Что такое камеральная налоговая проверка юридического лица. Камеральная налоговая проверка физических и юридических лиц: что это

Основным условием, без выполнения которого камеральная проверка просто не может начаться, является представление налогоплательщиком декларации или налогового расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом не важно, за какой период подана декларация (налоговый или отчетный), а также какой статус у этой декларации (первичная или уточненная). Отметим, что какого-либо специального решения о проведении проверки не издается — «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Отсюда следует первое правило: камеральная проверка возможна только на основании декларации. Если налогоплательщик не представил декларацию в установленный срок, то проводить камеральную проверку на основании других документов инспекция не вправе. Точно так же налоговики не вправе проводить камеральную проверку иных документов, которые налогоплательщик представляет в налоговые органы, но которые не являются декларацией или налоговым расчетом (например, формы 2-НДФЛ).
Что же конкретно проверят инспекторы? Исходя из норм Налогового кодекса, «камералка» заключается в простой арифметической проверке представленных данных, сличении их с предыдущей отчетностью и иной информацией, уже имеющейся у налоговой инспекции.

Это означает, что требовать какие-либо дополнительные документы налоговики могут в строго ограниченных случаях. К ним относятся декларации по НДС, в которых заявлен налог к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ), а также декларации с заявленными льготами (п. 6 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, дополнительные документы инспекция может затребовать при камеральной проверке деклараций по налогам, связанным с природными ресурсами (например, по налогу на добычу полезных ископаемых или акцизам на нефть, газ и т.п). В остальных случаях требовать от налогоплательщика дополнительные документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, выводим второе правило: в большинстве случаев камеральная проверка — это проверка правильности определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога на основании данных, указанных самим налогоплательщиком в этой же декларации.

Сроки проверки

Итак, декларация сдана, и инспекция приступила к ее камеральной проверке. Сколько может длиться проверка? Срок «камералки» четко зафиксирован в Налоговом кодексе — три месяца с момента сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Обратите внимание, что срок отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от крайнего срока, установленного в Налоговом кодексе для ее подачи.

Кроме того, надо учитывать, что речь в данном случае идет не о календарных месяцах, а об отрезке времени (ст. 6.1 НК РФ). То есть по декларации, сданной, к примеру, 19 июня, срок камеральной проверки начнет исчисляться с 20 июня (согласно статье 6.1 НК РФ, сроки начинают течь со следующего дня). Истечет срок проверки 21 сентября. Ведь 20 сентября в этом году приходится на воскресенье, а в таких случаях (согласно уже упоминавшейся ст. 6.1 НК РФ) окончание срока переносится на ближайший рабочий день.

Важный момент: продлить «камералку» нельзя. Прав на продление нет ни у налоговой, ни у Минфина, ни у суда. Соответственно, акт, составленный за пределами трехмесячного срока, можно считать доказательством, добытым с нарушением Налогового кодекса, а значит, недействительным (п.4 ст. 101 НК РФ).

Какие периоды могут проверить

Еще один важный момент, традиционно волнующий налогоплательщиков при проверках — «глубина» ревизии. То есть период, который вправе проверить налоговики. В случае с камеральной проверкой ответ на этот вопрос очень прост. Проверяется всегда только тот период, за который подана декларация.

При этом инспекция в рамках камеральной проверки не имеет права «трогать» ни предшествующие периоды, ни последующие. Более того, если налогоплательщик вдруг решит подать уточненную декларацию за период, превышающий три года, то инспекция обязана будет провести камеральную проверку и этой декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). А значит, в отношении камеральной проверки не действует запрет на изучение периодов, отстоящих от текущей даты более чем на три года. (Правда, подача налоговой декларации за периоды, отстоящие более чем на три года от текущей даты, не имеет смысла, т.к. вернуть или зачесть налог за данные периоды не получится (ст.78 НК РФ)).

Не действует в случае с «камералкой» и запрет на повторную проверку одного и того же периода. Ведь как мы уже упоминали, налоговая инспекция обязана провести такую проверку по любой поданной налогоплательщиком декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). Так что если налогоплательщик представит уточненную декларацию за уже проверенный период, инспекция должна будет провести по ней «камералку» (п. 1 ст. 88 НК РФ). Другими словами, количество камеральных проверок, к примеру, по налогу на прибыль за первое полугодие 2009 года зависит от самой организации. Сколько деклараций именно за этот период представит бухгалтер, столько камеральных проверок и состоится.

Обнаружены ошибки

Обо всех ошибках, неточностях, противоречиях и т.п., обнаруженных при камеральной проверке, инспекция обязана сообщить налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом инспекция должна потребовать от бухгалтера представить пояснения или внести изменения в декларацию. Налоговый кодекс не уточняет, в какой именно форме инспекция должна передать налогоплательщику данное требование. Сами налоговики считают, что оно направляется налогоплательщику в том же порядке, что и другие документы — в письменной форме. Вручается требование лично, а если это невозможно, то доставляется по почте (письмо ФНС России от 01.08.08 № ШТ-8-2/320@). Однако на практике такая информация часто сообщается устно. Надо заметить, что устный способ информирования лишает инспекцию возможности оштрафовать налогоплательщика за невыполнение требования о пояснениях либо внесении изменений. (Соответствующий штраф в размере 50 рублей предусмотрен пунктом 1 статьи 126 НК РФ).

В то же время мы бы не советовали оставлять устное требование инспекции без ответа. Даже если бухгалтер уверен в своей правоте, этот механизм дает возможность донести до инспекции свою точку зрения и обосновать ее. А это может погасить спор на ранней стадии, еще до вынесения решения по проверке.

Одновременно с пояснениями бухгалтер может представить в инспекцию и дополнительные обосновывающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Здесь надо помнить, что предоставление дополнительных документов — право, а не обязанность налогоплательщика. Как мы уже писали выше, инспекция не имеет права требовать предоставления таких документов.

Оформление результатов

Оформление результатов «камералки» зависит от того, выявлены ли нарушения. Если проверка прошла успешно для организации, то никакого документа по ее результатам не составляется. Если же проверка выявила нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ). Этот акт в течение пяти рабочих дней вручается налогоплательщику, который может представить свои возражения.

Дальнейшая процедура рассмотрения акта ничем не отличается от выездной проверки, о которой мы подробно поговорим в одной из ближайших статей. Вкратце же процедура такова. Налоговый орган назначает дату рассмотрения акта, о которой обязательно сообщает налогоплательщику. Соответственно, налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта проверки. По результатам этого рассмотрения выносится решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таковом. При этом и в том, и в другом случае налогоплательщику могут предложить доплатить налог и пени. Любое из этих решений налогоплательщик может обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Согласно 88 статье НК РФ, камеральная проверка – это проверка декларации о доходах, которую заполнил и подал налогоплательщик. Сотрудник ведомства изучает документ, проверяет достоверность фактов, правильность расчетов. И если всё в порядке, то претензий не предъявляет. Если находит ошибки или недочеты, просит их исправить либо объяснить. Что еще следует знать об этом виде налоговой проверки, расскажем в данной статье.

Государство в целях экономической безопасности следит за каждым шагом предпринимателей, вне зависимости от того, насколько крупным бизнесом они владеют. Этот контроль проявляется в требовании регулярно подавать декларацию о доходах. Требование распространяется на всех без исключения: ИП, ООО, ОАО. Как только «заветный» документ попадает в Федеральную налоговую службу, сотрудники ведомства, не покидая стен своего здания, тут же его проверяют. Иными словами, проводят камеральную налоговую проверку.

Цель «налоговиков» – выяснить, не попытался ли налогоплательщик перечислить в бюджет меньшую сумму: не утаил ли доходы, правильно ли указал налоговую ставку. Налогоплательщик вместе с декларацией подает расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления.

При этом инспектор может запросить и другие документы проверяемого лица, чтобы сложилось полное представление о финансовой деятельности предпринимателя. Документация подается в бумажном или электронном виде. Исключение – компании, в штате которых свыше сотни сотрудников. Руководитель столь крупной организации отчетность подает только в электронном виде.

Цели и задачи проверки

Перед инспектором, который проводит камеральную проверку, стоят следующие цели:

  • контролировать соблюдение норм действующего налогового законодательства;
  • выявлять суммы непогашенных или частично оплаченных штрафов;
  • взыскивать эти суммы;
  • привлекать нарушителя к ответственности (она, в зависимости от тяжести совершенного деяния, может быть административной или уголовной);
  • определить, стоит ли проводить выездную проверку;
  • проверить, может ли проверяемое лицо рассчитывать на получение налоговых льгот и вычетов.

Для достижения перечисленных целей ему необходимо выполнить следующие задачи:

  • проверить, правильно ли оформлена бухгалтерская отчетность;
  • подсчитать суммы всех налогов, что следует заплатить;
  • проконтролировать своевременность подачи в налоговую всех расчетов;
  • выявить недостоверную информацию;
  • проверить, совпадают ли цифры в налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • выявить факты нарушения налогового законодательства.

Порядок проведения

В Налоговом кодексе нет отдельного упоминания об этапах камеральной проверки, но условно можно выделить четыре:

  • на первом этапе налоговые инспекторы принимают декларацию, бухгалтерскую отчетность и другие документы;
  • на втором – проводят камеральную проверку;
  • на третьем – составляют акт;
  • на четвертом – анализируют полученную информацию и принимают решение (завершить проверку или призвать налогоплательщика к ответу за совершенные нарушения).

Если в декларации были обнаружены ошибки или неточности, инспектор обязан сообщить об этом в течение трех дней. На их исправление отводится 5 дней. Если эти нарушения привели к тому, что проверяемое лицо уплатило меньше налогов, в течение 10 дней инспектор должен принять решение, каким будет наказание для нарушителя.

Органы исполнительной власти не едины во мнении, насколько значим акт проведенной камеральной проверки. Верховный суд РФ уверяет, что в нем нет необходимости. Арбитражные суды полагают, что его отсутствие нарушает права налогоплательщиков. И если нарушения, выявленные в ходе камеральной проверки, не были зафиксированы документально, то не стоит торопиться с оплатой штрафов.

Отличия от выездной проверки

Налоговая инспекция проводит не только камеральную проверку, но и выездную. Их не стоит путать. Друг от друга они отличаются по следующим параметрам:

  • срок проведения (камеральная – 3 месяца, выездная – 2-6 месяцев);
  • разрешение на проведение (для камеральной – не нужно, для выездной – требуется разрешение руководителя ведомства);
  • частота проведения (камеральная – по каждому сданному документу, выездная – не более 2 раз за один календарный год);
  • наличие акта (при камеральной этот документ составляется, если были выявлены нарушения, при выездной – в любом случае).

Наказание за нарушения

Если индивидуальный предприниматель нарушил нормы налогового законодательства и в ходе камеральной проверки налоговый инспектор нашел документальное тому подтверждение, бизнесмену придется заплатить штраф. Кроме того, ему будут начислены пени и доплаты. Опасаться штрафных санкций следует тем, кто:

  • уклоняется от налоговых выплат, размер которых составляет 20% от суммы долга;
  • отказывается подавать на проверку декларацию и бухгалтерскую отчетность;
  • совершает иные административные нарушения.

Итак, камеральная проверка – вид проверки ФНС, цель которой выявить нарушения налогового законодательства и призвать к их устранению. Больше о камеральной проверке вы узнаете, прочитав статьи на нашем сайте или у консультанта. Связаться с ним можно через форму обратной связи.

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Назначением камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ .

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

    заявлена сумма НДС к возмещению;

    заявлены льготы;

    отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

    декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.

Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки

Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ )

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ )

Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ )

Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ )

Участие переводчика, эксперта (статья 95 , 97 НК РФ )

Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91 , 92 НК РФ )

Оформление результатов камеральной проверки

Нарушения не выявлены:

    камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

    в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ ;

    акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

    налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

    в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля .

ФНС - ведомство, которое в силу специфики своей деятельности часто устраивает регулярные проверки деятельности предприятий. Они проводятся в силу необходимости осуществления налогового контроля, мониторинга исполнения предписаний плательщиками норм закона. В числе самых распространенных типов процедур, о которых идет речь, - камеральные проверки. С какой периодичностью они могут проводиться? К каким выводам может прийти ФНС по факту проведения таких проверок?

Камеральная проверка: определение

Исходя из формулировок НК РФ, камеральная налоговая проверка - это процедура, проводимая территориальным органом ФНС России, направленная на изучение деклараций и иных документов плательщика, ведущего деятельность по месту нахождения структуры ведомства.

Цель - контроль над соблюдением законодательства, регулирующего исчисление и уплату соответствующих сборов в казну. Камеральная налоговая проверка проводится в течение 3 месяцев с момента, когда плательщик предоставит в ФНС декларацию и прилагаемые к ней документы.

Формальности

По итогам процедуры могут составляться документы, свидетельствующие о нарушении соответствующих законов. Как правило, это сформированный по особой форме акт. Если проблем не выявлено - такие источники составлению не подлежат. Вместе с тем, если камеральная налоговая проверка выявила, что предприниматель допустил ошибки в декларации и иных документах, то в его адрес выносится предписание: в течение 5 дней внести в источники соответствующие корректировки. Если плательщик отказался рассмотреть соответствующий запрос, то, в свою очередь, сотрудник ФНС вправе составить акт, о котором сказано выше.

Акт налоговой проверки

Какова может быть структура соответствующего документа, о котором идет речь выше? Как выглядит акт камеральной налоговой проверки? Образец данного источника в части ключевых формулировок мы сейчас рассмотрим.

Согласно типовой форме, по которой составляются акты камеральных проверок, нас будут более всего интересовать пункты 2 и 3 соответствующего документа.

В пункте 1 акта, как правило, указываются формальные сведения - адрес организации, наименование, тип проверки и т. д.

В пункте 2 ФНС излагает перечень нарушений. Это может быть, например, формулировка вида "установлено, что декларация подписана лицом, не имеющим отношения к деятельности фирмы".

В пункте 3, в свою очередь, излагаются выводы и рекомендации (предложения) ФНС по устранению нарушений. В нашем случае это, вероятно, будет формулировка вида "внести исправления в декларацию".

Отличия от выездной проверки

Следует отметить, что кроме камеральной есть еще и выездная налоговая проверка. В чем разница? Выездная налоговая проверка подразумевает, что ФНС будет изучать не только документы, но также и корректность исчисления, а также уплаты всех необходимых сборов в казну. Основание для проведения такой процедуры - распоряжение руководителя территориального подразделения ФНС, которое функционирует по месту регистрации плательщика. При этом "выездная" проверка необязательно подразумевает фактическое прибытие сотрудников налоговых органов в офис предпринимателя. Допустим вариант, при котором соответствующая процедура может быть проведена и в кабинетах ФНС. Выездная проверка может подразумевать исследование деятельности предпринимателя на предмет исчисления и уплаты как одного, так и нескольких видов налогов. Изучению подлежит период функционирования фирмы в 3 предшествующих года. При этом проверять фирму в выездном формате дважды за один и тот же период не допускается.

Как мы уже сказали выше, камеральная налоговая проверка допускает составление только акта о нарушениях процедуры исчисления и уплаты сборов в казну. В случае с выездным форматом вариантов для действий ФНС может быть больше. Налоговики могут потребовать проведения различных экспертиз, запрашивать информацию у зарубежных структур и проводить иные дополнительные действия.

Камеральная проверка: порядок проведения

Изучим то, в каком порядке проводится налоговая проверка в камеральном формате. Как мы уже сказали, эта процедура, главным образом, базируется на изучении корректности заполнения деклараций и иных документов. Инициируется камеральная проверка в момент поступления в ФНС соответствующей отчетности от предпринимателя. Специалисты ФНС проверяют декларации и сопутствующие им документы на предмет:

  • корректности определения налоговой базы;
  • правильности использованных арифметических действий в строках и графах;
  • законности заявляемых вычетов;
  • корректности примененных плательщиком ставок и возможных льгот, исходя из положений релевантного законодательства;

В свою очередь, в рамках каждого из перечисленных этапов проверки ФНС производит совокупность иных действий (например, сверку полученных цифр с теми, что были указаны в декларациях по предыдущим периодами, сведениями в собственных базах данных и т. д.).

Если налоговая проверка обнаружит ошибки или несоответствия в документах, то, как мы уже сказали выше, предприниматель в письменной форме информируется о них. Одновременно ФНС предлагает ему изменить или дополнить соответствующие источники. Если оба действия налоговиками произведены не были, то результат камеральной проверки признается недействительным. Соответственно, если плательщик не внес необходимые исправления в документы, то ФНС будет оформлять соответствующее нарушение. Однако это не единственный возможный сценарий дальнейших действий. Рассмотрим возможные варианты активностей ведомства после того, как камеральная проверка налоговых деклараций и иных документов завершена.

Действия налоговиков

Собственно, как только сотрудник ФНС обнаруживает ошибки в источниках, предоставленных плательщиком, он обязан составить докладную на имя руководства своего территориального отдела. В ней излагаются факты, которые свидетельствуют о возможном нарушении человеком налогового законодательства. Там же, в докладной записке, сотрудник ФНС отражает рекомендацию принять какое-либо решение. Как правило, одно из следующих:

  • привлечь плательщика к ответственности (или отказаться от этой процедуры);
  • инициировать дополнительные мероприятия, связанные с налоговым контролем.

Интересный факт: если плательщик, получив рекомендации от ФНС по исправлению неверных сведений в декларациях и иных документах, не произвел необходимых действий, то налоговики имеют право инициировать уже не камерального типа процедуру, а выездного. Это - плановая проверка. Налоговая может включить предприятие в соответствующий перечень.

Если налоги недоплачены

ФНС может установить, изучив декларации и иные сопутствующие документы, что предприниматель необоснованно занизил суммы сборов, подлежащие исчислению и уплате. То есть, осуществляя не только выездные, но и камеральные проверки налоговых органов, сотрудники ведомства вправе устанавливать подобные факты. В этом случае в течение 10 дней после проведения соответствующей процедуры руководитель территориального подразделения ФНС выносит предписание о привлечении плательщика к ответственности в соответствии с нормами НК РФ. После этого предприниматель уведомляется о необходимости доплатить в бюджет недостающую сумму сборов, включая пени, а также внести корректировки в документы.

Обработка документов

Камеральная проверка - что это за процедура с точки зрения алгоритма действий налоговиков в плане работы с документами? Рассмотрим этот нюанс.

Первым делом, документы исследуются на предмет полноты и актуальности предоставления - в соответствии с теми сроками, что установлены законодательством. Далее, проверяется то, насколько своевременно документы были предоставлены в ФНС. Следующий этап - внешний вид документов, присутствие всех необходимых реквизитов, корректный шрифт и т. д. Далее исследуется правильность расчетов, арифметика, обоснованность использования льгот. Следующий этап - проверка корректности определения налоговой базы.

Таким образом, в ходе камеральной проверки сотрудник ФНС производит три типа основных действий:

  • проверку на соответствие формальным требованиям, касающимся заполнения документов;
  • исследование арифметических действий плательщика на предмет корректности;
  • проверку документов и сведений в них с точки зрения нормативного регулирования.

Процедура, завершающая камеральную проверку, - подведение выводов по всем цифрам и прочим параметрам изучения документов, формирование предписаний.

Сроки

Важнейший аспект такой процедуры, как камеральная налоговая проверка, - сроки. Выше мы только обозначили, что предельный временной интервал, которым обладает ФНС для завершения исследования поданных предприятием документов, - 3 месяца. Теперь же мы рассмотрим нюансы, связанные со сроками, более подробно.

Как таковой, отсчет отведенного периода времени на проверку начинается с момента поступления документов предпринимателя в распоряжение структуры ФНС. Например, если подразумевается камеральная налоговая проверка по НДС, то ее началом будет считаться предоставление соответствующей квартальной декларации.

Важный нюанс, касающийся сроков, - они могут быть продлены. Но на то у ФНС должны быть существенные основания. Какие, например? Как правило, такие случаи возможны, если проверяются документы самых крупных плательщиков по региону (согласно критериям, установленным ФНС). Также увеличение сроков проверки возможно, если сотрудники ведомства выявили неточности или противоречия в информации, предоставленной компанией, которая может свидетельствовать о прямом нарушении законодательства. Еще один возможный повод - ФНС посчитала необходимых провести дополнительные процедуры в рамках налогового контроля.

Дискуссионные моменты

Мы изучили основные характеристики такого явления, как камеральная проверка, что это такое. Вместе с тем стоит отметить нюанс, касающийся некоторых проблемных и в какой-то мере дискуссионных моментов, характерных для этой процедуры. Как полагают многие юристы, в этой области есть нерешенные проблемы правового, а также организационного характера. Их можно наблюдать в ходе правоприменительной практики, деятельности арбитражей.

Одна из самых актуальных проблем связана с процедурой возмещения НДС. Дело в том, что предприятия, переплатившие по тем или иным основаниям данный налог, формально имеют право вернуть излишки из бюджета. Однако на практике осуществить эту процедуру бизнесам бывает непросто - главным образом потому, что органы ФНС, как считают некоторые эксперты, иногда слишком активно увлекаются затребованием от предприятий дополнительных документов в ходе камеральной проверки деклараций НДС. Это существенно замедляет процесс, и может негативно сказаться на динамике взаимодействия предприятия с партнерами и контрагентами. Сложность здесь также в том, что в НК РФ пока что нет перечня документов, которые могут однозначно свидетельствовать о праве бизнеса на получение вычета по НДС. И потому налоговики, как отмечают эксперты, требуют иногда слишком обширный круг источников.

Еще одна группа проблем связана, собственно, с не вполне однозначными, как считают некоторые юристы, формулировками в НК РФ. Простой пример - в 3-м пункте 88-й статьи Кодекса сказано, что при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в декларации об этом сообщается налогоплательщику. Однако, как отмечают юристы, здесь прямо не указано - это обязанность ФНС или же все-таки право. При этом такого рода действие ФНС, как вынесение требования в адрес плательщика устранить нарушения, классифицируется именно как право, если исходить из формулировок 1-го пункта 31-й статьи НК РФ. В свою очередь, арбитражная практика содержит прецеденты, которые говорят о том, что соответствующее действие ФНС следует рассматривать все же как обязанность.

Следующая группа проблем связана с недостаточной проработанностью критериев, по которым проводятся выездные проверки, базируемые на результатах камеральных. То есть возможен вариант, когда бизнес однозначно вел работу с нарушениями, однако более строгая процедура контроля в отношении него не инициирована: все, что направила ФНС - акт камеральной налоговой проверки, который, по сути, может никак не повлиять на дальнейшее поведение бизнеса в аспекте намеренных нарушений релевантного законодательства. В свою очередь, бывает так, что предприятие допустило фактически случайные ошибки в заполнении документов, но ФНС все же решило осуществить выездное мероприятие.

Эксперты полагают, что справедливая зависимость между двумя процедурами налогового контроля все же должна быть. Критериями в этом случае могут выступить:

  • степень соответствия показателей в документах налогового и бухгалтерского характера;
  • логика между расчетными процедурами для разных участков бизнеса;
  • сравнение данных по разным периодам;
  • сопоставление сведений, полученных в ходе камеральной проверки и информации, получаемой ФНС из иных источников.

В качестве возможных инструментов, которые бы позволили ФНС сделать работу эффективнее, эксперты называют совершенствование технологической базы. То есть если, например, какие-то несоответствия по тому или иному бизнесу есть, и они явные - компьютерная программа в соответствии с заложенными алгоритмами наглядно и при задействовании объективных показателей, сможет выявить возможные нарушения, которые могут быть основой для выездной проверки.

Одним из видов налогового контроля является камеральная проверка, проведение которой регламентируется ст. 88 НК РФ . Проводится проверка без участия налогоплательщика, проверяются те документы, которые он представил, и налогоплательщик может даже не знать о проводимой проверке. В то же время, если обнаружены ошибки в поданной отчетности, налоговый орган обязан об этом сообщить.

Правила проведения проверки

После того, как налогоплательщик предоставил установленную отчётность, начинает течение срок камеральной проверки - 3 месяца. При этом официального решения для проведения проверки не требуется, уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется.

Если ошибок не выявлено, то налогоплательщику документы не направляются. Если же выявлены ошибки, то направляется требование о представлении пояснений или внесении исправлений.

Функция камеральной проверки - не просто проверка правильности уплаты налога, но и анализ информации. Детально правила проверки и регламент взаимодействия установлены Письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" (далее — Рекомендации).

Так, если есть основания полагать, что налогоплательщик не уплачивает налог в полном объеме, а в рамках камеральной проверки невозможно проверить это в силу ограничений, установленных НК РФ, то данные вносятся в информационные ресурсы для планирования проведения выездных налоговых проверок (п. 1.13 Рекомендаций).

Если отчетность не представлена

Особенность в том, что камеральная налоговая проверка проводится только на основании документов, которые представлены в налоговый орган. Но если отчетности нет, можно ли провести камеральную проверку? Дело в том, что при камеральной проверке проверяют, в том числе, и предоставление отчётности. В базе налогового органа указано, в какие сроки и какая отчетность должна быть представлена каждым налогоплательщиком.

Что проверяют при камеральной налоговой проверке

Прежде всего вводятся данные и проводится автоматический контроль показателей. Кроме того, сопоставляются показатели текущей отчетности:

  • с показателями отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • с показателями отчетности по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.

Также проверяется достоверность на основании всей имеющейся информации, проводится анализ налоговой нагрузки, выручки, рентабельности, показатели сравниваются с показателями по аналогичным налогоплательщикам и с показателями, средними по отрасли, в случае значительного отклонения устанавливается причина расхождений.

Если обнаружены противоречия или ошибки, то направление требования о представлении пояснений является обязанностью налоговиков (п. 3 ст. 88 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе представить документы, которые подтверждают правильность составления отчетности (п. 4 ст. 88 НК РФ). Надо отметить, что, даже если налогоплательщик уверен в правильности своих данных или считает, что подавать пояснения не обязан, это надо сделать, так как в противном случае может быть применен штраф в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Например, несмотря на то, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, налоговый орган вправе провести проверку представленной отчётности, и отказ ответить на пояснения и представить документы может повлечь негативные последствия.

Если представлена уточненная декларация

Налогоплательщик вправе, руководствуясь ст. 81 НК РФ , подать декларацию, в которой налоговые обязательства могут быть как увеличены, так и уменьшены. Это может быть уменьшение налога из бюджета в связи с применением налоговых вычетов или увеличением расходов. Может быть исправление ошибок и уменьшение вычетов, соответственно, увеличение суммы, уплачиваемой в бюджет. Ограничение на подачу уточнённых деклараций НК РФ не устанавливает, как и количество уточненных деклараций за один период.

Но надо учитывать, что после подачи каждой уточнённой декларации вновь начинается отсчет периода для камеральной проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

При проведении выездной налоговой проверки достаточно часто организации и ИП подают уточненки, корректируя выявленные налоговым органом ошибки или, наоборот, намереваясь учесть расходы и вычеты, которые ранее не были учтены. В этом случае декларация проверяется в рамках выездной проверки, и результат проверки оформляется также в рамках выездной проверки (п. 3.5 Рекомендаций). Исключение - если в декларации заявлено о возмещении НДС или акциза.