Что входит в благоустройство придомовой территории. Дороги во дворах многоквартирных домов: кто должен ремонтировать

Фото: Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин

Работы финансируются в основном за счёт средств от продажи патентов индивидуальным предпринимателям, доходов от платных городских парковок и налогов на доходы физических лиц от сдачи квартир в аренду.

За последние годы в столице было реконструировано более 22 тысяч дворов, сообщил на заседании Президиума Правительства Москвы.

«Мы реконструировали, отремонтировали, восстановили более 22 тысяч московских дворов. Речь идёт о создании спортивных, детских площадок, озеленении, формировании парковочного пространства и ряде других мероприятий. Важно, чтобы эта работа не останавливалась, продолжалась на системном уровне», — отметил Мэр Москвы.

По его словам, необходимо обеспечить контроль над тем, что уже сделано: своевременно заменять сломанные малые архитектурные формы, поддерживать в хорошем состоянии спортивные и детские площадки. Также благоустройство надо обеспечить постоянными источниками финансирования. Основными из них являются три.

«Первое — это плата за парковку, второе — это плата за патенты, которые собираются в том или ином районе, и третье — это налоги, которые поступают от сдачи в аренду жилья (квартир). И часть централизованных источников, которые поступают непосредственно из бюджета города Москвы. Это достаточно значимые источники. Финансирование по ним год от года увеличивается. В следующем году объём таких средств будет немалым — он составит около 10 миллиардов рублей. Причём они распределяются по понятной чёткой формуле между префектурами и районами», — уточнил Сергей Собянин.

Мэр Москвы подчеркнул, что теперь следует наметить чёткие планы реализации этих программ и освоения этих средств таким образом, чтобы все проекты создавались с учётом мнения горожан и предполагали постоянную реновацию столичных дворов, чтобы они постоянно находились в хорошем состоянии.

Заместитель Мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства доложил о реализации программы благоустройства дворовых территорий.

«C 2011 года в городе действует программа комплексного благоустройства дворовых территорий. Выделенный объём финансирования за прошедшие годы позволил отремонтировать и провести комплексное благоустройство московских дворов. Притом что с 2016 года основным источником финансирования являются средства стимулирования управ районов», — сказал заммэра.

Он отметил, что часть дворов была отремонтирована в рамках программы «Моя улица». Это дворы, расположенные рядом с зонами благоустройства.

«В столице более 24 тысяч дворов, в том числе 22,5 тысячи дворов в старых границах города. На сегодняшний день 22,5 тысячи дворов приведено в порядок, капитально отремонтировано в рамках стандарта комплексного благоустройства, безопасной эксплуатации», — уточнил Пётр Бирюков.

Программа ремонта и обустройства дворовых территорий на этот год завершена. «Приоритетной задачей на 2017-й и последующие годы является поддержание в технически исправном состоянии в соответствии с нормативными требованиями всех дворовых территорий, а также обеспечение сохранности различных элементов и малых архитектурных форм на благоустроенных территориях. Состояние московских дворов сегодня позволяет перейти на ритмичный межремонтный интервал в зависимости от технического состояния того или другого двора», — отметил заммэра.

В 2017 году планируется благоустроить около трёх тысяч дворов,отремонтировать или сделать заново 820 детских площадок, 41 детский игровой городок, 468 спортивных площадок, 188 площадок тихого отдыха, 403 площадки для выгула домашних животных, 16 хозяйственных площадок. Также запланированы работы по ремонту асфальта и ограждений, созданию дополнительных мест парковки автомобилей, озеленению, приведению в порядок контейнерных площадок и других объектов.

Городскую программу комплексного благоустройства дворовых территорий реализуют в Москве с 2011 года. В 2011-2014 годах в рамках этой программы провели централизованный ремонт и комплексное благоустройство дворовых территорий. В результате московские дворы привели в соответствие с новым стандартом комфорта.

Он включает:

— разумную и безопасную организацию дворового пространства;

— отделение пространства для машин (парковки, проезжая часть) от пространства для людей (тротуары, детские, спортивные и другие площадки);

— озеленение (деревья, кустарники, клумбы, газоны);

— качественную инфраструктуру для отдыха и занятий спортом всех категорий жителей (современные детские площадки, межквартальные игровые городки, спортивные площадки, комплексы уличных тренажёров, площадки для тихого отдыха);

— по желанию жителей ограничение въезда во дворы постороннего транспорта (шлагбаумы).

В 2015 году были проведены работы по благоустройству в 4047 дворах, в том числе комплексный капитальный ремонт — в 1578 дворах. В 2016 году — в 3050 дворах, в том числе комплексный капитальный ремонт коснулся 2078 дворов.

Всего с 2011 по 2016 год в московских дворах капитально отремонтировали или сделали заново 22 288 площадок различного назначения. Среди них 16 832 детские площадки, 1664 детских межквартальных игровых городка, 1194 спортивные площадки, 2598 площадок иного назначения. Во дворах установили более 3,5 тысячи комплексов уличных тренажёров, заменили 29,6 миллиона квадратных метров асфальтового покрытия.

Применяемые в Москве механизмы финансирования обеспечивают:

— поддержание дворовой инфраструктуры (детские горки, тренажёры и другое оборудование) в исправном состоянии;

— регулярный (в среднем один раз в семь лет) ремонт дворовых территорий;

— реализацию проектов дополнительного благоустройства дворовых территорий на основе пожеланий жителей.

Одновременно с благоустройством дворов в Москве ремонтируют и приводят в порядок подъезды многоквартирных домов. В среднем их ежегодно ремонтируют около 20 тысяч, что позволяет поддерживать в нормальном состоянии все 105,9 тысячи московских подъездов.

Так, в 2016 году отремонтировали 22 335 подъездов, план на 2017 год — 20 661 подъезд. Работы финансируются за счёт средств управляющих компаний.

Нередки ситуации, когда, к примеру, в центре дороги во дворе появилась яма, – пройти либо проехать на автомобиле к подъезду стало для жильцов проблемой. Кто и как должен осуществлять ремонт? Каким образом организации, которые несут ответственность за данный вид работ, экономят на ремонте дороги во дворе?

Кто отвечает за дорогу во дворе

Каждый год в России проводится капитальный ремонт дорог, во время которого первым делом снимают верхний слой асфальта, затем укладывают новый и наносят разметку. Такие же работы должны регулярно проводиться с дорогами во дворах и тротуарами.

Попробуем разобраться в том, кто должен осуществлять ремонт дороги во дворах, как жильцы многоквартирных домов могут ускорить проведение этих работ, а также во многих других важных аспектах.

Чтобы понять, кто по закону ремонтирует дороги во дворах, прежде всего стоит определить, кто является их хозяином.

Согласно Постановлению Правительства РФ №491, ответственность за содержание и ремонт дороги внутри двора, которая является частью придомовой территории и оформлена в общедолевую собственность, несет управляющая организация. Что касается границы придомовой территории, они обозначены в документах кадастрового учета или техническом паспорте МКД.

Если участок дороги, который нуждается в ремонте, относится к общедолевой собственности жильцов многоквартирного дома, то все вопросы, касающиеся проведения работ, решает общее собрание собственников МКД.

Если же дорога во дворе многоквартирного дома является частью городских улиц, а не общего имущества жильцов, то ответственность за ее содержание и ремонт, согласно ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения» (статья 12 п. 2.), несет муниципалитет.

  • Содержание муниципальных автомобильных дорог: как грамотно на этом сэкономить

Дороги во дворе по ГОСТу

Вопросы, связанные с дорогами во дворе, регламентируются следующими нормативными документами:

  • СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
  • Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений (Москва, 1994 год).

В соответствии с их нормами, улицы в жилой застройке имеют свою классификацию, которая определяет ширину пешеходной части тротуара и полосы движения.

Основное
назначение

Ширина полосы движения

Минимальная
ширина пешеходной
части тротуара

Основная

Связь с главной улицей и внутри жилых территорий

Второстепенная (переулок)

Связь между основными жилыми улицами

Связь улицы и жилых домов, расположенных в глубине квартала

Что касается требований к ширине противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию либо сооружению (допустимо также включение тротуара, который примыкает к подъезду), то они изложены в статье 67 раздела II Федерального Закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Итак, ширина проезда должна составлять не менее 6 метров, а также:

  • не более 16 метров – для зданий высотой более 28 метров;
  • не более 8 метров – для зданий высотой не более 28 метров.

Размеры площадок для разворота пожарной техники, которыми должны заканчиваться тупиковые проезды, должны составлять не менее 15×15 метров.

Требования к размерам ям на дорогах заключаются в следующем:

  • ширина – менее 60 см;
  • длина – меньше 15 см;
  • глубина – менее 5 см.

В соответствии с требованиями ГОСТа яма, не соответствующая данным параметрам (даже одному), должна быть ограждена, после чего отремонтирована.

Жалоба на дорогу во дворе, или откуда ждать проблем

Действующие законодательные нормы гласят, что обязанностью коммунальных служб является круглогодичное проведение во дворах жилых домов ряда мероприятий, в том числе по содержанию и ремонту покрытий дворовых проездов, тротуаров, гостевых парковок и пешеходных дорожек. При этом на дорогах во дворе не должны быть ям, а на отремонтированных участках - трещин, неровностей, рубцов или пустот.

Укладка асфальта во время ремонта должна быть выполнена в течение суток, сколотые части дорожного покрытия должны быть вывезены не позднее суток после окончания работ. На одном уровне с проезжей частью следует располагать люки колодцев (решеток).

Порядок на придомовой территории относится к сфере компетенции управляющей компании или ТСЖ (в зависимости от способа управления МКД). Поэтому, если состояние дорог является неудовлетворительным, собственники квартир первым делом обращаются именно в эти организации.

Кроме того, жильцы могут подать обращение в комитет городского хозяйства администрации города или департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Специалисты ведомств занимаются обследованием дороги во дворе, составлением акта и определением объема работ.

Следующей инстанцией, в которую жильцы МКД могут обратиться с жалобой, является государственная жилищная инспекция, осуществляющая контроль за:

  • обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению ЖКУ, которые соответствуют требованиям федеральных стандартов качества;
  • сохранностью и использованием жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в МКД независимо от их принадлежности.

Часто найти лиц, которые несут ответственность за ремонт дороги во дворе многоквартирного дома, бывает крайне сложно.

Чтобы в кратчайшие сроки решить проблему ремонта дороги во дворе, следует обратиться в местную ГИБДД с заявлением, которое содержит требования:

  • о ремонте поврежденных участков дороги во дворе;
  • об установлении виновных лиц и привлечении их к ответственности в соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ «Нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или иных дорожных сооружений».

Сотрудники ГИБДД уполномочены применять меры административной ответственности в отношении лиц, которые ненадлежащим образом исполняли свои обязанности по благоустройству и ремонту дороги во дворе. На практике случалось, что инициативные жильцы МКД подавали иски в суд. Главное при этом – чтобы владельцы квартир не имели долгов по оплате ЖКУ.

  • Cуд обязал подрядчика за свой счет заново провести ремонт дорог

Мнение эксперта

Как взыскать долги за ремонт дороги во дворе с жителей МКД

Иван Спирин,

генеральный директор компании Proplex, Подольск

Вы можете добиваться оплаты задолженности за ремонт дороги во дворе своими силами либо воспользоваться услугами коллекторских агентств.

Если вы приняли решение справиться самостоятельно, то можете избрать лояльную, агрессивную или нейтральную стратегию.

  1. Следуя лояльной стратегии поведения, периодически совершайте должнику телефонные звонки и напоминайте о долге. Имейте в виду, что результат вы получите лишь в том случае, если клиент не оплачивает задолженность по забывчивости. Часто сотрудников компаний – поставщиков услуг, которые используют данную тактику, подстерегает одна и та же ошибка: входя в положение дебитора, они начинают оправдывать его перед руководством. Генеральный директор фирмы должен объяснить своим сотрудникам, что входить в положение неплательщика бесконечно недопустимо. Часто в общении с должниками эффективна фраза «Я бы не стал так настаивать, я знаю о ваших обстоятельствах, но поймите и вы: с меня начальство спрашивает».
  2. Агрессивный подход подразумевает жесткие переговоры, скрытые или явные угрозы с описанием последствий перехода дебитора в статус злостного неплательщика. В качестве самого весомого аргумента вы можете использовать угрозу обратиться в суд и взыскать долги по полной программе, включая пени за просрочку.
  3. Универсальной можно назвать нейтральную стратегию, которая предполагает сухое описание должнику положения дел со ссылкой на законодательные акты и пункты договора, а также конкретизацию требований. Уместной будет фраза сотрудника о личном восприятии ситуации с задолженностью, например: «Для нас каждый клиент является большой ценностью, и мне досадно в очередной раз видеть, что вы не оплачиваете услуги. Мне известны ваши трудности, но все же долг следует погасить». Затем описываются последствия – негативные в случае неоплаты (это может быть обращение компании в суд) либо позитивные, если долг будет оплачен (к примеру, предоставление услуг, которое было приостановлено или ограничено, в кратчайшие сроки возобновится).

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (статья 117) гласит, что ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги возможно, если услуга оплачена не полностью, через 30 дней после письменного предупреждения. Вместе с тем статья 119 (пункт «в») запрещает отключать должнику отопление, а в многоквартирных домах – и холодное водоснабжение.

4.Нестандартный метод не противоречит закону и не требует привлечения к разбирательствам третьей стороны. В чем суть данного подхода? Закон запрещает отключать отопление и холодную воду, однако умалчивает насчет коллективной телевизионной антенны. Конечно, некоторые жильцы обеспечены кабельным ТВ, поэтому результат нестандартного метода не гарантирован. Однако, даже если те неплательщики, которые остались без телевидения, оплатят хотя бы частично долги за жилищно-коммунальные услуги, в масштабах государства речь идет о миллионах.

В качестве примера приведем историю одной из управляющих компаний Москвы (ДЕЗ2), задолженность жильцов перед которой составила около 2 млн руб. Воспользовавшись услугами коллекторов, за один месяц УК смогла добиться оплаты задолженности и даже суммы пеней. Что предприняли коллекторы? Сначала они направили каждому должнику письмо с претензией, затем провели с ним переговоры и проконтролировали оплату. Некоторые жильцы и после получения писем отказывались платить. Тогда коллекторы подали заявления в арбитражный суд, после чего неплательщики, дабы избежать судебного процесса, оплатили долги.

Итак, схема работы коллекторских фирм выглядит следующим образом. Сначала они отправляют должникам уведомления и устанавливают для них срок добровольной оплаты задолженности. Если данные меры не приносят результата, юристы отправляют неплательщикам извещения с приглашением на заседание комиссии, в ходе которой им разъясняют дальнейшие последствия неуплаты. Эта мера является последней возможностью должника избежать судебных разбирательств или получить рассрочку. Если он не пользуется этим правом, коллекторы направляют обращение в суд с требованием о взыскании не только суммы долга, но и пени.

Жители больших городов изобретают самые разные способы, чтобы не платить за ремонт дороги во дворе. Коллекторские компании в их отношении используют особые методы, к примеру, обращение об ограничении выезда должника за пределы РФ. На данный момент проходит обсуждение закона, который позволит лишать должника водительского удостоверения.

Как выбрать подрядчиков для ремонта дороги во дворе

Общепринятых критериев выбора подрядчиков на рынке, сожалению, не существует. Многие управляющие организации, выстраивая сотрудничество с партнерами на долгосрочной основе, определяют основные критерии качества ремонта дороги во дворе еще до начала работ, что помогает совместными усилиями достигать общих целей.

В большинстве случаев подрядчиков, которые должны соответствовать заданию, выбирают по принципу компетенции. Хотя различные нюансы могут возникать от проекта к проекту, отбор чаще всего осуществляется комплексно по направлениям деятельности. Подрядчику, который не может квалифицированно исполнить задачи, лучше своевременно найти замену.

Наиболее популярным и простым является отбор по цене, однако немалую роль играют и репутационные параметры. Чтобы убедиться в высоком уровне квалификации потенциального подрядчика, компания может запросить его портфолио. Наилучшим подтверждением надежности партнера служит мнение тех, кто ему доверяет. Если это такие гиганты, как «Мега» или «Ашан», либо известный иностранный бренд, то с большой степенью вероятности данному подрядчику можно доверить выполнение ответственных работ по ремонту дороги во дворе.

Об ответственном отношении к делу и профессионализме свидетельствует членство компании в какой-либо знаковой ассоциации, ведь недобросовестных подрядчиков попросту исключают из ее рядов.

Однако на российском рынке критериев оценки качества работ по ремонту дороги во дворе нет как таковых, система рейтинга компаний и их независимая оценка, которая могла бы быть сформирована на уровне ассоциаций, также отсутствуют.

В современных условиях отсутствия гарантии качества работы исполнителя все управляющие организации, которые сегодня озадачены выбором подрядчиков, сталкиваются с немалым риском. Многие стремятся сотрудничать с компаниями, имя которых на слуху, а не с новичками, считающимися темными лошадками. Хотя и среди известных операторов встречаются и те, к которым обращаются лишь при необходимости сэкономить.

1. Техническое задание.

До начала работ управляющей компании следует сформировать комплексную производственную программу с четким описанием операций и их периодичности. Вести переговоры с подрядчиком на уровне «подумай сам, как лучше сделать» недопустимо. УК должна заблаговременно определить, что делать и как. Пользуясь подобным подходом, выбирать подрядчиков намного проще. В таком случае задача сводится к поиску добросовестного исполнителя, который четко соблюдает условия и сроки, прописанные в договоре. Уменьшаются риски подрядчика, снижаются издержки, контроль выполненных работ сводится к мониторингу их количества и технологичности.

Задача управляющей компании заключается в четком и пошаговом планировании работ по ремонту дороги во дворе, которое бы не оставляло сомнений у подрядчиков. Если речь идет об оперативных действиях по инцидентам, то производить проверку управленцам следует по инструкции произведенного действия.

При взаимодействии с подрядчиками управляющая компания должна выступать от имени жильцов многоквартирного дома как квалифицированный заказчик. Чего же хотят собственники квартир? Безусловно, чтобы в их жилье все было надежно и работало без сбоев. Именно управленцы должны перевести эти слова на язык технологических регламентов, оформить всю необходимую документацию, провести запланированные мероприятия, выполнить все инструкции и т. д.

При правильном подходе функции подрядчика заключаются в подборе квалифицированного персонала, обучении и аттестации, контроле за ходом выполнения работ, работе над дисциплиной, следовании срокам, формировании маршрутных листов и т. д. Иными словами, исполнитель должен выполнять задачи по количеству и качеству, не думая о том, как спланировать работы по ремонту дороги во дворе.

2. Нормативы контроля.

Нормативы контроля непрерывно разрабатываются и обновляются. Программы по контролю исполнения заказа, которые формируются в зависимости от здания и ситуации, могут касаться поведения подрядчика, его внешнего вида, количества мероприятий и многих других аспектов. В большинстве случаев для проверки несколькими способами выбирают 5–10 % мероприятий.

Способы контроля классифицируются:

  • на документарные (если проведение мероприятия не зафиксировано документально, то его считают невыполненным);
  • визуальные (осмотры участков дороги во дворе);
  • инструментальные (выборочная разборка установленных элементов, измерения и т. п.).

Контроль может быть проведен как по окончании работ, так и непосредственно в ходе их проведения, когда проверяющий приезжает без предупреждения. Если в результате проверки появились замечания, то следующим важнейшим этапом является их тщательная отработка.

Вместе с тем чрезмерно терроризировать подрядчиков все же не стоит. Важно, чтобы управляющая компания ставила перед ними выполнимые задачи и понимала, что идеально на 100 % их не выполнит никто.

Если по итогам работ по ремонту дороги во дворе были выполнены 97 % договоренностей, это можно считать успехом. Однако не стоит судить о каждом мероприятии отдельно, нужно оценивать общий объем информации, который в дальнейшем будет тщательным образом обработан. Важным критерием является то, критичны или нет те 3 % мероприятий, которые не были выполнены. От этого зависит алгоритм дальнейших действий управляющей компании и подрядчиков.

Среди специалистов на сегодняшний день нет единого мнения относительно того, как улучшить положение на рынке. Оценка должна быть выражена в системе показателей: к примеру, 97 % исполнено – нареканий нет. Должен быть принят определенный комплекс показателей, которые обязан выполнить подрядчик.

В качестве наказания за отклонения от договора или сметы сегодня используются фиксированные штрафы. Однако все более активно управляющие компании используют систему комплексных показателей для подрядчика. Работа в данном направлении проходит тяжело, ведь штрафы и необъективные суждения более привычны в нашей среде. К примеру, распространены ситуации, когда подрядчики не выполнили 100 % работ, и управляющая компания на свое усмотрение снизила оплату их услуг. Споры о том, справедливо это или нет, начинаются уже по факту случившегося, что говорит о незрелости рынка.

3. Контроль со стороны жителей.

В некоторых регионах было решено обязать заказчиков применять средства видеофиксации как инструмент непрерывного контроля за процессом ремонта дороги во дворе. Нововведение коснулось государственных и муниципальных контрактов по выполнению соответствующих мероприятий. Видеозапись можно вести на жесткий диск либо онлайн, что позволяет жильцам МКД со своей стороны контролировать ход работ. На сайте местной администрации, к примеру, планируется создать раздел «Онлайн-камеры», в котором каждый гражданин, не покидая своего дома, сможет наблюдать за ремонтом дороги во дворе.

Как можно сэкономить на ремонте дорог во дворе

Чтобы не переплачивать за ремонт или не оказаться ответственным за плохое состояние дороги во дворе после его проведения, нужно следовать следующим правилам:

  1. Проводите ремонт исключительно в сезон.
  2. Уделите несколько часов своего времени для того, чтобы собрать информацию по теме ремонта дороги во дворе.
  3. Определитесь с подрядчиком заблаговременно.
  4. Изучите материально-техническую базу исполнителя работ.

Не забывайте о мудрой поговорке: «Cкупой платит дважды».

  • Содержание дорог в зимний период: межгосударственные стандарты

Содержание дороги во дворе в зимний период

Если уровень содержания дороги низкий, то она дорого обходится государству. Такой вывод сделали эксперты VTI, крупнейшего европейского автодорожного института. Эксперименты, проводимые ими на протяжении нескольких лет, доказали, что понижение класса содержания дорог во дворе неизбежно приводит к росту общих экономических издержек. Едва ли не самым дорогостоящим способом считается удержание проезжей части под уплотненным снежным покровом.

Обеспечить бесперебойное и безопасное движение зимой – эта задача является первоочередной для дорожных служб. При этом следует оптимизировать расходы, используя противогололедные материалы с оптимальным соотношением стоимости и качества.

Какой метод борьбы с гололедом наиболее выгодный? Казалось бы, ответ очевиден: применение дешевых реагентов снижает затраты на уборку.

  • Закон о тишине в Москве и области с 1 января 2018 года и как УК правильно его использовать

Однако, тщательно разобравшись в теме, можно понять, что использование недорогих противогололедных материалов обойдется дороже не только подрядной организации, но и государству.

Чтобы улучшить состояние дороги во дворе зимой и сделать движение по ней безопасным и быстрым, следует повысить коэффициент сцепления шин транспорта с покрытием. Есть два основных способа это сделать:

  1. Растопить снежный налет до поверхности с помощью солевых реагентов. Под действием влаги эти вещества тают вместе с отложениями снега и льда, после чего на дороге образуется не замерзающий рассол.
  2. Повысить шероховатость снега и льда, покрывающих дорогу, с помощью фрикционных материалов (щебня и песка), в некоторых случаях с добавлением соли.

Метод с использованием соли и песка считается наиболее экономичным и на данный момент является основным в арсенале российских дорожных служб. В то время как цена тонны современных реагентов колеблется в пределах 13–15 тыс. руб., тонна пескосоли в среднем стоит около 1200 руб.

Однако, к сожалению, других преимуществ смесь песка и соли не имеет.

Проведем приблизительный расчет стоимости обработки 1 кв. м дороги пескосолью и многокомпонентными реагентами.

Итак, примерная стоимость тонны смеси соли и песка составляет 1200 рублей, реагента - 14 500 рублей.

Для обработки 1 кв. м дороги во дворе требуется:

  • пескосоли - 450 г (стоимость около 50 коп.);
  • реагента - 60 г (около 80 коп.).

Иными словами, обработка реагентом обойдется дороже не в 10, а в 1,5 раза.

Продолжим расчет. Любое вещество (и песок, и реагент) необходимо распределить по дороге во дворе, что составляет следующую статью затрат. Дополнительные расходы составляет цена топлива, которое расходуется во время обработки дорог.

Машина грузоподъемностью 5 тонн со смесью соли и песка обработает около 11 000 квадратных метров дороги во дворе, а с реагентом - около 83 000 квадратных метров, что в 7,5 раз больше.

Иными словами, пока машина с реагентом будет обрабатывать дорогу, машина с пескосолью 7 раз вернется на базу, осуществит загрузку, вернется на то место, где закончила посыпку, и только после этого продолжит работу. Очевидно, топлива для работы с «дешевой» смесью соли и песка потребуется по меньшей мере в 7,5 раз больше, чем при обработке дороги во дворе многокомпонентными противогололедными реагентами.

Не стоит забывать и о том, что песок не плавит снег и не растворяется, поэтому впоследствии потребуется собрать его с улиц и транспортировать на снегосвалки, заплатив за каждую тонну. Весь этот комплекс работ повлечет за собой очередные расходы (в том числе и на топливо), которые исчисляются десятками и десятками миллионов рублей.

Что касается современных реагентов, то они бесследно тают и растворяют часть снега, снижая затраты на его вывоз и утилизацию.

К примеру, в Нью-Йорке снег повсеместно плавят реагентами, после чего вода уходит в городскую канализацию. Данный подход позволяет снизить расходы на уборку и утилизацию, а также избежать дополнительных пробок на дорогах во дворе.

Применение песка приводит к необходимости проводить ежегодные чистки ливневых стоков, что также составляет немалую статью расходов. При использовании многокомпонентных реагентов проводить эти работы не требуется.

Не стоит забывать и о расходах на подготовку и хранение соли и песка перед проведением противогололедной обработки дорог во дворе.

Пескосоль перемешивается с применением дополнительной техники (погрузчиков и бульдозеров) и хранится на крупных полигонах. Современные реагенты хранятся на поддонах под полиэтиленовой пленкой, транспортируются в мешках, а перед началом работ не требуют дополнительной подготовки.

Итак, стоимость многокомпонентных реагентов выше по сравнению со смесью соли и песка. Однако, сравнив косвенные затраты (подготовка, хранение, распределение, утилизация, последующая уборка), делаем вывод, что использование современных противогололедных средств более выгодно, чем применение пескосоли.

  • Готовимся к зиме: требования к противогололедным материалам

Мнение эксперта

Многокомпонентные реагенты становятся наиболее оптимальным выбором

Задорожная А. Ю. ,

руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог

Если рассматривать вопрос о целесообразности того или иного метода содержания дорог во дворе в зимний период с точки зрения ущерба и расходов, которые ложатся на государство и граждан, то оптимальным выбором становятся многокомпонентные реагенты.

Таков вывод шведских ученых из дорожно-исследовательского института VTI, которые в течение 5 лет проводили различные замеры и эксперименты. Полученные результаты позволили специалистам разработать модель расчета расходов, которые сопутствуют тому или иному методу ликвидации наледи и снега, по следующим статьям затрат:

  • экономический ущерб в виде увеличения расходов на топливо, к которому приводят снижение скорости движения и увеличение времени в пути;
  • экологический вред из-за увеличения объема выхлопных газов;
  • рост числа аварий и расходов на восстановление автомобилей и т. д.

Рассмотрим алгоритм расчета стоимости для двух методов обработки дороги во дворе в зимний период, которые являются диаметрально противоположными:

  • очищение дороги до асфальта с использованием многокомпонентных солевых реагентов - метод, который называют наиболее дорогостоящим в России;
  • содержание поверхности под уплотненным снежным покровом- дешевый способ.

Результаты анализа показали, что метод обработки дороги во дворе с использованием современных реагентов («черный асфальт») более экономичен по сравнению со способом «несоленого содержания».

Скорость движения транспорта по дороге под снежным покрытием ниже, чем по асфальтному покрытию. Двигаясь по снегу на низкой скорости, водитель несколько экономит на топливе. Однако разница средней скорости движения по асфальту и по снежному покрытию составляет 20 км/ч.

Объем выхлопных газов от транспорта при движении по рыхлому снегу также резко возрастает. К сожалению, данный показатель редко используют при проведении расчетов, однако его влияние на экологический статус региона сложно переоценить.

Не стоит забывать и об ущербе в результате дорожно-транспортных происшествий, который вполне ощутимым грузом ложится на плечи участников движения. Снижение стандартов зимнего содержания дороги во дворе, а также переход от использования солевых реагентов к несолевым (фрикционным), приводит к тому, что площадь очищенной поверхности снижается, а доля снежно-ледовых отложений, напротив, возрастает. Все эти факторы неминуемо ведут к росту числа аварий.

Диаграмма показывает, каким образом при сравнении стоимости того или иного метода содержания дороги во дворе в зимний период распределяется общий объем расходов:

Диаграмма показывает, что при изменении стандарта содержания дороги во дворе наиболее существенно изменяется такой показатель, как время в пути. Вместе с тем при пересчете в стоимость эта статья расходов оказывает меньшее влияние на общую сумму по сравнению с ростом количества аварий, который во всем расчете составляет наиболее весомую часть. Расходы населения при снижении качества уборки возрастают более чем на 20 %. В ходе эксперимента были рассмотрены две дороги, рост издержек при переходе от метода содержания «черный асфальт» до грейдирования снега составил с 19,8 млн евро до 24,6 млн евро.

Затраты на восстановление растительности при использовании солевых реагентов также были учтены. Однако сегодня нормы расхода противогололедных веществ снижаются, и данная статья издержек имеет незначительный вес. Добиться этого позволяет применение современных реагентов с пониженным содержанием хлоридов, а также техники, оснащенной цифровыми дозаторами, систем погодного наблюдения и т. д.

Был принят во внимание также тот факт, что воздействие снега на металл приводит к ржавлению от влаги. Однако и фрикционные материалы (песок и щебень), повреждая поверхность автомобилей, способствуют коррозии. Иными словами, при солевом и бессолевом методе содержания дороги во дворе в зимний период затраты на коррозию можно считать равноценными.

Проанализировав статьи сопутствующих расходов, ученые из Швеции сделали вывод, что содержание дороги во дворе под снежным покрытием и обработка его фрикционными материалами обходится дороже, чем очистка современными реагентами до «черного асфальта», на 3,9 млн евро в год.

Таким образом, использование методов борьбы с гололедом, которые мы привыкли считать дешевыми, на самом деле наносит существенный ущерб бюджету страны и ее гражданам.

В российском законодательстве оговаривается, что придомовая территория многоквартирного дома - это такое же общее имущество, как и чердаки, подвалы, подъезды, лестницы. Поэтому есть определенные права пользования ею, равно как и обязанности по содержанию. Что об этом сказано в Жилищном кодексе и профильных Федеральных законах?

Основные понятия

Изначально важно разобраться, что собой представляет придомовая территория многоквартирного дома (МКД), поскольку трактовать этот термин можно по-разному. Он оговаривается в различных нормативных правовых актах: и в Жилищном, и в Земельном кодексах есть указания на этот счет. Чтобы окончательно определиться, что он значит, стоит ознакомиться с профильными ФЗ, муниципальными документами (например, с постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491).

Это не праздный вопрос. Жильцам важно знать, откуда и как считается придомовая территория многоквартирного жилого дома, чтобы ухаживать за ней. Также этот момент необходимо уяснить, чтобы реализовывать собственные права, так как такое имущество является общим, и им имеют возможность пользоваться все жители МКБ.

Если говорить простыми словами, то придомовой территорией является определенный земельный участок, где расположено само здание и дополнительные постройки. Плюс сюда же относятся зеленые насаждения, проезды. Придомовая территория многоквартирного дома - это то пространство, которое необходимо для организации комфортной эксплуатации жилых помещений.

Важно избегать разночтений. Некоторые граждане ошибочно считают, что границы придомовой территории располагаются строго по периметру двора. Однако они простираются шире.

О своих правах стоит знать хотя бы для того, чтобы их отстаивать. Яркий пример - городские власти часто злоупотребляют собственными полномочиями и пользуются неосведомленностью граждан. Они располагают магазины и прочие объекты, которые не имеют права ставить на придомовой территории многоквартирного дома по нормативам 2019.

Определение границ

Получив представление, что такое придомовая территория, пора переходить к определению ее пределов по месту. Как можно понять, где заканчивается этот участок? В первую очередь по объектам, которые на нем расположены. Придомовыми считаются земли, на которых стоят:

  • детские площадки, проезды (пожарные и аварийные);
  • гаражи;
  • сушки для белья.

Возможно также прилегание автостоянки. Тротуары, участки с насаждениями, трансформаторные будки и тепловые пункты тоже полагается включать в данную территорию. Все эти правила устанавливает непосредственно российский Жилищный кодекс.

Однако такие положения не дают четкого ответа на вопрос, сколько метров придомовая территория может занимать. Особенно сложно с ним обстоят дела в старых районах, где застройка велась плотно, без создания развитой инфраструктуры. Намного проще решать вопрос, определяя, сколько метров от дома занимает такая зона, если речь идет о новостройках. Сегодня застройщик обязан составлять план, учитывая вспомогательные объекты и закладывая это в проект.

Как определить, какой участок прилегает к многоквартирному дому по закону? Стоит изучить местные нормативные правовые акты на эту тему. Поскольку общего правила расчета не существует, основополагающим является такой момент, как плотность застройки в конкретном районе: если дома стоят близко друг к другу, при всем желании каждому невозможно выделить огромный участок.

Кстати, чтобы взять на себя содержание придомовой территории, четко определив ее границы, можно заглянуть в документы на жилье. Поскольку об этом упоминается в кадастровом паспорте. Проще всего выяснить все нюансы, зайдя на официальный сайт Росреестра. Там в публичном доступе есть карта, где отображены и многоэтажки, и прилегающие к ним территории.

Правовой аспект

Разобравшись, что такое придомовая территория многоквартирного жилого дома по закону, стоит изучить права и обязанности жильцов. Поскольку они не всегда отдают себе отчет, как могут распоряжаться совместным имуществом, а в данном случае - земельным участком. Изначально важно понять, у кого права на него.

Еще в бытность Советского Союза было заведено, что земля вокруг дома передавалась в пользование жильцам, которые в нем живут. Предусматривался упрощенный механизм бесплатной приватизации. Жители вольны были осуществлять благоустройство придомовой территории многоквартирного дома, на равных правах пользуясь всеми благами.


Однако в настоящее время не так просто с разобраться с правовым вопросом, когда речь идет о старых зданиях. Если дом и участок, принадлежащий ему, занесены в кадастр, отображены на карте, то приватизация осуществляется быстро и легко. Однако не все постройки минувших лет поставлены на кадастровый учет.

Что касается новостроя, тут все просто и понятно. Поскольку гражданин покупает квартиру в новом комплексе, уже частично оплачивая стоимость земельного участка, он автоматически переходит в собственность. Человек наравне со всеми остальными жителями МКД получает права пользоваться им. Ему не придется самостоятельно проходить процедуру приватизации придомовой территории в многоквартирном доме.

Что делать, если гражданин решил купить квадратные метры на вторичном рынке и хочет узнать, кто числится собственником земельного участка? Проще всего узнать, кому принадлежит придомовая территория, обратившись в Росреестр. Там зафиксированы все правовые аспекты, на них и можно ориентироваться.

Благоустройство двора

Хотя в законе все расписано очень красиво, на практике далеко не всегда владельцы квартир в МКД могут попользоваться общим имуществом, к которому относится двор и прилегающие объекты. Если в здании располагаются салоны красоты и магазины, они нуждаются в создании парковки для клиентов. В итоге двор оказывается загроможденным, так что даже пешеходам порой негде пройти, а собственники не могут припарковать собственный транспорт.

Однако правила благоустройства придомовой территории многоквартирного дома гласят, что именно жители обладают ключевым правом голоса, решая, каким будет их двор. Поэтому если хозяин торговой точки нуждается в создании парковочных мест для своего бизнеса, то он должен действовать только по согласию жильцов. Если участок перешел к ним в собственность, они могут даже сдавать его частично в аренду, не забывая при этом о комфорте проживания.

Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома и прилегающих участков только приветствуется властями. Хотя содержание и ремонт общего имущества ложится на плечи собственников, это не означает, что они должны собственными руками выполнять озеленение, прокладывать тротуары к детским площадкам, ставить забор. Непосредственно осуществляют выполнение всех этих задач специальные организации, с которыми подписывает договор и оговаривает условия управляющая компания.


Чтобы учесть все законодательные требования, стоит оформить паспорт благоустройства территории. Этим занимаются специализированные организации, которые разрабатывают документ с учетом СНИП и прочих нормативов, где отображают участок и все объекты, включая деревья. Безусловно, конкретные требования к процедуре нужно изучать по месту. Поскольку муниципальные власти компетентны решать, какие именно бумаги и в каком виде необходимы на участок.

По умолчанию паспорт благоустройства территории не может являться документом, который составляется раз и навсегда. Жильцы вольны периодически изменять участок, благоустраивая его. Поэтому возникает вопрос актуализации данного документа. По закону ее нужно выполнять в том случае, если на объекте произошли изменения в объеме 50% и более.

Ограждение и парковка

Детальнее стоит обговорить те вопросы в эксплуатации общего имущества, которые зачастую сопряжены с нарушением прав и интересов граждан. Если жители МКД могут смело ремонтировать объекты на участке, то законным ли будет ограждение придомовой территории?

Вполне естественно, что граждане стремятся оградить двор. Особенно если затевается масштабный строительный проект, по итогам которого степень благоустройства возрастет. Никто не хочет, чтобы благами пользовались посторонние: из-за этого к ним будет ограничен доступ самих жильцов, плюс велика вероятность причинения ущерба.

Даже если территория перешла в собственность жителей МКД, это не означает, что в любой момент ее можно огородить. Прежде всего, стоит проконсультироваться с юристами, чтобы не нарушить законодательные требования. Особенно если к дому прилегает дорога общего пользования.

Ограждения используются разные: временные и декоративные, целевые и шлагбаумы. Поэтому стоит сначала определиться с видом, а потом обращаться в компетентные органы и вносить по итогам коррективы в паспорт благоустройства территории.

Если с парковкой посторонних на участке все ясно, то будет ли считаться законной стоянка машин жильцов МКД? С одной стороны, закон не запрещает оставлять авто возле дома. С другой стороны, к автовладельцам выдвигаются строгие требования. Они не должны причинять неудобств соседям. Поэтому нельзя надолго оставлять машину с включенным двигателем, перегораживать подъездные пути, обязательно свободным должен быть доступ к мусорным бакам.

Однозначно запрещено ездить по пешеходным дорожкам, вторгаться на тротуары. Также нельзя ставить авто на газонах. Если же в доме живет автомобилист, который игнорирует требования закона и мешает другим жильцам, можно смело вызывать эвакуатор, чтобы наказать автохама.

Вопросы по уборке двора

Не все жильцы осознают собственные права и обязанности в использовании общего имущества. Многие возмущаются тем, что городские власти не следят за дворами: на них скапливается мусор, не поддерживается чистота. Однако уборка придомовой территории возложена на жильцов, раз уж она переходит в их собственность.

Поэтому обязательно следует проследить, чтобы в договоре с управляющей компанией был прописан и этот момент, включая полные обязанности дворника. В таком случае намного проще будет решать возможные конфликты. Ведь после подписания соглашения организация берет на себя обязательства. Если она их не исполняет, это повод призвать ее к ответственности.

Если двор перешел в собственность жильцов, оформление договора с управляющей компанией нужно брать под строгий контроль. Что входит в это соглашение? В нем должны содержаться четкие правила и алгоритмы, в соответствии с которыми эта организация обязана будет ухаживать за участком, делать ремонт общего имущества. Здесь же прописывается, какие расходы будут нести жители МКД в связи оплатой ее услуг.

Насколько благоустроенным будет двор, решать только жильцам. Поэтому им стоит активно проявлять инициативу и требовать от управляющей компании исполнения обязательств, взятых ею. Если же она игнорирует требования, можно подавать претензию, а потом и жаловаться в жилищную инспекцию. Не стоит забывать о возмещении денег: граждане платят за услуги организации, так что если она их не оказывает, то можно требовать компенсации.

К любому многоквартирному дому (МКД) прилегает территория, называющаяся придомовой. Согласно жилищному законодательству, ее следует содержать в надлежащем состоянии и благоустраивать: разбивать спортивные и детские площадки, высаживать растения, выделять места для парковок. Кроме того, предусмотрен регулярный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов. В связи с этим стоит обсудить, кто отвечает за состояние придомовых участков и обязан проводить работы, связанные с восстановлением расположенных на них объектов.

Что относится к придомовой территории МКД

Придомовая территория является общей долевой собственностью жильцов дома. Она представляет собой земельный участок, на котором расположен сам МКД и объекты инфраструктуры.

Это – единая территория, поэтому выделить из нее часть для продажи вместе с отдельной квартирой или отдать в распоряжение подъезда нельзя.

Кто отвечает за ремонт и содержание двора

От того, прошел ли участок процедуру оформления и постановки на кадастровый учет, зависит, кто отвечает за придомовую территорию многоквартирного дома, его содержание и обслуживание.

При формировании участка дома, построенного до принятия Жилищного кодекса (до 1 марта 2005 года), собственники квартир могут подать заявление о постановке земли на кадастровый учет и оформлении права собственности на нее в органы государственной власти или местного самоуправления.

При строительстве новых домов земля под ними сразу становится собственностью дольщиков.

Важно уточнить, сформирован ли придомовой участок с элементами инфраструктуры и благоустройства. Если нет, владельцы квартир имеют право оформить право собственности на него.

При переходе в общую долевую собственность территория, на которой находится МКД, входящие в его состав объекты недвижимости и двор должны пройти процедуру формирования земельного участка и быть поставлены на кадастровый учет.

На общем собрании жильцы могут решить, становиться ли им владельцами придомового участка или оставить его в муниципальной собственности.

Полномочия муниципальной администрации

Не всегда территория, на которой расположены МКД и сопутствующие объекты инфраструктуры, принадлежат жильцам. Пока не появится соответствующая запись в государственном кадастре и не будут установлены границы двора, собственником земельного участка считается муниципалитет. Именно он наделен ответственностью за содержание и ремонт участка независимо от способа управления МКД.

В этом случае несложно определить, кто отвечает за освещение во дворе многоквартирного дома или асфальтирование дорожек – всем этим обязана заниматься администрация муниципалитета.

Когда отвечают УК или ТСЖ

Если все юридические формальности соблюдены и придомовая территория находится в собственности владельцев квартир в МКД, они могут своими силами заниматься ее благоустройством, следить за содержанием и осуществлять ремонт.

Если многоквартирным домом управляет ТСЖ или УК, жильцы обычно делегируют эти полномочия им.

В случае, когда владельцы жилья в МКД подписали договор на обслуживание с управляющей компанией, она проводит необходимые восстановительные работы. Это связано с тем, что в ежемесячные платежи включены расходы на оплату услуг по поддержанию порядка в пределах придомовой территории.

Законодательная база

Вопросы установления права собственности на придомовую территорию, а, следовательно, и ответственности за ее содержание и ремонт регулирует ЖК РФ (ст. 153, 154, 158) и Гражданский кодекс РФ (ст. 210).

О принадлежности участка к общему имуществу собственников и их обязанности финансировать работы, связанные с его благоустройством, сказано в постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 . Этот документ ввел в действие Правила содержания придомовой территории в многоквартирном доме.

Перечень работ по благоустройству и ремонту установлен в правилах и нормах эксплуатации жилищного фонда, узаконенных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09. 2003 .

Какие работы проводятся на придомовой территории

Собственников жилья в МКД, которые ежемесячно оплачивают расходы на обслуживание общедолевого имущества, обычно интересует, что входит в содержание придомовой территории многоквартирного дома.

Согласно закону, к таким работам относится:

  • монтаж детских площадок;
  • уборка парковок, дворовых территорий;
  • озеленение дворов;
  • установка баков для сбора отходов;
  • монтаж ограждающих конструкций вокруг дворовой территории;
  • покраска элементов благоустройства;
  • ремонт территорий МКД.

Жильцы могут инициировать работы по благоустройству, подав заявление в УК.

Что входит в уборочные работы

В понятие “уборка придомовой территории” входят сезонная очистка ее от снега и листьев, посыпание пешеходных дорожек антискользящими составами во время гололеда.

Также управляющая организация должна контролировать своевременный вывоз ТКО с территории.

Поддержание чистоты и надлежащих санитарно-гигиенических условий в подъездах и на площадках – обязанность УК.

Уборкой внутриквартальных дорог занимаются специализированные организации, причем сначала очищаются от мусора тротуары и пешеходные дорожки, а затем проезжая часть.

Озеленение двора

В оформлении двора важную роль играют зеленые насаждения. Они придают привлекательный вид участку и улучшают экологические показали.

Правила технической эксплуатации жилищного фонда содержат основополагающие принципы озеленительных мероприятий:

  • работы проводятся лишь после расчистки участка от строительного мусора и иных отходов;
  • без специального разрешения категорически запрещено вырубать деревья, растущие на территории двора;
  • при посадке тополя, шелковицы не рекомендуется выбирать женские особи, которые вызывают более активное засорение участков;
  • каждый год организуется плановая обработка зеленых насаждений от вредителей.

В отношении зеленых насаждений действуют специальные правила, которые обязаны исполнять как сотрудники УК, так и жильцы. Большой перечень запретов направлен на предупреждение порчи растений и сохранение дворовой территории.

Укладка асфальта

Плохое состояние внутриквартальных дорог и тротуаров всегда вызывает у жильцов вопрос, кто должен ремонтировать асфальт во дворе многоквартирного дома. Решение о необходимости восстановить асфальтовое покрытие должны принимать жильцы МКД на общем собрании.

Как правило, управляющая компания создает специальный фонд, в который собственники квартир вносят средства исходя из просчитанной стоимости предполагаемых работ.

Дополнительный сбор средств на эти цели связан с тем, что ремонтировать дороги во дворах многоквартирных домов будет подрядчик – выбранная УК организация.

Ремонт дорог должен проводиться с соблюдением рекомендаций СНиП по:

  • минимально допустимой толщине асфальтового слоя – 0,15 м;
  • минимальной ширине асфальта вокруг дома – 1 м;
  • использованию мелкозернистых составов;
  • обязательному покрытию дорожек, ведущих к подъездам, и автомобильной стоянки.

За средстав фонда можно также ремонтировать тротуар во дворе многоквартирного дома.

Монтаж шлагбаума

Решение об установке шлагбаума во дворе принимает общее собрание собственников помещений, поскольку жильцы вправе ограничивать использование придомовой территории.

Кто устанавливает тарифы на обслуживание двора

Тарификация услуг по содержанию земельных участков, прилегающих к МКД, производится коммунальными организациями, их оказывающими, а в отдельных случаях – органами местного самоуправления.

Регулятивная роль в этом вопросе отведена государству. Оно участвует в ценообразовании принятием нормативно-правовых актов:

  • Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса »;
  • отдельных постановлений Правительства.

Существенное влияние на стоимость услуг оказывают рыночные факторы: уровень инфляции, цены на ГСМ, оплата труда и прочие. Тарифы могут ежегодно пересматриваться.

Плата за обслуживание придомовых территорий взимается за квадратный метр с учетом доли жильца в общем имуществе. Если тарифная ставка составляет 10 рублей за 1 м2, а площадь придомовой территории – 200 м2, то при доле 3% ежемесячная плата за ее содержание равна 60 рублей.

Кому пожаловаться на некачественное обслуживание

Качество услуг по содержанию придомовой территории всегда должно оставаться на высоком уровне. Особенно это касается зимнего периода, когда снежные заносы порой не позволяют даже выбраться из дома.

Но не всегда обслуживающие компании справляются с расчисткой дворов и тротуаров от снега, вывозом бытовых отходов или своевременной уборкой участка летом. В этом случае УК обязана пересмотреть тарифы на оплату.

Письменное заявление о пересмотре тарифов собственники участка направляют не позднее 6 месяцев с момента фиксации нарушения.

Если должностные лица УК не реагируют на претензию соответствующими действиями, собственники жилья в МКД имеют право обратиться в Жилищную инспекцию, администрацию муниципалитета и даже в суд.

Судебная практика по делам об оспаривании платы за уборку

В судебные инстанции нередко поступают иски от владельцев квартир в МКД, касающиеся оспаривания установленной платы за уборку придомовой территории в связи с некачественным выполнением услуги. При вынесении решений суды, руководствуясь нормами Жилищного законодательства и постановлениями Правительства РФ по этому вопросу, зачастую принимают сторону истцов.