Теория теневой экономики. Теневая экономика


Введение

1Экономическое содержание и сущность понятия теневой экономики

2Структура теневой экономики, ее признаки

Заключение

Приложение 1

Приложение 2


Введение


Актуальность работы. В самом общем виде теневую экономику можно определить как совокупность видов экономической деятельности, которые по тем или иным причинам не учитываются государственной статистикой, не охватываются налогообложением и не включаются в валовой внутренний продукт (ВВП).

В последние годы теневая составляющая хозяйственной жизни стала одной из острейших социально-экономических проблем. Сегодня практически каждый россиянин прямо или косвенно становится объектом или субъектом теневых экономических операций. Такие явления, как недооценка выпуска или переоценка затрат с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли, производство товаров и услуг без официальной регистрации и лицензирования, нелегальный вывоз капитала за границу, неофициальная занятость широко распространены в России.

Теневая экономика России неравномерно представлена в различных отраслях. Теневая экономика многолика: это бартер, уход от налогов, завышенная оценка натуральных продуктов, выдаваемых вместо зарплаты, и необходимость реализации этой продукции, поиск дополнительных заработков, коррупция и т.д.

Как показывают исследования, теневая экономика характерна не только для российской действительности. Анализ функционирования различных экономических систем стран мира позволяет сделать вывод, что практически любой из них присуще существование теневой экономики.

Влияние теневой экономики на экономический рост неоднозначно. Хотя акцент обычно делается на негативные стороны этого явления, значительное число исследователей вынуждены признать, что при определенных условиях она позитивно влияет на экономический рост. Поэтому анализ взаимосвязи теневой экономики и экономического роста - актуальная научная проблема.

Актуальность исследования проблемы определила тему курсовой работы.

Основная цель исследования заключается в изучении теоретических аспектов теневой экономики и особенностей ее проявления в мировой экономике.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

изучение теоретико-методологических основ теневой экономики;

определение экономического содержания и сущности понятия теневой экономики;

анализ структуры теневой экономики и ее признаков;

исследование теневой экономики в экономической жизни зарубежных стран;

изучение особенностей теневой экономики советского периода;

анализ теневой экономики в постсоветской России.

Объект исследования: теневая экономика.

Предмет курсовой работы состоит в анализе теневой экономики.

При выполнении работы были использованы монографии, учебные пособия, материалы периодических изданий по данной проблеме.

Структура и объем работы

Работа состоит из введения, трех глав, включающих 4 параграфа, списка литературы, включающего 25 наименования, 2-х приложений.

Объем работы составляет 28 страниц.


Глава 1. Теоретические основы теневой экономики


1 Экономическое содержание и сущность понятия теневой экономики


Теневая экономика представляет собой трудный для исследования предмет, поскольку практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной. Важная причина недостаточной изученности теневой экономики, её структуры и степени влияния на хозяйственную деятельность - отсутствие однозначной трактовки самого термина.

В зарубежной экономической и социологической литературе нет не только единого термина, но и однозначного понимания самого феномена: для этого явления используются названия «неофициальная», «подпольная» и «скрытая» экономика (англоязычные авторы); «подземная», «неформальная» (французские издания), «тайная», «подводная» (работы итальянских специалистов); «теневая» (немецкие источники). В России ее именуют «неформальная», «криминальная», «подпольная», «серая» и т.д.

Часть авторов подразделяют теневую экономику на несколько секторов: домашний, неформальный, незаконный, криминальный, но большинство используют данные понятия в качестве синонимов, подразумевая под ней «незаконную деятельность по созданию добавленной стоимости, которая не облагается налогами, и большая часть которой скрыто исполняется «черной» рабочей силой .

Нередко исследователи теневой экономики при её анализе основываются на интуиции, избегая четкого определения предмета или «подгоняя» определение под собственные примеры. Даже предпринимая попытку системного подхода, специалисты предупреждают, что «тяжело дать формальное определение», и обращаются к «некоторым примерам в целях иллюстрации масштабов неформальной экономической деятельности». Но именно интуитивный подход, на наш взгляд, является главной причиной разногласий среди исследователей. Очевидно, что необходимо четкое и всеобъемлющее определение теневой экономики.

В этой связи представляется важным подчеркнуть следующее. Один из первых и самых влиятельных исследователей теневой экономики Танзи (Vito Tanzi) утверждает, что «к середине 80-х годов я потерял интерес к предмету частично потому, что... во мне росло непонимание того, что мы анализируем и измеряем». Оценивая прогресс, произошедший в науке с середины 80-х годов, он добавляет, что определение «подпольной экономики всё ещё остается переменным вопросом» .

В данной работе дается следующее определение теневой экономики.

Теневая экономика - это особый сектор экономических отношений, охватывающих все виды производственно-хозяйственной деятельности, которые по своей направленности, содержанию, характеру и форме противоречат требованиям действующего законодательства и осуществляются вопреки государственному регулированию экономики и в обход контроля над ней .

Сущность теневой экономики раскрывается в ее функциях. Оправданно разграничение функций по характеру их воздействия на процессы общественного развития. По этому критерию можно выделить функции дестабилизирующие и стабилизирующие.

Дестабилизирующая роль теневой экономики проявляется в следующем. Во-первых, она приводит к отклонению важных макроэкономических показателей в официальной статистике, что существенно затрудняет управление и регулирование экономикой. Во-вторых, значительные размеры неучтенной экономической деятельности приводят к подрыву налоговой системы, сокращению налоговых поступлений и, соответственно, государственных доходов.

Стабилизирующая роль теневой экономики состоит в наличии «обратной связи», позволяющей оценить продуктивность проводимой государством экономической политики; в возможности сгладить в определенной степени негативные последствия функционирования рынка (например, уменьшить уровень безработицы, повысить доходы за счет вторичной занятости).

Различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия . Поэтому для правильного понимания проблем теневой экономики необходимо рассмотреть ее структуру, выделить ее основные сегменты, секторы.


2 Структура теневой экономики, ее признаки


Для типологизации разновидностей теневой деятельности исследователи проблемы берут три критерия: их связи с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности . С этой точки зрения можно выделить три сектора теневой экономики (см. Приложение 1, табл. 1):

«вторая» («беловоротничковая»);

серая» («неформальная»);

«черная» («подпольная») теневая экономика.

Хотя изучение теневой экономии идет уже несколько десятилетий, у обществоведов до сих пор не сложился единый понятийный аппарат для ее анализа. Например, в англоязычной литературе можно встретить термины «informal economy», «underground economy», «shadow economy», «black economy», которые у разных исследователей используются в различных значениях.

«Вторая» теневая экономика - это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), Поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг. Получаемые одними людьми от «второй» экономики выгоды получены за счет потерь других людей.

«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) представляет собой запрещенную законом экономическую деятельность, связанную с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.

Представляется целесообразным подчеркнуть, что предложенную типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру.

Для теневых экономических отношений характерны следующие признаки:

осуществление экономических отношений за рамками законодательных актов;

противоправный характер экономических отношений, полный или только частичный (например, уклонение от уплаты налогов при осуществлении вполне легальной деятельности);

охват экономическими отношениями всех стадий процесса управления, от принятия управленческих решений на разных уровнях экономики до процесса реализации теневых управленческих решений.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

В современной экономической литературе продолжается дискуссия по поводу определения понятия «теневая экономика». В большинстве случаев под теневой экономикой понимается экономическая активность (легальная или нелегальная), которая не находит своего отражения в официальной статистике.

Последствия теневой экономики нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.

Таким образом, в целом теневая экономика, выполняет функцию резерва официальной экономики, представляя, в зависимости от политики государства, дополнительные ресурсы страны.

Глава 2. Общий анализ по странам


Теневая экономика - явление глобальное по своим масштабам, имеющее место во всех странах мира. В соответствии с поставленными задачами, следует далее охарактеризовать проявления теневой экономики в зарубежных странах.

