Германское экономическое чудо. "немецкое экономическое чудо"

Немецкое «экономическое чудо». Первые послевоен­ные годы явились наиболее тяжелым периодом в истории Герма­нии, а ее экономическое положение можно охарактеризовать как катастрофическое. Глубочайшим кризисом были охвачены все отрасли хозяйства, разрушенного войной.

Уровень ВНП едва до­стигал 50% от 1936 г., откатившись к показателю 1908 г. Полнос­тью была дезорганизована система товарно-денежных отношений, а уровень жизни населения можно определить как уровень выжи­вания. Германия должна была выплатить репарации в размере 20 млрд долл. К этому следует добавить тяжелейшее психологи­ческое состояние граждан разгромленной фашистской империи, некогда претендовавшей на мировое господство.

Еще в период войны ведущими странами антигитлеровской коалиции стали разрабатываться планы послевоенного пере- устройства Германии, которые были согласованы и утверждены на Потсдамской конференции летом 1945 г. Наряду с репарацион­ными выплатами план предусматривал демилитаризацию Герма­нии, денацификацию и демократизацию ее внутриполитической жизни. Начало «холодной войны» обусловило на долгие десятиле­тия раскол Германии на два государства - ФРГ и ГДР. Восста­новление и последующее развитие ФРГ происходило в рамках западной рыночной модели, на основе финансовой помощи ве­дущих капиталистических стран в то время как в ГДР осуществ­лялось строительство социализма по модели СССР.

Главным идеологом реформ в ФРГ явился Людвиг фон Эрхард (1897-1977), в 1948 г. занимавший пост директора Управления хо­зяйства объединенных западных зон оккупации. В 1949-1963 гг. он был министром народного хозяйства ФРГ, а в 1963-1967 гг. стал канцлером республики. Стратегической целью реформ Л. Эрхарда стало построение социального рыночного хозяйства, где основным экономическим регулятором являлся рынок, при рез­ком сужении системы государственного вмешательства. Этот пре­дельно для того времени либеральный подход опирался не толь­ко на сложившиеся реалии послевоенной Германии с максимально ослабленным государством и политикой демократизации, деми­литаризации, денационализации и денацификации оккупацион­ных властей, но и на ордолиберальную «теорию порядка» австро-немецких теоретиков в лице В. Репке, В. Ойкена, Ф. Бёма, А. Рю-стова и др.

В условиях полной дезорганизации хозяйственной жизни, бан­кротства государства основным субъектом хозяйства, способным обеспечить возрождение страны, становится частный предприни­матель. Государство создает максимально благоприятные условия для развития частной инициативы, что ведет к росту эффектив­ности всего хозяйства и в долгосрочном плане подводит прочную базу под его сильную социальную политику. Однако такая пози­ция вовсе не исключала, а напротив, предполагала активные меры государственного регулирования, которые были сосредоточены на создании необходимых условий для функционирования социаль­но ориентированного рынка.

Первым шагом реформаторов явилась денежная реформа. В кратчайший срок произошло изъятие из оборота старых рейхс­марок и их замена на дойчмарки. Каждый житель ФРГ получил по 40 дойчмарок, а затем еще по 20. Заработная плата и пенсионные выплаты с момента введения новой валюты стали произво­диться в соотношении 1: 1, в то время как половину наличности и сбережений можно было обменять в пропорции 1: 10, а остав­шуюся половину - позднее в соотношении 1: 20. Средства пред­приятий также обменивались в соотношении 1:10, что позволи­ло им выплатить первую заработную плату, а в дальнейшем ее фонд формировался исключительно из заработанных собственных средств. Обязательства банков и других учреждений финансово-кредитной сферы были аннулированы.

За проведением денежной реформы последовала обвальная либерализация цен. Молниеносная реформа преследовала цель выхода из состояния гиперинфляции. Она была достигнута, од­нако жесткость условий реформы определила в начальный пери­од преобразований в целом негативное отношение к ней, вызы­вало острую критику правительства, особенно в периоды инфля­ционных вспышек на всем протяжении 1950-х гг.

Несмотря на некоторые издержки первоначального этапа, пра­вительству удалось вывести рынок потребительских товаров из тени. Исчезновение тотального дефицита потребительских това­ров сделало дефицитными денежные средства, что, в свою оче­редь, формировало цивилизованные рыночные стимулы к хозяй­ствованию. Важным шагом в борьбе с инфляцией предложения в условиях сохранявшегося дефицита на потребительском рынке стало принятие закона против произвольного завышения цен и ряд других антиинфляционных мер в налоговой и кредитной сферах.

Непростые условия первоначального этапа реформ определи­ли повышенное внимание государства к развитию мелкого и сред­него предпринимательства, что в краткосрочной перспективе обес­печило существенный рост занятости, сокращение дефицита на потребительском рынке и, наконец, способствовало большей на­полняемости бюджета страны.

Наиболее сложный период реформ был пройден к 1954 г., ког­да уровень производства в ФРГ в два раза превысил показатели 1936 г. В первой половине 1950-х гг. среднегодовые темпы эко­номического роста в Германии были самыми высокими среди раз­витых стран и составляли 19%, что во многом следует отнести не столько на счет последовательной политики реформаторов, сколь­ко на невысокий исходный уровень, с которого началось возрож­дение страны. Впоследствии темпы роста существенно замедли­лись, а правительство столкнулось с проблемой инфляционного кризиса. Дальнейшее поступательное развитие хозяйства ФРГ было обеспечено умелыми действиями реформаторов по обузда­нию вспышек инфляции во второй половине 1950-х гг.

К середине 1950-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. Упрочилось ее положение на мировых рынках. Страна стала наряду с Францией ведущим субъектом европейской интеграции. К началу 1960-х гг. ФРГ обес­печивала более 60% добычи угля, около 50% производства стали, 40% экспорта и 35% импорта на общеевропейском рынке.

Феномен беспрецедентного возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950-1960-е гг. был назван «немец­ким экономическим чудом». Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передо­вых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал стра­ны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие тради­ции производственной, организационной культуры немецкого народа, и пр. Следует также отметить, что мощный хозяйствен­ный рывок ФРГ обеспечивался в конечном счете модернизацией индустриального сектора экономики. Несмотря на своеобразие пути послевоенного развития ФРГ, предопределенность интегра­ции ее в европейский рынок и глубокие исторические корни хо­зяйственного лидерства, модель «немецкого чуда», тем не менее, может с известной долей условности рассматриваться в качестве европейского варианта распространенной модели «догоняющего развития». Возможно, поэтому начиная с 1970-х гг. страна, нахо­дящаяся в положении одного из мировых лидеров, столкнулась с нараставшими год от года проблемами качественной модерниза­ции высокоразвитой индустриальной структуры хозяйства в усло­виях второго этапа НТР.

Вторая мировая война стала крупнейшей экономической катастрофой. В тяжелом экономическом положении оказались практически все страны-участницы. На общем фоне послевоенного состояния западноевропейских стран немецкая действительность выглядела особенно удручающей.

Разрушенные города, уничтоженные бомбежками или демонтированные заводы и фабрики, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство, массовая безработица. Пустые полки магазинов, карточная система, сильнейшая спекуляция. Огромный государственный долг, масса денег в обращении, не имеющая товарного покрытия. Полный хаос царил и в организации хозяйственной жизни страны. Западные оккупационные власти вынуждены были завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления.

Для оздоровления экономики Германии явно требовались решительные меры, которые были реализованы по замыслу и под руководством Л.Эрхарда. Его концепция получила название "социального рыночного хозяйства", под которым понималось:

Приоритет в экономической политике государства делался на установление форм и правил действия хозяйствующих субъектов (рамочное регулирование);

Нацеленность создаваемых форм и правил на обеспечение свободного конкурентного порядка и открытости рынков, стимулирование хозяйственной инициативы максимального числа частных лиц;

Преодоление консервативной структуры потребления, создание условий для выравнивания платежеспособности всех слоев населения.

Л. Эрхард начал с денежной реформы, заменив рейхсмарки новыми дойчмарками и изъяв практически за день огромную массу необепеченных денег. Далее последовала реформа цен - отменялось административное распределение ресурсов и контроль над ценами, над заработной платой. Одновременно

создавались условия для восстановления производства. Центральный банк выделил инвестиционные кредиты, снизил обязательные резервы для коммерческих банков. Важную роль в возрождении промышленности, как и после Первой мировой войны, сыграла помощь, полученная Германией по плану Маршалла. Необходимо отметить, что восстановление промышленности происходило на основе новой технологической базы. Кроме денежно-кредитной политики государство использовало также и политику расходов - оно дотировало производство важнейших продуктов питания, жилищное строительство. Восстановление хозяйства происходило очень быстро - уже к 1954г. был вдвое превышен уровень производства 1936г., при этом отмечался рост благосостояния всех слоев населения. Такое стремительное возрождение экономики Германии после Второй мировой войны получило название "немецкого чуда".

Еще по теме "Немецкое экономическое чудо":

  1. 16.1. "Экономическое чудо XX века" - немецкая модель управления
  2. ГЛАВА 13 Чудо св. Пантелеймона о «русском короле Харальде»: монастырь св. Пантелеймона в Кёльне и семейство Мстислава Великого (конец XI - начало XII века)
  3. Выявление экономических законов и новых тенденций в социально-экономическом развитии общества - главное предназначение экономической науки

С середины 1950-х гг. в стране начался непрерывный экономический рост, продолжавшийся почти до конца 60-х гг. К 1956 г. уровень 1950 г. был удвоен, а к 1962 г.-утроен. В середине 50-х гг. ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов, третье место после США и Англии по объему промышленного производства.

Среднегодовые темпы экономического роста в 1950 - 1966 гг. составили около 9,2%. Динамика роста производства по некоторым отраслям промышленности по сравнению с довоенным уровнем представлена в табл. 7. Уровень инфляции в стране был одним из самых низких в Европе. Индекс цен промышленных товаров в 1951 г. составлял 111% от уровня цен 1950 г., в 1952 - 121%, в 1953 - 118%, в 1957 - 124%.

Таблица 7.

Динамичному развитию экономики ФРГ способствовал ряд факторов, прежде всего обновление основного капитала на новой технической основе. В этом процессе активное участие принимало государство, направляя на реконструкцию и техническое перевооружение значительные средства из государственного бюджета. Возможность такой ориентации расходов государственного бюджета была связана с низким уровнем расходов бюджета на военные цели. В соответствии с Потсдамским соглашением (1945) Германии было запрещено вооружаться и на военные расходы шло только 5-6% государственного бюджета. Деньги государства вкладывались в научные исследования, техническое и технологическое переоснащение отраслей промышленности. Бюджетная политика предполагала также ограничение численности государственного аппарата.

В послевоенные годы активно развивались те отрасли промышленности (легкая, пищевая, текстильная и т. п.), которым уделялось мало внимания в фашистской Германии. Капиталовложения в промышленность ФРГ в 50-е гг. достигали 25% национального продукта. Наряду с легкой промышленностью динамично развивались металлургия, химическая промышленность, машиностроение, перерабатывающая промышленность. Эффективно проводилась конверсия военных заводов и внедрение программ переобучения рабочих кадров.

Для стимулирования инвестиционной активности использовались фискальные инструменты. Уменьшение величины налогооблагаемой базы на инвестиции позволило снизить уровень налоговых платежей корпораций до 50%, а одновременное введение ускоренной амортизации, когда в первые два года можно было списать 50% стоимости производственных помещений, увеличило возможности частного инвестирования для обновления и развития производства.

Большую роль в послевоенном развитии экономики Германии сыграли автомобильная промышленность и производство бытовой техники. Уже в 1950 г. стали выпускаться всемирно известные "жуки", которые не только стали народными, но и выдерживали конкуренцию на мировом рынке.

Повышался уровень доходов населения, шло активное и массовое формирование среднего класса. В течение 1954-1957 гг. произошло прямое снижение налогов на заработную плату и подоходного налога. В 1951 г. был принят закон, закреплявший участие рабочих в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Была создана разветвленная система социального страхования.

Одним из важных направлений экономического роста стало развитие жилищного строительства. Общий объем инвестиций в жилищную программу за период 1950-1962 гг. составил более 65 млрд марок, а по объему строительства жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место. Финансирование программы осуществлялось частично за счет государства, частично - за счет привлечения частных инвестиций, частично - за счет фонда от реализации товаров, полученных по плану Маршалла.

Основными факторами, определяющими развитие ФРГ в 60-е гг., были быстрое развитие научно-технического потенциала, усиление ориентации на внешний рынок, увеличение государственно-монополистического капитала. Особенностью развития научно-технического потенциала страны была ориентация в первоначальный период на внедрение иностранных патентов и лицензий. Однако опасность технологического отставания в области НИОКР потребовала усиления внимания к развитию собственных исследований. За период с 1960 по 1970 г. расходы на это направление увеличились в 2,5 раза, а доля иностранных лицензий, используемых в промышленности, снизилась до 14%.

В результате структурной перестройки промышленности более чем в два раза сократилась доля добывающих отраслей. Быстрыми темпами развивались отрасли экспортной ориентации, автомобильная, химическая, электротехническая, авиационная и др. Основная часть капиталовложений направлялась преимущественно в отрасли, производящие новые виды сырья и материалов. Велика была роль иностранных инвестиций, преимущественно американских, направляемых главным образом в передовые отрасли, обеспечивающие НТП: машиностроение, нефтепереработку, химическую и электротехническую промышленности.

В 70_80-х гг. колебания и неустойчивость в мировой капиталистической экономике, рост инфляции, безработица, валютные проблемы и проблемы международной торговли привели к необходимости проведения реиндустриализации и перехода к наукоемким технологиям: информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, композиционным материалам и др.

Были пересмотрены государственные приоритеты в научно-технической политике. Особое внимание стало уделяться разработке микропроцессорной техники, созданию современных систем связи и информации, энергосберегающим технологиям; проводится государственная поддержка подготовки научно-исследовательского персонала мелких и средних фирм. В результате к 1990 г. по затратам на НИОКР ФРГ занимала ведущую позицию в мире вместе с Японией и добилась крупных успехов в создании наукоемких производств.

Значительно повышается роль малого и среднего бизнеса. Начиная с 1975 г. государство стало активнее оказывать финансовую поддержку мелким и средним предприятиям, предоставлять им кредитные и налоговые льготы.

Большое влияние на экономическое развитие ФРГ оказало создание единого немецкого государства и перевод командно-административной экономики ГДР на принципы рыночного хозяйства. Была введена частная собственность, проведена денационализация государственных предприятий. При этом ГДР получила рыночные социально-экономические и политические формы организации общества сразу и в "готовом виде". Сжатые сроки переходной экономики были обусловлены интеграцией в высокоразвитую рыночную экономику, наличием правовой базы, государственных институтов, валютно-финансовой системы и т.д.

Немецкое «экономическое чудо»

Бесспорной заслугой эры «христианских демократов» в ФРГ (1949 - 1969 гг.) является «немецкое экономическое чудо» - возрождение экономики Германии из поствоенной ситуации. Действительно, на общем фоне после Второй мировой войны, немецкая ситуация выглядела особенно удручающе. Разрушенные города, уничтоженные заводы, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство. Наличие 12ти миллионной армии переселенцев. В 5 раз возросло количество денег, находящихся в обращении и не имеющих товарного покрытия. Введение карточной системы стимулировало рассвет «черного рынка». Возрождаются товарообменные сделки времен «натурального хозяйства». Западные оккупационные власти вынуждены были ежегодно завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления на 1 млрд. долларов. Они же в 1947 г. предлагали эвакуировать до 20 млн. немцев как обреченных на голодную смерть. Во второй половине 40-х гг. XX в. народ Германии получил жестокий урок всеобщего финансового, экономического и нравственно-духовного истощения. Оздоровление экономики Германии требовало решительных мер, и на них пошли члены правящей с 1949 г. партии ХДС. Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал профессор Людвиг Эрхард (1897 - 1977 гг.) - директор управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949 -1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и федеральный канцлер в 1963 - 1966 гг. Именно под его руководством и состоялось «экономическое чудо», хронологические рамки которого 1948 - 1960 гг. К его предпосылкам можно отнести:

  • 1) внутренние капиталовложения в промышленность;
  • 2) помощь из США по «плану Маршалла» - около 3 млрд. долларов;
  • 3) чрезвычайные усиления немцев - в 50-е гг. в ФРГ была самая продолжительная рабочая неделя в Западной Европе;
  • 4) до 1956 г. ФРГ не имела значительных военных расходов;
  • 5) протекционистская политика государства и др.

Л.Эрхард отмечает, что основную цель экономических реформ он видел в:

  • а) создании «социального рыночного хозяйства»;
  • 6) повышении покупательной способности всех слоев населения;
  • в) сосредоточении всех усилий народного хозяйства на увеличение государственного дохода.

Рычагами экономического возрождения ФРГ Эрхард считал свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Планы Л.Эрхарда опирались на денежную реформу, свободные цены, конкуренцию частных предпринимателей, регулирующую роль государства с помощью гибкой кредитной и налоговой политики, ставки на мелкий и средний бизнес.

Весь ход «немецкого экономического чуда» можно разбит, на этапы: 1-й прошел в 1948 - 1949 гг. под знаком денежной и цено30й реформ, началом повышения ставок реальнойзарплаты с учётом роста производительности труда, значительного роста производства;2-й - 1950 - 1951 гг. - время наибольшего напряжения в истории поствоенного немецкого рыночного развития, поднимается среднегодовой уровень занятости; 3-й - 1952 г. - прекращение роста цен и проверка создаваемой экономической системы на прочность и пригодность; 4-й - 1953 - 1955 гг. - начало эры «благосостояния для всех». В 1954 г. был вдвое превышен уровень общегерманского производства 1936 г.; 5-й - 1955 - 1960 гг. - период торможения экономического подъема и переход к спокойному прогрессу. Итоги «немецкого экономического чуда»: Важнейший итог чуда - возрождение экономического потенциала страны, в результате которого ФРГ превращается в передовую страну Западной Европы, обгоняя в хозяйственном отношении своих былых победителей. К середине 50-х гг. она вышла на второе место после США по объему золотых запасов

1. Кратко опишите суть экономического чуда: «германского», «японского», «южно-корейского» и других

1.1 «Германское» экономическое чудо

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. Союзники начали вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда». Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановоё экономики, с возможной национализацией собственности. Другой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демократы и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП оказались в большинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь. Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупационных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего предоставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначительные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониального аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и проявляющих завидную энергию на новом месте Ї всё это обусловило быстрое развитие Германии. В 1950 году прекратилось распределение продуктов питания по карточкам. В 1956 году ФРГ произвела продукции три раза больше, чем вся Германия до войны. Особенно высокими темпами рост западногерманский экспорт. Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экспорта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы , сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире. Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государственная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помощью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения. Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немецким экономическим чудом. В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось временным В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике. Проводимая ими политика называлась глобальным регулированием и состояла в налаживание более тесных связей между правительством, банками, промышленностью и профсоюзами. Такая политика оказалась довольно удачной и помогла преодолеть кризис 1967года. До середины 70-х годов экономика развивалась достаточно энергично, но связи с всемирным энергетическим кризисом экономическая ситуация ухудшилась. Стала достаточно энергично расти безработица . И в начале 80-х годов. СвДП пришла к выводу, что возвращение к прежним принципам рыночной экономики неизбежно. Хотя экономика ФРГ несколько затормозилось в 70-80-х годах и несколько замедлилось, тем не менее, темпы развития ФРГ в период с окончания I мировой войны до 90-х годов впечатляют. ФРГ в конце 80-х годов осталась одной из наиболее индустриально развитых стран мира.

1.2 «Японское» экономическое чудо

Этим термином обозначается рывок в экономическом развитии Японии, произошедший в течение 1955–1973 гг., когда среднегодовые темпы ее экономического роста составляли 9,5%. За эти годы объем промышленного производства вырос в 6,6 раза, национальный доход на душу населения увеличился более чем в 8 раз и достиг уровня Англии и Италии. Япония осваивала технологии переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизованного выпуска готовых изделий. В 50-х гг. были реконструированы металлургические заводы, угольные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х на базе конверсии военных предприятий и нового строительства практически с нуля были воссозданы производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Началось создание отраслей послевоенного поколения: нефтехимии, производства синтетических волокон и смол, электроники. Этот процесс стимулировался сочетанием следующих факторов: наличие дешевой и хорошо обученной рабочей силы, инженерно-технических кадров; доступность новых технологий ; достаточные внутренние источники накопления и механизмы финансирования капиталовложений . У Японии не было сколь-нибудь значительной внешней задолженности , кроме нескольких целевых займов Всемирного банка, она не пользовалась крупными внешними кредитами. Бюджет сводился с профицитом в течение 1949–1968 гг., и запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поддерживать низкие процентные ставки кредита. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками. Индустриализация вызвала массовый отток рабочей силы из сельского хозяйства . Этот процесс сопровождался беспрецедентно быстрым ростом доходов наемных работников (в среднем на 10% в год) и массовым созданием новых мелких предприятий, число которых выросло в полтора раза. Период высоких темпов создал в Японии современный средний класс. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18–20% приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство.

Для данного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности. Важнейшим инструментом промышленной политики была система валютных квот на оплату необходимого импорта, то есть практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе.

Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей тогдашней промышленной политики. Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям.

К концу 60-х гг. в Японии был создан промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта.

По мере того, как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался для иностранных товаров. В 70-х гг. два мировых нефтяных кризиса вызвали в Японии острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. «Экономическое чудо» закончилось, но благодаря нему Япония достигла западных стандартов благосостояния.


2. «Южно-Корейское» экономическое чудо

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как:

Ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития;

Благоприятный международный экономический климат

60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;

Сильное и эффективное руководство

правительств, отложивших демократические и политические пре-

образования в пользу экономического развития;

Относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северокорейских затрат);

После паузы, вызванной дефолтом 1998 г. и последовавшим экономическим кризисом в России, с 2000 г. позитивные явления в двусторонних торгово-экономических связях вновь стали набирать силу. Так, в октябре 2000 г. в США было принято решение о повышении кредитного рейтинга России, а с декабря 2000 г. ОПИК возобновила страхование частных американских инвестиций в России от политических рисков.

В ходе двусторонней встречи в Генуе 22 июля 2001 г. президенты России и США выступили в поддержку инициативы американских деловых кругов о запуске «Российско-американского делового диалога» - постоянного канала связи между предпринимателями с подключением государственных структур двух стран.

13 ноября 2001 г. на российско-американском саммите в Вашингтоне было принято Совместное заявление о новых отношениях в экономической сфере, в котором стороны выразили «приверженность созданию условий, которые обеспечат расширение торговых и инвестиционных связей, а также помогут России реализовать свой экономический потенциал и стать одним из полноправных и ведущих участников мировой экономической системы». Стороны подтвердили намерение «совместно работать над созданием климата доверия в торговых и инвестиционных отношениях между нашими странами», а также свою «приверженность совместной работе с целью ускорения переговоров о присоединении России к ВТО». Они призвали участников «Российско-американского делового диалога» «продолжить работу по определению тех областей, где наши законы и нормативные акты сдерживают развитие торговли и инвестиций».

Высокий темп наращивания российско-американского взаимодействия сохраняется и в последние годы. Так, в совместном заявлении президента и президента Дж. Буша, принятом на встрече в Санкт-Петербурге 1 июня 2003 г. и касавшемся вопроса о новых стратегических отношениях, говориться: «24 мая 2002 г. мы взяли на себя торжественное обязательство строить новые стратегические отношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. Мы провозгласили партнерство между нашими странами и нашу приверженность совместной работе ради продвижения стабильности, безопасности и благополучия наших народов, а также совместным усилиям в деле противодействия глобальным вызовам и содействия решению региональных конфликтов. Мы также заявили о намерении разрешать существующие разногласия в духе взаимного уважения.

Мы встретились вновь, чтобы подтвердить партнерский характер отношений между нашими странами и нашу приверженность тому, чтобы сообща противостоять вызовам ХХI века».

Благодаря совместным усилиям российско-американские отношения серьезно продвинулись вперед по целому ряду направлений. Это касается вопросов стратегической стабильности, совместной борьбы с международным терроризмом, противодействия распространению ОМУ. В области двусторонних отношений развивается торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество , взаимодействие в космической и других отраслях. Большинство договоренностей, принятых во время последней встречи президентов в сентябре 2003 г. в Кемп-Дэвиде, выполняется или находится в процессе выполнения. Как отмечали на совместной пресс-конференции 26 января 2004 г. министры иностранных дел двух стран, российско-американские отношения опираются на прочный фундамент, позволяющий совместно преодолевать разногласия, которые возникают или могут возникать в подходах к тем или иным проблемам.

К достижениям последнего времени, помимо вышеназванных, можно также отнести:

Ратификацию в обеих странах Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов;

("3") - активизацию развития энергетического диалога, который получает всестороннее осмысление в ходе российско-американских деловых энергетических саммитов и реализуется в рамках поставок российской нефти на рынок США сближение позиций по вопросам совершенствования транспортной инфраструктуры, содействия инвестициям, развития электроэнергетики , газовой промышленности и совместных научных разработок в этих областях.

Развернутую оценку российским интересам в сфере энергетики дал 26 сентября 2003 г. в своем выступлении в Колумбийском университете и в ходе ответов на вопросы аудитории, в частности в контексте взаимодействия России и ОПЕК: «Мы координируем свою деятельность с ОПЕК, но членом этой организации не являемся и не собираемся в нее вступать. Должен сказать, что Россия заинтересована в справедливых, но не слишком завышенных ценах на энергоносители. Потому что в отличие от других нефтедобывающих стран мы крайне озабочены необходимостью роста перерабатывающих секторов российской экономики и считаем, что излишне завышенные мировые цены на нефть и нефтепродукты бумерангом возвращаются к нам и наносят ущерб нашей перерабатывающей промышленности. Поэтому мы в этом смысле - удобный, на наш взгляд, партнер для основных потребителей нефти. Для информации могу сказать, что в прошлом месяце ежедневная добыча нефти в Российской Федерации была выше, чем в Саудовской Аравии . Мы стали «номером один» в мире по ежедневной добыче нефти. Это, по-моему, 8,5 или 8,8 млн. бар. нефти в день. И это без газа - с газом мы давно всех обогнали. Но мы будем действовать очень аккуратно с тем, чтобы не обрушить мировые цены на нефть. Этого мы тоже не хотим. Цена должна быть справедливой как для производителей, так и для потребителей».

В целях ускорения темпов экономического развития, расширения и углубления внешнеэкономических связей за последние годы в России снижена налоговая нагрузка, упрощены условия валютного регулирования . Совершенствуется инвестиционное законодательство и система бухгалтерской отчетности с учетом сложившейся мировой практики. При этом, в самом широком смысле, по словам российского президента, «дело даже не в законах, не в правилах, которые создает парламент, правительство - дело в культуре организации производства. Это требует определенного времени, но понимание того, что государство должно уходить от избыточного регулирования, есть, и мы будем по этому пути настойчиво идти вперед».

30 апреля 2003 года Госдепартамент опубликовал очередной ежегодный доклад «Тенденции глобального терроризма», который фиксирует укрепляющееся российско-американское взаимодействие в борьбе с террористической угрозой. Прежде всего - это расширение мандата, выход на новые параметры сотрудничества Рабочей группы по борьбе с терроризмом, согласованные решительные меры на путях противодействия финансированию терроризма, доверительные обмены информацией по линии спецслужб, совместные шаги на антитеррористическом направлении в деятельности ООН, в рамках ОБСЕ, Совета Россия - НАТО, других международных форумов и институтов. Следует отметить также, что в рамках российско-американской Рабочей группы по борьбе с терроризмом создана отдельная подгруппа по терроризму - ОМУ. В ее состав входят не только дипломаты, но и эксперты практически по всем аспектам проблемы «терроризма массового уничтожения».

Позитивная тенденция в сфере сотрудничества подтверждается и в докладе Госдепартамента 2004 года.

4. Охарактеризуйте основные направления социально-экономического развития современной России

Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство незамедлительно взяло курс на углубление рыночной реформы. В первую очередь правительство во главе с и. о. премьер-министра объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с января 1992 г. Одновременно правительство стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения (централизованного распределения сырья и ресурсов), государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение. В условиях существовавшего товарного дефицита либерализованные цены стали резко расти, вызывая острое социальное недовольство. Поэтому правительство одновременно взяло курс на насыщение рынка товарами народного потребления, чему способствовала политика либерализации внешней торговли (фритредерства), открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободной конвертации (перевода) рубля. Перенасыщение рынка импортными товарами привело к массовому закрытию предприятий легкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности в гг.

Вторым направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации (перевода государственной собственности в частную). Руководителем программы приватизации стал председатель Государственного комитета по управлению имуществом. Приватизация проводилась в два этапа. На первом (19гг.) всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тысяч рублей в ценах 1984 г. путем выдачи на нее приватизационного чека (ваучера). Эта акция приобрела номинальный характер, т. к. реальная цена ваучера колебалась от 2 до 40 тысяч рублей в ценах 1993 г. Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Преимущественные права при этом получали трудовые коллективы . Аграрный вопрос всегда являлся определяющим в экономической и социальной политике России. С его решением связаны главные надежды на возрождение российской экономики и достижение социальной стабильности. С началом приватизации активизировался процесс превращения колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества . Более перспективным представляется сочетание индивидуальной ответственности и общественной защищенности сельского хозяина. Количество сельскохозяйственной продукции неуклонно сокращается, как и производство в стране в целом. Причины этого аграрии видят, прежде всего, в нерешенности вопроса о земле, несмотря на наличие ряда законодательных актов о приватизации производственных земельных участков , и в антипротекционистской политике правительства, продолжающего закупать продовольствие за рубежом, поддерживая этим иностранного производителя. Политика экономического либерализма (освобождения товарно-денежных отношений от государственного регулирования) предусматривает передачу многих социальных функций государства в руки самих граждан.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России оценил работу правительства как неудовлетворительную и добился отставки и. о. премьер-министра. Новым главой прежнего правительства стал. Он попытался ввести частичное государственное регулирование экономикой страны, но в целом продолжил либеральный реформаторский курс. Летом 1996 г. после выборов Президента РФ сохранил за собой пост Председателя правительства. В 1993 г. Верховный Совет открыто выступил против экономической политики Президента и правительства, объявив, что она ведет страну к экономическому кризису. Критиковались правительственные методы приватизации, радикальные экономические реформы (метод "шоковой терапии"). После принятия Конституции РФ 1993 г. влияние представительных органов власти на определение курса социально-экономического развития было резко ослаблено. Президент и Правительство России, опираясь на помощь развитых стран Запада и международных финансовых организаций, усилили свою роль в регулировании процесса реформ. В гг., путем установления "валютного коридора" (жесткого уровня падения покупательной способности рубля по отношению к американскому доллару) и массовой задержки выплат зарплаты бюджетным категориям населения, была приостановлена галлопируюшая инфляция и достигнута финансовая стабилизация. Это позволило к концу 1997 г. остановить спад производства, а в 1998 г. провести деноминацию рубля.

В конце 1997 г. разразился мировой финансовый кризис, вызванный политикой руководства США, выбросившего в 1990-е гг. на мировой рынок большое количество необеспеченных товарной массой долларов. В этих условиях попытка СВ. Кириенко, сменившего B. C. Черномырдина на его посту 23 марта 1998 г. ввести монетаристский экономический курс закончилась резким обвалом национальной валюты в августе-сентябре 1998 г. Кириенко был отправлен в отставку, в России началась "министерская чехарда". В сентябре 1998 г. премьер-министром был назначен, в мае 1999 г. его сменил СВ. Степашин. В августе 1999 г. Председателем Правительства стал, в мае 2000 г. - ММ. Касьянов. Умеренно-либеральный курс реформ при этом не изменялся.

За годы реформы в России была осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации: либерализованы ценообразование , внешняя торговля, проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг. В 1990-е гг. российская экономика стала многоукладной, состоящей из 4-х хозяйственных укладов: государственного капитализма (бывших общенародных предприятий); частного капитализма (приватизированных предприятий), мелкотоварного производства; коллективного хозяйства. Однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали спад производства, рост цен и безработица. Уровень внутреннего валового продукта (ВВП) сократился по сравнению с 1990 г. почти на 40%. В наибольшей степени от кризиса пострадали машиностроение и легкая промышленность , т. е. те отрасли, которые преимущественно ориентированы на удовлетворение запросов внутреннего рынка. Промышленное производство все в большей степени характеризуется топливно-энергетической и сырьевой ориентацией.

По существу, в первой половине 1990-х гг. в России начался процесс деиндустриализации народного хозяйства, сопровождающийся оттоком российских капиталовложений за рубеж. Характерной чертой экономического развития России в 1990-е гг. стали также крупномасштабные внешние займы . По оценкам зарубежных экспертов, в западных банках хранится от 40 до 60 млрд. долл., вывезенных из России. В 1990-х гг. российскому руководству не удалось достигнуть главной цели преобразований, провозглашенной в ноябре 1991 г., - повысить материальное благосостояние населения. В 1998 г. среднедушевой доход в России составил 90,8% от прожиточного минимума. Доходы между крайними полюсами населения разнятся в десятки раз. Это ведет не только к сокращению внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряженности в обществе.


Заключение

В последние годы возникли серьёзные сомнения насчёт желательности экономического роста для стран, уже достигших благосостояния. В основе этих сомнений лежит ряд взаимосвязанных аргументов.

Загрязнение окружающей среды. Противники экономического роста прежде всего озабочены ухудшением состояния окружающей среды. Они утверждают, что индустриализация и экономический рост порождают такие отрицательные явления современной жизни, как загрязнение, промышленный шум и выбросы, ухудшение облика городов, транспортные заторы и т. д. Все эти издержки экономического роста возникают, поскольку производственный процесс лишь преобразует природные ресурсы, но не утилизирует их полностью. Практически всё, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. Чем значительнее экономический рост и выше уровень жизни, тем больше отходов должна будет поглотить или попытаться поглотить окружающая среда.

Решает ли экономический рост проблемы? Сторонники экономического роста полагают, что он сам по себе решает социально-экономические проблемы. Однако это утверждение нельзя считать полностью доказанным. Противники экономического роста, в частности, утверждают, что проблема бедности в стране, по существу является проблемой распределения, а не производства. Для её решения необходима политическая смелость и воля, а вовсе не увеличение общественного продукта. Вообще говоря, отнюдь не очевидно, что экономический рост является или будет являться средством решения проблем, стоящих перед страной.

Противники экономического роста полагают, что быстрый рост порождает беспокойство и неуверенность среди людей. Работники любого уровня опасаются, что накопленные ими профессиональные навыки и опыт могут оказаться устаревшими по мере технического прогресса.

Но многие экономисты выступают в защиту экономического роста как важной общественной цели, приводя следующие доводы.

Как отмечалось ранее, экономический рост является основным условием материального изобилия и повышения уровня жизни. В условиях экономического роста выбор социальных целей становится менее мучительным и ведет к меньшим противоречиям между различными группами населения. Имеется возможность одновременно модернизировать вооружённые силы, поддерживать инфраструктуру на данном уровне, осуществлять программы помощи престарелым, больным и бедным, совершенствовать систему образования и другие отрасли социальной сферы и при этом повышать личные доходы за вычетом налогов.

Сторонники экономического роста считают, что его связь с состоянием окружающей среды слишком преувеличена.

("4") На деле эти проблемы можно отделить друг от друга. Если общество совсем откажется от экономического роста, сохраняя ВНП на постоянном уровне, ему всё же придётся выбирать между различными структурами производства, и этот выбор будет влиять на состояние окружающей среды и качество жизни.

Наконец, нельзя согласиться с тем, что замедление или прекращение экономического роста ослабляет стремление людей к материальным ценностям и уменьшает их отчуждение от производства.

Скорее результаты будут обратными. Самые громкие протесты против погони за неживой раздаются как раз в тех странах и среди тех групп населения, где в настоящее время уровень благосостояния наиболее высок!

Иначе говоря, именно высокий уровень жизни, обеспечиваемый экономическим ростом, и даёт возможность всё большему числу людей “тратить время на образование, размышления и самореализацию”.


Список использованных источников

1. Информационно-аналитическое агентство – Режим доступа: http://*****/indeks. php

2. Эксклюзивная публикация доклада, презентованного на съезде Демократической партии США в Бостоне 26 июля 2004 года: законодательство США и Российские интересы – Режим доступа: http://*****/news/anons/

3. Эрудиция. Российская электронная библиотека – Режим доступа: http://www. *****//referat/printeref/id27445-1htm/

4. Реферат. Россия после 1993 года – Режим доступа: http://www. *****/ekonomika/detail. php? iD=14424

5.География. Экономическая география. Японское экономическое чудо – Режим доступа: http://www. *****/referat_656692.ntm/

6. Реферат – Немецкое экономическое чудо – Режим доступа: http://www. *****/referats/660

Этнические стереотипы поведения корейцев
или автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук специальности 07.00.07 - Этнография, этнология, антропология Санкт-Петербургского государственного университета
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 1 - общая характеристика работы
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 2 - продолжение общей характеристики работы, основное содержание
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 3 - продолжение основного содержания работы
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 4 - продолжение основного содержания работы, заключение
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 5 - список публикаций с основными положениями диссертационного исследования