Таблица промышленный переворот 19 века. Причины промышленного переворота

Великая индустриальная революция, достижения и проблемы которой будут рассмотрены в статье, началась в Англии (середина XVIII века) и постепенно охватила всю мировую цивилизацию. Она привела к механизации производства, росту экономики и созданию современного индустриального общества. Тема рассматривается в курсе истории восьмого класса и будет полезна как ученикам, так и родителям.

Основное понятие

Развёрнутое определение понятия можно видеть на картинке выше. Впервые его применил экономист из Франции Адольф Бланки в 1830 году. Развили теорию марксисты и Арнольд Тойнби (английский историк). Индустриальная революция - это не эволюционный процесс, связанный с появлением на базе научно-технических открытий новых машин (некоторые существовали уже в начале XVIII века), а массовый переход на новую организацию труда - машинное производство на крупных фабриках, пришедшее на смену ручному труду мануфактур.

В книгах встречаются и другие определения этого явления, в том числе промышленный переворот. Он применим к начальному этапу революции, в ходе которой их выделяют три:

  • Промышленный переворот: появление новой отрасли - машиностроения и создание парового двигателя (с середины XVIII века - до первой половины XIX века).
  • Организация поточного производства за счёт использования химикатов и электричества (со второй половины XIX века - до начала XX века). Впервые этап выделил Дэвид Лэндис.
  • Использование в производстве информационно-коммуникационных технологий (с конца XX века - по настоящее время). В науке по поводу третьего этапа нет единого мнения.

Индустриальная революция (промышленный переворот): основные предпосылки

Для организации фабричного производства необходим ряд условий, главными из которых являются:

  • Наличие рабочей силы - людей, лишённых собственности.
  • Возможность реализации товара (рынки сбыта).
  • Существование богатых людей, имеющих денежные накопления.

Раньше всего эти условия сформировались в Англии, где после революции XVII века к власти пришла буржуазия. Изымание земли у крестьян и разорение ремесленников в острой конкуренции с мануфактурами создали огромную армию обездоленных, нуждающихся в заработках. Переселение бывших земледельцев в города привело к ослаблению натурального хозяйства. Если сельчане сами производили для себя одежду и утварь, то горожане были вынуждены их покупать. Вывозились товары и за границу, так как в стране было хорошо развито овцеводство. В руках буржуазии скапливались прибыли от работорговли, ограбления колоний и вывоза богатств из Индии. Индустриальная революция (переход от ручного труда к машинному) стала реальностью благодаря ряду серьёзных изобретений.

Прядильное производство

Промышленный переворот сначала коснулся хлопчатобумажной промышленности, наиболее развитой в стране. Этапы её механизации можно увидеть в представленной таблице.

Эдмунд Картрайт усовершенствовал ткацкий станок (1785), ибо ткачи уже не могли перерабатывать столько пряжи, сколько производили на фабриках Англии. Повышение производительности в 40 раз - лучшее подтверждение того, что наступила индустриальная революция. Достижения и проблемы (таблица) будут представлены в статье. Они связаны с возникшей необходимостью изобретения особой двигательной силы, не зависящей от близости воды.

Паровой двигатель

Поиск нового источника энергии был важен не только в но и в горной промышленности, где труд был особенно тяжёл. Уже в 1711 году была предпринята попытка создания парового насоса с поршнем и цилиндром, внутрь которого впрыскивалась вода. Это была первая серьёзная попытка применения пара. Автором усовершенствованного парового двигателя в 1763 году стал В 1784-м была запатентована первая паровая машина двойного действия, используемая на прядильной фабрике. Введение патентов сделало возможным защиту авторских прав изобретателей, что способствовало их мотивации к новым достижениям. Без этого шага вряд ли была возможна индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица представлена на картинке ниже) показывают, что паровой двигатель способствовал промышленному перевороту в развитии транспорта. Появление первых паровозов на гладких рельсах связано с именем Джорджа Стефенсона (1814), лично управлявшего в 1825-м поездом из 33 вагонов на первой в истории железной дороге для граждан. Её маршрут протяжённостью в 30 км соединил Стоктон и Дарлингтон. К середине века вся Англия была опоясана сетью железных дорог. Чуть раньше американцем работавшим во Франции, был испытан первый пароход (1803).

Успехи машиностроения

В представленной выше таблице следует выделить достижение, без которого была бы невозможна индустриальная революция - переход от мануфактуры к фабрике. Это изобретение токарного станка, дающего возможность нарезать гайки и винты. Механик из Англии Генри Модсли совершил прорыв в развитии промышленности, фактически создав новую отрасль - машиностроение (1798-1800). Чтобы обеспечить станками работников фабрики, должны быть созданы машины, производящие другие машины. Вскоре появились строгальный и фрезерный станки (1817, 1818). Машиностроение способствовало развитию металлургии и добыче каменного угля, что позволило Англии наводнить другие страны дешёвыми промышленными товарами. За это она получила название «мастерской мира».

Коллективный труд с развитием станкостроения стал необходимостью. Сформировался работник нового типа - выполняющий только одну операцию и не способный произвести готовый продукт от начала до конца. Произошло отделение интеллектуальных сил от физического труда, что повлекло за собой появление квалифицированных специалистов, составивших основу среднего класса. Индустриальная революция - это не только технический аспект, но и серьёзные социальные последствия.

Социальные последствия

Главный результат промышленного переворота - создание индустриального общества. Его характеризуют:

  • Личная свобода граждан.
  • Рыночные отношения.
  • Техническая модернизация.
  • Новая структура общества (преобладание городских жителей, классовое расслоение).
  • Конкуренция.

Появились новые технические возможности (транспорт, связь), что повышало качество жизни людей. Но в погоне за прибылью буржуазия искала пути удешевления стоимости рабочей силы, что привело к повсеместному использованию труда женщин и детей. Общество раскололось на два противоборствующих класса: буржуазию и пролетариат.

Разоряющиеся крестьяне и ремесленники не могли устроиться на работу из-за недостатка рабочих мест. Виновниками они считали машины, заменившие их труд, поэтому размах получило движение против станков. Рабочие громили оборудование фабрик, что положило начало классовой борьбе против эксплуататоров. Рост банков и увеличение капиталов, ввозимых в Англию в начале XIX века, привёл к низкой платежеспособности других стран, что вызвало кризис перепроизводства в 1825 году. Это те последствия, которые вызвала индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица): итоги промышленного переворота

Таблица про индустриальные революции (достижения и проблемы) будет неполной без учёта внешнеполитического аспекта. Большую часть XIX века экономическое превосходство Англии было неоспоримым. Она господствовала на мировом торговом рынке, который стремительно развивался. На первом этапе конкуренцию ей составляла только Франция благодаря целенаправленной политике Наполеона Бонапарта. Неравномерность экономического развития стран можно увидеть на картинке ниже.

Второй этап революции: возникновение монополий

Технические достижения второго этапа представлены выше (см. картинку № 4). Главные среди них: изобретение новых средств связи (телефон, радио, телеграф), двигателя внутреннего сгорания и печи для выплавки стали. Появление новых источников энергии связано с открытием месторождений нефти. Это позволило впервые создать автомобиль на бензиновом двигателе (1885). На службу человеку пришла химия, благодаря которой стали создаваться прочные синтетические материалы.

Для новых производств (по разработке месторождений нефти, например), требовались значительные капиталы. Усилился процесс их концентрации путём объединения компаний, а также их сращивания с банками, чья роль значительно возросла. Появляются монополии - мощные предприятия, контролирующие как производство, так и сбыт продукции. Их породили индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица будет представлена ниже) связаны с последствиями возникновения монополистического капитализма. представлены на картинке.

Последствия второго этапа промышленной революции

Неравномерность развития стран и возникновение крупных корпораций привели к войнам за передел мира, захват рынков сбыта и новых источников сырья. За период с 1870 по 1955 год произошло двадцать серьёзных военных конфликтов. В две мировые войны было вовлечено огромное количество стран. Создание международных монополий привело к экономическому разделу мира при господстве финансовой олигархии. Вместо вывоза товара крупные корпорации начали вывозить капитал, создавая производства в странах с дешёвой рабочей силой. Внутри стран господствуют монополии, разоряя и поглощая более мелкие предприятия.

Но и много положительного несут индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица представлена в последнем подзаголовке) второго этапа - это овладение результатами научно-технических открытий, создание развитой инфраструктуры общества, приспособление к новым условиям жизни. Монополистический капитализм - самая развитая форма капиталистического способа производства, в котором все противоречия и проблемы буржуазного строя проявляются наиболее полно.

Итоги второго этапа

Индустриальная революция: достижения и проблемы (таблица)

Достижения Проблемы
Технический аспект
  1. Технический прогресс.
  2. Возникновение новых отраслей промышленности.
  3. Экономический рост.
  4. Вовлечение в мировую экономику менее развитых стран.
  1. Необходимость вмешательства государства в экономику (регулирование жизненно-важных отраслей: энергетической, нефтедобывающей, металлургической).
  2. Мировые кризисы экономики (1858 - 1-й в истории мировой кризис).
  3. Обострение экологических проблем.
Социальный аспект
  1. Создание развитой социальной инфраструктуры.
  2. Повышение значимости интеллектуального труда.
  3. Рост среднего класса.
  1. Передел мира.
  2. Обострение социальных противоречий внутри страны.
  3. Необходимость вмешательства государства в урегулирование отношений работников и работодателей.

Индустриальная революция, достижения и проблемы которой представлены в двух таблицах (по итогам первого и второго этапов), - величайшее достижение цивилизации. Переход к фабричному производству сопровождался техническим прогрессом. Однако риск военных и экологических катастроф требует того, чтобы развитие современных технологий и использование новых источников энергии находились под контролем гуманистических общественных институтов.

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Рубрика (тематическая категория) Производство

Уникальность промышленной революции в Западной Европе. Этапы промышленной революции. Промышленная революция в Англии. Аграрная революция. Демографический подъем. Рост финансового капитала. Техника как крайне важно е условие промышленной революции. Торговая революция. Промышленная революцияна европейском континœенте. Аграрная революция. Рост населœения. Революция в средствах коммуникации. Промышленная революция во Франции, Германии и России. Формирование индустриальной цивилизации.

Н

ам известны многие революции в промышленности на протяжении истории западной цивилизации, и, несомненно, их будет немало в будущем. Периоды быстрого технологического изменения часто называют революциями, квалификация такого рода вполне справедлива. ʼʼПри этом, исторически, - пишут Р.Лернер, С.Мичэм и Э.Берне в своей книге ʼʼЗападные цивилизацииʼʼ, существует только одна промышленная революцияʼʼ. Это переход на протяжении столетия от аграрной, ремесленной экономики к доминированию городской, машинной цивилизации. Тот факт, что это европейская революция, является далеко не случайным; и хотя в серединœе XVIII столетия Европа представляла собой континœент с еще доминирующей аграрной культурой, хотя ее населœение оставалось неграмотным и имело низкий уровень жизни, именно в ней произошла промышленная революция (иногда в научной литературе используют термин ʼʼпромышленный переворотʼʼ).

ʼʼПромышленный переворот, ᴛ.ᴇ. переход от инструментальной к машинной стадии производства (в центрах мирового хозяйства - конец XVIII - середина XX в.), представляет, подчеркивает В.А. Мельянцев, третью, видимо удавшуюся попытку стран Запада встать на путь сравнительно быстрого, длительного, относительно устойчивою, самоподдерживающегося экономического роста. (Первая попытка была в XI XIII вв., вторая в конце ХУ-ХУ1 в.; каждая из них заканчивалась глубоким мальтузианским кризисомʼʼ.

Как и в первых двух случаях, экономический подъем сопровождался и был отчасти, как показывают исследования, обусловлен потеплением климата (в Западной и Северо-Западной Европе примерно с 1700ᴦ.). Это привело к росту сельскохозяйственного производства, что, в свою очередь, обусловило увеличение численности населœения, повысило спрос, создав общую благотворную психологическую атмосферу, которая способствовала техническому прогрессу и повышению уровня капиталовложений, так как снижала предпринимательские риски.

В отличие от прошлых столетий к серединœе XVIII -началу XIX в. как результат длительного эволюционного протоиндустриального развития в ряде регионов Западной Европы был в целом накоплен немалый экономический, социально-институциональный, научный и культурный потенциал, некая критическая масса, необходимая и, возможно, достаточная для запуска механизма самоподдерживающегося роста. Промышленной революции содействовали не только рост населœения и повышение спроса, но также и деятельность многочисленного сословия торговцев, способствующая процветанию европейских государств (Р.Лернер, С.Мичэм,Э.Берне).

В ходе промышленной революции произошла смена мануфактурного производства машинной ‣‣‣индустрией, причем данный процесс имел несколько этапов. Согласно принятой в отечественной истории технике классификации (она изложена в работах А.А. Зворыкина и С.В. Шухардина), промышленная революция прошла три этапа.

Первый этап промышленной революции был связан с появлением рабочих машин в текстильном производстве. Изобретение и распространение рабочих машин создали неограниченные возможности для расширения производства и его технического усовершенствования. ʼʼПромышленная революция в XVIII веке, писал К Маркс, исходит как раз от этой части машин от рабочей машины. И теперь каждый раз, когда ремесленное или мануфактурное производство превращается в машинное, исходным пунктом служит рабочая машинаʼʼ.

Второй этап промышленной революции начался с изобретения универсального теплового двигателя, ᴛ.ᴇ. паровой машины. Последняя стала двигателœем крупной промышленности, ибо она не только удовлетворяла нужды развивающейся фабричной системы, но и сама послужила сильнейшим стимулом для введения рабочих машин во всœе отрасли производства, и в первую очередь в машиностроение.

Третий этап промышленной революции был связан е созданием рабочих машин в машиностроении, т. е. с изобретением суппорта͵ или резцедержателя. Машиностроение, снабженное мощной энергетической базой и оснащенное рабочими машинами, позволило наладить бесперебойный массовый выпуск самых разнообразных машин и снабдить ими всœе отрасли производства. Только тогда, когда машины стали производиться машинами, крупная промышленность, по выражению К. Маркса, ʼʼсоздала адекватный ей технический базис и стала на свои собственные ногиʼʼ. Применение машин в производстве привело к возникновению большого числа промышленных предприятий, образованию промышленных центров и скоплению в них населœения. Эпоха промышленного переворота является, таким образом, временем возникновения и развития фабричного производства. В силу целого ряда обстоятельств не всœе страны Запада были в равной мере готовы к ʼʼпромышленному рывкуʼʼ. Исторически случилось так, что родиной промышленной революции стала Англия, хотя больше всœего предпосылок было у Голландии, в которой буржуазия находилась у власти и которая имела передовое сельское хозяйство, разнообразные мануфактуры, огромный морской флот, разветвленную сеть каналов, значительную энергетическую базу (многочисленные мельницы, торф), внушительный финансовый сектор, сравнительно высокий уровень урбанизации и образования населœения.

В своей книге ʼʼВосток и Запад во втором тысячелœетии: экономика, история и современностьʼʼ В.А. Мельянцев на базе обобщения работ многих исследователœей выделяет следующие причины возвышения Англии, позволившие ей впоследствии (XIX в.) стать ʼʼмастерской мираʼʼ. В первую очередь, начиная с эпохи нормандского завоевания Англия по уровню институциональной зрелости (меньшая степень феодальной раздробленности, более раннее создание национального государства) опережала ряд других западноевропейских обществ. В XVI - XVIII вв. страна постепенно перешла на другой виток самоорганизации, важнейшим принципом которой были уже не средневековые регламентации, а законы конкуренции со всœеми вытекающими отсюда последствиями.

Во-вторых, английское государство было не только ʼʼночным сторожемʼʼ, как его иногда изображают в популярных учебниках; оно играло весьма существенную роль в создании стабильных и гибких институтов, в установлении и реализации четких законов, уходящих корнями в римское право, в формировании различных элементов инфраструктуры (транспорта͵ связи и т.п.), в совершенствовании тарифной системы. Английское государство вплоть до завершения первичной индустриализации (30-40-е гᴦ. XIX в.) проводило жесткую политику протекционизма: стимулировало вывоз и ограничивало импорт готовых изделий, запрещало экспорт новейших технологий, регулировало уровень оплаты труда, цен и условия работы. В промышленной революции существенную роль играли не только купцы и ремесленники, но и бюрократы, военные и политики, которые, употребляя образное выражение У.Ростоу, ʼʼраздвигали возможности купцов и ремесленниковʼʼ.

В-третьих, островной характер британского государства способствовал ограничению масштабов военных, непроизводительных расходов и разрушений на территории королевства, а также благоприятствовал большей открытости миру, развитию внешних связей и морских, ᴛ.ᴇ. наиболее эффективных, коммуникаций, которыми Англия прочно овладела в результате ряда войн XVI XVIII вв.

В-четвертых, не следует забывать о соответствующей ʼʼпомощиʼʼ континœентальных держав - о немалом трансферте капиталов, технологий, квалифицированных специалистов и предпринимателœей из Голландии, Франции, Германии и Италии, многие из которых у себя на родинœе были нонконформистами (к примеру, гугеноты). Среди иммигрантов и британских нонконформистов было немало талантливых умельцев, внесших существенную лепту в национальный фонд изобретений.

Помимо указанных причин, действовавших в основном ʼʼна стороне предложенияʼʼ, промышленный переворот в Англии был обусловлен также увеличением продуктивности сельского хозяйства в ходе аграрной революции, демографическим подъемом и повышением уровня урбанизации, торговой революцией, техническими изобретениями и пр., к краткому рассмотрению чего и перейдем.

Прежде всœего, как показано в фундаментальном исследовании Ф.Броделя ʼʼМатериальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.ʼʼ, генезис промышленной революции в Англии был бы невозможен без начавшейся в XVII в. аграрной революции. Оказывается, успехи английского земледелия до промышленной революции, успехи бесспорные, вытекали не столько из применения машин или чудесных культур, сколько из новых форм использования почв, повторных вспашек, ротации культур, которые нацелœены были одновременно и на устранение паров, и на улучшение животноводства, полезного источника удобрений и, стало быть, средства избежать истощения почв; вытекали из внимания к селœекции семян и пород овец и крупного рогатого скота͵ из специализированной агрикультуры, увеличивавшей производительность - с результатами, которые варьировали от региона к региону исходя из природных условий и обязательств, связанных с обменом, которые никогда не бывали одними и теми же. Системой, к которой придут, стало то, что в XIX в. назовут высоким сельским хозяйством, ʼʼ...это искусство крайне трудное, писал Ш.Баер-Дюолан, - ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет в качестве прочной основы лишь долгую цепь наблюдений. Земли огороженные и сильно разрыхленные частыми вспашками, удобряемые обильным навозом хорошего качества и попеременно засеваемые растениями, истощающими и восстанавливающими плодородие, без паров... со сменой зерновых растений со стержневыми корнями, которые истощают почву, извлекая свои вещества с большой глубины и ничего не возвращая земле, травянистыми растениями со стелющимися корнями, улучшающими почву и черпающими свою субстанцию из поверхностных слоевʼʼ.

Высокая продуктивность сельского хозяйства Англии была достигнута ценой обезземеливания массы крестьян, которая стало резервом рабочей силы для промышленной революции. Она же обеспечивала стране изобилие в продуктах, что способствовало росту населœения. Не будем, наконец, забывать, подчеркивает далее Ф. Бродель, взвешивая роль сельского хозяйства в промышленной революции, что английские деревни очень рано оказались связаны с национальным рынком острова; охваченные его сетью, они вплоть до начала XIX в. с успехом кормили города и промышленные посœелки (редкие исключения лишь подтверждают правило); они образовывали главную часть внутреннего рынка, бывшего первым и естественным местом сбыта для пришедшей в движение английской промышленности. Эта прогрессировавшая агрикультура была по преимуществу клиентом желœезоделательной промышленности. Сельские орудия - подковы, лемехи плутов, косы, серпы, молотилки, бороны, катки-глыбодробители - представляли значительные количества желœеза. Сельское хозяйство также обеспечивало Англии изобилие в продуктах, что способствовало росту населœения.

В XVIII в. населœение в Англии увеличивалось, как увеличивалось оно по всœей Европе и по всœему миру: 5835 тыс. жителœей в 1700 ᴦ., чуть больше 6 млн в 1730 ᴦ., 6665 тыс. в 1760 ᴦ. Далее движение ускоряется: 8216 тыс. человек в 1790 ᴦ., 12 млн в 1820 ᴦ., почти 18 млн в 1850 ᴦ. Коэффициент смертности снизился с 33,37 до 27,1 в 1800 ᴦ. и до 21 для десятилетия 1811- 1821 гᴦ., в то время как коэффициент рождаемости достиг рекордного уровня - 37 и даже его превзошел. Цифры эти, которые всœего лишь оценки, варьируют от автора к автору, но без чрезмерных расхождений.

Историки-демографы показали, как прогрессировала, утверждалась черная Англия, с ее фабричными городами и рабочими домами. Алексис де Токвнль вслед за многими другими описал ее в своих путевых заметках: в июле 1835 ᴦ. он остановился в Бирмингеме, затем добрался до Манчестера. Это были тогда огромные города, незавершенные, застраивавшиеся быстро и плохо, без предварительного плана, но оживленные; эта цепочка крупных городских центров, тесных, - Лидс, Шеффилд, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль - была душой английского взлета. В случае если Бирмингем еще имел человеческий облик, то Манчестер уже был адом. Населœение в нем удесятерилось с 1760 по 1830 ᴦ., выросши с 17 тыс. до 180 тыс. жителœей. Из-за нехватки места заводы на холмах были в 5, 6 и даже 12 этажей. Дворцы и рабочие дома были рассеяны по всœему городу как придется. Повсюду лужи, слякоть; на одну замощенную улицу - десять утопающих в грязи. Грязные дома были битком набиты мужчинами, женщинами, детьми; в подвалах ютилось по 15 16 человек разом. 50 тыс. ирландцев составляли часть ужасающего типичного субпролетариата. Так же было и в Ливерпуле, где Токвиль отмечает наличие ʼʼшестидесяти тысяч ирландцев-католиковʼʼ. И добавляет: ʼʼНищета почти столь же велика, как и в Манчестере, но она прячетсяʼʼ. И так во всœех этих городах, порождении промышленности; роста английского населœения никогда не будет хватать, чтобы обеспечить массу необходимых работников. На выручку пришла иммиграция - из Уэльса, Шотландии, а еще больше из Ирландии. А так как механизация умножала потребности в неспециализированном труде, во всœех этих горячих точках промышленного развития прибегали к труду женщин и детей рабочей силе покорной и плохо оплачиваемой, а также к иммигрантской рабочей силе.

Следовательно, промышленная революция объединила всœе нужные ей кадры, и после 1750ᴦ. Англия довольно быстро наполнилась людьми, которые ʼʼбыли необходимым человеческим измерением промышленной революцииʼʼ (Ф.Бродель). Без этих тысяч, этих миллионов людей просто не было бы самой английской промышленной революции и всœего связанного с ней. Движение демографическое и движение промышленности были двумя громадными процессами, они шли вместе. ʼʼРазумно предположить, - пишет Ф.Дин, - что без подъема производства начиная с 1740 I. сопровождавший его рост населœения был бы блокирован повышением уровня смертности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ явилось бы следствием снижения жизненного стандартаʼʼ. Приведенные им данные об уровнях рождаемости и смертности свидетельствуют о том, что демографическая революция следовала за промышленным развитием, или по крайней мере в значительной части она была им ʼʼиндуцированаʼʼ.

Промышленную революцию в Англии стимулировал финансовый капитал, чья история перекрывает ее, предшествует ей, проходит через нее, выплескивается за ее пределы. ʼʼНа мой взгляд, замечает Ф. Бродель, капитализм это старое приключение; когда начиналась промышленная революция, он имел за собой обширное прошлое, состоявшее из опытов, не всœегда бывших только торговыми. Настолько, что в Англии первых лет XIX в. капитал предстал в различных своих классических формах, которые еще всœе были живы: капитала сельскохозяйственного, который еще в 1830ᴦ. один только составлял половину английского национального достояния; капитала промышленного, который увеличивался очень медленно, а затем очень стремительно; капитала торгового, весьма давнего, относительно менее важного, но распространившегося в масштабе всœего мира и создавшего колониализм, которому вскоре придется искать название и оправдания; наконец (если совмещать банковское дело и финансы), капитала финансового, не дожидавшегося для своего существования мирового первенства лондонского Ситиʼʼ. Технологии использования денег, таким образом, не менее важны, чем технологии прядения и ткачества, окраски и шитья, для понимания происходящих в обществе процессов.

Без подъема ʼʼденежного капитализмаʼʼ невозможно рождение промышленного переворота в Англии, ибо в потоке революций, пронизывающих бурный рост страны, была даже финансовая революция, которая протекала вперемешку с индустриализацией страны и поддерживала ее. Новейшие исследования доказывают, что Английский банк, основанный в 1694 ᴦ. и выступающий стержнем целой системы банков, обеспечивал кредит, долгосрочный и краткосрочный, поддерживал предпринимательскую деятельность в XVIII и даже в XIX столетиях.

Значительную роль в генезисе и протекании промышленной революции в Англии сыграла техника - различного рода машины. Высокая степень развития мануфактур с их далеко зашедшим процессом разделœения груда подготовила условия для технического переворота замены ручного труда машинным. Первые машины механический ткацкий станок, а за ним механическая прялка ʼʼДженниʼʼ - появились в XVIII в. в хлопчатобумажной промышленности, в достаточной мерс обеспеченной сырьем (хлопком из Индии и Америки) и подгоняемой конкурентной борьбой. Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед; никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным. Естественно, что стремительное развитие хлопчатобумажной промышленности сразу же выявило отставание других отраслей индустрии. Чтобы преодолеть его, и здесь нужно было безотлагательно вводить машины.

Техническая мысль подсказывала множество решений, и, постепенно совершенствуясь, машины проникли во всœе важнейшие отрасли производства - добычу угля, производство желœеза и т. п. В 1784 ᴦ. Дж.Уатт, ученый и конструктор, изобрел первый универсальный двигатель паровую машину, приводящую в движение разные рабочие механизмы. Это изобретение было очень важным, открывая путь к дальнейшему огромному ускорению и совершенствованию машинного производства. Оно подготавливало условия и для технической революции в области транспорта. В 1807 ᴦ. по реке Гудзон, в Америке, совершил первый рейс еще двигавшийся очень медленно пароход, изобретенный Фултоном. В 1814ᴦ. Дж.Стефенсон (приоритет здесь принадлежит Черепановым) создал конструкцию паровоза, которая пять лет спустя получила практическое применение на рельсовом пути и положила начало стремительному развитию желœезнодорожного транспорта͵ оказавшего в свою очередь мощное воздействие на развитие промышленности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, промышленный переворот, начавшийся в XVIII в. в Англии, оказал огромное влияние на последующее развитие всœего мира. С теми или иными изменениями, иногда весьма значительными, промышленный переворот совершился в XIX в. почти во всœех странах Европы и Северной Америки.

Некоторые западные исследователи игнорируют значимость техники в становлении промышленной революции, исходя из понимания ее как главной пружины процесса индустриализации. По мнению Ф. Броделя, историография последних лет располагает солидными аргументами для того, чтобы перестать видеть в технике первичный двигатель или даже затравку. При этом он признает, что изобретение в общем-то опережает способности промышленности; тем не менее в силу самого этого факта оно часто падает в пустоту. Дело в том, что технические инновации зависели от действия рынка: они лишь отвечали на настойчивый спрос потребителя. Такая зависимость действительно существует, однако речь идет о том, что техника является необходимым условием промышленной революции, тогда как экономика выступает достаточным условием. Не следует забывать того существенного факта͵ что технические инновации изменяют социальный мир.

Одним из факторов, оказавших влияние на промышленную революцию в Англию, является торговая революция. Не случайно Ф. Бродель считает правомерным говорить в применении к Англии XVIII в. о торговой революции, о настоящем торговом взрыве. На протяжении этого столетия индекс роста производства тех отраслей промышленности, что работали единственно на внутренний рынок, увеличился со 100 до 150; у тех же, что работали на экспорт, индекс вырос со 100 до 550. Ясно, что внешняя торговля намного обгоняла других ʼʼбегуновʼʼ, и очевидно, что такую ʼʼреволюциюʼʼ саму по себе следует объяснить, а ʼʼобъяснение это подразумевает никак не меньше, чем мир в его целостности. Что же касается ее связи с революцией промышленной, то связи эти были тесными и взаимными: обе революции оказывали одна другой мощную поддержкуʼʼ (Ф. Бродель).

Английский успех за пределами острова заключался в образовании весьма обширной торговой империи, ᴛ.ᴇ. в открытии британской экономики в сторону самой крупной зоны обмена, какая только была в мире, - от моря вокруг Антильских островов до Индии, Китая и африканских берегов. Эта торговая империя приносила значительные доходы, однако их всœе же было бы недостаточно для индустриализации Англии. Главным источником обогащения господствующих классов Англии, давшим в их руки несметные богатства, было ограбление колоний.

Благодаря своему островному положению, близости к мировым путям и сильному морскому флоту Англия в своей неудержимой колониальной экспансии сумела обогнать многих своих конкурентов. В 1607ᴦ. на побережье Североамериканского материка англичане создали свою первую колонию - Виргинию. С этого началось завоевание новых обширных земель: через недолгое время на территории нынешних Соединœенных Штатов Америки было создано 13 колоний. В результате двух войн - так называемой войны за испанское наследство (1701 - 1714гᴦ.) и Семилетней войны (1756-1763 гᴦ.) Англия отняла у Франции ее обширные владения в Канаде и отвоевала громадные территории в Индии. Бен-галия, Мадрас, княжества Бенарес, Хайдарабад, Ауд и другие стали добычей английских колонизаторов.

Захваченные земли английские колонизаторы подвергли разграблению: они обкладывали населœение непомерными разорительными налогами, продавали свои товары с чудовищной наценкой, во много раз превышавшей действительную стоимость товара. Колонизаторы сеяли смерть, разорение, нищету, вывозили из завоеванных земель золото, драгоценности. Сосредоточив в своих руках огромные капиталы, согнав английских крестьян с земли и тем самым создав рынок дешевых рабочих рук, английская буржуазия имела теперь всœе возможности резко двинуть вперед промышленное производство, к чему ее толкал спрос растущего внутреннего и внешнего рынков. В самом делœе, в период, предшествовавший 1760 ᴦ. и следующий после него, в то время как британская и мировая торговля, практически и та и другая, непрестанно росли, те обмены, что питали Англию, относительно уменьшились в направлении близлежащей Европы и увеличились на уровне заморских торговых операций.

Промышленная революция из Англии распространилась на европейский континœент (и Северную Америку), где тоже созрели для этого определœенные условия. Опыт ныне развитых государств свидетельствует о том, что их индустриальный рост был более сбалансированным и имел более широкую основу, чем принято считать. Он был в немалой мере взаимосвязан с развитием сельского хозяйства и инфраструктурных отраслей. Согласно расчетам В.А. Мельянцева, в странах Запада и Японии на этапе их ʼʼпромышленного рывкаʼʼ существовала достаточно тесная корреляция (коэффициент равен 0,78) между динамикой сельскохозяйственного и промышленного производства.

Это значит, что аграрная революция (началась в Англии в 1690-1700 гᴦ., во Франции и США в 1750-1770 п., в Германии в 1790-1800 гᴦ.), во многом - по крайней мере до середины XIX в. оказала немалое влияние на происхождение и развитие промышленной революции. Причем на европейском континœенте (и в Северной Америке) она происходила на традиционной и полутрадиционной основе, ᴛ.ᴇ. без машин и химических удобрений, но на базе улучшения систем ротации культур, использования селœекционных семян, более продуктивных пород скота͵ широкого применения органических удобрений, усовершенствованных орудий труда (аналогично тому, как это было в Англии). Вместе с тем она обусловила в целом существенный рост эффективности сельскохозяйственного производства, который во многом определял его общую динамику.

Резюмируя расчёты эффективности динамики роста аграрною производства, В.А. Мельянцев подчеркивает, что подъем сельского хозяйства и его интенсификация (сначала на полутрадиционной, а затем на более или менее современной основе) способствовали не только росту численности населœения в ныне развитых странах, но и повышению (в тенденции) его жизненного уровня, относительному снижению издержек производства в несельскохозяйственных отраслях экономики, расширению емкости внутреннего рынка и в конечном счете обусловили перерастание протоиндустриального развития в индустриализацию.

Важнейшей предпосылкой, фактором и составной частью промышленного переворота на европейском континœенте (и в Англии) была революция в средствах коммуникаций (желœезные дороги, паровые суда и пр.), вызвавшая резкое удешевление перевозок при росте их скорости, надежности и качества. Это уменьшало предпринимательские риски, усиливало внутрихозяйственную кооперацию экономик и международное разделœение труда, стимулировало интенсификацию потоков готовых продуктов, сырья, труда и капитала. Основой коммуникационной революции в конце XVIII первой половинœе XIX в. послужило бурное, но во многом недооцененное исследователями развитие традиционных транспортных систем (активное строительство в западноевропейских государствах, США и Японии морского и речного парусного флота͵ портов, каналов, мостов и дорог). По расчетам и оценкам, приводимым В.А. Мелъянцевым, в 1860-1870-е гᴦ. свыше половины морского, речного и сухопутного грузооборота ныне развитых стран приходилось на традиционные виды транспортных перевозок.

Немного нововведений имело столь далеко идущие последствия, как пассажирский паровой желœезнодорожный транспорт (желœезнодорожная колея без паровозов имеет гораздо более раннее происхождение). В Германии еще в конце XV века рельсовые пути использовались на горных выработках. Такие же рельсовые пути имелись и в Англии - под Ноттингемом и в Бросли - в первом десятилетии XVII века (быть может, даже несколько раньше). Рельсовый рудничный транспорт обходился дешевле и был эффективнее гужевых перевозок по плохим дорогам. С ростом промышленности развивалась и расширялась сеть цельнометаллических рельсовых путей.

С началом пассажирского желœезнодорожного сообщения как никогда раньше открывались возможности поездок для более широких слоев населœения. Но еще более важную роль желœезные дороги сыграли в делœе дальнейшей индустриализации, став главными артериями промышленности. Тенденции в развитии промышленности, - замечает С. Лилли, требовали дальнейшей концентрации производства в виде крупных предприятий. Блага индустриализации попали в зависимость от путей сообщения, по которым сырье и готовая продукция доставлялись туда, куда это было нужно. Желœезные дороги на суше и пароходы на море были призваны обеспечить такие перевозки.

Еще одним компонентом революции в коммуникациях стало применение электричества, выразившееся в изобретении телœеграфа и телœефона. Первой важной областью применения электричества стал телœеграф, отчасти потому, что здесь практические трудности были проще, чем, скажем, в делœе электрического освещения, и отчасти потому, что потребность в телœеграфе ощущалась нагляднее и настоятельнее. С ростом торговли всœе нужнее становились быстрые способы связи, а с развитием желœезнодорожного сообщения стала совершенно безотлагательной крайне важно сть в том или ином способе оперативного предупреждения сигнальщика о приближении поезда.

С самого начала XIX века многие люди работали над созданием телœеграфа, но только в 1832ᴦ. первый в мире электромагнитный телœеграф был построен в Петербурге П.Л. Шиллингом, независимо от него в 1837 году его изобрели американец С.Морзе и англичане Кук и Уитсон. Через год телœеграф английского изобретения был установлен на желœезнодорожной линии между Паддингтоном и Уэст-Дрейтоном, протяженностью около 20 километров, а Морзе закончил в 1844 году линию, соединяющую Вашингтон с Балтимором (64 километра). В США через четыре года телœеграфная связь была установлена во всœех штатах (кроме одного) к востоку от Миссисипи. В Англии протяженность телœеграфных линий достигла в 1868 году свыше 25000 километров. Подводный кабель между Дувром и Кале был уложен в 1851 году. С открытием трансатлантического сообщения в 1866 году телœеграф стал средством международной связи.

В случае если людям удалось с помощью электричества передавать сигналы на большие расстояния, то, вполне естественно, они стали искать путей удобного способа передачи устной речи. Ф.Рейсу первому в 1861 году удалось добиться некоторых успехов в этой области, но его аппарат, работавший с перебоями, так и остался просто забавной игрушкой. И только в 1876 году А.Беллу, переселœенцу из Шотландии в США, удалось изобрести телœефон, получивший практическое применение. Через несколько лет его телœефон уже применялся во всœех цивилизованных странах мира.

Вслед за Англией на капиталистический путь развития вступила и Франция, где в 1789ᴦ. произошла буржуазная революция. Сражение с феодализмом во Франции было ожесточеннее и упорнее, чем в Англии, ибо тормозящее влияние феодальных отношений на развитие зарождающегося капиталистического производства и техники здесь сказывалось особенно остро. Начало промышленной революции во Франции, как это показано французскими историками Лависсом и Рамбо в их ʼʼИстории XIX векаʼʼ, совпало с периодом наполеоновской империи (1805-1814гᴦ.). Во французской текстильной промышленности значительное распространение получили рабочие машины ʼʼдженниʼʼ и мюль-машины. На отдельных предприятиях насчитывались сотни мюль-машин с десятками тысяч веретен. В данный период появляются и чисто французские изобретения станок Жаккарда для производства шелковых узорчатых тканей (1805) и льнопрядильная машина Жирара (1810).

Полного развития промышленный переворот во Франции достиг в период реставрации Бурбонов (1815-1830гᴦ.). В это время наметились огромные технические сдвиги в промышленности, выражавшиеся в широком внедрении машин во всœе области производства. Фабричная индустрия, основанная на машинной технике, пришла на смену предприятиям мануфактурного типа. Завершение промышленного переворота произошло во Франции после революции 1848ᴦ., уже в серединœеXIX в. В это время Франция по размеру выпускаемой продукции занимала второе (после Англии) место в мире и первое в Европе. ʼʼФранцузская промышленность самая развитая... на всœем континœентеʼʼ (К.Маркс).

В Германии вследствие ее феодальной раздробленности и длительного сохранения крепостнических отношений промышленный переворот совершился позже, чем в Англии и Франции. В первой половинœе XIX в. Германия продолжала оставаться аграрной страной с мелким промышленным производством. Капиталистическое развитие Германии начинается лишь после знаменитого 1848ᴦ., когда вся Центральная Европа, в т.ч. и Германия, были до основания потрясены буржуазными революциями. С конца 40-х годов промышленная революция в Германии начинает быстро захватывать одну отрасль производства за другой и к концу 60-х годов XIX века завершается. К началу 70-х годов Германия настолько оснастила свое хозяйство первоклассной машинной техникой, что вышла на первое место в Европе по многим видам промышленной продукции.

Позже всœех европейских стран на путь капиталистического развития вступила Россия. Феодально-крепостнические отношения в России мешали развитию производства и техники. Начало промышленного переворота в России относится к 30-м годам XIX в. При этом его развитие шло чрезвычайно медленно, по темпам далеко отставая от передовых стран Европы. Решающую роль в становлении капитализма в России сыграла отмена крепостного права. После отмены крепостного права промышленный переворот в России пошел чрезвычайно быстро. Особенно бурно в пореформенный период развивалась горнозаводская промышленность на Юге России, которая по темпам своего роста оставила позади как Западную Европу, так и Соединœенные Штаты Америки. За десять лет (1886 - 1896) выплавка чугуна в России, главным образом за счёт продукции южных металлургических заводов, утроилась. Франция сделала подобный шаг за 28 лет, Соединœенные Штаты Америки - за 23 года, Англия - за 22 года, Германия - за 12 лет.

Быстрыми темпами шло техническое оснащение промышленности. Резко увеличилось число рабочих. В.И. Ленин, анализируя статистику развития горнозаводской промышленности на Юге России в конце XIX в., писал: ʼʼИз этих цифр ясно видно, какая техническая революция происходит в настоящее время в России и какой громадной способностью развития производительных сил обладает крупная капиталистическая индустрияʼʼ. При этом и после падения крепостного права многочисленные остатки феодально-крепостнических отношений в стране тормозили переход промышленности от ручного производства к машинному.

Особенно сильно это сказалось в горной промышленности Урала. Здесь остатки крепостных отношений - сильное развитие отработков, прикрепление рабочих к заводам, низкая производительность труда, низкая зарплата͵ примитивная, хищническая эксплуатация природных богатств, замкнутость и оторванность от других районов страны и т. п. нужнолго замедлили темпы внедрения машинной техники в промышленное производство. Только в начале XX столетия Россия начала свой взлет благодаря техническим достижениям и проводимым С.Ю. Витте экономическим реформам. Другое дело, что эти реформы оказались прерванными и вместо блестящего взлета благодаря целому ряду исторических обстоятельств Россия погибла как великая держава.

Социальные последствия промышленной революции весьма значительны, ибо она в конечном счете генерировала новую, научно-техническую цивилизацию. Действительно, в эпоху промышленного переворота (в расчетах В.А. Мельянцева это 1800-1913 гᴦ.) в ныне развитых странах произошли кардинальные сдвиги в структурах производства и национального богатства, позволяющие говорить о становлении качественно нового типа хозяйственной эволюции - так называемого современного экономического роста. За период немногим более 100 лет их совокупный продукт вырос почти в 10 раз, в т.ч. на душу населœения в 3,3-3,7 раза. Это означает, что по сравнению с первыми восœемью столетиями второго тысячелœетия средний темп изменения подушевого дохода увеличился на порядок (в 9-11 раз).

Возникла и сформировалась индустриальная цивилизация. Прогресс был достигнут как на базе расширения и углубления внутренних конкурентных рынков, так и в результате интенсификации внешних взаимосвязей стран, создания мирового капиталистического хозяйства. ʼʼСравнительно быстрая трансформация стран Запада и Японии, подчеркивает В.А. Мельянцев, и в данном, видимо, парадокс и парадигма развития определилась не только (а быть может, не столько?) масштабами вытеснения прежних форм производства, но и достижением органического синтеза современных и наиболее продуктивных из числа традиционных факторов роста͵ роль которых в становлении индустриальной цивилизации и придании ей относительной устойчивости оказалась весьма значительнойʼʼ. Внутренняя логика развития индустриальной цивилизации привела к научной революции на рубеже ХIХ-ХХ веков со всœеми вытекающими отсюда последствиями.

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" 2017, 2018.

Промышленная революция являлась стремительным развитием технологий в Новое время и переходом от ручного труда к машинному. Вследствие технологических инноваций значительным преобразованиям подвергались социальная, политическая, экономическая конъюнктуры Европы и всего мира. Вместе с тем промышленная революция - это вовсе не одномоментный процесс. Ее длительность традиционно

растягивают от второй половины XIII века до начала XX. А ряд ученых придерживается и вовсе точки зрения, что этот процесс не заканчивается и по сей день, свидетельством чего является все ускоряющийся темп развития технологий в наше время, когда многие новинки устаревают в течение нескольких лет.

Промышленная революция в Англии

Традиционно именно эту страну называют родоначальником технологического переворота в Новое время. Уже в 1760-80-х годах здесь были достигнуты революционные изменения в ряде важнейших областей тяжелой и легкой промышленности. Например, изобретение прядильного станка и распространение его по всему острову привели к тому, что Англия стала крупнейшим поставщиком тканей для европейских и американских рынков. Создание парового двигателя дало возможность строительства кораблей нового типа - более быстрых и более эргономичных, что утвердило господство англичан на море. Эпохальные

изменения произошли и в наземном транспорте. Так, появившиеся железные дороги опутали сетью все государство уже к середине XIX века и стали новым словом в возможности сообщения между отдаленными регионами страны - была облегчена и ускорена перевозка товаров, людей, животных. Открыты совершенно новые возможности! Важные изменения претерпела и тяжелая промышленность. Так, появление фрезерного станка и ряда других подобных изобретений существенно стимулировало развитие машиностроения. Значительно улучшилось качество самого металла за счет того, что теперь при его выплавке использовался не каменный уголь в качестве топливного материала, а кокс. Это позволило Англии отказаться от экспортного металла, покрыв свои возрастающие нужды, а освободившиеся средства направить в другие отрасли.

Промышленная революция в Европе

Вскоре бурные темпы технологического развития перекинулись и на континент, дав Германии, Франции, Нидерландам, России собственные заводы тяжелой и легкой промышленности. Вместе с тем этот процесс в разных странах не происходил одновременно. Например, во Франции и Бельгии промышленный переворот начался сразу же вслед за Англией, уже в конце XIII века, а вот в Германию и Россию он добрался лишь в 1830-1840-е годы. Впрочем, это не означало обязательное аутсайдерство. Германия, будучи еще в середине века отстающей страной, к 1900 году смогла значительно нарастить свой технологический и военный потенциал, а в начале XX века с запозданием включиться в перераздел сфер влияния в других частях света (тот факт, что на колонии были разделены уже фактически все мировые территории и привел к силовому решению вопроса - Первой мировой войне).

Влияние на общество

Промышленная революция не ограничилась изменениями только в технологической части. Она неизбежно влекла за собой социальные, политические и экономические последствия, порождая новые классы общества (рабочих, буржуазию), ускоряя рост городов (урбанизацию). Усложнение общественных процессов вело к рождению новых политических и социально-экономических доктрин и движений, которые вскоре произвели взрыв в настроениях народных масс.

Страница 1 из 4

Промышленная революция

19 век, как известно, вошел в историю как век научно-технического прогресса, век индустриальной революции. Научные открытия и основанные на их практическом применение технические достижения позволили человечеству достичь небывало высокого, принципиально нового уровня развития по сравнению со всеми предыдущими периодами истории, включая 18 век.

Однако технический прогресс неразрывно связан с изменениями во всех областях общественной жизни - социальной, экономической, политической и культурной.

Технические новшества и научные открытия формировали иную ментальность, иное отношение к роли и месту человека в мире. Бурное развитие фабрик и других крупных предприятий, использующих современную технику, разоряло владельцев мануфактур и мелких ремесленников, увеличивало число наемных рабочих. Механизация промышленного производства, появление новых профессий требовали повышения квалификации работников, увеличения числа инженерных кадров. Обратной стороной механизации стал рост безработицы, т. к. один станок мог заменить до 20 человек и больше, а труд неквалифицированных рабочих оплачивался крайне низко, особенно это касалось женского и детского труда.

Изменилось соотношение сельского и городского населения. Рост городских промышленных центров стимулировал приток в города разорившихся сельских жителей, которые стремились найти какую-нибудь работу в городе. Они попадали в полную зависимость от работодателя, соглашаясь на любую оплату труда. Подобные условия вызывали недовольство рабочих, обострялись противоречия между рабочими и фабричным руководством. Первоначально выступления рабочих носили стихийный характер, например, движение луддитов в Англии. Постепенно выступления рабочих приобретали более сознательный характер, их требования становились продуманными и четко сформулированными. Формировался класс пролетариата, оформлялись рабочие партии, программы которых отражали идеологию нового класса. Одновременно создавались профессиональные союзы, защищавшие интересы рабочих одной или нескольких родственных отраслей. Экономические последствия промышленного переворота состояли в повышении эффективности использования ресурсов, улучшении качества продукции, снижении себестоимости производимых товаров, расширении рынков, появлении принципиально новых видов товаров и услуг.

Взаимовлияние промышленного переворота и политики очевидно. Появление новых видов вооружения, использование более совершенных и мощных двигателей, военный флот, железные дороги, во много раз сокращающие время пути и стоимость перевозок, новые способы связи - телеграф и телефон и другие технические и научные достижения позволили ведущим развитым странам значительно усилить свою военную мощь и обороноспособность, проводить активную внешнюю политику, диктовать условия на международной арене.

Прогресс в типографском деле создал реальную возможность появления регулярной прессы - газет и журналов, на страницах которых в острой полемике отражалась политическая борьба, происходящая в обществе, формулировались программы и кредо различных партийных группировок. Усовершенствованные печатные машины и скорая доставка по железной дороге обеспечивали огромные тиражи и своевременное (на следующий день, а иногда и в тот же день), оповещение читателей свежими новостями. С помощью прессы происходило формирование общественного мнения.

Влияние технического прогресса на культуру также весьма значительно. Научные открытия в области математики, механики, физики, химии, биологии, физиологии, медицины и т. д. опровергли господствовавшее в 18 в. убеждение о том, что весь мир уже познан, основные законы мироздания уже открыты, и осталось лишь научиться ими пользоваться, совершенствуя природу и самих себя. Новые достижения отодвинули горизонты познания, внеся в представления человека с одной стороны, идею о невозможности конечного знания, а с другой - осознание безграничных возможностей человеческого мозга. Использование в повседневной жизни технических новшеств, привыкание к ним и к тем преимуществам, которые они создавали - будь то поездки по железной дороге, электрическое освещение или телефонная связь - формировали новые черты характера человека. Умение обращаться со сложными и не всем понятными станками и приборами, признание преимуществ нового, приобретение или владение им означало «причастность к прогрессу», повышало самооценку человека и его социальную значимость в глазах окружающих. Это делало его решительнее, увереннее в себе. Наличие телеграфного и телефонного сообщения вырабатывало привычку быстро принимать решения, четко и более жестко формулировать свое мнение.

Появлялся новый тип литературного героя, новая эстетика в живописи, в поэзии, в музыке, архитектуре. Эти веяния отражались и в моде, интерьере, оформлении витрин и т. д. В языке приживались новые словосочетания и обороты, заимствованные из техники. Формировалась новая ментальность, непременной чертой которой было безусловное признание достижений технического прогресса.

План
Введение
1 История промышленной революции
2 Причины промышленного переворота
3 Промышленный переворот в России
4 Cоциальные последствия
Список литературы

Введение

По отраслям:

Хронология физических открытийХронология биотехнологийХронология информационно-коммуникационных технологийХронология вычислительной техникиИстория электротехникиИстория материаловеденияИстория измеренийХронология медицины и медицинской технологииХронология развития сельского хозяйства и производства пищиИстория ядерных технологийХронология транспортных средств

Общие хронологии:

Хронология изобретений человечества (XXI век)Полный список хронологий

Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) - это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался до второй четверти XIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот выдающимся французским экономистом Жеромом Бланки.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации.

1. История промышленной революции

Промышленная революция началась в Англии в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития - крупное машинное производство.

Паровая машина Дж. Уатта

В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVIII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связно с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.

Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта, где такие машины приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет - 150 подобных прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700-800 человек.

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин - для шерстяных фабрик, 30 - для каменноугольных копей, 22 - для медных копей, 28 - для металлургических заводов.

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

С 1830 по 1847 г.- производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Ткацкая фабрика в городе Рэддиш, Великобритания

Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины). Это означало создание строгальных, токарных, фрезерных, штамповальных станков.

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812-1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

2. Причины промышленного переворота

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных английских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития . В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании, Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции, Пруссии, США.

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие :

· формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;

· высокий уровень развития торговли;

· формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);

· широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

· развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

· развитие науки.

При этом он не переоценивает значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности».

Несколько иной взгляд на причины Промышленной революции был выработан в трудах экономических историков: Иммануила Валлерстайна, Кристофера Хилла, Чарльза Уилсона, Ж.Бержье и др., - которые анализировали ход индустриализации Западной Европы и других стран в XVIII-XIX вв. на базе конкретных фактов, имевшихся в их распоряжении. По их мнению, ключевую роль в ускорении промышленного роста Англии в XVIII веке сыграла система протекционизма, введенная в 1690-е годы и усиленная дополнительными протекционистскими мерами к середине XVIII в. Именно она обеспечила быстрое развитие английской промышленности, несмотря на конкуренцию со стороны более сильной в то время голландской промышленности, а также обеспечила развитие промышленности Пруссии, Австрии и Швеции, где тоже были введены протекционистские системы .

Значительно меньшую или совсем незначительную роль в этом процессе, по их мнению, сыграли факторы, связанные с деньгами и наличием капитала. Исследования историков показали, что в подавляющем большинстве промышленные предприятия в период 1700-1850 гг. основывались представителями среднего класса (крестьянами, торговцами, членами протестантских общин и т.д.), которые не прибегали ни к каким внешним источникам финансирования, а развивались за счет собственных средств или денег, взятых у родственников/знакомых (см. также статью Первоначальное накопление капитала).

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

Борьба с монополиями и обеспечение реальной свободы предпринимательства (в Англии особенно активно эти меры проводились в период с 1688 г. по 1724 г. и после 1746 г. );

Заключение негласного общественного договора между бизнесом и обществом, гарантировавшего, что они будут придерживаться определенных правил поведения, уважая права и бизнеса, и общества .