Встречные налоговые проверки основание проведения. Можно ли отказать в передаче документации? Нарушение сроков предоставления запрашиваемой информации либо документов

В настоящее время любая деятельность, как коммерческая, так и некоммерческая подлежит обязательной регистрации в исполнительных органах власти, в том числе и налоговой инспекции. Данная процедура подразумевает негласное согласие со всеми существующими законами, регулирующими любую деятельность в той или иной сфере. За исполнением всех нормативных положений осуществляют контроль налоговые органы власти, которые в свою очередь имеют полное право осуществлять проверку деятельности посредством запроса необходимой информации или документов, что и называется встречной налоговой проверкой. В данной статье будут рассмотрены основные аспекты и нюансы проведения такого рода проверки со стороны исполнительных органов власти.

Налоговый контроль деятельности налогоплательщиков

Своевременное пополнение бюджета, корректность в определении налогооблагаемой базы, полнота и прозрачность отражения операций являются базой для осуществления налогового контроля со стороны органов исполнительной власти. Самым распространенным инструментом контроля со стороны налоговых органов выступает проверка правильности и своевременности заполнения налоговой декларации, которая является одним из обязательных документов, которые обязаны предоставлять как физические, так и юридические лица.

При выявлении каких-либо нарушений или неполноты предоставленной информации, налоговая служба имеет право воспользоваться другим инструментом контроля, который называется – встречная налоговая проверка. В ходе данной проверки исполнительные органы власти могут затребовать все необходимые документы, касающиеся совершенных операций (сделок) и учетные данные, отражающие операции по всем сферам деятельности организации.

Встречная налоговая проверка: причины и основания для проведения

С недавнего времени были внесены ряд изменений в существующее законодательство, регламентирующих процесс проведения налоговых проверок. Точнее поправки больше относятся к ограничению возможности проводить данные проверки вне плана или должны иметь веские причины. Также существует ряд ограничений на запрашиваемую информацию со стороны налоговой инспекции, поэтому основаниями для формирования запросы со стороны органов исполнительной власти могут стать только:

  • Обращение на предоставление какой-либо информации может быть сформировано в рамках проведения налоговой проверки налогоплательщика (контрагента) исполнительными органами власти на основании не противоречащему существующему законодательству. При этом по факту произведенного запроса проходящая проверка может быть приостановлена на время получения всей необходимой информации.
  • В рамках проведении налогового контроля по завершению проверки со стороны исполнительных органов власти. Чаще всего встречная налоговая проверка используется, как дополнительная мера осуществления контроля над деятельностью организации в целом, либо над конкретной сделкой и ее участникам.

Целесообразность проведения встречной налоговой проверки

Каждое действие совершенное как индивидуальным предпринимателем, так и крупным бизнесом должно соответствовать букве закона. Что подразумевает прозрачность, правомерность, а также полноту отражаемой во внутреннем учете информации о деятельности организации. Весь учет, существующий в организациях, в первую очередь должен быть организован в рамках существующего налогового законодательства, а также положению о бухгалтерском учете. Поэтому к основным целям встречной налоговой проверки можно отнести:

  • Проверки участников интересующей проверяющие органы сделки с налогоплательщиком на факт их существования, а также прозрачность деятельности;
  • Проверка факта осуществления, а также полноты и корректности отраженной в учете налогоплательщика операции;
  • Сверка данных между участниками финансово-хозяйственных операций на предмет соответствия данных у всех участников.

Обобщая, можно сказать, что целесообразность встречной налоговой проверки – это выявление ошибок учета (умышленных или без злого умысла) для определения корректности сформированной налогооблагаемой базы и соответственно уплаченных в бюджет налогов.

Правовая процедура по истребованию информации и необходимых документов у налогоплательщика

Проверка налогоплательщика является правовой процедурой инициированной со стороны налоговой службы. Законодательством регламентирован порядок и сроки проведения проверок. В целом вся процедура должна проходить в рамках правового поля, в противном случае налогоплательщик имеет право оспорить правомерность происходящего и не предоставить запрашиваемую информацию.

Инициатор обращения Сроки выполнения Описание
Проверяющая налоговая служба отправляют запрос в местный налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик (контрагенту) Сроки выполнения оговариваются в обращении, если сроки не указаны, документ должен быть обработан и принят к исполнению в течение календарного месяца Проверяющий налоговый орган (инициатор проверки) отправляет официальный запрос с указанием всей необходимой информации и списком необходимых документов в местную налоговую службу
Местная налоговая служба направляет запрос налогоплательщику (контрагенту) В течение 5 рабочих дней обращение должно быть направлено налогоплательщику (контрагенту) В случае отсутствия необходимой информации, местная налоговая служба имеет право обратиться непосредственно к налогоплательщику (контрагенту) посредством официального запроса
Налогоплательщик (контрагент) отправляет ответ местной налоговой службе В течение 5 рабочих дней ответ должен быть направлен местной налоговой службе Документы и вся запрошенная информация должна быть предоставлена в кратчайшие сроки. Либо при отсутствии таковой должен быть предоставлен ответ о невозможности предоставить запрашиваемую информацию либо документы

Нарушение сроков предоставления запрашиваемой информации либо документов

Налогоплательщик, являющийся участником налоговых взаимоотношений, по умолчанию обязан предоставлять всю запрошенную информацию со стороны исполнительных органов власти. Читайте также статью ⇒ “ “. Данная информация может быть как о конкретной сделке, правомерность которой проверяется налоговыми органами, либо о его деятельности в целом. При этом нарушение регламентированных сроков влечет за сбой неприятные последствия:

  • За непредставление запрошенных со стороны проверяющих органов документов назначается штраф в размере 200 рублей за каждый документ. При этом в случае объективной невозможности предоставить тот или иной документ, должен быть предоставлен официальный ответ с описанием причины. Ответ также должен быть предоставлен в установленный срок.
  • При отказе направлять запрошенные данные либо если налогоплательщик направляет сведения (документы), которые умышленно искажают данные, может быть наложен штраф в размере 10 тысяч рублей.

При отправке документов по почте или курьерской службой, которые по какой-то причине задержали их, нарушением будет считаться только тот случай если дата отправки позже установленной крайней даты предоставления документов. То есть неважно, когда по факту получат запрошенные сведения налоговые органы, важно только что отправка была произведена во время, что может быть подтверждено посредством штампа с датой на конверте либо соответствующей квитанцией.

Нормативно-правовые акты регламентирующую процедуру проведения встречной налоговой проверки

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Налоговый кодекс Статья № 93 Данная статья регламентирует правомерность истребования документов и необходимой информации по факту проведения проверки налогоплательщика в целом или конкретной сделки
Статья № 9 Статья регламентирует основных участников отношений, подпадающих под налоговое законодательство
Статья 126 Статья регламентирует последствия нарушения установленных для ответа налогоплательщика на обращение налоговой службы о предоставлении необходимых сведений и документов

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Какие последствия для организации может принести встречная налоговая проверка.

Чаще всего запрос на предоставление документов можно получить при проверке вашего контрагента. При этом налогоплательщику необходимо быть аккуратным в предоставлении всех запрошенных данных, так как это может навлечь проверку на него самого. Поэтому чтобы обезопасить себя, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • При неточном, размытом запросе надо направить ответное письмо с обязательным уточнением того, что конкретно надо налоговым органам. Лучше не стремиться отправить документы просто на всякий случай, потому что в них могут содержаться сведения, которые привлекут внимание к самому налогоплательщику.
  • Все документы, направляемые в рамках запроса, должны быть подробно описаны в соответствующем акте, а данный акт должен быть утвержден и подписан ответственными лицами.
  • Любое действие в рамках исполнения поручений налоговых органов должны контролироваться юристами.

Вопрос №2. Предоставление сведений по финансово-хозяйственным показателям организации

Налоговые органы могут запросить отчеты по ФХД или каким-либо экономическим показателям, особенно в части проведенных сделок. Даже в случае если в организации подробно ведется управленческий учет, налогоплательщик имеет право отказать в предоставлении таких данных, сославшись на то, что такой учет не ведется.

Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов Семенихин Виталий Викторович

3.2. Встречные налоговые проверки

С 1 января 2007 г. ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает только два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Прямо о встречных налоговых проверках в налоговом законодательстве не говорится. Однако в ст. 93.1 НК РФ установлены правила истребования документов налогоплательщика или информации о конкретных сделках у других лиц, что, по сути, и является встречной налоговой проверкой. О природе встречных налоговых проверок в свете отсутствия официальной позиции читайте в настоящем разделе.

В соответствии со ст. 82 гл. 14 части первой НК РФ налоговые органы проводят налоговый контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Самой распространенной и результативной формой налогового контроля являются налоговые проверки.

В отличие от ранее действующей редакции ч. 2 ст. 87 НК РФ, прямо закрепляющей понятие встречной налоговой проверки, в тексте нынешней редакции такого понятия нет.

Таким образом, по природе своей встречная проверка не называется налоговой, поскольку согласно налоговому законодательству последняя может быть только камеральной или выездной. Наряду с этим встречная проверка не относится ни к той, ни к другой категории, ведь она не предназначена для контроля правильности уплаты налогов в бюджет. Также следует иметь в виду, что встречная проверка не является самостоятельной проверкой, она является элементом, составной частью выездной или камеральной налоговой проверки.

Ее проводят с целью получить документы от контрагентов проверяемой организации-налогоплательщика. Обратите внимание, что проверяемой организацией в любом случае считается только фирма, где проходит выездная или камеральная налоговая проверка. А ревизию в компании, от которой запросили документы, представители налоговых органов проводить не имеют права. При этом такая позиция подтверждается в том числе судебной практикой (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 26 сентября 2005 г. по делу N А40-3277/05-129-40).

В соответствии со ст. 93.1 НК РФ определяется процедура истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Обратите внимание, что данные положения выставляют определенные рамки, не предоставляя право представителям налогового органа запрашивать любую информацию в данном случае (смотрите, например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 мая 2009 г. N Ф03-2111/2009 по делу N А24-3473/2008).

Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) (форму такого поручения смотрите в Приложении N 6 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) (форму такого требования смотрите в Приложении N 5 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Обратите внимание, что предприятию, получившему требование со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ, в связи с проведением налоговой проверки контрагента, следует проверить, как объем запрашиваемых документов связан с этой проверкой. В частности, следует проверить соответствие перечня документов, указанных в требовании, перечню, указанному в копии поручения об истребовании документов, которая приложена к требованию.

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 93 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (подробнее об этом смотрите гл. 13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Постановлением ВС Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4463-1).

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (смотрите, например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. N Ф04-623/2009(1322-А75-49) по делу N А75-3412/2008).

В соответствии со ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ ("Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля"), влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Квалифицированный состав данного правонарушения с признаком повторности влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Такой Порядок, действующий в настоящее время, утвержден Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки" и является Приложением N 3 к нему.

Его положения дополнительно к рассмотренным выше нормам констатируют, что в поручении об истребовании документов должно содержаться:

Полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), у которой поручается истребовать документы;

Место нахождения организации (место жительства физического лица);

Основание направления поручения;

Полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), документы, касающиеся деятельности которой необходимо получить при проведении мероприятий налогового контроля;

Перечень истребуемых документов с указанием периода, к которому они относятся, либо указание на подлежащую истребованию информацию и (или) указание на информацию относительно конкретной сделки, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку.

При этом если истребуемые документы не могут быть представлены в указанный в ст. 93.1 НК РФ срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов.

Продление срока представления документов осуществляется налоговым органом по месту учета лица, у которого истребованы документы.

Если срок представления документов был продлен, то о таком продлении налоговый орган по месту учета лица, у которого истребованы документы, в трехдневный срок сообщает в налоговый орган, который направил поручение об истребовании документов.

В трехдневный срок со дня представления истребованных документов и (или) сообщения лица, у которого истребованы документы, об отсутствии истребуемых документов, указанные документы и (или) сообщение направляются в адрес налогового органа, который направил поручение об истребовании документов.

В заключение отмечаем, что необходимость истребования документов у контрагентов организации, в отношении которой проводится камеральная или выездная налоговая проверка (необходимость встречной проверки), может возникнуть, например, в случаях:

Если имеется информация об уклонении проверяемой организации от налогообложения путем применения специальных налоговых схем, равно как и в случае, если ранее двумя контрагентами применялись схемы уклонения от налогообложения;

Если подлинность представленных налогоплательщиком документов для проверки вызывает сомнение или данные в них недостоверны;

Если налоговый орган подозревает фиктивность сделки или подобные фиктивные сделки имели место ранее;

Если есть подозрения, что проверяемая организация не оприходует товарно-материальные ценности, выручка и денежные средства не отражаются на счетах организаций;

В иных случаях.

Налогоплательщикам в данном случае в целом следует обратить внимание на следующие основные моменты:

Встречная проверка проводится путем истребования документов у одного налогоплательщика о деятельности другого налогоплательщика;

Встречная проверка осуществляется только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки;

Предметом встречной проверки являются информация, документы о финансово-хозяйственных взаимоотношениях контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

8.2. Налоговые проверки как основная форма государственного налогового контроля Налоговый контроль за налоговыми поступлениями от налогоплательщиков осуществляется посредством ведения в налоговых органах по каждому плательщику оперативно-бухгалтерского учета

Из книги Налоговые преступники эпохи Путина. Кто они? автора Виткина Юлия Владимировна

Глава 19 Налоговые проверки. Для всех Налоговая реформа у нас, к сожалению, становится постоянной и непрерывной Владимир Путин, май 2003 г. 19.1. Общие претензии Положения о налоговом контроле не нравились всем налогоплательщикам. Во-первых, сроки выездных проверок

Из книги Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов автора Семенихин Виталий Викторович

Глава 20 Налоговые проверки. Для избранных Налоговые органы не вправе «терроризировать» бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам Владимир Путин, апрель 2005 г. 20.1. «ЮКОС» совершенствует кодекс От общих норм перейдем к частным. Это повторные налоговые

Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

Глава 1. ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Из книги Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение. автора Караханян Самвел Гургенович

Глава 2. КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

3.4. Совместные налоговые проверки и другие контрольные действия В деятельности налоговых органов не последнее место занимают совместные проверки и другие контрольные действия, которые производятся с различными федеральными органами (таможенные органы, финансовые

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Налоговые проверки Инспекции ФНС России могут проводить два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.Камеральные налоговые проверкиКамеральная налоговая проверка проводится в самой инспекции ФНС России на основе налоговых деклараций и других документов,

Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович

Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение С.Г.Караханян,

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Лекция 12. Налоговые проверки 12.1. Налоговые проверки Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.Налоговая проверка – это основная форма налогового

Из книги Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы автора Химич Николай Васильевич

12.1. Налоговые проверки Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая

Из книги автора

31. Налоговые проверки: понятие и виды Налоговая проверка – совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Из книги автора

55. Арифметическая проверка, сопоставление документов, встречные проверки, письменные запросы Арифметической проверке подвергаются данные справок и расчетов бухгалтерии, составление которых связано с исправлением ошибок, расчетами по распределению фонда оплаты труда,

Из книги автора

60. Камеральные налоговые проверки Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других

Из книги автора

61. Выездные налоговые проверки Выездные налоговые проверки – наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля.Основное содержание выездной налоговой проверки – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или

Из книги автора

1.1 Камеральные налоговые проверки Под камеральной налоговой проверкой понимается проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, других документов, имеющихся у налогового органа. Процедура проведения камеральных налоговых

Из книги автора

1.2 Выездные налоговые проверки Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, а не налогового органа, что создает дополнительные возможности для проверки налоговыми органами самых разных аспектов деятельности налогоплательщика, влияющих на

Регулярно работники ФНС проводят разные проверки по отношению к многочисленным налогоплательщикам. Основной их целью выступает выявление разных нарушений законодательства, совершаемых разными компаниями или индивидуальными предпринимателями. Проверки могут быть выездными или камеральными, причем в любом случае они вызывают негативную реакцию у руководителей и бухгалтеров компании. Нередко проводятся дополнительные исследования, к которым относится и встречная проверка. Она проводится по отношению к контрагентам проверяемой компании. Основной ее целью выступает уточнение разных сложных вопросов.

Понятие исследования

Встречная налоговая проверка проводится в ситуации, когда в процессе изучения какой-либо организации возникают дополнительные вопросы к контрагентам.

Проверке обычно подвергаются документы, имеющие отношение к какой-либо сделке, поэтому запрашивается ограниченное количество документации.

Цель проведения

Суть встречной проверки заключается в том, чтобы уточнить разные обстоятельства и подробности конкретной сделки, которая по разным признакам может признаваться незаконной. По результатам такой сделки обычно значительно увеличивается или уменьшается выручка компании. Поэтому возникают сомнения у проверяющих относительно того, является ли такая операция правомерной. Нередко она приводит к тому, что снижаются налоговые отчисления компании.

Инициируется встречная проверка для достижения сразу нескольких целей. К ним относится:

  • проверка подлинности и законности переданных фирмой документов;
  • изучение сведений в аналогичных документах разных компаний, чтобы убедиться, что отсутствуют намеренные исправления;
  • сверка сведений о разных финансовых операциях, совершаемых компанией и ее партнерами;
  • подтверждение существования конкретных контрагентов, а также того, что они действительно занимаются предпринимательской деятельностью.

При выявлении разных серьезных нарушений во время встречной проверки привлекаются к ответственности обе компании. Обычно такое исследование проводится в случае, если сделка совершается на сумму, превышающую 100 млн руб.

Когда еще проводится мероприятие?

Исследование реализуется обычно в нескольких ситуациях:

  • фирмой была заключена крупная сделка, на основании которой уменьшился размер разных налогов;
  • возникают подозрения у проверяющих инспекторов относительно того, насколько достоверной и качественной является отчетность компании;
  • во время инвентаризации выявляются разные товары, которые не были правильно оприходованы работниками предприятия;
  • во время расчетов устанавливается, что имеются в компании поддельные документы;
  • обнаруживается, что в документации указываются недостоверные сведения;
  • отсутствуют разные контракты с другими фирмами, которым при этом перечислялись средства или отправлялись товары;
  • неправильно оформлены в компании разные соглашения с другими предприятиями, например, имеются исправления в документации или же все оттиски являются нечеткими;
  • в фирмы и ее контрагентов выявляются расхождения.

Даже незначительные нарушения и расхождения в документах могут стать основанием для проведения встречной налоговой проверки по отношению к многочисленным контрагентам организации. Поэтому все руководители фирм должны следить за тем, чтобы отсутствовали ошибки в документации.

Этапы процедуры

Проведение встречных проверок должно осуществляться только при учете многочисленных требований. Поэтому сами налоговые инспекторы должны следовать некоторым условиям. Процедура делится на последовательные этапы:

  • первоначально выявляются разные ошибки или сомнительные сведения относительно разных сделок, совершаемых проверяемой фирмой с другими компаниями;
  • инспектор направляет запрос контрагенту, на основании которого руководитель организации должен подготовить определенный пакет документов, имеющий отношение к сотрудничеству между компаниями;
  • документация должна подготавливаться предприятием в течение пяти дней, после чего ответственный представитель фирмы должен привезти лично в отделение ФНС эти бумаги, а также они могут быть отправлены по почте с помощью ценного письма с описью вложения;
  • далее инспектором проверяется документация, полученная от контрагента;
  • сравниваются данные, имеющиеся в документах разных предприятий;
  • по результатам проверки формируется заключение работниками ФНС, причем оно должно передаваться обеим компаниям.

Если во время проведения проверки выявляются разные нарушения, то привлекаются проверяемые компании к административной ответственности, а также может начинаться судебное разбирательство.

Во время встречной проверки ФНС может наказать контрагентов только за нарушение сроков, в течение которых фирма должна передать документы. Это приводит к тому, что бухгалтерский отдел предприятия перед отправкой бумаг не проводит их предварительную проверку, что может привести к негативным последствиям для обеих организаций. Если выявляются серьезные ошибки, то инспекторы могут инициировать внеплановую выездную проверку такого контрагента. Поэтому фирма не сможет уйти от наказания.

Проводится проверка только при наличии объективных причин, поэтому при их отсутствии контрагент может отказаться в предоставлении необходимой документации.

Сроки проведения

Сроки встречной проверки должны соблюдаться компаниями в обязательном порядке. Как только будет получен запрос от работников ФНС, фирма должна подготовить документацию, имеющую отношение к конкретному контрагенту или сделке, в течение 5 дней.

Учитываются именно рабочие дни, причем в этот же срок может фирма сообщить, что у нее отсутствуют запрашиваемые документы. Если нарушаются сроки, то компания привлекается к административной ответственности.

Какой проверяется период?

Период, за который запрашиваются документы, должен совпадать с тем сроком, в рамках которого проверяется первоначальная компания. Если же работники ФНС требуют документы, не имеющие отношения к этому периоду, то это является нарушением, поэтому компания может отказать в подготовке этой документации.

Фирма может отказать в передаче бумаг, которые имеют отношение исключительно к ее предпринимательской деятельности, а при этом не касаются проверяемой компании. В этом случае не может контрагент привлекаться к административной ответственности.

Какие запрашиваются документы?

Встречная проверка контрагента считается достаточно распространенной. В рамках ее проведения могут запрашиваться разные документы у организаций, причем в законодательстве отсутствуют точные сведения о перечне и объеме этих бумаг, что нередко приводит к возникновению споров между инспекторами и руководителями разных предприятий.

Работники ФНС должны запрашивать только документы, имеющие отношение к контрагенту, но нередко включаются в пакет документов бумаги:

  • штатное расписание предприятия;
  • маршрутные листы;
  • сведения о посредниках.

Некоторые документы действительно позволяют получить множество информации о непосредственной проверяемой компании, но некоторые бумаги не должны запрашиваться в рамках такого исследования.

Нередко проведение встречной налоговой проверки приводит к тому, что начинаются судебные разбирательства относительно того, правильно ли были запрошены те или иные документы. Судебная практика показывает, что наиболее часто суды становятся на сторону налоговой инспекции, так как в законодательстве отсутствуют сведения о том, какие точно документы могут запрашиваться.

При каких условиях исследование считается правомерным?

Встречная проверка документов будет законной только при удовлетворении определенных значимых условий. К этим требованиям относятся следующие:

  • запрос, на основании которого требуются документы от компании, вручается непосредственно представителю компании под расписку или отправляется с помощью почты с применением уведомления о вручении, что позволяет доказать, что фирма действительно получила эту документацию;
  • если контрагент состоит на учете в другом отделении ФНС, то направляется запрос из соответствующего подразделения, так как от чужого отделения фирма может не принимать разные запросы;
  • в запросе должны содержаться только оптимальные документы, имеющие отношение к проверяемому контрагенту компании;
  • в документе должна указываться причина для проведения исследования, поэтому если сведения в нем являются расплывчатыми, неясными или общими, то фирма может отказать в подготовке документации;
  • нередко у компании отсутствуют необходимые документы, поэтому она должна в течение пяти дней оповестить об этом работников ФНС, причем отказ должен обосновываться значимыми причинами.

Только при таких условиях встречная камеральная проверка является легитимной, поэтому не получится по суду оспорить ее результаты.

Ответственность за нарушения

Контрагенты, отказывающиеся передать документы или нарушающие сроки подготовки бумаг, привлекаются к административной ответственности. В этом случае проводится по отношению к ним встречная выездная проверка, а также назначается штраф в размере 5 тыс. руб.

Уполномоченные лица уплачивают штраф в размере от 300 до 500 руб. Дополнительно работники ФНС направляют повторный запрос. Поэтому фирмам в любом случае придется подготовить и передать для изучения нужную документацию.

Как правильно удовлетворяются требования инспекторов?

Чтобы требования по встречной проверке были полностью удовлетворены, контрагентом проверяемой организации должны соблюдаться определенные условия:

  • передается проверяющим запрашиваемый пакет документов, причем процедура выполняется в течение пяти дней после получения запроса любым доступным способом, например, по почте или при личном общении с инспектором ФНС;
  • передаваться должны копии оригиналов, которые заверяются печатью компании и подписью руководителя;
  • не могут инспекторы требовать нотариального заверения документации;
  • если имеется в указанном перечне многостраничный документ, то его требуется прошить и подписать на месте сшива;
  • каждая страница должна быть хорошо пропечатана и пронумерована;
  • на обороте последнего листа требуется поставить печать, а также расписывается руководитель или ответственное лицо компании.

Если документация будет подготовлена грамотно, то все требования ФНС будут удовлетворены, поэтому будут отсутствовать разные нарушения или ошибки. Компания не будет привлекаться к административной ответственности.

Можно ли отказать в передаче документации?

В законодательстве не регламентирован точный перечень бумаг, который может быть запрошен работниками ФНС от контрагентов проверяемой компании. Это нередко приводит к разногласиям между инспекторами и руководителями фирм, так как запрашиваются бумаги, не имеющие отношения к разным важным сделкам.

Нередко запрашиваются личные документы компаний, штатное расписание или другие бумаги. За счет них инспекторы проверяют наличие отношений между разными компаниями. Если отказывает фирма в подготовке такой документации, то она может привлекаться к ответственности. В этом случае придется обращаться в суд, но обычно судьи становятся на сторону ФНС.

Если нарушаются сроки предоставления бумаг, то назначается штраф в размере 5 тыс. руб.

Как поступить, если ранее передавались запрашиваемые документы?

На основании ст. 93 НК не могут работники ФНС требовать от контрагентов проверяемой компании повторной подготовки определенной документации, которая ранее требовалась во время проведения камеральной или выездной проверки.

Но хотя имеются данные сведения в законодательстве, желательно все же подготовить документы, чтобы предотвратить подачи иска в суд проверяющими инспекторами.

Последствия встречной проверки

Каждая компания должна учитывать требования инспекторов, чтобы по итогам проверки контрагента не возникла такая ситуация, когда будет проводиться внеплановое исследование фирмы.

Часто возникает ситуация, когда отсутствуют необходимые документы, запрашиваемые в рамках встречной проверки. Пояснительная записка составляется работниками компании при таких условиях. Она содержит информацию о том, что конкретные документы были утеряны или просто отсутствуют в фирме.

К последствиям такого исследования для контрагентов относятся следующие:

  • при обнаружении расхождений в документах может проводиться проверка контрагента;
  • может привлекаться компания к административной ответственности, если действительно выявляются нарушения;
  • если вовсе обнаруживаются признаки мошенничества, основным назначением которого является сокрытие доходов, то может привлекаться фирма и должностные лица к уголовной ответственности.

Поэтому фирмы должны ответственно подходить к формированию и хранению различной документации, формирующейся в процессе сотрудничества с другими организациями.

Как оформляются результаты?

Встречная проверка считается достаточно оперативным процессом, по окончании которого формируется промежуточный акт. В нем фиксируются все обнаруженные нарушения и расхождения в документации.

Дополнительно вносится информация из неофициальных бухгалтерских записей. Могут приводиться показания лиц, занимающихся внесением данных в документацию компаний.

Заключение

В рамках проверки какой-либо компании налоговая инспекция может осуществлять встречную проверку разной документации у контрагентов этой организации. В рамках данной процедуры запрашиваются разные документы за конкретные периоды времени.

Для многих предприятий такая проверка может приводить к негативным последствиям, представленным привлечением к административной ответственности или проведением внеплановой выездной проверки. Поэтому все документы, имеющие отношение к сотрудничеству с другими компаниями, должны содержать актуальную информацию.

Хорошилов Вадим Николаевич,
старший эксперт Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Одним из способов налогового контроля является встречная проверка. Что она из себя представляет, каковы ее цели, порядок проведения и последствия для налогоплательщика? В данной статье мы постараемся не только ответить на эти вопросы, но и представить опыт судебной практики по рассмотрению подобных дел.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц (контрагентов) документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика . В этом случае налоговые органы осуществляют встречную проверку налогоплательщика.

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации. В частности, встречная проверка проводится, когда есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались полученные по сделкам товары либо выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоговики могут также проверить, как у контрагента отражены взаимозачетные и иные операции с налогоплательщиком. Встречная проверка может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки. При этом лицо (контрагент), обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки проводятся как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик – контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

Условия проведения встречной проверки Существуют два условия, при одновременном выполнении которых фирма может попасть под встречную проверку:

  • если у контрагента компании проводится камеральная или выездная проверка;
  • когда деятельность предприятия непосредственно связана с деятельностью проверяемого контрагента.
При невыполнении какого-либо из условий налоговики не вправе требовать документы в рамках встречной проверки. И все же нередки ситуации, когда инспекторы запрашивают у фирмы бумаги, имеющие отношение не к проверяемому контрагенту, а к другому предприятию, где налоговая проверка не проводится. Налоговикам эти сведения необходимы потому, что данное предприятие сотрудничает с проверяемой фирмой. Однако такие требования судьи признают неправомерными .

Условия, при которых налоговые органы проводят встречную проверку, в НК РФ не указаны. Но согласно п. 12 Приказа МНС РФ от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 «О возмещении налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)» налоговые органы должны осуществлять встречные проверки у налогоплательщиков – поставщиков фирм-экспортеров. Налоговики обращаются за сведениями к поставщикам, у которых фирма закупила товары, перепродаваемые за границу, тем самым проверяя вычет НДС по экспортируемым товарам.

Процедура проведения встречных проверок НК РФ не регламентирует процедуру проведения встречной проверки, не ограничивает сроков ее осуществления и налоговых периодов, за которые она проводится. Отсутствуют ограничения и по количеству повторных встречных проверок по одним и тем же налогам за проверенный или проверяемый налоговый период.

Однако опыт судебной практики выработал общий подход к проведению данного вида проверки. По мнению судей, при встречной проверке должностное лицо налогового органа должно соблюдать общие нормы ст. 93 НК РФ, то есть запрашивать конкретный перечень необходимых сведений (документов) в письменной форме в виде требования . К данному перечню могут быть отнесены все документы, подтверждающие хозяйственные связи контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

Требование может быть передано представителю фирмы лично под расписку или отправлено по почте письмом с уведомлением о вручении. В противном случае нет никаких доказательств, что фирма получила требование, и, следовательно, никаких претензий к ней налоговая инспекция предъявить не сможет .

В конкретной ситуации все зависит от того, законно ли налоговиками запрошены сведения или нет.

Ситуация 1. Если инспекторы оформили требование по всем правилам, и у них действительно есть основания для встречной проверки, то документы представить необходимо. Иначе налоговая инспекция может наложить на фирму и ее должностных лиц штраф в размере 5000 руб. и от 300 до 500 руб. , а затем все равно потребовать нужные сведения7 . Однако налоговой инспекции передаются не оригиналы документов, а заверенные должным образом копии8 (на них должна стоять подпись руководителя), печать фирмы (нотариально заверять документы необязательно)9 . Документы можно отвезти в налоговую инспекцию лично либо отправить по почте в течение пяти рабочих дней (отсчет ведется со дня, следующего за тем, когда фирма получила требование)10 .

Ситуация 2. В случае, когда документы запрашиваются незаконно, фирма вправе не выполнять требований налоговой инспекции. Однако рекомендуем написать мотивированный отказ, чтобы избегнуть штрафа и судебного разбирательства.

Последствия встречной проверки Предположим, что в ходе встречной проверки контрагента обнаружилось искажение в учете налогоплательщика отдельных финансово-хозяйственных операций, влияющих на определение налоговой базы. Тогда материалы проведенной проверки прилагаются к акту камеральной (выездной) налоговой проверки или к решению, принятому по результатам их рассмотрения, и используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении в отношении проверяемого налогоплательщика.

Порядок отражения результатов встречной проверки Согласно п. 1.10.2 Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 N 60 о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утв. Приказом МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138, вводная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать сведения.