Основные функции государства в смешанной экономике. Функции государства в экономике

Экономические функции государства в смешанной экономике. К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики. Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением.

Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.

Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др. Антимонопольное регулирование К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.

Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Макроэкономическая стабилизация Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства. Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция.

Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям. Размещение ресурсов Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы.

Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия.

В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования.

Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ. Перераспределение доходов Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты.

Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д. 3 Основные инструменты государственного регулирования экономики. Изменение роли государства в переходной экономике России. Инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба.

Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные инструменты регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

Экономические инструменты государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже. Основные экономические инструменты - это: 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); 2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; 3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно - управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги. Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются. Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа.

Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов. Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство. Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.

Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета.

Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования. Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др. Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей.

Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Модель «шоковой терапии» осуществлялась в российской экономике в переходный период.

Модель «шоковой терапии» - наиболее «жесткий» вариант трансформации. Ее типичными чертами являются: стремление к одномоментному и административному разрушению прежней системы бюрократического централизованного планирования и «внедрению» рынка; ускоренная радикальная передача государственной собственности в руки частных лиц, обладающих достаточными капиталами и или административной власти; ориентация на достижение «точки невозврата» как самоцели, за реализацию которой общество неизбежно должно заплатить высокую экономическую и социальную цену. Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принци­пов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука «перехода к рыночным отношения». Итак: - Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения. - Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров. - Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприя­тий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях. - Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриа­ции прибылей и конвертируемый рубль. - Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику.

Успешное завершение экономической реформы требует полного пересмотра традиционной роли государствa.

Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т. Д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключае­мых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и др. - Макроэкономическая стабилизация, означающая ликви­дацию дефицита государственного бюджета.

Упражнение Вопрос: Каким образом правительство может манипулировать расходами и налоговыми поступлениями с целью снизить: а) безработицу; б) уровень инфляции; Ответ: Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику.

Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция.

Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Список использованной литературы 1.Бункина М. К Семенов В. А. Макроэкономика, (основы экономической политики) М.: АО «ДИС», 1996 г. 2.Гайгер Л. Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика М.: Инфра-Н, 1996 г. 3.Гринберг Р. Иллюзии закономерности переходного периода // Россия и современный мир М 2001 г №3 С. 5 - 19; 4.Рябикин С. Социальная и рыночная экономика // Вопросы экономика – 1998 - №8 – с. 80-84. 5.Семенова О. Г. Основные принципы функционирования рыночной экономики России (макро - уровень) / Отв. ред. О. Ю. Мамедов Ростов -на - Дону: РГУ, 1994 г.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Государство в рыночной экономике

Рынок и государственное вмешательство. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит.. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование.. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией)..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Канашский филиал

Экономический факультет

Контрольная работа

по Государственному регулированию национальной экономики

Функции государства в смешанной экономике

студента III курса

Пыркина Ильи Михайловича

Введение

1. Необходимость государственного регулирования экономики

2. Экономические функции государства

3. Финансовая политика государства

Заключение

Список литературы

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

1. Необходимость государственного регулирования экон о мики

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

2. Экономические функции государства

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.

Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

антимонопольное регулирование;

проведение политики макроэкономической стабилизации;

воздействие на размещение ресурсов;

деятельность в сфере распределения доходов;

деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

государственный финансовый социальный антимонопольный

3.Финансовая политика государства

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику.

В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:

увеличения государственных расходов;

снижения налогов;

сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

уменьшения государственных расходов;

увеличения налогов;

сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Заключение

Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

Список литературы:

1. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Семенов В.А., АО “ДИС”, 2003 г.

2. Налоги: учебное пособие. Под ред. Д.Г. Черника, Финансы и статистика, 2000 г.

3. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, Финансы и статистика, 2002 г.

4. Учебник по основам экономической теории (экономика). В.Д. Камаев и коллектив авторов, “ВЛАДОС”, 2001 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Необходимость государственного регулирования экономики. Экономические функции государства. Антимонопольное регулирование. Макроэкономическая стабилизация. Размещение ресурсов. Финансовая политика государства. Кредитно-денежная политика государства.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2003

    Конкуренция в России. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции. Конкуренция в рыночной экономике: совершенная, монополистическая, олигополия, чистая монополия. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2007

    Сущность, возникновение несовершенной конкуренции. Виды монополи, формы монополистических объединений. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы. Демонополизация экономики России. Современная антимонопольная политика.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Рыночный механизм формирования доходов населения. Государственное регулирование распределения доходов. Социальная политика: функции и направления. Анализ реализации политики доходов как основного направления социальной политики в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2014

    Понятие, сущность и виды монополий, цели и способы их появления. Антимонопольное регулирование в России, российское антимонопольное законодательство. Антимонопольная политика государства. Цели и показатели деятельности Федеральной антимонопольной службы.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2013

    Государственное регулирование экономики (ГРЭ) как система мер воздействия государства на экономическую жизнь. Понятие прямого и косвенного вмешательства государства. Основные функции и задачи ГРЭ. Состояние платежного баланса, борьба с инфляцией.

    доклад , добавлен 28.12.2009

    Фискальная политика государства как система и метод государственного регулирования экономики. Необходимости преобразования, реформирования, Принципы и механизмы воздействия на функционирование экономики, необходимость реформирования и совершенствование.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2008

    Основные средства, методы, цели и направления государственного регулирования экономики. Этапы изменения роли государства в экономике. Доля государственных расходов в ВВП развитых стран. Причины усиления государственного вмешательства в экономику.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Социально-экономическое обоснование необходимости вмешательства государства в рыночную экономику. Изучение функций, методов и главных направлений государственного регулирования экономики. Тактика, подходы и стратегия макроэкономической политики России.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Экономические функции государства, его роль в смешанной экономике. "Фиаско" рынка - государственное регулирование. Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы. Защита конкурентной среды. Охрана окружающей среды, финансирование науки.

Основные функции государства в смешанной экономике

Идеи смешанной экономики, которые появились на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, повсеместно использовались во многих странах, отражали реальные изменения в социальной и экономической жизни государства и особенно усилились после Второй мировой войны.

Понятие «смешанная экономика» имеет множество трактовок.

Первое понятие делает ударение на предпринимательстве и государственном секторе экономики, на многообразии её форм собственности.

Второе понятие определяется как проблема сочетания рынка, рыночного механизма и государственного вмешательства экономики.

Третье понятие определяется совокупностью частного капитала и государственных социальных гарантий.

Четвёртое понятие определяется как соотношение экономических и социальных структур в современном обществе.

Все эти понятия смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу, они только отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство.

Характер смешанной экономики проявляется не столько в разнообразии структурных элементов, но и в образовании определённых форм их сочетания в экономике.

Сегодня смешанная экономика определяется как целостная система, которая выступает в виде обычной формы современного развитого общества.

Элементы, из которых она состоит, строятся на производительных силах и аспектах социально-экономического развития, которые требуют дополнить рынок государственным вмешательством, а предпринимательство дополнить социальными гарантиями.

В разных странах складывались разные модели смешанной экономики, отличающихся друг от друга своими национальными коэффициентами смешениями разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальных гарантий. Это определение зависит от многих факторов:

Уровня и характера материально-технической базы,

Исторических и геополитических условий формирования общества,

Национальных, исторических и социально-культурных особенностей страны,

Влияния тех или иных социально-политических сил.

Существует несколько моделей смешанной экономики. Рассмотрим наиболее яркие примеры моделей смешанной экономики.

1. американская модель -- либеральная рыночная модель, в которой основную роль играют частная собственность, рыночный механизм, мотивации, высокий уровень социальных гарантий.

2. германская модель -- модель социального рыночного хозяйства, где усиление конкуренции соединяется с созданием социальной политики. В этой модели государство не устанавливает экономические цели, а только создаёт стабильные правовые и социальные условия для реализации экономических целей и задач.

Государство в германской модели экономики рассматривается как источник и защитник правовых норм, способных эффективно регулировать рыночные отношения.

Коротко перечислим следующие черты, характеризующие германскую модель смешанной экономики:

Индивидуальная свобода как принцип работоспособности рынка и децентрализованного принятия решений;

Социальное равенство, как рыночное распределение доходов, определяемое объемом вложенного капитала, в сочетании с сильной социальной политикой;

Мотивация капиталовложений в экономику страны;

Реализация структурной политики;

Поддержка честной конкуренции.

Все эти особенности германской модели смешанной экономики вытекают из основных принципов социальной рыночной экономики.

3. Японская модель смешанной экономики определяется как сочетание, корпоративного капитала с активным государственным регулированием в экономическом развитии и реализации социальных программам;

4. шведская модель - это модель социально-демократической экономики, где государство берёт на себя роль верховной социально-экономической силы. Демократически избранная государственная власть получает все полномочия по регулированию социально-экономической жизни.

В современных условиях смешанная экономика проявляется в следующих формах:

Смешанная экономика слаборазвитых стран, в которых смешение вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;

Смешанная экономика развитых стран.

Отсюда можно сделать вывод что, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе смешанной экономики.

Расширение функций государства при сохранении рыночной свободы обеспечивается увеличившейся сложностью социально-экономического процесса. Многие основные проблемы сегодняшнего общества не могут эффективно решаться при помощи только рынка. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие оказывают социальные институты такие как, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды.

Вмешательство государства в рыночную экономику всегда различалось на разных этапах ее становления и развития. В период формирования и становления рынка в XVII-XVIII веках основное в то время экономическое учение, меркантилизм, основывалось на признании безоговорочной необходимости государственного регулирования экономики для лучшего развития производства и сбыта выпускаемой продукции.

С развитием рыночных отношений, усилившийся класс предпринимателей, стал считать государственное регулирование как помеху в своей деятельности. Стали появляться идеи экономического либерализма, которые наиболее полно обосновал Адам Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов».

По мнению Адама Смита, рыночная система может самостоятельно регулироваться в целях личного интереса в стремлении к прибыли. Личный интерес здесь выступает как главная мотивация экономического развития.

Одна из множества идей учения Адама Смита гласит о том, что экономика будет действовать намного эффективнее, если исключить её регулирование государством. Мнение Адама Смита заключалось в том, что, поскольку главным регулятором является рынок, соответственно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Однако последователи А. Смита исходят из тезиса о необходимости выполнения государством определённых функций, понимая, что есть сферы, с которыми рыночный механизм просто справится. Это касается производства товаров и услуг, потребляющихся обществом. Разумеется, что государство должно взять на себя заботу о производстве продукции и организовать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, не решаемых рыночными отношениями, относятся внешние эффекты, регулирующие прямой контроль и регулирование государства.

Экономическая практика подтвердила существование ситуации, когда рынок не может обеспечить эффективное использование ресурсов. Главной причиной этого можно назвать расположение рынка к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали необходимыми выработка и применение государством антимонопольного законодательства.

Кроме того, рыночное распределение благ неизбежно приводит к неравенству доходов и социальной незащищённости. Это неравенство является причиной возникновения серьёзных социальных конфликтов.

Важный этап в понимании роли государства в условиях рыночной экономики был связан с выдающимся английским экономистом Дж. М. Кейнсом. Его идеи доказали невозможность саморегулирования экономического процесса, необходимость государственного регулирования как средства, способного привести в равновесие совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризиса и способствовать ее стабилизации.

В практике экономическую политику проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века показало, что появилась необходимость расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. Целью государства является не корректировка рыночного механизма, а создание условий свободной деятельности: конкуренция должна поддерживаться везде, где возможно, а регулирующее вмешательство государства - присутствовать везде, где необходимо.

Экономических функций государства в смешанной экономике много, и в каждой модели они различны. Фактически экономическая роль государства осуществляется в таких глобальных масштабах, что в реальности просто невозможно описать весь перечень его экономических функций.

Некоторые экономические задачи государства поддерживают и облегчают деятельность рыночных отношений. В этом направлении необходимо отметить следующие два основных вида деятельности государства:

1. Обеспечение правовой базы и общественного порядка, способствующих эффективной работоспособности рыночного механизма;

2. Поддержка конкуренции.

Путем выполнения этих задач правительство усиливает и модернизирует работоспособность рыночного механизма. Здесь важное значение имеют следующие три функции государства:

3. Распределение и перераспределение материальных благ;

4. Контроль за распределением ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;

5. Контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на то, что этот перечень функций государства является основой для анализа его экономической роли, очевидно, что большинство государственных форм деятельности и политических мер влияют на все экономические процессы. Программа перераспределения дохода в пользу малоимущих граждан влияет на распределение ресурсов. Снижение государственных военных расходов для ослабления инфляции также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.

Государство ставит перед собой задачу обеспечения правовой базы и некоторых услуг, которые являются предпосылкой эффективной деятельности рыночной экономики. Правовая база предполагает такие меры, как:

Предоставление законного статуса частным предприятиям;

Определение прав частной собственности;

Гарантирование соблюдения контрактов.

Государство также устанавливает узаконенные правила игры, которые регулируют отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями.

На законных основаниях государство выполняет функции арбитра в области экономических связей, выявляет случаи нечестной практики и применяет власть для наложения определённых наказаний в виде штрафов и предписаний.

Основные услуги, которые обеспечивает правительство, включают применение правоохранительных структур для поддержания общественного порядка, введение стандартов и нормативов измерения веса и качества продуктов, создание денежно-кредитных отношений, улучшающих обмен товаров и услуг.

Считается, что такая деятельность государства улучшает распределение экономических благ. Мерами, обуславливающими увеличение объема торговли считаются:

Обеспечение рынка средствами обращения,

Гарантирование качества продуктов,

Определение прав собственности

Ответственность за соблюдение условий контрактов.

Эти меры расширяют рынок и позволяют реализовывать более глубокую специализацию в использовании материальных и человеческих ресурсов.

Но есть люди, которые считают, что государственное вмешательство во взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих чрезмерно, и тем самым подавляется экономическая мотивация и подрывается эффективность производства.

Конкуренция является основным регулятором в рыночной экономике. Она диктует производителям продукции и поставщикам ресурсов потребности покупателя. Именно конкуренция через спрос и предложение определяет рыночные цены. Это означает то, что производители и поставщики могут приспосабливаться к желаниям потребителей.

Рост монополии значительно изменяет эту ситуацию. Что же такое монополия? В глобальном смысле это ситуация, при сокращающая число продавцов до такого количества, что каждый продавец самостоятельно может оказать влияние на общий объем предложения, как следствие, на цену товара.

Чем примечательна такая ситуация? Она заключается в том, что, когда конкуренция заменяется монополией, продавцы могут манипулировать ценами на рынке к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом.

Этим самым монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и получать за нее более высокие цены, и, как следствие, устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, которые превышают конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей.

Когда приоритет производителя заменяется приоритетом потребителя, конкуренция заменяется монополией. В итоге ресурсы распределяются так, чтобы это отвечало интересам монополистов, а не целям удовлетворения потребностей общества в целом. Из чего следует, что монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.

Рыночные отношения представляют собой обезличенный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать ещё большее неравенство. Рыночные отношения приносят большие доходы тем, чей труд считается высокооплачиваемым благодаря природным способностям и приобретённым знаниям и профессии, а также тем, кто обладает капиталом и земельными участками. Но в государстве есть и другие члены общества, обладающие меньшими способностями, знаниями. Также есть категория социально незащищённых граждан, таких как престарелые, инвалиды, безработные, дети, которые не в состоянии самостоятельно заработать. И для того, чтобы обеспечить эти категории средствами к существованию, необходимо вмешательство государства.

Экономистам известны две тенденции резкого нарушения функционирования рынка:

1. Производство не того количества определенных товаров и услуг,

2. Неспособность выделить какие-либо ресурсы на производство товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан.

Первая тенденция связана с переливами ресурсов, а вторая -- с государственными, социальными благами.

Когда производство или потребление товара порождает необратимые потери, тогда возникают издержки перелива. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды.

Перелив может принести и выгоду. Производство или потребление определенного ряда товаров и услуг может также предопределить не требующие покрытия выгоды перелива, третьим сторонам или обществу в целом.

Существенное значение имеет тот факт, что политическая активность населения, находится в прямом соответствии с уровнем образования.

Существуют определенные виды товаров и услуг, называемых государственными благами, которые рыночная система не собирается производить, поскольку их свойства совершенно противоположны свойствам товаров индивидуального потребления.

Общественные блага такие крупные, что не могут быть реализованы индивидуальным покупателям. Еще важнее то обстоятельство, что на них не распространяется принцип исключения, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают.

Получение выгоды от товаров индивидуального потребления базируются на их покупке, выгоды же от общественных благ достаются обществу в результате их производства.

Неприменимость к ним принципа исключения резко отличает общественные блага от товаров индивидуального пользования, правительство обеспечивает людям множество других товаров и услуг, к которым принцип исключения можно применить. Например, на такие блага и услуги, как строительство и поддержание в нормальном состоянии дорог, правоохранительные органы, объекты социально-культурного назначения, профилактическое медицинское обслуживание, вполне можно устанавливать цены и частные производители могут ими обеспечивать потребителей через посредство рыночных отношений.

Но как отмечалось выше, все услуги, влекущие за собой значительные выгоды перелива, предполагают, что рыночная система не станет их производить в достаточном количестве. И поэтому правительство берет на себя обязательство по организации их производства и финансирования, чтобы не допустить возникновения дефицита ресурсов в эту экономическую сферу.

Подобные товары и услуги иногда называют общественными благами, из-за которых не прекращаются споры вокруг статуса государственной системы здравоохранения и жилищного строительства.

В условиях, когда рыночная система цен не выделяет ресурсы на общественные блага, а на общественные выделяет их недостаточно, как же должен действовать механизм, обеспечивающий их производство?

Общественные блага, в отличие от товаров индивидуального потребления, приобретаются посредством государственных действий, основывающихся на коллективных решениях. И, если быть более точным, виды и объемы производства разнообразных общественных благ определяются в демократическом государстве путем голосования. Объем потребления общественных благ определяется как вопрос государственной политики. Эти коллективные решения, принимаемые на политическом уровне, дополняют решения домохозяйств и предприятий.

смешанный экономика рынок капитал

Список литературы

1. Кемпбелл Р. Макконнел, Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. - М., 2006.

2. Рыночная экономика: Словарь-справочник. - Красноярск, 2006.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 2006

4. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Семенов В.А., 2007 .

5. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, Финансы и статистика, 2008 .

6. Экономика /под ред. А.С. Булатова, М., 2007

7. Н.В Нордхаус. «Экономика», Москва, 2006.

8. К.Р. Макконнелл, Л. Брю. «Экономикс», М., 2008.

Экономическая роль государства в современном мире возрастает в свя-

зи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. По-

вышается уровень осуществляемой политики.

Государство может с помощью правовых, административных и эконо-

мических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного

конкурентного механизма и предпринимательства, а с другой стороны, кор-

ректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации

уровней доходов населения, расхождением между существенно необходи-

мыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и

среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличи-

ем высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для

функционирования рыночной экономики.

Во-первых, важнейшей задачей государства является установление и

поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное

развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии част-

ной собственности, свобод.

Во-вторых, государство делает все возможное для поддержания и раз-

вития эффективной конкуренции.

В-третьих, государство устраняет недостатки рынка, проводит стабили-

зационную и структурную политику.

В-четвертых, обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать

доходы трудящихся.

Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффек-

В зонах изъянов рынка забота предприятий о максимизации собствен-

ной прибыли не гарантирует эффективного использования ресурсов. Есте-

ственная монополия и значительные позитивные экстерналии могут порож-

дать тенденцию к недопроизводству соответствующих благ (по сравнению с

оптимальным уровнем), а негативные побочные эффекты и слабая информи-

рованность потребителя часто оборачиваются чрезмерным производством и

потреблением того или иного блага за счет избыточного вовлечения ресурсов

в отрасль или ее подразделение. Наряду с аллокационной неэффективностью

(неоптимальным размещением ресурсов) часто возникает и технологическая

неэффективность, то есть неоправданно высокий расход ресурсов на единицу

продукции.

Изъяны рынка возникают главным образом в ходе производства и по-

требления отдельных, специфических видов товаров и услуг. Следовательно,

как раз в данных зонах долговременная фиксация профиля организации,

ограничение возможностей диверсификации и ослабление ее заинтересован-

ности в получении максимально возможной прибыли зачастую допустимы и



целесообразны.

Организация, действующая в рыночной среде, обязательно должна по-

крывать свои расходы доходами, причем жесткое административное регули-

рование этих доходов в большинстве случаев неоправданно. Если необходи-

мо ослабить заинтересованность в прибыли, предпочтительнее, ограничивать

не возможность превышения поступлений над затратами и даже не размер

такого превышения, а лишь право распределять соответствующие суммы

между лицами, определяющими стратегию организации. Прибыль в этом

случае может образовываться, но ее следует полностью затрачивать на нуж-

ды самой организации, например на строительство новых зданий, приобрете-

ние оборудования и т.п.

Фиксированный профиль (миссия) и запрет на распределение прибыли

– отличительные черты некоммерческих организаций.

Некоммерческими организациями чаще всего бывают учебные заведе-

ния, больницы, научно-исследовательские центры фундаментального профи-

ля, симфонические оркестры, музеи, а также религиозные организации, бла-

готворительные фонды и др. Такие организации, будучи субъектами рыноч-

ной экономики, заботятся о собственных доходах, но их экономические ин-

тересы подчинены стремлению реализовать свои конкретные миссии. Чтобы

добиться этого, экономические интересы некоммерческих организаций со-

знательно ставятся в сравнительно узкие рамки, а формирование стратегии

их деятельности и общий контроль за ее осуществлением возлагаются на тех,

кто не может получить персональную выгоду от максимизации прибыли, за-

то заинтересован в престиже организации и успешном выполнении ею своей



Некоммерческие организации не всегда непосредственно принадлежат

к общественному сектору (находятся в государственной собственности). Но

для них в целом свойственны более тесные взаимоотношения с ним, чем для

прибыльных предприятий. Это обусловлено тем, что и общественный сектор,

и некоммерческие организации служат инструментами преодоления изъянов

рынка. Общественный сектор функционирует преимущественно при посред-

стве некоммерческих организаций. Многие из них являются государствен-

ными или муниципальными учреждениями, для других государство или его

органы могут выступать в роли соучредителей, для третьих выполнение гос-

ударственных заказов служит основным источником доходов, а потому ре-

шающим образом формирует стратегию деятельности, четвертые получают

государственные субсидии.

Контрольные вопросы 

 Что представляет собой общественный сектор рыночной экономики?

 Почему ресурсы общественного сектора включают не только имуще-

ство государственных предприятий и организаций?

 В чем сходство, и каково отличие государства от других субъектов ры-

ночного хозяйства?

 Чем обусловлена необходимость участия государства в экономической

 Что такое изъяны рынка, каковы их основные типы?

 Каковы причины и условия возникновения естественной монополии?

Как можно преодолеть ее последствия?

 Что представляют собой позитивные и негативные экстерналии? Поче-

му они ведут к неоптимальному использованию ресурсов? Каким обра-

зом их можно преодолевать?

 Что такое неполнота рынков?

 При каких обстоятельствах возникает информационная асимметрия?

Можно ли ее нейтрализовать?

 Каковы особенности некоммерческих организаций? При каких услови-

ях некоммерческие организации принадлежат к общественному секто-

 Совпадают ли между собой доли общественного сектора и совокупном

доходе и капитале нации?

 Как оцениваются масштабы общественного сектора?

 Насколько доля общественного сектора в национальной экономике

различается в разных странах? Каковы тенденции изменения этой до-

 Какие факторы влияют на развитие общественного сектора в период

перехода к рынку?

Тестовые задания 

1. Верно ли утверждение: «Экономика общественного сектора изучает зако-

номерности и практические проблемы, связанные с производством обще-

ственных и коллективных благ, экономические механизмы достижения

социальных целей и внерыночные взаимодействия интересов».

2. Экономика общественного сектора предполагает, что:

а) государство функционирует в рыночной среде;

б) цели государственных органов и способы их достижения, а также

стратегии предприятий и некоммерческих организаций определяются

интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;

в) государство использует финансовые инструменты реализации своих

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3. Общественный сектор включает:

а) только организации, находящиеся в собственности государства;

б) только доходы и расходы бюджета;

б) совокупность ресурсов государства, находящихся в распоряжении

государства.

4. Верно ли утверждение: «Главное отличие организаций частного и обще-

ственного сектора в том, что в общественном секторе организации являются

прибыльными».

5. Главное отличие государства от других субъектов экономической деятель-

ности состоит в том, что:

а) обладает правом принуждения;

б) имеет публичную власть;

в) характеризуется верховенством, самостоятельностью и независимо-

6. К числу изъянов рынка относятся (несколько правильных вариантов отве-

а) тенденции к установлению монопольной власти;

в) отсутствие возможностей контроля над государственным аппаратом;

г) внешние эффекты (экстерналии);

д) неполнота информации.

7. Как называются дополнительные выгоды или издержки, возникающие как

побочный эффект от деятельности других лиц или организаций?

а) неэффективность рынка;

б) внешние эффекты;

в) ассиметрия информации.

8. Пациент в большинстве случаев не в состоянии самостоятельно поставить

диагноз, выбрать методы лечения и даже оценить насколько эффективно оно

осуществляется. При стремлении врача к максимизации прибыли с его сто-

роны возможны злоупотребления, в том числе связанные с нанесением

ущерба здоровью клиента. Данная ситуация является примером:

а) монопольной власти;

б) внешнего эффекта;

в) неполноты информации.

9. Если подвести коммуникации (например, водопровод) нескольких конку-

рирующих между собой компаний, то затраты увеличатся, а эффект будет от-

сутствовать. Данная ситуация служит примером такого изъяна рынка, как:

а) монопольной власти;

б) внешнего эффекта;

в) неполноты информации.

10. В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг общественный

сектор занимает прочное положение в:

а) образование;

б) здравоохранение;

в) энергетика;

г) транспорт;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

11. К причинам, вызывающим информационную ассиметрию, не относится:

а) высокие затраты на получение информации;

б) ненадежность получаемой информации;

в) неспособность экономических агентов переработать информацию;

г) нет верного ответа.

12. К провалам государства не относятся:

б) несовершенство политического процесса;

в) внешние эффекты;

13. Фактором, способствующим коррупции, является такой изъян государ-

ства, как:

а) ограниченность доступной информации;

б) несовершенство политического процесса;

в) неспособность государства полностью контролировать деятельность

контрагентов;

г) ограниченность контроля над государственным аппаратом.

14. Верно ли утверждение: «Для реальной экономики характерны ситуации,

когда одновременно имеют место как провалы рынка, так и провалы государ-

Рефераты и доклады 

2. Роль и место государственного сектора в экономике современной России.

Для заметок 

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Занятие 2: Общественные блага

1. Свойства общественных благ.

2. Спрос на общественные блага. Проблема «безбилетника».

3. Государство как поставщик общественных благ.

Ключевые понятия : общественное благо, несоперничество, неисключае-

мость, чистое общественное благо, смешанное общественное благо, кол-

лективное благо, локальное общественное благо, переполнение, теория клу-

бов, спрос на общественные блага, цены Линдаля, проблемы «безбилетника»,

коллективное действие, избирательный стимул.

В общем виде необходимо отметить: при всех достоинствах рыночной модели остаются сферы общественных отношений, где свободное действие рыночных сил не обеспечивает равновесия.

Свободный рынок не в состоянии гарантировать решение всех социальных и экономических проблем современного общества, поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства. В первую очередь с данных позиций рассматриваются пределы, или изъяны, рынка.

Изъяны рынка (провалы рынка, неэффективность рынка) – ситуация, при которой свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов.

Изъяны рынка возникают вследствие различных причин, из которых выделяют проблему внешних эффектов, неполноты информации, наличия трансакционных издержек, неспособность производить общественные блага и др.

Несовершенство рыночной системы обусловлено тем, что она:

· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

· не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

· не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству;

· не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (общественного транспорта, дорог, образования, обороны);

· не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределения дохода;

· не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

· подвержена нестабильному развитию с наличием инфляционных процессов и кризисов.

Решение перечисленных задач лежит на государстве. Можно выделить ряд причин, объективно обусловливающих вмешательство государства в рыночную экономику, а именно:

1. Необходимость поддержания самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение «правил игры» основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности.

2. Тенденция к монополизации, неизбежно следующая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Она становится объектом антимонопольного регулирования – через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности, поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.

3. Смягчение проблемы внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

4. Необходимость производства общественных благ, или общественных товаров. Результаты функционирования общественного сектора воплощаются в общественных благах (чистых, смешанных). К ним относятся: оборона, услуги государства по обеспечению законности, правовых основ хозяйственной деятельности, государственного управления, поддержание денежной системы, услуги образования, здравоохранения, культуры, поддержание единой энергосистемы, национальных сетей коммуникаций.

5. Участие государства в решении проблемы распределения доходов. Рыночный механизм неспособен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью налогов, трансфертов и других мер, обеспечивает равенство граждан перед законом, их личную и экономическую свободу.

6. Существование и собственно макроэкономических ситуаций, требующих государственного регулирования. Это инфляционные процессы, обеспечение нужным количеством денег, фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика и др.

7. Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства – равновесие платежного баланса страны. Несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира.

Под функциями государства понимается направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.

Функции государства можно условно разделить на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

· экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;

· социальная, которая состоит в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

· культурно-воспитательная, направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

· охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;

· природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.

К внешним функциям государства относятся:

· оборона страны;

· взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;

· межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;

· культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

К экономическим функциям, выполняемым государством, прежде всего относятся следующие:

· создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

· антимонопольное регулирование;

· проведение политики макроэкономической стабилизации;

· воздействие на размещение ресурсов;

· деятельность в сфере распределения доходов;

· деятельность государства как субъекта имущественных отношений.

Функции государства осуществляются его органами. Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией государственное руководство экономическим развитием страны осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Центральный банк, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ.

В целом государство претворяет в жизнь политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Исходя из этого к основным функциям государства в смешанной экономике относятся:

· создание правовой основы для принятия экономических решений: государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие деятельность государственных и частных предприятий и организаций, а также предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

· стабилизация экономики: правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

· поддержание макроэкономического и структурного равновесия в тех случаях, когда рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать;

· выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики, включая обеспечение социальной поддержки целей и средств реализации национальной стратегии;

· ориентированное распределение ресурсов: государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует и реализует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

· обеспечение социальной защиты и социальных гарантий: государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим;

· поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью повышения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях мирового хозяйства;

· обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и факторам нестабильности;

· поддержание на должном уровне обороноспособности страны.

У государства есть, кроме основных функций, еще и функции регулирования в конкретных сферах, отраслях и регионах страны.

Субъекты и объекты

Как и в любой управленческой системе, в государственном регулировании экономики необходимо выделять объекты управления, т. е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т. е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.

На большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования. Такое деление носит условный характер.

Первый блок – это макроэкономические объекты ГРЭ:

· экономический цикл;

· структура национального хозяйства (прежде всего секторальная или отраслевая);

· региональная политика;

· инвестиционный климат;

· цены и ценообразование;

· антиинфляционная политика;

· научно-техническая и инновационная политика;

· государственный сектор;

· предпринимательство;

· антимонопольная политика;

· теневая экономика.

Второй блок включает денежно-финансовые объекты:

· денежно-финансовое обращение;

· условия сохранения и накопления капитала;

· налоги и налогообложение;

· государственный внешний и внутренний долг;

· платежно-торговый баланс страны;

· экспортно-импортные операции.

Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:

· занятость, безработица, миграционные процессы;

· социальная защита и социальное обеспечение;

· образование, в том числе для государственной службы;

· здравоохранение;

· охрана окружающей среды.

При переходе к рынку в России остро стояла и сейчас стоит задача создания класса эффективных собственников, поэтому такие объекты государственного регулирования, как структура собственности, разгосударствление, демонополизация, должны находиться под пристальным вниманием государства.

Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. В Российской Федерации к ним относятся:

· Президент РФ;

· Федеральное Собрание – парламент;

· Правительство РФ;

· Конституционный суд РФ;

· Региональные органы власти.

Изменение функций и объектов государственного регулирования в смешанной экономике сопровождалось возникновением новых субъектов. Главными субъектами регулирования в смешанной экономике до 60-х гг. XX в. выступали национальные государства.

В современном мире, когда произошел переход передовых стран к информационному укладу, выделился самостоятельный и не зависящий от национальных государств транснациональный капитал. Он стал играть не менее важную роль в государственном регулировании, чем само государство.

Транснациональные корпорации (ТНК) контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новые технологии, технику и ноу-хау. Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака и других ресурсов, 85% меди и бокситов, 80% чая и олова, 75% бананов, натурального каучука и сырой нефти.

Ядро мировой хозяйственной системы составляют около 500 ТНК, сосредоточивших большую власть. Экономическая мощь крупных ТНК, выраженная в показателе ВВП, сравнима с уровнем средних государств, и они диктуют свою волю другим странам. Так, объемы продаж американской корпорации «General Motors» превышают ВВП таких стран, как Швеция, Австрия, Швейцария вместе взятые.

Если учитывать размеры ТНК, то оказывается, что только половина мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, другая же половина – в своеобразной плановой системе. На таком пути наметился переход к конвергентной экономической системе, сочетающей плановые и рыночные начала. Транснациональный капитал своей мощью может свести на нет попытки государства регулировать внутренние финансовые рынки и может при желании «обрушить» финансовые рынки практически любого государства. Многие государства уже не обладают достаточной мощью для крупномасштабных интервенций, противодействующих движению транснационального капитала.

Субъектами регулирования являются также надгосударственные политические и международные организации, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и т. д.

Важным наднациональным субъектом государственного регулирования выступают сейчас группы стран с общими целями регулирования национальных экономик и применяющие общие механизмы регулирования. Например, в рамках такой мощной интеграционной системы, как Европейский союз (ЕС), некоторые государства перешли на единую валюту.

В России с начала рыночных преобразований к национальным и региональным субъектам государственного регулирования присоединились международные организации, часто определяя условия предоставления и использования кредитов. Это прежде всего Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

В субъектах государственного регулирования экономики следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители – это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы. Поэтому государство при осуществлении своей экономической политики должно учитывать цели всех субъектов и находить компромиссные решения.

Носители экономических интересов занимают различные места в экономической структуре общества в зависимости от наличия капитала. Невозможно предположить, что государство будет в одинаковой мере учитывать интересы отдельных физических лиц и крупных финансово-промышленных групп. В российском обществе это проявляется, с одной стороны, в слабом учете интересов мелких предпринимателей, а с другой – в явно повышенном внимании правительственных подразделений к крупнейшим компаниям топливно-энергетического и сырьевого комплексов, например ОАО «Газ-пром», РАО «ЕЭС России», от которых во многом зависит наполняемость российского бюджета.