Куда уходят наши налоги. Как узнать, куда уходят наши налоги

Чем ближе к дате 1 октября – времени уплаты налога на имущество и землю, – тем чаще задумываемся над вопросами: а зачем я плачу налоги и куда они уходят? Разобраться в этом нам поможет начальник отдела налогового аудита юридических лиц Аль-Фарабийского Налогового управления города Шымкента Лидия Мирзасалиева.

– Лидия Абдулазовна, какие вообще существуют налоги и кто их придумал?

– Видов налогов несколько: индивидуальный подоходный налог, корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с недропользователей, социальный налог, земельный налог, налог на транспортные средства, налог на имущество, сборы, пошлины, прочие платежи. Налоги в современном их виде придумал в 18 веке шотландский экономист Адам Смит – классик теории налогообложения. В своем труде «Исследования о природе и причине богатства народов» он изложил 5 основных принципов налогообложения, которые остаются актуальными по сей день, – это обязательность, единство, справедливость, определенность и гласность.

– Какие налоги обязан платить сегодня простой работающий человек, скажем, учитель или медсестра?

– Ежемесячно из заработной платы работника бухгалтерия предприятия или учреждения удерживает 10% подоходного налога и еще 11% социального налога (из них 6% уплачивает работодатель, 5% – фонд социального страхования), также ежемесячно вы отчисляете 10% от зарплаты в пенсионный фонд, но оговорюсь – это не налог, а ваши накопления, которые вы сможете использовать в будущем. Раз в год вы должны оплачивать налог на имущество, налог на землю, у кого есть автомобиль – налог на транспорт.

– Людей интересует, куда идут уплачиваемые ими налоги.

– Налоги с физических лиц, как правило, идут в местный бюджет. То есть мы с населением работаем по трем видам налогов – на имущество, землю, транспорт (у кого он есть). В показателях критериев оценки деятельности органов налоговых служб присутствует и показатель полноты поступлений налогов в местный бюджет.

Все отчисляемые, уплачиваемые налоги поступают в государственный бюджет – кассу государства, откуда затем распределяются на различные нужды: на содержание государственных учреждений – школ, детских садов, больниц, правоохранительных структур; обеспечение безопасности государства – содержание армии; финансирование госпрограмм, субсидирование, предоставление дотаций и ссуд; содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим); строительство и благоустройство социальных объектов и территорий; пенсионное обеспечение и так далее.

– А какие виды налогов должен оплачивать человек, скажем, торгующий на рынке? Так называемый самозанятый человек, индивидуальный предприниматель (ИП)?

– Здесь возможны три варианта. Первый: если ИП работает по патенту, то он должен оплатить налог в сумме 2% от предполагаемого дохода. Второй вариант: если ИП работает по упрощенной схеме уплаты налогов, то он платит 3% с общего дохода. Третий вариант: оплата ИП налога по общеустановленному режиму – налогообложение с 10% от прибыли. Прибыль – это сумма дохода минус сумма расхода. Плюс упомянутые выше – налог на имущество, землю и авто. Все эти налоги тоже идут в местный бюджет. В местный же бюджет идут налоги за загрязнение окружающей среды, но это касается юридических лиц.

– С начала этого года были отменены разовые талоны для торгующих на рынках. Это как-то отразилось на сборе платежей?

– Слава богу, нет. Думаю, это результат большой разъяснительной работы, проведенной среди торгующих на рынках.

– Но, согласитесь, не исключены случаи, когда ИП, работающий, скажем, по патенту, а также юридические лица могут занизить сумму своего предполагаемого дохода? Как тогда быть?

– В этом отношении нас, налоговиков, выручает камеральный контроль. Цель камерального контроля – предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. Это понятие означает выявление незадекларированной суммы налога на добавленную стоимость (НДС) и корпоративного подоходного налога (КПН) и других видов налогов. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выставление налогоплательщику налогового уведомления о том, что у него есть дополнительный источник налогов. То есть будь добр, заяви и уплати налог в течение 30 рабочих дней! Если это не поможет, то мы вправе применить меры налогового администрирования.

