Экономические агенты и их роль в экономике. Экономические агенты

Понятие и виды экономических агентов

Определение 1

Экономические агенты – это субъекты экономики, которые объединены по каким-либо присущим им особенностям. В процессе ведения своей деятельности они вступают в различные взаимоотношения с целью достижения своих целей, решения задач и выполняют определенные функции.

На рисунке ниже наглядно представлена классификация экономических агентов.

Функции домохозяйств

    Являются собственниками ресурсов.

    Имеющиеся в распоряжении ресурсы данные агенты используют с целью извлечения дохода:

    • заработной платы;
    • платы за использование земельных ресурсов;
    • накопление финансовых активов в специальных учреждениях;
    • доходы от вложения в деятельность юридических лиц и доход от ведения предпринимательской деятельности.

    Каждая полученная домохозяйством сумма дохода подлежит обложению обязательными платежами. Они перечисляются в пользу государства и направляются на функционирование государственного аппарата и поддержание в равновесии системы в целом.

    Выступают в качестве основного потребителя производимых экономической системой товаров и услуг.

    Большую часть полученных доходов домохозяйства расходуют на текущее потребление, а остальное для инвестирования или сбережения. На расходы домохозяйств, главным образом, влияют два фактора:

    • Разнообразные потребности, которые необходимы для поддержания жизни и здоровья человека;
    • Полученная сумма дохода.
    • Есть и другие факторы, но данные являются основными, или базисными.

    Являются источником кредитных ресурсов.

    Оставшуюся после текущего расходования сумму доходов домохозяйства склонны сберегать. Чаще всего, для хранения своих сбережений данные агенты стремятся использовать специальные учреждения. Это связано, прежде всего, с обеспечением сохранности финансовых ресурсов домохозяйства, а также с начислением дохода кредитной организацией за пользование денежным капиталом. Также значимым мотивом сотрудничества с банками является желание собственника денежных средств избежать их обесценения по причине инфляции.

Функции фирм

    Является основным производителем товаров и услуг.

    Данный агент осуществляет экономическую деятельность преимущественно в коммерческих целях. То есть большая часть результатов их деятельность предназначена для продажи на сторону. В процессе ведения деятельности рассматриваемые агенты потребляют разнообразные ресурсы, а произведенные товары продают с целью получения дохода. Разница между денежным выражением всех доходов и расходов именуется прибылью. Максимизация данного показателя является главной задачей данного агента.

    Потребителями продукта данного агента являются два остальных, а также другие фирмы.

    По профилю деятельности их можно выделить:

    • Финансовые – целью которых является получения доходов от проведения сделок с финансовыми ресурсами;
    • Производственные – деятельность направлена на производство и продажу различных товаров и услуг;
    • Коммерческие – выполняют посредническую функцию, которая заключается в доставке товара от производителя конечному его потребителю.
  1. Является основным потребителем ресурсов.

    Процесс производства товаров и услуг требует использования всех видов ресурсов. Фирмы привлекают в свою деятельность ресурсы, приобретая их за плату у домохозяйств и других фирм.

    Инвестиционная.

    Данный агент наиболее активно влияет на развитие экономической системы путем вложения финансовых ресурсов в производственную деятельность.

Функции государства

  1. Перераспределение богатства путем налогового механизма, реализации социальных программ и поддержки населения, сглаживание «неровностей» экономики;
  2. Производство специфических услуг и товаров;
  3. Регулирование экономических процессов с помощью законодательного, кредитно-денежного и некоторых других механизмов.

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Пенза 2013


Введение 3

Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов 4

Глава 2. Рыночные агенты 11

Глава 3. Нерыночные агенты 16

Практикум 22

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами (хозяйствующими субъектами), обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве. экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение экономических агентов в рыночной экономике.

Основные задачи работы:

Рассмотреть экономических агентов как участников экономических процессов, также рассмотреть экономический кругооборот, показав взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;

Охарактеризовать специфику рыночных и нерыночных экономических агентов. Рассмотреть цели экономических агентов, экономические интересы;

Выполнить практические задания по теме данной работы.

Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов.

Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами или хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве.

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

Субъектами экономики считают тех, кто, владея определенными ресурсами, самостоятельно принимает экономические решения и осуществляет свои хозяйственные планы.

Экономическим агентом может быть как отдельное лицо, так и несколько или множество лиц. Поэтому к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а так же тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом экономики признается индивид. Остальные агенты рассматриваются, как производные от него формы: фирма - как юридические фикции, а государство - как агентство по спецификации и защите прав собственности.

Условно субъекты подразделяют на микро - и макросубъекты. К микросубъектам относят домохозяйства и фирмы . Последние можно подразделить на: коммерческие предприятия и некоммерческие организации.

К макросубъектам - крупные сектора экономики , в частности: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный и общественный сектора, а также зарубежный сектор.

Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации) и государство (правительство). При этом домашние хозяйства и коммерческие фирмы относятся к рыночным агентам, а правительство и некоммерческие организации - к нерыночным .

Основные участники экономических процессов представлены в таблице:

Экономические агенты (субъекты)

Домашние

хозяйства

рыночные агенты

Те субъекты, которые осуществляют операции, связанные с ведением домашнего хозяйства (преимущественно - потребление). Все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам.

Сфера интересов - максимизация полезности благ, приобретаемых на доходы. Домашние хозяйства получают доход, предоставляя факторы производства (ресурсы) фирмам.

Фирмы

- коммерческие организации

Самостоятельные хозяйственные единицы, осуществляющие производственную деятельность и инвестирование.

Сфера интересов - максимизация прибыли, использование ее не на личное потребление, а на расширение деятельности (т.е. на экспансию и укрепление экономической власти).

Государство (правительство)

нерыночные агенты

Субъект (орган, институт), который обеспечивает создание общественных благ, перераспределение части ресурсов.

Сфера интересов -

От отношения экономического агента к экономическим ресурсам (факторам производства) зависит его положение и роль, занимаемые в экономике: одни располагают капиталом, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей людей, их интересов и способов для их достижения.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Главные функции основных экономических субъектов представлены в таблице:

Домохозяйство

Фирма (коммерческая)

Правительство (государство)

Является собственником факторов производства.

Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала.

Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

- Использует факторы производства для создания продукции.

Самостоятельно принимает решения.

Обеспечивает производство и воспроизводство экономических благ.

Стремится к максимизации прибыли.

Собирает налоги с субъектов экономики и использует средства государственного бюджета на удовлетворение общественных потребностей, социальные нужды и производство общественных благ.

Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении экономических агентов. Из гипотезы следует, что целью экономических агентов является максимизация результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Домохозяйства (индивиды) стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы же стремятся получить максимальную прибыль, расширить объемы и масштабы производства, завоевать новые рынки. А государство нацелено на увеличение общественного благосостояния при определенном бюджете.

Экономические субъекты осознают свои потребности и стремятся улучшить свое существование и благосостояние. Человеческие потребности разнообразны. Среди потребностей особую роль играют экономические. Их удовлетворение обеспечивает сохранение, поддержание и развитие агентов экономики. Оно происходит путем использования конкретных благ, создаваемых производством. Поэтому между производством и потребностями существует тесная взаимосвязь. С одной стороны - потребность - двигатель производства, стимул для его совершенствования и развития, а с другой стороны - производство, создавая продукты, стимулирует потребности в них.

Будучи осознанными, потребности проявляют себя как экономические интересы , т.е. осознанные мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики. Экономические стимулы - это факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду, становясь мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и др. Возникает некая цепочка: 1. потребность; 2. интерес; 3. стимул.

В рыночной экономике приоритетное место занимают личные экономические интересы, которые служат главным стимулом для осуществления экономической деятельности. Процесс удовлетворения потребностей исполняется за счет принятия оптимальных решений, т.е. приходится соотносить приобретенную выгоду и соответствующие понесенные затраты. Поэтому агенты должны действовать эффективно. Экономическая эффективность представляет собой способность использования того, что есть самым лучшим образом для достижения желаемой цели (максимального удовлетворения потребностей) в мире ограниченных ресурсов.

Удовлетворение потребностей экономических агентов может осуществляться с помощью одного из механизмов:

  • Форма обмена, имеющая властно-принудительный характер, т.е. согласно условиям командной экономики должна осуществляться поставка продукции, выпущенной в отрасли промышленности;
  • Форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т.е. обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т.п.;
  • Форма обмена, осуществляющаяся на товарных рынках, т.е. продажа и приобретение продуктов на рынке в определенной местности.

Экономические субъекты, удовлетворяющие собственные потребности с применением рыночного механизма обмена, а также рыночных продуктов (благ), являются рыночными агентами . Удовлетворение собственных потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального и принудительного в обязательном порядке властям называют нерыночными агентами .

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей и интересов людей, а также способов для их достижения.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Рис. 1. Взаимодействие субъектов рынка и кругооборот ресурсов, благ, доходов.

Модель представляет кругооборот ресурсов, продуктов и доходов в виде вечного двигателя. Она иллюстрирует взаимодействие между домохозяйствами, фирмами и государством.

Домохозяйства, выступая конечными собственниками вещественных и личных факторов производства и в роли продавцов, желают продать ресурсы, но по наивысшей цене. Фирмы, выступая в роли покупателей, желают купить ресурсы, но по наименьшей цене. Итогом столкновения личных интересов продавцов и покупателей выступает «компромиссная» рыночная цена ресурсов, удовлетворяющая интересы сторон. На ее основе происходит обмен денег на ресурсы. При этом денежные расходы фирм превращаются в денежные доходы домохозяйств в формах: ренты, процента, заработной платы, нормальной прибыли, т. е. в соответствии с поставленными на рынок ресурсами: земля, капитал, рабочая сила, предпринимательство.

Фирмы преобразуют ресурсы в широкий ассортимент благ и поставляют их на рынок товаров и услуг. Выступая в роли продавцов, они желают продать, но по максимально высокой цене. Домохозяйства же появляются на рынке товаров и услуг в роли покупателей с желанием купить, но по низкой цене. Теперь уже на этом рынке происходит столкновение личных интересов сторон. В результате «торга» формируются рыночные цены на товары и услуги. Факт передачи товаров покупателю, а денег - продавцу, подтверждает совпадение их интересов по цене объектов купли-продажи. Деньги из формы потребительских расходов домохозяйств превращаются в форму доходов фирм. Приобретенные экономические блага используются домохозяйствами для удовлетворения потребностей.

Рассмотренные процессы демонстрируют наличие двух встречных потоков - «поток благ» и «поток денег». Для экономической системы оба потока являются одновременными и бесконечно повторяемыми. Но именно потоком денег задается и обеспечивается поток, представляющий движение благ.

В модели смешанной экономической системы увеличивается число потоков. Государство перераспределяет ресурсы, закупает их на рынке ресурсов и поставляет фирмам для производства «общественных товаров». Государство перераспределяет и блага, закупает их на рынке товаров и услуг и поставляет их беднейшим домохозяйствам. В свою очередь фирмы и домохозяйства перечисляют государству налоги со своих доходов

Кругооборот, начавшись с предоставления домохозяйствами ресурсов и закончившись присвоением ими за это доходов, совершил один цикл против часовой стрелки и по часовой стрелке. Эти циклы кругооборота вновь повторяются, осуществляя своего рода обмен веществ в негосударственном секторе народного хозяйства.

Глава 2. Рыночные агенты

К рыночным агентам относятся домашние хозяйства, коммерческие фирмы.

Домашнее хозяйство - это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье .

Домохозяйствам принадлежат экономические ресурсы общества, и они получают доход, предоставляя факторы производства (труд, капитал, землю ) - фирмам. Продавая ресурсы, домохозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережения. Нередко домашние хозяйства производят продукцию для личного потребления в рамках натурального производства. Следовательно, целью их деятельности является потребление, т.е. удовлетворение потребностей .

Домохозяйствами, помимо семей, могут быть и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

Домашнее хозяйство - один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

Основные признаки домохозяйства - это:

  • Совместное проживание и обустройство быта;
  • Совместное ведение хозяйства;
  • Обладание определёнными ресурсами;
  • Самостоятельность в принятии хозяйственных решений;
  • Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

Домохозяйства делятся на две большие категории:

  • Единичные домохозяйства или просто домохозяйства. Единичные домохозяйства образованы отдельными лицами, семьями или несколькими семьями. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139 млн. человек (94% всего населения страны).
  • Групповые домохозяйства. Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9 млн. человек, или 6% всего населения страны.

Возможна и другая классификация. Все многообразие домашних хозяйств можно классифицировать в зависимости от географических, демографических, социально-экономических характеристик, в том числе:

Территориально-региональная принадлежность (вид региона, природно-климатические условия, месторасположение поселения и др.);

Демографическое состояние (состав семьи, возраст и т.д.);

Уровень доходности (среднедушевой доход, основные источники доходов и т.д.);

Имущественный потенциал (характер жилья, наличие дачи, земельного участка, средств механизации труда, рабочего скота и т.д.);

Социальное положение (занятость членов домохозяйства, должность, сфера деятельности, вид собственности и т.д.);

Трудовой потенциал (число трудоспособных в домохозяйстве, уровень образования, профессиональной подготовки его членов и т.д.).

Доходами домохозяйства являются частные доходы. Они формируются за счет: заработной платы; труда; прибыли собственника; капитала; процента и дивиденда; участия в акционерном обществе; ренты; природных ресурсов (земли).

Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:

  • выплата налогов государству;
  • удовлетворение личных потребностей;
  • формирование личных сбережений.

В рыночной экономике на основе ведения домашних хозяйств решается ряд важных задач. Домашние хозяйства являются местом приложения труда, регулятором занятости населения. На их базе создается семейный бизнес, который при наличии необходимых ресурсов, стартового семейного капитала, необходимого уровня профессиональной подготовки позволяет формировать рыночные отношения. Домашние хозяйства создают условия для развития конкурентных рыночных отношений.

Домохозяйства выступают конечными собственниками вещественных и личных факторов производства. Наличие у домохозяйств факторов производства дает им самостоятельность и возможность вести конкурентную борьбу на рынке. Это создает предпосылки для развития рыночных отношений в стране.

Следующим после домохозяйства важнейшим экономическим агентом является фирма.

Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы, для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли. Следовательно, их деятельность, в отличие от домашних хозяйств, направлена не на удовлетворение личных потребностей, а на упрочение позиций на рынке за счет максимизации прибыли , что способствует увеличению масштабов производства и потребления. Как экономические агенты фирмы закупают производственные ресурсы у домохозяйств и производят экономические блага. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на экономические блага и предложение ресурсов, а фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг.

Коммерческие предприятия различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и другим критериям.

По формам собственности различают предприятия:

  • частные;
  • государственные (создаются за счет государственного бюджета);
  • муниципальные (учреждаются органами местной власти на данной территории для выполнения социально-экономических задач);
  • иная форма собственности (смешанная собственность, совместная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства).

Также выделяют и другие классификации.

По видам производственной деятельности предприятия делятся на: производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги . По степени концентрации производства и капитала фирмы подразделяют на мелкие, средние и крупные . По признаку доминирующего фактора производства выделяют трудоемкие, материалоемкие, капиталоемкие, наукоемкие предприятия .

В России по организационно-правовому статусу различают: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприятия и некоммерческие организации. Последние относятся к самостоятельным субъектам экономики, целью деятельности которых является реализация интересов комплексных (групповых) экономических единиц, в том числе государства.

Глава 3. Нерыночные агенты

К нерыночным агентам относятся правительство (государство) и некоммерческие организации, а также другие зарубежные правительства (государства).

Некоммерческие организации - самостоятельные субъекты экономики, цель деятельности которых состоит в реализации групповых экономических интересов и интересов государства . Такие организации называют некоммерческими потому, что они не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

В рыночной экономике к некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды, разнообразные общественные институты.

Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики.

Так, образовательные учебные заведения, в т.ч. бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, овладении профессией, подготовке и переподготовке кадров и др. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья населения.

К некоммерческим предприятиям относятся так же потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими считаются фонды, образуемые на основе добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. Так же на основе единых интересов базируются всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяя эти общие потребности.

Таким образом, некоммерческие организации являются активными экономическими агентами наряду с домашними хозяйствами и коммерческими предприятиями.

Параллельно с указанными субъектами значимым агентом экономики стало - правительство или государство . В западной экономической литературе термину «государство » предпочитают термин «правительство », ибо, как справедливо отметили в своей книге К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю: «…именно правительство правит…». В отечественной же науке до сих пор нет единого определения понятия «государство» или «правительство».

«Государство - это организация публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения» .

Правительство - это высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.

Основная задача - ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния, и поэтому государство выступает как:

  • производитель общественных благ;
  • покупатель товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;
  • перераспределитель национального дохода (через систему налогов и трансфертов);
  • в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитор или заемщик на финансовом рынке;
  • регулятор и организатор функционирования рыночной экономики.

Сфера интересов - регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики.

Государство вмешивается в хозяйственную жизнь общества весьма активно и в различных формах. Его целью становится удовлетворение общественных потребностей, производство общественных благ.

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Как любой другой участник экономических отношений, государство не способно существовать и выполнять свои функции, не имея надежной экономической основы. Но в отличие от других участников:

1. Функции государства сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все стороны жизни общества и выходят далеко за пределы экономической сферы. Для остальных участников экономика является преимущественной, а для большинства - единственной сферой их деятельности.

2. Государство не способно произвольно сокращать или полностью прекращать выполнение большинства своих функций. Соответственно государство намного более чувствительно к ухудшению экономической ситуации, поскольку крайне ограниченно в возможностях даже временно ограничить свои расходы в ответ на резкое сокращение доходов.

3. Государство не имеет права на банкротство. Банкротство любого другого участника в среднесрочной перспективе всегда имеет положительный результат, так как ранее неэффективно используемые ресурсы перераспределяются между другими, более эффективными собственниками. При банкротстве государства не возникает ничего, кроме хаоса и анархии.

Роль и место государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы (традиционной, плановой, рыночной).

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворения полностью совокупного спроса, директив планирования и т.д.). Оно занимается тем, без чего современному обществу существовать нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

  • прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;
  • косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется через государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает участие в долевом строительстве, является собственником предприятий.

Прямое вмешательство государства - это разработка, принятие и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать отношения между экономическими агентами. Государство предоставляет многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка.

При косвенном вмешательстве государства в экономику меры экономической политики направлены на стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости населения; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов, рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование.

На различных стадиях развития рыночной экономики функции и масштабы вмешательства государства различны.

Оптимальной экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику. Государству отводится роль регулятора лишь общего равновесия экономики и экономического законодательства.

Практикум

1. Экономическими агентами могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования хозяйства для достижения общественного благосостояния;

4) все перечисленное верно.

Ответ:4.

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

К экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Ответ:1,3.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Заключение

В данной работе была изучена тема - «Экономические агенты».

