Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей. Обжалование действий судебного пристава

Как уже отмечалось, одним из способов защиты прав взыскателя и должника является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В Законе об исполнительном производстве урегулированы как судебный, так и внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены в суде.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

Постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Обжалование в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

В соответствии со ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

Согласно ст. 126 Закона об исполнительном производстве, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

В соответствии со ст. 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

Обжалование в судебном порядке. Согласно ст. 128 Закона об исполнительном производстве, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в следующих случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

Во всех остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

Таким образом, подведомственность по жалобам на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

Однако в Законе об исполнительном производстве не говорится о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. Полагаем, что Закон об исполнительном производстве должен содержать хотя бы сведения о виде судопроизводства, в котором рассматривались бы жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Имеется лишь указание в ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

Поэтому необходимо обратиться к соответствующему процессуальному законодательству и проанализировать содержание ГПК РФ и АПК РФ на предмет определения процессуального порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц службы судебных приставов.

Ранее, когда действовал ГПК РСФСР, в научной литературе высказывались различные варианты решения задачи о процессуальном порядке рассмотрения данных дел. Например, Т.К. Андреева полагает, что применительно к порядку рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции сохраняют свое действие правила, изложенные в ст. 428 ГПК РСФСР*(204) .

С другой стороны, В.В. Ярков, напротив, считал, что применение гл. 42 ст. 428 ГПК РСФСР недопустимо, так как жалобы на действия судебных приставов-исполнителей должны рассматриваться судами в том же порядке, что и жалобы на действия других государственных органов и должностных лиц, урегулированном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гл. 24.1 ГПК*(205) .

Сейчас, в то время как действует новое гражданское процессуальное законодательство, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя осуществляется в порядке ст. 441 ГПК РФ. Поскольку публично-правовая природа таких дел очевидна, возможно применение также положений гл. 25 ГПК РФ, хотя непосредственных указаний на это в законе не имеется.

Судебный пристав-исполнитель - государственный служащий (п. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах), а служба судебных приставов является государственной службой. Следовательно, на них распространяется уже упоминавшийся Закон о государственной гражданской службе. В суде общей юрисдикции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрена возможность рассмотрения оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ).

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде по ст. 441 ГПК РФ имеет некоторые особенности.

1. Прежде всего, правом подачи жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий обладают взыскатель или должник, а также их представители, в случае надлежащего оформления полномочий. Право подачи жалобы является специальным полномочием представителя взыскателя или должника (п. 3 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя (п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

2. Согласно правилам подсудности, жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

3. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

4. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя рассматривается в судебном заседании.

5. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель должны быть извещены о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению жалобы.

6. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда. Кроме случаев обжалования постановлений старшего судебного пристава об отказе в отводе судебного пристава-исполнителя, когда по результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба.

Однако это только одна сторона вопроса о порядке обжалования действий должностных лиц службы судебных приставов. В соответствии со ст. 128 Закона об исполнительном производстве такие дела подведомственны также арбитражным судам. Следовательно, также становится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?

В судебной практике существовал ряд дискуссионных вопросов, связанных с подведомственностью данных дел. В настоящее время часть спорных вопросов разрешена. Так, в п. 1 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, отмечается, что с учетом подведомственности, определенной ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражный суд признал подведомственным ему дело об оспаривании организацией постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. В обоснование приводится следующая ситуация: государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. Арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу на том основании, что дела об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов иных (кроме арбитражных судов) органов арбитражным судам не подведомственны, поскольку, согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции. Суд кассационной инстанции определение суда отменил, дело направил в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав, что определение суда первой инстанции вынесено судом без учета положений АПК РФ, вступившего в действие с 1 сентября 2002 г.

Выводы арбитражного суда кассационной инстанции основаны на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Согласно ст. 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

В гл. 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если они полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо также учитывать, что лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, приводится следующая ситуация: судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа арбитражного суда о взыскании с организации денежной суммы в пользу взыскателя. Поскольку должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, долг добровольно не уплатил, судебный пристав-исполнитель арестовал недвижимое имущество должника с целью реализации. Коммерческий банк, являющийся залогодержателем недвижимого имущества, оспорил в арбитражном суде действия судебного пристава-исполнителя, указав на то, что имеется возможность удовлетворить требование, обратив взыскание на иное имущество должника с учетом очередности, установленной ст. 46, 49 Закона об исполнительном производстве 1997 г. В судебном заседании судебный пристав-исполнитель сослался на отсутствие у заявителя права обращаться с требованием о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, поскольку он не является стороной исполнительного производства. Суд первой инстанции, согласившись с доводами судебного пристава-исполнителя, сославшись на ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., согласно которой оспаривание действий судебного пристава-исполнителя может производиться взыскателем или должником, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 и ст. 151 и 327 АПК РФ, производство по делу прекратил. Суд кассационной инстанции признал прекращение производства по данному делу ошибочным с учетом ст. 198 и 329 АПК РФ, в силу которых действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены не только сторонами, но и иными лицами, если они полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд кассационной инстанции отменил определение арбитражного суда первой инстанции о прекращении производства по делу, указав в своем постановлении на обязанность арбитражного суда первой инстанции рассмотреть заявление по существу, не решая при этом спор, если он возникнет, о наличии или отсутствии прав заявителя на арестованное имущество.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Гражданин, не согласный с решениями, принимаемыми судебным исполнителем, может подать жалобу. Законодательно закреплён строгий порядок подачи и рассмотрения подобных обращений.

Любой человек может в судебном порядке отстаивать свои интересы. Это право включает возможность оспаривания законности правовых актов, принятых государственными органами. Такое положение закреплено в статье 46 Конституции РФ.

Действия служащих ФССП регламентированы законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. Порядок обжалования постановлений судебных приставов-исполнителей (СПИ), действий или бездействия регламентирован главой 18 указанного нормативного акта.

При рассмотрении таких обращений судами общей юрисдикции применяются нормы КАС РФ.

Алгоритм действий

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя возможно путём подачи искового заявления или обращения к вышестоящему руководству. В первом случае гражданину придётся оплатить госпошлину, готовить документ в соответствии с требованиями, установленными ГПК РФ.

При направлении жалобы в порядке подчинённости установлены более лояльные требования. Например, гражданину не нужно прилагать документы, подтверждающие обоснованность требований. Оспаривание проходит заочно – нет необходимости посещать заседания.

Также человек может передать своё обращение самому приставу, действия которого обжалуются. Должностное лицо направляет документ лицу, которое будет непосредственно заниматься рассмотрением жалобы.

Ещё один вариант – . Этот орган создан для надзора за соблюдением законодательства всеми государственными органами.

Гражданин самостоятельно выбирает, как обжаловать действия пристава. Если сначала обращение было направлено руководству судебного исполнителя, а потом человек подал иск в суд, то рассмотрение первого документа приостанавливается (ст. 126 Закона № 229-ФЗ).

На подачу обращения у заинтересованного лица есть 10 дней (ст. 122 № 229-ФЗ). Если указанный срок пропущен, то решения пристава не могут быть оспорены. Исключение – существуют объективные обстоятельства, помешавшие гражданину вовремя узнать о нарушении его прав или подать документы. Тогда гражданин должен заявить ходатайство о восстановлении срока. Просьба рассматривается вместе с направленной жалобой.

Срок считается с определённых событий:

  1. Дата вынесения незаконного постановления.
  2. День выявления факта бездействия пристава. Например, гражданин обратился к приставу за информацией об произведённых для исполнения решения суда действиях. Когда был получен
  3. Дата совершения действия, нарушающего права заявителя.
  4. День, когда гражданину должно было стать известно о нарушении его прав. Например, человек передал имущество в пользование должнику, а .
Если срок подачи обращения пропущен, гражданин не лишается права подавать жалобы в прокуратуру. Этот государственный орган имеет право в любое время выдать предписание об устранении нарушений законодательства.

Рассмотрение обращения

Для судов и должностных лиц ФССП установлен срок принятия решений по жалобе в 10 дней. В Законе № 229-ФЗ не установлены случаи, когда разбирательство может длиться дольше. Исключение – гражданин не представил при подаче жалобы необходимые документы, и чиновник запросил у него эти бумаги.

В порядке подчинённости невозможно обжаловать действия или постановления судебного пристава, которые касаются:

  • принудительного взыскания сбора за действия сотрудников ФССП;
  • результатов оценки арестованной собственности должника, которая была проведена компетентным специалистом.

Обращение заинтересованного лица не рассматривается в следующих случаях:

  • прошло больше 10 дней с момента принятия обжалуемого постановления, совершения незаконных действий;
  • по рассматриваемому вопросу вступило в силу решение суда;
  • гражданин не выполнил требования, установленные в статье 124 Закона № 229-ФЗ;
  • жалоба касается решений, принятых должностным лицом, не работающим в ФССП.

Отказ направляется заявителю в течение 3 дней с даты подачи обращения. Указанные решения могут быть оспорены у вышестоящего руководства или в суде.

Принятие решения

Должностное лицо ФССП исследует обращение гражданина, затребует документы у пристава, занимающегося конкретным исполнительным производством. Решение по жалобе может быть следующего характера:

  • установлено, что пристав своими действиями нарушил закон, определены меры, с помощью которых выявленные нарушения будут устранены;
  • неправомерное постановление отменено в части или полностью;
  • отмена решения пристава и принятие нового правового акта;
  • отмена постановления с указанием исполнителю относительно дальнейших действий.

Дополнительно руководитель может привлечь пристава к дисциплинарной ответственности.

Решение, принятое по жалобе, направляется исполнителю. Оно вступает в силу в течение 10 дней с момента принятия.

Составление обращения

Образец жалобы включает в себя следующие данные:

  • наименование государственного органа, должность лица, которому направляется обращение;
  • Ф.И.О. заявителя;
  • реквизиты исполнительного документа, дата возбуждения производства по нему;
  • Ф.И.О. пристава, действия или бездействие которого обжалуется;
  • описание нарушений, которые были совершены должностным лицом, со ссылкой на нормативные акты;
  • если происходит обжалование постановления, то следует указать его реквизиты;
  • требования автора обращения;
  • перечень приложений;
  • подпись, фамилия заявителя, его инициалы.

Обращаться с жалобой может гражданин, права которого были непосредственно затронуты действиями исполнителя. Если человек не фигурирует в деле как должник или кредитор, следует указать, почему он считает, что его интересы затронуты.

Обращение в суд

Иск должен быть направлен в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Заявление оформляется по следующему шаблону:

  • наименование государственного органа, куда направляется документ;
  • Ф.И.О. заявителя, адрес проживания;
  • данные ответчика (Ф.И.О. пристава, должность, адрес подразделения ФССП);
  • данные заинтересованного лица, например, должника;
  • информация об исполнительном производстве (когда возбуждено, суть требования и т.д.);
  • описание действий (или бездействия) пристава, которые не устраивают заявителя;
  • указания, какие именно права заинтересованного лица были затронуты;
  • ссылки на законодательство;
  • ссылка на статью 121 Закона № 229-ФЗ и на статью 220 КАС РФ;
  • суть требований заявителя;
  • перечень письменных доказательств;
  • подпись, фамилия и инициалы гражданина.

Дополнительно можно затребовать приостановления решения пристава.

Действия судебных приставов регулируются . Деятельность и постановления исполнителей могут быть обжалованы и должником, в отношении которого производится взыскание, и взыскателем, если он считает, что его интересам наносится ущерб. Последний аспект актуален как при действиях, так и при бездействии судебных исполнителей. Порядок, по которому можно оспорить исполнительное производство, регулируется .

Основания

Решение судебного пристава исполнителя может быть оспорено по следующим причинам :

  • нарушение прав должника или взыскателя;
  • отсутствие оснований для издания постановления;
  • несвоевременное уведомление о проводимых действиях.

Решение вопроса, какие действия пристава могут быть оспорены, сводится к ситуации, когда одна из сторон исполнительного производства считает свои права нарушенными. Однако часто такие жалобы не удовлетворяются.

Оформление жалобы

Вопрос, как оформить жалобу в суд и оспорить процедуру исполнения, решается при составлении документа. Неправильно составленная жалоба также служит основанием для отказа в рассмотрении, а потому следует указывать определенные моменты:

  • полное имя и должность исполнителя, постановление или действия которого оспаривают через жалобу;
  • полное имя заявителя или наименование организации, от лица которой подается документ;
  • место жительства или пребывания заявителя;
  • причины и правовое основание на то, чтобы оспорить исполнительное производство;
  • требования, на основании которых заявитель оспаривает постановление.

Оспорить постановление судебного пристава допускается на основании следующих требований :

  • полностью или частично отменить принятое постановление;
  • вынести новое решение по указанному вопросу;
  • признать действия или бездействия исполнителя незаконными и принять меры для ликвидации их последствий.

Жалоба составляется как юридический документ, с указанием всех сопутствующих реквизитов. Прописывается название учреждения, в который подается документ — суд, или региональное отделение ССП. В приложении приводятся документальные доказательства нарушения. Закон не определяет их наличие как обязательное, но в процессе рассмотрения они могут понадобиться. В конце проставляется дата и подпись заявителя.

Подробнее о возобновлении исполнительного производства после его окончания читайте

Консультация юриста может стать необходимой при составлении заявления. Обратиться к специалисту можно на нашем сайте.

Срок

Для должников и взыскателей актуален вопрос, в течение какого срока с момента получения постановления от судебных приставов его можно обжаловать. Законодательство определяет , чтобы оспорить процедуру исполнения, в 10 дней . Если период обжалования нарушен, то суд может восстановить его на основании уважительных причин.

Данный период рассчитывается для подачи жалобы на любые действия или бездействие судебного пристава. Датой отсчета считается число, когда они были совершены и заявитель узнал об этом или должен был узнать.

На рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности в ССП, выделяется еще 10 дней. Такой же срок предписывается и для рассмотрения заявления в суде.

Служба взыскания в РФ имеет очень широкий перечень полномочий, что нередко приводит к возникновению спорных, а порой и конфликтных ситуаций. Если нарушение законодательных положений имеет место, то пострадавшему лицу необходимо инициировать такую процедуру, как обжалование действий судебного пристава-исполнителя в заявительном порядке.

Данное мероприятие имеет свои особенности и нюансы, на которые обязательно стоит обратить внимание. Наша статья будет посвящена тому, какие действия потребуется выполнить гражданину и какого порядка обжалования действий должностного лица стоит придерживаться.

Жалоба на действие пристава подается в рамках Административного кодекса РФ и закона о действия приставов (ФЗ № 118). Именно эти законодательные акты регулирует правоотношения между населением и службой взыскания, а также гарантируют гражданам соблюдение их законных прав и интересов. Обжаловать можно следующие действия пристава:

  • решения, которые нарушают интересы и свободы граждан, а именно препятствуют реализации законных прав;
  • действия, повлекшие за собой возложение определенных обязанностей и привлечение гражданина к ответственности без законных оснований.

Обжалование может происходить в двух инстанциях: у вышестоящего должностного лица и в судебной инстанции. Для получения защиты и привлечения пристава к ответу необходимо, чтобы пострадавший гражданин подал в один из перечисленных органов официальное заявление. Важно отметить, что такое обращение должен подавать гражданин лично, поскольку право на оспаривание действий исполнительный органов законодательно закреплено лишь за лицом, чьи интересы были нарушены.

Каковы сроки обжалования?

Важным моментом процедуры является строгое соблюдение установленных сроков. По закону, пострадавшему гражданину дается не больше 10 суток с момента нарушения для подачи жалобы. Следует знать, с какого момента необходимо отсчитывать указанное количество дней.

Речь идет о таких ситуациях:

  • с дня, когда приставом были совершены неправомерные действия;
  • после вынесения незаконного постановления;
  • в результате установления факта бездействия приставами;
  • после вынесения отказа в отводе.

По истечении десятидневного срока обжаловать действия будет намного сложнее, только восстановив сроки. Но в этом случае потребуется подтвердить обоснованность такого обращения официально.

Как и где найти заявление – содержание документа

Для составления официального обращения стоит воспользоваться специальным образцом жалобы. Скачать такой документ можно на любом правовом сайте или на официальном ресурсе службы ФССП.

Заявление составляется исключительно в письменной форме и должно содержать следующие пункты:

  • название органа, куда направляется документ;
  • информация о заявителе, включая личные данные и адрес проживания;
  • должность и полная информация о приставе, нарушившем закон;
  • реквизиты постановления, об обжаловании которого идет речь;
  • список оснований, которые делают обращение гражданина законным;
  • требование заявителя;
  • список документов, прилагаемых к жалобе, в том числе доказательства, подтверждающие обоснованность обращения пострадавшего лица;
  • дата составления бумаги и личная подпись обращающегося гражданина (либо его законного представителя, имеющего доверенность).

Если все перечисленные пункты имеются в документе, то у получателя жалобы будут отсутствовать основания для непринятия бумаги к рассмотрению.

Каков порядок рассмотрения жалобы?

Существует два варианта рассмотрения поданного обращения, с учетом того, в какую инстанцию обращается заявитель. Юристы считают, что наиболее оптимальным вариантом является подача жалобы главному приставу в ФССП. Для рассмотрения поступившего обращения должностному лицу отводится порядка 10 суток, после чего выносится определение.

По поступившему заявлению может быть принято положительное решение или вынесен отказ, если жалоба посчитается безосновательной или поданной с нарушением действующих стандартов и законодательных норм. В случае положительного ответа вынесенное решение должно быть исполнено в течение десяти суток. Заявление передается по адресу заявителя не позднее трех суток с момента принятия решения.

При рассмотрении жалобы в суде все необходимые действия осуществляются аналогичным образом, но при условии, что вынесенное решение передается в ФССП для исполнения. В отдельных случаях подобные жалобы рассматривает прокуратура. Для этого ей предоставляется не больше 30 дней с момента регистрации заявления.

Заключение

Если гражданин не согласен с работой пристава и считает, что тот нарушает его права, он может обратиться в один из уполномоченных органов с жалобой. В результате рассмотрения такого обращения выносится решение об удовлетворении требований заявителя по жалобе или об отклонении поданного документа в связи с его необоснованность. Важно отметить, что заявление на неправомочные действия сотрудника службы взыскания должно быть составлено по всем правилами и с учетом положений действующего законодательства.

Судебный пристав является исполняющей стороной в рамках гражданско-процессуального законодательства. К примеру, в случае неуплаты по кредитному имуществу данная организация имеет право изъять заложенные ценности, в том числе квартиру, машину и т.д. Если вы не согласны в полной мере с тем или иным решением постановления пристава, можно обжаловать его в 10-дневный срок согласно порядку, установленному законодательством РФ. Давайте посмотрим, что для этого необходимо.

Законодательные аспекты

Для начала ознакомьтесь с положениями Закона РФ «Об исполнительном производстве» . Его глава 18 содержит порядок, сроки, основания для отказа, а также подробную процедуру обжалования действий или бездействий судебных приставов, включая оспаривание постановления о вынесенном решении.

Основными причинами противоречий с представителями «Фемиды», как правило, являются:

  • немотивированность и необоснованность постановления судебного пристава;
  • нарушение гражданских прав и свобод при исполнении вынесенного вердикта;
  • незаконное действие (бездействие) представителя соответствующей инстанции.

Способы обжалования

Законодательством предусматривается два варианта оспаривания решения пристава:

  • через руководство исполняющей стороны;
  • напрямую через суд.

Первый способ считается наиболее простым и быстрым. В этом случае вы обращаетесь к непосредственному руководителю соответствующей инстанции - старшему или главному судебному приставу. Кроме того, вы не оплачиваете государственную пошлину за рассмотрение вашего вопроса. При этом ответ по жалобе стоит ждать в течение 10 рабочих дней.

Второй метод предусматривает судебные разбирательства. В юридической практике он считается более эффективным, но весьма трудозатратным. Копии решения «высшей Фемиды» в обязательном порядке предоставляются должнику, приставу, а также взыскателю имущества. Для составления жалобы в суд лучше всего воспользоваться услугами опытного специалиста. Согласно Закону РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан», ответ по своей проблеме вы будете ждать от 3 до 30 календарных дней.

Оформление жалобы

К написанию подобного обращения стоит подойти ответственно, возможно, даже используя услуги опытного юриста. Ведь от качества и грамотности составленной жалобы будет зависеть исход вашей проблемы. Необязательно писать текст «по шаблону», вы можете использовать свой вариант обращения. Главное, не упустить следующие нюансы:

  1. В «шапке» жалобы напишите наименование и адрес организации, куда вы обращаетесь. Это может быть главный пристав, прокуратура или местный/районный суд. Чуть ниже пропишите данные должника и заявителя – их полное ФИО, место регистрации, контактные номера телефонов. Кроме того, здесь указывается информация относительно заинтересованного лица - судебного пристава, который оформил постановление.
  2. Назовите свое обращение «Жалобой» или же «Заявлением о незаконных действиях/бездействиях судебного пристава». В юридической практике чаще всего используется второй вариант.
  3. В «теле» документа подробно опишите свою проблему. Не забудьте указать:
    • реквизиты постановления судебного пристава (дату, номер и основные его положения);
    • дату и место изъятия имущества;
    • обстоятельства, при которых происходило исполнение постановления пристава.
  4. Обязательно ссылайтесь в документе на конкретные статьи нормативных актов, в рамках которых происходили нарушения исполняющих органов. Ваша задача – доказать факт необоснованности положений постановления, а также подтвердить факт незаконности действий пристава. Кроме того, напишите последствия вынесенного органами решения.
  5. В заключительной части обратитесь к соответствующей инстанции с просьбой отменить действие постановления пристава. Не забудьте поставить дату и подпись.

К жалобе приложите сканкопии таких документов:

  • составленного заявления;
  • решения исполняющей стороны;
  • чека об оплаты госпошлины;
  • прочих документов, необходимых для рассмотрения дела.

Скачайте прямо сейчас: