Фискальная реформа петра 1. Какие налоги ввел Петр I для проведения реформ в России

Петра часто вспоминают за его вульгарность.

После его визита в Англию, парламент был вынужден выплатить крупную сумму на ремонт изгаженного дома, в котором проживал Петр

Потребовалось шесть месяцев, прежде чем зловоние улетучилось. Петр ел руками, пукал и рыгал на публике, и вообще сильно не утруждал себя приличиями.

Его гости захлебывались в вине – до такой степени, что кто-нибудь из них умирал от интоксикации, либо вываливался зимой на улицу, где и замерзал на смерть.

Петр желал, чтобы русские дамы выглядели так же сексуально, как и западные женщины.

Он приказал им носить платья с открытыми плечами и грудью. Если женщина отказывалась пить – он и его дружки зажимали ей нос и заливали вино прямо в горло.

После посещения западной Европы, Петр твердо решил переделать Россию на западный образец – но не так, как это делают современные российские политики. Когда он пришел к власти, Россия была в периоде упадка. Петр изменил направление развития российской истории, переделав налоговую систему, занявшись стимулированием экономики и децентрализацией государства.

До реформ Петра, многие деревенские дома и наделы пустовали. Сотни людей слонялись без дела, они не работали и не платили налогов.

Податями облагалась пахотная земля, как при монголах. У крестьян не было стимулов к тому, чтобы совершенствовать сельхоз инструменты, старые непродуктивные земли покидались.

Существовал налог, взимавшийся с крестьянского дома [с одного «дыма» - прим. переводчика], поэтому крестьянские семьи объединялись и делили общее жилье. Две, три семьи использовали преимущества проживания в одном доме, который облагался одним налогом.

Царские сборщики податей отреагировали на это тем, что стали облагать налогом каждую внешнюю дверь, обнаруженную в доме. Крестьяне ответили тем, что заколачивали лишние двери.

Все это означало, что семьи крестьян не будут расширяться, строить новые дома, возделывать новые земли. Безделье и безработица доминировали во всем. Налог с сохи и налог с дыма подорвали экономику страны.

Петр изменил налоговую систему, отменив обе эти подати и установив единую подушную подать со всего мужского населения. Свободные крестьяне платили более высокую подушную подать, чем крепостные.

Крестьянам было сложно понять, как государство могло облагать налогом душу, поскольку душа – объект нематериальный. Как и все, что связано с налогообложением, понимание от налогоплательщиков не требовалось. Требовалось только то, чтобы они платили. Новый налог не мешал проявлению инициативы.

Крестьянин, который работал продуктивно и обзаводился новыми сельхоз инструментами и землями, мог оставить у себя заработанное сверх обязательств перед государством. В этом отношении о Петре говорили как о человеке, в котором был дух Адама Смита.

Но к удивлению Петра, эти новые налоги не принесли большой прибыли. Количество мужчин указанных в переписных грамотах, давало лишь отрывочное представление о количестве мужчин, способных работать. Множество крестьян избегали переписи, подкупая царских чиновников.

Петр решил провести новую перепись. Он знал, что в каждом городе и монастыре находятся толпы безработных, не переписанных бродяг. Безделье было образом жизни большой части общества.

Петр приступил к решению проблемы как Диоклетиан. Каждый будет либо работать, либо платить налоги. У безработного было четыре выбора: платить подушную подать, стать крепостным и жить без податей, поступить на государственную службу - военную либо гражданскую, либо стать рабом на галерах.

У большей части бродяг был выбор только между галерами и жизнью крепостных. Стать крепостным, очевидно, было лучшим вариантом.

С точки зрения правительства крепостные не освобождались от податей – подушную подать каждого из них должен был выплачивать государству его хозяин. Крепостные крестьяне были освобождены от необходимости персональной выплаты налогов, за что расплачивались потерей личной свободы.

Отряды крепостных начали разбухать – землевладельцы были принуждены принимать каждого, кто хотел стать крепостным. Но каждый новый раб, желая того или не желая, приходил к новому господину с грузом податных обязательств, которые теперь должен был оплачивать его хозяин.

Поэтому землевладельцы требовали соответствующей власти над своими новыми рабами. Россия стала страной крепостных и их хозяев, каждый из которых сам был государевым холопом. Величайшая автократия современного мира появилась как инструмент, гарантировавший сбор налогов, так же как и в поздней римской империи.

У Петра была армия, курировавшая сбор податей. Три раза в год чиновник, обученный на военный манер, посещал землевладельцев, чтобы провести аудит их дел и сосчитать количество душ в их подчинении.

Помещиков, заподозренных в уходе от налогов, колесовали. В древние времена русский сборщик податей отрезал бы такому помещику нос или ухо, но Петр был более изобретателен. Растягивание человека на колесе и переламывание его позвоночника было более современной казнью – ни крови, ни прочего безобразия.

На подушной подати Петр решил не останавливаться. Он нашел возможным обложить податями все, даже церковь . Когда ему требовалось железо для пушек – он отбирал у церкви столько церковных колоколов, сколько было необходимо, и переплавлял их. Он обложил налогами всякую пищу, рентные платежи, одежду, лошадей, шляпы, обувь, жилье, мельницы, рыбный промысел, пивоваренный, винные погреба, печные трубы, воду и общественные бани.

В том, что касается частной жизни человека, он обложил налогами рождение, свадьбы, похороны, бороды, отказ от крещения и ввел особый налог на тех, кто не был членом православной церкви.

Единственный налог, который он упустил – налог на смерть. Также непонятно, по какой причине он не обложил налогами поместья и наследство. Вся торговля – внутренняя и внешняя – была обложена налогами.

Был введен гербовый сбор – на коммерческие документы, юридические и прочие акты, фиксировавшиеся на специальной гербовой бумаге, которую правительство продавало по смехотворно высоким ценам.

Были введены гос. монополии на торговлю солью, соленой рыбой, табаком, множество товаров продавались по завышенным ценам. Короче, был раскупорен неистощимый фонтан налогов на все и вся. Приведенный перечень ни в коей мере не является полным.

Для управления этим фонтаном налогов, Петр организовал особую емкость под названием Сенат. Сенат состоял из десяти суперчиновников, ответственных за изобретение новых способов увеличения государственного дохода. Военные кампании Петра были весьма дороги. Ему всегда не хватало денег и он постоянно подгонял, угрожал и давил на Сенат, требуя больше и больше денег.

Петр не церемонился с частным капиталом, также как и правители Советского Союза до перестройки.

Но отъем частной собственности был не таким же легким, как превращение всех собственников в рабов. Русское золото бежало из страны, находя более привлекательные объекты инвестирования в Амстердаме, Лондоне и Париже.

Частный капитал не отягчен любовью к родине – он всегда ищет наиболее безопасные и прибыльные гавани. Петр издал законы, препятствующие бегству частного капитала, подобно современным системам таможенного и валютного контроля, но эффективно контролировать их исполнение невозможно. Изворотливые всегда найдут способ обойти наиболее жесткий закон.

С момента, когда Петр ввел жесткую систему таможенного контроля, и до сегодняшнего дня, профессиональные контрабандисты вывозят из России ее золото с минимальными рисками.

Россия была совсем не привлекательна как для внутренних инвесторов, так и для внешних. У Петра не было возможности одалживать денег ни у кого. Он модернизировал Россию благодаря обращению ее в тотальное рабство с помощью налогов. Он не нагрузил государство внешними долгами, поскольку у него не было возможностей получить займ.

В то время, как и сейчас, мало кто верил в платежеспособность русских. Лишь незадолго до падения царского режима у многих стран появилась эта вера, и в то время на биржах всего мира стали продаваться облигации царского правительства.

Сегодня наследники тех незадачливых инвесторов оклеивают ими стены туалетов. К удивлению многих, в конце восьмидесятых Советское правительство выступило с предложением о выкупе царских обязательств.

Дата публикации: 02.10.2013 16:26

Начало 1722 года принесло жителям России множество перемен. Они не только впервые праздновали диковинный праздник Новый год, но и ожидали невиданных налоговых преобразований. Прошло почти три столетия, а вот принципы финансовой политики государства остались все те же - петровские.

Петр I хорошо понимал: налоги - это основной источник богатства государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог.

Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.

Пополнить опустевшие запасы звонкой золотой монетой должны были новые госслужащие - «прибыльщики». Основной задачей прародителей современных налоговиков было «сидеть и чинить государству прибыли», то есть изобретать новые источники доходов для оскудевшей государственной казны. Петр Алексеевич доверил эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял бывший холоп Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, далее следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и много других громких имен. Особенно отличился бывший московский вице-губернатор Нестеров. Он носил звание оберфискала - генерального контролера и остался в истории самым смелым обличителем вельможных казнокрадов. Однако и сам впоследствии был уличен во взятках и колесован за это.

Каждый из этих выдумщиков выискивал новые объекты налогообложения, то есть придумывал новые налоги. И они как из худого решета сыпались на головы россиян. Начиная с 1704 года один за другим вводились такие сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы». Причем для каждого из них тотчас учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе.

Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для чиновников это выражение переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет - видимо, петровские правила стали традицией.

Лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом они приставали к изнуренному налогоплательщику на каждом шагу.

И тогда Петр принял рискованное решение. Царь задумал введение нового налога - подушной подати, просуществовавшей в России вплоть до 1887 года.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года.

Ревизии проводились регулярно и занимали по нескольку лет. Поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными.

Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра. Все тогдашние владельцы крестьян мигом смекнули, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов.

В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а конного - по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до 74 копеек.

Налоговая повинность превратились в самое мощное орудие контроля государства над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати - значит плати. Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений.

Кроме этого большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.

Первые рьяно пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многих подводила.

Однако реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 года почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 года.

В петровские времена появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющие аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования и даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Точно так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии Божьем. Указом 1705 года борода была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей, первостатейная купеческая - в 100 рублей, рядовая торговая - в 60 рублей, холопья - в 30 рублей. Крестьянин в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее одну копейку.

Пополнился список и старинных русских казенных монополий. К прежним, на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и... дубовые гробы.

Развитие производительных сил России, создание и укрепление налоговой базы связано с именем императора Петра I (1672-1725). По грандиозности деятельность во всех областях государственной жизни он его по праву называют «Великий».

Но прежде рассказа о нем придется отступить несколько назад и упомянуть его отца царя Алексея Михайловича (1629-1676). Мы в целом позитивно оцениваем деятельность этого царя, немало полезного сделавшего для России. Но именно в его царствование имел место серьезный «провал» в налоговой политике, который повлек за собой весьма негативные последствия. На примере этой ошибки можно учиться еще и в настоящее время. Впрочем, вряд ли можно винить в этом царя, в 16 лет вступившего на царство и через год предпринявшего попытку, инспирированную боярами, поправить финансовое положение страны путем резкого, в четыре раза (с 5 коп. на пуд до 20 коп.), повышения акциза на соль. Цели преследовались самые благие - установить всеобщее и справедливое налогообложение. Ведь соль потребляют все люди, и предполагалось, что рост налога будет равномерным.

Однако на деле оказалось, что сильнее всех пострадало беднейшее население, которое кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Улов тут же солился дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно, и она портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта 1 . К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.

В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.

1 См.: Богоявленский С. К. Московские смуты в XVII веке // Москва в ее прошлом и настоящем. Московское книжно-издательское товарищество «Образование», 1909. Вып. 1.

Ч. 1. С. 123-140.

Прежде всего, была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый устав. Внешняя таможенная пошлина была установлена в размере 8 и 10 денег с рубля, т.е. 4 и 5%. Иностранцы платили, кроме того, 12 денег с привозимых и вывозимых товаров таможенную пошлину и еще 4 деньги с рубля проезжую пошлину. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12-13%, для русских, вывозивших товары за границу, - 4-5%, т.е. Торговый устав имел явно протекционистский характер.

Ставки были уточнены в 1667 г. Новоторговым уставом. Сохранилась пошлина в 8 и 10 денег с рубля для русских и плюс 12 денег с рубля для иностранных купцов. Но добавилось положение о том, что при проезде вглубь страны иностранец платит еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.

Большое распространение получил введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с чети переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

В 1655 г. был создан Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1 203 367 руб. Из них за счет прямых налогов обеспечено поступление 529 481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов - 641 394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1 125 323 руб.

Вообще после Смутного времени для новой династии Романовых финансы были наиболее «больным» местом. Денежные ресурсы истощились войнами с Польшей и Швецией, крупным восстанием в 1667 г. под руководством Степана Разина, восстаниями на присоединившейся к России в 1654 г. Украине.

Именно в царствование Алексея Михайловича в России зарождается теория экономической политики. Ее основоположником был хорватский дворянин доктор богословия Юрий Крижанич (1618-1683). Он приехал в Россию в конце 1658 г. и работал в Москве, затем в Тобольске до 1677 г.

В своих трудах Ю. Крижанич писал о необходимости проведения активной экономической политики государства. Среди важнейших задач государства стоит забота о благосостоянии населения, причем не только материальном благополучии, но и просвещении и образовании.

По поводу финансов он писал, что благие способы умножения государственной казны «есть те, посредством коих казна пополняется справедливо, по-божески и честно, без гнусной жадности, без лютых поборов и без невыносимого и бесчеловечного отягощения подданных. А таковых способов и промыслов суть три: земледелие, ремесло и торговля - они зовутся черными промыслами или промыслами черных людей. А четвертый промысел - хозяйство или общее устройство и он является основой и душой всех остальных» .

Очень интересно отношение Крижанича к проводимым государством экономическим реформам. Критерием разумности экономических перемен является богатство подданных. Надобно поощрять развитие нужных государству ремесел, в том числе через предоставление привилегий. Необходим запрет вывоза за рубеж сырого материала: «а ослушников наказывать». Но и за границей нужно покупать не готовые изделия, а средства производства и технологии. Надо поручить и приказать, чтобы принесли из всех земель всякие орудия для образца - пишет он в упомянутом выше труде.

Сравнив взгляды Крижанича и результаты современной экономической реформы, мы придем к выводу, что его труды за 350 лет отнюдь не устарели.

Петр I не просто продолжал созидательную деятельность первых Романовых, но и провел крупномасштабные преобразования, которые вывели Россию в число самых передовых государств мира. Они коснулись всех сфер управления, включая финансы и налоги.

Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения страны. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна «покрывалась» сетью заводов и мануфактур. Мануфактур-коллегии Петр предписывал поддерживать промышленников-предпринимателей, «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами». Он писал: «Наше Российское государство пред многими иными землями преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы» .

Петр I начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное и парусное дело.

Активно перенимая зарубежный опыт, России проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой.

Промышленное развитие требовало улучшения торговли, которую затрудняло состояние путей сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Тверцу, начаты работы по сооружению Ладожского канала. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов.

Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Царь учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т.е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор, подушный сбор с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. Тогда же появилась дифференцированная в зависимости от сословия подать на усы и бороды.

Прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. Напомним, что до 1678 г. единицей налогообложения была соха, устанавливаемая сошным письмом. С 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей стали «огораживаться единым плетнем».

Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной: единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов вплоть до 1724 г. Перепись учла 5 600 000 податных душ мужского пола, в том числе 5 400 000 крестьян и 183 400 посадских людей, неподатное население исчислялось в 515 000 душ мужского пола, а общая численность населения - 15 500 000 человек.

Размер подушной подати был определен следующим образом: расходы на содержание армии в 4 000 000 руб. возложили на крестьян. Получилось 74 коп. с души. Содержание флота возложили на посадское население, получился 1 руб. 14 коп. 1

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерное распределение налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Автор «Истории Петра Великого» А. С. Чистяков пишет:

«Подушные были невелики: с крестьян дворцового и синодского ведомства и с крепостных подушных брали по 74 коп., а с государственных крестьян, кроме 74 коп. взыскивали еще по 40 коп., вместо оброков, которые дворцовые, синодские и крепостные крестьяне платили своим ведомствам или помещикам. Заплативши эти 74 или 114 коп., крестьянин не знал никаких денежных и хлебных поборов. Подушные собирались в три срока: зимою, весною и осенью. С купцов и цеховых брали по 120 коп. с души» (орфография современная) .

Впрочем, не все придерживались того же мнения, что и Чистяков. Современники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание недоимок. Уже в 1725 г. Екатерина I (1684-1727) снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходности труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток - в том, что количество ревизских душ - величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер. Еще одним недостатком стал тот факт, что налог «раскладывали» прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.

Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, бортные ухо- жья, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и пр.

Петр I, как можно предположить, близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан - купцов, посадских и слободских людей - описывались нс только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных жителей и горожан.

Петр реорганизовал управление финансами. Вместо многочисленных приказов, ведавших доходами и расходами, были учреждены Камер-коллегия и Штатс-контор-коллегия. Первой из них было поручено надзирать над окладными и неокладными приходами. Окладными назывались доходы, размер которых известен заранее, например подушная подать, неокладные - таможенные пошлины, откупы, налог с заводов и др., размер которых заранее известен быть не может. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах.

Штатс-контор-коллегия ведала расходами, вела книгу, именуемую Генеральным штатом государства. Главные статьи расхода - это содержание армии и флота. Для контроля расходования денежных средств была создана Ревизион-коллегия.

Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских учреждениях. Государство Петра I еще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купечества и других городских обывателей. Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был большой шаг в области местного самоуправления.

Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупы. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он поручил их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело.

В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.

Доходы государства постоянно росли. В 1710 г. они составили 3 134 000 руб., в 1722 г. - 7 859 833 руб., в 1725 г. - 10 186 707 руб. Во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу» 1 .

На время царствования Петра I приходится деятельность еще одного основоположника российской экономической науки И. Т. Посошкова (предположительно 1652-1725/1726). В феврале 1724 г. он завершил трехлетний труд, который подготовил для представления царю. Это была «Книга о скудности и богатстве» .

В отличие от своего предшественника хорватского дворянина Ю. Кри- жанича, получившего блестящее образование в Риме, Посошников был оброчным крестьянином села Покровское-Рубцово на реке Яузе. Своим умом и энергией он добился того, что стал купцом, предпринимателем. Не имея образования, вошел в число выдающихся ученых-экономистов. При этом воззрения Крижанича и Посошкова близки. «Худой тот сбор, когда кто казну царю собирает, а людей разоряет, ибо если кто прямо государю своему тщится служить, то более собрания надлежит ему людей от разорения соблюдать...» Мерилом богатства страны служат богатство и благоустройство народа, совокупность «деловых внутренних богатств» каждой семьи. Он считал, что платить налоги должны все классы общества, кроме духовенства.

Налоги должны быть умеренными и немногочисленными. Они не должны вредить хозяйственной деятельности и разорять людей. Основой налогообложения должно быть владение землей, а размер налогов должен исчисляться исходя из размеров и качества земельных участков. Много внимания в книге И. Т. Посошкова уделено налогообложению торговых людей, что естественно, учитывая его происхождение, род занятий и весь жизненный опыт. Посошков предлагал создавать купеческие компании, строить заводы, вывозить за рубеж не сырье, а готовые изделия.

Налоговые преобразования Петра I по их содержанию можно квалифицировать как системную налоговую реформу, в ходе которой были проведены кардинальные преобразования налогообложения с целью приведения его в соответствие с новым содержанием социально-политической стратегии государства.

Налоговые реформы Петра I носили системный характер, поскольку были изменены принцип налогообложения (замена подворной подати подушной), расширено число плательщиков, введены принципиально новые налоги, проведена реформа всей системы управления финансами и учета податного населения.

Важнейшими мероприятиями налоговой реформы Пе тра I стали 1:

  • введение подушной подати вместо подворного налога и увеличение числа податных лиц;
  • увеличение числа налогов и появление принципиально новых, например гербовый сбор, горная регалия, на бороды и др.;
  • введение табачной, соляной монополий;
  • проведение протекционистской таможенной политики;
  • реформа системы управления государством, в том числе создание специальных финансовых и промышленных коллегий, разделение страны на губернии и привязка к ним системы уплаты подушной подати;
  • разрешение свободного винокурения дворянству и реформа питейного налога.

С точки зрения целей налоговые реформы Петра I можно квалифицировать как ограниченно целевые: главной их целью была фискальная, а именно обеспечение финансовых потребностей государства в первую очередь на военные нужды. Так, из почти 10,2 млн руб. доходов казны в 1725 г. на содержание сухопутных и морских сил тратилось 6,5 млн руб., что в пять раз превышало расходы на войско в начале царствования Петра I в 1680 г.

Вместе с тем налоговая реформа требовала коренного социального переустройства, создания слоя служилых людей, преданных государю и способных побеждать иноземные армии, слоя промышленников и купцов, стремящихся развивать промыслы и торговлю. Так были заложены основы новой элиты государства в лице дворянства и купцов-промышленников.

По продолжительности реформы Петра I можно отнести к долгосрочным, поскольку он проводил их в течение всей своей жизни и гак и не успел завершить.

  • Там же. С. 327.
  • Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра I (1672-1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.

    Петр I, налоговая реформа Петр начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело. Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой. Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло состояние путей сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Творцу, начаты работы по сооружению Ладожского канала.

    Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Петр учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли имена прибыльщиков Алексея Курбатова, предложившего применить гербовую, или орленую, бумагу по примеру Голландии, Степана Вараксина, Василия Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды.Был о постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей - по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных при¬четников и всяких чинов московских жителей по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.

    В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

    В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Впрочем, не все придерживались того же мнения, cовременники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание недоимок.

    Уже в 1725 г. Екатерина I (1684- 1727) снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток - в том, что количество ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер; третий - налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его. Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, бортные ухожья, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и пр.

    Петр I близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан - купцов, посадских и слободских людей - описывались не только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных жителей и горожан.

    Петр реорганизовал управление финансами. Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских учреждениях. Государство Петра I еще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купечества и других городских обывателей. Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело.

    В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей. Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».

    Налоги при Петре I

    Правление Петра I отличалось проведением масштабных реформ практически во всех сферах общественной жизни. Коснулось это и налоговой системы.

    Какова была налоговая система при Петре I? Какие изменения в ней произошли в правление этого великого деятеля?

    Налоговая реформа Петра I

    Причины проведения налоговой реформы:

      Необходимость значительного повышения государственной казны, так как Россия вела постоянные войны, требовались большие расходы на армию и вооружение.

      Совершенствование экономики, открытие новых предприятий, использование новейшей техники,освоение новых земель- всё это требовало больших вложений.

      Неэффективность подворного налогообложения, необходимость введение новой формы взимания прямых и косвенных налогов.

    Основное содержание налоговой реформы:

      Повышение прямых и косвенных налогов.

      Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, налог на бороду, на дубовые гробы, на государственные бумаги и другие.

      Косвенные налоги: рыбные, медные, медовые, конские, банные и др. К 1724 году, в России насчитывалось около 40 различных налогов.

      В 1710 г. была проведена перепись населения.

      До 1678 г. единицей налогообложения была «соха» , устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор . Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Петром I была введена подушная подать в 1718-1724гг. Это значило, что налоги взимались с каждого лица мужского пола от младенцев до стариков.

      Создавались « Ревизские сказки»- документы, в которых отмечалось всё мужское население, обязанное платить налоги.

      Петр I учредил особую должность - прибыльщиков , обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Так раскольники были обязаны уплачивать двойную подать.

    Итоги налоговой реформы:

      В результате налоговой реформы в три - четыре раза увеличилась государственная казна, что позволило успешно вести войны, добиться выхода к Балтийскому морю, повысить международный авторитет России, значительно расширить территорию страны.

      Государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».

      Тяжёлым бременем налоги легки на плечи народа. Ухудшилось материальное положение людей, началось массовое бегство крестьян от помещиков, по всей России вспыхивали крестьянские буны и восстания.

    Примечание: о налоговой системе России до Петра I можно найти материал