Лицензия для осуществления страховой деятельности. Особенности лицензирования страховой деятельности в российской федерации

Существуют виды деятельности, для которых требуется получать лицензию. Страховой бизнес является таким сегментом предоставления услуг, где задействованы интересы государства, бизнесмена и страхователей, поэтому заключать договора страховки нелицензированным СК запрещено.

Основная информация

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Пройдя по любому городу можно обнаружить не одну страховую контору, но важно при выборе ответственного страховщика понять имеет ли он лицензию на предоставление определенных услуг.

Лицензированием страховой деятельности на территории РФ занимается Федеральный орган власти по страховому надзору, который должен быть убежден, что поставщик услуг не намерен обманывать своих клиентов и будет добросовестно выполнять свои обязательства.

Определения

Страховая компания – это организация, с которой может заключить договор как физическое, так и юридическое лицо. К услугам СК относиться обеспечение гарантиями компенсации при наступлении какой-либо ситуации.

Лицензия – разрешение от государства на ведение деятельности по предоставлению страховых услуг. В лицензии четко обозначено, какие договора имеет право составлять страховщик со своими клиентами. Лицензия это документ, который может иметь срок действия.

Законодательство

Все нюансы, касаемые лицензирования страховой деятельности по предоставлению медицинской страховки, прописаны в Постановлении Правительства №1227 от 31.12.2010 г. «о лицензировании страховых мед. учреждений».

Какую информацию содержит

О том, имеет ли страховщик лицензию, можно узнать двумя способами:

  1. Запросить нужный документ в конторе страховщика.
  2. Зайти на сайт ЦБ РФ и ознакомиться с информацией о выданных лицензиях страховым компаниям в регионе.

Если страховщик без проблем предоставил по первому же требованию клиента бланк лицензии, то можно из нее узнать следующую информацию:

  1. Официальное наименование организации.
  2. Каким органом была выдана лицензия.
  3. Юридический адрес конторы.
  4. ИНН/ОГРН страховщика.
  5. Какие услуги вправе предоставлять СК.
  6. Дата, от которой было принято решение о лицензировании.
  7. Число, до которого разрешительный документ действует.
  8. Номер, который был присвоен лицензии и числовое значение, под которым страховщик находится в реестре ЦБ РФ.

Приостановление действия

Получение лицензии не означает, что страховщик имеет право страховать что угодно и кого угодно. В документе строго прописаны все разрешенные виды деятельности.

Если лицензированное учреждение нарушает свои обязанности, то разрешительный документ может быть:

  1. Ограничен.
  2. Приостановлен.
  3. Изъят.

Ограничение действия лицензии означает то, что страховщик может продолжать свою деятельность, но только не по тем видам услуг, которые предоставлялись с нарушениями.

Приостановление действия лицензии говорит о невозможности заключать какие-либо договора до момента, пока все выявленные контролирующими органами нарушения не будут исправлены.

Лишить лицензии СК совсем могут по нескольким причинам:

  1. При не исправлении нарушений, приведших к приостановлению действия.
  2. При обнаружении нарушений более одного раза за год.
  3. Если после получения лицензии контора так и не начала работать в течение двенадцати месяцев.
  4. По заявлению самого страховщика.

Все действия, связанные с приостановками, возобновлениями и пр., печатаются в специальной рубрике «Вестник» на официальном сайте Центрального Банка.

Если было подано заявление на изъятие лицензии самим страховщиком, то наступает ряд некоторых обязательств, которые он должен исполнить в течение шестимесячного срока:

  1. Погасить все обязательства перед своими страхователями или же расторгнуть с ними договор по решению о ликвидации СК.
  2. Предоставить документы, показывающие отсутствие каких-либо долгов или иных обязательств перед кем бы то ни было.
  3. Передать лицензирующим органам всю бухгалтерскую документацию.
  4. Подготовить бумаги о снятии компании с учета в налоговых органах.

Порядок действий при лицензировании страховой деятельности

Мероприятия, которые необходимо совершить с целью получения лицензии, просты:

  1. Зарегистрировать юридическое лицо или предпринимательство. В уставных документах должна быть информация о планировании проводить страховую деятельность.
  2. Подготовить пакет документов для лицензирующих органов.
  3. Написать заявление в органы по страховому надзору о желании получить разрешительный бланк.
  4. В случае одобрения от Федеральных структур, получить на руки заветную лицензию.

Пакет документов

Лицензирование осуществляется в отношении лиц, которые пройдут проверку на добросовестность и ответственность и первым испытанием для страховщика станет сбор документации для органов страхового надзора.

В перечень документов входит:

  1. Заявление, подаваемое в лицензирующие органы.
  2. Документы, доказывающие регистрацию страховщика в ФНС.
  3. Устав и протокол с собрания учредителей о желании получить лицензию и поручении определенному лицу ведение дел по оформлению.
  4. Если страховщиком является акционерное общество, то потребуются документы о каждом из лиц, вложивших деньги в компанию.
  5. Сведения о зачислении на счет СК необходимого уставного капитала, а также бумаги, указывающие на источник доходов людей, вложивших средства в стартовый бюджет.
  6. Заключение о проведенной аудиторской проверке.

Какие могут возникнуть сложности

Начинающие бизнесмены, отрывшие страховое агентство должны быть готовы к тому, что просто за красивые глаза лицензию на ведение дел не выдают.

Процесс лицензирования основывается на сборе довольно объемного пакета документов и выполнении условий, которым должен соответствовать страховщик.

Чтобы максимально упростить и ускорить механизм выдачи лицензии потребуется:

  1. Посетить юриста и досконально разъяснить, что должен указать страховщик в регистрационных бумагах для ведения той, деятельности на которую он нацелен.
  2. Узнать максимально подробный список документации, которую потребуется подготовить.
  3. Позаботиться о том, чтобы на момент подачи бумаг на счету компании был уставной капитал.
  4. Подготовить все сведения о доходах людей, внесших вклад в стартовый бюджет.
  5. Провести аудит фирмы до подачи документов на лицензию и устранить выявленные нарушения в кротчайшие сроки.

Разновидность

Перед тем как озадачивать структуру по страховому надзору проверкой документов, необходимо определиться каким видом страхования будет заниматься страховщик.

Разновидностей немного, всего четыре:

  1. Страховая компания.
  2. Перестраховочные структуры.
  3. Общества по взаимному страхованию.
  4. Страховой брокер.

Также следует указать, что помимо различия вида лицензии бывает и классификация и по сроку действия разрешительного бланка. Выдают либо бессрочные лицензии, либо те, которые потребуется время от времени продлевать.

Каким требованиям должен отвечать получатель

Чтобы стать лицензированным поставщиков услуг по страхованию необходимо соблюсти некоторые условия до подачи документов в Федеральные органы.

Также регулярно будут проходить проверки в СК, а это значит, что расслабляться после получения заветного документа не стоит. Необходимо постоянно в полном порядке содержать бухгалтерию и текущую документацию фирмы.

Уставной капитал

Основное требование, без которого никто не выдаст лицензию – это зачисление на счет страховщика уставного капитала в размере, утвержденном законодательно.

Для начала деятельности страховой компании нужно иметь на счету не менее 120 миллионов рублей.

Если в перечень услуг страховщика входит и страховка жизни, то к уставному бюджету требования иные, его размер не должен быть меньше 240 миллионов рублей.

Вести перестраховочную деятельность весьма дорого, для начала дел потребуется иметь 480 миллионов рублей.

Есть вид деятельности, который и не требует сотен миллионов на счету – это деятельность по заключению договоров на обязательное медицинское обслуживание. Уставной капитал по такому виду работы равен 60 миллионам.

Квалификация руководства

К руководящему составу страховой компании лицензирующие органы также весьма придирчивы.

Так, например, лицензия не будет получена, если:

  1. Генеральный директор не имеет высшего образования и не проработал минимум два года на руководящем посту в сфере страхования.
  2. Главбух не имеет специализированного высшего образования, не отработал по специальности пять лет, два года из которых в страховом бизнесе.
  3. Аудитор фирмы обязан иметь также должное образование и опыт работы не меньший двухлетнему периоду.

Также не выдадут разрешение на заключение страховых договоров, если выяснится, что кто-то из руководящего состава ранее работал в фирмах, у которых лицензию забрали или был осужден за финансовые махинации.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Введение

Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.

Не будет преувеличением сказать, что вопросы лицензирования страховой деятельности всегда были одними из самых острых в страховании, а сегодня они уже приобрели характер почти чрезвычайных. И связано это не только с имеющимися в законодательстве проблемами в регулировании вопросов лицензирования, но и с тем, что, как известно, изменился перечень видов страхования, а также остается юридическая неопределенность по поводу необходимости получения страховыми компаниями специальных лицензий на перестрахование. Лицензирование требует представления огромного пакета документов, а самое главное, в жестко определенные сроки.


Виды страховой деятельности

Под страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии.

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.

Лицензия выдается по установленной форме

Классификация видов страхования, введена Федеральным Законом от 10.12.2003 № 172-ФЗ. В лицензии, выдаваемой страховщику, указываются предусмотренные классификацией следующие виды страхования:

1) страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

2) пенсионное страхование:

3) страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;

4) страхование от несчастных случаев и болезней;

5) медицинское страхование;

6) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);

7) страхование средств железнодорожного транспорта;

8) страхование средств воздушного транспорта;

9) страхование средств водного транспорта;

10) страхование грузов;

11) сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);

12) страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;

13) страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;

14) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

15) страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;

16) страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;

17) страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;

18) страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

19) страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

20) страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

21) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

22) страхование предпринимательских рисков;

23) страхование финансовых рисков.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального Закона № 172-ФЗ от 10.12.2003, страховщиками являются "юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке". Дополнительными поправками от 7 марта 2004г. Закон также установил необходимость получения лицензии на право осуществления перестрахования, хотя данный вид страховой деятельности, как видно выше из пункта 9 ст.32 данного закона, специально и не выделен в классификации видов страхования.

Следует также выделить недостатки закрепления классификации видов страховой деятельности. Основные дефекты сводятся к следующему:

Отсутствие такого вида, как страхование различных видов профессиональной ответственности (отнесение его к какому-либо иному классу невозможно с точки зрения существа и техники осуществления данного вида страхования),

Отсутствие отдельного вида страхования (расходов) выезжающих за рубеж; указанный вид является, как правило, комбинированным видом страхования, состоящим из страхования от несчастного случая (личное рисковое страхование) и страхования различного рода расходов (медицинские, медико-транспортные, юридическая помощь, потеря багажа и т.п.), его трудно однозначно отнести к одному из видов классификации, предусмотренной п. 1 ст. 32.9 Закона,

Страхование специальных видов ответственности (например, страхование ответственности директоров и должностных лиц и т.п.),

Неоднозначной является правомерность отнесения добровольного медицинского страхования к личному рисковому страхованию, если говорить о перспективе полного отказа от системы прикрепления в пользу введения полноценной рисковой системы страхования медицинских расходов.

Ситуация может оказаться неразрешимой без соответствующих изменений законодательства.

Процедура лицензирования страховой деятельности

Федеральная служба страхового надзора утвердила регламент лицензирования деятельности субъектов страхового дела, который является внутренним документом и определяет порядок работы ведомства по приемке заявлений на выдачу лицензий, проверке представленных документов, а также основные функции подразделений по этому вопросу.

Регламент содержит следующие основные положения в части лицензирования страховой деятельности:

Порядок регистрации поступивших от соискателей лицензий заявлений и документов;

Процедуру предварительной проверки представленных документов, в том числе параметры оценки соответствия документов перечню и формам, которые определены законодательством;

Порядок и условия направления уведомлений соискателям лицензий о приеме либо об отказе в приеме документов на рассмотрение;

Порядок проведения экспертизы документов, включая параметры оценки соответствия содержания документов требованиям законодательства;

Процедуру подготовки заключения, которое необходимо для принятия решения о выдаче лицензии;

Процедуру принятия решения о выдаче лицензии;

Правила оформления самой лицензии;

Порядок уведомления соискателей лицензии о принятом решении;

Порядок формирования информационной базы службы о результатах рассмотрения заявления.

Основные правила деятельности страхового надзора в этой части сводятся к следующему.

Первоначально заявления поступают в управление делами и в этот же день передаются в управление предварительного контроля, где их регистрируют в информационной базе службы. Эта база ведется с 1 июля 2005г., и в ней отражается вся информация о ходе рассмотрения поступающих документов, в частности, указываются исходящий номер и дата заявления, входящий номер и дата поступления в службу, название компании, ее регистрационный номер, виды страхования, на право осуществления которых заявитель просит выдать лицензию или лицензии.

Одновременно все заявления направляются в управление надзора для того, чтобы получить информацию о наличии либо об отсутствии на дату подачи заявления нарушений страхового законодательства у субъекта страхового дела, испрашивающего лицензию. Если на момент подачи заявления в его деятельности имеются признаки нарушения страхового законодательства, то компании отказывают в получении лицензии. Этот процесс занимает, как правило, несколько дней.

На этапе предварительной проверки документов происходит также оценка полноты и достоверности представленного лицензионного пакета, в который должны входить документы в соответствии с перечнем, определенным в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее Закон об организации страхового дела). Как известно, п. 2 ст. 32 этого законодательного акта предусматривает, что для получения лицензии в орган страхового надзора должны быть представлены следующие документы:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и утверждении в должности единоличного исполнительного органа, руководителя или руководителей коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для них предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе или руководителях коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) субъекта страхового дела;

Лицензирование страховой деятельности — это ключевое требование для осуществления и оформления страховых договоров. Оно должно проводиться только юридическими лицами, так как именно они имеют право осуществлять данные операции. Частные граждане не вправе занимать оформлением страховых договоров.

Страховая деятельность — это сфера занятости, которая предполагает формирование резервного с целью дальнейших выплат при наступлении стразового случая. Действия проводятся со стороны страховой компании, организации или сообщества. Итак, давайте узнаем, правда ли, что страховая деятельность не подлежит лицензированию? Также мы расскажем вам о том, что включает лицензирование деятельности субъектов страхового дела (организаций) и страховой надзор.

Основные нормы лицензирования страховой деятельности

Для начала давайте узнаем, кто и на основании чего осуществляет лицензирование страховой деятельности на территории РФ (в России), и что регламентируется при лицензировании страховых компаний.

Контроль над проведением таких операций проводит государственная служба — Министерство Финансов РФ (Департамент страхового контроля). Основная задача данной службы заключается в комплексной проверке уровня готовности компании (юридического лица) к работе в сфере страхования, создания фонда и последующие законные выплаты пострадавшим лицам. Основные требования регулируются постановлением №02-02/08, выданным Российским страховым надзором.

Лицензия страховой деятельности может выдаваться одновременно на все виды страховых договоров, включая обязательные, страхование ответственности, имущества, . Обратите внимание, что в лицензии строго указываются все доступные виды деятельности, которые может проводить страховая компания или организация.

Проведение консультационной поддержки, деятельность по установке суммы ущерба, оценки рисков, оценки имущества или другая исследовательская деятельность в этой области не подвергается обязательному лицензированию.

В Российской Федерации существует единый список страховых компаний и обществ, за которыми закреплена государственная лицензия и проводится контроль с боку федеральных исполнительных органов. В случае нарушения условий деятельности, оформление новых договоров невозможно (после постановления об ограничении работы компании).

О том, что такое страховая компания и как происходит лицензирование ее деятельности, расскажет видео ниже:

Требования к заявителю

Выделяют следующие требования для официальной регистрации юридического лица в статусе страховщика:

  • Компания должна на территории Российской Федерации;
  • Юридическое лицо должно иметь , сумма которого выше в 35 раз минимального уровня заработной платы в государстве (если осуществляется деятельность по страхованию жизни), в иных случаях — более минимальных заработных плат;
  • Страховая сумма по отдельному договору не должна превышать 10% от средств компании;
  • Все суммы страховой премии и ее соотношение с наличием денежным средств компании должно устанавливаться нормами законодательства.

Первичное действие для получения лицензии страховой деятельности РФ заключается в оформлении соответствующего статуса в отделе страхового департамента Министерства Финансов. Этот процесс включает следующие действия:

  1. получение индивидуального номера страховщика,
  2. внесение его в единый реестр,
  3. а также получение соответствующего свидетельства.

Перечень необходимой документации

Лицензия не может быть выдана без подготовки целого ряда оформленной документации и составленного в письменном виде заявления от лица юридического лица. Перечень документов включает в себя:

  • Полученное ;
  • Квитанция, которая подтверждает оплату соответствующего размера уставного капитала;
  • Если официально в компании числится , переданное от учредителей (для ), то следует предоставить акт приема и передачи;
  • Составленный финансовый прогноз (имеющий вид бизнес-плана), на 3 года будущей работы компании (желательно детальнее разобрать основные пункты с указанием метода работы с клиентами, основные источники денежного дохода);
  • Информацию про руководящий состав страховой компании или организации (включает данные про главного бухгалтера, который обязан иметь опыт работы в указанной сфере не менее трех лет);
  • При наличии пункта о ведении перестрахования (указывается в лицензии), следует предоставить соответствующий план;
  • Расписать подробные условия страхования (по всем типам страховых договоров);
  • Действующий финансовый резерв компании;
  • Условия .

Про условия и специальный порядок лицензирования страховой деятельности в РФ (на территории России) расскажем не кратко, а достаточно подробно ниже.

Данное видео содержит анализ страховых компаний в отношении их лицензий и рейтинга:

Порядок действий

Законность работы страховых компаний нормируется законодательством — законом о регуляции страховой деятельности в Российской Федерации. Государственный орган вправе отказать юридическому лицу в выдаче лицензии из-за несоответствий указанной в документах информации. Также отказ может быть принят по причине недостаточной финансовой способности компании обеспечить стабильную выплату страховых договорных обязательств.

Порядок действия оформления лицензии:

  1. Сбор указанной выше документации;
  2. Получение статуса страхователя в Департаменте Министерства Финансов РФ;
  3. Подача документов в службу страхового надзора вместе с присвоенным кодом;

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче такой лицензии. Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.

Лицензирование страховой деятельности на территории РФ носит обязательный характер и осуществляется Федеральной службой страхового надзора.

Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела. Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории РФ, может быть выдана только юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Страховой деятельностью , подлежащей лицензированию , считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования, связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и перестрахования. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять (ст. 32.9 Закона о страховании).

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при выдаче.

Для получения лицензии на право проведения страховой деятельности страховщик должен обладать оплаченным уставным капиталом в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, к субъекту страхового дела предъявляется ряд требований (ст. 32.1 Закона о страховании):

1. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела - юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет.

2. Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.


Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела - юридического лица должны постоянно проживать на территории РФ.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 120 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. Принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на осуществление дополнительного вида добровольного и (или) обязательного страхования, предусмотренного классификацией видов страхования, а также на осуществление перестрахования осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий шестидесяти дней с даты получения органом страхового надзора всех предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии документов.

О принятии данного решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Основаниями для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии являются (ст. 32.3):

Несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям Закона и нормативным правовым актам органа страхового регулирования;

Несоответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ;

Наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;

Наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;

Необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования;

Наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;

Несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела - юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

Решение органа страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

Аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае (ст. 32.4):

Непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;

Установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.

Действие лицензии (ст. 32.5). Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев, определенных настоящим Законом, и действует со дня ее получения субъектом страхового дела. Лицензия не подлежит передаче другим лицам.(в ред. ФЗ от 29.11.2007 N 287-ФЗ)

Временная лицензия может выдаваться на срок:

Указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;

От одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством.

В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

Действие лицензии прекращается в случае прекращения деятельности субъекта страхового дела - индивидуального предпринимателя, ликвидации или реорганизации субъекта страхового дела - юридического лица, за исключением реорганизации в форме присоединения или выделения. Действие лицензии субъекта страхового дела - юридического лица, к которому присоединяется или из состава которого выделяется другое юридическое лицо, не прекращается (ФЗ от 29.11.2007 N 287-ФЗ)

Действие лицензии субъекта страхового дела - юридического лица, созданного в порядке реорганизации в форме преобразования, не прекращается при условии соответствия вновь возникшего юридического лица требованиям законодательства Р Ф. Орган страхового надзора обязан заменить бланк лицензии субъекту страхового дела - юридическому лицу, созданному в порядке реорганизации в форме преобразования, в течение десяти рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных статьей 32 Закона о страховании (ФЗ от 29.11.2007 N 287-ФЗ).

Ограничение или приостановление действия лицензии (ст. 32.6.)

При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушении.

Предписание дается в случае:

1) осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;

2) несоблюдения страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;

3) несоблюдения страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;

4) нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;

5) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;

6) установления факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;

7) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и о дополнениях, внесенных в документы, указанные в пункте 10 статьи 32 настоящего Закона (с приложением документов, подтверждающих такие изменения и дополнения).

Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.

Указанные документы должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня получения всех документов, подтверждающих исполнение предписания в полном объеме.

Представление субъектом страхового дела в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. О снятии предписания сообщается субъекту страхового дела в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

Установление в последующем факта представления субъектом страхового дела документов, содержащих недостоверную информацию, является основанием для признания ранее данного предписания неисполненным.

В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном Законом.

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме (ст. 32.7). Основанием для этого является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме. Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия и доводится до сведения субъекта страхового дела и иных заинтересованных лиц в течение 15 дней со дня принятия такого решения. Решение о возобновлении действия лицензии опубликовывается в печатном органе, определенном органом страхового надзора.

Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела (ст. 32.8).