Ввп туркмении. Третий квартал закрепляет торможение экономики россии

В августе 2018 года Минэкономики и независимые аналитики зафиксировали торможение годовой динамики ВВП. Причины - резкий спад выпуска в АПК и продолжающееся сжатие внутреннего спроса. Его последствия особенно заметны в промышленности, где в сентябре и текущий оптимизм, и прогнозы снизились до минимумов последних двух с половиной лет. На фоне падения реальных доходов и снижения соцвыплат бюджетникам вероятный новый виток девальвации рубля и рост цен от повышения НДС охладят до конца года и потребление граждан.


По оценке Минэкономики, опубликованной в сентябрьском докладе «Картина деловой активности», в августе годовой рост ВВП замедлился до 1% с 1,8% в июле, снизив накопленную динамику до 1,6% в январе-августе 2018 года. Со стороны производства добавленной стоимости причиной такого замедления стал спад выпуска в сельском хозяйстве на 10,8% в годовом выражении в августе (см. “Ъ” от 18 сентября). Схожая картина наблюдалась и в динамике показателя GDP Tracker (оценивает состояние экономики по месячному выпуску базовых отраслей) аналитиков Capital Economics, отметивших, что спад в сельском хозяйстве окажет негативное влияние на динамику ВВП в короткой перспективе.

Просел и показатель, оценивающий динамику экономики со стороны спроса: сводный опережающий индикатор Центра развития Высшей школы экономики в годовом выражении впервые с середины 2016 года снизился в августе на 0,4% после обнуления в июле. Авторы исследования отмечают, что к заметному снижению новых заказов добавился небольшой рост запасов готовой продукции (лишнее подтверждение снижения спроса). «Даже заметный рост нефтяных цен (на 37% по сравнению с августом 2018 года) и ослабление рубля (обычно повышающее ценовую конкурентоспособность отечественных производителей) не смогли компенсировать негативных последствий сокращения внутреннего спроса»,- отмечают они.

На снижение внутреннего спроса несколько месяцев указывают и опережающие показатели состояния производств. Заметим, что первые результаты конъюнктурных опросов промышленников ИЭП имени Егора Гайдара в сентябре фиксируют продолжение снижения объема продаж (чуть меньшее, чем в августе) - и рост выпуска, превышающий спрос (который компании склонны сильно переоценивать),- что привело к «формированию высокого избытка запасов готовой продукции». Работа на склад, в свою очередь, вызвала падение индексов промышленного оптимизма и прогнозов - до минимумов за два с половиной года.

Зафиксированное Росстатом в августе первое в 2018 году снижение реальных доходов граждан на фоне торможения роста зарплат, вероятнее всего, продолжится. Так, аналитики Райффайзенбанка указывают на фактическое обнуление годовой динамики социальных расходов консолидированного бюджета, которые служили одним из основных источников поддержки потребительского спроса и настроений в предвыборной первой половине 2018 года (см. график). Отрицательная динамика потребления продовольствия в начале третьего квартала является этому косвенным подтверждением. Всплеск же спроса на непродовольственные товары и банковские кредиты на фоне девальвации рубля отражает поведение немногочисленной, но растущей группы обеспеченных граждан. По данным сентябрьского мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения РАНГХиГС, в августе 2018 года по сравнению с тем же периодом 2014–2015 годов доля «высокообеспеченного населения» (в состоянии купить автомобиль) выросла с 6% до 10%, а доля тех, кому денег хватает только на еду или не хватает и на нее, остается неизменной - порядка 38%. Доля же тех, кто позволяет покупать себе одежду, но не бытовую технику, сократилась с августа 2014 года по август 2018 года с 45% до 34%.

«Вряд ли можно ожидать устойчивого ускорения потребительских расходов в перспективе ближайших месяцев. Главным негативным фактором для расходов выступит повышение НДС (и связанное с ним заблаговременное повышение цен), а также возможная вторая волна ослабления рубля»,- отмечают аналитики Райффайзенбанка. Слабость же внутреннего спроса «вполне может привести к тому, что российская экономика вскоре вновь окажется в состоянии стагнации, несмотря на высокий уровень нефтяных цен»,- указывают экономисты Центра развития ВШЭ.

Алексей Шаповалов

На протяжении 1990-2016 гг. ВВП Туркменистана в текущих ценах повысился на 33.1 млрд. долл. (в 11.8 раз) до 36.2 млрд. долл.; изменение произошло на 1.7 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 2.0 млн., а также на 31.5 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 5 554.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП Туркменистана был на уровне 1.3 млрд. долл. или 9.9%. Среднегодовой прирост ВВП Туркменистана в постоянных ценах был на уровне 4.2%. Доля в мире выросла на 0.034%. Доля в Азии увеличилась на 0.076%. Минимум ВВП был в 1995 году (2.2 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 2014 году (43.5 млрд. долл.).

На протяжении 1990-2016 гг. ВВП на душу населения в Туркменистане повысился на 5 554.0 долларов (в 7.7 раз) до 6 389.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах составил 213.6 долларов или 8.1%.

Изменение ВВП Туркменистана описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=1.6x-3 169.4 , где y - расчетное значение ВВП Туркменистана, x - год. Коэффициент корреляции = 0.932. Коэффициент детерминации = 0.868.

ВВП Туркменистана, 1990

ВВП Туркменистана в 1990 году составлял 3.1 млрд. долл., занимал 135е место в мире и был на уровне ВВП Макао (3.2 млрд. долл.), ВВП Малави (3.2 млрд. долл.), ВВП Буркина Фасо (3.1 млрд. долл.), ВВП Гаити (3.1 млрд. долл.), ВВП Ливана (3.0 млрд. долл.), ВВП Македонии (2.9 млрд. долл.). Доля ВВП Туркменистана в мире составляла 0.013%.

В 1990 году был равен 835.0 долларов, занимал 148е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Никарагуа (858.0 долларов), ВВП на душу населения в Гайане (850.0 долларов), ВВП на душу населения в Сенегале (821.0 долларов), ВВП на душу населения в Мавритании (799.0 долларов), ВВП на душу населения в Филиппинах (793.0 долларов), ВВП на душу населения в Монголии (787.0 долларов). ВВП на душу населения в Туркменистане был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (4 313.0 долларов) на 3 478.0 долларов.

Сравнение ВВП Туркменистана и соседей в 1990 году. ВВП Туркменистана был меньше, чем ВВП Ирана (96.4 млрд. долл.) на 96.8%, ВВП Узбекистана (14.7 млрд. долл.) на 79.1%, ВВП Афганистана (3.6 млрд. долл.) на 15.1%. ВВП на душу населения в Туркменистане был больше, чем ВВП на душу населения в Узбекистане (720.0 долларов) на 16%, ВВП на душу населения в Афганистане (296.0 долларов) в 2.8 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Иране (1 714.0 долларов) на 51.3%.

Сравнение ВВП Туркменистана и лидеров в 1990 году. ВВП Туркменистана был меньше, чем ВВП США (5 979.6 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Японии (3 140.0 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Германии (1 764.9 млрд. долл.) на 99.8%, ВВП Франции (1 275.3 млрд. долл.) на 99.8%, ВВП Италии (1 177.4 млрд. долл.) на 99.7%. ВВП на душу населения в Туркменистане был меньше, чем ВВП на душу населения в Японии (25 218.0 долларов) на 96.7%, ВВП на душу населения в США (23 679.0 долларов) на 96.5%, ВВП на душу населения в Германии (22 308.0 долларов) на 96.3%, ВВП на душу населения во Франции (21 789.0 долларов) на 96.2%, ВВП на душу населения в Италии (20 610.0 долларов) на 95.9%.

Потенциал ВВП Туркменистана в 1990 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Японии (25 218.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 92.9 млрд. долл., что в 30.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (4 313.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 15.9 млрд. долл., что в 5.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Азии (1 726.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 6.4 млрд. долл., что в 2.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Иране (1 714.0 долларов), лучшего соседа, ВВП Туркменистана был бы 6.3 млрд. долл., что в 2.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Центральной Азии (1 053.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 3.9 млрд. долл., что на 26.1% больше фактического уровня.

ВВП Туркменистана, 2016

ВВП Туркменистана в 2016 году составил 36.2 млрд. долл., занимал 95е место в мире и был на уровне ВВП Иордании (38.7 млрд. долл.), ВВП Сербии (38.3 млрд. долл.), ВВП Азербайджана (37.8 млрд. долл.), ВВП Кот д"Ивуара (36.8 млрд. долл.), ВВП Боливии (33.8 млрд. долл.). Доля ВВП Туркменистана в мире была равна 0.048%.

ВВП на душу населения в Туркменистане в 2016 году составил 6 389.0 долларов, занимал 102е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Ливии (6 826.0 долларов), ВВП на душу населения в Доминиканской республике (6 722.0 долларов), ВВП на душу населения в Перу (6 049.0 долларов), ВВП на душу населения в Эквадоре (5 982.0 долларов). ВВП на душу населения в Туркменистане был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (10 134.0 долларов) на 3 745.0 долларов.

Сравнение ВВП Туркменистана и соседей в 2016 году. ВВП Туркменистана был больше, чем ВВП Афганистана (20.2 млрд. долл.) на 78.8%, но был меньше, чем ВВП Ирана (425.4 млрд. долл.) на 91.5%, ВВП Узбекистана (67.8 млрд. долл.) на 46.6%. ВВП на душу населения в Туркменистане был больше, чем ВВП на душу населения в Иране (5 299.0 долларов) на 20.6%, ВВП на душу населения в Узбекистане (2 155.0 долларов) в 3.0 раз, ВВП на душу населения в Афганистане (584.0 долларов) в 10.9 раз.

Сравнение ВВП Туркменистана и лидеров в 2016 году. ВВП Туркменистана был меньше, чем ВВП США (18 624.5 млрд. долл.) на 99.8%, ВВП Китая (11 218.3 млрд. долл.) на 99.7%, ВВП Японии (4 936.2 млрд. долл.) на 99.3%, ВВП Германии (3 477.8 млрд. долл.) на 99%, ВВП Великобритании (2 647.9 млрд. долл.) на 98.6%. ВВП на душу населения в Туркменистане был меньше, чем ВВП на душу населения в США (57 808.0 долларов) на 88.9%, ВВП на душу населения в Германии (42 456.0 долларов) на 85%, ВВП на душу населения в Великобритании (40 249.0 долларов) на 84.1%, ВВП на душу населения в Японии (38 640.0 долларов) на 83.5%, ВВП на душу населения в Китае (7 993.0 долларов) на 20.1%.

Потенциал ВВП Туркменистана в 2016 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (57 808.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 327.4 млрд. долл., что в 9.0 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (10 134.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 57.4 млрд. долл., что на 58.6% больше фактического уровня.

ВВП Туркменистана, 1990-2016
год ВВП, млрд. долл. ВВП на душу населения, долларов ВВП, млрд. долл. рост ВВП, % доля Туркменистана, %
текущие цены постоянные цены 1990 в мире в Азии в Центральной Азии
1990 3.1 835.0 3.1 0.013 0.055 5.8
1991 3.0 800.0 2.9 -4.6 0.013 0.050 6.0
1992 2.6 676.0 2.5 -15.0 0.010 0.039 5.6
1993 2.7 683.0 2.5 1.5 0.010 0.036 6.1
1994 2.3 562.0 2.1 -17.3 0.0083 0.029 5.7
1995 2.2 520.0 1.9 -7.2 0.0070 0.024 5.6
1996 2.4 555.0 2.1 6.7 0.0075 0.027 5.9
1997 2.7 616.0 1.8 -11.4 0.0085 0.031 6.2
1998 2.9 648.0 2.0 7.1 0.0091 0.036 6.7
1999 3.9 864.0 2.3 16.5 0.012 0.044 9.6
2000 4.9 1 092.0 2.4 5.5 0.015 0.052 12.6
2001 6.8 1 480.0 2.5 4.3 0.020 0.076 16.5
2002 8.7 1 887.0 2.5 0.26 0.025 0.096 18.9
2003 11.3 2 420.0 2.6 3.3 0.029 0.11 20.2
2004 12.2 2 584.0 2.7 5.0 0.028 0.11 17.0
2005 14.2 2 983.0 3.1 13.0 0.030 0.11 15.7
2006 16.2 3 372.0 3.4 11.0 0.031 0.12 13.5
2007 18.5 3 797.0 3.8 11.1 0.032 0.12 12.1
2008 21.6 4 382.0 4.4 14.7 0.034 0.12 11.1
2009 20.2 4 036.0 4.6 6.1 0.034 0.11 11.3
2010 22.6 4 439.0 5.1 9.2 0.034 0.11 10.2
2011 29.2 5 650.0 5.8 14.7 0.040 0.12 10.4
2012 35.2 6 675.0 6.5 11.1 0.047 0.14 11.4
2013 39.2 7 304.0 7.1 10.2 0.051 0.15 11.2
2014 43.5 7 962.0 7.9 10.3 0.055 0.16 12.6
2015 36.1 6 478.0 8.4 6.5 0.048 0.13 11.9
2016 36.2 6 389.0 8.9 6.2 0.048 0.13 14.3

Picture. ВВП Туркменистана, 1990-2016

Picture. ВВП на душу населения в Туркменистане, 1990-2016

Picture. Рост ВВП в Туркменистане, 1990-2016

ВВП Туркменистана по расходам

ВВП Туркменистана по расходам, %, 1990-2016
Показатель 1990 2000 2010 2016
Потребительские расходы 57.9 51.6 14.4 19.6
в т.ч. Расходы домохозяйств 49.1 37.1 5.0 10.6
Государственные расходы 8.8 14.5 9.3 9.0
Частные инвестиции 39.6 35.4 51.9 49.8
Чистый экспорт 3.7 14.8 31.8 30.2
ВВП 100.0 100.0 100.0 100.0

Picture. ВВП Туркменистана по расходам, 2016, %

Сравнение ВВП Туркменистана и стран соседей

ВВП Туркменистана и стран соседей, порядок отношения к показателю Туркменистана
Страна 1990 2000 2010 2016

(номинальный)

31,34 млрд (2002) Внешняя торговля Государственные финансы Если не оговорено иное, все цифры даны в долларах США

Экономические перемены в стране последовали сразу же после провозглашения независимости. В 1994 году инфляция превысила отметку в 2400 %, а валовой национальный продукт снизился за тот же период на 50 %. Только в 1995 году правительство приступило к проведению умеренных реформ по перестройке и развитию экономики. В итоге уровень инфляции снизился до 100 % в год, однако искусственно поддерживавшийся курс туркменского маната и различные трудности для иностранных инвесторов и кредитных организаций, таких как Всемирный банк и МВФ, привели к дальнейшему спаду экономики в 1998 году .

Внутренний валовой продукт Туркменистана на 2002 год составил 31,34 млрд долл. При этом индустрия составляет 50 %, сельское хозяйство - 27 %, а прочие службы - 23 %.

В Туркмении проведена ограниченная приватизация, в основном в сфере услуг. Промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт и связь, по-прежнему, в основном, составляют государственный сектор. В результате многие государственные услуги остаются бесплатными и зависят от субсидий.

В 1991 году трудовые ресурсы Туркменской ССР составляли 1,9 млн человек, из них 0,3 млн безработных. После провозглашения независимости рынок рабочей силы подвергся сильным изменениям во всех отраслях народного хозяйства.

Важнейшим фактором экономического развития являются водные ресурсы, контролируемые министерством водных ресурсов. В его ведении находятся Каракумский канал (Каракумская река), 44 этрапских (районных) и 5 велаятских (областных) управлений оросительными системами, более 6 тыс. км оросительных каналов, сотни насосных станций и множество других гидротехнических сооружений. Эффективность водопользования исключительно низка. Для ее повышения правительство в 1993 ввело плату за воду. Полученные средства предполагалось направить на нужды перестройки сельского хозяйства. Однако впоследствии плата была отменена.

Энергетика

Располагая большими запасами природного газа (15-20 трлн куб. м) и нефти (1,5-2,0 млрд т), Туркменистан является одним из важных экспортеров топливных ресурсов. Однако проблемы транспортировки и разведки осложняют развитие этого сектора экономики, формирующего примерно 70 % валового национального продукта. Энергопроизводство тоже пострадало от изменений в экономике, связанных с распадом СССР. Производство нефти составило 5,2 млн т в 1992 году против 5,7 млн т в 1988 году . Добыча натурального газа и газоконденсата составила 60,1 млрд м³ в 1992 году против 88,3 млрд м³ в 1988 году . Однако производство электроэнергии выросло с 12,8 млрд кВт·ч в 1988 году до 13,1 млрд кВтЧч в 1992 году . Открытие на юго-западе страны крупных запасов природного газа (2,8 трлн куб. м) заставило правительство обратить внимание на необходимость централизованного управления нефтегазовой промышленностью и энергетикой страны, что было реализовано в рамках одного министерства. Были созданы также совместные предприятия с иностранными фирмами для эксплуатации энергетических ресурсов. Правительство Туркменистана сотрудничает с Ираном и Турцией, чтобы наладить транспортировку нефти и газа на мировой рынок через территории этих стран.

Промышленность

К основным отраслям промышленности относятся очистка и переработка нефти и природного газа; производство стекла, тканей (в основном, хлопчатобумажных) и одежды; пищевая промышленность. Развитие промышленность замедляется из-за сокращения рынков сбыта в странах СНГ и сильных скачков мировых цен на сырье. Как и в других секторах экономики, правительство ищет выход в сотрудничестве с иностранными компаниями с целью модернизации производства. Однако бюрократические сложности заключения таких контрактов в Туркменистане по-прежнему не устранены. Фактически развитие происходит главным образом в нефтяной промышленности и строительстве.

Сельское хозяйство

После провозглашения независимости в большинстве отраслей объем сельскохозяйственного производства снизился по сравнению с концом 1980-х годов. В этих условиях Туркменистан вынужден импортировать продовольствие.

Бóльшая часть пахотных земель Туркменистана, площадь которых составляет почти 810 тыс. га, все еще используется для выращивания хлопчатника. В 1980-е годы Туркменистан производил более 1,3 млн т хлопка в год. Около четверти всего производимого хлопка относилось к высококачественным сортам. В настоящее время хлопковые севообороты частично заменяются зерновыми, что важно как для обеспечения продовольствием, так и для более рационального использования водных ресурсов. Из других культур выращиваются кукуруза, дыни, арбузы, виноград и овощи. Несмотря на планы правительства передачи земель фермерам, сельское хозяйство в основном остается в государственном секторе экономики.

Важную роль также играет животноводство - разведение каракулевых овец, тонкорунных коз, верблюдов и племенных лошадей. В 1996 году в Туркменистане было произведено 111,2 тыс. т мяса, 754,8 тыс. т молока и 273,1 млн штук яиц, что на душу населения составило 24,2 кг мяса (при потреблении 42 кг), 164 кг молока (при потреблении 185 кг) и 54,6 штук яиц.

В 1997 году в общественных и индивидуальных хозяйствах страны насчитывалось 1155,6 тыс. голов крупного рогатого скота (против 829 тыс. в 1991 году), 6138,2 тыс. овец и коз (5477 тыс.), 105,6 тыс. верблюдов (86,7 тыс.), 38,7 тыс. свиней (267 тыс.), 4975 тыс. голов домашней птицы (7393 тыс.). Ведущее место принадлежит традиционной отрасли - овцеводству, на долю которого приходится ок. 30 % валовой продукции этой отрасли сельского хозяйства. В основном разводятся овцы каракульской и сараджинской (мясошерстной) пород. За последние 10 лет поголовье овец увеличилось на 33 %, производство баранины - на 57 %, а настриг шерсти - на 22 %.

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Отправить другу

Особенности туркменской экономики определяются несколькими факторами. Во-первых, это наличие больших запасов природных ресурсов. Во вторых, страна имеет закрытый тип экономики: иностранные инвесторы допускаются лишь в сложные для добычи месторождения. В-третьих, Туркменистан географически замкнутое пространство: не имеет выходов к морю и окружено государствами, политическая ситуация в которых затрудняет продвижение туркменских углеводородов на мировой рынок. До конца 2009 г. основным экспортером туркменского газа выступала Россия, через трубопроводы которой он поступал на европейские рынки.

Нефть потребляется внутри страны. Основными отраслями промышленности являются добыча и переработка природного газа и нефти, электроэнергетика, текстильная отрасль и строительство. Особенностью современного периода развития промышленности стал ускоренный рост перерабатывающих отраслей: химии, нефтехимии, машиностроения и металлообработки, легкой и пищевой промышленности. В сельском хозяйстве стратегическими отраслями являются хлопководство и зерноводство. В 2000-е годы начал создаваться морской торговый флот. В 2005-20010 гг. экономика страны развивалась высокими темпами.

Выпадение Туркменистана из общего ряда трансформации постсоветских государств, тем не менее не перечеркивает его развития, в том числе и очевидного прогресса в некоторых областях жизни. Оно лишь образует особый феномен, изучение которого может быть продуктивным только при условии избавления от чрезмерно политизированных подходов к анализу. Несомненно, потери были немалые, но отнюдь не катастрофичные.

Недостаточная развитость экономики Туркменистана и низкий уровень жизни большей части населения при советской власти в известной степени даже сыграл положительную роль в кризисный период распада СССР. Он смягчил социальную напряженность. Когда в других странах СНГ в массовом порядке останавливалась работа промышленных предприятий, рвались цепочки хозяйственных связей, базировавшихся на плановой экономике, и, как следствие этого, огромные массы населения лишались работы и заработка, Туркменистан был лишен этих кризисных явлений. Часть сельского населения, и раньше жившая в известной мере по укладу близкому к патриархальному натуральному хозяйству, не подверглась тотальному обнищанию. Соответственно никакой сколько-нибудь массовой политической активности в силу обострения социальной напряженности, Туркменистан так и не узнал.

В советское время внутреннее потребление природного газа было незначительным - около 10 млрд. куб. м., практически весь объем добычи либо шел на экспорт, либо использовался в качестве топлива на теплоэлектростанциях, причем две три объемов электроэнергии также экспортировалось. Избыток природного газа и электроэнергии позволили руководству Туркменистана обеспечить население республики бесплатным пользованием природным газом, а также электроэнергией и водоснабжением. Тем самым население республики было лишено тех социальных трудностей - жизни без тепла и света, которые стали обыденным явлением для многих других регионов бывшего Союза. Власти страны прекрасно понимали ценность «газового фактора», благодаря которому они не без оснований надеялись осуществить подъем и развитие экономики Туркменистана. Поэтому основной задачей во внешней политике страны стала задача обеспечения получения высоких доходов от экспорта углеводородов Туркменистана.

Первые совместные с иностранцами проекты по разработке нефтяных месторождений начали осуществляться в республике уже в 1993 г., хотя они не были полностью удачными в условиях падения добычи нефти в Туркменистане в тот период. Значительно более перспективными являются проекты с участием британской компании «Monument Oil & Gas» в разработке месторождений «Бурун», «Кызылкум» и «Каратепе». Пока добыча туркменской нефти находится на уровне, при котором серьезно нельзя обсуждать идеи строительства экспортных нефтепроводов. Однако в будущем не исключено, что с ростом нефтедобычи, эти проекты появятся. Правовой базой, регулирующей деятельность как национальных, так и иностранных нефтяных и газовых компаний служил принятый в 1996 г. закон Туркменистана «Об углеводородных ресурсах». Данный нормативный акт регулировал правоотношения, возникающие при выполнении любой деятельности, связанной с нефтеразработкой на всей территории, находящейся под юрисдикцией Туркменистана. Закон содержал регламентацию полномочий государственных органов, частных компаний и других субъектов, осуществляющих операции с нефтью и газом. Остается добавить, что законодательные гарантии инвесторам были закреплены также в законах «Об инвестиционной деятельности в Туркменистане» и «Об иностранных инвестициях в экономику Туркменистана».

Уже в последний период жизни президента Ниязова Туркменистан встал активно пытаться привлечь крупных иностранных инвесторов для осуществления проектов по добыче и транспортировке углеводородных ресурсов. Для этого, в частности, упор Ашхабадом был сделан на рекламировании весомости углеводородных ресурсов страны. После их масштабной разведки, уже в 2005 году ресурсы углеводородного сырья Туркменистана оценивались Ашхабадом в 34,5 млрд. тонн нефтяного эквивалента. Однако разведка на большей части территории республики (особенно на шельфе) только начиналась, и, возможно, подтвердятся именно надежды туркменских нефтяников. Доказанные же запасы туркменского газа (по версии Ашхабада) действительно значительны - 3 трлн. куб. м. Однако и здесь бесспорно, что на каспийском шельфе могут обнаружиться месторождения с запасами вчетверо превышающими этот показатель. Руководство же республики иногда называло цифру запасов в 50 трлн. куб. м. газа, но пока такие прогнозы не базируются на достаточно серьезных основаниях. Официальные оценки туркменской стороной были озвучены в ноябре 2005 года на международной конференции «Нефть и газ Туркменистана».

Однако при этом стоит учитывать, что российская специальная литературы во многом «подыгрывала» позиции «Газпрома», которому выгодно утверждать, что Туркменистан не располагает такими запасами газа, на которые он, тем не менее, заключает экспортные контракты с разными государствами. Тем самым читателя подводили к выводу, что для нероссийских покупателей туркменского газа его может просто не хватить. С приходом к власти президента Бердымухамедова эта проблема - отсутствие данных международного аудита стала тормозить планы нового руководства в сфере развития экономики Туркменистана. Партнеры Туркменистана все настойчивее стали добиваться установления ясности с запасами углеводородов республики. Поэтому в Ашхабаде были вынуждены отойти от прежней практики.

Со сменой главы государства в конце 2006 года Ашхабад не изменил сколько-нибудь принципиально ни стратегию, ни тактику в нефтегазовой сфере. Он лишь немного подкорректировал их. По-прежнему власти Туркменистана заявляют об огромных запасах углеводородов. В тоже время новый президент Туркменистана способствовал принятию 20 августа 2008 года нового закона «Об углеводородных ресурсах» . Этот акт призван обеспечить более эффективное использование природных богатств страны.

Подводя промежуточные итоги в экономической сфере Туркменистана, как базе, на развитии которой строится внешняя политика данного государства, отметим, что туркменское политическое руководство стремилось проводить в целом не такую уж неразумную политику, как об этом принято было писать в мировой прессе. Президент Ниязов, равно как и его преемник, - президент Бердымухамедов поставили перед собой цель: модернизировать экономику Туркменистана и последовательно шли по этому пути. Конечно делал президент Ниязов это подчас отнюдь не рыночными, а тоталитарными средствами. Но, если быть объективным, то подобным образом в истории поступали многие национальные лидеры.

Достаточно привести пример того же Китая периода правления Мао. Тогда власти этой страны тоже натворили многое из того, что решительно осуждается экспертами: гоняли воробьев, которые, по мнению Мао, были бесполезны и даже вредны, затем вредной объявили интеллигенцию, пропустив ее через кошмар культурной революции. В экономике устраивали один эксперимент за другим - например, директивно обязали в каждой деревне плавить металл. Но ведь в конце-концов, пройдя через это, Китай преобразился. И в этом, как сегодня считают китайцы, есть немалая доля заслуг председателя Мао, а не только Ден Сяо Пина.
С нашей точки зрения нечто подобное можно сказать и о президенте Ниязове: он создал условия для дальнейшей модернизации Туркменистана. Он не разрушил экономику республики, а укрепил ее.

Оценки перспектив развития экономики Туркменистана, данные руководством страны и международными экспертами, совпадают. И те, и другие достаточно позитивно оценивают возможности экономики Туркмении и развития ее экономического роста. По оценкам МВФ, в 2011 г. ожидается постепенное мировое экономическое оживление, особенно в странах-экспортерах энергии, связанное с глобальным ростом спроса на энергоносители. Экономика Туркменистана базируется на добыче, переработке и экспорте углеводородов и имеет достаточные шансы не только сохранить экономические позиции, но и преумножить их, тем более что в конце 2009 г. ей удалось диверсифицировать транспортировку природного газа, добываемого на территории страны.

В распространенном заявлении заместителя директора-распорядителя МВФ Н. Шинохары по итогам его визита в Ашхабад говорится: «Прогнозируются значительные темпы роста экономики Туркменистана, и ожидается сохранение положительного сальдо бюджета». Другой международный финансовый институт - Азиатский банк развития - также дает положительный прогноз экономического развития страны в ближайшей перспективе. Рост ВВП Туркменистана в 2011 г., по оценкам экспертов банка, составит 6,5%. Озвученная президентом Г. Бердымухамедовым в мае 2010 г. «Экономическая стратегия Туркменистана» нацелена на эффективную интеграцию экономики в мировую экономическую систему.

При этом основные финансовые поступления в национальный бюджет для выполнения экономической стратегии будут из ТЭК страны. Туркменское правительство заявило, что в 2011 г. иностранные инвестиции в энергетический сектор, обслуживаемый совместными предприятиями, возрастут на 46% - до 4,1 млрд долл. с 2,8 млрд долл. В 2009 г. Партнерами Туркменистана в этой сфере являются лондонская компания Dragon Oil и китайская государственная компания CNPC. Аналитики считают, что приток иностранных инвестиций в страну ограничен тем, что правительство страны предлагает иностранным компаниям лишь рискованные шельфовые месторождения, сохраняя свои права на разработку более прибыльных блоков на суше.

Туркменистан еще с начала века начал политику диверсификации своих газовых коммуникаций. Еще более интенсивно эта тенденция проявилась в середине 2009 г., после серьезнейших потерь из-за прекращения Россией импорта сырья более чем на полгода. Из-за этого была резко снижена добыча, законсервировано около 150 скважин. Намерение Ашхабада к 2015 г. довести объем газового экспорта до 125 млрд куб. м (увеличив его на 150% по сравнению с 2008 г.) эксперты оценивают как нереалистичное.