Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия. Основные способы обеспечения экономической безопасности предприятия

Практическая деятельность службы экономической безопасности основывается на применении типовых схем, действий и процедур. Прежде всего, необходимо сообщить об алгоритме действий, на базе которого формируется работа службы безопасности. Он включает следующие операции:

· систему предупредительных (превентивных) мер: выявление угроз экономической безопасности, оценка появляющихся угроз, определение мероприятий по нейтрализации угроз, деятельность по нейтрализации угроз экономической безопасности;

· систему предупредительных мер: деятельность по исследованию контрагентов, соблюдение правил работы с конфиденциальной информацией, анализ условий договоров, защита компьютерных систем и т.д., эта деятельность постоянна и непрерывна. Она предоставляет защиту экономической безопасности на базе системы организационных мероприятий.

Но даже при самой лучшей системе предупредительных мер нельзя предвидеть, а тем более прекратить внезапно появляющиеся нестандартные угрозы, которые причиняют значительный ущерб предприятию, например мошеннического характера. Для противодействия этим угрозам следует использовать специфический механизм. Специалисты вводят активную модель реагирования обнаружения мошенничества.

Такая модель представлена следующими блоками: программы предупреждения мошенничества, учинение мошенничества, сообщение о случившемся, расследование, соответствующие действия, разрешение проблем, анализ, огласка, улучшение способов контроля, проверка их пригодности, профессиональная подготовка, проведение активных аудиторских проверок.

Отличительная особенность этой модели то, что она представляет обязательное реагирование на определенный случай мошеннических угроз и имеет такие блоки, повышающие эффективность работы служб экономической безопасности. Они включают, к примеру «Сообщение о случившемся» - соответственно среди персонала фирмы необходимо сформировать такой климат, позволяющий усовершенствовать людям возможность для сообщения о фактах нарушений или подозрениях; «Огласка» - предполагает распространение информации о способах совершения мошенничества, лицах, их свершивших, среди руководящего состава, работников службы безопасности. «Профессиональная подготовка» имеет ввиду постоянный рост квалификации аудиторов, менеджеров, работников службы безопасности.

В то же самое время, какую бы модель обеспечения экономической безопасности ни выбрал предприниматель, следует учитывать тот факт, что организация эффективной системы профилактических и предупредительных мер обойдётся гораздо дешевле, чем борьба с последствиями уже случившихся правонарушений, реализованных угроз.

Обеспечение экономической безопасности предприятии не должно быть вопросом, который решается исключительно силами самих предпринимателей. Прежде всего, государство должно создать благоприятный климат для ведения предпринимательской деятельности.

Здесь речь идет не только о национальном и региональных законодательствах, но и о правоприменительной практике, обычаях делового оборота.

Также должна быть создана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятии по обеспечению собственной безопасности. При этом ведение предприятиями деятельности по обеспечению экономической безопасности должно быть обязательным.

Должны быть разработаны положения, которые носят обязательный и (или) рекомендательный характер в отношении ведения предприятия таковой деятельности.

Государство может и должно обеспечить национальные предприятия теоретико-прикладными разработками в области экономической безопасности. отсутствие таких разработок может привести к неэффективности деятельности по обеспечению экономической безопасности и в итоге к неконкурентоспособности национальных предприятии. Воровство, внутреннее мошенничество, взяточничество, коррупция - эти проблемы могут быть и должны решаться государством и предприятием совместно. Однако отдельно взятое предприятие не имеет достаточно возможностей, чтобы сменить систему отношении. Это может и должно сделать государство.

Государством должны быть установлены критерии, определяющие, какие предприятия относятся к сфере национальных экономических интересов. Должны приниматься во внимание размеры предприятия, сфера его деятельности, географическое расположение, доля на рынке. Экономическая безопасность таких предприятии в обязательном порядке должна контролироваться специальными службами государства.

Государство также должно принимать меры по ограничению негативного влияния иностранных государств и предприятия в частности. Этот вопрос весьма сложен. Для его необходим целый комплекс мер. В ряде отраслей должна быть ограничена деятельность иностранных предприятии и физических лиц.

Мы можем и должны рассматривать предприятия национальной экономики и государственные службы, курирующие экономику, как части единой экономической системы. Чем меньше неразрешенных противоречии и конфликтов в этой системе, чем меньше сил и средств затрачивается на их разрешение, тем меньше издержки и лучше работает вся система в целом. До тех пор, пока основной работой департаментов экономической безопасности будет борьба с налоговыми правонарушениями предприятий, пока государственные службы будут служить орудием корпоративных войн, уровень экономической безопасности предприятий будет на стабильно низком уровне. В конечном итоге это неминуемо скажется и на уровне экономического государства.

К категориям работников, имеющим доступ к коммерческой (в том числе конфиденциальной) информации, которые могут быть потенциальными источниками её разглашения, либо иных неправомерных действий, относятся, прежде всего, работники бухгалтерии, кассиры, лица, имеющие право распоряжения печатями, бланками, работники компьютерных подразделений.

Недобросовестные сотрудники - это категория служащих, которые наносят ущерб предприятию, преследуя самые разнообразные цели личного характера, в частности, получение крупных вознаграждений от контрагентов, месть, торговля секретами предприятия как источник дополнительного заработка и др.

Нанесение ими ущерба выражается в следующих формах: кража или порча имущества, разглашение или перепродажа коммерческой тайны, выведение из строя технических средств связи и вычислительной техники, заражение ЭВМ компьютерными вирусами, невыполнение своих функциональных обязанностей.

В практике работы с персоналом работники службы безопасности должны проверять не только хранение сотрудниками коммерческой тайны, но и отношение их к своим служебным обязанностям, аккуратность в обращении с документами, излишний «интерес» к другим подразделениям.

Для работников службы безопасности индикаторами в выявлении конкретных работников, осуществляющих разглашение конфиденциальной информации, занимающихся хищением денег, либо совершающих другие неправомерные действия, угрожающие экономическому положению предприятия, являются следующие:

·- внезапный активный интерес к конфиденциальной информации, деятельности других подразделений;

·- изменение поведения работника в общении с коллегами, в разговорах, появление неуверенности, страха;

·- резкое увеличение расходов работника, приобретение дорогостоящих товаров, недвижимости и т.д.

Потенциальными нарушителями являются сотрудники:

Имеющие значительные материальные затруднения;

Имеющие склонность к азартным играм;

Склонные к пьянству, наркотической зависимости;

Имеющие тяжело больных близких родственников;

Часто меняющие место работы;

Психически неуравновешенные.

Для поддержания высокого уровня защищённости экономических интересов предприятия, службе безопасности целесообразно проводить проверки лиц, которые могут, пользуясь своим служебным положением, представлять угрозы безопасности.

Рассмотрим некоторые способы таких проверок:

1. Лицу, ответственному за получение в банке денежных сумм, умышленно вкладывается в пачку лишняя купюра. Если лицо не реагирует на данные действия, то из этого могут быть сделаны следующие выводы:

1) данное лицо небрежно относится к своим обязанностям;

2) данное лицо умышленно присваивает деньги.

В обоих случаях есть основание сомневаться в личных либо деловых качествах проверяемого лица.

2. Проверка выполнения исполнительно-распорядительных функций ответственным лицом. Работнику, имеющему право распоряжаться печатями, штампами посторонним лицом предлагается за вознаграждение проштамповать чистые листы бумаги. В случае согласия доверие к такому лицу утрачивается, и оно освобождается от должностных обязанностей.

Итак, меры по работе с персоналом включают:

-· Определение и закрепление дисциплинарной и иной ответственности каждого сотрудника за соблюдение условий конфиденциальности и других условий обеспечения безопасности информации в организации; информирование его об уголовной ответственности, возникающей при злоупотреблениях во время работы с конфиденциальной информацией;

Контроль знаний и умений персонала, в том числе по действиям в чрезвычайных условиях компьютерных атак и по восстановлению информационных баз;

Контроль усвоения персоналом политики безопасности организации, знание им приказов, распоряжений и инструкций по обеспечению информационной безопасности;

Контроль и повышение квалификации персонала в области защиты информации, в том числе в области распознания приёмов социальной инженерии, которые к ним могут быть применены;

Предупреждение эксцессов выражения нелояльности к организации, к её руководству или к другим сотрудникам путём воздействия на её информационную систему;

Контроль лояльности и исключение вербовки персонала; всё чаще для выполнения этого требования в коммерческих структурах используют детекторы лжи;

Разъяснение недопустимости использования нелегального, «пиратского» оборудования.

Вообще же руководству предприятия необходимо проводить такую внутреннюю политику, чтобы минимизировать количество недовольных работников и особенно стараться сохранять хорошие отношения с увольняющимися работниками. В этом случае вероятность утечки информации будет сведена к минимуму.

законодательный финансовый экономический безопасность

(магистрант), (к. т.н., доцент)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

г. Пенза, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский технологический институт «ВТУ»

Каждое предприятие является владельцем той или иной собственности, несанкционированное использование которой может принести ущерб его финансовому положению. Это не только материальные или финансовые ресурсы, но и информация (техническая и коммерческая), интеллектуальная собственность , торговая марка и т. д. Осознание проблемы угрозы безопасности очень важно, т. к. активно задействованный потенциал является определяющим фактором развития предприятия и гарантом экономического роста, а также поддержания его экономической независимости. К тому же, состояние и тенденции развития, обеспечивающие экономическую безопасность , исключают или минимизируют ущерб не только потенциала отдельного предприятия, но и экономики в целом, что говорит об актуальности темы обеспечения экономической безопасности.

Социальная защищенность персонала, в целях экономической безопасности предприятий, должна обеспечивать не только достойную оплату труда и выплаты социального характера, но и охрану здоровья людей, избежание чрезвычайных ситуаций, так как материальная ответственность предприятий в этих случаях оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, остающуюся в его распоряжении. Отдельное место в организации обеспечения социального благополучия персонала может занимать (при определенных условиях) исключение опасных для жизни криминальных проявлений в отношении руководящих работников, сотрудников, осведомленных о сведениях, составляющих коммерческую тайну и другого «уязвимого» персонала. Так как это, в конечном итоге, может в значительной степени повлиять на имидж компании и, соответственно, на ее финансовое положение.

Обеспечение безопасности информационных ресурсов предприятий заключается в соблюдении санкционированности доступа к информации, содержащей коммерческую тайну, в то же время, обеспечивая полную «прозрачность» экономики предприятий для контролирующих органов и органов статистики.

Особое место в модели экономической безопасности предприятий отводится обеспечению безопасности договорных отношений, где наряду с экономическими вопросами, в достаточной степени, должен рассматриваться и юридический аспект.

Система обеспечения экономической безопасности предприятий, в зависимости от конкретных условий (масштабы финансово-хозяйственной деятельности, объемы производства, территориальные особенности, состояние основных фондов, кадровый потенциал и т. д.), должна иметь определенные средства собственного обеспечения. С помощью данных средств будут выполняться не только задачи системы обеспечения экономической безопасности, но и нормативно-правовое обеспечение, куда входят нормы деятельности служб организации, средства, методы, нормативные документы, определяющие статус службы экономической безопасности и требования, которые являются обязательными в рамках сферы действия.

Организационная деятельность подразумевает создание структуры (Рис. 1), с помощью которой осуществляется анализ состояния экономической безопасности отдельных составляющих, и разработку мер по обеспечению экономической безопасности предприятия в целом. Эта структура, в зависимости от особенностей бизнеса, может быть как собственным подразделением, так и привлеченным на договорной основе.

Рис. 1. Организационная структура системы экономической безопасности предприятия

Обеспечение экономической безопасности предприятий, по своей сути, не позволяет сводить данную работу лишь к организации и проведению отдельных мероприятий, а должно представлять собой непрерывный, целенаправленный процесс, требующий:

Постоянного прогнозирования возможных угроз;

Обоснования и реализации эффективных форм и методов создания, совершенствования и развития системы экономической безопасности предприятий;

Непрерывного контроля и управления системой;

Комплексного, эффективного использования имеющихся средств защиты всех элементов производственно-хозяйственной системы.

Наибольшая эффективность действующей системы обеспечения экономической безопасности предприятий и в первую очередь безопасности финансовых ресурсов может быть достигнута, на наш взгляд, при условии объединения в единый, целостный механизм методов и средств, которые в совокупности в состоянии обеспечить безопасность, сохранить и эффективно использовать финансовые, материальные и информационные ресурсы.

Таким образом, внедрение комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятий, позволяющей прогнозировать и предупреждать угрозы экономической безопасности, а также оперативно регулировать объемы и структуру издержек на обеспечение экономической безопасности, позволит качественно влиять на общее финансовое состояние конкретного предприятия.

В заключение можно сделать вывод, что эффективная система безопасности может быть построена при комплексном подходе к организации процесса защиты производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Для планирования работ по обеспечению безопасности предприятия необходимо разработать концепцию безопасности предприятия, учитывающую специфику его деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и концепция комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Организация и структура службы экономической безопасности. Взаимодействие службы безопасности с органами правопорядка. Предупредительная работа с персоналом.

    реферат , добавлен 02.05.2015

    Понятие экономической безопасности, ее законодательно-правовое регулирование. Основные показатели и способы обеспечения экономической безопасности коммерческого предприятия "Источник Здоровья". Финансово-ресурсное обеспечение, рентабельность продукции.

    дипломная работа , добавлен 13.08.2016

    Понятие и сущность экономической безопасности организации как внутренней самооценки и прогнозирования своего состояния; характеристика и классификация различных угроз и опасностей, пути защиты. Обеспечение кадровой и финансовой безопасности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2011

    Анализ экономической безопасности - эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения функционирования предприятия. Она гарантирует стабильность и развитие предприятия. Стратегическое планирование и прогнозирование.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2010

    Понятие экономической безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, ее краткая характеристика. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики. Анализ показателей экономической безопасности России.

    статья , добавлен 03.03.2013

    Управленческие, экономические и правовые механизмы защиты финансовых интересов организации от потенциальных угроз. Принципы построения системы безопасности хозяйствующего субъекта. Основные блоки системы экономической безопасности торгового предприятия.

    статья , добавлен 26.08.2017

    Система экономической безопасности предприятия как составной элемент общей системы корпоративного управления бизнесом. Теоретические основы изучения системы экономической безопасности предприятия. Организация процесса защиты коммерческой тайны компании.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

Средства обеспечения безопасности - это, чаще всего, конкретные конструктивные воплощения принципов и методов. Принципы, методы и средства - это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других факторов.

Экономическая безопасность любого государства, в том числе Российского, постоянно находится в поле зрения органов государственной власти. В этой связи целесообразно вначале уяснить сущность ряда понятий, относящихся к рассматриваемой главе, а затем и другие положения в этой сфере деятельности.

Термин слово обеспечить означает оградить, охранить1, безопасность им понимается как положение, при котором не угрожает опасность кому чему-нибудь. Стало быть, обеспечение экономической безопасности государства представляет собой систему государственных мер сил, направленную на охрану защиту экономических интересов субъектов права граждан, юридических лиц, государства.

В Российской Федерации экономическая безопасность государства обеспечивается правоохранительными органами, к которым закон относит и федеральные органы налоговой полиции. В частности, Закон О федеральных органах налоговой полиции, принятый законодательным органом России 24 июня 1993 г. , в ст. 1 установил, что федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Задачами федеральных органов налоговой полиции согласно ст. 2 Закона являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; о выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

На федеральные органы налоговой полиции не могут быть возложены задачи, не предусмотренные вышеназванным законом.

Ожегов СИ. Словарь русского языка. С. 364. 2 Там же. С. 38.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 29. Ст. 1114.

Правовыми основами деятельности федеральных органов налоговой полиции являются Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации, Закон О федеральных органах налоговой полиции и иные законодательные акты Российской Федерации, правовые акты автономных областей, автономных округов, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, регулирующие отношения в области налогообложения и правоохранительной деятельности, принимаемые в пределах их полномочий.



Вся деятельность федеральных органов налоговой полиции должна осуществляться на основе правовых принципов. Такими принципами согласно ст. 4 Закона О федеральных органах налоговой полиции являются: законность; уважение прав и свобод человека и гражданина;

подконтрольность и подотчетность органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации; сочетание гласных и негласных форм деятельности. Кроме того, в федеральных органах налоговой полиции не допускаются создание и деятельность политических партий и других общественных объединений. Сотрудники федеральных органов налоговой полиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Стало быть, речь идет о таком принципе, как подчинение только закону, выведение государственных правоохранительных органов из-под контроля партий и иных общественных организаций.

Федеральные органы налоговой полиции должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также с налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской Федерации. Это позволяет на практике реализовать такой принцип, как комплексный подход к решению задач по обеспечению экономической безопасности государства.

Способы обеспечения экономической безопасности государства могут быть самыми разнообразными - организационными, правовыми, техническими и др.

Организационные способы обеспечения экономической безопасности государства - это различные приемы, используемые для организации данного процесса. К основным таким приемам можно отнести:

координацию деятельности налоговой

полиции с другими

правоохранительными органами

по обеспечению экономической

безопасности государства

структуризацию управления, представляющую собой внутрен

нюю форму организации федеральных органов налоговой полиции

Все эти и другие приемы должны использоваться только в рамках действующего законодательства, что позволит не допускать произвольного их применения.

Правовые способы обеспечения экономической безопасности государства характеризуются наличием правовых основ организации и деятельности соответствующих органов государства, в том числе правоохранительных. Практически это означает, что в государстве приняты и действуют законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в рассматриваемой сфере. Кроме того, законодательно установлено, что финансовое и материально-техническое обеспечение федеральных органов налоговой полиции осуществляется за счет бюджета Российской Федерации. Порядок и нормы материально-технического обеспечения федеральных органов налоговой полиции устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Имущество федеральных органов налоговой полиции относится к федеральной государственной собственности. Правомочия собственника по управлению этим имуществом осуществляет Департамент налоговой полиции. Указанное имущество приватизации не подлежит, а поэтому в Программу приватизации не включается.

При приватизации объектов государственной собственности имущество, используемое исключительно для целей федеральных органов налоговой полиции, обособляется и передается на баланс федеральных органов налоговой полиции либо в бессрочное и безвозмездное пользование федеральным органам налоговой полиции. Собственник не вправе изменять условия пользования этим имуществом федеральными органами налоговой полиции ст. 19 Закона О федеральных органах налоговой полиции.

Технические способы обеспечения экономической безопасности государства - это различные технические средства компьютеры, транспортные средства, средства связи и т.д., с помощью которых достигается решение задач, поставленных перед федеральными органами налоговой полиции.

Экономическая безопасность предприятия – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.

Для каждого предприятия «внешние» и «внутренние» угрозы сугубо индивидуальны. Вместе с тем, на наш взгляд, указанные категории включают отдельные элементы, которые приемлемы практически к любому субъекту хозяйственной деятельности.

К внешним угрозам и дестабилизирующим факторам можно отнести противоправную деятельность криминальных структур, конкурентов, фирм и частных лиц, занимающихся промышленным шпионажем либо мошенничеством, несостоятельных деловых партнеров, ранее уволенных за различные проступки сотрудников предприятия, а также правонарушения со стороны коррумпированных элементов из числа представителей контролирующих и правоохранительных органов.

К внутренним угрозам и дестабилизирующим факторам относятся действия или бездействия (в том числе умышленные и неумышленные) сотрудников предприятия, противоречащие интересам его коммерческой деятельности, следствием которых могут быть нанесение экономического ущерба компании, утечка или утрата информационных ресурсов (в том числе сведений, составляющих коммерческую тайну и / или конфиденциальную информацию), подрыв ее делового имиджа в бизнес-кругах, возникновение проблем во взаимоотношениях с реальными и потенциальными партнерами (вплоть до утраты важных контрактов), конфликтных ситуаций с представителями криминальной среды, конкурентами, контролирующими и правоохранительными органами, производственный травматизм или гибель персонала и т.д.


Задачи. Принципы построения. Основные элементы

Количественный и качественный анализ перечисленных выше угроз позволяет сделать вывод о том, что надежная защита экономики любой компании возможна только при комплексном и системном подходе к ее организации. В связи с этим в лексиконе профессионалов, занимающихся обеспечением безопасности бизнеса коммерческих структур, появился термин «СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» предприятия.

Системой экономической безопасности предприятия (СЭБ) является комплекс организационно-управленческих, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, направленных на качественную реализацию защиты интересов предприятия от внешних и внутренних угроз.

К числу основных задач СЭБ любой коммерческой структуры относятся:

– защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;

– сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;

– изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании;

– своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности;

– недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;

– противодействие техническому проникновению в преступных целях;

– выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности;

– защита сотрудников предприятия от насильственных посягательств;

– обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

– добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности компании;

– физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;

– формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;

– возмещение материального и морального ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;

– контроль за эффективностью функционирования системы безопасности, совершенствование ее элементов.

С учетом перечисленных задач, условий конкурентной борьбы, специфики бизнеса предприятия строится его система экономической безопасности. Необходимо отметить, что СЭБ каждой компании также сугубо индивидуальна. Ее полнота и действенность во многом зависят от имеющейся в государстве законодательной базы, выделяемых руководителем предприятия материально-технических и финансовых ресурсов, понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также от знаний и практического опыта начальника СЭБ, непосредственно занимающегося построением и поддержанием в «рабочем состоянии» самой системы.

Построение СЭБ предприятия должно осуществляться на основе соблюдения принципов:

– законности;

– прав и свобод граждан;

– централизованного управления;

– компетентности;

– конфиденциальности;

– разумной достаточности, соответствия внешним и внутренним угрозам безопасности;

– комплексного использования сил и средств;

– самостоятельности и ответственности за обеспечение безопасности;

– передовой материально-технической оснащенности;

– корпоративной этики;

– координации и взаимодействия с органами власти и управления.

К основным элементам СЭБ предприятия относятся:

1) защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации;

2) компьютерная безопасность;

3) внутренняя безопасность;

4) безопасность зданий и сооружений;

5) физическая безопасность;

6) техническая безопасность;

7) безопасность связи;

8) безопасность хозяйственно-договорной деятельности;

9) безопасность перевозок грузов и лиц;

11) противопожарная безопасность;

12) экологическая безопасность;

13) радиационно-химическая безопасность;

14) конкурентная разведка;

15) информационно-аналитическая работа;

16) пропагандистское обеспечение, социально-психологическая, предупредительно-профилактическая работа среди персонала и его обучение по вопросам экономической безопасности;

17) экспертная проверка механизма системы безопасности.

В наши дни все большую актуальность приобретает защита интересов предприятия от противоправной деятельности коррумпированных представителей контролирующих и правоохранительных органов. В связи с этим, данное направление работы многими начальниками служб экономической безопасности коммерческих структур выделяется в качестве отдельного элемента СЭБ.

Основной смысл подобной системы состоит в том, что она должна носить упреждающий характер, а основными критериями оценки ее надежности и эффективности являются:

– обеспечение стабильной работы предприятия, сохранности и приумножения финансов и материальных ценностей;

– предупреждение кризисных ситуаций, в том числе различных чрезвычайных происшествий, связанных с деятельностью «внешних» и / или «внутренних» недоброжелателей.

Особенностью и, одновременно, сложностью при построении системы экономической безопасности является тот факт, что ее действенность практически полностью зависит от человеческого фактора. Как показывает практика, даже при наличии на предприятии профессионально подготовленного начальника службы безопасности, современных технические средств, Вы не добьетесь желаемых результатов до тех пор, пока в Вашем коллективе каждый сотрудник не осознает важность и необходимость внедряемых мер экономической безопасности.

А они будут не популярны:

– кто-то утратит возможность в рабочее время или после работы развлекаться в Интернете, скачивать музыку и иную информацию, читать книги в электронном варианте и т.д.;

– кому-то покажется в тягость один раз в неделю менять пароль на своем компьютере;

– кто-то посчитает ниже своего достоинства всякий раз подниматься для того, чтобы уничтожить черновик в бумагорезательной машинке, убрать со стола документы и закрыть окно после окончания рабочего дня, опечатывать и сдавать свой рабочий кабинет под роспись в журнале службе охраны;

– у кого-то исчезнет возможность приводить на работу (в том числе и по выходным дням) своих друзей либо бахвалиться на стороне личными достижениями в работе или успехами фирмы;

– некоторые не смогут использовать служебные автотранспорт и мобильный телефон в личных целях, а также часами вести личные разговоры по служебным проводным каналам телефонной связи и т.д.

Поэтому для юридически правильного, эффективного и всестороннего использования СЭБ в защите интересов предприятия от всех видов недоброжелателей требования по обеспечению безопасности бизнеса излагаются в соответствующих приказах руководителя, трудовых договорах с сотрудниками и их должностных обязанностях, специальных инструкциях, положениях, контрактах с деловыми партнерами и т.д. После чего доводятся до персонала под роспись в процессе занятий и инструктажей.

В вопросах экономической безопасности как никогда важна роль и понимание актуальности проблемы в первую очередь самим руководителем предприятия. Директор и, при наличии, начальник службы безопасности, должны пропагандировать среди персонала одно из основных корпоративных правил: «Фирма – это твоя вторая семья. Предприятие дает всем сотрудникам работу, материальные блага, перспективы служебного роста и т.д. В связи с этим задача каждого сотрудника – приумножать успех и материальное положение компании (как и своей семьи). Ведь успех предприятия – это стабильность и перспективы его персонала».

Вместе с тем, как показывает практика, кто-то из Ваших сотрудников может не выполнять установленные в компании требования или допускать ошибки по забывчивости, кто-то по неаккуратности, а кто-то – из мести. У кого-то могут возникнуть финансовые затруднения в связи с болезнью близких или в связи с проигрышем в казино, и он решит их «компенсировать» за счет фирмы. Кто-то посчитает, что был незаслуженно наказан директором, что давно достоин повышения в должности или что его вклад в деятельность компании заслуживает гораздо более высокой зарплаты, а руководство этого не замечает и т.д.

Словом, с возрастом, изменением социального статуса, материального благосостояния, появлением вредных наклонностей, а также при возникновении некоторых объективных обстоятельств люди могут меняться либо вести себя неадекватно.

При этом необходимо понимать, что в вопросах обеспечения экономической безопасности «второстепенных» должностных лиц нет, а есть только особенности (в связи с выполняемыми каждым из сотрудников функциями и обязанностями).

Секретарь – наверное никто не будет возражать, что эта категория обладает серьезным объемом самой разноплановой информации о фирме.

Уборщица может похитить с рабочего стола директора документ с важной информацией или переписать, запомнить, ксерокопировать его содержание, добросовестно выбросить из мусорной корзины не уничтоженные документы либо документы, уничтоженные таким образом, что не составляет никакого труда их восстановить.

Охранник в состоянии сделать все то же самое, а в ночное время и выходные дни у него появляется дополнительная возможность впустить в офис посторонних, которые, в свою очередь, могут Вам навредить (начиная от банального хищения документов и имущества и заканчивая постановкой в Вашем кабинете подслушивающей техники или «перекачки» закрытой информации из вашего компьютера).

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что СЭБ предприятия только тогда будет соответствовать предъявляемым к ней требованиям, когда весь персонал понимает важность обеспечения безопасности компании и сознательно выполняет все установленные указанной системой требования. Достигается же данная цель в результате проведения непрерывной, кропотливой воспитательной и профилактической работы с сотрудниками предприятия, их обучения и специальной подготовки по вопросам действующего законодательства и различным аспектам экономической безопасности.

Экономическая безопасность предприятия как успешная составляющая современного бизнеса

В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности. В качестве основных факторов, отрицательно влияющих на безопасность предпринимательской деятельности в России можно выделить следующие:

· активное участие представителей власти и управления в коммерческой деятельности;

· использование криминальных структур для воздействия на конкурентов;

· отсутствие законов, позволяющих в полном объеме противодействовать недобросовестной конкуренции;

· отсутствие в стране благоприятных условий для проведения научно-технических исследований;

· отсутствие подробной и объективной информации о субъектах предпринимательской деятельности и об их финансовом положении;

· отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде;

· применение оперативных и технических методов с целью получения нужной информации о конкурентах.

Следует отметить, что сегодня не все руководители предприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов. Однако в общественном сознании все еще сильны стереотипы, согласно которым данная область относится многими к сфере компетенции государства и специальных органов. Именно в этом таятся корни «слабого» понимания специфики этих проблем прежде всего первыми руководителями предприятий и организаций, отнесение их к не основной деятельности. Особенно же сложно бывает определить конкретные действия, необходимые для защиты тех или иных жизненно важных ресурсов. Вследствие этого, многие руководители ограничиваются созданием на предприятии охранных структур, почти полностью исключая из арсенала организационно – технические и правовые методы, средства и способы защиты информации.

В итоге, например, вопросы защиты коммерческой тайны нередко упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической продукции, что приводит к утечке коммерчески значимой информации.

Меры обеспечения сохранности информации на отдельном предприятии могут быть различны по масштабам и формам и зависеть от производственных, финансовых и иных возможностей предприятия, от количества и качества охраняемых секретов. При этом выбор таких мер необходимо осуществлять, исходя их принципа разумной достаточности, придерживаясь в финансовых расчетах «золотой середины», так как чрезмерное закрытие информации, так же как и халатное отношение к ее сохранению, могут вызвать потерю определенной доли прибыли или привести к серьезным убыткам.

Итак, проект обеспечения экономической безопасности объекта представляет собой единый организационно-технический комплекс, в ходе формирования которого разрабатывается концепция обеспечения безопасности объекта или политика безопасности. Ее основу составляет перечень обязательных мероприятий, направленных на выработку плана действий по защите объекта: определение состава службы безопасности (СБ), ее место в организационной структуре предприятия, сфера ее компетенции, права и полномочия, варианты действий в различных ситуациях во избежание конфликтов между подразделениями. Их подоплека обычно лежит как раз в том, что многие считают требования, предъявляемые СБ, необоснованно завышенными либо из-за того, что СБ «везде сует свой нос». Соблюдение вышеизложенных условий позволит ликвидировать почву для подобных ситуаций или разрешать их быстро и безболезненно. Политика экономической безопасности определяет правильный с точки зрения организации способ использования коммуникационных и вычислительных ресурсов, правила доступа на объект, правила обращения с конфиденциальной информацией, а также процедуры предотвращения нарушений режима безопасности и реагирования на них.

Следует отметить, что эффективность политики безопасности только тогда будет находиться на должной высоте, когда ее реализация будет представлять собой результат совместной деятельности сотрудников организации, способных понять все ее аспекты, и руководителей, способных влиять на ее претворение в жизнь. Не менее важным фактором, влияющим на действенность политики безопасности, представляется готовность персонала к выполнению ее требований, доведение до каждого его обязанностей по поддержанию режима безопасности. Соблюдение политики безопасности должно гарантироваться наличием ответственного по каждому виду проблем.

Разумеется, все основные положения политики безопасности должны быть закреплены в соответствующих распорядительных документах, состав и содержание которых определяются спецификой объекта. Однако, как правило, ни одна организация не сможет обойтись без положений о коммерческой тайне, о защите информации, об администраторе безопасности сети, правил, разграничивающих доступ к информации, содержащейся в автоматизированных системах, правил допуска персонала и посетителей в помещения, где производится обработка критичной информации, порядка проведения служебного расследования по факту нарушения правил безопасности.

Работы по оснащению и поддержке деятельности СЗИ, создание системы распорядительных документов входят в комплекс организационных мер, на основе которого может быть достигнут высокий уровень безопасности информации. Тем не менее, перечисленные меры не позволяют на должном уровне поддерживать функционирование системы защиты без проведения целого ряда организационно-технических мероприятий. Их полный перечень слишком широк для того, чтобы полностью приводить его в данной статье, скажем лишь, что они позволяют своевременно выявлять новые каналы утечки информации, принимать меры по их нейтрализации, совершенствованию системы защиты и оперативно реагировать на нарушения режима безопасности.

Разработанные документы определяют функции, необходимые для организации работы СБ, а также контрольно-проверочные и другие специальные функции, осуществляемые ею в процессе деятельности. Основными функциями являются:

· административно-распорядительная – подготовка решений по поддержанию режимов безопасности и конфиденциальности; определению положений, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц по вопросам безопасности, а также по осуществлению представительских функций предприятия в данной области ее деятельности;

· хозяйственно-распорядительная – определение (совместно с другими подразделениями предприятия) ресурсов, необходимых для решения задач по обеспечению безопасности предприятия, подготовка и проведение мероприятий организационно – технического и правового характера, направленных на сохранность его собственности, в том числе интеллектуальной;

· учетно-контрольная – определение критически важных направлений финансово-экономической, производственно – коммерческой и других видов деятельности, подлежащих защите, а также возможных каналов утечки информации и других угроз финансовой стабильности и устойчивости предприятия, оценка источников их возникновения; налаживание действенного контроля;

· организационно-техническая – создание организационной структуры СБ, а также других структур по отдельным направлениям работы (защита информации, экономическая безопасность); организация взаимодействия между отдельными структурными подразделениями предприятия, способствующими достижению целей политики безопасности;

· планово-производственная – разработка комплексных программ и отдельных планов обеспечения безопасности предприятия, подготовка и проведение соответствующих мероприятий;

· материально-техническая – направляемая на материально – техническое и технологическое обеспечение деятельности СБ, оснащение ее специальной техникой;

· научно-методическая – накопление и распространение передового опыта в области обеспечения безопасности; организация обучения сотрудников других подразделений (в необходимом им объеме);

· информационно-аналитическая – сбор, накопление и обработка данных, относящихся к сфере безопасности, создание и использование необходимых для этого технических и методических средств.

Тем не менее, следует иметь в виду, что обеспечение СБ надежным инструментарием, грамотная расстановка приоритетов ее деятельности, как и всякая квалифицированная работа, требует участия в ней специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и, что не менее важно, обладающих достаточно большим практическим опытом в этой области. Систему безопасности предприятия должны создавать профессионалы, а сотрудничество с ними может быть плодотворным, только если оно долгосрочное.

Переход экономики на рыночные отношения требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии безопасности, обязательно включающей специальные программы по защите интеллектуальной собственности и экономической безопасности. Соответственно, роль подразделения, ответственного за проведение данной работы на предприятии, выполняющего функции соблюдения правил политики безопасности и плана защиты, управления средствами защиты, контроля за правильностью их эксплуатации, выявления попыток и фактов нарушений и принятия мер по их нейтрализации, также выходит на первый план. Ослабление практически любой составляющей инфраструктуры предприятия непосредственно отражается на его безопасности, поэтому процесс управления предприятием находятся в тесной взаимосвязи с вопросами безопасности.



Заключение

В интересах стабильного функционирования фирмы, предприниматели должны в тех или иных объемах заниматься бизнеса или . Размер, капиталоемкость, технологическая сложность и публичность бизнеса определяют лишь объем тех работ, которые предприниматели проводят по бизнеса и их бюджет.

Не заботясь о соблюдении элементарных мер экономической , фирма может оказаться на грани банкротства, например в результате неплатежей: любой выданный товарный кредит может повлечь за собой риск неплатежа, если не предприняты определенные меры по сбору минимальной , не проведена элементарная . Участвуя в сделке в качестве покупателя или инвестора, необходимо проводить определенный набор процедур, цель которого – проверка достоверности излагаемых о себе продавцом или получателем средств сведений. Проведение данной информационно-аналитической работы позволит снизить риск купить «кота в мешке» и потратить деньги впустую. предполагает, что на фирме также должны быть продуманы определенные меры по снижению потерь, вызываемых действиями проверяющих структур, например в рамках уполномоченных структур, которая также может закончиться для предпринимателя невосполнимыми потерями. В любом случае вовремя проведенный профессиональный позволит предприятию предотвратить большинство форс-мажорных затрат, направленных на ликвидацию последствий просчетов в обеспечении безопасности бизнеса.

1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: курс лекций. М.: Инфа М, 2003 г.

2. Полукарпов В.Л. Краткий курс менеджмента М., 2004 г.

3. Полукарпов В.Л. Менеджмент: анализ и основные тенденции. М., 2007 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.