Отказ от рационалистической модели. Идейные истоки и особенности мировоззрения

Вильфредо Парето - известный итальянский социолог и экономист, один из основателей теории элит. По этой теории, общество представляет собой пирамидальную структуру. Но Парето известен не только как создатель данной теории. Сегодня мы с вами познакомимся с его биографией, достижениями и мировоззрением подробнее.

Детство

Вильфредо родился 15 июля 1848 года в знатной семье, проживавшей во Франции. Его отец был итальянским маркизом, которого выслали из страны за либеральные и республиканские взгляды. Мать Парето была француженкой. С детства парень одинаково хорошо говорил на итальянском и французском языках. В 1850-м семье разрешили вернуться в Италию.

Образование

Вильфредо Парето получил как классическое гуманитарное среднее образование, так и техническое образование. Практически с первых лет обучения он начал проявлять склонность и, что немаловажно, интерес к математике. После школы Вильфредо продолжил обучение в Политехническом институте Турина, где получил диплом инженера. В 1869 году, Парето защитил диссертацию на тему «Принципы равновесия твердых тел». Такое понятие, как «равновесие», еще не раз отзовется в его социологических и экономических работах.

Флоренция

Последующий период жизни Парето прошел во Флоренции. Сюда его позвали на должность инженера путей сообщения. Через некоторый промежуток времени, Вильфредо уже управлял сетью металлургических заводов. В этот период стали проявляться его либеральные и демократические взгляды, а также протест касательно милитаристской политики, проводимой итальянским правительством.

Личная жизнь

В 1889 году Парето взял в жены Александру Бакунину. Девушка была по происхождению русской. В 1901 году жена оставила Вильфредо и уехала на родину. Спустя год после расставания с первой супругой Парето познакомился с Жанной Режи, с которой в итоге связал свою жизнь. Именно этой девушке он позже посвятит труд под названием «Трактат по общей социологии», который был издан в 1916 году во Флоренции.

Перелом в убеждениях

В 1891 году Вильфредо Парето познакомился с трудами Вальраса и Панталеони - двух виднейших на тот момент итальянских экономистов. Они развивали в своих работах теорию экономического равновесия, которая отразилась на становлении социологической системы Парето. Приблизительно в это время произошел перелом в убеждениях Вильфредо. Он стал приверженцем консерватизма и антидемократизма. С 1892 по 1894 был опубликован ряд материалов Парето по экономической теории.

Швейцария

В 1893 году итальянский ученый переезжает в Швейцарию, где начинается новый период его жизни. Здесь он становится профессором политэкономии и возглавляет кафедру в Лозаннском университете. На этом посту Парето меняет довольно известного экономиста Л. Вальраса, на работах которого он сам учился. Именно Вальрас предложил Парето эту должность. На тот момент, Вильфредо много времени уделял науке и опубликовал несколько своих сочинений. В университете он преподавал свой личный курс политэкономии, написанный в 1896-1897 годах. В 1897 году Парето стал также читать лекции по социологии.

Через год ученый получил от своего дяди колоссальное наследство, которое позволило ему приобрести виллу в Селиньи, прямо на берегу Женевского озера. Позже она станет любимым местом отдыха и работы ученного. В 1902 году, в Париже была опубликована книга Вильфредо Парето, которая получила название «Социологические системы». А через пять лет в Милане на свет вышел «Учебник политической экономии». Эти труды принесли герою нашего рассказа большую популярность, но главная его работа еще впереди.

Трактат по социологии

В 1907 году из-за проблем с сердцем ученому пришлось оставить преподавательскую деятельность. Когда, через некоторое время, его состояние улучшилось, Парето принялся за написание книги «Трактат по общей социологии». На написание этой книги у мужчины ушло 5 лет. В 1916 году труд был опубликован на итальянском языке. Через три года, он стал доступен также на французском языке. С этого времени и до конца своих дней Вильфредо Парето занимался исключительно социологическими исследованиями. В 1918 году в Лозанском университете торжественно отпраздновали 70-летие ученого.

Последние годы

В начале 1920-х итальянский социолог опубликовал несколько важнейших работ. В 1921 году вышла книга Парето Вильфредо «Трансформация демократии». В ней ученый в обобщенном виде раскрыл все свои основные идеи. В нескольких своих трудах, Парето выказывал сочувствие итальянскому фашизму, приверженцем идеологии которого являлся. Именно в эти годы, к власти в Италии пришел Б. Муссолини. Новое правительство уважало Парето, а некоторые его члены даже считали себя учениками социолога. В результате в 1923 году Вильфредо стал сенатором Итальянского королевства. Вскоре он умер и был похоронен в Селиньи.

Обращение к социологии

Как уже было сказано, ученый довольно поздно решил, что главным вектором в его жизни должна стать социология. К этому времени он был уже выдающимся специалистом в области политэкономии. С чем же связана смена приоритетов? Видимо, причина была в том, что рационалистская концепция «экономического человека» с которой ученый работал на протяжении долгих лет, перестала его устраивать. Вероятно, что влияние на ученого также оказали экономические проблемы, в частности, распределение доходов в обществе. Еще в трудах Парето написанных в период с конца 19-го по начало 20-го века, просматривался его интерес к новой модели человека. В полной мере, его иллюстрировала работа «Общая социология» Вильфредо Парето, объем которой составлял порядка двух тысяч страниц.