В процессе раскрытия темы работы решены следующие основные задачи:

Изучены экономические агенты как участники экономических процессов, также изучен экономический кругооборот, который показывает взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;

Раскрыта специфика рыночных и нерыночных экономических агентов, рассмотрены цели и интересы экономических агентов;

Выполнены практические задания по теме данной работы.

По итогам проведенных исследований можно сделать выводы. Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

Экономические агенты различаются по их отношению к факторам производства и выполняемым ими функциям.

К экономическим агентам относят домохозяйства, предприятия (фирмы), государство (правительство) и некоммерческие организации.

Домохозяйства - это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье. Домохозяйства являются собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения, обеспечивают производство и воспроизводство человеческого капитала, стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы, для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли.

Государство как экономический агент является непосредственным участником экономического кругооборота, прямо или косвенно вмешиваясь в ход этого кругооборота.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Список использованной литературы

  • Микроэкономика: учебник для бакалавров / И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова,Е. В. Иванова и др.; под ред.Г. А.Родиной, С. В. Тарасовой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 263 с. - Серия: Бакалавр.
  • Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - Н90 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.
  • В.И. Борисевич, П.С. Гейзлер, B.C. Фатеев. Экономика региона: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ. - 432 с., 2008.
  • Балбеко, А.М. Домашние хозяйства в рыночной экономике / А.М. Балбеко, П.А. Кохно // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №4.
  • Киселева Е.А. Микроэкономика: Курс лекций. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 352с.
  • Право. Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. - 9-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 320 с.
  • Экономикс: принципы, проблемы и политика. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 974 с.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Рыночные агенты удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и благ, приобретаемых на рынке. Основная цель - получение прибыли.

Нерыночные агенты не преследуют цели получения прибыли. Это некоммерческие организации, домашние хозяйства, государство.

Основная цель домашних хозяйств - максимальное удовлетворение своих потребностей.

Основная цель государства - максимальное удовлетворение общественных потребностей и достижение общественного благосостояния.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а некоммерческие организации - к нерыночным.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества.

Государство как субъект экономических отношений включено в систему рыночных связей в двух формах:
— во-первых, как собственник и "главный предприниматель";
— во-вторых, как крупный потребитель, участник сделок по покупке продукции на различных рынках товаров и услуг.

1. «Регулирующий субъект».

2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

3. «Императивный статус государства». Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Основной механизм экономического вмешательства государства— «налоги», «закупки» и «платежи».

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

Рыночные продукты (блага) - блага, которые производятся и распределяются в обществе с помощью рыночного механизма.

Нерыночные продукты (блага) - блага, торговля которыми невозможна, так как не существует рынков для их сбыта; продукты, торговать которыми неэффективно за пределами ограниченной зоны, так как их объем или вес делают очень дорогой их транспортировку и торговлю за границами этой зоны.

Рыночные блага предусматривают существование рыночного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь, являются объектами властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.

В процессе хозяйственной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения, обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому тех экономических субъектов, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами.

Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

В наибольшей степени под понятие «нерыночные экономические агенты» подходят разнообразные некоммерческие организации. В промышленно развитых странах некоммерческий сектор является полноправным участником модели «государства благоденствия». Государство и бизнес не всегда оказываются в состоянии адекватно реагировать на изменения в обществе, и этот пробел восполняется развитием частных некоммерческих организаций, которые нередко оказываются более эффективными по сравнению с государственным аппаратом в оказании различных социальных услуг.

С учетом опыта промышленно развитых стран к нерыночным экономическим агентам можно отнести разнообразные внебюджетные фонды, ассоциации, взаимные общества, кооперативы и иные неприбыльные негосударственные организации, которые обычно обозначаются термином «социальная экономика».

Государство, как рыночный субъект

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики — основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики — ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. Однако кейнсианский инструмент — «фискальная» (налогово-бюджетная) политика — оказался неадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х годов сформировался новый подход — монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).

Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейн-сианство — это «вмешательство», «хирургия», а монетаризм — «регулирование», «терапевтическое лечение».

2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

Следовательно, доход государства — не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто — и вопреки государству. Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы — единственный источник «налогового» дохода государства.

3 «Императивный статус государства» Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность — жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.

Основной механизм экономического вмешательства государства — «налоги», «закупки» и «платежи»:

а) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи — перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

Собственность - это та основа, на которой и вокруг которой строятся экономические отношения в обществе. Участниками этих отношений являются разные экономические агенты - субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Экономические агенты и их интересы

Современная экономика - это постоянное движение массовых потоков товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Одни участники процесса обмена получают необходимые им товары, другие - денежный эквивалент этих товаров, т.е. доход от их продажи. Эта стадия обмена дает импульс потоку товаров, денег и доходов.

Субъекты рыночных отношений. В экономической теории выделяют три основных субъекта рыночных отношений - домохозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство представляет собой хозяйственную единицу, некую совокупность лиц, живущих под одной крышей и принимающих общие финансовые решения. Домохозяйства характеризуются следующими чертами.

  • 1. Каждое хозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит из одного человека.
  • 2. Домохозяйства являются полновластными собственниками экономических ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже производителям. Они предоставляют принадлежащие им ресурсы для осуществления процесса производства, а на полученные в результате этого доходы покупают товары и услуги для личного потребления.
  • 3. Любое домохозяйство, принимая решения, стремится получить максимальное удовлетворение своих потребностей.

Фирма может быть определена как экономический субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в принятии основных производственных решений. На деньги, вырученные от продажи выпущенных товаров (услуг), фирмы закупают новые ресурсы у домашних хозяйств. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов. Фирмы, напротив, определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Активную роль в рыночной экономике играет государство (правительство), которое собирает налоги с домохозяйств и фирлМ, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия) и т.д.

В современной России указанные субъекты хозяйства находятся пока лишь в процессе становления своих экономических функций. То, что они выполняют рыночные функции не в полной мере, связано с двумя факторами. Во-первых, российские домохозяйства во многом имеют натуральный характер. У нас велика доля работ на себя. Э го приводит к тому, что с рынка отвлекается часть предложения труда и часть спроса на товары и услуги. Во-вторых, предложение некоторых ресурсов, таких как капитал, со стороны домашних хозяйств незначительно, поскольку накопленное частное богатство в материальной форме весьма ограничено. И все же в некоторых сферах роль домохозяйств в рыночной экономике уже сложилась. В частности, домохозяйства выступают в России поставщиками двух таких важных экономических ресурсов, как труд и предпринимательские способности. Всплеск предпринимательской активности населения - от организации крупных фирм до индивидуалыю-семейно-трудовой деятельности - создал рыночную среду в экономике страны.

Модель круговых потоков расходов и доходов. Взаимоотношения между субъектами рыночной экономики описываются с помощью модели круговых потоков их расходов и доходов , представленных как в вещественной, гак и в денежной форме (рис. 3.1). Здесь расходы одного субъекта являются доходами другого. Так, расходы домашних хозяйств, произведенные на рынке продуктов, становятся для фирм доходами. Расходы фирм на покупку ресурсов являются доходами для владельцев ресурсов - домашних хозяйств. Таким образом, строится денежный кругооборот , который можно назвать «доходы -расходы ». Однако имеется и встречный поток - материально-вещественный, его можно назвать «ресурсы - продукция». В товарных потоках перемещаются потребительские товары повседневного спроса и капитальные товары, ресурсы производственного назначения, необходимые для изготовления новых продуктов индивидуального спроса. Непрерывность этих процессов может продолжаться лишь при условии, когда товарным потокам противостоят потоки денежных доходов, сформировавшиеся в относительно обособленные рынки денег и ценных бумаг. По существу, это единый поток, но каждый вид товаров формирует относительно обособленный рынок.

Рис. 3.1.

Конечный результат такого кругооборота составляют: а) реальный поток экономических ресурсов, товаров и услуг (против часовой стрелки);

б) денежный поток доходов и потребительских расходов (по часовой стрелке). Эти потоки являются не только одновременными, но и систематически возобновляющимися.

Деятельность экономических агентов как субъектов экономических отношений главным образом определяется господствующей в обществе формой собственности на условия и результаты производства.

Экономические агенты

Главным и исходным субъектом любой экономической деятельности является человек. Однако он не занимается хозяйствованием обособленно, экономическая деятельность предполагает совместное участие и взаимодействие множества людей. Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и действующих в соответствии с ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления, экономических благ, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами. Экономическим агентом может быть как отдельное лицо, так и несколько или множество лиц. В производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ участвуют три основных хозяйствующих субъекта. Этими хозяйствующими субъектами (экономическими агентами) являются: домашние хозяйства, фирмы и государство.

Домашнее хозяйство – хозяйствующий субъект, деятельность которого направлена на удовлетворение собственных потребностей. К домашним хозяйствам относят отдельных лиц и семьи. Основные виды деятельности домашних хозяйств: предложение факторов производства, находящихся в их частной собственности; потребление полученного дохода от продажи факторов производства и сбережение части этого дохода.

Фирма (предприятие) – это хозяйствующий субъект, представляющий собой одного владельца факторов производства или, как правило, их объединение, основными функциями которого является: закупка факторов производства, производство и реализация экономических благ, поддержание и развитие производственной базы (инвестирование).

Государство – это все государственные организации и учреждения, в функции которых входит производство общественных благ, удовлетворяющих коллективные потребности; перераспределение части доходов и ресурсов общества; проведение политики, направленной на повышение эффективности экономики в целом и др.

