Типы, государственное регулирование экономического роста. Факторы и основные направления устойчивого развития экономики россии

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

  • 1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
  • 2. В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
  • 3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

В общем виде, совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов называется фискальной (лат. fiscalis -- казенный) политикой государства. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

Фискальная политика регулирования экономического роста в свою очередь делиться на дискреционную и недискреционную.

Дискреционная (лат. discrecio -- действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Второй вид фискальной политики -- недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

Итак, мы рассмотрели основные методы государственного регулирования экономического роста. Однако, даже при всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста, большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и поэтому следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс:

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений.

При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

кредитных организаций.

систему и т.п.).

правовых нормах. В то же время, отказываясь от непосредственного административно-командного стиля вмешательства государства в экономические процессы, необходимо проявлять крайнюю осторожность и не допустить полного перехода к государственному воздействию на экономику гражданско-правовыми средствами.

й деятельности, руководстве и осуществлении контроля и надзора. Государственное регулирование банковской деятельности имеет как бы два основных уровня: с одной стороны, - это регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. Поэтому воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы, включая Центральный банк РФ. Регулирующее воздействие Российского государства на упорядочение процессов в банковской системе проявляется, например, в принятии соответствующими органами государственной власти федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. В рамках этой стороны государственного регулирования принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляются иные меры прямо или косвенно, влияющие на состояние банковской системы и внутреннюю политику в государстве. С другой стороны, - государственное регулирование проявляется в осуществлении непосредственной регулирующей деятельности уполномоченных государственных органов при создании, организации, регистрации, лицензировании коммерческих организаций, включенных в банковскую систему РФ, и осуществлении ими банковской деятельности.

проявляется в широком смысле и связано с установлением единого государственного механизма регулирования надзора и контроля за банковской деятельностью в РФ, включая организацию и деятельность Банка России, то во втором случае речь идет по сути о государственном регулировании предпринимательской деятельности в одной из сфер российской экономики - сфере денег и кредита. Осуществляется такое государственное регулирование уже самим Банком России на основе федерального законодательства и в рамках единой банковской системы, центральным элементом которой он является по закону.

федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на общественные отношения в денежно-кредитной сфере.

себе отдельные черты первичных методов - гражданско-правового и публично-правового, в силу чего он вторичен по отношению к ним.

Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций; д) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначении арбитражных управляющих и т.п.

Федеральных судов РФ.

денежно-кредитных отношений.

Как представляется, подобный подход имеет больше политический, чем экономический или юридический характер. С точки зрения права, к государству и его органам термин монополизм вообще не может быть применен, поскольку любое государство по определению является монополистом в сфере регулирования общественных отношений на своей территории и это его право является одним из признаков государственного суверенитета.

на макроуровне со стороны государства.

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Инструментами регулирования банковской деятельности являются:

  • 1. Учетная ставка ЦБ (ставка рефинансирования) - ставка, по которой ЦБ учитывает векселя, предоставляет кредиты другим банкам. Предоставление кредитов возможно на срок до года под обеспечение (ценные бумаги, валюта, золото, поручительства).
  • 2. Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже ценных бумаг (в основном государственных).
  • 3. Нормативное регулирование обязательных резервов - это часть ресурсов банков, которая должна быть депонирована на специальный счет в ЦБ. Эти резервы используются для выплаты кредиторам банка при его банкротстве.
  • 4. Экономические нормативы для кредитных организаций.
  • 5. Регулирующие кредиты ЦБ - кредиты, размещаемые в банках с целью поддержания ликвидности. ЦБ проводит аукцион, на который допускаются банки, действующие на финансовом рынке более года, регулярно представляющие отчетность в ЦБР, соблюдающие экономические нормативы, выполняющие резервные требования.
  • 6. Организация налично-денежного обращения.
  • 7. Количественное и качественное стимулирование или сдерживание в развитии определенных отраслей и территорий. ЦБ варьирует суммами кредитов, процентной ставкой и сроками предоставления. Инвестиционные кредиты предоставляются под разработанную и утвержденную правительством программу развития отрасли или территории.
  • 8. Нормативный контроль над деятельностью кредитных учреждений. Осуществляется на основе отчетности банков.

Регулирующие и надзорные функции ЦБ осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора.

Банковский надзор, осуществляемый ЦБ, подразделяется на:

Пруденциальный надзор - осторожный, дистанционный, осуществляемый главным образом на документарной основе, обеспечивающей раннее реагирование на нарушения. Проводится Комитетом банковского надзора и соответствующими подразделениями территориальных главных управлений ЦБ;

Инспектирование - осуществляется на местах банковской инспекцией;

Контроль со стороны функциональных подразделений ЦБ - контроль организации бухучета в КБ, кредитования, расчетов, операций с ценными бумагами, валютных, кассовых и др.

ЦБ устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

ЦБ публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций (КО) и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации КО, выдает КО лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 % минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение КО отдельных операций на срок до 6 месяцев.

В случае неисполнения в установленный срок предписаний ЦБ об устранении нарушений, выявленных в деятельности КО, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ЦБ вправе:

  • 1) взыскать штраф в размере до 1 % размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 % минимального размера уставного капитала;
  • 2) потребовать от кредитной организации:
    • · осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры ее активов;
    • · замены руководителей;
    • · осуществления реорганизации;
  • 3) изменить на срок до 6 месяцев установленные обязательные нормативы;
  • 4) ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
  • 5) назначить временную администрацию по управлению КО на срок до 6 месяцев;
  • 6) ввести запрет на осуществление реорганизации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства;
  • 7) предложить учредителям (участникам), которые имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) до размера, обеспечивающего соблюдение обязательных нормативов;
  • 2. В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск.

Если облагать необходимым налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога (налог, которым облагается подлежащий налогообложению доход отдельных лиц, домохозяйств и не корпоративных фирм). Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Стоит отметить, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Развитие сельского хозяйства в Рссии и современные отрасли находят применение новейших достижений в области науки и техники, селекции позволяют получать результаты даже в неблагоприятных условиях. В нашей стране не то чтобы не развивается, а вообще находится на грани исчезания. Развитие сельского хозяйства в России уже давно требуют к себе более пристального взгляда со стороны правительства. Наряду с промышленной, энергетической отраслями является основополагающей для экономики любого государства и необходимы пути развития.

История начинается в доисторические времена. Перспективы развития сельского хозяйства и технологий, внедрение новых способов растениеводства, животноводства и развитие экономики сельского хозяйства сопровождалось увеличением объема производимой продукции и в конечном итоге тенденции развития приводили к росту экономики государств в целом.

Эта отрасль широко развита. Без нее не было бы таких необходимых повседневных вещей на столе, как хлеб, молоко и большое множество овощей и фруктов. Для их приготовления и доставки до нашего стола проходит очень много времени. Не из за того что кто то не успевает доставить их быстро и не принужденно, а потому что процесс выращивания, обработки и приготовления занимает длительное время.

Даже посетив магазин мы всего лишь видим готовый продукт готовый к употреблению. Берем яблоки или груши идем домой, моем нарезаем или сок выжимаем, ну в общем употребляем. А для того чтобы вырастить яблоко необходимо длительное время. Посадить дерево. Привить его. Долгое время за ним ухаживать, в течение нескольких лет, заботиться, поливать. Зимой от грызунов защищать и еще целый год урожая ждать. Урожай не весь попадает на прилавок, а лишь самый лучший. Потому что, отправив яблоки на хранение, а потом в магазин они успевают немного подпортиться. А если отправить подпорченное яблоко, то оно вообще сгниет.

Сельским хозяйством называется особый вид деятельности человечества, связанный с возделыванием земли и разведением животных. Наряду с остальными отраслями промышленности является основополагающим для экономики любого государства. Развитие этой отрасли берет свое начало в доисторические времена, с того времени как древние люди начали, используя примитивные орудия труда, вспахивать землю и выращивать полезные для себя растения, одомашнивать диких животных. На протяжении веков менялись и совершенствовались системы земледелия, культивировались полезные признаки животных, создавались их многочисленные породы и сорта.

Оно в настоящее время производит продукты питания для населения и исходное сырье для многих отраслей промышленности, включает для себя следующие отрасли: земледелие (овощеводство, плодоводство и т.д.), животноводство (скотоводство, коневодство, свиноводство и т.д.). Главным средством производства сельского хозяйства является земля. Основными факторами, определяющими выбор выращиваемых сельскохозяйственных культур и средств земледелия, являются: физико-химические свойства почвы и климатические характеристики местности.

Например, зонах с умеренным и холодным климатом теплолюбивые растения удается выращивать только с применением особых технологий. К особенностям сельского хозяйства можно отнести то, что его объекты занимают обширные территории. Освоение земель пригодных для выращивания сельскохозяйственных растений сопровождалось масштабной вырубкой лесов, распашкой целинных земель, что не могло не отразиться на экологии данных регионов.

Развитие сельского хозяйства в России. Сельскохозяйственные работы продолжаются практически круглый год и носят циклический характер, который зависит от стадий развития растений и животных - основных средств производства данной отрасли. Так при выращивании зерновых можно выделить стадии: весенняя подготовка земли под посев (распахивание земли), посев, сбор урожая, подготовка урожая к хранению, кроме того, существует посев озимых зерновых, которые достигнув определенной стадии роста зимуют под снегом и дают урожай только на следующий год. Современное сельское хозяйство России - это высокотехнологичная отрасль, тесно связанная с наукой и техникой. Проблемами данной отрасли занимаются отдельные институты и университеты. Исследования в области селекции и генетики позволяют создавать более продуктивные сорта растений и породы животных, устойчивые к различным заболеваниям и другим неблагоприятным факторам. Машиностроение создает новую высокоэффективную сельскохозяйственную технику, позволяющую автоматизировать такие трудоемкие операции как, распашку земли, уборку урожая. Применение информационных технологий в сельском хозяйстве в частности в животноводстве позволяет проводить оперативный мониторинг всех жизненных показателей животных и на ранних стадиях выявлять заболевания.

Реализация проекта "Сколково" возлагается на управляющую компанию - российское юридическое лицо, которое наделяется отдельными властными полномочиями как органов местного самоуправления, так и госвласти регионов. Земельные участки, входящие в состав территории центра, будут принадлежать управляющей компании на правах собственности, а она вправе передать их в аренду лицам, участвующим в реализации проекта.

Заметим, то, что ранее эта земля принадлежала на правах собственности каким-то российским юридическим и физическим лицам, мало кого интересует. В поручение правительства - предоставить Фонду соответствующие земельные участки - включена туманная формулировка «путем выкупа, обмена или иными способами». Ясно, что когда у нас в законе или подзаконном акте появляется фраза типа "иные способы", "и другие" и прочие неопределенности, начинается беспредел.

Например, под вынужденное переселение попадает НИИ сельского хозяйства со своими экспериментальными полями, занимающими более ста гектаров. Недостаточно инновационное?.. Но здесь выводятся и культивируются новые сорта пшеницы для средней полосы России - это около четверти всего отечественного хлеба. Казалось бы, самое что ни на есть инновационное предприятие, но оказалось на пути инновационной идеи президента - и предназначено к ликвидации. Полигон такого рода «переставить» с места на место, не погубив, очень непросто, и навряд ли кто-то будет с этим возиться.

Создание иннограда в данном конкретном месте - затея вообще довольно идиотская, если реальные цели проекта соответствуют заявленным. Если реальные цели - украсть побольше, то все понятно. Ведь 375 гектаров зоны "Сколково" буквально по живому вбиты в предельно дорогую, да к тому же насыщенную инфраструктурой, жильем, объектами бизнеса подмосковную землю - зачем? Логичный ответ только один - чтобы она стала еще более дорогой и, за счет президентской программы, - более ликвидной.

В противном случае зачем бы уничтожать важный, можно сказать, стратегический НИИ ради не известно еще каких будущих инноваций?

Есть в этом что-то лужковское - снести историческое здание (а хоть бы и МГУ - почему нет?) и на этом месте из стекла и бетона возвести что-то отдаленно напоминающее по очертаниям, но под бизнес-центр. Как назвать при этом - не важно. Хоть бы тоже университетом - по сути все равно получится бизнес-центр.

Вот и зона в "Сколково" - чистой воды офшор, но с "инновационным" имиджем.

3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индивидуальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста.

Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулировании экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличении темпов экономического роста является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

экономический социальный население

Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имела свою специфику и брала на вооружение различные концепции. Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

  • - стимулирование НТП и развитие научных исследований;
  • - увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;
  • - глубокая перестройка налоговой системы.

Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов. Наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью "человеческого капитала", творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.

В контексте этого отметим, что в рыночной экономике государство выполняет следующие основные функции:

  • - создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
  • - антимонопольное регулирование;
  • - проведение политики макроэкономической стабилизации;
  • - деятельность в сфере распределения доходов.

Такая классификация удобна для анализа, хотя и достаточно условна. В реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

Итак, прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность. Создание законодательной основы это, по сути, установление "правил игры" или юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители, само государство. В том числе среди этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, на вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и многое другое.

Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращать расходы частного сектора в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция.

Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Можно определить это направление деятельности как воздействие на размещение ресурсов. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В случае побочных, или внешних эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынков.

Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов связанное с побочными эффектами, через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения.

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.п. Успех переходной экономики во многом зависит от четкого определения функций государства на той или иной конкретный период и на перспективу в целом. На первом этапе реформирования российской экономики - этапе либерализации "все и вся" - проповедовалась идея быстрейшего (прямо скажем, космического) разгосударствления экономики, чтобы как можно быстрее запустить механизм частного предпринимательства.

Такая поспешность в разгосударствлении привела к изъятию действенных государственных рычагов воздействия на внутреннюю экономику и усилению эгоизма новых субъектов хозяйствования, как отечественных, так и зарубежных. Стратегия участия государства в экономическом развитии предполагает:

  • 1. Приведение функций государства в соответствии с его потенциалом. Нельзя строить громадные государственные планы, если нет бюджетных доходов, если налицо дефицит бюджета.
  • 2. Активизация общественных институтов, т.е. разработка эффективных норм борьбы с произволом властей и коррупцией.

Ведущее значение в системе государственного регулирования экономики связано с ключевой ролью научно-технического прогресса в обеспечении современного экономического роста. Политика развития включает: определение инновационных приоритетов долгосрочного социально - и технико-экономического развития, сохранение научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, научно-технической и финансовой политики. Необходимым элементом политики развития должно стать индикативное планирование.

Выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития предваряют политику развития экономики на основе современных технологий. Определение приоритетов по основным направлениям научно-технического прогресса должно вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и инструментов государственной экономической политики.

К выбираемым приоритетам следует предъявлять следующие требования. С научно-технической точки зрения приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования технологического уклада и своевременного создания заделов. С экономической точки зрения государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду, и инициировать рост деловой активности в комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. С производственной точки зрения государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя, роль "локомотивов роста" для всей экономики. С социальной точки зрения реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной заработной платы и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

Экономический рост не всегда обеспечивает устойчивое развитие национальной экономики. Кроме того, и сам экономический рост может быть различным. Он может обеспечиваться за счет использования большего количества ресурсов, а может - за счет повышения их производительности. В связи с этим выделяют различные типы экономического роста.

В зависимости от соотношения между темпами роста объемов национального производства и темпами роста количества применяемых факторов производства. Обычно выделяют два типа экономического роста - экстенсивный экономический рост и интенсивный экономический рост.

Экстенсивный экономический рост - при экстенсивном типе развития экономический рост достигается путем количественного увеличения факторов производства, а при интенсивном - путем качественного их совершенствования и лучшего использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического объема.

В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума производства продукции ставится в зависимость главным образом от состояния экономических ресурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса

Увеличение общественного продукта происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала, земли. При этом технологическая база производства остается неизменной. Так, распашка целинных земель с целью получения большого количества зерновых культур, вовлечение все большего и большего количества рабочих для строительства электростанций, производство все большего количества зерноуборочных комбайнов - все это примеры экстенсивного пути увеличения общественного продукта. Экстенсивное расширение имеет свои достоинства. Это наиболее легкий путь повышения темпов экономического развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить, или ликвидировать безработицу, обеспечить полную занятость рабочей силы. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним. Однако такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки. Он предполагает технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Одновременно рост производства приобретает затратный характер. В лучшем случае темпы экономического роста прямо пропорциональны количественному увеличению средств производства и численности работников.

Экстенсивное расширенное воспроизводство предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы производства. Однако оно само неизбежно ведет к ухудшению производства. Однако оно само ведет к ухудшению условий своего повторения. Так, в ходе его стареет оборудование на действующих предприятиях. Из-за истощения природных ресурсов приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны сырья и топлива. В результате экономический рост во все возрастающей мере носит затратный характер.

Экстенсивный путь экономического роста исчерпал себя в нашей стране. В нынешних условиях он ведет только в тупик, не давая шансов на экономическое возрождение. Поэтому назрела необходимость сменить тип экономического роста и перевести народное хозяйство на новый путь - путь интенсивного развития.

Более сложный тип экономического роста - интенсивный.

Интенсивное расширенное воспроизводство - качественно новый тип экономического роста, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста - повышение производительности труда. Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения, наиболее эффективных методов государственного регулирования экономики. Несомненным достоинством интенсивного расширения производства является то, что оно снимает, казалось бы, непреодолимые преграды экономического роста, порожденные известной ограниченностью естественных ресурсов. Хозяйственное развитие переводится на новые рельсы - на основу непрерывного научно-технического и экономического прогресса, одним из показателей которого является повышение наукоемкости производства. Наиболее выгодным фактором расширения становится ресурсосбережение. Вместе с тем интенсификация экономического роста является трудным делом. Оно связано с глубокой прогрессивной перестройкой структуры народного хозяйства, широкой подготовкой кадров инициативных и высокопрофессионально подготовленных работников.

Вместе с тем в промышленно развитых странах типичным и нормальным для второй половины XX в. является третий, смешанный тип экономического роста. Экономическое развитие происходит как при вовлечении новых факторов производства, так и при использовании новых технологий или различной экономии. К примеру, в сельскохозяйственном производстве увеличение урожая может быть достигнуто не только путем обработки новых земель, но и за счет орошения и удобрения обрабатываемых земель (если речь идет о засушливых территориях), использования более плодородных семян, борьбы с вредителями. Для увеличения производства в промышленности опять-таки можно привлечь дополнительную рабочую силу, например более льготными условиями работы, и одновременно с этим совершенствовать системы производства и управления, перерабатывать отходы и бракованную продукцию.

С развитием и освоением достижений НТП интенсивные факторы роста становятся преобладающими. Однако в реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют на практике применяют смешанный тип.

Государственное регулирование экономического роста

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом, могут стимулировать этот процесс.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП.

В противоположность кейнсианцам, монетаристы сторонники экономики предложения делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники экономики предложения отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда. При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей,- капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования. Преодолеть затратный характер развития мешает отставание страны от среднего в мировой практике уровня использования сырьевых ресурсов. К этому надо прибавить большую отсталость технологий, изношенность производственного оборудования, недостаточную квалификацию многих работников.

Экономический рост является наилучшим средством борьбы с инфляцией, разрешения отмеченного выше противоречия между огромной потребностью российской экономики в инвестициях и ее неспособностью их усваивать, что порождает вывоз капитала и относительный избыток денег. Это лучшее средство стерилизации якобы избыточных доходов от экспорта.

Денежный спрос увеличивается в зависимости от темпов экономического роста. Если темп роста будет поддерживаться на достаточно высоком уровне, то при неизменной скорости обращения денег весь прирост денежного предложения от эмиссии при покупке Центральным банком валютной выручки станет поглощаться растущим, денежным спросом, не вызывая инфляции и чрезмерных колебаний рыночного валютного курса. Цель одновременно оказывается средством.

Поддержание высоких темпов экономического роста в России будет во многом зависеть от устойчивости экспорта. В последние годы объем импорта увеличивался в целом в соответствии с ростом располагаемых доходов. Поскольку повышение уровня жизни населения является одной из важнейших целей и одним из главных результатов экономического роста, его высокие темпы предполагают устойчивое расширение спроса на импортные товары. Российская промышленность пока не в состоянии выпускать продукцию, способную конкурировать со многими импортными потребительскими товарами. Кроме того, продолжающееся реальное укрепление рубля будет и дальше способствовать повышению спроса на импортные товары и продукцию как потребительского, так и промышленного назначения.

экономический рост потребление ресурс

Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени.

Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека .

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста.

Ученые пропагандируют государственное регулирование экономики – индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста.

Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей.

Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс.