Совет дома в многоквартирном доме. Взаимодействие совета дома и управляющей компании, а также плюсы и минусы различных форм управления

1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.

2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

3. Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

4. Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

5. Совет многоквартирного дома:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

6. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.

7. Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

8. Председатель совета многоквартирного дома:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

8.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

9. Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.

10. Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

11. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.

12. Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.

13. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об использовании системы или иной информационной системы с учетом функций указанных систем в деятельности совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома, комиссий собственников помещений в многоквартирном доме в случае их избрания, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на обеспечение деятельности указанных совета, председателя, комиссий.

Комментарий к Ст. 161.1 ЖК РФ

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме при всей своей значимости как единственный орган управления таким домом и как форма выражения воли указанных собственников не всегда является достаточно гибким инструментом для руководства текущей деятельностью по управлению многоквартирным домом. Часто предоставленные собственникам помещений права на создание своих объединений по разным причинам реализованы не в полной мере. Не редки случаи, когда собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно не осуществили выбор способа управления многоквартирным домом и отбор управляющей организации обеспечен органом местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ без участия собственников помещений. Понятно, что собственники помещений ни при каких обстоятельствах не должны быть отстранены от решения текущих вопросов по обеспечению прежде всего надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и его обслуживания.
———————————
По данным Росстата, в Российской Федерации на 1 января 2011 г. доля общей площади многоквартирных домов, которыми управляют товарищества собственников жилья, в общей площади всех многоквартирных домов составляет 19,8% (с учетом «многодомовых» товариществ собственников жилья).

2. Комментируемой статьей существенно расширены возможности собственников помещений, во-первых, в части более эффективного формирования и согласования собственниками помещений решений, направленных на повышение качества обслуживания и управления многоквартирным домом, и, во-вторых, закреплены конкретные полномочия в осуществлении контроля за оказанием услуг и (или) выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества такого дома, а также контроля за предоставлением коммунальных услуг надлежащего качества. Указанные возможности и права в соответствии с новыми правилами должны применяться в случаях, если собственники помещений не смогли объединиться в товарищество собственников жилья либо дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Поэтому при отсутствии в многоквартирном доме создаваемых собственниками помещений из своего состава объединений в форме юридических лиц такие собственники на своем общем собрании должны избрать совет дома, а из числа лиц данного совета избрать его председателя. При этом в состав совета дома могут входить только собственники помещений данного многоквартирного дома. Кроме того, в отличие от правил, допускающих в определенных случаях создание так называемых многодомовых товариществ (ч. 2 ст. 136 ЖК), т.е. объединений собственников помещений в форме юридических лиц для управления несколькими многоквартирными домами, избрание одного совета дома собственниками помещений нескольких многоквартирных домов не допускается. Для исключения такой возможности в ч. 3 комментируемой статьи установлен императивный запрет.

3. Жилищный кодекс РФ устанавливает для собственников помещений многоквартирного дома императивное требование о необходимости избрания ими в указанном случае совета дома. Исключение составляют только так называемые малоквартирные дома, число квартир в которых менее пяти.

Необходимо обратить внимание, что численный критерий, отражающий минимальное пороговое значение для необходимости избрания совета дома, ориентирован исключительно на число квартир. Поэтому в данном случае не имеют значения такие параметры, как количество нежилых помещений и количество собственников жилых и иных помещений, в том числе комнат. Используемый в ч. 1 комментируемой статьи численный критерий количества квартир разграничивает только исполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по избранию совета дома, но не ограничивает собственников помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором менее пяти, также избрать на своем общем собрании совет дома и председателя такого совета. В данном случае собственники помещений в таких малоквартирных домах не связаны императивными рамками по обязательному избранию совета дома.

4. Создание собственниками помещений на своем общем собрании совета дома не влечет необходимости совершения действий по регистрации такого объединения в органах местного самоуправления или любых иных органах. Указание на отсутствие регистрации, как представляется, введено, с одной стороны, с целью подчеркнуть, что такая форма самоорганизации группы собственников помещений в многоквартирном доме не может являться юридическим лицом, с другой — для устранения препятствий и давления со стороны любых административных органов в процессе реализации права указанных собственников на создание совета дома. Вместе с тем следует признать, что отсутствие предписаний о необходимости хотя бы ведения органами местного самоуправления учета избранных в конкретных многоквартирных домах советов дома, а также председателей таких советов на практике не будет способствовать их легитимному восприятию во взаимоотношениях с третьими лицами, в особенности с управляющими организациями.

Практические сложности будут иметь место также во взаимоотношениях между советами дома и их председателями с органами местного самоуправления, учитывая, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации проведения проверки деятельности управляющих организаций на основании обращений председателя совета соответствующего многоквартирного дома. В то же время орган местного самоуправления должен иметь актуальную информацию о действующих в многоквартирных домах советах дома и о председателях таких советов прежде всего потому, что выполнение возложенной ч. 2 комментируемой статьи обязанности по созыву органом местного самоуправления общего собрания собственников помещений при невыполнении обязанности по избранию совета дома в предусмотренных случаях может быть реализовано таким органом только при наличии необходимой информации от собственников помещений соответствующего многоквартирного дома.

Актуальная информация о советах домов и их председателях также необходима и жилищным инспекциям, учитывая, что данным органам субъектов Российской Федерации предоставлены права на обращение в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, если такое решение не соответствует положениям ЖК РФ, а также на проведение, с согласия собственников, обследования жилых помещений, исследований, испытаний, расследований, экспертиз и других мероприятий по контролю.

