План выездных налоговых проверок: можно ли узнать когда к вам придут. Плановые выездные налоговые проверки

О такой налоговой процедуре, как выездная проверка знает каждая компания или предприниматель. Для проверяемых она является довольно хлопотной процедурой, которая затрачивает как временные, так и трудовые ресурсы. Вместе с тем, процедура также является и довольно рискованной, так как от ее результатов будет зависеть дальнейшая жизнь компании. Последствиями налоговой проверки также могут являться и возможная ответственность налогоплательщиков, включая руководителей, учредителей и т.д. В статье рассмотрим пошаговый план выездных налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка

Согласно статье 89 НК РФ (пункт 4), при проведении проверки налоговики проверяют правильно ли компания или предприниматель рассчитывает налоги, а также своевременно ли он перечислил их в бюджет.

Пошаговый план выездных налоговых проверок

Такая процедура, как выездная налоговая проверка происходит в несколько этапов:

  1. Подготовка к проверке.
  2. Предоставление проверяемой компании документа, подтверждающего проведение выездной проверки.
  3. Ревизия в проверяемой компании.
  4. Подведение итогов ревизии, вынесение решения.
  5. Обжалование решения.

Теперь каждый из указанных этапов рассмотрим более подробно.

Подготовка к проведению налоговой проверки

Проведение налоговой проверки возможно только после того, как будет издан официальный документ – решение от руководителя (уполномоченного заместителя) налогового органа о проведении выездной проверки. То есть провести проверку только по желанию одного из инспекторов невозможно, решение принимает руководство.

Какие компании могут попасть под выездную налоговую проверку?

Как правило, если компания или предприниматель вызывает у налоговой интерес или сомнения относительно добросовестности уплаты сборов, то компании может грозить налоговая проверка.

Интерес налоговой может вызвать, например, несовпадение представленных компанией данных в отчетности с информацией, представленной в отчетности других компаний.

К показателям, вызывающим интерес налоговой к компании относят:

  • указанные в отчетности убытки в течение периода, превышающего 2 года;
  • низкий доход компании;
  • низкая заработная плата сотрудников компании;
  • частые случаи снятия с учета в налоговой и новые постановки;
  • и др.

Предоставление проверяемой компании документа, подтверждающего проведение выездной проверки

Представитель налоговой инспекции прежде чем приступить к проведению проверки должен предоставить соответствующее распоряжение. В данном документе должна указываться следующая информация:

  • идентификационные сведения о проверяемой компании или предпринимателе (наименовании организации, ФИО руководителя);
  • цель проверки, в качестве которой может указываться деятельность компании за определенное время или в какой-либо сфере, связанная с исчислением и уплатой налогов;
  • период проведения проверки;
  • сведения о проверяющих лицах: ФИО, должности, а также наличие в составе проверяющих сотрудников ОВД.

Как правило, в качестве проверяющих лиц назначают несколько специалистов. Это необходимо для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу во время ревизии, например, на тот случай, если, например, один из проверяющих уходит на больничный или в отпуск.

На решении о проведении выездной проверки должна стоять подпись руководителя налогового органа и печать. Вручается документ директору организации или предпринимателю под роспись. В качестве подтверждения в ознакомлении с документом, директор проверяемой организации или предприниматель расписывается в одном из экземпляров решения и указывает дату его получения. Если у налогового инспектора передать решение руководителю нет возможности, то его направляют заказным письмом по официальному адресу компании. После того как решение вручено руководителю компании проверяющие вправе войти в фирму для проведения ревизии.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Для проведения выездной налоговой проверки законом устанавливается определенный срок. Согласно 89 ст. НК РФ (п. 6) срок проверки не должен превышать 2 месяца. Однако в некоторых случаях возможно продление до 4 месяцев, а в исключительных случаях и до 6.

Виды выездных налоговых проверок

Различают несколько видов выездных налоговых проверок:

  1. Сплошные, при которых проверке подлежит вся документация компания, либо выборочные, при которых проверке подлежат только конкретные документы.
  2. Комплексные – когда проверяется порядок уплаты определенных видов налогов, либо учет некоторых операций, а также тематические, при которых проверке подлежит правильность уплаты конкретного вида налога.
  3. Плановые, проведение которых происходит по заранее подготовленному плану, а также внеплановые, при которых компания в план не заносится, а проверка происходит по отдельному запросу.

Какие процедуры проводятся при выездной налоговой проверке

При проведении налоговой выездной проверке возможны следующие мероприятия:

  • запрос уточнений в соответствующих инстанциях;
  • направление уточнений в банки;
  • опрос третьих лиц;
  • инвентаризация в проверяемой компании;
  • допрос свидетелей;
  • запрос требуемых документов;
  • выемка документов (предметов) при необходимости;
  • проведение экспертизы;
  • привлечение специалистов, а при необходимости и переводчика.

При проведении тщательной проверки у инспекторов могут возникнуть промежуточные вопросы. Для этого они запрашивают дополнительные материалы, а также интересуются финансовой деятельностью компании.

Подведение итогов ревизии, вынесение решения

По итогам выездной налоговой проверки налоговики формируют справку. В данном документе содержится информация о том, кто именно проводил проверку, а также сколько времени она заняла. Справка для ознакомления вручается руководителю проверяемой компании (его доверенному лицу) под роспись. Помимо справки налоговики также оформляют акт проведения проверки. Он должен быть составлен не позднее 2 месяцев с даты составления справки. Акт будет содержать ответ на главный вопрос – допущены ли в компании нарушения? Копия документа также предоставляется проверяемой компании. К акту налоговики должны прикладывать подтверждающие документы, а подписывают его все участники проверки. В том случае, если проверяемое лицо с результатами проверки не согласно, решение может быть обжаловано. В этом случае акт не подписывается проверяемой стороной и в нем делают соответствующую отметку.

Обжалование решения выездной налоговой проверки

В течение 1 месяца после даты ознакомления с актом проверки, проверяемая сторона вправе возразить против тех обстоятельств, которые указаны в документе (п. 6, ст. 100 НК РФ). Все возражения должны быть оформлены в письменном виде, в ответ на которые фискальный орган в течение 10 дней должны принять одно из решений:

  • наложить штраф на проверяемую организацию;
  • согласиться с возражениями и аннулировать итоги проверки;
  • подвергнуть компанию еще одной проверке в течение 1 месяца.

В ходе проведения заседаний при рассмотрении материалов проверки компании вправе присутствовать ее представитель. Если организация или предприниматель не согласны с решениями налоговиков, они вправе подать апелляционное обжалование (ст. 139.1 НК РФ) . Жалобу необходимо подать сразу же после того, как будет принято решение налоговиков.

Заключение

Выездные налоговые проверки являются довольно сложным процессом, состоящим из множества этапов. Одним из ключевых моментов проверки является вынесение решения налоговиками, которое должно быть оформлено по всем правилам. Если при оформлении итоговых документов были допущены нарушения, то это может являться поводом для обжалования. Помочь в обжаловании решения налоговой могут опытные юристы и адвокаты по налоговым делам.

Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора "счастливчиков" составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.

Примечание. Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверок <1> . Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.

Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков <2> . Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверок <3> .

И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговиков <4> . К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.

Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?

На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.

В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа нет <5> .

Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверку <6> .

Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сделок <7> . Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.

___________________________

<1> Письмо ФНС от 23.01.2009 N ШС-21-3/40

<2> Приказ ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@

<3> Письмо ФНС от 31.07.2007 N 06-1-04/505

<4> разд. 4 Концепции

<5> Письма ФНС от 18.11.2010 N АС-37-2/15853, от 04.04.2008 N ШТ-6-2/255@; Постановление 2 ААС от 06.09.2011 N А28-2594/2011

Некоторые специалисты считают, что план выездных проверок ИФНС на 2018 год – это абсолютная формальность, которая никогда не соблюдается. А до недавнего времени руководство страны и вовсе рекомендовало ведомствам рассматривать такие документы как конфиденциальные и не распространять данные в свободном информационном поле.

Тем не менее, каждая структура, включая Федеральную налоговую службу, ежегодно размещает на сайте довольно внушительные списки предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые попадут под проверку. Насколько это полезно и можно ли без плана определить вероятность контрольных мероприятий, разберём далее в этой статье.

Основные положения

Как известно, в Российской Федерации налоговым проверкам может подвергнуться любой налогоплательщик, будь то обычный гражданин, юридическое или физическое лицо — индивидуальный предприниматель. Однако только минимальный процент от вышеперечисленных субъектов будет вовлечён в проверки.

Для упрощения процедуры и структурирования составляется специальный план выездных налоговых проверок на 2018 год, который содержит список юридических и физических лиц, стоящих в приоритете. Стоит ли относиться к этому документу как к истине в первой инстанции – это вряд ли. Но если вы нашли своё имя в списке, подготовиться к важному мероприятию всё же нужно.

Для начала приведите всю документацию в порядок, проверьте наличие «первички» и убедитесь в том, что все налоги и другие обязательства погашены. Лучше сделать это позже и с пеней, чем получить негативную запись в акте проверки.

Также следует обратить внимание на имущество, состоящее на балансе. Проведите инвентаризацию и сведите активы в соответствии с имеющейся описью. Всё должно совпадать. Если какие-то материальные блага не указаны в статье расходов, а покупка не задекларирована, ждите неприятностей.

Как действовать, если в списке вас нет

В том случае, если ваше предприятие не попало в список плановых проверок, не стоит обольщаться. Этот факт не является гарантией того, что к вам не придут уполномоченные лица. Но и паниковать тоже не стоит. Нужно чётко взвесить, какова вероятность того, что вы тоже попадёте в поле зрения ФНС. Существует несколько признаков, вызывающих интерес у государственных органов:

  • Вы довольно долго в отчётах указываете убыточность предприятия, но продолжаете существовать.
  • Количество издержек существенно выросло без обоснования.
  • Расходы практически равняются доходам.
  • Вы часто осуществляете перерегистрацию компании в различных инстанциях.
  • В проводках фигурирует большое количество контрагентов и перекупщиков.
  • Компания не предоставляет налоговой запрашиваемую документацию.

Эти действия могут расцениваться как подозрительные в глазах ФНС и будут чреваты последствиями.

Другие возможные варианты

Как правило, подобные государственные инстанции довольно тесно сотрудничают с другими органами – МВД, прокуратурой, банковскими учреждениями и т.д. Поэтому, если за прошедший подотчётный период деятельность компании была под наблюдением в виду различных обстоятельств у того же МВД, вероятность контрольных мероприятий существенно повышается.

В любом случае стоит помнить об основных критериях и особенностях процедуры налоговой проверки:

  • Она может осуществляться только после принятия решения руководством соответствующей инстанции, если речь идёт о выездном мероприятии, и без каких-либо разрешительных документов в случае камеральной проверки.
  • Плановая проверка может проходить без уведомления проверяемого лица, однако практика показывает, что в большинстве случаев за какое-то время до процесса вам всё же придёт оповещение (так удобнее обеим сторонам).
  • Выемка документов и предметов также осуществляется только в том случае, если на то есть соответствующее решение.
  • Срок стандартной проверки составляет не более 2 месяцев, но могут быть и другие варианты.
  • Вы имеете право отказать в доступе на целевую аудиторию, если сотрудники не предъявляют свои удостоверения, не имеют письменного решения, или их данные не указаны в нём.
  • В соответствии с НК РФ проверки не проводятся в ночное время (с 22 до 06).

Зная о своих правах и подготовившись к мероприятию, у вас не будет проблем при проведении проверочных мероприятий со стороны Федеральной налоговой службы. Но проверить списки, опубликованные на официальном сайте в формате таблицы Excel, всё же можно. Так вы получите полезную информацию и сможете хотя бы приблизительно оценивать вероятность налоговой проверки в 2018 году.

Как узнать о плановой проверке моего предприятия? Какая предусмотрена ответственность должностных лиц органов контроля за проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный сводный план проверок предпринимательства?

Существует несколько способов узнать о плановой проверке Вашего предприятия.

Первый и наиболее универсальный: Вы можете зайти на сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации в раздел «Сводный план проверок предпринимательства», выбрать соответствующий год проверки (к примеру, http://plan.genproc.gov.ru/plan2013/), после чего указать ИНН своего предприятия и подтвердить запрос нажатием на картинку «Искать». Автоматизированная программа выдаст Вам результаты поиска.

Законодательные положения о необходимости размещения сводного плана проверок предпринимательства на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации предусмотрены п. 7 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Использование второго варианта возможно, когда Вы знаете о том, какой контрольно-надзорный орган должен организовать в отношении Вас плановые мероприятия по контролю.

К примеру, Вы получили по почте распоряжение о предстоящей плановой проверке от органа муниципального контроля.

Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

Таким образом, Вы можете проверить наличие планового мероприятия по контролю посетив сайт органа местного самоуправления, которому подчиняется орган муниципального контроля (при отсутствии у органа муниципального контроля собственного сайта).

И третий вариант:используется, когда Вы знаете, какой орган контроля должен проверить Ваше предприятие. Зайдите на сайт прокуратуры области в раздел «Сводный план проверок» (к примеру, http://www.samproc.ru/plan/2013/index.php), выберите соответствующий орган контроля, далее просмотрите план данного органа контроля на предмет наличия вашего предприятия.

Важно отметить, что проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет недействительность результатов ее проверки (пп. 7 ч. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ), а также административную ответственность должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ,в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Повторное совершение подобных нарушений влечет административную ответственность вплоть до дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года (ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели находятся под государственным (муниципальным) надзором соответствующих органов, которые имеют право проводить проверки на предприятиях. И чтобы быть готовыми к визитам надзорных органов, организации и бизнесмены должны знать самое главное про план проверок на 2017 год. Об этом – в нашем обзоре.

Определение и разновидности

Проверка – это ряд мер, которые обеспечивают контроль работы ИП и юридических лиц. По общему правилу ее главной задачей выступает выяснение следующих моментов:

  • соответствие осуществляемой деятельности закону, а также имеющимся правилам и стандартам в данной сфере;
  • соответствие товаров (произведенных или реализуемых), работ и услуг требованиям закона и стандартам.

Существует несколько разновидностей проверок. Следует знать их особенности, прежде чем рассматривать сводный план проверок на 2017 год.

Критерий Разновидность Что проверяют Кого проверяют
Место проведения

Объем проверки

Документарная (камеральная –одна из ее разновидностей) Сведения о статусе, правах и обязанностях, их исполнении Проводятся в отношении ИП и юрлиц
Выездная Сведения о работниках, зданиях, помещениях, оборудовании, товарах, работах или услугах и т. д.
Способ организации Плановая Соблюдение обязательных требований и соответствие данных о юрлице, внесенных в госреестры
Внеплановая Соблюдение требований по отношению к осуществляемой деятельности, выполнение имеющихся предписаний надзорных органов по предотвращению негативных последствий жизни и здоровью, окружающей среде и т. д.

Каждая проверка имеет свои особенности. Они отличаются местами и способами проведения, предметами и субъектами.

Заметим, что для внеплановых проверок работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нужны особые основания. В то же время такие ревизии, разумеется, не включают в план (например, вывешиваемый на сайт Генпрокуратуры РФ).

А вот плановые проверки проводят в соответствии с заранее составленными планами по каждому региону России. Причём предварительно составляют проект. После его согласовывают и при необходимости корректируют. А затем – далее утверждают.

Плановая проверка может быть выездной или документарной. В плане проверок обязательно указывают место их проведения и некоторые другие нюансы.

Ограничения на плановые ревизии в 2017 году

Еще 13 июля 2015 года был принят Федеральный закон № 246-ФЗ, согласно которому в период с 01.01.2016 по 31.12.2018 действуют ограничения в отношении плановых проверок малого бизнеса. Правда, они не распространяются на следующие категории фирм и ИП (в сводный план проверок на 2017 год всё равно не попадают):

  • занимаются рисковыми видами деятельности (перечень составляет Правительство РФ);
  • подвергнутые административному наказанию за серьезные нарушения, либо оставшиеся без лицензии (если такое решение было принято не больше 3-х лет назад).

Остальные же категории хозяйствующих субъектов могут быть вообще не включены в план проверок юридических лиц на 2017 год. В крайнем случае необходимо составить письменное заявление об исключении вас из списков.

Также с 01.07.2016 должностные лица, проводящие проверку в отношении ИП и юрлиц, не могут запрашивать следующие документы и сведения:

  • разрешительные документы на проведение строительства;
  • из реестра нотариусов и лиц, получивших квалификацию в результате сдачи соответствующего экзамена;
  • из реестра федерального имущества;
  • из ЕГРП;
  • из ЕГРИП или ЕГРЮЛ (в зависимости от статуса);
  • из реестра официально зарегистрированных СМИ;
  • из бухгалтерской (финансовой) отчётности;
  • из реестра лиц, получивших аккредитацию;
  • из ЕГРН;
  • сведения относительно выдачи вида на жительство лицам, не имеющим гражданства или имеющим гражданство другого государства;
  • регистрационные сведения о месте проживания или регистрации российских граждан.

Запрет на сбор такой информации был введен распоряжением Правительства РФ № 724-р, принятого 19 апреля 2016 года.

Зато вступил в силу Закон № 272-ФЗ от 03 июля 2016 года. Он внёс изменения в Трудовой кодекс РФ. А именно – в статью 360. Теперь проводить внеплановую проверку относительно нарушений трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое положение населения, можно после получения Государственной инспекцией труда любым путем сведений о них. Даже если информация поступила из СМИ.

Такая проверка может быть инициирована, например, в случае сигналов о следующих нарушениях:

  • сотрудники получают зарплату ниже установленного МРОТ;
  • работникам задерживают зарплату;
  • несоблюдение правил безопасности на предприятии, работник получил травму и т. п.

Более того: этот закон позволяет проводить внеплановую ревиззию даже без поступления жалобы со стороны сотрудника предприятия.

Когда организацию включают в план будущих проверок

Закон № 294-ФЗ План проведения проверок организаций и ИП в 2017 году».

Региональные надзорные органы отправляют в прокуратуру своего субъекта РФ проекты будущих проверок в отношении представителей бизнеса. Срок – до 1 сентября текущего года. После этого их рассматривают и могут вносить коррективы. Далее планы возвращают опять в надзорные органы. Только после этого их утверждают, а потом отправляют не позднее 1 ноября в прокуратуру.

Проведение проверки на общих основаниях допустимо, если уже минуло 3 года с момента:

  • регистрации субъекта;
  • окончания предыдущей плановой ревизии;
  • начала работы фирмы, ИП.

При этом новая проверка возможна раньше чем через 3 года после окончания предыдущей, если речь идет о:

  • внеплановой ревизии;
  • плановой проверке, но с другими основаниями проведения.

А вот относительно предприятий и ИП, работающих в образовательной, социальной и здравоохранительной сферах, это правило не действует. Проверок за 3 года может быть и больше.

Как должны проводить проверку

Для всех разновидностей проверок порядок их проведения и оформления при этом необходимой документации изложен в Законе № 294-ФЗ.

Основанием проведения проверки может быть приказ или распоряжение от имени руководителя или его заместителя органа муниципального или государственного контроля. В таком документе обязательно указывают разновидность и форму проверки.

По общему правилу о проведении плановой ревизии контролёры должны поставить в известность за 3 дня до её начала. При этом обязательно высылают копию документального основания проведения проверки.

По окончании всех контрольных мероприятий заполняют акт по установленному образцу. Один его экземпляр остается на предприятии.

Проверки, не включенные в план

Учтите, что законодательство о плановых проверках в ряде случаев не действует. Например, в перечне нет валютного и налогового контроля.

Проверка относительно несчастных случаев, повлекших смерть или инвалидность работников, в план ежегодных проверок тоже не попадает. Но это уже по объективным причинам.