Центры химической промышленности польши. География польши

Когда речь заходит об иммиграции в Европу, у многих возникает желание переехать в Германию или Францию. Там самый высокий уровень жизни и самые высокие зарплаты. Однако в этих странах высокая конкуренция на рынке труда и к тому же жесткие условия для трудовой миграции. Узнав об этом, многие опускают руки, считая, что переезд в благополучную европейскую страну – недоступная мечта. Но это вовсе не так – страны ЕС успешно развиваются, и потребность в профессионалах, которые способны работать, в частности, на заводских производствах, постоянно растет. Несомненным лидером в этом отношении является Польша. Работа в Польше на заводах отличается комфортными условиями труда и конкурентной заработной платой, а также имеет ряд преимуществ, которые ценятся мигрантами.

Рынок труда и особенности трудоустройства на заводах в Польше

Первые вакансии для иностранцев в Польше появились в сфере сельского хозяйства. Речь шла о сезонных работах по уборке урожая. Зачастую такой труд был нелегальным. При этом устроиться на работу на фабрику или завод не представлялось возможным – в то время они были укомплектованы местной рабочей силой.

По мере того как Польша продвигалась по пути интеграции с ЕС, в стране стали появляться новые производственные мощности – европейские производители начали переносить в Республику Польша (РП) свои производства из-за сравнительно недорогой рабочей силы, поэтому устроиться на работу, например, на автомобильном заводе, не составляло особого труда.

Компании из разных регионов мира заинтересованы в строительстве новых производств на польской территории, поскольку продукция, произведенная внутри ЕС, не облагается ввозными пошлинами и может продаваться на всей его территории.

Именно этими соображениями руководствовались концерны по производству бытовой техники Samsung и LG, построившие свои заводы в Польше.

В настоящее время польская продукция успешно экспортируется не только в страны ЕС, но и за его пределы. Нам она, в частности, знакома по конфетам, которые выпускает шоколадная фабрика “Ферреро”.

И все же интеграция в ЕС принесла Польше не только преимущества, но и определенные проблемы. Вместе с полноценным гражданством Европейского союза поляки получили право жить и работать в любой его точке. Результатом этого стала активная миграция местного населения в страны Западной Европы, которые могут предложить более высокие зарплаты. К примеру, поляки, работавшие на макаронной фабрике, перебрались на работу на аналогичные предприятия в Италии или Германии.

Нужно сказать, что западноевропейские работодатели отдают предпочтение работникам из Восточной Европы перед беженцам из Африки и Азии, которые достаточно сложно адаптируются и не очень хотят работать, несмотря на то, что вакансии для них есть. К тому же многим беженцам не хватает квалификации, а некоторые просто предпочитают жить на пособие: нередко оно выше, чем оплата за неквалифицированный труд.

Для выходцев из стран СНГ работа в Польше имеет целый ряд преимуществ:

  • высокая заработная плата;
  • возможность легального трудоустройства. Нехватка персонала побуждает польское правительство максимально упрощать процесс привлечения иностранной рабочей силы. Официальное трудоустройство позволяет легализовать длительное пребывание в ЕС и в конечном итоге рассчитывать на получение европейского гражданства. Безусловно, в первую очередь требуются представители рабочих специальностей (например, можно работать на кофейных заводах) – это позволит быстрее легализоваться, а со временем заняться той работой, которая вам больше по душе;
  • забота о наемных работниках. Нельзя сказать, что работодатели очень хотят заботиться о своих рабочих, но по закону они вынуждены это делать. Поэтому работники в обязательном порядке обеспечиваются спецодеждой и средствами защиты, а их труд, в том числе сверхурочный, оплачивается в полном объеме. Кроме того, на них распространяются все социальные гарантии;
  • работники нередко обеспечиваются бесплатным или льготным жильем. В основном это общежития, расположенные недалеко от предприятия, что позволяет работнику без труда добраться к месту работы. Для людей, оказавшихся в чужом государстве, это является серьезным подспорьем;
  • стоимость продуктов питания в Польше намного ниже, чем в большинстве европейских стран, в том числе и в Украине. Это позволяет экономить и не тратить на питание много денег;
  • получение навыков работы на современном производстве. Заводы Польши преимущественно новые либо реконструированные, процент автоматизации производства на них очень высок. Работа, например, на фабрике подушек, существенно отличается от аналогичной работы в странах СНГ. Правда, подобные фабрики в последнее время появляются и у нас. Естественно, им нужен подготовленный персонал, поэтому те, кто планирует вернуться на родину, обязательно будут востребованы;
  • немаловажным является языковой фактор. Русский язык в СНГ знают практически все. Польский язык тоже относится к группе славянских, поэтому освоить его на уровне, достаточном для работы, например, на картонной фабрике, значительно легче, чем немецкий, французский или голландский. Впрочем, в Польше довольно много компаний, в которых работают преимущественно мигранты из СНГ, поэтому общение происходит на русском.

Поиск работы на заводе: какие вакансии предлагаются и на каких предприятиях

Заводы и фабрики обычно строят вблизи крупных городов, таких, как Варшава или Гданьск. Поэтому вакансии можно искать на сайтах объявлений интересующего вас региона. Многие находят работу с помощью знакомых, отправившихся на заработки в Польшу ранее. Можно также просматривать сайты польских представительств крупных международных компаний – обычно они содержат целые разделы об имеющихся вакансиях.

Трудоустройство всегда требует от соискателя определенных затрат времени и сил, однако нет ничего невозможного в том, чтобы найти работу в Польше самостоятельно.

Если же вы хотите ускорить процесс поиска работы, можно обратиться в специализированные агентства по трудоустройству за рубежом.

Вакансии предлагаются самые разные. Как и везде в мире, очень нужны специалисты высокой квалификации в своей отрасли, но есть работа и не только для них. В Польше успешно работает пищевая промышленность – имеется в виду переработка различного пищевого сырья и производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Часто предлагается работа на мясокомбинатах. Причем требуются не только обвальщики, но и различные технические работники по ремонту и обслуживанию производственных линий, а также логисты и специалисты подразделений снабжения и сбыта, обслуживающий персонал.

На рыбном заводе в Польше от соискателя не потребуют даже минимального опыта работы, поскольку перед допуском к рабочему месту обязательно проводится обучение. Такие заводы занимаются замораживанием и размораживанием рыбы, изготовлением из нее консервов и пресервов, упаковкой готовой продукции. Все это должно быть выполнено в соответствии с современными требованиями, поэтому поляки считают, что любой сотрудник должен быть обучен.

Довольно много вакансий на фабриках по производству кофе, куда требуются технологи, техники и низкоквалифицированный персонал: уборщики, разнорабочие, грузчики.

В Польше хорошо развито машиностроение. Поэтому если вы сварщик, токарь, слесарь или представитель подобных специальностей, можно найти себе работу на автомобилестроительном или на судостроительном заводе. Развиты в стране и другие области машиностроения. Причем на многие предприятия, помимо рабочих, требуются также техники и квалифицированные инженеры.

Правда, дипломы о полученном в СССР или СНГ высшем образовании требуют нострификации – прохождения специальной процедуры их признания в Польше.

Нередко самостоятельный поиск работы сопряжен со значительными трудностями. В этом случае имеет смысл обратиться за помощью в одно из рекрутинговых агентств, воспользовавшись базой польских агентств по трудоустройству .

Разумеется, за услуги посредника придется заплатить, однако помощь в трудоустройстве и организации выезда за рубеж того стоит. Условия у всех агентств разные, и вы сможете подобрать для себя то, которое устроит вас по цене.

Для получения информации о потенциальных работодателях Польши, а также для проверки вакансий, предлагаемых агентствами, следует воспользоваться реестром Центрального статистического управления (GUS) Польши.

Какие документы потребуются для трудоустройства в Польше

Для легального трудоустройства в РП вам понадобится . Чтобы оформить это разрешение в дипломатическом представительстве Польши в вашей стране, нужно представить следующие документы:

  • 3,5 на 4,5 см;
  • и его ксерокопию;
  • внутренний паспорт и его ксерокопию;
  • оригиналы и копии публичного обещания трудоустройства и заявления о намерении поручить работу иностранцу от приглашающей стороны. Приглашение от работодателя должно быть зарегистрировано в уездном управлении труда.

Для легального трудоустройства в Польше наемному работнику заключить трудовой договор (контракт) с работодателем.

В РП существует несколько видов трудовых договоров, каждый из которых четко регламентирует права и обязанности работника. Если вы не владеете польским языком на достаточном уровне, работодатель обязан предоставить вам перевод документа на доступном для понимания языке.

Особенности трудоустройства при наличии биометрического паспорта

Не так давно украинцы получили возможность ездить в Европу по безвизу. Это значительно упростило процедуру трудоустройства в Польше, хотя и не дает права на длительную легальную работу в этой стране. Поскольку национальная рабочая виза теперь не является необходимым условием, украинцы, которые хотят работать в Польше, должны получить так называемое oświadczenie – декларацию о намерении трудоустройства иностранца, или же традиционное разрешение на работу.

Для того чтобы гражданин Украины получил oświadczenie, польский работодатель должен заполнить декларацию с его и своими данными и зарегистрировать этот документ в местном управлении труда.

Как известно, многие работодатели, в том числе и польские, желая снизить затраты, нередко нанимают работников, не подписывая с ними трудовых договоров. Такая работа считается нелегальной, поскольку ни одна из сторон не платит налоги, и грозит работнику неприятными последствиями: денежным штрафом в размере от 1 000 до 5 000 злотых, депортацией и запретом на въезд в Польшу и другие страны ЕС на срок от полугода до 3 лет.

Требования к работникам, условия труда и проживания

В зависимости от того, на какую должность вы претендуете, меняются требования, предъявляемые к вашему опыту и знаниям. В Польше много работы для неквалифицированных и начинающих работников. Соответственно, требования к ним минимальны, а иногда и вообще отсутствуют. Главное, чтобы человек был способен работать и учиться.

Условия труда в Польше соответствуют нашим представлениям о работе в Европе: качественное оборудование и спецодежда, нормированный рабочий день и доплаты за сверхурочную работу. Часто вместе с работой предлагается и место для проживания. Условия в таких общежитиях не слишком шикарные, но вполне приемлемые для человека, приехавшего на заработки.

Уровень зарплат

Намного выше, чем в российской глубинке или странах СНГ. Минимальная оплата труда составляет 13,7 злотых (3,29 евро) в час. В целом минимальная зарплата – 2 100 злотых (503,72 евро) в месяц. При этом средняя зарплата составляет 4 353 злотых (1035 евро).

Размер средней зарплаты зависит от региона страны, в котором вы собираетесь работать. Наиболее высокие средние зарплаты в Варшаве – 5 600 злотых (1330 евро), Гданьске – 4 720 злотых (1125 евро) и Катовице – 4 700 злотых (1120 евро).

Самые низкие в Белостоке – 3 790 злотых (900 евро), Жешуве – 3 760 злотых (895 евро) и Ольштыне – 3 630 злотых (865 евро).

Стоимость жизни в Польше

Наряду с довольно высокими зарплатами в Польше весьма умеренные цены, позволяющие прилично жить на имеющиеся доходы.

Польские расценки на некоторые основные товары, услуги и продукты питания:

Товар/ услуга Стоимость злотых (евро)
Проезд в общественном транспорте 1,7-7 (0,41-1,68)
Бензин за 1 литр 5,3-5,7 (1,27-1,37)
Хлеб за 1 буханку 3 (0,72)
Молоко за 1 литр 5 (1,2)
Картофель за 1 кг 0,6 (0,14)
Свинина (шея) за 1 кг 20 (4,8)
Растительное масло за 1 литр 5 (1,2)
Сок за 1 литр 4 (0,96)
Коммунальные услуги в месяц 250-400 (60-96)

В заключение

Работа в Польше на заводах и фабриках – отличная возможность пожить и поработать в Европе. РП заинтересована в притоке рабочей силы, поэтому условия получения работы здесь одни из самых мягких в ЕС.

Легальная работа позволяет находиться в стране на законных основаниях, а в дальнейшем оформить ее гражданство. Если же вы не хотите покидать родину навсегда, трудоустройство в Польше предоставит возможность приличного заработка на личные и семейные нужды.

Работа на заводе в Польше. Отзыв: Видео

. Хозяйство современной. Польши отмечается развитой отраслевой и территориальной структурой. Это индустриально-аграрное государство (промышленность дает около 36% стоимости. ВВП, 4% - сельское хозяйство и 60% - сфера услуг)

Промышленность имеет многоотраслевую структуру, в которой ведущее место занимают угольная промышленность, металлургия, машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленность. Хорошо развита строительная промышлен словисть.

Особенностью территориальной организации промышленности. Польши является ее значительная концентрация на юге страны. В наследство от социалистической экономики. Польша получила ряд нерентабельных, энергоемких и экологической чно грязных производств. После вступления в. ЕС в 2004 г страна получила многомиллиардную финансовую помощь для преодоления кризисных явлений в топливно-энергетическом, машиностроительном комплексах, легкой промышленно сти и других отраслях и успешно осуществляет их модернизациицію.

Топливная промышленность в значительной степени ориентирована на добычу и использование собственного топлива. Так, объемы добычи угля (прежде всего. Верхне-Силезский бассейн) составляют в последние годы 215-250 млн т т. Значительная часть его поступает на экспорт (в страны. Западной. Европы, скандинавских, а также в Украину). Нефть и газ. Польша импортирует, в основном, трубопроводами из. России. Рассматривается возможность имп орта нефти морским путем из. Норвегии и стран. Персидского залива. В перспективе. Польша может импортировать нефть. Каспийского бассейна при достройке нефтепровода. Одесса-Броды (Украина) до м. Плоцк. Производ тво электроэнергии сосредоточено на. ТЭС (97%), 3% дают. ГЭС. Треть тепловых электростанций сосредоточена в. Верхней. Силезии. Работают они в основном на угле, частично, на мазутна мазуті.

Металлургическая промышленность представлена??черной и цветной металлургией. Черная металлургия производит около 20 млн т стали и работает на собственном коксующихся углях и привозном руде (железной - из. Швеции т и Украины, марганцевой - из Украины). Черная металлургия сконцентрирована на юге в. Верхней. Силезии. Крупнейшими центрами е. Краков,. Катовице,. Ченс-тоховова.

Цветная металлургия частично работает на собственном сырье (медной и свинцово-цинковой) и на привозном (бокситы из. Венгрии). Цветная металлургия сконцентрирована в юго-западной части. Польши, ориентированных уеться на медные руды. Нижней. Силезии (Глогув,. Легница). Свинец и цинк выплавляют в. Катовице и других промышленных центрах. Верхней. Силезии. На электроэнергии. ТЭС работают предприятия по производству алюминиевых мини -. Скавиний и. Конинін.

Металлургия в целом удовлетворяет потребности. Польши в металле. Часть ее продукции идет на экспорт

Машиностроение, которое является важнейшей отраслью промышленного комплекса. Польши, дает около. ЗО% стоимости промышленной продукции и составляет значительную долю ее экспортного потенциала. В 1980-1990-х гг проблем мою польского машиностроения было технологическое отставание от уровня высокоразвитых стран. ЕС. Теперь эта проблема решается в основном за счет импорта технологий. Польское машиностроения специа лизируется на выпуске судов (Гдыня,. Гданьск,. Щецин), оборудования для энергетики, металлургии и химической промышленности (Краков,. Катовице,. Чен-стохова,. Бытом), для пищевой промышленности (Варшава,. Быдгощ), а также сельскохозяйственные машины"легковые автомобили, вагоны и т.д.. В последние годы получило развитие станко-и приборостроение, производство бытовых машин, развиваются отрасли точного наукоемног в машиностроение (Варшава,. Вроцлав,. Познань,. Краковаків).

Химическая промышленность. Польши имеет многоотраслевую структуру. Здесь активно развивается нефтехимия (Плоцк), газохимии (Пулавы и. Тарнов), химия органического синтеза, основная химия. Предприятия выпускают га алузи пластмассы, синтетические волокна, каучук, минеральные удобрения, серную и азотную кислотыти.

Текстильная промышленность - традиционная отрасль. Польши. Она отличается высоким уровнем территориальной концентрации. Большинство предприятий находится в. Лодзи (2/3 работающих) и в. Нижней. Силезии

Пищевая промышленность подверглась значительной модернизации в последние годы. Она выпускает муку, сахар, плодоовощные и мясные консервы и другую продукцию. В своем размещении тяготеет к районам производства сел ькогосподарськои сырьяни.

Сельское хозяйство

Проблемой сельского хозяйства. Польши в низкая эффективность, небольших фермерских хозяйств. Однако рост сельскохозяйственного экспорта в страны-члены. ЕС в 2004-2006 гг укрепляет его позиции й за счет качества и дешевизны продукции животноводства и растениеводства. Польское сельское хозяйство специализируется среди стран. Центральной. Европы на производстве картофеля (пятое место в мире), лен в, молока, табака, мяса, сахарной свеклы, ягод. В структуре сельскохозяйственной продукции основное место принадлежит растениеводству. Под зерновыми культурами занято 56% посевных площадей, кормовыми - 13%, к артоплею - 16%, техническими - 5%. Крупнейшие посевы пшеницы в южной и юго-восточной. Польше. На севере, в центре и на востоке в структуре зерновых увеличивается доля ржи и ячменя. Южная и центр альная. Польша - районы развитого садоводства и овощеводства. Здесь значительного развития приобрело выращивание, ягод (смородины, клубники, малины и др.ни та ін.).

Не указаны проблемы промышленности. Польши, в частности легкой промышленности и машиностроения

Транспорт

Железнодорожная и автомобильная транспортная система радиальное (от. Варшавы) простирания. Однако все большее значение приобретают транспортные артерии направления. Восток -. Запад (две железнодорожные ветки: южная, щ что уходит из Украины через. Краков -. Катовице в. Варшаву, и северная - из. России через. Беларусь в. Варшаву и. Познань), а также меридиональные пути от. Балтики на юг. В. Польше идет реконструкция отдельных вы дев транспорта, создание трубопроводной сетижі.

На сегодня автомобильные перевозки превышают железнодорожные-Наивысшая плотность автодорог сформировалась на западе. Морской транспорт. Польши осуществляет значительную долю международных перевозок грузов. Речной транспорт использует судоходные реки. Одра,. Вислу и каналли.

Трубопроводный транспорт представлен нефте-и газопроводами, которые идут с. Востока через. Польшу в. Западную. Европу, а также от портов на. Балтийском море

Внешнеэкономические связи

К середине 1980-х гг были ориентированы на социалистические страны. Во время рыночных преобразований возросла интенсивность связей со странами. Запада, хотя восточноевропейские также составляют значительную долю в эксп портно-импортных операциях. Польши. Сейчас она экспортирует судна, оборудования для пищевой и химической промышленности, автомобили, кокс, продукты питания, изделия деревообрабатывающей промышленности, медь и другое продукцию. Польша импортирует нефть, газ, руды черных металлов и бокситы, химическую продукцию, машиншини.

Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование.

Страна занимает пятое место в мире по разведанным запасам каменного и бурого угля, а также имеет залежи меди, серы, цинка, свинца, серебра, магния и каменной соли, что дает значительный вклад в польский экспорт. Есть также потенциально перспективные запасы известняка, каолина, глинозема, поташа и природного газа.

Очень значительным изменением, которое произошло за последнее 10-15 лет, был также быстрый рост экспорта промышленных товаров при повышающимся одновременно участии в экспорте сильно переработанных изделий. В настоящее время самую крупную позицию в экспорте промышленных благ составляют изделия электромашиностроительной промышленности. Большое значение имеет в нем также продажа изделий химической и металлургической промышленности.

Польская промышленность - это свыше 380 тыс. экономических субъектов. Значительное большинство промышленных предприятий в Польше - это частные субъекты.

В Катовицком воеводстве (Верхняя Силезия) концентрируется около 20% всех работающих в промышленности страны; здесь сосредоточены предприятия угольной промышленности и черной металлургии. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. В Лодзи и ее окружении находится почти 42% всех занятых в текстильной промышленности. Около 30% занятых в электротехнической промышленности сконцентрировано в Варшаве и ее окрестностях. Гданьск и Щецин - крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве.

  • машиностроение
Польша - самая крупная из стран Восточной Европы по экономическому потенциалу. Машиностроение здесь, достигло высокого уровня, однако, оно отличается повышенной металлоемкостью. Здесь производят машины и оборудование для промышленности, строительства и сельского хозяйства, развито также транспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в этой отрасли продукции Польша занимает лидирующие места в Европе. Особое место в машиностроении Польши принадлежит судостроению - отрасли международной специализации.

Польша занимает одно из ведущих мест в мире по производству рыболовных судов, товарных и пассажирских вагонов, дорожных и строительных машин, промышленного оборудования и др.

Польские заводы отличаются самым высоким качеством изделий, эффективностью их производства и низкими расходами. Выгодное расположение в сердце Европы дает возможность сотрудничать с моторизационными заводами в соседних странах.

Главные центры машиностроения: Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.

  • авиационный сектор
Польская «авиационная долина» славится авиационной промышленностью и центрами подготовки пилотов. Свои знания она черпает из столетней традиции этой отрасли экономики и 70 лет опыта польской авиации. Польская авиационная промышленность сконцентрирована главным образом в одном географическом регионе. Семьдесят пять процентов производства и занятости в секторе находится в южно-восточной части страны. Сейчас на польском рынке в этом секторе действует около 100 предприятий, в которых занято более 20 тыс. человек.

Можно перечислить несколько положительных факторов объясняющих, почему следует вкладывать деньги в авиационную промышленность именно в Польше, среди них:

  1. многолетние традиции страны в этом секторе,
  2. развитая производственная деятельность иностранных инвесторов,
  3. конкурентные издержки производства,
  4. наличие высококвалифицированных инженерно - технических кадров,
  5. развитая сеть субподрядчиков,
  6. деятельность Объединения «Авиационная Долина»,
  7. густая сеть международных и внутренних аэропортов,
  8. развитая база для обучения и подготовки кадров.
Положительной чертой польского авиационного сектора является развитая сеть внутренних авиалиний, которую можно использовать для перевозки грузов, что является привлекательным фактором для размещения в нашей стране инженерных и сервисных центров воздушных линий.

Польша производит самолёты: народно-хозяйственного назначения, учебно-тренировочные, самолеты бизнес авиации, а также вертолёты, планеры, запчасти и аксессуары для авиации. Большая часть продукции предназначена на экспорт, главным образом в США, Венесуэлу, Индонезию, Италию, Грецию, Канаду, Испанию, Германию, Южную Корею, Вьетнам.

  • химическая промышленность
Химическая промышленность Польши отличается от соседних стран тем, что производит значительное количество серной кислоты, кальцинированной соды, карбида кальция, суперфосфата, азотных удобрений, синтетических волокон и каучука, пластмассы, парфюмерии, автопокрышек и фармацевтических изделий.

Но химическая промышленность всего региона Восточной Европы сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии - нефти.

  • строительная промышленность

Строительный сектор регулируется законом "О строительстве" от 7 июля 1994 года с изменениями.

Показатели строительной промышленности значительно возросли в 1997-2000 годах, первоначально как результат иностранных инвестиций главным образом в областях производственной, торговой и административной застройки, хотя возрастало также число новостроек, финансируемых польским капиталом. Однако в 2001 году, после десятилетнего подъема, эта благоприятная тенденция изменилась. В 2003 году польская строительная промышленность испытала спад порядка 3%.

На итоговый результат повлиял спад (3%) в частном секторе и резкое понижение показателей государственных предприятий (5%). В 2003 году доля частного сектора в строительстве продолжала возрастать, чтобы достичь почти 98% (в 2002 году 97,6%).

  • пищевая промышленность
Доля пищевой промышленности, к которой относится производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, в структуре продаж польской промышленности в целом составляет около 20%. В ней работает почти 17% от общего числа занятых в промышленности.

Существенной чертой развития пищевой промышленности в последние годы является ускорение процесса индустриализации переработки сельхозпродуктов как отражения роста уровня производства больших промышленных предприятий.

Несмотря на очевидный прогресс, доля пищевой промышленности в освоении сельскохозяйственной продукции по-прежнему является низкой и составляет: в производстве концентрированных кормов и в переработке овощей и картофеля -около 25-30%, в убое скота - неполных 50%, в переработке зерна и молока - около 65%, а фруктов - свыше 80%.

Польша - бывшая социалистическая страна, поэтому на её экономику оказали серьёзное влияние политические перемены, произошедшие в начале 90-х годов. Так, в это время началась волна приватизации, в ходе которой основная часть государственной собственности перешла в частные руки. Широкие незаполненные ниши развивающейся экономической системы всерьёз интересуют многих западных инвесторов, что делает польскую экономику значимой и важной для всего европейского рынка.

У польской экономики есть и свои слабые стороны. В первую очередь это относительно высокая, по меркам Евросоюза, безработица (в 2004 г. 18 %, но в 2008 г. - только 6,5 %). Сельское хозяйство страдает от отсутствия инвестиций, обилия мелких хозяйств и избыточного персонала. Не определен объём компенсаций за экспроприации в коммунистическое время. Тяжелая промышленность неконкурентоспособна.

Польша - индустриально-аграрная страна. Валовой национальный продукт на душу населения 16 600 долларов в год (2007). В 2007 году ВВП Польши, по предварительным данным, составил 632 млрд долл. Внешний долг Польши на конец III квартала 2007 года составил 204 млрд 967 млн долларов.

После преобразования в 1989 году Польской Народной Республики в Республику Польша и избрания Правительства, которое возглавили премьер Тадеуш Мазовецкий и вице-премьер и министр финансов Лешек Бальцерович, в стране начались рыночные и демократические реформы: либерализация цен и приватизация госсобственности. 1 мая 2004 года Польша вошла в состав Европейского Союза. В настоящее время страна испытывает массу экономических трудностей: государственный долг составляет 45 % от ВВП, уровень безработицы в стране почти 10 %, существуют трудности с принятием и финансированием государственных программ по здравоохранению, образованию и пенсионному обеспечению.

Введение евро

Правительство Польши планировало к 2012 году отменить злотый и ввести в стране евро. Но как заявляет Галина Василевска-Тренкнер, член Совета по монетарной политике Национального банка Польши: «Польша, видимо, не будет иметь евро ранее 2014-2015 годов». Польше пока не удаётся добиться выхода на финансово-экономические показатели, которые требуются для вхождения в зону единой валюты Евросоюза. Это касается размера дефицита государственного бюджета, а также стабильности национальной валюты.

Промышленность Польши

Основными отраслями промышленности Польши являются: машиностроение, чёрная металлургия, угольная, текстильная и химическая промышленность. В стране развиваются автомобиле- и судостроение, производство удобрений, нефтепродуктов, станков, электротехники и электроники. В Польше добываются каменный и бурый уголь, медь, цинк, свинец, сера, природный газ, поваренная соль, ведутся лесозаготовки. Рост промышленного производства в 2008 году составил 4,8%.

Статистические показатели Польши
(по состоянию на 2012 год)

Организация производства. В 1990 был принят закон о приватизации, который предусматривал преобразование государственных предприятий в акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью; было учреждено министерство по делам собственности. Процесс приватизации крупных предприятий шел медленно и противоречиво из-за того, что ее проекты проходили через исполнительные органы власти воеводства и должны были получать одобрение директоров и коллективов предприятий. К концу 1996 была осуществлена приватизация лишь 1895 крупных предприятий из 8841, существовавших в 1989. Более успешно шла малая приватизация: к 1990 частному сектору были переданы 35 тыс. малых предприятий. В 1990 правительство объявило программу «массовой приватизации» для нескольких сотен самых крупных государственных предприятий; однако к реализации этой программы не приступали вплоть до 1996 из-за многочисленных поправок и дополнений. В основе этой приватизации лежала раздача гражданам ваучеров, которые представляли собой акции на собственность в 15 национальных инвестиционных фондах, между которыми распределялись акции приватизируемых предприятий. К концу ноября 1996 этой программой было охвачено 90% населения.

Добывающая и обрабатывающая промышленность. В 1950–1967 доля занятых в государственной промышленности возросла на 93% частично за счет передачи ей предприятий частного сектора, сохранившихся после национализации. В 1970–1980 занятость в промышленности увеличилась на 15%. Крупные капиталовложения в послевоенные годы способствовали развитию металлургии, машиностроения, судостроения и химической промышленности. В 1990–1991 занятость в частном секторе промышленности увеличилась почти на 25%. Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование. В Катовицком воеводстве (Верхняя Силезия) концентрируется около 20% всех работающих в промышленности страны; здесь сосредоточены предприятия угольной промышленности и черной металлургии. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. В Лодзи и ее окружении находится почти 42% всех занятых в текстильной промышленности. Около 30% занятых в электротехнической промышленности сконцентрировано в Варшаве и ее окрестностях. Гданьск и Щецин – крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве.

Сельское хозяйство Польши

В Польше 38% населения проживает в сельской местности и около 27% работает в земледельческих хозяйствах. Для ряда регионов сельское хозяйство продолжает оставаться основным сектором экономики, несмотря даже на постоянное снижение своего значения. Тем не менее, исключительно или преимущественно в сельском хозяйстве продолжает трудиться менее 6 % поляков. Польский аграрный сектор вбирает в себя крестьянские хозяйства, существенно разнящиеся по организационной структуре, формам собственности, масштабам и объемам производства. В Польше есть 2,9 млн. крестьянских хозяйств, средний размер которых 5,8 га. Свыше 70 % польских хозяйств не превышают 5 га, и все же их общая площадь меньше 19 % от общей территории сельских угодий.

Вопреки политическому нажиму на коллективизацию крестьянства после Второй мировой войны, частная форма владения неизменно оставалась преобладающей на польском селе. Политико-экономические перемены, начавшиеся в 1989 году, позволили еще более сократить степень вовлеченности государства в аграрный сектор экономики, а также приступить к внедрению новых форм собственности. В том числе хозяйствующих субъектов различного вида и иностранного капитала. В 1992 году было образовано Агентство аграрной собственности государственной казны (АСХС), которое сосредоточило свою деятельность на управление перешедшей в его владение собственностью земледельческих совхозов, что первоначально осуществлялось путем распродажи угодий или их аренды (см. Глава IV, раздел посвященный Агентству сельскохозяйственной собственности государственной казны). В 2003 году частные крестьянские хозяйства составляли 95 % от обрабатываемых земель.

Непредсказуемые погодные условия и переменчивая прибыльность зерновых и других сельскохозяйственных культур отражаются в нестабильности польского аграрного производства, которое не имеет системы регуляции путем гарантированных закупок. Весь коммерческий риск целиком ложится на производителя. Только очень небольшая часть поставок зерновых охвачена предварительными контрактами на основе договоров между земледельцами и пищевиками, в том числе: сахарная свекла, посевной материал рапса, овощей и цветов. Смешанные типы земледелия (возделывание зерновых и животноводство) преобладают в большинстве польских крестьянских хозяйств, так как четкая специализация обычно отсутствует. В результате предназначенная на продажу продукция составляет лишь около 60 % от общего объема аграрного производства, а все оставшиеся товары идут на покрытие личных нужд самих крестьян, что является характерной особенностью польского сельского хозяйства.

В 2008 году на сельское хозяйство приходилось 4,5 % ВВП, а занято было в данном секторе 17,4 % (2005 год) активного населения страны. В настоящее время в Польше 2 млн частных хозяйств, занимающих 90 % всех сельскохозяйственных угодий и на которые приходится примерно такой же процент от общего объёма сельскохозяйственного производства. На фермы с площадью более 15 га приходится 9 % от общего числа хозяйств. Но при этом они охватывают 45 % от общей площади сельскохозяйственных угодий. Более половины домашних хозяйств в Польше производят продукцию для собственного потребления.

Польша экспортирует фрукты и овощи, мясо и молочные продукты, а импортирует пшеницу, фуражное зерно, растительное масло. Польша является крупным производителем картофеля, сахарной свеклы, рапса, зерна, свинины и птицы в Европе.

Лесное и рыбное хозяйство. Территория, покрытая лесами, составляла в 1995 8,6 млн. га. Государственные леса, находящиеся в ведении министерства лесного хозяйства и лесной промышленности, составляли 82% всех лесов и давали 92% всей лесной продукции. Хвойные породы (преимущественно сосна и ель) занимали 82% площади государственных лесов, остальное занимали лиственные породы. В 1991 в Польше было произведено 17 млн. кубометров деловой древесины.

Морское рыболовство превратилось в важную отрасль хозяйства. В 1950 Польша имела 365 рыболовных судов общей грузоподъемностью 18,2 тыс. т, а улов составил 66,2 тыс. т. В 1967 насчитывалось 713 судов общей грузоподъемностью 208,9 тыс. т при улове 321,4 тыс. т. В 1981 число судов уменьшилось до 638, а улов составил 673 тыс. т. Последние показатели почти не менялись с середины 1970-х до середины 1980-х годов. Затем улов рыбы начал сокращаться – до 655 тыс. т в 1988, 565 тыс. т в 1989 и 473 тыс. т в 1990.

Транспорт Польши

Транспорт и связь при коммунистической власти были государственной собственностью, за исключением легкового и незначительной части грузового автотранспорта. В 1992 на грузовые автомобили приходилось 50% всего грузооборота Польши, на железные дороги – 38%, остальное – на морской и речной транспорт. В 1997 было перевезено 386 млн. т грузов, из них железными дорогами 224 млн., автомобильным транспортом – 96 млн., трубопроводным – 34 млн., морским – 24 млн., речным – 8 млн. т. Автомобильный транспорт перевез почти 50% пассажиров, столько же – железнодорожный транспорт. Доля семей, владеющих автомобилем, увеличилась с 27% в 1985 до 38% в 1992. К концу 1995 на 1000 жителей приходилось 194 автомобиля.

Реки Висла и Одра являются главными внутренними водными путями. Польша имеет мощный торговый флот, который вырос с 45 судов (общей грузоподъемностью 159 тыс. т в 1949) до 332 судов (2993 тыс. т в 1981), но впоследствии сократился до 278 судов в 1985 и 125 судов в 1996. Порты в Гданьске и Гдыне обрабатывают около 56% всех морских грузов, а в Щецине – большую часть остальных.

После 1989 значительно расширились телекоммуникационные услуги. Число телефонных абонентов возросло с 2,5 млн. в 1985 до 5,7 млн. в 1995. Кроме того, имеется более 75 тыс. абонентов сотовой телефонной связи. В 1993–1994 для расширения и модернизации польской сети «Телекоммуникация польска» были приглашены иностранные компании. Приватизация телефонной сети на основе акционирования была завершена в 1998.

Главными морскими портами страны являются Гданьск, Щецин, Свиноуйсьце, Гдыня, Колобжег. Европейские маршруты, проходящие через Польшу: Е28, Е30, Е40, Е65. Протяжённость железных дорог в стране 26644 км. Железнодорожные перевозки по стране осуществляет компания «Польские государственные железные дороги».

Энергетика Польши

Польша производит свыше 91 % электроэнергии на государственных теплоэлектростанциях. Около 57% польской электроэнергии вырабатывается ТЭС на основе каменного угля и сжигания других топливных ресурсов, а порядка 34 % -на основе лигнита. Это результат изобилия этих природных ресурсов в Польше. Менее 3 % электроэнергии вырабатывается из возобновляемых ресурсов, главным образом на ГЭС и ветровых электростанциях. Однако на базе постановления министра экономики, труда и социальной политики от 30 мая 2003 года удельный вес энергии, получаемый из возобновляемых ресурсов, будет постепенно увеличиваться, чтобы к 2010 году достичь, по меньшей мере, 7,5 % (в 2004 г. - 2,85 %).

В 2007 году в Польше производилось 149,1 млрд кВт·ч, а потреблялось 129,3 млрд кВт·ч. В 2008 году экспорт электричества составил 9,703 млрд кВт·ч, а импорт - 8,48 млрд кВт·ч.

Уголь является основным источником энергии для польской экономики. В конце 1980-х годов запасы угля в Польше оценивались приблизительно в 40 млрд. т; в 1996 – в 65 млрд. т. Основные месторождения каменного угля в Польше находятся в Силезии, а также в Валбжихском и Люблинском бассейнах. Крупнейшая в стране угольная шахта Пяст находится в городе Новы-Берун, к югу от Катовице; добыча угля в ней производится с 1975. Запасы бурого угля (лигнита), который добывается в центральном (Малинец, Адамув) и юго-западном (Турошув, Жары) районах Польши, оцениваются в 14 млрд. т.

Запасы нефти в 1987 составляли всего ок. 2 млн. т, и внутренние потребности страны удовлетворялись в основном за счет импорта. В 1981 Польша импортировала из СССР ок. 17,4 млн. т нефти и нефтепродуктов. В 1996, в результате объединения семи государственных нефтеперерабатывающих заводов и сети автозаправочных станций, была создана компания «Нафта польска». Некоторые нефтеперерабатывающие заводы частично приватизированы; ок. 30% их акций продано иностранным инвесторам. По данным 1996, запасы природного газа в Польше оценивались в 121 млрд. куб. м; отечественный природный газ покрывает лишь треть всех потребностей страны. В 1997 85% газа и нефти поступало из России.

Внутренняя и внешняя торговля Польши

Около 99% оборота розничной торговли до 1970-х годов приходилось на национализированные предприятия. После проведения реформ почти 90% внутренней торговли перешло в частные руки.

Внешняя торговля до 1989 оставалась монополией государства. С середины 1950-х до начала 1990-х годов стоимость импорта Польши увеличилась более чем в 20 раз (за исключением растущего медленнее ввоза продовольствия), но сама структура импорта страны осталась стабильной. С середины 1980-х годов стоимость экспорта росла такими же темпами, как и стоимость импорта, с небольшим отрицательным сальдо торгового баланса. В 1996 на топливо приходилось 8% общей стоимости импорта, на машины, оборудование и средства транспорта – 32%. Сельскохозяйственная продукция составляет 19% общей стоимости импорта, а потребительские промышленные товары – 9%. Основными статьями импорта являются нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и сталь, железная руда, металлообрабатывающие станки, пшеница, хлопок.

В то время как структура импорта изменилась незначительно, состав экспорта изменился самым существенным образом. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов сократилась с 64% общей стоимости экспорта в 1956 до 31% в 1981. За этот же период доля станков и машин, промышленного и транспортного оборудования в экспорте возросла с 16% в 1956 до 49% в 1981. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия уменьшился с 12% до 6%, а промышленных потребительских товаров (таких, как одежда и хозяйственные товары) вырос к середине 1970-х годов с 7% до 15%. Наиболее существенное изменение в структуре экспорта состояло в сокращении доли угля и кокса: в 1949 на них приходилась почти половина стоимости экспорта, а в 1981 – только 10%.

До конца 1980-х годов примерно половина объема внешней торговли Польши приходилась на страны советского блока – около 46% всего экспорта и 52% импорта в 1986. СССР был главным торговым партнером Польши: в 1986 на него приходилось почти 23% ее импорта и 25% экспорта. В течение последующих 10 лет география внешней торговли Польши сильно изменилась. Основными странами-импортерами к 2002 стали Германия (29,9% всего импорта), Италия (8,1%), Россия (7,4%),Франция (7.2%),Нидерланды (5,3%). Порядок стран-экспортеров такой: Германия (33%), Италия (5,7%), Франция (5%) и Великобритания (4,8%), Чехия(4,3%). В 2002 объем экспорта Польши составил 32,4 млрд. долл., из них 70% приходилось на страны Европейского союза; объем импорта – 43,4 млрд. долл.

Закон об иностранных капиталовложениях 1991 открыл для них Польшу, а закон о совместных предприятиях, принятый в марте 1996, снял ограничения на иностранные вложения в совместные предприятия. В 1997 прямые иностранные инвестиции составили 6,6 млрд. долл., в первой половине 1998 – 5 млрд. долл. С 1990 до июля 1998 в польскую экономику было вложено 25,6 млрд. долл. – самая большая сумма прямых иностранных капиталовложений среди всех стран Восточной Европы.

Общий внешний долг Польши уменьшился с 47 млрд. долл. в 1992 до 42,1 млрд. в 1997, но это снижение произошло отчасти благодаря соглашению 1994 между Польшей и Лондонским клубом кредиторов о списании части долга. В 1998 дефицит внешней торговли достиг 1,5 млрд. долл., но валютные резервы, составлявшие 26 млрд. долл., считались вполне достаточными для обслуживания внешнего долга страны.

Финансы и банковская система Польши

С 1946 до 1989 в Польше государственные финансовые учреждения полностью вытеснили частные. В 1990 правительство «Солидарности» начало внедрять капиталистическую финансовую систему, и Польша стала первой посткоммунистической страной, приступившей к осуществлению макроэкономической реформы, которая получила название «шоковая терапия». Был снят ценовой контроль, сокращены субсидии в промышленности, государственные монопольные предприятия были поставлены в рыночные условия, а национальная денежная единица стала котироваться по плавающему курсу. Для борьбы с гиперинфляцией (которая достигла 600% в год) в 1990 был разработан план Бальцеровича, тогдашнего министра финансов. Уже к 1992 гиперинфляцию удалось остановить, а в 1993 в Польше начался реальный экономический рост. Темпы инфляции к 1998 сократились до 10%; в 1999 они составляли всего несколько процентов.

В апреле 1991 была создана Варшавская финансовая биржа. В 1997 на ней осуществляли свои операции около 100 компаний. Оборот биржи вырос с 240 млн. долл. в январе 1993 до 8 млрд. долл. в декабре 1996; более 60% всего оборота приходилось на польских инвесторов.

Вследствие реструктуризации экономически неэффективных предприятий в начале 1990-х годов польская банковская система испытывала серьезный долговой кризис. Так, в 1993 займы, по которым были нарушены условия их погашения, составляли 31% от суммы всех займов. Тем не менее, в отличие от центральных банков большинства соседних стран, Национальный банк Польши (НБП) оказался способен выдержать трудности переходного периода. В результате Польша преодолела кризис, и к концу 1996 доля неплатежеспособных должников сократилась до 12,5%. Шестилетний срок пребывания на посту нынешнего председателя НБП, Ганны Гронкевич-Вальтц, закончился в марте 1998. Она вновь заняла этот пост на следующий срок.

Денежная единица в Польше – злотый, который с 1990 конвертируется по обменному курсу; тем самым завершился период длительного процветания черного валютного рынка. Злотый был деноминирован в январе 1995 года.

Развитие Польши по социалистическому пути превратило ее из отсталой аграрной страны в передовую индустриально-аграрную державу. В промышленности Польской Народной Республики работает сейчас свыше 3 млн. человек (по данным 1963 г.), тогда как накануне второй мировой войны промышленных рабочих было всего 800 тыс. человек. 60% населения довоенной Польши занималось сельским хозяйством, а сейчас в сельском хозяйстве занято лишь 38,2% жителей.

В период с 1950 по 1962 г. валовая продукция промышленности выросла в Польше в 4 раза, производство средств производства почти в 5 раз, а производство предметов потребления более чем в 3 раза.

Экономическое развитие Польской Народной Республики базируется на принципах планового хозяйства. С 1961 г. в Польше осуществляется пятилетний план развития народного хозяйства, по которому предусмотрен рост промышленного производства на 52%. Намечены основы экономического развития страны на 1966-1970 гг.

Экономические районы

По специфике хозяйства и уровню экономического развития Польша делится на семь основных районов, которые в известной мере совпадают с прежним историческим делением польских земель на Западное Поморье, Гданьское (Восточное) Поморье, Великую Польшу, Силезию, Малую Польшу, Мазовию и Мазурскую область. Возникновение некоторых хозяйственных различий между этими районами было вызвано, главным образом, своеобразием местных природных условий и исторических судеб. Эти различия прослеживались уже в феодальную эпоху. Тогда самыми богатыми экономическими районами были Малая Польша, Силезия и Великая Польша. Издавна здесь были благоприятные условия для земледелия и животноводства. В Силезии и Малой Польше на основе местных природных богатств развивалось горное дело и металлургия. В эпоху капитализма различия между экономическими районами Польши не только не исчезли, но в некоторых случаях даже углубились. Этому способствовал раздел польских земельмежду тремя государствами.

В XIX-XX вв. на первое место по развитию промышленности выдвинулась Силезия, где находится свыше 4 / 5 ресурсов польского угля. Современная Силезия занимает 13% общей площади ПНР. В ней наиболее густая сеть дорог, а также самый лучший в Польше водный путь (Одра и Гливицкий канал), связывающий ее с портом в Щецине. Свыше 60% населения Силезии живет в городах и поселках. В Верхней Силезии концентрируется большая часть польских угольно-химических предприятий. В Нижней Силезии находятся угольные шахты, медные, никелевые рудники и т. п., металлургические заводы, а также предприятия легкой промышленности. Земледелие в Силезии поставлено хорошо, но несмотря на это очень густо заселенная Верхняя Силезия все же вынуждена ввозить продовольствие.

Малая Польша - самый большой район польского государства, она занимает 25% всей его территории. Но сеть шоссейных дорог в этом районе невелика, что несколько затрудняет связь между его отдельными частями.

Малая Польша обладает наибольшими природными богатствами из всех районов страны. Там имеется каменный уголь, нефть, железная руда, цинк, олово, медь, фосфориты, сера, соль, гипс, керамическое сырье и др. Главные отрасли промышленности - горнодобывающая и металлургическая - базируются на местном сырье. Однако Малая Польша не занимает первого места в промышленном производстве ПНР. В этом сказались неблагоприятные условия экономического развития этой части страны в период разделов, когда южный район Малой Польши принадлежал Австрии, а северный - России. По развитию сельского хозяйства этот район - один из передовых. Здесь выращивается большая часть пшеницы и свеклы, находится более трети общего поголовья скота, много фруктовых садов. Малая Польша, как и Силезия, славится курортными местами.

Великая Польша и Мазовия - обширные низинные районы страны. Великая Польша занимает 23% ее земель. В западной части этого района хорошая сеть шоссейных и железных дорог, но в восточной части коммуникационная сеть развита слабо. В Великой Польше очень мало естественных богатств (немного железной руды, бурого угля, соли, гипса). Главные отрасли ее промышленности - пищевая и текстильная. Последняя сосредоточена преимущественно в Лодзи и ее окрестностях и базируется на импортной хлопчатобумажной пряже. Значительно развито также машиностроение и химическое производство. Великая Польша - главный сельскохозяйственный район ПНР, она имеет с^амый большой процент пахотных земель (около 55% общей площади угодий) и несмотря на среднее качество почвы - высокий уровень земледельческого хозяйства. Этот район дает государству более 60% свиней, наибольшее количество птицы и яиц.

Мазовия занимает 19% территории Польши. Около половины ее населения живет в городах. Сеть шоссейных и железных дорог этого района самая редкая во всей стране. Это район со слаборазвитой промышленностью и сельским хозяйством, в нем нет почти никаких минеральных богатств. Большая часть промышленных предприятий сосредоточена в Варшаве и ее предместьях. Другой промышленный центр (главным образом текстильный) находится в районе Белостока. Бедность почв (особенно в северной и восточной частях Мазовии) не способствовала развитию сельского хозяйства, и оно находится здесь на более низком уровне, чем в других районах страны. В Мазовии преобладает возделывание ржи и картофеля; несмотря на обилие лугов, мало разводят рогатого скота.

Три северных района Польши значительно меньше остальных. Район Восточного Поморья занимает лишь 5% поверхности страны. Для этого района характерен большой процент городского населения (60%), причем примерно треть горожан живет в портовых городах - Гдыне, Гданьске, Сопоте. Промышленное производство включает судоверфи, машиностроительные заводы, предприятия пищевой промышленности и др. Сельское хозяйство развивается в благоприятных условиях только в надвисленских равнинах, в большей части района почвы плохие, и жители Восточного Поморья не могут обеспечить себя сельскохозяйственными продуктами.

Западнопоморский район по площади составляет 8% всей Польши. Свыше 50% его населения живет в городах. Район этот, однако, слабо ин: дустриализирован. Почвы не плодородны. Здесь находится значительное число государственных сельских хозяйств, которые организованы на землях бывших имений. Для обоих поморских районов характерен большой процент населения, занятого в мореходстве и рыболовстве, это жители многих небольших портов и рыбацких деревень на побережье Балтийского ""моря и озер.

Мазурский район заселен слабее других и имеет наименьшую долю в промышленном производстве, хотя по площади он не самый маленький (7% территории ПНР). Основные отрасли хозяйства - земледелие, животноводство и рыболовство. Все три северных района обладают достаточно хорошей коммуникационной сетью.

ПОРП и правительство особое значение придают всестороннему экономическому и культурному развитию северных и западных земель, возвращенных Польше после второй мировой войны. Главное внимание уделено здесь развитию тяжелой промышленности, прежде всего металлургии, горного дела, энергетики, машиностроения, а также химической промышленности.

Промышленность и рабочий класс. Развитие промышленности. Формирование и численный рост рабочего класса

Цеховое ремесло в средневековых польских городах было сравнительно слабо развито в виду узости рынка: магнаты и шляхта предпочитали поддерживать в своих поместьях сельских ремесленников. Городскими ремесленниками были по преимуществу немцы.

Возникновение мануфактурного производства в Польше относится к XVI в. В это время развилось горное дело и металлургия, особенно производство олова и серебра около Олькуша и в Верхней Силезии и разработка соляных копей в Величке (под Краковом), где в конце XVI в. работало уже около 1 тыс. человек. На мануфактурах и рудниках кроме крепостных работали вольные люди, которые составляли прослойку наемных рабочих. Некоторое число их сохранялось в XVII и первой половине XVIII в., несмотря на упадок мануфактур и значительное сокращение горного производства (в основном из-за войн).

Развитие промышленного производства возобновилось в Польше с середины XVIII в. В восточной части государства были открыты магнатские и королевские мануфактуры; в Великой Польше, а также в Силезии, Поморье и в Варшаве - городские мануфактуры. Магнатские мануфактуры еще в значительной степени использовали труд крепостных крестьян, тогда как в городских мануфактурах трудились ремесленники и неквалифицированные наемные рабочие, набиравшиеся из городского простонародья, выгнанных из цехов подмастерьев, из крестьянской бедноты. Часть городских мануфактур позднее преобразовалась в капиталистические фабрики.

В первой четверти XIX в. в Польше развивались капиталистические промышленные предприятия. С самого начала многие из них были собственностью иностранных капиталистов и помещиков. Так, например, на землях бывшей немецкой аннексии в руках поляков находилась только незначительная часть мелких предприятий, а в Верхней Силезии вся промышленность и все рудники принадлежали немецким помещикам и капиталистам. В австрийских областях Польши (Галиция) большей частью промышленных предприятий владели немецкие, австрийские, английские, бельгийские капиталисты. К 1900 г. в их руках было 75% угольных шахт и 99% добычи нефти. В Королевстве Польском наплыв иностранных капиталистов вырос после уничтожения автономии в 1831 г. К началу XX в. почти 2 / 3 промышленной продукции там приходилось на предприятия, которыми владели иностранные, преимущественно немецкие, капиталисты.

Польский рабочий класс сформировался уже в первой половине XIX в., причем ранее всего в Верхней Силезии, в Лодзи и Варшаве. Около 1830 г. в Польше было более 50 тыс. рабочих, а 20 лет спустя численность польского рабочего класса дошла до 100 тыс. человек (не считая немецких рабочих в западных областях). Быстрее всего рабочий класс рос в центральной и западной частях Польши, где уже в начале XIX в. была уничтожена личная зависимость крестьян. Наименьшая численность рабочего класса была в юго-восточной, восточной и северной частях страны со слаборазвитой промышленностью. Здесь в небольших местечках и деревнях было много кустарей и ремесленников, иногда работавших даже на заграничный рынок. Однако кустарничество и народный промысел со второй половины XIX в. пришли в упадок, и только немногие их центры сохранились, развившись со временем в фабричные производства (например, ткацкий промысел в Андры- хове около Кракова): В конце XIX в. общее число кустарей в Польше превышало несколько десятков тысяч.

Даже во второй половине XIX в. многие рабочие (преимущественно горняки и металлурги) жили в деревнях и поселках. Промышленными городами со значительным рабочим населением были Лодзь и Варшава. В последней четверти XIX в. развитие промышленности и горного дела привело к возникновению большого числа городов, особенно в угольном бассейне. В начале XX в. в промышленности и в копях работало более 1 млн. человек, из них половина в угольном бассейне и более V 4 в районе Лодзи и в Варшаве. На многих рудниках и фабриках было занято по несколько тысяч рабочих.

Самыми многочисленными профессиональными категориями были гор- няки, железнодорожники и текстильщики, затем металлурги, строители, рудокопы и др. Значительную часть рабочего класса составляли также сельскохозяйственные рабочие, особенно многочисленные в Западной и Центральной Польше. Положение их почти везде было более тяжелым, чем положение промышленных рабочих. Нередко им вместе с семьями приходилось переселяться с места на место в поисках работы; многие эмигрировали за границу. Их заработка зачастую едва хватало на содержание семьи.

В 1919-1939 гг. возникли два новых центра промышленности - Гдыня (порт и город, построенный на месте старинной рыбацкой деревни) и промышленный округ в районе Сандомира, который до 1939 г. включал несколько фабрик.

В современной Польше успешно развиваются разные отрасли как тяжелой (угольная, металлургическая, судостроение и др.), так и легкой (текстильная, пищевая и др.) промышленности; с каждым годом растет численность рабочего класса. Особенно много рабочих занято в машиностроении, в угольной промышленности Силезии, на текстильных фабриках Лодзи. Крупнейшими предприятиями ПНР являются металлургический комбинат имени В. И. Ленина под Краковом (город Новая Гута), построенный с помощью Советского Союза, завод качественных сталей «Варшава» на окраине Варшавы, большой металлургический завод в Ченстохове. Выплавка стали на одном лишь металлургическом комбинате имени Ленина превышает сейчас продукцию всех 23 довоенных металлургических заводов Польши. Широко развернулась разработка соляных бассейнов-Предкарпатского (Бохня, Величка) и Великопольского (Иноврацлав, Шубин и др.). Открыты залежи серы в Келецком воеводстве и меди в Нижней Силезии.

Переселение крестьян в города и промышленные центры приняло большие размеры уже в первой половине XIX в. Крестьяне, лишенные земли, искали работу главным образом на текстильных фабриках Лодзи, на рудниках и металлургических заводах угольного бассейна, в Варшаве и других городах. Приток сельского населения усиливался по мере развития промышленности.

В некоторых городах, особенно в только что возникших, таких, как Лодзь, Катовицы, Сосновец, с самого начала образовывались целые рабочие кварталы, нередко занимавшие большую часть города. В старинных городах, та ких, как Варшава, Быдгощ или Краков, новые рабочие кварталы развивались из пригородных деревень, которые затем вошли в пределы города.

Когда промышленные предприятия открывались в сельской местности, переход местных жителей на работу в промышленности не вел к переселению их в города. Так было главным образом в угольном бассейне, а позднее в нефтяном, где тысячи рабочих жили в деревнях и приходили на работу на ближайшие рудники и фабрики. Некоторые рабочие в деревне ничего не имели, кроме избы или части ее, иногда с небольшим участком земли, но некоторые имели небольшие или даже среднего размера хозяйства. В добыче ценных металлов (олова и серебра) такое соединение занятий земледельца и горняка было известно еще сотни лет назад. Рабочие, которым удавалось заработать больше денег (это стало возможным только с конца XIX в.), покупали себе участки земли и строили собственные дома С третьей четверти XIX в. с развитием дорожной сети начали учащаться случаи приезда рабочих из деревень в отдаленные города на заработки. Позднее некоторые из этих рабочих, особенно безземельные, переселились в города окончательно.

Наибольший прилив сельского населения в города и промышленные центры приходится на последние 40-50 лет перед первой мировой войной. Тогда из деревни переселилось до 2 млн. человек. В то же время происходила усиленная эмиграция за границу (в частности в Германию и особенно в Северную Америку).

В междувоенные годы переход сельского населения в города и промышленные центры был очень ограничен, особенно со времени большого кризиса 1929-1933 гг. Только после 1944 г. перемещение крестьян из перенаселенных польских деревень в города стало массовым явлением. В течение последних пятнадцати лет в города переселилось свыше 3 млн. человек; кроме того, ряд деревень, где жили рабочие, разросся до размеров поселков и даже городов. Одновременно возросло число рабочих, живущих в деревнях и приезжающих оттуда на работу (это особенно характерно для Малой Польши). Большинство тех рабочих, которые имели в деревне маленький участок земли или только дом, уже целиком вошло в состав рабочего класса, однако часть их, хотя и меньшая, считает работу в промышленности побочной или временной.

До конца XIX в. условия труда рабочих были очень тяжелыми. Сравнительно хорошо оплачивались только высококвалифицированные рабочие (например, механики), а подавляющее большинство их имело такие низкие заработки, что и члены их семей должны были наниматься на работу. Фабриканты часто допускали злоупотребления по отношению к рабочим, особенно к недавно прибывшим из деревни. Они самовольно уменьшали им заработную плату, часто штрафовали и т. д. Продолжительность рабочего дня в середине XIX в. доходила до 12 и даже до 14 и более часов. Рабочий день кустарей длился 16-17 часов.

Условия труда начали улучшаться только с 1870-1880 гг. вследствие успешной деятельности рабочих организаций. Выросла заработная плата (особенно в тяжелой промышленности), но в ней по-прежнему были велики различия в зависимости от пола и возраста. Очень низкими оставались заработки сельскохозяйственных рабочих. Рабочий день был сокращен до 10 часов, было введено страхование рабочих от несчастных случаев и болезни, медицинский надзор (зачастую он был фиктивным), несколько улучшились жилищные условия.

Во второй половине XIX в. в промышленности было занято сравнительно много женщин и детей. Труд женщин и детей под землей был запрещен только в 1890 г.

В 1920 г. условия труда рабочих несколько улучшились в связи с законом о восьмичасовом рабочем дне. Однако уже через несколько лет, после разразившегося в 1929 г. большого кризиса, закрылось много фабрик и шахт, сильно понизилась средняя заработная плата и начались массовые увольнения.

Реальное право на труд, медицинское обслуживание и отдых, обеспечение пособиями и пенсией - все это рабочий класс получил только в Народной Польше. Средняя заработная плата польских рабочих сейчас уже значительно выше, чем в 1939 г.; с каждым годом улучшаются жилищные условия.