Экономическая сущность и виды неналоговых платежей. Что этапу систематизации предшествовало

  • Вопрос 7: Другие обязательные государственные изъятия и платежи. Признак нормативно-отраслевого регулирования. Виды неналоговых платежей.
  • Вопрос 8: Классификация налоговых платежей. Виды налогов: прямые и косвенные, федеральные, региональные и местные, закрепленные и регулирующие, резидентские и территориальные и др.
  • Вопрос 9: Структура налога: понятие, элементы налогообложения. Перечень существенных, факультативных и дополнительных элементов налога.
  • Вопрос 11: Элементы налога: масштаб, единица, налоговая база, налоговый период. Способы определения базы налогообложения. Методы определения налоговой базы: кассовый и накопительный (начислений).
  • Вопрос 12: Элементы налога: ставка, налоговые льготы. Виды ставок и методы налогообложения. Виды льгот: изъятия, скидки, налоговый кредит.
  • Классификация налогов
  • Классификация налогов
  • Классификация налогов
  • Глава II. Налоговая система Российской Федерации
  • Вопрос 1: Налоговая система: понятие, существенные условия налогообложения. Налоговая политика. Экономические и политико-правовые характеристики налоговой системы.
  • Вопрос 2: Налоговая система рф: фундаментальные и организационные принципы, система законодательства. Налоговый кодекс рф. Пределы действия налоговых нормативных актов.
  • Вопрос 3: Система налогов Российской Федерации.
  • Вопрос 4: Налоговое производство: понятие, информационное обеспечение. Налоговый учет. Документирование налогового производства.
  • Вопрос 5: Порядок исчисления налога: общие положения. Определение объекта налога, налоговой базы. Выбор ставки налога. Применение налоговых льгот. Расчет суммы налога.
  • Вопрос 6: Порядок уплаты налога: общие положения. Определение порядка уплаты. Прекращение налогового обязательства. Зачет, возврат излишне уплаченной суммы. Неисполнение обязанности по уплате налога.
  • Законодательство о налогах и сборах
  • Глава III. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов
  • Вопрос 1: Ответственность за нарушение налогового законодательства: основные понятия. Составы правонарушений.
  • Вопрос 2: Виды ответственности за нарушение законодательства в налоговой сфере. Применение штрафных санкций в соответствии с Налоговым кодексом.
  • Вопрос 3: Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере.
  • Вопрос 4: Налоговый контроль: понятие, виды и формы контроля.
  • Вопрос 5: Налоговые проверки: субъекты, объекты, порядок проведения. Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка.
  • Вопрос 6: Защита прав налогоплательщиков Административный способ Судебная защита Виды исковых требований.
  • Вопрос 7: Налоговые органы: функции, права, обязанности, ответственность. Таможенные органы.
  • Вопрос 8: Другие участники отношений в налоговой сфере рф. Служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Финансовые органы Государственные социальные внебюджетные фонды.
  • Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств
  • Налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств
  • Налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств
  • Глава IV. Налогообложение юридических лиц
  • 4.1. Налог на прибыль организаций
  • Вопрос 1: Налог на прибыль организаций: общая характеристика, субъект и объект налогообложения. Виды доходов и расходов. Убытки. Пример определения субъектов налогообложения.
  • Вопрос 2: Налог на прибыль организаций: налоговая база, способы и особенности ее формирования. Расчет налоговой базы. Пример определения налоговой базы по налогу на прибыль.
  • Вопрос 3: Налог на прибыль организаций: налоговый и отчетный период, ставки, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты. Пример расчета налога.
  • Модель налога на прибыль организаций
  • Практическая работа № 1
  • Задача 1:
  • 4.2. Налог на имущество организаций
  • Вопрос 1: Налог на имущество организаций: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставка, порядок исчисления и уплаты налога. Пример расчета налога.
  • Модель налога на имущество предприятия
  • Практическая работа № 2
  • Стоимость имущества организации
  • 4.3. Налог на пользование природными ресурсами
  • Вопрос 1: Налог на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Пример расчета налога.
  • Вопрос 2: Плата за землю: формы, налогоплательщики, объекты налогообложения, льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета налога.
  • Модель платы за землю
  • Практическая работа № 3
  • Задача 1:
  • 4.4. Налог на добавленную стоимость
  • Вопрос 1: Налог на добавленную стоимость экономическое содержание, субъекты и объекты налогообложения. Механизм взимания ндс. Метод зачета по счетам.
  • Вопрос 2: Налог на добавленную стоимость: формирование налоговой базы, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета ндс.
  • 4.5. Акцизы
  • Вопрос 1: Акцизы: плательщики, объект налогообложения, льготы, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета акциза.
  • 4.6. Государственная пошлина
  • Вопрос 1:Государственная пошлина: субъекты налогообложения, объекты взимания, льготы, ставки, порядок и сроки уплаты. Пример расчета государственной пошлины.
  • Глава V. Налогообложения доходов физических лиц
  • 5.1. Налог на доходы физического лица
  • Вопрос 1: Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, льготы и налоговые вычеты, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета налога.
  • Модель подоходного налога с физических лиц
  • Практическая работа № 6
  • Задача 1:
  • Глава VI. Налоги формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды
  • 6.1. Транспортный налог
  • Вопрос 1:Транспортный налог: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты налога. Пример расчета налога.
  • Модель налога на отдельные виды транспорта
  • Практическая работа № 7
  • Задача 1:
  • Автомобили, числящиеся на балансе организации
  • 6.2. Единый социальный налог
  • Вопрос 1: Единый социальный налог: содержание, нормативное обеспечение, субъекты и объекты налогообложения, порядок формирования налогооблагаемой базы. Пример расчета налоговой базы.
  • Вопрос 2: Единый социальный налог льготы, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Условия применения регрессивной шкалы. Пример расчета есн.
  • Практическая работа № 8
  • Задача 1:
  • Исходные данные
  • Глава VII. Специальные налоговые режимы
  • 7.1. Упрощенная система налогообложения
  • Модель единого налога при упрощенной системе налогообложения
  • Практическая работа № 9
  • Задача 1:
  • 7.2. Единый налог на вмененный доход
  • Единый налог на вмененный доход
  • Субъект налогообложения (по видам деятельности)
  • Юридические и физические лица (предприниматели)
  • Физические лица (предприниматели)
  • Единый налог на вмененный доход
  • Практическая работа № 10
  • Задача 1:
  • Использованная литература
  • Вопрос 7: Другие обязательные государственные изъятия и платежи. Признак нормативно-отраслевого регулирования. Виды неналоговых платежей.

    ОТВЕТ:

    В области налогообложения существуют два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

      к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;

      налог есть одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.

    Выбор одного из указанных способов зависит от особенностей национального законодательства.

    В России существование отдельно налоговых и неналоговых платежей - реальность. Однако российское законодательство не всегда позволяло провести четкую грань между налогами и неналоговыми обязательными платежами. Так, до введения в 1999 г. первой части Налогового кодекса законодательство не признавало различий между налогами, сборами, пошлинами. Существовало следующее определение: «Под налогом (сбором, пошлиной) и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Тем самым трудно было понять отличие налогового платежа от неналогового платежа, а также связанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплательщика.

    В нашей стране в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права. А законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса дается следующее определение:

    «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

    Используя рассмотренный выше юридический критерий разграничения, обязательные государственные изъятия в зависимости от метода мобилизации государственных доходов могут быть представлены таким образом.

    Налоговые платежи являются обязательными взносами в бюджет, которые непосредственно входят в налоговую систему государства либо установлены актом налогового законодательства. К ним относятся налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на доходы физических лиц и др.

    Неналоговые платежи включают в себя собственно неналоговые платежи (квазиналоги) и разовые изъятия.

    Неналоговый платеж (квазиналог) - обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства; отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различных услуг (сборы, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.

    Разовые изъятия - платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).

    Таким образом, разграничение понятий следующее. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

    При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. В теоретическом плане цель взыскания пошлины (сбора) - лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются: без убытка, но и без чистого дохода (к сожалению, на практике это наблюдается далеко не всегда).

    Разновидностей неналоговых платежей достаточно много, их можно разделить на четыре группы.

      Платежи за оказание различных услуг, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами. Примерами таких платежей являются гербовый сбор и сбор за клеймение измерительных приборов.

      Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. По сути, это компенсационная плата за использование ресурсов (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду).

      Платежи, носящие штрафной характер, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним относятся, в частности, суммы от реализации конфискованного имущества, штрафы за нарушение финансового законодательства.

      Поступления от продажи ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. Эти неналоговые платежи выступают в форме государственных займов, государственных краткосрочных обязательств и доходов от приватизации.

    Таким образом, налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства, поскольку они не являются уплатой за специальные услуги государственных органов. Это и отличает налог, как от пошлины, так и от государственных доходов частноправового характера.

    В настоящее время доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых видов платежей. Немаловажную роль играют и перечисления на безвозмездной основе. В данной статье рассмотрим неналоговые выплаты, их сущность, разновидности и основные особенности.

    Экономическая сущность неналоговых платежей

    Сегодня выплаты неналогового типа являются одним из объектов пристального внимания государства. В ближайшем будущем в отношении данной системы планируется обеспечить полноценный порядок, иными словами, унифицировать выплаты неналогового плана, утвердить основные принципы их разработки и взимания. Часть неналоговых выплат будет отменена Законом о неналоговых платежах. Кроме того, повышение ставок действующих платежей и возникновение новых станет экономически обоснованным в максимальной степени.

    Институт неналоговых выплат со стороны предпринимательства и доходов бюджетов государственного и местного уровня, а также фондов целевого значения классифицируется как дополнительный источник обеспечения незыблемости государственной финансовой системы. Если учесть вышеизложенное, то можно сформировать вывод о том, что неналоговые платежи в бюджет - это выплаты как возмездного, так и безвозмездного плана, которые возникают в рамках отношений, никаким образом не регулируемых законодательством, в сфере налогов и сборов.

    Важно отметить, что эти платежи реализуются индивидуальными предпринимателями и организациями в пользу третьих лиц, куда включаются и органы государственного управления. Установление выплат происходит посредством различных нормативных актов различного государственного значения, неисполнение которых, как правило, карается действующим на территории страны законом, а также ставит существование и нормальное функционирование бизнеса под угрозу.

    Различия налоговых и неналоговых выплат

    В настоящее время на территории Российской Федерации существуют и налоги, и неналоговые платежи. В чем состоят их различия? Дело в том, что по сведениям действующего налогового законодательства достаточно сложно разграничить две представленные разновидности выплат. Сегодня юридическим критерием данного отличия служит свойство, отражающее нормативно-отраслевое регулирование. Важно иметь в виду, что в соответствии с названным признаком обязательства налогового характера регламентируются нормативы НК РФ, а неналогового - нормативы иных правовых отраслей.

    Уплата налогов считается обязанностью, которая возникает всегда, если имеется объект обложения. Создает и вводит в действие выплаты пошлин непосредственно закон, поэтому его амортизации сопутствует принудительный порядок на основе безвозмездности. Эта разновидность платежа является абстрактной, так как у нее нет целевого назначения. Сбор или пошлина уплачивается для того, чтобы достичь конкретных целей и интересов. Лица, вносящие сбор или пошлину, обращаются в специальные государственные структуры для получения необходимых им услуг. С точки зрения теории, сборы и пошлины взимаются для покрытия расходов учреждения, которое несет их в процессе осуществления своей деятельности. Здесь нет ни чистой прибыли, ни убытков.

    Классификация платежей по обязательности уплаты

    Важно обозначить в процессе изучения экономической сущности и виды неналоговых платежей. Отметим, что неоднородность и разнообразие бюджетных доходов неналогового характера заметно затрудняют их классификацию. Один из критериев, который позволяет разделить все неналоговые выплаты на две группы - это обязательность. В соответствии с данным признаком к неналоговым платежам относятся:

    • Выплаты добровольного характера. Сюда целесообразно включить доходы от услуг платного типа, которые оказываются казенными структурами; доходы от применения и реализации имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, и так далее. Важно дополнить, что поступление неналоговых платежей, которые являются добровольными, во многом состоит в зависимости от эффективности хозяйственной деятельности структур публичного управления. Данный фактор так или иначе следует учитывать на практике.
    • Выплаты обязательного характера. В обязательные неналоговые платежи сегодня входят таможенные пошлины, штрафы, выплаты за негативное влияние на окружающую среду и так далее. Стоит заметить, что мобилизация названной разновидности доходов бюджета прямым образом связана с осуществлением государственными структурами функционала по надзору и контролю в определенной сфере деятельности, возложенного на них. Общую сумму обязательных неналоговых платежей контролируют компетентные органы, ведь она зависит в том числе и от количества правонарушений в стране.

    Детализируем вопрос

    Необходимо иметь в виду, что установленная статьей 41 БК РФ классификация выплат неналогового характера может быть несколько детализирована. Согласно статье 42 БК РФ, к бюджетным доходам от применения имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, целесообразно отнести:

    • Доходы, получаемые в качестве платы за аренду или другой платы за передачу в возмездное пользование муниципального или государственного имущества. Исключение в данном случае составляют имущественные комплексы автономных и бюджетных структур, а также имущество муниципальных и государственных унитарных предприятий, куда включаются и казенные.
    • Денежные средства, получаемые в качестве процентов по остаткам средств бюджета на счетах в ЦБ РФ, а также в кредитных учреждениях.
    • Денежные средства, получаемые от передачи имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности в залог или в соответствии с условиями доверительного управления. Исключения в данном случае составляют имущественные комплексы автономных и бюджетных структур, имущество муниципальных и государственных предприятий унитарного типа, куда относятся и казенные, а также имущественные единицы, переданные в доверительное управление ЮЛ, сформированным в организационно-правовой форме гос. учреждения.

    Что же еще?

    Помимо представленных выше групп неналоговых платежей целесообразно отметить следующие:

    • Плата за использование кредитов бюджетного характера.
    • Доходы в форме прибыли, которая приходится на доли в складочных (уставных) капиталах экономических обществ или товариществ. Помимо того, сюда необходимо включить доходы в виде дивидендов по акциям, которые принадлежат РФ, субъектам РФ или муниципальным формированиям, за исключением ситуаций, продиктованных федеральными законодательными актами.
    • Часть прибыли унитарных предприятий муниципального и государственного типа, которая остается, как правило, после уплаты налоговых и иных платежей обязательного характера.
    • Иные предусмотренные действующим на территории РФ законодательством доходы от применения имущественных комплексов, которые находятся в муниципальной или государственной собственности. Исключение в данном случае формирует имущество автономных и бюджетных структур, а также имущество муниципальных и государственных образований, куда включаются и казенные.

    Следует знать

    Как мы отмечали ранее, система неналоговых платежей в бюджет имеет множество разветвлений и достаточно сложную классификацию, которая с каждым годом расширяется. Так, перечень доходов неналогового характера, который установлен статьей 41 БК РФ, считается открытым. Это допускает возможность вхождения в него новых разновидностей неналоговых выплат. Более того, приведенный список должен дополняться бюджетными доходами федерального уровня (статья 51 БК РФ), бюджетными доходами субъектов РФ неналогового плана (статья 57 БК РФ), а также доходами местных бюджетов неналогового типа (статья 62 БК РФ).

    Дополнительные элементы системы

    Помимо перечисленных выше составляющих системы к неналоговым платежам целесообразно отнести следующие:

    • часть прибыли учреждений и организаций унитарного типа, которые созданы в РФ, остающейся, как правило, после уплаты налоговых и других платежей обязательного характера;
    • таможенные сборы и пошлины;
    • сборы лицензионного типа;
    • плата за использование лесных массивов в качестве минимальной величины платы за аренду и минимальной величины платы, указанной в договоре купи-продажи леса;
    • плата за использование водных объектов, которые находятся в собственности федерального значения;
    • плата за использование водных биологических ресурсов в соответствии с межправительственными соглашениями;
    • плата, связанная с негативным воздействием на природу;
    • сборы консульского плана;
    • патентные пошлины.

    Что еще входит в классификацию?

    • плату за предоставление сведений касательно прошедших регистрацию прав на недвижимые имущественные комплексы и сделок с ними, выдачу копий договорной и другой документации, которая выражает содержание сделок одностороннего типа, осуществленных в простом письменном виде;
    • сборы в счет возмещения расходных статей по факту, которые связаны с реализацией действий консульской направленности;
    • прибыль ЦБ РФ, которая остается после уплаты налоговых и других платежей обязательного характера;
    • доходы от внешнеэкономических операций;
    • декларационные платежи;
    • платежи разового типа за использование недр в случае наступления конкретных событий, учтенных в лицензионном соглашении, в соответствии с участками недр, которые содержат месторождения алмазов природного значения.

    Расчет неналоговых платежей

    Стоит отметить, что формы расчета базы отчислений обязательного характера в государственный бюджет предоставляются каждый квартал, не позднее тридцати дней после окончания отчетного периода. Заполнение отчетности нарастающим итогом исключено. Важно знать, что неналоговые выплаты входят в состав расходов структуры по стандартным разновидностям деятельности с отражением по следующим статьям:

    • Дт 20 Кт 76,09 предполагает начисление обязательных платежей;
    • Дт 76,09 Кт 51 предполагает уплату обязательных платежей.

    Заполнение формы и оплата осуществляется строго в российских рублях и копейках. В настоящее время возможна отправка отчета посредством личного кабинета на официальном ресурсе Россвязи.

    Взыскание задолженности. Заключение

    Проанализировав регламент по взысканию задолженности по неналоговым платежам, можно сделать вывод о том, что такой тип долга может быть признан безнадежным в соответствии с одним из следующих оснований:

    • банкротство (ликвидация) структуры в соответствии с действующим законодательством;
    • экономическая несостоятельность индивидуального предпринимателя согласно ФЗ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
    • смерть физического лица или признание его умершим в установленном гражданским процессуальным законом порядке;
    • принятие судебными органами акта, согласно которому возможность взыскания задолженности является утраченной;
    • отказ в возбуждении исполнительного производства в соответствии с постановлением исполнительного судебного пристава (как правило, подобный отказ выносится в случае истечения срока предъявления исполнительной документации к реализации);
    • прекращение производства по исполнению согласно ситуациям, определенным статьей 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
    • окончание производства по исполнению в связи с постановлением исполнительного судебного пристава, которое, как правило, выносится по причинам, указанным в пунктах 3, 4, 6-9 части 1 статьи 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
    • исключение ЮЛ, которое прекратило свою деятельность, из ЕГРЮЛ в соответствии с решением регистрирующей структуры по статье 21.1 ФЗ от 8.10.2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП».

    Итак, мы рассмотрели все основные разновидности неналоговых выплат, существующих на сегодняшний день, а также их сущность, особенности, алгоритм расчета и один из аспектов взыскания задолженности. Важно отметить, что действующие законодательные акты, относящиеся к данной теме, являются открытыми. Именно поэтому с каждым годом туда включаются новые платежи и исключаются те, в которых на том или ином этапе жизнедеятельности государства и общества отсутствует необходимость. Так, например, плата за негативное влияние на окружающую среду была введена относительно недавно. Однако уже сегодня на территории Российской Федерации очевиден результат данного шага, ведь общество стало бережнее относиться к природе и более рационально организовывать свой отдых. Это является важнейшим критерием развития социума и повышение уровня патриотизма среди населения.

    Четверка бизнес-объединений — Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), «Деловая Россия» и «Опора России» отправили Владимиру Путину письмо с заявлением о своем несогласии с предложением Минфина ввести шесть основных неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» .

    Предприниматели, опасающиеся роста фискальной и административной нагрузки, настаивают на отдельном рамочном законе о таких платежах. Такой законопроект должен установить запрет на взимание неналоговых платежей, не включенных в реестры и перечни. Предложенная Минфином концепция реформирования квазиналогов, по мнению четверки, не соответствует поручению президента от марта 2016 года, «не решает поставленной задачи по систематизации законодательства» и лишь увеличивает давление на бизнес.

    Однако Минфин менять свой вариант с НК на вариант с отдельным законом о «неналогах» не намерен. Министерство обещает, что содержание, размер и порядок уплаты платежей и их целевое назначение не должны измениться при внесении в Налоговый кодекс. Однако бизнес опасается не только повышения ставков, но и ужесточения администрирования. Ведь НК позволяет за несдачу отчетности и несвоевременную уплату блокировать счета.

    Ставки по ряду неналоговых платежей для бизнеса могут быть пересмотрены. Ведомствам придется скорректировать размер некоторых сборов до справедливого уровня, а часть из них и вовсе исключить. Об этом рассказала «Известиям» директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская.

    По ее словам, министерство попросило отраслевые ведомства предоставить расчеты и обоснования, на которые они опираются при принятии решения о размере платы за те или иные действия с госреестрами. Ревизия, проведенная рабочей группой, состоящей из представителей правительства и бизнеса, показала: стоимость схожих услуг может отличаться в несколько раз.

    Глава РСПП Александр Шохин ранее говорил, что неналоговые платежи, связанные с реестрами и соответствующие понятию госпошлины, следует как можно скорее внести в НК. По его мнению, это позволит защититься от появления новых видов обязательных сборов и урегулировать стоимость существующих.

    В НК размер госпошлины должен определяться исходя из затрат на оказание соответствующей госуслуги. Вопрос, насколько эти показатели соотносятся друг с другом, для платежей, установленных вне НК, на данный момент остается открытым, уверена Елена Лебединская. Особенно это касается сборов за информацию, предоставляемую в электронной форме. Стоимость схожих процедур может различаться в несколько раз.

    В Минфине не стали указывать, какие конкретно платежи вызывают у ведомства наибольшие сомнения, сославшись на соображения межведомственной этики.

    По словам президента «Опоры России» Александра Калинина, необходимо как можно скорее оценить экономическую целесообразность основной массы неналоговых сборов, обязательных для ведения своего дела, и исключить из деловой практики те, что не улучшают ни состояние госфинансов, ни тем более состояние бизнеса. По его словам, многие ведомства практикуют навязывание услуги — госструктуры делают обязательным получение тех или иных документов для ведения предпринимательской деятельности, зачастую не фиксируя это в законодательстве.

    В Минфине сообщили, что при анализе платежей, связанных с государственными реестрами, были выявлены и скрытые — те, что могут предшествовать, например, формально бесплатному включению в реестр.

    Кабмин стратегически определился с будущим неналоговых сборов. Шесть из них, близкие по своей природе к налогам, Минфин хочет включить в НК. Проект находится на рассмотрении в правительстве, сообщали в ведомстве в начале марта. В частности, речь идет о переносе в Налоговый кодекс экологического, утилизационного и курортного сборов, платы за негативное воздействие на окружающую среду, за проезд большегрузов по автодорогам и использование связи.

    Однако резко против включения данных платежей в НК выступил бизнес: это приведет к дополнительному давлению на предпринимателей, поскольку за нарушение положений Налогового кодекса предусмотрена гораздо более жесткая ответственность, вплоть до уголовной. Данную проблему предприниматели отдельно подняли на встрече с президентом на съезде РСПП. Владимир Путин попросил министра финансов Антона Силуанова не торопиться с внесением поправок в Налоговый кодекс.

    Законопроект о включении в Налоговый кодекс основных неналоговых платежей нужно как можно быстрее внести в правительство, считает Минфин. Речь идет об экологическом, утилизационном и курортном сборах, плате за негативное воздействие на окружающую среду, проезд большегрузов по автодорогам, обязательных отчислениях операторов связи, говорится в сообщении. В общей сложности в 2018 г. они пополнили бюджет на 316,6 млрд руб., больше всего принес утилизационный сбор — более 260 млрд руб.

    Минфин также провел инвентаризацию остальных неналоговых платежей. И насчитал 61 платеж, которые обобщил в шесть групп, пишут «Ведомости» .

    К первой группе Минфин отнес 10 платежей за получение сведений из госреестров или включение в них информации. Всего министерство обнаружило порядка 200 таких реестров. Во вторую группу попали 15 платежей за обязательные услуги, которые оказываются на конкурентном рынке (например, за подготовку документов или прохождение медобследования для покупки оружия). По ним не требуется прямого регулирования правительства, но нужно определить принципы конкуренции, считает министерство. В третьей группе - платежи за услуги естественных монополий; в четвертой - различные компенсации, например за вред водным объектам или лесам. К пятой группе Минфин отнес платежи за обязательную экспертизу, которую можно пройти лишь у госорганов (например, аудит проектной документации), а к шестой - девять платежей за услуги обязательного контроля (например, за регистрацию машины).

    Часть этих платежей также впоследствии может оказаться в Налоговом кодексе. Например, схожие по своей природе с госпошлинами, - в частности, за предоставление сведений из госреестров, а также патентные платежи и сборы за обязательную госэкспертизу документов.

    Сейчас неналоговые платежи регулируются отдельными нормативными актами, взимаются по разным правилам и собираются разными ведомствами. Так, плату за загрязнение окружающей среды и экологический сбор администрирует Росприроднадзор, плату с операторов связи - ФГУП при Россвязьнадзоре, утилизационный сбор - ФНС и ФТС. Но многим ведомствам не хватает ресурсов для контроля. Например, собирающие их ведомства не могут блокировать счета или арестовывать имущество, поэтому такие платежи и хотят передать под контроль ФНС.

    Опасения бизнеса подтверждаются - с внесением всех этих платежей в Налоговый кодекс появляется риск и уголовной ответственности за их неуплату. Хотя Минфин и утверждает, что будет установлен 10-летний мораторий по таким преступлениям.

    Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил министерствам следить за общей фискальной нагрузке при установлении новых неналоговых сборов. Она не должна расти. Поручение опубликовано на сайте Кабмина и адресовано Минфину и Минэкономразвития.

    Еще в марте 2016 г. президент Владимир Путин поручал создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, напоминают «Ведомости» . В январе 2017 г. правительство ввело мораторий на появление новых платежей, тем же летом появился их реестр и даже законопроект, объединяющий их в отдельный кодекс. Но проект пока лежит на полке.

    Не был соблюден и мораторий. Например, с 1 мая 2018 г. в восьми муниципалитетах Краснодарского края был введен курортный сбор. Появились сбор в 1,2% от стоимости договора, который застройщики перечисляют в Фонд защиты дольщиков, отчисления букмекеров на спорт, постоянно обсуждается повышение других обязательных платежей.

    В январе 2018 г. Медведев поручил включить неналоговые платежи в Налоговый кодекс, первую версию законопроекта Минфин представил в августе 2018 г. - вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду появился экологический налог, который будет собирать ФНС. Но документ до сих пор не принят.

    Обещания не повышать нагрузку звучат каждый год аккурат накануне очередного прямого или косвенного повышения налогов. И уже вызывают у бизнеса не надежду, а тревогу, говорят эксперты.

    Ведомства, в том числе региональные, не смогут вводить новые неналоговые платежи для бизнеса. Устанавливать их можно будет только законами или правительственными актами. С такой инициативой выступил Минфин.

    Ключевая цель этого — обеспечить прозрачные и предсказуемые условия ведения бизнеса и не допустить скрытого роста нагрузки на предпринимателей, — цитируют «Известия» слова представителя Минфина Елены Лебединской.

    Закрепление неналоговых платежей на стратегическом уровне — законов и актов правительства — должно будет повысить их прозрачность и прогнозируемость.

    Напомним, часть неналоговых платежей сейчас и так устанавливается на уровне законов, например курортный или экологический сборы. В то же время плата за разного рода обязательные госэкспертизы, аудит, испытания, услуги госконтроля может устанавливаться ведомствами или госучреждениями самостоятельно.

    Правительство не будет повышать налоговую нагрузку на бизнес ближайшие 6 лет, но некоторые налоговые решения, стимулирующие развитие бизнеса, будут приняты. Об этом сообщил первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на съезде партии «Единая Россия».

    «Мы не будем повышать налоговую нагрузку, однозначно, но внутри налоговой системы будет определенная настройка. Мы видим, что необходимо стимулировать через налоги те решения, которые требуют поддержки. И я уверен, что в течение шестилетнего периода такие стимулирующие решения будут», — цитирует Силуанов ТАСС .
    Однако не стоит радоваться — правительство также будет строже требовать с бизнеса исполнения налогового законодательства. И делаться это будет не только для наполнения бюджета, но и для равных условий для бизнеса. Поскольку те, кто честно платит налоги проигрывают в конкуренции тем, кто работает «в тени».

    Ранее Силуанов неоднократно подчеркивал, что после последних налоговых изменений, в частности повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20% с 2019 года, налоговая нагрузка на бизнес будет зафиксирована на шестилетний период.

    Минфин намерен обеспечить предсказуемость не только налогов, но и неналоговых платежей, заявил Силуанов. «Мы договорились о том, что неналоговые платежи должны быть так же, как и налоги, регламентированы и предсказуемы», — сказал он.

    По его словам, часть неналоговых платежей будет введена в Налоговый кодекс, другая часть таких платежей будет переведена в категорию госпошлин — с понятными правилами взимания платежа. «Мы говорим о том, что теперь не министерства должны устанавливать ставки по госпошлинам, а, как минимум, правительство РФ или закон», — отметил Силуанов.

    Всего Минфин насчитал шестьдесят один платеж и разделил их на шесть групп. К первой он отнес платежи за получение сведений из госреестров или включение в них информации - например, за данные из ЕГРЮЛа или реестров недвижимости - всего 10 платежей. Ко второй - плату за услуги, которые бизнес может получить и у частных компаний. Например, за подготовку документов или прохождение медобследования для покупки оружия - всего 15 подобных услуг. В третьей - платежи за услуги естественных монополий, например портовые сборы; в четвертой - платежи-компенсации, например за вред водным объектам или лесам. К пятой группе Минфин отнес платежи за обязательную экспертизу, которую можно пройти лишь у госорганов (например, аудит проектной документации), а к шестой - девять платежей за услуги обязательного контроля (например, сбор за регистрацию машины).

    В Налоговый кодекс из всех этих платежей пойдет лишь первая группа - их Минфин считает госпошлинами. Остальные же продолжат регулироваться отдельными законами и контролироваться профильными ведомствами. Если потребуется, законодательство будет доработано, уточнил представитель Минфина.

    Изначально бизнес и Минфин договорились создать единый реестр платежей и ввести отдельный закон для них, напомнила на заседании правления РСПП член его комитета по регуляторной политике Марина Иванова. Но вместо этого платежи по-прежнему будут регулироваться разными нормативными актами, сказала она. Какая-то часть платежей все равно останется вне Налогового кодекса и нужно оформить их так, чтобы не появлялись новые платежи по упрощенной процедуре, жаловался и президент РСПП Александр Шохин на встрече с премьером Дмитрием Медведевым. Тот, в свою очередь, поручил заняться доработкой этих вопросов экспертной группе, которую возглавит первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

    При общей налоговой нагрузке в 31% неналоговая нагрузка на бизнес в 2017 г. составила 0,79%, оценивал Минфин в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2019-2021 гг. Закрепление ее на таком уровне - одна из мер одобренного правительством плана ускорения инвестиций Минэкономразвития.

    Систематизация неналоговых платежей - это одна из ключевых задач Минфина на ближайшее время. Цель ее - обеспечить предсказуемые процедуры установления и изменения таких платежей.

    «С ведущими бизнес-объединениями были выработаны ключевые принципы регулирования неналоговых платежей, проведена их инвентаризация, начата работа с субъектами РФ», - пояснил Антон Силуанов, выступая на расширенной коллегии ведомства.

    В соответствии с принятыми в Правительстве решениями часть платежей войдёт в налоговое законодательство, а по другим будут подготовлены предложения по унификации и нормативно-правовому регулированию, с тем чтобы обеспечить предсказуемые для бизнеса условия.

    «Практика такого «тихого» увеличения изъятий у бизнеса через установление новых сборов должна прекратиться. Все изъятия будут публично обсуждаться и проходить оценку регулирующего воздействия», - сказал Силуанов.

    Представители бизнес-сообщества России обратились к председателю правительства Дмитрию Медведеву с просьбой ускорить принятие закона о регулировании неналоговых платежей юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

    Обращение, подписанное президентом «Опоры России» Александром Калининым, президентом торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным и Президентом РСПП Александром Шохиным есть в распоряжении RNS .

    «Предпринимательское сообщество обращается к Вам с просьбой дать поручение Министерству Финансов РФ и Министерству экономического развития РФ ускорить внесение в Госдуму проекта федерального закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», — говорится в документе.

    Предлагаемый законопроект устанавливает создание перечней и реестров неналоговых платежей. Не включенные в них, но подпадающие под критерии обязательных платежей в понимании закона, взимать будет запрещено. Дополнять и изменять эти перечни смогут только представительные органы власти соответствующего уровня.

    Федеральная налоговая служба не поддерживает включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс.

    Такое заявление сделала замглавы службы Наталья Завилова на совещании в Совете Федерации во вторник, 6 февраля. Прописать такие платежи в НК не получится, так как их природа очень разнообразна, отметила Завилова.

    «Если посмотреть на неналоговые платежи, то все, что их объединяет с налогами, — только фискальный аспект. Налоговый кодекс — достаточно системный, структурированный документ. Систематизировать все отраслевые законы таким же образом невозможно», —передает слова Завиловой РБК . По оценке налоговой службы, необходимо ограничить порядок введения такого рода платежей, сроки вступления в действие, установление тарифов, но не в рамках НК, подчеркнула она.

    В начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам Минфина и Минэкономразвития до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс, хотя эти ведомства не поддерживают эту идею. Зато она понравилась главе комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс. показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — сказал он на Гайдаровском форуме.

    В июле прошлого года Минфин и Минэкономразвития подготовили законопроект, объединяющий все неналоговые платежи в единый реестр для упрощения их регулирования.

    Директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская, которая также присутствовала на совещании в Совфеде во вторник, заявила, что подготовленный законопроект позволит охватить наибольшее число всех платежей и урегулировать их, не загоняя все под признаки налогов и соответствующее регулирование. «Учитывая, что большинство платежей не попадает в бюджет, применение к ним регулирования через НК — вопрос спорный и сложный. В частности потому, что тогда их придется включить в бюджет и поменять работу всех бюджетных учреждений. Несмотря на то что мы за единство кассы, переход на финансирование всех этих платежей через бюджет не вполне оправдан», — пояснила она.

    Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб., сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в Торгово-промышленной палате. Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.

    Неналоговые платежи внесут в Налоговый кодекс.

    Минфин, Минэкономразвития совместно с Экспертным советом при Правительстве РФ должны до 28 февраля 2018 подготовить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ.

    Соответствующее поручение дал Дмитрий Медведев, сообщается на сайте Правительства.

    Министр культуры России Владимир Мединский ввести неналоговый платеж со всех фильмов в размере 3% от стоимости билета в кинотеатре.

    За основу был взят опыт Франции, где подобный сбор уже существует и составляет 12%.

    Поддерживают ли эту идею наши читатели, выясним в ходе опроса, в котором приглашаем вас принять участие.

    Министр культуры России Владимир Мединский предложил ввести неналоговый платеж со всех фильмов в размере 3% от стоимости билета в кинотеатре, сообщает РБК . Вырученные примерно 1,5 млрд руб. в год пойдут на поддержку отечественного кино.

    Ранее министерство предлагало взимать с иностранного фильма 5 млн руб. за выдачу прокатного удостоверения. Теперь же Мединский выступил с инициативой о введении сбора в размере 3% от проката любой картины — и зарубежной, и российской. Об этом он заявил на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии.

    По словам Мединского, введение сбора и его размер обсуждались с представителями киноиндустрии. За основу был взят опыт Франции, где подобный сбор уже существует и составляет 12%.

    «Мы долго эту тему обсуждали с отраслью, звучали разные цифры, — рассказал министр. — Мы предлагаем начать с 3%, его будет платить кинотеатр. Все крупнейшие киносети считают ее разумной. Методику оплаты мы еще будем разрабатывать. По сути, это налог с продаж».
    Сейчас кинопрокатчики платят только 3,5 тыс. руб. за прокатное удостоверение. В мае этого года Минкультуры заявило о том, что согласовало с кинопродюсерами введение сбора за выход иностранных фильмов в российский прокат. Размер сбора — 5 млн руб. за один фильм, показанный в кинотеатрах более чем 100 раз. По данным «Коммерсанта», из-за протестов со стороны индустрии в октябре этого года Мединский от этой идеи отказался.

    На сайте Кремля опубликовали поручения Президента РФ Владимира Путина, сформированные по итогам встречи с представителями российских деловых кругов и объединений, состоявшейся 21 сентября 2017 года.

    Президент поручил Правительству ускорить разработку и внесение в Госдуму проекта федерального закона, предусматривающего определение единых правил установления, исчисления и взимания неналоговых платежей (так называемый "неналоговый кодекс"). Срок установленный для выполнения поручения - 15 декабря 2017 года.

    Новый закон должен будет распространятся на все обязательные неналоговые платежи, которые носят индивидуально-безвозмездный характер, либо взимаются за выдачу документов, подтверждающих определенные права, и связаны с ведением предпринимательской деятельности.

    Также Президент поручил министрам внести законы об уточнении правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и продлить переходный период, в течение которого за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица прибыли КИК, уголовная ответственность не наступает при возмещении в полном объёме ущерба, причинённого бюджетной системе РФ.

    Минфин внес в правительство разработанный совместно с Минэкономразвития законопроект о неналоговых платежах.

    Это рамочный закон, он станет основой "кодекса неналоговых платежей", пишет "Российская газета" .

    Законопроект распространяется на все обязательные неналоговые платежи, которые носят индивидуально-безвозмездный характер, либо взимаются за выдачу документов, подтверждающих определенные права, и связаны с ведением предпринимательской деятельности. В первоначальной редакции перечня неналоговых платежей федерального уровня их было более 30, рассказал "РГ" директор Департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Вадим Живулин.

    В случае принятия законопроекта будет проведена масштабная инвентаризация существующих обязательных платежей, обещал Живулин. При этом взимать с предпринимателей можно будет только те из них, которые будут признаны обоснованными в ходе такой работы.

    Законопроект предполагает, что после 1 июля 2019 года можно будет не платить по платежам, которые не попадут в специальный реестр или информация о которых не появится в Интернете в установленном порядке.

    Кроме того, к любому новому платежу или изменению существующего бизнесу дадут подготовиться: принятые об этом акты будут вступать в силу не ранее 1 января следующего года либо через полгода после опубликования. Похожее правило вводится по новым формам отчетности, связанным с платежами. Упорядочивается определение ставок платежей. Проект также дает ряд процедурных гарантий компаниям, касающихся точности расчетов, - возможность быстрого получения справок о платежах, проведения совместной сверки, перерасчета.

    Курортный сбор включат в реестр обязательных платежей, иные сборы с физических лиц отражаться в перечне не будут. Ведение такого реестра предусмотрено .

    Поскольку положения этого законопроекта должны регулировать платежи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информация о курортном сборе будет отражена в соответствующих перечнях и реестрах обязательных платежей. Поскольку именно на юрлиц и ИП будет возложена обязанность по сбору курортного сбора.

    В то же время иные платежи, взимаемые с физических лиц, отражаться в перечнях и реестрах не будут, пишет RNS. Таким образом, в реестр, например, не будет включена плата за парковки.

    «Главное правило, что взиматься могут только те платежи, которые попадут в перечень», — передал RNS через пресс-службу директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин.

    Для вновь вводимых платежей устанавливается правило, согласно которому они могут взиматься только с 1 января года, следующего за годом введения, но не менее чем через шесть месяцев. Живулин поясняет, что «это ограничение позволит обеспечить приемлемый переходный период и исключит возможность внезапного установления новых платежей».

    Правовыми актами представительных органов муниципального образования. Предусмотрено ведение реестров таких платежей.

    Введение новых или изменение действующих обязательных платежей допускается не ранее 1 января года, следующего за годом принятия утверждающих их нормативных актов, но не ранее шести месяцев со дня официального опубликования этих актов.

    В проекте указаны права и обязанности плательщиков и органов (организаций), осуществляющих администрирование обязательных платежей. В частности, в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты платежей.

    В 2018 году Минфин России ведёт активную работу над систематизацией так называемых неналоговых платежей, которые пока в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Предполагается, что итогом станет своего рода «Кодекс неналоговых платежей», который в виде отдельного ФЗ вольётся в НК РФ. Рассказываем, как будет законодательно урегулирован этот вопрос и о каких видах неналоговых платежей вообще можно вести речь.

    Цели законопроекта

    Сегодня государство готово упорядочить систему неналоговых платежей и сборов:

    • часть из них (преимущественно – неналоговые обязательные платежи) перенести в НК РФ;
    • основную часть – привести к общему знаменателю в плане регулирования.

    Общая цель создания системы неналоговых платежей в бюджет – сделать условия их взимания понятными и предсказуемыми, а часть сохранить в условиях работы конкурентного рынка.

    Предыстория

    В 2017 году Минфин разработал законопроект согласно тем решениям, которые были приняты на рабочей группе в Минэкономразвития с представителями бизнеса. Его внесли его в Правительство, но к нему был ряд замечаний, и проект вернули на доработку.

    Основная проблема в том, что в него пытались включить все существующие неналоговые платежи предпринимателей, а они достаточно разнородны. Поэтому само определение неналогового платежа было очень сложное. Это могло привести к трудностям применения этого закона в дальнейшем.

    Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал дополнительное поручение проработать этот вопрос еще раз и рассмотреть возможность урегулирования некоторых платежей в рамках НК РФ для создания единых правил игры и систематизации таких платежей.

    В итоге, судьба законопроекта о неналоговых платежах в 2018 года такова: в марте состоялось совещание у премьера, на котором принято решение разделить основные неналоговые платежи на 3 категории. По двум из них Минфин готовит проект закона о включении их в НК РФ.

    Чтобы не было споров, какие отчисления к неналоговым платежам относятся (3-я группа), для определения их статуса была создана рабочая группа на уровне Правительства.

    Подвижки есть: так называемый кодекс неналоговых платежей квазиналогового характера готов в виде поправок в НК РФ. Новая система должна полностью заработать уже с 2020 года.

    Как известно, за нарушения НК РФ есть ответственность, в том числе уголовная. Поэтому будет переходный период (до 10 лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства неналоговые платежи будет мягче.

    Утилизационный сбор будет налогом.

    Всего на включение в НК РФ Минфин рассматривает 6 платежей, включая обязательные отчисления операторов связи. Отдельная тема – эта курортный сбор. Минфин полагает, что ему место тоже в Налоговом кодексе.

    Будет ли реестр неналоговых платежей?

    Известно, что изначально Минфин хотел создать отдельный реестр. И если какой-то платеж в него не включен, то платить его не надо. Хотя в целом чиновники не против него, позиция поменялась: если платёж включён в Налоговый кодекс, для него никакой реестр уже не нужен.

    Платежи, которых в НК РФ не будет

    Минфин проработал большой перечень неналоговых платежей другого рода и выявил ряд тех, которые регулировать не нужно, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке.

    ПРИМЕР 1

    Плата за медосмотр работников, который не обязательно нужно проходить в госучреждении.

    Такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то данный вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы.

    ПРИМЕР 2

    Портовый сбор.

    Он обязательный, но все условия и тарифы по нему устанавливает законодательство о естественных монополиях. То есть, по сути, вопрос уже урегулирован.

    Платежи не в НК РФ, но требующие регулирования

    Существует также достаточно большой блок платежей, связанный с различными госэкспертизами, который требует дополнительного регулирования.

    Поскольку это государственная экспертиза, она обязательна. Но государство делегировало право ее производить, например, какому-то бюджетному учреждению. Тогда в этом случае должны быть общие правила игры – когда может меняться этот платеж, как определять его размер.

    Однако, исходя из классификации неналоговых платежей (см. выше), эти – не похожи на налоги и сборы. Их регулирование должно быть иным.

    Сейчас они либо в законах, либо в постановлениях и других актах, которые устанавливают общие требования и методику расчета стоимости экспертиз.

    Особенность этих платежей – отсутствие у них фиксированной стоимости. Методика её расчета обычно включает непосредственные затраты, которые необходимы для проведения соответствующей экспертизы. А установление фиксированной суммы привело бы к переплате одними и недоплате другими. И, как следствие, к падению качества этих экспертиз.

    Рабочая группа Минфина приняла решение сформировать свой реестр неналоговых платежей в разрезе этих групп, а также проработать этот вопрос дополнительно с бизнесом, чтобы выявить общие и частные проблемы, а также определить возможные пути их решения.

    По сути, это должны быть рамочные требования, чтобы все понимали:

    • откуда берется платеж;
    • как определяется его размер;
    • как он может меняться.

    Ещё одна цель, чтобы не было больших различий между регионами: сейчас один и тот же платеж в разных регионах может называться и стоить по-разному, и это не всегда обоснованно.

    Минфин против обхода НК РФ

    Чиновники выступают за жёсткий механизм введения новых неналоговых платежей. В рамках вхождения ключевых неналоговых платежей в НК РФ по факту будет прекращена практика введения новых платежей, похожих на налоги, вне Кодекса.

    Именно по этой причине Минфин за то, что туристический сбор, в каком бы виде он ни вводился, должен вводиться только через Налоговый кодекс.

    Четыре обязательных неналоговых платежа, которые Минфин разрешил включать в налоговые расходы (Вайтман Е.)

    Дата размещения статьи: 27.01.2016

    Плата за проезд большегрузов относится к прочим расходам.
    Учет утилизационного сбора зависит от категории плательщика.
    Экологический сбор за 2015 г. платить не нужно.

    При расчете налога на прибыль организация вправе учесть в расходах не только другие налоги и сборы, но и обязательные неналоговые платежи. Самые распространенные из них - страховые взносы в фонды, ввозные и вывозные таможенные пошлины (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    В Налоговом кодексе не говорится о прочих неналоговых платежах. Например, о новом дорожном сборе с владельцев большегрузных автомобилей, утилизационном или экологическом сборе. Лишь указано, что в налоговые расходы не включаются те обязательные сборы, которые перечислены в ст. 270 НК РФ (см. таблицу ниже).

    Таблица

    Учет налоговых и неналоговых платежей при расчете налога на прибыль

    Вид налога, сбора или иного платежа

    Учитывается или нет при расчете налога на прибыль

    Налоги и сборы

    Налог на прибыль

    Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

    НДС, предъявленный покупателю

    Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

    Акциз, предъявленный покупателю

    Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

    Налог на имущество

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Транспортный налог

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Земельный налог

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Водный налог

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Торговый сбор

    Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

    Налог на игорный бизнес

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Государственная пошлина

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Сбор за пользование объектами животного мира

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Пени и штрафы по налогам и сборам

    Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

    Неналоговые платежи

    Страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Страховые взносы в ФСС РФ на травматизм

    Да (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Пени и штрафы по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

    Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

    Пени и штрафы по страховым взносам на травматизм

    Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

    Ввозные и вывозные таможенные пошлины

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (новый дорожный сбор с большегрузных автомобилей)

    Утилизационный сбор за автомобили

    Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

    Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов

    Да (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ)

    Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх допустимых нормативов, но в пределах установленных лимитов

    Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

    Плата за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду

    Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

    1. Новый дорожный сбор с владельцев большегрузных автомобилей

    С 15 ноября 2015 г. организации, имеющие в собственности автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, обязаны перечислять плату в счет возмещения вреда автодорогам (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").

    Плата составляет 3,73 руб. за 1 км пройденного пути (п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504). С 18 ноября 2015 г. предусмотрены понижающие коэффициенты (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191):

    Организация вправе учесть эту плату при расчете налога на прибыль (подробнее читайте во врезке на с. 54). Так считает Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133). Но не как налоги и сборы. Ведь плата за проезд большегрузов к ним не относится (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). А как прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Важно. "Упрощенцы" не учитывают в расходах плату за проезд большегрузов

    Перечень расходов, которые вправе признать "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы минус расходы", является закрытым (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    В него включены уплаченные налоги и сборы (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Плата за проезд большегрузных автомобилей не является ни налогом, ни сбором (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). В перечне учитываемых расходов она также не упоминается. Поэтому "упрощенцы" не могут учесть ее при расчете "упрощенного" налога. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133).

    Но только при условии, что организация использует большегрузный автомобиль в деятельности, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    2. Утилизационный сбор за автомобили

    За каждый автомобиль, произведенный в России или ввезенный из-за границы, уплачивается утилизационный сбор (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - Закон N 89-ФЗ). Когда автомобиль придет в негодность, за счет средств этого сбора он будет утилизирован. Без взимания с собственника дополнительной платы за утилизацию.

    Плательщиками утилизационного сбора являются (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ):

    Российские автопроизводители;

    Импортеры автомобилей;

    Покупатели автомобилей у лиц, которые освобождены от уплаты утилизационного сбора или не уплатили его в нарушение действующих норм.

    Утилизационный сбор является обязательным платежом. Но не относится к налогам и сборам, установленным налоговым законодательством (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). Порядок отражения утилизационного сбора в налоговом учете зависит от категории плательщика и целей использования автомобиля. Минфин России разъяснил этот порядок лишь для производителей и покупателей автомобилей.

    Организация является автопроизводителем

    Утилизационный сбор она включает в прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так рекомендует Минфин России (Письма от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650 (это Письмо ФНС России разослала по нижестоящим инспекциям Письмом от 25.03.2014 N ГД-4-3/5347@)).

    Сбор отражается в расходах того периода, в котором у автопроизводителя возникла обязанность по его уплате (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

    Организация купила автомобиль у лица, не уплатившего утилизационный сбор

    Она обязана сама заплатить этот сбор. Если автомобиль куплен не для перепродажи, компания учитывает его как основное средство (п. 1 ст. 257 НК РФ). При условии, что его стоимость составляет более 40 000 руб. (с 2016 г. - более 100 000 руб.).

    Утилизационный сбор включается в первоначальную стоимость основного средства (подробнее читайте во врезке на с. 56). Организация списывает его в налоговые расходы по мере начисления амортизации автомобиля (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650).

    Минфин России не пояснил, как учитывать утилизационный сбор, если организация купила автомобиль для перепродажи. Считаем, что компания вправе поступить одним из двух способов:

    Включить утилизационный сбор в покупную стоимость автомобиля. В этом случае она учтет сумму сбора только в том месяце, когда продаст автомобиль;

    Отразить его как прочие расходы. Организация признает эти расходы в месяце, когда у нее появилась обязанность по уплате утилизационного сбора.

    Примечание. Если покупатель авто сам уплатил утилизационный сбор, его включают в первоначальную стоимость ОС .

    3. Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

    Это еще один новый обязательный сбор. Его плательщиками являются производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают утилизацию отходов от их использования (п. 7 ст. 24.2 и п. 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ). Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р.

    Планировалось, что впервые экологический сбор нужно будет уплатить за 9 месяцев 2015 г. (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ). Но на 2015 г. Правительство РФ установило нулевые нормативы утилизации отходов от использования товаров. Это означает, что за 2015 г. экологический сбор платить не нужно (разъяснения Минприроды России без номера и даты, размещены на сайте этого ведомства www.mnr.gov.ru 20 октября 2015 г.). Возможно, обязанность по уплате сбора появится с 2016 г.

    Минфин России подтвердил, что экологический сбор не является налоговым платежом. Он отличается от сборов, установленных налоговым законодательством (Письмо от 13.04.2015 N 03-02-07/1/20823).

    Ведомство не уточнило, как отражать экологический сбор в налоговом учете. Но этот сбор аналогичен утилизационному. Оба сбора введены одним нормативным актом - Законом N 89-ФЗ.

    Автопроизводители включают утилизационный сбор в прочие расходы (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650). Эту же логику можно распространить на учет экологического сбора.

    4. Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, но лишь в пределах нормативов

    В налоговом учете платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ относятся к материальным расходам (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ и Письмо Минфина России от 20.01.2009 N 03-03-06/2/6). Организация признает их на дату начисления платежа (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

    Плата за сверхнормативные выбросы в налоговые расходы не включается (п. 4 ст. 270 НК РФ). Но организациям устанавливаются не только нормативы допустимых выбросов, а еще и лимиты (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

    Лимиты на выбросы устанавливают тем компаниям, которые не в состоянии придерживаться допустимого уровня загрязнения. Но предпринимают меры для поэтапного снижения выбросов до этого уровня (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

    Минфин России считает, что плату за выбросы сверх допустимых нормативов, но в пределах лимитов нельзя включать в расходы (Письма от 01.12.2005 N 03-03-04/403 и от 03.12.2004 N 03-03-01-04/1/169). Такие выбросы являются сверхнормативными. Хотя и находятся в пределах лимитов.