Рыночная структура –Чистая монополия. Последствия чистой монополии

Несмотря на то, что рынок в условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов.

Монопольный рынок меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния.

Допустим, что функция спроса D линейна, предельные издержки фирмы равны МС (рис.3). В этом случае монопольный выпуск составит Q против конкурентного Qпри соответствующих ценах Р и Р. Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительского излишка, равная площади прямоугольника А. перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника В, и части излишка производителя, равной площади фигуры С. Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (-А - В)+(А - С), что даст величину потерь равную (В+С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Причем, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного.

Перспективы развития естественных монополий

Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности в отличие от транспортировки и распределения ресурсов объективно не является естественной монополией. На железнодорожном транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Однако правильное проведение реконструирования не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности. В электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению вышеописанных проблем:

регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшим решением проблемы может стать создание самостоятельныхпредприятий по каждому виду деятельности. В первую очередь нужно отделить производственные функции от транспортных и разделительных. Таким же образом необходимо преобразовать предприятия социальной инфраструктуры:

Регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции;

Конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды.

Так, в электроэнергетике должны быть образованны независимые диверсифицированные компании, которые могли бы напрямую конкурировать на оптовом рынке. В газовой промышленности можно сформировать конкурентную среду;

Конкуренция может развиваться в указанных выше сферах только в том случае, если регулирующими органами создаются соответствующие условия. Так, производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий не дискриминационный характер доступ к транспортным системам, а Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки должны быть открытыми и не дискриминационными;

Инвестиционный процесс необходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополии финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и зачастую используются нерационально. Тарифное финансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании должны стимулироваться или даже принуждаться к использованию заемного и акционерного капитала;

Во всех отраслях естественной монополии необходимо дальнейшее совершенствование механизма ценообразования. В газовой промышленности цены должны быть дифференцированы с учетом стоимости доставки природного газа в различные регионы. Следует также дифференцировать по регионам железнодорожные тарифы, прекратив централизованное перераспределение доходов между железными дорогами.

Перекрестное субсидирование льготных пользователей за счет предприятий, применяемое во всех отраслях естественных монополий, должно быть прекращено.

Субсидии, которые будут признаны необходимыми (например, для малообеспеченных слоев населения), должны представляться из федерального или местных бюджетов, а не за счет других потребителей соответствующих ресурсов и услуг.

Это основные преобразования инфраструктур естественных монополий, способствующие их развитию.

Выпуск продукции и ее цена определяются точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения (рис. 11.6а).

При этом кривая рыночного предложения — это кривая общественных предельных затрат (). Дело здесь в том, что производители соглашаются предлагать рынку каждую следующую единицу продукции только в том случае, если ее цена как минимум покрывает затраты на ее производство — предельные затраты. Таким образом, при совершенной конкуренции рыночная цена в точности совпадаете предельными затратами на производство последней выпускаемой единицы продукции:

Р = МС .

Рис. 11.6. Цена и выпуск в условиях совершенной конкуренции и монополии

Максимальная цена, которую потребители согласны платить за данную единицу продукции (цена спроса), есть мера общественной ценности этой единицы товара для покупателей. Все цены спроса определяют кривую спроса. С другой стороны, предельные затраты производителей — суть общественная ценность ресурсов, израсходованных при производстве каждой дополнительной единицы товара. Таким образом, до тех пор, пока цена спроса превышает предельные затраты, общество больше приобретает, нежели тратит, производя дополнительную единицу продукции. Общественное благосостояние, тем самым, возрастает. Выигрыш общества от производства дополнительной единицы продукции равен разнице между ее ценой спроса и предельными затратами.

Обратите внимание, что рост выпуска при этом ведет к повышению Парето-эффективности в производстве и распределении (тема 2, п. 2.2). Вот простой пример. Пусть потребитель согласен заплатить заданную единицу продукции максимально 100 руб., а затраты производителя на ее производство составляют 80 руб. Если товар будет продан по максимальной цене спроса, т.е. за 100 руб., то благосостояние производителя вырастет, а благосостояние потребителя не изменится. Если фактическая цена товара составит лишь 80 руб., то тогда весь выигрыш в благосостоянии достанется покупателю, а производитель не проиграет, получив за товар минимально приемлемую для себя сумму денег. Если, наконец, цена будет установлена в интервале от 80 до 100 руб., то в выигрыше окажутся обе стороны.

Таким образом, дополнительный выпуск позволяет либо повысить благосостояние потребителя без уменьшения благосостояния производителя, либо повысить благосостояние производителя без уменьшения благосостояния потребителя, либо, наконец, увеличить благосостояние их обоих. Во всех трех случаях происходит, следовательно, улучшение экономической ситуации по Парето.

Соответственно общественное благосостояние от выпуска всех единиц товара становится максимальным в гот момент, когда цена спроса уравнивается с предельными затратами. Выпуск, при котором достигается это равенство (q * на рис. 11.6а), называется общественно-эффективным выпуском. Эго, собственно, и есть выпуск, эффективный по Парето, поскольку дальнейшее повышение благосостояния потребителей теперь возможно только за счет производителей и наоборот.

Условием достижения эффективного выпуска является совершенная конкуренция. С одной стороны, она ведет к равенству равновесной рыночной цены и предельных затрат производителей. С другой стороны, равновесная цена совпадает с максимальной ценой спроса, по которой потребители согласны приобретать последнюю единицу выпускаемой продукции. В результате цена спроса совпадает с предельными затратами, что и является, как отмечалось, условием эффективности по Парето.

Теперь предположим, что прежде конкурентная отрасль монополизирована одной фирмой (рис. 11.6б). Кривая общественного спроса на продукт отрасли от этого факта не меняется. Точно так же предельные затраты монополиста являются теми же самыми, что и затраты прежде независимых фирм конкурентной отрасли. Поэтому кривая предложения (она же кривая предельных затрат) конкурентной отрасли становится кривой предельных затрат монополиста.

В то же время выпуск монополиста определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных затрат (MR = МС ). Но монопольная цена, как было показано выше, превышает предельный доход монополиста. В связи с этим монопольная цена оказывается выше предельных затрат. Условие общественно-эффективного выпуска или эффективности по Парею, тем самым, не соблюдается. В самом деле, максимальная цена спроса, совпадающая с монопольной ценой, превышает предельные затраты. Последнее означает, как отмечалось, рост общественного благосостояния в случае повышения выпуска. Монополист, однако, ограничивает выпуск для максимизации своей экономической прибыли.

Вывод : максимизирующий прибыль монополист выбирает выпуск меньше общественно-эффективного, в то время как устанавливаемая им цена оказывается выше той, которая сложилась бы в условиях .

Потери общественного благосостояния или потери мертвого груза от монопольной власти при этом равны площади треугольника на рис. 11.6б. Это означает, что при возрастании выпуска с q m до q* дополнительный выигрыш общества стал бы равен сумме превышений цен, которые потребители согласны заплатить за последующие единицы выпуска, над предельными затратами.

Существуют и другие потери в связи с монополией. Ослабление конкурентного давления на фирму ведет к тому, что перед последней больше не стоит выбор максимально сократить затраты или погибнуть. За счет рыночной власти монополия может компенсировать неэффективную производственную структуру, устаревшие технологии, раздутый бюрократический аппарат и т.п. Завышение затрат под прикрытием монопольной власти — одно из проявлений «Х-неэффективности» . Это понятие было введено в научный оборот американским экономистом X. Лейбенстайном.

Можно найти и аргументы в пользу монополии. Только что говорилось о завышении затрат, проистекающем из наличия монополии. Возможно, однако, и обратное: именно монопольная власть стимулирует технические, организационные, маркетинговые усовершенствования, поскольку дает гарантию, что полученные результаты не будут немедленно растиражированы конкурентами, но увеличат прибыль монополии. Монополии ведут исследования также и для того, чтобы защитить контролируемые ими рынки от потенциального вторжения конкурентов, обеспечив себе преимущества в затратах. Важно и то, что монополии имеют большие, в сравнении с конкурентными фирмами, возможности для проведения исследований за счет своих экономических прибылей.

С другой стороны, само стремление к монополии (точнее — к получению экономической прибыли от рыночной власти) стимулирует технический прогресс. Очевидно, что — меньшее зло, чем технический застой. Так, люди предпочли бы летать самолетами, производимыми монополией, нежели ездить в дилижансах, выпускаемых в условиях совершенной конкуренции. Поэтому правительства большинства стран предоставляют изобретателям права на временные монополии — осуществляют патентную защиту изобретений в течение установленных законами сроков.

Таким образом, обладание монополией или стремление к ней зачастую ведет к появлению принципиально новых продуктов, снижению предельных и средних совокупных затрат в сравнении с конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния.

Анализ экономического поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии позволяет выделить некоторые основные экономические последствия монополии.

1. В условиях чистой монополии фирме при тех же издержках и спросе выгодно продавать меньше продукции, но по более высокой цене, чем в условиях совершенной конкуренции. Это можно показать графически (рис. 7.5). Предположим, что речь идет об одной и той же отрасли, которая производит определенную однородную продукцию.

В первом случае в данной отрасли функционирует большое количество мелких фирм, действующих независимо друг от друга, т.е. отрасль является совершенно конкурентной. Тогда равновесная цена Рс будет определяться в точке пересечения графиков рыночного спроса й и отраслевого предложения 5 (точка Ес). При этом кривая рыноч

Рис. 7.5.

ного предложения в отрасли 5 будет определяться, как мы установили в предыдущем параграфе, путем суммирования по горизонтали отрезков графиков предельных издержек МС отдельных конкурентных фирм (выше уровня минимума А УС).

Во втором случае представим ту же отрасль, но после объединения всех мелких предприятий в монопольную фирму под единым централизованным руководством. При этом бывшие независимые предприятия становятся филиалами созданного монополизированного объединения. График отраслевого спроса /) на конкурентном рынке станет графиком спроса монополиста, так как спрос определяется потребителями, а не производителями продукции. Предельные издержки монополиста МС, в принципе, не изменятся, так как в краткосрочном периоде будут использоваться прежние производственные мощности, техника и технология. Предельная выручка в соответствии с рассмотренными ранее причинами будет меньше цены, а график МЯ приобретет снижающийся вид. В данном случае монополист будет определять оптимальный объем производства о, в соответствии с правилом МЯ = МС (точка £",). Пена />"" по которой он сможет реализовать это количество продукции, определяется в точке С на графике спроса.

Таким образом, из рис. 7.5 видно, что оптимальный объем выпуска продукции 0"" обеспечивающий монополисту максимальную валовую прибыль, меньше равновесного объема производства 0С, который установился бы в конкурентной отрасли. В то же время цена Рт, по которой монополист будет продавать продукцию, выше, чем равновесная цена Рс, которая сформировалась бы на конкурентном отраслевом рынке.

Следовательно, в результате выбора монополистом оптимального объема производства, обеспечивающего максимальную валовую прибыль, происходит недостаточно эффективное с точки зрения общества распределение экономических ресурсов < МС). Для монополиста по сравнению с конкурентными фирмами выгодно ограничивать объем продаж, реализуя меньше продукции, но по более высокой цене, т.е. использовать на производство данного вида продукции меньше ресурсов, чем необходимо для общества.

  • 2. Чистая монополия способствует увеличению неравенства в распределении доходов в обществе в результате монопольной рыночной власти и установления более высоких цен при тех же издержках, чем в условиях совершенной конкуренции, что позволяет получить монопольную прибыль.
  • 3. В условиях рыночной власти возможно использование монополистом ценовой дискриминации, когда назначаются разные цены для различных покупателей. Такая возможность связана с тем, что существуют покупатели, платежеспособный спрос которых позволяет им приобретать товар монополиста по цене более высокой, чем Р,". В то же время есть покупатели, которые не в состоянии заплатить за товар цену Р,", но могут приобрести его за более низкую цену.

Конечно, лучшие условия для проведения ценовой дискриминации существуют в отраслях, которые занимаются не производством товаров, а оказанием услуг. Это связано с тем, что реализация товаров по относительно низким ценам может привести к их последующей перепродаже по более высоким ценам. Продукция сферы услуг в меньшей степени пригодна или вообще непригодна для последующей перепродажи. Невозможно, например, перепродать полученную транспортную услугу или потребленную электроэнергию. Ценовая дискриминация достаточно широко распространена в России и используется в ряде отраслей при продаже различных видов продукции: электроэнергии, транспортных услуг, услуг телефонной связи, коммунальных услуг и т.д.

Ценовая дискриминация, во-первых, способствует увеличению прибыли монополиста, так как позволяет ему продать часть продукции по цене более высокой, чем />"" тем покупателям, которые в состоянии заплатить за нее повышенную цену; во-вторых, ведет к росту выпуска продукции за счет ее продажи по более низким ценам менее платежеспособным покупателям и за счет расширения рынка сбыта.

  1. При одних и тех же издержках чистый монополист сочтёт выгодным ограничить объём производства и назначить более высокую цену. чем сделал бы конкурентный продавец. Это ограничение объёма производства вызывает нерациональное использование ресурсов. о чём свидетельствует тот факт. что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках.
  2. Издержки производства монополистов и конкурентных фирм могут быть неодинаковые. С одной стороны. эффект масштаба может сделать более низкие издержки на единицу продукции доступными для монополистов. но недоступными для конкурентов. С другой стороны. Х- неэффективность - неспособность производить с наименее дорогой комбинацией вводимых ресурсов
  • более свойственна для монополистов. чем для конкурентных фирм. Монополисты могут осуществлять значительные затраты. чтобы сохранить монопольные привилегии (расходы. связанные с сохранением монополии).
  1. Предпринимательская монополия способствует неравенству в распределении дохода. Благодаря своей рыночной власти монополисты назначают более высокую цену. чем сделала бы чисто конкурентная фирма.
  2. Экономисты не сходятся во мнении относительно того. насколько чистая монополия способствует научно- техническому прогрессу. Одни полагают. Что чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу. так как имеет экономические прибыли. которые можно направить на финансирование научно-исследовательских работ. Другие экономисты доказывают. что стимулы монополиста разрабатывать новую технику или продукцию будут слабыми: отсутствие конкурентов означает. что нет автоматического стимула к научно-техническому прогрессу на монополизированном рынке.
  3. В условиях совершенной конкуренции производство ведётся до той точки. где цена. по которой потребитель готов купить последнюю произведённую единицу продукции. в точности равна альтернативным издержкам её производства. Все возможные выгоды. получаемые от торговли. полностью реализуются в форме излишков потребителей и производителей.
В условиях монополии производство прекращается. не достигнув этой точки. Излишек потребителя меньше. а излишек производителя больше. чем при совершенной конкуренции. Некоторые потенциальные выгоды торговли остаются нереализованными. Именно из-за этих чистых потерь монополия и считается одной из форм фиаско рынка.

А) конкурентный рынок



P
P

Излишек
производителя

Б) чистая монополия
Сравнение монополии и конкуренции позволяет выявить 3 различия:

  1. в условиях монополии излишек потребителя меньше
  2. излишек потребителя в условиях монополии больше
  3. в условиях монополии суммарные излишки потребителя и производителя меньше.
Чистые потери - потери излишков потребителя или производителя, которые не скомпенсированы ничьей прибылью.
Вышеизложенное позволяет сделать некоторые выводы о функционировании рынка в условиях чистой монополии.
  1. Простая монополия может привести к фиаско рынка, если в ситуации равновесия цена превосходит предельные издержки.
  2. Закрытые монополии представляют собой наиболее серьёзную угрозу как потенциальные виновники фиаско рынка. Их защищают правовые барьеры. Издержки, связанные с поиском ренты, нередко увеличивают размеры чистых потерь.
  3. Открытая монополия наименее опасна с точки зрения фиаско рынка. Угроза появления новых конкурентов ограничивают возможности фирм получать прибыль. В результате проведения стратегии лимитирующего ценообразования цена весьма близка к издержкам.

Монополизм — это такое состояние рынка, когда на нем существует единственный крупный производитель товара или поставщик услуги. Он практически полностью контролирует производство в своей сфере и может прямо влиять на цены. Монополист стремится сохранить доминирующее положение и достичь максимальной прибыли. С этой целью он не допускает на рынок конкурентов и навязывает свои условия лишенному выбора потребителю.

Признаки чистой монополии

О полной монополизации рынка какого-либо товара (услуги) или отрасли можно говорить при наступлении следующих условий:

  • существует крупный игрок (компания, организация, союз производителей), на чью долю приходится значительная часть объема производства и сбыта;
  • он имеет возможность управлять ценой товара путем изменения объема предложения;
  • на рынке отсутствуют товары или услуги, которыми потребители смогли бы заменить то, что производит монополист;
  • новые компании, которые смогли бы составить конкуренцию монополисту, в отрасли не появляются.

Таким образом, монополизм — это полное господство в отдельной сфере или на рынке отдельного товара крупной организации, навязывающей собственные правила игры потребителям. Сегодня, за редким исключением, такие «идеальные» монополии существуют лишь абстрактно. Ведь незаменимых товаров практически не существует, а недостаточное предложение на внутреннем рынке компенсируется за счет импорта. Поэтому в современных условиях о монополии говорят тогда, когда на рынке доминирует один или несколько крупных игроков, на чью долю приходится значительная часть объема производства.

Административный монополизм

Возникновение монополий в России тесным образом связано с действиями государства. Первые крупные объединения компаний возникли в конце XIX века с целью удовлетворения нужд страны в таких областях, как металлургия, машиностроение, транспорт и др. Явление, при котором создание и деятельность монополий контролируется государством, получило название административный (государственный) монополизм.

При этом правительство страны действует в двух направлениях. Во-первых, оно предоставляет некоторым производителям эксклюзивные права на ведение какой-либо деятельности, которая впоследствии становится монополизированной. Во-вторых, власть выстраивает четкую структуру государственных компаний. Создаются которые подотчетны государственным структурам — министерствам и ведомствам. Ярким примером такой системы являлся СССР, где административная монополия выражалась в доминировании властных структур и во владении государством средствами производства.

Естественные монополии

В тех сферах, где появление множества производителей невозможно, существует естественный монополизм. Это явление возникает вследствие владения компанией уникальным ресурсом — сырьем, оборудованием, авторским правом. Такой вид монополии также возникает в отраслях, где конкуренция теоретически возможна, но крайне нежелательна, поскольку при ее отсутствии спрос может быть удовлетворен более эффективно. В качестве примера естественных монополий можно привести железнодорожные и энергосбытовые компании, а также службы, организующие центральное водоснабжение.

Экономические монополии

Однако чаще всего монополии появляются вследствие объективных законов хозяйственного развития. Такой экономический монополизм можно назвать наиболее «честным» способом занять доминирующее положение на рынке. Достигается это двумя путями: концентрацией капитала либо его централизацией. В первом случае компания направляет часть своей прибыли на увеличение собственных масштабов, постепенно растет и побеждает в конкурентной борьбе. Второй путь — объединение бизнеса или поглощение более слабых соперников. Обычно экономические монополии в процессе своего становления используют оба этих способа.

Минусы монополизма

Критики монополий отмечают их негативное влияние на экономику отрасли, которое связано с отсутствием конкуренции. В этих условиях монополист может влиять на цену и обеспечивать себе максимальную прибыль. Другими словами, монополизм — это противоположность конкурентного рынка. В монополизированной отрасли наблюдаются следующие отрицательные явления:

  • качество продукции не улучшается, поскольку у монополиста отсутствует стимул работать в этом направлении;
  • увеличение прибыли компании достигается не за счет снижения затрат, а за счет манипуляции ценами;
  • необходимость внедрять новые технологии и стимулировать научные изыскания также отсутствует;
  • на рынке не появляются новые компании, которые могли бы создать рабочие места;
  • эффективность использования производственных мощностей и труда постепенно падает.

Почему монополия — не всегда плохо?

Однако рыночный монополизм имеет некоторые позитивные черты, которые тоже нельзя отрицать. Сторонники монополий отмечают, что концентрация производства дает больше возможностей для экономии издержек. Это достигается за счет централизации некоторых вспомогательных служб — финансовых, снабженческих, сбытовых и других. Кроме того, только крупные компании могут позволить себе вкладывать средства в новые проекты и финансировать исследования, способствуя тем самым научно-техническому прогрессу.

Исторические примеры

Монополизм берет свое начало еще в древние времена, однако наиболее активное развитие этот процесс получил в XIX веке. Во второй его половине монополии начали оказывать существенное влияние на экономику и едва не стали угрозой конкуренции. На рубеже веков развитые рынки, в частности американский, накрыло волной слияний и поглощений. В этот период появились крупные монополисты, такие как General Motors и Standard Oil. В следующие пару десятков лет прошла еще одна волна образования монополий. К 1929 году, то есть к началу Великой депрессии, в США были монополизированы основные И хотя специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, почему развитая экономика страны погрузилась в кризис, очевидно, что монополизация сыграла в этом не самую последнюю роль.

Последствия монополизма

Итак, уроки истории говорят о том, что монополизм в экономике тормозит движение вперед. Преимущества укрупнения производства, о которых говорят защитники монополий, не являются решающими. Вследствие слабой конкуренции крупные компании или их объединения концентрируют в своих руках всю власть в той сфере, в которой они существуют. Со временем это приводит к тому, что управление монополией и использование ресурсов происходит неэффективно. К монополизму экономическому нередко добавляется политический, что способствует развитию коррупции и всячески разрушает основы рыночной экономики.

Меры борьбы

Одной из самых важных задач государства в плане развития экономики является регулирование монополизма. Оно осуществляется как посредством прямого воздействия на компании через механизм так и через создание условий для развития здоровой конкуренции. Государство контролирует концентрацию капитала — отслеживает процессы поглощения и а также осуществляет контроль над уже сформированными монополиями. Кроме того, разрабатываются законы, защищающие права малых и средних компаний, а также меры финансовой поддержки — налоговые льготы, доступные кредиты и прочее.

Как было сказано выше, создание экономических монополий является естественным процессом, поскольку наиболее успешная компания постепенно растет и завоевывает рынок. В странах с развитой экономикой преобладает олигополия — это тип производства, при котором большая часть объема рынка принадлежит ограниченному числу производителей. Антимонопольная политика государства осуществляется в том числе путем защиты олигополии. Этот вариант считается более приемлемым перед монополией, поскольку обеспечивает некий баланс «конкуренция — монополизм».

В современной экономической науке монополизм считается негативным фактором, и правительства государств держат этот процесс под контролем. Антимонопольная политика разных стран несколько отличается, поскольку каждая национальная экономика имеет свои характерные особенности. Однако в любом случае антимонопольные меры должны быть направлены на то, чтобы на рынке присутствовали производители, которые смогут обеспечить высокое качество продукции при справедливой цене и достаточно широком ассортименте.