Национальный проект сельское хозяйство. Образование и развитие агропромышленного комплекса


Введение………………………………………………………………………3

1.Структура агропромышленного комплекса…………………………..3

2.Размещение агропромышленного комплекса……………………...…5

2.1Факторы, влияющие на развитие сельского хозяйства……………9

3.Развитие агропромышленного комплекса……………………………10

3.1Отрасли, производящие средства производства……………………10

3.2Сельское хозяйство……………………………………………………..12

3.3Предприятие, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственного сырья и реализацию конечного продукта….15

4.Государственное регулирование АПК…………………………………16

Заключение…………………………………………………………………..17

Список литературы…………………………………………………………18

Введение.

Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя.

Главная задача агропромышленного комплекса состоит в максимальном удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления. Агропромышленный комплекс России является крупнейшим народнохозяйственным комплексом. Он формировался как единое целое в середине семидесятых годов, когда были созданы материально-технические, научно-теоретические и социально-экономические предпосылки для объединения многочисленных отраслей народного хозяйства в единый комплекс.

Агропромышленный комплекс является самым крупным и включает в себя 3 сферы, связанных между собой отраслей: само сельское хозяйство, технические средства сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность. Помимо этого в АПК нашей страны также входят рыбное (с недавнего времени переданное в ведение Министерства) и лесное хозяйство, добыча минеральных вод и др. На долю АПК приходится 30% работников отраслей материального производства и около 25% основных фондов.

От того, насколько развито сельское хозяйство, зависит уровень жизни. Однако, аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного труда и его продукта, а с другой, с тем, что наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом, и это ведёт к снижению мотивации предпринимательской деятельности в этой сфере.

1.Структура агропромышленного комплекса.

Агропромышленный комплекс (АПК) - целостная производственно-экономическая система, возникшая на основе общественного разделения труда и интеграции с отраслями промышленности, обеспечивающими сельское хозяйство средствами производства. В настоящее время в агропромышленном комплексе в разных стадиях производства и обращения прямо или косвенно участвует около 80 отраслей народного хозяйства.

Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции. В него входят отрасли, обеспечивающие производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, хранение и реализацию, а также отрасли, специализирующиеся на производстве средств производства для сельского хозяйства и его обслуживании.

Соотношение отраслей, участвующих в производстве продуктов питания и непродовольственных предметов потребления сельскохозяйственного происхождения, составляют отраслевую структуру агропромышленного комплекса, в состав которого входит три сферы:

Первая сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, строительство, ремонт оборудования и техники.

Отрасли, входящие в первую сферу призваны обеспечивать ресурсами процесс производства и переработки сельскохозяйственной продукции, создавать базу для индустриализации сельского хозяйства и технического прогресса в перерабатывающей промышленности, способствовать нормальному функционированию всех звеньев комплекса. От их деятельности во многом зависит ритмичность, поточность и стабильность темпов роста производства сельскохозяйственной продукции и конечного продукта в целом.

Второй сферой агропромышленного комплекса является непосредственно сельское хозяйство (включая подсобные хозяйства населения) и лесное хозяйство. Это центральное звено АПК. На данном этапе в РФ на долю данной сферы приходится около 70% валовой продукции, производимой всеми отраслями аграрно-промышленного комплекса.

Во второй сфере выделяются две важнейшие отрасли: растениеводство (земледелие) и животноводство.

Земледелие включает в себя: зерновое хозяйство (пшеница, рожь, просо, гречиха, рис); выращивание технических культур –волокнистых (хлопчатник, лен, конопля), масличных (подсолнечник, горчица, соя и др.), сахароносов (сахарная свекла), тонизирующих (чая); картофелеводство; овощеводство; садоводство и виноградарство.

В составе животноводства выделяется несколько отраслей: скотоводство (молочное, молочно-мясное, мясомолочное); свиноводство; овцеводство; птицеводство; коневодство; оленеводство.

Третью сферу образуют отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственного сырья, а также реализацию конечного продукта. В данную сферу входит пищевая промышленность (пищевкусовая, молочная, мясная, рыбная), мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности, а также легкая промышленность переработки сельскохозяйственного сырья (текстильная, кожевенно-меховая и обувная), заготовительные и торговые организации. Процесс производства многих видов конечной продукции завершается в отраслях и подразделениях третьей сферы. Они осуществляют переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до готовности к употреблению, а также осуществляют реализацию конечной продукции.

В агропромышленный комплекс Российской Федерации включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

2.Размещение агропромышленного комплекса.

Размещение первого и третьего звеньев АПК во многом определяется территориальной организацией сельскохозяйственного производства. Переработка, складирование и хранение сельхозпродукции в значительной мере ориентированы на потребителя. Территориальная концентрация в пригородных зонах и высокоурбанизированных районах производства картофеля, овощей и другой продукции растениеводства также обязана активизации хозяйств населения и фермеров.

Сельское хозяйство - важнейшее звено АПК и отличается от других отраслей экономики сезонным характером производства, использованием земли как предмета и средства труда, сильной зависимостью от природных условий.

Природной основой сельского хозяйства являются земельные угодья – земли, используемые в сельском хозяйстве.

Значительная часть сельскохозяйственных угодий России расположена в переувлажненных или засушливых районах, подвержена ветровой и водной эрозии, а некоторые оказались в зоне загрязнения радиоактивными элементами после чернобыльской аварии. Таким образом, почти 3/4 сельскохозяйственных угодий либо уже деградировали, либо находятся у опасной черты потери плодородия. Это положение усугубляется резким сокращением поставок сельскому хозяйству минеральных удобрений. Поэтому все большее значение играет мелиорация земель - естественное улучшение земель для повышения их плодородия или общего оздоровления местности, один из видов рационального природопользования.

Большое разнообразие природно-ландшафтных зон, различная заселенность обусловили особенности использования сельскохозяйственных угодий. В степной и лесостепной зоне с плодородными сероземами и каштановыми почвами распаханность достигает 80% всех сельскохозяйственных угодий; в лесной зоне - значительно меньше; в предгорных районах обширные альпийские луга сочетаются с небольшими участками пахотных земель в долинах и по склонам гор.

Климатические условия России ограничивают круг растениеводческих культур, которые допустимо и экономически эффективно возделывать на ее территории. Высокие и устойчивые урожаи, возможно, получать лишь на западе черноземной полосы страны и в западных районах Северного Кавказа.

Зерновые культуры - ведущая отрасль растениеводства России. Они занимают более половины посевных площадей страны. Их сбор из-за непостоянства погодных условий из года в год колеблется.

Средняя урожайность зерновых в России очень низкая, что объясняется различием агроклиматических условий и низкой культурой отечественного земледелия. Более 9/10 общего сбора приходится на четыре культуры: пшеница (более половины), ячмень, (около четверти), овес и рожь.

Пшеница - важнейшая зерновая культура России. Высевается главным образом в лесостепной и менее засушливой части степной зоны, а густота посевов уменьшается в восточном направлении. В России высевают два вида пшеницы - яровую и озимую. Учитывая, что урожайность озимой пшеницы в два раза выше, чем яровой, то повсюду, где позволяют агроклиматические условия, возделывают озимую пшеницу. Поэтому в западной части страны вплоть до Волги (Северный Кавказ, Центральное Черноземье, правобережье Поволжья) преобладают посевы озимой пшеницы. В восточной (левобережье Поволжья, Южный Урал, юг Западной Сибири и Дальнего Востока) - яровой.

Ячмень - вторая по объему производства зерновая культура России, используется прежде всего для изготовления концентрированных кормов для животноводства. Это одна из самых раннеспелых культур, хорошо переносящих заморозки и засуху, поэтому ареал возделывания ячменя обширен: он далее других зерновых культур проникает на север, юг и юго-восток.

Овес - в первую очередь фуражная культура и широко используется в комбикормовой промышленности. Распространен в лесной зоне в районах с более мягким климатом, высевается также в Сибири и на Дальнем Востоке.

Рожь - важная продовольственная культура, сравнительно нетребовательна к агроклиматическим условиям, ей необходимо меньше тепла, чем озимой пшенице, и она, как и овес, хорошо переносит кислые почвы. Основной ее ареал - российское Нечерноземье.

Все остальные зерновые культуры, среди которых рис и кукуруза, из-за суровых климатических условий не получили большого распространения в отечественном растениеводстве. Посевы кукурузы на зерно сосредоточены на Северном Кавказе - единственном районе России, который по природным условиям напоминает знаменитый “кукурузный пояс” США, в остальных районах страны ее возделывают на зеленый корм и силос. Посевы риса размещаются в плавнях реки Кубани, Волго-Ахтубинской пойме и Приханкайской низменности.

Технические культуры являются ценным сырьем для производства пищевых продуктов (сахара, растительных масел) и многих изделий легкой промышленности. Они очень требовательны к агроклиматическим условиям, трудоемки и материалоемки и размещаются сужеными ареалами. Наиболее известной волокнистой культурой России является лен-долгунец. Основные посевы его сосредоточены на северо-западе европейской части страны. Главная масличная культура - подсолнечник - выращивается в лесостепной и степной полосе страны (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ). Основные посевы технических сортов сахарной свеклы сосредоточены в Центральном Черноземье и Краснодарском крае.развития агропромышленного комплекса Реферат >> Банковское дело

Стратегия» на тему «Инвестиционные проблемы развития агропромышленного комплекса .» Выполнила: Студентка группы Ф-41, очной... перспективу должна стать и поддержка инвестиций в агропромышленный комплекс . Оживление инвестиционной активности является непременным...

  • Агропромышленный комплекс России (2)

    Курсовая работа >> Экономика

    Условием жизни человека, т.е. главными целями развития агропромышленного комплекса (АПК) на современном этапе экономического... на государственную поддержку агропромышленного комплекса , обеспечивающие повышение уровня его развития в рыночных условиях; ...

  • Агропромышленный комплекс России (3)

    Реферат >> География

    Новой пятилетней программы развития агропромышленного комплекса России активно включится профсоюз работников агропромышленного комплекса . Об этом...

  • Проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса в России

    Курсовая работа >> Экономика

    Источников. Основные понятия, связанные с агропромышленным комплексом . Цели развития агропромышленного комплекса в России Для наиболее полного и точного...

  • Сельское хозяйство является составной частью, основой агропромышленного комплекса - ведущего комплекса страны.

    Агропромышленный комплекс (АПК) есть совокупность тесно взаимосвязанных отраслей, экономических, организационных и иных отношений в народном хозяйстве по производству сельскохозяйственной продукции, ее заготовке, хранению, переработке и реализации.

    АПК представляет собой крупную составную часть народного хозяйства страны. В 1999 г. стоимость основных производственных фондов и численность работающих в АПК составляли около 40% от величины этих показателей в народном хозяйстве России.

    Образование АПК явилось результатом агропромышленной интеграции, происходящей при достаточно высоком уровне развития производительных сил и экономических отношений в обществе. Сельское хозяйство ныне не может развиваться без постоянных устойчивых связей с отраслями, поставляющих ему средства производства сельскохозяйственного назначения (трактора, комбайны, автомашины, горючесмазочные материалы, удобрения и др.), также без заготовок, хранения, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее промышленной переработки.

    В процессе агропромышленной интеграции происходит сознательное объединение ранее самостоятельных сельскохозяйственного и промышленного производств, последовательно связанных между собой в целостный хозяйственный организм – агропромышленный комплекс - с единым воспроизводственным циклом.

    Агропромышленной интеграции и образованию АПК способствовали развитие производительных сил на основе углубления общественного разделения труда, развертывания научно-технической революции, переход к рыночной экономике и ее государственное регулирование.

    Агропромышленный комплекс включает отрасли четырех сфер народного хозяйства:

    I-я сфера - отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства и занимающиеся его производственно-техническим обслуживанием.

    II-я сфера - отрасли самого сельского хозяйства(растениеводство, животноводство, птицеводство, пчеловодство и др.) и отчасти лесного хозяйства (заготовка и переработка грибов, ягод, орехов и др.) С 1992 г. в состав II-ой сферы вошли рыбное хозяйство и рыбная промышленность.

    III-я сфера - отрасли заготовок, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

    IV-я сфера - производственная и социальная инфраструктура. К производственной инфраструктуре относятся дороги, мосты, мелиоративные сооружения, энергоснабжение, производственная связь и др. К социальной инфраструктуре относятся учреждения и организации торговли, здравоохранения, образования, культуры и др., обслуживающие сельское население.

    В таблице 13.2 приведены данные о структуре АПК России 1994 г. за последние годы указанная структура АПК изменилась незначительно.

    В структуре АПК существуют региональные агропромышленные комплексы, а также продовольственные и сырьевые подкомплексы. В свою очередь, в народнохозяйственном и региональном продовольственных подкомплексах выделяются зерновой, мясо-молочный, овощной и другие подкомплексы.

    Таблица 13.2. Структура АПК России в 1994 г.

    В условиях агропромышленной интеграции в стране и в регионах вместо параллельного и обособленного развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей стали формироваться агропромышленные предприятия и объединения по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Так, в животноводстве на кооперативной основе возникли межхозяйственные объединения, предприятия и комплексы. В Орловской области уже многие годы эффективно работают межхозяйственные предприятия по производству говядины в г.г. Мценске, Ливнах. Орловчане хорошо знают агрофирму "Ливны" и МХП - ЗАО "Славянское" Верховского района.

    В настоящее время ускорился процесс межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции реформированных предприятий АПК, использующих рыночные отношения. Развиваются, так называемые, горизонтальная и вертикальная кооперация. При горизонтальной кооперации создаются кооперативные объединения сельских товаропроизводителей. При этом возможно создание производственных, снабженческих, сбытовых, кредитных и других кооперативов, которые могут объединять отдельных товаропроизводителей (фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств) или субъектов различных форм собственности и хозяйствования (включая коллективные сельскохозяйственные предприятия).

    При вертикальной кооперации в кооперативы могут входить сельские товаропроизводители, заготовительные, перерабатывающие, агросервисные и торговые предприятия и организации. Все члены таких кооперативов равноправны и не должны наживаться за счет других партнеров. Тем самым появляется возможность преодоления монопольного положения перерабатывающих, торговых и агросервисных предприятий и организаций по отношению к сельским товаропроизводителям.

    В настоящее время во многих регионах страны происходит формирование аграрных оптовых (прежде всего, продовольственных) рынков. Организационно в эти рынки на акционерной или кооперативной основе входят сельскохозяйственные, заготовительные, транспортные, перерабатывающие, торговые предприятия и организации, коммерческие банки, различные предприятия рыночной инфраструктуры и другие организации. Оптовые продовольственные рынки способствуют выгодной для сельских товаропроизводителей покупке их продукции, эффективной их переработке и реализации продуктов питания по доступным ценам. Также рынки дают импульс развитию всего регионального АПК. В Орловской области формирование оптового продовольственного рынка происходит на базе акционерного обществ "Орловская Нива", "Орловский агрокомбинат" и "Союз Орловщины".

    Для вывода сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса из кризиса и обеспечения в дальнейшем его устойчивого эффективного развития необходимо осуществлять поддержку и регулирование развития сельского хозяйства и АПК государством.

    Во многих странах с рыночной экономикой сельское хозяйство сознательно ограждено государством от стихии рынка. Разрабатываются и реализуются специальные аграрные программы, которыми предусмотрено регулирование цен на продукцию сельского хозяйства, объемов производства и доходов аграриев, проведение льготной кредитной и страховой политики, финансирование мероприятий по охране и сохранению плодородия почв и др. В США в настоящее время бюджетные ассигнования в сельское хозяйство в 6 раз превышают капиталовложения самих фермеров. Правительство 24 развитых стран выделяют на дотации сельскому до 75 % суммы от общей стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. Во всех странах ставка сделана на крупные, конкурентоспособные фермы. Так, в США крупные фермы покупают более 55% всех субсидий, хотя таких ферм всего 29 тысяч (1,3% от общего числа ферм).

    В России за годы проводимых с 1992 г. реформ в направлении перехода к рыночной экономике государственная поддержка сельского хозяйства и всего АПК резко уменьшилась. Расходы государства на финансирование сельского хозяйства и всего АПК резко уменьшилась. Расходы государства на финансирование сельского хозяйства в 1996 г. были ниже этих расходов в 1991 г. в 7 раз (в сопоставимых ценах).

    Очевидно, что без значительного усиления государственной поддержки сельского хозяйства и АПК России самостоятельно выйти из современного тяжелого кризиса не могут.

    Как справедливо отметил Е.С. Строев, "практика аграрных реформ показала, что успех аграрных преобразований во многом зависит от степени участия в них государства... Опыт показывает необходимость обеспечения взаимодействия государственного и рыночного регулирования. Государство и рынок должны дополнять друг друга".

    Ведущим направлением государственной поддержки сельского хозяйства страны должны стать:

    ð увеличение датирования производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции, особенно мяса, молока;

    ð компенсация значительной части стоимости поставляемых сельскому хозяйству топлива, электроэнергии, горючесмазочных материалов, удобрений, комбикормов;

    ð содействие достижению ценового паритета на продукцию сельского хозяйства и поставляемые ему средства производства сельскохозяйственного назначения и агроуслуги; ограничение цен предприятий - монополистов;

    ð государственное финансирование важнейших целевых программ развития сельского хозяйства, в том числе сохранения и повышения плодородия почв, мелиоративных работ, развития племенного животноводства и семеноводства и др.;

    ð формирование в АПК конкурентной среды, демонополизация предприятий первой и третьей сфер АПК;

    ð сохранение и расширение госзаказа на часть сельскохозяйственной продукции, увеличение ее поставок в федеральные и региональные фонды по защитным ценам;

    ð введение для сельских товаропроизводителей приемлемого для них налогообложения и кредитования;

    ð решение социальных проблем села, усиление социальной защиты сельского населения и др.

    Можно согласится с утверждением, что "...в целом, несмотря на значительно более низкий биоклиматический потенциал по сравнению с западноевропейскими странами, Россия при оптимальном обеспечении АПК агрохимическими и техническими средствами, не говоря уже о возможностях, связанных с оросительными и осушительными мелиорациями способна удвоить производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с объемами, производимыми в лучшие годы. Для этого необходима более глубокая дифференциация земледелия и животноводства применительно к природным и социально-экономическим условиям региона".

    В последние годы в аграрном секторе экономики усилились процессы горизонтальной и вертикальной интеграции, создаются крупные интегрированные комплексы, кооперативные объединения малых форм агробизнеса.

    Отечественный агропромышленный комплекс становится более привлекательным как для российских, так и зарубежных инвесторов. Объем иностранных инвестиций, накопленных в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности России с 1999 г., составил примерно 10 млрд долл. Растет приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства. В 2000 г. они равнялись 31,5 млрд руб., в 2005 г., по оценке, это уже 130 млрд руб.

    Вместе с тем наряду с имеющимися положительными тенденциями в развитии отрасли сохраняются крупные системные проблемы.

    В последнее время наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства: они отстают от темпов роста экономики в целом. Усиливается неэквивалентность товарообмена между сельским хозяйством и другими отраслями, продолжающееся уже 15 лет. Сохраняется непрерывный опережающий рост цен на энергоносители и другие материально-технические ресурсы, потребляемые сельхозтоваропроизводителями.

    Экономическая ситуация на селе остается сложной: более трети сельскохозяйственных организаций убыточны. Идет процесс контрастного разделения: сильные хозяйства становятся еще сильнее, а слабые -- все беднее. Средняя месячная зарплата работников отрасли составляет всего 3580 руб., это 43% общероссийского уровня. За чертой бедности находится свыше половины сельского населения, уровень занятости которого едва дотягивает до 68%.

    Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства не превышает 4% их общего объема в экономику страны. Это в 4,5 раза меньше, чем в 1991 г.

    Снижается уровень технической оснащенности агропроиз-водства, из-за чего не используются значительные площади плодородной пашни; недостаточен уровень применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений.

    Наиболее проблемной отраслью остается животноводство. К сожалению, продолжается сокращение поголовья крупного рогатого скота, в том числе молочных коров. В 2005 г. его численность уменьшилась на 6%. Несмотря на рост продуктивности реализация скота на убой снизилась на 1,7%, а производство молока сократилось почти на З%. Гордеев А. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства. - 2006. - №1. - С.3-4.

    В условиях рыночной экономики основой государственной агропродовольственной политики должно быть обеспечение стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции -- главного фундамента экономического роста АПК, устойчивого развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения, поддержания продовольственной безопасности страны. Поэтому основными целями на нынешнем этапе следует считать создание условий, во-первых, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции агропромышленного комплекса и рыболовства на внутреннем и внешнем рынках, обеспечения населения страны качественными продовольственными товарами; во-вторых, для устойчивого развития сельских территорий, обеспечения занятости, улучшения жизненного уровня сельского населения; в-третьих, для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством и рыболовством природных ресурсов.

    Исходя из такого подхода и в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК», поддержанный правительством страны и Федеральным Собранием. В сфере агропромышленного производства определены три основных направления:

    ускоренное развитие животноводства;

    стимулирование развития малых форм хозяйствования;

    обеспечение жильем молодых специалистов на селе.

    Проектом предусматривается увеличить за два года производство молока на 4,5%, мяса -- на 7%. Для реализации этих целей намечено в первую очередь повысить доступность кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов и ферм за счет дополнительного выделения из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам; увеличить поставки техники, оборудования, племенного скота на условиях аграрного лизинга; сохранить действующий режим ограничения импорта мяса и мясопродуктов, стимулировать импорт технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего отечественных аналогов.

    Чтобы привлечь в животноводство инвестиционные ресурсы, предусмотрено выделить дополнительно 6600 млн руб. бюджетных ассигнований на субсидирование процентных ставок по кредитам (на срок до восьми лет), предназначенным для финансирования строительства именно животноводческих комплексов и ферм. Это позволит ежегодно направлять по 40 млрд руб. инвестиционных кредитов в сельское хозяйство.

    Привлекаемые и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом поставок оборудования и скота по лизингу дадут возможность осуществить модернизацию и перевооружение ряда животноводческих комплексов и ферм на 370 тыс. скотомест, закупить до 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного крупного рогатого скота, свиней, овец для селекции имеющегося стада и создания соответствующего племенного ядра.

    Для технологического перевооружения животноводческих предприятий и закупки племенного скота запланировано выделить бюджетные средства на увеличение уставного капитала «Росагролизинга» в сумме 8 млрд руб.; установлены более льготные условия поставок по лизингу машиностроительной продукции и особенно племенного скота.

    Развитию производства мяса и мясопродуктов в России также должно способствовать обоснованное регулирование импорта указанных видов продукции. Утвержден механизм тарифного квотирования на четыре ближайших года, что позволит прогнозировать ситуацию на рынке. Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции требуется оснащение российских предприятий современным оборудованием. Наша промышленность, к сожалению, не удовлетворяет эти потребности, поэтому для облегчения закупок по импорту зарубежной техники и оборудования, аналоги которых не производятся в нашей стране, на них будут отменены ввозные таможенные пошлины. Анфиногенова А., Крылатых Э. Стратегия развития АПК с учетом инновационных факторов // АПК: экономика, управление. - 2006. - №3. - С.8.

    Стабилизация и дальнейшее развитие АПК невозможны без коренного изменения социальной политики на селе. В любой цивилизованной стране -- это исключительная прерогатива государства. В России социальные проблемы села придется решать особым образом, но в любом случае на основе государственной федеральной программы, требующей существенного перераспределения бюджетных потоков. Вместе с тем, достойный уровень жизни сельского населения можно обеспечить только на базе эффективного функционирования АПК республики в экономическом пространстве страны и рационального использования имеющегося потенциала.

    Главные условия динамичного и эффективного развития АПК -- обеспечение пропорциональности и сбалансированности всех его составляющих, укрепление связей между сферами комплекса. При отсутствии адекватной рыночной инфраструктуры перерабатывающие предприятия в большинстве случаев использовали свое монопольное положение для занижения закупочных и завышения реализационных цен. В результате на селе развернулось массовое строительство мелких цехов по переработке мяса, молока, семян масличных культур и др. Строительство небольших перерабатывающих мощностей потребовало от сельских товаропроизводителей значительных капиталовложений, а отсутствие возможностей комплексной переработки приводило к неоправданным потерям сырья. Перерабатывающие предприятия теряли сырьевые зоны и не загружали свои производственные мощности, коэффициент использования которых колеблется от 20 до 35%. Это вызвало удорожание переработки сырья, снижение конкурентоспособности производимых продовольственных товаров и, как следствие, привело к засилью импортной продукции на рынках.

    Важный фактор эффективного развития АПК -- интеграция между сельским хозяйством и переработкой, что создает благоприятные уеловия для согласованной экономической и научно-технической политики добровольно в нее входящих, но юридически самостоятельных предприятий. Преимущество крупного предприятия проявляется в более низкой себестоимости продукции, высокой экологической безопасности, глубокой комплексной переработке, минимальной потере сырья и устойчивом высоком качестве продукции. А малые предприятия находят свое место там, откуда трудно поставлять скоропортящуюся продукцию.

    Побудительным мотивом для объединительных процессов в экономике служит эффект, достигаемый за счет расширения масштабов производства, соединения разрозненных звеньев единого технологического процесса. В результате возникает мотивация к организации единого управления всеми стадиями производства хозяйствующих субъектов, участвующих в совместном процессе. Разумная кооперация и интеграция открывают дополнительные источники роста производительности труда, возможностей сбыта, и, таким образом, помогают более эффективно осуществлять совместный производственный процесс по выпуску различных видов готовой продукции. Резкое падение покупательной способности сельхозтоваропроизводителей диктует необходимость реформирования инженерной сферы АПК. Минасов М. Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса // АПК: экономика, управление. - 2004. - №9. - С.9-11

    Устойчивый рост АПК невозможен без совершенствования отношений на внутреннем и внешнем агропродовольственных рынках, без развития инфраструктуры.

    Следует подчеркнуть, что российский агропродовольственный сектор имеет огромные потенциальные возможности и большие перспективы. Располагая 9% мировых сельхозугодий (правда, не самых лучших) и 2,5% населения Земли, Россия может не только обеспечить себя качественной агропродукцией, но и поставлять ее на мировой рынок. Конечно, для этого нужны другие экономические условия, использование достижений научно-технического прогресса, хорошо подготовленные кадры. На современном этапе за счет инновационного развития обеспечивается 2/3 прироста сельскохозяйственной продукции. Поэтому комплексные меры по восстановлению и росту агропромышленного производства должны на деле улучшить положение российского крестьянства, определить по справедливости его место в экономике страны, обеспечить продовольственную безопасность и достаточный уровень питания всех слоев населения России.

    От состояния агропромышленного комплекса зависит обеспеченность страны продовольствием, и, как следствие, экономическая безопасность государства, поэтому развитие данной отрасли является одним из приоритетных направлений внутренней политики современной России.

    Состояние АПК в условиях эмбарго

    В связи с политической и экономической ситуацией, сложившейся в последние два года в мире и нашей стране, АПК наиболее пострадал в результате санкций. После указа Президента о применении отдельных социальных экономических мер для обеспечения безопасности импорт ряда товаров из стран, объявивших экономический бойкот России, был ограничен. Но постепенный переход на импортозамещение был одним из пунктов «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» еще задолго до ввода санкций. Поэтому задачей ответственных органов власти стала коррекция существующей программы и переход на ускоренное замещение импортной продукции, продовольствия и сырья.

    Данные, опубликованные на сайте Минсельхоза РФ в обращении Александра Ткачева, свидетельствуют о том, что Россия во многом продвинулась в достижении поставленных целей. По словам Министра, страна достигла 90 % обеспеченности по мясу птицы и свинине, производство зерна увеличилось на треть, как и производство тепличных овощей, площадь виноградников и садов выросла на 40-60 %. При этом экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-августе 2015 г. составил 9572,6 млн. долл. США, что на 19,6% меньше, чем в январе-августе 2014 года.

    Но по ряду направлений, как отмечают эксперты, Россия пока не может достичь существенных изменений. Так, например, современное производство мяса говядины по-прежнему остается на низком уровне из-за высокой сложности технологии и, соответственно, себестоимости продукции. К тому же в АПК России помимо обеспеченности сырьем и ресурсами существует и ряд других не мене важных проблем, среди которых: сокращение посевных площадей и неудовлетворительное состояние земель, недостаточная техническая оснащенность сельхозпредприятий, низкая покупательская способность потребителей сельхозпродукции, отток населения из села и недостаток квалифицированных специалистов в аграрном секторе. Так из-за недостаточной технической и технологической обеспеченности предприятий ежегодно на полях остается до 25 % выращенного урожая.

    Государственная поддержка открывает перспективы

    Выходом из сложившейся ситуации должно стать не только увеличение производства, но развитие и модернизация производственных мощностей по хранению сельхозпродукции, внедрение новых технологий ведения хозяйства, привлечение инвестиций и высококвалифицированных кадров, совершенствование социальной инфраструктуры на селе. В связи с этим, Правительство вносит корректировки в существующую программу развития сельского хозяйства и разрабатывает меры по увеличению государственной поддержки АПК.

    Согласно отчету Минсельхоза РФ на 1 октября 2015 г. объем кредитов, выданных на проведение сезонных полевых работ, составил 201,74 млрд. рублей или 134,7% к соответствующей дате 2014 г. Расходы в виде субсидий на покупку сельхозтехники, развитие семейных ферм, погашение части процентной ставки по долгосрочным и краткосрочным кредитам и ряду других направлений по состоянию на 1 октября 2015 г. составили 111 558,7 млн. рублей. Это 68% средств, предусмотренных в бюджете на текущий год.

    Только по постановлению Правительства РФ от 27.12.2012 № 1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники" расходы уже превысили утвержденный на 2015 г. бюджет в 3,9 млрд. рублей. Еще на начало августа ассоциация «Росагромаш» озвучила потребность в компенсации 5,23 млрд. руб. по заключенным договорам на поставку сельхозмашин. Популярность Программы 1432 обусловлена тем, что она направлена на поддержку отечественных производителей сельхозтехники с локализацией производства в РФ не менее 60%, и отличается относительно простой процедурой подачи документов. Для получения субсидии равной 25-30% от стоимости техники, владельцу КФХ или фермерского хозяйства требуется подать заявление в региональный Минсельхоз, подтвердить статус сельхозтоваропроизводителя и предоставить пакет правоустанавливающих документов. Покупатель определяется с выбором техники, предоставляет необходимые документы, затем происходит регистрация договора в региональном Минсельхозе, фиксируется размер субсидии, и она резервируется в журнале учета. После этого следует выполнение обязательств по оплате и поставке техники. Согласно данным, опубликованным на сайте Министерства, в рамках данной программы в 2015 г. было приобретено свыше 2530 единиц техники.

    Помимо федеральной в различных субъектах РФ успешно реализуются региональные программы поддержки сельскохозяйственных предприятий. Так, например, в Ростовской области, действует постановление № 6 от 13.01.2012 г., которое регламентирует предоставление субсидии 20% сельскохозтоваропроизводителям (кроме ЛПХ), осуществившим с 1 января года, предшествующего текущему, приобретение сельскохозяйственной техники, произведенной в Ростовской области, за счет собственных и (или) кредитных средств.

    В Самарской области из регионального бюджета предоставляются субсидии в размере до 20 % за приобретение техники для растениеводства и 80% от первоначального авансового платежа по договору лизинга или сублизинга. В Республике Татарстан региональная поддержка заключается в субсидировании до 40% стоимости приобретенной сельскохозяйственной и мелиоративной техники при условии ее производства в Российской Федерации или в странах Таможенного союза. Также в Республике на протяжении четырех лет успешно действует программа «Начинающий фермер», в рамках которой предоставляются гранты на покупку сельхозтехники и оборудования, поголовья скота, земельных участков, кормов и удобрений, посадочного материала. Претендент на получение гранта должен предоставить в региональный Минсельхоз план по созданию и развитию бизнеса с подробным описанием планов расширения производственных оборотов, а также планов сопутствующих расходов для ведения бизнеса. При этом у претендента должны быть собственные сбережения не менее 100 тыс. рублей.

    Формы финансовой поддержки сельхозпредприятий в виде грантов предоставляют и другие субъекты РФ. Так в Иркутской области действует программа финансирования селскохозяйственных потребительских кооперативов, объединяющих не менее 10 сельхозтоваропроизводителей или потребительских обществ, если 70% их выручки формируется за счёт осуществления сельскохозяйственной деятельности. Сумма субсидий для каждого такого кооператива составляет в среднем около 15 млн. рублей с привлечением 40% собственных средств.

    Целью предоставления субсидий и грантов является достижение аграриями целевых показателей «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». Согласно данным, опубликованным на сайте Минсельхоза РФ, объем субсидий на поддержку различных секторов АПК в рамках данной программы к 2020 г. должен вырасти до 1,8 трлн. рублей. Остается надеяться, что данные меры содействуют эффективному развитию отрасли и способствуют выходу страны на уровень ведущих аграрных мировых держав.

      ВВЕДЕНИЕ 2

      • 1. особенности формирования и развития апк в регионе 5

        2. перспективы и основные направления совершенствования развития апк ставропольского края 15

        • 2.1. Повышение эффективности развития сельскохозяйственного производства в АПК Ставропольского края 15

          2.2. Основные направления совершенствования развития АПК Ставропольского края 21

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

      ВВЕДЕНИЕ

    На рубеже 1990-х годов произошел существенный перелом не только в политическом, но и в экономическом мышлении, обусловленный признанием рынка как высшего достижения экономического прогресса цивилизации, осознанием необходимости перехода к рыночным отношениям.

      Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований.

      Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

      По мере обретения субъектами РФ реальной самостоятельности формируется собственно региональная сфера интересов и ответственности. Следовательно, в условиях фактически произошедшей регионализации управления АПК основная тяжесть в создании системы продовольственного обеспечения страны ложится именно на субъекты Федерации, несущие непосредственную ответственность перед населением за его достаточное обеспечение качественным продовольствием.

      Развитие АПК в решающей мере определяет состояние всего народного потенциала, уровень продовольственной безопасности региона и страны в целом и социально-экономическую обстановку в обществе, но проблемы, возникающие в нем противоречивы и в достаточной мере не изучены, а перспективные направления совершенствования развития регионального АПК нуждаются в систематизации и представляют особый интерес - все это и предопределило актуальность темы исследования.

      Данной проблемой занимались такие отечественные ученые: А.И. Алтухов, Н.И. Анисимов, А.Г. Гранберг, Д.З. Коровяковский, М.Н. Малыш, В.И. Назаренко, А.Г. Прудников, А.А. Семенов, В.В. Сидоренко, А.Н. Тарасов, Е.П. Чубин, Е.В. Юношева. Среди зарубежных авторов необходимо выделить американского экономиста Р. Голдберга. Но особенно хотелось бы выделить ученых регионального уровня, внесших существенный вклад в развитие агропромышленного комплекса Ставропольского края: П.В. Акинина, Е.А. Батищевой, В.В. Гаевского, М.Г. Лещевой, С.В. Рязанцева, Ю.Г. Бинатова, А.В. Гладилина, Л.И. Ушвицкого.

      Объектом исследования является совокупность отраслей народного хозяйства Ставропольского края, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и перерабатывающей промышленностью.

    Предметом исследования являются проблемы, возникающие в АПК, определение возможных путей их преодоления и перспективы развития АПК региона.

      Целью исследования является изучение и систематизация проблем, возникающих в АПК региона, а также определение основных и приоритетных направлений, совершенствование их развития.

      Реализация поставленной цели потребовало решения целого ряда задач. Основными из них являются следующие:

    исследовать структуру и экономические взаимоотношения между отраслями АПК в Ставропольском крае;

    определить причины и особенности проявления кризиса в АПК в Ставропольском крае;

    рассмотреть и проанализировать современное состояние развития АПК Ставропольского края;

    выявить проблемы, возникающие и препятствующие эффективному функционированию и развитию отраслей АПК Ставропольского края;

    проанализировать основные направления совершенствования развития АПК Ставропольского края;

    определить перспективы развития АПК Ставропольского края.

    Для решения поставленных в работе задач использовались методы: экономико-статистический, системный.

    Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

    Во введение обосновывается актуальность темы: "Проблемы и перспективы развития АПК региона", определяется объект, предмет, цель и задачи исследования.

    В первой главе "Особенности формирования и развития АПК в регионе" рассматривается понятие, структура, современное состояние, основные цели и условия развития, агропромышленного комплекса региона.

    Во второй главе "Перспективы и основные направления совершенствования развития АПК Ставропольского края" проанализированы проблемы, влияющие на эффективность развития сельскохозяйственного производства, выявлены и систематизированы основные направления совершенствования развития АПК Ставропольского края.

    В заключении обобщены основные результаты исследования, сформулированы выводы и предложения.