошел в мировую экономическую историю, как период «великой депрессии». Характерно, что в Великобритании к депрессивным были отнесены, в основном старопромышленные регионы (Северо-Восток и Северо-Запад страны, Уэльс, Шотландия), где имела место деградация традиционных отраслей экономики (угледобыча, металлургия, текстильная промышленность) и отмечался высокий уровень безработицы.

На основе анализа зарубежного опыта в табл. 2.1 представлены агрегированные данные о хозяйственной структуре депрессивных регионов.

Следует отметить, что специфика современного этапа развития российской экономики такова, что прямое заимствование традиционных для промышленно развитых стран подходов к раскрытию экономического содержания понятия «депрессивный регион» невозможно. В частности, такие признаки депрессивных регионов, как несбалансированность в развитии различных секторов экономики и малая степень диверсификации производства, в России срабатывают далеко не всегда.

Таблица 2.1

Хозяйственная структура депрессивных регионов

Признаки хозяйственной структуры депрессивных регионов

Депрессивные регионы

Центральная
Шотландия

Аппалачи (США)

Питсбург (США)

Инерционность развития

Несбалансированность в развитии различных секторов экономики

Специализация на отраслях тяжелой индустрии

Историко-культурная обособленность

Географическая изолированность

Экономическая периферийность

Наличие месторождений полезных ископаемых

Наличие транспортных условий

Интенсивная эксплуатация природных ресурсов

Технологическая взаимосвязь отраслей

Невосприимчивость НТП

Малая степень диверсификации производства

Подчиненность обслуживанию национального рынка

Зависимость от традиционных отраслей

Зависимость от внешней конъюнктуры спроса

Ориентация на вывоз ресурсов из региона

Дисперсная модель урбанизации

Негативное воздействие на окружающую среду

Например, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа занимают первые места и рассматриваются как регионы с достаточно высоким уровнем развития (по российским меркам) практически во всех известных рейтингах российских регионов. Но для них характерна моноотраслевая структура экономики (соответственно, газодобывающая и нефтедобывающая промышленность), которая с учетом проанализированного зарубежного опыта присуща депрессивным регионам. Для этих же регионов свойственны и такие приведенные в табл. 2.1 «универсальные» признаки депрессивности, как интенсивная эксплуатация природных ресурсов, зависимость от внешней конъюнктуры, негативное воздействие на окружающую среду и т.д.

Что же касается флагманов отечественной промышленности, к которым можно отнести Челябинскую и Свердловскую области, то они «располагают» другим набором признаков депрессивности, присущим всем регионам промышленно развитых стран, приведенных в табл. 2.1. в их числе - специализация на отраслях тяжелой индустрии, зависимость от традиционных отраслей
(в данном случае - металлургии) и негативное воздействие на окружающую природную среду. Но в и этом случае отмеченные старопромышленные регионы трудно отнести к депрессивным; имея ввиду оценку уровня их экономического развития по сравнению со многими другими субъектами федерации.

В этой связи необходимо более обстоятельно исследовать экономическое содержание понятия «депрессивный регион» с учетом российских условий.

В основе депрессивного состояния лежат преимущественно экономические причины: падения спроса на основную продукцию или снижения ее конкурентоспособности, истощения минеральных ресурсов или ухудшения геологических условий и т.п. Поэтому, мы считаем, что депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях, в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в России. Как правило, эти регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, имеется развитая промышленная инфраструктура, квалифицированная рабочая сила, сеть внутрирегиональных и межрегиональных связей. Однако, отсутствие механизма саморегуляции регионального развития, на данных территориях приводит к нарушению соразмерности воспроизводственных связей в системе «производство - потребление», к несоответствию между хозяйственными потребностями и имеющимися ресурсами, а также между отдельными частями хозяйственного комплекса, что создает потенциальную возможность возникновения депрессивного синдрома.

С точки зрения продолжительности депрессивного состояния целесообразно различать две группы регионов:

Дореформенные депрессивные регионы, регресс которых начался в дореформенный период, а в процессе реформ их положение еще более ухудшилось;

Новые депрессивные регионы, которые в дореформенный период поддерживали относительно высокий уровень развития, но в последние годы попали в состояние кризиса и не имеют необходимых условий для выхода из него.

Продолжительность и глубина региональной депрессии определяются в значительной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал основной причиной распространения депрессии на всю экономику региона. По этому признаку депрессивные регионы делятся на старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие.

Выход из депрессивного состояния возможен с помощью механизма рыночного саморегулирования. Переход к устойчивому экономическому росту и связанные с ним структурные сдвиги оказывают благоприятное воздействие на депрессивные регионы. Главный фактор - это увеличение инвестиционного и потребительского спроса и соответственно преимущественное развитие отраслей, составляющих основу ныне депрессивных регионов.

Тяжелое положение ряда регионов России связано не только с резкими изменениями в системе экономических отношений (хотя их базовость и фундаментальность не вызывает сомнения). Существенное и повсеместное ослабление государства привело к появлению кризисных регионов. К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. Классическим примером кризисного региона является Республика Ингушетия. После раздела с Чечней она унаследовала менее 10 % основных производственных фондов. Республика оказалась без необходимой производственной и социальной инфраструктуры. По основным показателям жизнеобеспечения Ингушетия оказалась на последнем месте среди субъектов РФ. Республиканский бюджет на 90 % формировался за счет средств федерального бюджета. Военные действия в Чечне привели к тому, что на территории Ингушетии оказалось огромное количество беженцев.

Улучшение ситуации в кризисных регионах возможно лишь при решении в комплексе не только экономических, но и политических вопросов.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В отечественной и в зарубежной литературе нет четкого, однозначного толкования понятия "регион". В российских исследованиях чаще всего встречаются два термина: "регион" и "район", причем, как правило, между ними не проводят строгой границы. По мнению Э. Б. Алаева, район "представляет собой локализованную территорию, обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории".

Понятию "регион" уделяется много внимания в современной экономической, географической и градостроительной литературе являются:

  • 1. географические (расположение, величина территории и количество населения);
  • 2. производственно - функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);
  • 3. градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
  • 4. социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. Основываясь на вышесказанном можно считать, что регион -- это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации, поскольку, особенность территории (акватории, аэротории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по различным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности предполагают необходимость членения территории на части - регионы.

Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" - латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область. Существует много определений данного термина, например:

  • 1. Под регионом понимается крупная территория с более или менее однородными природными условиями, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.
  • 2. Регионы - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью составляющих ее элементов.
  • 3. Регион - это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации.

Таким образом, понятие региона является весьма абстрактным (как регион вообще) и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы - понятие типологическое, они выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами.

Третье определение позволяет реализовать нормативно-законодательное равенство субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, заложенное в Конституции РФ, создает реальные условия для учета региональных особенностей каждого субъекта в экономической деятельности и обеспечивает более устойчивое управление регионом.

Конституционное признание регионов субъектами РФ требует раскрытие их роли в системе реформирования экономики России. Многоукладность экономики потребовала принципиально нового подхода к содержанию системы управления народным хозяйством, что нашло свое отражение в региональной концепции реформирования, основными положениями которой являются:

  • 1. признание самостоятельности субъектов РФ и обеспечение их экономического равноправия с целью укрепления единства России;
  • 2. признание предприятия в качестве основного самостоятельного хозяйствующего субъекта, в качестве необходимого условия реализации рыночных отношений в экономике страны;
  • 3. формирование системы государственного регулирования регионального развития при переносе центра тяжести социально-экономических преобразований на региональный уровень.

Данные положения определяют содержание регионального управления, которое учитывается федеральным центром и осуществляется на региональном уровне самими регионами.

В учебной литературе деление территории на регионы принято называть районированием. Районирование проводится в соответствии с поставленными целями и всегда является целевым или проблемно ориентированным. В настоящее время существует несколько видов районирования России, а именно:

  • 1. административно-территориальное;
  • 2. общее экономическое;
  • 3. проблемное экономическое.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных видов районирования России.

С административно - территориальным районированием связана вся территория Российского государства. До Октябрьской революции 1917 г. основной административно-территориальной единицей была губерния. В 1708 г. впервые Петр 1 учредил восемь губерний, затем их число росло и в начале XX в. Россия уже была разделена на 97 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды и волости.

С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные (национальные) округа.

C 18 марта 2014 года в РФ добавились Республика Крым и город Севастополь. В настоящее время в России 85 регионов - субъектов Федерации, включающих 22 республику, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, одну автономную область, 4 автономных округа.

По оценке на 1 января 2013 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 11 городов с численностью населения свыше 1 млн человек: Москва - 10470,3 млн; Санкт-Петербург - 4568,0 млн; Новосибирск - 1390,5 млн; Екатеринбург - 1323,0 млн; Нижний Новгород - 1274,7 млн; Омск -1131,1 млн; Самара - 1135,4 млн; Казань - 1120,2 млн; Челябинск - 1092,5 млн; Ростов-на-Дону - 1048,7 млн; Уфа - 1021,5 млн человек.

Все 85 регионов различаются по размеру территории, численности населения, экономическому потенциалу и другим показателям. Однако все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ.

На территории России в мае 2000 г. было образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не затрагивают основное (конституциональное), административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственности.

Общее экономическое районирование России в настоящее время содержит 11 экономических районов. При этом каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится экономическая область как особая экономическая зона.

Интересы районов в значительной мере определяются структурой их хозяйства. По такому принципу можно классифицировать регионы:

  • 1. на добывающие (Тюмень, Якутия и др.), у которых высока доля экспорта; обеспечивающая им привилегированное положение;
  • 2. на агропромышленные (Черноземье, Ставропольский край, Кубань и др.), которые, будучи самодостаточными (особенно в отношении продовольствия), стремятся к формированию внутреннего регионального рынка, ограждают себя от проблем других регионов;
  • 3. с ярко выраженной этнической доминантой (Северный Кавказ, Тува и др.), которые стремятся к обособлению не по экономическим, а по национальным и политическим причинам.

Эти регионы имеют незначительные перспективы устойчивого развития.

Современное административно-территориальное деление Российской Федерации прошло сложный путь в своем развитии, сформировалось под влиянием экономического районирования, содержанием которого было экономико-территориальное размещение производительных сил, что определяло специализацию и уровень развития регионов. Теория и практика определили четыре типа экономических районов:

  • 1. основной экономический район, охватывающий несколько областей, автономных республик;
  • 2. экономический административный район, состоящий, как правило, из одной области, края, автономной республики;
  • 3. внутриобластной экономический район, объединяющий несколько городов или административных районов;
  • 4. местный экономический район, являющийся, как правило, одновременно административным районом или городом.

Урбанизированные промышленные регионы, в том числе с высокой долей ВПК, при всем разнообразии их хозяйственной структуры ориентируются преимущественно на внутренний рынок и рынки стран СНГ. В таких районах проживает большинство россиян.

Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования в практике применяется деление России на две макроэкономические зоны:

  • 1. Запад (Европейская часть и Урал);
  • 2. Восток (Сибирь и Дальний Восток).

Таким образом, общее экономическое районирование - это не механическое деление территории на заданное количество регионов, а деление, базирующееся на определенной методологии и содействующее совершенствованию территориального разделения труда и эффективности национального рынка.

Проблемное экономическое районирование осуществляется для государственного регулирования территориального развития. С этой целью выделяются различные типы проблемных регионов. К таковым могут относиться отстающие или слаборазвитые регионы, депрессивные, кризисные регионы, особо выделяются приграничные регионы. Проблемы связаны с тем, что эти регионы не могут развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им в обязательном порядке требуется государственная поддержка.

К регионам проблемного типа могут относиться те части территории страны, где осуществляются общегосударственные (федеральные) целевые программы (программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа развития зоны Севера).

Следовательно, проблемное экономическое районирование не охватывает всю территорию России, как и выделяемые проблемные регионы.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что процесс образования регионов связан с развитием общественного (территориального) разделения труда и специализаций отдельных территорий.

Невозможно найти регион, в котором отсутствуют проблемы социально-экономического развития, однако, в проблемных регионах они проявляются особенно ярко. Итак, какие же регионы относятся к проблемным?

Можно выделить следующие качественные признаки проблемных регионов:

1. Особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности

2. Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики

3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны

4. Недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают.

В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

Сегодня существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий:

1. Субъекты федерации

2. Части субъектов федерации

3. Несколько субъектов Федерации

4. Сопредельные части субъектов Федерации.

Кризисные регионы

Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально-экономического развития, и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса:

1. Центральный пояс

2. Южный пояс

3. Уральский пояс

4. Восточный пояс.

Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс. В его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.

Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются: спад производства; высокая безработица; низкий уровень жизни; низкая бюджетная обеспеченность; высокий уровень депопуляции населения.

В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются:

o Спад производства

o Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью

o Низкий уровень жизни

o Низкая бюджетная обеспеченность

o Межэтнические военные конфликты

o Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Таким образом, в Южном кризисном поясе свертывание экономической активности протекает на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы.

Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-Сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:

· Локальный спад производства

· Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.

Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.

Основными проблемами данного пояса являются:

o Спад производства и высокая безработица

o Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения

o Слабая транспортная доступность

o Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения

o Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.

Анализ проблем кризисных поясов России свидетельствует о недостаточности классификации на основе только количественных критериев. Так, во всех кризисных поясах наблюдается спад производства, высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность, однако причины, обусловившие кризисное состояние существенно отличаются.

Угрозы - наиболее конкретные и непосредственные формы опасности; совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам общества, государства и личности, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.

Очень опасную и прямую угрозу регионам России и страны в целом представляет политическая и экономическая дезинтеграция, заключающаяся в стремлении некоторых субъектов Российской Федерации отстоять у центральной власти безосновательные политические и экономические преимущества и льготы.

Причинами усиления угроз экономической безопасности регионов являются:

♦ глубокий экономический спад;

♦ высокий уровень безработицы;

♦ крупные масштабы задолженности по заработной плате, пенсиям, социальным пособиям;

♦ низкая финансовая дисциплина;

♦ слабая защищенность отечественных товаропроизводителей;

♦ коррупция, взяточничество, криминализация.

Региональные угрозы национальной и экономической безопасности обусловлены особенностями регионов. Наблюдается экономическое обособление отдельных регионов, происходит излишняя концентрация производительных сил, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Возрастает дифференциация уровней социальноэкономического развития регионов, увеличивается независимость развития экономически богатых топливно-сырьевыми ресурсами регионов (Среднее Приобье и др.). Наибольший разрыв в производстве промышленной продукции на душу населения наблюдается между Республикой Тыва и Тюменской областью.

Опасны угрозы регионального сепаратизма, который, разумеется, означает не стремление отдельных регионов выйти из состава России, а создание на территории этих регионов своего рода закрытых политико-экономических систем. Проблема соответствия регионального законодательства Конституции РФ пока еще не решена.

Угрозы в социальной сфере:

♦ рост безработицы;

♦ ослабление трудовой мотивации;

♦ увеличение трудовой нагрузки на занятых;

♦ снижение уровня и качества жизни населения;

♦ утрата квалификационных и трудовых навыков;

♦ усиление дифференциации в уровнях доходов населения.

Угрозы в социальной сфере связаны с сохранением высокой доли населения, имеющей доходы ниже прожиточного минимума, нарастанием разрыва между 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных групп населения, с высоким уровнем безработицы, низкими расходами на науку, образование, культуру, со снижением уровня и качества жизни населения, с разрушением потребительского рынка, вызывающего социальные конфликты.

С позиций учета типологии регионов различают внутренние и внешние угрозы. К внутренним угрозам относят:

♦ структурную деформированность народного хозяйства, которой подвержены регионы с преобладанием обрабатывающей промышленности;

♦ отсталость технологической базы большинства отраслей региона. Эта угроза характерна как для индустриальных, так и для индустриально-аграрных регионов;

♦ гипертрофированную монополизацию народного хозяйства. Распространена в регионах минерально-сырьевой ориентации;

♦ обострение социальных проблем. Наиболее остро происходит в депрессивных регионах;

♦ старение производственного аппарата. Данный вид угрозы присущ всем типам регионов, и в первую очередь старым индустриальным;

♦ усиление имущественного расслоения населения, наблюдающееся во всех типах регионов, и др.

Внешние угрозы проявляются:

♦ в оттоке валютных средств;

♦ в увеличении внешней задолженности;

♦ в нерациональном использовании валютных средств;

♦ в деградации природной среды;

♦ в сокращении экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции;

♦ в вытеснении с внешнего рынка;

♦ в преобладании российского экспорта сырьевых товаров;

♦ в дискриминационных мерах западных стран во внешнеэкономических отношениях с Россией и др. Эти угрозы являются как общенациональной проблемой, так и проблемой региональной.

Для обеспечения экономической безопасности региона целесообразно использовать следующие ориентиры:

♦ укрепление экономической базы;

♦ активное участие в формировании общероссийского рынка;

♦ поддержание на высоком уровне и развитие научно-технического потенциала, нацеленного на обеспечение экономической безопасности и независимости России;

♦ создание нормальных условий жизнедеятельности людей в регионе;

♦ недопущение межнациональных конфликтов в регионе и предотвращение сепаратизма;

♦ предотвращение либо локализация кризисных явлений в экономической и социальной сферах.

Угрозы экономической безопасности исходят из так называемого регионального монополизма в производстве важнейших видов продукции (Тюмень, Кузбасс и т. п.), усиливающего местнические тенденции. Монопольный рынок с высоким уровнем устойчивости технологических и экономических связей присущ электроснабжению, угле-, нефте- и газоснабжению. Поэтому следует активно использовать антимонопольные меры, нацеленные на разукрупнение структур государственной и других форм собственности, контроль цен на продукцию монополизированных структур и санкции в случае их завышения.

Сильнодействующим фактором снижения уровня безопасности являются очаги социальной напряженности, к которым относятся:

♦ очаги межэтнической напряженности·,

♦ регионы с опасной концентрацией населения, находящегося ниже уровня бед- ности·

♦ районы вынужденной иммиграции населения из стран ближнего зарубежья;

♦ регионы и города - потенциальные центры с чрезмерно высоким уровнем безработицы.

На экономическую безопасность регионов влияют экологические региональные кризисы, снижающие экономический потенциал регионов посредством радиационного загрязнения. Например, экономические последствия подъема уровня Каспийского моря, ухудшение экономических и социальных условий в крупных индустриальных районах (Урал, Кузбасс, Поволжье и т. д.) и отдельных центрах вызывают возрастание социальной напряженности.

Выделяют следующие факторы кризисной дестабилизации российской экономики:

♦ глубокое снижение объемов производства в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс в экономике;

♦ снижение объемов производства в экспортных отраслях;

♦ значительная безработица экономически активного населения;

♦ высокий уровень социальной дифференциации населения и низкое качество жизни большей его части;

♦ отрицательные демографические процессы;

♦ высокая степень загрязнения окружающей природной среды;

♦ высокая преступность;

♦ резкое уменьшение занятости населения в науке и научных исследованиях.

Разработка параметров и критериев экономической безопасности региона должна основываться на следующих принципах:

♦ комплексности;

♦ системности;

♦ взаимозависимости;

♦ вариантности;

♦ примата экономической безопасности;

♦ приемлемости риска.

Обобщающим показателем (критерием) региональной безопасности является достаточная способность экономики данного региона функционировать в условиях расширенного воспроизводства.

Основополагающим принципом экономической безопасности региона выступают пороги индикаторов, т. е. предельные величины, за пределами которых наступают разрушительные нерегламентированные процессы и экономика региона функционирует в экстремальном режиме. Можно выделить следующие пороговые значения региона:

♦ общий объем производства, ВВП на душу населения;

♦ уровень и качество жизни населения региона;

♦ демографическое состояние региона (рождаемость, смертность, естественный прирост, продолжительность жизни, заболеваемость и т. п.);

♦ занятость населения и ее динамика по крупным экономическим районам, половозрастным и социальным группам населения;

♦ состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

♦ уровень развития рыночных отношений, структура собственности, социальная активность населения.

Пороговые значения индикаторов должны определяться с учетом специфики этапов развития экономики и особенностей региона.

Под региональной кризисной ситуацией понимаются отрицательные изменения в воспроизводственных процессах экономики, социальной сфере и экологии региона, угрожающие качеству жизни населения, политической стабильности общества и жизнеспособности хозяйства региона и страны. Кризисная ситуация в регионе может быть вызвана как одним, так и несколькими факторами, каждый из которых может и не достигать пороговых значений.

Региональные кризисные ситуации могут иметь повсеместное распространение, охватывать один или несколько субъектов РФ, локализоваться в пределах части территории субъекта Федерации или отдельных городов.

Кризисные ситуации являются главным источником угроз экономической безопасности регионов, которые делают уязвимой общую национальную безопасность страны.

Поэтому выработка мер, нацеленных на ликвидацию кризисных ситуаций, - одно из важнейших стратегических направлений государственной политики, определяющей защиту России от внутренних и внешних угроз.

Под кризисной ситуацией региона понимаются:

♦ отрицательные изменения в воспроизводственных процессах народного хозяйства;

♦ негативные изменения в социальной сфере;

♦ отрицательные изменения в экологии, наносящие ущерб здоровью населения.

Кризисное положение региона формируется под:

♦ воздействием макроэкономических кризисных процессов;

♦ влиянием местных особенностей экономического и социального развития, ресурсного потенциала, географического положения и других особенностей.

Кризисное состояние экономики и социальной сферы региона возникает под влиянием:

♦ деформации территориальной структуры и межрайонных связей, вызванной как общим кризисом народного хозяйства, так и несоответствием территориальных пропорций условиям рыночной экономики;

♦ невысокого уровня конкурентоспособности некоторых предприятий и отраслей региона;

♦ высокой изношенности основных фондов и их технологической отсталости;

♦ спада производства, обусловленного высоким уровнем безработицы и низким уровнем и качеством жизни населения;

♦ углубления территориальной дифференциации уровней экономического и социального развития;

♦ усиления криминогенной обстановки;

♦ развития внешнеэкономических связей приграничных районов в ущерб внутрироссийским связям и интересам и др.

Выделяют следующие основные виды кризисных ситуаций в регионах:

♦ снижение объемов выпуска продукции, услуг в специализированных отраслях региона более чем наполовину;

♦ увеличение безработицы в регионе свыше 15% общей численности экономически активного населения;

♦ чрезмерное использование природных ресурсов региона отечественными и иностранными частными компаниями;

♦ низкая обеспеченность региона финансовыми ресурсами;

♦ слабая обеспеченность региона объектами инфраструктуры;

♦ депопуляция населения, снижение уровня генофонда региона и страны и др.

Региональные кризисные ситуации проявляются в следующих негативных последствиях:

♦ в снижении производства, нарастании безработицы, увеличении убыточных предприятий;

♦ в возникновении переселенцев и беженцев, что снижает обеспеченность населения регионов социально-бытовыми услугами;

♦ в значительном превышении смертности над рождаемостью, создающем условия для ускоренного старения населения в регионе, уменьшении численности коренных жителей;

♦ в нестабильном состоянии народного хозяйства региона;

♦ в нарастании зависимости региона от импорта продукции и др.

В дореформенный период цели, задачи и методы региональной политики отражались в генеральной схеме развития и размещения производительных сил на перспективу, в которой выдвигались следующие задачи:

♦ выравнивание уровней экономического развития регионов;

♦ приоритетное развитие восточных районов;

♦ специализация территорий.

В реформенный период ставились цели:

♦ реформировать экономику РФ;

♦ начать формирование рынка.

Прекратили свое существование генеральные схемы и районные планировки.

Основными причинами кризисных ситуаций регионов являются:

♦ усилившаяся дифференциация экономического развития регионов;

♦ дезинтеграция социально-экономического пространства страны.

По величине ВРП на душу населения - главному показателю экономического развития - различия между 79 субъектами РФ (без автономных округов и Чечни) составляют более 20 раз. В Китае максимальный разрыв между провинциями по величине ВРП на душу населения в 1998 г. составил 10,9 раза. Разрыв между наиболее и наименее развитыми регионами ЕС по этому индикатору в 4-4,5 раза ниже по сравнению с РФ.

Увеличение социально-экономической дифференциации регионов России объясняется следующими причинами:

♦ различным уровнем адаптируемости к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти;

♦ снижением регулирующей роли государства;

♦ возникновением реального неравенства различных регионов в экономических отношениях с центром.

С начала 1990-х гг. наблюдалась дезинтеграция социально-экономического пространства России. Если объем ВВП страны сократился почти в 2 раза, то объем межрегионального товарооборота уменьшился более чем в 4 раза. Одной из основных причин ослабления межрегиональных производственных связей выступает возросшее влияние мирового рынка. На фоне спада производства нарастали объемы экспорта и импорта. При этом импорт вытеснял с внутреннего рынка российских товаропроизводителей. В последние годы в связи с компенсационным ростом экономики России дезинтеграционные процессы интенсивно идут на убыль. Вместе с тем проблема дезинтеграции России остается важной. Дело в том, что отдельные регионы стремятся к одностороннему использованию преимуществ от льготного экспорта природно-сырьевых ресурсов, к удержанию налоговых поступлений в пределах своей территории, к установлению административных цен на продукцию, к запрету ее вывоза за пределы региона, что подрывает целостность экономического пространства.

Кризисные ситуации в экономике, угрожающие экономической безопасности, можно предотвратить или нейтрализовать. Важной задачей нейтрализации региональных кризисных ситуаций является обеспечение сбалансированности специфических, в первую очередь экономических, интересов национально-государственных образований федерации и страны в целом, в том числе краев и областей с преобладанием русского этноса.

Меры по нейтрализации кризисных ситуаций в экономике регионов включают:

♦ макроэкономическое регулирование (налоговое и бюджетно-финансовое);

♦ институциональное регулирование (приватизация и акционирование, санация убыточных предприятий, формирование Фонда поддержки предпринимательства и др.);

♦ государственное территориальное регулирование (поддержка районов Крайнего Севера, регулирование транспортных тарифов, реализация федеральных территориально-ориентированных целевых программ).

Среди мер нейтрализации региональных кризисных ситуаций особое место занимает разработка федеральных целевых программ, которые сочетают возможности государства, регионов и хозяйствующих субъектов. Разработка и реализация этих программ регулируется Законом о прогнозировании и программировании (1996) и рядом методических материалов, утвержденных Минэкономразвития РФ. Решение о разработке федеральных целевых программ (ФЦП) принимается Правительством РФ на основе заявок министерств и субъектов Федерации. В начале формируется Концепция программы, на ее основе разрабатываются разделы программы, которые включают:

♦ цели и задачи;

♦ подпрограммы, увязанные с задачами;

♦ систему мероприятий (включая инвестиционные проекты);

♦ финансовое обеспечение программы;

♦ эффективность программы;

♦ механизм управления реализацией программных мероприятий.

Проект программы согласовывается со всеми министерствами, с Минфином России и представляется в Правительство РФ. Проект проходит экспертизу и после уточнения утверждается Постановлением Правительства РФ.

В формировании методов и механизмов нейтрализации угроз экономической безопасности регионов и страны в целом предлагается использовать зарубежный опыт. За рубежом нейтрализация кризисных ситуаций чаще всего совершается путем централизованной поддержки кризисных районов, отбор которых ведется на основе следующих четырех групп показателей:

Первая группа характеризует уровень жизни населения.

Вторая группа фиксирует уровень занятости и безработицы.

Третья группа отражает меру привлекательности регионов для предпринимательской деятельности.

Четвертая группа определяет состояние экологии.

Опыт благополучных зарубежных стран показывает, что на развитие регионов с национальными и межэтническими конфликтами тратится до половины всех финансовых ресурсов, расходуемых для нейтрализации кризисных ситуаций.

Современная система механизмов нейтрализации угроз экономической безопасности включает прямые и косвенные методы государственного регулирования развития территорий.

К прямым методам относятся:

♦ размещение госзаказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

♦ прямое финансирование инвестиционных проектов в регионах;

♦ федеральные целевые программы регионального характера;

♦ административно-правовое регулирование.

К косвенным методам относятся:

♦ налогообложение хозяйственных субъектов;

♦ использование территориально-локализованных экономических льгот.


Высокая актуальность целенаправленной государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности страны определяется внутренними и геополитическими последствиями незавершенных коренных политических и экономических преобразований, происходящих в России. Наряду с определенными положительными результатами реформы в стране происходят сложные, часто болезненные для социально-экономического положения процессы как внутри страны, так и в ее мирохозяйственных связях. Переход к рыночным отношениям сопровождался глубоким экономическим кризисом и социальной напряженностью, усилением криминогенной обстановки. Вхождение экономики страны в мировой рынок поставило ее в условия жесткой конкуренции с продукцией ведущих капиталистических держав, к которой многие отрасли российского хозяйства оказались не готовы, что особенно усугубило кризисные процессы в районах сосредоточения неконкурентоспособных предприятий. Кризисное состояние экономики всегда несет в себе наибольшие угрозы экономической безопасности, делает уязвимой общую национальную безопасность страны. Выявление сложившихся и определение потенциальных очагов кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности России, и выработка мер по их ликвидации - одно из важнейших стратегических направлений государственной политики, определяющей средства и методы защиты насущных интересов России от внутренних и внешних угроз.
Все виды национальной безопасности страны взаимосвязаны. Но особое место занимает экономическая безопасность, связанная с производственной деятельностью людей - основой их существования, определяющей главное содержание кризисных процессов и явлений в обществе.
Под региональной экономической безопасностью понимается способность субъектов Федерации противостоять кризисным ситуациям, вызываемым воздействиями внешних и внутренних факторов на научно-производственный и ресурсный потенциалы и их структуру, сферу обращения и институциональную инфраструктуру, социальную сферу, уровень и качество жизни людей. Таким образом, экономическая безопасность характеризуется возможностью народного хозяйства России и ее регионов обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз на ее суверенитет.
На современном этапе в центре внимания государственных органов должно быть все разнообразие проявлений и негативных последствий сложившихся и ожидаемых кризисных ситуаций не только в целом по стране, но и в региональном аспекте, отражающем особенности причин их формирования в конкретных условиях места и времени.
В региональных кризисных ситуациях прямо или косвенно в концентрированном виде отражается территориальная специфика всех негативных процессов переходного периода, незавершенности коренных политических и экономических преобразований, происходящих в России. Кризисное состояние - одно из важнейших повсеместно распространенных в течение 1990-х гг. явлений российской действительности, несущее в себе наиболее мощный заряд угроз экономической безопасности, делающих уязвимой общую национальную безопасность страны.
Это определяет необходимость: разработки и обоснования методики комплексного анализа кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере регионов различных таксономических рангов и социально-экономического профиля с учетом административно-территориального устройства страны и зарубежного опыта таких исследований; выявления конкретных регионов, находящихся или потенциально предрасположенных к достижению такой глубины кризисной ситуации, при которой возникает угроза национальной, прежде всего экономической, безопасности России.
Под региональной кризисной ситуацией понимаются негативные изменения в воспроизводственных процессах экономики, социальной сферы и экологии региона, угрожающие неблагоприятными последствиями здоровью населения, политической стабильности общества, нормальному функционированию жизненно важных отраслей хозяйства.
Региональные кризисные ситуации формируются как под воздействием макроэкономических кризисных процессов, так и под влиянием местных особенностей экономического и социального развития, ресурсного потенциала, географического положения, участия регионов в территориальном разделении труда, национальных и других особенностей.
Кризисное состояние экономики и социальной сферы регионов формируется под влиянием специфических проявлений следующих явлений и процессов, способных создать угрозы национальной (прежде всего экономической) безопасности России: деформация территориальной структуры и межрайонных связей, вызванная как общим кризисом экономики страны, так и образовавшимися несоответствиями сложившихся территориальных пропорций требованиям и условиям рыночной экономики; низкая конкурентоспособность отдельных отраслей и предприятий регионального хозяйства, вызванная их технической отсталостью, неэффективностью используемого сырья, топлива и энергии, высокой энергоемкостью и материалоемкостью производства, низким качеством продукции при высоких издержках производства; нарушение нормальных процессов воспроизводства общественного продукта и населения; высокий уровень монополизации отдельных производств, их концентрация в ограниченном числе районов, порождающая региональный монополизм; высокий уровень изношенности и технологическая отсталость производственных и непроизводственных основных фондов, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства; недостаточный для удовлетворения платежеспособного спроса уровень развития производственной и социальной инфраструктуры; ухудшение состояния научно-технического потенциала регионов; отставание в формировании институциональной инфраструктуры и региональных рынков товаров, труда и капитала; отставание в развитии минерально-сырьевой базы, в приросте разведанных запасов полезных ископаемых; низкий уровень использования природных ресурсов, природоохранной деятельности и экологической безопасности; спад производства, вызывающий высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни людей; усиление имущественного расслоения населения, увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, ограничение доступа возрастающей части населения к нормальному медицинскому обслуживанию, образованию, достижениям культуры, ухудшение физического и нравственного здоровья населения; усиление территориальной дифференциации уровней экономического и социального развития; слабость институтов власти, недостаточно четкое разделение полномочий и ответственности между органами управления федеральными, субъектов Федерации и местными, реальное неравноправие субъектов Федерации; неэффективная налоговая и бюджетно-кредитная системы (включая региональные налоги и местные финансово-кредитные учреждения); неэффективность решений и действий органов власти и управления, проводимой ими экономической, социальной и региональной политики; ухудшение криминогенной обстановки; ухудшение структуры экспорта, увеличение в ней топливно-сырьевых товаров; усиление конкуренции импортных товаров и зависимости от их поставок; развитие внешних экономических связей приграничных районов в ущерб внутрироссийским связям и интересам, экономической и национальной безопасности.
При рассмотрении характера воздействия региональных факторов дестабилизации на национальную и экономическую безопасность страны необходимо оценивать структурные сдвиги в экономике региона не только с позиций текущей рыночной конъюнктуры, но и с учетом долгосрочных экономических преимуществ соответствующей территории в общей системе территориального разделения труда.
Мировой опыт свидетельствует, что региональная кризисная ситуация может угрожать национальной и экономической безопасности в двух случаях: развитие деструктивных процессов (или действие факторов дестабилизации) достигает такой степени остроты, при которой начинают проявляться тенденции необратимых изменений, перманентного ухудшения качественных характеристик экономического потенциала, деградации социальной сферы и (или) природной среды того или иного региона, преодоление которых возможно только в долгосрочной перспективе и связано с реализацией крупных инвестиционных программ; в условиях проводимой правительством политики макроэкономической стабилизации (в том числе реализация программы антиинфляционных мер) развитие региональной кризисной ситуации невозможно быстро остановить при привлечении реально располагаемых централизованных и иных источников финансирования, и необходимы экстраординарные меры для поддержания достаточного уровня производительного, научно-технического потенциала, недопущения снижения уровня и качества жизни населения, состояния среды его обитания до предела, способного вызвать социальные потрясения, конфликты между отдельными слоями и группами населения, нациями и народностями.
Среди множества причин региональных кризисных ситуаций особенно выделяются усилившаяся дифференциация и дезинтеграция социально-экономического пространства.
По величине ВРП на душу населения - главному индикатору экономического развития - различия между 79 субъектами Федерации (без 9 автономных округов и Чечни) составляют более 20 раз, что превосходит разрыв между странами «золотого миллиарда» и беднейшей частью мира и в 4-5 раз выше различий между наиболее и наименее развитыми регионами ЕС. (Для сравнения: в Китае максимальный разрыв между провинциями по величине ВВП на душу населения в 1998 г. составил 10,9 раза.)
Социально-экономическая дифференциация регионов стала усиливаться вместе с нарастанием кризисных явлений в экономике и последующим переходом к рыночным реформам. Это объяснялось тремя комплексами причин. Во-первых, включился механизм рыночной конкуренции, разделяющей регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптируемость к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, возникло фактическое неравенство различных субъектов Федерации в экономических отношениях с центром, часто не мотивированное объективной экономической обстановкой.
Растущая дифференциация регионов России по величине ВРП на душу населения происходила на фоне снижения общего уровня производства в стране. При этом установлена корреляционная зависимость: чем выше был исходный уровень ВРП на душу населения, тем меньше падение ВРП в регионе. Таким образом, если судить по динамике ВРП, то уже на протяжении ряда лет в России осуществлялась регрессивная дивергенция экономического пространства, не имеющая аналогов в мире развитых и развивающихся стран.
В группе наиболее проблемных территорий России теперь находятся не только слаборазвитые регионы (республики Северного Кавказа, Южной Сибири и др.), но и попавшие в депрессивное состояние территории во многих экономических регионах, сосредоточивающие мощный производственный и интеллектуальный потенциал. Увеличилось число регионов, где большая часть населения живет ниже черты бедности (в 1998 г. таких регионов было 8; в Республике Тыва за чертой бедности проживало 75% населения).
Одновременно на протяжении 1990-х гг. происходила дезинтеграция экономического пространства страны. При падении объема ВВП почти в 2 раза объем межрегионального товарообмена снизился более чем в 4 раза. Одной из главных причин ослабления межрегиональных производственных связей стало возросшее влияние мирового рынка. Объемы экспорта и импорта увеличивались в абсолютном выражении на фоне падающих объемов производства. При этом импорт интенсивно вытеснял с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей. Этому способствовали снижение таможенных тарифов и отмена большинства нетарифных ограничений на импорт.
Существенный выигрыш от либерализации внешней торговли получили главным образом регионы, имеющие выгодное географическое положение и обладающие значительным экспортным потенциалом. При этом вполне реальна угроза «отрыва» от внутренней российской экономики некоторых регионов, соседствующих с развитыми или динамично развивающимися странами (например, Калининградская область).
Падение межрегионального оборота в 1990-х гг. было обусловлено также резкими изменениями ценностных соотношений на внутреннем рынке, и особенно опережающим ростом транспортных тарифов по сравнению с ценами на перевозимую продукцию. Вследствие относительного удорожания транспорта стали неэффективными многие экономические связи между Дальним Востоком, Сибирью и европейскими регионами страны. В течение ряда лет сохранялась критическая ситуация с завозом продовольствия и топлива в районы Крайнего Севера, прежде всего из-за неплатежеспособности получателей грузов и невыгодности этих перевозок для отправителей грузов и перевозчиков.
Не всякое сокращение межрегионального обмена следует оценивать негативно. Переход к рыночным отношениям позволил избавиться от многих прежних нерациональных и искусственных связей (например, от кооперированных поставок между предприятиями одного министерства, удаленных друг от друга на тысячи километров), уменьшил зависимость потребителей от предприятий-монополистов, открыл для периферийных регионов возможность работать на рынках близлежащих стран и т.п. Главное позитивное изменение заключается в том, что стал действовать такой интеграционный фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении региональных ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции.
В современных условиях вносит свой «вклад» в деформации российского экономического пространства хаотичное формирование финансового капитала. Господствующей тенденцией стала концентрация финансового капитала в Москве и небольшом числе крупных экономических центров, «отсасывающая» финансовые ресурсы из реального сектора регионов России. Поскольку свыше 80% финансовых активов и главные площадки валютных и фондовых рынков находятся в Москве, большинство регионов отключено от финансовых «игр» и является заложниками зигзагов макроэкономической ситуации.
Также слабо работает на экономическую интеграцию России рынок труда. С одной стороны, основные потоки трудовой миграции - это беженцы и переселенцы из республик бывшего СССР, оседающие в основном в трудоизбыточных центральных и южных регионах, а с другой стороны, обезлюдева- ние Севера также усиливает давление на рынки труда регионов с более благоприятными климатическими условиями.
В первые годы новой российской государственности существенным фактором экономической дезинтеграции России стало приобретение отдельными регионами различных экономических льгот (налоговых, кредитных, внешнеторговых и т.п.), своего рода «льготная дезинтеграция», активные всплески которой происходили во время предвыборных кампаний Президента и «партии власти». Факторы, затрудняющие экономическую интеграцию, - асимметричность России (наличие субъектов Федерации с разным реальным статусом), эксклюзивные отношения между центром и отдельными регионами, многочисленные расхождения между федеральными и региональными законами и нормативными актами.
В 1999-2003 гг. наметились принципиальные изменения в экономическом пространстве России. Ряд признаков указывает на то, что тенденция дезинтеграции себя в основном исчерпала. Во-первых, возобновившийся экономический рост сопровождается расширением рынков сбыта, т.е. усилением межрегиональных экономических связей; межрегиональный оборот растет быстрее объема производства. Во-вторых, в процессе замещения импорта на внутреннем рынке межрегиональные связи вытесняют внешнеэкономические. Это влияние будет усиливаться, если в структуре импорта увеличится доля производственных товаров и сократится доля потребительских, а рост экспорта будет происходить в основном за счет полуфабрикатов и готовых изделий, а не сырья. В-третьих, объемы грузооборота транспорта, особенно железнодорожного, опережают рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, что также свидетельствует об интенсификации межрегионального товарообмена.
Пока нет достаточных данных для вывода, что начинающийся экономический подъем содействует уменьшению региональной дифференциации. Для формирования положительных тенденций в территориальной структуре экономики потребуются значительное время и усилия центра и регионов, проведение соответствующей региональной экономической политики.