Лицензия на осуществление страхования. Порядок лицензирования страховой деятельности в рф

Лицензированием страховой деятельности на территории Российской Федерации занимается Банк России.

Лицензированием называется процедура выдачи государственного разрешения на ведение страховой деятельности.

Правила и порядок лицензирования прописаны в ст. 32 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В указанной статье приведены исчерпывающие перечни документов, которые должны быть составлены на русском языке и представлены соискателями лицензий в лицензирующий орган, которым является Банк России.

Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера – специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Лицензия выдается:

1) страховой организации на осуществление:

— добровольного страхования жизни;

Добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;

Добровольного имущественного страхования;

Вида обязательного страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;

Перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;

2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;

3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а если в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования общество имеет право осуществлять обязательное страхование, в форме обязательного страхования;

4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.

Для получения лицензии соискатель лицензии на осуществление страхования, перестрахования представляет в орган страхового надзора документы, указанные в ст. 32 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Определенные в ст. 32 Закона перечни документов, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий, являются исчерпывающими, за исключением случаев, если федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования предусмотрены дополнительные требования к страховщикам. В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством РФ.

В случае несоответствия заявления о предоставлении лицензии и иных документов указанным в законе требованиям и (или) представления соискателем лицензии документов, которые должны быть приложены к заявлению, не в полном объеме орган страхового надзора в течение трех рабочих дней со дня их поступления направляет соискателю лицензии уведомление в письменной форме о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления соискателем лицензии документов в полном объеме. В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок оформленного в надлежащей форме заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы возвращаются соискателю лицензии. При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в ст. 32 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», орган страхового надзора в течение трех рабочих дней со дня их представления принимает решение об их рассмотрении или, в случае их несоответствия положениям закона, о возврате документов с мотивированным обоснованием причин возврата. Срок принятия органом страхового надзора решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии исчисляется со дня поступления в полном объеме в орган страхового надзора документов, соответствующих требованиям Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и оформленных в надлежащей форме. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в орган страхового надзора в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, страховщики и страховые брокеры обязаны сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение тридцати дней со дня внесения этих изменений.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных для получения лицензии соискателем лицензии. Орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии о принятии указанного решения в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.

Лицензия на осуществление страховой деятельности должна содержать следующие сведения:

1) наименование органа страхового надзора, выдавшего лицензию;

2) наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела — ;

3) фамилия, имя, отчество субъекта страхового дела — индивидуального предпринимателя;

4) место нахождения и почтовый адрес субъекта страхового дела — юридического лица или место жительства и почтовый адрес субъекта страхового дела — индивидуального предпринимателя;

5) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;

7) деятельность в сфере страхового дела (страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническая деятельность в качестве страхового брокера);

Вид деятельности, осуществляемый страховой организацией (добровольное страхование жизни; добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни; добровольное имущественное страхование или наименование вида обязательного страхования в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования);

9) формы и виды страхования, осуществляемые обществом взаимного страхования на основании устава;

10) номер и дата принятия органом страхового надзора решения о выдаче, переоформлении лицензии, а также замене бланка лицензии;

11) регистрационный номер записи в Едином государственном реестре субъектов страхового дела;

12) номер лицензии и дата ее выдачи.

Форма бланка лицензии утверждается органом страхового надзора.

Лицензия на осуществление страховой деятельности подписывается руководителем органа страхового надзора или уполномоченным им лицом и заверяется гербовой печатью органа страхового надзора.

В случае изменения сведений, указанных в лицензии, лицензия на осуществление страховой деятельности подлежит переоформлению в течение тридцати рабочих дней со дня представления в орган страхового надзора заявления о переоформлении лицензии и документов, подтверждающих внесение этих изменений.

Субъект страхового дела в случае утраты или порчи лицензии имеет право на получение дубликата лицензии в течение десяти рабочих дней с даты обращения в письменной форме в орган страхового надзора с указанием причин утраты или порчи.

Страхование: Видео

К основным функциям Федеральной службы страхового надзора относятся регистрация страховых организаций и выдача лицензии на проведение определенных видов страхования.
Регистрация включает следующие этапы:
присвоение регистрационного номера;
занесение страховой организации в официально публикуемый реестр;
выдача свидетельства.
При регистрации страховой организации представляются:
заявление страховой организации с приложением;
копия документа о государственной регистрации соответствующей организационно-правовой формы;
копия устава:
справка банка о размере оплаченного уставного капитала, о наличии страховых резервов.
Регистрация осуществляется одновременно с лицензированием.
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных
в соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
В новой редакции Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» разделены понятия «участники страховых отношений» и «субъекты страхового дела» .
Участники страховых отношений:
страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
страховые организации;

страховые агенты;
страховые брокеры;
страховые актуарии;
федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);
объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.
Субъекты страхового дела:
страховые организации;
общества взаимного страхования;
страховые брокеры;
страховые актуарии.
Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации (с 1 июля 2006 г.).
Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в Единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.
Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
заявление о предоставлении лицензии;
учредительные документы соискателя лицензии;
документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
сведения о составе акционеров (участников);
документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
сведения о страховом актуарии;
правила страхования по видам страхования, предусмотренным законодательством, с приложением образцов используемых документов;
расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
положение о формировании страховых резервов;
экономическое обоснование осуществления видов страхования:
бизнес-план,
расчет соотношения активов и обязательств (для страховщиков, осуществляющих страховую деятельность не менее одного года),
положение о порядке формирования и использования страховых резервов,
план по перестрахованию (если максимальная ответственность по отдельному риску превышает 10% собственных средств страховщика),
баланс с приложением отчета о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату,
план размещения средств страховых резервов.
На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие подп. 9, 10 (в части представления пра-
вил страхования по видам страхования), 11 п. 2 настоящей статьи (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).
Одно из главных требований, предъявляемых к страховым организациям, - наличие минимального уставного капитала и достаточного размера собственных средств .
Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.
Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» минимального размера уставного капитала.
Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн руб., и следующих коэффициентов.
Коэффициент 1 применяется для осуществления страхования:
имущественных интересов, связанных с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование);
имущественных интересов, связанных, в частности:
с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества),
с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности),
с осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).
Коэффициент 2 - для осуществления страхования объектов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни).
Коэффициент 3 - для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.
Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода.
Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.
Собственные средства организации должны находиться в опре-деленном соответствии с размерами страховой премии по данному виду страхования, который планируется на первый год его осуществления (Приложение 3).
Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.
Основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии:
использование соискателем лицензии - юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полного или краткого наименования (фирменного наименования), повторяющего частично или полностью наименование субъекта страхового дела, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр субъектов страхового дела. Данное положение не распространяется на дочерние н зависимые общества субъектов страхового дела - юридических лиц;
наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления неустраненного нарушения страхового законодательства;
несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и нормативным правовым актам органа страхового регулирования;
несоответствие учредительных документов требованиям зако-нодательства Российской Федерации;
наличие недостоверной информации в документах, представ-ленных соискателем лицензии;
наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования;
наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное) субъекта страхового дела - юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.
Решение органа страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.
Аннулирование или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:
непринятия соискателем мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;
установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем недостоверной информации.
Особенности лицензии на осуществление страховой деятельности:
ш выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев отсутствия информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании; выдается временная лицензия на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;
выдается для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком;
в лицензии, выдаваемой страховщику, указываются предусмотренные классификацией следующие виды страхования:
жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события,
пенсионное,
жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика,
от несчастных случаев и болезней,
медицинское,
средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта),
средств железнодорожного транспорта,
средств воздушного транспорта,
средств водного транспорта,
грузов,
сельскохозяйственное (урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных),
имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования,
имущества граждан, за исключением транспортных средств,
гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств,
гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта,
гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта,
гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта,
гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты,
гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг,
гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам,
гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору,
предпринимательских рисков.

Определение 1

Лицензия на осуществление страховой деятельности - это документ, который удостоверяет права ее владельца проводить страховую деятельность на территории РФ при соблюдении им требований и условий, которые оговаривались при выдаче лицензии.

Лицензируется не деятельность по страхованию вообще, а определенные разновидности страхования, в которых законодательством устанавливается наличие страхового интереса. В связи с этим страховая организация, давно осуществляющая деятельность на рынке, при введении новой разновидности страхования должна получить лицензионный документ на его осуществление.

На какие разновидности страхования выдается лицензия?

Лицензии могут выдаваться на реализацию обязательного и добровольного личного страхования, страхования ответственности, страхования имущества, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика будет являться исключительно перестрахование.

В лицензии должны быть указаны определенные разновидности страхования, которыми может заниматься страховщик. Понятие разновидности страхования в документах законодательства четко не определяется. По факту разновидность страхования обособлена от иных существованием определенного объекта страхования, а также страхуемого риска, должна оформляться отдельными Правилами страхования.

Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности

Лицензирование страховой деятельности на российской территории регламентировано условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, которые утверждаются приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Лицензирование деятельности страховых медицинских компаний, которые занимаются обязательным медицинским страхованием, реализуется согласно Правилам лицензирования деятельности страховых медицинских компаний, которые осуществляют обязательное медицинское страхование, которые утверждены постановлением Правительства РФ. Условия лицензирования иных обязательных разновидностей страхования регламентированы специализированными документами.

Лицензирование страховой деятельности реализуется органами страхового надзора. Притом в Условиях лицензирования, в противоречии с Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в форме объекта страхования применяется понятие разновидности страховой деятельности, а не разновидности страхования. Разновидность страховой деятельности может содержать в себе множество разновидностей страхования. В лицензии должен указываться вид страховой деятельности, а в приложении к лицензии - список определенных разновидностей страхования с соответственными Правилами страхования.

Замечание 1

Под лицензируемой деятельностью страхования принято понимать деятельность страховых компаний и обществ по взаимному страхованию (страховщиков), которая связана с образованием специализированных денежных фондов (резервов страхования), которые являются необходимыми для предстоящих выплат по страхованию. Деятельность по оценке рисков страхованию, вычислению величины ущерба, консультирование и т.п. не имеет нужды в получении лицензионного документа.

Лицензия может выдаваться для реализации страховой деятельности на определенной территории, которая заявлена страховщиком. Обычно лицензия на производство страховой деятельности не обладает ограничениями по сроку действия, если это специализированно не оговаривается при ее выдаче. В случае, если на момент оформления лицензии нет достоверной информации по риску, позволяющей дать ему оценку, страховщик получает временную лицензию.

Для того, чтобы обладать правом на получение лицензии страховая компания должна исполнить следующие условия:

  • зарегистрироваться на территории РФ;
  • обладать необходимым размером уставного капитала, уплаченного согласно действующему законодательству;
  • исполнить определенные нормативные соотношения меж собственными средствами организации и объемами страховой премии, которые планируются по данной разновидности страхования на первый год деятельности;
  • исполнить ограничения по показателям максимальной ответственности по отдельным рискам.

Процедура лицензирования предусмотрела выдачу лицензионной документации страховщикам, которые предварительно зарегистрировались в качестве юридических лиц. Отличаясь от мировых аналогов, подобный механизм обладает рядом недостатков, прежде всего, которые связаны с невозможностью еще на стадии регистрации страховщика, оказывать влияние на учредительный состав, знакомиться с их платежной способностью, происхождением капитала и тому подобное.

Для того, чтобы получить лицензии страховщик должен иметь оплаченный в денежной форме уставный капитал, величина которого устанавливается отдельно по каждой разновидности страхования.

Собственные средства организации должны находиться в конкретном соотношении с величинами страховой премии по данной разновидности страхования, которые запланированы на первый год его реализации. При первом обращении страховщика за обретением лицензии уплаченный уставный капитал и другие собственные средства страховщика должны обеспечить проведение планируемых разновидностей страхования и исполнение принятых страховщиком обязательств по страховым договорам, составляя в совокупности величину не менее той, что учреждена в условиях лицензирования для определенной разновидности страховой деятельности (r):

r = (уплаченный УК + другие собственные средства) / сумма страховой премии за первый год деятельности.

Максимальная ответственность по отдельным рискам по страховому договору не сможет превышать десять процентов собственных средств страховщика. Если максимальная ответственность по договору превысит отмеченный норматив, должно предусматриваться перестрахование избыточных рисков.

При обращении за получением лицензий на новые разновидности страховой деятельности уже действующие страховые организации должны соответствовать требованиям платежной способности согласно Положению по порядку расчета страховщиками нормативного соотношении активов, а также принятых ими обязательств по страхованию, которое утверждено приказом Минфина РФ от 02.11.2001 г.

в Российской Федерации

Лицензированием страховой деятельности на территории Российской Федерации занимается Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации.

Лицензирование - это процедура выдачи государственного разрешения на ведение страховой деятельности .

Порядок лицензирования четко прописан в ст. 32 "Лицензирование деятельности субъектов страхового дела" Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". В этой статье указаны исчерпывающие перечни документов, которые должны быть составлены на русском языке и представлены соискателями лицензий в лицензирующий орган, которым является Федеральная служба страхового надзора.

Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующие документы:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должность единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре), соискателе лицензии;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные подп. 1, 10 - 13 п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Соискателям лицензии на осуществление перестрахования не требуется предоставлять документы, предусмотренные п. п. 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), подп. 11 п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).

Особые требования законодатель предъявляет для соискателей лицензии, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющих долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%. В дополнение к документам, указанным в п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", соискатели должны предоставить согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания иностранных инвесторов, участвующих в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомить орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов (п. 7 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации").

Следует обратить внимание на положения Закона, определяющие, что перечень документов, представляемых соискателями для получения лицензии, указанный в п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", является исчерпывающим (п. 8 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Следовательно, орган страхового надзора не вправе требовать у соискателя предоставления иных документов, не предусмотренных указанным перечнем, а тем более отказывать по этой причине в выдаче лицензии или приостанавливать действие ранее выданной лицензии.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Законодатель выдвигает ряд квалификационных требований к субъектам страхового дела.

Так, руководитель (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела - юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязан иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет.

Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.

Руководители и главный бухгалтер субъекта страхового дела - юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены основания для отказа соискателю в выдаче лицензии:

1) использование соискателем лицензии - юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полностью обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр субъектов страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела;

2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;

3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям настоящего Закона и нормативным правовым актам органа страхового регулирования;

4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации;

5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;

6) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;

7) необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования;

8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;

9) несостоятельность (банкротство, в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела - юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

Решение Федеральной службы страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

Аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:

Непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;

Установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.

Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев, определенных Законом РФ "Об организации страхового дела", и действует со дня ее получения субъектом страхового дела. Лицензия не подлежит передаче другим лицам.

Временная лицензия может выдаваться на срок:

Указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;

От одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

Действие лицензии прекращается в случае прекращения деятельности субъекта страхового дела - индивидуального предпринимателя, ликвидации или реорганизации субъекта страхового дела - юридического лица, за исключением реорганизации в форме присоединения или выделения. Действие лицензии субъекта страхового дела - юридического лица, к которому присоединяется или из состава которого выделяется другое юридическое лицо, не прекращается.

Действие лицензии субъекта страхового дела - юридического лица, созданного в порядке реорганизации в форме преобразования, не прекращается при условии соответствия вновь возникшего юридического лица требованиям законодательства Российской Федерации. Орган страхового надзора обязан заменить бланк лицензии субъекту страхового дела - юридическому лицу, созданному в порядке реорганизации в форме преобразования, в течение десяти рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела".

Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.

Федеральной службой страхового надзора решение об отзыве лицензии принимается:

При осуществлении страхового надзора;

В случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;

В случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;

Иных предусмотренных федеральным законом случаях;

По инициативе субъекта страхового дела - на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

Решение Федеральной службы страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом. Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин отзыва лицензии. Копия решения об отзыве лицензии направляется в соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры.

До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

1) принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении страховой деятельности;

2) исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;

3) осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.

Страховщик в течение месяца со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии уведомляет страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении договоров страхования, договоров перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан. При этом уведомлением признается также опубликование указанной информации в периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщиков.

Обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику. Передача обязательств, принятых по указанным договорам (страхового портфеля), осуществляется с согласия органа страхового надзора. Орган страхового надзора направляет решение в письменной форме о согласии на передачу страхового портфеля или об отказе дать такое согласие по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, в течение 20 рабочих дней после дня представления заявления о передаче страхового портфеля. Орган страхового надзора не дает согласия на передачу страхового портфеля, если по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, установлено, что указанный страховщик не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите полномочия Федеральной службы страхового надзора по лицензированию страховой деятельности.

2. Каким образом осуществляется лицензирование страховой деятельности?

3. Что является основанием для прекращения страховой деятельности?