Проведение анализа налоговой нагрузки. Анализ показателей налоговой нагрузки организации

Анализ налоговой нагрузки, основанный на данных отчета о движении денежных средств (платежи в бюджет и внебюджетные фонды), не может претендовать на полноту и достоверность, однако экономический анализ бухгалтерской отчетности должен в обязательном порядке включать и анализ налоговой нагрузки. При расчете налоговой нагрузки целесообразно использовать следующие показатели.

Для анализа общей налоговой нагрузки -- отношения суммы платежей в бюджет и социальные фонды к финансовым результатам, фиксируемым в форме № 2: выручке (брутто), добавленной стоимости или расчетной прибыли. Расчетная прибыль -- это сумма чистой прибыли организации и платежей в бюджет и социальные фонды; расчетная прибыль показывает прибыль организации при отсутствии платежей государству. Налоговая нагрузка на расчетную прибыль показывает процент изъятия государством заработанной организацией прибыли в условиях ее функционирования в безналоговой среде. Налоговую нагрузку также можно оценивать через показатели поступлений по текущей деятельности, которые отражаются в форме №4.

Для анализа налоговой нагрузки на оплату труда -- отношение суммы единого социального налога и подоходного налога к затратам на оплату труда за вычетом подоходного налога. Налоговая нагрузка на оплату труда показывает, сколько копеек организация и работник должны заплатить в бюджет и фонды в расчете на 1 руб. выплачиваемой заработной платы.

Полезную информацию о налоговых платежах организации дает сравнительный анализ динамики (темпов прироста) основных экономических показателей организации, то есть налогооблагаемых баз, и ее налоговых платежей. Очевидно, что при стабильном развитии организации темпы прироста должны соответствовать друг другу (с ростом прибыли пропорционально увеличивается налог на прибыль, с ростом добавленной стоимости -- НДС, с ростом стоимости основных средств -- платежи по налогу на имущество и т.д.). Исключение составляют платежи в социальные фонды; поскольку налоговая шкала имеет регрессивный характер, постольку динамика платежей в социальные фонды может отличаться от динамики затрат на оплату труда, а именно: темпы роста платежей в фонды будут отставать от темпов роста затрат на оплату труда.

Еще один возможный аспект анализа взаимоотношений налогоплательщика с государством -- это оценка налоговых активов и обязательств, их доли в активе и пассиве баланса. Под налоговыми активами в этом случае понимается сумма отложенных налоговых активов и НДС по приобретенным ценностям, под налоговыми обязательствами -- сумма отложенных налоговых обязательств и кредиторской задолженности по налогам и перед социальными фондами. Очевидно, что положительная налоговая позиция (разность между налоговыми активами и обязательствами) невыгодна организации, поскольку представляет собой бесплатный кредит государству, в то время как отрицательная налоговая позиция выгодна организации.

В процессе проведения более углубленного анализа с использованием дополнительных источников информации необходимо установить, использует ли организация методы оптимизации налоговой нагрузки, в том числе легальные и нелегальные. Некоторые из наиболее часто используемых методов налоговой оптимизации приведены ниже.

  • 1. Нерегистрируемый оборот (с его помощью организация уменьшает платежи по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость) служит источником «черной кассы» организации, из которой могут осуществляться некоторые текущие платежи, в том числе оплата труда.
  • 2. Выплата заработной платы в наличной форме из нерегистрируемого оборота, что позволяет уменьшить платежи в социальные фонды.
  • 3. Списание на финансовые результаты материальных затрат по нерегистрируемому обороту (позволяет уменьшить платежи по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость).
  • 4. Использование векселей для снижения налоговой нагрузки по НДС (в настоящее время привлекательность этой схемы резко снизилась).
  • 5. Использование «оффшоров» (юридических и физических лиц с пониженным режимом налогообложения или организаций-однодневок), в которые перемещается прибыль и, таким образом, уменьшаются базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. По видам, как было рассмотрено выше, «оффшоры» могут быть сбытовыми, закупочными, сервисными, финансовыми, лицензионными, производственными. Аналогичные схемы используются для перемещения налоговых баз внутри холдинга. В частности в оффшоры средства могут выводиться под видом оказания консультационных, рекламных, охранных, маркетинговых и других услуг. У оффшоров могут также приобретаться основные средства по завышенным ценам (таким образом увеличивается амортизация).
  • 6. Использование схем, основанных на «аренде персонала», то есть перевод персонала в организацию, применяющую специальный режим налогообложения (налог на доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов), а затем использование персонала основной организацией на основании договора о предоставлении персонала, что позволяет экономить на платежах в социальные фонды.
  • 7. Использование договоров гражданско-правового характера, заключаемых с индивидуальными предпринимателями. Схемы уменьшают платежи организации в социальные фонды. Особенно значительная налоговая экономия возникает, если эти договора заключаются с индивидуальными предпринимателями, использующими упрощенную систему налогообложения (налог на доходы).
  • 8. Оплата труда через прибыль после налогообложения (оплата путевок, материальная помощь, премии, подарки). С помощью этих схем уменьшаются платежи в социальные фонды, но увеличиваются платежи по налогу на прибыль.
  • 9. Выплата заработной платы под видом дивидендов также снижает налоговую нагрузку на оплату труда
  • 10. Использование схем работы на давальческом сырье (организация занимается переработкой давальческого сырья, не приобретая его в собственность), при использовании этих схем уменьшаются базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.
  • 11. Реструктуризация организации и переход ее бывших под-разделений на упрощенную систему налогообложения. Налоговая экономия связана с заменой налога на прибыль, НДС, налога на имущество и единого социального налога налогом на доходы (налогом на доходы, уменьшенные на расходы). При использовании упрощенной системы налогообложения возможно использование договора о совместной деятельности, что также позволяет получить налоговую экономию, поскольку прибыль, распределяемая между участниками рассматривается как прочий доход.
  • 12. Регистрация имущества на балансе льготируемых организаций уменьшает платежи по налогу на имущество. Наиболее часто используемыми льготируемыми организациями являются организации, использующие специальный режим налогообложения.
  • 13. Искажение номенклатуры выпускаемой продукции в направлении увеличения выпуска продукции, облагаемой по более низким налоговым ставкам.
  • 14. Повышение уровня оплаты труда и использование регрессивной шкалы единого социального налога позволяет значительно уменьшить платежи в социальные фонды.
  • 15. Методы оптимизации, связанные с учетной политикой, в том числе:
    • * нелинейная, ускоренная амортизация имущества (позволяет уменьшить платежи по налогу на прибыль и налогу на имущество);
    • * амортизация нематериальных активов (возможности налоговой оптимизации в этом случае связаны с завышением оценки не-материальных активов);
    • * создание резервов по сомнительным долгам (позволяет увеличить внереализационные расходы и уменьшить налоговые платежи по налогу на прибыль для налогоплательщиков, применяющих метод начисления);
    • * другие методы.
  • 16. Использование лизинга позволяет использовать ускоренную амортизацию с коэффициентом не выше 3, что уменьшает платежи по налогу на прибыль и налогу на имущество.
  • 17. Проведение инвентаризации, выявление неиспользуемого имущества и передача его в качестве благотворительных взносов или списание за счет собственных средств позволяют уменьшить платежи по налогу на имущество.
  • 18. Уценка основных средств позволяет уменьшить платежи по налогу на имущество.

По применяемым методам налоговая оптимизация может быть классифицирована следующим образом: оптимизация через учетную и налоговую политику организации; замена или разделение правоотношений; непосредственное воздействие на объект налогообложения путем его изменения или сокращения его количественных характеристик; использование предусмотренных законом льгот и освобождений и т.д.

Анализируя показатели налоговой нагрузки, можно сделать вывод о ее весьма невысоком уровне относительно средних показателей, а также о существенном сокращении налогового бремени в отчетном году по сравнению с предыдущим. Так, налоговая нагрузка на выручку при средних значениях, равных приблизительно 13%, для анализируемого предприятия снижается с 9,1 до 4,2%. Аналогичная ситуация и с другими видами налоговой нагрузки, и только налоговая нагрузка на расчетную прибыль близка к средним значениям, но и она имеет тенденцию к снижению.

Анализируя показатели динамики, характеризующие налоговые платежи можно заметить отставание налоговых платежей от роста?

основных налоговых баз. Особенно это заметно по налогу на добав-ленную стоимость, и хотя эти платежи не отражаются в финансовой отчетности, но сопоставляя суммарные платежи с платежами в социальные фонды и начисленными платежами по налогу на прибыль, можно сделать вывод о том, что сокращение именно платежей по НДС стало причиной снижения суммарных налоговых платежейорганизации.

Дополнительное объяснение снижению налоговой нагрузки можно получить, рассматривая структуру выручки в разрезе налогоемких и неналогоемких составляющих. Как показывают графики, структура выручки эволюционирует в направлении снижения налогоемких составляющих (снижается удельный вес прибыли, заработной платы, амортизации), в то же время весьма заметно увеличивается удельный вес материальных затрат, которые являются неналогоемким элементом, позволяющим уменьшить платежи, в частности, по налогу на добавленную стоимость и прибыль.?

В очередной раз возвращаясь к результатам анализа прибыли от продаж, можно предположить, что зафиксированный прежде рост материальных расходов (он явился основным фактором снижения прибыли от основной деятельности) вероятно связан с налоговой оптимизацией.

Анализ налоговых активов и обязательств показывает, что организация имеет положительную «налоговую» позицию, что означает, что в анализируемом периоде организация выступала нетто-кредитором бюджета, но это не сильно ухудшило ее финансовое состояние, учитывая общее снижение налоговой нагрузки на фоне роста основных налогооблагаемых баз.

Продолжением анализа налоговой нагрузки является анализ расчетов по налогу на прибыль. Отражение в отчетности в соответствии с ПБУ 18/02 таких показателей, как отложенные налоговые активы и обязательства, постоянные налоговые активы и обязательства, расширяет возможности для анализа расчетов по налогу на прибыль, в частности, позволяет понять, почему при наличии незначительной бухгалтерской прибыли организация вынуждена осуществлять значительные платежи по налогу на прибыль.

В процессе анализа необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

  • * неприменение организацией ПБУ 18/02 -- это оправданно, если организация является малым предприятием (неприменение ПБУ должно быть зафиксировано в учетной политике);
  • * равенство налогооблагаемой прибыли (налоговой прибыли) и прибыли до налогообложения (бухгалтерской прибыли). С учетом множества факторов, которые влияют на эти показатели, такое совпадение маловероятно;
  • * отсутствие затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли, которые должны быть практически у каждой организации;
  • * превышение бухгалтерской прибыли до налогообложения над налогооблагаемой прибылью.

В соответствии с этой формулой положительное влияние на чистую прибыль оказывают постоянные налоговые активы и отрицательное -- постоянные налоговые обязательства, условный налог и прочие платежи, осуществляемые из чистой прибыли.

В процессе проведения анализа необходимо оценить отклонения бухгалтерской прибыли до налогообложения от налогооблагаемой прибыли (для организации выгодно превышение бухгалтерской прибыли над налогооблагаемой), эти отклонения обусловлены наличием постоянных и временных разниц.

Постоянные налоговые обязательства увеличивают текущий налог на прибыль отчетного периода относительно условного налога и, в частности, формируются вследствие следующих факторов:

  • * корректировка (увеличение) налоговых доходов в соответствии с нормами ст. 40 НК РФ. В этом случае бухгалтерские доходы оказываются ниже налоговых доходов, поскольку цены сделок в целях налогообложения увеличиваются в соответствии с рыночными ценами;
  • * превышение фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам (затраты по компенсации за использование личного транспорта, представительские расходы, расходы на отдельные виды рекламы, расходы по командировкам, проценты по долговым обязательствам, др.);
  • * наличие расходов, не признаваемых в целях налогообложения. К ним, в частности, относятся социальные расходы: отдельные виды вознаграждений и премий работникам, оплата путевок сотрудникам, материальная помощь и другие расходы.

Постоянные налоговые активы уменьшают текущий налог на прибыль отчетного периода относительно условного налога и, в частности, формируются вследствие следующих факторов:

  • * наличие доходов, которые не учитываются в целях налогообложения (ст. 251 НК РФ), например, доходы в виде имущества, полученного безвозмездно, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации, проценты, полученные из бюджета за несвоевременный возврат налога;
  • * наличие расходов, не признаваемых в целях бухгалтерского учета, но признаваемых в целях налогообложения (такие расходы возникают, например, при уценке основных средств, которая влияет на стоимость основных средств в бухгалтерском учете и не влияет на стоимость основных средств в налоговом учете, уценка приводит, таким образом, к тому, что бухгалтерская амортизация будет меньше налоговой и эта разница будет именно постоянной, и др.)

Отложенные налоговые активы увеличивают текущий налог на прибыль отчетного периода относительно условного налога, но приводят к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в следующих периодах. Отложенные налоговые активы, в частности, формируются вследствие следующих факторов:

  • * предоплата за реализуемую продукцию при кассовом методе в целях налогообложения прибыли;
  • * превышение сумм амортизации, начисленной для целей бухгалтерского учета над суммами амортизации, начисленной для целей определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

перенос убытков на будущее -- налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток; он также вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка;

  • * убытки от реализации амортизируемого имущества -- если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения; полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (ст. 268 НК РФ);
  • * убытки от операций по уступке прав требования (после наступления срока платежа) -- отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав вне-реализационных расходов налогоплательщика; при этом убыток принимается в целях налогообложения в следующем порядке: 50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования; 50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 дней с даты уступки права требования (ст. 279 НК РФ);
  • * убытки по деятельности обслуживающих производств и хозяйств -- убыток налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десяти лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности (ст. 275.1 НК РФ);
  • * излишняя уплата сумм налога на прибыль в бюджет;
  • * наличие кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) при использовании кассового метода определения доходов и расходов в целях налогообложения;
  • * прочие.

Отложенные налоговые обязательства уменьшают текущий налог на прибыль отчетного периода относительно условного налога, но приводят к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в следующих периодах. Отложенные налоговые обязательства безусловно выгодны организации, поскольку способствуют росту финансовых результатов, в частности чистой прибыли. Этот вывод справедлив даже с учетом того, что временные налогооблагаемые разницы приводят к увеличению налоговых платежей в последующих периодах, поскольку «время -- это деньги» и возможность получить «отсрочку» по налоговым платежам выгодна организации. Отложенные налоговые обязательства формируются вследствие следующих факторов:

  • * признание выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) и процентных доходов для налогообложения по кассовому методу (при пост оплате);
  • * превышение сумм амортизации, начисленной для целей определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль над суммами амортизации, начисленной для целей бухгалтерского учёта;
  • * наличие расходов будущих периодов, которые в налоговом учете сразу списываются на финансовые результаты;
  • * списание косвенных расходов сразу на финансовые результаты в налоговом учете;
  • * отсрочка или рассрочка по уплате налога на прибыль;
  • *прочие.

Hалогооблагаемая прибыль анализируемого предприятия превышает бухгалтерскую прибыль до налогообложения, следовательно, текущий налог превышает условный налог, что, очевидно, не выгодно организации, однако в динамике ситуация несколько улучшается, поскольку разрыв между налогами сокращается с 11,8 до 6,5%. Конкретные причины такого соотношения налогов в предыдущем году можно только предполагать, поскольку в отчетности не отражались соответствующие показатели (ОНА, ОНО, ПНО, ПНА). Однако на основании проведенного анализа можно утверждать, что к увеличению текущего налога относительно условного привели ПНО и ОНА. В отчетном году анализ упрощается вследствие отражения в отчетности информации о возможных причинах отличия в налогах. Так, основной причиной увеличения текущего налога являются ПНО, в то же время ОНО несколько уменьшили текущий налог.

Методика 1.

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

Методика 2.

В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную.

Расчет налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:

АНН = НП + ВП + НД,

ВСС = В — МЗ — А + ВД — ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

По этой методике:

Методика 3.

ДС = В — МЗ

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

В = ДС + МЗ.

Ка = А / ДС;

Ко = ДС / В.

— НДС (расчет по ставке 18%):

— налог на прибыль:

Методика 5.

ДС = В — МЗ,

Ко = Нсс / ДС,

Кнпр = Нпр / ДС,

Нпр = 0,24 x .

НН = (НП / ДС — КБ) x 100%,

Т ема 16. Статистика государственных финансов (часть 2)

СТАТИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

  1. Основные понятия налогообложения.
  2. Классификация налогов в РФ.
  3. Учет налогов на счетах СНС.
  4. Система макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения.

1. Основные понятия налогообложения

Статистика налогообложения является разделом статистики государственного бюджета.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой сово­купность всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на всей территории страны.

Как самому расчитать налоговую нагрузку и оценить налоговые риски

Налоговая система призвана обеспечить финансовую возможность осуществления государственных расходов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований (п.1 ст.8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с орга­низаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государ­ственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст. 80 НК РФ).

Объект налога — доходы, стоимость отдельных товаров, отдель­ные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользова­ние ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательством.

Субъект налога — налогоплательщик, т.е. физическое или юри­дическое лицо.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налогообложение как объект статистики имеет свои особенности, которые связаны с нара­стающими итогами в отчетности, наличием инфляционной со­ставляющей в ней и действием разнонаправленных тенденций изме­нения налоговых поступлений на макро- и микроуровнях.

Сейчас сфера налогообложения ввиду своей неразвитости редко становится объектом комплексного количественного анализа. Исполь­зующиеся для анализа показатели (чаще всего индексы и темпы роста) очень трудно сопоставить между собой, так как при расчете применя­ются различные алгоритмы и разная выборка. Кроме того, постоянно меняется методика исчисления налогов.

  1. Классификация налогов в РФ

Статистическое изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций. Под классификацией налогов в статистике понимаются их груп­пировки, построенные по определенным критериям, в том числе официально утвержденные государственными органами и применя­емые налоговыми и статистическими организациями в практичес­кой деятельности.

Рисунок1 — Классификации налогов в РФ

По характеру использования налоги классифицируются на:

  • общие налоги, поступающие в казну государства (субъекта Федерации), конкретное направление использования которых зара­нее неизвестно;
  • специальные налоги и сборы, имеющие строго определенное назначение и обычно формирующие внебюджетные фонды.

По характеру изъятия:

  • Прямые налоги зависят от величины доходов и размера имуще­ства.
  • Косвенные налоги от доходов не зависят и включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.

Реальными налогами облагаются отдельные элементы имущества или доходов (земля, доходы от денежных капиталов); личными налога­ми - совокупность доходов или имущества (прибыль, наследство).

  1. Учет налогов на счетах СНС

Налоги учитываются на различных счетах СНС. В СНС учитываются т.н. «чистые» налоги, т.е. налоги за вычетом соответствующих субсидий.
Таблица 1 — Учет налогов на счетах СНС

Счет Налоги Примечания
Производства,

«Ресурсы»

На производство и импорт, включают За вычетом субсидий
а) Налоги на продукты: Налоги, взимаемые пропорциональ­но количеству или стоимости товаров и услуг
НДС,
Налог с продаж
Акцизы, гербовые сборы за продажу некоторых товаров
Платежи фискальных монополий Средства, полученные пред­приятиями-монополистами за счет превышения пре-дельного уров­ня рентабель-ности и взысканные в доход бюджета
Налоги на операции с капиталом и финансовые операции, Уплачиваются предприя-тиями при покупке или продаже финан­совых и нефинансовых активов
Налоги на экспорт Экспортные пошлины, прибыли экспорт­ных монополий
Налоги на импорт Импортные пошлины, акцизы
б) Другие налоги на производство Связаны с использованием факторов производства
Платежи за пользование природными ресурсами
Земельный налог
Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда
Транспортный налог
Налоги на имущество предприятий
Целевые сборы На содержание милиции, благоустройство территорий и т.п.
Образования доходов,

«Использование»

Другие налоги на производство За вычетом субсидий
Распределения первичных доходов, «Ресурсы» Налоги на производство и импорт За вычетом субсидий
Вторичного распределения доходов Налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, социальные пособия в денежной форме, страховые премии и возмещения, штрафы пенсии, пожертвования
«Ресурсы» Текущие трансферты полученные
«Использование» Текущие трансферты выплаченные
  1. Система макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения

Уровень налогообложения (налоговый пресс) в экономике изучается в двух направлениях:

  • внешнее (изу­чение уровня обложения по стране в целом);
  • внутреннее (исследова­ние распределения налогового бремени между социальными группа­ми и слоями населения).

Источни­ком информации для расчета показателей первой группы служат дан­ные о планируемом и фактически исполненном государственном бюджете, а также макроэкономические показатели.

Рисунок 2 — Система показателей статистики налоговых поступлений

В систему макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения входят:

I. Абсолютные показатели:

  1. сумма налоговых поступлений в бюджеты разных уровней;
  2. сумма задолженности налогоплательщиков перед бюджетами разных уровней.

II. Относительные показатели:

  1. налогоемкость ВВП, т.е. доля налоговых поступлений в ВВП:

,

где Н – налоговые доходы.

  1. соотношение прямых и косвенных налогов;
  2. доля недополученных налоговых доходов (соотношение задол­женности по налогам и плановой величины налоговых поступлений);
  3. доля налогового кредита в общей сумме задолженности и средний срок его предоставления;
  4. соотношение дефицита и налоговых доходов как косвенная характеристика возможного использования налогов для покрытия дефицита.
  5. Доля налоговых доходов бюджетов разных уровней в консо­лидированном бюджете;
  6. среднедушевая налоговая квота — отношение суммы изъя­тых налогов к средней численности занятого населения:

,

где Н – налоговые доходы;

— численность населения, занятого в экономике.

  1. Коэффициент уровня налогообложения по стране — отношение налоговой квоты к среднедушевому ВВП:

,

где ВВПН — объем ВВП в расчете на душу населения.

Коэффициент уровня налогообложения по экономическому смыс­лу и формулам расчета тесно связан с коэффициентом налогоемкости:

,

где
— доля занятого населения в общей численности населения

В таком виде коэффициент можно интерпретировать как налогоемкость ВВП, скорректированную с учетом существующего уров­ня занятости. Чем ниже доля занятых в общей численности населе­ния страны (и выше соответственно уровень безработицы), тем больше значение коэффициента уровня налогообложения.

Таким образом, на уровень налоговой нагрузки на население влияет уровень занятости в стране.

Показатель налогоемкости ВВП очень информативен и при изучении тяжести налогового бремени, и при межстрановых сравнениях.

При вычислении ВВП распределительным методом (как суммы первичных доходов) имеем следующее соотношение:

ВВП = ОТ + ЧН + ВПЭ,

где ОТ — оплата труда наемных работников с отчислениями на соци­альное страхование;

ЧНПИ- чистые налоги на производство и импорт (косвенные налоги);

ВПЭ — валовая прибыль экономики/валовые смешанные доходы.

Часть ВВП, которая приходится на чи­стые налоги на производство и импорт, покажет налоговую нагруз­ку на общество в целом в процессе образования валовых доходов экономики. Динамика доли ЧНПИ в ВВП покажет направление, в котором развивается экономика страны с точки зрения фискально­го характера распределения доходов.

  1. Пофакторный анализ динамики налоговых поступлений

В начале 1980-х гг. получила признание бюджетная концепция А. Лэффера, который исходил из того, что налоговые поступления являются функцией от таких показателей, как налоговая ставка и налоговая база. Оптимальное значение этой функции доказывает, что рост размеров взимаемых налогов приводит к увеличению доходной части бюджета только до какого-то определенного уровня. Когда этот уро­вень будет превышен, рост налоговой ставки не увеличит, а сократит до­ходы в бюджет (т.н. «кривая Лэффера»), так как субъекты на­логообложения используют все возможные способы уклонения от уплаты налогов, в частности, сокращение инициативы, а, следовательно, и разви­тия производства, уменьшение капитальных вложений и инвестиций.

Поскольку в составе доходов бюджета наибольшую долю занимают налоговые поступления. Поэтому в статистике большое внимание уделяется выявлению влияния отдельных факторов на изменение суммы каждого налога и общей суммы.

Исходными для налоговых доходов могут быть три фактора:

  • численность налогоплательщиков, T
  • стоимостное выражение налогооблагаемого показателя, приходящегося на одного налогоплательщика (налоговая база), S

,

где D – налогооблагаемая сумма,

T – число налогоплательщиков.

  • процентная ставка налога K.

Произведение уровней этих трёх факторов даёт сумму уплаченного налога:

Индексы данных показателей будут связаны аналогичной зависимостью:

Влияние каждого фактора на абсолютное изменение общей суммы уплаченного налога можно оценить любым способом: индексным методом, методом подстановок или методом арифметических разниц:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения численности налогоплательщиков:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения налоговой базы:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения налоговой ставки:

При отсутствии данных о численности налогоплательщиков сумму внесённого налога можно представить в виде двухфакторной модели, где факторами являются:

  • сумма облагаемого дохода (количественный показатель), D = T S ;
  • процентная ставка налога (качественный показатель), K:

Если рассматривать общую сумму полученных налогов, можно использовать трехфакторную модель, в которой отдельно оцениваются структурные сдвиги в налогооблагаемой сумме:

где — средняя налоговая ставка по различным видам налога;

— доля налогооблагаемой суммы конкретного налога в общей налогооблагаемой сумме.

Тогда система взаимосвязанных индексов имеет вид:

,

где
— простой общий индекс налогооблагаемой суммы. Он характеризует относительное изменение налоговой суммы за счет изменения налогооблагаемой суммы.

— индекс структурных сдвигов. Показывает влияние на относительное изменения налоговой суммы структурных сдвигов в налогооблагаемой сумме.

— индекс налоговой ставки постоянного состава. Характеризует относительное изменение налоговой суммы за счет среднего изменения налоговых ставок по отдельным видам налогов.

Разность числителя и знаменателя каждого индекса покажет влияние соответствующего показателя на абсолютное изменение налоговой суммы.

Литература

  1. Воронин В.Ф., Жильцова Ю.В. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Экономистъ, 2004
  2. Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е., Карасева Л.А. Основы национального счетоводства: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005
  3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002
  4. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Б.И.Башкатова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  5. Статистика: курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина. — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1996

Курс лекций по Статистике. ВЗФЭИ

Раздел «Социально-экономическая статистика» Липецк

Смотрите также:
Система макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения
Изменения в правилах применения Упрощенной системы налогообложения в 2009 году
Комплекс показателей соко и методика их расчёта в моу сош №16 г о. Электрогорск Московской области
Упрощенная система налогообложения статья 346. 11
Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств
Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников по должности «учитель» требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей) Территория
Пример расчёта штатной численности «условного» Управления Для расчета штатной численности
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011 – 2013 годы
Е. В. Методика выявления количественных показателей истинности, информативности и информационной плотности текстов // Система языка: синхрония и диахрония: Межвузовский сборник
Alpinresort sport & spa reitherhof (Заальбах)
Государственная демографическая политика
Методики расчета демографических показателей адыгея 20 30-е гг. XX в

Главная — Статьи

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

— по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

— по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

где НН — налоговая нагрузка на организацию; НП — общая сумма всех уплаченных налогов; В — выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД — внереализационные доходы.

Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

Методика 2. Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

— сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

— в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

— сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

— сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка; НП — налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД — недоимка по платежам.

Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени, для определения уровня налоговой нагрузки возможно использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации может быть определена по формулам:

ВСС = В — МЗ — А + ВД — ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС — вновь созданная стоимость; В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ — материальные затраты; А — амортизация; ВД — внереализационные доходы; ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ — оплата труда; НП — налоговые платежи; ВП — платежи во внебюджетные фонды; П — прибыль организации.

Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

По этой методике:

— на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги;

— в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией;

— отраслевая принадлежность и масштабы самого субъекта хозяйственной деятельности на объективность расчета влияния не оказывают.

Однако эта методика не позволяет прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Методика 3. Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.

По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%,

где Сумма (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

Эта методика предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется по формулам:

ДС = В — МЗ

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

где ДС — добавленная стоимость.

Данная методика в отличие от предыдущей не предполагает исключения из добавленной стоимости амортизационных отчислений. Она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции, но в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация, являясь налоговым агентом, налоговой нагрузки по этому налогу не несет.

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты.

Налоговая нагрузка по НДС: 2 примера расчета, проводки

Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,

где ДС — добавленная стоимость; А — амортизация; ОТ — оплата труда; ЕСН — единый социальный налог; НДС — налог на добавленную стоимость; П — прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

В = ДС + МЗ.

Эта методика предполагает применение структурных коэффициентов, как то:

— доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:

Кот = (ОТ + страховые взносы) / ДС;

— удельный вес амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

Ка = А / ДС;

— удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемый по формуле:

Ко = ДС / В.

По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:

— НДС (расчет по ставке 18%):

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС;

— страховые взносы (расчет в 2010 г. по ставке 26%):

Страховые взносы = (ДС / 126%) x 26% x Кот = 0,206ДС x Кот;

— налог на доходы физических лиц:

Нп = 0,13 x (1 — (0,356 / 1,356)) x Кот x ДС = 0,096ДС x Кот;

— налог на прибыль:

Нпр = 0,24 x (1 — НДС — Кот — Ка) x ДС = 0,24 ДС x (0,847 — Кот — Ка).

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр.

При применении указанных выше коэффициентов формула имеет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,069Кот — 0,24Ка).

Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей методики. Основные принципы этой методики заключаются в следующем:

— в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, т.е. не суммы произведенных платежей, а суммы начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей;

— налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом;

— добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:

ДС = В — МЗ,

является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.

Кроме применяемых в приведенной выше методике коэффициентов (коэффициент оплаты труда и коэффициент амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные коэффициенты, как то:

— удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением единого социального налога (поскольку он уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

Ко = Нсс / ДС,

где Нсс — сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;

— доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т.д.), рассчитываемая по формуле:

Кнпр = Нпр / ДС,

где Нпр — сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.

По данной методике расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике, т.е. по формуле:

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС

Страховые взносы = (ДС x Кот / 126%) x 26% = 0,206ДС x Кот

Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:

Нпр = 0,24 x .

Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:

Нпр = 0,24 x ДС x (0,847 — Кот — Ка — Кнсс — Кнпр ‘).

Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нпр + Нсс + Нпр ‘.

В силу указанных выше причин из расчета исключен налог на доходы физических лиц.

При замене расчетных составляющих структурными коэффициентами формула налоговой нагрузки примет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,034Кот + 0,076Кнсс + 0,076Кнпр ‘ — 0,24Ка).

Кроме того, в данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:

НН = (НП / ДС — КБ) x 100%,

где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы); ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период; КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.

11.05.2017

Налоговая нагрузка - ключевой показатель для налоговых инспекторов. Она показывает, какую долю по отношению к вашей выручке занимают начисленные вами налоги. Старший партнер компании «Рыков групп» Павел Пенкин в рамках своего нового проекта рассказывает о том, как налоговики могут использовать информацию о ваших налогах против вас и объясняет, почему #cхемыбольшенеработают.

Низкая нагрузка - это сигнал к тому, что налоги занижены. Таких плательщиков инспекция берет на особый контроль: проверяет выписки по счетам, вызывает на комиссии, ищет среди их контрагентов фирмы-однодневки. Если предпроверочный анализ подтверждает, что нагрузка низкая из-за нарушений, плательщику назначают выездную проверку.

Как посчитать налоговую нагрузку

Нагрузка считается в процентах отдельно по каждому году по формуле:

Налоговая нагрузка= ((Сумма начисленных налогов за год)/(Сумма выручки за год))?100%

Для расчета берут именно начисленные, а не уплаченные за год налоги. Это потому, что начисление может быть в одном году, а уплата перейти на следующий. Если считать по уплате, то нагрузка может оказаться меньше, чем на самом деле.

Данные о начисленных налогах нужно взять из деклараций.

В расчет идут также налоги, которые начислены в качестве налогового агента, например, НДФЛ. А вот страховые взносы за работников не участвуют в расчете.

Сумму выручки организации берут из строки 2110 “Выручка” годового отчета о финансовых результатах.

Предприниматели берут выручку (доход) из декларации 3-НДФЛ или по УСН.

Налоговая инспекция может отдельно проверять нагрузку по налогу на прибыль. Она считается по формуле:

Нагрузка по налогу на прибыль=((Сумма начисленного налога на прибыль)/(Сумма выручки и внереализационных доходов))? 100%

Данные нужно взять из декларации по налогу на прибыль.

Чтобы понять, нормальная у вас нагрузка или нет, нужно сравнить ее со средней по России по тому виду деятельности, который для вас основной.

Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия

Для этого нужно в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (доступно по ссылке: http://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/) выбрать наиболее подходящий вид деятельности и в колонке с нужным годом посмотреть значение. Оно и будет нормативом, с которым нужно сравнить свою нагрузку за этот год.

Например, средняя нагрузка по виду деятельности “Оптовая торговля” в 2015 г. равна 2,4%, а по строительству - 12,7%.

Каждый год в начале мая ФНС России публикует данные о налоговой нагрузке за прошедший год. То есть, в 2017 г. будут доступны данные о нагрузке за 2016 г. и ранее.

Если вы отдельно рассчитываете нагрузку по налогу на прибыль, то тут такие нормативы: не менее 1% для торговых организаций и не менее 3% для всех остальных.

Те плательщики, у которых нагрузка ниже средней по России попадают в особый список, с которым работают специалисты по планированию выездных проверок.

0

высшего профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра НиН

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

Определение налоговой нагрузки на примере ООО «Финэксперт»

Выполнил: студент группы М-405

Ю.М. Филиппова

(подпись)

Руководитель: И.К. Султанова

(дата и подпись)

Контрольная работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

Определение налоговой нагрузки на примере ООО «Финэксперт»

В настоящей контрольной работе на развернутом условном примере необходимо рассчитать по различным методикам налоговую нагрузку на конкретный экономический субъект и, определить степень тяжести налогового бремени.

Исходные данные: Общество с ограниченной ответственностью «Финэксперт» в соответствии с Уставом оказывает информационно-консультационные услуги юридическим и физическим лицам. В штате ООО «Финэксперт» числятся 112 сотрудников, а 27 сотрудников являются совместителями на основе трудовых договоров. Бухгалтерский баланс ООО «Финэксперт» за 2014 год и отчет о финансовых результатах за 2014 год имеют следующий вид см. приложения(баланс и отчет о финансовых результатах).

ООО «Финэксперт» в 2014 году является плательщиком следующих налогов:

НАИМЕНОВАНИЕ НАЛОГА

СТАВКА НАЛОГА

ПРИМЕЧАНИЕ

Налог на добавленную стоимость

100% в Федеральный бюджет

Налог на прибыль

2% в Федеральный бюджет, 18% в бюджеты субъектов Российской Федерации

Страховые взносы

22% в Федеральный бюджет,

2,9% в Фонд социального страхования,

5,1% в Фонд обязательного медицинского страхования:

Отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

ООО «Финэксперт» относится к I классу профессионального риска

Налог на имущество

2,2% в Республике Башкортостан

В 2014 году налоговые обязательства ООО «Финэксперт» перед бюджетом выглядят следующим образом:

Деятельность ООО «Финэксперт» в 2014 году характеризуется следующими экономическими показателями:

Определите налоговую нагрузку ООО «Финэксперт» в 2014 году.

Для начала воспользуйтесь методикой Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации. Для этого необходимы следующие экономические показатели:

Налоговая нагрузка по формуле, предлагаемой в данной методике, составит:

НБ = (Н общ /В общ) * 100% = 18,41%

Для получения дополнительной информации о тяжести налогового бремени нужно воспользоваться методикой М. Крейниной. Для этого необходимы следующие экономические показатели:

Налоговая нагрузка ООО «Финэксперт» в 2014 году в соответствии с этой методикой рассчитывается по формуле:

НБ= (В - Ср - Пч)/(В - Ср) * 100% = 73,23%

Однако данная методика тоже может быть конкретизирована путем включения в расчет такого экономического показателя, как чистые активы общества.

Введем в расчеты дополнительные экономические сказатели и рассчитаем налоговую нагрузку ООО «Финэксперт» в 2014 году по методике А. Кадушина и Н.Михайловой.

Показатель

Значение (млн. руб.)

Выручка (В)

Затраты на оплату труда с учетом страховых взносов и отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЗП)

Амортизация (АМ)

Материальные затраты (М 3)

Внереализационные доходы (В д)

Внереализационные расходы (В р)

Чистая прибыль (Ч п)

Общая сумма налогов

Эти показатели необходимы для расчета вновь созданной стоимости (ВСС), добавленной стоимости (ДС) и структурных коэффициентов. Рассчитайте вновь созданную стоимость:

ВСС = В - М 3 - АМ + В д - В р = 128

Рассчитайте добавленную стоимость:

ДС = ВСС + АМ = 196

С помощью добавленной стоимости рассчитайте структурные коэффициенты: К 0 , К зп, К ам , показывающие долю добавленной стоимости в выручке, долю затрат на оплату труда с учетом страховых взносов и отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в добавленной стоимости, а также долю амортизации в добавленной стоимости.

К о = ДС/В = 0,6282

К зп = ЗП/ДС = 0,146

К ам = АМ/ДС = 0,3469

Для расчета налогового бремени по этой методике также необходимо рассчитать чистые активы ООО «Финэксперт» в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 №10н, 03-6/пз.

Расчет чистых активов ООО «Финэксперт» представим в таблице:

Показатель

Значение на конец 2014 года

(млн.руб.)

АКТИВЫ

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Доходные вложения в материальные ценности

Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения

Прочие внеоборотные активы

НДС по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность

Денежные средства

Прочие оборотные активы

Итого активы, принимаемые к расчету

ПАССИВЫ

Долгосрочные обязательства по займам и кредитам

Прочие долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства по займам и кредитам

Кредиторская задолженность

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

Итого пассивы, принимаемые к расчету

Стоимость чистых активов = итого активы, принимаемые к расчету — итого пассивы, принимаемые к расчету

Рассчитайте налоговую нагрузку ООО «Финэксперт» в 2014 году с учетом чистых активов:

НБ = (сумма всех налогов / чистые активы) / (чистая прибыль / чистые активы) = 3,023

Для полноты характеристики налогового бремени ООО «Финэксперт» воспользуемся методикой Е.А. Кировой и рассчитайте относительную налоговую нагрузку. Для этого используются следующие экономические показатели:

По формуле, предлагаемой в данной методике, вычислите относительную налоговую нагрузку:

Дн = ((НП + СО) / ВСС) * 100% = 44,84%

Дополните расчеты налоговой нагрузки расчетами по методике М.И. Литвина. Для этого необходимы следующие экономические показатели, характеризующие деятельность ООО «Финэксперт» в 2014 году:

Показатель

Значение

(млн. руб.)

Выручка (В)

(НДС)

Затраты (З)

(СВ)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Не принимается в расчет

Налог на имущество (НИ)

Среднегодовая стоимость имущества (СИ среднегод)

Преобразуя формулу М.И. Литвина с учетом данных условного примера и определите налоговую на-грузку ООО «Финэксперт» в 2014году:

Т = ∑ (S Т/Т Y ) X 100% = (НДС / В + СВ/З + НИ/ СИ СГОД) * 100%= 15,141%

С целью детализации расчетов воспользуемся методикой Т.К. Островенко. Данная методика является наиболее обоснованной, поскольку дает возможность не только провести общие расчеты, но и конкретизировать их с помощью частных показателей.

Кроме того, данная методика не ограничена одним показателем, характеризующим тяжесть налогового бремени, а предлагает целую систему показателей. Она является мультипликативной, а не количественной, что позволяет по результатам расчетов делать обобщенные выводы, способствующие принятию верных управленческих решений. Более того, данная методика является своеобразным синтезом других, описанных в настоящем учебном пособии.

Для работы по этой методике нам понадобятся следующие показатели ООО «Финэксперт» за 2014 год:

Показатель

Значение

(млн. руб.)

Выручка (В р)

Затраты (С р)

Прибыль до налогообложения (П)

Чистая прибыль (ЧП)

Численность работников (ЧР)

Налоговые издержки (НИ) , в т.ч.:

Налог на добавленную стоимость с учетом налогового вычета (НДС)

Налог на имущество (Ни)

Налог на прибыль (НП)

Страховые взносы и отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (СВ)

Среднегодовая валюта баланса (ВБ среднегод)

Среднегодовая величина собственного капитала (СК среднегод)

По формулам, предложенным Т.К. Островенко, рассчитайте обобщающие показатели для ООО «Финэксперт». Расчеты сведете в таблицу:

Конкретизируем эти расчеты с помощью частных показателей налоговой нагрузки. Расчет частных показателей сведите в таблицу:

Выводы .

Стоит отметить, что основным элементом налоговой оптимизации, является расчет налоговой нагрузки и определение ее оптимального значения. Налоговая нагрузка как экономическая категория отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в фискальные органы, с показателями его деятельности.

Проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия - это один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов.

В настоящее время существует несколько методик расчета величины налоговой нагрузки для предприятия, из которых основными признаются:

1) Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ;

2) Методика М.Н. Крейниной;

3) Методика А. Кадушина и Н. Михайловой;

4) Методика Е.А. Кировой;

5) Методика М.И. Литвина;

6) Методика Т.К. Островенко.

Основная идея каждой методики проявляется в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства и по различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Также каждая из методик учитывает влияние изменений количества налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта. В этом и проявляется практическая ценность каждой методики.

На вопрос какой должна быть оптимальная налоговая нагрузка единый ответ еще не найден. Если налоговая нагрузка больше 20%, то у предприятия возникает потребность налогового планирования, а если меньше 20%, то все нормально, если превышает 60%, то нужна смена налоговой юрисдикции или смена деятельности.

Для того чтобы раскрыть цель контрольной работы, мною была рассчитана величина налоговой нагрузки ООО "Финэксперт" с использованием вышеперечисленных методик и сделаны соответствующие выводы.

Итак, величина налоговой нагрузки ООО "Финэксперт", рассчитанная по методике Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ составила 18,41 %. Так, как величина налоговой нагрузки меньше 20%, предприятию рекомендованы лишь разовые услуги налоговых консультантов, обеспечение четкого ведения бухгалтерского учета и использование всех установленных законодательством для данного предприятия льгот. Таким образом, необходимо искать другие пути совершенствования деятельности предприятия, не связанные с налоговым планированием и оптимизацией. Например, поиск и внедрение энергосберегающих технологий на имеющемся оборудовании, более продуманная работа с дебиторской задолженностью, поиск более дешевых поставщиков и т.п.

Расчет величины налоговой нагрузки по методике М.Н. Крейниной установил ее значение в размере 73,23 %. Данная величина показывает, во сколько раз сумма уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта. Следует отметить, что величина налоговой нагрузки по данной методике является достаточно высокой. Это объясняется тем, что в качестве базы для расчета принимается показатель чистой прибыли и не учитываются косвенные налоги, что приводит к необоснованному завышению налоговой нагрузки. Поэтому сделать объективные выводы на основе произведенных расчетов не представляется возможным.

Расчет величины налоговой нагрузки на предприятие по методике, предложенной А. Кадушиным и Н. Михайловой, определил ее в размере 57,44 млн. руб. Данная сумма позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, т.е. 57,44/196 = 0,3 %. Это говорит о том, что организация расходует треть части своей добавленной стоимости на уплату налоговых платежей. Также на основе расчетов можно сделать вывод о том, что основным источником налогового бремени организации является уплата НДС в размере 33,16 млн. руб. Оптимизировать данный налог можно методом замены отношений, например, оформив вместо предоплаты или аванса договор займа.

Величина налоговой нагрузки предприятия, рассчитанная по методике Е.А. Кировой, составила 44,84 %. Данный показатель также достаточно велик. Однако стоит отметить, что данная методика учитывает все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией (при этом исключая НДФЛ), поэтому величина налоговой нагрузки, рассчитанная по данной методике в достаточной мере объективно отражает тяжесть налогового бремени организации. Так как налоговая нагрузка составила 44,84 %, то предприятию следует провести мероприятия по ее снижению, воспользовавшись одним из методов налоговой оптимизации, например, смена налоговой юрисдикции или смена деятельности.

Величина налоговой нагрузки согласно методике М.И. Литвина составила 15,141 %. Данная методика характеризует среднее значение налоговой нагрузки по всем видам налогов, пороговое значение которого составляет 68%.

Расчеты по методике Т.К. Островенко позволили конкретизировать вклад каждого налога (группы налогов) в конкретный источник начисления и платежа, то есть рассчитать налоговую нагрузку не только в общем виде, но и на каждый

Налоговая нагрузка - мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Величина налоговой нагрузки зависит, прежде всего, от видов налогов и налоговых ставок. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период . Распределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками опирается на два принципа:

  • 1) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например налог с владельцев транспортных средств. Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей;
  • 2) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, чем больше у него способность платить, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо.

Налоговая нагрузка, по мнению налоговых органов, рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций

Проще говоря, налоговая нагрузка - это налоговое бремя, наложенное на организацию, сумма налогов и взносов в государственную качну, которую он должен заплатить.

В настоящее время в России налоговая нагрузка на макроуровне характеризуется долей налогов в ВВП, исчисляемой на базе показателей развития экономики страны. В то же время нет единого подхода в отношении методологии ее определения на микроуровне - на уровне хозяйствующих субъектов.

В литературе имеются методики определения налоговой нагрузки на экономические субъекты, которые различаются составом налогов, включаемых в расчет, а также выбором базового показателя деятельности организаций, с которым соотносится сумма налогов. В этой связи представляет немалый интерес анализ налоговой нагрузки на экономику России, характеризующей эффективность ее налоговой системы, а также определение универсального показателя налоговой нагрузки, позволяющего сравнить уровни налогообложения в организациях различных отраслей народного хозяйства .

Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядокрасчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки - это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочейреализации:

НН = [НП:(В + ВД)]х 100%,

НП - общая сумма всех уплаченных налогов,

В - выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД - внереализационные доходы.

Общепринятая методика расчета налоговой нагрузки позволяла бы организациям самостоятельно рассчитывать и оценивать ее уровень, обосновывать управленческие решения, а также прогнозировать эту нагрузку на перспективу. В случае необходимости организации смогли бы оптимизировать налоговую нагрузку путем применения различных законных методов.

К сожалению, данная методика не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальную картину налогового бремени налогоплательщика.

Методика Е.А. Кировой

Е.А. Кирова предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

  • -сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, т.е. суммой начисленных платежей:
  • -в сумму налогов не включается НДФЛ, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации:

сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

По мнению Кировой, налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией, и рассчитывается следующим образом :

АНН = НП + ВП - НД,

где АНН - абсолютная налоговая нагрузка;

НП - налоговые платежи, начисленные организацией;

ВП - начисленные платеживо внебюджетные фонды;

НД - недоимка по платежам.

Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Е.А. Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости. Иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты .

Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:

ВСС = В - МЗ - А + ВД - BP

ВСС = ОТ+ НП + ВП + П,

где ВСС - вновь созданная стоимость;

В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ - материальные затраты;

А - амортизация;

ВД - внереализационные доходы;

BP - внереализационные расходы (без налоговых платежей);

ОТ - оплата труда;

НП - налоговые платежи;

ВП - платежи во внебюджетные фонды;

П - прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле;

ОНН = (АНН:ВСС) х 100%.

В качестве положительного момента можно назвать следующее: на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги. Кроме того, в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией. При этом на объективность расчета не влияют ни отраслевая специфика, ни размер компании.

Тем не менее, при использовании данного метода нет возможности сколько-нибудь качественно прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот .

Методика М.И. Литвина

Еще один интересный способ расчета нагрузки включает в себя такие показатели, как количество налоговых платежей, их структуру и механизм взимания. В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом НДФЛ .

НН = (SUM (НП + ВП):SUM ИС) х 100%,

где SUM (НП + ВП) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

SUM ИС - сумма источника средств для уплаты налогов.

М.И Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость (ДС), которая исчисляется следующим образом:

ДС = В - МЗ

ДС = ОТ + НП + ВП + П +А.

Данная методика исчисления налогового бремени имеет практичную значимость, поскольку позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен НДФЛ, хотя организация выступает в роли налогового агента.

Расчет налоговой нагрузки не может быть разовой процедурой, а является одной из составляющих процесса управления организацией и необходим на этапе анализа данных о хозяйственной деятельности прошлых лет, на этапе планирования и принятия управленческих решений, то есть для оценки налоговых рисков, на этапе контроля текущей деятельности .

Рассчитаем налоговую нагрузку по трем описанным методикам для ООО «Совхоз «Архангельский». Для этого сначала составим таблицу с показателями, необходимыми для расчета. Возьмем показатели за четыре года из отчета о прибылях и убытках (форма № 2), пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (форма № 5), оборотно-сальдовой ведомости по счету 68 и оборотно-сальдовой ведомости по счету 69.

Таблица 15 - Показатели, характеризующие деятельность ООО «Совхоз «Архангельский»

Показатель

Сумма, руб.

Выручка (с НДС)

Выручка (без НДС)

Себестоимость продукции, работ, услуг

Материальные затраты

Оплата труда

Страховые взносы

Амортизация

Прибыль от реализации

Прочие доходы

Прочие расхды

Прибыль до налогообложения

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль

Налоги начисленные

Страховые взносы 69

Налог на землю 68.13

Транспортный налог 68.07

Водный налог и экология 68.10

Налоги уплаченные

Страховые взносы 69

Налог на землю 68.13

Транспортный налог 68.07

Водный налог и экология 68.10

Материальные затраты

Оплата труда

Страховые взносы

Амортизация

Методика Минфина России:

НН = [НП:(В + ВД)]х 100%.

НН за 2008 год=14362026,96/(141470000+11811000)*100%=9,4%

НН за 2009 год=11056414,09/(143954000+10768000)*100%=7,1%

НН за 2010 год=13183465,84/(143166000+15896000)*100%=8,3%

НН за 2011 год=22530713,43/(150887000+130510000)*100%=13,7%

По данной методике расчета налоговая нагрузка на ООО «Совхоз «Архангельский» получилась небольшая. Наблюдается тенденция увеличения налоговой нагрузки за несколько лет, исключение составляет 2008 год. В этот год налоговая нагрузка была выше, чем в 2009 и 2010.

Методика Е. А. Кировой:

АНН = НП + ВП - НД.

АНН за 2008 год=14315394,6+7164323,6-6912726=14566992,2 руб.

АНН за 2009 год=14604141,96+6735304,96-6811893=14527553,92 руб.

АНН за 2010 год=15858524,62+7746051,62-7017751=16586825,24 руб.

АНН за 2011 год=19836631,95+11455461,95-7334439=23957654,9 руб.

ВСС = В - МЗ - А + ВД -BP.

ВСС за 2008 год=141470000-59931258,73-1930657,082+11811000-6962000=84457084 руб.

ВСС за 2009 год=143954000-64925166,77-2688134,428+10768000-4744000=82364699 руб.

ВСС за 2010 год=143166000-61807116,09-2391724,756+15896000-9212000=85651159 руб.

ВСС 2011 год=150887000-63893070,98-12361222,28+13051000-4533000=83150707 руб.

ОНН = (АНН:ВСС) х 100%.

ОНН 2008 год=14566992,2/84457084*100%=17,2%

ОНН 2009 год=14527553,92/82364699*100%=17,6%

ОНН 2010 год=16586825,24/85651159*100%=19,4%

ОНН 2011 год=23957654,9/83150707*100%=28,8%

Из расчета по данной методике мы видим значительное увеличение налоговой нагрузки. В 2011 году она увеличилась на 11,6% по сравнению с 2008 годом. Можно сказать, что в 2011 году на 28,8% обязательные налоговые платежи превышают вновь созданную стоимость продукции. То есть продукции произведено меньше, чем уплачено платежей.

НН = (SUM (НП + ВП):SUM ИС) х 100%, ДС = В - МЗ.

ДС 2008 год=141470000-59931258,73=81538741,27 руб.

ДС 2009 год=143954000-64925166,77=79028833,23 руб.

ДС 2010 год=143166000-61807116,09=81358883,91 руб.

ДС 2011 год=150887000-63893070,98=86993929,02 руб.

НН 2008 год=14315394,6/81538741,27*100%=17,6%

НН 2009 год=14604141,96/79028833,23*100%=18,5%

НН 2010 год=15858524,62/81358883,91*100%=19,5%

НН 2011 год=19836631,95/86993929,02*100%=22,8%

По методике М. И. Литвина налоговая нагрузка на предприятие с 2008 года по 2011 увеличилась год на 5,2%.

Подводя итог расчету налоговой нагрузки разными методиками можно сказать, что налоговая нагрузка на предприятие достаточно высокая. По методике МинФина России налоговая нагрузка намного меньше, чем по другим двум методикам в связи с тем, что по методике Минфина во внимание берется сумма уплаченных, а не начисленных налогов. К тому же по всем трем методикам прослеживается тенденция увеличения налоговой нагрузки от 2008 года к 2011 году. С учетом того, что предприятие находится на ЕСХН, но не платит данный налог, на налоговую нагрузку в большей мере влияет налог на доходы физических лиц и страховые взносы.

Показатели эффективности налогового планирования

Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так и в процентах.

Общий коэффициент эффективности налогообложения = Чистая прибыль (чистый доход)/совокупные налоговые издержки.

В налоговые издержки следует включать как косвенные налоги на доходы в размере сумм к доплате, то есть с учетом возмещаемых сумм, так и налоги, относимые на затраты и финансовые результаты, включая чистую прибыль.

Общий коэффициент эффективности налогообложения 2008 год = 11973000/14315394,6=0,8

Общий коэффициент эффективности налогообложения 2009 год = -14668000/14604141,96= -1

Общий коэффициент эффективности налогообложения 2010 год = 1733000/15858524,62= 0,1

Общий коэффициент эффективности налогообложения 2011 год =7476000/19836631,95=0,4

Анализируя полученные значения можно сказать, что в 2008 году чистая прибыль почти равна налоговым издержкам. В 2009 году был убыток, поэтому совокупные налоговые издержки очень большие. В 2010 и 2011 годах налоговые издержки намного больше чистой прибыли. ООО «Совхоз «Архангельский» отдает в бюджет на 90% в 2010 году и на 60% в 2011 году больше, чем получает, что является неэффективным.

Налогоемкость продаж = Совокупные налоговые издержки / объем продаж

В объем продаж, как результирующий показатель деятельности организации, следует включать выручку от реализации товаров, работ, услуг и полученные от покупателей суммы косвенных налогов.

Налогоемкость продаж 2008 год = 14315394,6 / 141470000=0,1

Налогоемкость продаж 2009 год = 14604141,96 / 143954000=0,1

Налогоемкость продаж 2010 год = 15858524,62 / 143166000=0,1

Значение показателя налогоемкости продаж за четыре года равно 0,1. Это значит, что предприятие произвело на 90% меньше, чем заплатило налогов, что является невыгодным для предприятия.

Коэффициент налогообложения затрат = налоговые издержки, относимые на затраты / совокупные затраты.

Коэффициент налогообложения затрат 2008 год =(7164323,6+92844+107823+37678) /170481000 = 0,04

Коэффициент налогообложения затрат 2009 год =(6735304,96+773292+140527+143125) /159967000 = 0,05

Коэффициент налогообложения затрат 2010 год =(7746051,62+773293+149788+171641)/ 173010000 = 0,05

Коэффициент налогообложения затрат 2011 год =(11455461,95+761522+134066+151143)/ 190840000 = 0,07

Значение коэффициента затрат очень маленькое от 0,04 до 0,07, это означает, что предприятие производит много затрат, а налоговые издержки по этим затратам незначительные.

Подводя итог, можно сказать, что для оптимального налогового планирования организации необходимо хотя бы раз в полгода рассчитывать налоговую нагрузку на свою деятельность. Рассчитав такой показатель, организация может принять решение, например, о необходимости оптимизации налогообложения с использованием предусмотренных законодательством льгот.

Внутренними документами ФНС РФ предусмотрено, что налоговые органы при принятии решений о назначении в организации выездной налоговой проверки учитывают, в том числе, такой показатель, как налоговая нагрузка. Данный показатель сравнивается со средним уровнем налоговой нагрузки в аналогичной отрасли.

Таким образом, отслеживание уровня налоговой нагрузки позволяет уменьшить вероятность проявления интереса налоговых органов к деятельности хозяйствующего субъекта, в частности, в виде проведения выездной налоговой проверки.