– Недавно на расширенном совещании с участием руководителей областных управлений налоговики области отчитались по исполнению бюджета. И итоги первого полугодия очень неплохие: план госбюджета исполнен на 104,3%, при плане 100706,5 млн. тенге фактически поступило 105009,9 млн. тенге. При плане местного бюджета в 31766,7 млн. тенге фактически поступило 35061,4 млн. тенге. Было заявлено, что только за первое полугодие этого года выявлено и взыскано дополнительных резервов на сумму 10,5 млрд. тенге. Что значит «дополнительные резервы»?

– Дополнительный – значит, взысканный сверх запланированного. Утрированно объясню на примере земельного налога. Налоговики сравнивают данные уполномоченных органов с фактически зарегистрированными налогоплательщиками и суммой их оплаты земельного налога. По имущественному налогу сверяем данные не только с БТИ, но и с данными по сделкам купли-продажи недвижимости, совершенными в текущем году. Это так называемый имущественный доход. Как известно, при совершении сделки уплачивается 10% налога от прироста стоимости недвижимости. По транспортному налогу – сверяем данные МАИ со своими. В случае обнаружения разницы ищем недостающее количество.

– Вот, оказывается, какие у вас, сотрудников налоговых органов, задачи… Напомните, функции налоговой службы.

– Фискальная, регулирующая, стимулирующая, перераспределительная и контрольная. Любой взрослый человек, зная направления расходования бюджетных средств, должен понимать важность и необходимость уплаты налогов. Своевременные и достаточные налоговые поступления способны обеспечить безопасность, финансовую стабильность и независимость государства. Проще говоря, для граждан – сбалансированный бюджет означает гарантированную социальную помощь, пенсионное обеспечение и уверенность в завтрашнем дне. Предпринимателям добросовестная уплата налогов гарантирует государственную поддержку, кредитование и как результат – процветание их бизнеса. Все здесь взаимосвязано.

– Благодарю вас за разъяснения.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

?» - такие фразы можно нередко услышать в политических спорах, когда речь заходит об ответственности государства перед гражданами. Но, пишет «Слон ру» , в России такое – большая редкость.

Система налогообложения не знакома большей части страны, за исключением и транспорт, которые люди оформляют самостоятельно. Чтобы оценить бремя налогов в России, нужно, во-первых, разобраться, насколько государство действительно зависит от платежей граждан. Во-вторых, нужно представить, что было бы, если бы россияне не платили налоги (получая взамен посредственное медицинское обслуживание и мизерную пенсию), а распоряжались бы этими деньгами на собственное усмотрение.

Какие налоги платят россияне?

Физические лица платят налоги на машину, квартиру, дом, землю. Работающие граждане также платят налог на собственные доходы (НДФЛ). Косвенно на плечи населения ложатся налог на добавленную стоимость товаров и услуг, страховые отчисления работодателя во внебюджетные фонды, акцизы на алкоголь, табак.

Сколько налогов платит официально устроенный работник?

Напрямую – только НДФЛ, который составляет 13% зарплаты. Работник этой выплаты обычно не ощущает, так как налог перечисляет работодатель напрямую государству. Говоря о своей зарплате, человек обычно имеет в виду «чистую» сумму, которая приходит на его банковскую карту или выдается в кассе. Однако на самом деле зарплата – это выдаваемые работнику деньги плюс налог.

Кроме того, работодатель платит за сотрудника страховые взносы в РФ (22% от зарплаты до уплаты налога), Федеральный фонд (5,1%) и Фонд (2,9%). Если работник зарабатывает больше определенной суммы за год, то страховые взносы в ПФР снижаются до 10%, а в ФСС – обнуляются.

A если бы налогов не было?

Наемный работник с ежемесячной зарплатой до в 100 тысяч рублей, обходится своему работодателю почти в 1,5 млн рублей в год: 1 млн рублей из них достается, собственно, работнику и почти 0,5 млн рублей – государству. Из зарплаты в 100 тысяч рублей человек получает примерно 87 000 рублей на руки. Если представить, что государственной медицины и пенсий нет, а также если бы не было подоходного налога, то работник из данного примера получал бы на руки 125 тысяч рублей в месяц и теоретически мог бы тратить 25 000 руб. на свое здоровье и/или откладывать на старость.

Однако мечты о мире без налогов имеют свои ограничения. Если отменить социальные взносы, вряд ли большинство людей станет откладывать деньги из увеличившейся зарплаты. Скорее всего, люди станут тратить «здесь и сейчас», что приведет к росту цен на товары и услуги. Таким образом рост реального благосостояния увеличится незначительно.

Сколько времени люди работают на государство?

На налоги и взносы можно взглянуть и под другим углом: это дополнительное время, проведенное на работе ради их уплаты.

Для зарплат меньше 60 тысяч рублей («на руки»), к которым не применяются «скидки» по уплате социальных взносов, это 33% рабочего времени. То есть каждый рабочий день из 8 часов, проведенных на заводе, в офисе или у прилавка, условный россиянин один час и 21 минуту работает на Пенсионный фонд,48 минут – на региональные и местные власти, а еще полчаса – на фонды ОМС и соцстрахования. За год это почти 80 рабочих дней, которые уходят на уплату налогов и взносов.

Те, чьи зарплаты выше, отдают государству меньшую долю дохода: отношение обязательных платежей к общим расходам работодателя снижается с 33% до 25% для зарплат 600 тысяч рублей в месяц и выше.

Куда идут налоги на физлиц?

Поступления от НДС поступают в бюджет страны, 85% НДФЛ поступает в бюджет субъекта федерации, остальное – в местные бюджеты. Регионам также достается . Акцизы делят между федеральными и региональными бюджетами. Например, акцизы на табак направляются в центр, регионам же поступает большая часть акцизов на алкоголь. и физлиц отходят муниципалитетам.

Страховые отчисления на пенсию, медицину и соцстрахование поступают в соответствующие фонды. Эти деньги идут на выплату пенсий пенсионерам, ФФОМС оплачивает медицинские услуги тем, кто обращается в государственные больницы и поликлиники, а ФСС – платит пособия по временной нетрудоспособности, беременности, родам и уходу за ребенком. С учетом того, что Пенсионный фонд исполняется с большим дефицитом, который приходится компенсировать из федерального бюджета, можно сказать, что на выплату пенсий фактически идут не только взносы работающих россиян, но и прочие федеральные налоги.

Бюджет и налоги: какова созависимость?

Бюджет зависит от налогов очень сильно. В 2015 году налоги вместе со страховыми взносами составили 79% доходов и 71% расходов бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Вклад налога на доходы физлиц более скромен – около 10% общих доходов за прошлый год. Этого не хватит ни на образование, ни на здравоохранение, ни на оборону, но достаточно для поддержания безопасности и работы правоохранительных органов.

Впрочем, пишет «Слон», такое сравнение весьма условно, потому как НДФЛ идет в бюджеты субъектов, а не в федеральный бюджет. То есть 13% зарплаты идут не столько на развитие оборонки или космических технологий, сколько на как школы и дороги.

Статья 12 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Это хорошая формулировка. В теории, понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность местных администраций управлять значительной частью публичных дел в интересах местного населения. Однако на практике дела обстоят совсем иначе. Реальной самостоятельности и возможности решать местные проблемы напрямую у российских муниципальных образований нет: они попросту не располагают для этого достаточными средствами. Есть обязательства перед населением, но они не подкреплены соответствующими ресурсами.

Чтобы понять, почему так происходит, нужен небольшой экскурс в устройство налоговой системы нашей страны. Муниципальный бюджет формируется согласно Бюджетному кодексу РФ. В нем предусмотрено, что к доходам муниципалитетов относятся налоговые и неналоговые поступления. В числе налоговых поступлений – местные налоги и отчисления из федеральных и региональных налогов.

Местных налогов всего два:

земельный налог

Эти налоги не приносят существенного наполнения местным бюджетам и заполняют порядка 12% муниципального кошелька. Если с налогом на имущество физических лиц более-менее ясно, то почему хотя бы земельный налог не дает существенной прибавки, ведь у нас такая большая страна? Дело в том, что в России порядка 4/5 всей земли не облагаются земельным налогом, потому что эта земля относится к федеральной собственности: это земли запаса, лесной фонд, военные объекты и др.

Таким образом, оставшаяся львиная доля местного бюджета формируется за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Это деньги, которые приходят «сверху». В этом случае, конечно, у местных бюджетов нет стимула расширять свою налогооблагаемую базу. Вместо того чтобы активно искать дополнительные источники бюджетных поступлений на местах, местные власти переходят в пассивный режим ожидания помощи от федеральной власти.

К тому же в структуре финансовой помощи муниципальным бюджетам все большее значение приобретают не дотации, по которым сами муниципалитеты могут определять, на что расходовать деньги, а субсидии по тем сферам, которые субъект Федерации считает необходимыми и приоритетными.

Если говорить о формировании бюджета следующего уровня, уровня региона, то региональных налогов три:

налог на имущество организаций,

налог на игорный бизнеc

транспортный налог.

Свод регионального бюджета и местных бюджетов территорий называется консолидированным бюджетом. Посчитаем, какой вклад в консолидированный бюджет Московской области вносит ее отдельный житель.

Пусть нашим героем будет житель области с заработной платой до вычета налога в размере 50 000 руб., владеющий легковым автомобилем мощностью в 120 лошадиных сил и квартирой в 40 кв.м. с кадастровой стоимостью в 4 млн руб. Такой налогоплательщик делает взнос в консолидированный бюджет Московской области в размере около 82 530 руб. в год.

Эта сумма складывается из следующих частей:

Транспортный налог

(региональный налог)

Земельный налог

(местный налог)

Налог на имущество физических лиц

(местный налог)

Сумма налогов в год с типичного налогоплательщика московской области 82 530 руб.

Часть поступающаяя в областной бюджет

Часть поступающая в бюджет муниципалитета 450 руб.

Налог на доходы физических лиц

(федеральный налог, отчисления от которого попадают в Московскую область)

Транспортный налог

(региональный налог)

Земельный налог

(местный налог)

Налог на имущество физических лиц

(местный налог)

Налог на доходы физических лиц - 78 000, Транспортный налог - 4 080 р. И налог на имущество физических лиц - 450 руб. Общая сумма выглядит довольно внушительной, но при этом в местный бюджет от нашего героя поступают лишь 450 руб. в год. В результате поступающие в местный бюджет суммы средств несопоставимо малы с объемом расходов.

Из местного бюджета финансируются в числе прочего:

организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации,·

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

организация утилизации и переработки бытовых отходов;

организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований

Ведь из местного бюджета финансируются, в числе прочего, образовательные, спортивные, медицинские учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, учреждения ЖКХ, дороги местного значения, утилизация и переработка бытовых отходов, озеленение, транспорт и многое другое. Подавляющую долю из этого списка занимают расходы, связанные с жизнеобеспечением жителей. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: образование, здравоохранение, ЖКХ и прочее. Очевидно, что это довольно крупные траты, и одними лишь местными налогами их не обеспечить.

В 2015 г. консолидированный бюджет Московской области составлял 523 295 млн рублей. Местные бюджеты по состоянию на 1 января того же года в совокупности составили примерно 242 600 млн рублей. Таким образом, примерно половина от общего объема средств, которыми располагал регион, пришлась на местный уровень.

Согласно закону «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» на ближайший 2016 год доход консолидированного бюджета Московской области составит 514 169 053 р., а расход 505 168 464 р. Доходы и расходы бюджета Московской области 371 516 894 р. и 406 595 783р. (в области планируется дефицит порядка 35 миллионов), а доходы и расходы всех муниципальных образований МО - 149 118 260 р. и 105 038 782р. соответственно.

Консолидированный бюджет Московской области

Бюджет Московской области (областной бюджет)

Бюджеты муниципальных образований

Профицит+ / дефицит-

Профицит+ / дефицит-

Профицит+ / дефицит-

Видно, что бюджеты муниципальных образований Московской области довольно значительны. Однако бо́льшая часть средств, которыми подпитываются эти бюджеты (в числе этих средств и взносы налогоплательщиков), поступают снизу вверх, чтобы затем, сделав петлю, вернуться в муниципальные образования в виде финансовой помощи. У этой управленческой схемы есть очевидный, существенный недостаток: несмотря на то, что муниципальная власть лучше всего осведомлена о проблемах реальных людей, в текущих обстоятельствах у нее нет достаточных ресурсов для их решения.

Выходом из этой ситуации может стать децентрализация бюджетной системы и наделение органов местного самоуправления реальной властью. Это случится, если часть других региональных и федеральных налогов перейдут в разряд местных.

Надежда Гаврилова, политолог, выпускница факультета политологии МГУ, доктор философии Римского университета Ла Сапиенца

О ТОМ, КУДА ИДУТ НАШИ НАЛОГИ, И КАК ГОСУДАРСТВО ИНФОРМИРУЕТ НАС ОБ ЭТОМ

Палкина Юлия Александровна 1 , Кутузова Екатерина Алексеевна 1
1 Дальневосточный Федеральный Университет


Аннотация
Отсутствие доверия граждан к налоговым органам – это одна из важнейших проблем современной России. Решение данной проблемы правительство видит в создании открытого бюджета, который позволит получить информацию о распределении бюджетом налоговых отчислений.

Palkina Yuliya Aleksandrovna 1 , Kutuzova Ekaterina Alekseevna 1
1 Far Eastern Federal University


Abstract
Lack of public confidence in the tax authorities - this is one of the most important problems of modern Russia. The solution to this problem, the government sees the creation of an open budget, which will provide information on the distribution of the budget tax deductions.

Библиографическая ссылка на статью:
Палкина Ю.А., Кутузова Е.А. О том, куда идут наши налоги, и как государство информирует нас об этом // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]..02.2019).

Научный руководитель:

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

Налогообложение – это процесс взимание с населения денежных средств с целью обеспечения финансовой деятельности государства. Необходимость налогообложения заключается в формировании доходной части государственного бюджета и использования его в интересах населения.

К сожалению, далеко не каждый гражданин страны знает, куда идут уплаченные им налоги. Такое незнание связанно, во-первых, с большим количеством различных видов налогов и отчислений, во-вторых, с недоступностью информации для простых граждан по налогам и сборам, в-третьих, с финансовой неграмотностью и нежеланием погружаться в тонкости системы налогообложения.

Согласно статистике только 12% россиян точно знают, куда распределяются налоговые поступления, остальные же 82% либо имеют об этом представление, либо считают это распределение абсолютно неправильным. Кроме того, довольно значительный процент граждан недоволен системой распределения налоговых отчислений и считает, что они удовлетворяют интересам и потребностям только определенных слоев населения, таких как чиновничество и управленческий аппарат. К тому же, по мнению россиян, немалая часть налоговых доходов расхищается . Одним словом, граждане нашей страны стоят на позиции того, что налоговая система не эффективна и не удовлетворяет интересам населения.

На самом деле государственный бюджет распределяет налоговые поступления на следующие цели:

  • предоставление бюджетных инвестиций и субсидий;
  • обслуживание государственного долга;
  • обеспечение государственного оборонного заказа;
  • пенсионное обеспечение и социальная помощь;
  • финансирование государственных программ;
  • содержание государственного аппарата;
  • содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики и др.

Но, несмотря на такое распределение налогов и приоритеты перераспределения средств государственного бюджета мы наблюдаем в стране неразвитость транспортной системы и неудовлетворительное состояние дорог. Несмотря на финансирование из государственного бюджета, в неутешительном состоянии находится образование, медицина, армия, также наблюдается низкий уровень пенсионных начислений гражданам. Значит ли это, что налоги распределяются нерационально?

На наш взгляд, основной причиной такого мнения является закрытость информации о государственном бюджете Российской Федерации и низкая финансовая грамотность населения. То есть, из-за незнания того, куда и в каком объеме распределяются суммы с уплаченных налогов и как происходит финансирование и реализация приоритетных государственных программ, у населения складывается мнение, что их денежные средства не работают в направлении совершенствования социального и экономического положения страны, а оседают в региональных и государственном бюджете.

Решение данной проблемы правительство страны видит в реализации программы «открытое правительство», в рамках которой будет осуществляться создание открытого бюджета. Цель этой программы – представить сведения о формировании и использовании бюджета в открытом доступе и доступной форме .

Следует заметить, что практика создания открытого бюджета широко применяется в таких странах, как Великобритания, Швейцария, Бразилия, Южная Корея, Таиланд и многих других. Самые лучшие практики реализации этой программы наблюдаются в Великобритании и Южноафриканской Республике.

Гражданский бюджет в Великобритании публикуется в одном из разделов сайта правительства страны под заголовком «Budget 2013: an overview» . Этот документ публикуется только в электронном варианте и разделен на три части: экономика и общественные финансы, рост, справедливость. Оценить расходы и проконтролировать распределение бюджетных средств в Великобритании можно на сайте «Where does my money go?» . Любой желающий с помощью этого сайта, а именно раздела с названием «Daily Bread», может узнать сумму его налоговых отчислений в бюджет и процентное распределение этих средств на различные нужды. Такая система очень удобна, так как позволяет отследить, сколько и куда ваших денег тратит государство в день.

Не меньшего внимания заслуживать бюджет для граждан Южной Африки, в котором представлена информация о бюджете страны начиная с 1993 года и по настоящий день, позволяющая отследить динамику изменения бюджета. Следует выделить возможность обратной связи, с помощью которой можно оценить информативность и доступность представляемых данных и дать рекомендации. Кроме того, в бюджете для граждан Южноафриканской республики представлена информация о планируемых изменениях в бюджетной политике на ближайшие годы, изучив которую гражданин может получить представление о своих будущих расходах .

В России программа создания открытого бюджета довольно нова. Старт был положен в 2012 году с началом реализации проекта «Открытого правительства», в рамках которого заработал проект «Открытый бюджет». Цель этого проекта состоит в возможности осуществления гражданского контроля над эффективностью использования бюджетных средств. Но, тем не менее, первый вариант бюджета для граждан все же оказался довольно сложным для понимания человека, недостаточно владеющего знаниями в финансовой сфере экономики.

В рамках этого проекта также был представлен бюджетный калькулятор, цель которого состоит в сборе и анализе мнений граждан об эффективности перераспределения налоговых отчислений. С помощью бюджетного калькулятора налогоплательщик может рассчитать сумму собственных отчислений в бюджет за год, а также сопоставить российский бюджет с бюджетами других стран . Создание бюджетного калькулятора – это большой шаг вперед к формированию открытого бюджета страны.

Вопрос прозрачности бюджета все еще остается недостаточно разработанным. Программа «Открытый бюджет» пока запущена в пилотном режиме и выполняется далеко не каждым субъектом Российской Федерации. Остро стоит вопрос о методах и средствах предоставления информации гражданам в доступном режиме. При построении принципа прозрачности бюджетной системы не стоит также забывать и об опыте других стран, где такая программа функционирует довольно давно и доведена до высокого уровня.

Первоочередной целью налоговой службы нашей страны в настоящее время должно стать построение диалога с налогоплательщиками и на основе общественного мнения выявление недостатков работы налоговых органов. Прозрачность бюджета должна продолжать повышаться, так как налогоплательщики должны знать, что передаваемые ими в распоряжение государства денежные средства, используются прозрачно и максимально эффективно. Только в этом случае доверие россиянина к власти и уровень финансовой грамотности значительно вырастут, а налоговые органы получат стимул работать более ответственно.