Формы включаемые в состав годовой отчетности. Как бухгалтерская отчетность отражает эффективность предприятия

Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н и подтверждается письмом Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285.

Таким образом, в состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы:

  • Бухгалтерский баланс;
  • Отчет о финансовых результатах;
  • Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах);
  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о целевом использовании средств.

В составе промежуточной отчетности составляйте Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года. Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Поэтому в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также дополнительная информация , которая не включается в Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах, но необходима пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации (п. 6, 24 ПБУ 4/99, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01).

Состав и содержание пояснений организация определяет самостоятельно, с учетом содержания пунктов 24–27 ПБУ 4/99 и других положений по бухучету.

Отчет о целевом использовании средств представляют все организации, получавшие в отчетном году целевые средства.

Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. в таблице .

Некоторые организации могут вести бухучет и составлять годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном варианте. К ним относятся:

  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково»;
  • некоммерческие организации.

При этом упрощенный порядок бухгалтерского учета и отчетности не могут применять, в частности, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами.

Субъекты малого предпринимательства

Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию ?

Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.

Участники проекта «Сколково»

Участники проекта «Сколково» вправе применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Для них предусмотрены формы:

  • Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для коммерческих организаций);
  • Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств, приведенные в приложении № 6 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для некоммерческих организаций).

Аналогичные выводы следуют из пункта 3 части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и письма Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).

Вместе с тем, применение упрощенных форм является правом, а не обязанностью. Поэтому организации – участники проекта «Сколково» могут составлять отчетность и в общеустановленном порядке. То есть сдавать в составе отчетности Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Показатели отчетности

Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, содержат показатели, отражающие финансовое и имущественное положение организации. Ряд показателей, включенных в разные формы, совпадает. Взаимосвязь между показателями типовых форм бухгалтерской отчетности представлена в таблицах . Используйте их для проверки правильности составления отчетности.

Типовые формы Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах, Отчета о движении капитала и Отчета о движении денежных средств сформированы по группам статей (например, «Финансовые вложения», «Прочие доходы»). Детализацию этих статей организации определяют самостоятельно, исходя из существенности того или иного показателя (п. 3 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). При этом для каждой строки, где это необходимо, вводят подстроки. В них указывают числовые значения, входящие в состав укрупненных показателей, предусмотренных типовой формой. Вводить подстроки нужно для существенных показателей. Несущественные показатели в подстроки можно не выделять. Показатель является существенным, если без сведений о нем нельзя правильно оценить финансовое положение организации.

Если отчетность представляется в органы исполнительной власти (например, в органы государственной статистики, налоговую инспекцию), то каждому показателю присвойте код согласно приложению 4 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Код укажите в соответствующей графе. При этом, в случае если в бухгалтерской отчетности отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) отражаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей, код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного.

Такой порядок установлен пунктом 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Критерий существенности организация определяет самостоятельно и прописывает его в учетной политике для целей бухучета.

Учетная политика

Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию копию приказа об утверждении учетной политики для целей бухучета?

Нет, не нужно.

Законодательство не содержит таких требований. К тому же существенные элементы и принципы учетной политики раскрываются в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, которые организация сдает в налоговую инспекцию (п. 17, 18 ПБУ 1/2008, подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Вместе с тем, в учетной политике для целей бухучета может содержаться информация, необходимая при проведении проверок (например, рабочий план счетов организации, утвержденный перечень первичных документов, используемых организацией, и т. д.). Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ. Форма требования приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

В течение 10 рабочих дней после того, как из инспекции получено письменное требование, организация обязана представить копию приказа об утверждении учетной политики. Такие правила установлены пунктом 12 статьи 89 и пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Если организация не исполнит полученное требование, ее могут оштрафовать. Размер штрафа составит:

  • для организаций 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • для должностных лиц (например, руководителя организации) от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

Пояснительная записка с 1 января 2013 года не входит в состав бухгалтерской отчетности. То есть начиная с отчетности за 2012 год сдавать пояснительную записку не нужно. Это следует из положений части 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмами Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285, от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информацией Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Данный документ является информацией, сопутствующей бухгалтерской отчетности. Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями Бухгалтерского баланса или Отчета о финансовых результатах (Отчета о целевом использовании средств). Организация может предоставить такую информацию, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В составе информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, раскрываются следующие показатели:

  • динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет;
  • планируемое развитие организации;
  • предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
  • деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • природоохранные мероприятия;
  • иная информация.

Из предоставления информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав данной отчетности. Для этого нужно соблюдать следующие правила:

  • в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на такую информацию;
  • из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчетности;
  • такая информация должна быть обособлена от бухгалтерской отчетности.

По итогам 2016 года все организации должны представить годовую бухгалтерскую отчетность. О ее составе, сроках и адресах представления отчетности расскажем в нашей консультации.

Состав годовой бухгалтерской отчетности 2016.

Годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о целевом использовании средств (для некоммерческих организаций);
  • иные приложения (пояснения).

О составе отчетности организаций, имеющих право применять упрощенный бухучет, мы рассказывали в .

Формы годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Приведем удобные для скачивания бланки годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год с графой «Код»:

Форма пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности 2016 не утверждена, поэтому формат и порядок представления пояснений организация определяет самостоятельно. Пояснения могут оформляться в табличной или текстовой форме. При формировании пояснений в табличной форме организации необходимо учитывать пример, приведенный в Приложении № 3 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н .

Когда и куда представлять годовую отчетность

Годовую бухгалтерскую отчетность организации обязаны представлять по месту ее нахождения не позднее 31 марта по следующим адресам:

  • в налоговую инспекцию (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);
  • территориальный орган статистики (ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если 31 марта совпадет с выходным днем, сдать отчетность можно будет не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

За 2016 год годовую отчетность в ИФНС и Росстат нужно сдать .

Сдаваемая в ИФНС бухгалтерская отчетность на бумаге должна быть составлена на машиночитаемых бланках.

Машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности в PDF можно скачать по .

Если организация подлежит обязательному аудиту (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ), в составе годовой бухгалтерской отчетности в Росстат нужно также представить аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность представляемой бухгалтерской отчетности (

Определение

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – необходимая пользователям этой отчетности для принятия экономических решений информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за , систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете», представленная в удобном пользователям, стандартизированном формате (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Периодичность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экономический субъект в обязательном порядке составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность (за отчетный период менее года) составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:

  • ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н):

    бухгалтерского баланса;

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Общий порядок предусматривает оформление в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п.п. 28 – 31 ПБУ 4/99):

    бухгалтерского баланса;

    отчета о финансовых результатах;

    отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

    отчета об изменениях капитала;

    отчета о движении денежных средств;

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности

Формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены:

    для упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности - приложением № 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;

    для бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в общем порядке - приложениями №№ 1 и 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется по формам, установленным законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности

Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

    при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Адреса и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется заинтересованным лицам в сроки, установленные законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется всеми организациями (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ):

    в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в порядке, установленном Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации - в размере от 300 до 500 руб.

Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).

Где бесплатно получить бухгалтерскую отчетность конкретной фирмы?

Бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций собирает и публикует Росстат. На сайте сайт есть специальный раздел, где можно получить бухгалтерскую отчетность более чем 2 млн. российских организаций , достаточно ввести ИНН искомой фирмы.

Инструменты для работы с отчетностью

Самыми популярными в России программами для ведения бухгалтерского учета являются продукты фирмы 1С .

Для финансового анализа по данным бухгалтерской отчетности существует инструмент " ". Программа выдает готовый отчет о финансовом состоянии предприятия, анализируя ключевые формы бухгалтерской отчетности: Баланс и Отчет о финансовых результатах.

Для трансформации российской отчетности в отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами (МСФО) существует онлайн-программа " ".




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность): подробности для бухгалтера

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

    Заключения об обобщенной бухгалтерской отчетности руководствоваться соответственно указанными... бухгалтерской отчетности (в случае применения концепции достоверного представления бухгалтерской отчетности); б) для того, чтобы бухгалтерская отчетность... составления бухгалтерской отчетности Определение состава показателей бухгалтерской отчетности Состав показателей бухгалтерской отчетности... бухгалтерской отчетности кредитными организациями 10 Изменение состава годовой бухгалтерской отчетности...

  • На что обратить внимание при подготовке годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год

    Ошибок, допускаемых при составлении бухгалтерской отчетности, которых можно избежать. Неправильное... датой. Отчетность оформлена неверно Бухгалтерская отчетность должна содержать собственноручную подпись... представленной внешним пользователям годовой бухгалтерской отчетности прошедшего периода. Поэтому, ... убыток)», пересчитать сравнительные показатели бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год... соответствовать. Взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности означает, что эти показатели...

  • Расхождение показателей налоговой и бухгалтерской отчетности при УСНО: как объясниться с налоговой?

    Орган и годовую (финансовую) бухгалтерскую отчетность. Подавляющее большинство организаций так... налоговиков документами (например, годовой бухгалтерской отчетностью). Рекомендуем представить пояснения в... (финансовая) отчетность. Годовая бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с требованиями... уплачиваемому при УСНО, и бухгалтерской отчетности». Целесообразно указать причины расхождений, ... расхождения показателей налоговой и годовой бухгалтерской отчетности «упрощенцев» не являются ошибкой...

  • Принцип «одного окна» для годовой бухгалтерской отчетности

    2020 года в Росстат представлять бухгалтерскую отчетность больше не нужно, обязательной... Если сегодня получить данные о бухгалтерской отчетности из Росстата можно бесплатно, то... .2021. Представление годовой (финансовой) бухгалтерской отчетности за 2018 год. Поскольку новый... орган. Представление бухгалтерской отчетности в Росстат. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности в Росстат... с представителями экономического субъекта. Представление бухгалтерской отчетности в налоговый орган. Порядок...

  • Бухгалтерская отчетность – 2017: рекомендации Минфина

    Ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной... обязательств обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (за исключением активов, инвентаризация... работникам». Существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности Показатели об отдельных активах, обязательствах... используется для принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности организации. Денежные потоки организации...

  • Сдаем бухгалтерскую отчетность за 2018 год

    Нужно сдать годовую бухгалтерскую отчетность за 2018 год? Составление бухгалтерской отчетности начинается с... соответствующей строки бухгалтерской отчетности. Требования к формированию бухгалтерской отчетности Компании при формировании годовой бухгалтерской отчетности нужно... включает в себя комплект бухгалтерской отчетности? Комплект бухгалтерской отчетности за 2018 год необходимо... об упрощенных формах бухгалтерской отчетности можно забыть. Куда предоставляется бухгалтерская отчетность? По общему...

  • Бюджетная, бухгалтерская отчетность: ответственность за нарушения составления и представления

    Случае представления учреждением недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей, ... КоАП РФ). Представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей значительное искажение показателей, ... что под значительным искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, признанной недостоверной, будут пониматься (... ответственность за представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей грубое искажение показателей, ...

  • Промежуточная бухгалтерская отчетность отменяется!

    Бухгалтерии. По общему правилу бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление... . По общему правилу бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление... /99«Бухгалтерская отчетность организации» Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц... обязанность составления организацией промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц, квартал нарастающим... ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного...

  • Типовые ошибки при формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности

    ... (загрузки) форм бюджетной и бухгалтерской отчетности в ПУиО ГИИС «Электронный бюджет... и представления форм бюджетной и бухгалтерской отчетности средствами ГПУиО ГИИС «Электронный... если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, утвержденной Инструкцией № 33н не... об отсутствии в составе бухгалтерской отчетности указанных форм подлежит отражению... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и...

  • Основные изменения в бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений

    Главный бухгалтер должен подписывать формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и... (или) представлении бухгалтерской отчетности средствами программных комплексов автоматизации документы бухгалтерской отчетности, не имеющие... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и...

  • Особенности представления бухгалтерской отчетности в 2018 году

    Том числе годовой бухгалтерской отчетности. Состав и содержание показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих публичному... раскрытие показателей бухгалтерской отчетности осуществляется субъектом отчетности после представления бухгалтерской отчетности ее... следующих принципов. Принципы формирования бухгалтерской отчетности Допущение имущественной обособленности Допущение... составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и...

  • Новое в бухгалтерской отчетности в 2019 году

    Год. Новые требования к бухгалтерской отчетности Бухгалтерская отчетность до 2019 г. находилась... для ежегодного опубликования (раскрытия) бухгалтерской отчетности. За несвоевременное представление отчетности, ... отчет является самостоятельной формой бухгалтерской отчетности и может иметь собственные... форме сдачи отчетности Раннее бухгалтерская отчетность не считалась составленной, пока... исключения. Например, компании, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к...

  • Аудит бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения

    Для проведения независимой проверки своей бухгалтерской отчетности. Трудность состоит в том, что... контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности. Кроме того, в силу ч...

  • Изменения в бухгалтерской отчетности

    Положения по формированию и представлению бухгалтерской отчетности, в частности: 1) уточнен... порядок подписания форм бухгалтерской отчетности, содержащих плановые (прогнозные) и... формировании и (или) представлении бухгалтерской отчетности средствами программных комплексов автоматизации отчеты... проводимая в целях составления годовой бухгалтерской отчетности и подтверждения ее показателей). ...) учреждениями в составе дополнительной бухгалтерской отчетности. Теперь такую форму заполнять будут...

  • Подготовка к составлению годовой бухгалтерской отчетности

    ... (муниципальных) учреждений к составлению форм бухгалтерской отчетности. Рассмотрены мероприятия, которые необходимо предпринять... подготовку учреждений к составлению форм бухгалтерской отчетности. Показатели бухгалтерского (бюджетного) учета должны... учреждения, которые отражаются в формах бухгалтерской отчетности. За искажение показателей отчетных бухгалтерских... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных...

По окончании календарного года все организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации . Государственные же и муниципальные унитарные предприятия представляют годовую бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом (ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Налогоплательщики помимо этого обязаны представлять бухгалтерскую отчетность и в налоговые органы (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Примечание. Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2 Закона N 129-ФЗ, п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Годовая бухгалтерская отчетность должна быть сформирована и представлена заинтересованным лицам в течение 90 дней по окончании отчетного года (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ). Исходя из этого, последним днем представления отчетности за 2010 г. будет 31 марта текущего года включительно.

Усовершенствование методологии учета

В прошедшем году Минфин России продолжал целенаправленную работу по приближению российских положений по бухгалтерскому учету к соответствующим международным стандартам. В части бухгалтерской методологии финансисты в течение 2010 г. выпустили полдесятка Приказов. Так, двумя из них были утверждены новые Положения по бухгалтерскому учету:
- "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности " (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н);
- "Информация по сегментам " (ПБУ 12/2010) (утв. Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н).
Но если ПБУ 22/2010 вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2010 г. (п. 2 Приказа N 63н), то ПБУ 12/2010 необходимо будет применять при составлении бухгалтерской отчетности за 2011 г. (п. 2 Приказа N 143н).
Подробный Комментарий к ПБУ 22/2010 был опубликован в "720 часов" N 9, 2010. Об исправлении ошибок в бухгалтерской отчетности можно прочитать и в ПБУ N 1, 2011.
Напомним, что исправление существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, осуществляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Помимо этого производится пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год. Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).
Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.
При составлении бухгалтерской отчетности за 2010 г. вполне возможно обойтись без ретроспективного пересчета показателей. Такой пересчет необходимо осуществлять, если будут выявлены ошибки, являющиеся существенными и относящиеся к 2009 г. и ранее. Но они будут обнаружены лишь в I квартале 2011 г. А как было сказано выше, исправительные записи в этом случае должны быть сделаны в текущем периоде 2011 г. Следовательно, ретроспективный пересчет показателей будет отражен в бухгалтерской отчетности за 2011 г.
Приказами же Минфина России от 25.10.2010 N 132н и от 08.11.2010 N 142н внесены изменения в более чем два десятка нормативных правовых актов бухгалтерского учета, в том числе в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н), полтора десятка положений по бухгалтерскому учету, пять методических указаний. Согласно вносимым изменениям упрощается ведение бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, поскольку устанавливаемые указанными документами требования по его ведению на них с 1 января 2011 г. не распространяются.

Требования к отчетности

Общие требования к бухгалтерской отчетности изложены в разд. III ПБУ 4/99. Основными из них являются достоверность, полнота, существенность, нейтральность, полезность, последовательность.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (п. 6 ПБУ 4/99). Информация о финансовом положении, как известно, формируется главным образом в бухгалтерском балансе, информация о финансовых результатах деятельности организации - в отчете о прибылях и убытках, информация об изменениях в финансовом положении организации - в отчете о движении денежных средств.
Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проведение инвентаризации является обязательным (п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Примечание. Для малых предприятий (за исключением кредитных организаций) в целях упрощения системы ведения бухгалтерской отчетности Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н внесены изменения в семь положений по бухгалтерскому учету (подробнее - см. комментарий в "720 часов" N 2, 2011).

Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то возникает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность соответствующих дополнительных показателей и пояснений (п. 6 ПБУ 4/99).
В бухгалтерскую отчетность должны включаться существенные показатели. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов (п. 11 ПБУ 4/99, п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. упомянутым Приказом Минфина России N 67н).
При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней. Данное требование означает исключение одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей ею перед другими, то есть информация, содержащаяся в отчетности, должна отвечать интересам разных групп пользователей.

Примечание. Организация должна при составлении отчетности придерживаться принятых ею содержания и форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности (п. 9 ПБУ 4/99).

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Нейтральность бухгалтерской отчетности проявляется в отсутствии у ее составителей намерения склонить пользователя отчетности к принятию определенного решения.
Информация, представляемая в бухгалтерской отчетности, должна быть полезна. Информация считается полезной, если она уместна, надежна, сравнима и своевременна.
Информация уместна, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) пользователей отчетности, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.
Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится.
Сравнимость информации означает возможность для пользователей отчетности сравнивать показатели деятельности за разные периоды времени, чтобы определить тенденции в финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Пользователи должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.
Информация своевременна, если она способна наилучшим образом удовлетворить потребности пользователей, связанные с принятием решений, то есть если достигнут баланс между ее уместностью и надежностью.

Состав годовой бухгалтерской отчетности

В общем случае годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций включает :
- бухгалтерский баланс (форма N 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
- отчет об изменениях капитала (форма N 3);
- отчет о движении денежных средств (форма N 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
- пояснительную записку;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту или если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99, п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н).
является главной формой в системе бухгалтерской отчетности, поскольку он характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. Он является одним из признаков юридического лица (ст. 48 ГК РФ).
По данным бухгалтерского баланса:
- оценивается возможность выполнения организацией в ближайшее время взятых на себя обязательств перед третьими лицами либо же преодоления ею возникших финансовых затруднений;
- определяются финансовые результаты работы в виде наращивания собственного капитала за отчетный период.

Примечание. Под бухгалтерским балансом понимается способ экономической группировки состава и размещения ресурсов хозяйственного субъекта, включаемых в актив баланса, и источников их формирования в виде собственного и заемного капитала, отражаемых в пассиве баланса как обязательства. Он служит основным источником информации для круга пользователей об имущественном состоянии организации.

Отчет о прибылях и убытках - основная отчетная форма, характеризующая порядок формирования результата финансово-хозяйственной деятельности организации. Определяется же этот результат путем подсчета всех прибылей и всех убытков (потерь) за отчетный период, отраженных по счетам 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и 99 "Прибыли и убытки".
Отчет об изменениях капитала раскрывает дополнительные данные об изменениях в капитале и дает пояснения к статьям бухгалтерского баланса раздела "Капитал и резервы".
В отчете о движении денежных средств раскрывается информация о денежных средствах организации, находящихся на счетах в банках и в кассе. Данные отчета должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Под текущей деятельностью понимается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности. То есть деятельность, связанная с производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.
Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).
Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.) (п. 15 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).
Показатели отчета позволяют выявить причины изменений в объеме и составе денежных потоков за отчетный период.
Соответствующие разделы приложения к бухгалтерскому балансу раскрывают необходимые сведения об амортизируемом имуществе, финансовых вложениях, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, содержат расшифровку расходов по обычным видам деятельности по элементам затрат, а также иную информацию.
Пояснительная записка является структурным элементом годового бухгалтерского отчета. В ней приводятся данные, не нашедшие отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности.
Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Обязательный аудит проводится в случаях:
- если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
- если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
- если организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

Примечание. Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, то выданное аудитором заключение она может по желанию включить в состав бухгалтерской отчетности.

В текущем году увеличились объемные показатели, определяющие проведение обязательного аудита. Теперь его надлежит проводить организациям, у которых:
- объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2009 г. (предшествовавший отчетному год) превысил 400 000 000 руб. или
- сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец 2009 г. превысила 60 000 000 руб.
Некоммерческие организации имеют право в случае отсутствия соответствующих данных не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы N N 3, 4 и 5. Перечисленные формы и пояснительную записку могут не представлять также и общественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах. Они имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку.
Напомним, что к субъектам малого предпринимательства в настоящее время относятся организации, соответствующие следующим условиям (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"):
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
- доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 000 000 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008).

Примечание. Организации, получающие бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности обязаны представить отчетную информацию о характере их использования по формам, установленным Минфином России.

Если же в соответствии с законодательством РФ данные субъекты обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то к представляемым в обязательном порядке формам N N 1 и 2, а также аудиторскому заключению добавляется и пояснительная записка. Формы N N 3, 4 и 5 они имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности при отсутствии соответствующих данных (п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности). Но последнее практически невозможно. Следовательно, попадание малого предприятия под обязательный аудит (а это теперь возможно только по сумме активов бухгалтерского баланса, превышение объема выручки означает для них выбытие из стана малых предприятий) приводит к обязанности оформления полного комплекта бухгалтерской отчетности. Вне зависимости от объема представляемых форм отчетность организации должна удовлетворять указанным выше требованиям полноты, достоверности и др.
В Приложении к Приказу N 67н приведены образцы рекомендуемых форм бухгалтерской отчетности. Организации вправе принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по рекомендуемым формам, если приведенные в формах показатели позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в ПБУ 4/99 и остальных положениях по бухгалтерскому учету. Если же организация посчитает, что таких показателей недостаточно, то она вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности, беря за основу рекомендуемые образцы. В то же время самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности позволяют организации:
- учесть ее особенности и условия деятельности;
- повысить информативность отчетности за счет выбора наиболее подходящей формы представления данных;
- облегчить восприятие бухгалтерской отчетности пользователями за счет выделения наиболее существенных ее показателей.
При разработке указанных форм в них не включаются предусмотренные в образцах форм показатели (строки, графы) в случае отсутствия у организации данных по активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, которые подлежат отражению в этих строках (графах) (п. 5 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, п. 11 ПБУ 4/99).
В применяемых организацией формах бухгалтерской отчетности по каждому числовому показателю указываются данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Исключением является отчет, составляемый за первый отчетный период. В нем приводятся данные лишь за отчетный период. Организация вправе принять решение сопоставлять данные и за более продолжительный период времени - три года, четыре и т.д. Для отражения этих данных в используемые формы бухгалтерской отчетности включаются дополнительные графы и строки. Сравнительные данные должны приводиться не только в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, но и в приложениях к ним и пояснительной записке (п. 10 ПБУ 4/99, п. 4 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).
Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с показателями отчетного, то они подлежат корректировке по правилам, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка подлежит раскрытию в пояснениях с указанием причин, вызвавших эту корректировку.
При разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, кодируются организациями самостоятельно. При этом необходимо применять коды строк разделов, групп статей, а также коды итоговых строк рекомендуемой формы N 1. Коды показателей, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики, проставляются в соответствии с совместным Приказом Госкомстата России и Минфина России от 14.11.2003 N 475/102н (п. 8 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, п. 2 совместного Приказа).

Примечание. Организации необходимо придерживаться принятых ею форм бухгалтерской отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых форм бухгалтерской отчетности возможно в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности, появлении нового типа активов или пассивов. Существенные изменения в формах бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты в пояснениях с указанием причин, вызвавших эти изменения.

Представлять отчетность с использованием образцов форм, рекомендованных Минфином России, организация может только в том случае, если при этом соблюдаются приведенные выше требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности (п. 5 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).
Отметим, что к рекомендованным финансистами формам отчетности организации обращаются в последний раз, поскольку Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н утверждены формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Организациям рекомендовано самостоятельно определять детализацию показателей по статьям приведенных форм.
Иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках предложено оформлять в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приведенного в Приложении N 3 к Приказу примера.
Применять же новые формы организации должны будут при составлении отчетности за I квартал 2011 г.
Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному. Но этого не происходит, если в отчетном периоде изменились методы учетной политики. Причиной таких изменений помимо упомянутых выше случаев пересчета могут быть и новые способы ведения бухгалтерского учета, которые организация решила применить в отчетном периоде (п. 10 ПБУ 1/2008).
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно) (п. 15 ПБУ 1/2008).
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).
При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации:
- об изменениях учетной политики;
- о движении денежных средств или финансовых результатах деятельности организации;
- об операциях в иностранной валюте;
- о материально-производственных запасах;
- об основных средствах;
- о доходах и расходах организации;
- о последствиях событий после отчетной даты;
- о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, -
а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, включая и выделенные на отдельные балансы (п. 8 ПБУ 4/99).
В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету (п. 34 ПБУ 4/99).

Примечание. При оценке статей бухгалтерской отчетности необходимо обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных п. п. 5, 6 и 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. упомянутым Приказом Минфина России N 106н).

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (п. 35 ПБУ 4/99).
Существуют и технические правила заполнения отчетности (п. п. 7, 9, 12 и 16 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности):
- в формах не должно быть никаких помарок и исправлений;
- бухгалтерская отчетность составляется в валюте Российской Федерации. При наличии в организации иностранной валюты и операций, осуществляемых в инвалюте, все данные пересчитываются в рубли по курсу Банка России на день составления отчетности, то есть на 31 декабря 2010 г.;
- все данные приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков (код по ОКЕИ 384). И только при очень крупных оборотах организация может приводить данные в миллионах рублей без десятичных знаков (код по ОКЕИ 385);
- показатели с отрицательным значением показываются в круглых скобках.
Требования к информации, которую необходимо отразить в пояснительной записке, определены в п. 19 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. В настоящее время форма и последовательность представления информации в пояснительной записке строго не регламентированы. Каждая организация самостоятельно определяет необходимость показа дополнительной информации, характеризующей результаты и условия ведения хозяйственной деятельности.
Как правило, пояснительная записка содержит следующие разделы:
- сведения о деятельности организации;
- изменения в учетной политике;
- сведения о финансовой деятельности;
- сведения об инвестиционной деятельности;
- информацию о дочерних и зависимых обществах;
- события после отчетной даты;
- сведения о реорганизации организации, если таковая была в отчетном периоде.
При этом каждая организация самостоятельно определяет объем информации, представляемой в записке, а также форму ее подачи: информация может быть представлена как в виде количественных показателей, так и повествовательно.
Если в отчетном периоде случались факты неприменения правил бухгалтерского учета, так как они не позволяли достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, то данная информация с соответствующим обоснованием подлежит отражению в пояснительной записке (п. 37 ПБУ 4/99).
Если же организация в 2011 г. намеревается изменить некоторые из положений учетной политики, то нововведения приводятся в пояснительной записке (п. 4 ст. 13 Закона N 129-ФЗ, п. 25 ПБУ 1/2008). При этом организация в пояснительной записке к годовой отчетности за отчетный год должна раскрывать следующую информацию:
- причину изменения учетной политики;
- содержание изменения учетной политики (п. 21 ПБУ 1/2008).
Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности. Она может быть представлена пользователю непосредственно организацией, передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в ее принятии. По просьбе организации он обязан проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи ее пользователь обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.
Днем же представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата:
- фактической ее передачи по принадлежности, или
- почтового отправления с описью вложения, или
- отправки ее по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).
Непредставление в налоговый орган до 31 марта 2011 г. форм бухгалтерской отчетности (в том числе аудиторского заключения в случаях, когда проведение аудиторской проверки обязательно) влечет наложение на организацию штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (пп. 5 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 126 НК РФ).
На должностных лиц организации в этом случае может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Причем уплата этих штрафов не освобождает от необходимости представить бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Все объекты предпринимательской деятельности как большого, так и малого бизнеса, по окончании отчетного периода обязуются создавать для внутреннего использования, а также для подачи в контролирующие органы годовую бухгалтерскую отчетность, которая является свидетельством финансовых результатов осуществляемой деятельности данного предприятия.

Предприятиям, относящимся к малому предпринимательству, дозволяется сдавать пакет отчетных документов в упрощенной форме. Состав такого пакета формируется , а также отчетом о финансовых результатах. Данные документы дополняют друг друга в составлении финансовой картины по работе предприятия, а также могут формироваться без особой детализации.

Большой бизнес, корпорации и организации обязуются сдавать полный пакет отчетных документов, основной состав которых дополняется другими формами. Например, такими могут быть отчеты по изменениям капитала, а также отчеты о движениях денежных средств. Необходимо предоставить и документы пояснительного характера, без которых отчетность может быть признана поданной в неполном объеме.

Список документов для подачи в ФНС:

Смотрите также интересное видео о составе годовой бухгалтерской отчетности:

Сроки предоставления годовой бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность формируется по истечении отчетного периода (год), отчетной датой является 31 декабря уходящего года. Именно после этой даты начинается процесс формирования отчетных форм для последующего их объединения в отчетный пакет документов.

Законами Федерации четко определяется, в какие сроки предоставляется годовая бухгалтерская отчетность в налоговые органы. Срок этот равен трем месяцам, или 90 дням, по завершении отчетного периода. Но по факту подача осуществляется в последние тридцать дней данного периода.

Например, отчетность в 2017 году за 2016 год должна быть подана не ранее первого марта, но не позже 31 в 2017 году.

Важно знать, что если последний день сдачи является выходным, то передать отчетность необходимо в ближайший наступивший рабочий день.

Если подача происходит с опозданием, то налоговые органы вправе оштрафовать организацию на 200 рублей за каждую не поданную форму документов. Руководство провинившейся фирмы может быть оштрафовано на сумму до пятисот рублей. При этом к административной ответственности могут привлечь и главного бухгалтера, который отвечал за отчетность.

Бывает еще и отчетность промежуточного вида. Ее составляют по требованию руководящих лиц для внутреннего рассмотрения, если необходимо проанализировать ситуацию по финансам за определенный промежуток времени, например:

  • За квартал.
  • За полугодие.
  • За 9 месяцев.

В таком случае ответственный бухгалтер обязан предоставить на рассмотрение пакет документов не позже, чем через месяц по окончании желаемого отчетного периода.

Направление отчетности

Отчетность предоставляется, прежде всего, тем лицам, которые данным предпринимательским объектом руководят, так как позволяет оценить сложившуюся на определенный период времени финансовую ситуацию. Также на ее базе можно принять необходимые управленческие решения.

Годовая отчетность может заинтересовать соучредителей, кредиторов, так как формирует понимание того, насколько существующему руководству можно доверять, насколько эффективна разработанная им стратегия развития.

В свою очередь, инвесторы могут заинтересоваться результатами проведенной деятельности после осуществления вкладов в бизнес или на этапе планирования инвестиций.

Данный пакет подается также на рассмотрение в налоговые органы для осуществления контроля по финансовой деятельности организации, ее законности и прозрачности. Следующим заинтересованным органом является отдел статистики, который на основании бухгалтерских балансов по разным предприятиям суммирует информацию для извлечения статистических данных.

Значение инвентаризации

Перед составлением бухгалтерской годовой отчетности принято проводить . Это помогает составить реальное представление об остатках товаров, продукции и запасов, а также основных активах предприятия.

Некоторые бухгалтеры пользуются данными по остаткам, сформированными бухгалтерской базой. Если речь идет о торговых и производственных объектах, вся работа по балансу в этом случае будет напрасной, так как составленным правильно назвать его нельзя. Это происходит из-за того, что торговые процессы часто сопровождаются путаницей, пересортицей и прочими деловыми проблемами, что приводит к несоответствию бухгалтерской базы реальной ситуации на объекте. В данном случае инвентаризация должна стать обязательным шагом.

Итак, годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение одного квартала по окончании отчетного периода. Она является не только важнейшим условием проведения эффективной политики в рамках финансового положения исследуемого предприятия, но и соблюдением требования налоговых структур. Бухгалтерская отчетность за год является логическим завершением бухгалтерского учета в течение него.