Современная экономическая наука исходит из теории рационального поведения субъектов, т.е. стремления его к максимизации полезности в условиях ограниченности ресурсов. Так, домашние хозяйства стремятся к максимизации полезности потребляемых благ исходя из своих бюджетных ограничений; фирмы – к максимизации прибыли, захвату или расширению доли рынка, к увеличению масштабов производства и т.п.; государство преследует разнообразные, часто противоречивые цели, связанные с обеспечением стабильности, эффективности экономики, социально-экономического равенства членов общества и др.

Каждый из хозяйствующих субъектов является носителем определенных экономических интересов. Экономические интересы – это побудительные мотивы хозяйственной деятельности отдельных экономических агентов. Содержание экономических интересов экономических агентов обусловлено их местом в системе общественного разделения труда, отношениями собственности, присущими им потребностями, выполняемыми функциями.

Интересы выступают мощным двигателем экономической деятельности, стимулом, который побуждает хозяйствующие субъекты к участию в экономической деятельности.

Экономические интересы людей представляют собой сложную иерархическую структуру. Помимо собственных личных интересов люди руководствуются коллективными, национальными интересами, интересами общества в целом. Каждый человек (работающий) заинтересован не только в удовлетворении своих личных потребностей, но и в успешном развитии фирмы, где он работает, в прогрессивном развитии экономики страны в целом и т.п. Однако надо отметить, что при всем многообразии интересов, носителем которых выступает отдельный человек, личный интерес является стимулом и двигателем экономической деятельности человека.

На экономическое поведение отдельных экономических агентов, их интересы огромное влияние оказывает существующая форма собственности на факторы производства.

Вопросы для самопроверки

1. Кто такой "экономический агент", или "хозяйствующий субъект"? Каких субъектов экономической деятельности Вы можете назвать?

2. Какие цели преследует каждый из основных экономических агентов?

3. Что такое экономический интерес? От чего зависят экономические интересы? Приведите примеры.

4. Какова иерархия экономических интересов? Одинакова ли она в условиях рыночной и командно-административной экономики?

Экономическая система состоит из множества экономических агентов, которые можно свести к трем группам: фирмы, домохозяйства, государство.

Фирма это экономический агент, который производит товары и услуги для продажи. Фирма обладает технологической и организационной целостностью. В экономической теории под фирмой понимается не только предприятия, зарегистрировавшиеся в качестве юридического лица, а любой экономический агент, который производит товары и оказывает услуги для домохозяйств, других фирм, государства. Фирмой является завод, производящий военную технику, частная мастерская по ремонту часов, банк, магазин и т.д.

Фирма получает доход в виде выручки от реализации продукции. В процессе производства она терпит издержки. Разница между выручкой и затратами называется прибылью. Главной целью фирмы является максимизация прибыли.

Фирмы классифицируются по нескольким признакам:

1. Вид деятельности.

2. Время функционирования.

3. Масштабы деятельности.

Фирмы занимаются в основном тремя видами деятельности - производственной, коммерческой, финансовой. Наибольший удельный вес в рыночной экономике имеют фирмы, производящие товары и услуги - примерно 75%, затем фирмы, осуществляющие коммерческую деятельность (торговую и снабженческо-сбытовую) - около 20%, финансовыми операциями занимается лишь 5% от общего числа фирм.

По времени функционирования фирмы делятся на временные и постоянные. Фирмы, создаваемые на длительный период времени как самостоятельные хозяйственные единицы называются постоянными. Временные фирмы представляют собой временный союз самостоятельных фирм с целью объединения усилий по осуществлению крупных проектов и программ. Такое временное объединение предприятий для координации действий фирм называется консорциумом.

По масштабам деятельности различают мелкие, средние и крупные фирмы. Критерием отнесения фирмы к той или другой группе являются численность рабочих, объем производимой продукции, размер выручки. В России размер предприятия определяется численностью рабочих. К малым предприятиям относятся предприятия с количеством работников - меньше 100, к средним - от 100 до 500, к крупным - более 500.

Фирма может включать в себя одну или несколько производственных единиц (заводов, фабрик, шахт, ферм), осуществляющих хозяйственную деятельность. Фирмы, включающие в себя несколько предприятий, образуют объединения и конгломераты. Комбинирование (объединение) предприятий может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное комбинирование представляет собой объединение предприятий, находящихся на различных стадиях единого технологического процесса по преобразованию исходного сырья в готовый продукт. Например, нефтеперерабатывающий комбинат может последовательно заниматься добычей нефти, ее транспортировкой до пункта переработки, преобразованием нефти в химические продукты для изготовления на их основе товаров конечного потребления - краски, масла, пластмассу, синтетические волокна.

При горизонтальном комбинировании предприятия находятся на одной стадии преобразования исходных материалов в готовую продукцию. Примером такого комбинирования может служить объединение двух швейных фабрик, выпускающих разные виды продукции. Обе фабрики могут выпускать по отдельности готовую для конечного потребления продукцию, но решили объединить свои капиталы в целях лучшего маневрирования своими ресурсами и оперативного реагирования на потребности людей.