Отказ от рационалистической модели

В то время господствовала рационалистическая модель человека, и герой нашего разговора был ее сторонником на протяжении многих лет. Однако однажды он от нее окончательно отказался. Согласно данной модели, поведение индивида в той или иной ситуации выглядит следующим образом: обдумывание действия, анализ его целесообразности, и наконец, поступок, приближающий к цели. Концепции Парето выглядела противоположным образом: сначала, под влиянием интереса и чувств, человек выполняет действие, а затем он объясняет его целесообразность. На этом и была построена «Теория нелогичного действия».

Тем не менее Парето не стал приверженцем иррационалистических трактовок человеческих поступков. Наоборот, он попытался сделать из рационализма «ультрарационализм», который предполагает, что в дискурсе, вместе с логикой, участвуют также наблюдения и эксперименты. Они нужны для того, чтобы разоблачить иллюзии, возникающие в нашем сознании, при желании скрыть истинные мотивы поступков.

Большинство людей знает ученого именно благодаря этой теории. По его мнению, элиты постоянно сменяют друг друга, а история является «кладбищем элит». Таким образом, основные причины политических изменений Вильфредо Парето видел в циркуляции элит. Для элит, как отмечает Парето, характерна тенденция к упадку. «Неэлиты», в свою очередь, могут создавать для них вполне достойных преемников. И это очень важно, ведь дети, как правило, не обладают теми выдающимися особенностями, которые были у их родителей. Элиты должны постоянно сменяться, так как стоящие у власти люди со временем теряют ту энергию, которая помогла им завоевать высокий пост.

Общество непрерывно стремится к социальному равенству, которое достигается грамотным взаимодействием четырех важнейших сил, которые Парето назвал элементами. Элементы, по его мнению, могут быть: социальными, экономическими, политическими и интеллектуальными.

Неравенство на психологическом уровне

Особое внимание ученый уделял мотивам человеческих деяний. Именно поэтому политика для него в какой-то степени являлась функцией психологии. Психологический подход в анализе общества и политики в целом помог Парето объяснить причину формирования многообразия социальных институтов. Она заключалась в психологическом неравенстве людей. Социолог отмечал, что общество неоднородно, и его индивиды имеют моральные, физические и интеллектуальные отличия. Теория Вильфредо Парето давала основания полагать, что элита определяется по врожденным психологическим свойствам. Он даже создал систему оценки человека, по которой можно было выявить его предрасположенность к той или иной деятельности.

Как элита удерживает власть?

В концепции Вильфредо Парето элиты делятся на «правящую» и «неправящую». Первая участвует в управлении и принимает властные решения, в отличие от второй. Малочисленный класс удерживается у власти благодаря своей силе и поддержке подчиняющегося класса. При этом так называемый ресурс согласия основывается главным образом на умении власти убедить остальных в своей правоте. От способности манипулировать эмоциями толпы зависит вероятность того самого согласия. Тем не менее талант убеждения не всегда позволяет удержать власть, поэтому элита должна быть готова прибегнуть к силовым действиям.

Типы элиты

По теории Парето, есть два типа элиты: «львы» и «лисы». Первые преобладают в том случае, если политическая система стабильна. Когда она неустойчива, необходимы «лисы» - новаторы, комбинаторы, энергичные деятели. Смена элиты происходит из-за того, что каждый из типов перестает удовлетворять потребности масс. Следовательно, для равновесия систем требуется постоянная смена элит. В этом и заключаются основные причины политических изменений.

Вильфредо Парето: закон «20/80»

Говоря о деятельности итальянского ученого, нельзя не упомянуть об этом интересном открытии. Согласно этому эмпирическому правилу, первые 20% действий, которые человек совершает на пути к достижению цели, дают 80% результата. Следовательно, оставшиеся 80% действий дают 20%. Это правило может применяться при анализе эффективности той или иной деятельности. Выбрав правильно минимальное количество наиболее важных действий, человек получает значительную часть от желанного результата. А дальнейшие улучшения часто являются неоправданными и лишь занимают время. Конечно, приведенные в законе цифры не являются абсолютно точными. Просто однажды Парето заметил, что 80% дохода сосредотачивается у 20% населения.

Заключение

Сегодня мы с вами в общих чертах рассмотрели научное достояние Вильфредо Парето. Благодаря работе этого ученого, социология получила мощный импульс для развития и обратила на себя внимание многих ученных. По сей день Парето считается одним из лучших экономистов и социологов.

Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальян­ского маркиза, выходца из Генуи, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была францу­женкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родите­лей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем. В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое внимание он уделяет изучению матема­тики. После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защи­щает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаме­нование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономи­ческих и социологических трудах. В те­чение ряда лет он занимал довольно важ­ные должности в железнодорожном ве­домстве и в металлургической компании.

В 90-е годы он предпринимает неуда­чную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чте­нием и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского уни­верситета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса.В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам дуче, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии.Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод. Умер Парето 19 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.

Как уже отмечалось, первые научные труды Парето были посвящены экономике. В качестве экономиста он занимает видное место в истории науки. Он внес важный вклад в исследование распределения доходов, мо­нополистического рынка, в становление эконометрии и т.д. . Но постепенно он осознает недостаточность и неадекватность представле­ний о человеке как оhomooeconomicus. В свою очередь это осознание было связано с его общим отрицательным отношением к рационалистическим концепциям человека, которое со временем усиливалось. В поисках более адекватной и целостной модели человека Парето обращается к социоло­гии. Обращение это происходит сравнительно поздно, когда он был уже зрелым и известным ученым, но происходит оно не сразу, не вдруг, а испод­воль, постепенно. Оно заметно еще в его несоциологических по жанру на­учных трудах, таких, как «Курс политической экономии» (1896-1897), «Социалистические системы» (1902) и «Учебник политической экономии» (1906). Уже в 1897 г. Парето читал курс социологии в Лозаннском универси­тете, который он продолжал читать и впоследствии, даже тогда, когда из-за болезни был вынужден отказаться от преподавания экономики.

Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его соци­ологические теории, - «Трактат по общей социологии». Автор писал его с 1907 по 1912 г. В итальянском оригинале «Трактат» был впервые опубли­кован в 1916 г., во французском варианте, проверенном и одобренном авто­ром, он вышел в 1917-1919 гг. Это огромное и весьма громоздкое по своей структуре сочинение написано в нарочито наукообразном стиле; оно на­считывает около 2 тыс. страниц текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов, не считая приложений.

Правящая и неправящая элиты

Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, ин­теллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное нера­венство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показате­лями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.

Парето различает два вида элиты: правящую , т. е. принимающую участие в осуществлении политической власти, инеправящую . В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пира­миды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низ­ший слой») . Элиты существуют во всех обще­ствах, независимо от формы правления.

В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых, аристо­кратия преступников и т.п.» . Проблема, однако, остается: как определить «луч­ших», наиболее компетентных и т.п.? Парето, по существу, игнорировал относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с определенными социальными системами, каж­дая из которых вырабатывает свои специфические критерии оценки этих качеств.

Парето стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося в него оценочного элемента. Тем не менее ему не удалось избежать известной противоречивости в истолковании этого понятия. С одной сто­роны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. С другой стороны, в «Трактате» встреча­ются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соот­ветствующими качествами. Очевидно, что вторая трактовка противоречит первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мо­бильности, основанное на принципе «естественного отбора». В этом слу­чае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто. И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из лю­дей, действительно обладающих соответствующими качествами и достой­ных своего высшего положения в обществе.

Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредствомсипы, либо посредствомубеж­дения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История - это кладбище аристо­кратий» .

Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

Циркуляция элит

Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социаль­ного равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для уп­равления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деграда­ции элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индиви-дов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представите­лей низшего слоя.

Согласно теории Парето, политические революции происходят вслед­ствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Рево­люция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В известном смыслесущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются инди­видами из высших, так как последние обладают необходимыми для сраже­ния интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев .

Типы элиты

Итак, в историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена - закон существования человеческого общества. Но изменяются не просто составы элит, их контингент; сменя­ют друг друга, чередуются сами типы элит. Причина этой смены состоит в чередовании, точнее, в поочередном преобладании в элитах «осадков» первого и второго классов, т. е. «инстинкта комбинаций» и «настойчивости в сохранении агрегатов» .

Первый тип элиты, в котором преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Усиление «осадков» первого класса и ослабление «осад­ков» второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о на­стоящем и меньше - о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материаль­ные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, дру­гих социальных групп, нации. С течением времени «инстинкт комбинаций» в правящем классе усили­вается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается ин­стинкт «настойчивости в сохранении агрегатов». Когда расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты с преобладанием «осадков» второго класса. Для этой категории элиты характерныагрессивность, авторитарность, упор­ство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и ком­промиссам.

Первый тип правящей элиты Парето называет «лисами», второй - льва-ìè »". В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории "спе­кулянтов" и "рантье": в первой из них преобладают «осадки» первого класса, во второй - второго [там же, § 2235]. «Спекулянты», обладая хоро­шими способностями в области экономических комбинаций, не довольст­вуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше. Каждая из двух категорий выполняет в обществе осо­бую полезную функцию. «Спекулянты» часто «служат причиной измене­ний и экономического и социального прогресса» [там же]. Рантье. наоборот, составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором почти исключительно преобладают «рантье», остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют «спеку­лянты», лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.

Вильфредо Парето ($15.06.1848$ г., Париж – $20$ августа $1923$ г., Селиньи, Швейцария) – итальянский экономист, социолог и инженер, а также один из основателей так называемой «теории элит».

Замечание 1

В. Парето были разработаны теории, которые впоследствии были названы его именем (например, «оптимум Парето» и статистическое Парето-распределение). Данные теории приобрели достаточно широкую популярность как в экономической теории, так и в других отраслях знаний.

Краткая биография

Парето родился $15. 06. 1848$ г. в городе Париже, в семье итальянского маркиза, который был выходцем из итальянской Генуи. В $1858$ г. семья вернулась в Италию и там юный Вильфредо Парето принимается за учебу учиться и впоследствии получает классическое гуманитарное, а также техническое образование (при этом, наибольшее внимание он уделял изучению математики).

В $1869$ году Парето завершил обучение в Политехнической школе (Турин). После этого будущий ученый защитил диссертацию на тему «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Данная тема научного труда его современниками был воспринята как некое предзнаменование, поскольку в дальнейших социологических и экономических трудах В. Парето отводил понятию «равновесие» весьма весомую роль.

На протяжение многих лет Вильфредо Парето занимал высокие должности в металлургической компании и в железнодорожном ведомстве. В $90$-е гг. $XVIII$ в. Парето предпринял неудачную попытку испытать себя в политике. В те годы он уже достаточно активно занимался публицистикой, а также чтением и переводами классических текстов.

В начале $90$-х гг. $XVIII$ в. В. Парето опубликовал целый ряд исследований в области математической экономики и экономической теории. С $1893$ года и до конца своих лет Парето был профессором политической экономии Лозаннского университета, сменив в этой должности знаменитого экономиста Л. Вальраса.

Умер Парето $20.08.1923$ г. в Селиньи (Швейцария), где он прожил последние годы своей жизни.

Научные достижения

По мнению Вильфредо Парето, обществу имманентна пирамидальная структура. На вершине этой структуры находится элита направляющая жизнь всего социума. Залогом успешного развития общества является своевременное обновление элиты (то есть, «циркуляция элит»). В своих трудах выдающийся итальянец довольно скептически относился к демократическим режимам, называя их «демагогической плутократией». Парето полагал, что в политической жизни есть некий «универсальный закон», согласно которому элита всегда обманывает широкие социальные массы.

Основные научные труды В. Парето

  • Курс политической экономии $(1896-1897)$
  • Учебник политической экономии $(1906)$
  • Социалистические системы $(1902-1903)$
  • Краткое руководство по общей социологии $(1920)$
  • Трактат по общей социологии $(1916)$

Парето-распределение (или «правило $20/80$»)

Упрощенное изложение закона можно озвучить следующим образом: «затраты времени на выполнение плана: $20\%$ труда реализуют $80\%$ результата, однако остальные $20\%$ результата требуют $80\%$ всех затрат».

Замечание 2

Стоит отметить, что данное правило имеет очень отдаленное отношение к самому В. Парето. Так, знаменитый итальянский ученый умер в $1923$ г., в то время, как название данного закона было предложено в $1941$ г. американским специалистом в сфере качества Дж. Джуран. Так, в одной из работ американского исследователя говорилось о том, что в Италии $80\%$ доходов получают $20\%$ домохозяйств.

Вильфредо Парето

Трансформация демократии

Парето и демократия

Вильфредо Парето (1848–1923) известен широким образованным массам как автор теории круговорота элит (и принципа, названного его именем, который на самом деле сегодня не вполне однозначно соотносится с его творчеством).

Как ученый, Парето принадлежит к той эпохе, которая своими корнями уходит в позитивизм XIX в., проникнутый верой в науку и ее всемогущество, и вместе с тем открывает период господства технологий и разочарования во всем, начиная с социальных утопий и заканчивая демократией, если говорить только о гуманитарной сфере.

Человек, который оставил больше 30 томов сочинений по социологии, математике, экономике, политологии и т. д., создал себе собственный памятник и, наверное, заслуживает пристального внимания, хотя сегодня в полной мере такое внимание способны уделять только узкие специалисты. Но и для широкой публики многие из оригинальных текстов Парето могут быть интересны. Сегодня его считают классиком социологии; существуют институты и фонды, носящие его имя и посвященные изучению его жизни и деятельности.

Как и многие другие классики, Парето сконструировал систему, основанную не только на общеупотребительных или общепризнанных концепциях, вытекающих из культурной традиции и опыта предшественников, но и на выработанных им самим специальных понятиях и идеях. С одной стороны, такие термины, как «деривации», «остатки», «цикл демагогической плутократии», придают его статьям более однозначный и определенный, с авторской точки зрения, смысл; они лучше выражают авторское «Я», индивидуальный стиль и особое понимание общества; с другой стороны, если эти понятия не входят в общий оборот и не становятся всеобщим достоянием, их не используют другие исследователи, их понимание затруднено, и если сам Парето был вынужден в статьях постоянно давать пояснения и делать ссылки на свой фундаментальный труд по социологии, то сегодня, несмотря на популярность его имени в определенных ученых кругах, эта терминология выглядит еще более экзотичной. Впрочем, таковы недостатки всех систем, по крайней мере систем, описывающих общество; текучесть социальной жизни обрекает на неудачу любые попытки отразить ее в строго однозначных понятиях, и даже если таковые кажутся ясными и определенными, когда становятся привычными, – это лишь иллюзия, о чем никогда не следует забывать. Демократия, капитализм, даже свобода суть слова, впитавшие столько мифологии, что для строгой науки (насколько таковая возможна) их использование становится проблематичным.

Создание систем – традиция XIX–XX веков, попытка сблизить методы гуманитарных наук и естествознания. Практически в известных рамках она осуществима, но эти рамки довольно узки, и при желании выйти за них ученый начинает сильно обманываться. Не об этом ли пишет сам Парето, рассуждая о возможностях и пределах опытного познания, или «логико-экспериментальной науки», как он его называет?

Выведение общих законов истории и социологии выливается в банальность, когда человек пытается формализовать некоторые природные принципы – повторяемость и чередование, природные циклы, рост, упадок и т. п. или в более или менее удачно зашифрованную догматическую схему. Вильфредо Парето отдавал себе отчет в этих трудностях, когда писал статьи, прогнозирующие развитие событий и в той степени, в какой он видел это возможным, приоткрывающие завесы будущего. Его статьи недогматичны; это не значит, что они ненаучны; напротив, постоянные оговорки, отсылки к другим работам и авторам, сомнения, которые могут вызвать и раздражение у читателя, желающего большей определенности, – как раз черты научного подхода.

Сложно до конца четко определить круг интересов Парето и область его деятельности. Принято называть его социологом, так как его главный труд называется «Социология», но ему принадлежит также учебник по политической экономии, не говоря уже о том, что начинал он как инженер. Биография ученого – это хронологический перечень его трудов, но Парето не сразу пришел к занятиям наукой и до конца жизни сохранил пристрастие к политической деятельности и публицистике. Разнообразие его интересов было, предопределено разнообразием судеб членов его семьи и обстоятельств жизни. Он родился в Париже в революционном 1848 г. в семье выходца из Генуи Раффаэле Парето. Предки занимались торговлей, как многие генуэзские нобили, и в начале XVIII в. получили титул маркизов. Дед избирался в городские мэры. Парето принадлежали к республиканскому и либеральному лагерю, играли заметную политическую роль в эпоху Наполеоновских войн. В 1836 г. Раффаэле, инженер по профессии, эмигрировал в Париж вместе с другими сторонниками революционной борьбы за объединение Италии; здесь он женился на Мари Маттенье, от которой у него было трое детей. Фриц Вильфрид получил свое имя, вероятно, в связи с событиями, происходившими в 1848 г. в германских землях. Он получил начальное образование и в 1858 г. последовал за отцом в его родной город, а в 1870 г. закончил Туринскую инженерно-техническую школу, старейшую в Италии. Занятия естественными науками и математикой повлияли на общие воззрения будущего ученого и его подход к социальным исследованиям, в частности на его представление о социальном организме как системе динамического равновесия циклических процессов.

С этого времени до 1889 г. Парето служил инженером, в железнодорожной компании в Риме и во Флоренции, затем на сталелитейном заводе. Одновременно он занимается политической экономией и вращается в кругах флорентийской интеллигенции, где в эти годы оживленно дебатировались политические и социальные проблемы эпохи Рисорджименто. Парето сотрудничает с газетами и журналами, где публикует критические статьи. Неудачные попытки баллотироваться в парламент молодой Италии на платформе сторонников свободной торговли укрепили скепсис начинающего ученого в отношении перспектив общественного благоустройства.

В 1889 г. происходят перемены. Парето оставляет инженерную службу и посвящает себя политике и публицистике. Тогда же он женится на Александрине Бакуниной. Этот брак был неудачным, через 12 лет жена оставила его. Вскоре он нашел себе подругу в лице француженки Жанны Режи, которая была почти на 30 лет моложе его и на которой он женился лишь незадолго до своей смерти в 1923 г., поскольку не мог раньше получить развод. Последние годы XIX в. Парето провел на вилле во Фьезоле близ Флоренции, много писал и выступал с публичными лекциями по политической экономии. Либеральные и отчасти социалистические взгляды помешали ему получить место в итальянском университете. Такая возможность представилась лишь в 1893 г., когда по рекомендации известного экономиста Леона Вальраса он занял его место в университете Лозанны. В 1896 г. выходит фундаментальный труд «Курс политической экономии», в котором Парето разрабатывает идею маржинальной теории стоимости и проблему экономического равновесия. Он формулирует принцип, согласно которому (в упрощенном виде) во всех обществах соотношение бедных и богатых остается примерно одинаковым. Разработка этого принципа укрепила его пессимизм относительно возможности коренного преобразования общественного устройства, вместе с тем сама идея покоится на убеждении о наличии социальных констант, исследуя которые можно научно прогнозировать ход событий.

В 1898 г. Парето получил наследство, благодаря которому смог купить небольшое имение в Селиньи на Женевском озере. Здесь он провел последнюю треть жизни, продолжая преподавать политэкономию, а затем социологию, но постепенно замыкаясь в обществе гражданской жены и двух десятков ангорских кошек. Он продолжал в течение некоторого времени вести активную научную и публицистическую деятельность, вел переписку с друзьями и коллегами. В статье «Приложение социологических теорий» он развивает некоторые принципы своей будущей системы волнообразного развития общественных явлений, восходящей к принципам, заложенным еще Макиавелли. В частности, он говорит о типах человеческого поведения, присущих группам политической элиты, – с одной стороны, консервативном и последовательном, с другой – гибком и приспособительном. Эти типажи он называет «львами» и «лисицами» – образы почерпнуты из «Государя», хотя и переосмыслены. Нарастающий пессимизм Парето в отношении радикального преобразования общества обрел форму в новом труде «Социалистические системы», посвященном критике утопических, на его взгляд, построений Маркса. Следует заметить, что исторический материализм как научную теорию Парето не отвергал и в какой-то степени разделял его положения о наличии социальных законов, об определяющей роли борьбы классов. В то же время мысль Парето движется от классической политэкономии в сторону зарождающейся новой науки – социологии, по мере того как он осознает важность изменчивой ментальной составляющей в жизни общества, в том числе в хозяйственных отношениях. Эти идеи отразились уже в «Курсе политической экономии» и в коренным образом переработанных его изданиях – «Руководстве по политической экономии» 1907 г. и во французском переводе 1909 г. Парето делает акцент на нелогичности, иррациональности поведения (не исключая экономического) человеческих индивидов и вводит вместо базового понятия «полезность» образованное на греческой основе слово ophelimité, которое можно перевести как «желательность». Свои взгляды на общество Парето изложил в уже упоминавшемся капитальном труде «Трактат по общей социологии», написанном в 1907–1914 гг. и изданном в 1916 г. Четыре тома огромного трактата изобилуют ссылками и историческими примерами; история всегда занимала важное место в построениях писателя, который обладал обширными познаниями в этой области. Впрочем, исторические параллели, проводимые в этом труде, используются Парето и в других его работах, в том числе в «Трансформации демократии», как и основные понятия, вводимые для описания социальных процессов. Они образуют более или менее определенную схему, что позволяет отражать систему Парето даже в виде таблиц, однако ее создатель на деле не стремился дать исчерпывающее (тем более полностью формализованное) описание социальной действительности. Некоторая причудливость его терминологии как раз и подчеркивает, может быть, принципиальную неосуществимость подобной задачи. Из главных терминов два («чувства» и «интересы») употребляются в более или менее распространенном значении, но основу построений Парето составляют два класса, на которые делятся социальные явления и которые выражают соотношение между устойчивым и изменчивым, реальностью и представлениями о ней или объяснениями ее. Residui (или в буквальном переводе «остатки») суть проявления реальных чувств, не всегда или смутно осознаваемых, но лежащих в основе поступков. Возможно, это слово родилось как результат математической операции, заключавшейся в вычитании из суммы психических феноменов, переживаний и объяснений реальности ее чисто субъективной, объясняющей составляющей, служащей для оправдания поступков. Остаток – это реальность, сущностный мотив, то, что в действительности движет людьми, отражение их истинных чувств. Все прочее, придуманное в ходе культурной и социальной эволюции, выработки идеологий и культов, – это деривации, косвенные производные от действительных чувств. Остатки и деривации соотносятся между собой, как иррациональное и рационализующее, как реальность и способ ее использовать, объективный смысл и более или менее соответствующее ему объяснение. Парето выделил шесть классов остатков, из которых наиболее важны с точки зрения его теории социальной динамики два. Первый тип остатков выражает склонность к комбинациям; это желание перемен, поиск выгоды, готовность манипулировать людьми и цинизм; второй тип – групповая или агрегатная устойчивость (persistenza di gruppo, di aggregati) – инертность, консерватизм, упорство в вере. Эти типы поведения более или менее соответствуют упоминавшемуся выше делению на «львов» и «лисиц». Они также лежат в основе объяснения разработанной Парето теории циркуляции элит. Во всех обществах, согласно Парето, существуют элиты и руководимые ими массы. Понятие элиты также не имеет у Парето четкого и однозначного определения. С одной стороны, элиту составляют люди, достигшие выдающегося результата в своем виде деятельности, которым может быть и мошенничество. Знаменательно, что здесь, как и во многих случаях, социолог следует по стопам Макиавелли, который в гл. Х кн. I «Рассуждений» говорит об иерархии разного рода профессий и об успехах людей в рамках этих занятий. С другой стороны, элита – это группа, управляющая обществом и концентрирующая в своих руках максимум доходов. В ней могут преобладать, например, «лисицы», которые склонны к методам достижения согласия путем обмана и манипуляций; во времена Парето это была прослойка, называемая им демагогической плутократией. Другой способ управления – силовой – практиковался военно-бюрократическими слоями, оттесненными демагогической плутократией в ходе Первой мировой войны от власти почти во всех странах Европы. Двум лагерям плутократии – военному и демагогическому – Парето противопоставляет классы землевладельцев и трудящихся. Ни одна из элит не может удерживаться у власти до бесконечности; рано или поздно происходит их смена, но ротация может осуществляться и относительно незаметно, если правящие верхи открыты для проникновения наиболее способных и достойных лиц снизу, и насильственным путем – по мере деградации правящего класса и усиления оттесненных от власти групп. Такая смена тоже происходит не одномоментно, о ее приближении или удалении можно судить по степени ослабления или укрепления центральной власти. Через деградацию элит и их ротацию, через централизацию и децентрализацию осуществляются циклы, определяющие судьбы общества и отражающие множество волнообразных процессов, из которых складывается динамическое равновесие.

Сегодня о законе Парето или принципе 80/20 знают очень многие. Распространение информации произошло благодаря повсеместному описанию важности принципа многими стартап-площадками и соцсетями, практическому применению теории в бизнесе и других сферах для повышения эффективности. Теперь не только студенты экономических и социологических специальностей, которые изучали модель на лекциях и семинарах, получали задание написать реферат о кривой или оптимуме Парето, имеют представление о законе и могут его использовать.

Вместе с этим, возросший интерес со стороны различных ресурсов приводит к «размыванию» границ понятия, а, порой, наделению и подтверждению принципа Парето не совсем точными характеристиками и примерами. Это может привести к ложному пониманию закона 80/20 как очередной бессмысленной экономической модели. Чтобы показать, что это не так, сайт подготовил этот материал, в котором вы найдёте критерии, методики и примеры этой теории.

Вильфредо Парето

Вильфредо Парето (15 июля 1848 – 19 августа 1923) – итальянский инженер, социолог, экономист, политолог и философ. Родился в Париже, в семье дворянина, инженера по профессии, который по политическим убеждениям был вынужден иммигрировать из Лигурии. Мать – француженка.

В 1858 г. семья вернулись в Италию, где В. Парето получил образование. Учился в Политехническом университете Турина. В 1869 г. защитил докторскую диссертацию в области машиностроения на тему «Основополагающие принципы равновесия в твердых телах». Его будущий интерес к равновесию в социологии и экономике можно проследить уже на примере этого труда.

После завершения учебы работал инженером-строителем, сначала в качестве госслужащего итальянской железнодорожной компании, а затем в частной промышленности. Позже стал управляющим металлургическим заводом «San Giovanni Valdarno», входящим в группу «Iron Works», а через некоторое время главным управляющим всей итальянской «Iron Works».

До 40 лет В. Парето мало интересовался наукой, в частности её теоретической стороной. С 1886 г. он начал преподавать экономику и управление в университете Флоренции, заявив о себе как о яром противнике государственного вмешательства в свободный рынок. С 1893 г. и до конца жизни работал в Лозаннском университете.

В 1906 г. впервые сформулировал в общих чертах принцип 80/20, который получил его имя позже. Кроме того, наряду с Г. Моска, разработал теорию элит, широко известную в политологии и социологии. Основоположная концепция – циркуляция элит. В. Парето называл политическую историю «кладбищем аристократов», имея в виду, что власть всегда находится в руках элиты, а не большинства. Когда одна элита приходит к упадку, в среде неэлиты выделяется новая. Так происходит круговорот. Детальнее о теории элит .

Завершая краткую библиографическую справку, отметим, что В. Парето в некоторой мере опередил свое время. Большинство его работ по экономике больше напоминают современные труды, чем исследования начала ХХ века. Изучавшие творческое наследие биографы говорят о сложных расчётах, графиках, диаграммах, собранной со всего мира статистике, которые автор проводил и размещал на страницах своих работ. Неудивительно, что некоторые его выводы актуальны и сегодня.

Теория Парето

Не многим известно, что принцип Парето был введен в научный оборот не самим В. Парето. Он первым открыл закономерность, посчитав, что 80% всех богатств Италии принадлежат 20% людей. Существует и история, что перед тем как провести глобальный расчет, Парето, работая на грядке, заметил, что 80% горошин находятся в 20% гороховых стручков. Трудно сказать, правда это или нет, но как бы там ни было, факт его заинтересовал и в процессе дальнейшей разработки и сопоставления данных, экономист пришел к выводу, что подобная тенденция распределения богатств сохраняется в различные исторические эпохи вне зависимости от государственного строя. Собрав подтверждения, ученый так и не предложил теоретическую основу для своего открытия и о нем на некоторое время забыли.

В 1941 г. американский бизнес-консультант в области управления Дж. Джуран наткнулся в труде Парето на заинтересовавшее его правило распределения. Сопоставив данные со своей практикой, он убедился в действенности принципа и назвал его в честь итальянского ученого. Распространение названия «20/80» произошло благодаря книге Р. Коха «Принцип 20/80: секреты достижения больших результатов при затрате меньших усилий», которая была впервые издана в 1997 г., а позже переведена на 34 языка.

Перейдем к теоретической сути принципа Парето : небольшая доля причин, вкладываемых средств или прилагаемых усилий, отвечает за большую долю результатов, получаемой продукции или заработанного вознаграждения. В более привычном для нас понимании, с подачи авторов Википедии, она звучит так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата». Из этого определения следует:

  • Значимых факторов немного, а факторов тривиальных множество – лишь единичные действия приводят к важным результатам;
  • Большая часть усилий не даёт желаемых результатов;
  • То, что мы видим, не всегда соответствует действительности – всегда имеются скрытые факторы;
  • То, что мы рассчитываем получить в результате, как правило, отличается от того, что мы получаем (всегда действуют латентные силы);
  • Обычно слишком сложно и утомительно разбираться в том, что происходит, а часто это и не нужно – необходимо лишь знать, работает ваша идея или нет, и изменять ее так, чтобы она заработала, а затем поддерживать ситуацию до тех пор, пока идея не перестанет работать;
  • Большинство удачных событий обусловлено действием небольшого числа высокопроизводительных сил; большинство неприятностей связано с действием небольшого числа деструктивных сил;
  • Большая часть действий, групповых или индивидуальных, являет собой пустую трату времени. Они не дают ничего реального для достижения желаемого результата.

Принцип Парето – эмпирическое правило. Говоря другими словами, его истинность можно подтвердить на практике.

Он находит свое применение во многих областях. Но, памятуя о том, что правильно выбрав 20% необходимых действий можно получить 80% желаемого результата, стоит учитывать и то, что последующие усилия могут не принести результата вовсе. Эту идею иллюстрирует кривая Парето (изображение взято с сайта Esquire).

Следует помнить, что само распределение, как и цифры 80 и 20, нельзя считать безусловно точными, так как они отображают правило, а не конкретную истину. Используется оно в экономике, менеджменте, политологии, для саморазвития.

Современная экономическая наука также важное место отводит определению оптимума Парето , с которым неразрывно связаны первая и вторая теоремы благосостояния. При оптимуме благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы. Детальнее .

Нельзя не отметить, что правило 80/20, именуемое также законом Ципфа или распределением по степенному признаку, работает не всегда. Вооружившись школьными знаниями по процентов и журналом «Forbes», можно заметить, что первая тройка из 100 самых богатых людей планеты (Б. Гейтс, К. Слим, и А. Ортега) вместе имеют столько же средств, сколько и последующие 7 человек из первого десятка. Даже с поправкой на то, что принцип Парето не всегда идеально подходит под рамки 80/20, но стремится к ним, налицо несоответствие. Если взять первую десятку, то её доходы также равны доходам последующих 40 человек. В числовом эквиваленте выходит такое равенство: 20% = 50%, 80%=50%. Снова нарушение принципа Парето. Действительное распределение вклада большей и меньшей части факторов в реальной жизни бывает каким угодно, оно необязательно равно 80/20.

Закон 80/20: применение и примеры

Почему принцип Парето так важен? Мы привыкли думать, что в любом деле имеет значение не какой-то фактор, а комплекс. Что в бизнесе нужно заботиться о каждом клиенте. Что каждый звонок одинаково значимый. Объяснений этому может быть множество – от прививаемых в школе знаний о среднем арифметическом и третьем законе Ньютона до приобретённых в процессе жизнедеятельности установок. Это не делает их ненужными, просто сфера действия принципа Парето специфична. Он указывает нам на то, что при анализе двух наборов данных, относящихся к причине и следствию, мы не обязательно получим баланс в конце. Как и необязательно получим распределение 80/20, как было показано выше. Это очень ценное знание, но нужно понимать, когда и где его применять.

Как и в случае с горохом на грядке В. Парето, обнаруженная им закономерность, проявляется в разных областях – от науки до бытовой жизни. Пожалуй, одним из самых известных примеров, применяемых для иллюстрации принципа Парето, является президентская кампания 1960 г. в США. Последние месяцы предвыборной гонки Р. Никсон провёл в постоянных разъездах, поскольку дал опрометчивое обещание объехать все штаты, даже такие малонаселенные, как Гаити. Его соперник, Дж. Кеннеди, наоборот, сосредоточился на выступлениях в нескольких наиболее густонаселенных штатах. Позже он победил.

Закон 80/20 успешно применяла компания IBM. В начале 1960-х ее инженеры определили те 20% задач, которые использовались в 80% случаев работы с компьютерами. Был изменен алгоритм, и самые популярные вычисления стали совершаться гораздо проще, удобнее, а главное – быстрее. Это дало результат – ІВМ оставила конкурентов далеко позади.

Но оставим практику больших компаний, основанную на применении закона 80/20, в стороне и рассмотрим, чем он может быть полезен конкретному человеку. Без преувеличений, принцип Парето пригодится в жизни каждому, кто практикует тайм-менеджмент и задается вопросами повышения эффективности, как личной, так и своего дела. Говоря о составлении , мы писали, что лучше всего выделять не более 10 задач на день, из которых 2 – глобальные, требующие основного внимания. При пересчете в процентном соотношении становится ясно, что это условие является вариацией теории 80/20.

Если у вас несколько работ и видов дохода, не считая пассивного, сосредоточьтесь на не более чем двух из них. Это должны быть те, которые приносят вам максимальную прибыль. Старайтесь увеличить свои показатели продуктивности в них за счет избавления от других, малоэффективных занятий. Такой установки следует придерживаться и в собственном деле, уделяя внимание главным аспектам, второстепенные задачи.

Повысить работоспособность и в целом благоприятно повлиять на жизнь поможет развитие . Психологи выяснили, что 20% стрессовых ситуаций становятся причиной 80% всех испытываемых тревог и беспокойств. Научитесь избегать их или, по крайней мере, минимизировать негативное влияние.

К сожалению, принцип Парето не дает подсказку в том, каким 20% дел мы должны уделять основное внимание, чтоб достичь 80% результата. Он лишь указывает на то, что они есть, но определять их каждый должен сам, исходя из многих факторов: специфики профессии, занятости, интересов. Желаем вам успехов в их дефиниции!