Новая схема движения в центре города, «магистральные» автобусы и троллейбусы: М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8, М9, М10 и А.

    Денежная масса: что входит в категории М1, М2 и М3

    Резервный банк США каждый четверг в 16.30 по времени Северной Америки публикует данные, которые характеризуют изменения соотношений агрегатов категорий М1, М2 и М3. Сюда входят средства и финансовые активы, определяющие термин «денежная масса». В это определение включают наличные (бумажные и монеты), остатки денег на счетах в банках, ликвидные финансовые средства, суммы в электронных платёжных системах.

    Каждой из категорий М присваивается определённое значение. Специалисты учитывают ликвидность денег, тип и размер счёта, на котором находится финансовый инструмент. В каждом государстве система оценки денег имеет национальные особенности.

    В Великобритании производят анализ денег, включаемых в категорию М4. Это наличные, находящиеся в обороте, суммарное число депозитных вкладов в коммерческих учреждениях и банках, финансовые обязательства перед правительством страны. В России оценку денежной массы проводят с использованием критерия М0, определяющих наличность на руках.

    Категория М1 - наличные и высоколиквидные счета

    М1 измеряет величину средств, куда входят бумажные деньги, монеты, текущие счета и вклады до востребования, карточные счета и дебетовые карты. Их отличительной способностью является возможность быстро перейти в наличные деньги, что обуславливает высокую ликвидность М1, определяющую роль денег в качестве обменного средства. Этому способствовало появление банкоматов, откуда при помощи дебетовых карт всегда можно снять нужную сумму. Последний фактор повлиял на включение в М1 и наличных сумм на счетах.

    Поэтому М1 используют с целью классификации общей суммы денег, пребывающих в обращении. Но сюда не входят средства, именуемые как «квазиденьги» - высоколиквидный актив, который могут использовать для оплаты некоторых долгов или услуг. Примерами квазиденег являются переводные векселя, чеки, обязательства через электронные платёжные системы.

    Вклады, депозиты, квазиденьги - финансовый инструмент М2

    В М2 находятся многочисленные средства, куда входят квазиденьги, средства на счетах и срочных вкладах. Разница между категориями М2 и М1 состоит в меньшей ликвидности первых. Их тоже можно преобразовать в денежную массу, но не так быстро, поэтому их окупаемость порой несколько ниже.

    Поэтому в М2 входит большое число средств разной классификации - одним из вариантов М2 являются деньги, переведённые с вклада с определённой процентной ставкой на расчётный счёт. Классификаторы М1 и М2 между собой имеют тесную связь: трансфер между счетами и дальнейшее обналичивание автоматически изменяет категорию с М2 на М1.

    Активы и фонды - М3

    Чтобы оценить уровень инвестиций и наличие накоплений, применяют классификацию М3. В ней сосредоточены ликвидные активы, депозиты с большим сроком вкладов, фонды денежного рынка. Так как средства категории М3 не входят в обменную денежную массу, они имеют самый низкий уровень ликвидности в сравнении с остальными категориями. Этот показатель показывает потенциальные возможности страны и величину депозитных активов у предпринимателей.

    Аналитическая оценка движения денежной массы

    Данные об изменении финансовых агрегатов, помимо отчёта ФРС, публикуют независимые новостные агентства Bloomberg и Thomas Reuters. Исходя из динамики денежной массы по категориям, ведущие финансисты и банки изменяют свои действия, регулируя уровень инфляции и дефляции. Для этого в ручном режиме уменьшается или увеличивается денежная масса, используемая населением региона или страны.

    Изменение денежной массы влияет на цены, бизнес-цикл и инфляцию национальной валюты. Чем большая масса денег находится в обороте, тем ниже процентные ставки. В таком случае происходит рост инвестиций, увеличиваются доходы потребителей, которые по закону взаимосвязи, стимулируют спрос и покупательную способность населения.

    При росте агрегата М3 компании поднимают уровень производственных процессов, резко изменяется спрос на сотрудников, что вызывает увеличение занятости населения трудоспособного возраста. Ориентируясь на динамику денежной массы, можно сделать вывод, какой политический курс определяет действия центральных банков страны, и прогнозировать их дальнейшие действия в процессе межбанковских торгов.

На сегодняшний день наиболее известным компонентом денежной массы выступает наличность. Данное понятие объединяет в себе и монеты, и банкноты, которые в совокупности являются лишь небольшой частью средств обращения. В настоящее время их современное выражение представлено чековыми счетами (вклады до востребования). Они материально не осязаемы.

Основные причины хранения денег в наличной форме

Известно, что их четыре, в частности:

  • абсолютная ликвидность данного вида средств обращения;
  • удобство их использования в качестве платежных средств;
  • резервный аспект в случае острой необходимости финансовых трат;
  • боязнь неэффективного вложения наличности.

Что представляют собой денежные агрегаты?

В современном аспекте они состоят из двух главенствующих группировок ликвидных активов, выступающих альтернативными измерителями всей денежной массы.

Денежный агрегат М1 представлен наличными деньгами и трансакционными депозитами, точнее, специальными вкладами, средства на которых доступны для перечисления сторонним лицам в качестве электронного перевода либо платежа по чеку. Существенное количество обменных операций в странах, имеющих развитую рыночную экономику, производится преимущественно посредством вышеуказанного агрегата, где деньги выступают в роли непосредственного средства обращения.

Чем представлена вторая группировка ликвидных активов, измеряющих денежную массу?

Денежный агрегат М2 охватывает более широкий спектр. Помимо своей основной функции, деньги в данном случае выступают и как средство накопления. Рассматриваемый денежный агрегат включает:

  • депозитные счета;
  • срочные вклады;
  • сберегательные вклады до востребования и др.

То есть это активы, имеющие фиксированное значение номинальной стоимости и способные трансформироваться в средство платежа. В то же время они лишены возможности перевода другим лицами и не наделяют своего владельца правом оплаты посредством чека. Что касается вкладов до востребования, то здесь наблюдается незначительный доход от процентов. Именно М1 обслуживает определенные операции касаемо реализации такого показателя, как валовый внутренний продукт, а также распределяет и перераспределяет национальный доход и многое другое.

Денежный агрегат М2 в рамках финансовых рынков развитых стран относится к взаимным фондам денежного рынка, точнее, инвестиционным компаниям, выпускающим собственные акции и привлекающим тем самым денежные средства, которые впоследствии вкладываются в различные ценные бумаги промышленных либо иных корпораций. В общем, данный агрегат выступает ликвидным средством накопления.

Сберегательные депозиты именно в коммерческих банках могут быть изъяты в совершенно любое время и трансформированы в наличность. Что касается срочных депозитов, то они становятся доступными вкладчику исключительно по окончании определенного периода. Таким образом, они менее ликвидны (в отличие от сберегательных депозитов).

М3 как измеритель денежной массы

Он представлен менее ликвидными активами, в частности, срочными соглашениями об обратном выпуске, срочными займами в титулах собственности взаимных фондов денежного рынка и в евродолларах, а также депозитными сертификатами. Можно сказать, что денежный агрегат М3 дополняет М2 существенными срочными вкладами (ценные бумаги, сертификаты), легко трансформирующимися в чековые.

Что выступает в качестве самого узкого показателя денежной массы?

Денежный агрегат М0 представлен наличными деньгами, участвующими в процессе обращения, а именно:

  • металлическими монетами;
  • банкнотами;
  • казначейскими билетами.

Металлические монеты обеспечивают возможность совершать незначительные сделки. Как правило, они чеканятся из недорогого металла. Реальная стоимостная оценка значительно отличается от номинальной в пользу последней. Это сделано для того, чтобы не допустить возможность их переплавки в слитки в спекулятивных целях.

Казначейские билеты представляют собой бумажные деньги, выпуск которых производит казначейство. Они используются преимущественно в слаборазвитых странах, к примеру в Республике Джибути или Королевстве Тонга.

Банкноты занимают лидирующие позиции в обращении.

Денежные агрегаты в России

Как известно, деньгами в рамках современной экономики являются не только монеты и банкноты, представляющие наличную денежную форму, но и чеки, банковские вклады и другие представители безналичной формы.

Денежная масса и денежные агрегаты выступают взаимосвязанными понятиями. Последнее вытекает из первого. Данная цепочка формируется благодаря тому, что денежную массу можно представить как совокупность активной и пассивной ее частей. Первая – наличные и безналичные средства, которые обслуживают хозяйственный оборот страны. Пассивная же часть выступает в роли временно не используемых в расчетах средств.

Компоненты денежной массы имеют отличительные особенности по критерию быстроты и легкости их трансформации в наличную форму. Именно в результате этого разграничения образуются соответствующие денежные группы (денежные агрегаты). Кроме того, каждый последующий агрегат дополняет предыдущий с учетом нескольких поправок. В России данное выделение осуществляется Центробанком.

Структура денежных агрегатов в нашей стране имеет следующий вид:

  1. М0 – монеты и банкноты, участвующие в процессе обращения.
  2. М1 = М0 + средства на текущих, расчетных и специальных счетах компаний, вклады домохозяйств, размещенные в банках до востребования, средства страховых фирм.
  3. М2 = М1 + компенсации и срочные банковские вклады домохозяйств.
  4. М3 = М2 + облигации и сертификаты госзайма.

Отличие вышерассмотренной структуры от иностранного варианта ее представления

В целом денежные агрегаты в России не имеют существенных различий с американской классификацией данных понятий. Однако в США, как правило, агрегат М0 не выделяется, а М3 имеет более подробное разграничение.

Таким образом, первая группировка в США представлена наличными деньгами. Денежный агрегат М1 дополняет группировку М0 вкладами до востребования, чековыми вкладами и дорожными чеками. Группировка М2, помимо вышеуказанных компонентов, включает акции ВФДР и срочные вклады в пределах 100 тыс. долл. Агрегат М3 (кроме входящих в предыдущую денежную группировку) состоит из срочных вкладов номиналом свыше 100 тыс. долл., коммерческих ценных бумаг. В американской структуре присутствует пятый агрегат (L), включающий, помимо всего прочего, государственные ценные бумаги.

Итак, можно подытожить все вышеизложенное и сделать вывод о том, что денежная масса и денежные агрегаты тесно переплетены, точнее, второе понятие в совокупности образовывает первое.

Сколько денег требуется экономике, чтобы обеспечить адекватное развитие страны?

Величина денежных агрегатов рассчитывается в рамках классической количественной экономической теории, сформулированной И. Фишером и А. Маршаллом. Согласно ей, ценность денег находится в определенной зависимости от их количественной составляющей.

И. Фишер сформировал уравнение, которое отражает указанную зависимость:

M x V = P x Q, где

V - скорость предполагаемого обращения денег;

Q - объем продаваемых товаров;

М - величина денежной массы;

Р - суммарный показатель величин товарных цен.

Исходя из вышерассмотренной формулы, можно определить искомую величину требуемой денежной массы. Она равна: M = P x Q: V.

От чего зависит величина денежной массы?

Она сопряжена с тремя показателями, в частности:

  1. Цена от всего объема произведенного и предлагаемого к реализации товара.
  2. Среднестатистический уровень цен в конкретной стране.
  3. Скорость обращения денег.

Если, к примеру, денежная масса производит один оборот, т. е. доходы соответствующих хозяйствующих субъектов идут на приобретение товаров, а впоследствии возвращаются в форме таких же доходов обратно, то потребуется одна условная величина денежной массы. А затем, если она совершает не один, а три оборота, потребуется в три раза меньше денег. В случае увеличения денежной массы до пределов, превышающих допустимый уровень, наступает инфляция.

Понятие ликвидности в отношении рассматриваемых агрегатов

Деньги в первую очередь выступают универсальным измерителем именно экономической ценности соответствующих рыночных благ. Они применяются в качестве платежного средства за любое из реализуемых благ.

С деньгами сопряжено такое понятие, как ликвидность – свойство активов в рамках рыночной экономики. Итак, средством платежа может являться любой актив. Разница лишь в затратах, которые связаны с процессом его обмена на покупаемое благо.

Обменные затраты принято называть трансакционными издержками.

Таким образом, активы можно классифицировать по степени ликвидности. Лидером в связи с этим выступают, конечно, наличные деньги, имеющие свойство прямого обмена с нулевыми затратами. Ликвидный подход является базой для такого уже рассмотренного ранее понятия, как денежные агрегаты – группировка ликвидных активов для подсчета их совокупной величины.

Наиболее ликвидными активами с точки зрения Центрального банка России выступают:

  1. Наличная форма денег, включая деньги в кассах коммерческих банков.
  2. Средства коммерческих банков, размещенные на соответствующих корреспондентских счетах в Центробанке.
  3. Средства на депозитных счетах Центробанка.
  4. Средства коммерческих банков, находящиеся в фонде обязательного резерва Центробанка.

Какие функции денег считаются основными?

Их всего три, а именно:

  • средство обмена;
  • средство накопления богатства либо сбережения;
  • мера стоимости.

Деньги и денежные агрегаты – это два основных понятия, являющихся центральным звеном более обширной категории, такой как денежная масса.

Контроль над их количеством осуществляется государством в рамках монетарной либо денежной политики. Как уже упоминалось ранее, эта функция возложена в России на Центральный банк, а измерительными инструментами выступают денежные агрегаты (М0, М1, М2, М3).

В аспекте макроэкономического анализа чаще остальных применяются группировки М1, М2. Также иногда выделяется такой показатель наличности, как «квази-деньги», имеющий обозначение QM и являющийся разницей агрегатов М2, М1. Он представлен сберегательными и срочными депозитами, следовательно, М2 можно выразить суммой показателей М1 и QM.

Динамика денежных группировок зависит от ряда причин, включая движение процентной ставки. Таким образом, если ставка растет, то агрегаты М2, М3 могут существенно опережать М1, ввиду того что их составляющие компоненты приносят доход в качестве процента. В состав группировки М1 последнее время стали входить новые виды вкладов, которые приносят доход в качестве процентов, и это тем самым сглаживает разницу в динамике денежных агрегатов, обусловленной движением процентной ставки.

В рамках российской статистики применяются следующие узкие трактовки основных денежных агрегатов, а именно:

  • М1 – «деньги»;
  • QM – «квази-деньги» – сберегательные и срочные депозиты;
  • М2 – «широкие деньги».

Лодки Прогресс отлично подходят для семейных прогулок, предназначены для туризма с ночевками, рыбалки или охоты. Не отличаются мореходностью, зато хорошо ведут себя на реках с различной полноводностью, озерах. По документам их плавание разрешается в пределах 3000 м от береговой линии при 75–сантиметровой волне. Серия включает в себя 4 основных версии и не получившие широкой известности 4Л и 2МР.

Прог (как иногда владельцы называют «Прогресс») первый и второй были практически идентичные, вместительные, с превосходными теххарактеристиками. Их можно было эксплуатировать для прогулок, рыбалки, туризма, охоты или гонок. Спроектированы под один отечественный ПМ до 30 л. с.

Видео лодки Прогресс:

Следующая модификация - 2М. Глиссер имеет практически такое же строение, с небольшими изменениями. Обладает высокой грузоподъемностью, остойчивостью и принимает 5 человек. Имеет самоотливной рецесс. “3М” аналогичен своей предшественнице с разницей в наличии рейлингов на палубе и нескольких мелочей для комфорта пассажиров.

Создатели «4» изучили предыдущий опыт и решились на кардинальные конструктивные перемены. Обводы приобрели большую килеватость, внутри он стал просторней, а расширенная самоотливная подмоторная ниша позволила установку спарки моторов. Причем суммарная мощность повысилась до 50 сил.

  • Возможность самостоятельно подбирать комплектацию “под себя” учитывает потребности клиентов и позволяет комплектовать мотосудно для конкретного назначения
  • Остойчивость первых модификаций гораздо лучше двух последующих, она дает возможность плавать в любую погоду и не бояться уйти в оверкиль
  • Моторный отсек предусмотрительно запирается на замок
  • Весла сделаны из непотопляемого материала
  • Вместительный кокпит. В нем комфортно размещается пять пассажиров. В боковых нишах есть место для личных вещей. Рундуки вмещают в себя инструменты и другие предметы. Помимо этого, есть топливные отсеки и багажник
  • Широкий корпус достигает глисса при сравнительно небольшой скорости. Ни одно судно с такими габаритами и загрузкой достичь подобного результата не сможет
  • Так как глиссер выдерживает до 500 кг, в плавание можно брать с собой все необходимое. Такая грузоподъемность делает его незаменимым в любом виде отдыха
  • Учитывая недочеты прошлых моделей, в этой конструкторы предусмотрели самоотливной рецесс. Он не заливается водой. Корма не проседает, быстрота и ходовые качества не страдают, как в предыдущем варианте
  • Неприхотлив в эксплуатации, а также не требует дорогого мотора большой мощности
  • Устойчив
  • Большой бомболюк
  • Плавсредство быстрее своих предшественниц, разгоняется до 37 км/ч под отечественными агрегатами.
  • Отличная непотопляемость благодаря блокам из пенопласта, равномерно распределенным по всему корпусу
  • Моторка под номером “4” обладает лучшей мореходностью из всей серии
  • Наличие сливного клапана на ДУ
  • Амортизированные кронштейны для колес

Недостатки

  • Забрызгивание сидящих в мотосудне - самая неприятная проблема, так как сводит на нет преимущества комфортабельности. Не спасает ни лобовое стекло, ни боковые стенки
  • Стойки колес не имеют амортизаторов, при транспортировке глиссера к водоему от жесткой тряски по некачественным дорогам могут возникнуть непредвиденные поломки
  • Гермоотсеки не столь надежны, как пенопласт, так как при механическом повреждении могут потерять водонепроницаемость
  • Заводской тент быстро выходил из строя и пропускал влагу в дождь
  • Рецесс часто оказывается залитым водой из–за своей формы
  • Основной минус, по мнению большинства пользователей плавсредства, - зарывание носовой части в воду на полном ходу. Это следствие малой килеватости обводов днища и низкой скулы у форштевня. Борт подставляется под удар воды или делает внушительный крен, создается опасность переворачивания
  • Салон забрызгивается очень сильно уже при средней скорости. Капли летят через стекло в салон вплоть до заднего сиденья
  • На поворотах управляется тяжело, кренится в противоположную сторону
  • Низкая мореходность. Хотя в руководстве по использованию мотосудна допустимая высота волны 75 см, на практике она не должна превышать 50 см. При волнении выше моторка тормозит носом, становится неповоротливой, а от брызг намокают все, сидящие в ней
  • Не любит кормовую волну
  • При использовании рубки остается мало открытого пространства
  • Второе ДУ мотором следует приобретать самостоятельно

История и цели создания

Лодка Прогресс была разработана и сконструирована на Куйбышевском авиастроительном заводе. Первая модификация сошла с конвейера в 1966 году. Ее создатель Л. П. Зимаков воплотил в жизнь идею универсального плавсредства с повышенным уровнем комфортабельности, прочного, надежного и непотопляемого. За небольшой период времени модель приобрела популярность у покупателей, но появились требования к модернизации конструкции.

Довольно скоро была выпущена вторая версия с некоторыми отличиями:

  • дюралюминиевая накладка на киль заменила стальную, которая быстро разрушалась коррозией, разъедая соседние участки
  • модель «2» стала тяжелее, так как кокпит стал удобнее и длиннее на 25 см
  • Зимаков решился на кардинальное изменение системы непотопляемости, сменив гермоотсеки на равномерно распределенные пол пайолами блоки из пенопласта
  • здесь было уже использовано гнутое панорамное ветровое стекло

Куйбышевский завод выпускал первый и второй варианты до 1974 года, после чего сразу перешел к «4». Производство передали в Оренбург, там выпускались модификации «2», а с 1978 года стал изготавливаться новый «2М».

И вот здесь самое интересное - оренбургские инженеры изменили технологию создания корпуса по причине отсутствия высококлассного оборудования, в результате чего выпущенные после 70–хх гг. на этом заводе судна «2» и «2М» имеют конструктивный заводской дефект в геометрии днища и «роют носом».

  • самоотливной рецесс
  • отсеки по бокам от него, закрывающиеся крышками, в которых можно хранить топливо
  • доступ к отсеку непотопляемости в носовой части теперь стал находиться в багажном отделении форпика. Причем стало меньше защелок у переднего люка. Раньше было 2, потом одна

Производство серии продолжалось до начала 90–хх гг, серия продолжилась экземпляром «3М», полностью повторяющем обводы и строение второй М. Разница между ними состоит из установленных рейлингов на запалубленной части форпика и по наружной стороне борта.

«4» - наиболее усовершенствованная модель. Скулы у нее подняты выше, чем у “2”, из–за чего всхожесть на волну стала лучше. Днище усилено двумя продольными реданами, обводы имеют форму “крыло чайки”. Менее известный «Прогресс 4Л» оборудовался разборной рубкой.

Таблица характеристик

Прогресс серии 1, 2 2М, 3М 4, 4л
Длина наибольшая, м 4,65 4,65 4,65
Ширина наибольшая, м 1,7 1,7 1,7
Высота борта в носу, м 0,75 0,75 0,74
Высота борта на транце, м 0,55 0,55
Высота борта на миделе, м 0,69 0,65 0,69
Угол килеватости днища на транце
Высота транца под мотор, м 0,38 0,38 0,38
Масса с оборудованием и снабжением, кг 180 223 220-283
Размер кокпита, м 1,3х2,15 1,3х2,15 1,3х2,4
Пассажировместимость, чел. 5 5 5
Допустимая мощность ПМ, л. с. 30 30 50
Полное водоизмещение, кг 700 700
Грузоподъемность, кг 500 500 475
Материал корпуса Д16Т, Д16М Д16Т, Д16М Д16Т, Д16М
Технология соединения клепка клепка клепка

Внешний вид и особенности конструкции

“1” и “2”

Катер сделан из Д16. Для дна использовались листы в 2 мм, палубная и бортовая обшивки были немного тоньше - 1,5. Обводы носа V-образные, остроскулые с соотношением L/B = 2,8 и L/H = 6,1. После сборки все детали проходили закалку. В части, где выполнена двойная прогибь, листы выштампованы из 2 элементов. Каркас собран из 4 водонепроницаемых переборок, транца, 3–х усиленных шпангоутов. Продольный набор состоит из скуловых и привальных треугольников, 6 стрингеров. Кормовой срез усилен сосновой доской с центральной кницей.

Срез у транца прямой, не имеет завала. Скула приподнята к носу с отгибом вниз. В форпике находится 2 отсека с люками, края которых защищены герметичной лентой. Их крышки разной формы: круглая является входом в багажник, квадратная - в рыбацкое отделение и в откинутом состоянии на ней располагается гребец, как на сиденье. Багажники оснащены внутренними замками. Рундук вместительный, большой. В бортовых нишах есть полки для размещения личных вещей.

Герметичные отсеки встроены в форпик и в водонепроницаемые баки на корме. Общий запас непотопляемости 1018 дм3. Ветровое стекло изготовлено из оргстекла, обрамлено в дюралюминиевую рамку, на которую крепятся ходовые огни, центральный плафон. На палубе прикреплены 5 рым–уток из алюминия. Кокпит достаточно просторный. Перед водителем расположена приборная доска с рулевой колонкой, шильдой. По периметру окантовкой служит больбовый уголок, на нем есть подуключины, а также болты для крепежа тентовых дуг.

5 или 6 пассажиров устраиваются на двух скамейках. Передняя и задняя банкетки имеют по две спинки. Если спинки последней перекинуть вперед, получится спальное место. Слева предусмотрен откидной стол, ножки которого входят в отверстия на полу. Тент сшит из авиазента и имеет вырез сзади, чтоб беспрепятственно добраться до рундука. Крепится при помощи застежек. Кормовой багажный отсек скрыт под двумя крышками с навесными замками. Дно его защищено деревянными пайолами, так как в нем хранится ПМ и запас топлива. Внизу находятся клапаны, спускающие воду.

Фото лодки Прогресс:











“2М”, “3М”

Прогресс 2М имеет цельнометаллический корпус из дюралюминия, собранный клепаным способом. Обшивка днища в области носа достигает 2 мм в толщину, днищевой части на корме - 1,8, борта - от 1,5 до 1, палубы - 1, транца - 2 и планширя - 1,5 мм. На киле есть дюралевая накладка, увеличивающая прочность судна.

При помощи перегородок корпус разделен на три основные части: носовая, кокпит и кормовая. Жесткость дну придает система, состоящая из четырех стрингеров, а также шпангоутов. Багажник в форпике, как и у модели «Прогресс 2», имеет лючок, его крышка с внутренней стороны уплотнена тиоколовой лентой. Кокпит вмещает в себя передние и задние сиденья. Если их откинуть, под ними обнаруживаются объемные рундуки. Над приборной панелью установлено ветровое стекло. ДУ рассчитано на 1 ПМ.




















Корма отделена от обитаемого пространства перегородкой. Она состоит из трех ниш, изолированных друг от друга переборками. Боковые закрываются сверху крышками с защелками, в них можно хранить емкости для топлива, средняя - самоотливной рецесс. Лодка Прогресс без подвесного мотора весит 180 кг. Для своих внушительных размеров это очень незначительная масса. Вес дюралюминиевых суден ниже тех, которые изготовлены из АМг, поэтому их ценят до наших дней за легкость и транспортабельность. С ПМ и снаряжением показатель доходит до 223 кг. Версия «3М» идентична по строению и техническим особенностям, кроме незначительных деталей.




“4”, “4Л”

Чертежи четверки отличаются и по габаритам внутреннего пространства, и по некоторым конструктивным особенностям. Скула на продолжении киля находится выше, чем у ранних версий, разработчики вырезали 25 см палубы для увеличения полезного пространства внутри моторки. Ветрозащитное стекло претерпело изменения. Изогнутая форма, которая искажала видимость, ушла. Вместо нее используется прямое остекление с защитными треугольными боковинами. Непотопляемость осуществлялась за счет пенопластовых блоков, зашитых в бортах в задней части и в запалубленной части.










Исполнилось то, чего больше всего ждали почитатели Прога - возможность поставить спаренные ПМ и разогнать этот “водный грузовик” на полную мощность. В остальном конструкция судна сохранила присущее всем Прогам строение кокпита, багажных отделений и оснащение. “4Л” шла в комплекте с рубкой, которую можно было разобрать и снять совсем.





Схема

Оборудование и комплектация

“1”, “2”

Прог продавался в комплектации, необходимой покупателю. К базовому набору, по желанию, можно было добавить дополнительное оборудование.

Основной комплект:

  • Две банки-трансформера, каждая с двумя спинками
  • Ветрозащитный козырек в металлической оправе с ходовыми огнями
  • 5 алюминиевых рым-уток
  • Непотопляемая весельная пара
  • Слани

Что клиент имел возможность заказать дополнительно? Тент, мягкие подушки на сиденья, ДУ, раскладной столик и колеса на кронштейнах с дышлом.

“2М”, “3М”

Интересной особенностью было то, что покупатель “2М” или “3М” имел возможность выбирать из двух комплектов, учитывающих разные цели приобретения: базовый и комфортабельный. В документации они называются Тип 1 и Тип 2.

В первую комплектацию в покупку входили следующие предметы:

  • корпус с неснимающимся оборудованием
  • козырек, сигнальные огни и крепеж
  • тент с креплением
  • 2 весла
  • черпак
  • ДУ моторкой
  • ДУ мотором
  • слани
  • аптечка ремонтная
  • документы

Вторая была снабжена дополнительно: 5 мягкими сиденьями, двумя специальными колесами на стойках и водилом.

В комплектность четверки входили предметы, которые ранее докупались отдельно. Были включены съемные мягкие сиденья, тент, ДУ. Модель с буквой “Л” имела рубку из легкого сплава.

Обитаемость

Обитаемое пространство всех версий позволяет свободно разместиться 5 пассажирам в дневное время. Для ночлега конструкторы предусмотрели место 2–3 людям. Переднее и заднее сиденья в длину имеют чуть более метра. Они умеют откидываться и раскладываться в просторное спальное место. К сожалению, до наших дней сохранилось немного оригинальных кресел. В усовершенствованных катерах есть тенденция к укладыванию ровного пола и переделке банок. Так, чтоб ложиться спасть на плоскую поверхность на матраце или одеяле. Первоначальная задумка учитывала желание обитателя судна лежать на мягком, не ощущать качки и ударов о днище.

Лобовое стекло первых версиях панорамное, сделанное из огрстекла, которое состоит из двух половин гнутой формы. На него прикреплены 2 бортовых огня и один белый ходовой. Под ветрозащитной конструкцией расположена приборная доска с ДУ. У четверки ветрозащитную функцию выполняет “граненое” стекло с дюралевой рамкой. Система хранения включает в себя: носовой багажник, кормовой отсек, ниши по бокам бортов и ящики под откидывающимися креслами для пассажиров. Грузоподъемность моторки впечатляющая, вместительность кокпита удивляет в той же мере.

В набор входил тент. Он быстро складывался и был пропитан специальным составом, отталкивающим жидкость. Крепился на дуги и застежки. Но ткань не выдержала проверки временем и стала приходить в негодность достаточно быстро. Сегодня заводской тент из комплекта встретить невозможно. Однако, существует много фирм по пошиву данных изделий, изготавливающие их по индивидуальным меркам. Сшить самостоятельно свой тент при желании возможно.

Необходимо учесть вид ткани, размеры и его предназначение. В отделение под рецессом удобнее всего помещать топливные канистры производства СССР. Таких поместится два, импортные бензобаки не должны превышать более 20 литров, их объем уже не подходит для того, чтобы они поместились в отсеке.

Перевозка лодки

Моторка была укомплектована съемными колесами. При помощи кронштейнов они монтировались к глиссеру быстро и легко. Но так как чаще всего он тяжело нагружен, владельцы не рискуют убивать колеса на некачественных дорогах. Только если водоем находится недалеко. Поэтому, большинство моторок перевозится на прицепах. Покупные считаются более надежными, но собранные самостоятельно обходятся дешевле.

Непотопляемость

В отличие от предыдущих модификаций, при разработке «2М» инженеры избавились от герметичных баков. Эта версия, как и «Прогресс 3М», содержит равномерно распределенные по всей конструкции блоки плавучести из пенопласта. Они располагаются в форпиковом отсеке непотопляемости, проложены между 5 и 6, 6 и 7 шпангоутами и за задней спинкой по всей перегородке. Все блоки изначально были запаяны в целлофан для продления срока эксплуатации.

Чтобы подмоторную нишу не заливало на полном ходу водными брызгами, «П2М» и “П3М” оснащены самоотливным транцем, рассчитанным на один двигатель. “П4” оборудован двумя ПМ и является лидером по непотопляемости. В затопленном полностью состоянии он не тонет в воде, даже когда за него держатся 5–6 человек. При помощи сливной пробки есть возможность избавиться от заливающейся воды. Если установить помпу, это делать будет еще проще.

Ходовые качества

По отзывам пользователей есть несколько основных моментов, определяющих особенности гидродинамики данного мотосудна.

  • Устойчивость и управляемость максимально облегчают эксплуатацию
  • Конструктивный заводской дефект, присущий всему выпуску «2М», приводит к тому, что катер «роет носом», не может толком выйти в глисс и создает потенциально опасную ситуацию. Как это исправить? Путем дополнительных работ по улучшении геометрии обводов днища. То есть, поставить гидрошайбы. Этот прием увеличивает ход до 35–37 км/ч, и устраняет зарывание в водную поверхность
  • Прог «любит» кормовую загрузку из–за обводов, рассчитанных на 30 л. с., при увеличении мощности ПМ, он начинает «рыскать»
  • Глиссирование легче достигается при полной пассажирозагрузке
  • Более поздние выпуски, с цифрой “4” умеют отлично преодолевать волну благодаря своим обводам

Вывод: ходовые качества будут хорошими при отсутствии попутной и большой волны, при соблюдении допустимой скорости. К положительным качествам можно прибавить высокую остойчивость: на допустимых скоростях он «прилипает» к водной глади. Прочное дно хорошо выдерживает удары о воду.

Таблица скоростей

“1”, “2”

В настоящее время в открытом доступе можно найти данные о характеристиках отечественных и зарубежных ПМ на данном корпусе.

Название мотора Количество моторов
кг
км/ч
Вихрь 30 1 120-150 38-56
Вихрь 18 1 100-170 33-36
Нептун-23 1 120-240 33-36
Mercury 30 1 210-300 35-38
Suzuki DF30 A 1 120-200 39-45
Tohatsu 30 1 200 41
Tohatsu (Nissan) 18 1 100-150 34-35
Yamaha 30 2,08 1 120-215 34-38

Скорость Прогресса составляет 52-56 км/ч под родным Вихрем при нагрузке 100 кг. Т.е. при одном человеке с легким багажом. Импортные двигатели также эффективны и могут применятся при соблюдении требований по мощности.

“2М”, “3М”

“4”- «4л»

Название мотора Количество ПМ, шт. Скорость, км/ч
Evinrude E-TEC 30 DR 1 85 46-50
Honda BF50 1 150 48
Mercury 30 1 210 43
Mercury 40 1 150 49
Mercury 50 50-55 1 120-230 51-55
Suzuki DF50 1 120 50
Suzuki DT30 1 105 41-43
Suzuki DT40 1 230 52
Tohatsu (Nissan) 18 1 100 37
Tohatsu 30 1 95 44
Tohatsu 40 1,85 1 120 49-54
Tohatsu 50 1,85 1 120 50
Yamaha 15 1 150 36
Yamaha 30 2,08 1 120 43
Yamaha 40 2,0 1 150 50
Yamaha 50 1 200 53

Под мотором

Катеры до модели “4” рассчитаны на один ПМ до 30 л. с. Размеры транца и прочность подмоторной доски не позволяют сделать спарку двигателей. Опыт пользователей показывает, что глиссер отлично ходит с агрегатами от 15–18 л. с. Это подходит для неспешных прогулок, рыбалки, служебных целей. Быстрота хода увеличивается или уменьшается в зависимости от того, насколько нагружено судно.

Как правило, это от 30 км/ч и выше. Установка сразу двух двигателей имеет место быть, но для нее необходимо получить разрешение ГИМС, переделать рецесс и усилить транцевую доску. Конструкторы при разработке четверки расширили рецесс, что позволило монтировать спарку ПМ. Для “Вихря–М” рекомендуется выбирать винт диаметром 240.

Под веслами

Длина весел составляет 220 см, они достаточно длинные и громоздкие. Как правило, капитан размещает их вдоль боков. Однако, некоторые умельцы находят интересные решения проблемы недостатка места для весел, покупая разборные экземпляры и вешая их под приборной панелью. Разработчики придумали нестандартный подход к гребле: водитель откидывает крышку носового багажного отсека, садится на нее и работает веслами. Как оказалось, это удобно, особенно если прикрепить с тыльной стороны крышки мягкую маленькую подушку.

На волне

Ходить на плавсредстве не рекомендуется дальше, чем 3 км от берега и при волне 75 см. Осторожность не помешает даже при полуметровом показателе, так как в таких условиях моторка тормозит носом, брызги орошают весь салон и пассажиров, перелетая через стекло, а управляемость опускается до низкого уровня. Следующая модификация этой проблемы была лишена. «Прогресс 4» имел большую мореходность и лучшие ходовые качества в результате усовершенствований конструкции.

Цены

Цена лодки “Прогресс” на Авито доступна абсолютно любой категории покупателей. Продажа б/у глиссеров на сайтах типа Авито выполняется в пределах стоимости от 8 до 685 тысяч рублей. Ассортимент обширный, представляет собой лоты от разбитых голых остовов до полностью оснащенных тюнингованных экземпляров. В таких местах возможно купить глиссер данной марки и комплектующие к нему.

Денежная масса - это совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему - каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий.

В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. (МВФ) рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на ).

Денежные агрегаты М0, М1, М2, М3

Центральный банк РФ рассчитывает денежные агрегаты M0, М1, М2, М3:

Денежный агрегат М0

Денежный агрегат М0 — это в обращении (монеты, банкноты), по сути это прямой долг населению. Из нашего примера выше, вы держите в руках 100т рублей и Центробанк учитывает их в М0.

Денежный агрегат М1

Денежный агрегат М1 = М0 + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты), остатки средств в на расчетных счетах организаций, текущих и иных счетах до востребования населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами Российской Федерации. То есть, М1 - М0 = прямой долг кредитных учреждений (банков) населению РФ и некредитным организациям РФ, номинированный в рублях. Из нашего примера выше, вы держите 100т рублей на дебетовой карточке и ЦБ РФ их учитывает в М1.

Денежный агрегат М2

Денежный агрегат М2 = М1 + срочные вклады , остатки средств в национальной валюте на счетах срочных депозитов и иных средств населения привлеченных на срок, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами Российской Федерации. То есть, М2 - М1 = прямой долг кредитных учреждений (банков) населению РФ и некредитным организациям РФ, номинированный в рублях, выведенный из оборота одного из участников экономики на определенный срок. Другими словами, если вы вложили свои 100т рублей в банке с дебетовой карточки на депозит на 2 года, то ваши 100т рублей уменьшат денежный агрегат М1 и увеличат М2 на 100т рублей. Денежный агрегат М2 и есть денежная масса в национальном определении России.

Денежный агрегат М3

Денежный агрегат М3 = М2 + сберегательные вклады , сертификаты и государственные облигации. Другими словами, М3 — это долги ЦБ РФ + долги кредитных организаций + долги правительства в виде займов ценными бумагами. М3 - М2 = «будущая» М2, то есть, те , которые необходимо заработать в будущем. Если правительство совершало заимствования на свои текущие операции по обязательствам перед населением, то это прямая эмиссия денег и она ведет к инфляции (обесцениванию денег), ещё это можно назвать «налогом на бедных». Если же правительство совершало заимствования на свои текущие операции по инвестированию в создание прибыльных объектов экономики, например, новые электростанции, дороги, порты и т. д., то увеличение денежной массы увеличит балансовую стоимость экономики и прирост материальных активов, которые позволят изъять из оборота долга избыточный долг, иными словами погасят долг реальными активами.

Денежный агрегат М4

В ряде стран дополнительно выделяют денежный агрегат M4 . Например, в Великобритании M4 включает в себя объём наличной валюты в обращении, общую сумму кредитов, выданную банками, а также сумму заимствований правительства.


Денежная масса и монетизация экономики

Важным показателем состояния денежной массы выступает коэффициент монетизации (известный также как финансовая глубина ), равный отношению М2 к валовому внутреннему продукту . Этот показатель позволяет ответить на вопрос о достаточности денег в обороте. Оптимальным уровнем монетизации экономики для считается как минимум 55-60%, низкий уровень монетизации экономики может сдерживать внешнеэкономическое развитие.

В современном обществе по состоянию дорог в стране можно определить ее экономический уровень развития. К сожалению, в России в этом смысле еще не все хорошо, но главное, что работы по устранению бездорожья, пусть и медленно, но ведутся.

В список федеральных трасс России 2015 входят дороги, соединяющие столицу с соседними государствами и регионами страны.

Разделение дорог по классам

В зависимости от того, что соединяют между собой дороги, они бывают либо федерального, либо общего пользования. Федеральными считаются:

  • Трассы, проложенные между административными центрами (обозначаются литерой Р).
  • Дороги, соединяющие между собой федеральные трассы (имеют значок А).
  • Подъезды, ведущие к крупным транспортным соединениям и объектам федерального значения.

В последнем издании перечня дорог все трассы, идущие от Москвы в любом направлении, именуются литерой «М». Что касается трасс, входящих в состав международных транспортных сетей, то те, что расположены на европейской части, получили обозначение Е, а на азиатской - АН.

Кроме литеры, указывается номер дороги, который всегда ставится после буквенного обозначения. Список федеральных трасс России 2015 включает все Например, только в направлении от Москвы насчитывается более 20 автобанов, 10 из которых ведут к границам таких государств, как Украина, Латвия, Эстония, Белоруссия, Финляндия, Азербайджан и Монголия.

Все дороги федерального значения обслуживаются, строятся и ремонтируются из бюджета либо федерации, либо физических или юридических лиц, с которыми подписано соответствующее соглашение.

Дорога М1

Именуемая в реестре дорог России как «Беларусь», тянется от Москвы до границы с этой страной. Кроме того, что эта дорога объединяет два соседних государства, она является частью международной европейской трассы Е 30 и азиатского пути под номером АН 6.

Водители, проезжающие по этому пути, пересекают Московскую область, не доезжая до Одинцово 4 км, затем, мимо Кубинки и Можайска, попадают в Смоленскую область. Проезд осуществляется недалеко от таких городов, как Гагарин, Вязьма, Сафоново, Ярцево, и по объездной дороге возле Смоленска прямо к границе Беларуси.

Хорошо оборудована для безопасного и комфортного путешествия. Дорожное покрытие высшего качества, а 4 полосы позволяют водителям выбирать, с какой скоростью ехать. Отдохнуть, привести в порядок автомобиль и себя, заправиться или купить продукты можно в расположенных на трассе АЗС, мотелях и кафе.

Объекты, предоставляющие питание, располагаются приблизительно через каждые 45 км. Среди других дорог федерального значения эта трасса лидирует по качеству дорожного покрытия, а достойный отдых можно получить в отелях, расположенных в непосредственной близости от центра Смоленска.

В них можно не просто принять душ и выспаться, но и с пользой провести время в сауне или бассейне или поесть в ресторане домашней еды, как, например, в отеле «Усадьба», гостиницах «Колесо», «Чаплин» и другие.

Во время следования по трассе М1 можно посетить такие достопримечательности, как древнерусский город Можайск, часовню имени иконы Божьей матери, расположенную у целебного источника, памятник воинам, погибшим в Отечественную войну 1812 г. Города Вязьма и Смоленск с их храмами и памятниками русского зодчества сами по себе являются исторической достопримечательностью.

Протяженность этой трассы составляет почти 450 км.

Трасса М 11

Ранее дорога М11 именовалась Таллиннское шоссе. Теперь новое название трассы - «Нарва» из Санкт-Петербурга через Ивангород, до имеет обозначение А 180.

Она является частью европейского пути Е20, по которому россияне привыкли совершать поездки на уикенд в Эстонию. Протяженность дороги составляет 142 км, и проходит она в живописной лесистой местности. На пути путешественников встречаются 2 водные преграды в виде Нарвы и Луга, через которые перекинуты мосты с грузоподъемностью от 60 до 80 тонн.

Опасным считается поворот на 57 км пути, который стал причиной многих аварий. К сожалению, эта дорога имеет участки с плохим асфальтовым покрытием, что следует учесть при поездке по ней ночью или в туманные дни.

Трасса пересекает Кингисепп (объезд в 3 км от города) и Ивангород.

Дорога М11 является автострадой между Москвой и Санкт-Петербургом. Спорным вопросом на этом пути является платный участок до Солнечногорска. Из-за слишком высоких тарифов, которые могут зависеть не только от самого транспортного средства, но и от времени суток, она практически пустая.

Решение построить качественную платную дорогу, чтобы разгрузить вечные пробки на ленинградском направлении, потерпели провал, так как поездка в 1000 р. без учета расхода топлива не по карману 90% автомобилистов. Дороговизна, плохой сервис и отсутствие качественного освещения сделали эту трассу невостребованной.

В конце 2015 г. встал вопрос о том, что тарифы на дороге М11 незаконно завышены. Это дает надежду на то, что будет найдено оптимальное решение, и суммы будут пересмотрены. В этом случае водители уйдут с бесплатной дороги с постоянными пробками, но случится это после того, как путь будет полностью освещен, а бензозаправки и кафе начнут работать.

Трасса «Дон»

В список федеральных трасс России 2015 входит немало путей протяженностью более 1000 км. М4 - одна из них. Она берет начало на улице Липецкой в столице и тянется почти 1544 км до Новороссийска.

История дороги началась еще в середине 20 века, но свое имя («Дон») она обрела только в 1991 году, после распада Советского Союза.

Сегодня она проходит через:

  • Московскую область, и до Видного имеет 8 полос, тогда как после него до 71 км дорога М4 «Дон» сужается до 6 полос (до Сайгатова). Следующий участок - до 110 км - имеет 4 разделения.
  • В Тульской области трасса имеет 4 полосы, которые были отремонтированы на всем протяжении до Ефремова и Богородицка. Между этими двумя населенными пунктами дорога в плохом состоянии, но платный объездной путь дает водителям возможность выбора: или заплатить за комфорт, или «убивать» автомобиль на бесплатном участке.
  • В Липецкой области 4-полосная дорога высокого качества, с двумя платными участками - это объезд городов Елец, Яркин, Задонск и Хлевный.
  • На всем пути по Воронежской области трасса М4 «Дон» имеет качество асфальтового покрытия среднего или низкого уровня. Из 4 полос рабочими являются только две в связи с проведением ремонтных работ. Часть дороги стала платной - это объездная дорога Воронежа и с 544 по 633 км.
  • Через Ростовскую область до Каменска-Шахтинска проходит 4-полосная дорога хорошего качества. Далее следует участок со сплошной двойной полосой, который имеет категорию повышенного риска. Мост через Дон был заново отремонтирован в июле 2015 г. Между сторонами дороги есть либо линии безопасности, либо разделители. От Батайского поста до въезда в Краснодарский край состояние покрытия отличное, но это самый опасный участок пути, так как отсутствуют разделители. На сегодняшний день здесь ведутся работы по расширению трассы и установке разделительного ограждения.
  • Путь по Краснодарскому краю осложняется опасными участками трассы, где ведутся строительные работы. Следует быть осторожным после проезда станицы Березанской, так как на этом участке встречаются резкие повороты для объезда автодорожной техники при наличии только по 1 действующей полосы с каждой стороны.
  • На территории Адыгейской республики качество трассы «Дон» отличное, без опасных участков.
  • От Саратовской станицы Краснодарской области и до Новороссийска много опасных участков, связанных с ведением дорожных работ.

На всем протяжении трассы хорошо развит обслуживающий сервис, но в летний период места в гостиницах и мотелях следует бронировать заранее. Проблем пополнить запасы топлива и еды не бывает из-за многочисленных АЗС и мини-маркетов возле них, а также кафе и пунктов быстрого питания.

Трасса «Урал»

Среди дорог, входящих в список федеральных трасс России 2015, самой загруженной крупногабаритными грузовыми автомобилями считается «Урал». Так как эта дорога протяженностью в 1879 км составляет часть европейского маршрута Е 30 и азиатского АН6 и пролегает через промышленные регионы страны, на ней регистрируется самый плотный автомобильный поток.

Впервые маршрут от Москвы до Рязани был открыт еще в 1930-е, когда автомобилестроение только начинало свое развитие в СССР. В 1947 г. его протянули до Куйбышева, а в 1965-м было открыто движение до Челябинска.

Большая часть трассы М5 «Урал» имеет по одной полосе, лишь до поселка Добрый Сот по 2 и более полосы с каждой стороны. В начале 2000-х было введено несколько скоростных участков, например между Городищем и Нижней Елюзанью, между Тольятти и Красным Яром и другие.

Дорога федерального значения «Урал» проходит через такие области:

  • В Московской она захватывает Люберцы, объезжает Бронницы и Коломну, пересекает и Оку. Качество покрытия отличное.
  • Следующая - Рязанская область, по которой дорога объезжает Рязань, проходит мимо Рыбного, Шилово и Шацка (его можно объехать по новому объездному пути). На пути у водителей встречаются мосты через Проню и Цну, а также построенные недавно путепроводы через железнодорожные ветки, на которых раньше стояли шлагбаумы, собиравшие очередь из машин на много километров.
  • Следующий этап пути - Мордовия. Единственным недостатком дороги является ее малая ширина.
  • В Пензенской области дорога захватывает населенные пункты Мокшан, Рамзай и «кусочек» Пензы.
  • Следующая часть пути - это Ульяновская и Самарская области, где автобан пересекает Жигулевск, после чего поворачивает в сторону Оренбургской области и Татарстана.
  • В восточном направлении трасса М5 «Урал» проезжает Башкортостан, где ей на пути встречаются две реки - Дема и Белая.
  • Дальнейшее продвижение пути идет по Челябинской области и заканчивается в одноименном городе.

Если путешествовать от Москвы до конечного пункта трассы, то пассажиров ожидает смена местности от лесистой равнины до горной части, самая высокая точка которой составляет 830 м, - это перевал Уреньга. В зимний период он часто закрыт из-за снежных заносов.

На сегодняшний день трасса продолжает развиваться, ее постоянно обновляют, например, в 2013 г. состоялось открытие нового моста через речку Белая. Самым опасным участком трассы «Урал» считается путь недалеко от населенных пунктов Сима и Усть-Катава, на которых, по данным госавтоинспекции, ежегодно погибает до 50 человек.

Дорога М13

Федеральная трасса М13 является связующей между Брянском, его областью, Гомелем и Брестом. Ее протяженность - всего 221 км, а новое обозначение - А240.

Эта дорога проходит через живописную холмистую местность, покрытую лесами, и имеет крутые подъемы и спуски, опасные повороты и участки с ограничением видимости. Дорога оснащена всем необходимым, чтобы даже при столь короткой ее протяженности у автомобилистов путь был комфортным.

По пути водители встретят 5 заправочных станций, 3 кемпинга, 3 СТО, 2 пункта скорой помощи и 5 постов ГАИ (10, 77, 130, 164 и 193 км).

Свое начало дорога берет в Брянске, а после пересечения белорусской границы направляется на Гомель. По пути путешественники могут ознакомиться с такими достопримечательностями:

  • Дом музей А. К. Толстого в Красном Роге, где он родился и был похоронен.
  • В городе Погар можно посетить знаменитую табачную фабрику, где делают сигары.
  • Ознакомиться с продукцией из кожи можно на кожевенной фабрике в маленьком городке Клинцы.

Дорога М13 имеет качественное на всем протяжении пути.

Трассы М 10 и М 9

Дорога федерального уровня, берущая свое начало в Москве и известная сегодня как трасса М10 «Россия», имеет продолжение под названием «Скандинавия».

К «российской» части пути относится дорога, соединяющая Москву с Тверью, Великим Новгородом и Санкт-Петербургом. Часть «Скандинавии» начинается от Петербурга до Выборга и финской границы.

Это одна из самых старых дорог России, построенная по указу Петра 1 для соединения Москвы с новой столицей единым трактом, оснащенным пунктами по смене лошадей (ямы), где можно было переночевать, поесть или переждать непогоду.

Еще одним плюсом строительства старой дороги было ее положительное влияние на развитие экономики городов, через которые она проходила. Так как и на сегодняшний день трасса пролегает через 65 городов и поселков, то ее не назовешь скоростной из-за действующих ограничений скорости в пределах населенного пункта.

Трасса М10 «Скандинавия» идет на Выборг, к границе с Финляндией. По всему маршруту от Москвы расположены многочисленные мотели, стоимость проживания в которых за сутки колеблется от 600 до 1700 р. Также нет недостатка в АЗС и станциях обслуживания.

Самыми опасными участками на этой трассе являются места, где нет разделителей, а необорудованная обочина опасна, особенно в гололед или дождь.

Трасса М9 «Балтия» берет свое начало от Москвы, идет к Волоколамску и далее до границы с Латвией. Являясь частью международного маршрута Е22, она сильно загружена грузовыми машинами, едущими из Европы в Латвию.

По пути водители пересекают такие реки, как Истра, Вазуза, Межа, и другие. Отличное качество покрытия прослеживается на всем 610-километровом пути. За исключением небольшой части дороги в Тверской области, весь маршрут считается безопасным, позволяющим развивать скорость до 140-150 км/час.

Путь трассы «Балтия» проходит через Московскую, Тверскую и Псковскую области. В 2007 и 2015 гг. дорога проходила реконструкцию, и ремонтные работы продолжатся дальше.

Трассы М6, М7 и М8

Федеральная трасса М6 «Каспий» имеет протяженность в 1831 км и является частью европейского (Е119) и азиатского (АН8) маршрутов от Москвы через Тамбов и Волгоград до Астрахани. Обозначение с литерой «М» будет действительным до 31.12.2017 г., после чего ее переименуют в дорогу федерального значения Р22, объединившую несколько административных центров Росси.

Когда-то, на заре зарождения государства Российского, в этом же направлении был важнейший для экономического и торгового роста страны Ногайский шлях.

Строительство современной трассы «Каспий» началось еще в далеком 1952 г. с двухстороннего полотна с твердым покрытием второй категории. На участке от столицы до Каширы были оборудованы 4 полосы. Сама стройка велась поэтапно. Первой была сдана дорога от Москвы до Тамбова, затем строилась часть до Волгограда.

После того как распался Советский Союз, к этой трассе была присоединена дорога от Волгограда до Астрахани, присвоен номер М6 и название «Каспий».

Часть трассы имеет двойную сплошную полосу, что сильно тормозит движение, особенно осенью. Из-за большого потока грузовых автомобилей, которые норовят обогнать нетерпеливые водители легковых машин, в этот период часто случаются «лобовые» столкновения.

Особенностью этой трассы является полное отсутствие проезда через населенные пункты.

Трасса М7 «Волга» протянулась от Москвы через Владимир, Нижний Новгород и Казань до Уфы на 1342 км. Дорога пересекает Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области, а также Чувашию, Татарстан и Башкортостан.

На состояние дороги очень влияет повышенная влажность мещерских болот, мимо которых она проходит. Эту трассу, наоборот, отличает большое число светофоров в многочисленных населенных пунктах, через которые она проложена. В настоящее время на различных участках дороги ведутся восстановительные и строительные работы, поэтому следует быть начеку из-за двух узких полос и небольшой обочины, где трудно совершать маневры.

Трасса федерального значения М8 «Холмогоры» соединяет Москву, и Архангельск. Протяженность дороги составляет 1271 км, которые открывают путешественникам больше достопримечательностей, чем любой другой путь.

Трасса «Холмогоры» проложена через Московскую, Владимирскую, Ярославскую, Вологодскую и Архангельские области, где каждый из встречающихся на пути населенных пунктов является объектом архитектурной и исторической достопримечательности.

В целом состояние трассы хорошее, но существует загруженность из-за интенсивного движения. Слабым звеном является дорога на участке от Вельска до Архангельска.

Трассы М2 и М3

Всем, кто едет отдыхать летом к морю, хорошо знакома трасса М2 «Крым». По пути от Москвы путешественники проезжают Тулу, Орел, Курск и Белгород. Далее следует государственная граница Украины, после которой дорога значится как М20 до города Харькова и М18 дальше, через Запорожье и Симферополь до Ялты.

Впервые трасса «Крым» была введена в 1950-м и тянется на 720 км, хотя ее история уходит глубоко в века. Некогда это был знаменитый Крымский шлях, а путь от столицы до Харькова был построен в середине 19 века.

Большие строительные работы на всем протяжении трассы велись с конца 70-х и до конца 80-х годов прошлого века. После распада СССР и разделения дороги на 2 участка в соседних государствах поток туристов снизился и ее значение уменьшилось. Качественное дорожное покрытие и хороший сервис по пути, оставляют о путешествии по ней хорошее впечатление даже в летний загруженный период.

Трасса М3 «Украина» ведет от Москвы через Калугу и Брянск до границы с Украиной. Протяженность пути - 500 км, сдана в эксплуатацию в 1976 г.

Для этой дороги указано ограничение скорости до 90 км/час, кроме участков, когда она проходит через населенные пункты. В планах по улучшению российских дорог эта трасса внесена для полной реконструкции, а участок с 37 по 173 км станет платным.

Дорога во многих местах, например от Обнинска до Брянска, в плачевном состоянии, поэтому следует быть осторожнее. По пути встречается немало водных преград (Нара, Угра, Ока, Снежеть и др.), через которые проложены мосты с грузоподъемностью от 60 до 80 тонн.

На всем протяжении, от Калуги и вплоть до государственной границы, много опасных участков.

Трасса М18

Трасса М18 будет иметь это обозначение до 01.01.2018, после чего дорогу общего пользования, входящую в список федеральных трасс России, переименуют в Р21 «Кола».

Она берет свое начало в Санкт-Петербурге, следует через Петрозаводск, Мурманск, Печенегу, Борисоглебский до границы с Норвегией. Протяженность пути составляет почти 1592 км. Являясь связующим звеном между Ленинградской областью, Карелией и Мурманском, эта трасса проходит через живописные места русского Севера.

Дорога идет мимо городов с самобытной историей и достойных внимания достопримечательностей. Не все участки пути можно назвать идеально гладкими, встречается и бездорожье, но общее впечатление о трассе «Кола» хорошее благодаря местности, через которую она проложена.

На всем пути следования оборудованы АЗС, СТО и многочисленные мотели, предлагающие путникам не только качественный отдых, но и досуг. Также нет дефицита в пунктах быстрого питания, кафе и магазинах, где можно пополнить свои запасы еды и воды.