О соотношении интеграции и глобализации. Право экономической интеграции

Благодаря деятельности ТНК начинают стираться грани между мировым и внутренним рынками отдельных стран. Это не только открывает новые возможности развития, но и создает новые противоречия.

1 элемент глобализации – ТНК и ТНБ – господа мировой экономики.

Государства объективно заинтересованы в привлечении капиталов ТНК. Создаются новые рабочие места, увеличивается объем продукции, выпускаемой на национальной территории, обеспечивается доступ к новым технологиям.

В то же время ТНК обычно настаивают на либерализации внешней торговли, налоговых льготах, ограничении государственного вмешательства в экономику. Эти запросы нередко противоречат социальным ориентирам развития национальных экономик, которые поддерживает большинство избирателей.

В условиях, когда стабильность национальных экономик определяется устойчивостью мировых рынков валюты, капиталов и товаров, многие действия ТНК и ТНБ становятся источником серьезных проблем. Их капитал при появлении более выгодных сфер приложения немедленно перетекает в экономику других стран, что дестабилизирует положение на обширных территориях. Многие ТНБ обогащаются на разнице валютных курсов, т. е. прибегают к спекулятивным валютным операциям, подрывая устойчивость всей международной финансовой системы.

Использование преимуществ привлечения ресурсов ТНК и защита интересов отдельных государств обеспечиваются межгосударственным сотрудничеством, интеграцией.

2 элемент глобализации – слияние национальных экономик в единый комплекс.

Наиболее полного развития интеграция, приводящая к слиянию национальных экономик в единый комплекс, достигла в Западной Европе. Успешно развивается она в Северной Америке, где США, Канада и Мексика создали зону свободной торговли (НАФТА), в Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Разрабатываются проекты создания Североатлантической зоны свободной торговли, Азиатско - Тихоокеанской интеграционной зоны.

3 элемент глобализации – создание единых правовых пространств.

Развитие интеграционных процессов привело к созданию так называемых единых пространств. В их рамках действуют согласованные (чаще всего единые) правовые нормы, включая антимонопольное законодательство, принципы социальной, таможенной, налоговой, финансовой политики. При создании государствами обширных единых пространств, гиганты транснационального бизнеса оказываются вынуждены принимать согласованные правительствами экономические правила игры. В то же время интеграция не противоречит интересам ТНК и ТНБ. Она обеспечивает открытость экономических границ, свободу перемещения капиталов, товаров, рабочей силы, увеличивает стабильность положения в государствах, где находятся филиалы ТНК.

Переход ключевых позиций в мировой экономике к ТНК и ТНБ, развитие интеграционных процессов между самыми развитыми государствами мира на основе информационных технологий породили явление, которое в 1990-е гг. стало определяться как глобализация.

4 элемент глобализации – Интернет.

Глобализация - это новый этап мировою развития, начавшийся в связи с возникновением информационных технологий. Он характеризуется резким ускорением темпов взаимовлияния всех сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной). На этом этапе качественно возрастает степень взаимовлияния народов друг на друга, что раскрывает беспрецедентные возможности взаимообогащающего развития, но в то же время порождает новые противоречия.

В условиях глобализации сотрудничество между народами и государствами стало важнейшей предпосылкой их успешного развития. Именно по этой причине государства, которые сумели найти наиболее эффективные модели сотрудничества, заняли лидирующие позиции в современном мире. Совместными усилиями они решали достаточно сложные проблемы, возникавшие в ходе модернизации их экономики.

В то же время потребность в сотрудничестве вступает в противоречие с традициями политики, основанной на защите национальных интересов. В формирование единых пространств вовлекаются страны с различным уровнем развития, неодинаковым экономическим, научно-техническим потенциалом. Каждая из них стремится к тому, чтобы правила игры в рамках этих пространств в наибольшей мере отражали (или по крайней мере не ущемляли) ее интересы. В итоге развивается новый тип соперничества, протекающий в форме борьбы за влияние на политику международных институтов.

5 элемент глобализации – Мировое правительство.

Передача (делегирование) полномочий национальных правительств наднациональным институтам, рождающимся в ходе углубления интеграции, ведет к возникновению нового уровня власти, не подотчетной парламентам и избирателям отдельных стран. Эти процессы в 1990--е гг. воспринимались во многих государствах Западной Европы и Северной Америки как создающие угрозу демократии, правам и свободам граждан.

В 1990-е гг. протест против углубления интеграции, контроля ТНК и ТНБ над мировой экономикой выражали интеллектуалы, студенчество, довольно широкие слои общества, не получающие выгод от глобализации -- от представителей мелкого и среднего бизнеса, не выдерживающих конкуренции с ТНК, до маргиналов.

6 элемент глобализации – глобальное гражданское общество.

Заметную роль в политической жизни многих стран в конце ХХ в. стало играть движение антиглобалистов, Оно объединяет различные неправительственные организации (НПО), озабоченные переходом контроля над экономикой в руки ТНК и ТНБ, расширением их политического влияния. Особенно возросла активность антиглобалистов после того, как в 1997 г. ведущие страны мира начали переговоры о заключения соглашений, гарантирующих защиту инвестиций и собственности ТНК. В ответ на это антиглобалисты провели в Канаде (Торонто) учебу для 2000 активистов из различных стран под лозунгом «Бросая вызов власти корпораций». Начиная с этого времени, все встречи государств «Восьмерки», заседания руководства влиятельных международных организаций сопровождаются массовыми акциями протеста.

Движение антиглобалистов крайне неоднородно, оно не имеет ни организационной структуры, ни руководящего ядра. По примерной оценке, в него входит около 20 тыс. различных НПО - экологических, анархистских, троцкистских, марксистских и других. Антиглобалистское движение - международная инициатива «Акция без границ» 2000 г, участники которого в разных странах координируют свои действия через Интернет, является типичной сетевой структурой. Подобным термином называют организации, спонтанно и стихийно формирующиеся «снизу». НПО, выразившие желание принять участие в той или иной акции протеста, согласовывают действия, собирают средства. Как показала практика, они способны перебросить почти в любую точку земного шара до 100 тыс. своих активистов, организовать их проживание и пропитание.

У антиглобалистов отсутствует единая программа. Тем не менее их идеи имеют черты, близкие к взглядам новых левых 1960-1970-х гг. Это говорит о становлении новой радикальной политической силы международного масштаба.

Антиглобалисты негативно относятся к большинству существующих международных организаций, органам власти своих стран, ведущим политическим партиям и их лидерам, считая, что они защищают интересы транснационального бизнеса.

Антиглобалисты выступают против стремления высшего и среднего классов к повышению своих доходов и уровня жизни, увеличения прибылей ТНК за счет нанесения урона окружающей среде, переработки в предметы потребления невосполнимых ресурсов.

Антиглобалисты считают аморальным положение, когда меньшинство населения мира, проживающее в богатых странах Севера, пользуется всеми благами прогресса и тратит огромные средства на военные цели.

Антиглобалисты не отрицают преимуществ международного разделения труда, но считают, что оно должно развиваться не под контролем и по желанию ТНК, а на основе соблюдения интересов участвующих в нем государств и народов.

Развитие связанной через Интернет сети НПО свидетельствует о начале процесса становления глобального гражданского общества, которое в XXI в. сможет стать весьма весомой силой в мировой политике.

Сложились и международные организации сторонников глобализации, такие, как «Новая атлантическая инициатива» (учреждена в Праге в мае 1996). Ее активными участниками выступают концерн «Даймлер - Крайслер», другие представители транснационального бизнеса, военных и политиков стран НАТО.

Экология и проблема модернизации стран «Юга»

Проблемы экологии привлекли внимание мировой общественности еще в 1970-е гг. Только за период 1950--1960-х г - объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Соответственно возросло потребление энергоресурсов, сырья, воды, увеличились отходы производственной деятельности.

В 1970 г; группа ведущих ученых мира, объединившихся в Римский клуб, создала компьютерную модель развития мира. В нее были заложены параметры роста производства и потребления, наличия природных ресурсов, состояния биосферы и т. д. Оказалось, что при сохранении прежних темпов роста численности населения и прироста производства человечество в очень короткие сроки столкнется с истощением материальных ресурсов развития, ухудшением экологического положения.

Перевод промышленности на высокие энерго- и ресурсосберегающие технологии, безотходное производство на основе замкнутого цикла, которыми владеют ТНК, в принципе решает экологические проблемы.

Благодаря новым технологиям с начала 1960-х по начало 1990-х гг. расход энергоресурсов на производство каждых 100 долларов ВНП в странах Азиатско - Тихоокеанского региона сократился со 137 кг условного топлива до 37 кг, в арабских государствах - с 228 до 76 кг, в США - со 166 до 26 кг. Без увеличения объема природного вещества, вовлекающегося в производственный цикл, было обеспечено значительное увеличение выпуска готовой продукции.

Принятое в большинстве развитых стран жесткое природоохранное законодательство обязывает компании, корпорации принимать меры по предотвращению промышленного загрязнения окружающей среды. Уже в 1980-е гг. доля условно чистой продукции (производимой без ущерба экологии) в развитых странах достигла 27%, в развивающихся - 19%.

Увеличились общие государственные расходы на природоохранные цели. Во многих странах Северной Америки и Западной Европы к концу 20 в. они превысили 2% ВНП (5-7% бюджета), что позволяет частично исправить ущерб, ранее нанесенный природе. Так, в Германии удалось восстановить чистоту воды в реке Рейн, на берегах которого находятся крупнейшие производственные комплексы. В США были очищены от загрязнения Великие озера. Повсюду в мире создаются национальные парки и заповедники, где запрещена промышленная деятельность.

В то же время большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки не имеют средств на внедрение экологически безопасных технологий. ТНК во имя получения наибольшей прибыли используют заинтересованность многих развивающихся стран в привлечении капиталов для эксплуатации их ресурсов.

ТНК рассматриваются международной общественностью как виновники ежегодного уничтожения 20 млн га тропических лесов, представляющих собой «легкие» планеты; хищнической эксплуатации почв в странах Азии и Африки, ведущей к наступлению пустынь; сброса отходов производства в Мировой океан или их захоронения без соблюдения норм экологической безопасности в слаборазвитых странах.

В условиях глобализации совершенно новое измерение приобрели проблемы модернизации бывших колониальных и зависимых стран. Еще в 1970-е гг. существовали надежды, что постепенно будет преодолено отставание в уровне жизни населения этих стран от уровня жизни населения Западной Европы и Северной Америки. Однако с овладением ими высокими технологиями неравномерность мирового развития в целом возросла.

На долю 24 государств Севера (США, Канада, страны Западной Европы и Япония) к концу ХХ в. приходилось лишь 16% населения мира, но 77% мирового производства ВНП, 96% всех капиталовложений. Именно на их территории находятся центры «производства знаний», создаются и внедряются новые технологии. Основное движение капиталов ТНК и ТНБ осуществляется между этими странами.

Некоторые из государств Латинской Америки, Азии, Африки или страны Юга, как их иногда называют, смогли занять довольно весомое положение в новой системе международного разделения труда. Прежде всего это нефтедобывающие страны, такие, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Венесуэла, Мексика, ряд других. Многие государства, для которых свойственно сочетание довольно высокого уровня внутренней стабильности с наличием относительно дешевой рабочей силы, оказались привлекательны для капиталов тнк. К ним можно отнести Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Бразилию, Мексику и др. На их территорию стали переводиться экологически опасные производства, предприятия по сборке автомобилей, электронного оборудования, бытовой техники.

Модернизация с помощью ТНК имела ограниченный эффект. Благодаря ее осуществлению во многих странах "Юга» сложились высокотехнологичные производства. Однако они не стали органичной частью национальных экономик, которые во многом сохраняли традиционный, полунатуральный характер. Увеличились острота внутренних противоречий, неравномерность и нестабильность в развитии. Созданные крупные предприятия обслуживали преимущественно внешние рынки, их процветание зависело от положения дел в странах "Севера».

Вместе с тем такие страны, как Китай и Индия, обладающие огромными людскими и природными ресурсами, смогли добиться определенных успехов в модернизации своих экономик.

В наихудшем положении оказались те государства, которые стали непривлекательны для транснационального бизнеса по ряду причин. К ним относятся внутренние конфликты, отсутствие квалифицированной рабочей силы и обширных запасов полезных ископаемых. В этих странах «Юга», включающих большинство государств Центральной и Экваториальной Африки, ряд стран Центральной Америки и Азии (в частности, Афганистан), не решена проблема снабжения населения минимальным количеством жизненных благ и продовольствия. Здесь значительная часть населения (около 50%) не имеет доступа к услугам медицины, пользуется недоброкачественной водой, живет в городах и населенных пунктах, лишенных канализации, где бытовые отходы сбрасываются в окружающую среду. /

Правительства данных государств не имеют ресурсов для самостоятельного решения проблем развития. В большинстве из них рост численности населения превышает увеличение объема производства ВНП, что ведет к постоянному ухудшению положения. По некоторым оценкам, разрыв в уровне доходов, производимых на душу населения стран «Севера» и наименее развитых государств «Юга», в начале ХХ в. составлял 10: 1, в 1960-е гг. - 30: 1, к концу 1990-х гг. - 74: 1.

Существующие международные программы содействия развитию недостаточны, чтобы решить возникающие проблемы.

Эффективность содействия в развитии, оказываемого по линии международных организаций, не бесспорна. Международный валютный фонд (МВФ), задачей которого является поддержание стабильности курсов валют, в 1986-1997 гг. оказал помощь 54 странам. За все эти годы рост производства ВНП на душу населения в них составил лишь 4%.

Всемирный банк, созданный для помощи в развитии странам, которые не могут получить кредиты частных банков, за последние три десятилетия оказывал помощь в развитии 68 странам. Однако большинство из них не достигли успеха. Напротив, у государств, принимавших помощь МВФ и Всемирного банка, наблюдался быстрый рост внешней задолженности.

Низкая эффективность помощи развитию частично объясняется нецелевым использованием кредитов, расхищением средств местной знатью, бюрократией. В то же время условия выделения помощи, предъявлявшиеся МВФ и Всемирным банком, нередко не отвечали местному положению дел, их вынужденное принятие лишь ухудшало положение.

Таким образом, наряду с «центром» мирового хозяйства, развитым «Севером», и его периферией, государствами «Юга», выделилась группа наименее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки (их население - около 1 млрд человек) с крайне низким уровнем жизни, оказавшихся в стороне от процессов глобализации. Это создает серьезные проблемы для всех участников международной жизни.

Страны «Юга» становятся зонами военно-политической нестабильности, очагами возникновения эпидемий. Потоки беженцев из стран, охваченных кризисами и конфликтами, наводняют соседние государства, что обостряет и их внутренние сложности.

Во многих государствах нарастает недовольство в связи с ограниченностью программ содействия развитию. Высокий уровень жизни в странах «Севера» рассматривается как вызов народам, с трудом решающим проблемы обеспечения минимального выживания. Многие лидеры «Юга» стремятся любой ценой, в том числе и военными средствами, повысить статус своих стран в мировых делах.

Некоторые государства «Юга» (к их числу в конце ХХ в. относят Афганистан, Сомали, Судан, Заир и другие) становятся базой деятельности международных террористических организаций. Выступая под религиозными, националистическими, классовыми лозунгами, они пытаются методами насилия и террора «отомстить» ведущим державам мира за бедственное положение своих народов.

Все это создает новые проблемы на пути обеспечения международной безопасности и стабильности, требует новых решений от правящих кругов высокоразвитых стран мира.

Вопросы и задания

1.Как вы думаете, какие из объединений стран Западной Европы и Северной Америки и почему достигли наибольших результатов в интеграции?

2.В чем состоят проблемы и противоречия интеграционных процессов?

3.Проанализируйте основные черты двух моделей экономического развития евроатлантических стран: северо - американскую и западноевропейскую. В чем их отличие?

4.На какой стадии интеграции находятся в настоящее время страны Западной Европы? Каковы перспективы их дальнейшего сближения? При ответе на этот вопрос используйте материалы Интернета и текущей прессы.

5.Как определялись цели создания ЕЭС, какие методы их достижения предполагалось использовать?

6.Дайте определение понятий «транснациональная компания» и «транснациональный банк». Чем вызвано их появление? Какую роль они играют в современном мире?

7.Неизбежен ли процесс глобализации? Выскажите свое мнение.

8.Как связаны между собой проблемы экологии и модернизации стран «Юга»?

9.Почему некоторые государства «Юга» не могут решить проблемы, связанные с модернизацией? К каким последствиям это приводит?

10.В чем значение движения антиглобалистов?


Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития на рубеже XX-XXI веков, стала глобализация. Ее суть состоит в расширении взаимосвязей людей, государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка и интернационализации в разрешении экологических проблем, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий и конфликтов.

Глобализация призвана содействовать взаимопроникновению культур, взаимопониманию цивилизаций, утверждению норм международного права и соблюдению прав личности при сохранении самобытности народов и их особой ментальности, не допуская духовной и политической стандартизации. Глобализация включает и многие другие стороны усиления взаимосвязи и интеграции человеческих сообществ: повышение роли транснациональных структур и участников международных отношений – региональных и общественных организаций, универсализацию правовых норм, социальных стандартов и т. д.

Согласно определению МВФ, глобализация – это в возрастающей степени интенсивная интеграция. В широком понимании имеется в виду общемировая система, возникающая в результате слияния национальных экономик. Она должна быть основана на беспрепятственном перемещении капитала, снижении тарифных барьеров и либерализации движения товаров, капитала, коммуникационном и информационном сближении.

Процесс глобализации призван приводить к размыванию экономических границ, сближению уровней социально-экономического развития стран в рамках региональных объединений. В реалиях глобализации именно финансово-экономические критерии приобретают решающее значение. Чем сильнее, устойчивее и конкурентоспособнее будет экономика страны, чем более интегрированной будет ее участие в процессе глобализации, тем прочнее окажутся ее позиции в международном сообществе.

В XX веке значение национального государства подверглось переоценке. Более популярной становится модель региона как части мирового сообщества. Международный опыт свидетельствует, что значимость и вес отдельного региона может возрастать по мере углубления в нем интеграционных тенденций.

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей, это процесс сближения, взаимоприспособления национальных хозяйственных систем, в основе которого лежит экономический интерес хозяйствующих субъектов и международное разделение труда. В конце ХХ века она стала инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – членов интеграционных группировок. Интеграция представляет собой также процесс движения и развития определенной системы, в которой усиливается связь ее участников и уменьшается их самостоятельность, при этом появляются новые формы взаимодействия, которых не было в прежней системе.

Термин «интеграция» происходит от латинского слова integratio – восполнение, integer – целый. Общее определение интеграции формулируется следующим образом: интеграция – это сближение, слияние, объединение частей, образующих единое целое, но при сохранении их идентичности, т. е. страны сближаются, образуют единый торговый, экономический, валютный и политический союз, но при этом сохраняется их национальная идентичность.

Известный российский ученый В. Г. Барановский подразумевает под интеграцией «состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию». В системе международных отношений интеграция подразумевает создание некоей целостности системного характера. Однако понятие «целостность» у же, чем понятие «системность». По мнению В. Г. Барановского, участие государств в той или иной подсистеме межгосударственных отношений далеко не во всех случаях свидетельствует об их интеграции. В связи с этим он выделяет три критерия интеграции:

1) выделение, обособление связей и отношений, существующих между государствами;

2) управление в интеграционных процессах, целенаправленные действия и регулируемость в интеграционном комплексе;

3) соотношение в интеграционном комплексе целого и частных структурных элементов.

Определение понятия интеграции было предложено и основателем структурного функционализма Т. Парсоном, который включает два основных компонента: внутреннюю совместимость элементов интеграции и поддержание специфических условий, при этом интеграционная система как бы отделяется от другого, внешнего по отношению к ней, окружения.

Современное российское понимание интеграции отличается более конкретным характером, без идеологического подтекста. Так, экономическая интеграция определяется как форма интернационализации хозяйственной жизни, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. В советское время к этому определению добавлялась идейно-политическая компонента – однотипность общественного строя, подчеркивались глубокие различия между социалистической и капиталистической интеграциями по социально-экономической природе, формам, методам, экономическим и политическим последствиям.

Региональная интеграция государств – это процесс сближения и взаимодействия национальных хозяйств, формирования региональных экономических группировок. В основе региональной интеграции лежат естественные процессы усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем. Цель – устранить национальные барьеры на пути взаимного торгового и инвестиционного взаимодействия, поставить в равные условия хозяйствующие субъекты государств. На основе согласования, унификации и гармонизации бюджетной, налоговой, валютной политики создается единое экономическое пространство.

Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи, которые обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств. За этим следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем до определенного сращивания управленческих структур. Основная цель интеграции – наращивание объемов и расширение набора товаров и услуг на основе обеспечения эффективности хозяйственной деятельности.

Понятие интеграции включает целую группу явлений и процессов, протекающих в культурной, экономической, политической и других сферах. Интеграция бывает военно-политической, научно-технической, технологической и т. д.

Интеграция на микроуровне протекает через взаимодействие капитала отдельных фирм, предприятий путем формирования экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На региональном уровне – в форме кооперации региональных инфраструктур, создания экономических зон. На межгосударственном уровне интеграция осуществляется на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. В результате происходит создание региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, общими органами и т. д.

Основными предпосылками интеграции являются:

1. Сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран. В случае несовместимости экономических параметров заключаются преференциальные соглашения либо между отдельными странами, либо между интеграционным объединением и страной. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Преференциальные соглашения рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса. Действие данных соглашений продолжается до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы экономические условия, сопоставимые с условиями более развитых стран.

2. Территориальная близость интегрирующихся стран, наличие общих границ, признание территориальной целостности и сложившихся границ. Данный фактор позволяет минимизировать затраты на транспортные перевозки.

3. Демонстрационный эффект: в интегрирующихся странах происходит ускорение темпов экономического роста, увеличивается занятость населения, наблюдается снижение инфляции и прочие положительные сдвиги, что оказывает стимулирующее воздействие на другие страны.

4. Политические режимы понимают выгодность интеграции, стремятся выработать общий курс и определить этапы интеграции, а также обеспечить постепенную передачу отдельных полномочий наднациональным органам. Появление таких органов является показателем ступеней интеграционного развития.

Интеграция, в свою очередь, может быть мирового и регионального масштабов. Интеграция мирового масштаба основывается на развитии мирового производства, мирового рынка и коммуникаций.

Международная экономическая интеграция позволяет странам получить следующие преимущества:

Дает более широкий доступ к ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на рынок всей интеграционной группировки;

Экономическое сближение стран создает привилегированные условия для фирм стран – участниц интеграции, защищая их от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

Позволяет интегрирующимся странам совместно решать острые социальные проблемы;

Углубление международного разделения труда (МРТ) способствует сокращению затрат на продукцию и обеспечивает экономическую эффективность;

Расширяется экономическое пространство, между предприятиями интегрирующихся стран усиливается конкурентная борьба, которая стимулирует их и приводит к повышению эффективности производства;

Создается более стабильная ситуация для развития взаимной торговли, выступления от лица блока более весомы и дают лучшие результаты в области международной торговой политики;

Страны имеют возможность использовать преимущества национальных экономик для расширения масштабов рынка сбыта, поддерживать своих производителей, сокращать межгосударственные торговые издержки;

Расширенное экономическое пространство обеспечивает условия для привлечения иностранных инвестиций;

Создается благоприятная внешнеполитическая среда, усиливается сотрудничество стран не только в экономической, но и в политической, культурной и других областях;

Преодолевается фактор ограниченности, «закомплексованности» и страна превращается в полноправного и равного всем остальным субъекта международных отношений.

Предыдущая

глобализация мировая экономика интеграция

Международная интеграция, ее формы и этапы

Резкое усиление межгосударственной конкуренции, более жесткое соперничество на традиционных рынках становится не под силу одному государству. Все процессы в отдельных странах оказываются зависимыми друг от друга, изменения в производстве одной страны вызывают определенные изменения в производстве другой. В результате зарождается и развивается «процесс интеграции - взаимопроникновение отдельных элементов экономики одной страны в экономику других стран. Таким образом, все страны оказываются участниками одного мирового производственного процесса и зависят друг от друга».

К объяснению сущности интеграции современные экономисты подходят по-разному. Так, А.И. Добрынин отмечает, что интеграция представляет собой широкое межгосударственное объединение, действующее в соответствии со специальными соглашениями и обладающее своей организационной структурой . Л.В. Шкваря осознает интеграцию как «комплекс форм экономического сотрудничества стран» . З.Н. Яковлева называет международную интеграцию «объективным и осознанным процессом сращивания национальных экономик» . С.А. Яблокова рассматривает интеграцию уже как «мощный инструмент ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке» . А вот З.К. Раджабова при формулировке своего определения считает важным отметить то, что в процесс интеграции чаще всего включаются государства «преимущественно с однотипным общественным строем и примерно одинаковым уровнем экономического развития».

Итак, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что международная интеграция выступает основой усиления взаимозависимости экономик разных стран, объединяет их на основе глубоких устойчивых связей и постепенно принимает всеохватывающий характер.

Процесс взаимопроникновения в экономику начинается, как правило, на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все новые страны. Происходит постепенное формирование относительно устойчивых связей структурного характера, при этом само сотрудничество между странами-партнерами обретает уже не только торгово-экономический, но со временем и технико-технологический и финансово-инвестиционный характер. В этот процесс вовлекаются многие тысячи банков, фирм, производственных компаний, научно-технических центров, как входящих в сферу влияния ТНК, так и обслуживающих интересы мелкого и среднего бизнеса.

Международная экономическая интеграция может принимать разные формы. Их классификация в экономической литературе основывается на степени ее полноты и зрелости в решении тех или иных задач.

Создание концепций стадий развития международной экономической интеграции - несомненная заслуга Б. Балассы, который классифицирует этапы процесса экономической интеграции по степени сотрудничества между интегрирующимися партнерами и видам дискриминационных мер, подлежащих отмене.

Этот ученый выделяет пять основных этапов, или форм, интеграции, на каждом из которых степень взаимодействия между партнерами усиливается:

Зона (регион) свободной торговли (ЗСТ) - подразумевает отмену количественных ограничений и тарифов между участниками при сохранении индивидуальных внешних барьеров по отношению к третьим странам. ЗСТ подразумевает отмену пошлин и торговых ограничений на торговлю всеми товарами, происходящими из объединяющихся территорий;

Таможенный союз (ТС) - дополнительное установление единого внешнего тарифа участниками союза по отношению к третьим странам, ликвидация пошлин и торговых ограничений на всю торговлю или, по крайней мере, на торговлю всеми товарами, происходящими из объединяющихся территорий, и применению примерно одинаковых пошлин и торговых мер в отношении третьих стран;

Общий рынок - отмена ограничений на передвижение всех факторов производства внутри интегрирующегося региона;

Экономический союз - определенная степень гармонизации экономической и социальной политики, единая валюта и платежный союз;

Полная экономическая и политическая интеграция - передача суверенитета по управлению экономической и социальной политикой наднациональному органу власти, формирование конфедерации .

Но все же современные экономисты вносят свои поправки в выделении стадий развития международной интеграции. Например, З.Н. Яковлева первой стадией интеграции называет преференциальное соглашение, основанное на «снижении тарифных цен и других барьеров во внешней торговле» . Еще она объединяет четвертый и пятый этапы, выделенные Б. Балассой, в один, который называется «экономический и валютный союз». С.А. Яблокова соглашается с классификацией Б. Балассы, в то же время объединяя последние две стадии в одну, называя ее «экономический и валютный фонд». З.К. Раджабова же, наоборот, четко разграничивает экономический союз как третью стадию, и политический союз как четвертую.

По моему мнению, классификация Б. Балассы довольно четко объясняет этапы международной интеграции. Но всё же, я думаю, что нельзя не учитывать и этап преференциального соглашения как основу дальнейших значимых изменений, как зарождение изучаемого процесса.

На высшей стадии интеграционного сотрудничества унифицированная региональная политика становится по-настоящему единой, включая в себя помимо чисто структурно-технологических аспектов уже и новое содержание. Происходит постепенная унификация процесса структурно-технологической перестройки хозяйства на всей территории интегрирующихся стран.

Интеграция затрагивает факторы производства, межгосударственные взаимосвязи, охватывая весь процесс воспроизводства, что влияет на экономику стран.

В последние годы некогда развивавшийся лишь в нескольких регионах мира интеграционный процесс охватил уже практически все континенты и субконтиненты и привел к образованию многочисленных региональных и субрегиональных торгово-экономических блоков, большая часть которых ставит конечной целью своей деятельности именно выход на интеграционную стадию экономического сотрудничества. Можно сказать, что современное мировое экономическое пространство все больше превращается в определенном аспекте в территорию, фактически поделенную на межгосударственные интеграционные группировки, число которых постоянно возрастает.

Речь уже идет о выравнивании социально-экономического положения стран-участниц в целом и их административных регионов, а также о создании условий для развития их в будущем как единого хозяйственного организма. Международная экономическая интеграция ведет к превращению мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Именно поэтому можно рассматривать интеграцию как основу уникального исторического процесса, а именно - глобализации.

"Интеграция" происходит от лат "integratio" - объединение. Применительно к сфере межгосуд. отношений оно означает добровольное и взаимовыгодное объединение отдельных частей (субъектов) в некую самостоят. целостность (общность). При этом последняя представляет собой не просто арифметич. сумму составляющих ее частей. Интеграция позволяет получить такие материальные, интеллектуальные и иные средства, каких ни один из участников не имел бы, действуй он автономно.

Интеграция представляет собой реальную возможность обеспечить мирное сосуществование гос-в, что может быть достигнуто посредством таких мер, как расширение торговли, свободное перемещение людей, развитие культурного обмена, активное проведение полит. консультаций и т. п.

Интеграция также определяется как "процесс, посредством которого отдельные государства передают часть своих суверенных прав в пользу создаваемой и единой для них всех институциональной структуры с тем, чтобы обеспечить учет и реализацию их общих интересов". Еще в античности возникла идея «космополиса» - глобального гос-ва для устранения разобщен-ти отдельных гос-в и войн. Либеральная концепция заключалась в создании м/н орг-ции (универсальной), придание ей наднационального статуса для преодоления межгос. разобщен-ти и анархии. После 1 МВ была создана Лига Наций, которая потерпела неудачу из-за грандиозности и неконкретности. Концепция функционализма (2 пол 20в), изложенная Митрани призывала не создавать наднациональных орг-ций, а устанавл-ть сотруднич-во гос-в в экон, соц, культ сферах - та практика подтолкнет гос-ва к формир-ю межгос-х органов и полит коопераций.

В современных м/н отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества гос-в и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (их > 4 тыс) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН.

    процесс интеграции (интеграция вглубь)

    глобализация (интеграция вширь)

Предпосылки интеграции:

террит. близость или общие границы

примерно одиников. ур-нь развития

демонстрация эффективности существующих объединений

Экономическая интергр. проходит несколько этапов: создание зоны свободной торговли,

таможенный союз, общий рынок, экон. и валютный союз.

Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.

Глобализация - это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.

Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.

Последствия процесса глобализации.

Позитивные:

Стимулирующее влияние на экономику: - появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле; - возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду; - снижение издержек производства; - появление возможностей для дальнейшего развития производства; - рост прибыли; - концентрация усилий на разработке новых передовых технологий; - плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования;

Сближение государств;

Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике;

Возникновение социокультурно¬го единства человечества.

Негативные:

Насаждение единого стандарта потребления;

Создание препятствий для развития отечественного производства;

Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран;

Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества;

Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах;

Утрата каких-то специфических черт национальных культур.

Глобализация имеет мировую тенденцию и представляет объективный закономерный процесс, который проявляется во многом, но преимущественно в интеграции в финансово-экономической сфере, в торговле, культуре, в области массовых коммуникаций и информационных технологий. В будущем он будет распространяться и на другие области. Процесс глобализации развивается в силу объективной необходимости мироустройства, а не производства и стихийности.

В процессе глобализации происходит взаимовлияние различных мировых проблем на социально-экономические и социально-культурные проблемы и процессы конкретного сообщества.

Идея глобализации, по-видимому, заложена в самой коллективистской природе человека и воздействует на него на уровне подсознания, проявляясь с древнейших времен в его стремлении к поиску и выработке эталонных образцов взаимоотношений. Человек стремится объяснить существующий порядок в мире и организацию социума через единое целое: в религии – через единого Бога, в мифологии – через природу, в науке – через знание, в политике – через власть.

Важно отметить, что глобализация противоречий – явление, с одной стороны, новаторское, а с другой стороны – разрушительное. Его противоречивость проявляется прежде всего в том, что глобальная экономика "уживается" с раздробленностью и неинтегрированностью производства, рынков труда, политических организаций и обществ Глобализация укрепила безопасность гоcударств, и в то же время создала новые угрозы.

Глобализация, безусловно, ускоряет экономическое развитие стран, способствует упрочению мира и развитию демократии и даже объединению стран (Пример – Европейский союз), но вместе с тем процесс глобализации усиливает безработицу, богатые страны еще больше богатеют, а бедные – беднеют, растет инфляция и другие экономические и социальные проблемы, что ведет к конфликтам, росту энтропии и мировому хаосу.

Очевидно, что широкое развитие торговли между разными странами, организациями, множество транснациональных корпораций, развитие связей и коммуникаций, расширение информационных средств (космических, телевизионных, радио и т.п.), миграция народов способствуют сближению многих стран из различных регионов мира. Однако глобализация приводит к созданию трансна-циональной экономики, которая, со своей стороны, вызывает такие изменения, При которых современные экономические и политические отношения будут уничтожены до того времени, пока возникнут новые отношения. На какой-то промежуток времени вместо всеобщего порядка наступит беспорядок или хаос.

Глобализация в каждой стране имеет свои особенности. В России влияние мировых тенденций отличается в различных сферах человеческой деятельности.

Проблемы глобализации важны как для всего мира, так и конкретно для России. Россия наравне с другими странами включена через Интернет, телекоммуникации, телевидение и радио в единое информационное пространство. Происходит вестернизация России.

Глобализация в образовании ведет к унификации и стандартизации учебных планов и методов обучения, международных образовательных проектов, международных учебных заведений, дистанционного образования, интернет-образования и т.п.

Россия сможет войти в глобальное пространство только через экономику, торговлю (ВТО), финансы, так как именно экономические и торговые отношения являются определяющими, и они диктуют правила игры и начинают влиять на политику. Для включения России в международное разделение труда необходимо создавать международные, или транснациональные, корпорации – промышленные, производственные.

В идеальном варианте глобализация предполагает равенство в получении информации, международное разделение труда, усовершенствование социально-экономической структуры, широкое распространение новых технологий, продвижение в направлении демократии, модернизацию общественной жизни и подтягивание отстающих обществ к уровню передовых.

Однако пока налицо огромное неравенство в богатстве стран, в возможностях использования капитала и информации, усиливающийся разрыв между производительным капиталом и капиталом коммерческим и финансовым, неравенство национальных структур, ограничение автономности и независимости национальных гражданских институтов

У некоторых ученых и специалистов, а иногда и в прессе, возникает эйфория по поводу скорого наступления "эры глобализации", следствием которой должен стать прогресс мировой экономики и общечеловеческого мироустройства. Однако следует вспомнить, что в 60-е годы на Западе и в нашей стране были распространены сверхоптимистические прогнозы развития экономики, связанные с развитием и применением атомной энергии, микроэлектроники, автоматизации и роботизации. Многие зарубежные и отечественные ученые тогда представляли мир 80-90-х годов "золотым веком" всеобщего изобилия за счет непрерывного возрастания власти человека, покорения и подчинения природы. 90-е годы им представлялись десятилетием "процветания для всех".

Однако, как показала реальная жизнь, оптимистические прогнозы не сбылись. Известный ученый и футуролог Ф. Фукуяма предсказывал, что в 90-х годах весь мир унифицируется по модели США и наступит всеобщее совершенство и благополучие. Однако реальная жизнь и ход событий свидетельствуют, что подобные прогнозы в жизни оказались только лишь иллюзиями, и никакого всеобщего благополучия и процветания не наступило.

Глобализацию невозможно остановить, но ею можно управлять. Она оказывает серьезное влияние на развитие России, правда, в меньшей степени, чем на США, Европу, Японию и на другие страны.

Проблема глобализации состоит не в закономерности процесса глобализации, а в том, как этим процессом правильно управлять.

По мнению Нобелевского лауреата по экономике за 2001 г. профессора Джозефа Стиглица, глобализация может принять относительно гармоничные формы, если этот процесс будет должным образом регулироваться, учитывать интересы всех стран. Возможно, это создает новую глобальную экономику, способную более справедливо распределять плоды ее роста. Но для позитивного влияния глобализации необходима помощь всемирных общественных институтов в установлении соответствующих норм и правил.

Профессор Д. Стиглиц считает, что "идеология свободного рынка должна быть заменена анализом, основанным на экономической науке и на более сбалансированных представлениях о роли управления, вытекающих из осознания недостатков как свободного рынка, так и управления".

По мнению Д. Стиглица, роль управления должна быть нацелена на то, чтобы любая экономика стала более эффективной и гуманной. Рынки и управление должны работать вместе и быть партнерами. Правда, характер партнерства должен быть дифференцирован для каждой конкретной страны, в зависимости от стадии ее экономического и политического развития. По различным причинам рынки часто не могут саморегулироваться, поэтому управление должно выполнять важную роль в обеспечении экономической стабилизации.

Россия по-разному включается в глобальные процессы. По-видимому, она станет глобальным транспортным коридором между Западной Европой и Азией, т.е. важным элементом в процессе глобализации. Глобализация охватывает современные технологии связи: Интернет, разные виды спутниковой связи и телевидение. Развитие Интернета все больше людей вовлекает в мировое сообщество и позволяет осваивать мировые ценности, стандарты и новые информационные технологии. Правда, при глобализации возникает опасность унификации и американизации культуры. Однако остановить процессы глобализации невозможно, также как невозможно остановить глобальное развитие сотовой сети или превращение английского языка во всемирный язык, что подтверждает современная практика.

Важнейшими проблемами глобализации являются:

проблемы окружающей среды, и прежде всего те, которые связаны с атмосферой и океанами;

проблемы знания, которые являются глобальным общественным продуктом и должны служить каждому человеку;

проблемы гуманитарной помощи, которые также представляют коллективную деятельность. Очевидно также, что всеобщая глобализация невозможна, так как сушествуют крупные регионы,

географические зоны, которые не включаются в глобальные процессы. Например, исламский мир, который стоит обособленно и не принимает многие проявления процесса глобализации. Сегодня необходимо оценить, какое влияние оказывает процесс локализации на сознание российского народа, понять особенности освоения западных норм и ценностей.

Важно учитывать определения глобализации с точки зрения социологии.

Одни ученые считают, что глобализация на Западе ускоряет экономическое развитие, способствует развитию демократии и мира, другие уверены, что глобализация создает ряд социально-экономических проблем, увеличивает социальное неравенство, безработицу, инфляцию, которые ведут мир к деградации, конфликтам и хаосу. Транснациональная экономика имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

Во всем мире происходит сокращение рабочего класса и рост занятых в сфере услуг. Это одна из характерных тенденций процесса глобализации.

При глобализации углубляется проблема социальной несправедливости и неравномерности развития, а также проблемы идеологии, равноправия и свободы личности. Индивидуализм и демократические свободы невольно порождают проблемы неравноправия.

История последних десятилетий показывает, что для положительного развития экономики в Южной Корее, Китае, на Тайване и в Японии больших накоплений не потребовалось Равенство, справедливость и быстрый рост экономики могут быть достигнуты без существенного увеличения неравенства при правильном управлении процессами.

Еще раз отметим, что проблемы управления при глобализации принимают особо важное значение.