Социально экономическая дифференциация развивающихся стран кратко. Реферат: Политическая карта мира

  • Анализ развития туризма в Кольско -Карельском туристском районе.
  • Анализ развития туризма в Центральном туристском районе.
  • Анализ распределения чистой прибыли: порядок, оценка дивидендной политики и показателей устойчивости экономического роста.
  • Характерной чертой мировой периферии выступает нарастающая неравномерность ее социально-экономического развития. Процесс экономической дифференциации усилился в 1980 - 1990-е годы. Он развивается по различным направлениям - уровням социально-экономического развития, хозяйственным структурам, положению в мировом хозяйстве.

    Исторические особенности неравномерности проявления. Чтобы оценить масштабы социально-экономического развития периферийных стран, вторая половина XX в. делится на два периода - 1961 - 1980 гг. и 1980 - 2000 гг.

    В первый период свыше 30 стран и территорий переживали «экономическое чудо», когда темп прироста ВВП/ВНД на душу населения превышал 3%. В их число входили восточноевропейские страны и примерно по десяти стран и территорий в Азии, Африке и Латинской Америке. За исключением Бразилии, Индонезии, Таиланда, Тайваня, Южной Кореи они относились к малым по численности населения странам.

    Во второй период «экономическое чудо» совершалось в 25 странах. Состав их изменился: выпали многие африканские и латиноамериканские страны, вошли КНР, Индия, Вьетнам и Пакистан- страны с быстрорастущим населением. Быстрый экономический рост происходил в странах с общей численностью населения в 2,1 млрд человек. В первый период высокие темпы экономического развития отмечались в странах и на территориях с населением в пять раз меньше.

    Наряду с ускорением экономического развития в периферийных странах проходили противоположные процессы: сокращение производства на душу населения. В 1950 - 1970-е годы сокращение производства в расчете на душу населения происходило в 14 странах. В основном это были африканские страны, кроме них в этот список входили Иран, ОАЭ, Кувейт и Доминика.

    Во второй период количество стран с уменьшающимся производством на душу населения увеличилось: их стало 65. К прежним добавился ряд стран Африки, несколько латиноамериканских стран, большая часть стран Восточной Европы. Количество населения стран с отрицательной динамикой экономического развития возросло в 9 раз, превысив 10% населения мира. В результате одни страны добивались взрывного роста, другие- переживали резкий упадок. Южная Корея, Тайвань, Сингапур достигли уровня социально-экономического развития развитых капиталистических стран.



    По объему ВВП, подсчитанного на основе текущих валютных курсов, две страны - КНР, Индия вошли в число десяти крупнейших экономик мира. По объему ВВП, подсчитанного на основе

    паритета покупательной способности валют, КНР, Индия - в числе крупнейших пяти. По этому методу подсчета КНР занимает второе место в мире, уступая только США.

    Различия в экономической динамике привели к крупным разрывам в уровне экономического развития среди периферийных стран. Если в развитых странах различия в уровнях дохода на душу населения сократились за последние полвека, то на периферии мирового хозяйства увеличились.

    В конце столетия уровни среднедушевых показателей ВНД во многих странах были еще ниже, чем в ведущих странах в начале ХХ в. Дифференциация социально-экономического развития привела к размыванию определенного политического и социально-экономического единства, складывавшегося после крушения колониального господства западных стран.

    Факторы и условия неравномерности. Изменение экономического положения отдельных групп стран определяется различными факторами и условиями. Это различие в масштабах национального хозяйства, нацеленности минеральными ресурсами, в подходах к осуществлению стратегий развития, в условиях международной торговли, в демографической ситуации, бремени внешней задолженности. Страны развивались разными путями, используя различные схемы развития. Высокие темпы роста достигались за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда. Функции роста осуществлялись при сочетании рыночных инициатив, государственного регулирования и предпринимательства. В частности, в восточноазиатских странах масштабное развитие производства и техники реализовалось с помощью широкого участия государства на всех стадиях, включая выборочную поддержку молодых отраслей, подготовку рабочей силы. Их опыт показал, что правительственные бюрократы могут размещать ресурсы столь же эффективно, как и частные рынки.



    Для ряда стран важную роль сыграло геополитическое положение. В частности, в 1950 - 1970-е годы Малайзия, Таиланд, Тайвань, Южная Корея выступали опорными пунктами в борьбе против социализма. Практически во всех этих странах существовали диктаторские или близкие к ним режимы. В силу данных факторов они оказались в сфере особых экономических интересов западных держав, прежде всего США и Японии. На долю этих стран приходилась почти половина ссудного капитала, направлявшегося западными государствами в страны мировой периферии. Классификация развивающихся стран

    Неодинаковое положение развивающихся стран находит отражение в их классификации на определенные группы. Для выделения групп стран используются различные критерии: уровень экономического развития; уровень промышленного производства; доля промышленного производства в экспорте; способность национального хозяйства к саморазвитию. В зависимости от уровня экономического развития периферийные страны делятся на четыре известные группы.

    В группу стран с высокими доходами на душу населения, характерными для развитых стран, входят Бруней, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты. Эта группа занимает незначительное место в производстве и населении развивающихся стран. Она состоит из нефтедобывающих стран с сохраняющимися феодальными производственными отношениями. В них привнесена материальная основа и созданы предпосылки для развития капиталистических отношений. Развивается так называемый рентный капитализм. Значительная часть «новейшей» крупной буржуазии этих стран- преимущественно рантье, живущие не только на доходы от нефти, но и на нефтедоллары. Эта группа в наименьшей степени связана с национальной экономикой, концентрируясь преимущественно вокруг банковских объединений, действующих за рубежом. Немалая часть доходов таких нуворишей превращается в сокровища, значительные средства расходуются на приобретение новейших автомобилей, строительство роскошных вилл.

    Группа стран с показателями ВНД на душу населения выше среднего насчитывает примерно 25 стран. В основном в эту группу входят латиноамериканские страны, включая Аргентину, Венесуэлу, Мексику, Панаму, Чили, Уругвай, а также страны Центральной Европы и Балтии. В них преодолена аграрная и сырьевая специализация их экономики, сформирован достаточно диверсифицированный промышленный комплекс, уточняется модель более равноправного участия на международных рынках. Основной статьей экспорта стали обработанные товары. В экономическом развитии большинства из них присущи тенденции, характерные для зрелой капиталистической экономики, но остается высокой теневая деятельность. У всех стран этой группы высокий уровень внешних долгов. Страны с доходами на душу населения выше среднего сосредотачивают порядка 5% населения и мирового производства (6,5% BMII, по ППС), что составляет 1/4 валового продукта всех периферийных стран.

    Третью группу национальных хозяйств с доходами ниже среднего уровня образуют 54 страны и территории. Это значительная часть стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, Латинской Америки, КНР. Они производят около 12% ВМП по текущим валютным курсам (29% по ППС), но в них проживает 42% населения мира. В этой подгруппе существуют большие социально-экономические различия. Особое место занимают бывшие социалистические страны, а среди них - КНР и РФ.

    Самую многочисленную группу образуют страны с низким уровнем дохода, или бедные страны, в которых ВВП на душу населения в 2004 г. не превышал 825 долл. по валютным курсам и 2040 долл. по ППС. В нее входят свыше 60 стран преимущественно из Африки, Южной Азии, включая Индию и Пакистан.

    Особое положение в группе бедных стран занимает Индия, обладающая большим экономическим потенциалом, разнообразной отраслевой структурой и значительным внутренним рынком. В бедных странах проживает 37% населения мира, но производится 3% ВМП (10% ВМП по ППС).

    Среди бедных стран ООН выделяет подгруппу наименее развитых стран. Особенность социально-экономического развития групп стран с развивающимися рынками состоит в том, что в ней увеличивалось число наименее развитых, беднейших стран. В эту подгруппу входят страны, которые, по существу, не обладают способностью к саморазвитию, не имеют внутренних источников преодоления их низкого уровня развития. Для оценки наименее развитых стран используется несколько групп показателей, в частности индекс активов человека; индекс экономической уязвимости, включающий концентрацию товарного экспорта, нестабильность экспортных доходов; нестабильность сельскохозяйственного производства; доля обрабатывающей промышленности и современных услуг в ВВП; численность населения - до 75 млн человек.

    Количество наименее развитых стран за 1970 - 1990-е годы увеличилось вдвое и достигло 50 (33 - в Африке). На их территории проживает свыше 11% населения мира, но они производят только 0,6% мирового продукта.

    В группу наименее развитых стран входят малые по численности населения страны, за исключением Бангладеш - свыше 120 млн, Эфиопия - 60 млн, Демократическая Республика Конго, Мьянма- свыше 50 млн человек.

    В производстве наименее развитых стран основное место занимает сельское хозяйство - свыше 38% ВВП. Доля его за 1980- 1990-е годы не изменилась. В сельском хозяйстве этих стран занято 73% рабочей силы, а во всех развивающихся странах - 59%. Во многих из них сохраняются значительные докапиталистические отношения.

    Темпы экономического роста этой группы стран уступали соответствующим показателям периферийных стран в целом. В 2004 г. средний доход на душу населения в этих странах составлял менее 20% среднего уровня всех развивающихся стран (1980 г. - 28%). Снижение уровня экономического развития произошло в связи с ухудшением внешних факторов развития, с ростом их зависимости от экспорта сырьевых товаров. Эта подгруппа сохраняется в качестве отсталого сырьевого придатка западных стран. Доля обрабатывающей промышленности в их производстве в 1990-е годы сократилась до уровня 1970 г. - 9 - 10% ВВП.

    Помимо указанных общих причин, на экономическое развитие ряда беднейших стран оказывает отрицательное влияние значительная социальная и политическая нестабильность. Огромный ущерб хозяйству Анголы, Демократической Республики Конго, Мозамбика, Сомали, Эфиопии нанесли гражданские войны. Хозяйственное развитие данной подгруппы тормозят традиционные секторы, особенно в сельском хозяйстве. В результате они все больше отставали от основных направлений научно-технического и социального прогресса. Если основные движущие силы развития многих стран периферии мирового хозяйства находятся внутри них, то для наименее развитых стран внешний фактор играет почти абсолютную роль. Все попытки этих стран вырваться из порочного круга нищеты собственными силами до сих пор не привели к заметному изменению их положения. Раньше эту группу развивающихся стран часто называли четвертым миром».

    Итак, подсистема развивающихся стран содержит две противоположные по уровню экономического развития группы стран индустриализующиеся страны и наименее развитые страны. Разрыв в уровнях ВНД на душу населения между ними ниже показателя разрыва между развитыми и развивающимися странами, но является большим (соответственно 13,7 раз по отношению к странам Латинской Америки и 5 раз по отношению ко всем развивающимся странам).

    Периферийные страны отличаются друг от друга не только социально-экономической структурой, уровнем экономического развития. Общественные структуры этих стран развиваются в рамках различных локальных цивилизаций и содержат в себе разное социокультурное наполнение.

    2.1. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран

    Характерной чертой развивающегося мира выступает нарас­тающая неравномерность социально-экономического развития. Процесс экономической дифференциации усилился в 80-90-е годы. Он развивается по различным направлениям - уровням экономического развития; народно-хозяйственным структурам, положению в мировом хозяйстве. Неравномерность социально-экономического развития частично унаследована от колони­ального периода.


    2.2. Появление новых индустриальных стран.

    Расширение про­мышленного производства в метрополиях при недостаточной обеспеченности некоторых из них минеральными ресурсами стимулировало развитие соответствующих добывающих отрас­лей в колониях. Относительно невысокое содержание металлов, особенно цветных, требовало организации их переработки на месте, чтобы избежать больших транспортных расходов. Так, Япония до Второй мировой войны создала в Корее крупные металлургические и химические производства, продукция кото­рых вывозилась в метрополию. Накануне Второй мировой вой­ны Корея превосходила все азиатские страны, вместе взятые, по объему производимой продукции химии и черной метал­лургии.

    В 1938 г. на 13 колоний, зависимых стран и территорий (Аргентина, Бразилия, Гонконг, Египет, Индия, Колумбия, Малайзия, Мексика, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Корея) приходилось 73,3% продукции обрабатывающей промышленности всей зависимой периферии, в 1949 г. - 70,1%.

    В 50-60-е годы появилось еще 10 стран (Венесуэла, Индо­незия, Иран, Марокко, Нигерия, Пакистан, Перу, Пуэрто-Рико, Саудовская Аравия, Чили), удельный вес которых в про­мышленном производстве развивающихся стран начал быстро расти и достиг в 1973 г. 17,2%. В последующие годы в силу по­литических потрясений в ряде перечисленных выше стран тем­пы промышленного производства всей группы замедлились и их удельный вес не изменился.

    В 70-е годы повысилась доля латиноамериканских стран. Этот рост происходил на фоне довольно резкой неравномерно­сти их экономического развития, и определялся несколькими странами, прежде всего Бразилией и Мексикой. Среднегодовые темпы ВВП Бразилии в 60-70-е годы достигали 7,1%, Мексики - 6,2%. В начале 80-х годов на территории этих стран производи­лось свыше 3/5 ВВП региона, а в начале 50-х годов - немно­гим более 2/5.

    Подобные тенденции в этот период были характерны для стран Ближнего и Среднего Востока, доля которых увеличилась с 15 до 19% ВВП стран Третьего мира. Такое ускорение разви­тия объяснялось нефтяным бумом 70-х годов. В других регио­нах за исключением дальневосточных стран экономический рост оказался замедленным.

    В ходе промышленного развития выделилась группа новых индустриальных стран (НИС). В 70-80-е годы для них были характерны более высокие темпы хозяйственного развития, превышающие аналогичные показатели других развивающихся и промышленно развитых стран. Ведущей отраслью экономи­ческого развития почти всех НИС стала обрабатывающая про­мышленность. Основной статьей экспорта практически всех НИС стали товары обрабатывающей промышленности. У 15 стран они превышают 50% их экспорта.

    В экономическом развитии для большинства из них харак­терны тенденции, присущие зрелой капиталистической эконо­мике. Идет процесс концентрации производства и капитала, формируется финансовый капитал. В наиболее развитых стра­нах образовались ТНК. Особенно отчетливо это проявилось в Южной Корее, Тайване, Сингапуре, Бразилии, Мексике, Аргентине. Латиноамериканские НИС обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с восточно-азиатскими. Но в азиатских НИС сформировался более широкий крут источников финансирования развития. В этой подсис­теме развивающегося мира создавались преимущественно тру­доемкие предприятия по выпуску массовой потребительской продукции. В латиноамериканских НИС основной упор был сделан на развитие материалоемких и капиталоемких отраслей в обрабатывающей и добывающей промышленности. В силу ряда факторов в 80-е годы латиноамериканские НИС оказались в кризисном состоянии: бремя долгов превысило возможности их погашения.

    В 80-е годы появилось второе и третье поколения новых индустриальных стран, в их числе Малайзия, Таиланд, Индоне­зия, Индия, Филиппины.


    Таблица 2.1.

    Экономический прогноз по странам с развивающимся рынком на 1999 – 2002 годы

    Эксперты "Deutsche Bank" подготовили прогноз, касающийся динамики ВВП (I, %), уровня инфляции (II, %) и состояния платежного баланса по текущим операциям (III, млрд. долл.) в странах с разви­вающимся рынком, данные из которого приводятся ниже.

    1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
    Страны Азии 6,4 7,1 5,6 5,8 1,3 1,9 3,3 2,9 108,7 81,6 47,0 37,2
    Гонконг (КНР) 2,9 9,5 4,3 4,9 -4,0 -3,6 1,5 2,2 1,6 3,4 -1,9 -1,6
    Индия 6,4 6,3 6,8 6,8 3,3 6,6 5,8 5,0 -2,8 -5,6 -6,5 -7,0
    Индонезия 0,3 4,5 3,2 4,2 20,5 3,7 8.0 3,1 5,8 7,6 4,5 6.5
    Китай 7.1 8,0 7,4 7,0 -1,4 0,2 1,7 1,5 15,7 8,3 6,1 -3,0 .
    Респ. Корея 10,7 8.9 4,8 5,0 0,8 2,2 3,2 2,5 24,5 11,9 6,9 5,8
    Малайзия 5,8 8,5 4,8 4,8 2,8 1,5 3,3 2,5 12,6 8,7 6,6 3,0
    Сингапур 5,4 10,0 5,3 6,5 0,0 1,4 2,1 1,3 22,6 23,0 20,2 18,9
    Тайвань 5,7 5,0 3,0 3,9 0,2 1,3 2,7 2,7 10,9 8,3 6,3 6,1
    Таиланд 4,2 4,2 4,0 4,8 0,3 1,6 2,2 3,0 12,5 9,1 6,2 2,0
    Филиппины 3,3 3,9 1,6 3,2 6,6 4,2 4,9 4,5 7,9 7,6 7,5 6,8
    Лат. Америка 0,1 4,1 3,4 3,9 8,8 7,3 5,8 5,3. -54,5 -47,7 -58,5 -69,8
    Аргентина -3,4 -0.1 2,0 2,9 -1,2 -0,9 -0,3 1,0 -12,3 -11,0 -11,1 -11,2
    Бразилия 0,8 4.0 3,8 4,0 4,9 7,0 5,1 4,5 -24,4 -25,5 -26,9 -27,4
    Венесуэла 6,1 3,2 3,0 3,0 23,6 16,3 14,1 15,0 5,5 13,8 12,3 7,5
    Колумбия -4,3 3,1 2,5 3,0 11,2 9,5 8,4 8,1 -0,2 -0,4 -1,6 -2,4
    Мексика 3,7 7,1 3,9 4,5 16,6 9,5 8,2 , 6,8 -14,0 -18,1 -22,8 -28,0
    Перу 1,4 3,8 2,8 3,5 3,8 3,8 3,8 3,6 -1,8 -1,7 -1,6 -1,6
    Чили -1.1 5,6 5,0 5,5 3,3 3,8 4,0 3,4 -0,1 -0,9 -1,2 -1,6
    Страны ЦВЕ и СНГ 2,0 4,6 4,0 4,1 30,6 17,2 13,8 9,5 -1,6 17,2 -5,2 -8,1
    Венгрия 4,5 5,5 4,3 5,0 10,0 9,9 6,7 4,7 -2,1 -2,0 -2,6 -2,5
    Польша 4,1 4,6 4,0 5,1 7,0 10,0 7,4 5,7 -11,6 -11,5 -11,1 -9,2
    Россия 3.2 6,5 3,0, 3,2 85,7 20,8 18,8 11,7 25,0 42,8 20,4 17,5
    Румыния -3,2 2,0 2,2 2,5 45,8 45,1 29,7 15,8 -1,3 -1,5 -1,6 -1,9
    Словакия 1,9 2,1 2,8 3,4 10,6 12,0 6,6 5,6 -1,1 -0,7 -0,6 -0,9
    Чехия -0,8 2,5 3,5 4,5 2,1 3,9 4,7 4,6 -1,1 -1,7 -1,9 -2,3
    Турция -5.0 5,5 3,0 4,0 64,9 54,9 32,1 23,0 -1,4 -10,6 08,7 -8,2
    ЮАР 1,9 3,2 3,5 3,0 5,2 5,4 5,8 4,3 -0,5 -0,1 -1,0 -1,4

    Внутренние районы более доступными, чем на других материках. Также к особенностям материка можно отнести малое наличие государств, что также благоприятно влияет на развитие интеграционных процессов. Но в орографическом плане Южная Америка не однородна. Выделяются равнинный Восток и гористый Запад, что привело к образованию двух интеграционных объединений: МЕРКОСУР и Андская группа. Наличие двух...

    На долларе, доля СДР в международной ликвидности составляет около 2%. СДР не стали ведущим платежным средством, они непосредственно не участвуют в международных расчетах. 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Формы, цели, предпосылки интеграции Зарождение и развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом расширения международного движения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов и...

    Классификации стран Третьего мира посвящены многие исследования. Существует широкий набор качественных и количественных характеристик: по уровню экономического потенциала, специализации в мировом хозяйстве, обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами, зависимости от развитых капиталистических государств, культурно-цивилизацион-ным блокам и по другим признакам. Необходимо принимать во внимание уровень социально-экономического развития, степень обеспеченности ресурсами, место и роль в международном разделении труда, показатели валового внутреннего продукта в общемировом объеме.

    В классификации ООН выделяют страны - экспортеры и не экспортеры нефти, государства и территории, специализирующиеся на экспорте готовых изделий, и три категории стран в зависимости от уровня доходов на душу населения. По этим показателям все развивающиеся страны условно можно подразделить на три группы.

    Первая группа развиваюшихся стран

    К этой группе относятся новые индустриальные и страны - экспортеры нефти.

    По классификации ООН, к новым индустриальным странам (НИС) относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (с 1 июля 1997 г. - Сянган - перешел под юрисдикцию КНР), Сингапур.

    В сентябре 1960 г. 13 государств, располагающих крупными запасами нефти (в том числе Алжир, Эквадор, Габон, Венесуэла, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты), создали ОПЕК - Организацию стран - экспортеров нефти, чтобы противостоять власти крупных нефтяных монополий и увеличить свои доходы.

    В послевоенные годы большие масштабы принял начавшийся еще в 30-х годах процесс импортзаменяющей индустриализации - замены импорта многих промышленных товаров их производством на месте. Этим был дан толчок более широкой индустриализации. В первую очередь получили развитие отрасли легкой и пищевой, а также цементной, нефтяной, строительной промышленности. В новых индустриальных странах Латинской Америки с этим периодом связано и становление новых отраслей (металлургической, нефтеперерабатывающей, энергетической, химической). Выпуск промышленной продукции в регионе в 1958 г. превысил довоенный уровень почти в три раза. Добыча нефти выросла в четыре раза, достигнув 1/5 мирового производства. В несколько раз увеличилось производство электроэнергии (до 62 млрд. кВт ч). Выплавка стали возросла в 13 раз (с 24 до 3,1 млн. т).

    По уровню промышленного развития первое место в Латинской Америке удерживала Аргентина, на долю которой в 1950 г. приходилось 1/4 всей промышленной продукции региона, хотя население страны составляло лишь 10% населения региона, 1/6 часть приходилась на Бразилию с 30% населения региона. Однако развитие Бразилии и Мексики происходило более быстрыми темпами, и к концу 50-х годов доля Аргентины уменьшилась, и на первое место в регионе по общему объему промышленного производства (1/5 от всей Латинской Америки) вышла Мексика, хотя по производству на душу населения и Мексика и (еще более Бразилия) отставали от Аргентины.



    Был сделан заметный шаг и по пути превращения НИС в промышленно-аграрные. Важным фактором промышленного производства стала усилившаяся роль государства в экономике, особенно в создании новых производств, предприятий тяжелой промышленности. Политика импортзаменяющей индустриализации - сознательно стимулировалась государством. Однако создать достаточные условия для самостоятельного экономического развития НИС она не смогла. Сохранилась высокая степень зависимости их экономики от экспорта продукции сельского хозяйства и сырья и соответственно от конъюнктуры мирового рынка. Зависимость от импорта потребительских товаров сменялась зависимостью промышленности от импорта дорогостоящих машин и оборудования. Иностранный капитал также начал перемещаться в местную обрабатывающую промышленность. В 1946-1960 гг. поступления в виде новых капиталовложений и займов в Латинскую Америку составили 10 млрд. долл., а вывоз прибылей - 19,5 млрд. долл.

    Ограниченный эффект импортзаменяющей индустриализации, победа Кубинской революции заставили представителей местной буржуазии и политиков искать более эффективные рычаги воздействия на экономику. Под руководством известного аргентинского экономиста Рауля Пребиша была разработана программа ускоренной модернизации всей экономической и социальной структуры на основе индустриализации, интенсивного сельскохозяйственного производства и эффективных внешнеэкономических связей. Она получила название доктрины ЭКЛА (ЭКЛА - экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки, созданная в 1948 г.) Эту программу взяли на вооружение правительства Фрондиси в Аргентине, Лопеса Матеоса и Диасе Ордасе в Мексике и др.

    Президент США Джон Кеннеди в 1961 г. предложил в рамках курса «Новые рубежи» программу «Союз ради прогресса», рассчитанную на десять лет и принятую 19 латиноамериканскими государствами. Цель ее - ускорение экономического и социального развития стран Латинской Америки. Она предполагала ускоренную индустриализацию, уменьшение зависмимости экономики от экспорта аграрно-сырьевых товаров и импорта машин и оборудования. Были обещаны кредиты и другие виды помощи на 20 млрд. долл.

    В более широких масштабах, чем в других странах региона, проводись экономические реформы в Мексике. Несмотря на демографический взрыв, благодаря ускоренному проведению аграрной реформы, кредитной и агротехнической помощи крестьянству удалось решить проблему самообеспечения страны продовольствием. В 60-е годы ежегодные темпы роста ВВП достигли 7%, против 5,8% в 1960 г. Доля Мексики в ВВП Латинской Америки увеличилась с 20,3% в 1960 г. до 23,2% в 1970 г. (второе место после Бразилии).

    Иностранные кредиты и займы, 70% которых составляли инвестиции США за 20 лет, с 1950 по 1970 гг. увеличились с 0,6 млрд. долл. до 28 млрд. Внешняя задолженность Мексики с 1960 по 1970 гг. увеличилась на 2,6 млрд. и составила 3,8 млрд. долл.

    Кризис традиционных устоев латиноамериканского общества и подъем революционных и демократических движений вызвали перемены в латиноамериканской политике Вашингтона.

    За семь лет (1961-1967) США, выделили на реализацию программы в виде кредитов, займов и других форм 7,7 млрд. долл. Финансовая помощь США и международных финансовых организаций шла в основном на развитие производственной инфраструктуры, аграрного сектора, просвещения, здравоохранения.

    Причины экономического роста этих стран:

    1) выгодное географическое положение;

    2) наличие дешевой рабочей силы;

    3) крупные вложения иностранного капитала, и прежде всего США, Японии, ФРГ;

    4) опережающее развитие внешнеэкономических отношений;

    5) активная роль транснациональных корпораций (около 80 % всех средств было вложено в НИС).

    Среди быстро развивающихся стран Третьего мира особое место занимают государства Среднего Востока - экспортеры нефти. Доходы, которые получали эти страны от национализированных нефтеперерабатывающих компаний, были настолько велики, что внутренние инвестиции не могли поглотить их. Значительные финансовые вливания пошли в экономики промышленных стран Запада, а также в те государства, политические режимы которых устраивали стран-доноров. Во многих странах региона, таких, как Саудовская Аравия, султанаты Оман и Дубай, частный сектор постепенно заменяет государство в качестве движущей силы экономического роста. Инвестиционный капитал частных лиц, помещенный за рубежом выходцами из стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, оценивается в 162 млрд. долл.

    В Объединенных Арабских Эмиратах, имеющих значительные доходы от нефти (свыше 10 тыс. долл. на душу населения), имеются широкие возможности для осуществления политики государственных капиталовложений. В Дубае доходы от нефти составляют 2500 долл. на душу населения.

    Имея, по оценке на 1 января 1993 г., запасы нефти, равные 635 млрд. баррелей, арабские страны располагают 62,4% всех запасов нефти и 25578 млрд. м 3 природного газа, что составляет пятую часть мировых запасов газа. По прогнозам, следует ожидать быстрого роста добычи нефти и природного газа в арабских странах, а это приведет к усилению их роли как основных поставщиков этих энергоносителей в мире. Если в настоящее время более одного барреля из трех, экспортируемых в мире, приходится на арабские страны, то к 2000 г. это соотношение будет составлять почти один баррель из двух.

    Несмотря на нефтяной бум, проблем у арабских стран достаточно. Это и засуха, значительный рост населения вообще и в городах в частности, все возрастающая зависимость от импорта продовольствия, отставание в инфраструктуре и в промышленности, в том числе и в нефтяной, ухудшение положения в сельском хозяйстве.

    В последнее десятилетие усилились структурные сдвиги в экономике НИС, что ведет к постепенному сближению их с передовыми промышленно развитыми государствами и вместе с тем к быстрому расширению экономической пропасти между ними и основным массивом развивающихся стран. Хотя в НИС проживает менее 1/8 всего населения развивающихся стран, там создается свыше 2/5 его совокупной промышленной и валовой продукции.

    Вторая группа развивающихся государств

    К этой группе относятся 33 государства, доход которых на одного жителя в 1978 г. превысил 415 долл.: страны Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Иран, Сирия, Ирак, Ливан др.).

    Вслед за распадом колониальной системы перед развивающимися странами во всей полноте встала проблема обретения экономической самостоятельности.

    После длившейся десятилетиями борьбы против британского колониального господства Индия в августе 1948 г. получила независимость. На территории бывшей британской колонии образовалось два государства - Индийский Союз и Пакистан.

    В 1949 г. Учредительное собрание Индии приняло новую конституцию. Парламентские выборы принесли победу партии Индийский национальный конгресс. Первое правительство возглавил Джавахарлал Неру, затем его дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди. В общей сложности они возглавляли правительство почти 39 лет. Был взят курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора.

    Во главу угла были поставлены аграрные преобразования. Был ликвидирован созданный еще в прошлом веке институт посредников - заминдаров. Помещичье землевладение ограничивалось. Государство оказывало поддержку крестьянским хозяйствам, ограничило ростовщичество, стали развиваться кооперация, внедряться передовые агротехнические приемы. Однако на планы модернизации Индии негативно влияют высокие темпы роста населения, национально-религиозная рознь, проблема каст. Тем не менее зеленая революция позволила ей в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Был создан промышленный потенциал.

    Символом успеха Индии в этом плане является запуск в 1980 г. собственного спутника связи на индийском ракетоносителе. В 80-е годы Индия по примеру новых индустриальных стран начала рыночные реформы, от импортзаменяющей индустрии перешла на развитие экспортных отраслей добывающей промышленности. Политика государства сводится к поощрению государственного сектора в базовых отраслях, частного предпринимательства, привлечению иностранного капитал транснациональных корпораций в прогрессивных отраслях производства. Но тем не менее выйти на намеченные экономические рубежи не удалось. Например, в период седьмого пятилетнего плана (1985-1990) среднегодовые темпы роста составляли 3,5% против 5% запланированных.

    Пакистан, как и Индия, пошел по еврокапиталистическому пути, хотя проблемы демократизации в стране решались значительно труднее (не последнюю роль в этом сыграла полная исламизация). Как и в Индии, было ликвидировано посредничество в земельных отношениях, в промышленности созданы основы государственного сектора, поддержка частного предпринимательства и иностранных инвестиций. Несмотря на принимаемые меры, в стране усиливается бюджетный дефицит, обостряется платежный баланс. Весьма уязвимым к неустойчивым погодным условиям продолжает оставаться сельское хозяйство - главная отрасль экономики, обеспечивающая почти 80%-ную занятость населения. Растут инфляция, зависимость от конъюнктуры внешнего рынка основной экспортной продукции страны.

    Хотя суверенитет в Иране был восстановлен в 1946 г., только в 60-е и 70-е годы были проведены реформы, призванные ускорить капиталистическое развитие страны, осуществить модернизацию форсированными темпами. Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в 60-е гг. Ее целями были ликвидация земельного голода, ограничение крупного землевладения, создание фермерско-капиталистических хозяйств путем выкупа казной значительных земельных владений и раздача их крестьянам с условием выкупа в рассрочку. Однако ставка на развитие капитализма в деревне оказалась преждевременной.

    Проводимая шахом Мохаммедом Реза Пехлеви политика модернизации получила название белой революции. Она включала реформы в области сельского хозяйства, промышленности, просвещения и здравоохранения. Осуществление индустриализации привело к увеличению темпов промышленного производства до 10-15% в год. Но ликвидация помещичьих товарных хозяйств привела к падению сельскохозяйственного производства, массовой безработице. Выразителем недовольства стало мусульманское духовенство, с самого начала выступавшее против реформ. В 1979 г. в Иран вернулся после многолетнего изгнания шиитский лидер Хомейни, шах покинул страну. В стране победила исламская революция. Иран был провозглашен исламской республикой и вернулся к нормам шариата.

    Несмотря на смерть имама Хомейни, Иран остается исламской республикой.

    Деколонизация в Африке охватывает почти все послевоенные годы. Сначала независимость получили арабские страны Северной Африки. Их развитие пошло разными путями. Если Марокко и Тунис стабильно придерживались курса прозападной ориентации и курса на модернизацию страны в русле рыночной экономики, то Алжир, Ливия пытались построить арабский социализм.

    Особое место в арабском антиколониальном движении принадлежит Сирии. Де юре Сирия была провозглашена независимой от Франции в 1941 г., а де факто стала в 1946 г. после вывода французских войск.

    Среди арабских стран Сирия занимает лишь шестое место по численности населения и десятое по размерам территории. Но в последние десятилетия она неизменно стоит в авангарде арабского мира. Сирия - член Лиги арабских государств организации «Исламская конференция» движения неприсоединения.

    Развитие Сирии, ее внутренняя и внешняя политика за последние 50 лет связаны с деятельностью Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ), созданной в 1947 г. В 1963-1965 гг. в стране были проведены социально-экономические преобразования: национализация банков и страховых обществ, принятие нового закона об аграрной реформе, значительно урезавшей максимум земельных владений, под контроль государства были взяты все крупные и часть средних промышленных предприятий. Государственный сектор экономики постепенно стал занимать ведущие позиции в производстве, кредитно-финансовой сфере и во внешней торговле. Все природные ресурсы страны и собственность занятых их разработкой финансовых компаний (иностранных и местных) были национализированы. Сирия стала первым арабским государством, взявшим под свой контроль нефтяное богатство.

    В 1966 г. в Сирии победило «Движение 23 февраля», приведшее к руководству в стране левые революционно-демократические силы. Одним из актов нового правительства было требование к иностранному нефтяному консорциуму «Ирак петролеум компани» увеличения платежей за транспортировку иракской нефти к Средиземному морю через территорию Сирии, которое было удовлетворено. На положение в стране наложила отпечаток Шестидневная война Израиля в 1967 г. в ходе которой арабы потерпели поражение. Израиль аннексировал значительные по площади территории соседних стран Египта, Сирии и Иордании * .

    * Подробнее см.: Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. - М., 1978.

    С 1971 г. президентом Сирии стал Хафез Асад, с именем которого связывается новый этап социально-экономических преобразований. В стране была создана высокоразвитая текстильная, пищевая, нефтедобывающая промышленность, строительная индустрия, созданы новые отрасли промышленности (химическая, горнодобывающая, цементная, механосборочная и др.).

    Ускоренное промышленное развитие страны началось в годы четвертого пятилетнего плана (1976-1980), придававшего большое значение индустриализации. За пять лет в стране было построено более ста промышленных объектов. К 1985 г. доля промышленности в ВНП увеличилась до 30%. Промышленная продукция от всего объема товаров, предназначенных на экспорт, составила 33%. Вырос промышленный рабочий класс.

    Значительно окрепла экономика республики и в ходе осуществления пятой пятилетки (1981-1985). Быстрыми темпами развивался государственный сектор экономики. На его долю приходилось свыше 80% промышленного производства и около 90% всего экспорта и импорта. Среднегодовые темпы роста ВНП составили в 1979-1984 гг. более 7%. Особых успехов добился строительный государственный сектор, были введены новые железные и шоссейные дороги, сотни мостов * .

    * См.: Волгин О.И. Дамасский булат, Сирия: 25 лет по пути революции. - М.: Международные отношения. - 1988. - С. 36-37.

    Одна из основных отраслей сирийской экономики - сельское хозяйство, доля которого в ВНП составляет около 20%. Важной чертой аграрных преобразований в республике стала также организация сельскохозяйственных кооперативов. В 1987 г. в Сирии насчитывалось 4156 кооперативов, большинство из которых были снабженческо-сбытовыми, в большинстве случаев они себя не оправдали и в дальнейшем были свернуты.

    С 1957 г., когда было подписано первое экономическое соглашение между СССР и Сирией, советские организации оказывали содействие в развитии ведущих отраслей сирийской экономики. Важнейшими объектами советско-сирийского сотрудничества в области электроэнергетики стали Ефратский гидроузел - плотина «Аль-Баас» с ГЭС. В 1987 г. состоялся совместный советско-сирийский космический полет на борту корабля «Союз ТМ-3».

    Однако в последние годы экономическое положение страны ухудшилось. В производстве ряда видов промышленной и сельскохозяйственной продукции отмечается застой. Одна из основных причин трудностей - развитие инфляционных процессов, сокращение помощи от нефтеэкспортирующих арабских государств и России, которая не может быть таким важнейшим ее партнером, каким был СССР.

    Таким образом, входящие в эту группу страны имеют достаточные возможности экономического роста, однако их реализация осложняется из-за острых структурных диспропорций.

    Третья группа развивающихся стран

    В эту группу входят страны, в которых ВВП на душу населения составляет менее 350 долл., порог грамотности населения менее 20%, доля обрабатывающей промышленности менее 10%. Из четырех десятков стран, которые относятся к разряду слаборазвитых, 25 расположены на Африканском континенте.

    В эту группу входят государства Центральной и Южной Африки (десятки разнородных и нечетко сформировавшихся государств, военно-племенных образований). Большая часть государств Тропической Африки (сразу 17) получила независимость в 1960 г., названным годом Африки.

    Ангола, Мозамбик, Гвинея Бисау получили независимость в результате освободительного движения против Португалии в 1974 г. Последней получила независимость Намибия в 1989 г. Африка - самый отсталый в экономическом плане регион мира. Отсталость усугубляет множество факторов, среди которых очень высокий прирост населения, политическая нестабильность, этнические, межгосударственные конфликты, трайбализм (от лат. трибус - племя), т. е. приверженность родо-племенной обособленности.

    В странах Тропической Африки сохраняется многоуклад-ность экономики. Преобладающим является мелкотоварный уклад. К моменту обретения этими странами независимости большая часть населения была сосредоточена в традиционном сельскохозяйственном или сырьевом укладах. Когда новые лидеры этих стран попытались разрушить эти уклады, добиваясь «полной независимости», они лишились единственного стабильного источника доходов. За период самостоятельного развития экономическая зависимость многих африканских государств от развитых капиталистических стран не сократилась, а возросла. Практически для всех африканских стран характерно иностранное капиталистическое предпринимательство, представленное главным образом дочерними компаниями ТНК развитых стран - бывших метрополий, особенно Англии и Франции. Так, в большинстве бывших французских колоний Центральной Африканской Республики на долю французского капитала приходится 58-70% всех иностранных капиталовложений. Только за 1980-1986 гг. иностранные монополии вывезли из Африки в виде чистых прибылей 24,9 млрд. долл.

    Сельское хозяйство является в большинстве африканских стран наименее динамичной отраслью экономики, что объясняется технико-экономической отсталостью отрасли, низкой производительностью труда, ухудшившимися природно-климатическими условиями в странах, прилегающих к Сахаре (страны Сахеля).

    Производство продовольствия хронически отстает от роста населения, и если бы не помощь международных организаций, значительная часть Тропической Африки оказалась бы зоной голода. В соответствии с мировыми классификациями бедным считается тот, кто получает меньше 275 долл. в год. В 1990 г. насчитывалось 20 стран с меньшим уровнем дохода.

    Проблема международной задолженности развивающихся стран

    Развивающиеся страны начали процесс неза- висимого экономического развития не обремененными большим внешним долгом (в 1950 г. - 2 млрд. долл.). До 70-х годов эти страны привлекали преимущественно средства из официальных источников, в том числе безвозвратные субсидии. Поэтому их внешний долг рос медленно и увеличился в 1950-1970 гг. на 64 млрд. долл. Однако в 1970-1980 гг. долг увеличился почти на 700 млрд. долл., поскольку многие развивающиеся страны вышли на мировой рынок ссудных капиталов.

    Поскольку основным критерием при распределении официальной помощи развитию (ОПР) является уровень экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в расчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них приходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Однако, например, Израиль получает 1/20 льготных кредитов и субсидий, хотя его население составляет лишь 0,1 населения развивающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и от политических факторов.

    В условиях долгового кризиса, различных методов частичного списания долга, увеличения платежей по его погашению рост внешнего долга несколько замедлился, хотя, по данным отчетности дебиторов Всемирного банка (107 стран), внешняя задолженность развивающихся стран в 1975-1992 гг. возросла с 250 млрд. долл. до 1,4 трлн. долл. соответственно, в том числе стран Азии - 539,3 млрд. долл., стран Латинской Америки - 477,8 млрд. долл., стран Африки - 288,4 млрд. долл. США. Самый высокий уровень задолженности в странах Азии объясняется широким доступом стран региона к кредитам. Небольшому числу развивающихся стран удалось преодолеть кризис задолженности, а для большинства он остается острейшей проблемой. В 90-е годы крупнейшим должником была Бразилия (свыше 100 млрд. долл.). Несколько отстает от нее Мексика. Внешний долг Индии, Индонезии, Аргентины - от 50 до 60 млрд. долл. За ними следуют Нигерия, Филиппины, Венесуэла (по 30 млрд. долл.).


    Классификации стран Третьего мира посвящены многие исследования. Существует широкий набор качественных и количественных характеристик: по уровню экономического потенциала, специализации в мировом хозяйстве, обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами, зависимости от развитых капиталистических государств, культурно-цивилизацион-ным блокам и по другим признакам. Необходимо принимать во внимание уровень социально-экономического развития, степень обеспеченности ресурсами, место и роль в международном разделении труда, показатели валового внутреннего продукта в общемировом объеме.
    В классификации ООН выделяют страны - экспортеры и не экспортеры нефти, государства и территории, специализирующиеся на экспорте готовых изделий, и три категории стран в зависимости от уровня доходов на душу населения. По этим показателям все развивающиеся страны условно можно подразделить на три группы.
    Первая группа развиваюшихся стран
    К этой группе относятся новые индустриальные и страны - экспортеры нефти.
    По классификации ООН, к новым индустриальным странам (НИС) относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (с 1 июля 1997 г. - Сянган - перешел под юрисдикцию КНР), Сингапур.
    В сентябре 1960 г. 13 государств, располагающих крупными запасами нефти (в том числе Алжир, Эквадор, Габон, Венесуэла, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты), создали ОПЕК - Организацию стран - экспортеров нефти, чтобы противостоять власти крупных нефтяных монополий и увеличить свои доходы.
    В послевоенные годы большие масштабы принял начавшийся еще в 30-х годах процесс импортзаменяющей индустриализации - замены импорта многих промышленных товаров их производством на месте. Этим был дан толчок более широкой индустриализации. В первую очередь получили развитие отрасли легкой и пищевой, а также цементной, нефтяной, строительной промышленности. В новых индустриальных странах Латинской Америки с этим периодом связано и становление новых отраслей (металлургической, нефтеперерабатывающей, энергетической, химической). Выпуск промышленной продукции в регионе в 1958 г. превысил довоенный уровень почти в три раза. Добыча нефти выросла в четыре раза, достигнув 1/5 мирового производства. В несколько раз увеличилось производство электроэнергии (до 62 млрд. кВт ч). Выплавка стали возросла в 13 раз (с 24 до 3,1 млн. т).
    По уровню промышленного развития первое место в Латинской Америке удерживала Аргентина, на долю которой в 1950 г. приходилось 1/4 всей промышленной продукции региона, хотя население страны составляло лишь 10% населения региона, 1/6 часть приходилась на Бразилию с 30% населения региона. Однако развитие Бразилии и Мексики происходило более быстрыми темпами, и к концу 50-х годов доля Аргентины уменьшилась, и на первое место в регионе по общему объему промышленного производства (1/5 от всей Латинской Америки) вышла Мексика, хотя по производству на душу населения и Мексика и (еще более Бразилия) отставали от Аргентины.
    Был сделан заметный шаг и по пути превращения НИС в промышленно-аграрные. Важным фактором промышленного производства стала усилившаяся роль государства в экономике, особенно в создании новых производств, предприятий тяжелой промышленности. Политика импортзаменяющей индустриализации - сознательно стимулировалась государством. Однако создать достаточные условия для самостоятельного экономического развития НИС она не смогла. Сохранилась высокая степень зависимости их экономики от экспорта продукции сельского хозяйства и сырья и соответственно от конъюнктуры мирового рынка. Зависимость от импорта потребительских товаров сменялась зависимостью промышленности от импорта дорогостоящих машин и оборудования. Иностранный капитал также начал перемещаться в местную обрабатывающую промышленность. В 1946-1960 гг. поступления в виде новых капиталовложений и займов в Латинскую Америку составили 10 млрд. долл., а вывоз прибылей - 19,5 млрд. долл.
    Ограниченный эффект импортзаменяющей индустриализации, победа Кубинской революции заставили представителей местной буржуазии и политиков искать более эффективные рычаги воздействия на экономику. Под руководством известного аргентинского экономиста Рауля Пребиша была разработана программа ускоренной модернизации всей экономической и социальной структуры на основе индустриализации, интенсивного сельскохозяйственного производства и эффективных внешнеэкономических связей. Она получила название доктрины ЭКЛА (ЭКЛА - экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки, созданная в 1948 г.) Эту программу взяли на вооружение правительства Фрондиси в Аргентине, Лопеса Матеоса и Диасе Ордасе в Мексике и др.
    Президент США Джон Кеннеди в 1961 г. предложил в рамках курса «Новые рубежи» программу «Союз ради прогресса», рассчитанную на десять лет и принятую 19 латиноамериканскими государствами. Цель ее - ускорение экономического и социального развития стран Латинской Америки. Она предполагала ускоренную индустриализацию, уменьшение зависмимости экономики от экспорта аграрно-сырьевых товаров и импорта машин и оборудования. Были обещаны кредиты и другие виды помощи на 20 млрд. долл.
    В более широких масштабах, чем в других странах региона, проводись экономические реформы в Мексике. Несмотря на демографический взрыв, благодаря ускоренному проведению аграрной реформы, кредитной и агротехнической помощи крестьянству удалось решить проблему самообеспечения страны продовольствием. В 60-е годы ежегодные темпы роста ВВП достигли 7%, против 5,8% в 1960 г. Доля Мексики в ВВП Латинской Америки увеличилась с 20,3% в 1960 г. до 23,2% в 1970 г. (второе место после Бразилии).
    Иностранные кредиты и займы, 70% которых составляли инвестиции США за 20 лет, с 1950 по 1970 гг. увеличились с 0,6 млрд. долл. до 28 млрд. Внешняя задолженность Мексики с 1960 по 1970 гг. увеличилась на 2,6 млрд. и составила 3,8 млрд. долл.
    Кризис традиционных устоев латиноамериканского общества и подъем революционных и демократических движений вызвали перемены в латиноамериканской политике Вашингтона.
    За семь лет (1961-1967) США, выделили на реализацию программы в виде кредитов, займов и других форм 7,7 млрд. долл. Финансовая помощь США и международных финансовых организаций шла в основном на развитие производственной инфраструктуры, аграрного сектора, просвещения, здравоохранения.
    Причины экономического роста этих стран:
    1) выгодное географическое положение;
    2) наличие дешевой рабочей силы;
    3) крупные вложения иностранного капитала, и прежде всего США, Японии, ФРГ;
    4) опережающее развитие внешнеэкономических отношений;
    5) активная роль транснациональных корпораций (около 80 % всех средств было вложено в НИС).
    Среди быстро развивающихся стран Третьего мира особое место занимают государства Среднего Востока - экспортеры нефти. Доходы, которые получали эти страны от национализированных нефтеперерабатывающих компаний, были настолько велики, что внутренние инвестиции не могли поглотить их. Значительные финансовые вливания пошли в экономики промышленных стран Запада, а также в те государства, политические режимы которых устраивали стран-доноров. Во многих странах региона, таких, как Саудовская Аравия, султанаты Оман и Дубай, частный сектор постепенно заменяет государство в качестве движущей силы экономического роста. Инвестиционный капитал частных лиц, помещенный за рубежом выходцами из стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, оценивается в 162 млрд. долл.
    В Объединенных Арабских Эмиратах, имеющих значительные доходы от нефти (свыше 10 тыс. долл. на душу населения), имеются широкие возможности для осуществления политики государственных капиталовложений. В Дубае доходы от нефти составляют 2500 долл. на душу населения.
    Имея, по оценке на 1 января 1993 г., запасы нефти, равные 635 млрд. баррелей, арабские страны располагают 62,4% всех запасов нефти и 25578 млрд. м3 природного газа, что составляет пятую часть мировых запасов газа. По прогнозам, следует ожидать быстрого роста добычи нефти и природного газа в арабских странах, а это приведет к усилению их роли как основных поставщиков этих энергоносителей в мире. Если в настоящее время более одного барреля из трех, экспортируемых в мире, приходится на арабские страны, то к 2000 г. это соотношение будет составлять почти один баррель из двух.
    Несмотря на нефтяной бум, проблем у арабских стран достаточно. Это и засуха, значительный рост населения вообще и в городах в частности, все возрастающая зависимость от импорта продовольствия, отставание в инфраструктуре и в промышленности, в том числе и в нефтяной, ухудшение положения в сельском хозяйстве.
    В последнее десятилетие усилились структурные сдвиги в экономике НИС, что ведет к постепенному сближению их с передовыми промышленно развитыми государствами и вместе с тем к быстрому расширению экономической пропасти между ними и основным массивом развивающихся стран. Хотя в НИС проживает менее 1/8 всего населения развивающихся стран, там создается свыше 2/5 его совокупной промышленной и валовой продукции.
    Вторая группа развивающихся государств
    К этой группе относятся 33 государства, доход которых на одного жителя в 1978 г. превысил 415 долл.: страны Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Иран, Сирия, Ирак, Ливан др.).
    Вслед за распадом колониальной системы перед развивающимися странами во всей полноте встала проблема обретения экономической самостоятельности.
    После длившейся десятилетиями борьбы против британского колониального господства Индия в августе 1948 г. получила независимость. На территории бывшей британской колонии образовалось два государства - Индийский Союз и Пакистан.
    В 1949 г. Учредительное собрание Индии приняло новую конституцию. Парламентские выборы принесли победу партии Индийский национальный конгресс. Первое правительство возглавил Джавахарлал Неру, затем его дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди. В общей сложности они возглавляли правительство почти 39 лет. Был взят курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора.
    Во главу угла были поставлены аграрные преобразования. Был ликвидирован созданный еще в прошлом веке институт посредников - заминдаров. Помещичье землевладение ограничивалось. Государство оказывало поддержку крестьянским хозяйствам, ограничило ростовщичество, стали развиваться кооперация, внедряться передовые агротехнические приемы. Однако на планы модернизации Индии негативно влияют высокие темпы роста населения, национально-религиозная рознь, проблема каст. Тем не менее зеленая революция позволила ей в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Был создан промышленный потенциал.
    Символом успеха Индии в этом плане является запуск в 1980 г. собственного спутника связи на индийском ракетоносителе. В 80-е годы Индия по примеру новых индустриальных стран начала рыночные реформы, от импортзаменяющей индустрии перешла на развитие экспортных отраслей добывающей промышленности. Политика государства сводится к поощрению государственного сектора в базовых отраслях, частного предпринимательства, привлечению иностранного капитал транснациональных корпораций в прогрессивных отраслях производства. Но тем не менее выйти на намеченные экономические рубежи не удалось. Например, в период седьмого пятилетнего плана (1985-1990) среднегодовые темпы роста составляли 3,5% против 5% запланированных.
    Пакистан, как и Индия, пошел по еврокапиталистическому пути, хотя проблемы демократизации в стране решались значительно труднее (не последнюю роль в этом сыграла полная исламизация). Как и в Индии, было ликвидировано посредничество в земельных отношениях, в промышленности созданы основы государственного сектора, поддержка частного предпринимательства и иностранных инвестиций. Несмотря на принимаемые меры, в стране усиливается бюджетный дефицит, обостряется платежный баланс. Весьма уязвимым к неустойчивым погодным условиям продолжает оставаться сельское хозяйство - главная отрасль экономики, обеспечивающая почти 80%-ную занятость населения. Растут инфляция, зависимость от конъюнктуры внешнего рынка основной экспортной продукции страны.
    Хотя суверенитет в Иране был восстановлен в 1946 г., только в 60-е и 70-е годы были проведены реформы, призванные ускорить капиталистическое развитие страны, осуществить модернизацию форсированными темпами. Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в 60-е гг. Ее целями были ликвидация земельного голода, ограничение крупного землевладения, создание фермерско-капиталистических хозяйств путем выкупа казной значительных земельных владений и раздача их крестьянам с условием выкупа в рассрочку. Однако ставка на развитие капитализма в деревне оказалась преждевременной.
    Проводимая шахом Мохаммедом Реза Пехлеви политика модернизации получила название белой революции. Она включала реформы в области сельского хозяйства, промышленности, просвещения и здравоохранения. Осуществление индустриализации привело к увеличению темпов промышленного производства до 10-15% в год. Но ликвидация помещичьих товарных хозяйств привела к падению сельскохозяйственного производства, массовой безработице. Выразителем недовольства стало мусульманское духовенство, с самого начала выступавшее против реформ. В 1979 г. в Иран вернулся после многолетнего изгнания шиитский лидер Хомейни, шах покинул страну. В стране победила исламская революция. Иран был провозглашен исламской республикой и вернулся к нормам шариата.
    Несмотря на смерть имама Хомейни, Иран остается исламской республикой.
    Деколонизация в Африке охватывает почти все послевоенные годы. Сначала независимость получили арабские страны Северной Африки. Их развитие пошло разными путями. Если Марокко и Тунис стабильно придерживались курса прозападной ориентации и курса на модернизацию страны в русле рыночной экономики, то Алжир, Ливия пытались построить арабский социализм.
    Особое место в арабском антиколониальном движении принадлежит Сирии. Де юре Сирия была провозглашена независимой от Франции в 1941 г., а де факто стала в 1946 г. после вывода французских войск.
    Среди арабских стран Сирия занимает лишь шестое место по численности населения и десятое по размерам территории. Но в последние десятилетия она неизменно стоит в авангарде арабского мира. Сирия - член Лиги арабских государств организации «Исламская конференция» движения неприсоединения.
    Развитие Сирии, ее внутренняя и внешняя политика за последние 50 лет связаны с деятельностью Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ), созданной в 1947 г. В 1963-1965 гг. в стране были проведены социально-экономические преобразования: национализация банков и страховых обществ, принятие нового закона об аграрной реформе, значительно урезавшей максимум земельных владений, под контроль государства были взяты все крупные и часть средних промышленных предприятий. Государственный сектор экономики постепенно стал занимать ведущие позиции в производстве, кредитно-финансовой сфере и во внешней торговле. Все природные ресурсы страны и собственность занятых их разработкой финансовых компаний (иностранных и местных) были национализированы. Сирия стала первым арабским государством, взявшим под свой контроль нефтяное богатство.
    В 1966 г. в Сирии победило «Движение 23 февраля», приведшее к руководству в стране левые революционно-демократические силы. Одним из актов нового правительства было требование к иностранному нефтяному консорциуму «Ирак петролеум компани» увеличения платежей за транспортировку иракской нефти к Средиземному морю через территорию Сирии, которое было удовлетворено. На положение в стране наложила отпечаток Шестидневная война Израиля в 1967 г. в ходе которой арабы потерпели поражение. Израиль аннексировал значительные по площади территории соседних стран Египта, Сирии и Иордании*.
    * Подробнее см.: Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. - М., 1978.
    С 1971 г. президентом Сирии стал Хафез Асад, с именем которого связывается новый этап социально-экономических преобразований. В стране была создана высокоразвитая текстильная, пищевая, нефтедобывающая промышленность, строительная индустрия, созданы новые отрасли промышленности (химическая, горнодобывающая, цементная, механосборочная и др.).
    Ускоренное промышленное развитие страны началось в годы четвертого пятилетнего плана (1976-1980), придававшего большое значение индустриализации. За пять лет в стране было построено более ста промышленных объектов. К 1985 г. доля промышленности в ВНП увеличилась до 30%. Промышленная продукция от всего объема товаров, предназначенных на экспорт, составила 33%. Вырос промышленный рабочий класс.
    Значительно окрепла экономика республики и в ходе осуществления пятой пятилетки (1981-1985). Быстрыми темпами развивался государственный сектор экономики. На его долю приходилось свыше 80% промышленного производства и около 90% всего экспорта и импорта. Среднегодовые темпы роста ВНП составили в 1979-1984 гг. более 7%. Особых успехов добился строительный государственный сектор, были введены новые железные и шоссейные дороги, сотни мостов*.
    * См.: Волгин О.И. Дамасский булат, Сирия: 25 лет по пути революции. - М.: Международные отношения. - 1988. - С. 36-37.
    Одна из основных отраслей сирийской экономики - сельское хозяйство, доля которого в ВНП составляет около 20%. Важной чертой аграрных преобразований в республике стала также организация сельскохозяйственных кооперативов. В 1987 г. в Сирии насчитывалось 4156 кооперативов, большинство из которых были снабженческо-сбытовыми, в большинстве случаев они себя не оправдали и в дальнейшем были свернуты.
    С 1957 г., когда было подписано первое экономическое соглашение между СССР и Сирией, советские организации оказывали содействие в развитии ведущих отраслей сирийской экономики. Важнейшими объектами советско-сирийского сотрудничества в области электроэнергетики стали Ефратский гидроузел - плотина «Аль-Баас» с ГЭС. В 1987 г. состоялся совместный советско-сирийский космический полет на борту корабля «Союз ТМ-3».
    Однако в последние годы экономическое положение страны ухудшилось. В производстве ряда видов промышленной и сельскохозяйственной продукции отмечается застой. Одна из основных причин трудностей - развитие инфляционных процессов, сокращение помощи от нефтеэкспортирующих арабских государств и России, которая не может быть таким важнейшим ее партнером, каким был СССР.
    Таким образом, входящие в эту группу страны имеют достаточные возможности экономического роста, однако их реализация осложняется из-за острых структурных диспропорций.
    Третья группа развивающихся стран
    В эту группу входят страны, в которых ВВП на душу населения составляет менее 350 долл., порог грамотности населения менее 20%, доля обрабатывающей промышленности менее 10%. Из четырех десятков стран, которые относятся к разряду слаборазвитых, 25 расположены на Африканском континенте.
    В эту группу входят государства Центральной и Южной Африки (десятки разнородных и нечетко сформировавшихся государств, военно-племенных образований). Большая часть государств Тропической Африки (сразу 17) получила независимость в 1960 г., названным годом Африки.
    Ангола, Мозамбик, Гвинея Бисау получили независимость в результате освободительного движения против Португалии в 1974 г. Последней получила независимость Намибия в 1989 г. Африка - самый отсталый в экономическом плане регион мира. Отсталость усугубляет множество факторов, среди которых очень высокий прирост населения, политическая нестабильность, этнические, межгосударственные конфликты, трайбализм (от лат. трибус - племя), т. е. приверженность родо-племенной обособленности.
    В странах Тропической Африки сохраняется многоуклад-ность экономики. Преобладающим является мелкотоварный уклад. К моменту обретения этими странами независимости большая часть населения была сосредоточена в традиционном сельскохозяйственном или сырьевом укладах. Когда новые лидеры этих стран попытались разрушить эти уклады, добиваясь «полной независимости», они лишились единственного стабильного источника доходов. За период самостоятельного развития экономическая зависимость многих африканских государств от развитых капиталистических стран не сократилась, а возросла. Практически для всех африканских стран характерно иностранное капиталистическое предпринимательство, представленное главным образом дочерними компаниями ТНК развитых стран - бывших метрополий, особенно Англии и Франции. Так, в большинстве бывших французских колоний Центральной Африканской Республики на долю французского капитала приходится 58-70% всех иностранных капиталовложений. Только за 1980-1986 гг. иностранные монополии вывезли из Африки в виде чистых прибылей 24,9 млрд. долл.
    Сельское хозяйство является в большинстве африканских стран наименее динамичной отраслью экономики, что объясняется технико-экономической отсталостью отрасли, низкой производительностью труда, ухудшившимися природно-климатическими условиями в странах, прилегающих к Сахаре (страны Сахеля).
    Производство продовольствия хронически отстает от роста населения, и если бы не помощь международных организаций, значительная часть Тропической Африки оказалась бы зоной голода. В соответствии с мировыми классификациями бедным считается тот, кто получает меньше 275 долл. в год. В 1990 г. насчитывалось 20 стран с меньшим уровнем дохода.
    Проблема международной задолженности развивающихся стран
    Развивающиеся страны начали процесс неза- висимого экономического развития не обремененными большим внешним долгом (в 1950 г. - 2 млрд. долл.). До 70-х годов эти страны привлекали преимущественно средства из официальных источников, в том числе безвозвратные субсидии. Поэтому их внешний долг рос медленно и увеличился в 1950-1970 гг. на 64 млрд. долл. Однако в 1970-1980 гг. долг увеличился почти на 700 млрд. долл., поскольку многие развивающиеся страны вышли на мировой рынок ссудных капиталов.
    Поскольку основным критерием при распределении официальной помощи развитию (ОПР) является уровень экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в расчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них приходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Однако, например, Израиль получает 1/20 льготных кредитов и субсидий, хотя его население составляет лишь 0,1 населения развивающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и от политических факторов.
    В условиях долгового кризиса, различных методов частичного списания долга, увеличения платежей по его погашению рост внешнего долга несколько замедлился, хотя, по данным отчетности дебиторов Всемирного банка (107 стран), внешняя задолженность развивающихся стран в 1975-1992 гг. возросла с 250 млрд. долл. до 1,4 трлн. долл. соответственно, в том числе стран Азии - 539,3 млрд. долл., стран Латинской Америки - 477,8 млрд. долл., стран Африки - 288,4 млрд. долл. США. Самый высокий уровень задолженности в странах Азии объясняется широким доступом стран региона к кредитам. Небольшому числу развивающихся стран удалось преодолеть кризис задолженности, а для большинства он остается острейшей проблемой. В 90-е годы крупнейшим должником была Бразилия (свыше 100 млрд. долл.). Несколько отстает от нее Мексика. Внешний долг Индии, Индонезии, Аргентины - от 50 до 60 млрд. долл. За ними следуют Нигерия, Филиппины, Венесуэла (по 30 млрд. долл.).

    Характерной чертой развивающегося мира выступает нарастающая неравномерность социально-экономического развития. Процесс экономической дифференциации усилился в 80-90-е годы. Он развивается по различным направлениям - уровням экономического развития, народно-хозяйственным структурам, положению в мировом хозяйстве.

    Исторические особенности проявления неравномерности. Неравномерность социально-экономического развития частично унаследована от колониального периода. Расширение промышленного производства в метрополиях при недостаточной обеспеченности некоторых из них минеральными ресурсами стимулировало развитие добывающих отраслей в колониях. Относительно невысокое содержание металлов, особенно цветных, требовало организации их переработки на месте, чтобы избежать больших транспортных расходов. Так, Япония до Второй мировой войны создала в Корее крупные металлургические и химические производства, продукция которых вывозилась в метрополию. Накануне Второй мировой войны Корея превосходила все азиатские страны, вместе взятые, по объему производимой продукции химии и черной металлургии.

    В 1938 г. на 12 колоний, зависимых стран и территорий (Аргентина, Бразилия, Гонконг, Египет, Индия, Колумбия, Малайзия, Мексика, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Корея) приходилось 73,3% продукции обрабатывающей промышленности всей зависимой периферии, в 1949 г. - 70,1%.

    В 50-60-е годы появилось еще 10 стран (Венесуэла, Индонезия, Иран, Марокко, Нигерия, Пакистан, Перу, Пуэрто-Рико, Саудовская Аравия, Чили), удельный вес которых в промышленном производстве развивающихся стран начал быстро расти и достиг в 1973 г. 17,2%. В последующие годы в силу политических потрясений в ряде перечисленных выше стран темпы промышленного производства всей группы замедлились и их удельный вес не изменился.

    В 70-е годы в промышленном производстве повысилась доля латиноамериканских стран. Рост происходил на фоне довольно резкой неравномерности их экономического развития и определялся несколькими странами, прежде всего Бразилией и Мексикой. В начале 80-х годов на территории этих стран производилось свыше 3/5 ВВП региона, а в начале 50-х годов - немногим более 2/5.

    Подобные тенденции в тот период были характерны для нефтедобывающих стран Ближнего и Среднего Востока, доля которых увеличилась с 15 до 19% ВВП развивающихся стран. Такое ускорение развития объяснялось нефтяным бумом 70-х годов. В других регионах за исключением дальневосточных стран экономический рост оказался замедленным.

    Ряд стран во второй половине XX столетия достигал темпов экономического развития, не имеющих аналогов для соответствующей стадии хозяйственного развития: Бразилия, КНР, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Индия. Это привело к большому разнообразию хозяйственного развития стран мировой периферии в 1960-1990 гг. - от -2,7% в год до +6,9% прироста ВВП на душу населения. Одни страны добились взрывного роста, другие переживали резкий упадок. Южная Корея, Тайвань, Сингапур достигли уровня социально-экономического развития развитых капиталистических стран.

    Позиции отдельных стран и регионов. В 90-е годы по объему ВВП, подсчитанного на основе текущих валютных курсов, три из десяти крупнейших экономик мира относились к развивающимся странам - КНР, Индия, Бразилия. По объему ВВП, подсчитанного на основе паритета покупательной способности валют, 4 страны - КНР, Индия, Бразилия, Мексика - входили в число 10 крупнейших хозяйств мира. По этому методу подсчета КНР занимает второе место в мире, уступая только США.

    В результате различий в экономической динамике обозначились крупные различия в уровне экономического развития среди групп стран и регионов. Если в промышленно развитых странах Запада различия в уровнях дохода на душу населения сократились за последние полвека, то на периферии мирового хозяйства они увеличились.

    Относительный показатель уровня развития стран Тропической Африки и Латинской Америки за вторую половину XX в. сократился в два раза. Экономический уровень стран Азии значительно возрос, что было достигнуто за счет стран Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Индии. В конце столетия уровни среднедушевых показателей ВВП во многих развивающихся странах были еще ниже, чем в ведущих странах в начале XX в. Дифференциация социально-экономического развития привела к размыванию определенного политического и социально-экономического единства, складывавшегося после крушения колониального господства западных стран.

    Факторы и условия неравномерности. Изменение экономического положения отдельных стран, групп стран определяется различными факторами и условиями. Это различия в масштабах национального хозяйства, наделенности минеральными ресурсами, в подходах к осуществлению стратегий развития, в условиях международной торговли, в демографической ситуации, бремени внешней задолженности.

    Страны развивались разными путями, используя различные модели экономического развития. Высокие темпы роста достигались за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда. Эти функции роста осуществлялись при сочетании рыночных инициатив, государственного регулирования и предпринимательства. Опыт восточно-азиатских стран показал, что правительственные бюрократы могут размещать ресурсы столь же эффективно, как и частные рынки.

    Для ряда стран важную роль сыграло геополитическое положение. В частности, в 50-70-е годы Малайзия, Таиланд, Тайвань, Южная Корея выступали опорными пунктами в борьбе против социализма. Практически во всех этих странах существовали диктаторские или близкие к ним режимы, в силу этого они оказались в сфере особых экономических интересов западных держав, прежде всего США и Японии. На долю этих стран приходилась почти половина ссудного капитала, направлявшегося западными странами развивающимся странам

    Еще по теме 26.4. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран:

    1. 3.1.Территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития и типология проблемных регионов