Изменение коэффициент кбм по осаго росгосстрах. Примеры определения КБМ при досрочном расторжении договора

Грядущая реформа начисления коэффициента бонус-малус – чем она может грозить каждому автовладельцу? Что ждет в 2016 году собственников полисов ОСАГО – дополнительные скидки или повышение его стоимости?

Скидки по ОСАГО за безаварийную езду в 2016 году – что нас ждет?

В связи с предложением РСА к Центральному Банку об упразднении зависимости Кбм от конкретного автомобиля, всех и каждого автовладельца волнует вопрос, какие же нас ждут. Или же наоборот – эта реформа, призванная упростить расчет бонусов по ОСАГО, принесет только повышение его стоимости.

Суть самого нововведения в том, что РСА предложено закрепить единственное значение коэффициента аварийности на весь год (с 1 января по 31 декабря) за водителем, а не за каждым полисом в отдельности. Причем устанавливать Кбм теперь будет не страховщик, а РСА лично. А для полисов с неограниченным списком допущенных лиц, Кбм будет иметь максимальное значение, равное 2,45. Объясняется такое решение тем, что управлять данным ТС сможет любой водитель, вне зависимости от его возраста и стажа. По мнению экспертов многих страховых компаний, такой подход к исчислению коэффициента будет более правильным, что достаточно упростит систему присвоения Кбм и устранит все недоразумения, возникшие по причине его неверного начисления.

Не обойдут стороной изменения и предприятия, содержащие автопарки. В отношении подобных владельцев полисов ОСАГО, Кбм предложено рассчитывать, исходя из среднего значения по всем водителям. Причем значение коэффициента аварийности будет сохранено и для новых автомобилей. Такой подход призван упростить систему расчета тарифа в отношении ЮЛ, имеющих много машин.

Такие изменения при расчете скидки по ОСАГО за безаварийную езду в 2016 году обязаны сделать расчет проще и доступнее, а также исключить потерю информации об имеющихся у водителя скидках или надбавках. Так, при разрешении спорных моментов, Кбм будет пересчитываться с учетом имеющихся данных на начало 2017 года.

Кроме этого планируется, что значение коэффициента аварийности с 01 июня 2016 года будет проставляться на новых бланках полисов ОСАГО, выпускаемых с целью исключения возможности мошенничества. Что, по словам И. Юргенса, должно повысить честность страховщиков по отношению к владельцам ТС при расчете стоимости ОСАГО. А проверить подлинность ОСАГО , уже приобретенного вами, возможно .

Базовые тарифы по обязательному страхованию автогражданской ответственности устанавливаются законодательно и одинаковы для всех. А вот окончательная стоимость полиса зависит от комбинации нескольких коэффициентов.

ОСАГО со скидкой можно получить за счет следующих преференций:

  • федеральные льготы – части стоимости страховки за счет бюджета;
  • коэффициент бонус-малус за безаварийный стаж;
  • другие понижающие коэффициенты (по региону, по возрасту и стажу, по мощности авто, по количеству водителей, по сроку действия полиса);
  • проявление лояльности самой страховой компании – сезонные или специальные скидки для постоянных клиентов.

Достаточно заполнить заявление на оформление полиса ОСАГО и представитель страховой компании сообщит конечную его стоимость с использованием всевозможных льгот, скидок и коэффициентов.

Если транспортное средство используют сразу несколько водителей, то для расчета стоимости полиса используется наименьшее значение скидки за безаварийность, возраст и стаж – будут учтены характеристики наименее опытного автолюбителя.

Кто может получить?

На скидки по ОСАГО могут рассчитывать такие категории автовладельцев, как:

Страховые компании с 2014 года имеют возможность использовать не фиксированный базовый тариф, а тарифный коридор, ведь законодательно закреплены минимальный и максимальный пороги значений . На откуп страховщика отдается право устанавливать самостоятельно базовый тариф в пределах границ этого коридора.

Многие люди пожилого возраста интересуется, полагается ли им скидка при оформлении ОСАГО. Кроме вышеперечисленных общих вариантов снижения цены, скидок на страховку ОСАГО пенсионерам в данный момент не существует.

Расчет

Размер скидки можно не только узнать непосредственно перед оформлением полиса в офисе страховщика, но и рассчитать самостоятельно. Самый удобный способ сделать это – воспользоваться специальными онлайн-сервисами по уточнению тарифов по ОСАГО.

Нужно ввести все запрашиваемые данные об автомобиле и водителе, чтобы мгновенно узнать, сколько денег придется отдать за обязательную защиту своих интересов на дороге. Есть возможность вычислить размер скидки и вручную .

Формулы расчета этой страховки отличаются для различных категорий транспортных средств , а базовые ставки зависят от их принадлежности (частный или коммерческий транспорт).

Для расчета потребуется ознакомиться с предельными значениями базовых ставок тарифа (ТБ) и коэффициентов ОСАГО :


Каждому водителю и средству передвижения соответствует свое сочетание значений коэффициентов. По этой причине стоимость полисов ОСАГО для разных автовладельцев может различаться, как и цена полиса для одного и того же лица, но в разные годы.

Как посмотреть наличие?

Большинство коэффициентов применяется на основании документов, необходимых для оформления полиса ОСАГО – паспорта собственника авто и паспорта технического средства.

Но коэффициент бонус-малус в этих документах не отражается , поэтому недобросовестный страховщик может и не учитывать такую скидку. Поэтому при смене компании автовладельцы часто интересуются, почему у них нет скидки по ОСАГО: не беспокойтесь, они не пропали.

Проверка наличия скидки «бонус-малус» по ОСАГО осуществляется через базу Российского союза автостраховщиков . Если безаварийный стаж позволяет снизить стоимость ОСАГО, а в очередном полисе не учтена эта скидка, то можно взять соответствующую справку от своего бывшего страховщика.

Как вернуть (восстановить) скидку по ОСАГО? При необходимости всегда можно обратиться в РСА с жалобой на компанию-нарушителя .

При покупке полиса необходимо убедиться, что вам предлагается «чистое» ОСАГО и учтены все возможные скидки – как льготника, как надежного клиента и как опытного водителя, способные уменьшить стоимость «автогражданки». В результате применения всех коэффициентов можно снизить цену вдвое , а при специальных предложениях для постоянных клиентов от страховщика – сэкономить еще больше.

Видео о получении скидки за безубыточное вождение:

У многих автолюбителей возникает ситуация, когда при очередном продлении ОСАГО их ставят перед фактом, что скидки (КБМ) у них нет. Причины исчезновения Вашей скидки Вы можете прочитать в статье .

Рассмотрим порядок действий по возврату КБМ , который Вам полагается.

Есть два способа возврата КБМ: быстрый или бесплатный.

Как быстро восстановить КБМ онлайн

Чтобы восстановить КБМ не отходя от компьютера, воспользуйтесь . Там нужно только указать свои данные — никаких документов прикладывать не нужно. Заявка отправляется в работу сразу после оплаты заявки (574 руб.). Результат обычно присылается на почту уже на следующее утро. А если по результату восстановления КБМ не уменьшится, то оплаченные деньги вернутся Вам автоматически.

Как бесплатно восстановить КБМ

  1. Для начала необходимо определить с какого момента, а именно с какого полиса и какой компании произошло обнуление или перекос КБМ. Для этого идем на страницу и несколькими запросами определяем изменения КБМ по месяцам в течение нескольких лет, пока не найдем нужный полис.
  2. Сохраняем запросы изменений вашего КБМ в течении года в электронной форме для последующей отсылки жалобы на страховую компанию (определяемся с датами запросов и какая страховая компания изменила скидку: это видно из запроса — допустим у Вас был 01.06.2015 КБМ=0,6, а 02.06.2015 стал уже 1,0).
  3. Желательно найти старые страховые полисы двух-трехлетней давности, можно даже те полисы где вы фигурируете как водители других автомобилей: в них вы можете найти в особых отметках какой у Вас был КБМ или класс. Сканируйте все что найдете.
  4. Отправляете жалобу в страховую компанию, РСА и ЦБ РФ . Для полного комплекта можете также отправить жалобы в Общество защиты потребителей, Роспотребнадзор, ФАС, но это не обязательно. Если страховая разорилась , то только в РСА и ЦБ.

    На сайтах всех этих организаций есть формы обратной связи — все легко заполняется и прикрепляется . Отправляем с одним и тем же текстом всем (изменяются только названия организаций) в один день. В жалобе пишем все как есть, с прикреплением всех документов о которых написано выше.

  5. Ждем в течении месяца ответ на Вашу электронную почту. Если не отвечают — то дальше только суд.
  6. Если с момента обнуления КБМ прошло уже несколько полисов в разных компаниях, придется все повторить для каждой последующей компании по всей цепочке после исправления КБМ предыдущей.

Что сделать после восстановления КБМ?

  1. Внесите изменения по КБМ во все текущие полисы. Это важно! Даже если это не влияет на стоимость полиса ОСАГО. Если этого не сделать — после окончания полиса Ваш восстановленный КБМ потеряется. Для этого обратитесь в свою страховую компанию (или в несколько, если у вас несколько полисов от разных СК) и напишите «Заявление на внесение изменений в полис в связи с неверно примененным КБМ». Для уверенности, можете заранее распечатать результат запроса КБМ со

КБМ или коэффициент «Бонус-Малус» - это коэффициент, который используется страховыми компаниями при расчете страховой премии по договору. В зависимости от наличия или отсутствия аварий «Бонус-Малус» может быть понижающим или повышающим. Для удобства определения данного коэффициента создана специальная КБМ таблица по ОСАГО.

Класс КБМ Подорожание

Скидка
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
0 1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 145% 0 M M M M
0 2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Проверить КБМ

Что значат строки в таблице

Стоимость договора напрямую зависит от того, какой будет применен класс КБМ по ОСАГО.

Вся таблица поделена на несколько разделов. В первом столбце указан класс водителя на момент страхования. Водитель, который впервые обращается к представителю компании, с целью оформления полиса, автоматически получает начальный 3 класс. Именно от него будет происходить расчет в большую или меньшую сторону.

Во второй строке указана скидка, коэффициент бонус-малус, в процентном соотношении.

В последнем столбце указано наличие или отсутствие обращений, в течение страхового года.

Как пользоваться таблицей

Пользоваться таблицей очень просто. Для определения коэффициента необходимо знать только: какой класс был на момент страхования и сколько аварийных случаев было в течение действия данного договора. Со вторым значением просто, поскольку каждый водитель знает, случались ли аварии, или нет. Первое значение можно узнать в страховой организации или на странице .

Для проверки необходимо внести: ФИО, дату рождения, серию и номер водительского удостоверения. После внесения персональных сведений автоматически произойдет проверка.

Для того чтобы лично узнать коэффициент на начало страхования необходимо обратиться в офис компании, где был оформлен договор. При себе необходимо иметь паспорт, оформленный договор и водительское удостоверение. По времени проверка бонус-малус занимает не более 10 минут.

После того как вы узнаете свой класс, необходима таблица КБМ ОСАГО 2019 года, для определения значения. В первом столбце таблице необходимо найти свой класс. Во втором столбце будет отражена скидка, или повышающий коэффициент, который был использован при расчете премии по договору. Далее определяется бонус-малус на следующий год. При отсутствии выплат он опускается вниз по таблице на одну строчку. Если были аварии, он поднимается вверх по таблице, в зависимости от аварий.

Пример расчета КБМ по таблице

Вашему вниманию два примера. В первом случае водитель проездил год без убытков, во втором у водителя были аварии. Рассмотрим, как работает таблица КБМ класса водителя, при отсутствии и наличии страховых случаев.

Иванов Сергей Петрович обратился к страховщику 11 ноября 2015 года. На момент оформления договора водителю присвоили 9 класс КБМ, а именно 30% скидка к базовому тарифу по полису. Получается, клиент уже пользовался услугами страховой компании не один раз и каждый получал 5% за безаварийную езду.

Пример № 1: Отсутствие аварий

Спустя год Сергей Петрович вновь обратился в страховую организацию, для получения нового договора. Как и ранее у клиента не было аварий, и сотрудник предоставила понижающий бонус за безаварийный год. Для определения она использовала таблицу «Бонус-Малус» по ОСАГО.

У Сергея Петровича был 9 класс, двигаясь по этой строке вправо, в таблице, страховой агент посмотрела новый класс, при количестве страховых случаев «0». После 9 идет 10, которому соответствует скидка 0,65 или 35% к итоговой стоимости договора страхования. Получается, по новому договору получит скидку, в размере 35%.

Пример № 2: Наличие трех аварий

Спустя год Сергей Петрович вновь обратился к представителю страховой компании, для оформления нового договора. К сожалению, за последний год у клиента было 3 аварии, по его вине. В связи с этим клиент не рассчитывал на хорошую скидку.

У Сергея Петровича был 9 класс. Двигаясь по строке, нужно посмотреть новый коэффициент, который присваивается водителю, у которого было 3 аварии. Новый класс, который получает аварийный водитель, равен 1 или повышающий коэффициент 1,55. Получается, клиент должен оплатить повышенную страховую премию.

КБМ при неограниченной страховке

Если оформлен полис, по которому предусмотрено неограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то возникает вопрос: класс бонуса-малуса, как узнать? В таком случае расчет бонуса идет по собственнику машины.

Коэффициент по собственнику определяется аналогично, как по водителю. Единственное, что стоит принимать во внимание, скидка на машину по собственнику закрепляется на конкретную машину и не распространяется на другие.

К примеру, вы несколько лет подряд, без аварий, оформляете договор на машину ВАЗ 2110 и заработали максимальный класс, в размере 50%. При покупке новой машине, Kia Ria, при условии неограниченного количества лиц, по ОСАГО, вам будет присвоен начальный – 3 показатель. Получается, новая машина – это новая система скидок.

Коэффициент «бонус-малус» существенно влияет на стоимость ОСАГО. КБМ меняется в зависимости от частоты аварий по вине страхователя, а данные по показателю годами накапливаются в единой электронной базе РСА. Однако случается, что страховая история теряется или искажается. Как восстановить справедливость в этом случае?

Убыточность автолюбителя по ОСАГО влияет на величину расчётного коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Значение этого коэффициента используется при определении стоимости полиса. Каждому из значений КБМ соответствует свой «класс»:

Таблица 1. Классы страхователя ОСАГО.

таблица скроллится вправо
Начальный
класс КБМ (по
предыдущему
договору)
Значение
КБМ
Класс КБМ по новому договору по окончанию срока страхования
предыдущего договора, после
0
страховых
выплат
1
страховой
выплаты
2
страховых
выплат
3
страховых
выплат
4 и более
страховых
выплат
  • При безубыточной езде класс увеличивается каждый год на один (становится четвёртым, пятым и так далее). Вместе с ним растёт и скидка – на пять процентов от базового расчёта за каждые двенадцать месяцев страхования. Максимальная скидка – 50%. Пример: водитель с тринадцатым классом КБМ платит за ОСАГО в два раза меньше, чем водитель с третьим классом.
  • Если по полису были убытки, класс уменьшается (вместе со скидкой). Например, если при оформлении договора актуален пятый класс (КБМ 0,9), то после страхового случая класс понизится до третьего (КБМ 1,0). То есть, скидки при пролонгации полиса уже не будет. Если же по такому полису было два убытка, класс снижается до первого. Коэффициент бонус-малус составит 1,55, что при пролонгации увеличит базовый ценник ОСАГО на 55%. Максимально возможное значение КБМ составляет 2,45.

Разумеется, случаи, когда страхователь при ДТП является потерпевшей стороной, не влияют на значение КБМ. Не влияют на него и размеры выплат. Поэтому клиенты с одним крупным убытком платят за полис меньше, чем автолюбители с множеством мелких возмещений «за плечами». Даже если последние в сумме оказываются финансово менее убыточными.

Объектом применения КБМ является:

  • Водитель , если договором ОСАГО предусмотрен ограниченный список лиц, допущенных к управлению авто. При этом расчёт стоимости страховки осуществляется исходя из худшего значения КБМ из всех водителей, «вписанных» в полис.
  • Собственник машины в «привязке» к транспортному средству, если полис не предусматривает ограничений по водителям. Таким образом, к примеру, автовладелец может иметь разный КБМ по двум своим машинам.

Следует понимать, что страховая история автолюбителя как собственника транспорта никак не связана с его же страховой историей в качестве водителя. Эти две величины учитываются параллельно и не влияют друг на друга.

Например, если водитель с максимальной скидкой застрахует по ОСАГО собственный автомобиль без ограничений по допущенным к управлению лицам – ему по такому договору будет присвоен третий класс с базовым КБМ.

Несложно догадаться, в каких случаях придётся доплатить при попытке вписать нового водителя в действующий полис. Так произойдёт, если КБМ нового водителя выше, чем у лиц, уже вписанных в страховку. Размер дополнительной премии определяется пропорционально оставшемуся сроку страхования. Аналогично, при исключении «дорогих» водителей из ОСАГО премия по страховке может быть уменьшена (и частично возвращена).

Важно понимать и особенности учёта коэффициента бонус-малус:

  • Скидка КБМ увеличивается только по результатам годового периода страхования. Если полис расторгается досрочно, при оформлении новой страховки безаварийность по нему учитываться не будет.
  • Страховая история водителя (при страховании с ограниченным списком водителей) учитывается по фамилии, имени и отчеству, дате рождения и номеру водительского удостоверения.
  • КБМ собственника (при страховке «без ограничений») привязывается к его фамилии, имени и отчеству, серии и номеру паспорта, а также VINу авто. При отсутствии последнего используется госномер, номер кузова или шасси. Юридические лица «опознаются» по ИНН.

Стоит отдельно обратить внимание, что запрашивать КБМ следует именно на дату начала действия будущего полиса. В противном случае результат может оказаться некорректным.

Недостатки системы

Данные о страховой истории всех водителей (автовладельцев) содержатся в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА). Инструмент обеспечивает доступ к сведениям как страховщикам, так и страхователям. Тем не менее, ряд особенностей этой базы приводит к многочисленным случаям её некорректного использования.

«Обхитрить» электронный алгоритм

Известны способы избежать повышающего коэффициента за аварийную езду. Для этого при пролонгации полиса выполняются простые действия:

  1. Один из вариантов – использование вместо русских букв фамилии, имени или отчества латинских аналогов по написанию. К ним относятся, например, «а», «х», «с», «о» и другие. Программа воспринимает соответствующие знаки как разные символы. Достаточно лишь одной замены, чтобы система не нашла запрашиваемого водителя и «выдала» третий класс (КБМ=1). При этом в полисе всё будет выглядеть совершенно естественно. Конечно, для реализации здесь придётся договариваться с сотрудником страховой компании. Но порой продавцы готовы пойти навстречу в таких вопросах для удержания клиента.
  2. Другой способ доступен любому автолюбителю без обращения к иным лицам. Достаточно заявить очередной срок начала страхования на день более ранним, чем следующая дата после окончания «убыточной» страховки. То есть, на этот день сроки страхования двух полисов будут «пересекаться». АИС РСА при этом не учтёт страховые случаи по текущему договору, поскольку на момент начала нового он ещё не закончится.

Возможно, существуют и иные варианты подобных «подтасовок». Так или иначе, использовать их не рекомендуется: фактически речь идёт о недобросовестности со стороны клиента. К тому же, в результате происходит недобор премии по убыточным водителям (собственникам), что влияет на повышение тарифов.

Потерянные скидки по ОСАГО

Невозможно полностью исключить ошибки при внесении сведений по десяткам миллионов договоров, оформляемым ежегодно.

В базу попадают данные с многочисленными неточностями, которые впоследствии не позволяют идентифицировать автолюбителей.

Наиболее распространены следующие причины потери страховой истории:

  • Ошибки операторов при вводе данных. Здесь речь идёт о человеческом факторе. Перепутанные цифры даты рождения или номера паспорта сводят на нет будущие усилия по поиску автолюбителя в базе.
  • Смена фамилии, замена паспорта (для страхования «без ограничений») или водительского удостоверения. Часто страхователи не тратят время на внесение соответствующих корректировок в полис. Как правило, с ГИБДД в этих случаях не возникает проблем:
    • Несовпадение фамилии вполне объясняется копией документа о её замене.
    • В новом водительском удостоверении обычно указываются старые права.
    • Данные паспорта собственника авто в страховке вообще не фигурируют.

В то же время, такая ситуация ведёт к отсутствию новой информации в АИС РСА. При продлении по новым «характеристикам» автолюбителя накопленная скидка не будет найдена. Избежать этого можно, официально изменив соответствующие сведения на актуальные по текущему договору.

  • Непередача данных о КБМ страховыми компаниями. Наиболее часто встречается среди уходящих с рынка организаций. Впрочем, здесь всё зависит от добросовестности страховщика.

К перечисленному добавляются программные сбои, а также упущения на этапе передачи сведений страхователем. В результате многие тысячи автолюбителей сталкиваются с незаслуженно завышенной стоимостью «автогражданки».

Где искать потерянную страховую историю?

К сожалению, на сегодняшний день нет чёткого успешного алгоритма для восстановления данных о КБМ. Но существуют некоторые варианты действий, которые могут дать положительный результат:

  • Привлечение официальных надзорных органов. В первую очередь данным вопросом занимаются РСА и Центробанк. Необходимо чётко изложить суть проблемы и предоставить всю имеющуюся информацию, включая копии документов. Обратиться в данные организации можно письменно или электронно.
  • Официальное обращение в страховую компанию, в которой оформлялся последний договор ОСАГО. Добросовестный страховщик произведёт проверку на основании подобного заявления. Бывает, это приводит к возвращению заслуженной скидки. В крайнем случае, организация может выдать справку о КБМ установленного образца.
  • Неофициальное обращение в страховую компанию. Порой специалисты страховщика идут навстречу, помогая выяснить причину возникшей ситуации или даже исправить её.