Как сверить ндс с налоговой. Когда налоговый агент может принять к вычету НДС

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых эффективных фискальных сборов в государственной бюджетной системе страны.

Наличие НДС в системе налогообложения - одно из требований для вхождения в ВТО и ЕС, что говорит о финансовой значимости налога.

С точки зрения администрирования и требования к отчетности НДС - самый сложный налог для любого бизнес-субъекта как в России, так и за рубежом. С другой стороны, предприятия и ИП могут отказаться от спецрежимов, существенно облегчающих налогообложение, ради НДС - работы с контрагентами по механизму вычета входящего НДС.

НДС официально признается косвенным налогом . На практике многие экономисты относят его к прямым и заявляют о многократном налогообложении конечного потребителя из-за НДС. Система вычетов входного налога сводит эту проблему к возможному минимуму, тогда как при действии налога с оборота происходило постоянное обложение одного и того же товара на всех ступенях производства и продажи. В случае с НДС такого не происходит, но происходит налообложение как доходов, так и расходов потребителя.

В поисках новых объектов для взимания налогов в двадцатом веке был изобретен НДС. Его создателем считается Морис Лоре - французский министр по экономике. После Франции налог быстро распространился по странам Европы.

Среди экономически развитых стран только США не ввели НДС в свою систему, они используют налог с продаж.

В России после распада СССР налог с оборота был аннулирован, вместо него в 1992 году стал действовать НДС по обособленному Федеральному закону №2813-1.

Затем налоговую систему России законодатели кодифицировали в Налоговый кодекс РФ, и во второй части этого сборника, действующего с 2001 года, глава 21 посвящена НДС.

Суть проверки

Камеральная проверка - это один из видов налогового контроля и, наряду с выездной проверкой, непосредственная и эффективнейшая возможность ФНС контактировать с налогоплательщиком и его деятельностью.

Отличие этой формы контроля от выездной в:

  • постоянстве - камеральная проверка проводится сплошным методом, т. е. анализу подвергается каждая поступившая в инспекцию декларация;
  • месте работы - инспекторы занимаются исследованием на территории инспекции;
  • основаниях - не требуется каких-либо специальных причин для проведения и издания решения начальника инспекции, как и оповещения налогоплательщика о начале проверки (если в итоге инспектор не выявит нарушения, субъекту не направляется результат, так как он даже не оформляется);
  • объекте - проверяются только документы.

Если инспектор обнаруживает ошибки, он просит представителя декларации дать пояснения и внести корректировки в документ дистанционно. В редких случаях налогоплательщика вызывают в здание инспекции.

Однако, несмотря на общие правила, инспектор вправе провести осмотр помещений заявителя - это право введено с 1 января 2015 года.

Что представляет проверка по НДС

Предметом контроля по НДС является декларация .

Последняя форма декларации определена в Приказе ФНС России №ММВ-7-3/558@ .

В новом бланке добавлены разделы, в которых требуется обозначить сведения из журнала счетов-фактур и книг продаж и покупок . Такие изменения в порядке заполнения дали налоговым инспекторам возможность сверять суммы по товарам и услугам между контрагентами - покупателями и продавцами. Такая сверка позволяет находить несоответствия и неправомерное заявление на вычеты.

В 2018 году декларация сдается только в электронном виде . Подача декларации в бумажной форме ведет к наложению штрафной санкции - не только за нарушения способа представления. В 2014 году были приняты положения, согласно которым такая декларация не признается поданной, а значит, имеет место нарушение в виде непредставления декларации - дополнительный штраф. Также просрочка подачи декларации на 10 дней после последнего дня для представления может повлечь замораживание счетов и электронных денег налогоплательщика.

В целях налогового контроля используются «Контрольные соотношения декларации по НДС», приведенные в Письме ФНС России 2015 года. Эти соотношения разрабатывало структурное подразделение ФНС - Управление налогообложением.

Документ содержит подробную таблицу для проверки сведений декларации по НДС с указанием каждого контрольного соотношения, нарушенного пункта законодательства при отклонении и последствиях этого.

Пример

  1. Контрольное соотношение : сумма строки 200 раздела 9 = сумме строки 260 раздела 9.
  2. Нарушение : статьи и НК РФ, пункт 8 раздела 2 приложения 5 Постановления №1137.
  3. Название нарушения : потенциальное занижение суммы налога к уплате.

Действия проверяющего в этом случае следующие :

  1. В случае обнаружения в процессе камеральной проверки ошибок в декларации или расчете по НДС либо несоответствия данных, указанных в поданных документах либо документах, имеющихся у налоговой инспекции, либо противоречия в отчетности, необходимо сообщить налогоплательщику об этом и потребовать предоставления пояснений в течение 5 дней либо внесения корректировок.
  2. Если строка 050 раздела 1 декларации заполнена, необходимо отправить налогоплательщику требование о предоставлении документов, удостоверяющих основания применения вычетов по НДС согласно статье 172 НК РФ .
  3. В случае выявления нарушения налогового законодательства необходимо сформировать акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ .

Таким образом, детальному контролю подвергается каждое указанное лицом значение.

Среди частых ошибок в заполнении декларации:

  • неправильные коды видов операций - с июля 2016 года вступили в силу новые коды;
  • неполный вычет НДС по счет-фактуре - требуется предъявление полных сумм товаров, работ, услуг;
  • неправильные реквизиты счет-фактуры - счета-фактуры покупателей и продавцов должны быть идентичны во всем, иначе программное обеспечение налогового органа отменит несоответствие;
  • возвращение товара;
  • исправления в журнале счетов-фактур.

Сроки и период

Плательщики НДС отчитываются о своем хозяйствовании по завершении каждого налогового периода, которым признан квартал.

С началом 2015 года этим лицам позволено подавать декларацию на 5 дней позже, чем было прежде. Теперь декларация подается каждое 25 число месяца, идущего после квартала - 25 апреля, 25 июля, 25 октября и 25 января соответственно.

Со дня приема документа отдел камеральных проверок в срок до трех месяцев осуществляет проверку заявления - .

3 месяца - это предельный период для контроля . Он может быть и сокращен в некоторых случаях, как разъяснил Минфин в Письме №03-07-14/37233 в 2016 году. Минфин указал, что камеральная проверка может быть завершена досрочно, если подана декларация на возмещение НДС и налоговая инспекция не имеет по ней вопросов к налогоплательщику.

Обнаружение ошибок

В ответ на полученное электронное требование лицо обязательно высылает отчет о получении документа - квитанцию, не позднее 6 дней с даты отправки инспекцией требования . Нарушение срока также угрожает налогоплательщику блокированием банковских счетов и онлайн-кошельков.

Дача пояснений осуществляется в письменном виде тоже по электронному каналу с электронной подписью, почтовым письмом либо личным визитом. В любом случае требование необходимо исполнить не позднее 5 рабочих дней после его получения.

Внесение поправок подразумевает подачу декларации повторно - уточненной, с номером корректировки 1, 2 и т.д.

Истребование документов

Раньше список обстоятельств, когда налоговая инспекция требовала для проверки первичные документы, счета-фактуры и иные отчеты, касающиеся НДС, был узко ограниченный . В 2015 году ФНС получила более широкие возможности для истребования.

Новые основания для этого:

  • несоответствие между сведениями по одной и той же операции, сообщенными двумя налогоплательщиками;
  • несоответствие данных декларации в счетах-фактурах;
  • противоречия в декларации.

Проверка территории

Важнейшим новшеством порядка камеральных проверок является введенное с 2015 года полномочие осматривать территорию хозяйствования, помещения налогоплательщика, его имущества и территории контрагентов. Регламентация этого процесса приведена в статье 92 НК РФ .

Камеральная проверка перестала крепиться исключительно к зданию налогового органа.

перечисляет обстоятельства, при которых допускается осмотр :

  • ошибки, несоответствия и противоречия в отчетности, за которыми, возможно, скрывается попытка незаконного уменьшения налоговой базы;
  • в декларации заявлено возмещение НДС.

Для осмотра проверяющий инспектор формирует постановление, содержащее :

  • обоснование, мотивацию;
  • подпись начальника инспекции либо его заместителя.

Для непосредственного начала осмотра инспекторы проверяющей группы обязаны предъявить служебные удостоверения и постановление.

Дополнительные действия

Проверяющий инспектор имеет право и на другие контрольные мероприятия:

  • допрос свидетелей;
  • проведение экспертизы;
  • привлечение переводчиков, специалистов.

Налоговый мониторинг

Еще одним новшеством последних лет является форма налогового контроля в виде мониторинга, введенная тоже в 2015 году.

Этому контролю подвергаются, как и налоговым проверкам, правильность исчисления и своевременность перечисления налогов в государственную казну. К этим налогам относится и НДС.

Суть мониторинга - проверка документов организации в электронном режиме по добровольному заявлению .

Во время налогового мониторинга по данному предмету не могут производиться другие проверки - как камеральные, так и выездные. Исключения :

  • подача декларации с возмещением НДС;
  • подача уточненной декларации с меньшей суммой налога к уплате;
  • выявление нарушения налогового законодательства в процессе мониторинга.

Организации сами направляют документацию для контроля. Этим правом наделены только лица, имеющие большие обороты бизнеса: не меньше 3 миллиарда рублей доходов, 3 миллиарда рублей стоимости активов, общая сумма уплачиваемых налогов не меньше 300 миллионов рублей.

Результаты камеральной проверки

Если инспекция не находит нарушения в расчете и уплате НДС, то проверка автоматически закрывается . По ее итогам не составляются какие-либо акты.

В случае выявления нарушений инспектор формирует акт камеральной проверки до истечения 10 дней со дня завершения проверки и направляет субъекту контроля не позднее 5 рабочих дней с даты его составления.

Лицо - ИП или организация - знакомятся с содержанием акта и вправе представить возражения по его положениям на протяжении месяца со дня получения.

По прохождении этого срока начальник инспекции в течение 10 рабочих дней организует рассмотрение деталей проведенной проверки, представленных возражений. Обязательно осведомление заинтересованного лица о дне и месте проведения рассмотрения, так как налогоплательщик вправе присутствовать при этом. По результатам изучения начальник принимает решения о привлечении плательщика НДС к ответственности либо отказе в привлечении к ответственности.

Обычно возврат налога производится после камеральной проверки.

Приняты 3 варианта возврата :

  • зачет для погашения имеющихся у лица недоимки, пени, штрафов - по всем федеральным налогам и сборам;
  • учет для будущих налоговых сумм;
  • перечисление средств на счет налогоплательщика.

В пункте 2 указывает, что получение возмещения исполняется после окончания камеральной проверки декларации, в которой заявлена сумма к вычету.

Пункт 8 допускает непосредственное возмещение в ситуации заявительной процедуры.

Таким образом, возмещение происходит по двум схемам :

  1. Подача декларации, камеральная проверка в течение 3 месяцев + период рассмотрения материалов дела, если обнаружены ошибки, возврат.
  2. Подача одновременно декларации, гарантии банка и заявления о возмещении НДС, выполнение возврата в течение 12 дней, затем - камеральная проверка по декларации и другим документам. Если инспектор обнаружит ошибки и аннулирующие основания для вычета, будет организована процедура восстановления НДС.

Проводя камеральную проверку деклараций по НДС, налоговики используют внутреннее письмо № ВГ-14-03/38дсп. В ряде случаев даже законопослушная фирма может навлечь на себя документальную налоговую проверку.

Материал предоставлен журналом
"Практическая бухгалтерия" (№8, 2003)

Ознакомиться с содержанием свежего номера
и полнотекстовым архивом номеров за 2003 год
вы можете в разделе или
непосредственно на сайте журнала www.berator.ru/pb

Проводя камеральную проверку деклараций по НДС, налоговики используют внутреннее письмо № ВГ-14-03/38дсп. В ряде случаев даже законопослушная фирма может навлечь на себя документальную налоговую проверку.

НДС, который начислен к уплате в бюджет, фирма может уменьшить на вычеты. Их перечень приведен в статье 171 НК РФ.

По общим правилам вычет можно сделать, если приобретенные товарно-материальные ценности (работы, услуги):

Оплачены;

Используются для производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС;

Оприходованы на баланс.

Кроме того, у фирмы должны быть счета-фактуры, выданные поставщиком, а также расчетные и первичные документы, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой.

Если хоть одно из этих четырех условий не выполнено, вычет по НДС сделать нельзя. По этим же правилам проверяют НДС и налоговики. Но в дополнение к ним у них есть и свои собственные методики, по которым они выявляют нарушителей.

Каким фирмам уделяют внимание

Привлекают к себе внимание налоговиков фирмы, изменившие место своей регистрации, которые предъявили к вычету значительные суммы НДС. Также с подозрением относятся к тем, кто резко увеличил вычеты по сравнению с предыдущими отчетными периодами.

Фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, должны заплатить НДС, ранее поставленный к вычету, по остаткам товарно-материальных ценностей. Поэтому такие предприятия поставлены на контроль.

Проверяют и фирмы, которые занимаются экспортом, без исключения. Во-первых, это связано с тем, что участились случаи лжеэкспорта. То есть когда фирма товар за границу не вывозит, а по фальшивым документам, представленным в налоговую инспекцию, возмещает НДС из бюджета.

Во-вторых, экспортеры, если занимаются еще какой-нибудь деятельностью, но уже облагаемой НДС, должны вести раздельный учет операций по экспорту и внутренним поставкам. Иначе экспортную ставку НДС – 0 процентов – фирме применить не удастся.

По тем же причинам проверяют и фирмы, которые освобождены от НДС.

К некоторым налогоплательщикам проверяющие относятся с особым вниманием. К ним, в частности, относятся фирмы, которые:

Единовременно предъявляют к вычету НДС свыше 5 000 000 рублей;

Систематически отражают в декларациях вычеты, составляющие более 50 процентов от НДС, начисленного к уплате в бюджет;

Имеют договорные отношения с фирмами, ранее участвовавшими в схемах необоснованного возмещения НДС.

Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять:

Налоговых агентов;

«освобожденцев»;

«упрощенцев» и «вмененщиков».

Как проверяют налоговых агентов

Фирма должна заплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента, если она:

Покупает товары, работы или услуги у иностранной фирмы, которая не состоит на налоговом учете в России;

Арендует муниципальное или государственное имущество.

НДС, который фирма уплатила в бюджет, можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Но налоговики считают, что сделать это можно не раньше, чем фирма фактически получит и оплатит товары (работы, услуги). Кроме того, налоговики проверят, выписал ли налоговый агент счет-фактуру. Однако таких требований Налоговый кодекс не содержит (см. таблицу).

Требование налоговиков выписать счет-фактуру выполнить несложно. Но вам придется решить, дожидаться ли получения товаров и их фактической оплаты или предъявлять к вычету НДС сразу после уплаты налога в бюджет. В последнем случае скорее всего спорить с налоговиками придется в суде.

Таблица. Когда налоговый агент может принять к вычету НДС

Условие для принятия НДС к вычету налоговым агентом
Требуют ли выполнения этого условия налоговики?
Требует ли выполнения этого условия Налоговый кодекс?
Товары приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС
да
да
НДС удержан и перечислен в бюджет
да
да
Товары оплачены
да
нет
Товары приняты к учету
да
нет
Счет-фактура выписан и зарегистрирован в книге покупок
да
нет

Как проверяют «освобожденцев»

Когда фирма получает освобождение от НДС по статье 145 Налогового кодекса, необходимо восстановить входной налог по недоамортизированным основным средствам и остаткам товаров и материалов на складе (п. 8 ст. 145 НК РФ). При проверке налоговики обратят на это особое внимание.

По основным средствам восстанавливать НДС налоговики требуют только в той части, которая приходится на их остаточную стоимость.

Как проверяют фирмы на «упрощенке» и «вмененке»

Налоговики требуют, чтобы фирмы при переходе на специальные налоговые режимы восстанавливали НДС по остаткам материалов и товаров, а также по недоамортизированным основным средствам. Однако Налоговый кодекс таких требований не содержит. Поэтому в случае спора у налоговиков мало шансов выиграть дело в суде.

Если же фирма переходит с «упрощенки» или ЕНВД на обычное налогообложение, то она может принять к вычету НДС по товарно-материальным ценностям, которые оплачены, но не списаны в производство.

Проверка счетов-фактур

Для расширенной камеральной проверки вычетов, указанных в декларации по НДС, налоговики могут в первую очередь запросить у фирмы книгу покупок и Главную книгу с оборотами по счету 68 «Расчеты с бюджетом» (субсчет «Расчеты по НДС»).

В дальнейшем уже для выверки самой книги покупок проверяющие могут затребовать и счета-фактуры, полученные фирмой от поставщиков.

Эти документы проверяют на правильность их заполнения, так как они должны содержать все показатели, указанные в пункте 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Если какой-либо показатель отсутствует, налоговики могут уменьшить сумму НДС, предъявленную фирмой к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, проверяющие обращают особое внимание на счета-фактуры:

Выставленные поставщиками, с которыми ранее фирма не имела договорных отношений;

По товарно-материальным ценностям, не соответствующим профилю фирмы, за которые рассчитывались наличными деньгами или векселями (взаимозачетом, бартером).

Также подвергают проверке счета-фактуры с неразборчивым написанием ИНН поставщика и других обязательных реквизитов.

Если в ходе такой проверки будет выявлено, что счет-фактура выставлен несуществующим поставщиком, налоговикам рекомендовано обращаться в суд.

Для себя налоговики определили несколько признаков фальсифицированных документов.

Во-первых, их подлинность можно проверить по печати. Так, подложные счета-фактуры могут содержать печать:

Проставленную под одним и тем же углом (результат распечатки на принтере сканированной печати);

На которой не указано месторасположение фирмы (город, район или субъект РФ);

Которая не содержит номера свидетельства о регистрации (в этом случае возможны исключения).

Во-вторых, если в счетах-фактурах, полученных от одного и того же поставщика, содержится непоследовательная нумерация (например, счет-фактура от 20 мая 2003 г. № 107 и счет-фактура от 17 июня 2003 г. № 85).

В-третьих, подложным может быть документ, в котором:

Отсутствует адрес поставщика;

Нарушено контрольное число ИНН.

И в-четвертых, это могут быть однотипные документы (то есть составлены на одних и тех же бланках одинаковым почерком), которые выставлены разными поставщиками.

Проверка отдельных сделок

Проверив счета-фактуры, налоговики уделяют внимание отдельным сделкам, совершенным фирмой в отчетном периоде.

К таким сделкам они относят, во-первых, покупки у фирм, которые давно не сдают отчетность в налоговую инспекцию.

Во-вторых, оплату работ или услуг, которые не имеют материального выражения. К ним, в частности, инспекторы относят:

Консультационные услуги;

Маркетинговые работы по исследованию рынка или проектной документации;

Ремонтные работы.

В-третьих, покупку товарно-материальных ценностей, стоимость которых явно превышает рыночную. А реализуется это имущество, наоборот, по очень низким ценам. Таким образом, у фирмы возникает отрицательная разница по НДС, и бюджет должен ее возместить.

В-четвертых, подозрение инспекторов могут вызвать сделки, заключенные с поставщиками, которые:

Находятся в отдаленных регионах;

Ведут свою деятельность в регионах с льготным налоговым и таможенным режимами (например, в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях).

Кроме того, обратят на себя внимание и поставщики, у которых расчетный счет находится в том же банке, что и у проверяемой фирмы.

Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять следующие операции:

Расчеты векселями;

Перевод долга;

Списание имущества.

Расчеты векселями

Если фирма использует в расчетах векселя, то внимание налоговиков к возмещению НДС, связанному с такими операциями, обеспечено. Особенно тщательно инспекторы проверят сделки, в которых фирма использует вексель третьего лица. В этом случае они обязаны провести встречные проверки участников вексельных расчетов.

Источник материала -

Дуэль между налогоплательщиками и налоговыми органами при проверке НДС становится все ожесточеннее. Несмотря на периодические призывы властей «не кошмарить» бизнес, предприниматели и налоговики с трудом находят общий язык.

Бизнесмены пытаются защитить себя от претензий, тщательно собирая письма, высказывания и мнения властей (Минфин, ФНС, суды). Налоговые органы, в свою очередь, совершенствуют формы и методы налогового контроля.

К сожалению, не существует волшебного совета или правильного перечня документов, который должен иметь бизнесмен при камеральной налоговой проверке. Всегда остается риск получить претензии с формулировкой «необоснованная налоговая выгода» или «непроявление должной осмотрительности».

При этом «должная осмотрительность» – все чаще понятие мифологическое. Для одних оно становится голубой мечтой, для других – страшным сном, где проваливается план по собираемости налогов.

Поэтому мы на основе реальных актов проверки НДС налоговыми органами расскажем, что может стать признаком налогового преступления и как пройти без риска для бизнеса.

Признаки налогового преступления

В погоне за выгодой предприниматели стараются максимально сократить свои издержки, поэтому теневые схемы налогооблажения не перестают пользоваться популярностью. О самых непрятных из них мы рассказывали в материале . Сегодня же наш кейс посвящен взаимоотношениям дилеров и их поставщиков. Точнее, как налоговая может доказать что вы и ваш поставщик – это взимосвязанные компании, и имеет место «схема ухода от налогов».

Ситуация

В рамках проверки по НДС предпринимателя попросили предоставить пакет документов, подтверждающий приобретение товара. Его поставщик по запросу налогового органа в рамках проведения встречной проверки подал такой же пакет документов. Нюанс в том, что комплекты оказались не просто одинаковыми, а идентичными.

На двух экземплярах договора подписи с одинаковым наклоном и силой нажатия. Идентично, вплоть до миллиметра, расположены печати организаций. Даже небольшой подтек от ручки находится в одном и том же месте. Глядя на эти документы, сразу ясно, что человеку такая точность не под силу. Поэтому по результатам проверки налоговый орган сделал вывод о совпадении общих признаков:

  • содержания самих документов (названия, реквизиты, печати, подписи)
  • формы и содержания, имеющихся в документах оттисков печатей
  • конфигурации взаимного расположения штрихов в имеющихся подписях и записях
  • взаимном расположении реквизитов

Результат проверки НДС – фальшивые документы

Вывод вполне логичный: документы были составлены в одном экземпляре, а не в двух. У поставщика находился не свой экземпляр договора, а копия экземпляра предпринимателя-налогоплательщика. На основании этого налоговая инспекция вынесла заключение о том, что документы фальшивые, а реальной сделки между поставщиком и налогоплательщиком не было.

Вывод

В этой ситуации оптимальным вариантом станет просто сказать правду. О том, какие санкции грозят со стороны налоговых органов при провале подобных проверок, мы подробно рассказали в материале . Именно поэтому налогоплательщику стоит помнить, что желание ответить за контрагента, который молчит, может привести к обратному результату и ситуация повернется уже против него самого.

Задача бухгалтерских сотрудников – полно и корректно отражать в учете все хозяйственные операции, происходящие на предприятии. Практика не всегда соответствует теории, поэтому никто не застрахован от различных ошибок и неточностей. Чтобы своевременно проконтролировать свою работу, полезно знать, как проверить НДС . Впоследствии даже небольшие оплошности могут стать фатальными для организации – привести к длительным разбирательствам с налоговыми службами, в том числе и судебным, к наложению штрафов.

Чтобы проверить правильность начисления налога, следует определить совокупные обороты организации по операциям, облагаемым НДС. Если сравнить их с данными бухгалтерского учета, станет ясно, все ли товары приняты в расчет.

Чтобы определить обороты, связанные с продажей продукции, используются следующие типы источников информации:

    банковские выписки по расчетному счету компании;

    приходные и расходные кассовые ордера;

    ведомости расчетов с контрагентами;

    счета, выставляемые заказчикам и покупателям.

При рассмотрении ведомости продаж становится очевидно, какие суммы поступали в виде аванса, какие – в форме фактической оплаты. Ошибки, допущенные в ходе расчета налога, делаются явными. Сверяйте все строчки документа и поверяйте каждый расчет, чтобы ничего не упустить. Впоследствии этим же алгоритмом будут пользоваться представители ИФНС.

Выявив допущенные недочеты, бухгалтер может подать уточнения в налоговую. Это необходимо сделать не позднее положенного срока, иначе на организацию будут наложены штрафы. Если неточности выявят в ходе камеральной проверки, недоплаченные суммы налога будут обложены пенями.

Проверка НДС: алгоритм действий

Чтобы проверить правильность расчета косвенного налога, можно воспользоваться сведениями из главной книги. Изучите каждую ее строчку. Проверьте, правильно ли указаны номера и суммы первичных документов, корректно ли произведен расчет НДС. Если в записях были допущены ошибки, исправьте их. Желательно сделать это до сдачи декларации в ИФНС.

Сформируйте оборотно-сальдовые ведомости по 60 и 62 счетам (расчеты с поставщиками и покупателям соответственно). Проверьте правильность проводок. Чтобы это сделать, достаточно отследить один момент: 60.2 и 62.1 могут проходить только по дебету, 62.2 и 60.1 – по кредиту. Если правило нарушается, нужно проверить данные учета и выявить, когда была сделана неправильная проводка.

Обратите внимание на сальдо по «обороткам». Оно должно совпадать с цифрами, указанными в Книгах продаж и покупок. Если это не так, просматривайте проводки и ищите, где указана неверная сумма.

Сформируйте «оборотку» по счету 41 «Товары». Обратите внимание на то, где находятся остатки на складе. Они должны быть положительными и проходить по дебету. Если это не так, поднимите первичные документы и выявите, в какой момент произошла пересортица.

Проверьте ведомость по счету 19. На конец периода на нем не должно быть остатка в дебете или кредите. Если он имеется, в ходе квартала были сделаны неверные проводки.

Изучите счет авансов, полученных от покупателей и заказчиков. Конечное сальдо, отраженное в «оборотке» по кредиту, должно быть равно произведению остатка по счету 62.2 на налоговую ставку.

Создайте в учетной программе отчет-субконто по всем контрагентам. Проверьте, все ли суммы разнесены по счетам согласно первичной документации. У вас не должно быть «зависших» сумм. Если у поставщика или покупателя есть несколько договоров, имеет смысл рассматривать отчет в разрезе каждого из них.

Как проходит сверка НДС налоговыми органами

Проверяя данные налогового учета предприятий, специалисты ИФНС в первую очередь обращают внимание на правильность формирования налоговой базы (НБ). Они смотрят на несколько значимых моментов:

    При реализации товаров и услуг НБ признается их стоимость, очищенная от налогов. Если речь идет о подакцизном товаре, то акцизы прибавляются к цене.

    Если организация продает основные средства, отраженные в балансе с учетом НДС, то НБ будет считаться разница между ценой реализации и остаточной стоимостью имущества.

    Если организация работает по агентскому договору, то налог рассчитывается не со всей суммы полученных от контрагента средств, а от величины агентского вознаграждения.

    Если товар передается безвозмездно, налоговая база исчисляется как его стоимость исходя из среднего уровня цен на рынке.

    Если речь идет об уступке финансовых требований, используется стандартный алгоритм расчета.

Проверка начисленного НДС – важный элемент работы бухгалтера. Анализ данных учетной программы и их сверка с первичными документами позволяет своевременно выявить допущенные ошибки и неточности. Если они «вскроются» после сдачи декларации или в ходе камеральной проверки, компании могут грозить длительные разбирательства с налоговыми органами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .