Международные организации бухгалтеров и аудиторов. Международные организации, влияющие на совершенствование бухгалтерского дела

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Управление по международным стандартам. Характеристика и значение международных федераций и ассоциаций бухгалтеров. Организация экономического сотрудничества и развития. Российские и международные профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2010

    Регулирование бухгалтерского учета и отчетности как основа организации бухгалтерского дела. Российские и международные профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Ведение учета на аналитических счетах. Внутренний контроль, полная инвентаризация.

    контрольная работа , добавлен 10.01.2010

    Исторические этапы развития бухгалтерского дела в России и экономически развитых странах. Развитие бухгалтерского дела во Франции, США, Великобритании. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Учетная и балансовая политика организации.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2007

    Работа посвящена аттестации бухгалтеров и аудиторов, как части реформирования бухгалтерского учета в РФ. Соответствие специалиста требованиям профессиональной компетентности. Процедура проведения аттестации. Проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов.

    реферат , добавлен 09.01.2009

    Возникновение института присяжных бухгалтеров в России. Борьба, возникшая при его создании; идейные разногласия. Открытие общества счетоводов. Вопрос о квалификации профессиональных бухгалтеров. Проекты образования бухгалтеров, права института.

    реферат , добавлен 10.04.2010

    Изучение сущности учетной политики организации - совокупности способов ведения бухгалтерского учета и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Порядок аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Должностной регламент бухгалтера.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2010

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета. Профессиональные организации бухгалтеров. Влияние нормативного регулирования бухгалтерского учета на учетную политику предприятия. Допущения в системе регулирования бухгалтерского учетав РФ.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2007

В России первой профессиональной организацией бухгалтеров стал Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России). Его учредителями являются ведущие ВУЗы, научные и общественные организации при активном участии Минфина РФ.

ИПБ России создан в апреле 1997 года и представляет собой некоммерческое партнерство, объединяющее физических и юридических лиц.

Задачи Института профессиональных бухгалтеров России:

­ объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, финансового менеджмента и повышения квалификации работников финансово-экономического профиля;

­ организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

­ разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;

­ создание системы оперативного информирования членов ИБП об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;

­ совершенствование профессиональной деятельности и персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом, защита интересов специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента и аудита в законодательных и исполнительных органах власти;

­ внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

­ формирование у специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям и соблюдением ими норм профессиональной этики.

ИПБ России участвует в разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету. Для этого на конкурсной основе отбираются специалисты - методологи из числа действующих членов Института профессиональных бухгалтеров России. Подготовленные проекты нормативных документов проходят экспертизу в экспертных советах ИПБ России, создаваемых специально для рассмотрения каждого нормативного документа. После утверждения экспертным советом проект нового нормативного документа направляется на экспертизу и утверждение в Межведомственную комиссию по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, после чего направляются в Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для дальнейшей работы.

Аналогично строится работа по разработке отраслевых нормативных документов. По заказу Министерств и ведомств специалисты - методологи ИПБ России разрабатывают методические рекомендации по бухгалтерскому учету с учетом отраслевой специфики.

На базе ИПБ России создан Экспертный совет по методологии бухгалтерского учета в страховых организациях, осуществляющий разработку правил бухгалтерского учета в страховых организациях.

Кроме ИПБ России в настоящее время созданы и активно действуют общественные организации аудиторов:

­ Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России;

­ Аудиторская палата России;

­ Российская коллегия аудиторов;

­ другие, которые оказывают содействие развитию аудиторской деятельности, повышению профессионального уровня аудиторских кадров, совершенствованию бухгалтерского и налогового законодательства.

Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

Основой организации бухгалтерского дела является регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

На верхнем уровне регулирования бухгалтерского учета находится Государственная Дума, которая определяет законодательную базу организации бухгалтерского учета в стране, а следовательно, бухгалтерского дела.

Официальным исполнительным органом регулирования бухгалтерского учета в стране является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), на которое возложены как методологические (разработка нормативных документов), так и контрольные функции ведения бухгалтерского учета. В частности, разработкой нормативных документов для хозяйствующих субъектов занимается Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности не только отвечает за разработку новых правил (стандартов) бухгалтерского учета, соответствующих международным, но и ведет огромную разъяснительную работу. Практически Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности является единственным легитимным органом, разъяснения которого должны приниматься как другими министерствами и ведомствами, так и арбитражными судами. Сегодня методологические службы в министерствах и ведомствах практически отсутствуют. Поэтому доведение правил бухгалтерского учета до предприятий и организаций, толкование документов и контроль за их исполнением фактически ведутся произвольно.

Решение этой проблемы взял на себя Институт профессиональных бухгалтеров России, созданный в 1997 г. при содействии Минфина России, высших учебных заведений, научных и общественных организаций, ведущих ученых страны.

Основными целями и задачами ИПБ России являются:

Объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента, и повышение квалификации работников финансово-экономического профиля;

Организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

Разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;

Создание системы оперативного информирования членов ИПБ России об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;



Совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положи
тельного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в этих областях;

внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

Формирование у специалистов в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям; соблюдение ими норм профессиональной этики;

Представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ России, оказание им помощи в защите их профессиональных интересов.

Институт профессиональных бухгалтеров России может объединять как физических, так и юридических лиц.

К профессиональным организациям бухгалтеров и аудиторов следует отнести Аудиторскую Палату России. В своем составе она объединяет региональные профессиональные аудиторские объединения; крупнейшие вузы, занимающиеся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации аудиторов; аудиторские фирмы, консультационные и оценочные фирмы. Для оказания своим членам организационной, консультационной и методической помощи созданы профильные комитеты и информационно-консультационные центры.

Свою работу профильные комитеты строят в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и «Основными направлениями деятельности Аудиторской Палаты России».

Обе организации тесно сотрудничают с международными организациями бухгалтеров и аудиторов.

Международные организации бухгалтеров и аудиторов. Сегодня состав международных организаций, занимающихся вопросами учета и финансовой отчетности, их гармонизации и стандартизации достаточно представителен.

К международным и межправительственным профессиональным организациям бухгалтерского учета относятся:

Управление по международным стандартам (бывший между
народный комитет по международным стандартам финансовой отчетности - КМСФО);

Международная федерация бухгалтеров;

Европейское экономическое общество;

Федерация бухгалтеров стран -~ членов АСЕАН;

Межамериканская организация бухгалтеров;

Африканский совет по бухгалтерскому учету;

Конфедерация бухгалтеров стран Азии и Тихого океана;

Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам в области учета и финансовой отчетности при ООН;

Рабочая группа по учетным стандартам Организации экономического сотрудничества и развития;

Федерация европейских бухгалтеров-экспертов;

Комитет взаимодействия реализации директив ЕС;

Международный центр реформы бухгалтерского учета и др.

Деятельность специалистов всех организаций связана с изучением и обобщением национальных бухгалтерских стандартов отдельных стран, проблемами международной стандартизации учета, однако общепринято, что ведущая роль в этом процессе принадлежала КМСФО. Созданный в 1973 г. по соглашению между профессиональными организациями бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании и США, он осуществляет свою деятельность и сегодня, но под другим названием.

В настоящее время КМСФО преобразован в Управление по международным стандартам, которое приступило к работе с апреля 2001 г. в составе экспертов в области бизнеса, бухгалтерского учета, инвестиций, образования, и представляет собой независимую организацию, управляемую доверенными лицами.

Сегодня в составе Управления работает 19 доверенных лиц. Они осуществляют общий контроль за соблюдением общественных интересов, утверждают бюджет, обеспечивают привлечение необходимого финансирования и назначают членов нового Правления, в исключительную компетенцию которого входит разработка МСФО, Постоянного комитета по интерпретации стандартов, Консультативного совета по стандартам.

Правление Управления по международным стандартам формируется на профессиональной основе, по признакам соответствующей квалификации, утверждаемым Уставом.

Консультативный совет по стандартам формируется по региональному признаку. Его членами являются:

Международная федерация ценных бумаг и финансов;

Международная ассоциация образования и исследований в
области бухгалтерского учета;

Международные банковские ассоциации;

Международная ассоциация адвокатов;

Международная торговая палата;

Международная конфедерация свободных профсоюзов;

Международный комитет по стандартам оценки активов;

Всемирная конфедерация труда;

Всемирный банк и др.

Управление по международным стандартам (КМСФО) является основным координатором усилий разработчиков национальных стандартов. Оно направляет свою деятельность на достижение единообразия стандартизации представляемой финансовой отчетности во всем мире и гармонизации учетных стандартов.

В настоящее время понятие «стандартизация учета» заключается в следующем:

Наличие определенного свода правил (стандартов), принятых государством с одновременным существованием множества законодательных актов, инструкций, планов счетов, валюты и т.д.;

Наличие ряда стандартов, определяющих систему учета в отдельной стране и принятых профессиональными бухгалтерскими организациями.

Стандартизация учетных процедур состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к различным ситуациям в любой стране. В результате осуществления идеи стандартизации отпадает необходимость создания национальных стандартов, однако внедрения единых стандартов следует добиваться путем добровольного соглашения профессиональных организаций стран. Законодательный путь в данном случае неприемлем.

Ученые многих стран к стандартизации учета предлагают применить два подхода: рыночный и регулятивный. Рыночный механизм обеспечивает эффективность получения учетной информации. В этом случае стандарты финансовой отчетности не являются обязательными. Это определено тем, что национальная система финансовой отчетности представляет собой комплекс норм и правил, регулирующих взаимоотношения бухгалтеров и государства исходя из законодательства и обычаев страны. При этом стандарты предусматривают методы подготовки финансовой отчетности и раскрытия информации исходя из требований ответственности и ее прозрачности.

При применении регулятивного подхода стандарты подлежат обязательному исполнению, так как изменения рыночных структур не позволяют отказаться от регулирования бухгалтерского учета.

В настоящее время понятие гармонизации является скорее взаимодополняющим идеи стандартизации учетных процедур. Гармонизация различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества. Ее сущность заключается в том, что в каждой стране может существовать собственная модель организации учета и система стандартов, регулирующих ее и не противоречащих аналогичным стандартам в странах - членах сообщества.

Для реализации таких требований в рамках ЕС была сформирована Исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета, цель которой состояла в формировании концепции развития учета и странах ЕС. Результаты этой работы опубликованы в виде ряда нормативных документов. Основными из них являются: 4-я Директива «Об унификации форм отчетности и правил их аудирования» (1978), 7-я Директива «О принципах составления консолидированной отчетности (1983).

Оба документа определяют стандартные форматы бухгалтерской отчетности, состав статей и способ их группировки. При этом жесткие ограничения на состав статей не налагаются. Предлагаемые директивами структуры финансовой отчетности используются фирмами в качестве рекомендаций.

Сравнивая МФСО и национальные стандарты, следует отметить, что одним из недостатков первых является отсутствие подробных интерпретаций, имеющих целью дать примеры приложения стандартов к конкретным ситуациям. Считается, что по этому параметру наиболее удачны национальные учетные стандарты Франции. Разработка интерпретаций была признана одним из приоритетных направлений деятельности КМСФО. С этой целью в рамках КМСФО был создан в 1996 г. Постоянный комитет по интерпретации стандартов (ПКИ).

Унификацией учета помимо ЕС занимаются также Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам в области учета и отчетности ООН и Рабочая группа по учетным стандартам Организации экономического сотрудничества и развития.


«Бухгалтерское дело»

на тему: «Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Требования к квалификации бухгалтера и аудитора в зарубежных странах (нормы международных стандартов)».

Введение……………………………………………………………………………….…..3

    Международные стандарты финансовой отчётности.

    1. Роль и значение международных стандартов финансовой отчётности в гармонизации системы бухгалтерского учёта…………………………………………..4

      Организация разработки международных стандартов финансовой

отчётности…………………………………………………………………………………6

      Международные стандарты бухгалтерского учёта и аудита и их применение

в России…………………………………………………………………………………..11

    Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

2.1 Аудиторская палата России…………………………………………………………18

2.2 Институт профессиональных бухгалтеров России……………………..................20

2.3 Национальная Федерация консультантов и аудиторов и Ассоциация

бухгалтеров и аудиторов «Содружество»……………………………………………...22

Заключение………………………………………………………………………………26Список использованных источников………………………………………….……….28

Введение

Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов существуют для содействие развитию экономической науки и внедрению в практику хозяйственной деятельности предприятий и организаций новых форм и методов бухгалтерского учета, принципов организации аудита и экономического анализа, отвечающих требованиям современного уровня развития производства и управления.

В задачи профессиональных организаций бухгалтеров-аудиторов входят: регулирование правил профессиональной деятельности, контроль за соблюдением этических норм членами аудиторской организации, защита интересов бухгалтеров-аудиторов, профессиональное обучение, присуждение званий бухгалтеров-аудиторов тем, кто успешно закончил обучение и сдал экзамены, а также издание журналов и монографической литературы по проблемам аудиторской работы.

Защиты своих профессиональных интересов, координация и общественное регулирование бухгалтерского учета, расширение и углубление знаний, обмен опытом с другими коллегами, учет основных средств, всё это, сподвигло бухгалтеров и аудиторов объединяться в добровольные общественные организации и ассоциации. Данные союзы и ассоциации индивидуальны для каждой страны.

Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета и аудита. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Они носят лишь рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.

Международные стандарты финансовой отчётности.

1.1 Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета.

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета не является уникальной, присущей только России. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.

В настоящее время наибольшую известность получили два подхода к ее решению: гармонизация и стандартизация 1 .

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т.е. находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий Закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), занимающийся разработкой и публикацией международных стандартов финансовой отчетности. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

В настоящее время известны несколько систем бухгалтерского учета, в частности англо-американская, европейская и ряд других. Однако, по мнению специалистов, стандарты, разработанные КМСФО, будут использоваться большинством стран мира в ближайшем будущем.

Рассмотрим положительные и отрицательные черты международных стандартов учета. Их объективными преимуществами перед национальными стандартами в отдельных странах являются:

– четкая экономическая логика;

– обобщение современной мировой практики в области учета;

– простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.

При этом международные стандарты учета позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.

Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета. Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести:

– обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие в методах учета;

– отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.

К тому же, внедрению стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учета.

1.2. Организация разработки международных стандартов

финансовой отчетности.

Раскрывая цели создания, организационную структуру и деятельность Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, целесообразно рассмотреть исторический аспект координации бухгалтерского учета в мировом масштабе. Международная координация учета ведется уже более 90 лет.

Одним из самых важных для координации учета событий тех лет было создание КМСФО. Комитет был основан в 1973 г. по соглашению между профессиональными организациями бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании. В состав КМСФО входят все профессиональные бухгалтерские организации, которые являются членами Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Федерация не издает учетных стандартов. Ее роль в процессе стандартизации весьма значительна, во-первых, МФБ проводит конгрессы бухгалтеров и, во-вторых, вносит существенные вклады в доходную часть бюджета Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета.

В 1987 г. началось сотрудничество КМСФО с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ). На очередной ежегодной конференции МОКЦБ было принято решение о необходимости способствовать расширению практики использования международных стандартов в области учета и аудита. В результате в 1993 г. между КМСФО и МОКЦБ было подписано соглашение, в соответствии с которым, компании, желающие получить котировку на фондовой бирже, должны составлять отчетность в соответствии с международными стандартами учета.

В настоящее время стандартизацией учета, помимо КМСФО, занимается также Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам в области учета и отчетности при ООН и рабочая группа по учетным стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Однако общепризнанно, что ведущая роль в этом процессе принадлежит КМСФО.

Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета является независимой организацией, главной целью создания которой является достижение единообразия учетных принципов, которыми пользуются предприятия и организации во всем мире для составления финансовой отчетности.

В начале 1998 г. в составе Комитета насчитывалось 119 организаций - членов и 6 ассоциированных членов из 88 стран, включая восточноевропейские страны – Болгарию, Польшу, Румынию, Венгрию и др. Многие страны, не входящие в состав комитета используют международные стандарты бухгалтерского учета.

Работа КМСФО финансируется профессиональными бухгалтерскими организациями, транснациональными компаниями, финансовыми институтами, аудиторскими компаниями и другими организациями. КМСФО также получает прибыль от продажи собственных разработок и публикаций.

В Уставе КМСФО определены цели его деятельности:

– в интересах общественности формулировать и публиковать стандарты бухгалтерского учета для их использования в процессе составления финансовой отчетности, а также обеспечивать их принятие и исполнение во всем мире;

– проводить общую работу по улучшению и унификации правил, стандартов бухгалтерского учета и процедур, относящихся к составлению финансовой отчетности.

Организационная структура КМСФО характеризуется наличием пяти функциональных уровней 2:

Правление Комитета;

Попечительский совет;

Консультативная группа;

Управление (ранее – Комитет, КМСФО) по международным учетным стандартам (International accounting Standards Committee – IASC) был создан в 1973 г. В его основании принимали участие ведущие профессиональные организации Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. Сейчас в него входят представители более 100 бухгалтерских организаций из более 75 стран, в т.ч. из России.

Изначально Комитет создавался для разработки стандартов, которые можно распространить на все страны мира. Согласно первому Уставу, целью деятельности Комитета являлась разработка в интересах общественности единой системы высококачественных, понятных и имеющих обязательную силу глобальных стандартов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми в финансовой отчетности и прочей финансовой документации должна раскрываться высококачественная, прозрачная и сопоставимая информация с тем, чтобы участники фондовых рынков и другие пользователи могли принимать обоснованные экономические решения. Вначале стандарты были несложными правилами, рекомендациями по содержанию, составлению и оценке статей баланса и других форм финансовой отчетности, но со временем они стали развернутыми, содержащими сложные профессиональные требования к ведению учета, составлению финансовой отчетности, классификации, методологии формирования показателей и оценки ее статей. К настоящему моменту издано более 41 международных учетных стандартов, причем планируется переработка и обновление ранее опубликованных стандартов. С 2000 г., с принятием нового Устава, к первоначальной цели (разработка и публикация стандартов) добавились также распространение и обеспечение строгого соблюдения данных стандартов, а также обеспечение максимального сближения национальных стандартов финансовой отчетности с Международными стандартами, исходя из наиболее оптимального решения вопросов бухгалтерского учета и отчетности.

Нынешний подход IASC к интернационализации систем бухгалтерского учета разных стран сводится к конвергенции, в то время как раньше он был ориентирован на гармонизацию. Гармонизация представляет собой приемлемое сочетание правил национальных систем учета и МСФО при сохранении самостоятельности и тех, и других. Конвергенция же означает максимальное проникновение, встраивание МСФО в национальные системы учета. При этом международные стандарты становятся основой национальных систем и стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Однако конвергенция не предполагает прямого перехода на МСФО, ограничиваясь более практическими аспектами сближения международных и национальных стандартов. К процессу разработки и совершенствования МСФО привлекаются специалисты из различных стран с целью достижения ими единых подходов к решению актуальных задач финансового учета и отчетности. Проекты нормативных документов обсуждаются с организациями и ведомствами, устанавливающими национальные стандарты учета и отчетности в своих государствах. Т.о., IASC и национальные органы, регулирующие учет в соответствующих странах, совместно вырабатывают согласованные решения учетных задач, обеспечивающие наиболее эффективное и качественное формирование и представление информации в финансовой отчетности.

Большое внимание уделяется странам с развивающимся рынком и потому нуждающимся в привлечении инвестиций. Именно для них международные стандарты представляют особый интерес, так как обеспечивают необходимую для инвесторов понятность и прозрачность данных отчетности. В первую очередь для таких стран был разработан проект по первому применению МСФО, а в настоящее время обсуждаются вопросы финансовой отчетности в организациях малого и среднего бизнеса.

Структура IASC достаточно сложная и многофункциональная. В настоящее время Управление представляет собой независимую организацию, управляемую доверенными лицами. Они осуществляют общий контроль за соблюдением общественных интересов, утверждают бюджет, обеспечивают привлечение необходимого финансирования и назначают членов Правления, которое разрабатывает МСФО. Высшим органом являет попечительский совет, который назначает подотчетное ему правление. В состав IASC входит Комитет по разъяснениям, который в основном составляет комментарии о порядке применения МСФО. Важную роль в IASC играет Консультативный совет по стандартам. Он обеспечивает участие в работе Управления широкого круга специалистов и профессиональных организаций, определяет основные направления и приоритеты деятельности Управления, разрабатывает предложения по программе его работы, информирует правление о существующих мнениях по содержанию проектов международных стандартов, о результатах их обсуждения. Совет анализирует эффективность применения тех или иных стандартов, изучает предложения по их совершенствованию, рекомендации специалистов по разработке новых документов, регламентирующих содержание и методику составления отчетности.

В целом IASC выполняет весь комплекс работ, связанных с созданием международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и обеспечением их высокого качества. IASC имеет хорошо организованную информационную службу, выпускает большое количество печатных изданий, в частности, «IASB Update», «IFRIC News», «IASB Insight».

Представители и руководство IASC участвуют в заседаниях мировых и европейских конгрессов по бухгалтерскому учету и аудиту, выступают на них с докладами и информационными сообщениями.

IASC контролирует соблюдение принципов стандартов при их применении. Для этого проводятся специальные исследования по выявлению различий между национальными стандартами и МСФО.

Согласно плану мероприятий по развитию бухгалтерского учета в России на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) основным направлением данных мероприятий является разработка и утверждение новых и уточнение действующих положений по бухгалтерскому учету, которые бы обеспечивали возможность ведения бухгалтерского учета в соответствии с принципами МСФО. Российские специалисты принимают участие в работе Управления по международным стандартам, пропагандируют идеи международных стандартов, перестраивают обучение и повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов в соответствии с этими стандартами.

1.2 Международная федерация бухгалтеров

Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC) была создана в 1977 г. для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии. Ее членами являются представители профессиональных организаций из более чем 75 стран. Членом IFAC может быть любая профессиональная организация, союз или объединение бухгалтеров и аудиторов, чья общенациональная значимость признана законодательством или общественным мнением соответствующих стран. Россия представлена в IFAC Институтом Профессиональных Бухгалтеров России.

Федерация издает специальные руководства, в которых обобщается и анализируется практика аудирования в различных странах мира. К настоящему моменту издано несколько выпусков: № 1 – цели и задачи аудирования, № 6 - анализ и оценка применяемой системы учета, № 8 – информационно-технологические аспекты аудирования, № 13 – подготовка аудиторского отчета, № 25 – риск и оценка надежности результатов аудирования. Также IFAC унифицирует квалификационные и образовательные критерии при подготовке профессиональных бухгалтеров, занимается обобщением национальных кодексов профессиональной этики и выработкой единого стандарта. Для решения актуальных вопросов Международная федерация бухгалтеров создает рабочие группы, например по учету и отчетности в малом и среднем бизнесе, по борьбе с отмыванием денег и др.

В состав совета Международной федерации бухгалтеров входит по одному представителю от каждой организации-члена IFAC. Правление Управления состоит из представителей 15 стран, избираемых на трехлетний срок. Оперативное руководство деятельностью осуществляет секретариат со штаб-квартирой в Нью-Йорке. IFAC активно сотрудничает с международными и национальными бухгалтерскими организациями, организует международные съезды бухгалтеров и аудиторов.

1.3 Международная Ассоциация бухгалтеров

Международная Ассоциация бухгалтеров (International Association of Book-keepers – IAB) является профессиональной организацией бухгалтеров, устанавливающей стандарты бухгалтерских знаний, соответствующих требованиям законодательства и бизнеса. Программа сертификации знаний, проводимая IAB, - одна из самых популярных. С 1995 г. IAB принимает экзамены и в России.

1.4 Федерация европейских бухгалтеров

Федерация европейских бухгалтеров (Federation des Expert Comptables Europeens - FEE) является ведущей профессиональной организацией в Европе. Она была создана в 1986 г. в результате объединения двух профессиональных ассоциаций, одна их которых представляла интересы стран Общего рынка, а вторая – интересы других европейских стран. В Федерацию входит 38 профессиональных бухгалтерских и аудиторских организаций 26 стран Европы, представляющих более 400 тысяч специалистов. В настоящее время Федерация получила статус консультативного органа Европейского Сообщества (ЕС).

Большое внимание Федерация уделяет юридическим аспектам бухгалтерского учета, принципам, лежащим в основе национального счетоводства, взаимосвязи показателей учета на макро- и микроуровнях экономики, совершенствованию МСФО и их повсеместному распространению в странах ЕС. Готовятся к обсуждению проекты унификации бухгалтерского учета не только коммерческих, но и бюджетных, профсоюзных, церковных и других общественных организаций. Федерация проводит научно-исследовательские работы, организует семинары и конференции, выпускает печатную продукцию по проблемам учета.

1.5 Организация Объединенных Наций

ООН проявляет интерес к проблемам учета и отчетности. В 1982 г. группа экспертов ООН (Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности) выпустила руководства, в которых обобщаются требования к степени аналитичности финансовой отчетности МНК. В частности, в годовой отчет предлагается включать следующие документы: отчет о финансовых результатах, баланс, затраты на научно-исследовательские разработки, сведения об инвестициях в основные фонды и др. Одна из задач ООН в области бухгалтерского учета – выработка рекомендаций по наполнению отчетов МНК такой информацией, которая позволила бы правительствам слаборазвитых стран получать более полное представление о деятельности этих корпораций на их территории.

1.6 Организация экономического сотрудничества и развития

Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development – OECD) объединяет правительства 24 стран, в т.ч. большинства индустриально развитых. Ее цель – способствовать экономическому развитию стран – членов OECD путем оказания консультационной помощи по широкому спектру проблем.

Европейское экономическое сообщество

Европейское экономическое сообщество (European Economic Committee – EC) было создано в 1957 г. Его главные задачи – обеспечение свободного обращения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, единых таможенных правил, гармонизация права. Эксперты ЕС занимаются решением проблемы согласованности учета в рамках сообщества, что является частью более широкой программы унификации общих принципов экономической деятельности.

Африканский совет по бухгалтерскому учету (African Accounting Council) был основан в 1979 г. с целью унификации методик учета, совершенствования профессионального образования, обмена опытом работы и новыми идеями. Члены Совета – правительственные организации бухгалтеров из 27 африканских стран.

1.8 Ассоциация бухгалтеров стран Америки

Ассоциация бухгалтеров стран Америки (Association Interamericana de Contabilidad - AIC) была основана в 1949 г. Она объединяет 27 бухгалтерских организаций из 21 страны американского континента. Ассоциация занимается теоретическими исследованиями проблем финансового и управленческого учета, контроля, внешнего и внутреннего аудита. Большое внимание уделяется стандартизации методов ревизии финансовой деятельности компаний, разработке стандартов учета в государственном секторе, программам обучения бухгалтеров и аудиторов, обобщению опыта профессиональной практики в области учета и аудита. Ассоциация активно занимается издательской деятельностью. Она придерживается приоритетов GAAP

q потребности управления компанией, ориентированные на эффективный менеджмент для достижения ее целей;

q необходимость определения величины и динамики активов, обязательств, капитала и результатов деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. ориентация на собственников бизнеса.

Интересы Ассоциации в основном ограничиваются проблемами учета в южноамериканских странах. Каждые 2-3 года по результатам конференций участников публикуются научно-методические материалы.

1.9 Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии

Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ACEAH Federation of Accountants) объединяет бухгалтерские организации 5 стран Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда. Основная задача Федерации – повышение статуса бухгалтерской профессии, а также согласование национальных методик учета.

1.10 Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов

Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов (Confederation of Asian and Pacific Accountants) объединяет представителей более 20 стран. Ее цель – координация развития учетной профессии в регионе. В будущем Конфедерация планирует заняться проблемой гармонизации учета.

Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

Для защиты своих профессиональных интересов, координации и общественного регулирования бухгалтерского учета, расширения и углубления знаний, обмена опытом и осуществления других совместных видов деятельности бухгалтеры и аудиторы объединяются в добровольные общественные организации и ассоциации. Существуют национальные, индивидуальные для каждой страны, и международные союзы бухгалтеров и аудиторов. Важной составной частью работы профессиональных бухгалтерских организаций является информационное обеспечение бухгалтеров-практиков необходимыми нормативными положениями и документами и их правильная трактовка.

2.1 Российские профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России

В 1997 г. при содействии Минфина РФ, высших учебных заведений, научных и общественных организаций и ведущих ученых страны была создана некоммерческая организация - Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России. Это самая крупная саморегулируемая некоммерческая организация в России. С 2001 г. ИПБ России – Действительный член Международной федерации бухгалтеров (IFAC), а с 2002 г. аккредитован как профессиональное аудиторское объединение при Минфине РФ. В 2005 г. ИПБ России был преобразован в Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, сохранивший наименование ИПБ России.

Основные цели и задачи ИПБ:

q объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля;

q ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента;

q организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

q разработка методологии и методики бухгалтерского учета, аудита

q создание системы оперативного информирования членов ИПБ об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента;

q совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, аудитом, финансовым менеджментом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента и т.п., защита их интересов в законодательных и исполнительных органах власти, а также социальная защита;

q внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента;

q формирование у специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям; соблюдение ими норм профессиональной этики;

q представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ России, оказание им помощи в защите их профессиональных интересов.

ИПБ России осуществляет следующие основные виды деятельности:

q изучает, обобщает и распространяет передовой отечественный и зарубежный опыт организации бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента;

q проводит научно-исследовательские работы в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента;

q участвует в разработке учебных планов и программ по подготовке и повышению квалификации бухгалтеров и аудиторов;

q организует проведение обучения, переподготовку и повышение квалификации профессиональных бухгалтеров, аудиторов и других специалистов в области бухгалтерского учета;

q организует курсы, лекции, семинары, практические занятия с членами ИПБ и иными слушателями ИПБ;

q проводит конференции и семинары как в России, так и за рубежом;

q участвует в подготовке нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету аудиту и другим связанным областям, оказывает помощь в их внедрении;

q распространяет информацию, разъясняет и комментирует нормативные документы в области бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента;

q оказывает экспертные и информационно-консультативные услуги по конкретным хозяйственным операциям в области бухгалтерского учета, налогообложения, управления финансами и контроля;

q ведет реестр аттестованных профессиональных бухгалтеров – членов ИБ России;

q координирует взаимодействия между всеми заинтересованными субъектами хозяйственной деятельности по выработке требований к методологии бухгалтерского учета, составу и содержанию раскрываемой бухгалтерской информации;

q осуществляет контакты с международными и национальным организациями, действующими в сфере бухгалтерского учета и аудита, участвует в подготовке проектов международных договоров и соглашений по бухгалтерскому учету и аудиту, представляет интересы российских специалистов в области бухгалтерского учета в указанных организациях, устанавливает и развивает связи с аналогичными организациями, участвует в работе международных организаций;

q принимает участие в разработке и утверждении норм профессиональной этики, контролирует их выполнение членами ИПБ;

q проводит мероприятия по повышению профессионального престижа и принятию кодекса этики профессионального бухгалтера и аудитора;

q контролирует профессиональное соответствие и качество работы членов ИПБ, рассматривает претензии к ним, разрабатывает процедуры подтверждения профессионального соответствия и аттестации профессионального бухгалтера, а также процедуру аннулирования квалификационного аттестата;

q осуществляет информационную и издательскую деятельность, финансирование, организацию производства и распространения продукции, соответствующей целям и задачам ИПБ.

Для регулирования бухгалтерского учета по отраслевому признаку в ИПБ организуются экспертные советы по бухгалтерскому учету, в частности, по методологии бухгалтерского учета некоммерческих организаций, по методологии бухгалтерского учета на предприятиях строительного комплекса, по оценке и др. Также в ИПБ образованы комитеты: по бухгалтерскому учету, по налогообложению, по аудиту, по финансовому менеджменту.

Региональная система ИПБ построена в соответствии с административно-территориальным деление России. На сегодняшний день создано 75 территориальных ИПБ (ТИПБ), позволяющих проводить большинство мероприятий в местах проживания членов ИПБ. ТИПБ ближе к практикующим бухгалтерам, имеют лучшие возможности оказания им конкретной помощи, а при необходимости и защиты. Именно к ним в первую очередь обращаются специалисты для обучения и аттестации, для получения консультаций по сложным вопросам.

За время своей деятельности ИПБ:

q организовал систему очного и заочного обучения и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров;

q разработал и внедрил многоуровневую систему аттестации повышения квалификации профессиональных бухгалтеров;

q организовал систему контроля качества работы аудиторских организаций-членов ИПБ.

В ИПБ могут состоять как физические, так и юридические лица. ИПБ объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Аудиторы, имеющие квалификационный аттестат аудитора, могут быть приняты в ИПБ, однако членство аудитора в ИПБ не дает ему право получить квалификационный аттестат профессионального бухгалтера без дополнительного обучения. В ИПБ предусмотрены следующие виды членства:

o Ассоциированный Член: претендент - физическое лицо, желающее получить квалификационый аттестат профессионального бухгалтер, преподаватель – преподаватель, осуществляющий подготовку и повышение квалификации ассоциированных и действительных членов ИПБ России, бухгалтер-экономист коммерческой организации – ассоциированный член ИПБ Росси, не набравший при сдаче экзаменов на квалификационный аттестат профессионального бухгалтера минимальное количество баллов и не получивший ни одной неудовлетворительной оценки;

o Действительный Член: преподаватель, имеющий аттестат преподавателя ИПБ России или диплом доктора экономических или юридических наук, ведущий занятия по программе подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров или по программам повышения квалификации профессиональных бухгалтеров;

o Корпоративный Член: организация, ведущие специализированную деятельность в области финансов, бухгалтерского учета, анализа или аудита; ТИПБ; учебное заведение, готовящее специалистов в области финансов, бухгалтерского учета, анализа или аудита; учебно-методический центр по подготовке профессиональных бухгалтеров (УМЦ); учредители ИПБ России;

o Ассоциативный Член: юридическое лицо, основная деятельность которого не связана с экономикой или финансами, но которое выражает поддержку целям данной организации или ее конкретным акциям;

o Молодой бухгалтер: ассоциированный член ИПБ не старше 35 лет, имеющий квалификационный аттестат резерва профессионального бухгалтера ИПБ России;

o Почетный Член: член ИПБ России, внесший значительный вклад в достижение целей содружества профессиональных бухгалтеров.

2.2 Аудиторская палата России

Некоммерческое партнерство Аудиторская палата России (НП АПР) начало свою деятельность в 1995 г. (первоначально в форме ассоциации). На данный момент в составе Палаты – 19 региональных профессиональных аудиторских объединений, 14 крупных вузов, аудиторские фирмы и аудиторы, консультационные и оценочные фирмы.

НП АПР работает с законодательными и исполнительными органами государственной власти. Для Государственной Думы Федерального Собрания провела юридический анализ поправок к проекту ФЗ «Об аудиторской деятельности», принимала активное участие в работе Экспертного совета. С Минимуществом России Палата взаимодействует по двум направлениям: первое связано с проведением среди аудиторских фирм открытых конкурсов, второе – с тем, что Правительство РФ возложило на Минимущество обязанности по лицензированию оценочной деятельности. Палата также оказывает помощь Федеральной службе РФ по финансовому оздоровлению и банкротству при изучении ею финансового состояния и устойчивости предприятий, а также в подготовке предложений по их финансовому оздоровлению и реструктуризации.

Исполнительные органы Палаты (Информационно-консультативный центр и профильные комитеты) оказывают своим членами организационную, консультативную и методическую помощь.

В настоящее время действует семь комитетов:

1. Комитет по законодательству вырабатывает совместно с членами Палаты поправки и предложения к проекту ФЗ «Об аудиторской деятельности» и участвует в их обсуждении на заседании Экспертного Совета.

2. Комитет по стандартизации и методологии аудита и контролю за качеством работы аудиторов сформировал и возглавил рабочую группу контроля за качеством аудиторских отчетов и аудиторских заключений по результатам аудита бухгалтерской отчетности ФГУП.

3. Комитет по стандартизации и методологии бухгалтерского учета и отчетности содействует своевременному обеспечению текстами свежих нормативных документов членов Палаты.

4. Комитет по стандартизации и методологии рыночной деятельности в аудите разработал соответствующую программу по повышению квалификации.

5. Комитет по повышению квалификации, переподготовке, аттестации и лицензированию проводит работу по организации Института повышения квалификации Аудиторской палаты России.

6. Комитет по профессиональной этике представил на рассмотрение Палаты Кодекс профессиональной этики аудиторов.

7. Комитет по работе с представительствами и членами НП АПР в регионах поддерживает с ними контакты, своевременно обеспечивает актуальной информацией, проводит консультации.

Региональные представительства НП АПР могут выполнять следующие функции:

q планирование и организация выполнения мероприятий, направленных на развитие в регионе независимого аудита, повышение его качества, на рост престижа аудиторской профессии;

q представление интересов Палаты в региональных государственных, общественных и иных органах;

q привлечение в ряды Палаты новых членов;

q изучение, анализ, обобщение и распространение положительного опыта работы аудиторов и аудиторских организаций;

q оказание организационной консультативной помощи членам Палаты в получении ими квалификационных аттестатов и лицензий, в повышении квалификации, расширении рынка выполняемых аудиторских услуг;

q проведение в регионе семинаров и консультаций с привлечением руководителей и специалистов министерств, ведомств по актуальным вопросам аудиторской деятельности;

q организация письменных разъяснений специалистов министерств, ведомств и соответствующих учреждений по запросам членов Палаты;

q информирование аудиторов и аудиторских организаций о работе Палаты;

q оказание аудиторам помощи в трудоустройстве.

В настоящее время создается консультационный центр Аудиторской палаты России. Его деятельность будет направлена н повышение качества аудиторских проверок. Он будет функционировать на основе широкой информационно-правовой, организационно-методической базы в контакте с работниками Минфина РФ, МНС РФ, Минимущества РФ, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

2.3 Российская коллегия аудиторов

Российская Коллегия аудиторов (РКА) – это общественная, профессиональная, добровольная организация граждан, занимающихся аудитом и/или иной, связанной с ней деятельностью, регулярно подтверждающих свою квалификацию и придерживающихся в своей практике признанных аудиторских стандартов. РКА была создана в 1992 г. как некоммерческая организация, она призвана содействовать развитию и совершенствованию аудита в России, укреплению международных связей российских аудиторов, повышению престижа и социального статуса аудиторской профессии.

Высший руководящий орган Коллегии – Съезд, который созывается не реже одного раза в три года. Исполнительным и распорядительным органом является исполнительная дирекция, которая осуществляет всю оперативную деятельность. Контролирующий орган – ревизионная комиссия. Членами Коллеги могут быть физические лица – аттестованные аудиторы или общественные объединения финансовых лиц.

РКА принимает участие в органах государственного регулирования аудиторской деятельности – ЦАЛАК Центробанка РФ, Консультативный Совет при Комиссии аудиторской деятельности при Президенте РФ и т.д. Также РКА участвует в Международной Региональной Федерации бухгалтеров и аудиторов «Евразия» (СНГ). С 1999 г. РКА является членом Европейской Федерации бухгалтеров и аудиторов и с 2000 г. – Ассоциированным членом в Международной Федерации бухгалтеров.

Основные цели и задачи РКА:

q защита и представление законных интересов членов Коллегии в государственных и общественных организациях, содействие в профессиональной подготовке и оказание всесторонней поддержки членами Коллегии;

q содействие разработке основных принципов организации аудита на территории РФ, рекомендаций по совершенствованию форм и методов аудиторской деятельности;

q координация деятельности членов Коллегии.

Коллегия осуществляет следующие виды деятельности:

q изучает, обобщает и распространяет опыт аудиторской деятельности;

q содействует организации научно-исследовательских работ в области аудита;

q осуществляет информационно-издательскую и методическую деятельность, принимает участие в создании учебно-методических пособий по вопросам аудита;

q участвует в осуществлении профессиональной подготовки и переподготовки аудиторов в РФ;

q консультирует членов Коллеги по вопросам повышения профессионального уровня;

q консультирует по вопросам страхования профессиональных рисков аудиторов – членов Коллегии;

q участвует в создании системы правового регулирования аудиторской деятельности в РФ;

q организует стажировки в отечественных и зарубежных фирмах;

q создает и ведет банк деловой информации по предмету деятельности Коллегии;

q разрабатывает аудиторские стандарты на базе международных аудиторских стандартов, организует работу по их применению;

q организует проведение конференций и семинаров по вопросам аудита;

q устанавливает и развивает связи с зарубежными аудиторскими фирмами, участвует в работе международных организаций;

q содействует внедрению новой информационной техники в аудиторскую практику;

Цели Федерации:

q консолидация усилий аудиторов по вопросам создания правовой базы регулирования аудиторской деятельности путем ведения конструктивного диалога с государственными органами;

q внедрение международных стандартов аудита в профессиональную деятельность;

q создание методологических основ систем внутреннего контроля качества;

q представление и защита интересов членов Федерации при осуществлении ими профессиональной деятельности;

q организация взаимодействия и поддержки деятельности профессиональных объединений консультантов и аудиторов.

Предмет деятельности Федерации:

q проведение конгрессов, конференций, семинаров и других мероприятий для обмена мнениями по актуальным вопросам развития аудиторско-консультационной деятельности;

q участие в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую и консультационную деятельность;

Основные цели Института:

q регулирование и контроль профессиональной деятельности членов Института;

q представление и защита прав и законных интересов членов Института;

q оказание членам Института информационной, методической, технической, правовой и иной помощи.

Предмет деятельности Института:

q разработка и принятие правил (стандартов) профессиональной деятельности, профессиональной этики членов Института, контрольных процедур и контроль за их соблюдением;

q применение мер воздействия к членам Института – нарушителям правил;

q консолидация мнения и координация деятельности членов Института по вопросам организации профессиональной деятельности;

q представление позиции и защита интересов членов Института в законодательных и исполнительных органах власти;

q развитие рынка аудиторских, бухгалтерских и консультационных услуг в РФ;

q повышение престижа бухгалтерской и аудиторской деятельности;

q предоставление информации о членах Института всем заинтересованным лицам;

q установление контактов между членами Института и руководителями и специалистами входящих в Институт организаций;

q развитие международного сотрудничества, установление деловых связей с зарубежными аудиторами и бухгалтерами и их объединениями;

q участие в разработке проектов законодательных и правовых актов, нормативных документов, касающихся аудиторской и бухгалтерской деятельности.

Все описанные выше организации являются саморегулируемыми организациями бухгалтеров и аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации. Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" :

Саморегулируемые организации аудиторов имеют право:

q участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности;

q разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

q проводить проверку качества работы своих членов и по итогам проверки применять меры воздействия к виновным;


Список литератур ы

1) Бухгалтерское дело: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 08109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.

2) Бухгалтерское дело: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. Н.Н. Хахоновой, к.э.н. И.В. Алексеевой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Академцентр, 2008 г.

3) Ивашкевич В.Б., Куликова Л.И. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие.- М: экономистъ, 2005 г.

4) Климова М.А. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2006 г.

Бухгалтерское дело: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 08109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г., стр. 151.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности», ст. 17 п. 5.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности», ст. 17 п. 6.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности», ст. 17 п. 7.