Следует признать, что предоставление информации об избрании общим собранием собственников помещений совета дома и его председателя прежде всего обеспечивает интересы собственников помещений, а сбор такой информации крайне необходим органам местного самоуправления для реализации возложенных на них обязанностей. Поэтому собственникам помещений следует незамедлительно уведомлять орган местного самоуправления об избрании совета дома и его председателя, а органам местного самоуправления необходимо организовать сбор и хранение соответствующих сведений, основываясь в том числе на исполнении предусмотренных ч. 3 ст. 165 ЖК РФ обязанностей по предоставлению гражданам информации, затрагивающей сферу жилищно-коммунальных отношений.

Необходимо обратить внимание на то, что орган местного самоуправления обязан организовать созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если в предусмотренных комментируемой статьей случаях указанные собственники самостоятельно не осуществили избрание совета дома и его председателя. Для собственников помещений в многоквартирном доме установлен период, составляющий календарный год, в течение которого должно быть проведено общее собрание, на котором должен быть рассмотрен вопрос о выборе совета дома и его председателя. С учетом ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсчет календарного года осуществляется со дня вступления в силу названного Закона, который согласно его ст. 9 вступил в силу через 10 дней после опубликования. Принимая во внимание дату официальной публикации, начиная с 17 июня 2011 г. в течение календарного года собственникам помещений в многоквартирных домах необходимо в предусмотренных ЖК РФ случаях обеспечить избрание совета дома и его председателя.

Для органов местного самоуправления установлен специальный срок в три месяца, отсчет которого осуществляется по истечении указанного календарного года. При этом, если в предусмотренных ЖК РФ случаях в соответствующем доме не проведено общее собрание, на котором избраны совет дома и его председатель, орган местного самоуправления в период с 17 июня по 17 сентября 2012 г. должен организовать проведение общих собраний в таких домах. В повестку дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, организуемого при содействии органа местного самоуправления, включается вопрос либо об избрании совета дома и его председателя, либо о создании товарищества собственников жилья.

Возложение обязанности по организации проведения указанного собрания на орган местного самоуправления в сравнении с обязанностью по проведению данным органом открытого конкурса по отбору управляющей организации (ч. 4 ст. 161 ЖК) представляется не достаточно обоснованным. Если «пассивное» отношение собственников помещений в многоквартирном доме в вопросе выбора способа управления замещается административными процедурами по понятным причинам, в данном случае такая пассивность не должна приводить к разрушению жилищного фонда и влиять на безопасность условий проживания. Преодоление же пассивности таких собственников по инициативе органа местного самоуправления в вопросе избрания совета дома и его председателя нельзя объяснить необходимостью обеспечения непрерывного управления домом, в таком доме не создаются условия, приводящие к утрате управления домом. Если «формально» избранные при содействии органа местного самоуправления совет дома и его председатель не будут активно пользоваться предоставленными комментируемой статьей правами, то не произойдет никаких изменений в улучшении качества «жизни» дома, для обеспечения чего и предусмотрено создание совета дома.

5. Только общее собрание собственников помещений многоквартирного дома является единственным, постоянно существующим органом управления многоквартирным домом (см. комментарий к ст. 44 ЖК). Поэтому совет дома не следует рассматривать как самостоятельный орган управления многоквартирным домом. Конечно, совет дома не является альтернативным способом управления и не заменяет собой общее собрание.

Исходя из целей создания совета дома и его компетенции избираемый из числа собственников помещений в многоквартирном доме совет следует рассматривать как законодательно установленный вид самоорганизации собственников помещений в конкретном доме, посредством которого создается действующий на постоянной основе актив собственников такого дома.

Совет дома условно можно рассматривать как аналог действовавших в советский период домовых комитетов, которые также избирались на общем собрании жильцов или их представителей от домов, корпусов, подъездов (по нормам, устанавливаемым соответствующим исполкомом местного Совета народных депутатов, комитетом профсоюза предприятия, организации и учреждения) открытым голосованием сроком на два года в составе не менее семи человек. При этом цели создания совета дома и домового комитета с поправкой на имевшие место социально-экономические отношения практически совпадают.
———————————
Постановление Совмина РСФСР, ВЦСПС от 9 августа 1968 г. N 548 «Об усилении роли домовых комитетов в управлении государственным жилищным фондом» (СП РСФСР. 1968. N 15. Ст. 75).

Домовый комитет образовывался на общественных началах в каждой жилищно-эксплуатационной организации исполкома местного Совета народных депутатов, предприятия, организации и учреждения в целях широкого привлечения населения к управлению государственным жилищным фондом и для содействия жилищно-эксплуатационной организации в ее работе по обеспечению сохранности жилищ и их дальнейшего благоустройства, по улучшению жилищных условий трудящихся и образцовому содержанию квартир, домов, дворов, придомовых участков и объектов благоустройства.

Довольно трудно создать благоприятные условия для доверительных взаимоотношений клиентов и управленческих структур, когда отсутствует промежуточная организация, разделяющая интересы обеих сторон. Таким связующим звеном выступает СМД (совет многоквартирного дома). Председатель совета МКД решает насущные вопросы и ориентирует работу государственных жилищных структур.

В каждом многоквартирном доме обязательно должен быть свой совет МКД. Совета может не быть лишь тогда, когда уже существуют жилищный или потребительский кооператив , а также товарищество. В случае, когда жильцы не создали совет и не выбрали председателя совета МКД , управленческая компания обязана организовать ОСС (общее собрание собственников) в течение трех месяцев. Главной проблемой ОСС будет отсутствие совета МКД, главной задачей – решение этой проблемы.

Согласно настоящим законам Российской Федерации любой многоквартирный дом обязан обзавестись советом и председателем совета МКД (в случае, когда здание не находится на попечительстве ТСЖ или иной организации, исполняющей такие же функции).

В чем польза подобного органа управления? Бесспорно, он отстаивает права и пожелания жителей здания. Обязанности председателя совета МКД заключаются в следующем: проверка должного выполнения управляющей компанией (УК) ее работы, организация порядка и ремонта общедомовых помещений, оценка исполненных компанией обязательств перед собственниками.

Получается, что совет МКД должен следить за следованием УК двусторонним актам, а также оценивать степень удовлетворенности жильцов проделанными работами.

Выборы председателя совета МКД заключаются в избрании одного из его участников. Происходит это на организованной встрече жильцов.

Общее собрание собственников проходит в таком порядке.

  1. Совет МКД ставит задачу решить проблемы с созданием организованного самоуправления. Приступить к решению данного вопроса можно лишь тогда, когда совет собирает 50% и более своих членов (то есть собственников помещений возрастом от 16 лет).
  2. Организовать такое собрание (а также выборы председателя совета МКД) может как группа жильцов, так и отдельно взятый собственник (согласно жилищным законам РФ).
  3. Намеченная дата, а также время организации общего мероприятия должны быть известны всем собственникам как минимум за неделю до проведения встречи.
  4. Председателем совета МКД, а также его секретарем может быть любой избранный голосованием на общем собрании собственник или житель многоквартирного дома (здесь стоит отметить, что если председатель совета МКД не собственник, порядок избрания, а также его полномочия остаются неизменными).
  5. Итоговые акты мероприятия заверяются и секретарем, и председателем. То же касается и протокольной выписки собрания, которая впоследствии направляется в государственные жилищные органы, а также в управляющую организацию. Рассмотрение выписки может длиться до тридцати суток с даты передачи документа главе администрации. После процедуры рассмотрения выписки он направляет председателю совета МКД заверенный акт (удостоверение), подтверждающий должность председателя.
  6. Законодательством установлено, что за претендента в председатели совета МКД должны проголосовать более половины участников общего собрания. Только тогда кандидат приобретает эту должность.

Согласно законодательству РФ переизбрание на должность председателя осуществляется 1 раз в 2 года (совет может самостоятельно устанавливать периодичность процедуры переизбрания). Права и обязанности председателя совета МКД теряют юридическую силу раньше избранного срока по двум причинам:

  • если председатель сам изъявляет желание покинуть эту должность;
  • если за его отставку голосует более ¼ части от общего числа участников собрания.

Заключение об отставке председателя совета МКД, его переизбрании, а также организации совета многоквартирного дома, принятое на общем собрании, жильцы дома обязаны передать УК (или подрядчику), с которой ведется сотрудничество.

Основные и дополнительные полномочия председателя совета МКД

Основные полномочия председателя совета дома

  1. Донесение до жильцов дома планов работ, намеченных УК.
  2. Заверение актов поддержания порядка со стороны жильцов, а также со стороны управляющей организации (УО) (подписание актов выполненных работ председателем совета МКД).
  3. Разработка с жильцами дома закрепленных периодических выплат на поддержание порядка и на ремонтные работы общих помещений. Определение сроков и заключение договоров, касающихся обязательных ремонтных работ.
  4. Совместное с общим собранием жильцов решение проблем, касающихся недовольства отдельных собственников по поводу проведенного ремонта, если какие-либо работы не были закреплены в договоре с управляющей компанией.
  5. Поддержание доверительных взаимоотношений жильцов многоквартирного дома с управляющей организацией.
  6. Контроль над установлением взаимоотношений УО с инспекторскими структурами (в рамках договора с управляющей компанией).
  7. Создание (совместно с УО) плана отчетности по заключенному акту. Эту процедуру необходимо проводить ежегодно. Кроме того, председатель совета МКД должен следить за надлежащим выполнением управляющей организацией всех условий, касающихся доведения той или иной информации до жильцов дома.
  8. Подписание документов о предоставленных услугах с УО (то есть подрядчиком).
  9. Взыскание средств с недобросовестных собственников, имеющих долговые обязательства перед ЖКХ.
  10. Ознакомление жильцов дома с предполагаемым договором с управляющей организацией. Председатель совета МКД должен убедиться, что все жильцы согласны с условиями настоящего договора с УК.
  11. Совместное с общим собранием решение о выборе конкретной УО (либо подрядчика), которая смогла бы предоставить высокий уровень обслуживания.

Дополнительные полномочия . Жильцы дома имеют право наделить ими председателя совета МКД посредством подписания соответствующего договора с управляющей организацией, государственными структурами или же компанией-подрядчиком. Кроме того, согласно статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации на председателя совета МКД может быть оформлен доверительный документ. Доверенность подписывается только председателем, но в ней указаны все собственники, давшие согласие на эту процедуру.

  • Права управляющей компании и ответственность за нарушения

Права председателя совета МКД: что может и не может делать председатель

В случае, когда никаких договоров с УО подписано не было, председатель совета МКД выступает перед ТСЖ в качестве уполномоченного лица, деятельность которого контролируется ТК РФ.

Иногда договор закрепляет некоторые права организации деятельности в многоквартирном доме за ТСЖ. Чтобы иметь возможность подписать трудовой договор, уполномоченному на должность председателя нужно состоять в базе Единого реестра юридических лиц. В таком случае председатель совета МКД имеет следующие возможности: согласовывая с общим собранием жильцов, выбирать работников, которые будут делать ремонт; во время возникновения различных аварий находиться в чужом жилом помещении (исключительно с позволения собственника данного помещения).

Помимо перечисленных, права и обязанности председателя совета МКД могут содержать осуществление закупки инструментов для ремонтных работ, а также внесение фиксированных выплат от собственников. Кроме того, председатель совета МКД может выбирать компанию-подрядчика, предоставлять жильцам дома акты утвержденной формы, привлекать собственников помещений к судебному разбирательству по поводу уклонения от своих обязанностей, а также иных правонарушений. Должностное лицо не может расходовать средства на работы, которые не были согласованы со всеми собственниками помещений. Нахождение на территории чужой собственности без дозволения владельца помещения рассматривается как уголовно наказуемое деяние.

  1. Представлять жильцов дома на судебных разбирательствах (при наличии соответствующей доверенности), касающихся обслуживания здания, а также сервиса, предоставляемого УО.
  2. Следить за должным исполнением всех обязательств УК, а также утверждать все документы сдачи отремонтированных помещений.
  3. Решать все насущные проблемы, назначенные ему на рассмотрение ОСС.
  4. Подписывать акт управления. Согласие жильцов по поводу этого вопроса должно быть выражено доверительным документом или же письменным решением совета.
  5. Проводить ознакомление всех жильцов с договором между советом и управляющей организацией.
  6. Непосредственно вести диалог с УК по вопросам обслуживания здания, корректировки условий договора, если они не устраивают жильцов многоквартирного дома.

Председатель совета МКД ведет контроль над выполняемой работой общего собрания, а также отчитывается перед советом о собственной деятельности.

  • Протокол общего собрания собственников: как оформить по новым требованиям

Зачем может понадобиться доверенность председателю совета МКД

Председатель совета МКД не исполняет обязанностей управляющей компании, он ведет свою работу в качестве должностного представителя совета многоквартирного здания, а также контролирует решения общего собрания и отчитывается исключительно совету жильцов.

Круг вопросов, решаемых на совете жильцов, может быть дополнен по их же решению. Компетенция председателя не имеет такой «привилегии». Однако некоторые дополнительные полномочия председатель совета МКД все же может взять на себя, если они закреплены в доверенности, согласованной со всеми жильцами.

Согласно ГК РФ при отсутствии такого доверительного акта (доверенности) председатель не имеет права брать на себя дополнительные полномочия. Он может лишь решать вопросы, установленные законодательством: участие в оформлении договора с УК, проведение ознакомления всех собственников с настоящим договором, урегулирование ситуаций, когда жильцы не согласны с пунктами данного документа. Представляя интересы жильцов многоквартирного дома, председатель совета МКД ведет диалог с УО, информируя собственников об итогах процесса переговоров. Кроме того, он имеет право следить за должным выполнением всех необходимых работ, установленных в договоре с управляющей организацией. Если договоренности компанией игнорируются, председатель обязан отправить в структуры МСУ документ, в котором должны быть указаны все нарушения (по вопросам сервиса, проведения ремонтных работ, а также по вопросам недобросовестного предоставления коммунальных услуг).

Председатель совета МКД, имеющий доверительный акт от собственников помещений, может:

  • представлять интересы жильцов на судебных разбирательствах по вопросам, касающимся выполнения УО ремонтных работ, а также обеспечения помещений коммунальными услугами;
  • подписывать документы сдачи или приема предоставленных услуг или ремонтных работ помещений, находящихся в общем пользовании; документы, подтверждающие выявление нарушений, некачественного или несвоевременного выполнения обязательств УК; документы, подтверждающие тот факт, что коммунальные услуги не были предоставлены вовсе (или же были предоставлены не в полном объеме);
  • оформлять документы с УО или компанией-подрядчиком, когда эти органы выбраны на совете жильцов;
  • заверять с УО акты управления зданием.

Дополнительные полномочия совета МКД, как правило, закрепляются непосредственно в доверенности.

Стоит привести пример . 2 октября 2013 года судебный орган Саратовской области рассматривал дело № А57-5190/2013, в котором говорилось о том, что «председатель совета МКД имеет право осуществлять деятельность в интересах общего собрания по следующим вопросам:

  • оформлять договор о предоставлении услуг и проведении ремонтных работ согласно решению совета жильцов, заверять его от имени собственников, следить за должным исполнением управляющей организацией своих обязательств и условий данного договора. Кроме того, председатель совета МКД имеет право утверждать документы сдачи ремонтных работ, оказания коммунальных услуг, приема и передачи паспорта подготовки здания к использованию его в холодное время года, а также актов проверки многоквартирного дома;
  • вести диалог с управляющей компанией по вопросам пунктов документа на оказание услуг и проведение ремонтных работ помещений, находящихся в общем пользовании, до момента согласия совета на подписание данного документа».
  • Сравнение способов управления многоквартирным домом

В каком порядке выплачивается вознаграждение председателю совета МКД

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации председатель МКД до 30 июня 2015 года не получал никаких денежных средств, так как этот вопрос не был урегулирован законодательством нашей страны. После указанной даты в законодательстве нашей страны появились поправки (согласно ФЗ № 176 от 29 июня 2015 года), утверждающие выплату вознаграждения председателю МКД.

Теперь ЖК РФ устанавливает сумму и условия выплаты этих денежных средств. Согласно пункту 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации совет жильцов имеет право утвердить оплату труда председателю совета МКД, а также его участникам.

Решение о выплате вознаграждения должно включать:

  • сумму оплаты денежных средств председателю совета МКД;
  • обязанности, за исполнение которых осуществляется такая выплата.

Эти решения принимаются на общем собрании жильцов. Законодательство не обязывает совет утверждать выплату вознаграждения. Данный вопрос должен быть вынесен на общее голосование, итоги которого определяются решением более 50 % собственников («за» или «против»).

УО не ведет выплату вознаграждения председателю совета МКД, если большинство членов совета проголосовали «против». Все обязательства УК установлены в статьях 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. В данном перечне не содержится обязательство по выплате каких-либо денежных средств председателю совета МКД.

Управляющая компания должна решить вопрос об организации общего собрания жильцов, а также следить за надлежащим исполнением своих обязательств перед собственниками. А это значит, что вознаграждение и вовсе может отсутствовать. Законодательством установлено, что УК по определенным причинам имеет право не осуществлять выплату вознаграждения председателю совета МКД в случае, когда на переговорах не было достигнуто решение о тех условиях договора, которые бы устраивали обе стороны.

Если же общее собрание утвердило выплату вознаграждения, собственники должны отразить в документе следующее:

  • сумму выплат УК за предоставление услуг жильцам по организации и выплатам вознаграждения председателю совета МКД;
  • организацию и даты отчетности УК перед жильцами многоквартирного дома о сумме, предоставленной совету (согласно статье 1008 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  • сумму выплат отдельно взятым участникам совета либо исключительно председателю совета МКД;
  • сроки оплаты вознаграждения;
  • список членов совета, заявленных на выплату данного вознаграждения;
  • условия выплат, назначенных совету многоквартирного дома. Сумму можно указывать в конкретном платежном акте либо в документе общих платежей с указанием наименования выплаты;
  • предоставление полномочий УК, которая должна в интересах жильцов выплачивать данное вознаграждение, порядок начисления которого устанавливается непосредственно на общем собрании собственников.

УК, как правило, является посреднической организацией, стоящей между жильцами многоквартирного дома и советом собственников. Законом не предусмотрено указание в договоре конкретной суммы вознаграждения председателю совета МКД, однако жильцы все же обязаны выплачивать его управляющей организации.

Чтобы избежать недовольства со стороны инспекционных комиссий, контролирующих порядок налогообложения, необходимо закреплять в договоре сумму вознаграждения, перечисляемую УК. Кроме того, согласно утверждению совета собственников УК обязана отчитываться перед ними по вопросам траты начисленной суммы денег.

Управляющая компания должна уплачивать определенные налоги и страховые выплаты (в случае, когда она является посредником между жильцами, советом и председателем совета МКД).

  • НДФЛ начисляется советом из размера выплаченных денежных средств. Собрание собственников имеет право взыскать сумму денег с жильцов, так как процесс протекает не на основе договорного акта. УК данный платеж не вносит.
  • Страховые выплаты совету не предоставляются. Управляющая организация, исполняющая роль посредника и действующая в интересах жильцов, не имеет обязательств перед собранием и председателем совета МКД.
  • Налог на доходы начисляется на сумму, выделенную жильцами из агентских денежных средств. На денежные средства, выделенные в качестве вознаграждения, налог на доходы не начисляется.

Получите бесплатный доступ на 3 дня

Мы дарим Вам доступ на 3 дня к узкоспециализированной справочной системе – «Управление многоквартирным домом» . Используйте новые возможности для профессионального развития компании.

Как может планировать свою деятельность председатель совета МКД

Вести деятельность председателя совета МКД – задача не из легких. Чтобы грамотно организовать решение всех насущных вопросов, необходимо создать список обязанностей этого должностного лица. Список желательно пересматривать каждый месяц. Председатель совета МКД должен ежемесячно следить за исполнением работ по уборке окрестностей здания и парадных. Осенью крайне важно провести все необходимые работы (утепление окон, парадных дверей и балконов (если они имеются)), чтобы здание было готово к эксплуатации в зимний период.

Кроме того, председатель совета МКД каждый месяц должен оценивать состояние крыши здания, цокольных помещений, электроснабжения и водоснабжения многоквартирного дома. Если он замечает какие-либо нарушения, ему необходимо составить акт со списком всех имеющихся неисправностей, а также оформить заявление на проведение ремонта.

Председателю совета МКД нужно оценить состояние инженерных систем совместно с управляющим многоквартирным домом. Опыт доказывает, что зачастую председатель совета МКД доверяет оценку систем управляющему, так как сам не разбирается в механизмах их действия. Каждый месяц необходимо принимать собственников помещений и оформлять поданные ими заявления, а также решать вопросы с претензиями жильцов по тем или иным вопросам. Председатель совета МКД должен рассматривать всю документацию, предоставляемую собственниками.

Если того требует ситуация, председатель совета МКД должен оформлять свое согласие на установку и замену инженерных систем, подключение бытовой техники в помещениях (например, водных фильтров, не имеющих техпаспорта). В срочном порядке председатель совета МКД обязан оформлять документы по поводу согласия на перепланировку имущества собственников. Эта документация оформляется через специальную комиссию, которая также должна проверить и заверить все необходимые документы. Если при аварии собственники не обратились в ТСЖ, председатель совета МКД не несет ответственности за нанесенный ущерб. В случае, когда председателя попросту не оказывается на месте в его рабочие часы, вся ответственность возлагается уже на него.

  • Лицензирование управляющих компаний: документы, экзамен, контроль и аннулирование

Вопрос 1. Каким способом заверяются дополнительные полномочия председателя совета МКД, не закрепленные в Жилищном кодексе Российской Федерации?

Ответ. Все обязанности данной должности закреплены в части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Частью 4.3 части 2 статьи 44 данного Кодекса установлено, что совет собственников многоквартирного дома имеет право передать председателю совета МКД функции руководящей должности, не перечисленные в части 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (к данным функциям не относятся те, которые закреплены за советом жильцов многоквартирного дома).

Согласно пункту 6 части 8 статьи 161.1 данного Кодекса председатель совета МКД может самостоятельно рассматривать проблемы, возложенные на него советом жильцов. Утверждение о передаче таковых полномочий устанавливается пунктом 4.3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, председатель совета МКД, наделенный такими функциями, может взять под собственную ответственность различные вопросы, заверив их рассмотрение в протоколе совета многоквартирного дома.

Вопрос 2. Может ли председатель совета МКД утверждать договоры, касающиеся обслуживания многоквартирного дома, от лица жильцов данного строения?

Ответ. Пунктом 3 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что доверенность позволяет председателю совета МКД утверждать договоры (прописаны в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса) от имени жильцов помещений, если члены совета одобрили подобную процедуру.

Пункт 4.3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на то, что совет жильцов многоквартирного дома имеет право передать председателю совета МКД функции рассмотрения вопросов, не прописанные в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса (в данный перечень не входят функции, относящиеся к полномочиям совета жильцов многоквартирного дома).

Согласно пункту 6 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации председатель совета МКД имеет право брать на себя полномочия, указанные в пункте 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, от лица жильцов многоквартирного дома.

Получается, что утверждение договоров от лица жильцов многоквартирного дома Жилищным кодексом РФ не закреплено. В таком случае можно оформить доверительный акт (согласно статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации) на имя председателя совета МКД, в который будут внесены полномочия, переданные ему общим собранием собственников.

Вопрос 3. На должность председателя совета МКД собрание решает назначить мужчину, не обладающего правом собственности (собственником жилья является, например, его отец) на помещение многоквартирного дома, но проживающего в нем довольно долгое время. Может ли он стать председателем совета МКД?

Ответ. Согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ, если МКД не имеет ТСЖ, либо здание не находится под попечительством другого органа, обладающего схожими полномочиями, если в здании размещено свыше 4 разграниченных жилых помещений, то совет жильцов должен выбрать председателя МКД, являющегося полноправным владельцем жилой площади.

В части 6 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что председатель совета МКД выбирается на ОСС.

А значит, что председателем совета МКД не может стать человек, не являющийся законным владельцем жилого помещения многоквартирного дома.

Вопрос 4. Имеет ли право наделенный конкретными функциями на общем собрании председатель совета МКД подписать акт выполненных работ на общедомовой площади с управляющей компанией, если цены на услуги устанавливает сама компания?

Ответ. ЖК РФ закрепляет порядок установления суммы оплаты обслуживания и выполнения ремонтных работ общедомовой площади, когда совет жильцов многоквартирного дома не определился с конкретной суммой. В таком случае согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации эта сумма закрепляется структурами МСУ. Данная сумма устанавливается советом собственников жилья, если в нем нет товарищества собственников жилья или другой организации, обладающей подобными полномочиями. Утверждение размера оплаты происходит в соответствии со статьями 45–48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Сумма может измениться в зависимости от условий управляющей компании. Размер оплаты (согласно части 7 статьи 156 настоящего Кодекса) должен быть фиксированным в течение года (как минимум).

Права и обязанности председателя совета МКД прописаны в статье 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В пункте 2 части 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что совет многоквартирного дома имеет право вынести вопрос о сумме оплаты обслуживания и ремонтных работ на рассмотрение ОСС (приняв во внимания условия управляющей организации). В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, включенные в части 1и 2 статьи 164 настоящего Кодекса, утверждаются председателем совета МКД посредством доверительного документа. Все условия подписания договоров должны быть указаны непосредственно в настоящей доверенности.

Это значит, что работа председателя совета МКД, касающаяся утверждения различных документов по управлению помещениями общего пользования по расценкам УК, будет правомочна лишь при исполнении сразу всех условий, указанных выше.

Данная тема является довольно сложной. При ознакомлении со статьей 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации создается впечатление, что права и обязанности председателя МКД прописаны очень трудным языком. А дело вот в чем: в статье не прослеживается четкого порядка указания полномочий для данной должности. Здесь происходит переплетение вопросов его обязанностей в качестве главы совета и в качестве представителя от законных владельцев жилых площадей, что уже необходимо указывать в доверенности.

Кроме того, создается впечатление, что полномочия председателя совета МКД могут быть практически не ограничены, если на него оформлена доверенность. Если же рассматривать деятельность председателя совета МКД как главы данного органа в многоквартирном доме, то его функции тесно связаны с функциями самого совета. Получается, если совет имеет право следить за исполнением обязательств УК, а его председатель – утверждать все документы, какой вывод можно сделать? ОСС следит за исполнением, в итоге делает заключение, должным образом исполнены обязательства или не должным. А председатель совета МКД утверждает документ, удостоверяющий надлежащее проведение, например, ремонта, или же документ, в котором содержится указание на некачественные итоги деятельности УО.

Стоит затронуть вопрос о доверенности, оформляемой на имя председателя совета МКД. Подписывая данный документ, любой законный владелец помещения делает это от своего лица. Он передает председателю совета МКД определенные полномочия, которые должны быть непосредственно указаны в таком документе. Получается, что данный вопрос можно было не затрагивать в жилищном законодательстве вовсе, ведь такой документ может быть оформлен на того человека, которого определит сам законный владелец.

Это значит, что председатель совета МКД должен разграничить следующее: свою работу в качестве полномочного представителя того или иного собственника и свою работу в качестве руководителя, решающего общие вопросы, предусмотренные законодательством. Получается, нужно понимать, действует ли председатель совета МКД на основании доверенности или же на основании прав совета многоквартирного дома. Бывало и так, что председатель совета мог заверить тот или иной акт без согласования его с собственниками, чего допускать, конечно же, нельзя.

Председателю совета МКД нужно четко знать свои права и обязанности, ведь ответственность за превышение полномочий возлагается исключительно на него самого.

Андрей Соколов

Написано статей

Совет многоквартирного дома - орган, появившийся относительно недавно. Зачем он создается? Государство приняло закон, предусматривающий его создание, прежде всего с целью вовлечения жителей дома в решение существующих в нем проблем, потому что даже в новом доме никто не застрахован от их появления. Зачастую требуется коллективное обсуждение проблем всеми жителями здания. Так, совет дома призван координировать и согласовывать действий всех жильцов.


О полномочиях органа

Для чего нужен совет? Какие обязанности на него возлагаются? Совет многоквартирного дома - это орган, деятельность которого тесно связана с удовлетворением интересов жильцов. Создаётся он, если в доме нет ТСЖ или он не управляется жилищно-строительным кооперативом. Ещё одним важным условием является наличие в жилом здании более четырёх квартир.

По закону члены и председатель не управляют домом, а лишь решают существующие проблемы, которые волнуют всех или большинство проживающих. В его состав входят собственники жилых и нежилых помещений, расположенных в МКД. Регистрация не требуется, а органы местного самоуправления вмешиваются в ситуацию, только если совет не избран в течение одного календарного года. В такой ситуации даётся срок в три месяца, чтобы провести общее собрание собственников и в обязательном порядке избрать председателя совета многоквартирного дома и его членов.

Он действует два года, а затем переизбирается. Произойти это может и досрочно - если избранные члены не выполняли свои обязанности. Совет также перестаёт действовать, если было создано ТСЖ. В полномочия совета входит решение различных вопросов, а основной обязанностью считается контроль управляющей организации. Например, если УК занимается вопросами выполнения ремонтных работ, обнесения территории здания забором, починки коммуникаций, то совет контролирует все процессы оказания услуг. Подписание договоров на выполнение работ от лица жильцов дома - также в его компетенции.

Жители многоквартирных домов часто сталкиваются с непониманием сути данного органа. Большинство собственников до сих пор верят, что совет многоквартирного дома лишь повторяет функции управляющей компании, и не видят смысла в его работе. Такое видение вопроса - неправильное, ведь именно жильцы знают, какие проблемы являются наиболее важными для конкретного дома. Они имеют шанс указать управляющей компании на вопросы, которые следует решать в первую очередь.

Обязанности и права

Чтобы понять, как работает совет многоквартирного дома, нужно знать его права и обязанности, ведь он даёт возможность жильцам участвовать в усовершенствовании их дома и самостоятельно решать самые актуальные проблемы, не дожидаясь реакции управляющей компании.


Члены должны составлять план работ на каждый год, где необходимо указывать, какие изменения будут произведены. Нужно также выполнять расчеты затрат на предусмотренную деятельность, дабы убедиться, что запланированные изменения отвечают финансовым возможностям проживающих в доме лиц.

В конце года орган управления должен представить отчёт о своей деятельности и выполненным пунктам плана. Случаются ситуации, когда необходимо решить проблему экстренно. Совет многоквартирного дома вправе созывать незапланированное собрание. Другими правами совета являются:

  • оповещение управляющей компании о том, что коммунальные услуги предоставляются неудовлетворительно,
  • принятие решений о капитальном ремонте, подписание актов приемки оказанных услуг;
  • фиксирование фактов ограбления, затопления или нанесения любого другого вреда имуществу дома или его жильцов.

Жильцы избирают домовой комитет - членов и председателя совета дома, определяют круг их полномочий и обязанности председателя совета. Он, прежде всего, призван осуществлять общее руководство и контроль, блюсти интересы всех граждан, и проживающих в доме, и являющихся совладельцами жилья. Так, в полномочия председателя совета входят:

  • возможность изменить проект договора управления МКД;
  • контроль деятельности управляющей компании в части выполнения ее обязанностей;
  • возможность выступать в суде от лица собственников и представлять их интересы;
  • приём проведённых работ, подписание актов.

Обычно на общем собрании также обсуждается вознаграждение председателю совета многоквартирного дома и его членам. В таком случае во время прений нужно установить, каким образом будет рассчитываться сумма компенсации за выполнение обязанностей и определить порядок выплат.

На заседание приглашаются все владельцы жилья в МКД. Предупредить жителей дома стоит заранее, следовательно, нужна подготовительная работа. Собирая общее собрание, оповестить о грядущем событии необходимо с помощью заказного письма за 10 (десять) дней до запланированной даты собрания. Оно отправляется каждому владельцу.

Органом, представляющим интересы собственников помещений в многоквартирном доме, является совет многоквартирного дома. Он избирается в каждом доме с количеством квартир более четырех, где не создано ТСЖ и дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (ч. 1 ст. 161.1 ЖК РФ).

Совет многоквартирного дома избирается на срок два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в доме (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ). Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир (ч. 4 ст. 161.1 ЖК РФ).

Решение об избрании совета нового многоквартирного дома должно быть принято в течение одного календарного года с даты ввода дома в эксплуатацию. Если такое решение не принято либо принятое решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок должен созвать общее собрание собственников помещений для избрания совета многоквартирного дома и его председателя (ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ).

Полномочия совета многоквартирного дома

Совет многоквартирного дома осуществляет следующие полномочия (ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ):

1. Обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Выносит на общее собрание собственников предложения о порядке пользования общим имуществом, планирования и организации работ по его содержанию и ремонту, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в доме в отношении общего имущества и предоставления коммунальных услуг, об избрании комиссий из числа собственников помещений в доме, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома.

3. Представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования и организации управления многоквартирным домом, содержания и ремонта общего имущества.

4. Представляет собственникам (до рассмотрения на общем собрании собственников) свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании.

5. Осуществляет контроль за оказанием услуг и выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, за качеством предоставляемых коммунальных услуг.

6. Представляет на утверждение годового общего собрания собственников отчет о проделанной работе.

7. Осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Совет может осуществлять и иные полномочия, входящие в его компетенцию, — например ведение информационной работы с собственниками помещений для проведения общих собраний собственников, проведение опросов для оценки качества работы управляющей организации.

Кроме того, совет является субъектом общественного жилищного контроля (ч. 8 ст. 20 ЖК РФ).

Порядок избрания совета многоквартирного дома

Для избрания совета многоквартирного дома рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Выступите с инициативой проведения общего собрания

Инициатором проведения общего собрания может быть любой из собственников помещений в многоквартирном доме. Инициатор должен обеспечить проведение общего собрания собственников — сформулировать повестку дня, включив в нее вопросы об избрании совета многоквартирного дома и его председателя, составить список кандидатов, определиться с датой, местом и формой проведения общего собрания, подготовить сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 и 5 ст. 45 ЖК РФ). Список кандидатов, например, может быть составлен по результатам собраний собственников каждого из подъездов и самовыдвижения.

Для проведения общего собрания собственников желательно создать инициативную группу, которая бы помогала подготовить необходимые документы, и собрать денежные средства для покупки, например, канцелярских принадлежностей, оплаты почтовых расходов.

Шаг 2. Проинформируйте собственников помещений о проведении общего собрания

Проинформировать каждого собственника помещения в многоквартирном доме следует не менее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания. Сообщение о проведении общего собрания под подпись вручите каждому собственнику или же направьте его заказным письмом. Также можно поместить соответствующую информацию в общедоступном месте, если такой способ уведомления был установлен общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

Шаг 3. Проведите общее собрание собственников

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством (ст. 44.1 ЖК РФ; ст. 4 Закона от 28.12.2016 N 469-ФЗ):

При очной форме проведения общего собрания следует зарегистрировать всех присутствующих на собрании собственников помещений. Если кворум имеется, можно приступать к рассмотрению вопроса об избрании совета многоквартирного дома и его председателя (ч. 6 ст. 161.1 ЖК РФ).

Если очное собрание не имело кворума, то проводится заочное голосование (опросным путем). Каждому собственнику выдается бюллетень с указанием повестки дня, принятия решения каждым собственником помещения по вопросам, поставленным на голосование, и указанием на необходимость передачи этих письменных решений по месту и адресу, которые указаны в сообщении о проведении собрания (ч. 1 ст. 47 ЖК РФ).

Общее собрание может быть проведено также в форме очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 47 ЖК РФ).

Решение о выборе совета многоквартирного дома и его председателя считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа голосов принимающих участие в общем собрании собственников помещений. При этом решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по ряду вопросов принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений (ч. 1 ст. 46 , п. 4.3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Иногда на практике на общем собрании утверждается положение о совете многоквартирного дома. Это не запрещено жилищным законодательством, хотя прямо и не предусмотрено в нем. В положении закрепляются в том числе полномочия совета, порядок формирования совета, порядок его работы, организация делопроизводства, вопросы вознаграждения председателю и членам совета, порядок взаимодействия совета с управляющей компанией и собственниками помещений и др.

Подведите итоги голосования и оформите решение о выборе совета многоквартирного дома и его председателя протоколом. Не позднее чем через 10 дней уведомьте собственников помещений о принятом решении. Сообщение размещается в помещении дома, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников помещений в доме (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ; п. 2 Требований, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр).