Территории опережающего развития. Закон о территориях опережающего развития

Нормативный акт № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития" принят 23 декабря 2014 г. и вступил в действие 29 декабря того же года. Этот документ определяет правовой статус таких зон, меры господдержки и порядок, в соответствии с которым осуществляется деятельность в их пределах. Рассмотрим далее основные положения нормативного акта № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития".

Определение

Территория опережающего социально-экономического развития представляет собой часть местности субъекта РФ. В ее пределах, согласно правительственному решению, устанавливается специальный правовой режим ведения предпринимательской и прочей хозяйственной деятельности. Он обеспечивает формирование благоприятных условий для ускоренного общественно-экономического развития, привлечения инвестиций, что, в свою очередь, благотворно сказывается на жизнедеятельности населения в регионе.

Особенности создания

Закон о ТОР (территориях опережающего развития) предусматривает формирование таких зон на период до 70-ти лет по правительственному решению. Их создание осуществляется на основании предложения, поступившего от уполномоченного госоргана. Продление срока предусматривается по решению Правительства. В Постановлении Высшего исполнительного органа при создании указанных зон присутствует:

Предложение по формированию

В ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития" установлены определенные требования к представлениям, направляемым уполномоченным госорганом в правительство. Предложение вносится по согласованию с высшей структурой исполнительной власти региона и МО либо представителями местного самоуправления. К представлению должны быть приложены сведения, указанные выше, а также:

  1. Прогнозный анализ общественно-экономических последствий при создании территории. В нем, в числе прочего, должна присутствовать оценка динамики увеличения объема дополнительной прибыли, поступающей в бюджеты соответствующих уровней.
  2. Хозяйственная и географическая характеристика местности.
  3. Оценка потребностей в задействовании иностранных сотрудников, в том числе по профессиональным и квалификационным группам, в соответствии с ситуацией, сложившейся на рынке труда региона, в пределах которого будет создаваться территория опережающего развития. При этом во внимание также принимаются политические, хозяйственные, демографические и общественные условия, имеющие место в субъекте РФ.
  4. Информация о наличии инвесторов, которые заключили предварительные соглашения с федеральным органом, уполномоченным на составление соответствующего предложения о создании ТОР. В таких договорах должны определяться вид деятельности, который планируется вести в пределах зоны, объем инвестиций, а также предполагаемое число рабочих мест.

Соглашение

Территория опережающего развития формируется на одном или нескольких муниципальных образованиях в пределах одного региона РФ. В тридцатидневный срок с даты принятия правительством соответствующего решения, уполномоченный орган, высшая исполнительная структура власти субъекта, а также распорядительные институты МО или местного самоуправления заключают соглашение о создании зоны. В этом документе могут определяться:

Границы

Их изменение, в соответствии с ФЗ "О территориях опережающего развития", осуществляется по постановлению правительства РФ по предложению уполномоченного госоргана, согласованного с соответствующей высшей исполнительной структурой региона, представителями местного самоуправления. Рассматриваемые зоны не могут располагаться в границах ОЭЗ или ЗТР. При этом территория опережающего развития может включать в себя указанные образования. В пре делах зон могут формироваться объекты, составляющие промышленные (индустриальные) парки.

Распоряжение, владение, пользование инфраструктурными объектами

Закон 473-ФЗ "О территориях опережающего развития" предусматривает, что согласно соглашения, управляющая компания принимает на праве аренды или собственности строения, здания, сооружения, участки земли, хозяевами которых выступают государство или муниципалитет. Распоряжение этим имуществом, а также инфраструктурными объектами осуществляется на условиях и в порядке, определенном правительственными Постановлениями.

Управляющей компании не могут передаваться на праве собственности сооружения, здания, участки, строения, находящиеся в законном владении муниципалитета либо государства, приватизация которых не допускается нормативными актами РФ. ТОР (территория опережающего развития) может включать в себя земельные наделы, на которых располагаются недвижимые объекты, предоставленные гражданам и юрлицам. Данное положение распространяется на объекты, переданные этим субъектам как в собственность, так и в пользование либо владение.

Обеспечение размещения инфраструктурных объектов

Федеральный Закон "О территориях опережающего развития" наделяет управляющие компании рядом функций. К ним, в частности, относят:

  1. Подготовку предложений о внесении изменений в генпланы городских округов, поселений, схемы планирования МО, в пределах которых располагаются рассматриваемые зоны, а также порядок застройки и землепользования.
  2. Организацию строительства и эксплуатации автодорог.
  3. Планирование размещения инфраструктурных объектов на местности.
  4. Организацию транспортного сообщения и обслуживания.
  5. Обеспечение тепло-, электро, газоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
  6. Организация сбора, транспортировки твердых бытовых отходов, а также строительства объектов, предназначенных для их размещения и утилизации.
  7. Благоустройство ТОР.
  8. Создание условий для обеспечения субъектов, находящихся в пределах зоны, услугами общепита, связи, бытового обслуживания и торговли, организацию досуга этих лиц.

Управляющая компания может выполнять и иные функции, не противоречащие законодательству. Финансирование их производится за счет ее собственных или средств ее дочерних предприятий, из бюджетов соответствующих уровней, иных источников. Если в границах территорий опережающего развития включаются сельские либо городские поселения, то управляющие компании реализуют функции, указанные выше в п. 2, 4-7 на основании соглашения, заключенного между ними, федеральными органами и соответствующими местными структурами власти.

Общий порядок деятельности резидентов

Его устанавливает закон "О территориях опережающего социально-экономического развития", иные отраслевые нормативно-правовые акты РФ, а также соглашение о ведении соответствующих видов деятельности. Юридические лица, которые обладают статусом участника инвестиционного регионального проекта, не могут быть резидентами на таких зонах. Данное ограничение устанавливается в законодательстве РФ о сборах и налогах. Резиденты не могут иметь представительства и филиалы за пределами границ зон со специальным налоговым режимом.

Прекращение существования ТОР

Ликвидация зоны осуществляется в соответствии с правительственным постановлением по предложению, поступившему от уполномоченного органа, если:

  1. Этого требует необходимость охраны здоровья и жизни граждан, культурно-исторических объектов народов РФ, защиты окружающей среды, а также обеспечения безопасности страны и обороны государства.
  2. По истечение трехлетнего периода с даты создания ТОР не было заключено ни одного соглашения о ведении деятельности либо все подписанные договора расторгнуты.

Полномочия органов государственной и местной власти

Они реализуются в соответствии с действующим законодательством. Для органов госвласти и местного самоуправления исключение составляют полномочия, отнесенные к компетенции управляющей компании или федерального органа. К ним, в числе прочего, относится организация и проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Контроль

Закон "О территориях опережающего развития" устанавливает, что надзорные функции могут выполнять только уполномоченные исполнительные государственные либо местные органы. К отношениям, возникающим в связи с осуществлением контроля деятельности, проведением проверок резидентов, применяются положения нормативного акта № 294. Этот документ регламентирует порядок обеспечения защиты прав индивидуальных предпринимателей и организаций при выполнении указанных процедур. Плановые проверки по некоторым видам государственного и муниципального надзора проводятся уполномоченными федеральными и территориальными органами совместно. Порядок их выполнения, а также направления, по которым осуществляется контроль, определяются правительством РФ.

Продолжительность проверки не может быть больше 15 дней с даты ее начала. Относительно одного резидента длительность процедуры не может превышать сорока часов для субъектов малого предпринимательства и десяти часов для микропредприятий в год. Допускается в исключительных случаях продлевать продолжительность проверки, но не больше чем на 10 раб. дн. для малых компаний и 10 ч. для микрофирм. Проведение внеплановых контрольных мероприятий осуществляется в порядке, определенном уполномоченными надзорными органами. Их продолжительность не должна быть больше пяти раб. дн. Данные положения не распространяются на случаи выполнения внеплановых проверок в ходе федерального госконтроля обеспечения защиты гостайны.

Нарушения, допущенные резидентом

В случае их обнаружения в ходе проверки должностные лица муниципальных и государственных надзорных органов составляют предписание об их устранении. Резидент должен получить копию документа не позднее трех дней с момента оформления акта по результатам контрольных мероприятий. Уполномоченные служащие могут вручить субъекту предписание лично или передать через его представителя под расписку, а также направить заказным письмом по почте. В случае, если резидент в установленный срок не устранил допущенные нарушения, соглашение о ведении им деятельности на территории может быть расторгнуто. При этом его статус может быть прекращен в судебном порядке.

Российская Федерация - огромное по территории государство с колоссальными региональными различиями, носящими в том числе объективный географический характер. Следовательно, для Российской Федерации актуальным является вопрос о проведении грамотной региональной политики, то есть “деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающей как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой” . Инструментами региональной политики Российской Федерации являются: налоговое регулирование, бюджетное регулирование, стратегическое планирование, особые экономические зоны (далее - ОЭЗ), зоны территориального развития (ЗТР), территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Особый интерес представляют три последних инструмента в первую очередь из-за неочевидности различий между ними.

Целью исследования является выяснение целесообразности одновременного существования сразу трех правовых конструкций, предусматривающих, по сути, особый режим ведения предпринимательской деятельности. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач: 1) выявление сходств и различий в данных инструментах посредством сравнительного анализа, 2) оценка результатов реальной практики применения трех инструментов в Российской Федерации.

Для сравнения трех инструментов региональной политики использовались тексты соответствующих федеральных законов. Ключевые критерии сравнения вынесены в таблицу.

Таблица 1. Сравнительный анализ трех инструментов региональной политики

Критерий

Особая экономическая зона (ОЭЗ)

Зона территориального развития (ЗТР)

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)

Нормативная база

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

Федеральный закон от 03.12.2011 N 392-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"

Цели создания

  1. развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики
  2. развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур
  3. разработка технологий и коммерциализации их результатов
  4. производство новых видов продукции

ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

  1. формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций
  2. обеспечение ускоренного социально-экономического развития 3) создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения

оформляется постановлением Правительства РФ

оформляется постановлением Правительства РФ

Инициатор создания

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования

  1. Правительство РФ
  2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Уполномоченный федеральный орган по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления

Границы особой экономической зоны образуют земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности и отведенные под создание ОЭЗ

Границы зоны территориального развития определяются по границам муниципальных образований, на территориях которых располагается зона территориального развития (в границах одного субъекта РФ)

На территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации

Нормативная база всех трех инструментов создана на федеральном уровне посредством принятия соответствующих федеральных законов в 2005, 2011 и 2014 годах для ОЭЗ, ЗТР и ТОСЭР соответственно. Наиболее проработанным и детализированным является федеральный закон, посвященный ОЭЗ. Это можно связать с более ранним появлением данного инструмента региональной политики - с момента принятия закона в 2005 году в него внесено 19 правок, что в итоге и позволило создать достаточно детализированную нормативную базу этого инструмента региональной политики.

Сравнивая определения данных инструментов, нельзя не заметить наличие в определении ЗТР и ТОСЭР формулировки “часть территории субъекта РФ”, в то время как в определении ОЭЗ используется формулировка “часть территории РФ”. Данное различие может натолкнуть на ошибочную мысль, что субъект федерации вправе самостоятельно принимать решение о создании на своей территории ЗТР и ТОСЭР. Это не так: решение о создании во всех трех случаях принимается Правительством и оформляется соответствующим постановлением. Однако инициаторы создания во всех трех случаях разные.

Для ОЭЗ цели прописаны наиболее детально: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики и т.д. Цели ЗТР предельно лаконичны: ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Цели ТОСЭР включают: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития, создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Теоретически, именно различие в целях оправдывает существование трех различных инструментов региональной политики с различными сроками действия.

Наличие нескольких различных целей ОЭЗ обуславливает наличие четырех типов ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые. По логике законодателя, достижение этих целей возможно за 49 лет - срок создания ОЭЗ. Срок создания ЗТР намного меньше - всего 12 лет, именно за это время планируется обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие региона. Причем создание ЗТР возможно только на территории определенных субъектов РФ, утвержденных Правительством в соответствии со списком критериев. На сегодняшний день таких субъектов 20, в том числе: Республика Алтай, Еврейская АО, Магаданская область, Ивановская область, республики Кавказа и т.д. Это именно те субъекты, которые нуждаются в ускоренном социально-экономическом развитии, то есть отвечают утвержденным Правительством РФ критериям. Цели ТОСЭР более обширны, чем цели ЗТР, потому и срок создания ТОСЭР больше - 70 лет.

Не будет ошибкой сказать, что глобальная цель всех трех методов едина - “привлечение инвестиций (в отрасль или регион), создание определенной формы государственно-частного партнерства. Данное государственно-частное партнерство заключается в том, что государство предпринимает меры поддержки и создает частному партнеру благоприятные условия для осуществления предпринимательской (инвестиционной) деятельности на определенной территории, а частный партнер вкладывает инвестиции в развитие данной территории” .

Учитывая, что данные инструменты подразумевают развитие несырьевых отраслей экономики, введены ограничения для резидентов на осуществление некоторых видов деятельности. Однако для ТОСЭР такие ограничения не установлены.

Важен вопрос о мерах господдержки, предусмотренных каждым из инструментов для резидентов. Меры во всех трех инструментах разные, но очевидно направлены на достижение схожих целей. Подразумевается, что меры господдержки будут направлены на создание в регионе инфраструктуры, объектов капитального строительства (за счет средств бюджетов разных уровней), а также упрощение ведения резидентами предпринимательской деятельности (налоговые льготы, предоставление в аренду резидентам земельных участков на льготных условиях), иные меры поддержки, предусмотренные законодательно.

Юридическое содержание понятия “резидент” для всех трех инструментов одинаково: по общему правилу, это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке и прошедшее особую процедуру регистрации в качестве резидента. Различны лишь процессуальные подходы к допуску для осуществления этой самой деятельности.

Интересны различия между инструментами, связанные с административными границами, в которых они осуществляются. Так, по смыслу закона, ОЭЗ создается в границах земельных участков государственной, муниципальной или частной собственности, отведенных в установленном порядке под создание ОЭЗ и отвечающих определенным требованиям. Данный факт свидетельствует о предельной локальности инструмента. Иначе обстоит дело с границами ЗТР и ТОСЭР, которые совпадают с границами муниципального образования, на территории которого они образованы. И здесь можно проследить связь с целями инструментов: ЗТР и ТОСЭР, в отличие от ОЭЗ, созданы в том числе для ускорения социально-экономического развития, а значит, должны распространяться на всё муниципальное образование, а не только на отведенные земельные участки. При этом ТОСЭР не может создаваться в границах ОЭЗ или ЗТР. В состав ТОСЭР не может входить ОЭЗ или ЗТР. Иначе говоря, все три инструмента являются взаимоисключающими и не могут использоваться на одной территории.

Рассмотрение практик реализации инструментов региональной политики авторы предлагают начать с оценки масштабов их использования в Российской Федерации.

Таблица 2. Масштабы применения исследуемых инструментов региональной политики

Такой инструмент региональной политики, как особые экономические зоны, используется в РФ достаточно долго по сравнению с другими рассматриваемыми инструментами. Поэтому уже существуют реальные результаты применения этого инструмента. Согласно отчёту Минэкономразвития РФ, по состоянию на 1 июля 2014 г. на территории Российской Федерации создано 28 ОЭЗ четырех типов:

  • 6 ОЭЗ промышленно-производственного типа (в Республике Татарстан, Липецкой, Самарской, Свердловской, Псковской и Калужской областях);
  • 5 ОЭЗ технико-внедренческого типа (в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Томске, в Московской области, Республике Татарстан);
  • 14 ОЭЗ туристско-рекреационного типа (в том числе туристический кластер, состоящий из 9 ОЭЗ, а также в Алтайском крае, Республике Алтай, Республике Бурятия, Иркутской области и Приморском крае);
  • 3 ОЭЗ портового типа (в Ульяновской и Мурманской областях, Хабаровском крае).

Можно отметить, что данный инструмент направлен и на проблемные, и на в целом развитые регионы в равной мере. Это можно объяснить тем, что ОЭЗ имеют отраслевую направленность и предназначены для стимулирования конкретного вида экономической деятельности на определенной территории.

В отчёте также приведены результаты оценки эффективности ОЭЗ, а именно результаты сравнения фактических показателей функционирования ОЭЗ с плановыми показателями, предусмотренными перспективным планом развития ОЭЗ, за исключением ОЭЗ, в которых ещё не утверждены плановые показатели. Минэкономразвития РФ оценивает функционирование ОЭЗ за период с начала их существования как в целом “достаточно эффективное”. Все поддающиеся оценке эффективности ОЭЗ по результатам её проведения были разбиты на несколько групп.

Представим результаты оценки по группам эффективности в разбивке по типам ОЭЗ.

Таблица 3. Группы эффективности функционирования ОЭЗ за период с начала их существования

Группа эффективности по результатам оценки

Типы особых экономических зон

Промышленно-производственного типа

Технико-внедренческого типа

Туристско- рекреационного типа

Портового типа

Наиболее эффективные

Липецкая область,

Республика Татарстан,

Самарская область

Московская область,

г. Москва,

г. Санкт-Петербург,

Достаточно эффективные

Алтайский край

Республика Бурятия

Ульяновская область

Условная эффективность

Свердловская область, Калужская область

Республика Алтай

Низкая эффективность

Республика Чечня

Неэффективные

Республика Татарстан

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что наиболее успешно были реализованы ОЭЗ промышленно-производственного типа: ни одна из них не была признана низкоэффективной или неэффективной. Напротив, ни одна из оцененных ОЭЗ туристско-рекреационного и портового типов не была признана наиболее эффективной, что свидетельствует о проблемах в реализации ОЭЗ данных типов.

Авторы исследования видят причины низкой эффективности в том, что прогнозно-плановые значения показателей функционирования ОЭЗ были завышены, а низкие темпы строительства инфраструктурных объектов ОЭЗ влекут малую активность резидентов. Но тем не менее за время существования ОЭЗ по состоянию на конец 2014 года на территориях всех ОЭЗ зарегистрировано 375 резидентов, создано 13 608 рабочих мест, а также осуществлено инвестиций в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности на общую сумму 142 344 млн. рублей.

Приведенные данные говорят о широких масштабах применения такого инструмента региональной политики, как ОЭЗ. Можно сделать вывод, что данный инструмент является наиболее изученным, предсказуемым, а значит и привлекательным методом стимулирования развития определенной отрасли экономики региона.

Вызывает интерес ситуация, сложившаяся с зонами территориального развития. С момента вступления в силу Федерального закона о зонах территориального развития прошло четыре года. С момента определения методик оценки субъектов РФ и составления перечня субъектов, на территории которых допускается создание ЗТР, — 2 года. На данный момент не издано ни одного Постановления Правительства РФ о создании ЗТР. Очевидно, процесс создания таких зон остановился на более низких уровнях принятия решений.

Для анализа практики создания ЗТР авторами рассмотрена нормативно-правовая база, которая должна создаваться на уровнях субъекта РФ и муниципальных образований. Согласно федеральному закону «О зонах территориального развития в Российской Федерации…» для подачи заявки на создание ЗТР следует сопроводить её следующими документами: стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающая создание зоны территориального развития; решение о согласии исполнительно-распорядительных органов и представительных органов муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития; реквизиты документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования территории муниципального образования или территорий муниципальных образований, на которых предполагается создание зоны территориального развития. Для поиска данных документов использовались сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: Правительств субъектов РФ, Министерств экономики субъектов РФ, а также Федеральный регистр нормативно-правовых актов РФ . К сожалению, далеко не всегда удаётся найти нормативно-правовые акты, опубликованные в электронном или хотя бы отсканированном виде. Поэтому результаты анализа могут иметь неточности. Данные по полученным результатам анализа приведены в следующей таблице.

Таблица 4. Нормативно-правовой процесс создания зон территориального развития

Субъект РФ

Предпринятые меры на региональном и муниципальном уровнях

Упоминание о ЗТР в Стратегии социально-экономического развития Субъекта РФ

Республика Алтай

Утвержден перечень МО (всего 5)

Отсутствует

Республика Бурятия

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР, утвержден перечень МО (всего 13), а органы местного самоуправления дали согласие на создание ЗТР (1 МО)

Отсутствует

Республика Калмыкия

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР, были заявлены планы о создании нормативно- правовой базы

Отсутствует

Карачаево-Черкесская Республика

Отсутствуют

Указаны две ЗТР, объединяющие 3 и 4 МО для первой и второй соответственно

Республика Карелия

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР

Отсутствует

Республика Северная Осетия - Алания

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР, утвержден порядок формирования перечня МО

Указаны 2 ЗТР - МО, определены целевые показатели

Республика Тыва

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР

Отсутствует

Чеченская Республика

Отсутствуют

Поставлена задача создания ЗТР и определены меры по её исполнению

Забайкальский край

Был утвержден перечень МО, создана рабочая группа по документационной подготовке, а органы местного самоуправления дали согласие на создание ЗТР (3 МО)

Указаны 8 ЗТР - МО,

приведен список из 67 инвестиционных проектов,

определены меры поддержки и сроки программы: с 2015 по 2026 годы

Камчатский край

Был утвержден план мероприятий, органы местного самоуправления дали согласие на создание ЗТР (3 МО)

Сделаны выводы о невозможности создания ЗТР на территории 10 МО и нецелесообразности данных мероприятий на территории оставшихся МО

Ивановская область

Отсутствуют

Указаны задачи по созданию на территории субъекта ЗТР

Курганская область

Утверждены критерии определения очередности удовлетворения заявок резидентов ЗТР

Указана одна ЗТР (“Восточная” зона), расположенная на территории шести МО, определены этапы создания и целевые показатели

Еврейская автономная область

Был создан координационный совет по созданию ЗТР

Отсутствует

Республика Адыгея, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Приморский край, Амурская область, Магаданская область - данные субъекты не упоминают о ЗТР в стратегии социально-экономического развития субъекта, а также не приняли иных мер на региональном и муниципальном уровнях, хотя формально имели такую возможность. Согласно полученным результатам только 13 субъектов РФ из 20, обозначенных в перечне , осуществляют деятельность, направленную на создание ЗТР. Из этого числа только восемь субъектов произвели корректировку своих Стратегий социально-экономического развития, предусмотрев в ней создание ЗТР. Стоит отметить Забайкальский край, который является наиболее преуспевающим в применении данного инструмента. По результатам анализа на данный момент Забайкальский край находится на этапе заключения соглашений с МО и окончательной подготовки к подаче заявки. Также интересна позиция Камчатского края. Данный субъект РФ определил создание таких зон нецелесообразным. Сложно оценить реальную эффективность ЗТР как инструмента региональной политики, так как не существует ни одной функционирующей ЗТР.

Анализ территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) как инструмента региональной политики начнём с рассмотрения постановлений Правительства РФ о создании соответствующих территорий.

Таблица 5. Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)

Название

Устанавливающий документ

Финансирование инфраструктуры

Мин. объем капитальных вложений резидентов

Свободная таможенная зона

1) Приамурская

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 879 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Приамурская"

500 тыс. рублей

2) Белогорск

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 875 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Белогорск"

за счет средств бюджета Амурской области, бюджета городского округа Белогорск и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 46,2 млн. рублей

500 тыс. рублей

3) Индустриальный парк "Кангалассы"

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 877 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Индустриальный парк "Кангалассы"

за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия), бюджета городского округа "город Якутск" и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 87 млн. рублей

500 тыс. рублей

4) Михайловский

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 878 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Михайловский"

за счет средств бюджета Приморского края, бюджетов Михайловского муниципального района, Спасского муниципального района и Черниговского муниципального района и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 2219 млн. рублей

500 тыс. рублей

5) Беринговский

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 876 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Беринговский"

за счет средств внебюджетных источников

500 тыс. рублей

6) Камчатка

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 N 899 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка"

за счет средств бюджета Камчатского края, бюджетов МО и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 2737,44 млн. рублей

500 тыс. рублей

7) Комсомольск

Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 628 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Комсомольск"

за счет средств бюджета Хабаровского края и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 329,64 млн. рублей.

500 тыс. рублей

8) Хабаровск

Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 630 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Хабаровск"

за счет средств бюджета Хабаровского края и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 1103,11 млн. рублей.

500 тыс. рублей

9) Надеждинская

Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 629 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Надеждинская"

за счет средств бюджета Приморского края, бюджета Надеждинского муниципального района и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 1986,1 млн. рублей

500 тыс. рублей

Анализ вышеупомянутых постановлений Правительства РФ позволяет выявить общие для всех ТОСЭР черты: требование к резидентам о минимальных капитальных вложениях в осуществление экономической деятельности в размере 500 тысяч рублей, а также введение на территории всех ТОСЭР таможенной процедуры свободной таможенной зоны. При этом предусмотренное бюджетное финансирование всех ТОСЭР разное, некоторые и вовсе его лишены - предусматривается лишь финансирование из внебюджетных источников.

На сегодняшний день создано 9 территорий опережающего социально-экономического развития, все - на территории Дальневосточного федерального округа. Закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" содержит норму, что после трех лет со дня вступления в силу соответствующего федерального закона ТОСЭР могут создаваться и на других территориях. То есть к 2018 году можно прогнозировать появление ТОСЭР в других федеральных округах, если данный инструмент региональной политики оправдает возложенные на него надежды. Учитывая, что первые ТОСЭР были созданы лишь в текущем году, говорить о конкретных результатах и делать выводы об эффективности преждевременно. Однако работа уже ведется: на статус резидентов созданных ТОСЭР претендуют десятки инвестпроектов на сотни миллиардов рублей. “Из них уже подписаны первые 6 инвестиционных соглашений на 15,7 миллиарда рублей” , - подчеркивает Александр Галушка, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. То есть созданные дальневосточные ТОСЭР уже получили первых резидентов.

Согласно федеральному бюджету , принятому на 2015 год, для обеспечения функционирования ОЭЗ планируется выделение 4 155 327,9 тыс. рублей, для формирования ППТ ОЭЗ в г. Владивосток - 3 726 137 тыс. рублей в бюджет субъекта и 835 725,6 тыс. руб в уставный капитал АО “Особые экономические зоны”. Также для обозначенного АО предусмотрены вложения в капитал государственной и муниципальной собственности - 1 638 565,7 тыс. рублей. Финансирование зон территориального развития из средств федерального бюджета не предусмотрено. Финансирование ТОСЭР предусмотрено следующей строкой расходов: 169 739 тыс. рублей в уставный капитал АО “Корпорация развития ДВ” в целях создания объектов инфраструктуры ТОСЭР.

Проведенное авторами исследование позволяет сделать следующие выводы. В Российской Федерации существуют три схожих инструмента региональной политики. Формально все они имеют разные цели, но реально направлены на привлечение инвестиций в регион путем создания особых условий для осуществления предпринимательской деятельности.

Практика реализации инструментов неоднозначна. Эффективность ОЭЗ различна, сильно меняется от одной экономической зоны к другой. ЗТР как инструмент региональной политики вовсе не был реализован и, соответственно, не имеет реальной практики. Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что субъекты РФ либо вовсе игнорировали данный инструмент, либо не пользовались им ввиду отсутствия предусмотренного финансирования из федерального бюджета и не желая осуществлять такое финансирование из собственного бюджета. ТОСЭР - новый инструмент региональной политики, постепенно реализующийся на практике. Некоторые из 9 созданных ТОСЭР уже получили первых резидентов, заключивших соответствующие соглашения. По нашему мнению, именно данный инструмент региональной политики имеет наибольший потенциал, являясь некой “работой над ошибками”. В этом смысле показательны слова Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева: "Когда тяжело, а у нас действительно не самая идеальная ситуация в экономике, мы должны максимально активно внедрять новые экономические модели" .

Однако высокий потенциал ТОСЭР не означает обязательного отказа от других инструментов региональной политики, в частности, от особых экономических зон. ОЭЗ носят отраслевой характер, то есть направлены на развитие конкретной отрасли экономики. ТОСЭР же носят более комплексный характер и своей целью имеют также и создание комфортных условий для жизни населения. На сегодняшний день и в будущем видится возможным параллельное сосуществование данных инструментов, учитывая, что они не могут использоваться одновременно на одной территории. Продолжение поддержки ОЭЗ как инструмента региональной политики особенно важно для тех особых экономических зон, которые показали себя эффективными.

Также приходим к выводу, что существование зон территориального развития неоправданно. ТОСЭР как инструмент региональной политики полностью заменяет ЗТР. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что ни одна ЗТР так и не будет создана, а данный инструмент окажется невостребованным.

Территории опережающего развития, список которых будет приведен далее, стали еще одной попыткой руководства страны пойти по китайскому пути. Он предполагает формирование особых районов, так называемых экономических локомотивов. Далее рассмотрим, что собой представляют территории опережающего развития в России и для чего они нужны.

Историческая справка

В начале 90-х в правительстве был предложен перечень территорий опережающего развития. Однако, как показывает история, разработанные программы так и не были до конца реализованы. В 1991 году был принят закон, регулирующий приток иностранных инвестиций в отечественную экономику. Его положения устанавливали для некоторых зарубежных предпринимателей определенные льготы. В частности, предполагалась упрощенная процедура регистрации, сниженные ставки налогообложения, долгосрочная аренда по невысокой цене, и уменьшение С 1996 года в стране стали создаваться ОЭЗ. Так, первая особая зона была сформирована в Калининградской обл., вторая - в Магаданской. Для последней была разработана программа до 31 декабря 2014 года. Однако успехов ее реализации нет. Также был принят законопроект по особой зоне в пределах Байкало-Амурской ж/д магистрали. Судьба программы также неизвестна.

Развитие на начальном этапе

Из созданных 17 особых зон успешными стали всего 6. Самыми проблемными оказались туристические районы. Как отмечал гендиректор ОАО "ОЭЗ" Третьяков, это было связано с неверно выбранной методикой. По факту с инвестором ничего не обсуждалось, ему не предоставлялось право выбрать место для реализации программы. Кроме того, недостаточно активно развиваются и портовые зоны. Эксперты предполагают, что это может быть связано с нежеланием самих регионов заниматься их продвижением.

Новый виток

Несмотря на неудачи, эволюция особых зон продолжилась. В настоящее время некоторые ОЭЗ могут расшириться до регионального уровня. Особые зоны считаются достаточно гибким инструментом привлечения финансовых средств в экономику. Во время президентства Медведева был принят Закон, положения которого регулировали образование и функционирование зон территориального развития. Таким образом, было введено новое понятие. ЗТР представляет собой часть субъекта, где формируются благоприятные условия для деятельности инвесторов. Целью таких зон выступало ускорение социально-экономического становления региона. Создание благоприятных условий предполагало предоставление инвесторам государственной поддержки. Однако она выглядела по программам несколько скромнее, чем это предусматривалось в проекте 1991 года. Управление такими зонами должно было осуществляться специально сформированной администрацией. В настоящее время в 20 регионах созданы ЗТР.

Четвертая попытка

На одном из своих выступлений перед Федеральным Собранием президент Путин предложил создать территории опережающего развития. Список уже существующих районов он дополнил еще рядом местностей. При этом президент выделил приоритетные направления. В частности, особого внимания, по его словам, заслуживала удаленная от центра территория опережающего развития - Дальний Восток. В числе областей, требующих инвестирования, президент также назвал Сибирь, в частности, Хакассию и Красноярский край. Главой государства были также предложены условия, за счет которых территория опережающего развития будет привлекательна для инвесторов. В частности, речь шла о пятилетних льготной ставке страховых отчислений, упрощенной процедуре прохождения таможни, подключения к электросети, получения разрешений на строительство. Кроме этого, должна быть разработана четкая программа, в соответствии с которой будет действовать территория опережающего развития. Дальний Восток требует возведения сопутствующей инфраструктуры. Эта задача будет реализовываться за счет соответствующего Фонда.

В чем различие между ОЭЗ и ТОР?

Территория опережающего развития, в соответствии с нормативными актами, имеет несколько иной статус, нежели особая зона. Не допускается создание таких районов на одной местности. Как таковых отличий территория опережающего развития от ОЭЗ не имеет. Единственной, пожалуй, разницей можно считать продолжительность функционирования. Так, 20 лет должна действовать особая зона, 12 лет - территория опережающего развития.

Законопроект: общие сведения

Его действие направлено на установление правового режима для рассматриваемых районов. Нормативно определены меры поддержки предприятий-инвесторов. Кроме того, ФЗ "О территориях опережающего развития" регулирует все прочие отношения, которые касаются этих районов.

Установленное определение

Территория опережающего развития - это район ДВФО, на котором установлены специальные правовые режимы для осуществления предпринимательской и прочей деятельности. Формирование этой зоны выполняется за счет федерального и местного бюджетов, а также прочих источников. Нормативным актом установлен особый порядок образования территории опережающего развития. Приморский край приобретает особый статус. В соответствии с ним определяется юридическое положение резидентов и специфика осуществления ими коммерческой и прочей деятельности.

Правовой режим

Закон о территориях опережающего развития устанавливает:

  • Льготные ставки по арендной плате.
  • Особый порядок пользования землей.
  • Льготы по налогам и страховым выплатам.
  • Особый порядок проведения государственного контроля, муниципального надзора.
  • Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры.
  • Предоставление особых государственных услуг.
  • Использование режима свободной таможенной территории.
  • Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала.
  • Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР.

Административный аппарат

Закон о территориях опережающего развития устанавливает специфические полномочия для органов госвласти. В пределах районов должны действовать особые подразделения исполнительных и прочих органов (ФНС, МЧС, МВД и так далее). За счет установления специального порядка будет повышен общий уровень администрирования региона по примеру аналогичных зон в зарубежных странах.

Льготы

С 2014 года в Иркутской области, Забайкалье, на Дальнем Востоке и в Бурятии введен особый налоговый режим. Было запланировано снижение НДФЛ до 7%, налога на прибыль - до десяти. При этом в течение первых пяти лет предполагалось сделать последний нулевым. Однако в данном случае эксперты отметили некоторое противоречие. В частности, Медведев указывал на особый налоговый режим, который должен был быть направлен на стимулирование несырьевого экспорта. Ряд правительственных мер, в свою очередь, затрагивал налог на добычу руды черного и цветного металла, угля, золота. На настоящий момент не выработано единого направления. Это создает определенные возможности для деятельности "групп влияния".

Перенос предприятий

После того как Медведев объявил об усилении полномочий Минвостокразвития, это ведомство, воспользовавшись возможностью, предложило передать в ведение государства все акции Фонда по развитию Байкальского и Дальневосточного регионов. Фактически он выступает как дочернее предприятие Внешэкономбанка. Таким образом, передача акций означала бы только перераспределение ресурсов. Вместе с этим министерство выдвинуло предложение о формировании дополнительных институтов. В частности, речь шла об ОАО "Дальний Восток", "Агентства по поддержке экспорта и привлечения инвестиций в ДВФО", а также АНО "Агентстве по развитию трудовых ресурсов".

В итоге вместе с предполагаемым закрытием особой экономической зон в Магаданской области и Совгавани в Хабаровском крае, можно отметить вытеснение Минэкономразвития с территории ДВФО. Имеющиеся ресурсы, таким образом, будут сконцентрированы в руках Минвостокразвития.

Объем инвестиций и трудоустройство

Для развития Дальневосточного региона требуется порядка 3.3 млрд р. Эта цифра установлена на период до 2020 года. Из нее порядка 170 млрд р. планировалось выделить на 2014 год. Эксперты отмечали начало борьбы за выделяемые средства в федеральном центре. Само же правительство отдает предпочтение на сегодняшний день Минвостокразвитию. Однако некоторые крупные государственные компании, вероятно, не хотят этого. Одной из запланированных мер выступает трудоустройство персонала предприятий моногородов. В частности, имеются в виду сотрудники АвтоВАЗа. Кроме этого, вводится отсрочка от армии для жителей ДВФО и граждан, переехавших туда.

Выводы

Теоретически, как отмечают эксперты, при воплощении всех либо хотя бы большей части предполагаемых мер Дальневосточный регион может превратиться в принципиально отличную от остальных территорию с особым административным и налоговым статусом. Некоторые специалисты даже говорят о том, что ДВФО может стать аналогом Гонконга. Однако будет ли это реализовано на практике, пока не ясно. На настоящий момент не отмечается даже предпосылок к чему-либо, напоминающему концепцию "одно государство - две системы". Скептики полагают, что территория опережающего развития может так и остаться в планах, подобно нацпроектам, удвоению ВВП и прочим нереализованным программам.

Мнения и предложения

Как отмечал правительство государства намеревается конкурировать даже с недавно образованными территориями опережающего развития в Корее, Японии, Китае. На одном из совещаний Министерства была представлена новая концепция по организации внебюджетного поступления средств в Забайкальский регион и ДВФО. На совещании также выступили ученые. Они предложили совершенствовать развитие геологоразведки, формировать терминалы и прочее. Одно из предложений исследователей было воспринято как практически революционное. В частности, ученые высказались о создании фондов развития Дальневосточного региона и Сибири, в которых концентрировалось бы 20-25% от всей экспортной прибыли добытого сырья без ее передачи в "центр". Эту идею озвучил Владислав Иноземцев. Позднее ее выдвинул на правительственном совещании Игорь Слюняев (министр по региональному развитию).

Экспертами было абсолютно обосновано отмечено, что для успешной реализации поставленных задач должны быть приняты стратегически концептуальные документы. Серди прочих предложений министерства по прозвучала идея о совершенствовании транспортной сети, на что должно было выделяться 300 млрд руб. Кроме того, внимание правительственных деятелей было обращено и на Магаданскую область. Так, было предложено построить на ее территории (в бухте Провидения или в самом Магадане). Вместе с этим министерство транспорта начало готовить необходимые поправки в положения Налогового кодекса. Они должны предусматривать компенсации издержек портовых операторов, которые будут иметь место в случае строительства портовых пропускных пунктов, значительно ускоряющих обработку грузов.

В заключение

Несмотря на предыдущие неудачи, сегодня правительство заявляет о четком намерении довести начатое до конца. Закон о новых территориях еще требует доработок. Однако он уже определяет основные аспекты, касающиеся формирования и последующего функционирования этих районов. Немаловажное значение имеет и деятельность аппарата управления непосредственно в самом ДВФО. Она должна быть направлена на содействие и поддержку государственных мер. При совместной работе всех заинтересованных ведомств и министерств, предпринимателей и граждан больше вероятности добиться успеха в более сжатые сроки. Основной задачей сегодня, наряду с привлечением инвестиций, считается обеспечение населения работой. Для реализации этой задачи необходимо создать оптимальные трудовые условия на новых и уже действующих предприятиях. Возможно, потребуется установление дополнительных государственных гарантий для населения.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) - это часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, предусмотрены льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и др.

Они образуются не только в целях развития отраслей экономики и привлечения инвестиций (как особые экономические зоны, ОЭЗ), но и для создания комфортных условий проживания населения.

Отличия от ОЭЗ и ЗТР

В отличие от существующих ОЭЗ и зон территориального развития (ЗТР), ТОРы создаются под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

Создается на 70 лет, срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (они создаются на 49 лет) и зон территориального развития (срок действия - 12 лет). Заявку на создание ТОР может подать руководство любого субъекта РФ, в отличие от зон территориального развития. Перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ.

В ТОРах разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары, что практически полностью запрещено в ОЭЗ (за исключением производства легковых автомобилей и мотоциклов) и частично - в зонах территориального развития (запрет на производство подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, добычу сырой нефти, природного газа, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней).

История создания

О создании на территории России подобных территорий впервые заявил президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. Глава государства предложил "создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт".

В октябре 2014 г. правительство РФ внесло в Госдуму пакет из трех законопроектов, направленных на формирование территорий опережающего социально-экономического развития: проект закона о ТОРах, поправки в Налоговый кодекс РФ (подписаны президентом 29 ноября 2014 г.) и изменения в ряд других нормативных актов, в том числе в Гражданский и Земельный кодексы (соответствующий документ подписан 31 декабря 2014 г.). Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ" был подписан главой государства 29 декабря 2014 г., документ вступил в силу 30 марта 2015 г.

Согласно закону, границы территорий опережающего развития не могут совпадать с особыми экономическими зонами или зонами территориального развития в субъектах РФ. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при котором действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны. В границах таких территорий разрешено создавать индустриальные (промышленные) парки.

Старт - в ДФО

В первые три года ТОРы могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов (населенный пункт с одним градообразующим предприятием) с наиболее сложным социально-экономическим положением (соответствующий перечень утверждает правительство России). Затем они будут сформированы и в других регионах страны.

Резидентами территорий опережающего развития могут стать индивидуальные предприниматели и юридические лица, заключившие с управляющей компанией соглашение об осуществлении деятельности на данной территории. Для них предусмотрен особый режим налогообложения и облегченные правила ведения бизнеса (в том числе ставка налога на прибыль от 0 до 5 %, нулевой налог на имущество в течение первых пяти лет), таможенные льготы, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал (без специального разрешения и учета квот). Для резидентов предусмотрено ограничение по количеству и продолжительности проверок их деятельности.

На каждой территории функционирует управляющая компания, которая создаст необходимую инфраструктуру, обеспечит предоставление резидентам таможенных, юридических и др. услуг. Компанию определяет правительство РФ, этот статус может получить акционерное общество (или его дочернее предприятие), 100% акций которого находятся в собственности государства. Управляющей компанией ТОРов в Дальневосточном федеральном округе в настоящее время является ОАО "Корпорация развития Дальнего Востока”.

Для отбора территорий и рассмотрения инвестиционных проектов при правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона сформирована специальная подкомиссия.

Заявки регионов на создание ТОР в моногородах рассматривает комиссия Министерства экономического развития РФ по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (образована 15 июля 2015 г.).

На сегодняшний день на Дальнем Востоке созданы 12 территорий опережающего социально-экономического развития. 25 июня 2015 г. председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановления о создании ТОРов "Хабаровск" и "Комсомольск" в Хабаровском крае и "Надеждинская" - в Приморском, 21 августа того же года – "Белогорск" и "Приамурская" в Амурской области, "Михайловская" в Приморском крае, "Беринговский" в Чукотском автономном округе и "Индустриальный парк "Кангалассы" в Якутии.

28 августа 2015 г. принят документ о создании территории опережающего развития "Камчатка" в Камчатском крае. 28 января 2016 г. председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о создании ТОР "Большой камень" в Приморском крае, а 16 марта того же года - территорий "Южная" и "Горный воздух" в Сахалинской области. На всех территориях будет действовать режим свободной таможенной зоны. По состоянию на март 2016 г. на 12 территориях опережающего развития на Дальнем Востоке зарегистрирован 110 резидентов, а общая сумма заявленных инвестиций составляет 442 млрд руб.

По данным Минвостокразвития РФ (на март 2016 г.), в управляющую компанию ТОР поступило 110 официальных заявок от инвесторов на реализацию инвестпроектов на общую сумму инвестиций 442,3 млрд рублей. За 10 лет совокупный объем отчислений от реализации проектов в бюджеты всех уровней ожидается в объеме 242,4 млрд рублей.

В моногородах созданы 3 территории опережающего развития . 28 января 2016 г. подписаны постановления о создании ТОР "Гуково" и "Набережные Челны" на территории одноименных городов в Ростовской области и Республике Татарстан, а 26 февраля того же года - "Усолье-Сибирское" в Иркутской области.

12 ТОРов в РФ

В ДФО:

"Хабаровск" площадью 587 га создается на территориях Хабаровска и Хабаровского района, а также Ракитненского сельского поселения. Основное направление – транспортно-логистическое, металлургия. Ожидаемый объем частных инвестиций – около 30 млрд рублей. В ходе реализации проектов на этих территориях будут созданы 3 тыс. рабочих мест.

Территория "Комсомольск" появится в гг. Комсомольске-на-Амуре и Амурске Хабаровского края. Ее площадь составит 210 га. Основными направлениями станут авиастроение, производство комплектующих для авиастроения. Предполагаемый объем частных инвестиций составит порядка 15 млрд рублей, будут созданы около 3 тыс. рабочих мест.

Территория опережающего развития "Надеждинская" создается на территории одноименного района Приморского края, на земельных участках площадью 806 га и будет специализироваться на развитии транспортно-логистических услуг, перерабатывающей промышленности и др. Общий объем частных инвестиций - 6,7 млрд рублей, в ходе реализации проектов здесь будет организовано 1,6 тыс. рабочих мест.

На территориях "Хабаровск", "Комсомольск" и "Надеждинская" особый режим ведения бизнеса распространяется на 53 вида экономической деятельности (в том числе лесозаготовка, производство продуктов питания и напитков, одежды, бумаги, автотранспортных средств, лекарственных препаратов и др.). Минимальный объем капитальных вложений резидентов в три территории - 500 тыс. рублей. В 2015-2017 гг. эти ТОРы будут создаваться за счет средств федерального бюджета (в рамках госпрограммы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"). На эти цели предусмотрено 1,258 млрд рублей для "Хабаровска", 902,6 млн для "Комсомольска" и 1,986 млрд рублей для "Надеждинской". Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры будет вестись за счет средств региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников: 1,103 млрд рублей для "Хабаровска", 329,64 млн для "Комсомольска" и 1,986 млрд рублей для "Надеждинской".

"Приамурская" (промышленно-логистической специализации) займет территорию в 857 га в Благовещенском и Ивановском районах Амурской области. Здесь будут построены предприятие по переработке цементного клинкера мощностью 142 тыс. т в год, нефтеперерабатывающий завод, крупный логистический центр. Объем первоначальных частных инвестиций составит около 130 млрд рублей, реализация проектов позволит создать порядка 1,5 тыс. рабочих мест. Бюджетных инвестиций не планируется. Инфраструктура будет создаваться за счет внебюджетных источников.

Территория опережающего развития "Белогорск" будет создана в г. Белогорске Амурской области. Ее площадь составит 702 га. Основное направление – сельское хозяйство. Планируется строительство предприятия по переработке сои, комбикормового завода и хлебобулочного комбината. Объем частных инвестиций – 1,45 млрд рублей. В ходе реализации проектов будет организовано порядка 700 тыс. рабочих мест. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры будет вестись за счет средств бюджетов Амурской области, городского округа Белогорск и внебюджетных источников. На эти цели в общей сложности будет выделено 46,2 млн рублей.

"Индустриальный парк "Кангалассы" создается на территории столицы Республики Саха (Якутия), на земельных участках площадью почти 17 га и будет иметь промышленную специализацию. Резидентами ТОРа станут предприятия, выпускающие строительные, энергетические и промышленные материалы из местного сырья. Предполагается, что к 2018 г. здесь будет работать 13 заводов: по производству керамических блоков, лакокрасочных изделий, пластиковых труб, сухих строительных смесей и др. Общий объем частных инвестиций – 1,11 млрд рублей, появится 350 рабочих мест. В 2015-2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 113,2 млн. рублей. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры предусмотрено 87 млн рублей, эти деньги будут выделены из бюджетов Якутии и г. Якутска, а также из внебюджетных источников.

ТОР "Беринговский" (специализация – горнодобывающая промышленность) будет создана на территории группы месторождений каменного угля в Анадырском районе и г. Анадырь Чукотского автономного округа. Ее площадь составит почти 6 млн га. Первоначальный объем частных инвестиций – 8 млрд рублей, будет организовано 450 рабочих мест. Бюджетных инвестиций не требуется, строительство транспортной инфраструктуры будет финансироваться из внебюджетных источников. Предполагается, что в дальнейшем резидентами ТОРа станут предприятия по добыче и переработке природного газа. Ожидается переработка до 50 млн куб. м газа в дизельное топливо и бензин, что позволит обеспечить потребности Чукотского автономного округа в энергоносителях и отказаться от Северного завоза нефтепродуктов.

"Михайловская" займет 3,15 тыс. га в Приморском крае (Михайловский, Спасский и Черниговский районы) и будет специализироваться на сельском хозяйстве. Предполагается строительство свинокомплексов, комбикормовых заводов и вспомогательных производств. Объем частных инвестиций составит 39 млрд рублей, появится 2,4 тыс. рабочих мест. В 2015-2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 2,219 млрд рублей. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры из регионального и муниципальных бюджетов Приморского края и внебюджетных источников будет выделено в общей сложности 2,219 млрд рублей.

Территория опережающего развития "Камчатка" будет создана на территориях Елизовского района и г. Петропавловск-Камчатского Камчатского края. Ее площадь составит 2,2 тыс. га. Здесь появится туристско-рекреационный кластер, современные промышленно-производственные комплексы, а в перспективе - транзитный контейнерный порт для накопления и сортировки контейнерных грузов при транспортировке по Северному морскому пути. Ряд компаний уже выразили готовность реализовать на данной территории проекты с общим объемом инвестиций 28,1 млрд рублей, в результате будет организовано порядка 3 тыс. рабочих мест. В 2015-2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 5,728 млрд рублей. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры предусмотрено 2,737 млрд рублей, эти деньги будут выделены из краевого и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.

"Большой камень" появится в Приморском крае (городской округ Большой Камень). ТОР позволит эффективнее развивать судостроение в регионе, в т.ч. на базе комплекса "Звезда". На ее создание будет выделено 3,152 млрд руб. бюджетных средств. Объем частных инвестиций составит порядка 140 млрд руб., планируется создать 5,5 тыс. рабочих мест.

ТОР "Южная" сельскохозяйственной направленности создается на территории г. Южно-Сахалинска и Анивского и Томаринского городских округов Сахалинской области. Здесь появятся крупные животноводческие комплексы и бройлерные производства, будет организовано 450 рабочих мест. Четыре резидента территории ("Грин Агро-Сахалин", "Мерси Инвест Групп", "Совхоз Заречное" и совхоз "Тепличный") вложат в создание ТОР 6,3 млрд руб. В 2016-2018 гг. на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры из бюджета области и внебюджетных источников будет выделено 1,460 млрд руб. Использование средств федерального бюджета на планируется.

"Горный воздух" появится на территории одноименной горнолыжной базы в г. Южно-Сахалинске и будет иметь туристско-рекреационную специализацию. В ТОР также войдут санаторий "Синегорские минеральные воды", прибрежная зона г. Невельска и о. Монерон. Частные вложения составят 6,1 млрд руб. На создание инфраструктуры из регионального бюджета и внебюджетных источников в 2016-2018 гг. будет израсходовано 10,031 млрд руб. Выделение денег из бюджета РФ не предполагается. Реализиция проектов позволит создать 725 рабочих мест.

На территории моногородов

ТОР "Гуково" будет содействовать привлечению инвестиций в моногород Гуково, а также созданию новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий. В рамках "Гуково" предварительно заявлено 22 инвестиционных проектов, реализация которых позволит к 2025 г. снизить зависимость города от градообразующих предприятий, повысить его инвестиционную привлекательность и создать до 5 тыс. постоянных рабочих мест.

"Набережные Челны" на территории одноименного города в Татарстане позволит организовать до 10 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия ПАО "КамАЗ".

ТОР "Усолье-Сибирское" (одноименный город в Иркутской области) обеспечит до 5,8 тыс. новых рабочих мест (не связанных с градообразующим предприятиями ООО "Усольехимпром" и ООО "Усолье-Сибирский Силикон"). Реализации инвестпроектов повысит количество малых предприятий, увеличит дополнительные налоговые поступления в бюджет муниципального образования.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, они же ТОРы) со специальным режимом предпринимательской деятельности начали открывать на Дальнем Востоке по поручению Владимира Путина. Вместо не оправдавших себя ОЭЗ — особых экономических зон.

Еще в конце 2013 года президент поручил создать ТОРы, а соответствующий закон начал действовать с марта 2015-го. Минэкономразвития надеется при помощи ТОРов диверсифицировать экономику проблемных моногородов и снизить их зависимость от градообразующих предприятий.

В пятницу было одобрено открытие в моногородах еще 11 опережающих территорий. Всего сейчас в реестре резидентов ТОР в моногородах зарегистрированы 42 компании.

Между тем, экономисты, политологи и бизнес скептически относятся к самой идее ТОРов, считая ее неперспективной. Об этом же свидетельствуют и резульаты опроса предпринимателей, проведенного экспертно-аналитическим центром Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). ТОРы, судя по опросам, могут повторить судьбу ОЭЗ — особых экономических зон, которые начали создавать с 2005 года, .

Напомним, правительство в прошлом году досрочно прекратило деятельность восьми особых экономических зон из 33. На их создание было направлено 186 млрд рублей, а налоговых и таможенных платежей они выплатили только на 40 млрд. За 10 лет существования ОЭЗ было создано всего лишь 18 тыс. рабочих мест, расходы на одно место — 10 млн рублей. «Очень дорого, очень мало отдачи и с нулевым КПД», — оценил тогда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Выживут только большие

«В процессе реализации проектов ТОР может оказаться, что выживут только те территории, где реализуются крупные промышленные и логистические проекты», — говорится в новом исследовании РАНХиГС (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

Об этом же свидетельствует опрос, проведенный торгово-промышленной палатой Тольятти (здесь создана одноименная ТОР). Опрос был проведен среди 98 компаний. Из опроса следует, что только представители крупных промышленных предприятий уже участвуют или планируют участие в ТОР. Новый механизм «придуман исключительно для больших», делают выводы в Тольяттинской ТПП.

В феврале стало известно о том, что такие гиганты отечественной индустрии, как «Роснефть», «Газпром» и СИБУР, инвестируют в два дальневосточных ТОРа 1,7 трлн рублей. В ТОР «Нефтехимический» в Приморском крае «Роснефть» может инвестировать 500 млрд рублей. Второй ТОР — «Свободный» в Амурской области, здесь «Газпром» и СИБУР строят заводы по газопереработке и газохимии. Объем инвестиции — 1,2 трлн рублей.

При этом четкой альтернативы сырьевым проектам в ТОРах не ожидается, отмечают эксперты.

Участь Аляски не может служить ориентиром

Одна из ключевых претензий экспертов к новому институту ТОРов — «большая зависимость проектов, планируемых на территориях опережающего развития, от федерального центра. Развитие уже работающего местного бизнеса на таких территориях не стимулируется». Несмотря на слабый интерес местного бизнеса к ТОРам, на этих территориях государству требуется создавать дорогую инфраструктуру, отмечают эксперты РАНХиГС.

Один из экономистов, специализирующихся на проблеме развития дальневосточных территорий, в этой связи высказался не так академично, как эксперты РАНХиГС: количество закопанной в землю картошки не может служить критерием будущего обильного урожая. Урожайность измеряется количеством выкопанной картошки.

Между тем Минэкономразвития уже рапортует о том, что проекты в ТОРах «предусматривают создание в моногородах не менее 14 тысяч постоянных рабочих мест за 10 лет и привлечение не менее 170 резидентов».

До 30% ВРП Дальневосточного федерального округа формируется за счет экспорта, а проекты в ТОРах носят нередко «локальный характер». Это ставит под сомнение декларируемую властями экспортную направленность инвестпроектов в ТОРах. При этом зачастую наблюдается ситуация, когда зарубежных партнеров интересует только ограниченный сегмент дальневосточной продукции. В силу ее низкой конкурентоспособности.

По данным РАНХиГС, более 80% проектов резидентов ТОР и Свободного порта Владивосток (другие институциональные формы пока не сформировали репрезентативные резидентские базы данных) ориентированы либо на производство продукции невысоких уровней переработки для зарубежных потребителей, либо на логистическое обслуживание экспортных потоков.

В этой проблеме имеется и политический аспект — происходит усиление экономической зависимости дальневосточных губерний и в целом Дальневосточного региона от сопредельных стран. Фракция КПРФ в Госдуме ранее заявляла, что действующая редакция о ТОРах ставит под удар территориальную целостность страны. Если в ТОРы действительно придет иностранный капитал, к тому же на срок 70 лет, как прописано в законе, это развалит страну. Аляска была отдана Соединенным Штатам в аренду на 49 лет. И не вернулась, возмущались коммунисты. Не нужно создавать новые прецеденты отторжения российской территории.

^^Розовые пони, феи и Минэкономразвития^^^

Откровенно не нравится экспертам и то, что льготные условия производства для резидентов ТОРов сократят себестоимость товаров, при этом норма прибыли предприятий будет выше. Следовательно, некоторые предприятия региона, в том числе градообразующие, не смогут конкурировать со своими аналогами, расположенными в ТОРах.

Наконец, необходимо жестко контролировать движение рабочей силы на территориях опережающего развития. «Должен быть абсолютный приоритет собственных трудовых ресурсов, что может быть реализовано в результате активной роли местных органов власти в регулировании использования рабочей силы на территориях опережающего развития. Нельзя допустить, чтобы создаваемые в ТОРах объекты жилья и соцкультбыта использовались в основном для привлечения работников из-за рубежа», — предупреждают эксперты РАНХиГС.

Говоря о рисках, эксперты рекомендуют губернаторам вписать ТОРы в программы регионального развития. А также устранить пробел в законодательстве о ТОРах. Закон не стимулирует резидентов ТОР к «распространению позитивного социально-экономического эффекта от реализации проектов на остальную территорию Дальневосточного региона», а фактически способствует изоляции резидентов ТОР от остальных инвесторов. И наконец, население плохо информируется о том, какие проекты реализуются в ТОРах.

Тем не менее ТОРы необходимы, но их нужно переформатировать, уверен один из авторов доклада, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. «Торы нужны, но чтобы они реализовали свой потенциал необходимо учесть все риски, которые нами обозначены. Кроме того, в ТОРах необходимо сильнее учитывать местную специфику, специфику отраслей и, конечно, адаптировать закон к потребностям не только крупного бизнеса, но и малого и среднего», — говорит Калмыков.

С ним согласен политолог Владимир Мараховский. Он считает, что действующий закон о ТОРах, как и закон об особых экономических зонах, далек от реалий. На своей странице в Facebook он написал, что

при подготовке этого закона «наряду с розовыми пони и лесными феями принимало участие Министерство экономического развития».

По данным Минвостокразвития, в управляющую компанию ТОР поступило 110 официальных заявок от инвесторов на реализацию инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций 442,3 млрд рублей. За 10 лет совокупный объем отчислений от реализации проектов в бюджеты всех уровней ожидается в объеме 242,4 млрд рублей.