Неоклассика направления и концепции в кратце. Основные положения неоклассической экономической теории

Неоклассическое направление неокласси́ческое направле́ние

политэкономии, возникло в 70-х гг. XIX в. Представители: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бём-Баверк (австрийская школа), У. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа). Неоклассическое направление исследует поведение так называемого экономичного человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа - предельные величины (см. Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали предельной полезности теорию и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмюэлсон). Среди современных неоклассических теорий - монетаризм (М. Фридмен) и др.

НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

НЕОКЛАССИ́ЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕ́НИЕ (Neoclassical Economics), направление экономической мысли, возникшее в 1870-х гг. Его основатели: К. Менгер (см. МЕНГЕР Карл) , Ф. Визер (см. ВИЗЕР Фридрих) , Э. Бем-Баверк (см. БЕМ-БАВЕРК Эйген) (австрийская школа (см. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА) ), У. Джевонс (см. ДЖЕВОНС Уильям Стэнли) и Л. Вальрас (см. ВАЛЬРАС Леон Мари Эспри) (математическая школа (см. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА) ), Дж. Б. Кларк (см. КЛАРК Джон Бейтс) (американская школа), А. Маршалл (см. МАРШАЛЛ Альфред) и А. Пигу (см. ПИГУ Артур Сесил) (кембриджская школа (см. КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА) ).
Разрыв с классической политэкономией
Возникновение неоклассического направления представляло, с одной стороны, реакцию на классическую школу (см. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА) , в том числе марксизм (см. МАРКСИЗМ) , с ее стремлением анализировать глобальные динамические процессы и закономерности развития капитализма. С другой стороны, оно отражало стремление экономистов того времени сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования отдельных предприятий (фирм) в условиях системы свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия этой системы. Обе задачи решались на путях кардинального пересмотра, как предмета, так и метода политической экономии, созданной классиками буржуазной экономической мысли.
Новый предмет анализа
Сторонники нового направления объявили предметом своего исследования так называемую «чистую экономику» независимо от общественной формы ее организации. Единичным объектом исследования стали не общехозяйственные категории, связанные с поведением общественных групп, классов, а поведение и субъективные мотивы так называемого «экономического человека» (homo economicus), который руководствуется «принципом гедонизма», то есть исходит из разумного стремления к своему правильно понятому интересу. Такой «экономический человек», в какой бы роли он ни выступал (потребителя, предпринимателя или продавца рабочей силы), всегда стремится максимизировать свой доход (или полезность) и минимизировать затраты (или усилия). В качестве основной количественной категории анализа сторонники неоклассической школы использовали понятие предельной (marginal), или дополнительной, величины, характеризующей эффект, получаемый от дополнительной единицы потребления продукта (предельная полезность) или затраты производственного фактора (предельная производительность).
Использование предельных величин открыло широкие возможности для применения в экономическом анализе математических методов (в частности аппарата дифференциального исчисления)
Предельная полезность и предельная производительность
На этой основе представители неоклассического направления попытались обосновать так называемые «естественные» законы, определяющие стоимость и цены, в том числе и цены производственных факторов, то есть прибыль (процент), заработную плату и ренту, а также законы распределения доходов. В противовес трудовой теории стоимости они выдвинули теорию предельной полезности. В соответствии с этой теорией стоимость рассматривалась как субъективная категория, величина которой (субъективная оценка) определялась полезностью последней, дополнительной единицы предмета потребления. Предельная полезность, согласно этой теории, определяла цены предметов потребления и косвенным образом, через предметы потребления, «цены» производственных факторов.
Общие принципы теории предельной полезности получили дальнейшее развитие в теории предельной производительности факторов, особенно в теории капитала П. Уикстеда, К. Викселля (см. ВИКСЕЛЛЬ Кнут) и Дж. Б. Кларка . Согласно этой теории, стоимость рассматривалась как результат производственной деятельности, в ходе которой каждый из производственных факторов (труд, земля и капитал) вносят свой «вклад» в ее образование. Этот «вклад» равен тому добавочному продукту, который будет получен при небольшом приросте одного из производственных факторов - так называемому «предельному продукту» - при неизменности всех остальных. В условиях совершенной конкуренции предельные продукты определяют и цены производственных факторов, то есть заработную плату, прибыль и ренту. Отсюда следует, что и распределение осуществляется в соответствии с «естественными» справедливыми законами.
Теория общего равновесия
Неоклассическое направление выдвинуло также теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает не только «справедливое» вознаграждение факторов производства, но и полное использование («аллокационную эффективность») экономических ресурсов. Эта теория явилась обоснованием концепции внутренней устойчивости капиталистической экономики, основанной на действии «невидимой руки» конкуренции (Л. Вальрас ).
Неоклассическая теория получила наивысшее развитие в работах английских экономистов А. Маршалла и А. Пигу. Заслуга этих экономистов состоит и в том, что они попытались вписать в неоклассические рамки целый ряд реальных явлений, не получивших отражения в моделях рынка совершенной конкуренции. К ним относятся так называемые экстерналии, или внешние эффекты (например, отрицательное воздействие на внешнюю среду); возможность появления монополии и необходимость создания так называемых общественных благ. Все три типа явлений рождают проблемы, с которыми рынок не может справиться (так называемые «провалы рынка»), поэтому здесь и только здесь требуется вмешательство государства. В остальном сторонников этого направления отличает от кейнсианцев отрицательное отношение к государству как органу контроля над процессами воспроизводства, к росту государственных расходов, стремление ограничить государственное регулирование экономики с помощью бюджетных и кредитно-денежных инструментов.
Новая неоклассическая школа
В последней четверти 20 столетия в условиях критики кейнсианства значительное развитие обрела так называемая «новая неоклассическая школа», сформировавшаяся на базе теории рациональных ожиданий. Сторонники этой теории (Р. Лукас (см. ЛУКАС Роберт) , П. Сарджент, Г. Уоллес, Р. Барро) выступили с реформой основного постулата неоклассической теории, характеризующего поведение экономического объекта. Используя абстрактные модели экономического равновесия, сторонники этой теории анализируют реакции экономической системы при условии, что ее агенты не только располагают достаточной информацией о будущем развитии экономики, включая последствия правительственных мероприятий, но и способны рационально действовать, ожидая те или иные изменения в экономической ситуации. Они считают, что обычно макроэкономическая политика базируется на моделях, обобщающих характер экономических реакций в прошлом, то есть прошлое экономическое поведение субъектов. Они не учитывают их будущее поведение, которое будет меняться в зависимости от их ожиданий и вследствие самих действий правительства. Это ведет к тому, что экономическое регулирование, особенно политика стабилизации конъюнктуры, не в состоянии корректировать ход экономического развития и лишь вносит в него дополнительные нарушения. Например, экономическая политика расширения спроса на основе увеличения денежного предложения ведет к тому, что информированные и рационально мыслящие участники производственного процесса, предвосхищая будущий рост цен, предпримут все возможное, чтобы заранее увеличить свои номинальные доходы. В итоге вместо предполагаемого оживления производства произойдет всего лишь очередное инфляционное повышение цен. Сторонники рассматриваемой теории утверждают, что экономика тяготеет к состоянию равновесия, для которого характерны «естественная норма» безработицы, «естественный» уровень использования производственных мощностей, «естественная» норма процента, реальный уровень которых макроэкономическая политика, манипулирующая денежными рычагами, изменить не в состоянии. Исходя из этого, они отвергают все формы экономической политики, связанные с ограничениями рыночного механизма, манипулированием государственными расходами и денежно-кредитной системой.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "неоклассическое направление" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Политэкономии возникло в 70 х гг. 19 в. Представители: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем Баверк (австрийская школа), У. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).… … Большой Энциклопедический словарь

    Неоклассическое направление - политэкономии, возникло в 70 х гг. 19 в. Представители: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем Баверк (австрийская школа), У. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Политэкономии возникло в 1870 е годы. Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу… … Википедия

    Неоклассическое направление - ведущее направление в современной западной, прежде всего англо американской, экономической науке. Неоклассики занимаются многоаспектным, анализом рыночной экономики, используя экономические модели в качестве главного инструмента научного… … Экономика: глоссарий

    НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - – возникло в 1870–80 е гг., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв постепенности и нарушение преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У.С.… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    Неоклассическое направление - соединение классической теории А.Смита с маржинализмом. Первый этап развития этого направления связан с именем А.Маршалла … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    Неоклассическое направление политэкономии возникло в 1870 е годы. Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А.… … Википедия

Неоклассическая школа - это направление, сформированное в экономической сфере, появилось оно в девяностых годах. Развиваться течение начало при втором этапе маржиналистской революции, а связано это с творческим началом кембриджской и американской школ. Именно они отказались рассматривать глобальные проблемы рынка в экономическом плане, а решили выявлять закономерности оптимального хозяйствования. Так начала развиваться неоклассическая школа.

Идейность теории

Развитие данное течение получило благодаря продвигаемым методологиям. Основные идеи неоклассической школы:

  • Экономический либерализм, «чистая теория».
  • Маржинальные принципы равновесия на микроэкономическом уровне и при условии полноценной конкуренции.

Экономические явления начали анализировать, давать им оценку и делалось это со стороны субъектов хозяйственной деятельности, что задействовали в работе численные методы исследования и применяли математический аппарат.

Какой объект исследования экономической науки?

Объекта исследования было два:

  • «Чистая экономика». Основная суть заключена в том, что потребуется отвлечься от национальных, исторических форм, от типов собственности. Все представители неоклассической школы, как и классической, хотели сохранить чистую экономическую теорию. Они предлагали всем исследователям не руководствоваться неэкономическими оценками, так как это совершенно неоправданно.
  • Сфера обмена. Производство отходит на второй план, а вот решающим звеном общественного воспроизводства считается распределение, обмен.

Если говорить точнее, то неоклассики, применяя на практике функциональный подход, соединили воедино область производства, распределения, обмена в две равноправные сферы целостного системного анализа.

Какой предмет исследования данного течения?

Неоклассическая экономическая школа выбрала предметом исследования следующее:

  • Субъективную мотивацию всей деятельности в области экономики, что пытается возвести на максимум выгоду и понизить траты.
  • Оптимальное поведение субъектов хозяйственной деятельности в среде, где ресурсы ограничены, для лучшего удовлетворения потребностей человека.
  • Проблему установления закономерностей рационального хозяйствования и при свободной конкуренции, обоснование законов, что положены в формирование ценовой политики, заработной платы, дохода и его распределение в обществе.

Отличия классической и неоклассической школы

Формирование неоклассического направления в экономике стало возможным благодаря работам английского экономиста по имени Именно этот человек разработал «Принципы экономиста» в 1890 году и считается законным основателем англо-американской школы экономической науки, что получила еще хорошее влияние в иных странах.

Классики основное свое внимание уделяли теории ценообразования, а неоклассическая школа в центр исследования воздвигла законы формирования ценовой политики, анализ спроса рынка и предложений. Именно А. Маршалл предложил сформировать «компромиссное» направление касательно ценообразования, переработав полностью концепцию Рикардо и связав ее с направлением Бем-Баверка. Таким образом сформировалась двухфакторная базирующаяся на анализе связей спроса и предложения.

Неоклассическая школа никогда не отрицала необходимость в государственном регулировании, а это как раз одно из основных отличий от классиков, однако именно неоклассики считают, что влияние всегда должно быть ограниченным. Государство формирует условия для ведения хозяйственной деятельности, а рыночный процесс, построенный на конкуренции, способен гарантировать сбалансированный рост, равновесие между запросами и предложением.

Также стоит сказать, что основным отличием неоклассической экономической школы является применение на практике графиков, таблиц, определенных моделей. У них это не только иллюстративный материал, но и основной инструмент для теоретического анализа.

Что можно сказать об экономистах-неоклассиках?

Представляют они неоднородную среду. Отличаются они сферой интересов, изучают различные проблемы и пути их решения. Еще отличаются экономисты применяемыми методиками, подходами к анализу всей деятельности. Это также является и отличием от классиков, у которых больше однородные взгляды, выводы, которые разделяют фактически все представители этого направления.

Детальней о принципе от А. Маршалла

В неоклассической школе экономики имеется самый главный принцип равновесия, который определяет всю концепцию данного направления. Что же означает равновесие в экономике? Это соответствие, существующее между спросом и предложением, между потребностями и ресурсами. Благодаря ценовому механизму устанавливаются ограничения потребительского спроса или же увеличиваются объемы производства. Именно А. Маршалл ввел понятие «равновесной стоимости» в экономику, что представлена точкой пересечения кривой спроса и предложения. Эти факторы являются главными слагаемыми цены, а полезность и издержки играют равноценную роль. А. Маршалл в своем подходе берет во внимание объективную и субъективную стороны. В кратком периоде равновесная стоимость формируется в точке пересечения спроса и предложения. Маршалл утверждал, что принцип издержек производства и «конечной полезности» является ключевой составляющей всеобщего закона спроса и предложения, каждый из которых можно сравнить с лезвием ножниц.

Экономист писал, что можно бесконечно спорить с основанием того, что цена регулируется издержками производственного процесса, как и о том, что именно разрезает кусочек бумаги - верхнее лезвие ножниц или все же нижнее. В тот момент, когда спрос и предложение находятся в равновесии, то число товаров, что изготовляется за определенную единицу времени, можно считать равновесным, а стоимость их продажи - равновесной ценой. Такой баланс именуется устойчивым, а стоимость при малейшем колебании станет стремиться вернуться в прежнее свое положение, напоминая при этом маятник, что колеблется из стороны в сторону, стараясь вернуться в исходное положение.

Равновесная цена имеет свойство меняться, она не всегда неизменная или данная. Все из-за того, что меняются ее составляющие: спрос либо растет, либо падает, как, впрочем, и само предложение. Неоклассическая школа экономики утверждает, что все изменения в цене происходят из-за следующих факторов: дохода, времени, перемен в экономической сфере.

Равновесие по версии Маршалла - это равновесие, наблюдающееся только на рынке товаров. Достигается такое состояние только в рамках и никак иначе. Неоклассическая школа экономической теории представлена не только А. Маршаллом, но есть и другие представители, о которых стоит непременно упомянуть.

Концепция Дж. Б. Кларка

Американский экономист по имени Джон Бейтс Кларк использовал принцип предельных величин для разрешения проблем распределения «общественной прибыли». Как же он пожелал распределить часть каждого фактора в продукте? Он взял за основу соотношение пары факторов: труда и капитала, а после сделал следующие выводы:

  1. При численном понижении одного фактора отдача станет сразу же уменьшаться даже при неизменном состоянии иного фактора.
  2. Рыночная стоимость и доля каждого фактора устанавливаются в полном соответствии с предельным продуктом.

Кларк выдвинул концепцию, в которой утверждается, что заработная плата работников совпадает с размерами продукции, которую требуется «приписать» предельному труду. При найме предприниматель не должен превышать определенные граничные показатели, за которыми сотрудники не станут приносить ему дополнительную прибыль. Товары, создаваемые «предельными» сотрудниками, и будут соответствовать оплате вкладываемого труда. Другими словами, предельный продукт приравнивается предельной прибыли. Весь фонд заработной платы представлен в виде предельного продукта, что умножается на количество принятых на работу сотрудников. Уровень оплаты устанавливается благодаря производимой продукции дополнительными работниками. Прибыль бизнесмена состоит из разницы, что формируется между величиной изготовленного продукта и той долей, что составляет фонд зарплаты. Кларк выдвинул теорию, согласно которой доход владельца производственного дела представлен в виде процента на вложенный капитал. Прибыль является результатом предпринимательства и упорного труда, образуется лишь тогда, когда владелец является новаторов, постоянно внедряет новые совершенствования, комбинации для улучшения производственного процесса.

Неоклассическое направление школы по Кларку строится не на принципе трат, а на базе результативности производственных факторов, их вклада при изготовлении товаров. Цена формируется только стоимостью прироста товаров при применении в работе дополнительных единиц ценового фактора. Производительность факторов устанавливается принципом вменения. Любой вспомогательной единице фактора вменяется предельный продукт, без учета иных факторов.

Теории благосостояния по Синджвику и Пигу

Важные принципы неоклассической школы продвигали при помощи теории благосостояния. Большой вклад в развитие течения внесли еще Генри Сиджвик и Артур Пигу. Сиджвик написал свой трактат «Принцип политической экономии», где раскритиковал понимание богатства у представителей классического направления, их доктрину «естественной свободы», в которой сказано, что любой индивид для собственной выгоды работает на благо всего общества. Сиджвик говорит, что частная и общественная выгоды частенько не совпадают совершенно, а свободная конкуренция гарантирует продуктивное производство богатства, однако не может дать верного и справедливого деления. Сама система «естественной свободы» дает возможность разразиться конфликтным ситуациям между частными и общественными интересами, кроме того, конфликт возникает даже внутри общественного интереса, а значит, и между выгодой текущего и будущего поколений.

Пигу написал «Экономическую теорию благосостояния», где в центре поставил понятие национального дивиденда. Главной задачей он установил определить соотношение экономических интересов общества и самого индивида в аспекте проблем распределения, применяя на практике понятие «предельного чистого продукта». Основное понятие в концепции Пигу - это дивергенция между частными выгодами, издержками от экономических решений людей, а также общественной выгодой и тратами, что выпадают на долю каждого человека. Экономист полагал, что не рыночные связи проникают очень глубоко в индустриальную экономику, представляют практический интерес, а вот средством воздействия на них должна выступать система субсидий и государственных налогов.

Эффект Пигу вызвал небывалый интерес. Классики полагали, что гибкая заработная плата и подвижность цен - это две ключевые составляющие для равновесия инвестиций и сбережений, а также для спроса и предложения средств при полной занятости. Но вот о безработице никто не подумал. Теория неоклассической школы в условиях безработицы была названа эффектом Пигу. Он демонстрирует воздействие активов на потребление, зависит от денежной массы, что отражается в чистой задолженности правительства. Эффект Пигу базируется на «внешних деньгах», а не на «внутренних». При снижении цен и зарплат отношение «внешнего» ликвидного богатства к национальной прибыли растет до того момента, пока стремление к сбережению не станет насыщаться и не простимулирует потребление.

Представители неоклассической школы не ограничивались только несколькими экономистами того времени.

Кейнсианство

В 30-х годах наблюдался глубокий спад в экономике США, потому многие экономисты пытались наладить ситуацию в стране и вернуть ей былое могущество. Джон Мейнард Кейнс создал свою интересную теорию, в которой он также опровергал все взгляды классиков на отведенную роль государству. Вот так появилось кейнсианство неоклассической школы, в котором рассматривалось состояние экономики в период депрессии. Кейнс считал, что государство обязано вмешиваться в экономическую жизнь из-за отсутствия необходимых механизмов для ведения свободной рыночной деятельности, которые стали бы прорывом и выходом из депрессии. Экономист полагал, что государство обязано повлиять на рынок для увеличения спроса, ведь причина кризиса крылась в перепроизводстве товаров. Ученый предлагал применять на практике несколько инструментов - гибкую кредитно-денежную политику и стабильную денежно-финансовую политику. Это помогло бы перешагнуть через неэластичность зарплаты путем изменения числа денежных единиц в обращении (если увеличить денежную массу, то зарплаты уменьшатся, а это простимулирует инвестиционный спрос и рост занятости). Еще Кейнс порекомендовал увеличить налоговые ставки, чтобы так профинансировать нерентабельные предприятия. Он полагал, что это понизит безработицу, уберет социальную нестабильность.

Такая модель несколько ослабила циклические колебания в экономической сфере на протяжении пары десятилетий, но у нее были собственные недостатки, что проявились позже.

Монетаризм

Неоклассическая школа монетаризма пришла на смену кейнсианству, это было одно из направлений неолиберализма. Главным проводником этого направления стал Милтон Фридмен. Он утверждал, что неосмотрительное вмешательство государства в экономическую жизнь приведет к формированию инфляции, нарушению показателя «нормальной» безработицы. Экономист всячески порицал и критиковал тоталитаризм и ограничение прав человека. Он долгое время изучал экономические отношения Америки и пришел к выводу, что деньги - это двигатель прогресса, потому его учение и носит название «монетаризм».

Потом он предложил собственные мысли для долгосрочной перспективы развития страны. Во главу угла ставятся денежно-кредитные методики стабилизации экономической жизни, гарантии занятости. Они полагают, что именно финансы - это главный инструмент, формирующий движение и развитие экономических отношений. Государственное регулирование обязано быть сведено к минимальному и ограничиться обычным контролем денежной сферы. Изменение денежного предложения должно напрямую соответствовать движению ценовой политики и национального продукта.

Современные реалии

А что еще можно сказать о неоклассической школе? Основные ее представители перечислены, но вот интересно - применяется ли данное течение на практике сейчас? Экономисты пересмотрели учения различных школ и неоклассиков в том числе и разработали современную экономику предложения. Что это такое? Это новая концепция макроэкономического урегулирования экономики при помощи стимуляции инвестиций, сдерживания инфляции и увеличения производства. Основными инструментами стимулирования стали пересмотр системы налогов, понижение трат из бюджета государства на социальные нужды. Главные представители этого течения - А. Лаффер и М. Фелдстайн. Именно эти американские экономисты полагают, что политика, нацеленная на стимуляцию предложения, будет двигателем всего, в том числе и преодоления стагфляции. Сейчас рекомендациями этих двоих ученых пользуются многие страны, в том числе США, Великобритания.

Что по итогу?

Неоклассическое течение было необходимостью в те времена, ведь все понимали, что теории классиков не работали, потому кардинальные изменения в экономической жизни требовались многим странам. Да, неоклассическое учение оказалось несовершенным и в некоторых своих периодах совершенно бездейственным, однако именно такие колебания помогли прийти к формированию сегодняшних экономических отношений, которые во многих странах весьма успешны и развиваются очень быстро.

Сущность неоклассической экономической теории

Развитие внутренних противоречий капитализма экономического и социального характера в конце 19-го века стало толчком к началу стадии, характеризующейся появлением монополий и активным государственным вмешательством в экономическое развитие, т.е. ее огосударствлением. Трактовка данной стадии имела неоднозначный характер у представителей различных экономических направлений. Марксистская политическая экономия связывала эту стадию с империализмом, другие западные ученые называли ее «корпоративной», «народной», «индустриальным обществом», «обществом потребления».

Английский экономист, основоположник неоклассического направления, глава «кембриджской школы» Альфред Маршалл в своей книге «Принципы экономической науки» дал новое имя рассматриваемой экономической науке - «неоклассическая». По мнению Маршалла, экономические исследования должны быть следствием практики житейской логики, обобщением научного характера поведения и рационального мышления агентов рынка. Таким образом, под экономикой стали подразумевать науку, которая занимается исследованием поведения людей в производственных процессах, процессах распределения и потребления ограниченных услуг и благ, а также изучением способов наиболее эффективного применения данных ресурсов.

Определение 1

Объектом исследования экономической теории неоклассического типа является поведение человека «экономического», который, являясь продавцом рабочей силы, потребителем или предпринимателем, пытается достичь максимального дохода, минимизировать возможные затраты и усилия.

Приверженцы неоклассического направления экономической мысли выделяют, как основную категорию анализа, предельную полезность, которая противопоставлена теории стоимости труда. Стоимость товара в данном случае определяется полезностью менее необходимого блага, т.е. предельной полезностью.

Развивалась неоклассическая теория английскими экономистами А.Маршаллом и А.Пигу. Первый определил эластичность спроса и равновесную цену, занимался развитием теории цены, при которой стоимость зависит от затрат на различные факторы: землю, труд и капитал. Согласно взглядам Маршалла, определение цены, за которую покупатель может приобрести товары или услуги, зависит от степени их полезности, а цена, назначаемая продавцом – от производственных издержек. Процесс приобретения товара характеризуется взаимным компромиссом между продавцом и покупателем, при котором получает проявление закон спроса и предложения.

Все представители неоклассического направления экономической теории придерживались нормативного характера экономической науки, т.е. она должна была быть нацелена на разработку положений экономической политики, практических мер и обоснованных рекомендаций.

Для представителей неоклассической экономической теории центром внимания являлся анализ условий, в которых продавцы и потребители стремятся к максимальному уровню своего благосостояния. Выводы, сделанные А.Маршаллом, показали, что подобная максимизация возможна только при свободной конкуренции и сбалансированном, равновесном состоянии рынка.

Инструменты анализа, которые были созданы неоклассиками, на сегодняшний день являются основными в мировой экономической науке. К ним относятся:

  • Эластичность спроса;
  • Исследование внутренней и внешней экономии на производстве в теории фирмы;
  • Предельный анализ;
  • Взаимозависимость рынков и т.д.

Периоды неоклассической экономической теории

История экономической теории неоклассического типа состоит из трех периодов:

  1. «старой» неоклассики с 1890 по 1930 годы;
  2. «оппозиционной» неоклассики с 1930 по 1960 годы;
  3. Современной неоклассики, с 1970-х годов и до настоящего времени.

Для периода «старой» неоклассики характерно следующее положение: основу всех теорий, в которых анализируется рыночное хозяйство, составляет некоторая концепция, разъясняющая принципы образования цен. Формирование неоклассической концепции обусловлено объединением разрабатываемой классической политической экономии теории стоимости труда и предельной полезности по маржиналистской теории. В период «великой депрессии» с 1929 по 1933 год была сильно дискредитирована неоклассическая теория. Началась разработка новых доктрин, которая закончилась «кейнсианской революцией».

Кейнсианские идеи получили общественной признание в период «оппозиционной» неоклассики, однако, в эти годы выдающимися защитниками экономического либерализма были Людовиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек, которые относились к австрийской школе экономической теории неоклассического типа.

В период современной неоклассики наступает эпоха научно-технической революции. Представители неоклассического направления в данной время пытаются доказать если не идеальный характер рыночной системы хозяйствования, то ее превосходство над другими типами экономических систем.

Замечание 1

Современное неоклассическое направление является совокупностью многих, конкурирующих между собой, направлений.

Неоклассическое направление экономической теории в России

В России пик популярности неоклассической экономической теории приходится на конец 1980-х – начало 1990-х годов. В этот период данное направление воспринималось как новое «единственно верное» направление экономической теории, призванное заменить марксизм. Российским поклонником неоклассических идей, прежде всего, был Егор Гайдар, который возглавил экономические реформы либерального типа в 1990-х годах. Однако уже в конце 20-го века произошло заметное снижение влияния неоклассических взглядов на российских экономистов.

Преподавателями экономики было отмечено, что неоклассическая экономическая теория является не менее абстрактной и не намного более практичной, чем марксизм. Отечественными экономистами все больше внимания уделялось институциональным факторам развития экономики (национальной культуре, политической свободе), ранее не учитывающимся.

(кембриджская школа).

Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа - предельные величины (см. Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности , теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния , принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.

Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX века. Экономисты-маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником).

Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.

В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория так же, как и классики исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Среди современных неоклассических теорий - монетаризм (М. Фридман), новая институциональная теория (Р. Коуз) и др.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Неоклассическая экономическая теория" в других словарях:

    Экономическая теория, согласно которой: непредвиденные изменения уровня цен способны породить макроэкономическую нестабильность только в краткосрочном периоде; в долгосрочном периоде экономика всегда сохраняет стабильность при производстве… … Словарь бизнес-терминов

    - (neoclassical economics) Направление экономической теории, согласно которому индивиды и фирмы стремятся к максимизации своих объективных функций при условии, что их деятельность координируется ценовым механизмом (price mechanism) и что спрос на… … Экономический словарь

    Неоклассическая экономическая теория - NEOCLASSICAL ECONOMICS Школа экономической мысли, появившаяся в XIX веке и основывающая свое учение на доктринах маржинализма. Ее основателями являются Дж. Кларк, Ф. Эджворт, И. Фишер, А. Маршалл, В. Парето, Л. Вальрас и К. Виксель. Ученые… … Словарь-справочник по экономике

    Экономическая теория дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому… … Википедия

    ТЕОРИЯ, НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - теория, согласно которой непредвиденные изменения уровня цен способны породить макроэкономическую нестабильность в кратковременном периоде; в долговременном периоде экономика сохраняет стабильность при производстве национального продукта,… … Большой экономический словарь

    - (economics) Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для… … Словарь бизнес-терминов

    - (англ. Economic system) совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет… … Википедия

    Эконометрика наука, изучающая конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Определение предмета эконометрики было дано в уставе… … Википедия

    Неоклассическая теория экономики - , неоклассицизм возникшее в конце ХIХ в. течение экономической мысли, которое можно считать началом современной экономической науки. Оно произвело т.н. маржиналистскую революцию в классической экономике минувшего столетия … Экономико-математический словарь

    неоклассическая теория экономики - Неоклассицизм возникшее в конце ХIХ в. течение экономической мысли, которое можно считать началом современной экономической науки. Оно произвело т.н. маржиналистскую ре­во­люцию в классической экономике минувшего столетия, которая была… … Справочник технического переводчика

План:

Страницы:
Введение 3-4
1. Основы экономической теории 5-14
1.1. Содержание экономической теории как предмета и базисной экономической науки 5-14
5-6
7-8
§3. Предмет экономической теории 8-9
§4. Задачи и функции экономической теории 9-11
§5. Методы экономической теории 11-14
2. Основные направления развития экономической мысли 15-22
2.1. Обобщенная характеристика основных направлений развития экономической теории 15-22
§1. Маржиналистская революция 16-17
§2. Суть и особенности маржиналистской революции 17-19
§3. Начало «неоклассического возрождения» 19-22
3. Неоклассическая экономическая теория 23-31
3.1. Неоклассическое направление экономической мысли 23-31
§1. Сущность неоклассицизма 23-24
§2. Школы неоклассического направления экономической теории 24-31
§2.1.Австрийская школа политической экономии 24-26
§2.2.Лозаннская школа политической экономии 26-27
§2.3.Американская школа политической экономии 27-29
§2.4.Кембриджская (английская) школа политической экономии. 29-31
Заключение 32-34
Список литературы 35
Рецензия 36-37

Введение

Данная курсовая работа направлена на рассмотрение и понимание неоклассического направления экономической теории, его проблемы и место в экономической теории.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы:

Раскрыть сущность экономической теории и выделить ее задачи, функции и методы;

Раскрыть основные направления развития экономической теории;

Показать предпосылки возникновения неоклассического направления в экономической науке;

Описать сущность неоклассического направления в экономической теории;

Раскрыть основные положения теорий неоклассиков;

Сделать вывод о понимании неоклассического направления экономической теории и применении теорий неоклассицизма в наши дни.

Экономическая теория – одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории – реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.

Особенностью современного этапа развития России является формирование стабильного эффективного рыночного хозяйства (рынка). Основой такого мышления служат знание тенденций развития экономики, сущности и механизмов действия экономических законов, умение использовать эти знания на практике. Необходимые знания и умения можно приобрести в процессе изучения экономической теории, которая не только служит базовой для разработки современной экономической политики, но и помогает каждому субъекту рыночных отношений понять суть происходящих процессов.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономики) все более возрастает, объясняется это тем, что умение мыслить по – новому необходимо любому специалисту, работающему в условиях рынка. Необходимость изучения экономической теории обусловлена так же тем, что она является теоретической и методологической основой всех конкретных экономических дисциплин. Поэтому освоение конкретных наук, методов управления экономикой на разных уровнях хозяйствования и в разных сферах деятельности невозможно без знания основ экономической теории. Благодаря этому специалист может мыслить масштабно, видеть не отдельную экономическую проблему, а ее место и взаимосвязи с другими экономическими системами.

Для изучения экономической теории важно знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления экономической теории как науки. Понимание настоящего без прошлого чревато ошибками. Изучению одного из главных направлений развития экономической мысли, к которому относят неоклассическое направление, включающее теорию А.Маршала (теория спроса и предложения), что напрямую связано с рыночными отношениями, которые, на мой взгляд, в наше время играют большую роль в жизни общества.

1. Основы экономической теории

1.1. Содержание экономической теории как предмета и базисной экономической науки

§1. Сущность экономической теории

Предмет экономической теории как науки определился не сразу. Экономическая наука длительное время, начиная со времени меркантилистов, по своему названию оставалась наукой о богатстве. Затем в период становления капитализма, в начале XVII в., экономическая наука превращается в науку об исследованиях отношений производства, характера распределения продукта и существенных социально – экономических противоречий общества. Она получает название «политическая экономика ».

Современное слово «экономика » происходит от древнегреческого «ойкономия » :

- «ойкос » - дом

- «ном » - закон, «нем » - регулировать, организовывать

т.е. наука о доме или искусство управления домом.

Как науку или учебную дисциплину экономику обычно называют «экономической теорией ». Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины произошло на рубеже XVI-XVIIвв., хотя ее предпосылки относятся к более ранним периодам.

Теория в общем виде есть выраженная в системе категорий, понятий система взаимосвязей и процессов объективного мира. Экономическая теория выражает закономерности развития экономики.

Существуют различные представления об экономике. В обыденном понимании экономика - это все народное хозяйство страны, все его отрасли и виды материального производства и непроизводственной сферы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д. В более строгом понимании экономика представляет собой совокупность всех отношений людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей. Наконец, существует наука об экономике, дающая цельное представление обо всей экономической жизни людей.

Экономическая теория представлена совокупностью наук, которые можно разделить на две группы: общая и частная экономические теории. Первая раскрывает сущность, содержание, а также закономерности развития экономических процессов в обществе в целом безотносительно к отраслям и сферам деятельности. Вторая рассматривает отдельные функции экономического управления - теорию учета, теорию статистики, теорию финансов и т.п.

Экономическая теория изучает не все, а лишь главные, самые важные процессы экономической жизни общества и каждого человека в нем. Чтобы жить, люди должны удовлетворять свои нужды, запросы в пище, одежде, жилье, образовании и т.п. Возникает необходимость производить их, используя природные ресурсы, орудия производства, машины, знания и накопленный опыт людей. Складываются отношения между людьми, отношения людей к природе, формируются субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, отдельные предприниматели, общества). В сложном многообразии этих отношений и процессов добывания благ для удовлетворения потребностей людей проявляются объективные связи, принципы, зависимости и закономерности. Их и должна выявить экономическая теория.

§2. Подходы к определению экономической теории

Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория.

Первый подход состоит в том, что, поскольку материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров и услуг ограниченны (или редки), эффективность (результативность) экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен за счет сокращения производства другого. Кроме того, соизмеряются оптимальность нынешнего производства продукции и будущие возможности удовлетворения потребностей. При этом в обществе необходимо обеспечить полную занятость населения и достаточный объем производства. Главное в этом подходе - соотношение "потребности - ресурсы", которое и выступает предметом исследования экономической теории. Данный подход характерен для представителей "Экономикса", предметом изучения которого является деятельность человека, домашнего хозяйства, фирмы, общества, роль государства в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.

Второй подход сводится к определению предмета экономической теории и заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений. При этом исследуются не только внешние, хозяйственные проявления тех или других, но и их социальная (общественная) сущность, взаимодействие общественных организаций и законы развития. Данный подход характерен для марксистской экономической теории, политической экономии. Однако это не означает, что поставленные вопросы не изучаются в "Экономиксе", но здесь они исследуются через ресурсы, факторы производства, рыночные отношения, а в политической экономии рассматриваются непосредственно.

Суть третьего подхода состоит в том, что предметом изучения экономической теории служит общество как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а также методы государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния.