Учетная политика на год образец. Пример приказа об утверждении УП в бюджетном учреждении

Учетная политика - это единый документ, устанавливающий правила ведения учета в коммерческой организации. В нем отражаются способы документооборота, инвентаризации, обработки информации, оценки и контроля операций и фактов деятельности. Применение выбранных правил влияет на финансовый результат и налогооблагаемую базу.

Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский и налоговый учет, предоставляют выбор способов их ведения. Выбранный способ записывают в учетную политику (УП).

Существуют три вида учетной политики:

  • для бухгалтерских целей — обязательна для всех организаций;
  • для налоговых целей — обязательна для организаций и ИП;
  • для отчетности по международным стандартам МФСО — обязательна для организаций, составляющих отчетность по МФСО.

Если организация не закрепила выбранный метод приказом, то при проверке может быть применен способ учета, увеличивающий налоговую нагрузку.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу должна содержать следующие разделы:

  1. Учетная политика для бухгалтерских целей.
  2. Рабочий план счетов.
  3. Формы первичных документов.
  4. Регистры бухучета.
  5. Учетная политика для налоговых целей.
  6. Регистры налогового учета.

Утвержденная приказом учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Сроки утверждения документа

Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Однако это не так. Если в деятельности, учете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно. Следует пользоваться уже действующей учетной политикой.

Если же произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определим только конкретные нововведения. Также можно отменить действие старой учетной политики и подготовить новый приказ.

Сроки утверждения, а также внесения изменений в учетную политику определены на законодательном уровне:

Срок утверждения для БУ

Срок для налогового учета

Создание новой организации

Утвердите учетную политику не позднее 90 календарных дней с момента регистрации организации (п. 9 ПБУ 1/2008).

Утвердите новую учетную политику не позднее окончания первого отчетного налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ ).

Внесение изменений в учетную политику

По общепринятым требованиям изменения внесите в текущем периоде, но применяйте обновленные положения с нового календарного года (п. 10 и п. 12 ПБУ 1/2008).

Если компания изменила методы ведения налогового учета или же были существенные изменения в деятельности, то применять изменения учетной политики следует с нового налогового периода (ст. 313 НК РФ ).

При изменении законодательных норм используйте нововведения учетной политики с даты вступления в силу законодательных нововведений.

Внесение дополнений в учетную политику

На момент, когда уточнения и дополнения стали необходимыми для дальнейшего ведения бухучета (п. 10 ПБУ 1/2008).

Утвердите дополнения в том периоде, в котором данные уточнения стали необходимыми для ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Обратите внимание, что дополнение и изменение учетной политики — это абсолютно разные вещи.

Важные нововведения 2019 года

Законодатели утвердили огромное количество изменений, которые вступают в силу с 01.01.2019. Конечно, не все новшества требуется отражать в учетной политике, но важные коррективы есть.

Итак, что отразить в учетной политике на 2019 год, важные изменения:

  1. Социальные гарантии в трудовых отношениях. Если сотрудники вашей компании получают заработную плату из расчета минимального размера оплаты труда, то закрепите в учетной политике, что с 01.01.2019 МРОТ увеличен. Новое значение минималки — 11 280 рублей. Данный показатель учитывайте и при начислении пособий по временной нетрудоспособности в отдельных случаях.
  2. Скорректируйте срок формирования счетов-фактур. Чиновники разрешили выставлять счета-фактуры только один раз в месяц. Однако новое приятное изменение касается далеко не всех налогоплательщиков. Так, один раз в месяц можно выставить сводную счет-фактуру и только в отношении поставщика, с которым сотрудничаете довольно продолжительное время. Например, компания, которая производит ежедневные поставки, отгрузки продуктов питания, может выставить один сводный счет-фактуру в конце месяца, а не дублировать документы на каждую поставку.
  3. Скорректируйте состав расходов по налогу на прибыль в своей политике для НУ. С 2019 года состав расходов по налогу на прибыль дополнен новым видом затрат. Теперь можно учесть и затраты на приобретение путевок для отдыха и оздоровления сотрудников и(или) их родственников. Однако условие действует только в отношении отдыха и оздоровления на территории России, зарубежные путевки учесть нельзя. Помните про ограничения: можно учесть только 6 % от фонда оплаты труда за отчетный период.
  4. Льготы по налогу на прибыль упразднены. Теперь региональные органы власти не вправе уменьшать ставку налога в региональный бюджет. Действующие льготы сохранятся, но не позднее 2023 г. Однако действующие послабления могут быть отменены уже с 01.01.2019. Эти коррективы коснутся всех налогоплательщиков, а не только производство.
  5. Обновите положения учетной политики в части налогообложения НДС. Напомним, что ставка налога увеличена до 20 %. Именно это необходимо закрепить в документе, если организация работает с налогом на добавленную стоимость. Не забудьте обновить договора, если в соглашении цена (стоимость) указана с учетом НДС. Например, 118 рублей с НДС.
  6. Утрата льгот по страховым взносам. Чиновники отменили пониженные тарифы по страховым взносам для некоторых категорий страхователей. Теперь аптека, применяющая ЕНВД, а также коммерческие фирмы и ИП на УСН не могут воспользоваться льготой по тарифам на соцобеспечение. Раньше такие страхователи платили только 20 % на ОПС, теперь придется платить по полной — 30 % (ОПС — 22 %, ОМС — 5,1 %, ВНиМ — 2,9 %). Не забывайте про взносы на травматизм: их нужно платить независимо от категории страхователя.

Все изменения, которые необходимо учитывать бухгалтеру в дальнейшей работе, в отдельных статьях:

  • Самые важные изменения в налоговом законодательстве в 2019 году ;

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

В данном документе рассматриваются общие способы ведения учета и отраслевая специфика.

Независимо от вида деятельности организации утверждают:

  • рабочий план счетов и формы первичных документов;
  • способ контроля заготовления, приобретения и списания материально-производственных запасов;
  • способ начисления амортизации;
  • порядок исправления ошибок.

Торговые организации указывают способ отражения транспортно-заготовительных расходов — в стоимости товара или по мере продажи.

Розничные торговые организации указывают метод учета товаров — по покупным ценам без наценки.

Организации с длительным циклом изготовления продукции указывают способ признания доходов по мере готовности работ, услуг, продукции.

Учетная политика для целей налогообложения

Образец учетной политики предприятия 2019 для целей налогообложения в данной статье не приводится, поскольку зависит от применяемого налогового режима.

В налоговой учетной политике рассматриваются следующие вопросы:

  • метод признания доходов для расчета налога на прибыль: кассовый или по начислению;
  • метод определения стоимости списания материалов и товаров: по стоимости единицы, средневзвешенный или метод ФИФО — по стоимости первых закупок;
  • метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный;
  • возможность начисления резервов для регулирования налога на прибыль: по сомнительным долгам на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и ремонт основных средств;
  • форма налогового регистра для расчета налогооблагаемой базы: книга доходов и расходов, книга продаж и книга покупок, самостоятельно разработанные регистры.

Учетная политика для малых предприятий

Субъектам малого предпринимательства (СМП) дано право применять упрощенные бухгалтерские регистры и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Если организация хочет воспользоваться этим правом, это надо записать в УП.

СМП могут отказаться от применения 6 бухгалтерских стандартов, например, и других.

Следует перечислить все бухгалтерские стандарты, которые не применяются субъектом, в специальном разделе «Применение положений по бухучету».

Учетная политика для ИП

ИП не обязаны вести бухгалтерский учет, поэтому они утверждают только учетную политику для налоговых целей.

Образец учетной политики УСН «Доходы» (2019) в наиболее простом варианте может быть ограничен несколькими пунктами:

  1. Налоговый учет ведет главный бухгалтер (директор, бухгалтерская фирма).
  2. Объект налогообложения — доходы за вычетом целевого финансирования и доходов от переоценки валютных средств.
  3. Налоговым регистром является книга доходов и расходов, записи в которую делаются на основе первичных документов.
  4. Учет ведется с использованием программы 1С:Бухгалтерия.
  5. Сумма УСН уменьшается на уплаченные страховые взносы.

Конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно предлагают некоторые сайты бухгалтерской направленности.

Последовательно выбрав в конструкторе способы оценки ОС, МПЗ, резервов, прочих доходов и расходов, можно скачать бесплатно учетную политику организации (образец 2019) для целей бухгалтерского учета.

К сожалению, с наступлением 2017 года найдется немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками, из-за которых возможен спор с налоговой. В статье вы найдете семь самых опасных формулировок в шаблонных и устаревших учетных политиках и безопасные альтернативы для них.

  1. Об основных средствах
    Уберите из бухгалтерской политики ссылку на классификацию.
  2. Об упрощенном учете
    Переформулируйте фразу, что компания упростила учет, потому что она малая.
  3. Об ошибках
    Разграничьте существенные и несущественные ошибки.
  4. О займах и кредитах
    Вычеркните оговорку, что проценты нормируются. Чем заменить?
  5. О программах
    Добавьте правило, по которому списываете расходы на программу.
  6. О прямых расходах и резервах
    Включите в политику детальный перечень прямых расходов и обновите условия о резервах.

Бухгалтерская учетная политика

  • Основные средства;
  • Упрощенный учет;
  • Ошибки.

О сроке использования основных средств

До 2017 года большинство компаний определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты. Но с 2017 года эту норму отменили. Связана поправка с тем, что в бухучете компания должна руководствоваться ПБУ 6/01. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства - это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду.

В связи с поправкой измените формулировку в учетной политике. Напишите, что вы определяете срок использования так, как сказано в ПБУ. Тогда у аудиторов не будет замечаний к учетной политике.

Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, компания может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию. Но если планируете использовать объект существенно меньше или больше срока по классификации, то правильнее установить в бухучете плановый срок.

Как установить срок использования основного средства. Компания по-прежнему может ориентироваться на налоговую классификацию, когда определяет срок полезного использования основного средства в бухучете. Ведь основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Но советуем не писать это в учетной политике. У компании должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В одних организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в других - один бухгалтер. Это и опишите в учетной политике. Кроме того, классификация не учитывает конкретные условия использования основных средств - агрессивную среду, установку компании на быстрое обновление основных средств и т. д. Если вы прогнозируете, что по факту будете применять объект существенно меньше или больше, чем в классификации, установите реальный срок использования.

Об упрощенном учете

Раньше в ПБУ были нормы об упрощенном порядке ведения учета для малой компании. Поэтому в шаблонных политиках остались формулировки типа «Компания как субъект малого предпринимательства ведет упрощенный бухучет». Но из ПБУ эти нормы уже убрали. Например, в ПБУ 18/02 говорилось, что его могут не применять «субъекты малого предпринимательства». Теперь эту фразу заменили на «организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета».

Устаревшее условие политики об упрощенном учете надо обновить или убрать. Ведь разница есть не только в формулировках, но и по сути. Не все малые предприятия имеют право упрощать бухучет. Лимит доходов для малых предприятий равен 800 млн рублей. Но если выручка за прошлый год больше 400 млн рублей или активы превышают 60 млн рублей, компания подпадает под обязательный аудит. А те компании, кого проверяют в обязательном порядке аудиторы, не вправе упрощать бухучет. Даже если являются малыми.

Полноценный учет должны вести также кредитные кооперативы, микрофинансовые и другие организации, которые перечислены в части 5 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Если вы убедились, что вашей компании нет в запретных перечнях, актуализируйте формулировки про упрощенный бухучет. Если же компания не вправе вести упрощенный бухучет, уберите условия о нем из учетной политики на 2017 год.

Об ошибках

Частое замечание аудиторов - в учетной политике по бухучету не сказано, какие ошибки считаются существенными. А от уровня существенности ошибок зависит, как их исправлять. Если ошибка существенная и ее выявили после того, как утвердили отчетность, нужен ретроспективный пересчет. То есть показатели прошлой отчетности нужно пересчитать так, как будто недочетов не было. Какие ошибки считать существенными, компания определяет самостоятельно.

Те компании, которые вправе упростить бухучет, могут не делать ретроспективный пересчет. То есть такие компании могут исправлять существенные ошибки в таком же порядке, как несущественные. Тогда в учетной политике не требуется устанавливать критерии существенных ошибок.

Налоговая учетная политика

  • Займы и кредиты;
  • Прямые расходы;
  • Резерв.

О займах и кредитах

С 2015 года компании вправе списывать проценты по займам и кредитам в налоговом учете без ограничений. Не все компании отразили это в учетной политике. Все еще встречаются формулировки о том, что организация включает проценты в расходы в пределах норматива.

Старое условие о нормативах исключите из учетной политики. Вводить вместо него новое правило, что компания списывает проценты без ограничений, необязательно. Ведь об этом сказано в Налоговом кодексе. Но у налоговиков на местах часто другое мнение. Они требуют, чтобы изменения закона компания закрепляла в учетной политике. Например, в учетной политике нашей читательницы инспекторы проверили, отразила ли компания условие об учете процентов без лимита. Если вы хотите подстраховаться и исключить лишние вопросы при проверке, замените старое условие об учете процентов на новое.

О программах

В шаблонных налоговых политиках обычно не сказано, как списывать программы, или приводится обобщенная формулировка. Но в Налоговом кодексе нет четких правил по учету программ. Поэтому безопаснее установить их в учетной политике.

Учитывать расходы на программу сразу рискованно. Чиновники считают, что списывать стоимость программ нужно равномерно в течение срока действия лицензионного договора.

Если в договоре нет срока, компания может самостоятельно установить срок учета расходов. Самый безопасный вариант - списывать расходы в течение пяти лет. Этот срок действует по умолчанию для лицензионных договоров и на него обычно ориентируются налоговики. Налоговиков могут поддержать и судьи.

Если компания готова спорить с налоговиками, закрепите в учетной политике, что стоимость программы вы списываете сразу. В этом случае на проверке ссылайтесь на те решения судов, которые в пользу компаний.

О прямых расходах

В шаблонных учетных политиках обычно нет детального списка прямых расходов. Значит, если налоговики заинтересуются этими расходами, компании придется давать пояснения. В итоге может получиться так, что компания считала конкретные расходы косвенными, а налоговики отнесли их к прямым.

Чтобы не было путаницы, лучше привести в налоговой учетной политике подробный перечень тех прямых расходов, которые есть в компании. Например, если торговая компания иногда доставляет товары непосредственно с завода изготовителя до склада покупателя, транспортные расходы безопаснее учитывать как прямые. Либо компания может считать эти расходы косвенными. Но тогда есть риск спора с налоговиками.

О резерве по сомнительным долгам

Проверьте, что в шаблоне налоговой учетной политики сказано о резерве по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. Но изменился лимит резерва за отчетный период. Теперь лимит равен 10 процентам от выручки за этот период или 10 процентам от выручки за прошлый год - в зависимости от того, какой из этих показателей больше. Актуализируйте условие о лимите, чтобы налоговики не думали, что компания решила ограничить резерв старым нормативом.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

При составлении и изменение учетной политики на 2017 год учтите рад изменений, которые предусмотрены приказом Минфина №209н. Пример учетной политики на 2017 год смотрите ниже.

Основания внести изменения в учетную политику

Вне зависимости от того, для каких целей разработана учетная политика основаниями для корректировки ее положений всегда служат произошедшие изменения, как внутри учреждения, так и по объективным обстоятельствам.

Например, изменения законодательства, а для целей бухгалтерского учета дополнительно к законодательству – изменения федеральных (отраслевых) стандартов. Указанные основания, а также изменения видов деятельности бюджетного учреждения не имеют привязки к началу:

  • Налогового периода;
  • Отчетного года.

Под законодательством для целей налогового учета понимают только законодательство о налогах и сборах, а бухгалтерское состоит из целого ряда федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов (далее – НПА).

В 2016 году произошло единственное изменение федерального законодательства, которое повлияло на учетную политику бюджетных учреждений.

Изменение затрагивает проблему , которая время от времени возникает у каждого бюджетного учреждения. Соответственно всем учреждениям необходимо отразить изменение документа, служащего основанием для постановки недвижимости на баланс.

С забаланса на баланс недвижимость уже с 15 июля 2016 года переводят по-прежнему на основании бухгалтерской справки.

А вот основание для формирования справки для подтверждения факта хозяйственной жизни необходимо требовать выписку из Единого государственного реестра прав вместо правоудостоверяющего документа. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ.

Отметим, что большинство НПА разрабатывают не на федеральном, а на региональном и местных уровнях. К таким НПА можно отнести различные порядки согласования сделок и списания имущества.

В учетной политике каждого учреждения перечислены все законодательные акты и подзаконные, которые учреждение применяет в бухгалтерском учете. Но прежде необходимо указанных актов, так как изменения на региональном или местном уровне вполне могли пройти мимо внимания бухгалтера. При необходимости необходимо откорректировать учетную политику.

Пример учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год

Налоговые изменения, которые необходимо зафиксировать в учетной политике

Бесконечные реформы бухгалтерского законодательства частично компенсированы тем, что Налоговый кодекс РФ изменения не затронули. Такой вывод следует из опубликованного Минфином России 5 октября 2016 года проекта Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы.

Обычно учреждения составляют учетную политику в виде пакета организационно-распорядительных документов (ОРД), которые зависят, в том числе от необходимости реализации управленческих задач.

ОРД представляют собой положения, распоряжения, перечни. Помимо особенностей учета на балансовых и забалансовых счетах в отдельных ОРД могут быть закреплены правила (порядок):

  • Проведения инвентаризации;
  • Присвоения инвентарных номеров объектам учета с перечислением основных средств, на которые не наносятся инвентарные номера;
  • Раздельного учета;
  • Ведения кассовых операций.

Особенности учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год в целях бухучета

Приказом № 209н внесен ряд изменений в Инструкцию № 157н, которые необходимо отразить в учетной политике. Проверьте рабочий план счетов в учетной политике

Регистры бухгалтерского уета

Ранее данные по учету зарплаты отражали в Журнале операций расчетов по оплате труда. с 2017 года название регистра по зарплате изменили: Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям. Операции по учету обязательств отражали в Журнале по санкционированию​, теперь журнал по санкционированию из перечня регистров учета исключили​.

Исправление ошибок в учете

Порядок, как исправить обнаруженную ошибку, когда отчетность сдали, но учредитель ее еще не утвердил, до 2017 года в Инструкции № 157н не был прописан. Теперь ошибки в учете после сдачи отчетности, но до ее утверждения, исправляйте так. Последним днем отчетного периода сделайте необходимые проводки: дополнительные или методом «красное сторно». Информацию о них и о том, какие показатели в отчетности изменили, раскройте в Пояснительной записке​. О исправлении ошибок

Инвентаризация

Инвентаризацию проводили в порядке, который установлен учетной политикой и приказом Минфина России от 13 июня 1995 № 49​. Приказом № 209н прописали случаи обязательной инвентаризации. Кроме случаев по приказу Минфина № 49, добавили обязательную инвентаризацию при передаче имущества в управление, безвозмездное пользование, а также выкуп, продажа комплекса объектов учета (имущественного комплекса). Уточнили, что результаты инвентаризации отражают: в учете и отчетности того месяца, когда ее закончили; в годовой отчетности – для инвентаризации по итогам года; в учете на дату ликвидации или реорганизации – для учреждений, которые ликвидируют или реорганизуют.

Стоимость земельных участков

Изменение стоимости земельных участков: четко прописали, что по итогам переоценки кадастровой стоимости, стоимость участка в учете скорректируйте и отразите в отчетности.

Маркировка мягкого инвентария

Теперь одежду и обувь для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не маркируется.

Также следует уточнить применение забалансового счета 17 и 18, 40 и 42.

Следует так же проанализировать все вышедшие в 2016 году письма Минфина и внести дополнения в свою учетную политику. К наиболее интересным разъяснениям, выпущенным в 2016 году можно отнести письма Минфина России:

  • От 15 июля 2016 года № 02-05-10/41796 (приобретение горюче-смазочных материалов в рамках закупки или командированным работником в рамках иных расходов на проезд до места командирования и обратно на служебном автотранспорте);
  • От 15 июля 2016 года № 02-05-10/41780, от 1 июля 2016 года № 02-06-10/38856 (далее – Письмо № 02-06-10/38856) – о применении кода бюджетной классификации в номере счета бухучета при отражении операций с нефинансовым активом.

В письме № 02-06-10/38856 отражены вопросы бухгалтерского учета операций с НДС:

  • С доходов от аренды имущества;
  • Со средствами грантов физических лиц;
  • С долговыми обязательствами.

Также необходимо обратить внимание и на другие письма Минфина России:

  • От 1 июля 2016 года № 02-07-10/38580 (о недвижимом имуществе, находящегося на праве оперативного управления);
  • От 21 июля 2016 года № 02-07-05/36038 (оплата кредиторской задолженности);
  • От 25 апреля 2016 года № 02-06-10/23859 (определение аналитической группы подвида доходов бюджета по счету 021006000 «Расчеты с учредителем»);
  • От 19 апреля 2016 года № 02-07-10/22438 (списание кредиторской задолженности перед бюджетом);
  • От 25 марта 2016 года № 02-07-10/17036 (о медикаментах).

Особенности учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год в целях налогообложения

Учитывая отсутствие проектов, можно не опасаться изменений Налогового кодекса РФ, вступающих в силу с 1 января 2017 года. Бухгалтерам имеет смысл изучить разъяснения Минфина России обнародованные в 2016 году и, при необходимости внести дополнения в учетную политику в отношении федеральных налогов на:

  • Добавленную стоимость (далее – НДС);
  • Прибыль организаций;

Учетная политика – 2017: как прописать глобальные изменения

Наиболее полезными для дополнения учетной политики могут быть письма Минфина России:

  • От 13 октября 2016 года № 03-03-10/59757, от 22 июня 2016 года № 03-03-06/3/36253 (учет бюджетным учреждением, получающим субсидии, расходов при исчислении налога на прибыль).
  • От 7 июля 2016 года № 03-07-14/39827 (НДС при приобретении услуг по аренде муниципального имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления).

В каждой организации должна осуществлять своя учетная политика. Под этим понятием подразумевается образец того, как ведется бухгалтерский учет в ООО. Среди всех правил есть те, которые должны быть обязательно упомянуты в любом образце. Например, должно быть упомянуто, каким способом можно осуществлять исправление в бухгалтерском учете и в первичной документации. Что касается «первички», то обязательно пропишите, какие формы должны быть применены. Учетные регистр и налоговый регистр – еще два обязательных пункта для учетной политики организации. Также законодательство требует, чтобы при общей системе налогообложения (ОСНО) было прописано, каким образом проходит начисление амортизации в ООО.

Учетная политика на ОСНО на 2017 год

На 2017 год все правила должны быть документально оформлены до 31 декабря 2016 года. На каждом предприятии правила бухучета устанавливаются соответствующим приказом. Первым делом в образец ставиться утверждение подписью со стороны руководителя. Например, предстоит сделать выбор, каким образом ведется учет – это делает руководитель, бухгалтер из штата или бухгалтер из аудиторской компании.

Централизация бухучета, его организационная структура, список лиц, которые могут подписывать первичные официальные бумаги, крайние даты по документообороту, форму бухгалтерского учета, вид обработки учетной информации – данные пункты тоже присутствуют практически в каждом образце учетной политики для ООО, работающей на ОСНО.

Бланк вы можете скачать бесплатно

Учетная политика для ООО на ОСНО на 2017 год

Большинство правил для такого вида политики указаны в Положении и Федеральном . Рабочий план счетов, различные варианты оценки обязательств и активов, алгоритм инвентаризации обязательств и активов, как осуществляет контроль бухгалтерских операций – это указывается в приказе.

Цель составления учетной политики для ООО – это упоминание перечня всех способов по ведению бухучета. Здесь приведен

Как видите, в него должны быть включены разделы по порядку ведения, учету амортизации, материалов и затрат, а также по порядку расчета платежей авансового типа. Отдельная глава посвящена в представленном примере НДС.

Образец для оптовой торговли и на строительство

Образец для торговли и на строительство может состоять из четырех десятков правил. В начале проставляются подписи генерального директора и главного бухгалтера. Далее записывается, на основе каких нормативных актов составляется данная локальная документация. Для образца приведем пример основных тезисов всей системы:

  • бухучет ведется бухгалтерией;
  • выбран автоматизированный вид бухучета;
  • выбраны виды деятельности, по которым обособленное ведется учет соответствующих активов: инвестирование, монтажные работы, возведение капитального строительства;
  • не предусмотрено выделение обособленных подразделений в компании;
  • отчетный период для внутренней отчетности - месяц.

В отличии от розничных продавцов, оптовики не могут выбирать способ для учета товаров – только по покупной цене.

Пример для компании из отрасли строительства приведен

Особенностью является наличие отдельных пунктов с описанием того, по каким счетам выполняются учетные правила по строительству (08, 20, 25).

Учетная политика для ООО на ОСНО на 2017 год для малого предприятия

На малых предприятиях утверждение правил для бухучета выполняется по той же системе – при помощи тематического приказа. Что касается малых предприятий, то им разрешено применять УСНА, ЕНВД и упрощенную отчетность финансового характера. Еще они могут бухгалтерский учет выполнять по простой системе.

Под простой системой подразумевается отсутствие необходимости применять двойную запись. Для малого предприятия пример приведен

Учетная политика ИП на ОСНО 2017

Для каждого ИП в 2017 году ведение такой политики тоже является обязательством. В зависимости от выбранного режима уплаты налогов делается еще и выбор системы бухучета. Кроме общих правил для образца, есть обособленные. «Упрощенцы» должны указывать объект налогообложения и метод для оценки материалов, а применяющие ЕНВД – распределение физ показателей и расходов между видами бизнеса. Если УСН и ЕНВД совмещаются, то записывается распределение страх взносов (и за себя, и за других работников) и общих расходов.

Образец учетной политики ИП на ОСНО

Любой ИП должен указывать свой режим налогообложения, перечень лиц с правом подписи документации, правила ведения кассовой документации, количество лимита наличных в кассе и порядок расчета, порядок выдачи финансов, а также права на применение льготных ставок по взносам по страхованию.