Автоматическая фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

Государственный бюджет. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Эффект вытеснения.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования: Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий - долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов. Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Данный способ финансирования состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа финансирования:

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

Эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа . Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.



Достоинства этого способа:

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро.

Эффект вытеснения– это тенденция к сокращению объема частных инвестиций в результате роста ставки процента, вызываемого экспансионистской фискальной политикой. Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

Автоматические стабилизаторы в экономике (автомат. Фискальная политика).

Автоматические стабилизаторы – это инструменты автоматической фискальной политики, которые образуют бюджетный дефицит во время спада экономики и увеличивают доходные статьи бюджета во время экономического роста. К основным автоматическим стабилизаторам относятся такие категории, как пособия по безработице, а также прогрессивный подоходный налог.

система пособий по безработице. В период экономического роста будет происходить сокращение выплат, что затормозит рост совокупного спроса, а во время спада увеличение пособий не даст снизиться совокупному спросу до минимальных размеров.

Рост реального объема производства приводит к увеличению доходов населения страны, в результате чего существенная доля населения переходит на следующую ступень в шкале налогов и их налоговые выплаты возрастают. В основном эти сдвиги будут сдерживать увеличение совокупного спроса в период экономического роста, а во время спада экономики прогрессивная ставка подоходного налога обеспечит сдерживающий эффект падения совокупного спроса.

Автоматическая фискальная политика– это незапланированные изменения структуры правительственных закупок и чистых налогов, которые происходят в результате перемещения экономики страны из одного макроэкономического состояния в другое при неизменном уровне ставок налогов и трансфертных программ.

16. Процедура создания денег коммерческими банками. Денежная масса и денежная база. Денежный и депозитный мультипликатор. Коммерческие банки – являются основой кредитной системы. Они могут быть универсальными и специализированными. Первые выполняют все банковские операции (от 100 до 300 видов). Вторые могут обслуживать определенную отрасль, сферу хозяйствования, группу клиентов, либо выполнять небольшое число операций. Путем кредитования банки способны создавать новые деньги. Каждый коммерческий банк имеет установленные законом обязательные резервы, размер которых определяет центральный банк. Он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности – этот процент является резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег. Ком. Банки концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные. Коммерческие банки - это кредитные учреждения универсального характера, которые осуществляют кредитные, фондовые, посреднические операции, организуют платежный оборот в масштабе национального хозяйства.

Одним из основных количественных показателей денежного обращения является денежная масса - совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих различные связи и принадлежащих физическим и юридическим лицам и государству. В настоящее время для характеристики денежной массы используется показатель денежная база. Денежная масса зависит от двух факторов: 1) количества денег и 2) скорости их оборота. Определение структуры денежной массы повышает эффективность управления денежным обращением, так как позволяет полнее учитывать степень давления денежных средств, включаемых в каждый агрегат, на формирование спроса, а следовательно, и цен на рынке товаров и услуг. Денежный агрегат – это группировка банковских счетов по степени быстроты превращения средств на этих счетах в наличные деньги. Чем быстрее средства на счетах можно перевести в денежно-наличную форму, тем более ликвидным считается данный агрегат.

Денежная база – это сумма денег, выпущенных в обращение плюс счета банков в ЦБ РФ. Денежная база в широком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), остатки на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских счетах кредитных организаций и депозиты банков, размещенные в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в национальной валюте. Динамика денежной базы в широком определении характеризует изменение денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования.

При существовании двухуровневой банковской системы механизм эмиссии действует на основе банковского (кредитного, депозитного) мультипликатора. Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Банковский, кредитный и депозитный мультипликаторы характеризуют механизм мультипликации с разных позиций. Один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система коммерческих банков. Кредитный мультипликатор раскрывает двигатель процесса мультипликации - то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства. Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации - деньги на депозитных счетах коммерческих банков (именно они увеличиваются в процессе мультипликации).

17. Спрос(трансакционный, спекулятивный, предупредительный) и предложение денег. Денежный механизм. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги и предложение денег определяют на денежном рынке уровень процентных ставок, т.е. цену использования денег. Общее количество денег, которое домохозяйства, фирмы и правительство хотят иметь в данный момент, представляет собой совокупный спрос на деньги. Он обусловлен рядом мотивов:1) Трансакционный мотив. В переводе этот термин означает деловой, связанный со сделками и платежами. В его основе лежит необходимость использования денег для платежей по текущим сделкам. Люди нуждаются в деньгах как средстве обращения, т.е. для приобретения товаров и услуг. Домашним хозяйствам нужны деньги, чтобы купить товары, заплатить долги, оплатить коммунальные услуги и т.д. Предприятиям нужны деньги для оплаты труда, материалов, энергии и т.п.

2) Спекулятивный мотив. В его основе лежит стремление сохранить стоимость. Он означает спрос на деньги как средство сохранения богатства, т.е. это enpQe на деньги со стороны активов. Спекулятивный спрос на деньги связан с их функцией сохранения стоимости, т.е. функцией средства сбережения. Держать свои финансовые активы можно в различных формах (в виде акций, облигаций или же в деньгах). Спрос на деньги для сбережений, или спекулятивный спрос, находится в обратной зависимости от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем дороже обходится хранение денег в запасе, тем меньше спрос на деньги со стороны активов. Чем ниже процентная ставка, тем охотнее люди будут держать деньги в запасах как самый ликвидный актив.

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ). В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. В современной рыночной экономике предложение денег. Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны.

Равновесие на денежном рынке устанавливается при равенстве спроса на деньги и их предложения, когда количество предлагаемых де­нежных средств равно количеству денег, которое хотят иметь до­мохозяйства и фирмы. Равновесие на денежном рынке складывается при процентной ставке и массе денег. Оптимальным состоянием для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением.

Денежный механизм – способ, посредством которого изменение объема денежной массы влияет на состояние остальной экономики. Главными факторами денежного механизма, определяющими спрос на деньги, являются уровень цен, процентная ставка и реальные доходы. Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов.

18 .Процентные ставки и спрос на инвестиции. Номинальные и реальные процентные ставки. Факторы от которых зависят планируемые инвестиции.

1. Природа процентной ставки. Если предприниматель заимствует чужой капитал, то часть дохода от его использования он должен отдать собственнику в виде ссудного процента. Существуют различные методы расчета ссудного процента, которые принято называть финансовой математикой. Однако, в самом общем виде, если соотнести величину ссудного капитала и плату за его использование в виде процента, то можно получить процентную ставку: Процен.став= процент Х100%

Ссудный капитал

На процентную ставку помимо размера заемного капитала и уровня отдачи от его использования влияет рыночная конъюнктура, поэтому определяют величину процентной ставки на основе спроса и предложения: процентная ставка растет, если увеличивается спрос на капитал, и, наоборот, снижается при росте его предложения (рис. 29.1).

Следовательно, процентная ставка – это равновесная цена на рынке капитала.

В хозяйственной практике процентные ставки различаются по срокам предоставления, условиям займов, степени обеспечения и т. д.

Рис. 29.1. Равновесие на рынке капитала

D – спрос на капитал; S – предложение капитала; E – равновесие на рынке капитала.

2. Номинальная и реальная процентная ставка. В реальной экономике постоянно идет колебание цен с общей тенденцией увеличения: инфляция оказывает существенное влия ние на доходы как заемщиков, так и кредиторов.

Этот фактор обязательно учитывается при расчете процентной ставки. Номинальная процентная ставка – текущая рыночная ставка процента. Реальная процентная ставка – ставка процента за длительный период времени, учитывающая темп инфляции. Реальная процентная ставка = Номинальная процентная ставка – Темп инфляции. Это фактическая процентная ставка за вычетом текущего темпа инфляции (29.2)

3. Механизм формирования инвестиций. Инвестиции – это вложения (затраты) в производство и в его расширение. Источником инвестиций являются собственные и заемные средства. Среди собственных внутренних средств – личные сбережения владельцев фирм, займы у финансовых структур, выпуск ценных бумаг.

Инвестиции фирм подразделяются на чистые и валовые. Чистые инвестиции – это затраты на новое строительство, установку дополнительного оборудования, создание средств экономической процентная ставка защиты и др. Чистые инвестиции обеспечиваются как внешними, так и внутренними ресурсами, включая амортизацию.

Рис. 29.2. Инвестиционный рыночный спрос. DI – инвестиционный спрос.

Валовые инвестиции – это общие затраты на возмещение изношенного, устаревшего оборудования за счет амортизации и новое строительство. Они рассчитываются как сумма выбывшего из-за ветхости основного капитала и чистых инвестиций.

Привлечение инвестиций извне зависит от инвестиционного спроса, предъявляемого фирмами на рынке капитала. Этот инвестиционный спрос определяется двумя факторами – ожидаемой нормой прибыли и ставкой банковского процента.

Инвестиционный спрос находится в прямой зависимости от первого фактора и в обратной – от второго (рис. 29.2).

На инвестиционный спрос фирмы влияют и другие факторы, сдвигающие кривую инвестиционного спроса вправо или влево: инфляция, налоговая политика, трансакционные издержки и т. д.

19. Влияние стимулирующей и сдерживающей кредитно-денежной политики в периоды колебаний экономической активности. Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки. Стимулирующая денежно-кредитная политика - денежно-кредитная политика, направленная на увеличение денежной массы. Стимулирующая кредитно-денежная политика имеет своим конечным результатом увеличение объема производства, совокупного дохода и занятости. При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики расширение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного предложения денег

С держивающая денежно-кредитная политика - денежно-кредитная политика, направленная на сокращение денежной массы. Сдерживающая кредитно-денежная политика имеет своим конечным результатом снижение объема производства, совокупного дохода и занятости. При проведении сдерживающей денежно-кредитной политики сокращение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного спроса на деньги. Стимулирующая политика приведет к пропорциональному росту уровня цен, сдерживающая политика - к пропорциональному их снижению.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

1. К числу основных целей фискальной политики государства относится:

а) создание условий для успешного ведения бизнеса;

б) антициклическое регулирование экономики;

в) повышение состояния граждан;

г) перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения.

2. Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

3. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

б) нейтрально;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов.

4. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название:

а) прогрессивного;

б) регрессивного;

в) прямого;

г) косвенного.

5. К числу инструментов фискальной политики относится:

а) увеличение нормы обязательных резервов;

б) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;

в) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций.

6. Увеличение ставок налогов является примером

а) кредитно-бюджетной политики;

б) фискальной политики;

в) монетарной политики;

г) денежно-финансовой политики.

7. Какая из перечисленных мер не является фискальной?

а) Изменение ставок налогов на прибыль банков;

б) Изменение Центральным банком нормы банковского резерва.

в) Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство.

г) Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета.

8. Какое из утверждений является верным?

а) Сложная схема начисления процента всегда более выгодна, чем простая схема начисления процента;

б) С одинаковых сумм индивидуального дохода всегда платится одинаковый подоходный налог;

в) налоги платят как при получении заработной платы, так и при ее расходовании;

г) Банковский процент по кредиту всегда выше банковского процента под депозиту.

9. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?

а) Фискальная политика – это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране.

б) Фискальная политика – это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты.

в) Фискальная политика – это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

г) Фискальная политика – это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

10. Государственный долг – это

а) сумма дефицитов государственного бюджета (за вычетом суммы излишков государственного бюджета), накопленная к настоящему моменту;

б) превышение расходной части годового государственного бюджета над его доходной частью;

в) сумма задолженности государства другим странам;

г) сумма задолженности государства банкам и другим финансовым институтам.

11. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита?

а) сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.

б) увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.

в) повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований;

г) увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей.

12. Бюджет существует:

а) только у государства;

б) у государства и предприятий реального сектора экономики;

в) у всех экономических субъектов;

г) у важных структур федерального уровня.

13. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

а) текущими государственными расходами и доходами;

б) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости;

в) текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу;

г) текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости.

14. Какие из перечисленных статей относятся к расходам госбюджета:

а) выплаты по государственному долгу;

б) арендная плата;

в) доходы от государственной собственности;

г) административно-управленческие

д) займы и помощь иностранным государствам

15. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся:

а) расходы по обслуживанию государственного долга;

б) подоходные налоги и пособия по безработице;

в) расходы на охрану и защиту природной среды;

г) таможенные пошлины и акцизы.

Встроенный стабилизатор (Built-in stabilizer ) - это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее "перегреве" без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.

Система встроенных стабилизаторов включает:

  1. Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.
  2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.
  3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно "встроенным стабилизаторам".

Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики , являющейся более долгосрочной - укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны. Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок. Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика .

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Некоторые изменения в государственных расходах и налогах могут происходить автоматически путём встроенной стабильности.

Встроенная стабильность возникает в результате того, что реальная налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий – и в дальнейшем под термином «налоги» будут подразумеваться чистые налоги), который изменяется пропорционально величине ЧНП, доходов. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП, дохода и, наоборот, в случае падения доходов налоговые поступления будут также падать.

Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») изменяются прямо противоположно. Выплаты субсидий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам – все они сокращаются во время экономического подъёма и возрастают во время спада производства.

Действие механизма встроенной стабильности отображено на рис. 2.3.

Государственные расходы (G) в схеме (рис. 2.3) считаются заданными и независимыми от величины ЧНП, дохода (Y), они утверждаются правительством на постоянном фиксированном уровне. Правительство определяет величину налоговых ставок, но не определяет размер налоговых поступлений. Налоговые поступления затем колеблются в том же направлении, что и уровень Y, которого достигает экономика. Прямая связь налоговых поступлений и Y зафиксирована в поднимающей линии Т.

Налоговая система, изображённая на рис. 2.3, создаёт некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и спаду, и безработице.

Встроенный стабилизатор – это люба мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам, в частности, относятся: прогрессивные ставки налогов на доходы физических лиц, ставки налогов на прибыль, добавленную стоимость, акцизы на товары, система пособий по безработице и социальных выплат и др.

Обеспечиваемая налоговой системой встроенная стабильность смягчает тяжесть экономических колебаний. Однако встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного Y, они лишь ограничивают размах или глубину экономических колебаний. Поэтому для коррекции инфляции или спада сколько-нибудь значительных масштабов требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т.е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов.

Встроенная стабильность делает рискованным использование данных о текущих (фактических) бюджетных излишках или дефицитах в качестве показателя оценки фискальных действий правительства. Так, рост дефицита государственного бюджета может быть вызван как стимулирующей дискреционной фискальной политикой правительства, так и снижением налоговых поступлений в результате падения Y в фазе спада экономического цикла. Таким образом, здесь нельзя сказать ничего существенного о фискальной деятельности правительства – т.е. правильно ли оно манипулировало налогами и расходами, - оценивая предшествующие данные бюджетных излишков и дефицитов. Каждый конкретный бюджетный излишек или дефицит состоит из двух частей. Величина одной определяется текущими решениями правительства о расходах и налогах, а величина другой – результатами деятельности встроенных стабилизаторов в зависимости от изменения Y (его отклонений от потенциального значения Y), в течение экономического цикла. В результате появилась проблема выделения в каждом текущем бюджетном излишке или дефиците доли влияния дискреционной фискальной политики и доли встроенных стабилизаторов.

Данная проблема была решена экономистами путём введения понятия бюджета при допущении полной занятости. Бюджет полной занятости показывает, каковы были бы федеральные бюджетные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года. Федеральные бюджетные излишки или дефициты, которые были бы при функционировании экономики в условиях полной занятости на протяжении года, являются результатом дискреционной фискальной политики правительства и составляют её долю в текущих бюджетных дефицитах или излишках. Разница между текущими бюджетными излишками или дефицитами и излишками или дефицитами при бюджете полной занятости – результат действия встроенных стабилизаторов (недискреционной фискальной политики правительства) в зависимости от изменения объёма выпуска, дохода (Y) в течение экономического цикла и представляет их долю в текущих бюджетных излишках или дефицитах. Действие встроенных стабилизаторов представляет порождает циклический дефицит федерального бюджета, вызванный спадом деловой активности и обусловленным им сокращением налоговых поступлений.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают (благодаря прогрессивной ставке налогообложения и также за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательской способности населения и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада сумма доходов, изымаемых с помощью налогов, уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Другими словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и, наоборот, в период замедления экономического роста обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.

К встроенным стабилизаторам относится система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.д., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

В денежно-кредитной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная политики.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. Помощь международных финансовых организаций оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика. Внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

2.3 Типы финансовой политики

1. Классическая

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

2. Регулирующая

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж.М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

3.Неокласическая

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

4.Планово-директивная

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.