В 60-е годы теневая экономика имела наибольший вес в США (6,4% ВВП), Нидерландах (5,6%), Франции (5%), Италии (4,4%) и ФРГ (4,6%), а наименьший - в Японии, Ирландии и Швейцарии (1-2%). С начала 80-х годов ситуация изменилась. В числе лидирующих стран находятся, в том числе Швеция (13,2%), Бельгия (12,1%), Дания (11,8%), Италия (11,4%), Канада и Англии (8-9%) . По мнению специалистов Института немецкой экономики, масштабы теневой экономики в ФРГ не превышают 5,5% ВВП. Однако ученые Кильского Института мирового хозяйства трактуют эту цифру как нижнюю границу «затенения», оценивая верхнюю в 10%.

Как правило, западные исследователи выделяют следующие факторы, определяющие масштабы и динамику теневой экономики:

) тяжесть налогообложения;

) размеры получаемого на душу населения дохода;

) продолжительность рабочего времени;

) масштабы безработицы;

) роль государственного сектора.

С учетом этих факторов ведущие западные страны разбиты на три группы.

В первой группе (10 стран) масштабы теневой деятельности являются наибольшими, а в третьей (две страны) - минимальным (она практически отсутствует). При этом наименьшее влияние на теневую экономику оказывает размер доходов. Это закономерно, поскольку в экономически развитых странах высокий уровень доходов основной массы населения обеспечивается независимо от теневой деятельности.

Вместе с тем из 11 стран, имеющих относительно низкий уровень дохода, шесть (Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Италия, Финляндия и Ирландия) характеризуются наибольшим удельным весом теневой экономики. В первой группе преобладают страны (7 из 10) с наименьшей продолжительностью рабочей недели (не более 41 часа). Здесь работники располагают большим объемом свободного времени, а значит, имеют больше возможностей для побочных занятий. Лишь три страны (Канада, Австрия и Япония) с относительно короткой рабочей неделей не попали в данную группу .

В начале 80-х годов в большинстве из рассматриваемых стран уровень безработицы был относительно невысоким (в 13 странах - менее 4%) и не оказывал существенного влияния на распространение теневой деятельности. При этом показательно, что из четырех стран с наибольшей безработицей (свыше 5%) только одна Канада не попала в десятку лидеров теневой экономики. И только в трех странах из этой десятки безработица оставалась ниже 3%.

Следует подчеркнуть, что существенным фактором теневой экономики являются масштабы государственного сектора и государственного регулирования важнейших параметров хозяйственной деятельности. Государство способно активно выталкивать предпринимателей в «тень», о чем из стран первой группы только в Нидерландах, Италии и ФРГ удельный вес госпредприятий (по занятости) не превышает 15%.

Многие западные специалисты считают основной и даже единственной причиной развития теневой экономики чрезмерный налоговый прессинг. Показательно, что среди лидеров теневой экономики лишь США имели уровень налогообложения ниже 33%, и только три страны с более высоким уровнем (Англия, Франция и Австрия) не попали в это число. Поэтому уровень налогов и социальных отчислений в размере, превышающем 33% ВВП, можно считать критическим в плане провоцирования роста теневой экономики.

Как уже было отмечено выше, теневая составляющая присуща всем типам экономик: развивающимся, переходным, высокоразвитым.

Предназначение экономических институтов состоит в том, чтобы обеспечить поддержку рынка, включающую в себя создание, защиту и реализацию прав собственности, без чего рыночные трансакции были бы ограниченными. Многие услуги институтов предоставляются государством. Способность государства обеспечивать такие институты является фактором, определяющим эффективность функционирования рынка. Это и режим регулирования, работающий совместно с рынком, в целях обеспечения конкуренции, и макроэкономическая политика, создающая стабильную среду для предпринимательской деятельности, и отсутствие коррупции, подрывающей легитимность государства. Однако стремление государства поставить как можно более жесткие правовые и институциональные рамки для экономической деятельности может иметь последствием выбор предпринимателей в пользу ведения деятельности в теневом секторе.

Так, согласно исследованиям Всемирного Банка в рамках проекта «Ведение бизнеса», условия, с которыми сталкиваются предприниматели при уплате налогов (число налоговых платежей, время для подготовки и заполнения налоговых деклараций, время, затрачиваемое на процесс уплаты налогов, доля налогов в прибыли до налогообложения) далеко не одинаковы во всех странах. Например, в Швеции заплатить налоги можно в режиме онлайн через Интернет, причем декларирование налога на прибыль, НДС, налогов на оплату труда и налога на имущество осуществляются на едином бланке. В Папуа Новой Гвинее, Сирии и Зимбабве налоговые декларации необходимо лично сдавать в налоговую инспекцию для «обсуждения и проверки расчетов» с налоговым инспектором. В Республике Конго фирме приходится отчислять 89 видов платежей, ежегодно затрачивая 106 дней и 65,4% от прибыли, а также заполнять 50 различных форм по налогу на прибыль, еще 50 форм по налогам на оплату труда и социальным отчислениям и 36 для налогов на потребление. Более сложная налоговая система только в Украине и Беларусии.

Также следует отметить, что в развитых странах развитое законодательство и мощные органы правопорядка ограничивают поле теневой деятельности. Информационные технологии позволяют этим странам эффективно контролировать движение финансовых потоков и происхождение доходов как юридических, так и физических лиц, налоговые преступления в этих странах являются одними из тяжких, кроме того, в высокоразвитых странах высокий престиж и пакет социальных гарантий государственных служащих сдерживают распространение коррупции.

Чрезмерная регламентация экономической деятельности может выражаться не просто в установлении правил и норм хозяйственной деятельности, например, в налогообложении, регистрации предприятия или собственности, требующих от предпринимателя соответствующих выплат в бюджет государства, а в количестве процедур или времени, потраченных на то, чтобы соблюсти эти требования. То есть предприниматель может выбрать альтернативу осуществления деятельности в теневом секторе, вместо официального, не столько из-за издержек, связанных с самими выплатами государству, сколько из-за трансакционных издержек, связанных с осуществлением этих выплат. Трансакционные издержки представляют собой издержки, сопряженные с присвоением, спецификацией и защитой прав собственности, построением структур управления, заключением и обслуживанием деловых соглашений. Они связаны в основном с платой не за сами ресурсы, а за получение права на их использование, не с оплатой контрактных обязательств, а с обеспечением условий их выполнения.

Критерий трансакционных издержек был впервые применён исследователем неформального сектора в развивающихся странах Э. де Сото. Различные виды этих издержек составляют «цену подчинения закону», включающую в себя издержки доступа к закону и издержки продолжения деятельности в рамках закона. Альтернативой выступает ведение экономической деятельности внелегальио, то есть, избегая регулирования со стороны государства. Однако внелегальный режим также связан с издержками, которые можно назвать «ценой внелегальности».

Цена подчинения закону включает издержки доступа к закону (затраты на регистрацию юридического лица, на открытие счёта в банке, на получение юридического адреса и выполнение иных формальностей) и издержки продолжения деятельности в рамках закона. Причём, цена подчинения закону включает не только прямые денежные затраты, но и затраты времени на оформление тех или иных процедур.

Официальная регистрация бизнеса может требовать значительных затрат, что составляет весомую часть издержек доступа к закону. Одним из первых этапов открытия предприятия является получение прав на активы - земельный участок, служебные помещения, лицензию на запатентованный производственный процесс и т.д. Отсутствие четких и надежных прав на владение собственностью отбивает стимулы регистрировать собственность, мешает получению кредитов и преобразованию активов в производительный капитал. К тому же, официальная регистрация требует получения лицензий и разрешений, что обходится недешево, а также требует расходов на выполнение сложных и нередко противоречивых формальностей. Чрезмерные, противоречивые и сложные законы и правила увеличивают затраты на коммерческую деятельность, порождают теневую экономику и создают условия для коррупции.

Уровень коррупции значительно влияет на последовательность и эффективность в работе бюрократических учреждений и на стоимость осуществления коммерческой деятельности. Взаимосвязь между коррупцией и теневой экономикой исследуется в немногих работах, однако авторы исследований, где рассматривается эта проблема, отмечают, что в странах с более широким распространением коррупции существует сравнительно более крупная теневая экономика.

Коммерческая деятельность также требует свободного доступа к нужной информации - например, к условиям получения лицензий на предпринимательскую деятельность или к требованиям, предъявляемым к работам. Если официальные учреждения не в состоянии оперативно и дешево предоставлять элементарную деловую информацию, то предприниматели будут мало заинтересованы в оплате расходов за свою регистрацию, и соответственно вести экономическую деятельность в теневом секторе.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Тенденции развития теневого сектора в мировой экономике во многом зависят от социально-экономической и политической ситуации. Такие явления, как рост безработицы, низкая заработная плата и низкий уровень жизни в целом, недостаточный спрос на рабочую силу в официальном секторе, нестабильность официальной занятости могут привести к росту теневого сектора. В переходных и развивающихся странах чрезмерная государственная регламентация экономической деятельности выражается в виде высоких трансакционных издержек, возникающих из-за административных барьеров.

Распространенность теневой экономической деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений. По нашему мнению, этот вывод в равной степени является справедливым для всех стран, в том числе для России.

Особенности теневых экономических отношений в советской и постсоветской России будут рассмотрены в следующей главе данной курсовой работы.

Глава 3. Теневая экономика в России


1 Особенности теневой экономики в СССР


Развитие теневой экономики в нашей стране и изучение этого развития прошли за последние полвека две основные фазы:

). До начала 1990-х гг. - теневые экономические отношения как порождение советской административно-командной системы;

). С начала 1990-х гг. до наших дней - теневые экономические отношения как порождение рыночных реформ, как феномен российской переходной экономики .

До конца 1980-х гг. в Советском Союзе тема теневых экономических отношений находилась de facto под запретом. Те диссиденты (А. Каценелинбойген, Л. Тимофеев, С. Кордонский), которые пытались обратить внимание на широкий размах теневой экономики, получали не благодарность за открытие, а репрессии. В начале перестройки М.С. Горбачевым был снят запрет на обсуждение пороков советской системы, и в этот период советские исследователи начали активно обсуждать роль и масштабы теневой экономики в СССР.

Для этого времени характерно абсолютное доминирование эмпирической описательности. Что же касается теоретического осмысления теневой экономики, то оно долгое время было довольно слабым, «на уровне здравого смысла».

Как правило, отечественные исследователи разделяли общую методологическую установку зарубежных советологов, согласно которой теневая экономическая деятельность рассматривалась как отклонение от нормы, проявление «болезни» хозяйственного организма. Характерны сами заголовки публикаций того периода: «Теневые опухоли легальной экономики», «Порок нации или...?» . Соответственно, общепринятым на некоторое время стало убеждение, будто «излечиться» от этой «болезни» можно довольно быстро - путем либо «очищения» социалистического строя от «родимых пятен» и «пороков», либо - более радикально - путем рыночных реформ, которые ликвидируют сам строй, что порождает вредоносную тень.

Новый подход к анализу теневой экономики связан с идеями перуанского экономиста Э. де Сото, чья опубликованная в 1989 г. монография «Иной путь» произвела буквально революцию в представлениях о роли и значении теневой экономики в современном рыночном хозяйстве . Именно концепция «Иного пути» определяет сейчас преобладающую в литературе парадигму теорий, как неформального сектора экономики, так и теневой экономики в целом.

Традиционный, господствовавший в 1970-1980-е гг. подход к проблеме теневой экономики трактовал открытую К. Хартом неформальную занятость как порождение бедности, нищеты и отсталости. Неформальный/теневой сектор, с такой точки зрения, - экономическое гетто, не имеющее позитивных перспектив. Данные о бурном разрастании неформального сектора в городской экономике развивающихся стран рассматривались при таком подходе как показатель деградации периферийного капитализма.

Согласно концепции Э. де Сото, теневая экономика есть закономерная форма генезиса массовых, «народных» форм капиталистического предпринимательства на периферии современного мирового хозяйства. Главная причина ее распространения - не бедность и слаборазвитость, а бюрократическая зарегулированность. Связанные с властями капиталисты-олигархи легко обходят бюрократические рогатки, но запреты становятся непреодолимым препятствием на пути небогатых людей, желающих заниматься обычным мелким бизнесом (возить пассажиров в личных машинах, торговать с лотка или в киоске, производить простые промышленные товары). В результате легальная экономика стран «третьего мира» становится заповедником для привилегированной бизнес-элиты, а мелкий бизнес принудительно выталкивается в «тень». В таком случае рост теневой экономики в «третьем мире» следует, по Э. де Сото, рассматривать как форму развития «нормального» конкурентного предпринимательства, которое прорывается сквозь сковывающие его путы насильственных меркантилистских ограничений. Неформалы, которые раньше рассматривались как жертвы империалистической эксплуатации, предстают при этом подходе победителями бюрократического угнетения.

Идеи Э. де Сото начали пользоваться у нас большой популярностью уже в последние годы существования СССР, при этом аналогичные идеи высказывались и в нашей стране.

Почти за десятилетие до «Иного пути» Э. де Сото за рубежом стали известны работы советского журналиста-диссидента Льва Тимофеева, самая известная из которых, «Технология черного рынка, или Крестьянское искусство голодать», была написана для «самиздата» еще в 1978 г. Именно в этой брошюре впервые сделан вывод, что советская теневая экономика образует «живую» альтернативу нежизнеспособной плановой экономике. «От «социалистического сектора экономики», который вообще никогда не существовал в чистом виде, к началу 80-х... мало что осталось: вся цепочка управления экономикой... и межотраслевые связи в том числе, были сверху донизу коррумпированы и пронизаны отношениями «черного рынка», - пишет уже в наши дни Л. Тимофеев. - Но, как ни парадоксально, именно «черный рынок» и обеспечивал более или менее нормальный производственный процесс... Не для того ли и реформы, чтобы снять назревшее противоречие между оболочкой и содержанием, именно в пользу здравых рыночных отношений и частной собственности?» .

Таким образом, в последние советские годы существование теневой экономики не только признали, но и объявили одним из наиболее весомых аргументов в критике советского строя, который заставлял людей покупать и производить дефицитные товары с нарушением закона. Считалось, что рыночные реформы откроют дорогу развитию нормального бизнеса и тем самым ликвидируют корни теневой экономики. Действительность оказалась существенно иной. Критическая оценка результатов радикальных рыночных реформ 1990-х гг. привела и к более взвешенным суждениям по поводу советской теневой экономики, особенности которой во многом определили характер ельцинских реформ.


2 Теневая экономика в современной России


Изучение теневой экономики не прекращалось и после распада СССР. В этот период публиковались зрелые в теоретическом отношении работы по данной проблеме. В частности, представляет интерес книга С. Кордонского «Рынки власти. Административные рынки СССР и России» . Свойственная СССР структура экономического пространства изображается автором как матрица, согласно которой на каждом функциональном уровне развивались все возможные формы деятельности, в том числе теневые и откровенно криминальные (см. Приложение 2, табл. 2).

В ходе рыночных реформ, в условиях спада производства, теневая экономика в России стала быстро распространяться в самых различных формах. Если в 1973 г. в СССР доля теневого сектора равнялась примерно 3% ВВП, в 1990-1991 гг. - 10-11%, то в 1993 г. она составила 27% от ВВП.

Период с 1990 по 2000 г., когда осуществлялась так называемая «рыночная трансформация» российской экономики, по сути своей представляет революционный период. В этот сжатый по времени срок произошел открытый разрыв с предыдущей хозяйственной системой, переход от одной институциональной и макроэкономической структуры к другой.

В 1995 г., согласно данным Московского института социально-экономических проблем - 26%. По данным Росстата, сейчас масштабы теневой экономики колеблются в пределах 22-25%, а по оценкам Федеральной службы безопасности РФ - 40% от ВВП . Здесь следует заметить, что показатель 40-50% является критическим.

Развитие теневой экономики в современной России определяется рядом причин. К ним относятся:

осложнение ситуации на рынке труда в условиях экономического кризиса, что порождает всплеск самостоятельной занятости, становящихся средой для теневых отношений;

массовая иммиграция из стран СНГ, дополняемая вынужденной внутренней миграцией из депрессивных районов и «горячих точек»;

неэффективное государственное вмешательство в экономику.

Масштабы распространения российского теневого сектора были обусловлены адекватным развитием дестимулирующего экономического механизма.

По мнению исследователей, такой механизм сложился в ходе реализации модели экономического реформирования в России, включающей: массовую форсированную приватизацию; одномоментную либерализацию цен; стихийное «открытие» экономики внешнему миру; деструктивную денежно-кредитную политику; жесткий налоговый прессинг отечественных товаропроизводителей .

В основу дестимулирующего механизма изначально была заложена масштабная приватизационная модель, которая обернулась закрытием предприятий и массовыми банкротствами . Сегодня в федеральной собственности находится лишь треть предприятий страны (15 тыс. унитарных предприятий, около 30 тыс. учреждений, свыше 5 тыс. акционерных обществ). Однако эффективность управления госсобственностью остается исключительно низкой.

По данным МВД России, с начала приватизации в этой сфере было выявлено более 50 тыс. экономических преступлений. С развитием теневого сектора экономики госсобственность продавалась за бесценок. Так, Подольский завод цветных металлов был продан за 1 млн. 604 тыс. долл. США, Калужский турбинный завод - за 1 млн. 554 тыс., Череповецкий сталепрокатный - за 1 млн. 453 тыс. долл. США .

Гигант отечественной индустрии «Уралмаш» (34 тыс. рабочих) был продан за 3,72 млн. долл., Челябинский металлургический комбинат (35 тыс. рабочих) - за 3,73 млн. долл., Ковровский механический завод, обеспечивающий оружием всю армию, МВД России и спецслужбы (10,5 тыс. рабочих), продан за 2,7 млн. долл., Челябинский тракторный завод (54,3 тыс. рабочих) продан за 2,2 млн. долл. Для сравнения: средняя пекарня в Европе стоит около 2 млн. долл., средний колбасный завод швейцарского производства - 3,5 млн. долл., цех по разделке леса и выпуску «вагонки» - 4,5 млн. долл. США.

Таким образом, после первого этапа приватизации собственниками, реально управляющими имуществом, оказались теневые структуры, часть номенклатуры и директорского корпуса. Если бы приватизации не предшествовала «шоковая терапия», после которой большинство населения лишилось накоплений, спектр национальной базы легальных российских собственников оказался бы существенно шире.

Для решения этих проблем, необходимо наметить комплекс мер по управлению госимуществом и государственными пакетами акций в акционерных обществах и частных фирмах, возложив ответственность за эффективную деятельность государства на соответствующие министерства, ведомства, комитеты и службы, в связи с чем уточнить их функции и расширить права. Для государственных предприятий следует создать специальный механизм управления, включающий четкое планирование, действенный контроль и эффективный менеджмент.

Следует произвести инвентаризацию основных фондов на территории России независимо от форм собственности, привлечь для этой цели органы государственной статистики, заинтересованные министерства и ведомства, федеральные и региональные службы. При этом особое внимание уделить инвентаризации объектов, приобретенных иностранными фирмами и частными лицами с участием иностранного капитала. Представляется, что эти меры позволят противостоять развитию теневого сектора в сфере приватизации государственного имущества.

Важнейшим фактором развития теневой экономики явилась также ценовая либерализация, когда примерно 80% всех цен на российском хозяйственном пространстве единовременно стали «свободными». Например, в ФРГ к началу 70-х годов не менее 30% основных цен регулировалось государством. Последующий многократный ценовой «скачок» обусловил широкомасштабный кризис неплатежей, ускоренный спад производства (в 1992 г. он достиг 20%), дальнейшее снижение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, резкое снижение жизненного уровня населения. Для сравнения: в 1985 г. годовой доход на душу населения России составлял 5300 долл. США. По этому показателю страна занимала 13-е место в мире. Однако уже в 1995 г. этот показатель составил 2200 долл., и соответственно Россия опустилась на 97-е место в мире. Другие показатели аналогичны.

В таких условиях «одномоментное» открытие российской экономики для внешних стран, неоправданная либерализация системы внешнеэкономических связей нанесли серьезный ущерб отечественному производству и стимулировали рост теневого сектора. К примеру, до начала рыночных «реформ» производство и реализация алкогольной продукции давали почти греть всех поступлений в госбюджет. Однако в 1992 г. государство добровольно рассталось с монополией на алкоголь и табак. В спиртовой и ликерно-водочной промышленности оно еще сохранило за собой от 20 до 50% акций. А производство пива и сигарет полностью перешло в частный сектор.

Сегодня 80% табачной промышленности и 60% пивоваренных заводов уже принадлежат иностранным компаниям. В стране нелегально производится около 50% водки. Доходы теневых структур от реализации «левого» спиртного составляют около 20 млрд. руб. в год.

Еще одним фактором, стимулирующим развитие теневой экономики, является действующая система налогообложения. По мере постепенного уменьшения легального сектора хозяйствования, являющегося главным «донором» бюджета, стремление к ужесточению налогового прессинга возрастает. Тем самым воспроизводится порочный механизм: «рост теневого сектора - сокращение сферы легальной экономической деятельности - необходимость увеличения налогов на легальное производство - рост теневого сектора». Устранить его возможно, в том числе путем снижения налогов.

Серьезным фактором развития теневой экономики в современной России все более становится безработица. По оценкам Минтруда России, в начале 2008 г. в стране насчитывалось 2,5 млн. безработных граждан, что составляет 4,5% экономически активного населения. Однако в России лишь 1 млн. 750 тыс. официально зарегистрированных безработных. Таким образом, к услугам государственной службы занятости прибегает лишь один человек из каждых пяти потерявших работу. Скрытая безработица, таким образом, составляет около 7-8 млн. чел., тогда как по официальным данным - 4-5 млн. .

Обобщенный анализ факторов, стимулирующих развитие теневой экономики в России, позволяет сделать вывод, что отечественной экономической системе все более становятся присущи черты и особенности, так называемой латиноамериканской модели экономического развития. Последняя связана с масштабным развитием теневого сектора и его проникновением практически во все сферы жизнедеятельности общества и государства.


Заключение


Подводя итоги проведенному исследованию, цель которого заключалась в изучении теневой экономики, можно сделать следующие выводы.

Несмотря на то, что теневой экономике ученые стали уделять пристальное внимание только с 70-х годов XX столетия, это явление возникло значительно раньше. Если попытаться рассмотреть его в контексте теории экономических систем, то можно отметить, что теневая экономика есть постоянный спутник цивилизованного человечества. Осуществляемая за рамками «общественного договора», она неотделима от истории обществ с государственной организацией. Общей предпосылкой ее появления является устойчивое желание различных категорий подданных государства добывать средства к своему существованию, не делясь доходами с государственной казной.

Каждый тип экономической системы отличается сферами и формами теневой экономики, ее масштабами. Теневая составляющая присуща экономическим системам практически всех стран. Многие западные специалисты считают основной и даже единственной причиной развития теневой экономики чрезмерный налоговый прессинг.

В переходных и развивающихся странах причиной возникновения и развития теневой экономики выступает чрезмерная государственная регламентация экономической деятельности, выражающаяся в виде высоких трансакционных издержек, возникающих из-за административных барьеров. Теневая экономика, как правило, имеет меньшие размеры в странах, где действуют сильные и эффективные институты государственного управления.

В развитых странах развитое законодательство и мощные органы правопорядка ограничивают поле теневой деятельности. Информационные технологии позволяют этим странам эффективно контролировать движение финансовых потоков и происхождение доходов как юридических, так и физических лиц.

Рассматривая теневую экономику советского периода, в условиях административно-командной системы, необходимо отметить, что основными специфическими причинами, ее порождавшими, являлись централизованное планирование всей экономической деятельности, хронический дефицит потребительских товаров и услуг, и, как результат, рассогласованность спроса и предложения.

Теневая экономика является исключительно опасной «болезнью» российского общества, поскольку масштабы ее развития все более охватывают все сферы его экономической и социальной жизни. Однако здесь следует отметить и двойственный характер данного явления, т.к. при определенных обстоятельствах теневая экономика способствует сглаживанию негативных последствий функционирования рынка (например, уменьшения уровня безработицы, повышению доходов за счет вторичной занятости).

В заключение представляется важным особо отметить следующее.

В условиях ускорения экономического роста страны и выхода на устойчивые темпы развития необходимо комплексное научное исследование теневой экономики. Поэтому введение в научный оборот понятия «теневая экономика», осознание необходимости исследований в данной сфере, выработка методов оценки масштабов теневой экономики имеют большое значение для понимания современного состояния экономики и перспектив ее развития.

теневая экономика советский

Список использованной литературы


Алиев З.Ф <#"justify">Приложение 1


Таблица 1

Критерии типологизации теневой экономики

Основные признаки«Вторая» теневая экономика«Серая» теневая экономика«Черная» теневая экономикаСубъектыМенеджеры официального («белого») сектора экономикиНеофициально занятыеПрофессиональные преступникиОбъектыПерераспределение доходов без производстваПроизводство обычных товаров и услугПроизводство запрещенных и дефицитных товаров и услугСвязи с «белой» экономикойНеотрывна от «белой»Относительно самостоятельнаАвтономна по отношению к «белой»


Приложение 2


Таблица 2

Структура экономического пространства в СССР,

по С. Кордонскому

Уровни деятельностиФормы деятельностиНоменклатурная (руководство)Гражданская (выживание)Теневая (производство)Криминальная (воровство)НоменклатурныйПервые лицаЧиновникиТеневая номенклатураКриминализованные чиновникиГражданскийНоменклатурные гражданеПростые гражданеЛюди со связямиКриминализованные гражданеТеневойНоменклатурные теневикиЧастникиЦеховикиКриминализованные теневикиКриминальныйНоменклатурные ворыБытовые ворыРэкетирыВоры


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В экономике каждой страны есть такая составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. Но до сих пор не устоялась терминология, характеризую щая эту составляющую. До настоящего времени не существует единого понятия «теневая экономика», причем данный термин трактуется по-разному как в разных странах, так и разными авторами, что, в общем-то, естественно. К определению сущности «теневой экономики»- термина получившего в последнее время широкое распространение, имеется большое число подходов.

Западные ученые часто рассматривают её как деятельность или скрываемую от прямого статистического учета, или уводимую из-под налогообложения. Так, Дж. Блэк определяет «теневую экономику» как «экономическую деятельность, о которой не сообщается в органы государственного обеспечения, налоговые и прочие государственные учреждения». Несколько «расширяют» данное определение К.Пасс, Б. Лоуз и Л.Дэвис, которые «теневой экономикой» обозначают «деятельность, не учитываемую в исчислении национального дохода потому, что продукты такой деятельности не обмениваются на рынке, либо потому, что она незаконна».

Синонимами «теневой экономики» чаще всего являются понятия, заимствованные из международной терминологии, - «неофициальная», «неформальная», «скрытая», «нерегистрируемая» экономика и т.п. Однако они недостаточно четки, а иногда «пересекаются».

Отечественные специалисты, интерпретируя сущность теневых экономических отношений, опираются, прежде всего, на признак «неконролируемости». Контролируемые процессы, по определению, не являются «теневыми», или «скрытыми».Так, Большой экономический словарь трактует «теневую экономику» как «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть, скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах».

Аналогичное определение предлагают Б. А. Райзберг, Л.И.Лозовский, Е.Б.Стародубцева. «Теневая экономика - это экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые вооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы». Все названные российские авторы теневую экономику « подразделяют» на криминальную, «скрытые» и «неформальные» экономические явления. В то же время А. Нестеров и А.Вакурин полагают, что «криминальная экономика» - это более широкое понятие, чем «теневая экономика» и включает последнюю как составную часть.

Налицо теоретическая путаница, которую предопределяют следующие основные моменты.

Во - первых, имеет место некорректная интерпретация двух понятий «shadow economy» и «black economy» , заимствованных из англоязычных источников. Часто термин «black economy», означающий «черная экономика», или «чисто криминальная», переводится как «теневая экономика»

Во – вторых, «теневая экономика» не может быть адекватно описана с помощью норм существующего права. По мнению Д.Макарова, часть его диспозиций включает в себя деяния, «относимые к нелегальной, и к теневой экономике, некоторые нормы одновременно регулируют процессы и теневой, и контролируемой экономики, а отдельные негативные процессы теневой экономики вообще не урегулированы». Следует согласиться с тем, что на самом деле «теневая экономика» – экономический, а не правовой феномен, отражающий негативные экономические процессы в обществе. Это легальная, но не контролируемая экономическая деятельность, которую «сопровождают» различные правовые нарушения, будь то уголовные или административные. Она имплицитно содержит незаконную часть.

В- третьих, долгое время существовал устойчивый стереотип, согласно которому вся экономика делится на «белую» и «черную», т.е. легальную и криминальную. Сегодня становится ясно, что «цветовой» спектр видов хозяйственной значительно шире: он представлен массой разнообразных оттенков или «различных градаций серого цвета»

На практике деятельность большинства хозяйствующих субъектов осуществляется как в рамках легального, так и полулегального, а порой и чисто криминального оборотов. Работа в русле легального оборота дает возможность организации формировать благоприятный имидж на рынке, иметь кредитную историю, аппелировать к судебной или исполнительной власти, а также избегать дополнительных рисков в случае проверки налоговыми или иными контролирующими органами. В то же время необходимость «ухода» от чрезмерных налогов, а часто и просто задачи максимизации прибыли обуславливают «перевод» части бизнеса на «серые» схемы. Таким образом, задействован эффективный механизм деформализации экономики, который непрерывно трансформирует формальные правила и встраивает их в неформальные отношения.

Следует отметить, что в силу этих и других причин до сих пор не существует подлинно научного определения «теневой экономики». Встает задача переоценки или перегруппировки существующего законодательства и выделения в экономике наиболее негативных и связанных между собой явлений, которые могли бы иметь самостоятельное название «теневая экономика», с одной стороны, и соответствовать этимологическому значению понятия «теневая экономика» с другой. Необходимость этого возникает еще и потому, что при действующем законодательстве, да и на практике в принципе трудно представить себе полностью легальную, т.е. соблюдающую все имеющиеся нормативные экономическую деятельность. Поэтому для дальнейшего рассмотрения генезиса сложившихся в российском обществе «теневых» экономических отношений и характеристики их видов вполне подходящим представляется следующие рабочее определение. «Теневая экономика - параллельная подпольно функционирующая экономическая структура мафиозного характера, ориентированная на извлечение скрываемых от налогообложения сверхприбылей и подрывающая сложившиеся в обществе экономические отношения». При этом речь идет о широком спектре негативных экономических процессов «криминальной направленности.

Экономическая деятельность также подразделяется на официальную и теневую (не укладывающуюся в рамки действующего законодательства)

Прежние системы национальных счетов (СНС), разработанные ООН, Евростатом и другими организациями, не содержали однозначных рекомендаций относительно учета теневой экономики. Новая версия, принятая в 1993г., предлагает практически целиком учитывать «теневую экономику» в составе производственной деятельности. «Голубая книга» (издание статистического комитета ООН), излагающая методологию СНС, вводит в обращение три понятия, довольно близких по смыслу и в некоторых аспектах даже пересекающихся. Это «скрытая» (или теневая), неформальная (или «неофициальная») и «нелегальная» деятельность.

Первая из названых-теневая-характеризует разрешенную законом деятельность, которая официально не представлена или преуменьшена ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, выполнения определенных административных обязанностей или внесения социальных взносов. Подобная деятельность возможна практически во всех отраслях экономики.

Согласно методике Госкомстата РФ «Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики», разработанной в 2002г. с учетом опыта Директората статистики ОРЭС, Статкмитета СНГ, Национальной статистической службы Нидерландов и Национального института статистики Италии, экономику следует подразделять на наблюдаемую и ненаблюдаемую. Виды производственной деятельности, относящиеся к ненаблюдаемым, являются незаконными, скрытыми, неформальными и произведенными домашними хозяйствами для самостоятельного использования. Параграф 6.34 СНС 93 гласит: «Скрытая экономика включает всю легальную производственную деятельность, которая умышленно скрывается от государства».

Деятельность нелегальных предприятий, так же как и легальных, предполагает производственный процесс. К нелегальному виду деятельности относятся незаконное производство или сбыт продуктов и услуг (например, производство оружия или наркотиков, контрабанда). Сюда же входит «нелицензированная деятельность» практикующих врачей, адвокатов, преподавателей учебных заведений, инструкторов спорта и т.д. Конечно, преступная деятельность, направленная против личности или имущества (например, грабежи, воровство и терроризм), не может быть включена в границы производства. Тем не менее, СНС рекомендует учитывать ее экономические последствия в национальных счетах как особый случай и отражать его на специальном счете. Можно добавить, что воровство, грабеж, разбой, рэкет и другие виды деятельности представляют собой перераспределение доходов от одних лиц к другим и поэтому общую сумму ВВП не увеличивают. Таким образом, при определении ВВП должны быть учтены следующие показатели:

    законной деятельности, скрываемой или преуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других, оговоренных законом обязательств;

    неформальной (неофициальной) легальной деятельности, в том числе деятельности некорпорированных предприятий с неформальной занятостью, работающих для собственных нужд;

    неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:

а) легальных видов деятельности, которыми занимаются нелегально;

б) нелегальной деятельности, предоставляющей собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос;

в) нелегальной деятельности, направленной против личности или имущества.

При этом все перечисленные виды деятельности кроме пункта 3 «в», включаются в границы производства.

С учетом вышесказанного термином « теневая экономика» логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами. За редкими исключениями (например, связанными с функционированием домашнего хозяйства), теневая экономика представляет собой систему общественных отношений, входящих в противоречие с законами и правовыми нормами, формальными правилами хозяйственной жизни. Иначе говоря, данная система находится вне рамок правового поля. В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые связывают с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли (сверхприбыли) и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход. Итак, как мы видим сущность «теневой экономики» можно определить с разных точек зрения. И, конечно же, существует еще множество других подходов к истолкованию понятия «теневая экономика», но все они отмечают главный её признак- это скрытый характер.

      Структура теневой экономики и её институционализация.

Из раскрытой выше сущности «теневой экономики» следует, что это явление имеет весьма многогранный и разнородный характер. В связи с этим возможны различные критерии разграничения её элементов. Для удобства анализа обозначим каждый выделенный слой, страту, зону или уровень рынка своим цветом.

Белый рынок (официальная зона) базируется на основе учтенных операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями и т. П.Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдениями всех законов и правил и полностью прозрачны. Последнее обстоятельство особенно важно при вхождении России в мировой рынок и является наиважнейшим фактором привлечения в белый рынок предпринимателей из теневой сферы.

Розовый рынок (своего рода «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. В этой «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые «карманные» фирмы, которым позволительно, например, ежегодно закупать несколько миллионов тонн нефти по заниженным ценам (в том числе за региональные расчетные векселя) и отправлять её на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д. и т.п.

Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. Причем значительная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные офшоры.

Розовый рынок берет свое начало с 20-х годов прошлого века, когда, например, В.И.Ленин лично дал карандашной фабрике А.Хаммера разрешение на ведение бизнеса в Росси со многими льготами. К этому рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным обширную сеть спецраспределителей и спецмагазинов (таких как «Березка»), особых санаториев, больниц для власть принадлежащих. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ.

Внутри этого рынка, по существу, встроенного в механизм принудительного распределения ресурсов действовала своя система неофициального (а значит теневого) обмена услугами в региональном плане – между центром и местами, в отраслевом между правительством, министерствами и отдельными предприятиями. Сложился и собственный механизм согласования интересов - борьба за выделение максимального объема ресурсов и получение минимальных плановых заданий. В ЦК КПСС и Госплане СССР между отделами и «подведомственными регионами» шел настоящий торг посредством бартерных операций по всем группам и услугам. Выделение кредитов и размещение новых предприятий в регионах зачастую осуществлялось путем яростной борьбы между региональными лидерами. Процветали закрытый номенклатурный подбор и расстановка кадров, причем многие представители номенклатуры жили по принципу - «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Быками (или даже козлами) считалось остальное население страны. Открытие рынка в начале 1990-х годов привело к тому, что экономика тотального дефицита трансформировалась в экономику неплатежей и денежного дефицита.

В настоящее время наряду с открытой существует и продолжает развиваться закрытая (негласная) форма обмена и распределения ресурсов, продукции и услуг, с предоставлением официальных и неофициальных льгот и преференций(налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других)для своих –узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.

Серый рынок- зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды – проведение праздников, во внебюджетные фонды.

Этот рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов власти.

Эта система начала функционировать еще в советские времена, когда хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием - «блат-связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг - в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в СССР привел к широкомасштабным спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.

Другая составляющая серого рынка- это достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности(феномен «несунов»).Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны- скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализированном управлении и планировании ошибки в распределении ресурсов.

В современных условиях сложился новый тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупами за право не платить оброк. Взамен власти закрывают глаза на правонарушения бизнесменов.

Черный рынок - (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности(«левые» репетиторство услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне» (каламбур), авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения.

Черный рынок-это своего рода офшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».

Гигантские масштабы «черного рынка» и его четкая структурированность позволяют сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства с аналогичной официальной системой управления.

Хозяйствующий субъект черного рынка - организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учетом пособников и членов семей эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причем идет активный процесс консолидации - вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так4 и на межрегиональном и международном уровнях путем налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.

Черный рынок организован по принципу пирамиды. На ее вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании - «рабочая сила»: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры и т.п. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов власти и управления. Через них «черный рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность перевода учтенных безналичных денег в неучтенные наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от5% до 25% от численности всей пирамиды.

Вторая группа формирует среднюю часть пирамиды и состоит из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры). Представляющих серый рынок. Здесь черный рынок смыкается с серым. Следует, отметить, что многие представители как черного, так и серого могут войти в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить в «полутень» потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают доходы.

Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки. Всего данная пирамида, по нашим подсчетам, включает порядка 30 млн. чел. Экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП.И хотя данное деление теневой экономики на три сегмента довольно условно, на мой взгляд, оно очень схоже с тем, как делит теневую экономику в своей книге Латов Ю.В. .Есть лишь одно небольшое несовпадение в названиях условных частей теневой экономики. «Вторая («беловоротничковая») экономика» так окрестил Ю.В Латов тот сектор теневой экономики, который И.М Аблаев в своей статье назвал розовым. Определяют этот сектор оба автора практически одинаково, поэтому я считают, будет уместным привести таблицу структуры теневой экономики из учебника Латов Ю.В., с целью того чтобы показать наглядно условное деление теневой экономики на части и взаимосвязанность этих частей между собой.

Таблица №1 : Структура экономики с учетом теневых секторов.

Теневая экономика (shadow economy) — неформальная часть национальной экономики, не учитываемая официальной . Термин теневая экономика охватывает виды неучтенной деятельности, незафиксированные официально:

  • экономические операции, не запрещенные законом («серый» рынок);
  • криминальный, то есть запрещенный законом бизнес («черный» рынок).

В широком смысле слова в теневую экономику входит также внерыночная деятельность, которая осуществляется в , в сфере услугами и во всех случаях, когда ее продукты не выходят на рынок.

Теневая экономика — в узком смысле — социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах.

Теневая экономика — часть экономики, включающая не контролируемые государством , и товаров и услуг, отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию частной или государственной собственности в корыстных целях.

Теневая экономика существует в каждой национальной экономике. Обычно, по оценочным данным, ее масштабы не превышают 10% . В некоторых странах при слабости государственного контроля за выполнением законодательства, особенно в условиях кризиса, послевоенной разрухи или во время переходных периодов, теневая экономика достигает гораздо больших размеров.

Теневая экономика имеет следующую структуру:

  1. криминальная экономика – «встроенная» в официальную экономику экономическая преступность (хищения, корыстные должностные и хозяйственные преступления); подпольная, полностью скрываемая от всех форм контроля экономическая деятельность (наркобизнес, азартные игры, проституция); общеуголовная преступность против личной собственности граждан как форма внеэкономического перераспределения доходов (грабеж, разбой, кража личного имущества, рэкет);
  2. фиктивная экономика – официальная экономика, дающая фиктивные результаты, отражаемые в действующей системе учета и отчетности как реальные;
  3. неформальная экономика – система неформальных взаимодействий между экономическими субъектами, базирующаяся на личных отношениях и непосредственных контактах между ними и дополняющая или заменяющая официально установленный порядок организации и реализации экономических связей.

Теневая экономика - это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.

Теневую экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, теневая экономика - это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа. Теневая, «серая», экономика, как правило, достаточно связана с «белой», официальной экономикой.

Масштабы и характер деятельности в сфере теневой экономики варьируются в очень широких пределах — от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (вроде наркобизнеса), до бутылки водки, которой “награждают” водопроводчика за починенный кран.

Теневая экономика образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным - от сокрытия самого существования фирмы или существования определенных активов, до сокрытия отдельных сделок.

При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нем предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Чем сложнее бюрократические процедуры в развивающихся странах, тем больше данный сектор экономики. Вопросами целесообразности такого поведения, в частности, занимается экономика преступления и наказания.

Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружен любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок.

В среднем, чем больше сотрудников в фирме, тем меньше вероятность того, что они получают неоформляемую зарплату «в конверте», с которой не платятся налоги.

Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например «обналичке», тем меньше срок ее вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм - еще один способ скрыть следы своей деятельности.

Согласно экспертных оценок объем теневой экономики в России и Украине оценивается в 20-30% от годового объема ВВП.

Теневая экономика неоднородна и ей присуща своя социальная структура. Выделяют в ней три страты (схема 1.1):

высшая - криминальные элементы (торговцы наркотиками, оружием, рэкетиры, бандиты-грабители, наемные убийцы и др.);

средняя - теневики-хозяйственники (коммерсанты, финансисты, банкиры, мелкие и средние предприниматели);

нижняя - наемные работники как физического, так и умственного труда.

Схема 1.1 - Страты социальной структуры теневой экономики

Примечание - Источник: собственная разработка на основе

Как мы видим, теневой экономической деятельностью занимаются не только предприниматели. В нее вовлечены и «простые» работники, специалисты, инженеры. Это касается почти всех отраслей экономики. Причем значительная (если не основная) ее часть осуществляется прямо на рабочем месте - люди работают не только на предприятие («на хозяина»), но и на себя.

С точки зрения экономической науки теневая экономика - это экономическая деятельность незарегистрированная статистическим учетом. В системе национальных счетов ООН выделяются следующие виды теневой деятельности: скрытая, неформальная, нелегальная. (рис.1.1)

Скрытая экономическая деятельность - экономическая деятельность, которая скрывается с целью уклонения от уплаты налогов. В международной практике выделяется два пути уклонения от налогов: недоплата или занижение суммы налога на законном основании при использовании несовершенства в законодательной базе и сокрытие доходов в нарушение законодательства.


Рисунок 1.1 - Границы теневой экономической деятельности

Примечание - источник

Неформальная экономическая деятельность - законная экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, принадлежащих отдельным лицам или домашним хозяйствам, которые не оформляются в установленном порядке, основанная на неформальных отношениях между участниками производства.

Нелегальная экономическая деятельность - незаконная экономическая деятельность по производству товаров и услуг, которая прямо запрещена действующим законодательством.

Таким образом, все перечисленные виды деятельности можно разделить на две основные группы: теневой сектор легальных видов экономической деятельности, разрешенный законом, и сектор нелегальной деятельности, полностью запрещенный законом.

Различают также виды теневой экономики (табл.1):

  • *фиктивная («беловоротничковая»);
  • *неофициальная;
  • *подпольная.

Таблица 1 - Критерии типологизации теневой экономики

Основные признаки

Фиктивная теневая экономика

Неофициальная теневая экономика

Подпольная теневая экономика

Субъекты

Менеджеры официального («белого») сектора экономики

Неофициально занятые

Профессиональные преступники

Перераспределение доходов без производства

Производство обычных товаров и услуг

Производство запрещенных и дефицитных товаров и услуг

Связи с официальной экономикой

Неотрывна от «белой»

Относительно самостоятельна

Автономна по отношению к «белой»

Примечание - Источник:

Фиктивная теневая экономика - это запрещённая законом, скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом фиктивная теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг: получаемые от «второй» теневой экономики выгоды получены одними людьми за счёт потерь, которые несут другие.

Неофициальная теневая экономика (неформальный сектор экономики) - это разрешенная законом (легальная или полулегальная) экономическая деятельность (преимущественно, мелкий бизнес), которая не учитывается официальной статистикой. В этом секторе теневой экономики производятся в основном обычные товары и услуги (как и в “белой” экономике), но производители уклоняются от официального учета, не желая нести расходов, связанных с получением лицензии, уплатой налогов и т.д. Это явление в наибольшей степени изучено на материалах развивающихся стран, где развитие неформального сектора является главной стратегией выживания беднейших слоев населения.

Основной прием неофициальной экономики - использование трансфертных цен. Это значит, что все существенные закупки и продажи компания отражает в официальных документах по ценам, не имеющим никакого отношения к действительности. То есть, цены искажены с целью занизить доходы и завысить расходы и таким образом уменьшить налогообложение прибыли. Или же сокрыть базу обложения косвенных налогов, - например, минимизировать НДС и пошлины за счет занижения суммы инвойса при импорте.

Подпольная теневая экономика (экономика организованной преступности) - запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещённых и остродефицитных товаров и услуг. Подпольная экономика обособлена от официальной экономики ещё в большей степени, чем неофициальная. Подпольной теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключённые из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими её. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.

Следует подчеркнуть, что основной объем теневой экономической деятельности обычно дают “фиктивная” и, самое главное, “неофициальная” теневые экономики. Понятие “теневая экономика” обычно ассоциируется со словом “мафия”, но на самом деле доходы организованных преступных группировок составляют в общей массе теневых доходов лишь малую часть. Например, в США в 1980-е годы ежегодные потери общества от преступности корпораций (прежде всего, от утаивания ими доходов) примерно в 18 раз превышали доходы всего уголовного мира.

Данную типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру. Взаимосвязь теневых секторов представлена на рисунке 1.2. Здесь видна связь между секторами теневой экономики и ее сила.


Таким образом, понятие «теневая экономика» понимают как все виды экономической деятельности, которые официально не учтены, не отражены в официальной статистике. В данной главе мы выделили основные причины возникновения теневой экономики (высокие налоговые ставки, низкий уровень жизни людей, несовершенство законодательства и т.д.) и её структуру (неофициальную, подпольную, фиктивную).

Недостаточный уровень развития экономических отношений в обществе, механизмов государственного управления приводит к негативному явлению — теневой экономике.

Сущность, виды, формы теневой экономики

Желание скрыть доходы (или их часть) от контролирующих органов присутствует у множества субъектов предпринимательства и граждан по всему миру. Но в одних странах существуют благоприятные условия для процветания теневого бизнеса (массовая коррупция, слабая система управления и контроля, завышенные ставки налогов и сборов), в других такие условия пресекаются жёсткой системой наказаний, отсутствием системного взяточничества, гибкой, разумной системой налогообложения.

Ещё одним важным фактором развития теневой экономики является тяжёлая социальная обстановка. Человек, у которого не хватает элементарных средств для существования, вынужден соглашаться работать неофициально на нечестного работодателя.

Основные виды и составляющие теневой деятельности от статистических, контролирующих органов:

  • «Вторая» экономика. Сокрытие части совершаемых хозяйственных операций, товарооборота и финансов. Осуществляя официально разрешенные виды экономической деятельности, субъекты предпринимательства не отражают в бухгалтерском, статистическом, налоговом учете и отчетности определенную долю отгруженной продукции, выполненных услуг, скрывают часть выручки, реальной заработной платы от налогообложения;
  • «Чёрный» бизнес. Незаконное занятие запрещенными видами деятельности (контрабанда, наркобизнес, скрытый оборот поддельных спиртных и табачных изделий, продажа оружия);
  • «Серая» экономика. Получение доходов мошенническим путем (обсчёт покупателей в местах торговли, приписки, хищения, взятки), организация подпольных цехов. Сокрытие от учета трудовых ресурсов, их реального размера зарплаты и обязательных отчислений в социальные фонды и бюджет. Сомнительные финансовые операции с целью вывода денежных средств в офшорные зоны;
  • Коррупционные доходы в бюджетной сфере (взятки за «решение вопросов» чиновникам, представителям контролирующих органов, а также в сферах здравоохранения, образования, коммунальных и государственных услуг).

Основными сферами теневой экономики являются подпольное производство, оказание услуг, розничная торговля. Как правило, «чёрной» экономикой занимаются субъекты организованной преступности. Этот теневой сегмент представляет наибольшую опасность для дальнейшего развития государства. Благодатная почва для «чёрного» бизнеса подпитывается в правоохранительных органах, взаимосвязью теневой экономики и организованной преступности. Эти два негативных фактора требует от представителей государственного управления принципиальной и нещадной борьбы, применения суровых наказаний для защиты экономики страны от разрушения.

На «серую» и «вторую» (или «беловоротничковую») экономику возможно осуществление косвенного влияния с помощью финансовых рычагов. Субъектам предпринимательства должно стать невыгодно рисковать бизнесом ради сокрытия налогов при соответствующем снижении налогового бремени, улучшении экономических показателей, деловой атмосферы на территории страны.

Признаки теневой экономики

Основными индикаторами, высвечивающими масштабы теневой экономики на территории государства являются:

  • несоответствие уровня фактического потребления официальным доходам;
  • завышенный спрос на деньги по сравнению с методологическими расчётами центральных банков стран;
  • расхождение размеров потребления электроэнергии, других необходимых ресурсов, используемых в производственной деятельности, сфере услуг;
  • несоответствие статистических показателей трудовой занятости их размерам, установленных путём проведенных выборочных наблюдений, социологических опросов населения.

Значительные отклонения показателей свидетельствуют о большой доле укрывательства от государства совершаемых сделок между предпринимателями, занижении реального уровня доходов.

Причины теневой экономики

Любой здравомыслящий бизнесмен ведя дело, просчитывает размер своих вложений, расходов, доходов и ожидаемую прибыль. Если он при нормальных условиях финансово-хозяйственной деятельности не получает прибыль, начинается поиск законных или незаконных путей достижения положительного финансового результата. Нерациональная система налогов, сборов, тотальный надзор и контроль, системная коррупция не дают возможности честным предпринимателям успешно конкурировать с «нечистыми на руку», приводят к значительному росту доли теневой экономики в создании общего валового продукта на территории страны.

Ещё одной причиной ухода части экономики в тень являются финансовые кризисы, рост безработицы, инфляция.

Серьёзным социальным фактором, опасным для сохранения целостности государства, является потеря доверия его граждан к органам управления. Если люди чувствуют, что представители органов власти, собирая налоги не занимаются надлежащим образом обеспечением достойных социальных услуг в сфере медицины, образования, коммунальных услуг, не развивают экономическую сферу, у них пропадает желание платить отчисления в государственный бюджет.

Несоответствие экономических, юридических нормативных правовых актов реальной ситуации в стране также значительно влияет на уровень развития теневой экономики.

Рост теневой экономики, ее негативное или положительное влияние

Возрастание доли сокрытия доходов и ресурсов неразрывно связано с ослаблением государственной системы. При снижении уровня социальной защищенности населения к постоянной группе представителей организованной преступности, присоединяются ранее законопослушные граждане, предприниматели, вынужденные любыми средствами бороться за свое выживание и сохранение собственного бизнеса. Ярким примером роста «тени» являются девяностые годы прошлого века на постсоветском пространстве. Новая законодательная база, чёткая структура правоохранительных органов отсутствовала, и реальная власть во многих местах переходила к субъектам организованной преступности.

Негативные последствия теневой экономики выражаются в не получении государством необходимых средств для наполнения бюджетов всех уровней, потере способности своевременно выполнять свои обязательства перед жителями в социальной сфере (выплаты пенсий, пособий, обеспечение надлежащего уровня здравоохранения, образования).

В конечном итоге, когда в стране на базе накопления огромных теневых капиталов реально управляют бандитские группировки, официальные властные структуры полностью теряют своё назначение во внешней и внутренней политике, что приводит к разрушению государственного управления.

Вместе с тем, в периоды финансовых кризисов, «беловоротничковая» и «серая» виды теневого сектора экономики частично способствует сохранению субъектов предпринимательства. Сохранение скрытых рабочих мест, неучтённых доходов, позволяет им выжить в тяжелейших финансовых условиях, что стало бы невозможно при полном объеме выполнения обязательств перед государственным бюджетом.

Методы оценки теневой экономики

Ученые экономисты многих стран изучили основные факторы влияния и разработали методики определения размеров экономической «тени».

Прямые методы основаны на анализе информации, полученной путем специальных опросов, наблюдений, проверок в сфере доходов и расходов субъектов предпринимательства, трудоспособных граждан и их реальной занятости.

Косвенные методы включают в себя тщательный анализ расхождений в расчётных и фактических данных товарных потоков, расходовании основных видов производственных ресурсов.

Монетарные методы основаны на сопоставлении и анализе использования наличных денежных средств в обороте.

Структурные методы направлены на изучение доли скрытых оборотов в основных сферах теневой экономики.

Теневая экономика в России и других странах

Авторитетные австрийские эксперты Ф.Шнайдер и Д.Энсте провели подробные расчёты, анализы уровня теневой экономики в различных странах по состоянию на конец 20 столетия. Оказалось, что наиболее высокая доля сокрытия доходов и занятости существует в бывших странах Советского Союза. Главная причина этого негативного факта – слабость, недостаточное развитие государственного управления, массовое нежелание соблюдать правовые нормы и реально побороть коррупцию:

  • В России и Армении доля теневых доходов составила до 45%, теневых трудозатрат 40%;
  • В Азербайджане соответственно 60 и 50%;
  • На Украине в тени 50% ВВП и 41% трудовых ресурсов.

В странах Центральной и Восточной Европы со стабильной устойчивой государственной и экономической системой уровень теневого ВВП в среднем составил 29%, трудовой занятости «в тени» — 23%. В США « тень» составляет по разным оценкам до 10%, в Германии, Великобритании – 12%.

При определении размеров теневых хозяйственных операций в России в 90-е годы прошлого года использовалась «итальянская система» расчётов, основанная на определении трудоспособных граждан.

Примеры теневой экономики

Показательны некоторые результаты исследований российской экономики за последние годы:

  • За 2015-2016 годы около 600000 индивидуальных предпринимателей прекратили свою официальную деятельность;
  • По данным Центробанка в 2016 год оборот сомнительных банковских операций турфирм и сопутствующих транспортных агентств составил 80 млрд.рублей;
  • Летом 2017 года представители Центробанка огласили три основных направления отмывания денег, общим объёмом превышающие десятки млрд.рублей – розничная торговля, обналичивание корпоративных платежных карт, услуги туристических агентств.

Для сокращения объемов сомнительных операций регулирующие надзорные банковские органы вводят ограничительные меры наличного обращения для субъектов предпринимательства.

  1. Расчётные показатели по скрываемому хозяйственному обороту на территории России свидетельствуют о постепенном снижении доли «тени» в общем объеме ВВП до 25-30%. Но при этом уровень коррупции не падает. Вероятно, современный госаппарат не стремится к реальной борьбе с коррупцией.
  2. Расчётные показатели и банковская информация свидетельствуют о ежегодном сомнительном выводе из России до 30 млрд. долларов финансовых ресурсов. Общий ВВП России в 2016 году составил 1,28 трлн. долларов.
  3. В благополучной экономике США объём «тени» составляет 10 процентов ВВП. Но в абсолютных размерах это огромная цифра более 2 трлн. долларов!

Вероятно, полностью изжить сокрытие доходов даже в развитых странах не представляется возможным. Задача государства — сделать ее влияние минимальным, не допустить ослабления системы управления, снижения уровня бюджетного финансирования .

Познавательная литература по теневой экономике

1.Учебное пособие «Теневая экономика». Автор Привалов К.В.

2.Учебник по теневой экономике под редакцией Латова Ю.В.

3.Статья «Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой». Журнал «Налоговая политика и практика» №6 за 2010 г.