Водный налог – в какой бюджет зачисляется. Водный налог: правила применения и перехода

Деятельность плательщиков этого налога подлежит обязательному лицензированию.

Общие сведения

Чтобы правильно уплачивать водный налог, необходимо понимать, что это за налог такой, какие существуют по нему льготы, а также сроки его уплаты и порядок составления отчётности.

Водный налог – это прямой или косвенный налог, и в какой бюджет он уплачивается? Это прямой налог, который уплачивается в федеральный бюджет.

Что это такое?

Водный налог – является налогом за пользование водными ресурсами и объектами в соответствии с действующим законодательством РФ.

Это налог введён в действие с 01 января 2005 года. До этого, пользователи водных ресурсов уплачивали налог за пользование водными объектами.

Водный налог не относится к региональным налогам, а является федеральным налогом, то есть он уплачивается в федеральный бюджет, а льготы по этому налогу, а также порядок и сроки его уплаты устанавливает государство.

Характеристика элементов

Любой налог, в том числе и водный, имеет свои элементы:

Наименование элемента Описание
Плательщики Организации, индивидуальные предприниматели и физические лица
Объект налогообложения Факт, наличие которого обязывает уплачивать налог. В данном случае – наличие лицензии на пользование водными ресурсами и объектами.
Налоговая база Стоимостная характеристика объекта. В данном случае, она зависит от вида пользования водным объектом
Налоговый период В данном случае, квартал
Налоговая ставка Зависит от вида пользования водными объектами, а также экономической зоны, в которой расположены бассейны рек, озёр и морей. Если вода забирается в целях её предоставления населению, то плата взимается за водопользование в размере 81 рубля за 1000 кубических метров.

Объектами налогообложения водным налогом признаются:

  1. Забор воды из водных объектов.
  2. Использование водных объектов, кроме переправы леса на плотах и кошелях.
  3. Использование воды для целей гидроэнергетики.
  4. Использование воды для сплава леса на плотах и кошелях.

Может быть равной:

  • объёму забранной воды;
  • площади предоставленного водного пространства;
  • количеству произведенной электроэнергии;
  • объёму сплавленной на плотах и кошелях древесины.

В том случае, если в отношении водного объекта установлено несколько налоговых ставок, то сумма к уплате рассчитывается исходя из каждой ставки налога.

Налоговые ставки установлены в рублях за 1 000 куб. м. Их размер, в зависимости от экономических зон расположения акваторий, приведён .

Налоговые ставки, по которым начислен водный налог, и которые указаны в п. 1 данной статьи, учитываемые в соответствии с п. 2, 4 и 5 этой же статьи, в 2015 году применяются с поправочным коэффициентом 1,15.

При расчёте ставки с использованием этого коэффициента, её необходимо округлять до целого рубля. Копейки в расчёт не берутся.

Правовое регулирование

Водный налог регулируется главой 25. 2 НК РФ. Плательщиками этого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются водными ресурсами на основании .

Не являются налогоплательщиками по этому налогу те физические лица, а также организации, которые пользуются водными ресурсами по договорам, которые были заключены до введения в действие .

Экономическая сущность

Водный налог – это какой налог с экономической точки зрения? Сущность водного налога заключается в платности пользования водными объектами, которые являются собственностью государства.

С введением в действие Водного кодекса, власти субъектов страны потеряли возможность самостоятельно устанавливать ставки за пользование водой.

Теперь круг налогоплательщиков значительно расширился – в него введены и физические лица. Плата за пользование водными ресурсами относится к категории, формирующей доходную часть федерального бюджета.

По сути, водный налог это выраженная в рублях стоимостная характеристика ценности водных ресурсов нашей страны. Как уже упоминалось, все водные объекты являются собственностью государства.

Муниципальная и частная собственность разрешается только на небольшие по площади водные объекты, которые не имеют гидравлической связи с крупными водными объектами.

Эти лица могут пользоваться водными объектами на основании:

  1. Права ограниченного пользования – это водный сервитут.
  2. Права долгосрочного пользования.
  3. Права краткосрочного пользования.

Порядок исчисления и уплаты налога на потребление водных ресурсов

Сроки оплаты

Как сказано в ст. 333.14 НК РФ, водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-ого числа следующего месяца, который идёт за кварталом.

То есть, за 1-ый квартал необходимо уплатить до 20-ого апреля, за 2-ой квартал – до 20-ого июля, за 3-ий квартал – до 20-ого октября, а за 4-ый квартал – до 20-ого января.

Если 20-ое число приходится на выходной или праздничный нерабочий день, по крайний срок оплаты – первый рабочий день, следующий за 20-ым числом.

К этому же сроку необходимо представить и в налоговую инспекцию, находящуюся по месту нахождения используемого водного объекта. Налог платить на реквизиты этой же налоговой, то есть налог платить по месту нахождения водного объекта.

Если налогоплательщик водного налога относится к разряду крупных, то он сдаёт декларацию по этому налогу в ФНС по месту, где он состоит на учёте как крупный налогоплательщик. Налог уплачивается сюда же.

Если налогоплательщик является иностранным лицом, как юридическим, так и физическим, то уплачивать водный налог и сдавать копию декларации они обязаны в налоговую по месту нахождения органа, который выдал этим налогоплательщикам .

В какой бюджет необходимо уплачивать налог – в местный или федеральный? В соответствии со , водный налог в размере 100% зачисляется в федеральный бюджет.

Налоговые льготы

Налоговым законодательством не установлены льготы по уплате водного налога. Это означает, что власти субъектов федерации не имеют права предоставлять льготы на региональном уровне, так как это федеральный налог.

КБК

Чтобы правильно внести плату за пользование водными объектами, нужно не только правильно его рассчитать, но и правильно заполнить .

В поле 104 необходимо указать КБК – код бюджетной классификации. Он необходим для того чтобы налог, пени или штраф «ушли» по назначению. В противном случае, сумма платежа может оказаться в невыясненных, а у налогоплательщика образуется долг.

Бухгалтерский учет (проводки)

Для бухгалтерского учёта водного налога необходимо использовать следующие проводки:

Часто возникающие вопросы

Несмотря на всю прозрачность водного налога, у налогоплательщиков есть вопросы. Которые возникают довольно часто.

Проблемы водного налога

Введение в действие Водного Кодекса в 2005 году несколько усовершенствовало пользование водными объектами и получении платы за это. Однако уже и этот документ устаревает.

Последние несколько лет в Государственной Думе обсуждаются поправки, которые будут внесены в этот закон. В 2005 году, когда был введён ВК РФ, предполагалось, что роль государства будет достаточно сильной.

Однако это не так! Поэтому идёт активное осуждение поправок, которые бы вновь вернули государству контроль над водными объектами.

Исчисление налога в Крыму

Как известно, с марта 2014 года, Крым входит в состав РФ. Теперь эта территория называется республика Крым. Сейчас эта республика находится на переходном положении от налогообложения Украины к налогообложению России.

В связи с этим, Правительство Крыма утвердило .

В этом Положении сказано, что до начала 2015 года все предприятия и ИП, находящиеся в Крыму, должны присоединиться к России и применять налоговую систему нашей страны. Это говорит о том, что с 01.01.2015 года, водный налог в Крыму уплачивается по ставкам и в порядке, который установлен в РФ.

Если нет лицензии

Как известно, для пользования водными объектами и ресурсами, которые являются собственностью государства, у исполнительного органа по месту нахождения водного объекта, потенциальный налогоплательщик должен получить лицензию.

Видео: водный налог

Следовательно, водный налог уплачивается при наличии специальной лицензии. С 01.01.2007 года безлицензионная деятельность по использованию водных объектов запрещена.

Если же налогоплательщик имеет «на руках» , который заключён с органами исполнительной власти по месту нахождения объекта до 01.01.2007 года, то такой договор является аналогом лицензии на пользование водными ресурсами.

Водный налог в Крыму

Чтобы предприятие, находящееся в Крыму, смогло осуществлять свою деятельность в соответствии с российским законодательством, ему необходимо пройти перерегистрацию. Пройти такую регистрацию необходимо было до 01.01.2015 года.

Как только предприятие прошло регистрацию, с этого же дня оно перешло на российское налоговое законодательство, и начинает уплачивать налоги, в том числе и водный, по российским законам.

До прохождения такой процедуры, предприятие уплачивает налоги по законодательству Украины. Это сделано в целях избежание двойного налогообложения.

Однако в марте 2014 года, Дмитрий Медведев внёс в Государственную Думу законопроект, который подразумевает создание особой экономической зоны на территории полуострова Крым и г. Севастополь.

Согласно этому законопроекту, резиденты этой особой экономической зоны, имеют льготы по уплате налога на прибыль, а также полностью освобождены от уплаты земельного, транспортного и водного налогов.

Этот законопроект рассчитан до 2064 года, то есть Крым и Севастополь будут освобождены от уплаты этих налогов на протяжении 50 лет.

Как уже упоминалось, льготы будут иметь только организации – резиденты. Для того чтобы стать резидентом, мало находится на территории полуострова, необходимо внести 150 млн. рублей. Такой взнос даст право пользоваться льготой.

Деньги эти пойдут на развитие полуострова, его инфраструктуры, культуры, образования, медицины и других жизненно важных отраслей.

Как показывает практика применения этого законопроекта, организации предпочитают один раз заплатить необходимую сумму, но при этом не уплачивать налоги.

Пока законопроект разработан на ближайшие 10 лет, затем, при успешном его использовании, в него будут вноситься изменения и поправки. Согласно ему, организации – резиденты будут освобождены от уплаты водного налога на неопределённый срок.

Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена общими положения НК РФ.

Если налогоплательщик пропустит срок уплаты налога и сдачи декларации, то он должен будет уплатить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога и в размере 5% от суммы указанной в декларации соответственно.

Все лица, как физические, так и юридические, используют воду в различных целях. Каждое государство за это взимает налог. СодержаниеОсновные моменты Какая ставка применяется при уплате (таблица) Как рассчитать водный налог Особенности расчета Но все ли обязаны его платить, есть ли льготы и какие ставки стоит использовать при...

Как и при уплате любого налога, следует знать основные правила подачи отчетностей, ориентироваться в сроках и разбираться, как заполнять бланки. Это позволит своевременно погасить все задолженности перед государством и спокойно вести свой бизнес предпринимателям и юридическим лицам. СодержаниеЧто нужно знать Сроки сдачи...

Налоги платятся не только за недвижимость и транспортное средство, но и за использование водного объекта в различных целях. СодержаниеОсновные моменты Кто является плательщиком водного налога Контроль со стороны государства Кто относится к категории плательщиков такого налога? Какие нюансы стоит знать, чтобы...

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018-2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье .

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики

Относится к разряду федеральных сборов. Российская Федерация имеет богатые ресурсы, не только обширные территории, но и водные объекты: реки, моря, озёра.

Промышленное производство использует эти воды для различных целей, от забора до сплава древесины. Такие виды водопользования вместе с налогоплательщиками образуют систему налогообложения водного налога. Главными её элементами являются субъекты и объекты. О том, что они собой представляют, пойдёт речь в статье.

Субъекты

Субъекты водного налога, то есть его плательщики, оговорены в ст. 333.8 НК РФ. Это могут быть любые лица, физические и , а также отдельные бизнесмены. Они должны иметь на руках , так как их деятельность должна быть связана с особым использованием вод в промышленных целях.

Представляет собой документ, который устанавливает рамки использования водного объекта. В нём должны быть чётко прописаны:

  • сведения о лице, которое будет использовать водоём, вид его деятельности;
  • данные государственного органа, выдавшего документ;
  • площадь объекта для целевого использования;
  • срок для начала работ и срок окончания;
  • обязательства, связанные с ;
  • установленные лимиты;
  • требования по защите окружающей среды, по рациональному использованию водного объекта, которые должно соблюдать лицо в процессе разрешённого водопользования.

Водные объекты рассматриваются законодательством как недра, поэтому предоставление вод в пользование и выдача соответствующих лицензий регулируется Законом РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 года. Согласно его положениям одно лицо может иметь несколько лицензий, то есть осуществлять не один, а несколько видов особого водопользования. Поэтому часто одно крупное предприятие может иметь разрешение не только на забор воды, но и на использование акватории водоёма.

Вступивший с начала 2007 года Водный Кодекс устанавливает свои правила пользования водными объектами. С этого момента водопользователи заключают специальные договора и получают соответствующие решения от органов государственной власти. Поэтому не считаются субъектами водного налога организации и индивидуальные предприниматели, которые на основании Водного Кодекса осуществляют:

  • изъятие поверхностных вод;
  • использование акватории;
  • производство электричество на гидроэлектростанциях без забора воды.

После того, как у налогоплательщика закончится срок лицензии на водопользование, его деятельность попадает под действие Водного Кодекса. С этого момента с него снимается обязанность по уплате водного налога. Согласно положениям ВК РФ он обязуется вносить регулярные платежи за водопользование, однако теперь они будут носить неналоговый характер.

Таким образом, в настоящее время лица могут пользоваться водными объектами, как на основании лицензий, так и на основании договоров, заключенных после 01.01.2015 года. Наличие специального разрешения накладывает на предприятия, или физические лица обязанность и платить водный налог.

Объекты водного налога

Объектами налогообложения водного налога являются только определённые виды специального водопользования. Установлено только 4 случая, когда лицо приобретает обязательства по водному налогу:

  1. забор (изъятие) вод;
  2. пользование акваторией;
  3. отдельно выделено использование рек для сплава леса в специальных ёмкостях;
  4. для производства электроэнергии без изъятия вод.

Между тем статьёй 333.9 НК установлен более длинный список видов пользования водой, которые объектами налогообложения ВН не признаются. В нём перечислено 15 пунктов, среди них:

  • изъятие минеральных и термальных подземных вод;
  • использование воды для тушения огня во время бедствий и катастроф;
  • при изъятии вод водным транспортом для технологических нужд;
  • забор и использование вод для ловли рыбы;
  • эксплуатация акватории для плавательных средств, их стоянки и передвижения;
  • использование специальных сооружений для водоотвода;
  • при пользовании водоёмов для отдыха ветеранов, инвалидов или детей;
  • для оборонительных целей и государственной безопасности;
  • для нужд сельского хозяйства (полив, орошение, водопой животных).

Законом установлен закрытый перечень объектов ВН и тех видов водопользования, которые не входят в их число. Поэтому любой вид деятельности, не указанный в списке объектов налогообложения, к их числу не относится.

Большое значение имеет информация, указанная в лицензии у налогоплательщика. Например, у предприятия есть разрешение на забор воды из скважины, но эта вода используется только для тушения пожара. В этом случае предприятие не освобождается от водного налога, если в лицензии не будет указана цель использования вод для пожаротушения. Налогоплательщик должен будет внести в документ соответствующие изменения.

Важная информация

Любая деятельность по использованию водного объекта в промышленных целях должна быть лицензированной. Самовольное использование водоёма без оформления лицензии или специального договора в соответствии с КОАП РФ грозит привлечением ответственного лица к административной ответственности. При этом отсутствие специального разрешения на водопользование не освобождает организацию от уплаты водного налога.

Не соблюдение или уплаты налога приводит к административной ответственности в виде штрафа. Нарушением также считается уплата налога не в полном объёме или искажение налоговой базы.

  • 8. Налоговая система рф, ее структура и принципы построения.
  • 9. Налоговая политика государства, методы ее осуществления.
  • 10. Налоговое администрирование.
  • 11. Экономическая сущность налога. Кейнсианство и монетаризм.
  • 12. Налоговое бремя, исчисление и влияние на экономику. Кривая Лаффера.
  • 13. Функции налогов и их общая характеристика.
  • 14. Экономические функции налогов.
  • 15.Социальная функция налогов.
  • 16. Определение налога и сбора. (Ст. 8 нк рф).
  • 17. Элементы налога, их краткая характеристика.
  • 18. Федеральные налоги и сборы в рф: перечень и порядок установления.
  • 19. Региональные налоги и сборы в рф: перечень и порядок установления.
  • 20. Местные налоги и сборы в рф: перечень и порядок установления.
  • 21. Полномочия региональных и местных органов власти по установлению налогов и сборов.
  • 22. Субъект налогообложения, налоговые резиденты и нерезиденты.
  • 23. Объект налогообложения.
  • 24. Налоговые агенты: их роль и место в налоговых отношениях.
  • 25. Налоговая база, примеры расчета налоговой базы.
  • 26. Налоговый и отчетный период.
  • 27. Налоговые ставки и их классификация.
  • 28. Налоговые льготы и их классификация.
  • 29. Способы и сроки уплаты налога.
  • 31. Прямые налоги в рф, их характеристика.
  • 32. Косвенные налоги в рф, их характеристика.
  • 33. Участники налоговых правоотношений, их краткая характеристика.
  • 34. Основные права и обязанности налоговых органов.
  • 35. Налоговая тайна.
  • 36. Учет налогоплательщиков, порядок постановки на учет, присвоение инн.
  • 37. Налоговая декларация. Назначение, состав, внесение изменений и дополнений (ст. 80).
  • 38. Пеня. Определение, порядок начисления и взыскание пени (ст.75).
  • 39. Порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика (ст.47).
  • 40. Исполнение обязанностей по уплате налога (ст.45).
  • 41. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц.
  • 42. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.
  • 43. Принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения.
  • 44. Основные права и обязанности налогоплательщиков.
  • 45. Основные формы налогового контроля.
  • 46. Налоговые правонарушения, виды и ответственность за их совершение.
  • 47.Камеральная налоговая проверка. Порядок проведения.
  • 48. Выездная налоговая проверка. Порядок проведения.
  • 49. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.
  • 50. Налоговые санкции, давность взыскания налоговых санкций.
  • 51. Специальные налоговые режимы: виды и краткая характеристика.
  • 56. Ндс. Элементы налога и их характеристика.
  • 57. Акцизы. Принципы и особенность налогообложения
  • 60. Налог на имущество организаций. Элементы налога и особенности взимания.
  • 61. Земельный налог. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 62. Транспортный налог. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 63. Налог на имущество физических лиц. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 64. Налог на доходы физических лиц. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 65. Налог на добычу полезных ископаемых. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 66. Водный налог. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.
  • 67. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 68. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 69. Упрощенная система налогообложения. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.
  • 70. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 71. Государственная пошлина. Особенности взимания пошлины. Виды услуг, юридически значимых действий, прав, документов подлежащих оплате. Порядок уплаты государственной пошлины.
  • 66. Водный налог. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.

    Водный налог - это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года вместо Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ

    Водный налог обеспечивает реализацию принципа платности за пользование водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

    Налогоплательщиками признаются Организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

    Объекты налогообложения . Виды пользования водными объектами:1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

    Налоговая база Определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта: 1)При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. 2)При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. 3)При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. 4)При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

    Налоговые ставки Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

    При заборе воды (При заборе воды из территориального моря РФ и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования: Балтийское 8,28; Белое 8,40; Баренцево 6,36)

    При использовании акватории (Территориальное море РФ и внутренние морские воды: Азовское 44,88; Черное 49,80 Каспийское 42,24.)

    При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии): Нева8,76; Енисей 13,70; Волга 9,84

    При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава): Волга 1 636,8; Енисей 1 585,2; Лена 1 646,4.

    При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

    Порядок Взимания : Взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включены водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы.

    Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ: в федеральный бюджет – 40%; в бюджеты субъектов РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60%.

    Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (как форма возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности). В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах.

    Налогоплательщики и объекты обложения водным налогом

    Применение водного налога регулируется главой 25.2 Налоговым кодекс РФ, введенной в действие с 1 января 2005 г., вместо действовавшей до этого платы за пользование водными объектами. Кроме этого водопользование регулируется Водным кодексом и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844"О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование ".

    Налогоплательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и/или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

    Не уплачивают водный налог организации и физические лица, использующие водные объекты на основании договоров водопользования или решений о предоставлении их в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

    Объектами налогообложения водным налогом установлены следующие виды пользования водными объектами:

    1. забор воды из водных объектов;

    2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

    3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

    Не признаются объектами налогообложения:

    1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и /или природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

    2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

    3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

    4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

    5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

    6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

    7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

    8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

    9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

    10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

    11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

    12. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

    13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

    14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

    15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

    7.2 . Налоговый и отчетный периоды. Налоговая база и налоговые ставки.

    Налоговая база определяется по каждому виду водопользования, признаваемого объектом налогообложения. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

    Налоговая база определяется по каждому виду водопользования и каждому водному объекту отдельно:

    а) при заборе воды налоговая база определяется как:

    Ø объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов;

    Ø при отсутствии таких приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств;

    Ø при невозможности использования одного из двух названных методов объем забранной воды определяется по нормам водопотребления;

    б) при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия − по материалам технической и проектной документации;

    в) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

    г) при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

    Налоговый период установлен продолжительностью в квартал.

    Налоговые ставки установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды, забранной из поверхностных или подземных водных объектов (ст. 333.12 НК РФ ).

    Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

    Законодательством предусмотрено поэтапное индексирование ставок водного налога. В 2014 г. принят федеральный закон № 366-ФЗ от 24.11.14, которым утверждены повышающие коэффициенты по отношению к налоговым ставкам водного налога. Согласно этому закону установлены следующие повышающие коэффициенты (п.п.1.1. ст. 1 ст.333.12 НК РФ ):

    Ø 2015 г. − 1,15;

    Ø 2016 г. − 1,32;

    Ø 2017 г.− 1,52;

    Ø 2018 г.− 1,75;

    Ø 2019 г.− 2,01;

    Ø 2020 г. − 2,31;

    Ø 2021 г. − 2,66;



    Ø 2022 г. − 3,06;

    Ø 2023 г. − 3,52;

    Ø 2024 г. − 4,05;

    Ø 2025 г. − 4,65.

    При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере с учетом повышающих коэффициентов.

    Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается (ст. 3 ст.333.12 НК РФ) за 1 тыс. куб. метров, забранных из водного объекта:

    Ø с 01.01 по 31.12 2015 года включительно − 81 руб.;

    Ø с 01.01 по 31.12 2016 года включительно − 93 руб.;

    Ø с 01.01 по 31.12 2017 года включительно − 107 руб.;

    Ø с 01.01 по 31.12 2018 года включительно − 122 руб.;

    Ø с 01.01 по 31.12 2019 года включительно − 141 руб.;

    Ø с 01.01 по 31.12 2020 года включительно − 162 руб.;

    Ø с 01.01 по 31.12 2021 года включительно − 186 руб.;

    Ø с 01.01 по 31.12 2023 года включительно − 246 руб.;

    Ø с 01.01 по 31.12 2024 года включительно − 283 руб.;

    Ø с 01.01 по 31.12 2025 года включительно − 326 руб.

    7.3 . Порядок исчисления и уплаты водного налога

    Налогоплательщик исчисляет налог самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

    Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм водного налога в отношении всех видов водопользования.

    Порядок расчета водного налога представлен в примере 52.

    Пример 52.

    ООО «ХХХ» использует реку Волга для сплава леса в плотах. За третий квартала 2015 года «ХХХ» сплавило леса в количестве 435 тыс. м 3 . Сплав производился на расстоянии 600 км.

    Налоговая база рассчитывается как произведение объема сплавленной древесины в тыс. куб. на протяженность сплава, то есть

    435 тыс. м 3 × 600 км / 100= 2 610

    Определим налоговую ставку: в соответствии с п. п.4 п.1 ст.333.12 НК налоговая ставка равна 1 636,8 руб. за 1 тыс. м 3 на каждые 100 км. сплава. Начиная с 2015 г., налоговые ставки по водному налогу подлежат увеличению на соответствующий коэффициент. В 2015 г. этот коэффициент установлены равным 1,15.

    Таким образом, водный налог будет равен

    Н в = 2 610 ×1 636,8 руб. ×1,15 = 4 912 855 руб.

    Пример 53.

    Организация в 2015 г. для своих производственных целей осуществляет забор воды из р. Волга и производит электроэнергию в бассейне р. Волга без забора воды. Повышающий коэффициент к налоговым ставкам 1,15.

    1. Расчет водного налога за забор воды

    Лимит забора воды для производственных целей установлен в пределах 45 000 м 3 . Фактически Организация забрала 72 000 м 3 , то есть у организации сложился перерасход в заборе воды в объеме 27000 м 3 .

    Налоговая ставка для при заборе воды для Волго-Вятского района установлена в размере 282 руб. × 1,15 = 324,3 руб. за 1 000 м 3 .

    Налоговая ставка, применяемая при исчислении налога за объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита:

    282 руб. ×1,15 × 5 = 1 621,5 руб. за 1 000 м 3 .

    Сумма налога, подлежащая уплате и исчисленная за фактический объем забранной воды (включая объем воды в пределах и сверх установленного лимита) составит:

    (45 000 м 3 × 324,3 руб. за 1 тыс. м 3) + (27 000 м 3 × 1621,5 руб. за 1 тыс. м 3) = 58 374 руб.

    2. Расчет водного налога при выработке электроэнергии.

    Количество фактически произведенной электроэнергии за налоговый период 1 700 кВт/ч, налоговая ставка для водных объектов реки Волга: 9,84 руб. электроэнергии.× 1,15 = 11,316 руб. за 1 тыс. кВт/ч Сумма водного налога составит:

    1 700 кВт/ч × 11,316 руб. за 1 тыс. кВт/ч = 19 237, 2 руб.

    Налоговая декларация подается в налоговую инспекцию по местонахождению объекта налогообложения. Водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Срок подачи налоговой декларации и уплаты налога − не позднее 20 числамесяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть:

    Налогоплательщики, относимые к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

    Вопросы для самопроверки освоения темы

    1. Перечислите плательщиков водного налога?

    2. Перечислите объекты обложения водным налогом?

    3. Каков порядок и сроки уплаты сбора за пользование водных ресурсов?

    4. Назовите налоговый период при исчислении водного налога.

    5. Назовите виды использования водных ресурсов, при которых водопользователь не буде являться плательщиком водного налога.

    Тема 8. НДПИ

    Общие положения по налогу на добычу полезных ископаемых. Понятие и виды полезных ископаемых для целей налогообложения.

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей.

    НДПИ регулируется главой 26 Налогового Кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2002 года (введена Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ). Одновременно были отменены действовавшие отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.

    Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом или извлеченном из недр минеральном сырье, соответствующая требованиям как Российских, так и международных стандартов.

    Полезное ископаемое, прошедшее дальнейшую переработку, например, обогащение, относится к продукции обрабатывающей промышленности и поэтому подвергается налогообложению по иным режимам.

    Для целей налогообложения в ст. 337 НК РФ определены следующие виды полезных ископаемых:

    1. горючие сланцы;

    2. уголь, в том числе антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый, прочие виды углей;

    4. углеводородное сырье, в том числе

    Ø нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;

    Ø газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья;

    Ø газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (попутный газ);

    Ø газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа;

    4. товарные руды, в том числе:

    Ø черных металлов (железо, марганец, хром);

    Ø цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы, не предусмотренные в других группировках);

    Ø редких металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий);

    Ø многокомпонентные комплексные руды;

    5. полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел);

    6. горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная и сера в газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных месторождениях, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений);

    7. горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц (за исключением особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы);

    8. битуминозные породы;

    9. сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;

    10. неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии);

    11. кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);

    12. природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);

    13. концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений;

    14. соль природная и чистый хлористый натрий;

    15. подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;

    16. сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).