Возможно комбинирование предприятий, совершенно технологически несопряженных (из разных отраслей экономики). Например, нефтеперерабатывающий комбинат начинает вкладывать капиталы в развитие судоходства.

Группа фирм выпускающих однородную по предназначению продукцию, использующие сходные технологии, использующие похожие ресурсы образуют отрасли. Все отрасли, производящие различные товары и услуги, можно подразделить на три большие группы: первичные, вторичные и третичные. Первичные отрасли объединяют предприятия, обеспечивающие первый этап технологического процесса. Они занимаются производством или выращиванием сырых материалов. К первичным отраслям относятся добывающая промышленность, сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство.

Обрабатывающие отрасли, обеспечивающие второй этап технологического процесса, называются вторичными отраслями. Эти отрасли осуществляют производство готовой продукции или полуфабрикатов из сырых материалов: машин, станков, продуктов питания, одежды, зданий, сооружений, дорог и т.д.

Третичные отрасли предоставляют предприятиям двух первых групп отраслей разнообразные услуги. Сюда относятся банки, страховые компании, предприятия связи, транспорта, оптовой и розничной торговли. Третичные отрасли предоставляют также услуги непосредственно конечным потребителям - населению. Это медицинское обслуживание, услуги образования, общественного питания, туризма, развлечений.

Взаимодействие отдельных предприятий определяет хозяйственную жизнь страны. Поэтому важно рассмотреть, что такое предприятие и формы его организации.

На положение фирмы в экономической системе действует три группы факторов: внешние, промежуточные и внутренние. К внешним факторам относятся демография, социально-культурная среда, экология и экономико-правовая сфера. Внутренними факторами являются производственные мощности предприятия (количество ресурсов, которыми обладает предприятие), цели, стоящие перед фирмой, организационная структура фирмы и кадры работников. К промежуточным факторам относятся партнеры, конкуренты, банки, биржи труда и союзы предпринимателей.

Домашние хозяйства занимают в экономической системе двойственное положение. С одной стороны они являются владельцами экономических ресурсов, от продажи которых получают доход. С другой стороны они расходуют полученные доходы на приобретение товаров и услуг. Основным мотивом поведения домохозяйств в экономической системе является максимизация полезности приобретаемых благ и максимизация доходов от принадлежащих им факторов производства.

Доходы домашних хозяйств (населения) могут выступать в виде заработной платы (от продажи рабочей силы), ренты (от сдачи земли в аренду), арендной платы, дивидендов и процентов по ценным бумагам, прибыли от предприятий, где они являются совладельцами. Расходы домашних хозяйств распределяются на три вида: налоги, личное потребление и сбережения.

Налоги это безвозмездное платежи в государственную казну. Система налогообложения играет важную роль в любом государстве, и является сложным механизмом, действие которого определяется множеством факторов. Более подробно о налогах пойдет речь в главах 14,15.

Размеры и структура потребительских расходов зависят от уровня доходов, социального слоя, природно-климатических условий, традиций общества и т.д. В свою очередь расходы влияют на масштабы и структуру общего объема производства страны. Потребительские расходы подразделяются на товары и услуги. В свою очередь товары могут быть длительного и кратковременного пользования.

Спрос на товары длительного пользования менее стабилен по сравнению с потребностями в товарах кратковременного пользования в связи с тем, что они служат не один год и цены на них намного выше, чем на товары кратковременного пользования. Кроме того, спрос на товары длительного пользования более зависим от уровня доходов населения.

Услуги - это обслуживание потребителей врачами, адвокатами, парикмахерами, учителями. Услуги могут быть жилищные и услуги досуга (отдыха) и т.д.

Сбережения представляют собой ту часть доходов домашних хозяйств, которая остается после уплаты налогов и не потребляется. Эти доходы вкладываются в страховые полисы, облигации, акции и другие финансовые активы. Причины сбережений многочисленны и разнообразны, но сводятся в основном либо к защите доходов от инфляции, либо к спекуляции.

Возможность делать сбережения зависит от размеров дохода. Если доход низкий, то домохозяйства будут расходовать на потребление часть своих сбережений, или брать кредит, займы за счет будущих сбережений.

Государство как третий субъект экономической системы в смешанной экономике выполняет следующие функции:

1) обеспечение правовых основ и предоставление услуг для эффективного функционирования экономики;

2) воздействие на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию посредством дифференциации налоговых ставок, регулирования цен, законодательного определения минимума заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществления государственных закупок и государственного предпринимательства;

3) перераспределения доходов с целью сокращения уровня неравенства в доходах.

Рассмотрим государственный сектор экономики, выполняющий эти функции. Он включает в себя государственные предприятия и учреждения, находящиеся в экономических отношениях с частными фирмами и домашними хозяйствами. Государственные предприятия - это такие предприятия, основная доля капитала которых принадлежит государству. Они выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

Государственные учреждения предназначены для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным потребностям относятся потребности в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.