Ответственность страховщика перед страхователем бывает.

  • § 5. Государственное управление деятельности
  • § 6. Лицензирование на морском транспорте
  • § 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,
  • Глава II. Морское судно и его экипаж
  • § 1. Право собственности на судно и его национальность
  • § 2. Судовые документы
  • § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
  • Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
  • Раздел I содержит следующие основные сведения:
  • § 4. Экипаж судна
  • Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
  • Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
  • § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
  • § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
  • Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
  • § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
  • § 4. Обеспечение безопасности навигации
  • § 5. Защита морской среды
  • § 6. Международный кодекс по управлению
  • § 7. Международный кодекс по охране судов
  • Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
  • § 8. Организация поиска и спасания судов
  • § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
  • § 10. Государственный портовый контроль
  • Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
  • § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
  • § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
  • § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
  • § 4. Суда в территориальном море, исключительной
  • Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
  • Глава V. Договор морской перевозки груза
  • § 1. Общие положения
  • § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
  • § 3. Коносамент
  • § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
  • § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
  • § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
  • Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
  • § 1. Основные условия договора
  • § 2. Ответственность перевозчика
  • Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
  • § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
  • § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
  • § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
  • Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
  • § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
  • § 2. Договоры морского агентирования
  • § 3. Договор доверительного управления судном
  • § 4. Договор транспортной экспедиции
  • § 5. Договор перевалки
  • Глава IX. Договор морского страхования
  • § 1. Общие положения
  • § 2. Основные права и обязанности страхователя
  • § 3. Основные права и обязанности страховщика
  • § 4. Ответственность страховщика
  • § 5. Взаимное страхование
  • Глава X. Договор о спасании
  • § 1. Общие положения
  • § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
  • § 3. Спасательное вознаграждение
  • § 4. Специальная компенсация
  • § 5. Распределение вознаграждения
  • Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
  • Глава XI. Ответственность и ее ограничение
  • § 1. Ответственность и возмещение убытков
  • § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
  • § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
  • § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
  • § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
  • Глава XII. Общая авария
  • § 1. Понятие общей аварии
  • Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
  • § 2. Виды общей аварии
  • § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
  • Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
  • Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
  • § 1. Морской залог
  • § 2. Ипотека судна или строящегося судна
  • Глава XIV. Арест судна
  • § 1. Полномочия на арест
  • § 2. Морское требование
  • § 3. Условия ареста и освобождения судна
  • § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
  • Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
  • § 1. Претензии и иски. Исковая давность
  • § 2. Морской протест. Составление актов
  • § 3. Суд и арбитраж по морским делам
  • § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений
  • § 4. Ответственность страховщика

    В соответствии с договором страхования страховщик обязан возместить страхователю (выгодоприобретателю) убытки при наступлении страхового случая. Однако страховщик, как определено ст. 963 ГК, освобождается от выплаты страхового возмещения, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица. При этом установлено, что законом могут быть предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя. Именно таким законом и является КТМ, согласно ст. 265 которого страховщик не несет ответственности за убытки, причиненные умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя.

    КТМ содержит специальные правила, регулирующие освобождение страховщика от ответственности при страховании судна и при страховании груза. Согласно ст. 266 при страховании судна страховщик, кроме случаев, указанных в ст. 265, не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие: отправки судна в немореходном состоянии, если только немореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна; ветхости судна и его принадлежностей, их изношенности; погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя, но без ведома страховщика веществ и предметов, опасных в отношении взрыва и самовозгорания.

    Обязанность по приведению судна в мореходное состояние содержится в ст. 124 КТМ и Гаагско-Висбийских правил. Перевозчик не несет ответственности за немореходное состояние судна, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками).

    При погрузке опасных по своей природе грузов страхователь обязан уведомить об этом страховщика в соответствии со ст. 250 КТМ, и при невыполнении этой обязанности страховщик освобождается от ответственности за убытки. В случае если опасный груз сдан под неправильным наименованием и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах, страховщик обязан возместить причиненные страхователю убытки, однако вправе взыскать их в порядке суброгации с отправителя. Что касается ветхости судна и его изношенности, то убытки не подлежат возмещению даже в том случае, если страховщику был известен возраст судна.

    При страховании груза страховщик не несет ответственности за убытки, если докажет, что они причинены вследствие умысла или грубой неосторожности отправителя или получателя либо его представителя; естественных свойств груза (порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания или других); ненадлежащей упаковки (ст. 267 КТМ).

    Поскольку при внешнеторговых сделках страхователь и отправитель не всегда совпадают в одном лице, законом установлено, что вина отправителя (кроме простой неосторожности) также освобождает страховщика от ответственности за убытки.

    Естественные свойства груза во многих случаях неизбежно приводят к порче, недостаче и т.п. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 166 КТМ перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение груза, если они произошли вследствие скрытых недостатков груза, его свойств и естественной убыли.

    Недостатки тары и упаковки груза, которые привели к повреждению груза и возникновению убытков, также освобождают страховщика от их возмещения.

    Страховщик не несет ответственности за убытки вследствие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения (ст. 269 КТМ). Это правило связано с тем, что финансовые последствия указанных инцидентов могут быть настолько катастрофическими (например, авария на Чернобыльской АЭС), что оценка страхового риска оказывается невозможной. Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно ст. 56 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" эксплуатирующая организация обязана иметь финансовое обеспечение на случай причинения убытков и вреда радиационным воздействием, которое состоит (в том числе) и из страхования. Условия и порядок страхования гражданской ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, порядок и источники образования страхового фонда определяются законом. Страховщик, предоставивший финансовое обеспечение указанной ответственности, не может приостановить или прекратить страхование, не уведомив об этом в письменной форме за три месяца до приостановления или прекращения страхования органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

    Страховщик не отвечает за убытки, возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волнений, забастовок, а также конфискации, реквизиции, ареста либо уничтожения судна или груза по требованию соответствующих властей. Вместе с тем по соглашению сторон указанные риски также могут быть застрахованы.

    Если страхователь (выгодоприобретатель) умышленно или по грубой неосторожности не принял мер по предотвращению или уменьшению убытков при наступлении страхового случая, страховщик освобождается от ответственности за убытки.

    В принципе страховщик несет ответственность в размере страховой суммы. Однако в том случае, если страхователь понес расходы по предотвращению или уменьшению убытков, а также уплатил взнос по общей аварии, страховщик возмещает и эти расходы независимо от того, что они вместе с убытками, подлежащими возмещению, могут превысить страховую сумму. Точно так же страховщик несет ответственность за убытки, причиненные несколькими следующими друг за другом страховыми случаями, т.е. если даже общая сумма таких убытков превышает страховую сумму (ст. 276 КТМ, п. 2 ст. 962 ГК).

    Если от судна не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения (ст. 48 КТМ), оно считается пропавшим без вести, и страховщик отвечает в размере всей страховой суммы. При страховании судна на срок страховщик отвечает за пропажу судна без вести, если последнее известие о судне получено до истечения срока действия договора морского страхования. Страховая сумма не выплачивается, если страховщик докажет, что судно погибло по истечении указанного срока.

    Страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе (ст. 946 ГК). За нарушение тайны страхования страховщик обязан возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 139 ГК). Должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну страховщика (ст. 33 Закона 1992 г.).

    Ответственность страховщика – один из важных способов защиты прав незащищённой в договоре страхования стороны – страхователя. Отношения сторон по договору страхования регулируются главой 48 ГК РФ «Страхование». Но данная глава практически не содержит в себе норм, посвящённых ответственности страховщика и механизма гарантий прав страхователя при нарушении договорных обязательств. В главе содержится лишь определение отдельных видов страхования: договора имущественного страхования и договора личного страхования.

    Действующий закон о страховании от 27.11.1992 года «Об организации страхового дела в РФ» регулирует лишь общие вопросы организации страхования, содержит требования к участникам страховых отношений. Данный закон даже не содержит положений об ответственности сторон договора страхования. Поэтому рассматривая вопрос об ответственности страховщика, вначале следует выяснить, что представляет из себя каждый конкретный договор страхования. Но в любом случае это соглашение между страховщиком и страхователем, по которому страховщик обязуется в случае причинения имущественного вреда или вреда жизни или здоровью страхователя или другого названного в договоре лица или наступления иного предусмотренного договором события произвести страховую выплату страхователю или иному лицу в пользу которого заключен договор.

    Таким образом гражданско-правовая ответственность это санкция за правонарушение, которая вызывает для нарушителя негативные последствия в виде правовых обязанностей. Правонарушением страховщика в договоре страхования будет являться неисполнение или не полное исполнение условий договора страхования. В этом случае применяются общие нормы ГК РФ - ответственность за неисполнение обязательств. В соответствии с этим страховщик будет обязан возместить страхователю убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Основными формами гражданско-правовой ответственности являются: возмещение убытков, уплата неустойки, возмещение процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсация морального вреда. Говоря о возмещении убытков в страховом обязательстве следует сказать: 1- убытки в объекте страхования, которые возмещаются в рамках исполнения страхового обязательства страховщиком и 2- убытки, возникшие у страхователя в связи с ненадлежащим исполнением страхователем своих обязательств. Действующее гражданское законодательство исходит из принципа полного возмещения убытков. Так например, среди убытков, которые подлежат возмещению можно назвать расходы на проведение всевозможных экспертиз, если страховщик отказывается признать сумму подлежащую возмещению. Примеров можно привести множество. Суды как правило удовлетворяют требования страхователей. Другой формой ответственности страховщика является неустойка. Но сразу следует оговориться, что неустойка должна быть договорной т.е. предусмотрена в договоре страхования.

    К сожалению следует констатировать тот факт, что свои права страхователям, всё чаще и чаще приходится защищать в судах.

    Определение

    Гражданская ответственность - предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных имущественных или личных прав потерпевшего, удовлетворения их за счет нарушителя.

    Страхование общегражданской ответственности предполагает страхование ответственности физических и юридических лиц за причинение вреда здоровью, жизни и имуществу других лиц при осуществлении ими определенной деятельности. Ответственность влечет за собой имущественные меры по компенсации нанесенного вреда потерпевшему лицу. В соответствии с общепринятой практикой организации, предприятия, граждане, которые своей деятельностью могут причинить вред здоровью, имуществу или прочим имущественным интересам третьих лиц, обязаны этот ущерб компенсировать. ГК РФ закрепляет в ст. 12 защиту гражданских прав и среди прочих способов защиты имущественных интересов пострадавших предусматривает возмещение убытков пострадавшей стороне. Страхование ответственности направлено на возмещение потерпевшему лицу вреда, невольным причинителем которого стал страхователь. Заметим, что гражданское право предполагает также возмещение морального вреда, но размер компенсации за моральный вред устанавливается в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего и обстоятельств происшествия. Практика зарубежного страхования ответственности предполагает покрытие такого ущерба, российское страхование не обеспечивает моральный ущерб: в соответствии с ГК РФ (ст. 929) на страхование ответственности принимается только имущественное воз-мещение вреда и не принимается ответственность за причинение морального вреда.

    Страховая защита по закону распространяется на гражданскую ответственность, связанную как с личной жизнью страхователя (страхователь - физическое лицо), так и с его предпринимательской деятельностью.

    Появился новый вид риска - ответственность и поэтому возникла потребность в ее страховании.

    Цель страхования ответственности - защитить экономические интересы страхователя, который при осуществлении определенной деятельности в результате случайного события может невольно (неумышленно) причинить вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

    Обратите внимание!

    Под деятельностью подразумевается не только производство или торговля, но и совершение каких-то действий или бездействие невольного причинителя вреда: эксплуатация транспорта или оборудования, владение недвижимостью или другим имуществом, владение животным, профессиональная деятельность и пр.

    В силу закона или по решению суда пострадавшему производятся соответствующие выплаты.

    Обратите внимание!

    Следует различать гражданскую и уголовную ответственность: цель гражданской - возмещение причиненного ущерба, цель уголовной - наказание лица, сознательно совершившего преступление или правонарушение, подпадающее под уголовную ответственность. Гражданская ответственность может быть застрахована, уголовная не страхуется.

    Практика развития страхования показывает, что все виды страхования ответственности можно подразделить на две груп-пы: страхование ответственности за причинение вреда (страхо-вание гражданской ответственности) и страхование ответст-венности за нарушение договора (страхование ответственности по договору). В любом случае для страхователя риском высту-пает его ответственность, гражданская или по договору, за не-вольное причинение вреда третьим лицам.

    В России в соответствии с ГК РФ риск, подлежащий страхованию гражданской ответственности, также подразделяется на два вида: -

    риск, связанный с причинением вреда (ст. 931); -

    риск, связанный с выполнением договорных обязательств (ст. 932).

    В первом случае у застрахованного возникает внедоговор- ная ответственность. По условиям договора она не конкретизи-рована - заранее не известно, кому застрахованный случайно может нанести вред. По договорам страхования гражданской ответственности возмещается вред, исходя исключительно из требований норм гражданского законодательства, он никак не связан с неисполнением договорных обязательств.

    Во втором случае у застрахованного возникает договорная ответственность, связанная с реализацией рисков, оговоренных условиями страхового договора. Ответственность такого рода может наступать, когда в законодательстве прямо установлены формы и пределы ответственности за нарушение условий определенного вида договоров либо если контрагенты фиксируют в договоре случаи и размеры ответственности сторон.

    Примером внедоговорной ответственности является ответственность за вред (ущерб), нанесенный страхователем (застрахованным) третьему лицу в результате использования автотранспортного средства. Примером договорной ответственности является ответственность страхователя за невозврат кредита при страховании ответственности заемщика кредита.

    Обратите внимание!

    При страховании внедоговорной ответственности может быть застрахован риск как самого страхователя, так и иного лица, на которое такая ответственность может быть возло-жена.

    При страховании договорной ответственности может быть застрахован риск только самого страхователя, который несет ответственность за нарушение договорных обяза-тельств.

    Заметим, что страхование ответственности, как никакая другая отрасль страхования, затрагивает обширную группу правоотношений и во многих странах регламентируется значи-тельным числом законодательных актов, определяющих ответ-ственность производителей в различных отраслях деятельности (например: закон об ответственности за качество выпускаемой продукции, закон об обязательном страховании ответственности аудиторов, нотариусов, закон об ответствен-ности за загрязнение окружающей среды и пр.).

    Объектом страхования ответственности являются: -

    имущественный интерес страхователя, связанный с риском его ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (при страховании внедоговорной ответственности); -

    имущественный интерес страхователя, связанный с риском его ответственности по обязательствам, возникающим вследствие нарушения договора (при страховании договорной ответственности).

    Страхование ответственности имеет свою специфику и отличия от других отраслей страхования. Со страхованием имущества страхование ответственности связано в силу того, что ответственность наступает в связи с использованием имущества. Однако в страховании имущества на заранее определенную сумму страхуется конкретное имущество или собственность, а страхование ответственности защищает не конкретное имущество, а благосостояние страхователя в целом. В отличие от личного страхования страхование ответственности возмещает ущерб, причиненный личности, т.е. это - страхование ущерба, в то время как личное страхование - это страхование суммы.

    В качестве субъектов договора страхования ответственности выступают страховщик, страхователь (застрахованный) и выгодоприобретатель. Страхователем может быть физическое или юридическое лицо, застрахованным, как правило, физическое. Особое значение в страховании ответственности приобретает категория «выгодоприобретатель». Это связано с тем, что страхование ответственности, с одной стороны, защищает средства страхователя от возможных расходов по компенсации ущерба, с другой - в любом случае обеспечивает эту компенсацию пострадавшим лицам.

    Выгодоприобретателем в страховании ответственности выступает третье лицо, которому может быть причинен ущерб, даже если в договоре не указано, в чью пользу он заключен.

    Отношения, возникающие в страховании ответственности, связывают три лица: страховщика и страхователя (застрахованного) - непосредственно, страховщика, страхователя и выгодоприобретателя - опосредованно.

    В отличие от других видов страхования в момент заключения договора страхования внедоговорной ответственности выгодоприобретатель (потерпевший) выступает как абстрактное лицо, интересы которого защищает договор, а выявляется он при наступлении страхового случая и выплате ему страхового возмещения. Страхователь знает, что в случае причинения им неумышленного вреда убытки возмещает страховщик. Страховщик тщательно исследует обстоятельства наступления страхового случая и подсчитывает причиненные страхователем убытки. Потерпевший получит возмещение своего ущерба от страховщика независимо от фи-нансовых возможностей виновника невольного ущерба. При этом страховая организация выясняет, насколько обоснованны претензии потерпевшей стороны и в каком объеме они должны быть удовлетворены. Страхование ответственности не просто возмещает ущерб пострадавшей стороне, но в значительной степени смягчает то напряжение, которое неизбежно возникает между виновником ущерба и потерпевшим. Можно предполо-жить, что поэтому многие государства проводят отдельные виды страхования ответственности в обязательной форме: вне зависимости от возможностей и желания причинителя вреда оплатить его потенциальные потерпевшие должны иметь га-рантии возмещения.

    В соответствии с нормами гражданского законодательства страховщик предоставляет страхователям страховую защиту в случае предъявления им со стороны третьих лиц исков о возмещении ущербов, причиненных страховыми случаями.

    Страховым случаем является: -

    факт возникновения обязанности страхователя (застрахованного) по возмещению вреда, причиненного третьим лицам в результате осуществления страхователем деятельности (бездействия), в отношении которой был заключен договор страхования (при страховании внедоговорной ответственности); -

    факт возникновения обязанности страхователя по возмещению убытка, причиненного выгодоприобретателю нарушением (неисполнением) договора, в отношении которого (убытка) был заключен договор страхования (при страховании договорной ответственности).

    Заметим, что в жизни возможна ситуация, когда о факте нанесения страхователем вреда может стать известно через значительный промежуток времени, поэтому под страховым случаем понимается не просто наступившее страховое событие, а факт предъявления претензии страхователю. Это, в свою очередь, требует установления лимита времени, в течение которого претензии к страхователю по поводу наступившего страхового случая подлежат оплате.

    Вред, который подлежит страховому возмещению, может проявляться в смерти, ухудшении здоровья, повреждении или уничтожении имущества. Как правило, страховой договор по согласованию сторон включает в объем обязательств страховщика конкретный перечень событий, а именно:

    набор видов деятельности, при осуществлении которых страхователь может нанести вред (оказание адвокатских услуг, владение транспортом, перевозка пассажиров по железной дороге, сдача недвижимости в аренду, нотариальная деятельность и пр.);

    перечень неблагоприятных последствий, по результатам воздействия которых страховщик несет ответственность, т.е. осуществляет страховые выплаты (нанесение вреда здоровью пассажиров, смерть пассажиров в результате крушения самолета, загрязнение окружающей среды);

    перечень событий, которые могут привести к нанесению вреда (аварии на производстве, ошибки страхователя).

    Однако при проведении страховых операций не всегда представляется возможным составить подробный список страховых событий, наступление которых приводит к ущербам для третьих лиц.

    Иногда удобнее описать в договоре события, последствия которых исключаются из ответственности страховщика, полагая, что все остальные случаи подпадают под общее понятие страхового случая. Как правило, в страховое покрытие не включаются убытки, возникшие в результате ядерного взрыва, военных действий, гражданской войны, конфискации и ареста, незаконных действий власти, обстоятельств непреодолимой силы и многие другие. Частные исключения зависят от конкретного вида страхования ответственности.

    В объем страховой защиты страховщик может включать:

    оплату требований третьих лиц к страхователям и отклонение требований;

    возмещение целесообразных расходов по спасению жизни и имущества лиц, которым нанесен ущерб;

    возмещение целесообразных расходов по выяснению обстоятельств страховых случаев и степени виновности страхователя;

    возмещение судебных издержек;

    предоставление юридической помощи при рассмотрении обстоятельств нанесения вреда и оценке его величины.

    Особенностью страхования ответственности является порядок установления в договоре страховой суммы. При страховании имущества страховая сумма определяется страховой стоимостью либо частью стоимости имущества, оценку которого можно произвести по представленным страхователем финансовым документам. При заключении договора страхования ответственности страховая сумма определяется исходя из совершенно других оснований: какой потенциальный ущерб может нанести страхователь и в какой мере такой ущерб готов оплатить страховщик. Поэтому страховая сумма по договору страхования ответственности определяется как максимальный размер возможных возмещений, т.е. лимит ответственности страховщика. Размер лимита определяется при заключении договора страхования ответственности по усмотрению обеих сторон и зависит от максимального объема ответственности страхователя.

    Обратите внимание!

    В договоре могут быть закреплены несколько лимитов ответственности:

    как максимально возможный размер выплаты возмеще-ния за каждый страховой случай или за каждое выдвигаемое потерпевшим требование;

    как максимально возможный размер выплаты возмеще-ния одному лицу или нескольким лицам, пострадавшим от одного страхового случая;

    на весь срок действия договора страхования (страховая сумма).

    Размер страховой премии зависит от двух групп факторов: установленного договором лимита ответственности страховщика и параметров риска. На выбор показателей параметров риска оказывает влияние конкретный вид страхования ответственности и род деятельности страхователя. Наиболее часто используются в качестве параметров риска показатели объема выпуска или реализации продукции, фонд заработной платы, численность работников, доходы страхователя, число транспортных средств. Кроме того, при определении величины страховой премии страховщику необходимы сведения о характере деятельности и о предполагаемых изменениях в ней, о мере от-ветственности отдельных руководителей предприятия, о систе-ме безопасности, применяемой на предприятии, о претензиях со стороны третьих лиц в связи с убытками, предъявлявшихся за последние годы, и пр.

    Российская классификация видов страхования ответственности представлена в Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст. 32).

    Страхование ответственности может осуществляться в добровольной и обязательной форме. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации проводится обязательное страхование:

    профессиональной ответственности нотариусов, аудиторов, таможенных перевозчиков, таможенных брокеров, риелторов, оценщиков;

    ответственности за ущерб, причиненный радиационным воздействием при использовании ядерной энергии;

    ответственности, связанной с космической деятельностью;

    ответственности за экологический ущерб;

    гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 2.2.

    3.1 Ответственность страховщика

    При неисполнении или ненадлежащем исполнении сторонами своих обязательств по договору страхования возникают основания для их ответственности.

    Прежде чем перейти к вопросу об ответственности в рассматриваемой нами области, необходимо выяснить, что следует понимать под гражданско-правовой ответственностью.

    Данный вопрос в юридической науке является дискуссионным. Некоторые авторы определяют ответственность как долг, или «регулируемую правом обязанность дать отчет в своих действиях» полагая, что главное в ответственности - истребование отчета, а последует ли за отчетом осуждение и наказание - это уже другой вопрос. Однако необходимо учитывать, что обязанность отчитаться имеет место и тогда, когда поведение безупречно и, следовательно, отсутствует необходимость юридической ответственности, которая возникает при совершении правонарушения. По мнению М. М. Агаркова, «ответственность не может иметь места, если поведение человека было безупречно».

    С. Н. Братусь считает, что юридическая ответственность - это та же обязанность, но принудительно исполняемая. В своих рассуждениях он приходит к выводу, что по своему характеру общая обязанность всех и каждого - удерживаться от причинения имущественного вреда другому лицу приравнивается к обязанности не совершать правонарушения. В случае нарушения этой обязанности возникает другая, уже не пассивная, а активная обязанность возместить ущерб конкретному лицу - потерпевшему, восстановить нарушенное равновесие, привести имущественное положение потерпевшего

    В такое состояние, в каком оно находилось до нарушения права. Добровольное исполнение этой обязанности способствует прекращению возникшего правоотношения. Если исполнения не произойдет, то это обязанность реализуется принудительным способом.

    Следует разделить точку зрения Беляковой А. М. о том, что недопустимо отождествление ответственности с обязанностью должника, независимо от того, выполняется эта обязанность принудительно или добровольно. Исполняя обязанность, должник совершает лишь те действия, которые составляют ее содержание. Законодатель четко разделяет исполнение обязанности и ответственность за неисполнение как самостоятельные, хотя и причинно связанные, правовые категории. В соответствии со ст. 393 ГК РФ ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Теоретические же конструкции должны применяться в том юридическом значении, которое им предает закон.

    Некоторые авторы говорят об ответственности как об особом юридическом состоянии лица, нарушившего возложенную на него законом правовую обязанность, как претерпевания им применения санкций правовых норм. Рассматривая данную проблему, они приходят к выводу, что ответственность - это личностное свойство индивида, которое выражается в способности реагировать на внешние принудительные меры воздействия.

    Следует согласиться с тем, что ответственность всегда связана с оценкой субъективных моментов в поведении лица, совершившего правонарушение, так как в случае привлечения к юридической ответственности принимается во внимание не только способность лица отдавать отчет в своих действиях (вменяемость), но и конкретное психическое состояние лица в момент совершения правонарушения (его виновность или невиновность). Но из этого нельзя делать вывод о том, что ответственность является определенным психическим состоянием, потому что тогда происходит совмещение одного из условий возникновения ответственности с понятием ответственности как определенного правового явления.

    Иоффе О. С. считает, что сама ответственность возникает лишь в том случае, когда для нарушителя определены в установленном порядке, конкретные правовые формы неблагоприятных последствий имущественного или личного характера (обязанность возместить потери, заплатить штраф и т.д.). Это порождает охранительные правоотношения между субъектом, который допустил нарушения права, и субъектом, перед которым нарушитель обязан нести ответственность.

    Гражданско-правовая ответственность возникает в силу закона с момента совершения правонарушения. Для нее, также как и для юридической ответственности вообще, характерно государственное принуждение. Формой реализации ответственности является обязанность лица, совершившего противоправные действия, возместить причиненный вред.

    Возмещение вреда может быть осуществлено в виде возложения на правонарушителя дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему субъективного гражданского права.

    Таким образом, гражданско-правовую ответственность можно определить как обязанность лица, совершившего правонарушение, нести предусмотренные нормами гражданского права или договора неблагоприятные последствия, выражающиеся в лишениях права имущественного или личного характера, либо исполнения им дополнительной гражданско-правовой обязанности.

    Кроме гражданско-правовой ответственности, в страховании имею место административная, финансовая, уголовная ответственность. В последнее время в страховании значительно возрастает количество налоговых правонарушений и фактов мошенничества. Изучение этих правонарушений представляет большой интерес для юридической практики, однако их рассмотрение лежит за пределами нашего исследования.

    Для наступления ответственности субъектов страховых правоотношений необходимы следующие условия: противоправность действий; наличие вреда или убытков; причинная связь между нарушением и наступившим вредом; вина.

    Противоправность поведения страховой организации или страхователя заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора страхования. Нарушение договора может заключаться, например, в непредставлении или несоблюдении условий предоставления медицинских услуг в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования. В качестве бездействия можно рассматривать несообщение страхователем страховщику о наличии обстоятельств, которые могут повлиять на определение страхового риска.

    Другим основанием возникновения гражданско-правовой ответственности субъектов страховых правоотношений является наличие вреда или убытков.

    В соответствии со ст. 15 ГК РФ, убытками являются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Так, например, страхователь не получил страховое возмещение, предусмотренное договором страхования.

    Действие (бездействие) участников страховых правоотношений может быть признано причиной общественно-опасного результата, если нарушение непосредственно, закономерно влечет убытки; между причиной и следствием не должно быть других обстоятельств, имеющих юридическое значение.

    Закрытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Межрегиональный инвестиционный банк" (ЗАО "АКБ "МИБ") обратилось в Арбитражный суд города Самары с иском к Закрытому акционерному обществу "Промышленно-страховая компания" (ЗАО "ПСК") о взыскании 1.954.721 руб. 26 коп., составляющих сумму страхового возмещения. 18 декабря 2005 года имело место дорожно-транспортное происшествие, в результате которого были причинены механические повреждения автомобилю истца - "Мерседес-Бенц", застрахованному на момент аварии в ЗАО "ПСК". Заявленное требование мотивированно тем, что оплатив страховое возмещение частично, ответчик отказался от возмещения расходов истца, связанных с оплатой работ по восстановлению бронезащиты застрахованного автомобиля в Германии.

    Согласно ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации страховщик несет обязанность по возмещению убытков в застрахованном имуществе, причиненных страхователю в результате наступления страхового случая.

    Как следует из упомянутой нормы права и существа заявленных требований, в предмет доказывания по делу входили следующие обстоятельства:

    Наличие между сторонами отношений по страхованию;

    Наступление страхового случая, обусловленного соглашением сторон;

    Причинение истцу убытков;

    Убытки, о возмещении которых просит истец, явились следствием наступления страхового случая;

    Установление именно этих фактов в силу ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации дает основания для вывода об обязанности страховщика выплатить страховое возмещение.

    Определив предмет доказывания по делу, с надлежащей полнотой исследовав обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного его разрешения, суд обеих инстанций установил следующее:

    Между сторонами существовали отношения по страхованию автомобиля "Мерседес-Бенц" № К267AM63RUS (л.д. 6-11);

    Страховой случай, обусловленный сторонами (повреждение застрахованного автомобиля в результате ДТП) имел место в рамках срока действия спорного договора страхования (л.д. 18);

    Истец (страхователь) понес расходы в связи с ремонтом бронированных частей автомобиля в Германии (л.д. 19-27);

    Необходимость упомянутого ремонта и соответственно расходы по нему не обусловлены наступлением страхового случая.

    Оценив совокупность установленных фактов, суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку убытки возмещения которых фактически требует истец, заявляя настоящий иск, не находятся в причинно - следственной связи с наступлением страхового случая, у ответчика (страховщика) отсутствует обязанность по выплате требуемого дополнительного страхового возмещения; - и правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

    Как следует из содержания кассационной жалобы, истец, обжалуя решение и постановление, исходит из довода о несостоятельности вывода суда об отсутствии причинной связи между расходами по ремонту застрахованного автомобиля в Германии и имевшим место страховым событием.

    В обоснование упомянутого довода истец ссылается на:

    Акт совместного осмотра поврежденного в результате ДТП застрахованного автомобиля от 10 марта 2006 года (л.д. 42);

    Письмо фирмы "Панавто" (л.д. 32);

    Действия ответчика, направленные на организацию ремонта застрахованного автомобиля, уже после выплаты последним страхового возмещения(л.д. 33).

    Однако указанная аргументация не может быть признана надлежащим и достаточным подтверждением наличия причинной связи между ДТП и необходимостью расходов по ремонту в Германии, в связи со следующим.

    В акте осмотра от 10 марта 2006 года, письме фирмы "Панавто" и письме фирмы "Trasco" указывается лишь на возможность причинения застрахованному автомобилю в результате ДТП повреждений, расходы по устранению которых обосновывает истец.

    Кроме того, незаверенные ксерокопии писем фирмы "Панавто" и фирмы "Trasco", с учетом требований ст.60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не могут рассматриваться в качестве доказательств по делу.

    Как пояснил в заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика, действия страховщика, выплатившего страховое возмещение, по организации надлежащего ремонта застрахованного автомобиля, учитывая, что отношения по страхованию между истцом и ответчиком продолжают действовать, полностью соответствуют обычаям деловой практики страховых компаний. Учитывая отсутствие возражений со стороны представителя истца, оснований полагать иное не имеется.

    В связи с изложенным и принимая во внимание, что:

    Согласно договору страхования, заключенному между истцом и ответчиком, страховое возмещение в случае повреждения застрахованного автомобиля выплачивается в сумме наряд - заказа со СТОА на проведение восстановительного ремонта, но не более 70% от страховой суммы, что и было исполнено в полном объеме ответчиком на основании заключения (калькуляции) стоимости работ, деталей и материалов для восстановительного ремонта застрахованного автомобиля, составленного консультационным центром "ТК Сервис";

    Условиями спорного договора не предусмотрена возможность восстановительного ремонта застрахованного автомобиля за рубежом, а доказательств того, что ремонт автомобиля в Германии был согласован со страховщиком, который, как подтверждается материалами дела, выражая необходимую для поддержания нормальных деловых отношений степень заботливости, представил после уплаты страхового возмещения на выбор страхователя ряд фирм города Самары, специализирующихся на ремонте автомобилей "Мерседес-Бенц", в материалах дела не имеется;

    Как указал в заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика, истец в соответствии со ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан был при заключении договора страхования поставить ответчика в известность о возможной необходимости ремонта застрахованного автомобиля в иностранной фирме за рубежом, поскольку при получении указанной информации ответчик (страховщик), скорее всего отказался бы от страхования данного автомобиля в связи с возможными крупными расходами на его ремонт, однако, такое сообщение от истца не поступало, что материалами дела подтверждается, - кассационная инстанция приходит к выводу о том, что у суда отсутствовали законные основания для удовлетворения заявленного иска.

    Являясь необходимым условием гражданско-правовой ответственности за причинение убытков, в том числе и в случае неисполнения договора страхования, вина представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его результату. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение договора страхования произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.

    Суд вправе уменьшить размер ответственности страховщика, если застрахованное лицо умышленно или по неосторожности содействовало увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, либо не приняло разумных мер к уменьшению убытков.

    Традиционными формами гражданско-правовой ответственности, которые применяются к правонарушителю за неисполнение обязательств по страхованию являются неустойка и возмещение убытков.

    Судами ежегодно рассматривается множество дел о взыскании неустойки, которая является, одновременно, способом обеспечения гражданско-правовых обязательств, в том числе страховых, мерой ответственности за их нарушение, а также способом защиты гражданских прав.

    Понятие «ответственность страховщика» в теории и на практике рассматривается в двух вариантах. Во-первых, ответственность страховщика может наступить в результате неисполнения последним своих обязанностей перед страхователем (выгодоприобретателем). Во-вторых, так называют обязанность по страховой выплате. Однако действия по предоставлению страховой выплаты абсолютно не связано с нарушением страховщиком страхового обязательства. Такое отождествление, как указывается в литературе, допустимо только тогда, когда под ответственностью страховщика понимается не ответственность в собственном смысле, а ответственность как обязанность страховщика по производству страховых выплат, которая выражает отношения страховщика и страхователя в связи с наступившим страховым случаем.

    Законодательство, регулирующее отдельные виды страхования, устанавливает конкретные формы ответственности страховщика. Так, например.

    Федеральный закон от 28 марта 1998 года «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» устанавливает, что, в случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм застрахованному лицу (выгодоприобретателю), он должен уплатить штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

    Страховщик обязан при страховом случае произвести страховую выплату в установленный договором или законом срок. Если страховая выплата не произведена в установленный срок, то договором может быть установлено, что страховщик уплачивает страхователю неустойку в форме штрафа.

    В качестве примера можно привести следующий случай. Товарищество с ограниченной ответственностью "Аталекс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к государственной страховой фирме "Стин-вест" о взыскании штрафных санкций за просрочку выплаты страхового возмещения.

    Договор имущественного страхования был заключен между названными организациями на условиях страхования, утвержденных генеральным директором государственной страховой фирмы "Стинвест", согласно которым выплата страхового возмещения производится в течение семи дней после получения всех необходимых документов.

    Документы компетентных органов о пожаре и двусторонний акт об уничтожении имущества имелись у страховой фирмы в ноябре 1994 года.

    В соответствии с ранее действовавшей ст. 17 Закона Российской Федерации "О страховании" страховщик был обязан при страховом случае произвести страховую выплату в установленный договором или законом срок. Если страховая выплата не произведена в установленный срок, страховщик уплачивал страхователю штраф в размере 1 процента от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки.

    Состояние. Именно поэтому необходимо рассматривать рынок недвижимости во времени, то есть большое значение приобретает прогнозирование и проектирование операций с недвижимостью на будущее. ГЛАВА III. Прогнозирование операций с недвижимостью. Проектирование операций с земельными участками Изменения, происходящие в различных сферах жизни общества, о чем упоминалось ранее, значительно...

    Обязательства с иными обязательствами (купля-продажа, поставка, заем, бодмерея (т.н. морской заем)), что было обусловлено необходимостью определения места нового правоотношения в системе обязательств. Страховое правоотношение в его современном понимании имеет немного общего с такими отношениями, однако на этапе его признания позитивным правом такое сопоставление виделось обоснованным. Так, ...

    Ограничение на использование предмета лизинга только в предпринимательских целях и увеличить число способов и оснований приобретения предмета лизинга. 2. Возникновение, содержание и прекращение лизинговых правоотношений. Ответственность сторон 2.1 Возникновение лизинговых правоотношений Среди юридических фактов, порождающих правоотношения особое место занимает договор. Кроме того, ...

    В соответствии с возместить страхователю (выгодоприобретателю) убытки при наступлении страхового случая. Однако страховщик, как определено ст. 963 ГК, освобождается от выплаты страхового возмещения, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица. При этом установлено, что законом могут быть предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя. Именно таким законом и является КТМ, согласно ст. 265 которого страховщик не несет ответственности за убытки, причиненные умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя.

    КТМ содержит специальные правила, регулирующие освобождение страховщика от ответственности при страховании судна и при страховании груза. Согласно ст. 266 при страховании судна страховщик, кроме случаев, указанных в ст. 265, не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие: отправки судна в немореходном состоянии, если только немореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна; ветхости судна и его принадлежностей, их изношенности; погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя, но без ведома страховщика веществ и предметов, опасных в отношении взрыва и самовозгорания.

    Обязанность по приведению судна в мореходное состояние содержится в ст. 124 КТМ и Гаагско-Висбийских правил. Перевозчик не несет ответственности за немореходное состояние судна, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками).

    При погрузке опасных по своей природе грузов страхователь обязан уведомить об этом страховщика в соответствии со ст. 250 КТМ, и при невыполнении этой обязанности страховщик освобождается от ответственности за убытки. В случае если опасный груз сдан под неправильным наименованием и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах, страховщик обязан возместить причиненные страхователю убытки, однако вправе взыскать их в порядке суброгации с отправителя. Что касается ветхости судна и его изношенности, то убытки не подлежат возмещению даже в том случае, если страховщику был известен возраст судна.

    При страховании груза страховщик не несет ответственности за убытки, если докажет, что они причинены вследствие умысла или грубой неосторожности отправителя или получателя либо его представителя; естественных свойств груза (порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания или других); ненадлежащей упаковки (ст. 267 КТМ).

    Поскольку при внешнеторговых сделках страхователь и отправитель не всегда совпадают в одном лице, законом установлено, что вина отправителя (кроме простой неосторожности) также освобождает страховщика от ответственности за убытки.

    Естественные свойства груза во многих случаях неизбежно приводят к порче, недостаче и т.п. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 166 КТМ перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение груза, если они произошли вследствие скрытых недостатков груза, его свойств и естественной убыли.

    Недостатки тары и упаковки груза, которые привели к повреждению груза и возникновению убытков, также освобождают страховщика от их возмещения.

    Страховщик не несет ответственности за убытки вследствие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения (ст. 269 КТМ). Это правило связано с тем, что финансовые последствия указанных инцидентов могут быть настолько катастрофическими (например, авария на Чернобыльской АЭС), что оценка страхового риска оказывается невозможной. Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно ст. 56 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" эксплуатирующая организация обязана иметь финансовое обеспечение на случай причинения убытков и вреда радиационным воздействием, которое состоит (в том числе) и из страхования. Условия и порядок страхования гражданской ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, порядок и источники образования страхового фонда определяются законом. Страховщик, предоставивший финансовое обеспечение указанной ответственности, не может приостановить или прекратить страхование, не уведомив об этом в письменной форме за три месяца до приостановления или прекращения страхования органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

    Страховщик не отвечает за убытки, возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волнений, забастовок, а также конфискации, реквизиции, ареста либо уничтожения судна или груза по требованию соответствующих властей. Вместе с тем по соглашению сторон указанные риски также могут быть застрахованы.

    Если страхователь (выгодоприобретатель) умышленно или по грубой неосторожности не принял мер по предотвращению или уменьшению убытков при наступлении страхового случая, страховщик освобождается от ответственности за убытки.

    В принципе страховщик несет ответственность в размере страховой суммы. Однако в том случае, если страхователь понес расходы по предотвращению или уменьшению убытков, а также уплатил взнос по общей аварии, страховщик возмещает и эти расходы независимо от того, что они вместе с убытками, подлежащими возмещению, могут превысить страховую сумму. Точно так же страховщик несет ответственность за убытки, причиненные несколькими следующими друг за другом страховыми случаями, т.е. если даже общая сумма таких убытков превышает страховую сумму (ст. 276 КТМ, п. 2 ст. 962 ГК).

    Если от судна не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения (ст. 48 КТМ), оно считается пропавшим без вести, и страховщик отвечает в размере всей страховой суммы. При страховании судна на срок страховщик отвечает за пропажу судна без вести, если последнее известие о судне получено до истечения срока действия договора морского страхования. Страховая сумма не выплачивается, если страховщик докажет, что судно погибло по истечении указанного срока.

    Страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе (ст. 946 ГК). За нарушение тайны страхования страховщик обязан возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 139 ГК). Должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну страховщика (ст. 33 Закона 1992 г.).