Эпоха ссср. Эпоха 'застоя' в ссср

Страница 1

К началу 16 века определяющую роль в влиянии на культуру и быт русского народа играло христианство. Оно сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и диких обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь, брак, воспитание детей. Правда. богословие придерживалось тогда дуалистического воззрения на разделение полов - на два противоположных начала - "доброе" и "злое". Последнее олицетворялось в женщине, определяя ее положение в обществе и семье. www.transpobrand.ru

У российских народов долгое время бытовало большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковым линиям. Отличительными чертами большой крестьянской семьи являлось коллективное хозяйство и потребление, общее владение имуществом двумя и более самостоятельными брачными парами. У городского (посадского) населения семьи были меньше и состояли, обычно, из двух поколений родителей и детей. Семьи феодалов были, как правило, малыми, так сын феодала, достигнув 15 лет, должен был служить государеву службу и мог получить как свой собственный отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину. Это способствовало ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей.

С введением христианства браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Но традиционный христианский свадебный обряд ("веселие") сохранялся на Руси еще примерно в течении шести-семи веков. Церковные правила не оговаривали препятствий для вступления в брак, кроме одного: "бесноватость" жениха или невесты. Но в реальной жизни ограничения были довольно жесткими, прежде всего в социальном отношении, которые регулировались обычаями. Закон формально не запрещал феодалу жениться на крестьянке, но фактически это случалось очень редко, так как класс феодалов представлял собой замкнутую корпорацию, где браки поощрялись не просто с лицами своего круга, а с ровней. Вольный человек мог жениться на крепостной, но должен был получить разрешение у барина и уплатить определенную сумму по договоренности. Таким образом, и в древне, и в городе браки, в основном, могли совершаться только внутри одного класса-сословия.

Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод ("распуст") разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с 16 века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов.

Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался.

Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после крещения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребенка, умершего не крещенным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд - "постриги" - проводился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После пострижек праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого был назван человек (позже стал называться "днем ангела"), а день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.

Все источники свидетельствуют, что в эпоху средневековья чрезвычайно велика была роль ее главы. Он представлял семью в целом во всех ее внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителей, в городском вече, позже - в собраниях кончанских и слободских организаций. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имущества и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых он мог выдать замуж или женить против воли. Церковь порицала его только в том случае, если он доводил их при этом до самоубийства. Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических. "Домострой" - энциклопедия русского быта 16 века - прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением.

Выход Корнилова на политическую арену.
Движение Корнилова к власти происходило в три этапа: первый - с 5 марта по 29 апреля, во время которого генерал занимал должность командующего Петроградским военным округом; второй - с 19 июля по 27 августа - Корнилов в должности Верховного главнокомандующего Русской армией совершил неудачную попытку военного переворота с целью свержени...

Хозяйство, социальные отношения восточных славян. Ремесла. Торговля. Путь «из варяг в греки»
В землях новгородских словен, где было обилие рек, озёр, хорошо разветвлённая водная транспортная система, бурно развивались мореходство, торговля, различные ремёсла, производящие продукцию для обмена. Край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль...

Большевики и меньшевики: сходства и различия (программы, состав, структура, тактика)
Большевики приняли новую теорию русской революции, которую разрабатывал Ленин после 1907 г. Согласно этой теории, это была революция союза рабочих и крестьян, направленная на то, чтобы избежать капитализма. Для ее успеха не было необходимости (да и возможности) дожидаться, чтобы капитализм в России исчерпал свой потенциал как двигатель...

Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимавшиеся вопросами архитектурного облика столи-цы, — Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города.

Изменился внешний облик Московского Кремля. С его территории были выведены почти все боярские усадьбы, выселены ремесленники и торговцы. Кремль стал административным и духовным центром Российского государства. Здесь появились торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольский дворы, здания приказов.

Особенно ярко художественные достоинства архитектуры России в XVI в. проявились в церковных постройках . Выдающимся памятником шатровой архитектуры стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, воздвигнутая в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного.

Рис. 1. Церковь Вознесения в Коломенском ()

Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555-1560 гг. на Красной (тогда Торговой) площади, в непосредственной близости от Кремля Покровский собор (его называют также храмом Василия Блаженного, по имени знаменитого московского юродивого, погребенного в одном из приделов). Удивительный по своей красоте собор был посвящен взятию русскими войсками Казани, строили его русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных главок.

Рис. 2. Покровский собор (храм Василия Блаженного) ()

Широко развернулось городское строительство, сооружались крепости и монастыри. Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска, возведенные под руководством Федора Коня. Длина крепостных стен по периметру составляла 6,5 км. На всем их протяжении равномерно размещалось 38 башен. На строительство крепости были собраны каменщики и мастера со всей России.

После завоевания Казанского ханства по царскому указу в Казань были отправлены 200 псковских мастеров во главе со знаменитыми зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в городе ряд выдающихся архитектурных сооружений.

Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи . Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV в. — начала XVI в. был бывший князь, ставший монахом, — Дионисий. Он написал часть икон и фресок для Успенского собора Московского Кремля. На иконах Дионисия святые изображались в обрамлении жанровых сцен, иллюстрирующих отдельные эпизоды их жизни. В период правления Ивана IV в религиозную живопись все чаще включались сюжеты, отражающие реальные исторические события. В середине XVI в. в Москве была написана огромная, размером в 4 м, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани.

С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет.

Крупнейшим событием русской культуры середины XVI в. стало возникновение книгопечатания . Оно началось по инициативе царя Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе Иван Фёдоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу. Она называлась «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» — первая русская книга для обучения грамоте.

В первой половине XVI в. круг людей, близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые «Четьи Минеи». «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. «Минеи» — сборники, где все произведе-ния распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. В XVI в. Сильвестром был написан знаменитый «Домострой», содержавший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Одной из главных идей «Домостроя» была идея подчинения всей жизни государства царской власти, а в семье — ее главе.

Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами занимает в XVI в. русское общество. Это привело к появлению нового литературного жанра — публицистики . Одним из самых интересных публицистов XVI в. был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, которые должны были укрепить самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство. Вопросы о характере царской власти и ее взаимо-отношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды Курбский изложил в «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному.

В середине 60-х гг. XVI в. неизвестным ав-тором было написано «Сказание о царстве Казанском» («Казанская история»).

Народный быт в XVI в. в основном сохранял прежние черты. Русские люди искренне исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Самым почитаемым праздником была Пасха. Этот праздник посвящался вос-кресению Иисуса Христа и праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, творожная пасха. Однако помимо церковных праздников в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались 12 дней между Рождеством и Крещением. И если церковь призывала проводить эти «святые дни» в молитвах и песнопениях, то по языческим традициям они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами (у древних римлян — январские «календы», отсюда русская «коляда»). Православная церковь боролась с этими языческими обычаями. Так, Стоглавый собор в 1551 г. строго запретил «эллинское беснование, игры и плескания, празднование кален-ды и переодевание».

В крестьянском земледельческом календаре был запримечен почти каждый день в году и почти каждый час в течение дня, объяснено появление каждого облака, дождя, снега, их свойства. Использование земледельческого календаря позволяло проводить сельскохозяйственные работы исходя из природных условий каждой конкретной местности.

Список литературы по теме "Россия в XVI веке":

1. История государства и народов России. XVI-XVIII вв. — М., Дрофа.2003

2. Гумилёв Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. — М., 1991

3. Проезжая по Московии: Россия XVI-XVII вв. глазами дипломатов. — М., 1991

4. Тихомиров М. Н. Россия в XVI ст. — М., 1962

Домашнее задание

1. Какой стиль господствовал в архитектуре XVI в.?

2. Какие сюжеты стали включаться в религиозную живопись?

3. Что повлияло на распространение грамотности в России?

4. Какие жанры развивались в литературе XVI в.?

5. Какие народные праздники и традиции отмечались и соблюдались в XVI в.?

Вопросы

1. Как вы понимаете высказывание русского художника И. Э. Грабаря о том, что храм Василия Блаженного «скорее одинок в русском искусстве, нежели типичен для него»?

2. Какие города и села вы посоветовали бы посетить иноземному путешественнику, чтобы лучше ознакомиться с русской культурой XVI в., на какие памятники следует обратить его внимание и почему? Как в истории архитектуры XVI в. отразилась политическая история страны, история побед русского оружия?

3. В чем заключается главная особенность иконы «Церковь воинствующая»? Как можно ее объяснить?

5. Какое значение для развития культуры страны имело начало книгопечатания? Как в Российском государстве относились к книге и книжной мудрости? Какие книги стали печатать, почему?

6. Какие праздники отмечались в России? Какие новшества в жизни, быту, одежде россиян происходят в XVI в.? С чем это связано?

