Функции государственных финансов. Государственные финансы и финансовая политика государства

Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ .

Государственные финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды.

Состав государственных финансов:

1) федеральный бюджет;

2) консолидированные бюджеты;

3) местные бюджеты;

4) пенсионный фонд Российской Федерации;

5) фонды обязательного медицинского страхования;

6) фонд социального страхования Российской Федерации;

7) финансы государственных организаций.

Статистика государственных финансов - составная часть финансовой статистики и включает в себя статистику бюджетов разных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология составления отчетности установлена Правительством РФ и применяется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством.

Бюджет - форма контроля образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Государственный бюджет - центральный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система имеет три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП , контролировать использование бюджетных средств на разных уровнях управления государством.

Уровни бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;

3) местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.

Состав бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне;

2) региональные бюджеты, включающие в себя бюджеты 21 республики, 5 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономной области, 2 городов федерального значения;


3) муниципальные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), включающие в себя бюджеты городов, районов и сельских поселений;

4) финансы государственных внебюджетных фондов;

· фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

· Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

· Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета. В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Федерации им в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, предоставляется межбюджетные трансферты.

Отношения между органами государственной власти строятся на принципах бюджетного федерализма , позволяют контролировать распределение и использование бюджетных средств. При этом основными статистическими показателями являются следующие.

Доходы бюджета - возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы.

Расходы бюджета состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.

Дефицит бюджета - это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.

Введение

Государственные финансы являются важным элементом любой финансовой системы. При любом государственном устройстве и системе экономических взаимоотношений государственные финансы являются необходимым звеном, поскольку обеспечивают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики. Кроме того, государство является уникальной структурой, обладающей возможностями контроля и перераспределения ресурсов, что ставит государственные финансы в особое положение и возлагает определенную ответственность на государственную систему финансирования.

Государственные финансы - это комплекс финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, с помощью которых происходят аккумуляция денежных средств и осуществление денежных расходов. Т.е. государство постоянно осуществляет определенные операции по сбору и перераспределению денежных средств. Именно данные операции в своей совокупности являются государственными финансами.

Поскольку денежные средства любых субъектов экономики отражаются так или иначе в ВВП (внутреннем валовом продукте), можно сказать, что ВВП является общим доходным источником.

Энергетика является одной из основных отраслей народного хозяйства любой страны, по уровню ее развития и потенциальным возможностям можно судить об экономической мощи страны.

Энергетическую ситуацию в мире можно назвать относительно благополучной благодаря большим запасам ископаемого топлива, стабильности цен, неуклонному прогрессу в области сохранения и рационального использования энергии, совершенствованию энергетических технологий, более эффективному применению рыночных регуляторов.

Одной из жизненно важных предпосылок существования и развития общества является его надежное энергоснабжение. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), выполняющий функции энергоснабжения, сам является крупным сектором народного хозяйства.

Сущность и роль государственных финансов

Структура государственных финансов

Государственные финансы представляют собой систему парораспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:

· это всегда денежные отношения;

· эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

· эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.

Структуру государственных финансов можно определять с двух точек зрения. Государственные финансы могут быть рассмотрены с точки зрения преемственности к тем или иным органам государственной власти или с позиции разделения государственных финансов на бюджетные и не бюджетные фонды. Рассмотрим государственные финансы с точки зрения структуры государственной власти. Здесь можно выделить федеральные финансы, финансы субъектов РФ и финансы органов местного самоуправления. Данная структура полностью соответствует системе государственного управления страной и может видоизменяться в зависимости от системы государственного регулирования. Другими словами, в унитарных государствах отсутствуют региональные финансы, поскольку нет регионов, и все финансовые процессы происходят на общегосударственном и местном уровнях. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Здесь определяется направление расходования государственных средств и производится контроль за использованием государственных ресурсов. Именно от точного и продуманного использования федеральных финансов зависит полноценность развития всей национальной экономики. Именно на данном уровне происходит формирование бюджета, в котором отражены все направления развития страны, объемы и источники финансирования данных программ. Кроме того, федеральные финансы являются важным звеном в структуре государственных финансов, поскольку именно на федеральном уровне производится воздействие на экономику с помощью кредитно-денежного, инфляционного, налогового и других рычагов.

К региональным финансам относят финансовые операции, осуществляемые на региональном уровне в целях выполнения государственных функций региона. Не имеет большого значения название субъекта, распоряжающегося данными финансовыми ресурсами. Это могут быть как финансы региона, так и финансы штата, федеральной земли, как в Германии, или финансы областей и республик. Вне зависимости от названия данные органы власти обладают относительной самостоятельностью и могут формировать собственные финансовые потоки. Финансы на данном уровне формируются как путем извлечения дохода из собственных источников, так и при использовании ресурсов, предоставляемых федеральным центром.

Местные органы власти формируют, соответственно, местный уровень финансов, или муниципальные финансы, как их часто называют. К местным органам власти относятся самостоятельные органы правления в городах и населенных пунктах. Местные органы власти формируют так называемые муниципалитеты, благодаря чему финансы, которыми обладают местные власти, получили название муниципальных финансов. Данные финансы формируются за счет специфических источников и направляются на обеспечение нормального развития и деятельности организаций, необходимых для жителей данного муниципалитета.

Отношения между федеральными, региональными и местными финансами определяются системой межбюджетных отношений. Таким образом, взаимодействие между федеральными и муниципальными финансами тесно связано с бюджетными и внебюджетными фондами, формируемыми как на федеральном, так и на местном уровне.

Рассматривая государственные финансы с точки зрения распределения средств по фондам различной направленности, следует отметить, что данные фонды одинаковы по своей сущности на любом уровне. Здесь можно выделить бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы унитарных предприятий. В зависимости от принадлежности к тому или иному уровню государственного управления можно выделить федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Таким образом, различаются и все остальные элементы структуры государственных финансов. Соответственно, можно различить финансы государственных казенных унитарных предприятий, финансы предприятий, принадлежащих субъектам РФ и финансы муниципальных унитарных предприятий. Все элементы являются взаимосвязанными и формируют общую структуру государственных финансов.

Бюджет является первым и основным элементом системы государственных финансов. Именно на бюджет ложится основная нагрузка финансирования проектов государственных структур управления. Именно в бюджете отражены все доходы и расходы той или иной структуры.

Социальные статьи бюджета всегда являлись незащищенными, поскольку денежные средства всегда являются ограниченными и при любом распределении средств денег меньше, чем необходимо. Исторически сложилась система, при которой социальные статьи первыми подвергались сокращению. Тем не менее, современное общество невозможно представить без достаточного финансирования социальных программ. В результате средства на финансирование социальных программ необходимо аккумулировать вне бюджета. Именно поэтому широкое распространение получили внебюджетные фонды, формируемые на всех уровнях для эффективного распределения денежных ресурсов в целях финансирования социально значимых программ.

Внебюджетные фонды могут включать в себя средства, формируемые самими государственными структурами, и добровольные отчисления граждан. Все внебюджетные фонды имеют четкое предназначение и являются независимыми по отношению к бюджету.

Третьим элементом системы государственных финансов является кредит на всех уровнях его предоставления. Потребность в кредите проистекает все из того же постоянного недостатка финансовых ресурсов. Дефицит средств может быть покрыт при помощи использования займов двух типов: внутреннего и внешнего.

Причем следует учитывать, что внешний кредит подразумевает не только международные займы, но и кредит, предоставленный другим уровнем финансовой структуры. Например, для муниципального образования внешним будет являться кредит, предоставленный федеральными органами власти.

Следующим звеном в структуре государственных финансов являются финансы государственных предприятий. Финансы предприятий, принадлежащих государственным органам, представляют собой не просто периодически пополняемый источник денежных средств, но и возможность увеличения доходности за счет эффективной работы предприятия.

Следует заметить, что в основном государству принадлежат заведомо экономически неэффективные, но имеющие большое общественное значение, предприятия. Тем не менее, финансы государственных предприятий необходимо учитывать и четко понимать их возможности по представлению дополнительных средств в распоряжение государственных органов власти.

Следует отметить, что рассмотренная нами вертикальная структура государственных финансов присуща всем формам государственного устройства.

Государственные финансы являются важнейшим звеном финансовой системы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Все три уровня государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов.

Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций:

Перераспределения функция – происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Он образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВНП, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в руках государства.

Государственные финансы:

Федеральные финансы.

В РФ в есть следующее административное деление:

1) республики;

3) области;

4) Москва и Санкт-Петербург;

5) финансы субъектов Федерации (в РФ 89 субъектов). Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Исполнение бюджета – это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Финансы субъектов РФ состоят из:

1) федерального бюджета:

2) бюджета;

3) внебюджетных фондов;

4) государственного кредита.

Местные финансы (МФ) – совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. МФ включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и использование МФ основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

Местные финансы не относятся к государственным финансам, так как существуют документы, которые разграничивают местные права и полномочия и государственные.

Через местные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

Состав и структура местных финансов. Звеньями системы МФ являются местные бюджеты, специальные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов управления. Главное звено МФ – местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти.

В современных условиях все в большей степени местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие территорий, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер.

ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

Государственные и муниципальные финансы – это экономические отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием средств на затраты по выполнению государственных функций.

Государственные расходы – система экономических отношений по поводу распределения и использования финансовых ресурсов на выполнение функций государства.

Финансовые функции современного государства:

1) экономическая – вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства. Это создание и управление государственным сектором экономики, а также программирование и регулирование экономики;

2) управленческая – финансирование системы органов управления. Это совокупность представительных и исполнительных органов власти всех уровней, суда и прокуратуры. Расходы на управленческую функцию государства – 3–5 %;

3) оборонная – обеспечение существования нации, защита ее суверенитета, национальных границ. Расходы на эти цели превышают все другие расходы, составляя 20–30 % всех расходов государства;

4) социальная – регулирование личных доходов граждан путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Существование функциональных государственных расходов предполагает наличие источников их финансирования.

Государственные доходы – экономические отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства.

Главный источник их мобилизации – национальный доход.

Методы мобилизации государственных доходов:

1 военные доходы;

2) доменный доход;

3) государственные регалии;

4) налоги;

6) эмиссия.

Организация государственных финансов тесно связана с организацией государственного управления, прежде всего с уровнями управления. Государственные финансы включают в себя 4 звена:

1) государственный бюджет;

2) муниципальные финансы;

3 финансы государственных предприятий; 4) внебюджетные фонды.

Масштабы полномочий каждого уровня управления и выполняемые ими функции предопределяют размеры их доходов, порядок формирования и расходования средств:

1) федеральный уровень – решение следующих общеэкономических задач:

а) обеспечение деятельности Президента и его аппарата, федеральной судебной системы;

б) национальная оборона, безопасность, конверсия;

в) атомная энергетика, космос, государственные инвестиционные программы и т. д.;

2) уровень субъекта Федерации – решение тех же задач на региональном уровне;

3) муниципальный уровень. Его роль постоянно возрастает. Осуществляет регулирование экономических процессов, влияет на размещение производительных сил, повышение конкурентоспособности продукции, улучшение инфраструктуры. Доля местных финансов в финансовых системах всех государств составляет 30–60 %. В России большая часть социальных расходов финансируется на местном уровне.

Сущность и функции госбюджета

Государственный бюджет – представляет собой объективную экономическую категорию, поскольку выполняет особые функции в любом государстве и любое государство пользуется бюджетом, как инструментом для удовлетворения государственных и общественных потребностей.

Доходы бюджета и механизм их мобилизации;

Расходы бюджета и механизмы их осуществления;

Налоги и механизм налогообложения;

Займы и механизм их осуществления;

Потребности государства и общества и механизм их удовлетворения и учета.

Важнейшим механизмом бюджета выступает законодательная база.

Инструменты и механизмы бюджета используются для распределения и перераспределения конечного продукта создаваемого в национальном хозяйстве.

Таким образом, бюджетная система денежных экономических отношений в процессе которых образуется централизованный фонд, удовлетворяющий общественные и государственные потребности. Следует обратить внимание на применение термина бюджет. Как финансовая категория, бюджет раскрывает категорию финансов. Как финансовый план может рассматриваться лишь часть бюджета, которая предусматривает конкретное цифровое выражение бюджетных заданий по показателям доходов и расходов.

Централизованный бюджетный фонд представляет собой как категория финансовые ресурсы, мобилизованные государством для выполнения своих функций.

Функции бюджета:

1 группа – общие функции или функции финансов, это распределительная и перераспределительная;

2 группа – специфические функции, это:

Функция перераспределения конечного продукта для удовлетворения общегосударственных и общественных потребностей.;

Функция мобилизации доходов для образования бюджетного фонда;

Функция использования бюджетного фонда;

Функция контрольная по поводу учета потребностей общества и государства и по поводу контроля исполнения доходной и расходной частей бюджета.

Таким образом составными элементами бюджета любого государства являются:

Доходы в различных формах;

Расходы в различных формах;

Адресность бюджетных отношений;

Сбалансированность доходов и расходов.

При формировании доходов бюджета и осуществлении расходов, государство использует 2 основных метода:

Финансовый (нетто-бюджетный);

Кредитный.

Финансовый метод предполагает безвозмездные механизмы, безвозвратные механизмы принудительного перераспределения части добавленной стоимости и централизованного бюджетного фонда.

Метод кредитования предполагает возвратность финансовых ресурсов и возможную возмездность, т.е. средства из бюджетного фонда могут поступать юридическим и физическим лицам на возвратной основе, при этом могут быть установлены проценты за временное использование бюджетными средствами.

Государство может привлекать финансовые ресурсы и формировать свою доходную часть на заемной основе. Здесь обычно присутствует возмездность, т.е. уплата процентов.

Во многих государствах бюджет формируется в виде 2-х частей. В одной части работают финансовые методы, в другой кредитные.

Следующий механизмом, используемым бюджетом практически всех стран, является механизм исполнения бюджета, части технологии формирования бюджетного фонда и его расходовании.

Одним механизмом является механизм “единства кассы”, означает все бюджетные ресурсы, поступающие на бюджетные счета соответствующих уровней (федеральный, региональные, местные), обезличиваются, а затем используются по росписи доходов и расходов.

Этот механизм предусматривает отсутствие закрепления отдельных статей доходов за отдельными статьями расходов.

Другой метод предусматривает выделение части доходов и расходов на целевые субсчета для финансирования конкретных мероприятий или расходов. В современном бюджетном планировании и исполнении бюджетов используется комбинированный метод: “принцип единства кассы”, “принцип субсчетов”.

В бюджетных системах на современном этапе используется два метода исполнения доходной и расходной части:

Кассовый метод исполнения бюджета;

Казначейский метод.

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Под бюджетным федерализмом понимается автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанное на следующих основных принципах:

1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

5) самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органам власти и т. д. Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий субъектов Федерации должен полностью соответствовать объему ответственности по расходам, закрепленным за данным уровнем государственной власти.

На практике между бюджетными расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв, который необходимо покрывать за счет доходных источников, находящихся в распоряжении бюджета более высокого уровня. Имеет место неравномерное распределение доходной базы, потенциалы различных территорий существенно отличаются.

Бюджетный федерализм как система межбюджетных отношений должен отвечать требованиям социально-экономической эффективности, территориальной справедливости и политической стабильности. Сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетного устройства заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон – федеральных и региональных органов власти и управления, а также правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса.

Важным этапом в развитии финансово-бюджетного федерализма в РФ стал Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формулированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 1993 г., в котором впервые в истории бюджета России был зафиксирован важнейший принцип формирования местных бюджетов, основанный на расчете минимального бюджета. Минимальные расходы местных бюджетов должны рассчитываться на основе минимальных социальных и финансовых норм.

В 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 2268 в механизм финансово-бюджетного федерализма была введена новая форма перераспределения средств между федеральным и региональными бюджетами – передача средств из федерального бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться и во взаимоотношениях региональных и местных бюджетов, что способствует объективизации межбюджетного распределения средств.

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Межбюджетные принципы:

1) распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

2) разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

3) равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

4) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5) равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации. Сложившаяся в Российской Федерации система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные в 90-х гг. ХХ в. реформы, не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.

В настоящее время по уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако формально сохраняет крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. При этом федеральным законодательством установлены крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов и формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются наличием ряда макроэкономических проблем, резкими различиями в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, неопределенностью бюджетного статуса муниципальных образований.

Особое место в системе мер по реформированию межбюджетных отношений отводится внесенным Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 4 января 2003 г. в Государственную Думу проектам Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные законопроекты 21 февраля 2003 г. приняты Государственной Думой в первом чтении.

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» направлен на обеспечение согласованности и системности законодательных норм, касающихся статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на повышение эффективности государственной политики, на стабилизацию межбюджетных отношений.