Экономика франции. Социально-экономическая характеристика франции

Франция одна из крупнейших капиталистических держав; она расположена в западной части Европейского материка. Территория Франции - 552 тыс. км2, а население - около 46 млн. чел. С юга страна омывается теплыми водами Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У 1западных берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн Атлантического океана. А от северной соседки - Великобритании - Францию отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке, во Фландрии и Арденнах, Франция граничит с Бельгией и Люксембургом. Далее, к востоку, высятся куполообразные вершины Вогезов. Здесь проходит франко-германская граница. Достигнув р. Рейна, пограничные столбы круто поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая гора Западной Европы - Монблан (4810 м).

Альпийские хребты прорезаны глубокими и довольно широкими долинами, удобными для сообщения. На юго-западе лежит менее высокая, но труднодоступная горная система Пиренеев. Она образует естественную границу Франции с Испанией и небольшим государством Андоррой.

В 1980-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986г.Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. -- 5,7% ВВП мира.

В начале ХХ века французская экономика в своем развитии отставала от мировых лидеров. Индустриализация в стране шла более низкими темпами. Если в 1900г. Доля промышленной продукции в ВВП у США составляла 27,9%, у Германии - 23,4%, у Великобритании - 22,4%, то у Франции она не превышала 14%.

После первой мировой войны Франция превратилась из кредитора в должника, в 60-х гг. она потеряла свои колонии. В результате основным источником экономического роста стала промышленность. Основная деятельность по структурной перестройке экономики пришлась на 1946 - 1973 гг. Этот период получил название “тридцатилетия славы” сопровождался высоким экономическим ростом, который в среднем составлял 5,2% в год.

Французскую социально-экономическую модель принято называть дирижистской, или этатистской (от французского “Etat” - государство). Основополагающим признаком данной модели является интенсивное государственное вмешательство в экономику. Государство одновременно выступает как крупный предприниматель, осуществляет административное регулирование экономики и финансирует всеохватывающую систему социального обеспечения.

Административное регулирование экономики осуществлялось с помощью пятилетних индикативных планов, в которых централизованным образом определялись объемы и структура инвестиционных потоков. Например, первый план (1947 - 1952 гг.) выдвигал приоритет развития базовых отраслей: добычи угля, электроэнергетики, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и транспорта. Второй план (1953 - 1957 гг.) предусматривал общее равномерное развитие экономики. А согласно третьему плану (1958 - 1961 гг.), нужно было за 4 года обеспечить увеличение ВВП на 20%. Разработкой индикативных планов занимался Комиссариат планирования. В существовавшие при нем комиссии входили крупные министерские чиновники, эксперты, а также руководители крупных предприятий и союзов предпринимателей. Официально эти планы носили рекомендательный характер, но фактически их исполнение было обязательно как для государственного, так и для частного сектора. С конца второй мировой войны на протяжении практически 40 лет государство осуществляло административный контроль над ценами, который был законодательно отменен только 1 декабря 1986 года, правда с некоторыми исключениями. В сфере государственного регулирования остались тарифы за электричество и газ, плата за проезд в железнодорожном транспорте и метро, тарифы за услуги здравоохранения и лиц свободных профессий (например, нотариусов), квартирная плата и цены на 80% сельскохозяйственной продукции.

Доминирование в обществе мелких собственников и сильные позиции государства в экономике обусловили вторую особенность социально-экономической модели Франции - отставание по степени концентрации капитала от мировых лидеров. По данным журнала Forbes, в сотню крупнейших ТНК мира входит всего 7 французских компаний, в то время как количество американских компаний составляет 29, японских - 9, немецких - 11 и британских - 11. При этом важно отметить, что крупнейшая по активам американская компания Citigroup занимает 1-е место в иерархии, японская Mizuho Financial - 2-е, немецкая Allianz Worldwide - 6-е, британская Barclays - 10-е, а французская BNP Paribas - только 14-е. При этом остальные 6 французских компаний занимают соответственно 25-е, 26-е, 29-е, 80-е, 85-е и 93-е. Для сравнения среди первых двадцати компаний присутствуют 5 американских, 4 Японских, 3 немецких и 3 британских.

Экономическая модель французской экономики имела целый ряд достоинств. Централизованное перераспределение финансовых ресурсов и государственные инвестиции обеспечили быстрый экономический рост в течение трех десятилетий. Средний темп прироста ВВП составил в 50-е гг. 4,5%, в 60-е гг. - 5,8%, в 70-е гг. - 2,6%(стр.154 Учебный курс по основам эконом.теории).Быстрыми темпами увеличивался ВВП на душу населения. По данным ОЭСР, по ППС в ценах 1990г. этот показатель составил 3 855 долл. в 1946г., 7 875 долл. в 1961г., 15 183 долл. в 1981г. и 21 092 долл. в 2001г. Благодаря государственной поддержке “национальных чемпионов” произошло укрупнение французских компаний. Индикативное планирование, определявшее направление и пропорции экономического роста, позволило значительно увеличить французский экспорт и его промышленную составляющую.

Франция является одним из примеров стабилизации экономики за счёт государственного влияния, что является довольно характерным для развития стран. Эта страна - одна из ведущих западных держав, занимает седьмое место среди всех стран мира - 4,7% совокупного ВВП при 1% населения.По размерам территории и населения,она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. На долю Франции приходиться 17% промышленного и 20% сельхозхозяйственного производства Западной Европы (стр. 205 Основы эконом.теорий).

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. - 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 80-е гг., уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила10%.Французскаяпромышленность по-прежнему имеет недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющему спросу на рынка.

Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи.

Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов. Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сотни крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к наибольшей.

Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг., в основном ориентируются на сферу услуг и торговли. В черной металлургии две крупнейшие компании “Юнизор” и “Сасилор” сосредоточили 70% производства стали, “Компани женераль д"электрисите” (КЖЕ), “Томсон” -- 50% производства электронного и электротехнического оборудования, “Рено” и “Пежо” -- почти все производство автомобилей. “ПешиниЮжин-Кюльман” (ПЮК) и “Иметаль” -- почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходили одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые привели к созданию огромных по мощи ТНК. Так, “Иметаль” объединил 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании “Рено” -- почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее. Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания “Пешине” превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма “Ашет” -- в ведущего издателя журналов в мире, фирма “Кабль де Лион” вышла на первое место в мире в производстве электрических кабелей. Электротехнический концерн “Томсон” занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе -- по производству бытовой электроники. “Иметаль” занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании “Аэроспасиаль” и “Дассо-Бреге” заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности. Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В список ста крупнейших компаний вошли 8 французских объединений.

Французские банки всегда активно участвовали в деятельности промышленных компаний через систему участия во владении акционерным капиталом, используя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды. Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы “Нариба”, “Союз”, группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политике. Интересы крупнейших компаний при этом отстаивал Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство. Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 1970-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в регулировании и программировании экономики, в распространении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 1980-е гг. произошло изменение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на правительственном уровне, что, прежде всего, проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор сосредоточил 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие банковские группы “Париба” и “Сосьете женераль”, индустриальные гиганты “Сен-Гобен”, “Компани женераль д"электрисите”, финансовая компания “Тивас”, военно-промышленная компания “Матра”, финансовая группа “Сюэз”.

Государственный сектор во Франции и в настоящее время является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством. Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ.

Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между Францией и другими ведущими странами. Со второй половины 1980-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки. Правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор, с этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 1970-х гг. .

Общие тенденции экономического развития. Сельское хозяйство. Внешнеэкономические связи. Промышленность.

Государственный комитет РФ по высшему образованию

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

имени Серго Ордженикидзе.

_____________________________________________________________

Кафедра Мировой Экономики

Реферат по теме
" Экономика Франции"

выполнил: Фахретдинов А.Х.
МЭ, группа 2

принял: Елизаров В.Г.

Москва 1996

Введение..................................................................3

Общие тенденции экономического развития...3

Промышленность..................................................7

Сельское хозяйство...............................................9

Внешнеэкономические связи.............................10

Заключение...........................................................15

Список литературы.............................................16

Введение.

Автор опирается на некоторое количество отечественных исследований, располагает достаточной информацией и считает ее приемлемой для изложения в краткой форме. Тема интересна потому, что Франция как страна является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей стране. Таким образом, будут рассмотрены некоторые общие положения в экономике страны, а также выделены некоторые особенности ее развития.

Общие тенденции экономического развития.

Франция является одной из ведущих стран западных держав, зани­мая седьмое место среди всех стран мира - 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв км) и населе­ния (57 млн чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяй­ственного производства Западной Европы.

В 80-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось за­медленными темпами роста, массовой безработицей, резкими смена­ми основных направлений государственного регулирования. Структур­ный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизвод­ства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. - 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производ­стве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 80-е гг. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%. Фран­цузская промышленность по-прежнему имеет недостаточную специа­лизацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономи­ки, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в струк­туре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрез­мерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышлен­ных проектов.

Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 про­мышленного производства. В ряде отраслей монополизация производ­ства приближается к максимуму. В черной металлургии две крупней­шие компании «Юнизор» и «Сасилор» сосредоточили 70% производст­ва стали, «Компани женераль д"электрисите» (КЖЕ), «Томсон» - 50% производства электронного и электротехнического оборудования, «Ре­но» и «Пежо» - почти все производство автомобилей. «Пешине-Южин-Кюльман» (ПЮК) и «Иметаль»- почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходят одновременно с процессом интерна­ционализации производства и капитала, которые приводят к созданию огромных по мощи ТНК. Так, «Иметаль» объединяет 62 общества, дей­ствующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании «Ре­но» - почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее.

Централизация капитала на национальном и международном уров­не привела к укреплению целого ряда французских компаний в миро­вом производстве. Химическая компания «Пешине» превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма «Ашет»- в ведущего издателя журналов в мире, фирма «Кабль де Ли­он» вышла на первое место в мире в производстве электрических кабе­лей. Электротехнический концерн «Томсон» занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе - по производству бытовой электроники. «Иметаль» занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании «Аэроспасиаль» и «Дассо-Бреге» заняли соответственно первое и третье места в авиакос­мической промышленности. Упрочились позиции французских ком­паний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В списке ста крупнейших компаний входят 8 французских объединений (1961 г.- 2). Франция не только уступает ведущим странам - США, Японии, ФРГ и Британии по количеству крупнейших компаний, но и по величине их оборотов. Оборот первых десяти французских компа­ний в обрабатывающей промышленности составляет около 28% от оборота первых десяти американских и 45% германских. 6 француз­ских банков входят в число 50 крупнейших банков мира. Это «Креди агриколь», «Банк насиональ де Пари», «Креди Лионне», «Сосьете жене-раль», «Групп де кесс д"епарнь», «Компани финансьср де Париба».

Банки активно участвуют в деятельности промышленных компа­ний через систему участия во владении акционерным капиталом, ис­пользуя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды, личную унию.

Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы «Нариба», «Союз», группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политики. Интересы крупнейших компаний отстаивает Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межот­раслевые и региональные организации предпринимателей, являющие­ся мощными рычагами давления на правительство.

Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринима­тельских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотя­гивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Пре­пятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощ­ным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государ­ства в регулировании и программировании экономики, в распростра­нении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 80-е гг. произошло из­менение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политиче­ских сил на правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство соци­алистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных ком­паний и 36 банков. Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модер­низации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капи­тала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были пере­даны крупнейшие банковские группы «Париба» и «Сосьете женераль», индустриальные гиганты «Сен-Гобен», «Компани женераль д"электрисите», финансовая компания «Тивас», военно-промышленная компа­ния «Матра», финансовая группа «Сюэз».

Сохраняющийся государственный сектор занижает базовые, инф­раструктурные и отрасли обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70% производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80% авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и так далее. Государственный сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством.

Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью бы­ли созданы официальные органы, среди которых выделяется Комисса­риат плана. Разработанные планы ориентировали французскую эконо­мику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиле­ние научно-исследовательских работ.

Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на на­учно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между" Фран­цией и другими ведущими странами.

Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правитель­ства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с со­зданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразо­вания, проведение системы налогообложения и социального обеспече­ния в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обыч­но она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

Правительство сократило государственное регулирование экономи­ки и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валют­ный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льго­ты компаниям. Одним из краеугольных камней экономической поли­тики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 70-х гг.

Промышленность.

Под влиянием НТР происходят существенные изменения в отрас­левой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой приходится 26,7% ВВП (1980 г.- 32%). В промыш­ленном производстве выросла доля продукции машиностроения (до 31%), главным образом за счет прироста в электротехнической и элек­тронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот струк­турный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически сверты­ванием производства в традиционных отраслях. Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес «старых» производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно «но­вых индустриальных стран». Большое место занимает пищевая про­мышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.

По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отстава­ние отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечи­вающих модернизацию производственного аппарата на базе новейшей техники. Это прежде всего в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. На Францию приходится только 8,9% совокупного производ­ства товаров передовой технологии одиннадцати наиболее развитых стран (ФРГ - 11%, Великобритании - 7,8%). Она значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения харак­теризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металло­обрабатывающего оборудования.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение (12%) и транспортное (10%). Автомобиль­ная промышленность является одной из основ национальной про­мышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании - частная «Пежо-Ситроен» и государственная «Рено» обеспечивают соответствен­но 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект «Арианспейс» обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.

Переход к энергосберегающему типу производства, высокая зави­симость от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали пере­ориентацию в энергетической стратегии. Основное внимание уделя­лось развитию атомной энергетики, а также альтернативным источни­кам энергии. Ускоренное развитие ядерной энергетики привело к за­метному изменению структуры производства электроэнергии в стране. В 1973 г. на АЭС вырабатывалось 8% всей электроэнергии, на ТЭС - 65% и на ГЭС - 27%, в 1987 г. доля АЭС составила 76%, доля ТЭС сни­зилась до 7%. Развитие ядерной энергетики позволило поднять сте­пень самообеспеченности Франции в энергии с 25% в 1975 г. до 50% в 1980 г. и 58% в 1987 г. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе, сокращался импорт нефти.

Сельское хозяйство.

Франция - крупнейший производитель сельскохозяйственной про­дукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства приходится примерно 4% ВВП и 6% самодеятельного населения страны, но оно да­ет 25% продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономиче­ской структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Сред­няя площадь земельных угодий - 28 га, что превышает соответствую­щие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается боль­шая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собст­венной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяй­ства. 52% сельскохозяйственных угодий приходятся на хозяйства раз­мером свыше 50 га, которые составляют 16,8% от их общего числа. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяй­ства.

В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперати­вы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техни­ки. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свы­ше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 60-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объедине­ния, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

Управление сельским хозяйством осуществляется как через систе­му государственных специализированных органов, так и ряда смешан­ных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регу­лирование осуществляется в основном путем экономического воздей­ствия. Существует специализированный банк «Креди Агриколь» с отде­лениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Ев­ропейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расшире­ния производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения перепроизводства.

Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вто­рым - пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агро­культуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превы­шает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.

Внешнеэкономические связи.

Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. Фран­цузским компаниям в 80-е гг. удалось несколько увеличить свою долю в мировом экспорте (6,5%) и сократить в импорте. Внешняя торговля выступает серьезным фактором экономического роста. На экспорт идет около 1/5 ее конечного продукта 1970 г. - 19,4%). По объему экс­порта Франция уступает в Западной Европе только ФРГ. Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В нем более высокий удельный вес имеют сельскохозяйственные товары и сырье - 20%. В настоящее время ликвидирующие позиции во внешней торгов­ле страны занимают машины и оборудование (43% экспорта и 39% импорта). Наибольший удельный вес в этой группе мировой торговли занимает гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышлен­ных объектов, различные виды вооружения. В 80-е гг. позиции Франции в торговле многими видами машиностроительной продукции заметно ослабли. Снизилась доля в мировом экспорте легковых автомобилей, конторского оборудования и вычис­лительной техники, специального промышленного оборудования, станков, электроприборов. Это в значительной мере определяется осо­бенностями отраслевой структуры хозяйства и характером ее специа­лизации в международном разделении труда, а также снижением кон­курентоспособности промышленности. В тоже время по экспорту авиа­ционной техники, локомотивов, вагонов она занимает второе место; автомобилей, химических товаров- третье место; в экспорте военной техники и оружия Франция удерживает второе место в мире после США. Тремя главными статьями экспорта вооружения являются воен­ные корабли, самолеты и армейское вооружение.

По объему сельскохозяйственного экспорта Франция отстает только от США. На внешних рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают «массовые» продукты - пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов вы­сокой степени обработки - кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов - ниже, чем в других ведущих странах.

Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно произ­водство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд - к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

В последнее десятилетие в экономике страны значительно возрос импортный компонент (21% ВВП), что связано с усилением междуна­родного разделения труда и изменением конкурентоспособности фран­цузских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве про­дукции машиностроения и химической промышленности (40-60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство. Франция отстает от своих конкурентов по доле НИОКР в ВВП (3,3% в 1991 г., тогда как у ФРГ - 3,6%). Характерной чертой на­учно-исследовательской деятельности выступает ее военная направ­ленность. Доля средств, направляемая на военные исследования, до­стигает 19% всех расходов на НИОКР, а ФРГ - около 5%.

