Россияне без газа, или почему провалилась газификация россии. Россия без газа: почему треть страны им постыдно не обеспечена

Программа газификации Московской области существенно улучшит условия жизни в Подмосковье. В документе подробно описан план предстоящих работ, указаны суммы, которые предполагается вложить в газификацию. Например, в 2018 году должна быть освоена сумма в 1 770 000 рублей. Средства будут привлечены из разных источников финансирования, в том числе, от изменения тарифов и кредитов.

До 2020 года планируется:

  • Приступить к освоению инновационных технологий для рационального использования ресурсов;
  • Обеспечить условия для эффективного труда. Имеется в виду налаживание связей с предприятиями, ЖКХ, населенными пунктами и прочими объектами, включенными в программу газификации в Московской области, и реформирование жилищно-коммунального хозяйства;
  • Повысить инвестиционную привлекательность.

Несколько лет назад был запущен проект территориального расширения столицы ‑ «Новая Москва». В рамках этого проекта уже газифицированы или находятся в стадии подготовки многие населенные пункты Подмосковья. Приоритетное направление – развитие инфраструктуры и перевод котельных на природный газ. В 2017 г. планируется модернизировать 130 котельных, их мощность будет равна 500 Гкал/час. К 2020 году Подмосковье планируется газифицировать на 98% (сейчас 96,6%).

Газификация Ленинградской области

Программа газификации рассчитана на пять лет и должна быть завершена к концу 2020 года.

  • «Газпром» проложит газопроводы, соединяющие поселки области, общая протяженность составит 944 км, будут построены 4 газораспределительные станции, подающие газ в 118 населенных пунктов
  • Региональное правительство обязалось построить 456 км сетей внутри поселков, оборудовать 30 тысяч квартир и домов для приема газа, запустить 47 котельных.
  • Цена программы – 21 млрд. руб.

В период с 2003 по 2015 год в области газификация региона повысилась с 49,9% до 65,3%.

Газификация в Калининградской области

По плану газификации Калининград и область будут работать до 2020 года. Муниципалитеты за 5 лет собираются обеспечить газом 100 000 граждан, в результате регион будет газифицирован на 80% (в настоящее время – 62%).

В рамках программы планируется:

  • Обеспечить газом сельскохозяйственные и промышленные предприятия, города и крупные населенные пункты: Багратионовск, Балтийск, Нестеров, Озерск, Светлый, Черняховск.
  • Провести 3 000 км сетей и подключить к газоснабжению 250 тысяч домов.
  • Ввести в строй терминал регазификации на Балтийском побережье для полной газификации области.

Газификация Крыма

В Крыму планируют газифицировать все населенные пункты к 2020 году. Сейчас газ получают 73% населения: города обеспечены природным газом на 84,9%, села – на 47,7%.

Газификация полуострова началась в 1967 году, газопровод в восточной части Крыма был введен в 1999 г. В настоящее время не поставляется газ только в Алупку и 566 небольших населенных пунктов. В прошлом году из крымского бюджета на газификацию было выделено 739,6 млн. руб. для строительства 17 объектов. Для полной газификация региона необходимо финансирование около 50,4 млрд. руб.

Газификация сельских населенных пунктов

Проблема газификации регионов относится к числу социально значимых и масштабных направлений. Совместные программы региональных властей и «Газпрома» должны обеспечить природным газом большинство сельских населенных пунктов в России. Строительство межпоселковых газопроводов финансирует «Газпром», прокладку сетей внутри населенных пунктов и подготовку потребителей будут оплачивать региональные власти.

В рамках программы газификации с 2005 по 2015 год «Газпром» уже инвестировал 270,1 млрд. руб.: было протянуто 26 тыс. км газопровода, подготовлены к использованию газа более 700 000 домов и квартир, запущено 4 000 котельных. Газификация достигла 66,2%.

«Газпром» разработал программу с учетом автономной газификации регионов, в которых добывают природный газ или есть возможность использования альтернативных источников энергии. Это особенно важно для удаленных и небольших населенных пунктов, расположенных далеко от магистрального газопровода.

Газификация СНТ

По правилам, введенным в 2013 г., действуют новые правила подключения домов к газопроводу. Правом подключения с этого времени обладают только газораспределяющие компании, работающие по лицензии. Процедура присоединения к газопроводу строго регламентирована и упрощена, стоимость составляет 20 000‑50 000 рублей, в зависимости от объема потребления газа. До 2020 года тарифы должны быть унифицированы для всех СНТ на территории России.

К газопроводу могут подключиться СНТ, все члены которых согласны оплатить разводку газовых труб на территории товарищества. Правительство обязалось создать благоприятные условия для газификации СНТ, соответствующих условиям, установленным региональными властями. Решение о подключении к газопроводу принимается на общем собрании членов товарищества, при этом должны быть оформлены границы земельных участков и утверждена схема разводки.

Десять российских регионов в рамках масштабной программы газификации полностью выполняют обязательства и вовремя подключают потребителей к газу, еще 14 регионов сильно отстают от плана, а пять вовсе его игнорируют. Это Хабаровский и Ставропольский края, Дагестан, Карачаево-Черкесия и Камчатка. Остальные более или менее идут по графику.

Об этом сообщил гендиректор "Газпром межрегионгаза" Кирилл Селезнев, рассказывая об итогах программы 2005-2017 годов. В этом году в программе участвует чуть меньше регионов - не 68, а 66. При этом пересматривать ее и брать на себя обязательства по строительству внутрипоселковых газопроводов, домовой разводки и прочего поставщик не будет: Селезнев напомнил, что компания и регионы четко разграничили сферы ответственности, когда были еще в начале пути. "Газпром" подводит трубу к границе населенного пункта, а дальше наступает зона ответственности местной администрации.

"Газпром" проводит масштабную программу газификации регионов с середины 2005 года. За это время построено более 30 тысяч километров газопроводов, подведенных более чем к четырем тысячам населенных пунктов. Компания строит межпоселковые газопроводы, а администрация города - уличные распределительные сети, готовя к приему газа как население, так и котельные.

Если в 2005 году страна была газифицирована примерно наполовину, то к началу 2018 года - на 68,1 процента. За это время в строительство межпоселковых труб вложено почти 325 миллиардов рублей. В этом году - еще 36,7 миллиарда. Сюда не входят средства, вложенные региональными администрациями для внутрипоселковых газопроводов.

С ростом газификации в прошлом году объемы продаж газа на внутреннем рынке тоже повысились - на семь процентов (до 229,9 миллиарда кубометров), но в этом году, скорее всего, объемы немного упадут - до 222 миллиардов кубометров, допустил Селезнев. В структуре потребителей газа наибольшая доля приходится на электроэнергетический сектор - более 30 процентов, на втором месте - население (примерно пятая часть). Кто, по прогнозу, снизит потребление, пока неясно.

По оценкам поставщика, темпы газификации тормозит рост просроченной задолженности потребителей за уже поставленный газ. Условно самые дисциплинированные - электроэнергетики и бюджетные учреждения, чьи долги к началу мая оказались наиболее низкими - около 16 миллиардов рублей. Больше всего задолжали теплоснабжающие организации и население - в сумме более ста миллиардов рублей. Существенный долг - у Приморья, Центрального и Северо-Кавказского округов. Пытаясь повысить собираемость платежей, поставщик газа действует и через правоохранительные органы. Примечательно, что после рассылки уведомлений с требованием погасить долг потребители оплатили почти десять миллиардов рублей.

Долги потребителей тормозят темпы газификации России

Более десяти процентов просроченной задолженности по всей стране приходится на трех крупных потребителей: подведомственные организации, Центральную ТЭЦ в Новокузнецке и "Тверскую генерацию". При этом, например, если долг структур минобороны за прошлый год снизился на 6,3 процента - до менее шести миллиардов рублей, то два других должника нарастили долг на 21 и 52 процента соответственно - суммарно почти до семи миллиардов рублей. Среди юрлиц число отключенных за долги снизилось на четверть, среди физлиц - осталось неизменным.

В комитете Госдумы по энергетике 21 ноября обсудили газификацию России и необходимые для этого законодательные решения. Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный заявил, что газификация необходима стране и газовой отрасли для поддержания и расширения спроса на газ на внутреннем рынке. Это одно из обязательных условий устойчивого развития отрасли в условиях профицита добычных и магистральных транспортных мощностей, усиления конкуренции на внешних рынках, а также при перспективе снижения темпов роста спроса на энергию по мере роста энергоэффективности и применения возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

«Но газификация должна быть экономически рентабельной. А это невозможно сегодня, при нашей системе ценообразования на газ. В условиях низких цен на газ на внутреннем рынке для «Газпрома» газификация нерентабельна, для независимых производителей – неинтересна. Отказ от государственного регулирования цен на газ в пользу межтопливной конкуренции резко увеличил бы темпы газификации в стране, так как заработала бы экономика», – полагает Завальный.

По мнению Кирилла Молодцова, заместителя Министра энергетики РФ, для реализации задач, заложенных в документах стратегического планирования, в том числе в части газификации страны, в ближайшие годы необходимо определиться и с моделью ценообразования на газ, и с концепцией внутреннего рынка в целом. Главной целью при принятии решений должно быть обеспечение граждан страны природным газом на приемлемых условиях и в долгосрочной перспективе.

«Стопроцентная газификация страны невозможна и экономически нецелесообразна. Целевой показатель – 85%, включая автономную газификацию»,

– отметил Кирилл Молодцов.

Сегодня основная ответственность за газификацию лежит на субъектах РФ и ПАО «Газпром». В 38 регионах действуют утвержденные программы, в 33 программы проходят стадию согласования, в семи программы пришлось вернуть на доработку. Еще в семи регионах – на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, вне зоны Единой системы газоснабжения, – таких программ пока не может быть: вопрос можно будет решать по мере реализации Восточной газовой программы или через автономную газификацию.

Одной из основных проблем замминистра энергетики назвал неисполнение субъектами Федерации обязательств по подготовке потребителей к приему газа в части строительства газотранспортной инфраструктуры. По его данным, порядка трети регионов в той или иной степени нарушают взятые на себя обязательства.

«Не менее важно снятие разного рода барьеров, упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре. Минэнерго работает над этим. Целевой показатель – сокращение срока подключения (с момента обращения до момента подачи газа) с 500 дней до 135», – сообщил Молодцов.

В свою очередь, и.о. директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ Дмитрий Вахруков отметил необходимость расширения пропускной способности существующей газотранспортной инфраструктуры.

«Газораспределительные сети перегружены, недостаток возможностей по присоединению к газопроводам ограничивает экономическое и социальное развитие регионов. Так, в Московской области из-за этого не реализуется порядка 50 инвестиционных проектов»,

– заявил Вахруков.

Минэкономразвития предлагает законодательно прописать механизмы, которые обязали бы собственника системы газоснабжения вести расширение пропускной способности инфраструктуры. Это потребует меньших капитальных затрат, чем строительство новой, имея большой потенциал расширения газопотребления в уже газифицированных регионах.

Наталья Пронина, заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС, рассказала о намерении службы внедрить в двух регионах – Тюменской области и Пермском крае – пилотные проекты по заключению так называемых регуляторных контрактов между ФАС, региональным тарифным органом и поставщиком газа, предполагающих другой подход к тарифообразованию. ФАС полагает, что они дадут более прозрачную систему цен, возможность долгосрочного планирования и оптимизацию затрат на газификацию, при этом цена на газ для потребителя не меняется.

Новации, предлагаемые Минэкономразвития и ФАС, вызвали большой скепсис у заместителя председателя правления ПАО «Газпром» Валерия Голубева. Он отметил, что «Газпром» фактически остается единственной организацией, занимающейся газификацией, и основным поставщиком природного газа для населения, несмотря на то, что его доля на внутреннем рынке газа за 10 лет снизилась со 100% до 45% без учета собственного потребления.

Проводя газификацию, «Газпром» решает поставленную перед ним государством социальную задачу, а экономически газификация является нерентабельной.

Неудивительно, что независимые поставщики газа, поставляя газ промышленным потребителям на внутреннем рынке по коммерческим ценам, совершенно в ней не участвуют. При этом «Газпром» систематически сталкивается с нарушениями платежной дисциплины, что является одной из серьезнейших проблем.

«Сегодня неплатежи достигают 170 млрд руб. Это сопоставимо с объемом инвестиций, вложенных в программы газификации с 2005 года. Получается парадоксальная ситуация: чем больше мы вкладываем в газификацию, чем больше потребителей подключаем, тем меньше денег получаем. Они заложены в инвестиционные программы, но реально они не будут получены. Мы вынуждены изыскивать другие источники для выполнения задач газификации, для поддержания надежности газоснабжения, ремонта и модернизации единой системы газоснабжения (ЕСГ), и на этом фоне нас хотят еще к чему-то обязывать законодательно», – заявил Голубев.

Между тем, несмотря на экономические сложности, совместная работа «Газпрома» и администраций субъектов РФ, начатая в 2005 году, идет достаточно эффективно. С 2005 по 2016 год в нее было вложено около 295 млрд руб., построено 2046 газопроводов протяженностью более 28 тыс. км, газифицировано 5060 котельных, 815 тыс. домовладений. Средний уровень газификации в России за это время вырос с 53,3% до 67,2%, в том числе в городах – с 60% до 70,9%, в сельской местности – с 34,8% до 57,1%.

В 2017-2020 годах в стране планируется построить около 24 тыс. км газопроводов, создать условия для газификации в 3,5 тыс. населенных пунктов, что будет соответствовать 3 тыс. котельных и 700 тыс. домовладений.

Если эти планы будут реализованы, темпы газификации увеличатся более чем в два раза.

Участники круглого стола предоставят в комитет Госдумы по энергетике конкретные предложения с целью их внесения в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», посвященный стимулированию газификации.

Постановление Правительства РФ № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ссылка на скачивание) регламентирует порядок технологического присоединения (подключения) и утверждает размер платы за подключение газового оборудования . В соответствии с Постановлением № 1314 были разработаны и утверждены Методические указания, по которым производится расчет платы за подключение к газовым сетям. К примеру, для потребителей с почасовым расходом газа от 5 м3 до 15 м3 и расположенных на расстоянии до 200 метров до газовой магистрали, стоимость подключения составляет от 20 000 до 50 000 рублей.

В 2001 году был утвержден план газификации регионов России, который осуществляют власти субъектов РФ совместно с компанией «Газпром», которая берет на себя расходы, связанные с проведением газопроводов до населенных пунктов. В свою очередь, региональные власти должны прокладывать уличные газовые сети с одновременной подготовкой к приему газа конечных потребителей.

Новый закон о газификации утвердил подключение газа по новым правилам. В основе нормативных документов и положений о подключении газа лежит Федеральный закон о газификации. В нем содержатся все основные правовые, экономические и организационные положения. Помимо этого, ФЗ о газификации регламентирует взаимоотношения между поставщиками и потребителями газа, которые подробно изложены в «Положении об утверждении правил поставки газа». В нем описываются основные принципы газификации частных домов, дачных кооперативов и предприятий, а так же расчет стоимости подключения и порядок оплаты за услуги газоснабжения.


Подключение газа по новым правилам

Раньше для подключения газа к частному (загородному) дому жителям приходилось ждать годами. В новых правилах четко прописаны сроки подключения. Газораспределительная компания обязана выдать технические условия в течение 14 дней, а сам трубопровод должен быть проложен в течение 2 лет. Значительно уменьшилась и стоимость самого подключения. Если раньше подключение газа к частному дому обходилось в сумму 100 000 до 700 000 рублей, то теперь - от 20 000 до 50 000 рублей, при условии, что расстояние от дома до газовой магистрали не превышает 200 метров. В том случае, если расстояние до газораспределительного пункта больше, то жителям поселка (дачного кооператива) можно посоветовать создать общественную организацию, которая будет добиваться подведения газовой магистрали к домам за счет бюджета. Кроме того, в новых правилах детально прописан порядок подключения, что исключает возможность разночтений (имевших место ранее).

Уровень газификации России - тема сложная. Ее используют как символ неспособности власти наладить цивилизованную жизнь во многих регионах страны. Причем районы без газа есть как в труднодоступных частях нашей Родины, так и в Московской области.

Газификация России в процентах

Не газифицированы поселки, находящиеся в регионах добычи газа. На июдь 2016 года газификация России составляла 66%.

Уровень газификации европейских стран более 90%, как и Армении, например. Украина газифицирована на 72%.

В 1991 году страна была газифицирована на 40%, Медведев в 2009-ом обещал провести газ в каждый поселок до 2015 года. Почему не получилось и как вообще происходит этот процесс?

Газификация страны лежит на структурах Газпрома - до границ поселков, Газпром финансирует проектно-изыскательские и строительные работы. Внутрипоселковые газопроводы строит администрация поселения за счет бюджетных и иных привлеченных ею средств. Газпром считает, что полностью выполняет свои обязательства, а программа газификации рассчитана не до 2015 года, а до 2020-го.

Но критики справедливо полагают, что Газпром теряет интерес к финансированию этого проекта (естественно, выгоднее газ продавать заграничным потребителям), темпы строительства газопроводов с каждым годом уменьшаются. Проект газификации России убыточен: цена за газ для России и для заграницы разная, к тому же потребители России должны огромную сумму - чуть меньше 200 миллиардов рублей! Это сопоставимо с инвестициями в газификацию вообще - с 2005 года около 500 миллиардов денег Газпрома и бюджетов субъектов. Получается, что неплательщики должны половину этой суммы.

Недогазификацию Сибири объясняют доступностью угля. Тем не менее, со строительством "Силы Сибири" обещают ситуацию исправить.

Программа газификации Московской области до 2020 года

Программа газификации Московской области доступна на на карте или списком. Там же есть калькулятор стоимости технологического присоединения дома к сетям газораспределения. И тут подходим к следующему барьеру для всеобщей газификации: в Подмосковье это очень-очень дорого! Дешевле дровами топить. При подсчете всех расходов получится, что стоить это удовольствие для владельца частного дома будет не то что за 100 тысяч рублей - все двести! и дороже. Зависит от метража, объема потребляемого газа, стоимости оборудования и его качества (практично объединяться с соседями - выйдет дешевле).

Пишут, что за границей власти помогают населению оплатить часть расходов или выдают дешевые кредиты. На совещании правительства по вопросам газоснабжения летом прошедшего года вопрос об этом не поднимался, или не поднимался в присутствии прессы. Меры по улучшению ситуации касаются юрлиц и субъектов, отсутствия синхронности в их работе. Ведь строительство газопровода - это труд газовиков плюс готовность принять его и продолжить во стороны городов и поселков, ждущих голубое топливо.