Тема: Финансовая система страны, ее сфера и звенья
Введение
1. Понятие финансовой системы
2. Состав и структура финансовой системы
3. Характеристика звеньев финансовой системы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы. Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.
Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.
При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.
Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.
Таким образом, финансовая
система
– это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с
ними денежных фондов и органов управления финансами.
1.
Понятие финансовой системы
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовых отношений, что обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.
Однако наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.
Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:
· федеральный бюджет;
· специальные государственные внебюджетные фонды;
· государственный кредит;
· финансы предприятий различных форм собственности;
· финансовый рынок.
Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.
Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.
Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств. Многообразие фондов денежных средств и соответствующих им финансовых отношений обусловило деление их на уровни. Общегосударственные фонды принято называть централизованными, все прочие – децентрализованными. Общегосударственные централизованные денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фондов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов государственной власти и управления; поддержка отраслей народного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.
2.
Состав и структура финансовой системы
По причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем является сложной системой.
Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь, являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы выступают сферы и звенья.
Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.
Финансовая система состоит из трёх основных элементов:
1. совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);
2. совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;
3. система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.
Финансовая система – 1) вся совокупность звеньев и сфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д.
Первая сфера, где необходимы финансы – государство . Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы.
Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий . Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.
Третья сфера – прочие финансы (в том числе финансы страхования).
Звенья первой сферы:
1. Федеральный бюджет;
2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций):
· Пенсионный фонд;
· Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.);
· Фонд обязательного медицинского страхования.
Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей.
3. Государственный кредит
Звенья второй сферы (финансы предприятий):
1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;
3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов);
Страхование – специфическая сфера, которая имеет свои звенья:
1) Социальное страхование;
2) Личное страхование;
3) Имущественное страхование;
4) Страхование ответственности;
5) Страхование предпринимательских рисков.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов (приложение 1).
Финансовые системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами и организационно – правовыми формами.
В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему – государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.
· государственных и муниципальных финансов
· финансов хозяйствующих субъектов.
Как уже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.
Так, непосредственно участники общественного воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.
Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.
Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.
Группировка финансовых отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.
Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.
Участниками товарного производства также выступают ПБЮЛ (предприятия без образования юридического лица). Под деятельностью таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.
Таким образом, выделяют следующие звенья в сфере субъектов хозяйствования:
· финансы коммерческих организаций;
· финансы некоммерческих организаций;
· финансы ПБЮЛ.
Сфера финансов государственные и муниципальные финансы состоит из двух звеньев:
· финансы государственного бюджета;
· финансы внебюджетных фондов.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
3. Характеристика звеньев финансовой
системы
Федеральный бюджет является главным звеном финансо вой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Федеральныйбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через федеральный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Федеральный бюджет характеризуется следующими чертами:
· носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета,
· формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.
Основные функции бюджета:
· перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
· государственное регулирование и стимулирование экономики;
· финансовое обеспечение финансовой политики;
· контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
В условиях перехода на рыночные отношения федеральный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.
Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.
Важная роль федерального бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды – это средства Фе дерального правительства и местных властей, связанные с Фи нансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов за последние годы превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Пенсионный фонд – внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом расходующий эти средства на выплату пенсий гражданам.
ПФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республиках, краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих права на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного фонда формируются, по Положению о Пенсионном фонде РФ, за счет трех источников:
ü страховых взносов работодателей;
ü страховых взносов работающих;
ü ассигнований из федерального бюджета.
Основные задачи Пенсионного фонда РФ:
ü целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
ü организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
ü капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
ü контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
ü межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
В качестве системы управления финансами пенсионного обеспечения Пенсионный фонд осуществляет некоторые функции:
ü участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям в зависимости от условий труда;
ü обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств;
ü участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;
ü осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Фонд государственного социального страхования (ФСС) - централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.
Основные задачи Фонда социального страхования – обеспечение гарантированных государством пособий:
· по временной нетрудоспособности (до 5 лет непрерывного стажа - 60%, от 5 до 8 лет - 80%, свыше 8 лет - 100% заработка, вследствие трудового увечья - 100%);
· по беременности и родам: 70 дней до и 70 дней после часа “Х”, в случае трудных родов после - 86 дней, при рождении 2-х - 110 дней. Выплата в полной сумме до родов и после родов в размере 100%;
· единовременное пособие к декретному отпуску в случае постановки на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель - 50%);
· при рождении ребенка (с 1.04.93г. - 5 минимальных размеров оплаты труда);
· по уходу за ребенком до 1,5 лет;
· ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет - 70% от минимального размера оплаты труда;
· на погребение (5 минимальных размеров оплаты труда);
Средства фонда образуются из следующего:
· страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
· доходов от инвестирования части временно свободных средств;
· ассигнований из Федерального бюджета.
Норматив отчислений в фонд социального страхования – 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.
Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) , созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
ü выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
ü финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
ü осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства федерального фонда образуются за счет:
ü части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
ü взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ü ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
ü добровольных взносов юридических и физических лиц;
ü доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;
ü нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования(ТФОМС) , создаваемые представительной властью субъектов федерации, осуществляют:
ü финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;
ü финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
ü выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;
ü предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
ü накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
ü контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
Всем гражданам выдается страховой полис.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денеж ных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Использование государственного кредита обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя, из срока привлечения средств займы делятся, на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следствие, дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг – это вся сумма выпушенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок.
Государственный внутренний долг Российской Федерации означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг – это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и превратились в один из важнейших элементов государственных расходов. Выплаты на обслуживание государственного долга растут очень быстро, вытесняя из бюджета другие виды расходов.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях государство может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Контроль над состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Финансы предприятий различных форм собственности явля ются основой единой финансовой системы страны. Они обслу живают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
Финансовые ресурсы – денежные доходы и накопления, находящиеся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и предназначенные для расширенного воспроизводства, решения социальных задач, реализации интересов собственников.
Условия формирования финансовых ресурсов заложены на стадии производства в пропорциях различных элементов стоимости созданного продукта, которые корректируются через цены, распределяются между участниками производственного процесса. Их доходы затем перераспределяются государством с помощью налоговой системы и трансфертов, передаваемых населению, а также с помощью финансового рынка.
Состав финансовых
ресурсов у разных субъектов экономики существенно различается.
Рисунок 1- Состав
финансовых ресурсов коммерческих организаций
На рис. 1 приведен наиболее типичный состав финансовых ресурсов коммерческих организаций. Из него исключены заемные средства, которые привлекаются предприятиями за счет выпуска долговых обязательств и банковских кредитов. Заемные средства, как известно, предполагают их обязательную возвратность. Это является важнейшим критерием различия финансовых и кредитных ресурсов. Тем не менее заемные средства наряду с финансовыми ресурсами позволяют решать задачу обеспечения хозяйственной деятельности предприятия источниками финансирования.
Вместе с тем различия между финансовыми и кредитными ресурсами носят не только понятийный характер, но и определяют наличие или отсутствие обязательств у предприятия, возможности их погашения.
Таким образом, финансовые ресурсы предприятий, по существу, являются собственными источниками финансирования, привлекаемыми с финансового рынка и возникающими в результате хозяйственной деятельности. Эти средства предназначены для расширенного воспроизводства, решения социальных проблем и удовлетворения интересов собственников предприятий.
Финансовые ресурсы некоммерческих организаций. Некоммерческие организации не преследуют цели извлечения прибыли, действуя в соответствии с Законом "О некоммерческих организациях".
Состав финансовых ресурсов некоммерческих организаций состоит только из двух элементов: собственных и приравненных к ним средств и средств целевого финансирования. Выпуск и размещение акций недоступно некоммерческим организациям, поскольку лишь акционерное общество таким образом может мобилизовать средства на финансовом рынке. Состав и структура финансовых ресурсов некоммерческой организации существенно зависит от ее формы.
Для некоторых некоммерческих организаций – учреждений, действующих в сфере образования, здравоохранения и др., главным и даже единственным источником финансовых ресурсов являются бюджетные ассигнования. Другие услуги – в сферах культуры, искусства – являются платными, а бюджетные средства представляются нерегулярно и в форме целевого финансирования. Для большинства некоммерческих организаций характерно сочетание источников финансирования из бюджетов разных уровней и доходов от собственной деятельности. Расширение самостоятельности некоммерческих организаций позволило увеличить долю средств, зарабатываемых ими в результате расширения объема и перечня платных услуг, оказываемых населению.
Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования между их стоимостью и потребительной стоимости). Финансовый ранок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется на обычный, на учетный, межбанковский и валютный рынки.
К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды ценных бумаг, главная характеристика которых – высокая ликвидность и мобильность.
Межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно межбанковских депозитов на коротких сроках.
Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.
Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне-долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.
Финансовый рынок можно рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков, а также национальный и международный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и не биржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, которые не котируются на бирже.
Страхование представляет собой особу форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.
Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующий типу экономического развития государства. В условиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, оползни, наводнения др.) техногенных рисков (пожары, аварии, взрывы и др.) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов. Страховая жизнь, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального страхования.
В условиях административно-командной системы страхование было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, осуществлявшим свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.
В связи с развитием рыночных отношений в 1990г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новым экономическими условиями. В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным и обязательным.
Социальное страхование – это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.
Имущественное страхование – отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц. Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда.
Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. К традиционным и освоенным видам имущественного страхования относятся сельскохозяйственное страхование, транспортное страхование, страхование имущества граждан, страхование имущества предприятий различных форм собственности. Для российского страхового рынка перспективными, отличающимися высокими страховыми суммами и уровнем страховой ответственности считаются морское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование транспортных средств от всех рисков, страхование от огневых рисков.
Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты - жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе. Наиболее распространенными считаются смешанное страхование жизни с широким объемом страховой ответственности (в связи с дожитием до окончания срока страхования, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, в связи с наступлением смерти застрахованного), страхование детей до достижения ими совершеннолетия, страхование детей и школьников от несчастных случаев, ритуальное страхование, страхование пенсий, страхование образования. Следует отметить, что на динамику операций по личному страхованию отрицательное воздействие оказывают инфляционные процессы, снижение его сберегательной (накопительной) функции, отсутствие у населения желания направлять временно свободные средства на цели страхования.
Страхование ответственности в отличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.
Тем самым страхование ответственности обеспечивает защиту экономических интересов возможных виновников вреда и лиц, которым в конкретном страховом случае причинен ущерб.
Заключение
Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.
Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.
Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части ВНП.
Несмотря на разграничение сфер деятельности, применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.
Таким образом, финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Совокупность
финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование
фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает
особенности развития государства в условиях перехода к рынку.
Список использованной литературы
2 . Баранникова Н.П. //Финансы и кредит. 2004г
3 . Вавилов Ю.Я., Финансы – М., Социальные отношения, 2004.
4. Галицкая С.В., Деньги, кредит, финансы – М.,Экзамен, 2004
5. Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий – Томск, 2000.
6. Дробозина Л.А., Финансы – М., ЮНИТИ, 2000.
7 .Евстигнеев Е.Н., Финансовое право, Спб.,2002.
8. Ковалева А.М., Финансы, М., Финансы и статистика,2003.
9 .Мовсесян А., Современные тенденции развития мировой финансовой системы // Банковское дело в Москве, 2000г., №10
10 .Окунева Л.П., Финансы // Финансовые ресурсы, 1996г.
11. Родионова В.М., Финансы, М. – Финансы и статистика, 1995.
12 .Учебное пособие под ред. Ковалева В.В. – Финансы. 2003.
13
.Учебное пособие под ред.
Романовского М.В. – Финансы. Денежное обращение и кредит, 2001.
Характеристика звеньев финансовой системы
Задачи
Бюджетное звено
Кредитное звено
Страховое звено
Фондовое звено
1.Обеспечение
функций органов государственной власти 2.Обеспечение
определенных уровней экономического и социального развития страны Повышение
эффективности использования денежных средств Обеспечение непрерывности процесса производства 1. Обеспечение
процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем экономического
развития 2. Инвестирование расширенного
производства Методы форми-рования доходов
Принудительное
изъятие части дохода юридических и физических лиц под контролем государства в
соответствии с законом Мобилизация
временно свободные денежных средств Обязатель-ное
страхование – принудите-льное изъятие части дохода юридичес-ких и физических
лиц Добровольное
страхование – добровольные взносы Мобилизация
временно свободных денежных средств Методы
исполь-зования фондов
Безвозмездное финансирова-ние Основан на
принципах: возвратности срочности платности Возмещение ущерба Долевые ценные
бумаги: безвоз-мездно в обмен на постоян-ный доход Долговые отношение
кредита: возвратно-сть срочность платность
1. Финансы — …
объективно необходимы
субъективны по своей природе
обусловлены потребностями общественного развития
порождаются деятельностью государства
необходимы только низовому звену хозяйствования (предприятиям, организациям, учреждениям)
2. Субъектами стоимостного распределения общественного продукта посредством финансов выступают:
собственники национального богатства страны
государство в лице соответствующих субъектов власти, участвующих в стоимостном распределении общественного продукта
юридические лица, реализующие произведенную продукцию и оказывающие услуги потребителям
физические лица, производящие материальные ценности для личного потребления
индивидуальные предприниматели
3. Процесс стоимостного распределения общественного продукта осуществляется с помощью категорий:
товар
цена (если отклоняется от стоимости)
деньги
финансы
кредит
заработная плата
страхование
4. Финансовые отношения включают денежные отношения:
уплата страховых взносов по страхованию жизни
использование оборотных средств в краткосрочных активах
предоставление ссуды бюджету Нижегородской области из федерального бюджета
уплата налогов в бюджет
оплата предприятием товаров и услуг в безналичной форме
5. Материальными носителями финансовых отношений являются:
все денежные средства
финансовые ресурсы
доходы и расходы денежных фондов целевого назначения
валовой внутренний продукт
национальный доход
6. Трактовка финансов как экономической категории соответствует:
началу ХХ века
концу 20-х годов ХХ века
середине 40-х годов ХХ века
концу 70-х годов ХХ века
началу осуществления рыночных реформ
7. Автор распределительной концепции сущности финансов:
А.М. Александров
Д.А. Аллахвердян
А.М. Бирман
Э.А. Вознесенский
В.П. Дьяченко
Сложность и многогранность финансовых отношений обуславливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние - по звеньям.
Исходя из специфики финансовых отношений, их делят на 2 крупные сферы:
- Финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
- Общегосударственные финансы (централизованные).
Внутри этих сфер выделяют ряд звеньев. Определяющим признаком для выделения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений.
И таких крупных субъектов в любом государстве 2:
- Субъекты хозяйствования;
- Государство.
Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между предприятиями по поводу купли-продажи продукции, предприятиями и вышестоящими организациями по поводу образования централизованных фондов, предприятиями и государственным бюджетом по поводу уплаты налогов и получения средств из бюджета, предприятиями и учреждениями банков по поводу получения кредита, его погашения и выплаты процентов.
Субъекты хозяйствования как юридические лица создаются в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.
Финансы хозяйствующих субъектов - это главная сфера финансовой системы и основа общегосударственных финансов. Это связано с тем, что решающая доля национального дохода страны создаётся на предприятиях в процессе производства и которые являются главным источником формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансы предприятий включают финансы предприятий материального производства и финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.
Финансы предприятий материальной сферы непосредственно обслуживают производство и кругооборот средств предприятия. Именно здесь создаётся главная часть финансовых ресурсов и весомая доля их с помощью налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.
Финансы предприятий материального производства включают звенья, которые классифицируются по отраслевой направленности. это финансы отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовки.
Финансы непроизводственной сферы включают следующие звенья:
- финансы образования;
- финансы культуры;
- финансы здравоохранения и физической культуры;
- финансы науки и научного обслуживания;
- финансы пассажирского транспорта;
- финансы ЖКХ и бытового обслуживания;
- финансы общественных организаций;
- финансы обороны страны и т.д.
В составе этих 2 групп финансов различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и частной собственности.
Финансы хозяйствующих субъектов с учётом организационно-правовых обстоятельств и в соответствии с гражданским кодексом РБ подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций .
В зависимости от размеров предприятия различают финансы крупных и малых предприятий.
Размер предприятия зависит от численности работников.
В связи с тем что учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги, у них появились элементы коммерческой деятельности, а поэтому их подразделяют на 3 группы:
- Финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (коммерческие банки, организации бытового обслуживания, ВУЗы, страховые организации и др.);
- Финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные ВУЗы, медицинские учреждения и др.);
- Финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.).
Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.
В состав общегосударственных финансов включается государственный бюджет (республиканский и местные), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды и государственный кредит.
Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства.
Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных частей: доходов и расходов.
В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры.
Основным источником формирования бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.
В расходной части бюджета указываются конкретные направления использования бюджетных средств и их количественные параметры.
По размерам доходной и расходной частей государственного бюджета судят об уровне экономического развития страны и материальном уровне населения.
При составлении бюджета большое внимание уделяется его сбалансированности - расходы не должны превышать доходы.
В том случае, если расходы превышают доходы, то образуется бюджетный дефицит. Это говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения.
Нормальным считается дефицит бюджета по отношению к ВВП - 2-3 %, по отношению к национальному доходу - 5 % и по отношению к расходной части - 8-10 %.
Следует отметить, что государственный бюджет является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства.
В состав государственного бюджета (республиканского) включаются бюджеты областей и города Минска, которые в совокупности составляют консолидированный бюджет страны.
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды представляют собой средства Правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.
Вызвано это рядом причин и, прежде всего, ограниченностью финансовых ресурсов. Формирование бюджетных и внебюджетных фондов позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются по целевому назначению.
По своему экономическому содержанию эти фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.
Мобилизация и использование средств данных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами. В связи с этим их выделяют в самостоятельное звено государственных финансов.
Формирование данных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений в эти фонды, как правило, включаются в себестоимость продукции, а некоторые из них устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.
Бюджетные и внебюджетные фонды отделены от бюджета и имеют некоторую самостоятельность.
Общее число бюджетных и внебюджетных фондов определяется правительством.
В РБ в связи с тем, что контроль за расходованием средств этих фондов был недостаточным, некоторые из них были отменены, а другие с 1998 года включены в состав республиканского бюджета.
С 2004 года в состав бюджета включен ФСЗН .
Согласно законодательству, областные и Минский городской советы депутатов могут также формировать целевые бюджетные и внебюджетные фонды (инновационный фонд).
Порядок формирования и использования бюджетных и внебюджетных фондов регламентируется законодательством. В соответствии с действующим порядком эти фонды имеют целевое назначение, из этого следует, что использование средств фондов осуществляется в полном объеме.
Государственный кредит.
Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит. С его помощью осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений.
Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заёмщиком денежных средств и физическими, юридическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств.
Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета для выполнения функций государства и наличии бюджетного дефицита.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется госкредит, размещенный внутри страны. Если госкредит размещен в других странах, то это внешний кредит.
Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами, или финансовый аппарат. Финансовый аппарат - это третья сфера финансовой системы.
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.
Согласно Конституции РБ (Ст. 90, 97, 98), высшим законодательным и представительным органом является Парламент - Национальное собрание, которое состоит из двух палат (Палата представителей и Совет республики).
Представительные органы в лице Национального собрания рассматривают, обсуждают и утверждают республиканский бюджет, принимают Законы о бюджете, о налогах и других сборах в пределах полномочий, определенных Конституцией РБ.
Наряду с Парламентом управление финансами и финансовой системой осуществляет Президент в форме законов, указов, декретов. Они имеют главенствующее значение в регулировании финансовых отношений во всех сферах финансовой системы
Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РБ. Согласно Ст.107 Конституции РБ, оно разрабатывает и представляет Президенту до внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении и обеспечивает проведение финансовой, кредитной и денежной политики, а также издаёт постановления и распоряжения по финансовым вопросам.
Кроме высших органов государственной исполнительной власти в финансовой деятельности страны участвуют специальные органы:
Министерство финансов;
Министерство по налогам и сборам;
Государственный таможенный комитет;
Комитет по ценным бумагам;
Финансовые управления отраслевых министерств;
Финансовые отделы субъектов хозяйствования.
Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением «О Министерстве финансов РБ», которое утверждено Советом министров РБ.
Особенность данной сферы финансовой системы состоит в том, что она является частью государственного аппарата, а его нельзя включать в состав финансовых отношений.
Финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения. Он организует из так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на всю экономику страны.
Финансовый рынок.
Переход к рыночным отношениям невозможен без развития финансового рынка. Объективными предпосылками его необходимости являются:
1. Наличие конкуренции, которая требует постоянного совершенствования производственного и интеллектуального потенциала субъектов хозяйствования;
2. Несовпадение потребностей в финансовых ресурсах с наличием источников удовлетворения этих потребностей.
Финансовый рынок - это совокупность экономических отношений, обеспечивающих мобилизацию, распределение, куплю-продажу и эффективное использование временно свободных финансовых средств и перемещение капитала в отрасли с более высоким уровнем дохода.
Существует прямая связь между уровнем доходности и степенью риска.
Понятие «финансовый рынок» является собирательным, т.к. в зависимости от критериев он представляет собой систему отдельных видов финансовых рынков.
I. По региональному критерию:
1. Мировой;
2. Национальный;
3. Региональный.
II. По степени вмешательства государства :
1. Свободный;
2. Регулируемый.
III. По срочности реализации сделок:
1. Рынок с немедленной реализацией сделок;
2. Рынок с реализацией условий сделок в будущем периоде.
IV. По критерию условий обращения финансовых инструментов:
1. Первичный;
2. Вторичный.
V. По критерию организационной формы функционирования:
1. Организованный (биржевой);
2. Неорганизованный (внебиржевой).
VI. По критерию видов обращающихся финансовых активов :
1. Денежно-валютный;
2. Рынок капитала.
Финансы хоз. субъектов – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятия. Это основная сфера финансовой системы государства, именно она обеспечивает наибольшие поступления ДС в гос. бюджет страны и от этой сферы во многом зависит экономическое развитие страны.
Финансы хоз. субъектов включают денежные отношения, кот. возникают между: предприятиями, предприятиями и вышестоящими органами, предприятиями и входящими в них структурными подразделениями, предприятиями и гос. бюджетом, предприятиями и учреждениями банков и т.д.
Весомая доля этих фин. ресурсов посредством налогов напр-ся на формирование доходной части гос. бюджета.
Функционирование организаций основано на ряде принципов, в соотв. с кот. они разраб. свою финансовую политику:
a) плановости
b) деление средств в обороте на собственные и заёмные
c) образование фин-х резервов
d) самоокупаемость, самофинансирование
e) принцип материальной ответственности
f) диверсификация
g) целевая направленность
h) разделение средств основной деят-ти и капитала на вложения.
Первая подсфера сферы финансов хоз. субъектов– финансы организаций материального производства. Здесь создаётся наиб. значимая часть фин-х ресурсов предприятий.
Звенья этой подсферы определяются в соотв-ии с отраслевым делением экономики:
· торговли
· промышленности
· грузового транспорта
Финансы в зависимости от форм собст-ти могут быть:
· основанные на гос собст-ти (преобл. в РБ)
· основанные на частной собст-ти (в РБ в переспективе)
По организационно-правовым обстоятельствам:
· коммерческих организаций
· некоммерческих организаций
От размера предприятия финансы:
· малых предприятий
· крупных предприятий
· средних предприятий
От гос. собственности финансы:
· республиканской собст-ти
· коммунальной собст-ти
Вторая подсфера – финансы учреждений, организаций непроизводственной сферы. Сюда относятся след. звенья:
· финансы учрежд. образ-я
· финансы здравоохранения
· финансы науки
· финансы культуры
· финансы обороны
Финансы учреждений, организаций непроизводственной сферы подразделяются на:
4) Финансы учрежд. и организ. функционирующих на коммерческой основе
5) Финансы учрежд. и организ. функционирующих на частично коммерческой основе
6) Финансы учрежд. и организ. функционирующих полностью финансируемых и гос. бюджета
Общегосударственные финансы и их содержание.
Одна из сфер в финансовой системе государства – это централизованные финансы.
Централизованные финансы – это система денежных отношений, возникающих по поводу формирования централизованных фондов ДС и использованию их для выполнения функций государства путём распределения и перераспределения нац. дохода, созданного субъектами хозяйствования.
Выделяют 2 уровня централизации:
· республиканский
· региональный
Звенья общегос-х финансов:
· гос. бюджет
· внебюджетные фонды
· гос. кредит
а) Гос-й бюджет – ведущее звено фин-й системы. С его помощью гос-во концентрирует значит. часть фин-х ресурсов. Бюджет состоит из 2-х взаимосвяз-х частей: расходной и доходной. В бюджет страны поступаю ДС от населения, организаций в виде налогов, сборов, платежей, они составляют доходы бюджета и направляются на финансирование общегосударственных расходов, поддержку отраслей экономики, оборону и т.д. Бюджет РБ включает: бюджеты областей и бюджеты г. Минска, которые вместе образуют консолидированный бюджет.
Бюджет рассматривается с 3-х позиций:
2) Бюджет – основной централизованный фонд ДС государства, его фин-я база.
3) Главный фин-й план государства (Утверждается ежегодно и имеет силу закона. является обязат. для исполнения всеми организациями и населением)
б) Внебюджетные фонды
Появились, т.к. существовала нехватка бюджетных ресурсов. Их число в каждом государстве определяется правительством. Они отделены от бюджета.
Внебюджетные фонды – ср-ва правит-ва и месных органов власти, предназнач. для финансирования расходов, не включённых в бюджет.
Формирование этих фондов позволяет привлечь доп. ресурсы.
ДС этих фондов идут на:
· пенсионное обеспечение
· решение проблем занятости
· мед. страхование
· поддержка развития приоритетных отраслей экономики
IV. Гос. кредит
Посредством его осущ-ся накопление доп-х фин. ресурсов государства за счёт мобилизации свободных ДС организаций, населения и т.д.
Гос. кредит – это совокупность экономических отношений, которые возникают между государством и иными субъектами – резидентами и нерезидентами-, по поводу движения заёмных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Государство в этом случае может выступать как заёмщиком, так и кредитором.
Гос-во может занимать на:
· внешнем рынке
· на внутреннем рынке
Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы.
В литературе финансовая система, её состав и структура представлены по-разному.
Основным из дискуссионных вопросов является выделение страхования как самостоятельной сферы финансовой системы. Например, такие авторы как Галицкая, Вавилов, Родионова выделили три сферы финансовой системы. Причем структура этих сфер тоже различна у разных авторов.
1. Некоммерческое (государственное страхование)
1. Социальное страхование
2. Личное страхование
3. Имущественное страхование
4. Страхование ответственности
5. Страхование предпринимательских рисков
1)социальное
3)имущественное
4)ответственности
5)предпринимательских рисков
Значит перед нами встает еще один вопрос: если всё же страхование выделяется как отдельная сфера, то каков же её состав?
Все авторы выделяют как отдельную сферу финансы субъектов хозяйствования, хотя можно увидеть, что интерпретация этого названия у авторов разная. Отчего зависит такое расхождение и как всё-таки правильно называть эту подсистему, вот еще один вопрос.
1)Коммерческие предприятие и организации
2)Некоммерческие организации
3)Финансовые посредники
Родионова выделяет сферу финансы предприятий, учреждений, организаций и выделяет в ней следующие звенья:
1)финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах
2)финансы учреждений и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность
3)финансы общественных объединений
По Вавилову финансы экономических (хозяйствующих) субъектов делятся на:
1)финансы коммерческих организаций
2)финансы некоммерческих организаций
3)финансы предпринимателя без образования юридического лица
4)финансы домохозяйств
Ковалёва выделяет финансы хозяйствующих субъектов:
1)государственных
2)муниципальных
3)частных
4)акционерных
5)арендных
6)общественных
Таким образом, еще одним важным вопросом является состав сферы финансов субъектов хозяйствования.
Аналогичные расхождения происходят в сфере государственные и муниципальные финансы.
Родионова в составе государственных финансов выделила:
1)государственный бюджет
2)Внебюджетные фонды
3)Государственный кредит
Ковалёва выделила сферу общегосударственные финансы и в её составе:
1)государственный бюджет
2)внебюджетные фонды
3)государственный кредит
4)фонды страхования
5)фондовый рынок
Для того, чтобы понять и доказать состав и структуру финансовой системы необходимо четко проанализировать роль субъектов в общественном воспроизводстве, задачи, которые они выполняют, источники формирования финансовых ресурсов, направление распределения прибыли.
15. Финансовая политика, её содержание, цели и задачи.
Любые финансовые отношения организуются государством.
Финансовая политика – намеченная государством на определённом этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.
Фин-я политика – составная часть эк-ой политики государства.
В фин-ой политике отражаются главные направления развития народного хоз-ва, разрабатывается и реализуется механизм регулирования и стимулирования соц.-эк. процессов.
Финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деят-ти государства.
Её реализация обеспечивается совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и др. фин. инструментов и институтов.
Фин. политика должна быть направлена на:
o обеспечение устойчивого эк. роста
o способствовать укреплению и развитию внешнеэ-х связей
1) Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.
2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий год.
3) осуществление практич. действий, направленных на достижение осн-х целей.
Главный субъект фин-ой политики – гос-во, кот. разрабатывает стратегию фин. развития, опред. задачи, средства и пути достижения этих целей.
Финансы – это элемент базиса, т.к. объективны и независимы, а фин-ая политика – это сознательная деят-ть и относится к надстройке.
Фин. политика не является постоянной, а меняется в соответствии с потребностями и развитием общ-ва.
Фин. политика требует законодательного оформления. Так, МинФин и НБ РБ разрабатывают основные направления денежно-кредитной политики и готовят инструкции, нормативные док-ты.
Цели фин. политики:
· наиболее полная мобилизация фин-х ресурсов и соответствующее наращивание гос. финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общ-ва.
· увлечение бюджетной обеспеченности жителей.
· повышение ур-ня доходов на душу населения
· обеспечение соц. нормативов ур-ня жизни
Основные задачи фин-ой политики:
Ø Соответствие объективным эк. законам
Ø Финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическая стабилизация
Ø Отбор источников мобилизации фин-х ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения
Ø Рациональное распределение и исп-е фин. ресурсов
Ø Концентрация фин-х ресурсов на важнейших напр-х эк. и соц. развития
Ø Сбалансированность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
Ø Уменьшение дефицита гос. бюджета
Ø Либерализация вэд
Ø Активизация процессов разгосударствления и приватизации
Ø Унификация отечественного финансового зак-ва с зак-вом РФ
Фин. политика в зависимости от длительности может быть:
1) Финансовая стратегия
2) Финансовая тактика
Эти эл-ты взаимосвязаны, а тактика подчинена стратегии.
Фин. стратегия – это долговременный курс фин. политики, предусм-й решение крупномасштабных задач, рассчитана на перспективу.
Фин. тактика рассчитана на решение конкретного этапа развития государства, исходит из текущих потребностей стран.
Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.
Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы субъектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.
Таким образом, внутри сферы финансов субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей .
В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются:
- финансы акционерных обществ (открытых и закрытых),
- финансы хозяйственных товариществ,
- финансы обществ с ограниченной ответственностью,
- финансы производственных кооперативов,
- финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Финансовые ресурсы унитарных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций.
В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют :
- финансы учреждений,
-финансы потребительских кооперативов,
-финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.
Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования финансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджетным законодательство.
Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане Российской Федерации получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей.
Второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.
Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.
В составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.
С учетом изложенного финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений, имеет следующий вид (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Сферы и звенья финансовой системы
. Финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами - при уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т. п.
Государственные и муниципальные финансы как сфера финансовой системы также характеризуются тесным взаимодействием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Так, внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фондам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ресурсы последних формируются в основном за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования – при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджете - при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами – при передаче некоторых средств одним фондом другому.
Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, наличии и организационном построении финансовых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных сферах и звеньях финансовой системы.