Франция проводит исследования по широкому кругу тем. По це­лому ряду из них она занимает ведущие позиции - атомная энерге­тика, авиационная техника, оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. По другим сильно отста­ет- информатика, электроника, биотехнология. В настоящее время на долю электронной, авиакосмической, автомобилестроительной про­мышленности, химической и фармацевтической приходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же время в та­ких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и др. эти расходы незначительны. В машиностроении доля затрат на НИОКР значительно ниже, чем в других ведущих отраслях.

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это са­мая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором месте Италия (12%). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся стран в торг­овле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4% за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли яв­ляется значительная ориентация экспорта в страны с медленно расши­ряющимися рынками.

Французские компании прилагают большие усилия для расшире­ния внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступа­ет экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло со­кращение ее доли.

Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала явля­ется Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на стра­ны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инве­стиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США - с 5,4% до 36,5%. В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отрас­лях - металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобрита­нии.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обраба­тывающие производства путем налаживания сборочных или автоном­ных предприятий с ориентацией на местный рынок.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инве­стиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступа­ют им.

Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промыш­ленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической - 55%, сельскохозяйственном машиностроении - 50%, производстве ЭВМ и средств информатики - 49%, точном приборостроении - 36%. Боль­шинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли. В производстве ЭВМ ведущее положение занимают американские «ИБМ» и «Хэниуэлл», в сельскохозяйственном машиностроении - «Интернэшнл Хавестер», «Катерпиллер», «Дир энд К°».

В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится эконо­мической помощи. За счет финансовой поддержки со стороны государ­ства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны.

Несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в связи с членством Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухсто­ронней помощью. В условиях структурной перестройки экономики извивающихся стран и усиления процессов интернационализации производительных сил, увеличился объем технической помощи, которая стала важным средством обеспечения деятельности ТНК в обрабатывающих отраслях. Как и раньше, значительная часть помощи идет нa сооружение объектов инфраструктуры, но увеличивается доля аграрных и обрабатывающих отраслей.

Франция поддерживает достаточно устойчивые экономические отношения с Российской Федерацией. В экспорте основное место занимают машины и оборудование, химические и сельскохозяй­ственные продукты. Ввозит Франция из РФ топливо и сырьевые то­вары.

Торговый и платежный баланс Франции традиционно сводится с отрицательным сальдо. Дефицит образуется главным образом за счет минерального сырья, части химических и потребительских товаров, включая бытовую электронику. В последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами. Крупные разрывы обра­зуются в торговле с ФРГ и Японией.

Франция выступает как чистый импортер технологических дости­жений. Дефицит сделок по патентам и лицензиям в отдельные годы превышает половину отрицательного сальдо внешней торговли стра­ны. В свою очередь, 73% всего дефицита технического обмена прихо­дится на долю таких отраслей, как электроника, химия, информатика, 60% французских расходов на покупку патентов и лицензий идет в США.

В области внешнеэкономической политики приоритет отдается раз­витию экспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей «нового завоевания внутреннего рынка» выдвинута идея «нового завое­вания западноевропейского рынка».

Заключение.

Таким образом, было получено довольно полное представление о работе экономики Франции и были замечены такие тенденции как: стремление Франции к концентрации и централизации капитала, его экспорту и импорту; интернационализация производства, сокращающееся воздействие государства на все уровни экономики, с помощью отмены валютного контроля, снижения налогов; импорт технологических новинок и другие. Экономическая политика правительства Франции может в какой то степени послужить и отечественной экономике, в частности в таком аспекте как поощрение мелкого бизнеса, на который во Франции тратится довольно много средств.

Список используемой литературы:

1) Хасбулатов “Мировая экономика”,1995

2) Ежегодник, “Франция”, 1994

3) Ломакин, Шитов “Мировая экономика”, 1995

4) “Мировая экономика и международные отношения”, журналы №3,4-95

Территория Франции

Самое большое государство в Западной Европе общей площадью 545 тыс. кв. км. Имеет владения в Карибском бассейне:

Мартиника и Гваделупа, а также остров Реюньон (к востоку от Мадагаскара). Площадь с учетом этих территорий составляет 640,05 тыс. кв. км. Западные и северные районы Франции — равнины, в центре и на востоке — сред невысотные горы, на юго-востоке — Альпы, на юго- западе — Пиренеи.

Население Франции

Численность населения без заморских департаментов 62 млн человек (2008 г.), с зависимыми территориями — 64,05 млн человек. Для Франции характерны: высокая рождаемость и высокая ожидаемая продолжительность жизни. По мнению экспертов IN SEE, по этим показателям Франция может оказаться лидером среди других стран Европейского союза. Средняя продолжительность жизни составляет 80,98 года (мужчины — 77,79 лет, женщины — 84,33 года) (на 2009 г.). Франция — страна массовой иммиграции, особенно велико количество эмигрантов из бывших французских колоний в Африке. Французы составляют около 90% всего населения, однако окраинные области заселены этническими группами, которые отличаются языком и культурой (в частности, бретонцы — 1,5 млн человек). Преобладающая религия — католицизм (84% населения).

Государственное устройство Франции

Президентская республика, глава государства и исполнительной власти — президент, избираемый сроком на пять лет. По согласованию с парламентом он назначает премьер-министра и членов правительства. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.

Административно-территориальное деление Франции

22 региона и 96 административных единиц. Столица — Париж. Другие крупные города: Марсель, Лион, Страсбург, Тулон.

Объем ВВП, темпы экономического роста и другие статистические показатели

Показатель

Темпы прироста, %

Численность населения, млн человек

Прирост населения

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

ВВП, млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

Рост внутреннего спроса

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

Темпы инфляции

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

Дефицит текущего баланса. % ВВП

Средний обменный курс, евро/долл. США

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). % ВВП

Франция является членом многих международных экономических организаций: ООН (с 1945 г.), МВФ и Всемирного банка (с 1947 г.), НАТО (1949-1966 гг.), ОЭСР (с 1961 г.), ЕС (с 1957 г.), «Большой семерки» (с 1975 г.), ЕБРР (с 1990 г.), ВТО (с 1995 г).

Налогово-бюджетная сфера Франции

Через бюджет перераспределяется свыше половины национального дохода (в 1913 г. — 20%). Налоговые взимания составляют свыше 44% ВВП страны. По этому показателю страна занимает одно из ведущих мест в ЕС (наряду с Швецией). Налоговое бремя в 90-е годы увеличилось и превышает средний показатель но ЕС. Стандартная ставка НДС составляет 19,6%. Стандартная ставка корпоративного налога составляет 33,3%, но есть льготы для малых предприятий. Подоходный налог очень высок, особенно его верхние ставки. В 2008 г. самая верхняя ставка была снижена с 60 до 50%.

Для французской экономики характерны следующие особенности:

  • дефицит государственного бюджета;
  • высокий государственный долг;
  • дефицит внешнеторгового баланса;
  • французский рынок труда отличается негибкостью, а уровень безработицы — один из самых высоких по сравнению с другими странами — участницами ЕС;
  • уровень налогообложения французских компаний и социальных отчислений считается одним из наиболее высоких в Европе;
  • высокоразвитый банковский сектор;
  • эффективный механизм распределения финансовых потоков и, как следствие, незначительные масштабы теневой экономики;
  • высокий уровень забастовок.

На повестке дня правительства и законодателей числится целый пакет мер, охватывающих социально-экономические, юридические, политические и международные вопросы.

Сердцевиной намечаемых реформ станет комплекс финансовых и налоговых мер, направленных на реализацию главного лозунга программы Н. Саркози: «Больше работать — больше получать». «Реабилитировать работу» и улучшить покупательную способность французов должны следующие меры:

  • Освобождение от налогообложения сверхурочной работы (по данным статистики, 37% наемных работников во Франции трудятся сверх нормативного времени).
  • Вычет из налогооблагаемой базы сумм, уплачиваемых по ссудам, взятым на приобретение жилья.
  • Снижение или полная отмена (в случае передачи наследства в рамках семьи) налога на наследство.
  • Уменьшение налога на крупные состояния в случае инвестирования средств в малые предприятия.
  • Отмена налогов для работающих студентов.
  • Расширение возможности заработка для работающих пенсионеров.
  • Ограничение практики так называемых золотых парашютов — «финансовых подарков» ведущим менеджерам крупных компаний при выходе на пенсию.
  • Отмена практики авансовой оплаты налогов на предприятия.

Одной из самых трудных реформ, планируемых правительством на ближайшее время, обещает стать принятие закона о так называемых минимальных услугах в общественном секторе в случае забастовки. Речь идет главным образом о работниках общественного транспорта (метро, автобусы, пригородные поезда), забастовки которых не раз приводили к полнейшей дезорганизации транспортной системы больших городов, создавая крайнее неудобство их жителям. Предполагается, что по новому закону забастовщики будут обязаны обеспечить транспортное обслуживание на минимальном уровне, предупредить власти о начале забастовки за два дня до ее начала, а также провести тайное голосование о продолжении забастовки через восемь дней после ее начала.

Но, по подсчетам экспертов, задачи достижения «нового экономического роста» равно как и снижения государственного долга до менее 60% ВВП, выхода на бездефицитный бюджет к 2012 г. и соблюдения «пакта стабильности» ЕС могут оказаться труднореализуемыми.

Внешнеэкономические связи Франции

Страны, импортирующие продукцию из Франции: Германия — 14,9%, Испания — 9,3%, Италия — 8,9%, Великобритания — 8,1% (2007 г.).

Страны, экспортирующие продукцию во Францию: Германия — 18,9%, Бельгия — 11,4%, Италия — 8,4%, Испания — 7,1% (2007 г.).

Объем экспорта в 2008 г. составил 761 млрд долл., объем импорта — 838 млрд долл.

Основные позиции в экспорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

Средства производства

Машины и оборудование

Потребительские товары

Продукты и напитки, прошедшие обработку

Основные позиции в импорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

Средства производства

Потребительские товары

Машины и оборудование

Франция – высокоразвитая страна, обладающая современной промышленностью Ф. с большой долей наукоемких производств, высокоинтенсивным сельским хозяйством и развитой инфраструктурой.

Основные показатели социально-экономического развития Франции

Критерии

Численные показатели

Социальные:

· Площадь территории (тыс.км2)

· Численность населения (млн. чел.)

· Плотность населения (чел./км2)

· Годовой прирост населения (%)

· Трудовые ресурсы (млн.чел.)

Экономические:

· Инфляция

· ВВП (трлн.долл.)

· ВВП на душу населения (тыс. долл.)

· Годовые приросты ВВП (%)

· Безработица (%)

· Доля ВВП (%)

ü На образование

ü На НИОКР

ü На здравоохранение

· Доля ВВП (%)

ü промышленность

ü сфера услуг

Туризм (млн.чел)

· внешнеэкономические связи

ü импорт товаров и услуг (%)

ü экспорт товаров и услуг (%)

ü иностранные инвестиции (%)

Промышленность

(~4% мир. пром. производства, доля ВВП – 20,6% (2006 г.), 3,93 млн занятых,

20% общего объема инвестиций, 94% тов. экспорта).

1. Машиностроение (17,7% общепромышленного оборота)

Экспорт – 42,6% общего объема произ-ва

Крупнейшие производители:

автомобилестроение: «Пежо-ситроен», «Рено», «Фиат-Франс», «Форд-Франс»

авиаракетостроение: компания «Аэроспасьяль»

судостроение: г. Гавр, Напт, Сент-Назер.

2. Фармацевтика и парфюмерия

Экспорт – 30% производства

Основные производители:

концерны «Рон-Пуленк» (6 место в мире), «Эльф-Атошен», «Эр Ликид».

3. Электроника и электронное машиностроение (13% общепромышленного оборота)

Конторское оборудование и компьютеры – ½ продукции отрасли (55%)

Экспорт – 48,8% изделий

Основные производители:

концерны «Алкатель» (входит в тройку мир. производителей),

«Томсон» (2-й в мире по произ-ву электрон. оборуд-я военного назначения)

4. Атомная энергетика (10,5% общего оборота)

Обеспечивает 1/3 всего потребления энергии в стране, в 2002 г. на АЭС выработано 77% электроэнергии (1 место в мире).

Тяжелая промышышлен-ть Легкая промышлен –ть

Черная металлургия (13,6 млн т чугуна и - текстильная (испытывает кризис)

20,2 млн т стали в год) Основные центры: Рубэ, Пикардия,

Основные метал. районы: Север Франции Нормандия, Лион.

и Лотарингия, Лё Крёзо, Каэн.

Крупнейш. компания: «Юзинор-Сасилор». - швейная

Париж – главный законадатель мод

Цветная металлургия (870 тыс. т в год) и центр по выпуску одежды

Основные районы добычи бокситов: Альпы,

Перенеи. – пищевая промышленность

Крупнейш. алюмин. компания:

«Пешине-Южен-Кюльман».

Сельское хозяйство

(доля ВВП – 2,2% (2006 г.), доля производства в

национальном экспорте – 9,6%)

Растениеводство Животноводство

(39,8% хозяйств, дает 48,9 % общей стоимости (3,1% мирового производства, дает

Сельскохозяйственной продукции) 51,5% стоимости сельскох.прод-ции

Производство: - разведение крупного рогатого

(64% зерновых, по объему экспорта Франция скота (16,1%)

на 2-ом месте)

Свиноводство (13%)

Пшеница (1-е место в Зап.Европе, 3-е место

среди развитых стран). - овцеводство (10%)

Овес, ячмень, рожь, кукуруза, масличные - птицеводство

культуры, содоводство, огородничество.

Виноградорство (13,9% хозяйств, 28,5%

сельскохозяйственной продукции)

Франция – основной производитель вина

(делит 1-2 место с Италией).

Транспорт

(Высокого уровня достигли авиационные и автодорожные перевозки,

железнодорожный транспорт – приходится 7,3% ВВП)

1. автомобильный транспорт (74% перевозок)

2. железнодорожный транспорт

3. трубопроводный

Главный нефтепровод: Фос-Страсбург-Карлфуэ

4. внутренние водные пути и морской транспорт

Главные речные порты: Париж, Страсбург, Бордо, Гавр, Марсель.

5. авиатранспорт

Основные авиационные компании: «Эйр Франс»

Крупнейшие аэропорты: «Орли», «Руасси-Шарль-де-Голь»

Внешние экономические связи (торговля)

Экспорт Импорт

(490 млрд долл. – 2006 г.) (529,1 млрд долл. – 2006 г.)

Товары авиационного сектора

Продовольствие

Готовые изделия (промыш. оборудование и машины)

Электроэнергия

Партнеры по экспорту: Партнеры по импорту

Германия – 14,7% Германия – 18,9%

Испания – 9,7% Бельгия – 10%

Италия – 8,7% Италия – 8,3%

Великобритания – 8,3% Испания – 7%

Великобритания – 5,6%

По экономическому потенциалу Ф. – вторая держава в Западной Европе после Германии. Ф. – страна смешанной экономики. Главную роль в экономике играют несколько десятков промышленных корпораций и банков, тесно связанные между собой и с иностранным капиталом. Это «Альф-Акитен»(нефтяная), «Пежо-Ситроен» и «Рено» (автомобильная промышленность), «Алькатель» и «Томсон» (электроника), «Юзинор-Сисилор»(черная металлургия), «Рон-Пуленк» (химическая). В некоторых секторах экономики (сельское хозяйство, торговля, легкая и пищевая промышленность) высока доля мелкого предпринимательства. Ф. – индустриальная страна с большим значением сельского хозяйства и отраслей непроизводственной сферы. Ф. – страна высокоразвитого транспорта, пионер строительства скоростных железных дорог.

Ф. лидирует в мире по приему зарубежных туристов (иногда свыше 60 млн. в год). Доходы от них составляют более 25 млн. долл. Основные поставщики туристов: Германия, Великобритания, США, быстро растет число японцев. Наиболее популярны у туристов: Париж, Средиземноморское и Атлантическое побережье страны.

Внешние экономические связи Ф. весьма интенсивны и многообразны, имеют огромное значение для жизни республики. Основная сфера приложения французского капитала – страны Западной Европы, особенно Бельгия, Люксембург, Германия и Швейцария, и страны Африки. Растет значение экспорта капитала в США, страны ОПЕК и Латинской Америки.

Реферат

Социально-экономическая характеристика Франции


Введение

социальный экономика политический

Данный реферат посвящен социально-экономической характеристике современной республики Франция.

Франция - одна из самых больших по территории стран в Западной Европе. Именно поэтому к ее истории и развитию проявляют интерес ученые различный направлений.

В древности на территории современной Франции жили племена кельтов (галлов) и страна называлась Галлией. В V в. Галлию завоевали франки - народ, пришедший с правого берега Рейна (от них страна получила свое название - Франция). Франки ассимилировали с кельтами.

В своей работе я ставлю цель изучения и описания сторон социально-экономического развития Франции. Я затрону следующие задачи: дам общую характеристику страны; постараюсь определить модель социально-экономического развития; рассмотрю основные источники дохода государства.


1. Общая характеристика Франции


1.1 Местоположение и территория страны


Французская республика, сокращенно - Франция - самая большая по территории страна в Западной Европе. На северо-востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке - с Германией, Швейцарией и Италией, на юго-востоке - с Монако, на юге - с Испанией и Андоррой. На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и Ла-Манш, на западе Бискайским заливом Атлантического океана, на юге - Средиземным морем. Туннель под проливом Ла-Манш соединяет ее с Великобританией.

Площадь европейской части Франции, включая остров Корсика в Средиземном море и другие мелкие прибрежные острова, составляет 543 965 кв. км, общая площадь - 551 500 кв. км, 545 630 кв. км из которых занимает суша. Столица государства - город Париж.

Франция обладает большим географическим разнообразием. На севере страны простираются обширные равнины. Юра, Вогезы, Центральный массив, Альпы, очень древние горные цепи формируют хребет вдоль всей восточной части страны.

Западная часть страны более пологая и богата реками. Реки относительно небольшие. Например, Сена, Ионна, Марна и Уаза. Они текут в направлении Атлантического океана и Ла-Манша. Рейн течет на север, а Сона и Рона впадает в Средиземное море.


1.2 Население


На протяжении всей истории, Францию населяли разные народы, и благодаря смешениям различных этнических групп, современное население страны разделено на 3 группы - северо-европейскую (балтийская), центрально-европейскую (альпийская) и южно-европейскую (средиземноморская). И сейчас на современной территории страны проживают представители нескольких этнических групп. 95% населения - французы, по своему национальному составу делятся на: французов; эльзасцев; бретонцев; фламандцев и каталонцев. Остальную часть составляют португальцы, алжирцы, итальянцы, марокканцы, турки.

Средняя плотность населения около 107 человек на кв. км. За последние годы во Франции отмечается тенденция прироста населения (среднегодовой естественный прирост - 0,37%). На 2014 год момент население Франции составляет более 66 млн. человек, что на 6 млн. человек больше по сравнению с 2004 годом.

Высокий показатель продолжительности жизни объясняется тем, что жители Франции стали меньше пить по сравнению с жителями Эстонии, Чехии и Ирландии. Кроме того, они курят в 4 раза меньше россиян и среди них не так много людей, страдающих ожирением (12,9%).

Что касается расходов на здравоохранение, то правительство Франции выделяет примерно 4000 $ в год на 1 человека.

Не маловажную роль в высокой продолжительности жизни населения играют достижения страны в лечении онкологических и сердечных заболеваний.

Государственным языком государства является французский, на котором говорят практически все жители страны, за исключением западной Бретан, где население говорит еще и на бретонском языке.

Большинство жителей Франции являются католиками, хотя в стране есть еще и мусульмане, протестанты, иудаисты.

Средняя продолжительность жизни мужского населения составляет 77 лет, а женского - 84 года.


1.3 Политическая система


Франция - неделимое, светское, демократическое и социальное государство с республиканской формой правления. В административном отношении Франция делится на 22 региона, 96 департаментов, 36 565 коммун. Крупнейшие города - Париж, Лион (1,3 млн), Лилль (1,0 млн), Ницца (0,8 млн), Тулуза (0,8 млн), Бордо (0,7 млн).

Действует Конституция, принятая путём референдума в 1958, с поправками, последние из которых были приняты в 2000 году.

Форма правления с 1958 года - президентско-парламентская республика: в Конституции чётко обозначен принцип приоритета президента, который не ответственен перед парламентом, но и не является главой правительства. С 2002 года избирается на 5-летний срок, введенный Жаком Шираком в 2000 году. До этого срок президентского правления составлял 7 лет. С 2012 года Президентом Франции является Франсуа Олланд (24-й по счету).


.4 Административно-территориальное деление


Французская Республика состоит из:

Метрополии (разделенной на 22 региона и 96 департаментов);

4 заморских департаментов (DOM) - Гваделупа, Мартиника, Гвиана и Реюньон;

3 заморских территорий (TOM) - Французской Полинезия, Валлис и Футуна, Французских владений в Южной Антарктике;

Территориальных коллективов, имеющих особый статус: Майотта, Сен-Пьер и Микелон и Новая Каледония.

Заморские коллективы и территории являются частью Французской Республики, но не входят в Европейский Союз или его финансовую область. Тихоокеанские территории продолжают использовать тихоокеанский франк, стоимость которого связана с евро. В противопоставление, четыре заморских региона использовали французский франк, а теперь используют евро.

Франция также контролирует ряд небольших, не постоянно обитаемых островов в Индийском океане и в Тихом океане: Бассас-да-Индия, остров Клиппертон, остров Европа, острова Глории, остров Хуан де Нова, остров Тромлен.


2. Модель социально-экономического развития


Социально-экономическая модель Франции называется «французский дирижизм», т.е. государственное регулирование экономики.

В области государственного регулирования экономики существует пирамида целей, важнейшими в которой являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности в обществе. Все прочие цели государственного регулирования так или иначе производны от этих двух. К средствам государственного регулирования прежде всего относится административно-правовой инструментарий. Важнейшим средством госрегулирования выступают государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета и централизованных («полугосударственных»), публично-правовых фондов социального страхования.

Средства государственного бюджета используются для предоставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они используются для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействия подготовке и переподготовке рабочей силы соответствующей квалификации и стимулирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Вторым по значению средством государственного регулирования является денежно-кредитный инструментарий.


3. Структура экономики Франции


.1 Промышленность


Франция относится к высокоразвитым постиндустриальным странам мира. Она была одной из первых стран, которые стали на путь индустриального развития. В середине XIX ст. была второй в мире по уровню экономического развития и наличием колониальных владений после Великобритании. Позже темпы развития экономики Франции несколько спали. На начало XX ст. Франция была аграрно-индустриальной страной и характеризовалась замедленными темпами экономического развития.

По своему ВВП Франция является четвертой экономической державой в мире. Ее ведущими отраслями являются: транспорт, телекоммуникации, агропродовольственная промышленность, фармакология, а так же банковский, страховой секторы, туризм. Также не следует забывать и о традиционных отраслях производства предметов роскоши (кожгалантерея, готовое платье, парфюмерия, спиртные напитки).

В формировании валового внутреннего продукта (ВВП) Франции доминирует сфера услуг.


.2 Новейшие отрасли промышленности


Новейшие отрасли промышленности обеспечивают 20% рабочих мест в производстве и такой же объем экспорта. Франция является одной из самых передовых стран в авиакосмической промышленности, а также в области производства вооружений. В авиакосмической промышленности занято около 100 тыс. человек. Примерно половина ее продукции идет на экспорт. В состав отрасли входят в основном предприятия с государственным капиталом, такие как «Аэроспасьяль Матра» и «Снекма».

Франция участвует в выводе на орбиту спутников связи и слежения, таких как СПОТ и «Гелиос». Эти спутники производятся компаниями «Аэроспасьяль Матра» и «Алкатель эспас».

Электротехническая и электронная промышленность характеризуется большим разнообразием выпускаемой продукции. В отрасли, в основном выполняющей государственные заказы, доминируют крупные объединения. Группа «Алькатель», которая за последние десять лет приобрела ряд компаний, остается лидером в области телекоммуникаций. Компания «Альстом», ассоциированная с британской компанией GEC, специализируется не только на железнодорожном подвижном составе (скоростные поезда), но и на оборудовании для электростанций. Ей, в частности, принадлежит первое место в мире по производству турбогенераторов комбинированного цикла. Фирма «Томсон» выпускает широкую гамму продукции - от бытовой электроаппаратуры до электронного оборудования оборонного назначения. Компания «Легран» является мировым лидером в области производства электроаппаратуры. Франция удерживает прочные позиции в области телекоммуникаций, в частности благодаря компании «Франс телеком», однако она в значительной степени зависит от заграницы в области производства микропроцессоров и страдает от конкуренции со стороны Соединенных Штатов и Японии.

Биоиндустрия представляет собой отрасль, за которой будущее. Франции принадлежит видное место в разработке и создании ферментов, ароматических веществ, в генной инженерии, используемой, в частности, в сельском хозяйстве для производства новых сортовых семян. Работы в этой сфере крайне разнообразны и затрагивают многие отрасли экономики: инновационную фармацевтику, агропродовольственный комплекс, энергетику и область защиты окружающей среды и др. В результате оборот промышленных предприятий, действующих на «зеленом рынке», то есть экопредприятий, составляет порядка 4,5 млрд. евро. Первостепенное значение приобретает водоочистка, затем следуют очистка воздуха и переработка отходов.


.3 Сельское хозяйство


Франция - ведущая сельскохозяйственная страна в Европейском союзе. Она имеет самую большую площадь пахотных земель (более 30 млн. га) и самую высокую их продуктивность (урожайность зерновых 60 ц/га). На долю Франции приходится более 21% сельскохозяйственной продукции стран ЕС (в стоимостном выражении). Франция - крупнейший в Европе и второй в мире (после США) экспортер сельскохозяйственной продукции. Особенно велика роль Франции в поставках зерновых (50 млн. т в год, главным образом пшеницы и кукурузы) на мировой рынок.

Кроме того, повсеместно выращивается виноград (сбор 10-12 млн. т), который используют в основном для производства вин.

Большое значение, особенно в последнее время приобрели цветоводство и разведение устриц. Франция занимает первое место в Европе и в мире по производству сахарной свеклы, винограда - второе место в мире и в Европе (после Италии). По количеству вырощенных свиней - 9 место в мире и 5 в Европе.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.


Заключение


Итак, проанализировав изученную мною информацию о республике Франция, я делаю вывод, что она является одной из ведущих стран западных держав. По размерам территории и населения она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы.

Итак, Франция - это:

.демократическая унитарная полупрезидентская республика, где действует конституция, одобренная референдумом 28. 09. 1958 г.;

2.страна, где ведущую роль в регулировании экономики играет государство.

.страна, знамающая 4-е место в мире по уровню ВВП, по экспорту промышленных промышленной продукции и по привлечению инвестиций.

.ведущая сельскохозяйственная страна в Европейском союзе которая имеет самую большую площадь пахотных земель (более 30 млн. га) и самую высокую их продуктивность. На долю Франции приходится более 21% сельскохозяйственной продукции стран ЕС.

.промышленная страна, ведущими отраслями которой являются энергетика и машиностроение, и большую роль играет химическая, легкая и пищевая промышленность.

.страна, в которой важнейшую роль в формировании ВВП играет сфера услуг: финансовые ибанковские услуги, страхование, туризм.

.страна, в которой активно развиваются новейшие отрасли промышленности, такие как авиакосмическая, электротехническая и электронная, а также биоиндустрия.

.страна, основными статьями экспорта которой являются: топливные и другие виды энегрии, полезные ископаемые, автомобили и транспортное оборудование, продукт питания и сельскохозяйственное сырье, химическая продукция; основными статьями импорта являются: автомобили, транспортное оборудование и другие промышленные товары.

Список используемой литературы


1Бургесс А. «Мир в цифрах - 2005. Карманный справочник»: Олимп-Бизнес, 2005 г.

2«Мировая экономика»: Учебник/ Под ред. Проф. А.С. Булатова. - М.: 2005.

«Общество и экономика», №2, 2005. В. Гутник «Модели социально-экономического развития стран Западной Европы».

#"justify">#"justify">#"justify">#"justify">#"justify">#"justify">«World Investment Report 2006», UNCTAD

http://www.votpusk.ru/story/article.asp? ID=8406#ixzz3KxQh8ahm


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.