Оао балтийская трубопроводная система. Балтийская трубопроводная система

 "Балтийская трубопроводная система" закрыта
В понедельник "Транснефть" приступила к ликвидации АО БТС, созданного для реализации самого амбициозного проекта госкомпании — строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС). Однако после того, как АО прекратит свое существование, строить БТС не перестанут. Просто "Транснефть" чересчур буквально восприняла пожелание Владимира Путина, высказанное им месяц назад.
В Балтийскую трубопроводную систему войдет трубопровод, который свяжет Тимано-Печерскую нефтегазоносную провинцию с терминалом в порту Приморска (Ленинградская обл.). Протяженность трубопровода — 2,7 тыс. км. Первая очередь строительства (стоимость — $460,2 млн, мощность — 12 млн т в год) должна быть осуществлена в 2000-2001 годах.

Для строительства трубопровода в прошлом году было создано ОАО БТС, 100% акций которого принадлежат компании "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" (ВМН). В свою очередь, ВМН целиком принадлежит госкомпании "Транснефть". В понедельник совет директоров АО БТС принял решение о ликвидации компании — ее имущество будет включено в активы ВМН. В структуре ВМН выделено управление, которое на первых порах займется реализацией проекта.
Причина ликвидации компании проста. По словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, 3 августа Владимир Путин посетил Валдай, где высказал пожелание о создании дочерней компании "Транснефти", которая осуществляла бы управление строительством балтийского трубопровода. Непонятно, чем Путина не устраивало АО БТС, которая по сути и является такой компанией, правда, не дочерней, а "внучатой" по отношению к "Транснефти".
Однако слово президента — закон для госкомпании. В конце августа "Транснефть" приняла решение о ликвидации ОАО БТС. И теперь госкомпания будет создавать новое дочернее предприятие, чтобы выполнить президентский наказ и передать этой компании все управляющие функции по строительству.
Впрочем, есть еще одна версия. После того как президент высказал свое пожелание, председатель комитета по экономической политике и инвестициям Ленинградской области Григорий Дваз заявил, что через АО БТС в проект стремятся проникнуть криминальные структуры. Возможно, ликвидацию АО власти сочли самым надежным способом решить эту проблему.
Не исключено, что в БТС действительно имели место нарушения закона. В конце прошлого года Минтопэнерго обвинило прежнего главу "Транснефти" Дмитрия Савельева в нерациональном использовании инвесттарифа на строительство трубопровода. Часть собираемых с нефтекомпаний денег оседала не в Сбербанке, как было определено министерством, а в Промышленно-строительном банке Санкт-Петербурга. Процентов с этой суммы "Транснефть" не получила. Минтоп посчитал, что упущенная прибыль государства составила $2 млн. И нынешние события вокруг АО БТС могут быть продолжением этой истории.
ПЕТР Ъ-САПОЖНИКОВ; РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ, Санкт-Петербург

Заголовки анонсы

20:09 "БТС Брокер" инициировал регистрацию для обращения в Украине акций Apple

ООО "БТС Брокер" подало в Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) документы для получения разрешения на допуск к обращению в Украине акций Apple, говорится в пресс-релизе Национального депозитария Украины (НДУ), выступившего посредником в этом процессе.

17:03 Валерию Израйлиту продлен арест до середины января. Бизнесмена обвиняют в хищениях при строительстве Балтийской трубопроводной системы

Суд в очередной раз продлил арест председателю совета директоров ОАО «Компания «Усть-Луга» Валерию Израйлиту. Бизнесмену придется провести в следственном изоляторе УФСБ еще 4 месяца.

20:41 Гендиректор «Балттранссервиса» Прокофьев оставил пост после более 15 лет руководства

Генеральным директором ООО «Балттранссервис» (БТС, входит в состав железнодорожной группы Globaltrans) стал Кирилл Прокофьев, следует из материалов базы данных «СПАРК-Интерфакс».

01:51 "Транснефть" заменит нефть дизтопливом // в Балтийской трубопроводной системе

"Транснефть" рассматривает возможность начать прокачку нефтепродуктов по Балтийской трубопроводной системе (БТС), которую сейчас используют для экспорта нефти. Это позволит загрузить недозагруженные из-за конкуренции с портом Усть-Луги мощности трубы. Технически проект считается реальным, в нем заинтересованы нефтекомпании и подконтрольная СП "Транснефти" и "Суммы" группа "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП), владеющая терминалами в конечной точке БТС - порту Приморска, где падает объем перевалки нефти.

02:16 ОАО "АК "Транснефть"" // Company profile

ОАО "АК "Транснефть"" - государственная транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов. Учреждена постановлением правительства от 14 августа 1993 года. 100% голосующих акций принадлежит государству, на биржах торгуются привилегированные акции (21,9% уставного капитала, их капитализация на 8 февраля - 108,6 млрд руб.). Является крупнейшей в мире трубопроводной компанией. Эксплуатирует более 53 тыс. км магистральных нефтепроводов и более 19 тыс. км нефтепродуктопроводов. Транспортирует более 90% нефти и 20% нефтепродуктов страны. В 2011 году объем транспортировки нефти составил 471,7 млн т, нефтепродуктов - 29,3 млн т. Основные нефтепроводы: "Дружба", Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), Пурпе-Самотлор, Балтийская трубопроводная система. Под контролем холдинга находятся порты Козьмино на Дальнем Востоке и Приморск на

02:16 "Это большая политика" // Глава "Транснефти" Николай Токарев о трубах, коррупции и Игоре Сечине

В прошлом году "Транснефть" завершила реализацию двух своих крупнейших проектов - вторых очередей Балтийской трубопроводной системы (БТС) и нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). О том, как теперь изменятся возможности экспорта российской нефти, противоречиях с партнерами из частного бизнеса, коррупции в компании и спорных вопросах с главой "Роснефти" Игорем Сечиным "Ъ" рассказал президент "Транснефти" НИКОЛАЙ ТОКАРЕВ.

05:01 Еврокомиссия попросила «Транснефть» «отчитаться» по инвестпрограмме

Еврокомиссары обеспокоены расширением мощностей ВСТО и перенаправлением нефтяных потоков с «Дружбы» на БТС-2

05:34 Нефть по "Дружбе" не дошла до Чехии // Российские нефтяники сократили поставки в страну

У Европы возникли проблемы не только с российским газом, но и с нефтью. Прокачка нефти в Чехию по нефтепроводу "Дружба" отстает от плана. В "Транснефти" подчеркивают, что технических проблем нет, от поставок отказываются нефтяники. На рынке полагают, что компании намерены использовать запуск нового нефтепровода БТС-2 для давления на потребителей Urals в Европе, чтобы добиться повышения цен. У Чехии есть три дня на согласование новых условий закупок. Альтернативные маршруты поставок нефти обойдутся стране дороже на $4-5 за баррель.

00:04 Страшилка вроде атомной бомбы

Геополитическое значение нового трубопровода более образно описал в конце 2010 года в своем интервью вице-президент «Транснефти» Михаил Арустамов: «БТС-2 - это, как атомная бомба, - средство сдерживания, гарантия от политического шантажа», - заявил он. На вопрос, вернет ли себе Россия утраченную в результате распада СССР экспортную независимость, он сказал: «Мы уже никак не будем зависеть от стран, по которым проходят трубопроводы».

05:25 Нефть дотечет до Усть-Луги

Вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2, мощностью 30 млн тонн в год) до порта Усть-Луги начнет работу в тестовом режиме с 20 марта. Такое решение было принято 13 марта на выездном совещании с участием вице-премьера Игоря Сечина по итогам инспекции терминала Усть-Луга специалистами Ростехнадзора. "Сургутнефтегаз" уже объявил тендер на продажу 100 тыс. тонн нефти с отгрузкой через Усть-Лугу 21-22 марта.

03:18 БТС-2 может быть запущена до выборов // Конкретная дата будет определена завтра

Решение о запуске второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) будет принято на совещании у Игоря Сечина 17 февраля. Предполагается, что нефтепровод заработает в ближайшие недели. В "Транснефти" уверяют, что технических проблем для запуска нет - остались в основном юридические формальности, связанные с оформлением всевозможных экспертиз. Участники рынка, однако, сомневаются, что нефтепровод заработает ранее лета.

04:38 БТС-2 застрял в Усть-Луге

"Транснефть" сдвинет пуск нефтепровода БТС-2 из-за инженерных проблем в порту Усть-Луга. Как сообщил вчера представитель компании, которого цитирует "Интерфакс", к такому выводу пришли участники совещания у вице-премьера Игоря Сечина по вопросу аварийной ситуации на терминале "Роснефтьбункер" (Усть-Луга) в пятницу. Монополия будет координатором работ по устранению возникших проблем. Но, уточняют в "Транснефти", направление на Усть-Лугу в график экспорта нефти на первый квартал 2012 года уже не попадает. Компания изучает возможность использования уже построенной трубы в других режимах - например, для поставок нефти на Полоцк или в случае реверса участка Андреаполь-Палкино - на Приморск. В Минэнерго не считают задержку критичной.

18:48 Надежная зависимость

Балтийский трубопровод – это больше, чем просто газопровод. «Северный поток» повысит надежность поставок, но одновременно увеличится и зависимость от России. Именно поэтому г-жа Меркель встречается с Медведевым в Любмине.

16:07 Конец транзита, шанс на свободу

Вчера Россия начала заполнение газопровода «Северный поток», в ноябре будет запущен нефтепровод БТС-2, а прежние сети для транспортировки углеводородного сырья, проходящие через Польшу («Ямал-Европа» и участок трубопровода «Дружба») станут не нужны. Мы, конечно, потеряем на транзитных пошлинах, но зато появится шанс начать новую энергетическую эру - без призрака шантажа с Востока.

15:48 Новый Советский Союз?

Россия занимается созданием таможенного союза, а также пытается использовать Балтийский трубопровод для оказания политического давления на своих соседей. Евросоюз должен предпринять ответные действия.

17:19 Путь к строительству второй очереди Балтийского трубопровода открыт

Путь к строительству второй нитки Балтийского трубопровода открыт. Подписано соглашение о финансировании проекта «Северный поток», на реализацию которого будет потрачено около 2,5 миллиарда евро. Как раз на фоне событий, происходящий в арабских странах, можно осознать важность трубопровода, соединяющего Россию и Западную Европу.

01:09 Nabucco подает признаки жизни

В апреле 2010 года началось строительство Балтийского трубопровода, и сейчас по дну моря уложено уже 1050 километров труб. К апрелю этого года прокладка трубопровода длинной 1220 километров будет завершена. Следующей зимой природный газ из России будет перекачиваться по новой нитке в Германию и Западную Европу, чему уже не смогут помешать транзитные страны.

14:58 Россия построила нефтепровод для транзита нефти в обход Польши

После запуска нефтепровода БТС-2 польский порт в Гданьске полностью лишится транзита российской нефти. В Польше опасаются, что россияне могут ограничить поставки нефти по нефтепроводам на польские НПЗ, которым придется тогда покупать нефть с танкеров.

03:23 "Транснефть" потратит 1 трлн рублей // Нефтяная промышленность

"Транснефть" может увеличить протяженность своей системы трубопроводов на 11%, инвестировав в это порядка 1 трлн руб., заявил вице-президент компании Владимир Кушнарев, выступая на Российском нефтегазовом конгрессе, организованном ITE. Сейчас протяженность трубопроводов составляет 70 тыс. км, включая нефтепродуктопроводы, отметил он. В "Транснефти" пояснили, что речь идет о сумме, которую предполагается потратить в 2006-2014 годах на реализацию новых проектов, таких как ВСТО-1, ВСТО-2, БТС-2, трубопровод Пурпе-Самотлор и проект строительства нефтепродуктопровода "Юг".

Кстати

23 июня Александр Лукашенко поручил правительству Беларуси и Администрации президента до конца 3 квартала 2009 года проработать все проблемные технические вопросы поставок и переработки нефти в Беларуси, а также определиться со списком поставщиков нефти в нашу страну. Основной нефтяной поток в Беларусь поступает из России. 21,5 млн тонн нефти достаточно для полной загрузки производственных мощностей белорусских НПЗ. Однако, как сообщает пресс-служба президента, "в настоящее время некоторые российские компании - поставщики нефти не выбирают согласованные ранее квоты по поставкам этого сырья на белорусские НПЗ. В результате это бьет по доходам государства". Стоит отметить, что на совещании у президента 23 июня присутствовали представители российских компаний "ЛУКОЙЛ", "Газпромнефть", "Транснефть", "ТНК- BP" - крупнейших поставщиков нефти в Беларусь. Известно также, что на совещании обсуждался вопрос методики расчета субсидий поставщикам давальческой нефти из России. Как сказано в официальном коммюнике, "государство готово предоставлять более выгодные условия работы в Беларуси тем поставщикам, которые обеспечивают стабильные поставки нефти на белорусские НПЗ". Кроме того, глава государства обратил внимание на то, что необходимо искать более действенные варианты поставок в страну нефти и реализации нефтепродуктов .

10 июня Россия объявила о запуске проекта "Балтийская трубопроводная система-2", который по сути является альтернативой белорусской нефтяной трубе "Дружба". Если учесть, что восточные соседи активно лоббируют строительство газопровода "Северный поток", который может составить существенную конкуренцию "белорусской" ветке "Ямал - Европа", то становится очевидной озабоченность официального Минска в поиске альтернативных источников поступления углеводородного сырья.

Первая очередь БТС была введена в эксплуатацию в 2001 году и предназначена для перекачки нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций, а также из Казахстана. К настоящему моменту мощность БТС-1 составляет около 76 млн тонн нефти.

Напомним, что проект строительства БТС-2 возник во время нефтяного конфликта России и Беларуси в начале января 2007 года. Так, Россия в течение нескольких дней не поставляла нефть в Европу по нефтепроводу "Дружба" из-за отказа Беларуси пропускать транзитные потоки без уплаты российской стороной пошлины за транзит сырья по белорусской территории. После подписания соответствующего российско-белорусского межправительственного соглашения поставки возобновились в полном объеме. Однако, как говорится, осадок остался.

Впрочем, от самой идеи БТС-2 до реализации прошло более 2 лет. Дело в том, что БТС-2 в первую очередь политический проект, так как экономическая целесообразность видится довольно туманной. "На фоне падения экспорта и избытка трубопроводных мощностей прокладка новых маршрутов представляется экономически неоправданной и мотивированной исключительно политическими соображениями", - говорит партнер и аналитик консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин. По подсчетам аналитиков ФК "Открытие", "общий объем инвестиций в строительство БТС-2 может достичь 3,8-4 млрд долларов. Поскольку этот проект может привести к увеличению объема заемных средств, то раздутая инвестиционная программа Транснефти может привести к отрицательной величине денежных потоков; эта угроза может реализоваться до 2012 года".

Однако 10 июня российская нефтяная компания "Транснефть" начала возведение второй очереди Балтийской трубопроводной системы. БТС-2 пройдет от Унечи в Брянской области до Усть-Луги в Ленинградской области с дополнительной веткой к Киришскому нефтеперерабатывающему заводу. Предполагается, что ежегодно по БТС-2 будет перекачиваться до 50 миллионов тонн нефти. Общая протяженность нефтепровода составит около 1200 километров. Завершение строительства, которое будет вестись в два этапа, намечено на середину 2012 года.

Однако у БТС-2 есть ряд существенных недостатков .

Во-первых, у Транснефти могут возникнуть проблемы с финансированием строительства БТС-2. Ведь не следует забывать, что Россия активно пытается построить еще один нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан", а привлечь кредитные ресурсы в условиях кризиса довольно трудно.

Кроме того, открытым остается вопрос о том, какой нефтью будет заполняться трубопровод мощностью 50 млн тонн. В интервью "Коммерсанту " глава Минпромэнерго Виктор Христенко говорил, что из "Дружбы" объемы для БТС-2 забираться не будут, чтобы не создавать угрозу для деятельности европейских заводов. Со своей стороны премьер РФ Владимир Путин указывал на то, что объемы БТС-2 будут заполняться за счет увеличения добычи российскими нефтяными компаниями. Но Константин Черепанов из "КИТ Финанс" считает, что при стагнирующей добыче в России и увеличении доли нефти, идущей на переработку внутри России, часть объемов из "Дружбы" неизбежно придется забрать. В значительной мере российские власти в заполнении БТС-2 полагаются на Казахстан. Однако Казахстан вряд ли сможет предоставить больше 10-15 млн тонн, говорит Михаил Крутихин.

Строительство БТС-2 чревато ощутимыми экономическими потерями для Беларуси.

С пуском нового трубопровода в эксплуатацию Минск лишается доходов от транзита российской нефти в направлении Польши и Германии. По словам аналитика Михаила Крутихина, ущерб может составить около 600-700 млн долларов в год. Потери можно ожидать, ежели российские нефтяные компании перестанут перерабатывать нефть на белорусских НПЗ. Дело в том, что Россия собирается в конечной точке БТС-2 построить НПЗ, который может заменить белорусский "Нафтан".

Сейчас доходная часть бюджета Беларуси оценивается в 6 млрд долларов.

Впрочем, отмечают эксперты, задумывая проект БТС-2, Россия рассчитывала на увеличение объемов добычи нефти и, соответственно, объемов ее транзита. Однако при этом должна быть "железная гарантия" от стран-транзитеров. В интервью БелаПАН экономический обозреватель Татьяна Манёнок напомнила, что в конце 2008 года Беларусь и Россия на уровне вице-премьеров Владимира Семашко и Игоря Сечина договорились о создании совместного нефтяного холдинга. А российский посол Александр Суриков дал понять, что если это решение будет успешно реализовываться, то российская сторона может отодвинуть проект БТС-2. Аналитик Михаил Крутихин в интервью TUT.BY не исключил вероятности того, что БТС-2 может быть задействован по минимуму. "Путин может выделить своим друзьям в Усть-Луге только 12-15 млн тонн и не задействовать имеющуюся мощность в 50 млн тонн. А остальное отдать Минску. Но это может произойти только в том случае, если Беларусь и Россия договорятся по каким-то важным политическими вопросам", - отметил эксперт.

Вместе с тем в Беларуси рассматривают возможность альтернативного использования своих нефтепроводов.

Хотя, по данным экспертов, пока экономической целесообразности поставки нефти, альтернативной российской, нет. В частности, рассматривается вариант поставки нефти через новополоцкую трубу "Дружба" для ОАО "Нафтан" через литовский порт Бутинге. Напомним, что до 2003 года по системе белорусских нефтепроводов осуществлялся транзит российской нефти в направлении Вентспилса (Латвия), до 2006 года - на Мажейкяйский НПЗ и порт Бутинге. Нынешний проект с заполнением новополоцкой трубы рассматривается в рамках программы ЕС "Восточное партнерство". Однако какую нефть Беларусь планирует завозить в прибалтийский порт, пока не ясно. Неужели из Венесуэлы и Ирана, где белорусы уже осваивают местные нефтяные скважины?

Что до гомельской части "Дружбы", то ее можно соединить с нефтепроводом "Одесса - Броды", который был построен Украиной для обеспечения поставок каспийской нефти в Европу в обход России, и проложить участок трубы в направлении Прибалтики. Впрочем, один нюанс состоит в том, что надо будет договариваться с прикаспийскими государствами. Но, как полагает Михаил Крутихин, "у них нет большого желания перенаправлять нефть в этом направлении. Кроме того, есть такой фактор, как качество нефти. НПЗ в Польше и Германии используют для переработки российскую нефть Urals". Наверное, уже очевидно, почему встречи руководителей Украины и Беларуси стали происходить с довольно высокой периодичностью, хотя еще совсем недавно наши отношения на высшем политическом уровне были практически заморожены. Кроме того, энергетические вопросы обсуждаются и с Азербайджаном, и с Туркменистаном.

Nord Stream

Однако кроме БТС-2 есть еще один энергетический проект, реализация которого сильно нервирует руководство Беларуси. Речь о газопроводе Nord Stream ("Северный поток"), который соединит Россию с Евросоюзом через Балтийское море. Очевидно, что этот проект также является альтернативным Беларуси, поскольку идет в обход страны. Компания Nord Stream - это совместный проект четырех крупнейших компаний: OAO "Газпром", Wintershall Holding AG, E.ON Ruhrgas AG и N.V. Nederlandse Gasunie. Если говорить менее дипломатичным языком, то это проект бывшего президента России Владимира Путина и бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера. Планируется, что Nord Stream будет доставлять до 55 млрд кубометров газа в год.

Президент Беларуси в январе 2007 года назвал строительство Nord Stream "самым дурацким проектом России ". "Неизвестно, что может произойти с этим газопроводом, который лежит на куче боеприпасов", - заявил А. Лукашенко. Комментируя выступление президента Беларуси, источник в Кремле заявил РИА "Новости ": "Эти слова являются еще одним хорошим подтверждением необходимости строительства такого трубопровода".

В отличие от нефти альтернативных поставок газа у Беларуси практически нет. Поэтому официальный Минск упорно предлагает Москве построить вторую ветку действующего газопровода "Ямал - Европа". Глава Белтрансгаза Владимир Майоров недавно заявил в интервью корпоративному журналу Газпрома о том, что экономическая эффективность проекта "Ямал - Европа-2" не вызывает сомнений и отвечает интересам всех заинтересованных сторон. На вторую нить понадобится меньше инвестиций, поскольку возможность ее строительства была заложена при строительстве первой трубы. Отсюда соответственно вытекает снижение сроков строительства и окупаемости проекта "Ямал - Европа-2".

По замыслам белорусской стороны, проект состоит из двух этапов. Первый - это сооружение трубы от Несвижа до польско-германской границы. Он обошелся бы в 2,5 млрд долларов (в 5 раз меньше, чем North Stream) и позволил бы дополнительно прокачивать в Европу 23,5 млрд куб. метров газа. На втором этапе - при продлении трубы от Несвижа до Торжка - мощности увеличились бы до 33 млрд куб. метров. И соответственно по двум трубам объем транзита вырос бы до 66 млрд куб. метров газа в год. Россия пока настаивает на том, что она развивает поставки углеводородного сырья по маршрутам, не связанным с традиционными транзитными странами.

Впрочем, на днях посол России в Беларуси Александр Суриков призвал не беспокоиться по поводу ввода в строй первой очереди газопровода Nord Stream. Мол, объемы транзита российского газа по территории Беларуси из-за "Северного потока" не уменьшатся . "Как было 30 млрд кубометров по газопроводу "Ямал - Европа", так и будет, как было 14 млрд кубометров по системе Белтрансгаза, так и будет. Однако, как видим, мощности позволяют увеличить потенциал сотрудничества. Вместе нам надо объединить усилия и добавить 16 млрд кубометров транзита, получив таким образом прибыль совместного предприятия, и за счет налогов пополнить бюджеты двух стран", - отметил посол.

Справедливости ради стоит отметить, что неопределенность от реализации проекта Nord Stream пока в меньшей степени волнует Беларусь. Дело в том, что против проекта "Северный поток" выступают ряд скандинавских и прибалтийских стран, которые видят в NS причину экологической катастрофы. Поэтому сейчас проводятся разные экологические экспертизы на сей счет. Аналитик консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин в интервью TUT.BY подтвердил существующие разногласия между странами. "Я недавно разговаривал со шведскими и польскими дипломатами и понял, что сопротивление со стороны их стран очень велико. Преодолеть его будет очень сложно. Впрочем, я не могу утверждать, что "Северный поток" не будет построен. Никогда не говори никогда. Я уже раз прокололся, когда утверждал, что Джейхан (Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан - трубопровод для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. - Ред .) не будет

Вторая очередь магистрального нефтепровода Балтийская трубопроводная система (БТС-2) переведена из режима пуско-наладки в обычный рабочий режим. Об этом сообщил вице-президент "Транснефти" Михаил Барков.

"Буквально на днях БТС-2 переведена из работы в формате пуско-наладки к работе в обычном режиме. Прокачка в этом году составит около 15 млн тонн", - сообщил М.Барков.

По его словам, с запуском БТС-2 произошло "без преувеличения историческое событие": теперь зависимость от транзитеров в сфере нефтепрокачки полностью устранена. "Наличие этого маршрута - гарантия для наших грузоотправителей выполнения обязательств по транспорту нефти. В нашем распоряжении сегодня пять морских нефтяных терминалов в России, откуда танкерами нефть может идти в любую точку мира", - отметил топ-менеджер.

М.Барков также подчеркнул, что теперь Россия впервые получила профицит нефтепроводных мощностей, тогда как ранее, особенно в 90-е годы, они были дефицитными. "Мы можем теперь маневрировать ресурсами в разном направлении в разное время и таким образом, чтобы обеспечивать себе наиболее безопасные и выгодные условия деятельности", - считает вице-президент "Транснефти".

М.Барков отметил, что с запуском БТС-2 об отказе от поставок нефти по нефтепроводу "Дружба" речи не идет. "…ввод БТС-2 не означает прекращения поставок нефти по традиционному маршруту - "Дружбе". Речь идет, в первую очередь, о переориентации нефтяных потоков для разгрузки направлений, работающих с превышением мощности по перевалке", - сказал топ-менеджер. По его словам, необходимо разгрузить порты Приморск и Новороссийск. Так, в Новороссийске некоторые объемы нефти будут заменены нефтепродуктами.

Напомним, "БТС-2" была построена с целью создания альтернативного нефтепроводу "Дружба" маршрута поставок российской нефти в Европу, который позволит избегать транзитных рисков. Строительство БТС-2 началось в 2009 г., и запустить ее планировалось еще в конце 2011 г. К середине ноября прошлого года все строительные и пусконаладочные работы на объектах нефтепровода были завершены, но он не был запущен в срок из-за неготовности необходимых для перевалки нефти двух причалов в порту Усть-Луга. Наконец, 23 марта 2012 г. БТС-2 была запущена в тестовом режиме, на посвященной этому событию торжественной церемонии присутствовал Владимир Путин, тогда еще премьер-министр.

БТС-2 имеет протяженность в 1 тыс. км, ее маршрут проходит от города Унеча в Брянской области до порта Усть-Луга в Ленинградской области. Как в марте этого года сообщала пресс-служба "Транснефти", на первом этапе мощность нефтепровода составляет 30 млн тонн в год. На втором этапе проекта, завершить который планируется к концу 2013 г., объем транспортировки нефти по БТС-2 должен увеличиться до 38 млн тонн в год.