Основной составной частью доходов государственного бюджета являются. Государственный бюджет и его функции

Исполнение государственного бюджета - ключевая составляющая управления экономикой современной России. Этот процесс содержит множество нюансов. Справится ли правительство РФ с вызовами рынка? Насколько критичен дефицитный бюджет и как его сделать профицитным?

Что такое государственный бюджет

Термин «бюджет» происходит от английского budget («кошелек»). Это оформленная в виде особой сметы совокупность доходов и расходов страны в течение конкретного периода времени (как правило, года). При составлении бюджета указываются источники денежных поступлений в казну государства и формируется структура расходов. На кого возложены эти обязанности?

Бюджет России составляет Правительство страны и утверждает Парламент. По итогам каждого финансового года высший исполнительный орган власти отчитывается об исполнении госбюджета. Результат освоения средств может быть разным. Во-первых, он может оказаться дефицитным (расходы выше доходов). Во-вторых, исполнение главной государственной финансовой сметы может быть профицитным (когда доходы, наоборот, превышают расходы). И в-третьих, бюджет бывает сбалансированным (выручка и траты практически равны).

Структура доходов

В основе доходной части госбюджетов большинства стран - налоги (пошлины, взносы), эмиссия валюты и займы. Федеральный бюджет России в 2012 году имел следующую структуру выручки. Наибольший доход государству принесли страховые взносы (17,51 % от поступлений, или почти 4 трлн 102 млрд рублей). Второй по величине статьей выручки стали (17,49 % или порядка 4 трлн 100 млрд рублей). Из числа классифицированных бюджета третье место занял налог на добычу полезных ископаемых (10,49 % выручки, или около 2 трлн 460 млрд рублей). Но надо отметить, что, согласно отчетности правительства, 11,81 % выручки бюджета - это «прочие доходы», им принадлежит фактическое третье место в структуре прибыли.

Все эти цифры отражают консолидированный бюджет России. Он делится на общефедеральную часть, региональные сметы и статьи расходов, связанные с деятельностью государственных фондов - пенсионного, страхования и медстрахования. Как таковой, федеральный бюджет России в 2012 году формировался в первую очередь за счет таможенных пошлин. Страховые взносы ушли в государственные фонды.

Структура расходов

Бюджетные траты государств связаны, как правило, с выполнением социальных обязательств, национальной обороной, вложениями в инфраструктуру (новые дороги, коммуникации и т. д.), а также обслуживанием долгов. Бюджет России в 2012 году включал следующие основные статьи расходов. Во-первых, это те самые социальные обязательства (3 трлн 185,8 млрд рублей). Второй по размеру статьей бюджетных трат стала национальная экономика (1 трлн 712,2 млрд рублей). На третьем месте - национальная безопасность (797,6 млрд рублей). Совсем немного отстали расходы на оборону (783 млрд рублей). Интересно, что расходы бюджета России включают так называемые «секретные статьи», причем в огромном денежном выражении - 1 трлн 841,8 млрд рублей в 2012 году.

Бюджет и государственный долг

Если бюджет страны дефицитный, то одним из основных источников его пополнения становятся государственные займы. Они могут быть внутренними (кредиторами являются граждане и организации, покупающие гособлигации) или внешними, получаемыми у иностранных резидентов. Общий показатель государственного долга страны включает сумму основной части займа и процентов. Эксперты полагают, что величина госдолга должна быть соразмерной с ключевыми макроэкономическими показателями.

В числе них - размер задолженности на душу населения, его отношение к ВВП страны и объему экспорта, а также расходы государства на обслуживание займа. Некоторые экономисты считают важным соотношение госдолга и Иностранные кредиторы часто оценивают платежеспособность стран исходя из всех этих показателей.

Почему бюджет может быть дефицитным

Правительством на период 2014-2016 годов заложен России. По мнению некоторых экспертов, это связано с тем, что экономика страны находится в переходном периоде, и на данном этапе у нее нет возможностей для ответа вызовам рынка. В результате чего правительство вынуждено допускать превышение расходной части бюджета над доходной и приступить к практике заимствований.

Главная проблема здесь, как считают аналитики, - недостаточная развитость несырьевых отраслей экономики России, низкая динамика внедрения инноваций и создания рабочих мест в сферах, где есть новые технологии. При этом, отмечают эксперты, задача, связанная с повышением качества социальных услуг, государством не ставится. При всей актуальности данного направления бюджетных расходов.

Факторы профицита бюджета

Несмотря на то что бюджет России в 2014 году запланирован с дефицитом, в Правительстве РФ не исключают того, что расходная часть окажется все же меньше доходной. Основных причин тому называется две - выгодный курс рубля к ведущим мировым валютам (доходы, которые имеет бюджет России в долларах, увеличиваются в рублевом выражении), а также достаточно высокие расценки на нефть. В числе дополнительных факторов эксперты называют комфортные цены на экспортную продукцию российских производителей. Благодаря хорошей конъюнктуре, бюджет может быть скорректирован осенью. Но, как отмечают аналитики, возможные изменения могут касаться и вероятности перехода к заимствованиям - как при ситуации с дефицитом. Пока в годовой бюджет России правительство заложило дефицит в размере 0,5 % от ВВП. Интересно, что оптимистичен: по версии зарубежных экономистов, бюджет РФ исполнится с профицитом в 0,3 % от ВВП.

Как утверждается российский бюджет

Годовой бюджет России формируется в несколько этапов. Сначала с ним работает Правительство, осуществляя подсчеты по статьям доходов и расходов, обосновывая формулировки и анализируя экономическую ситуацию. Составляется полная структура бюджета России. Затем проект вносится в Госдуму на рассмотрение. На следующем этапе депутаты Думы направляют документ в Комитет, занимающийся бюджетной, налоговой, банковской и финансовой политикой.

Там документы, предоставленные Правительством, изучаются чиновниками, экспертами-экономистами, финансистами, учеными. Затем проект показывается Президенту России, направляется в другие комитеты Госдумы, и, наконец, попадает в Счетную Палату, которая делает заключение. Эта процедура включает проверку бюджетного проекта на предмет законности, обоснованности доходной и расходной частей. После этого Госдума приступает к процессу принятия бюджета в четырех чтениях. Если этот этап проходит успешно, то утвержденный документ передается в Совет Федерации. Если и там бюджет будет принят, то проект идет на подпись Президенту России.

Динамика расходов бюджета России

Доходные и особенно расходные статьи бюджета РФ - величины непостоянные. Значения первых могут колебаться из-за рыночной конъюнктуры, качества работы фискальных органов и финансовых институтов. Вторые - корректироваться из года в год самим Правительством в зависимости от целей, которые оно посчитает приоритетными. Яркий пример - расходы по статье «национальная экономика». Если в 2009 году их значение составило около 1 трлн 63 млрд рублей, то в 2010-м цифра увеличилась на 303 млрд, а еще через год выросла еще на 336.

Пример статьи бюджетных расходов, динамика которой неоднозначна, - «национальная оборона». В 2009 году государство потратило на финансирование этой сферы около 712 млрд рублей, через год - ощутимо меньше, 678. Но зато в 2011-м произошло резкое увеличение денежных потоков на оборону - 793 млрд рублей за счет госбюджета. В 2012 году цифра вновь снизилась до 783. Вместе с тем, общий объем федерального бюджета России с 2009 по 2012 годы неуклонно рос.

Исполнение бюджета России

После проведения всех законотворческих процедур Государственный бюджет России начинает исполняться. Главные задачи здесь, по мнению аналитиков, - обеспечивать своевременное поступление налогов и контролировать качество трансфера денежных средств получателям. В зоне ответственности Правительства РФ - доходы и расходы бюджета России на федеральном уровне. За освоение средств в субъектах отвечают исполнительные органы власти регионов. Локальные администрации муниципалитетов следят за исполнением предписаний главного финансового документа страны в городах, округах и районах.

Бывает, что бюджет России в год кризиса или рецессии в мировой экономике может быть подвергнут секвестру. Чаще всего это связано с ухудшением конъюнктуры рынков энергоносителей. Специфика этой отрасли такова, что цены на топливо спрогнозировать, как отмечают эксперты, сложно. обычно связан с сокращением статей расходов в равной пропорции (но могут быть и так называемые «защищенные» направления финансирования).

Бюджетная политика России на ближайшие годы

В июне 2013 года в одном из своих Посланий президент нашей страны обозначил новые векторы в государственной бюджетной политике. Во-первых, глава государства отметил, что ситуация в экономике России и мира формирует новые вызовы. Во-вторых, Владимир Путин дал понять, что модель экономического развития РФ, основанная на высоких ценах на нефть, исчерпала ресурсы для дальнейшего динамического роста (как это было, к примеру, в 2000-2008 годах). Объемы экспорта растут медленно, в 2012 году практически не поменялось, а в отношении к ВВП и вовсе снизилось.

Владимир Путин обозначил период плановой перестройки бюджетной политики - 2014-2016 годы. Он поставил задачу разработать варианты привлечения альтернативных источников доходов, если дефицит будет непрогнозируемым образом увеличиваться. Также глава государства заметил, что нужно внести поправки в законы, которые позволят установить порядок выработки долгосрочных, стратегических прогнозов развития экономики России и выстраивания бюджетной политики.

Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства - это документ . Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны . Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.

Формирование и утверждение государственного бюджета на следующий год называется бюджетный процесс .

В бюджетной системе Российской Федерации существуют три уровня бюджета :

  1. Федеральный бюджет (общегосударственный).
  2. Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ).
  3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований - городов, сел, районных центров).

Роль кассы бюджета (того самого хранилища несметных богатств) играет государственное казначейство (в России - Федеральное казначейство ).

В том случае, когда доходы государственного бюджета превышают расходы, мы имеем дело с профицитом бюджета (бюджетным профицитом ). Если же наоборот (что нередко случается) - с дефицитом бюджета (бюджетным дефицитом ). При бюджетном дефиците в серьезных масштабах государство вынуждено идти на меры по урезанию бюджета, то есть сокращению расходов. Такой вид урезания называется «секвестр ».

Виды доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в казну в безвозмездном порядке согласно действующему законодательству.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

  • налогов (основная статья дохода);
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами);
  • доходы от имущества, принадлежащего государству (например, акции предприятий);
  • доходы целевых бюджетных фондов (пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Расходы государственного бюджета - это финансовые вложения в обеспечение задач органов государственного и местного самоуправления. Виды расходов :

  1. Военные расходы.
  2. Экономические расходы.
  3. Социальные расходы (на социальные программы и нужды, например, пенсии и пособия).
  4. На внешнеполитическую деятельность (полет на самолете на заседание Совбеза ООН тоже не бесплатно обходится).
  5. На содержание аппарата управления (министрам тоже надо что-то кушать).

Объединение смет и бюджетов разного уровня заметно упрощается благодаря бюджетной классификации , то есть группировке доходов и расходов, а также источников финансирования. Этот вид классификации также помогает при анализе бюджетных статей, исполнении бюджета, выявлении возможного бюджетного профицита или дефицита. Эта классификация состоит из:

  • классификация доходов;
  • классификация расходов;
  • классификация ;
  • классификация операций сектора управления.

Упорядоченная система сбора и регистрации информации бюджетных активов и обязательств называется бюджетным учетом , который находится в ведении министерства финансов.

Согласно действующему законодательству, государственный бюджет - это основополагающий элемент всей финансовой системы страны, связывающий поток доходов в казну и распределение аккумулированных средств по нуждам. В процессе перераспределения средств между населением и государственными органами возникают бюджетные отношения.

Правительство создает условия для аккумулирования средств, поступающих от физических лиц и отдельных предприятий, затем распределяет собранные ресурсы среди бюджетов других уровней и различных фондов. Иными словами, государственный бюджет - это комплекс отношений, складывающихся при выполнении органами власти своих обязанностей. В первую очередь получаемые ресурсы предназначены для финансирования аппарата управления, военного комплекса, обеспечения важнейших отраслей хозяйствования, а также реализации основных социальных программ. Если рассматривать бюджет с количественной точки зрения, то его размер характеризует финансовое состояние страны, способность правительства повысить населения.

Таким образом, государственный бюджет - это единый фонд ресурсов, аккумулируемых за счет различных источников с целью претворения в жизнь важнейших задач и целей в стране. Отношения, формирующиеся при этом, можно условно разделить на три группы:

  1. По поводу привлечения средств (между правительством и населением).
  2. По поводу перераспределения финансов (по уровням
  3. По поводу

При грамотной организации данных отношений можно достичь основополагающей цели - равновесия в масштабе макроэкономики. Государственный представлен в виде трех уровней: республиканский или федеративный и а также бюджет субъектов федерации. Причем последний является промежуточным звеном, связующим республиканский и местный уровни. В конце каждого отчетного периода на рассмотрение специалистам поступает то есть документ, отражающий поступление и использование средств в разрезе отдельных территориальных единиц.

Доходы в государственный бюджет - это поступление денежных средств за счет использования различных источников. Наибольший в структуре доходов, конечно, занимают налоговые платежи и сборы. Нередко странам с временными финансовыми затруднениями предоставляются займы и ссуды от других государств, тогда бюджет пополняется за счет внешних источников. А расходная часть составляется в разрезе основных направлений финансирования тех или иных отраслей.

Государственный бюджет и его функции

Самой главной функцией можно назвать грамотное распределение собранных средств среди бюджетов всех уровней с последующим перераспределением по направлениям финансирования хозяйства. Перед государственными органами стоит сложнейшая задача: распорядиться имеющимся объемом ресурсов с максимальной пользой для населения. Для нашей страны сделать это достаточно сложно, особенно в условиях посткризисного периода. Не менее важна и контрольная функция, заключающаяся в мониторинге деятельности тех или иных организаций и сфер, которым была предоставлена помощь в виде дотаций или субвенций. Залогом успешности разработанного плана считается целевое использование средств!

Государственный бюджет – один из инструментов государственного регулирования экономики, основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Основными элементами государственного бюджета являются доходы и расходы. К доходам относятся налоги и сборы; к расходам – финансирование экономики, социально-культурных программ, обороны и управления.

Баланс доходов бюджета означает равенство его доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит, а в случае превышения доходов над расходами – профицит, или излишек.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг.

Принципы построения госбюджета:

1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита.).

5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

8. Гласность.

9. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения государства денежными средствами для выполнения возложенных на него функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи , которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

· концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

· снижение налоговой нагрузки на экономику;

· упорядочение государственных обязательств;

· создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

    Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

    Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

    Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

    Неэффективность финансовой системы государства.

    Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

    Коррупция в государственном секторе.

    Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности , бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга , бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным . Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:

Доходы государственного бюджета:

    Налоги на доходы юридических и физических лиц

    Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

    Поступление косвенных налогов и акцизов

    Пошлины и неналоговые сборы

    Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

    Промышленность

    Социальная политика

    Сельское хозяйство

    Государственного управление

    Международная деятельность

  • Правоохранительная деятельность

    РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА

    ТЕМА 12. Финансовый сектор экономики и основы его функционирования

    4. Налогообложение: сущность и принципы.

    Понятие финансов и их функции.

    Под финансами понимается совокупность экономических отношений, проявляющаяся в процессе образования, распределения и использования денежных средств в качестве финансовых ресурсов в экономике. При этом под финансовыми ресурсами понимают доходы всех звеньев экономики, начиная от предприятий и кончая государственными органами. В широком смысле к финансовым ресурсам относят и кредитные ресурсы банков. Разница между ними заключается в том, что финансовая система в узком смысле понятия осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозмездно и безвозвратно, а кредитная система - это временное перераспределение средств, т.е. возвратное и за плату.

    Выделяют две основные функции финансов:

    Распределительная функция, которая заключается в распределении (перераспределении) чистого дохода. В результате формируются и используются целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходов населения;

    Контрольная функция, которая заключается в осуществлении органами, распоряжающимися финансовыми ресурсами, контроля за их распоряжением и использованием.

    Финансовая сектор экономической системы – это совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов в национальной экономике. Институционально финансовый сектор экономики имеет сложную структуру и состоит из двух подсистем:

    · Централизованные или государственные финансы:

    · центральный бюджет;

    · местные бюджеты;

    · внебюджетные фонды.

    · Децентрализованные финансы:

    · финансы предприятий;

    · финансы общественных организаций;

    · финансы домашних хозяйств.

    Государственный бюджет и его функции.

    Существование государства и его активное участие в экономике предполагает наличие необходимых средств для осуществления такой деятельности. Эти средства реализуются через государственный бюджет, который является основным звеном финансовой системы государства. Как экономическая категория, он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и субъектами хозяйствования (физическими и юридическими лицами) по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования фонда денежных средств государства.

    По внешней форме госбюджет - это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.

    Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

    С позиции организационной структуры устройства различают государственный бюджет делится три основных элемента:

    - центральный (республиканский, федеральный) бюджет, который представляет собой бюджет правительства страны;

    - местные бюджеты, которые представляют собой бюджеты органов власти единиц административно-территориального устройства страны;

    - внебюджетные фонды, которые представляют собой целевые фонды денежных средств, формирующиеся за счёт специальных платежей и предназначены для решения определенных задач. Они имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными и местными властями.

    Существует понятие консолидированного бюджета как совокупности государственного и местных бюджетов.

    Государственный бюджет призван отразить доходы и расходы правительства страны. Он выполняет следующие функции :

    Аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями и регионами, социальными группами населения;

    Обеспечение содержания государства с его учреждениями, предназначенными реализовывать функции государственной власти;

    Стимулирование экономического развития страны;

    Социальная защита населения страны.

    Доходы бюджета ─ экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства, которые включают различные виды платежей ─ налоговые и неналоговые. Доходы могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Основными признаками доходов государственного бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Основным источником их образования выступает национальный доход, а иногда и национальное богатство.

    Существуют три основных канала денежных поступлений в бюджет: государственное имущество, общегосударственные ресурсы, обязательные платежи физических и юридических фирм, привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходы от реализации ценных бумаг, лотереи и пр. Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

    Расходы государственного бюджета ─ процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Структура и содержание расходов формируются под влиянием уровня развития производительных сил и производственных отношений, конкретной экономической и социальной ситуации. Влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации поставленных задач. Общим для расходов всех стран является их главное назначение ─ обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций. Основным видом бюджетного финансирования является безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Этот принцип предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении.

    Предоставление бюджетных средств осуществляется в виде: ассигнований на содержание бюджетных учреждений, трансфертов, кредитов, инвестиций в государственные предприятия, межбюджетного финансирования, средств на погашение долговых обязательств и пр.

    Ряд статей госбюджета имеет общепринятый характер. Поэтому приведем примерную структуру государственного бюджета страны с рыночной экономикой:

    I. Доходы – 100%

    Налоги (пошлины, сборы) – 70 - 80%;

    Неналоговые поступления (доходы от госсобственности, внешней торговли, приватизации) - 8 - 10%

    Другие налоги, сборы и неналоговые поступления, целевые бюджетные фонды - 10 - 20%

    II. Расходы - 100%

    Расходы на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия) - 30 - 40%;

    Затраты на производственно-хозяйственные нужды (инвестиции, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на реализацию государственных программ) - 10 - 20%;

    Расходы на оборону - 10 - 20%;

    Административно-управленческие расходы (содержание правительственных и судебных органов, органов безопасности, внутренних дел) - 5 - 8%;

    Платежи по государственному долгу - 7 - 10%;

    Трансферты другим уровням управления - 10 - 15%;

    Целевые бюджетные фонды, пополнение государственных резервов -5 -10%;

    Бюджетные расходы решают задачи политического, социального и хозяйственного характера.

    Политические задачи состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка средств массовой информации и т.д.

    Социальные задачи состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных групп населения, поддержке отраслей, оказывающих социальные услуги.

    Экономические задачи состоят в формировании конкурентной рыночной среды путем поддержки малого бизнеса и антимонопольных мероприятий; в структурной перестройке экономики; в содействии выходу национальных производителей на внешние рынки; в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

    3. Государственный долг: внутренний и внешний.

    Идеальное состояние с исполнением госбюджета – полное покрытие государственных расходов доходами. Но характерной чертой госбюджета практически во всех странах, в том числе и с переходной экономикой, является его несбалансированность , т.е. наличие дефицита , когда расходы превышают доходы. Обратная ситуация, когда доходы превышают расходы, называется профицитом . Дефицит существует в большинстве стран, что связано с: ростом роли государства в экономике; увеличением расходов на социальные цели; увеличением расходов на содержание административного аппарата; циклическим развитием экономики.

    Несбалансированность госбюджета – один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие экономики и макроэкономическое равновесие. Величина дефицита госбюджета влияет на размеры совокупного спроса, уровень цен, состояние платежного баланса и т.д.

    Состояние госбюджета определяется тремя основными факторами:

    Долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

    Стадией экономического цикла, в которой находится страна;

    Текущей политикой государства.

    В теории различают также активный и пассивный дефициты.

    Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций, стимулирующих создание новых производств, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

    Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

    Различают фактический и структурный дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит возникает, как правило, в результате планирования правительством госбюджета таким образом, что расходы превышают доходы для решения определенных проблем в развитии национальной экономики в условиях максимально возможного использования экономических ресурсов. Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую компоненту, являющуюся той частью дефицита, которая появилась исключительно из-за того, что экономика не находится на уровне производства, максимально возможно использующего имеющиеся ресурсы. Разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом .

    Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е возрастает "бремя долга" в экономике.

    Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим. Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета :

    Кредитно-денежная эмиссия;

    Долговое финансирование в форме продажи государственных ценных бумаг или кредитов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций;

    Увеличение налоговых поступлений, а также доходов от приватизации, хотя данный способ выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита в узком смысле слова.

    Государственные займы менее опасны по сравнению с эмиссией. Однако и они оказывают негативное воздействие на развитие экономики. Прибегая к принудительному размещению ценных бумаг, правительство нарушает рыночную мотивацию поведения хозяйствующих субъектов на финансовом рынке. Кроме того, действует эффект Барроу , который заключается в уменьшении свободных денежных средств на рынке капитала для частных лиц, что сдерживает объем инвестиций и, следовательно, экономический рост. Кроме того, финансирование государственных расходов за счет выпуска ценных бумаг может отрицательно сказаться на условиях внешней торговли и за счет этого еще больше сократить темпы роста экономики страны.

    Внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета связано с умеренными издержками только в тех случаях когда:

    Предложение финансовых ресурсов на национальном рынке относительно эластично;

    Внешнее долговое финансирование ограничено или относительно дорого, в то время как внутренняя задолженность незначительна.

    Внешнее льготное финансирование дефицита бюджета является наиболее привлекательным, так как такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Однако такие возможности ограничены. Поэтому внешнее финансирование увеличивает внешнюю задолженность и создает проблему ее обслуживания.

    Текущая задолженность правительства превращается в государственный долг. Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

    Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выпла­чены по указанным обязательствам. Текущий государственный долг - расходы по выплате дохо­дов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

    Государственный долг делится на внутренний и внешний . В мировой же практике существуют следующие определения:

    Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

    Внутренний долг – это долг государства своему населению и предприятиям. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (свыше 5 лет).

    Проблематичность внешнего долга зависит от его структуры по срочности и актуальности к погашению, от резервов страны, масштабов и конкурентоспособности её экономики. В практике стран с развитой рыночной экономикой внешний долг рассматривается как серьезная проблема, если:

    Отношение внешнего долга к ВВП превышает 50%;

    Отношение внешнего долга к объему экспорта превышает 273%;

    Выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга по отношению к экспортной выручке превышают 30%.

    В этом случае говорят о критическом уровне задолженности и угрозе потери экономической независимости страны.

    Последствия существования значительного государственного долга (основные варианты):

    1. Финансирование государственного долга за счет займов в частном секторе, как правило, приводит к росту нормы процента (правительство вынуждено предлагать все новые и новые государственные ценные бумаги, следовательно, цены на них падают и норма процента возрастает), рост нормы процента ведет к сокращению спроса на инвестиционные товары (снижаются прежде всего инвестиции в основной капитал). Снижение инвестиций в основной капитал означает, что через некоторое время основной капитал в стране будет или снижаться или, по крайней мере, снизится темп его роста. Основной капитал, как известно, один из основных факторов производства продукции, а значит, при его уменьшении подрываются возможности роста реального ВНП.

    2. Существование дефицита государственного бюджета и рост государственного долга приводит к увеличению налоговых ставок (так как правительство пытается получить больший доход). Рост налоговых ставок подрывает стимулы к предпринимательской деятельности и стимулы к труду, что влечёт за собой снижение выпуска или снижение темпов его роста

    3. В условиях экономического спада или депрессии, когда доверие к государственным ценным бумагам низкое, покрытие дефицита государственного бюджета осуществляется через продажу прироста государственного долга центральному банку страны. Это приводит к росту монетарного базиса и в конечном итоге к усилению инфляции.

    Следует отметить, что государственный долг нельзя понимать упрощенно. В макроэкономике существует понятие чистый государственный долг . Наряду с пассивами (в данном случае это государственный долг) правительство владеет еще и активами (различные элементы государственной собственности: акции предприятий с участием государства, просто государственные предприятия, золотовалютные запасы), то есть, говоря о государственном долге необходимо сопоставлять его с активами правительства.

    Чистый государственный долг = государственный долг – стоимость активов правительства.

    Очевидно, что ситуация весьма опасна, когда чистый государственный долг велик.

    В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегать к рефинансированию государственного долга (т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов). Оно также применяется при выплате процентов и погашении займов по внешнему государственному долгу. Кроме того, в управлении государственным долгом могут использоваться такие меры, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

    Конверсия - изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство при возможности снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов при необходимости срочных заимствований для государства.

    Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже вылущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

    Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификациязаймов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Обмен облигацийпо регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций в старых обесцененных деньгах приравниваются к одной новой в новых полноценных деньгах.

    Отсрочка погашения займа (технический дефолт) используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, т.к. большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым. При отсрочке погашения займов отодвигаются сроки, и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией, но при консолидации займов владельцам облигаций продолжается выплата дохода по ним.

    Под аннулированием государственного долга (юридический дефолт) понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.

    Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на многочисленные разработки министерств и аналитических служб. При этом учитываются цели социально-экономического развития страны, внешние и внутренние ограничения, налагаемые на возможности формирования доходной части бюджета.

    Существуют различные концепции регулирования государственного бюджета:

    ежегодного балансирования доходов и расходов - каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку);

    экономического цикла - в период спада производства правительство увеличивает расходы - рост дефицита, а в период подъема - сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;

    функциональных финансов - обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета. Разделяющие эту концепцию экономисты, считают, что:

    Экономический рост ведет к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет;

    Правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит;

    Бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

    4. Налогообложение: сущность, принципы.

    В основе процесса формирования доходов бюджета лежит собирание государством обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Наиболее существенная часть таких платежей приходится на налоги и приравненные к ним доходы.

    Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Таким образом, сущность налогов состоит в изъятии государством определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса в пользу общества.

    Объектами налогообложения выступают доходы, стоимость товаров, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законом.

    При установлении налогов возникают такие понятия как налоговое бремя, налоговая база, налоговые льготы.

    Налоговое бремя – величина суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, уровнем доходов.

    Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.

    Налоговая льгота – основной инструмент оперативного использования налоговой системы. Существуют следующие виды налоговых льгот:

    Необлагаемый минимум объекта налога;

    Изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога;

    Понижение ставок налога;

    Вычет налоговой базы;

    Налоговый кредит;

    Налогообложение в любой стране должно строиться на учете следующих принципов:

    1) учет возможностей налогоплательщика;

    2) обязательность;

    3) простота и удобство расчетов;

    4) однократность налогообложения;

    5) гибкость налоговой системы;

    6) эффективность с точки зрения перераспределения средств.

    Налоги выполняют следующие функции

    1) фискальная, которая означает, что за счет налогов обеспечивается финансирование государственного бюджета;

    2) социальная функция, которая заключается в поддержании равновесия в обществе;

    3) регулирующая функция, проявляется в том, что государство с помощью налогов воздействует на состояние экономики;

    4) контрольная, так как позволяет контролировать деятельность фирм, распределение и использование финансовых и других ресурсов;

    5) распределительная, т.е. с помощью налогов можно перемещать финансовые ресурсы между отраслями, регионами, социальными группами, организационными структурами;

    6) стимулирующая, т.е. через налоговые льготы и дифференциацию ставок налогов государство может поощрять развитие определенных отраслей, производств, видов продукции, регионов страны.

    Для того чтобы дать оценку справедливости и равенства взимания налогов с налогоплательщиков, в странах с рыночной экономикой используется понятие прогрессивности налогообложения, т.е. отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода. В связи с этим в системе налогообложения выделяют следующие виды налогов : 1. Пропорциональный налог указывает на то, что абсолютная сумма налога пропорциональна облагаемой базе. 2. Регрессивный налог означает снижение налога в процентном отношении по мере роста облагаемой базы. 3. Прогрессивный налог указывает на то, что в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем выше облагаемая база.

    С точки зрения способа взимания налоги делятся на прямые и косвенные . Первые выплачиваются с доходов и имущества юридических и физических лиц (налоги на прибыль, на доходы, на недвижимость). Эти налоги прямо пропорциональны платежеспособности налогоплательщика; вторые - устанавливаются в виде надбавок к цене (тарифу), увеличивая ее (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

    По сфере распространения налоги делятся на общегосударственные и местные .

    С точки зрения использования поступивших средств выделяют общие (не имеют конкретного назначения в плане их использования) и специфические налоги (предназначенные для использования в определённых целях).

    Система налогообложения выполняет свои функции, если верно определена налоговая ставка. Это чрезвычайно важная и трудная задача. На основании кривой Лаффера (американский экономист) (рис.1) установлено, что рост налоговой ставки до определенного критического уровня приводит к росту доходов бюджета, не подрывая при этом предпринимательского стимула. Однако, достигнув максимального значения при оптимальном уровне налогообложения, доходы бюджета начнут сокращаться, т.к. дальнейшее увеличение ставки налога приведет:

    а) к формированию теневой экономики за счет сокрытия деятельности от налоговых служб;

    б) прекращению деятельности фирмами ввиду ее неэффективности.

    Налоговые

    поступления

    max


    0 (50% по Лафферу) 100% Ставка

    Рис.1. Кривая Лаффера.

    Общепринятым является утверждение, что оптимальная ставка налога существует на уровне 30-35%.

    В Республике Беларусь система налогообложения, представлена следующими видами налогов и аналогичных им платежей:

    1). Косвенные налоги.

    1.1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Объект обложения – выручка от реализации товаров, работ, услуг, иных объектов и их прочее выбытие (безвозмездная передача, порча, недостача и т.п.), а также стоимость товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь. Действует зачётный метод исчисления налога, при котором уплате подлежит разница между суммой начисленного налога и суммой налога, подлежащего уплате поставщикам по приобретаемым ценностям. Основная ставка – 20%, однако действуют и ставки 0%, 0,5%, 10% и 22%.

    1.2. Акцизы. Объект обложения – выручка от реализации определённых товаров, облагаемых акцизами, а также стоимость этих товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь. Ставки устанавливаются для каждого товара обособленно либо в процентах от стоимости (специфические), либо в определённой сумме в евро или долларах США на единицу измерения (адвалорные) либо комбинированные.

    2) Прямые налоги, включаемые в затраты предприятий.

    2.1. Сбор с заготовителей. Объект обложения – стоимость закупленных сельскохозяйственного или дикорастущего сырья, приобретаемого для дальнейшей переработки или продажи. Ставка – 5%.

    2.2. Экологический налог. Объекты обложения: объёмы добываемых природных ресурсов, объёмы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объёмы отходов, размещаемых в местах их хранения, объёмы перемещаемых по территории и перерабатываемых в стране нефти и нефтепродуктов, объёмы производства и импорта тары на основе бумаги, картона, пластмассы и других материалов. Ставки устанавливаются по каждому объекту обложения стандартные (в рамках утверждаемого лимита) и сверхлимитные (увеличенные в 10 – 15 раз).

    2.3. Платежи за землю либо арендная плата за землю. Объект обложения – площадь земельного участка, находящегося в собственности (пользовании) предприятия. Ставки устанавливаются в зависимости от назначения земель и их качества и места расположения и ежегодно корректируются (плата за землю) либо устанавливаются в долларах США (арендная плата).

    2.4. Плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по дорогам Республики Беларусь. Устанавливается при въезде на дорожную сеть взвешиванием нагрузки на ось в белорусских рублях на каждый тонно-километр превышения допустимой нагрузки.

    2.5. Плата за проезд по платным автомобильным дорогам и мостам. Взимается с транспортных средств, следующих по дороге «Козловичи – Минск – граница РФ». Ставки в евро в зависимости от высоты машины.

    2.6. Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Установлены в процентах от начисленной заработной платы работников. Ставки в размере 34% для работодателей (существуют ставки в размере 29%, 28%, 24% и 5%) и 1% для работников.

    2.7. Обязательные страховые взносы на профессиональное пенсионное страхование. Взимаются от начисленной заработной платы работников, которым по законодательству положены профессиональные пенсии. Тарифы для каждой профессии ежегодно устанавливаются Правительством.

    2.8. Обязательные страховые взносы на по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Взимаются в процентах от начисленной зарплаты в Белгосстрах. Ставки установлены в зависимости от основного вида деятельности предприятия или организации базовая ставка для большинства отраслей 0,6%.

    2.9. Отчисления в инновационные фонды. Уплачиваются в процентах от затрат на производство продукции (оказанных услуг, выполненных работ). Обязательны для государственных предприятий и предприятий с долей государственной собственности, остальные могут вносить в них деньги добровольно, исключение составляют предприятия, занимающиеся строительством и производством стройматериалов, для которых уплата отчислений обязательна независимо от формы собственности. Базовая ставка – 0,25%, однако для отдельных отраслей установлены повышенные ставки до 19,5%.

    2.10. Налог на недвижимость. Уплачивается от остаточной стоимости (первоначальной за вычетом износа) зданий и сооружений, находящихся в собственности или пользовании предприятий и физических лиц. Ставка устанавливается местными органами власти в размере от 0,5% до 1% для предприятий и 0,1% для физических лиц.

    3. Прямые налоги, уплачиваемые от прибыли, полученной предприятием.

    3.1. Налог на прибыль. Уплачивается от суммы прибыли, полученной предприятием за вычетом налога на недвижимость. Ставка 18% в отдельных случаях 9% и 10%, предусмотрены многочисленные льготы.

    3.2. Сбор с пользователей. Уплачивается в твёрдых суммах за пользование автомобильными стоянками (для всех владельцев автомобилей) и за владение домашними животными (для всех владельцев домашних животных).

    3.4. Оффшорный сбор. Уплачивается от сумм перечисленных резидентам стран и территорий, внесённых в список оффшорных зон в размере 15% от перечисляемых сумм.

    4. Прямые налоги относящиеся на стоимость объекта имущества.

    4.1. Таможенные пошлины. Уплачиваются от таможенной стоимости имущества, перемещаемого через границу Республики Беларусь. Ставки по каждому виду имущества устанавливаются Правительством ежегодно либо в процентах от стоимости (специфические), либо в определённой сумме в евро или долларах США на единицу измерения (адвалорные) либо комбинированные.

    4.2. Налог на приобретение автомобильных транспортных средств. Уплачивается предприятиями от стоимости приобретаемых транспортных средств в размере 3% при регистрации транспортного средства.

    5. Налоги, удерживаемые из доходов получателей у источников выплаты.

    5.1. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Уплачивается от стоимости оплаченных иностранным организациям услуг по перечню, установленному Правительством РБ. Основная ставка – 15%, но существуют и другие ставки. При этом от уплаты освобождаются оплаты услуг в странами, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, если данный вид услуг по этому соглашению подлежит обложению в другой стране.

    5.2. Подоходный налог. Уплачивается от полученных физическими лицами доходов. По заработной плате удерживается у источников выплат (работодателями) и перечисляется в бюджет. По предпринимательским и прочим доходам уплачивается физическими лицами самостоятельно. Ставки 12% за вычетом освобождаемых сумм (550.000 на каждого человека, 155.000 на каждого ребёнка и др.) и 15% по некоторым предпринимательским доходам. Действуют и другие ставки в отдельных случаях.

    6. Налоги по особым режимам налогообложения.

    6.1. Налог на игорный бизнес.

    Объекты налогообложения: игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор. Ставки установлены в зависимости от вида объектов налогообложения, их количества и населенного пункта, в котором они расположены.

    6.2. Налог при упрощенной системе налогообложения. Уплачивается по выбору предприятиями, которые не превышают установленных параметров по количеству работников и выручке в процентах от выручки или валового дохода. Ставки установлены в размере 5% от выручки для неплательщиков НДС, 3% для плательщиков НДС и 3% для торговых предприятий. Для сельской местности действуют льготные ставки.

    6.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Уплачивается в размере 2% от выручки, полученной от реализации сельскохозяйственной продукции.

    6.6. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Уплачивается ежемесячно физическими лицами занимающимися торговлей определёнными товарами и оказывающими услуги согласно установленному перечню. Ставки установлены в твёрдых суммах в евро.


    Похожая информация.