Предмет экономической социологии. Предмет и основные проблемы экономической социологии

Социология экономики (экономическая социология) - самостоятельная отрасль социологического знания, предметом исследования которой являются законы становления, функционирования и развития системы отношений между людьми, социальными группами, социальными общностями, социальными институтами во взаимосвязи с системой экономических отношений (т.е. отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления).

Методологической основой экономической социологии являются позитивизм (Конт, Спенсер, Дюркгейм), материалистический метод (Маркс), метод понимающей социологии (Вебер), метод формальной социологии (Зиммель), структурно-функциональный анализ (Парсонс), экономическая феноменология (Грановеттер). Начало становления экономической социологии относится ко второй половине ХIХ века. Как самостоятельная дисциплина она оформилась в середине ХХ столетия.

В широком смысле социология экономики изучает социальные закономерности экономического развития общества и социальную эффективность экономических решений, также она изучает проблемы мотивации экономической деятельности, экономическое поведение различных социальных групп, влияние социальных отношений и различных форм организации трудовой деятельности, социальных норм и социальных ценностей на повышение производительности труда, улучшение качества продукции.

Социология экономики исследует экономические явления и процессы как результат деятельности людей, занимающих разное положение в социальной структуре общества и имеющих разные интересы, и ставит целью анализ развития экономики как социального процесса, отражающего специфическое поведение и взаимодействие отдельных социальных групп и слоев общества. Т.е. социология экономики интересуется поведением людей в различных экономических действиях. Объектом социологии экономики служат не столько ряды взаимосвязанных экономических и социальных явлений, сколько механизм связи экономического и социального развития, с одной стороны, и социальный механизм развития экономики, с другой.

Социальный механизм развития экономики реализуется применительно к разным уровням территориальной структуры общества (республике, региону, области, городу, району), а также к уровням организационной структуры производства (ведомству, предприятию, цеху). На каждом уровне этих структур функционируют специфические группы людей, осуществляются особые виды деятельности и поведения, достигаются различные результаты. Это дает основание говорить о множестве частных механизмов, действующих на разных уровнях территориальной и организационной структур экономики.

Изучение социального механизма развития экономики направлено как на фиксацию его нормального функционирования, так и на выявление дисфункций, противоречий и трудностей в развитии экономики. Социологический анализ причин дисфункций социального механизма должен осветить специфическое положение отдельных социальных групп, являющихся субъектами механизма, а также условия, от которых оно зависит, должны быть вскрыты специфические интересы и потребности субъектов экономических отношений, степень удовлетворения их обществом.

Социологический подход позволяет рассматривать явления экономики с помощью большого числа переменных, характеризующих как различные аспекты общественных систем, так и факторов, определяющих положение человека в обществе. Это дает возможность увидеть новые грани проблемы, которые при чисто экономическом подходе оказываются вне поля исследования. Главный представитель американской школы экономической социологии Дж. Смелсер писал, что «социология экономической жизни занимается изучением того, какими способами эти символы (т.е. конкретные элементы культуры, мировоззрения и т.д.) облегчают либо затрудняют различные виды экономической деятельности и какими способами экономическое поведение ведет к изменению культурных символов».

Таким образом, разграничение представлений об экономическом и социальном действии, о природе хозяйственного поведения «человека экономического» и «человека социологического» явилось основной предпосылкой появления экономической социологии. Одной из главных причин повышенного внимания к проблемам экономической социологии в современной науке - это осознание узости «чистого экономизма», понимания его недостаточности для осмысления сложнейших проблем сегодняшнего дня.

Задачей экономической социологии становится выяснение конкретных путей и способов влияния социальных характеристик общества на развитие экономики, а уровня развития и состояния экономики - на социальные отношения. Знание основ экономической социологии позволит руководителю определять социальные резервы и ресурсы для выполнения экономических задач, определять социальную базу и социальные последствия в экономической деятельности, а также будет способствовать формированию практических навыков самостоятельного проведения прикладных социологических исследований экономической деятельности людей.

Как самостоятельное направление научного исследования экономическая социология оформляется сравнительно недавно, в 50-е годы ХХ века, хотя ее проблематика затрагивалась в работах многих видных социологов и экономистов ХIХ и ХХ вв. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Веблен, В.Зомбарт, К.Маркс, Т.Парсонс, Н.Смелзер. Экономическая социология тесно связана с экономической теорией, социальной психологией, индустриальной социологией, социологией организаций, социологией труда и другими отраслевыми социологическими теориями, включающими в поле своего внимания отдельные аспекты экономической жизни.

Экономическая социология – это не экономика социальных процессов как ее иногда понимают. По М.Веберу – это социология экономического действия, по Н.Смелзеру – социология экономической жизни. Ориентация на изучение экономического поведения именно в социальных обстоятельствах отличает экономическую социологию от теории экономики, которая ограничивается рассмотрением отношений, овеществленных в движении материальных, финансовых ресурсов, продукции и услуг. К тому же человек в рамках экономической теории рассматривается без учета воздействия на него социальных общностей, институтов, норм и ценностей.

От классиков политической экономии идет представление об экономическом человеке как индивиде независимом, с устойчивыми предпочтениями, эгоисте, стремящемся к собственной выгоде, информированном о своих нуждах и способах их удовлетворения, рационально выбирающем цели и рассчитывающим издержки. Но реальный человек не всегда таков. Он часто действует произвольно, импульсивно, нерационально. Сумма его поступков осознанно или неосознанно воспроизводит те культурные программы, которые приняты и одобрены социальными группами, институтами, обществом.

Экономисты, понимая недостаточность такого представления о человеке, в дальнейшем вносили уточнения и поправки в классическую схему, варьировали состав качеств. Например, усиливали рациональность так, что обычный потребитель превращался в экономиста-профессионала, придавали особую значимость склонности к сбережениям и ликвидности, под сомнение ставили эгоизм, рациональность, степень информированности. Однако этими усилиями не было изменено главное – человек в понимании экономистов оставался изолированным от комплекса социальных отношений, так же как и мир хозяйства продолжал существовать отдельно от мира культуры, что снижало объяснительную и прогнозирующую функцию экономической теории.

Социологи изначально стремились преодолеть оторванность мира хозяйства от социума и абстрактность натуры экономического человека.


К.Маркс связывал экономические действия с интересами больших социальных классов.

В.Зомбарт объяснял возникновение капиталистического уклада из «недр западно-европейской души», из фаустовского духа беспокойства, предприимчивости, совмещенного с жаждой наживы. Он же утверждал, что нет «общих моделей» капитализма или любых других хозяйственных укладов, что капитализм специфичен для каждой страны, различного политического устройства и национальной культуры.

М.Вебер связывал становление капитализма и предпринимательства с религиозными принципами протестантизма. Отмечал, что религиозные меньшинства, в силу периферийности своего социального положения в хозяйственном отношении, оказываются более активными, чем большинство населения. По его мнению, именно протестантская субкультура придала капиталистическому хозяйствованию рациональность и индивидуализм.

Т.Веблен соотносил экономическое поведение с нормами социальных групп. На примере класса собственников или «праздного класса», он показал, что их потребительское поведение, ориентированное на показательную роскошь и чрезмерные траты, не вписывались в рамки экономической разумности и рациональности, но прекрасно вписывалось в рамки внутригрупповых представлений о своем особом социальном положении. Часто именно внеэкономические мотивы высокостатусных и высокодоходных групп влияют на рост спроса на потребительские товары при увеличении их цены. Такая ситуация получила название «эффект Веблена».

Т. Парсонс представлял экономику как одну из подсистем общества, выполняющую функцию адаптации.

Современная социология призывает различать человека социологического и экономического. Первый не должен вмещаться в узкие рамки экономической рациональности, его поведение санкционировано обществом, он исполняет социальные роли. Иначе отличие экономического подхода к человеку от социологического выражается формулой: «Экономическая теория изучает, как ведет себя рациональный человек, а экономическая социология изучает, почему человек не ведет себя рационально».

Экономическая теория и экономическая социология различаются не объектами исследования и не методами сбора данных. Они представляют специфические подходы к анализу хозяйственных отношений и пытаются решить разные типы исследовательских задач. Экономическая социология изучает хозяйственную жизнь, а не узко экономическую как это делает теория экономики.

Российский исследователь В.В. Радаев определяет предмет экономической социологии в духе М.Вебера: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. И далее уточняет, что "экономическое действие" представляет собой осу­ществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей, а "социальное действие" осуществляется осознанно, осмысленно и на основании этого смысла соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия. В таком понимании социальное действие выступает основанием и одновременно внутренним элементом экономического действия .

Прямые экономические действия направлены часто не только на достижение экономических целей, вызваны не только чисто экономическими мотивами. Мотивы и цели экономических поступков - это следствие влияния на субъекта социальных общностей, институтов, норм и ценностей. Любая экономическая система укоренена в определенной культуре, поэтому нет однотипной экономики.

Отношения разделения труда, обмена деятельностью, занятости, хозяйственной самостоятельности в каждом обществе имеют свои особенности, так же как и культурные представления о допустимом и недопустимом в финансовых операциях, о занятости в производстве мужчин и женщин, о богатстве и бедности, о труде и его мотивах.

В архаических и традиционных обществах семейные, кровно-родственные, дружеские отношения играют гораздо более существенную роль, чем отношения, вызванные соображениями экономической пользы, целесообразности. Еще в 20-е гг. известный американский антрополог Б.Малиновский на примере из жизни племен Новой Гвинеи показал, что люди могут трудиться, побуждаемые, в первую очередь, кровно-родственными обязанностями, а не экономическими факторами. Например, при строительстве лодки наглядно проявлялось распределение труда между вождем племени и остальными его членами. Члены племени трудились бескорыстно, не ради денег. После работы им выдавалась пища, но её не считали платой за труд. Ведь она не соответствовала тем усилиям, которые затрачивались работниками. В итоге лодка становилась собственностью вождя, а соплеменникам разрешалось ей пользоваться. Также в племени трудились по обязанностям родственников жены, которые должны помогать мужу, если он нуждается в помощи.

Давление внеэкономических факторов на экономическую жизнь носит постоянный характер, проявляется по-разному. Например, в современных восточных мусульманских странах свои представления о ссудном проценте (“риба” - арабское название ростовщичества). Коран однозначно запрещает мусульманам практиковать риба: “Аллах разрешил торговлю и запретил риба” (сура II, стих 276), “Аллах искореняет риба и взращивает милостыню”(II, 227). Ростовщический капитал считается характерной чертой западного или еврейского бизнеса. Вместо этого исламисты разработали сложную систему беспроцентных ссуд, многосторонних финансовых сделок, в том числе возможность прямого участия кредитора в будущих прибылях кредитуемого дела.

Такие внеэкономические факторы, как общинные и клановые связи (например, на Кавказе и в Средней Азии), важны при приеме на доходную и престижную работу. Здесь профессиональные и личностные характеристики кандидата могут и не иметь особого значения, так как отбор осуществляется по неформальным критериям или должность может быть куплена, причем весьма высокая вносимая сумма через некоторое время окупается вступившим в должность, разумеется, не за счет своей официальной заработной платы.

Подобные социокультурные влияния на экономическое поведение варьируются в разных обстоятельствах от сильного до слабого. Задача экономической социологии состоит в том, чтобы выяснить значимость и меру социального воздействия, воплощенного в экономическом поведении, в конкретном обществе и в конкретный период. Это необходимо не только в познавательном и прогностическом плане, но и в практическом. Успех экономических начинаний зависит от учета массы внеэкономических моментов, от понимания того, что экономика - это социальный процесс. Следует сказать, что экономическая социология не ставит под сомнение ценность экономической теории. Она лишь подчеркивает, что в такой сложной системе, как общество, экономика не может быть объяснена с позиций одной науки.

Одной из центральных тем экономической социологии является тема труда, к ней и обратимся в первую очередь.


Введение.......................................................................................................... 3

1. Предмет экономической социологии как отрасли социологии.......... 7

2. Основные проблемы экономической социологии.............................. 12

Заключение.................................................................................................. 14

Список использованной литературы....................................................... 16

Введение

В отличие от большинства других направлений социологии (например, от социологии культуры, досуга, науки, секса), экономическая социология внутренне связана с состоянием экономики. Природа этой связи понятна. Поскольку объектом экономической социологии является именно экономика, то, естественно, что этот объект определяет «проблемное поле» науки. Проще говоря, какова экономика – такова и проблематика экономической социологии. О наличии этой зависимости говорит вся история экономической социологии в СССР и постсоветской России.

Чтобы убедиться в этом, напомню главные задачи, которые стояли перед экономической социологией на протяжении последних 15 лет истории страны. Бесспорно, что эти задачи зависели от особенностей этапов развития российского общества и его экономики. От тех этапов, на которых эта экономика находилась.

Если говорить о российской экономике в целом, то в ее эволюции можно выделить четыре этапа, на каждом из которых задачи, которые решала (или должна была решать) экономическая социология менялись. Далее кратко охарактеризую эти этапы, а также те исследовательские задачи, которые ими диктовались.

I этап - период «советской экономики» (условно, с конца 30-х гг. до середины 1985 гг.). Задача социологической науки в этот период состояла в критике дефектов «советской экономики», ее «хозяйственного механизма». Правда, до начала "перестройки" экономическая социология как особое направление социологии официально еще не существовала, первая посвященная ей статья появилась в 1984 г. (1). Поэтому исследования 60-80-х годов, содержавшие критику советской экономической системы, проводились теми группами экономистов, которые занимались социальными проблемами экономики.

II этап – период «перехода на полный хозрасчет» (с середины 80-х гг. до распада СССР и начала гайдаровской «либерализации экономики»). Это был период, когда ЦК КПСС пытался внедрить хозрасчетные методы при сохранении государственной собственности и административно-командной системы управления. В тот период экономические социологи сконцентрировались на изучении так называемых «новых форм хозяйствования». Например, в сельском хозяйстве это были бригады, работавшие на «коллективном подряде», на условиях аренды и т.п. При промышленных предприятиях и в торговле возникали кооперативы. Социологи впервые получили возможность сравнивать, как работают люди в условиях двух разных секторов экономики – государственного и негосударственных (хотя о негосударственных формах хозяйствования в тот период можно было говорить лишь с оговорками).

III этап - период «либерализации экономики, перехода к рынку» (с начала 90-х гг. до августовских событий 1998 гг.). На этом этапе перед экономической социологией возникли действительно новые задачи, касающиеся ответа на вопрос: как идут объявленные реформы, к каким переменам в положении работников они приводят. Реальность и масштабность происходивших перемен – изменение роли государства в экономике, приватизация, реформа финансовой системы, трудовых отношений и др.- стимулировали экономико-социологические исследования. И не случайно, что на этом этапе они приобрели значительные масштабы. Появились новые направления исследований – такие, как предпринимательство (4), средний класс (5), теневая экономика (5), вторичная и неформальная занятость (6) и др.

IV этап - кризисный период, начавшийся с событий 17 августа 1998 г. Радикально изменившаяся ситуация в экономике сняла с повестки дня многие из научных задач, которые изучались социологами в 1992 - 1998 гг. В частности, потерял актуальность анализ процессов перехода к рынку. Лишились смысла проводившиеся все эти годы центрами общественного мнения массовые опросы отношения населения России к «рыночным реформам».

С другой стороны, экономический кризис породил новые проблемы в экономике, которые ранее не стояли и поэтому не находились в центре внимания экономической социологии.

В самом общем виде главная задача экономической социологии в период экономического кризиса конца 90-х годов состоит в анализе его социальных причин и социальных последствий. Эта общая задача включает множество частных исследовательских задач, требующих изучения. Далее назову примеры таких задач.

1. Анализ влияния экономического кризиса на положение разных социальных групп российского общества: пенсионеров, учащихся, безработных, разных категорий работающих. Важен анализ влияния экономической ситуации на положение разных категорий среднего класса, «самозанятых» (например, «челноков»), квалифицированных работников банков, других коммерческих структур. Важно также изменение положения представителей высших слоев экономической элиты и др.

Анализ влияния экономической ситуации на положение предприятий разных отраслей производства (ВПК, АПК, торговли и др.), а также непроизводственной сферы(образования, культуры, здравоохранения, прессы и др.

Анализ влияния новой экономической ситуации на трудовые отношения - например, на структуру занятости (появление неформальной вторичной занятости и др.

Анализ новых социальных проблем в банковской сфере.

Изучение кризиса неплатежей с учетом его двух сторон - экономической и социальной. Комплексный анализ проблемы оплаты труда работников России.

Анализ кризиса условий жизнеобеспечения в регионах РФ.

Изучение процессов экономической преступности - ее видов, субьектов, причин, масштабов и последствий.

Теневые процессы в правовой и политической сферах, а также в высших сферах управления экономикой и страной в целом, страной.

Изменения в экономической и социальной политике российского государства в эпоху кризиса. Результативность попыток изменения роли государства в управлении экономикой.

Из этих примеров видно, что нынешний, кризисный этап развития экономики породил социальные проблемы, которые ранее в России не стояли. А это значит, что меняется «проблемное поле» экономической социологии, то есть те социальные проблемы, которые далее будут изучаться.

Цель работы: описать предмет и основные проблемы экономической социологии.

1. Предмет экономической социологии как отрасли социологии

Социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве – политические события и закономерности, психология – психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Как выше уже отмечалось, социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии – ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Дополняя друг друга, смежные науки и обогащают друг друга. Одним из макрообъектов социологии является духовная культура современного общества.

Общее название «общественные и социальные науки», которое употребляется по отношению к исследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к социологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается лишь одной из общественных наук.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией.

Связи социологии с экономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики.

С точки зрения марксистской социологии и согласно материалистическому пониманию истории, важнейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетворяются их разнообразные материальные и другие потребности. В конечном счете «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Он в разной степени воздействует на развитие указанных сфер жизни общества. В этом смысле способ производства выступает как материальная основа существования и развития общества – системообразующее начало, связывающее в единое целое все проявления общественной жизни.

Способ производства предстает как единство двух его основных сторон: производительных сил и производственных отношений.

В сегодняшнем обществе есть и «аутсайдеры», люди «не у дел», и люди, попавшие в «ловушку бедности», и так называемые «новые бедные», появившиеся в результате непредвиденной потери работы, неспособности справиться с квартирными долгами и т.п. «Рекордная» безработица – тяжелое бремя для национальной экономики.

Естественно, что такие перемены прямо или косвенно затрагивают каждого гражданина и каждую сферу общества. Существующие структуры и повседневная деятельность претерпевают изменения, приобретая новые формы, подчиняясь новым требованиям. Новая ситуация требует от индивида и от общества в целом известной гибкости, пересмотра ценностей и адаптации действий соответственно новой обстановке. Такие глобальные проблемы могут решаться только на уровне общества. Экономическая реальность требует целенаправленных усилий хотя бы для отдаления трудностей.

Экономический рост и повышение жизненного уровня – чрезвычайно многогранные показатели качества жизни, включающие в себя компоненты «твердой технологии» (т.е. технологии, на которую индивид не может оказывать влияние; механизмы, станки, машины) и составляющие «мягкой технологии»: экология, сельская и городская община, местная культура, удовлетворительная работа, взаимосвязь труда и досуга, дружеские отношения и др. Таким образом, в условиях благополучия, когда твердая технология стабилизируется, становятся релевантными и показатели мягкой технологии, как то: «направленность к окружающей среде», «центральное место человека» и «гражданская воля».

Факторы перемен экономической жизни. Глубокие экономические изменения происходят сегодня как на национальном уровне, так и в масштабе мировой экономики. Следующие факторы, оказывающие на это влияние:

─ увеличится зависимость от внешних обстоятельств (вне страны);

─ станет более разнообразной промышленная структура;

─ увеличится значение ЕС (Европейского сообщества);

─ усилится разделение труда и специализации;

─ так называемые «мягкие» ценности и позиции приобретут большее значение;

─ усилится значение качества окружают» среды;

─ по мере повышения образования людей будет возрастать их социальная и политическая активность, стремление участвовать в принятии решений; формы этого участия станут более разное разными;

─ возрастет техническая вооруженность, а значит, люди станут еще более зависимыми от технологического уровня их повседневной жизни;

─ усилится значение средств массовой информации;

─ изменится структура населения и рабочей силы;

─ увеличится гибкость рабочего времени;

─ возрастут требования к качеству;

─ продолжится безработица и, казалось бы, взаимоисключающее явление - нехватка рабочей сил (работников высокой квалификации, дефицитных профессий);

─ все большее значение будут приобретать переквалификация и дополнительное образование;

─ возрастет удельный вес энергетических решений;

─ еще более повысится роль научных исследований;

─ возрастут требования к качеству производимой продукции, и применение новых технологий поможет в достижении требуемого уровня качества;

─ некоторые новые отрасли вытеснят устаревшие традиционные.

Изложенные выше взгляды прогнозируют многосторонние изменения как в социальной отрасли, так и в различных отраслях производства и науки. Развитие международной экономики скажется стремительными изменениями в различных сферах и на разнообразных уровнях общества. От людей потребуется адаптация к переменам, чему может способствовать образование и переквалификация. Гибкость и адаптация требуют социальных знаний и даже социальной квалификации – это новая черта времени.

2. Основные проблемы экономической социологии

Профили социологической науки в странах со стабильной и динамичной, меняющейся экономикой бесспорно различаются. Если экономика стабильна, то круг изучаемых проблем тоже относительно стабилен. Если же экономика меняется «с точностью до наоборот», как это имеет место в России, то и "проблемное поле" социологии становится подвижным.

Но это – чистая теория. На самом же деле «проблемное поле» социологии меняется отнюдь не только под влиянием перемен в экономике. Кроме этого фактора, влияние которого остается некоей «константой», сказываются и другие факторы.

Мне представляется, что такими факторами можно назвать четыре: 1) материальное положение науки – наличие средств для проведения исследований; 2) наличие компетентных научных кадров, которые появляются при условии, если в стране имеется нормальный механизм отбора и воспроизводства талантливых молодых ученых, способных накапливать научный опыт и обогащать объемы знаний; 3) наличие устойчивого спроса на научную продукцию данного профиля со стороны тех или иных внутри российских организаций, причастных к развитию экономики и (или) к управлению ею. 4) доступ к первичной информации, собираемой органами статистики.

В постсоветской России, в 90-е годы, все эти факторы приобрели негативное значение. Корни такого содержания этих факторов уходят глубоко – в социальную структуру нынешнего российского общества, а также в особенности его экономики.

Понятно, что в этой ситуации для выживания ученых, работающих в данной отрасли социологии, потребовались особые усилия. Российский опыт 90-х годов показывает, что социологи нашли как минимум два выхода для того, чтобы продолжать исследования: первый выход – поиски западных заказов; второй выход – совмещение науки с коммерческой деятельностью. Оба эти выхода не могут касаться большинства исследователей, поскольку они доступны не только не всем, но, напротив, лишь единицам. К тому же эти механизмы сопровождаются соответствующими потерями. Например, ориентация на западные заказы предполагает тематическую, идейную зависимость российских ученых от той трактовки проблем, которая (трактовка) складывается у заказчиков. Например, используя западные анкеты, исследователи часто не имеют права ни отказываться от вопросов, которые им кажутся не адекватными для российских респондентов, ни даже редактировать их, ни тем более вставлять свои вопросы, которые им кажутся актуальными. Возникает вопрос – можно ли в таких случаях считать исследователя самостоятельным? И если нет, то кем является такой российский ученый?

Заключение

Экономическая социология является определенной отраслью социального знания, а также обособленной научной дисциплиной, изучающей трудовую и экономическую деятельность человека в сфере социального. В США эта дисциплина, в основном, известна как индустриальная социология, а в России, как социология труда.

Перспективы экономической социологии зависят от наличия условий для профессиональной самореализации специалистов, подготавливаемых по этой специальности. То есть от того, сможет ли дипломированный специалист найти рабочее место, на котором он может использовать и обогащать полученные знания. Только при наличии такого механизма возможно обогащение общей суммы знаний, добываемых экономической социологией как наукой.

При отсутствии же такого кадрового механизма такое обогащение невозможно, а, следовательно, невозможно и нормальное воспроизводство этой науки.

Вместе с тем с распадом СССР вопрос о соответствии между набором специалистов, которые готовятся в стране, и рабочими местами для их трудовой деятельности, этот вопрос оказался снятым. Повсеместно приходилось слышать, что «плановый подход» к подготовке кадров устарел и должен быть отброшен.

Сегодня мы уже лучше понимаем, насколько губительной для России оказалась переоценка рыночного механизма вообще и в особенности – применительно к социальной сфере. В данном случае был расчет был на то, что рынок распределит специалистов-социологов по местам, где на них имеется реальный спрос.

Однако реально КПД социологического образования оказалось чрезвычайно низким. Причем, низким в двух смыслах: и для общества (полученные специалистами знания не дают «отдачи»), и для самого специалиста (полученные знания «не кормят»). Поэтому нужны практические меры, направленные на стыковку двоякого рода процессов: 1) тех, которые идут в сфере образования и касаются подготовки специалистов по рассматриваемой специальности и 2) процессов в сфере использования этих специалистов в интересах общества. Думаю, что освоение Россией некоторых принципов рыночных отношений не исключает необходимости сохранять здравый смысл в управлении страной. Это мое замечание адресовано чиновникам сферы образования. Впрочем, они столь быстро меняются, что не успевают не только сделать что-то полезное, но даже освоиться с той сложной сферой, которой им получено управлять. Так что пока такая чехарда в сфере управления образованием и наукой будет сохраняться – надеяться на какую-то рационализацию проводимой политики нет оснований.

Список использованной литературы

1. Бабосов Е.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы. – СПб.: ТетраСистемс, 2004. – 224 с.

2. Галко И.К., Ломоносов Е.З. Экономическая социология. – Белгород, Белорусская наука, 2001.

3. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. – Минск.: Выш. шк., 1998. – 368 с.


Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. – Минск.: Выш. шк., 1998. – с.68

Галко И.К., Ломоносов Е.З. Экономическая социология. – Белгород, Белорусская наука, 2001. – с.72



МЕСТО И РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЕЕ СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

1. Каковы три главных структурных элемента социологии?

Экономическая социология, представляющая собой конкретизацию общесоциологических теорий и принципов исследования процессов взаимодействия экономической и социальной сфер общества, не является самодовлеющей научной дисциплиной. Она органично включена в качестве важного концептуального компонента в целостную развивающуюся систему современного социологического знания.

На протяжении 170 лет, прошедших с тех пор как социология, благодаря трудам О. Конта, начала делать первые шаги в качестве самостоятельной науки, она превратилась в многогранную и многоуровневую систему научного знания. В ее современной структуре выделяются:

1. Общая социологическая теория, исследующая родовые особенности и закономерности развития общества, различные типы обществ, взаимодействие в них личностей, социальных групп и общностей, социальных организаций и институтов, связанных между собой общим социокультурным пространством.

2. Частные социологические теории, которые функционируют в двух видах: а) отраслевые социологические теории (экономическая социология, политическая социология, социология культуры и др.); б) специальные социологические теории, носящие межотраслевой характер, поскольку их объекты проникают в различные сферы общества - социология управления, социология молодежи, социология девиантного (отклоняющегося) поведения и т.п.

3. Прикладные социологические исследования, ориентированные на применение специфических социологических методов и исследовательских процедур для изучения конкретных социальных явлений и процессов (динамика спроса на определенные виды товаров, ценностных ориентации, электоральных предпочтений, степени религиозности населения и т.д.) и достижение на этой основе реального социального эффекта.

Экономическая социология возникает в ответ на социальную проблему, требующую своего разрешения. Она тесно связана с общей социологической теорией, воспринимая из нее основные методологические принципы исследования, теоретические концепции, арсенал социологических категорий и т.п., модифицируя все это с учетом специфики свойственного только ей самой объекта и предмета исследования. Она, как и все другие отраслевые и специальные социологические теории, имеет выходы в прикладные социологические исследования, ориентированные на изучение конкретных социально-экономических проблем (повышение экономической активности населения, динамика уровня доходов различных групп населения и т.п.) и на поиск эффективных способов их разрешения. Полученные в результате всех этих исследований выводы и рекомендации могут быть воплощены в социальных технологиях, что позволяет оказывать активное преобразовательное воздействие на объект исследования (изменение параметров социально-экономических процессов, совершенствование управления ими и т.д.).

Включаясь в качестве важного компонента в динамически развивающуюся систему социологического знания, экономическая социология обладает достаточно сложной структурой.

2. Что представляют собой интересы и потребности как структурные компоненты экономической социологии?

Поскольку в центре внимания экономической социологии находится человек, стремящийся удовлетворить свои потребности, интересы, стремления, постольку первым ее структурным компонентом является исследование интересов и потребностей, прежде всего экономических, отдельных индивидов, их групп и общностей. Интерес представляет собой эмоционально окрашенное повышенное внимание, стремление личности или группы к какому-либо объекту (продукту питания, одежде, машине, музыке, спорту и т.п.), связанное с удовлетворением определенной потребности. Поэтому он выступает в качестве реальной причины деятельности человека, в том числе и экономической, направленной на удовлетворение той или иной потребности. Но если потребности направлены прежде всего на получение пользы, на конкретную совокупность жизненных средств, на предмет удовольствия, то интерес может быть и альтруистическим, проникнутым бескорыстной заботой о благе других или общества в целом. Воплощая в себе жизненную энергию и стремления людей, интересы и потребности оказывают существенное влияние на экономическую деятельность и поведение как отдельных индивидов, так и их групп.

Исследуя особенности взаимодействия экономической и социальной сфер общества и возникающие в результате такого взаимодействия явления и процессы, экономическая социология обращает внимание прежде всего на то обстоятельство, что для удовлетворения своих жизненных потребностей люди используют не только природные блага (воздух, воду, съедобные растения и т.п.), но и блага; которые необходимо производить своим трудом – одежду, жилище, хлеб, книги и т.д. А это означает, что в круг ее предметной области включается процесс производства материальных и духовных благ. Само же такое производство не может осуществиться помимо экономической и других видов созидательной человеческой деятельности. Но всякий предмет, созданный трудом человека, будь это хлеб, брюки, книга или что-нибудь иное, производится для того, чтобы его рано или поздно употребить. Следовательно, экономическая деятельность неразрывно связана с потребительским и иными видами экономического поведения. Одни люди, получив вознаграждение за свой труд, вкладывают заработанное в какое-либо дело и производят новые товары, затем продают эти товары, а другие расходуют все заработанное на приобретение различных вещей либо превращают его в сбережения.

3. Что такое экономическая деятельность?

Экономическая деятельность - это динамичная система активного воздействия личности, социальной группы или общности на окружающую природную и социальную действительность, в процессе которого происходит преобразование этой действительности, производство необходимых для людей жизненных благ, а также воспроизводство человека как существа общественного. Экономическую деятельность осуществляют люди, занимающиеся трудом и созидающие продукты труда - разнообразные товары.

4. Что представляет собой экономическое поведение?

Экономическое поведение представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков индивидов и групп, воплощающихся не только в производстве продуктов труда, но и в их потреблении. Так, например, очень часто говорят о потребительском поведении, имея в виду совокупность мотивов, подталкивающих индивида к приобретению тех или иных товаров, необходимых не только для потребления, но и выбираемых в целях престижа, популярности и т.п. Если экономической деятельностью занимаются рабочие, крестьяне, инженеры, предприниматели, создающие своим трудом определенные потребительские ценности, то экономическое поведение свойственно всем людям, потребляющим продукты труда, в том числе пациентам больниц, домов престарелых и т.д. Поэтому термин «экономическое поведение» по своему объему гораздо шире, чем понятие «экономическая деятельность». Экономическое поведение и активная экономическая деятельность, включенные в качестве объектов исследования в предметное поле экономической социологии, составляют ее второй структурный элемент.

В исследовании экономической деятельности и экономического поведения экономическая социология отличается от экономической теории тем, что акцентирует свое внимание на социальном содержании экономической деятельности и поведения. Она, в частности, изучает социальные условия производства и обмена товаров, особенности характера и содержания труда в различных типах обществ, воздействие организации и разделения труда на социальные характеристики личности, обусловленность социальной стратификации в обществе экономическими факторами.

5. В чем сущность социальных отношений как структурного элемента экономической социологии?

В центре внимания предметной области экономической социологии находятся социальные отношения, складывающиеся в процессе производства материальных благ, их распределения, обмена и потребления. В какой бы процесс социально-экономического характера ни вступали те или иные индивиды - будь то производство материальных благ или приобретение товаров в магазинах, они при этом всегда включаются в определенные социальные отношения. Если отдельный человек становится рабочим литейного цеха Минского автомобильного завода, он вступает в определенные отношения с другими рабочими своей бригады, с мастером участка, а иногда и с начальником цеха. Если ему нужно сделать ремонт тормозной системы своего личного автомобиля, он вступает в определенные отношения с работниками авторемонтной мастерской. В одном случае это будут отношения делового сотрудничества, в другом - господства и подчинения (хозяин и его работник), в третьем - отношения купли и продажи (продавец и покупатель) и т.п. Вне таких отношений не может быть ни процесса производства, ни обмена, ни распределения, а значит, и потребления произведенных материальных или духовных благ.

Следовательно, всякий конкретный случай экономического поведения есть не только определенная операция по отношению к той или иной вещи (к оборудованию, продукту труда или покупаемому товару), но и столь же определенный поступок по отношению к другому человеку - к своему коллеге по работе, продавцу, покупателю и т.п. Совокупность разнообразных связей, возникающих между отдельными индивидами в процессе экономического поведения, в том числе и в экономической деятельности, составляет то, что называют экономическими отношениями. Однако в обществе между людьми складываются не только экономические, но и другие виды отношений - политические, правовые, дружественные, враждебные и т.п. Все они накладывают определенный, зачастую очень существенный отпечаток на их экономическое поведение. Многогранная система всех этих видов отношений между отдельными индивидами, их группами и общностями называется социальными отношениями.


6. Какова роль социальной структуры как элемента предметного поля экономической социологии?

В процессе экономической деятельности и развития неразрывно связанных с нею социальных отношений людей и их групп складывается вполне определенная социальная структура общества. Она представляет собой совокупность социально неравных и различающихся социально-экономическим положением в системе общественных отношений социальных групп, общностей, их социальных институтов и взаимодействий между ними. Вследствие различного имущественного положения (богатые или бедные), места и роли в обществе (управляющие или подчиненные), в способах и размерах доходов (предприниматели, банкиры, рабочие и др.), в системе распределения власти (господствующая верхушка и лишенное властных функций большинство) эти группы оказывают различное влияние на развитие социально-экономических процессов. А из этого вытекает, что они характеризуются различными видами экономической деятельности и различным экономическим поведением. Поэтому одним из важных компонентов предметного поля экономической социологии является изучение социальной структуры общества и ее влияния на развитие экономики.

7. Что представляет собой экономика как социальный процесс?

Как бы ни были сильно развиты рыночные отношения, какого бы размаха ни достигала конкуренция, всегда в обществе действуют определенные социальные механизмы, регулирующие экономическую деятельность, такие, в частности, как государство, культура, религия, мораль. Их регулирующее, стимулирующее или, напротив, ограничивающее влияние на экономическую сферу общества тоже входит в предметную область экономической социологии.

Из всего сказанного вытекает вывод, что в сфере экономики реально действует не одномерный экономический человек, а многогранные, многомерные личности, являющиеся активными субъектами взаимодействий не только в процессах производства и потребления, но и в других сферах общества - политической, культурной, религиозной, спортивной и т.п. Поэтому экономическая социология исследует экономику как специфический социальный процесс, неразрывно связанный со всеми остальными сферами общественной жизни. Сама же эта связь осуществляется через многообразную деятельность различных социальных групп, включенных как в экономику, так и в политические, юридические, демографические, культурные и иные социальные процессы.

8. В чем заключаются основные задачи экономической социологии?

Если принять во внимание все изложенное, то вырисовываются основные задачи, которые призвана решать экономическая социология.

Первая из основных задач экономической социологии заключается в том, чтобы изучать взаимодействие социальных и экономических факторов и процессов, протекающих на определенной исторической ступени развития общества и в определенных экономических условиях. Решение этой задачи позволяет выявить, что социально-экономические процессы, формирующиеся в результате становления современного постиндустриального (информационного) общества, весьма существенно отличаются от социально-экономических процессов индустриального, а тем более - аграрно-ремесленного общества.

Вторая задача экономической социологии состоит в том, чтобы достичь понимания причин, детерминирующих возникновение и развитие тех или иных социально-экономических процессов на определенном историческом этапе и в определенных экономических условиях.

Третья задача экономической социологии определяется тем, что из многообразной совокупности причин рассматриваемых процессов, их предвидимых и непредвиденных следствий возникает необходимость выделить основные, воспроизводимые в потоке социально-экономических событий. На этой основе определяются тенденции и социальные закономерности, факторы и последствия экономического подъема или спада, возможных кризисов и флуктуации в развитии экономической и социальной сфер общества, в их взаимодействиях.

Четвертая задача экономической социологии заключается в том, чтобы понять и объяснить особенности определенных типов экономического поведения и связанных с ними социальных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления различных товаров и услуг. Все это осуществляется в контексте разделения труда, функционирования денег, рынка и регулирующих их динамику экономических институтов.

Пятая задача экономической социологии состоит в исследовании социальных механизмов, оказывающих влияние на развитие экономической сферы общества и регулирующих экономическую деятельность индивидов, общностей и групп.

Шестая задача - изучение особенностей мотивации различных форм социально-экономического поведения человека (личности или социальной общности) и его влияния на процессы и результаты экономического развития.

Седьмая задача - определение особенностей и эффективности влияния на человека и его экономическую деятельность основных групп социальных регуляторов: статусно-ролевых, культурных, управленческих.

Восьмая задача - исследование направленности и характера влияния на изменение социально-экономической структуры общества существующей в нем хозяйственной системы: а) планово-централизованной, где существует жесткое планирование экономической деятельности и ее результатов, где нет предпринимателей, фермеров, лиц свободных профессий и свободы экономического выбора; б) рыночной, где существует свобода экономического выбора и конкуренция, взаимодействуют названные и другие социальные слои, включаемые в экономическую деятельность, и где важную роль играет экономический риск и готовность к нему.

Девятая задача - определение рациональных направлений и изучение эффективности экономической политики государства, устанавливающей нормы, правила и рамки хозяйственной деятельности различных субъектов: индивидов, общностей, предприятий и т.п. и регулирующей экономическое поведение граждан.

Десятая задача - исследование конкретных социально-экономических, социокультурных и социально-политических условий, в которых развертывается функционирование экономической и социальной сферы общества, их взаимодействие.

Одиннадцатая задача предопределяется тем, что на основе выявления факторов, тенденций и закономерностей развертывания социально-экономических процессов данная отрасль социологического знания осуществляет прогнозирование наиболее вероятных сценариев социально-экономических трансформаций в современном обществе.

И, наконец, двенадцатая задача экономической социологии заключается в том, чтобы на основе выявления основных факторов, тенденций и закономерностей развития социально-экономических процессов, наиболее вероятных прогнозных сценариев их развертывания в более или менее отдаленном будущем - сформулировать научно обоснованные рекомендации для принятия и осуществления управленческих решений.

9. Каковы основные функции экономической социологии?

1. Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития общества, отвечает на вопрос: «Каковы социально-экономические процессы в обществе, в котором мы живем?».

2. Объясняющая функция дает научное понимание причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы (экономический подъем или кризис, инфляция, безработица, бедность и т.п.), отвечает на вопрос: «Почему в обществе происходят именно эти, а не другие социально-экономические процессы?».

3. Оценочная функция осуществляет оценку развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей, прежде всего экономических; отвечает на вопрос: «Обеспечивают ли действующие в обществе социальные институты, развивающиеся в нем социально-экономические процессы нормальное благосостояние различных групп населения?».

4. Концептуально-теоретическая функция воплощается в научном определении и трактовке действующих в обществе социально-экономических тенденций и закономерностей, отвечает на вопрос: «Что, как и почему делается людьми в экономической и социальной сферах общества и можно ли это изменить к лучшему?».

5. Прогностическая функция представляет собой построение вероятных прогнозов и сценариев социально-экономических трансформаций в более или менее долгосрочной перспективе, отвечает на вопрос: «Какие социально-экономические изменения возможны в ближайшем и отдаленном будущем?».

6. Управленческая функция связана с тем, что выявив тенденции и закономерности социально-экономического развития, определив прогнозные варианты тех или иных изменений в экономике и социальной сфере общества, экономическая социология в состоянии способствовать совершенствованию управления социально-экономическими процессами, отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социально-экономическими процессами?».

7. Образовательная функция реализуется посредством распространения знаний через систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров, а это помогает людям (в первую очередь обучающимся и активно действующим в тех или иных отраслях экономики и социальной сферы) лучше узнать, понять и оценить те социально-экономические процессы, которые происходят в обществе, чтобы изменить их к лучшему, отвечает на вопрос: «Что нужно знать об экономических и социальных явлениях в обществе, как лучше использовать эти знания?».

Литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2000. Гл.З. Экономическая социология.

2. Верховин В.И. В поисках предмета экономической социологии // Социологические исследования. 1998. №1.

3. Галко И.К., Ломоносов Е.З. Экономическая социология. Мн., 2001. Гл. 2. § 2.6. Структура экономической социологии. § 2.7. Функции экономической социологии.

4. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991. Разд. 1 Гл. 3, 4. Задачи экономической социологии.

5. Радаев В.В. Экономическая социология М., 2000. Разд. 1. лекция 3. О предмете экономической социологии.

6. Силласте Г. Основы экономической социологии. М., 2001. Гл. 3. Предмет, объект экономической социологии, их проявление в финансово-банковской сфере.

7. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Мн., 2000. Разд. II, гл. 1. Предметная область экономической социологии.

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - I. Относительно самостоятельная отрасль социологической науки, исследующая экономику как часть социетальной системы, неэкономические факторы развития экономики, мотивы и социальный смысл экономического поведения людей. Основные задачи социологии экономической: 1) выработка научно обоснованных представлений о характере и результатах взаимовлияния экономических и социальных процессов; 2) разработка рекомендаций по оптимизации социально-экономического управления обществом с учетом имеющихся экономических и неэкономических ресурсов.

Понятие «социология экономическая» вошло в научный оборот в конце 19 - начале 20 века. Э. Дюркгейм в основанном и издаваемом им журнале «Социологический ежегодник» выделил раздел «Экономическая социология». В 1903 году бельгийский социолог Г. де Грееф издал первую монографию «Экономическая социология», где сформулировал свое понимание предмета и метода экономической социологии. В учебнике по социологии В. М. Хвостова (1917) был выделен раздел «Экономическая социология».

Становление социологии экономической было подготовлено интеграцией экономического и социологического знания, вызвано объективными общественными потребностями. Исторические предпосылки формирования социологии экономической связаны, во-первых, с активным развитием капиталистического способа производства и рыночными принципами регулирования экономики; во-вторых, с формированием институтов гражданского общества. Теоретические предпосылки созданы развитием экономической теории, социальной философии и социологической науки. Во 2-й половине 18 века представители классической школы политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо) выдвинули идеи о социальной природе экономической жизни, социальных функциях экономики, проблемах и противоречиях хозяйственной жизни. Теоретико-методологические предпосылки социологии экономической создаются в середине 19 - 1-й половине 20 века. Существенный вклад в этот процесс внес К. Маркс . Применив диалектико-материалистический метод к анализу капитализма, он выявил глубокую взаимосвязь экономики и гражданского общества. Объяснение природы этой взаимосвязи привело Маркса к выводам, которые легли в основу социолого-экономического знания. В их числе: взгляд на экономику как одну из сфер общества, тесно взаимодействующую с другими сферами: идеологией, политикой, правом и на этой основе оказывающую определяющее влияние на социальные процессы, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на экономику; обоснование социальной формы труда как единства идеальной и материальной деятельности людей; социальная интерпретация экономических законов и категорий; анализ сознания и поведения реально функционирующих экономических субъектов в причинно-следственной связи с их жизненными потребностями и коренными (в том числе классовыми) экономическими интересами.

Развитие социологии как науки обусловило идеи «социологизации» экономического знания за счет применения позитивного метода к анализу экономических явлений (О. Конт). Дюркгейм дал обстоятельный социологический анализ экономического процесса разделения труда, создал теорию общественной солидарности. М. Вебер исследовал влияние социальных институтов (религии, политики) на экономическую жизнь, взаимодействие хозяйственной идеологии и экономической организации. Г. Зиммель дал социологическую интерпретацию такой экономической категории, как деньги.

В 1920-е годы в США изучение социальных механизмов промышленного производства обусловило активное развитие индустриальной социологии, постепенно эволюционирующей в социологии экономической.

Во 2-й половине 20 века американские социологи Т. Парсонс и Н. Смелзер в работе «Экономика и общество» обосновали экономическую социологию как отдельную научную отрасль на «стыке» экономической теории и социологии, исследующую воздействие социальных институтов - политических, правовых, религиозных и других на экономическую жизнь общества. Методологически важным представляется и вопрос выявления факторов и способов интеграции личности в экономику.

В России социология экономическая возникла как под влиянием западноевропейской и американской социологической культуры, так и в результате длительного процесса эволюции отечественных социолого-экономических идей. Большой вклад в формирование теоретических и эмпирических предпосылок социологии экономической внесли работы по социологическому изучению села (А.Н. Энгельгардт, Д.А. Столыпин, К.Р. Качоровский, В.М. Чернов и др.). Научные традиции, заложенные этими авторами, дают возможность современным исследователям углубить представления о крестьянстве и методологии его изучения, лучше понять истоки проблем и противоречий в аграрной сфере. Исследования социально-трудовой сферы базируются на трудах российских экономистов: П.Б. Струве , М.И. Туган-Барановского, Н.Д. Кондратьева , А.В. Чаянова и других, теоретически обоснованно поставивших вопрос о необходимости расширения аналитических границ политэкономии в свете социологической концепций. На эти подходы опираются современные исследователи (Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко, В В. Радаев, В.И. Верховин, В.И. Добреньков и др.), разрабатывающие данную область социологического знания.

Теоретическое обоснование объекта экономической социологии как области взаимодействия экономических и социальных процессов в контексте взаимосвязи двух сфер общества: экономической и социальной дано в работах Заславской и Рыбкиной. Ими выделено теоретическое ядро социологии экономической - «социальный механизм развития экономики». Эмпирическое изучение специфики данного взаимодействия в реальной политической среде и духовной сфере, включающей культуру, общественную идеологию и психологию, конкретизировало данный подход. По определению В.Э. Бойкова, объект изучения социологии экономической можно представить как механизм взаимодействия экономических и социальных процессов на различных уровнях организации общества и производства, функционирующий в контексте доминирующих экономических укладов, сложившейся социальной стратификации и политической системы общества.

В определении предмета социологии экономической продуктивным является обоснование Заславской и Рыбкиной положения о человеческом факторе социально-экономического развития (социальных групп) как ядре системы связей между экономикой и социальной сферой общества и активной силе эволюции общества. Предметная область включает изучение экономических потребностей и интересов различных социальных групп, слоев и общностей, доминант их экономического сознания и поведения и других качественных характеристик.

Экономико-социологические исследования в этом направлении могут способствовать научному обоснованному решению управленческих задач. Существенными из них представляются следующие: определение реальных человеческих ресурсов системных преобразований в обществе, социального потенциала развития конкретных регионов и отраслей экономики, предупреждение социальных конфликтов в сфере производства, становление социального партнерства как способа взаимоотношений труда и капитала.

Л.Д. Чернышова

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 488-489.

Литература:

Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Соц-я экон. жизни. Новосибирск, 1991; Радаев В.В. Экон. соц-я. М., 1997; Рывкина Р.В. Экон. соц-я переходной России. Люди и реформы. М., 1998; Заславская Т. И. Совр. росийское об-во. Соц. механизм трансформации. М., 2004; Соц-я / Под ред. В.М. Бойкова. М., 2004; Экон. соц-я / Отв. ред. В.И. Верховин. М., 2006; Parsons Т., Smelser N. Economy and Society. N.Y., 1965; Economy and Society: Overviews in Economic Sociology / Ed. by A. Martinelli, N. Smelser. Bristol, 1990.