Инструкция

Особенностью русского быта стала кухня, которая и сегодня ценится во всем мире. Обилие круп и мучных изделий поражало. Часто пекли растягаи, пироги, ватрушки. А вот картофель появился в России лишь в XIX веке, поэтому традиционные его не используют. Щи, борщи считались самым вкусным блюдом. Они готовились в печи, где долго томились и приобретали небывалый вкус и аромат.

В XVII веке была определена величина скорости света и сконструирован барометр. Во Франции Людовик XIV вышел на сцену в образе солнца, в России Петр I начал реформы, в Китае династия Мин сменяется династией Цин. Изменения происходили и в жизни простых людей.

Инструкция

Рост грамотности

В 17 столетии в просвещенных странах возрастает количество людей умеющих читать и писать. В России доля грамотных жителей посадов составляет 40%, помещиков – 65%, купцов – 96%. В домах стали появляться собственные библиотеки. В 1634 г. вышел в свет букварь «Азбука». Появлялись печатные таблицы умножения, псалтыри и часословы. В 1687 г. в России открылась славяно-греко-латинская академия. В науке развивалась преимущественно практическая сторона. Теоретическая часть мало исследовалась. Активно развивалась астрономия, медицина, география.

Век ограниченной гигиены

Только богатые жители передовых держав имели водопровод. Остальные мылись как придется. Конечно, в 17 веке о необходимости поддерживать себя в чистоте знали практически повсеместно, но применяли эти знания не всегда. Городские жители Англии, к примеру, пользовались банями. Но некоторые считали, что достаточно раз посетить это место и более грязь к телу не прилипнет.

Что касается туалетов, то специальные помещения для справления естественных нужд в 17 столетии были редки. Обычно использовались ночные горшки. Причем необязательно в уединенных местах. Считалось обычным делом даже в высшем обществе справлять нужду в столовой при приеме гостей.

Необходимость большого количества слуг

В 17 веке механизмов, которые бы облегчали человеческий быт, было изобретено мало. Хозяева больших домов не всегда успевали справляться со всеми домашними делами, поэтому росла необходимость в слугах. Кухарки, домработницы, горничные, прачки – пользовались большим спросом. Если в семье не имелось слуг, то все домашние обязанности брала на себя жена. Считалось дурным тоном, если муж, придя с работы, не обнаружит накрытый стол. В таком случае жене не стоит сетовать на то, что он будет частенько пропадать в тавернах, где столы накрыты всегда.

Эти сословия сколачивали свои капиталы так стремительно, что постепенно начали смещать дворянство с ведущих позиций в мире. Строительство железных дорог, использование новейших изобретений, фабрики и заводы значительно обогащали этих нуворишей. В отличие от дворян, представители буржуазии не спешили пускаться в необдуманные траты. Полученные капиталы приумножались. Конечно, и здесь было не все так гладко – новые предприятия временами имели свойство разоряться, оставляя своих создателей без гроша в кармане.

Крестьяне и рабочие XIX столетия

В век промышленного роста наблюдался большой отток населения из деревень в города. Стоит отметить, что в большинстве случаев жизнь крестьян улучшилась. В России отменили крепостное право, благодаря чему деревенский народ мог трудиться на себя. Крестьяне из лаптей переодевались в сапоги, разбогатевшие могли сами нанимать работников.

Что же касается городов, то тяжелые условия труда и небогатый быт были обыденностью для рабочих. Жить нередко приходилось в казармах, работать по 14 часов, смертность была значительной. Тем не менее все больше деревенских жителей предпочитало отправляться на поиски счастья в города. Возрастала грамотность.

О распорядке дня людей средневековья сведений сохранилось немного. трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма удивляло иностранцев). Затем вновь работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

Русские согласовывали свой домашний образ жизни с богослужебным порядком и в этом отношении делали его похожим на монашеский. Вставая от сна, русский тотчас искал глазами образ, чтобы перекреститься и взглянуть на него; сделать крестное знамение считалось приличнее, смотря на образ; в дороге, когда русский ночевал в поле, он, вставая от сна, крестился, обращаясь на восток. Тотчас, если нужно было, после оставления постели надевалось бельё и начиналось умыванье; зажиточные люди мылись мылом и розовой водой. После омовений и умываний одевались и приступали к молению.

В комнате, предназначенной для моления, - крестовой или, если её не было в доме, то в той, где стояло побольше образов, собиралась вся семья и прислуга; зажигались лампады и свечи; курили ладаном. Хозяин как домовладыка читал перед всеми вслух утренние молитвы.

У знатных особ, у которых были свои домашние церкви и домовые священнослужители, семья сходилась в церковь, где молитвы, заутреню и часы служил священник, а пел дьячок, смотревший за церковью или часовней, и после утреннего богослужения священник кропил святой водою.

Окончив молитвословие, все расходились к домашним занятиям.

После всех домашних распоряжений хозяин приступал к своим обычным занятиям: купец отправлялся в лавку, ремесленник брался за своё ремесло, приказные люди наполняли приказы и приказные избы, а бояре в Москве стекались к царю и занимались делами.

Приступая к началу дневного занятия, будь то приказное писательство или чёрная работа, русский считал приличным вымыть руки, сделать перед образом три крёстных знамения с земными поклонами, а если предстоит случай или возможность, принять благословение священника.

В десять часов служились обедни.

В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья, холопы, приезжие в городах и посадах обедали в харчевнях; люди домовитые садились за стол дома или у приятелей в гостях. Цари и знатные люди, живя в особых покоях в своих дворах, обедали отдельно от прочих членов семьи: жёны с детьми трапезовали особо. Незнатные дворяне, дети боярские, посадские и крестьяне - хозяева оседлые ели вместе с жёнами и с прочими членами семьи. Иногда семейные члены, составлявшие со своими семьями одно семейство с хозяином, обедали от него и особо; во время же званных обедов особы женского пола никогда не обедали там, где сидел хозяин с гостями.

Стол накрывался скатертью, но не всегда это соблюдалось: очень часто люди незнатные обедали без скатерти и ставили на голый стол соль, уксус, перец и клали ломтями хлеб. Двое домашних служебных чинов заведовали порядком обеда в зажиточном доме: ключник и дворецкий. Ключник находился в поварне при отпуске кушаний, дворецкий - при столе и при поставце с посудой, стоявшей всегда против стола в столовой. Несколько слуг носили кушанья из поварни; ключник и дворецкий, принимая их, разрезали на куски, отведывали и тогда уже отдавали слугам ставить перед господином и сидевшими за столом

После обычного обеда ложились отдыхать. Это был повсеместный и освящённый народным уважением обычай. Спали, пообедавши, и цари, и бояре, и купцы; уличная чернь отдыхала на улицах. Не спать или, по крайней мере, не отдыхать после обеда считалось в некотором смысле ересью, как всякое отступление от обычаев предков.

Вставши от послеобеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия. Цари ходили к вечерне, а часов с шести вечера предавались уже забавам и беседам.

Иногда бояре собирались во дворец, смотря по важности дела, и вечером. вечер в домашнем быту был временем развлечений; зимою собирались друг к другу родные и приятели в домах, а летом в палатках, которые раскидывались перед домами.

Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее моление. Снова затепливались лампады, зажигались свечи перед образами; домочадцы и прислуга собирались на моление. После такого молитвословия считалось уже непозволительным есть и пить: все скоро ложились спать. домострой семья праздник труд

С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако бедные работали и в праздники.

Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приёмами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение. В этот день митрополит освящал воду Москвы-реки, а население города совершало обряд Иордани - «омывания святой водой».

По праздникам устраивались и другие уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи известны ещё в Киевской Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, исполнения песен, представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, акробат, кукольник.

Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами - «братчинами». Однако представления о якобы беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5-6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией.

Общественный быт включал также проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например взятие снежного городка, борьба и кулачный бой, городки, чехарда, жмурки, бабки. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с XVI века - в карты, привезённые с Запада. Любимым развлечением царей и бояр была охота.

Таким образом, жизнь человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально-политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на которые историки далеко не всегда обращают должное внимание.

Урок. Культура и повседневная жизнь
народов России XVI в.

Цели и задачи: познакомить с особенностями развития куль­туры народов России XVI в., достижениями в духовной и матери­альной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особен­ностей развития российской культуры в XVI в.; на­зывать литературные произведения и памятники культуры XVI в.; метапредметные УУД- I) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регуля­тивные: осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) по­знавательные: работать с разными источниками информации; личностные УУД: формировать и развивать познава­тельный интерес к изучению духовной и материальной культуры России;

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в группах.

Тип урока: урок рефлексии.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, обра­зование, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития человечества. Культура выражается в создаваемых людьми духовных и мате­риальных ценностях.

Тема урока: «Культура и повседневная жизнь народов России XVI в.».

План урока

    Особенности развития культуры России в XVI в,

    Просвещение.

    Начало книгопечатания.

    Летописание. Исторические произведения.

    Публицистика. Светская литература.

    Архитектура.

    Изобразительное искусство.

    Музыкальная культура.

    Религиозные праздники и повседневный быт.

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

    На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Проблемный вопрос

    Почему формирование единого государства повлияло на развитие культуры?

Работа по теме урока

1.Особенности развития культуры России в XVI в.

Под влиянием каких факторов могла сформироваться куль­тура России в XVI в.? с.101 учебника

(Ученики высказывают предположения, учитель фиксирует ключевые моменты и помогает ученикам составить перечень.)

Запись в тетради

Факторы, повлиявшие на особенности развития культуры России в XVI в.:

1)создание единого многонационального государства;

2)культурные достижения всех народов, вошедших в состав России;

3)развитие культурных контактов со странами Европы и Азии; Особенно успешно они разви­вались с Италией. В Россию приезжали рабо­тать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие глубокий след в развитии русской культуры.

4)влияние Русской православной церкви.

Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи та­ким образцом служило творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка.

2.Просвещение

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир ду­ховной и повседневной культуры народов России XVI в. Я буду выступать в роли экскурсовода, а вы - внимательных слушателей. Чтобы воспользоваться полученными знаниями, вам необходимо в ходе экскурсии делать заметки в тетради. В конце экскурсии мы проверим ваши записи.

В XVI в. происходит распространение грамотности не толь­ко в среде знати и духовенства, но и посадских людей. Об этом свидетельствуют различные вещественные исторические источ­ники: пометки ремесленников на изделиях (например, имена заказчиков на сапогах), цифры на венцах домов (разметка при строительстве), имена владельцев на бочках и других хозяйствен­ных предметах.

Стоглавый собор 1551 г. обсудил вопрос о необходимости борьбы с невежеством и распространения в народе просвещения. Духовенство решило увеличить число школ при монастырях и при церквях.

Обучение велось, как правило, при монастырях. Детей учили «и писати, и пети, и чести [считать]». Среди знати и зажиточных горожан было распространено домашнее обучение. К детям при­глашали учителей - «мастеров грамоты».

В XVI в. появились первые «азбуковники» - краткие слова­ри, в которых содержались элементарные сведения по грамма­тике, арифметике, истории, географии.

Во второй половине XVI в. был издан и учебник по арифметике - «Книга, рекомая по-гречески Арифметикой, а по-немецки Алгоризмой, а по-русски цифирной счетной мудростью». В этом и других пособиях XVI в. по ариф­метике рассматривалось сложение, вычитание, умножение, де­ление и действия с дробями. Примеры приводились в основном из области торговли.

Широкое хождение имели труды Максима Грека по граммати­ке, которые содержали образцы филологического разбора текста.

С развитием торговли, дипломатических и культурных связей с другими странами появилась потребность в людях, знающих иностранные языки. При Борисе Годунове несколько знатных от­прысков, готовясь к дипломатической карьере, обучались в Лон­доне, Любеке и во Франции.

Однако круг образованных людей в стране был очень мал. Основное население России - крестьяне - не имели ни средств, ни условий для получения образования и расширения своих знаний.

О значительном интересе к религиозной, научной и художе­ственной литературе говорят большие собрания книг на русском, греческом, латинском и других языках, которые хранились в биб­лиотеках светских феодалов и монастырей.

3. Начало книгопечатания

А теперь познакомимся с историей книгопечатания в России.

В Древней Руси книги были рукописными. Использовался дорогой пергамент, а также береста и позднее - бумага. В доку­ментах вырабатывался особый тип письма - скоропись.

В середине XVI в. появились писцы-профессионалы. Они составляли послания и прошения для неграмотных заказчиков, выполняли функции нотариуса. Поскольку эти писцы работали на городских площадях, то их называли «площадными» писцами.

На Стоглавом соборе 1551 г. было заявлено, что рукописные богослужебные книги «вконец испорчены от преписующих». Их надлежало заменить изданиями качественными. Это можно было добиться только путем промышленного книгопроизводства.

Иван IV сделал выбор в пользу развития собственного книго­печатания, а не пошел путем «размещения заказов» в иноземных типографиях либо привлечения иностранных специалистов для создания собственной печати. По веления царя Ивана и с благо­словения митрополита Макария в Москве был построен Печат­ный двор.

После окончания строительства началась организация самой типографии, конструирование и изготовление печатного стан­ка, отливка шрифта и т. п. Иван Федоров делал многочисленные пробы и добился успеха - научился отливать добротные литеры, набирать их и делать оттиски на бумаге. Создавая форму своих печатных букв, он опирался на традиции русской письменности и русской рукописной книги.

Работа над первой русской печатной книгой - «Апостолом» - заняла почти год (с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г.). В 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили «Часословец» - небольшого формата книгу, предназначенную для обучения грамоте.

После отъезда из страны Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которых «зависть и ненависть... от земли и отчества и от рода нашего изгна и в ины страны незнаемы пресели», на Печатном дворе трудились Никифор Тарасиев, Андроник Тимофеев-Невежа и др.

В центре Москвы в 1909 г. был установлен памятник русскому первопечатнику.

4. Летописание. Исторические произведения

В XVI в. русское летописание достигло вершины своего разви­тия. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата. Летописное дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др. Всё это нашло своё отражение в многотомном Лицевом летописном своде, в котором описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами - лицами (около 16 тыс.).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили ис­торические Повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. ("Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков)

В «Казанской истории», посвященной взятию Казани, пред­ставлен идеализированный портрет Ивана IV: «И жил лишь воинскими заботами и обучал ратному делу, и почитал добрых конников и храбрых стрелков, и заботил­ся о них с воеводами, и всю жизнь свою советовался с мудрыми советниками своими, и стремился к тому, чтобы избавить землю свою от нашествия поганых и от частого разорения; кроме того, пытался он и старался всякую неправду, и бесчестье, и неправед­ный суд, и посулы, и подкупы, и разбой, и грабеж вывести по всей своей земле и насеять в людях и взрастить правду и благочестие». «Казанская история»-настоящий гимн самодержавному правлению в России.

5. Публицистика. Светская литература

Познакомимся с публицистикой и светской литературой XVI в.

В «Сказании о князьях владимирских» неизвестный автор излагает легенду о происхождении великих князей от брата рим­ского императора Августа по имени Прус. Этот памятник русской литературы XVI в. нередко использовался в политических целях.

В основе этого произведения лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут своё происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.

Иван Пересветов, автор публицистических памфлетов «Ска­зание о царе Константине» и «Сказание о Магмете-салтане» свя­зывал благосостояние страны с «грозным» и «мудрым» царем, который, опираясь на «воинников», вводит в своем государстве «правду». Для Пересветова идеал государственного устройства - самодержавная власть, опира­ющаяся на дворянство.

Для русской публицистики XVI в. характерна одна новая чер­та: в сознание общества вошла мысль о том, что забота о благе населения - главная обязанность государя. Появилась идея от­ветственности государя перед народом. Эта идея была настолько сильна, что сам царь вступает в полемику со своими идейными противниками и заботится об идеологическом истолковании сво­ей политики (например, переписка Ивана IV с князем А. Курб­ским). Свои взгляды А. М. Курбский выразил в «Истории о великом князе московском» и посланиях Ивану Грозному. Он считал наилучшим вариантом государственной власти такую форму, когда монарх правит вместе с выбор­ным органом, представляющим все слои населения. Иван IV в ответных по­сланиях отстаивал идею божественного происхождения самодержавной вла­сти и её неограниченный характер.

В XVI в. значительно расширился круг литературных произведений раз­личных жанров. Особое место в русской литературе того времени занимал «Хронограф» - сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. Он рассматривает российскую историю как часть всемирной истории.

В первой половине XVI в. круг людей, близких к митрополиту Мака­рию, создал знаменитые Четьи минеи («чтения ежемесячные»). «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церков­ных книг, которые использовались при богослужении. Минеи - сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их ре­комендуется читать. Четьи минеи вобрали в себя и сгруппировали все кни­ги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.

В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно, оставил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. Домострой содержал наставле­ния по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. И хотя Сильвестр посвятил этот сборник свое­му сыну Анфиму, прежде всего он адресовал его молодому царю Ивану IV, который только что обзавёлся собственной семьёй и нуждался в наставлени­ях, тем более что рос государь сиротой. Одной из главных идей Домостроя была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе.

Разделитесь на четыре группы. Каждая группа, работая с фрагментом «Домостроя» (в переводе), представит нам одну из сторон семейного уклада и ответит на вопросы.

Вторая группа - отношения детей с родителями.

Третья группа - взаимоотношения мужа и жены.

Четвертая группа - представления о праведной жизни.


для первой группы

Как воспитывать своих детей
в поучениях разных и в страхе Божьем

Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по де­тям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобрав­шись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем в добром наставлении, и на­учены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, - такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут - добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по Божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж...

Вопросы по тексту

    Какова взаимосвязь между родителями и детьми?

Что вам кажется справедливым в этом документе?

Какие положения «Домостроя» вы отвергаете? Ответ аргу­ментируйте.

Фрагмент исторического документа
для второй группы

Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследу­ют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителе й или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьет отца или мать - тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послуш­ные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней если прогневят отца или досадят матери.

Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не уко­ряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно», - этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служите им, тогда и сами от Бога на­граду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.

Вопросы по тексту

    Как дети должны относиться к своим родителям?

    Как вы относитесь к данным наставлениям?

    Представляются ли они вам справедливыми? Ответ аргументируйте.

Фрагмент исторического документа
для третьей группы

Из Похвалы мужьям

Если подарит кому-то Бог жену хорошую - дороже это камня мно­гоценного.

Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую - только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего.

Как мужу воспитывать свою жену...

Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным на­ставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано. Да убоится жена мужа своего...

Вопросы по текстам

    Согласны ли вы с такой трактовкой?

    Какие правила взаимоотношения мужа и жены вам пред­ставляются справедливыми?

    С какими правилами вы не согласны? Ответ аргументируйте.

Фрагмент исторического документа
для четвертой группы

О праведной жизни

Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сер­дечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие. Вот такая - от правед­ных трудов и благих плодов - милостыня приятна Богу, и молитву их Бог услышит, и грехи отпустит, и вечной жизнью наградит.

Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и производят, и пашут - без покражи, разбоя и грабежа, без поклепов и лжи, клеветы и обманов; пусть торгуют и промышляют нажитым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю, исполняют дела свои добрые по христианскому закону и по заповедям Господним: угодит в сем мире - вечную жизнь заслужит.

Вопросы по тексту

    Какие доводы приводит?

    Согласны ли вы с его выводами? Ответ аргументируйте.

6. Архитектура

Познакомимся с русским зодчеством XVI в.

Объединение русских земель и стабилизация государственной власти привели к массовому строительству городов, крепостей монастырей и храмов. Росло мастерство русских строителей. На строительство Мо­сковского Кремля и храмов собирают лучших мастеров: пскови­чей, тверичей, ростовцев. Они работают здесь рядом с приглашен­ными из Италии инженерами и архитекторами.

Вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, боярские и купеческие усадьбы. Именно в XVI в. сложилась ха­рактерная для Москвы радиальная застройка. Появился Китай- город, защищавший прилегающие к Красной площади слобо­ды, Белый город (Бульварное кольцо), Земляной город (Садовое кольцо). Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы - Ар­хангельского собора - и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. С тер­ритории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торгов­цы. Здесь появляются торговые и дипломати­ческие представительства иностранных госу­дарств, а также официальные государственные учреждения - Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

В церковной архитектуре XVI в. преобладал шатровый стиль. Шедевром этого стиля стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения Ивана IV.

В честь взятия Казани был сооружен Покровский собор. (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродиво­го, погребённого у его стен.) Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея хра­ма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатёр храма объединяет в единое целое красоч­ное разнообразие восьми отдельных его главок.

Он состоит из восьми несимметричных разновеликих столпообраз­ных храмов, окружающих находящуюся в центре церковь Покрова Богородицы с высоким шатром, увенчанным маленькой маков­кой. С этим собором связано несколько легенд. Одна из них гово­рит, что царь, подивившись красоте собора, велел выколоть глаза зодчим, чтобы они не могли больше построить такой же.

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей.

Обошел его царь -

От подвалов и служб
До креста.

И, окинувши взором
Его узорчатые башни,

«Лепота!» - молвил царь.

И ответили все: «Лепота!»

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:
«Можем!

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его
Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в суздальских землях
И в землях рязанских
И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

(Дмитрий Кедрин. «Зодчие»)

Была создана Оружейная палата, где хранилось дорогое ору­жие, золотая и серебряная посуда, царские одежды, царские ре­галии.

7. Изобразительное искусство

(Во время рассказа учитель демонстрирует репродукцию ико­ны «Церковь воинствующая» из Успенского собора Московского кремля.)

Стоглавый собор 155I г. призвал копировать старых визан­тийских живописцев и Андрея Рублева. Церковь и государство жестко контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение ико­нописные подлинники (сборники образцов), в которых устанав­ливалась иконография основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.

В 1553-1554 гг. было разрешено изображать исторические сюжеты и лица царей и бояр.

Правительство Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию в искусстве своих политических идей. Об этом сви­детельствует икона-картина «Благословенно воинство Небесного Царя» («Церковь воинствующая»), происходящая из Успенского собора Московского Кремля. Призванная увековечить покорение Казанского ханства, она мало напоминает традиционный моленный образ. Возвращение русского войска из Казани в Москву иконописец представил как результат покровительства небесных сил.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV - начала XVI в. был знатный князь, ставший монахом, - Дионисий. Он на­писал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утончённым ри­сунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торже­ственной праздничности, светлой радо­сти.

8. Музыкальная культура

(Во время рассказа учитель демонстрирует изображения му­зыкальных инструментов.)

В XVI в. происходит окончательное оформление особенностей церковного пения, появляются певческие школы. Как отмечают исследователи, в Москве был создан хор, состоящий из лучших отборных мастеров певческого искусства, которые именовались государевыми певчими дьяками.

Кроме государевых певчих дьяков, существовали еще и патриаршие певчие дьяки. Они участвовали в богослужениях, на кото­рых присутствовал патриарх и царь. Главной особенностью церковной музыки являлась многораспевность.

Самыми популярными струнными инструментами были гус­ли (русский народ),

С развитием отношений с другими странами происходит знакомство с западноевропейской музыкальной культурой. В Россию в начале XVI в. стали проникать и западноевропейские музыкаль­ные инструменты - органы, клавесины, клавикорды.

9. Религиозные праздники и повседневный быт

Среди религиозных праздников одним из самых почитаемых была Пасха. Праздники, как правило, сопровождались общественными пи­рами - братчинами. По празд­никам устраивались уличные представления скоморохов, а также проводились игры и забавы - как военные, так и мирные (напри­мер, взятие снежного города, борьба и кулачный бой, городки, че­харда и т. п.). Любимым развлечением царей и знати была охота.

Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался обыч­но лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещал­ся. Развод («распуст») разрешался лишь в исключительных случаях и часто с условием пострижения в монахи одного из супругов.

Власть главы семьи была практически неограниченной. Он распоряжался имущества и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых он мог выдать замуж или женить против воли.

Трудовой день в крестьянских семьях начинался рано. Обя­зательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. По­сле обеда следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев), затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

Основу русского женского костюма по-прежнему составляла длинная рубаха, поверх которой надевали летник с длинными ши­рокими рукавами (эти рукава назывались накапками). В зависи­мости от социального статуса запястья рукавов рубахи и накапки, а также подол летника могли расшиваться как простыми нитя­ми или тесемками, так и золотом, жемчугом. Женский опашень шили, как правило, из сукна красных цветов; рукава были длины до пят, но пониже плеча были проймы, сквозь которые легко про­ходили руки, а остальная часть рукава висела.

В торжественных случаях женщины надевали на себя сверх обыкновенного наряда богатую мантию, называемую подволо­кою. Она делалась из шелковой материи и использовалась лишь боярынями. Из верхней одежды распространены были шубы, которые в зависимости от покроя носили названия однорядок охабней, ферязей.

Замужняя женщина боялась, чтобы кто-либо из членов семей­ства, исключая мужа, увидел ее волосы. Необходимо отметить, что для этого существовало достаточное количество головных уборов: волосники, убрусы, кики, кокошники.

Как женщины, так и девицы носили серьги. Как только де­вочка начинала ходить, мать прокалывала ей уши и втыкала в них серьги или кольца. Самая обычная форма серег была продолго­ватой. Бедные женщины носили серьги медные, более зажиточ­ные - серебряные и позолоченные, богатые - золотые, украшен­ные алмазами и другими камнями. На руках женщины носили зарукавья или браслеты, а на пальцах - перстни и кольца.

Происходившие в стране изменения постепенно сказывались на городском быте. Более сильным становилось иностранное влияние. Появилась мода на тюбетейки. Все чаще стали встре­чаться мужчины без бороды. Обеспокоенное духовенство на Сто­главом соборе призвало православный народ соблюдать родные обычаи и не поддаваться «богомерзкой новизне». Особенно рьяно церковь выступила против брадобрития, утверждая, что обычай этот идет от еретиков, а наличие бороды отличает русского пра­вославного человека от еретика-латинянина.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Вот и завершилась наша виртуальная экскурсия в мир духов­ной и бытовой культуры XVI в.

Домашнее задание

    Как было организовано обучение в школах в XVI в.?

    Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания?

    В каком литературном произведении XVI в. русская история рассматривается как часть всемирной?

    Назовите главную идею Домостроя. Актуальны ли его идеи в современной жизни?

    Как укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи?